автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Слепцов, Платон Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Слепцов, Платон Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯКУТОВ В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ЭТНОГРАФИИ II

§ I. Историография дореволюционного периода. . II

§ 2. Историография советского периода,

Глава 2. БРАК И СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ.

§ I. Формы брака

§ 2. Якутская свадьба.

§ 3. Калым и приданое.

Глава 3. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ.

§ I. Численность семьи и семейные взаимоотношения

§ 2. Семейные обряды . . . • •

§ 3. Развод и порядок наследования семейного имущества.

Глава 4. ДЕТИ И ИХ ВОСПИТАНИЕ.

§ I. Ровдение ребенка и родильные обряды

§ 2. Уход за ребенком и его воспитание

§ 3. Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка и бесплодием женщины

Глава 5. СРАШИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ ЯКУТСКОЙ ОБРЗДНОСТИ.

§ I. Свадебные обряды.

§ 2. Семейные обряды.

§ 3. Родильные обряды.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Слепцов, Платон Алексеевич

ХХУ1 съезд КПСС, отметив огромную роль и значение общественных наук для успешного решения задач коммунистического строительства, призвал ученых сконцентрировать усилия на изучении закономерностей развития советского общества*. Одним из важнейших социальных институтов любого общества является семья, которая изменяется и развивается вместе с историческим развитием общества в целом. Отмечая эту важную закономерность, К.Маркс писал, что семья "должна развиваться по мере того, как развивается общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общественной системы"^.

Исследование брачно-свмейных отношений, как одной из форм общественных отношений, является важной задачей этнографической науки. Изучение этого вопроса дает возможность проследить процесс развития социальных взаимоотношений, особенности исторического развития народа, поскольку семья представляя собой первичную ячейку общества, отражает основные стороны общественно-экономической жизни данного народа. Кроме того, это дает возможность проследить и уточнить те исходные рубежи, с которых начиналось формирование новой советской семьи, т.е. традиционные формы семьи и брака. Не менее важное значение имеет изучение традиционной обрядности, т.к. обряды и обычаи семьи выполняют важнейшие регулятивные функции социального контроля за поведение человека в быту. Анализ семейных обрядов и обычаев позволяет целенаправленно формировать новые

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 145-146. о

Маркс К. Конспект книги Льюиса Г.Моргана "Древнее общество". - Архив К.Маркса, Ф.Энгельса. М., 1948, т.9, с.37. отношения в семье, т.к. новая обрядность создается, в значительной мере, на базе старой традиционной*. С другой стороны, традиционная обрядность составляет один из компонентов, опрер делящих "этнический признак* духовной культуры любого народа .

В век научно-технической революции и социального прогресса с быстрым исчезновением многих традиционных черт культуры каждого народа, их изучение приобретает особо важное значение и становится актуальной проблемой3. Главным образом это относится к тем народам Сибири, которые до недавнего времени не имели своей письменности.

Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно проявляют больщую заботу о повышении социального и культурного уровня жизни коренного населения Сибири и Дальнего Востока4.

В качестве одной из наиболее существенных сторон традиционной культуры выступают традиционные брачно-семейные отношения и многообразная семейная обрядность, которая, как пока Лобачева Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР. Опыт этнографического изучения. - СЭ, 1973, № 4, с. 15. о

Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. - СЭ, 1972, № 3, с.73. о

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981, с.125.

4 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера" от 7 февраля 1980 года. - В кн.: Справочник партийного работника. И., 1981, вып.21, с.159-167. зывают этнографические материалы, отличается значительной устойчивостью и преемственностью традиций. До настоящего времени история развития брачно-семейных отношений и семейной обрядности якутов остается малоизученной.

Объектом исследования настоящей работы является семья и семейная обрядность (в нее входят также свадебная и родильная) якутов XIX - начала XX в., развернутое и углубленное изучение которых дополняет имеющийся пробел в характеристике традиционного быта и духовной культуры якутского народа.

Целью настоящей работы является изучение традиционной культуры якутского народа, а именно истории развития брачно-семейных отношений. В связи с этим возникают следующие конкретные задачи: I. Всесторонний анализ традиционных форм брака и семьи и выделение их особенностей; 2. Выявление и систематизация основных свадебных, семейных и родильных обрядов и обычаев, попытка интерпретации их семантической основы; 3. Рассмотрение процесса воспитания детей; 4. Сопоставление данных по свадебным, семейным и родильным обрядам якутов с аналогичными материалами других тюрко-монгольских народов Сибири, Средней Азии и Казахстана и на этой основе попытка освещения исторических и этнографических связей предков современных якутов с древним населением этих регионов.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX - начала XX века, т.к. наибольшее количество существующих письменных и архивных источников характеризуют этот период, однако в целом в работе использованы всевозможные источники, начиная с ХУЛ в.

В качестве основного источника привлечены архивные материалы. Автором были выявлены материалы из фондов следующих архивов: Центрального Государственного исторического архива

СССР (материалы Ф.И.Лангаса, И.Эверса и С.Горновского); Ленинградского отделения Архива АН СССР (материалы Э.К.Пекарского и И.П.Сойконнена); Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (материалы В.М. и М.Н.Ионовых, Н.А.Виташевского, Э.К.Пекарского, В.И.Телье); Ленинградской части Института этнографии АН СССР (материалы Н.А. Виташевского и А.А.Попова); Географического общества СССР (материалу В.Л.Серошевского, Е.П.Та-таринова); Центрального Государственного архива Якутской АССР (материалы И.Д.Новгородова , М.Н. Тимофеева-Терешкина, областного статистического комитета) и архива Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР (материалы Я.И.Линденау, А.Е.Кулаковского, Г.В.Ксенофонтова, А.А.Саввина, А.С.Порядина, П.Т.Степанова и других). Также источниками для работы послужили: научные публикации и полевые материалы, собранные автором в пяти районах Якутской АССР в 1982-1983 гг. Всего было опрошено 26 мужчин и женщин старшего возраста, хорошо знающих традиционные формы быта, брачно-семейных отношений и обрядности^-.

Методологической основой для написания работы явились произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные проблемам брака и семьи* В первую очередь, это относится к работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", р в которой он дал эволюцию институтов брака и семьи . Вопросы положения женщины в дореволюционной семье, ее эмансипации были разработаны в трудах В.И.Ленина^.

Список информаторов и сведения о них даны в приложении № I.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.28-178. о

Ленин В.И. Проект программы нашей партии. - Полн. собр. соч., т.4, с.211-239; К женщинам-работницам. - Полн. собр. соч., т.40, с.157-168 и других.

Для теоретического осмысления и понимания сущности брачных институтов были использованы труды русских и советских исследователей: М.М.Ковалевского, Л.Я.Штернберга, М.О.Косвена, Ю.И.Семенова, Н.А.Кислякова и других*.

За последние десятилетия в советской этнографической литературе по вопросам семьи и семейной обрядности народов нашей страны: белорусов, таджиков, киргизов, ногайцев, латышей и 2 других появились многочисленные специальные исследования. На материале сибирских народов эти вопросы рассматриваются в о работах С.М.Биче-оол, К.Д.Басаевой и Н.И.Шатиновой . В тоже Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1949; Штернберг Л.Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. Л., 1933; Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957; Он же. Семейная община и патронимия. М., 1963; Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1975; Кисляков Н.А. Очерки истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956; Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. ЖЭ, н.с., 1959; Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. Фрунзе, I960; Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев (XIX - начало XX в.). М., 1979; Устинова М.Я. Семейные обряды латышского городского населения в XX в. М., 1980 и другие. о Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. - Автореф.канд.дисс. Л., 1974; Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX века). Новосибирск, 1980; Шатинова Н.И. Семья у алтайцев.Горно-Алтайск, 1981. время надо отметить, что по якутам специального исследования по данным вопросам пока нет. И это показывает крайнюю необходимость и актуальность создания такой монографической работы*

Якуты являются крупнейшим тюркоязычным народом Восточной Сибири. Территория их нынешнего расселения занимает одну седьмую часть СССР. По переписи 1979 г. их численность составляет свыше 328 тыс.чел. или 36,8$ всего населения республики. До Великой Октябрьской революции в состав Якутской области входили пять округов: Олекминский, Якутский, Вилюйский, Верхоянский и Среднеколымский, в которых по переписи 1897 г. проживало 216 тыс. чел. местного населения. До прихода русских якуты занимались скотоводством (главным образом, разведением конного скота), оленеводством, охотой и рыболовством. С приходом в ХУЛ в. русских якуты начали заниматься земледелием, которое особенно было развито в Олекминском и Якутском округах. В течение ХУП-ХУШ вв. был проведен процесс христианизации местного населения Якутии.

В настоящей работе впервые предпринята попытка рассмотреть брачно-семейные отношения и семейную обрядность якутов XIX - начала XX в. с использованием ранее неопубликованных архивных и полевых материалов, которые впервые вводятся в научный оборот.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения. Во введении дается обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, характеристика основных источников. В первой главе рассматривается дореволюционная и советская историография вопроса. Во второй главе дается анализ форм брака, свадебной обрядности и характеристика институтов калыма и приданного. В третьей главе исследуются численность, структура семьи, семейная обрядность и развод, порядок наследования семейного имущества. В четвертой главе описывается роздение ребенка и связанные с этим родильные обряды, уход эа ребенком и воспитание детей. В пятой главе проведен сравнительный анализ материалов по свадебнш, семейнш н родильным обрядам якутов с аналогичными материалами других тюрко-монгольских народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. В заключении подводятся краткие итоги предпринятого в диссертации исследования по брачно-семейным отношениям и семейной обрядности якутов XIX- начала XX в. В приложении представлены таблицы, схемы, образцы "алгысов", иллюстрирующие содержание работы.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по этнической истории и духовной культуры якутского народа и в спецкурсах, в атеистической работе и пропаганде идей коммунистического воспитания у народов Сибири.

Автор приносит глубокую благодарность информаторам, оказавшим помощь в сборе полевых материалов, и всем тем, кто оказал всяческое содействие в написании данной работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)"

- 188 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные в исследовании материалы, позволяют сделать следующие основные выводы: историю изучения брачно-семейных отношений якутов в русской и советской этнографии можно разделить на следующие основные этапы: первый этап - вторая половина ХУП-ХУШ вв., характеризуется как время накопления первых этнографических сведений и фактов по теме; второй этап - XIX -начало XX в., характеризуется как время появления первых работ, в которых были сделаны попытки осмыслить, обобщить отдельные факты и сведения по теме; третий этап начинается с 1917 г. и характеризуется как время создания отдельных работ по некоторым аспектам темы с использованием марксистско-ленинской методологии, комплексного применения разных видов источников и т.д.

В XIX - начале XX в. у якутов главной формой заключения брака являлся брак по сватовству путем уплаты калыма, другие формы заключения брака, соответствующие более ранним этапам развития брака и семьи, в это время потеряли свое значение. Вследствие развития товарно-денежных отношений, с разложением натурального хозяйства происходило уменьшение значения институтов калыма и приданого, однако это не означало, что брак терял характер экономической сделки (главным образом это относилось к богатой части якутского населения). Якутский традиционный свадебный церемониал состоял из четьфех этапов: I. "Кэргэн кэпсэтии" - сватовство-сговор (помолвка); 2. Первый свадебный праздник "тюсэ барар", который совершался после уплаты части калыма и обычай "кютюёттююр" (зятевать); 3. Второй свадебный праздник "уруу", включавший "кыыс сюктэр" (переезд невесты в дом жениха) и праздничный пир в нем. Праздник совершался после полной уплаты калыма; 4. "Тёркюттю" - временное

- 189 возвращение молодой в дом родителей через некоторое время после "уруу*. В рассматриваемое время традиционный свадебный церемониал значительно упростился (в основном это относится к бедной части населения) и в нем немаловажную роль стали играть обычаи и обряды, связанные с представлениями христианства.

В XIX - начале XX в. у якутов господствующей формой семьи являлась малая семья, средняя численность которой составляла 3-5 человек. Для внутреннего строя семьи было характерно господство патриархальных традиций, регулировавших весь уклад семейной жизни. В развитии якутского традиционного права наследования можно предварительно вццелить два периода: первый период охватывает время до второй половины XIX в., когда в традиционном праве наследования большую роль продолжали играть пережитки патриархальных отношений; второй период охватывает время со второй половины XIX - до начала XX в., когда дальнейшее развитие экономических и общественных отношений в якутском обществе, вовлечение якутского хозяйства в сферу товарно-денежных отношений привели к ослаблению патриархальных основ якутской семьи и заметному расширению имущественных прав якутской женщины.

В XIX - начале XX в. у якутов рождение детей сопровождалось целым комплексом различных магических церемоний, обрядов и предохранительных мер. Среди них главное место занимали представления и обряды, связанные с богиней "Айысыт". Многие представления и обряды, связанные с защитой детей и бесплодием женщины, продолжали существовать, хотя и в упрощенном виде. Система трудового и нравственного воспитания основывалась на последовательном усвоении норм социального поведения, с которыми дети знакомились с самого раннего возраста.

Рассмотренные этнографические материалы показывают, что в традиционной якутской обрядности XIX - начала XX в. прослеживаются пережитки многих древних верований: магии, анимизма, тотемизма, фетишизма и также некоторую роль играют обряды и обычаи, связанные с представлениями христианства.

Формирование якутской традиционной обрядности, по-видимому, прошло следующие основные этапы; I. Время перехода от матриархальных к патриархальным отношениям (предтюркское - древне-тюркское время - I тыс.н.э.). Пережиточные явления от этого периода сохранились, главным образом, в свадебных обрядах - это обряды и обычаи, связанные с праздником "тюсэ барар" и в родильных - представления, связанные с богиней "Айысыт" и т.д. Z. Время развитых патриархальных отношений (послетюркское время - вторая половина П тыс. н.э.). Этот период характеризуется сохранением многих черт и пережитков в свадебных и семейных обрядах (решающая роль отцов двух семейств в первом этапе свадьбы, патриархальный образ духа-хозяина домашнего очага и т.д.).

Таким образом, сравнительный анализ традиционной обрядности якутов XIX - начала XX в. и других тюркоязычных народов Сибири свидетельствует о единой - древнетюркско# основе традиционной обрядности этих народов.

- 191

 

Список научной литературыСлепцов, Платон Алексеевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г.Моргана "Древнее общество". Архив К.Маркса и Ф.Энгельса. М., 1948, т.9, с.1-192.

3. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Соч., 2-е изд., т.1, с.598-617.

4. П. Документы и материалы КПСС и Советского государства

5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 февраля 1980 года "О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера". В кн.: Справочник партийного работника. М., 1981, вып.21, с.159-167.

6. Ш. Документы и материалы государственных архивных учреждений Центральный Государственный исторический архив СССР

7. Ф.1264, оп.1. (Ф.И.Лянгас. Собрание известий о начале и происхождении разных племен иноверцев в Иркутской губернии обитающих.; Неизвестный автор. 0 степных законах и обычаях якутов (1824 г.).

8. Ф.1285, оп.2. (По проекту коллежских ассессоров И.Эвер-са и С.Горновского о приведении города Якутска и области в лучшее состояние).

9. Ф.1409, оп.1. (И.Эверс, С.Горновский. Описание Якутской области (1797-1803 гг.).

10. Ленинградское отделение Архива АН СССР

11. Ф.47, оп.2. (И.П.Сойконнен. Семейный быт якутов Якутского округа (1928).- 192

12. Ф.202, оп.1. (Э.К.Пекарский, Н.П.Попов. Средняя якутская свадьба; В.Е.Горинович. Жилища, пища и одежда якутов).

13. Архив Ленинградской части Института этнографии АН СССР

14. Ф.К-5, оп.1 (Материалы, собранные членом Сибиряковской экспедиции Н.А.Виташевским).

15. Ф.14, оп.З. (А.А.Попов. Подборка материалов по религии якутов; Он же. Фрагменты рукописей и материалов по религии, фольклору и материальной культуре).

16. Архив Ленинградского отделения Института востоковедения1. АН СССР

17. Ф.2, оп.4. (Э.К.Пекарский. Летопись Якутского края).

18. Ф.П, оп.1. (Н.А.Виташевский. Заметки о свадебных обрядах).

19. Ф.22, оп.1. (В.М.Ионов, М.Н.Ионова. Материалы по верованиям якутов; Доверия, верования и сны; Беременность).

20. Архив Географического общества СССР

21. Р.64, оп.1. (В.Л.Серошевский. Якуты (опыт этнографического исследования), т.2; Виноградов. Общие замечания о якутах.

22. Р.63, оп.1. (Е.П.Татаринов. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области).

23. Центральный Государственный архив Якутской АССР

24. Ф.343, оп.1. (Материалы областного статистического комитета за 1908 г.).

25. Ф.1413, оп.2.(М.Н.Тимофеев-Тэреокин. Вилюйский округ; И.Д.Новгородов. Этнографические материалы о быте, обычаях, материальной культуре якутов).- 193

26. Архив Якутского Филиала Сибирского отделения АН СССР

27. Ф.6, оп.4, 12. (Материалы А.А.Саввина!).

28. Ф.4, оп.19. (Материалы М.Н.Ионовой).

29. Ф.4, on.26. (Материалы А.Е.Кулаковского).

30. Ф.5, оп.1. (Я.И.Ливденау. Описание якутов. 1741-1745гг.

31. Ф.5, оп.З. (Материалы А.А.Саввина, С.И.Боло, А.С.Порядила, П.Т.Степанова, Е.Н.Ивановой, Е.С.Афанасьева и других).

32. Ф.5, оп.4. (Материалы А.А.Саввина).

33. Ф.5, оп.6. (Материалы Н.К.Антонова).

34. Ф.5, оп.7, II, 13. (Материалы А.А.Саввина).1. ПГ. Литература

35. Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка. -Сборник МАЭ. М.-Л., 1949, т.Х1, с.78-138.

36. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971, 401 с.

37. Александров Н.А. Якуты. М., 1899, 38 с.

38. Алексеев Н.А. Культ айыы - племенных божеств, покровителей якутов (к вопросу о так называемом белом шаманстве). -Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1969, вып.5, с.145-169.

39. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX начале XX вв. Новосибирск, 1975, 199 с.

40. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980, 315 с.

41. Андреев А.И. Изучение Якутии в первой половине XIX в.-Ученые записки ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1958, вып.5, с.51-58.

42. Аргынбаев Х.А. Свадьба и свадебные обряды в прошлом и настоящем. СЭ. 1974, № 6, с.69-74.- 194

43. Аргынбавв Х.А. Семья и брак у казахов. Автореф. докт.дмсс. Алма-Ата, 1975, 130 с. (на казах, языке).

44. Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л., 1969, 148 с.

45. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966, 344 с.

46. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979, 180 с.

47. Басаева К.Д. Традиционные обычаи и обряды западных бурят, связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка. -Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1974, вып.6, с.28-49.

48. Она же. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX начало XX века). Новосибирск, 1980, 222 с.

49. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы ХУШ середина XIX в.). М., 1956, 428 с.

50. Он же. История животноводства в Якутии второй половины XIX начала XX в. Якутск, 1962.

51. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе, 1972, 169 с.

52. Бекмуратова Х.Т. Брак и семья у каракалпаков в прошлом и настоящем. Нукус, 1970, 117 с.

53. Берг Н.С. Свадебные обряды якутов. Вестник ИРГ0. СПб., 1853, ч.З, отд.8, с.32-39.

54. Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в 1Уве. Автореф. каед. дисс. Л., 1974, 20 с.

55. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям бывшего Якутского округа). Сборник трудов НИИ языка и культуры при СНК ЯАССР. М. - Якутск, 1938, вып.4, 328 с. (на якутском языке).- 195

56. Бонч-Осмоловский Г. А. Свадебные жилища турецких народностей. Материалы по этнографии России. Л., 1926; т.З, вып.З, c.IOI-IIO.

57. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. H.v 1981, 388 с.

58. Бурыкина Н.Н. Якутские обычаи, связанные с рождением ребенка. Сборник трудов общества "Саха кэскилэ". Якутск, 1928, вып.5, с.142-150.

59. Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар. В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976, с.320-331.

60. Он же. Западно-сибирские татары. Казань, 1980, 230 с.

61. Вайнштейн С.И. Род и кочевая община у кочевых тувинцев (XIX начало XX вв.). - СЭ, 1959, № 6, с.80-86.

62. Васильева Г.Ы. О роли этнических компонентов в сложении свадебной обрядности туркмен. В кн.: История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968, с.324-333.

63. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. Якутск, 1973, 303 с.

64. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893, 215 с.

65. Виташевский Н.А. Брак и родство у якутов. Живая старина. СПб., 1909, вып.4, с.38-54.

66. Он же. Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права. Павлинов Д.И., Виташевский Н.А., Левен-таль Л. Г. Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929, с.89-220.

67. Востров В.В. Казахи Джанибекского района Заладно-Ка-захстанской области. ТИИАЭ АН Каз.ССР. Алма-Ата, 1956, с. 5104.

68. Вруцевич М.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской196 -области. - Записки ИРП) по отделение этнографии. СПб., 1891, т.17, вып.2.

69. Он же. Юридические обычаи якутов. Гражданское и уголовное право. 1891, кн.3-4, с.27-52.

70. Вяткина К.В. Культ огня у монгольских народов. СЭ. 1968, * 6, с.117-122.

71. Она же. Очерки культуры и быта у бурят. Л., 1969, 218 с.

72. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961, 386 с.

73. Она же. Очерки истории семьи и брака у ногайцев (XIX начало XX вв.). Н., 1979, 172 с.

74. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб., 1799, кн.2, 178 с.

75. Гоголев А.И. Историография верований и шаманства у якутов (конец ХУЛ 50-е годы XIX в.). - Автореф. канд. дисс. Якутск, 1973, 29 с.

76. Он же. Лекции по исторической этнографии якутов. Якутск, 1978, 80 с.

77. Он же. Историческая этнография якутов. Якутск, 1980, 108 с.

78. Он же. Историческая этнография якутов. Народные знания и обычное право. Якутск, 1983, 102 с.

79. Горохов К.И. Исследования и материалы участников Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСОИРГО в I894-1896 гг. в области этнографии якутов. В кн.: И» истории Якутии ХУЛ -ХУШ веков. Якутск, 1965, с.52-76.

80. Горохов Н.С. Следы шаманства. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Известия ВСОИРП). Иркутск, 1882, т.13, вып.З, с.36-39.

81. Он же. Кинитти. Отношение женщины к родне ее мужа, уякутов. Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1983, т.14, вып.1-2, е. 7172.

82. Г^рвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977, 247 с.

83. Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Даввдова, писанное сим последним. СПб., 1812, ч.2, 224 с.

84. Диваев А. А. О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарьинской области. Казань, 1899, 29 с.

85. Дкикиев А. Свадебные обряды у туркмен-салыров в конце XIX начале XX в. - ТИИАЭ. Ашхабад, 1963, т.7, с.151-164.

86. Дхулиани Ю. О якутах. Сын Отечества. СПб., 1836, 4.178, » 23-27, с.83-104, 138-159.

87. Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. Фрунзе, I960, 96 с.

88. Длужневская Г.В. Еще раз о "Кудыргинском валуне" (к вопросу об иконографии Умай и у древних тирсов). Тюркологический сборник 1977 г. М., 1978, с.230-237.

89. Диенео. На крайнем северо-востоке.Сибири. СПб., 1895, 287 с.

90. Добрянский В.Н. Якутка. М., 1927, 45 с.

91. Дьяконова В.П. Религиозные культы тувинцев. — Сборник МАЭ. Л., 1977, т.33, с.172-216.

92. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут. Сборник МАЭ. Л., 1927, т.6, с.63-78.

93. Дыренкова Н.П. Умай в культе турецких племен. Культура и письменность Востока. Баку, 1928, кн.З, с.134-139.

94. Она хе. Пережитки материнского рода у алтайских тир-ков. Сборник памяти В.Г.Богораза. Л., 1937, с.129-140.

95. Евсеева Н.С. Из современного быта якутов (по материал- 198 лам Баягантайского наслега Усть-Алданского района ЯАССР). -Научные сообщения ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1961, вып.6, с.15-21.

96. Она же. Аталычество и усыновление у якутов. СЭ, 1980, № I, с.105-108.

97. Есбергенов X., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. Нукус, 1975, 211 с.

98. Ефимова А.Е. Телеутская свадьба. Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. М.-Л., 1926, вып.1, с.225-246.

99. Жеребина Т.В. Религиозный синкретизм (традиционные верования якутов и христианство). Автореф.канд.дисс. М., 1983, 22 с.

100. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов. ХУЛ век. Якутск, 1966, 423 с.

101. Иванов С.В. Происхождение бурятских онгонов с изображениями женщин. ТИЭ, 1951, т.17, с.95-150.

102. Он же. Старинный якутский обряд, связанный с рождением ребенка. В кн.: Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX в. Л., 1971, с.142-149.

103. Он же. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (ХУШ первая четверть XX в.). Л., 1979, 194 с.

104. Иванова Л.Т. К вопросу об отмене калыма. В кн.: Вопросы науки в трудах молодых ученых Якутии. Якутск, 1971,с.41-42.

105. Она же. Дореволюционная литература о положении женщины в Якутии. В кн.: Якутский архив. Якутск, 1972, вып.4, с.129-141.

106. Она же. Раскрепощение женщин Якутии и их роль в социалистическом строительстве. Якутск, 1974, 182 с.

107. Идее И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Кн- 199 тай (1692-1695 гг.). М., 1967, 404 с.

108. Инкижинов И.И. Бурятская свадьба. Иркутск, 1912,52 с.

109. Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов. Сборник МАЭ. СПб., 1913, т.1, вып.16, с.1-28.

110. Он же. К вопросу изучения дохристианских верований якутов. Сборник МАЭ. Прг., 1918, т.5, вып.1, с.155-164.

111. Иохельсон В.И. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении. Живая старина. СПб., 1895, вып.2, с.127-161.

112. Катаров Б.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. Сборник МАЭ. Л., 1929, т.8, с.152-195.

113. Календарные обряды и обычаи в странах Западной Европы (конец XIX начало XX в.). Весенние праздники. М., 1977, 357 с.

114. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Сборник МАЭ. Л., 1927, т.6, с.19-36.

115. Кириллов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831, кн.2, 184 с.

116. Кисляков Н.А. Калым и приданое у таджиков. Н4Э. 1951, т.14.

117. Он же. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969, 240 с.

118. Кларк П. Вилвйский округ. Записки С0ИРГ0, кн.7, с.91-165.

119. НО. Ковалик С.Ф. 0 киренских якутах. Известия ВС0ИРГ0. Иркутск, 1897, т.28, вып.4, с.112-115.

120. I. Кон Ф. Беременность, роды и уход за ребенком у качи-нок. Русский антропологический журнал. М., 1900, № 4, с.58-61.- 200

121. Коновалов А.6. Традиционные компоненты семейной обрядности казахов Южного Алтая. В кн.: Археология и этнография Алтая. Барнаул, 1952, с.156-165.

122. Константинов И. В. Материальная культура якутов ХУШ века (по материалам погребений). Якутск, 1971, 212 с.

123. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957, 239 с.

124. Он же. Этнография и история Кавказа. М., 1961, 259 с.

125. Костров Н.А. Очерки юридического быта якутов. -Записки ИР ГО по отделу этнографии. 1878, т.8, с.259-299.

126. Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов. Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань, 1899, т. 15, вып.5-6, 176 с.

127. Ксенофонтов Г.В. Хрестес, шаманизм и христианство. Иркутск, 1929, 143 с.

128. Он же. Ураанхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. Иркутск, 1937, т.1, 576 с.

129. Кулажовский А.Б. Материалы для изучения верований якутов. Записки Якутского краевого географического общества. Якутск, 1923, кн.1, 107 с.

130. Кулаковский А.Б. Научные труды. Якутск, 1979, 482с.

131. Лессепс 1.Б. Лессепсево путешествие по Камчатке и по Ккной стороне Сибири. М., I80I-I802, чЛ-З; 214 с.

132. Лобачева Н.П. Свадебный обряд хорезмских узбеков. -КСИЭ, М., I960, т.34, с.39-48.

133. Она же. О формировании новой обрядности у народов СССР. СЭ, 1973, № 4, с.14-24.

134. Она же. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана. В кн.: До- 201 мусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; с.298-333.

135. Она же. К истории сложения института свадебной обрядности. В кн.: Семья и семейные обряды Средней Азии и Казахстана. М., 1978, с.144-175.

136. Она же. Об одном обычае свадебного комплекса хорезмских узбеков. В кн.: Этнография и археология Средней Азии. М., 1979, с.163-167.

137. Маше Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887, ч.З, 192 с.

138. Майнов И.И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. СПб., 1912, 29 с.

139. Маковецкий П.Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов. Омск, 1886, вып.10, 82 с.

140. Максимов А.Н. Из истории семьи у русских инородцев. -Э0. М., 1902, вып.1, с.41-76.

141. Он же. Ограничение отношений между одним из супругов и родственниками другого. Э0. М., 1908, вып.1-2, с.77, с.1-77.

142. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб., 1878, ч.2, отд.6, 851 с.

143. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят. -В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976, с.292-319.

144. Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1963 , 766 с.

145. Николаев С.И. Новый год старинных якутов. Хотугу сулус, 1970, № 2, с.92 (на якутском языке).

146. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984, 303 с.

147. Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов ХУП-ХУШве- 202 ков. В кн.: Сборник научных статей. Якутск, 1951, вылЛ, с.92-103.

148. Овчинников М.П. Из материалов по этнографии якутов. -ЭО. М., 1897, вып.4, с.77-88.

149. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. Сборник трудов общества "Саха кэскилэ". Якутск, 1927, вып.1, с.98-139.

150. Окладников А.П. Исторический путь народов Якутии. Якутск, 1943, 91 с.

151. Он же. К истории этнографического изучения якутов. -Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948, с.17-38.

152. Он же. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к русскому государству. М.-Л., 1955, тЛ, 432 с.

153. Описание народов, находящихся около Якутска, Охотска и на Камчатке. Российский магазин. СПб., 1792, чЛ, с.361-405.

154. Описание якутов. Северный архив. СПб., 1822, ч.З, вып.16, с.273-300.

155. Остолопов Н.Ф. О происхождении, вере и обрядах якутов. Любитель словесности. СПб., 1806, чЛ, № 2, с Л17-147.

156. Павлинов Д.М. Об имущественном праве якутов. В кн.: Павлинов Д.М., Виташевский Н.А., Левенталь Л.Г. Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929, с.1-46.

157. Он же. Брачное право у якутов, там же, с.47-62.

158. Павловский А. Несколько слов о демонологии якутов. -Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1870, т.1, вып.З, с.69-72.

159. Парникова А.С. Этнографическое изучение Якутии в советское время. В кн.: Вопросы историографии и источниковедения Якутии. Якутск, 1971, с.33-47.

160. Пекарский Э.К., Осмоловский Г.Ф. Якутский род и до- 203 после прихода русских. В кн.: Памятная книжка Якутской области на 1896 г. Якутск, 1895, вып.1, с.1-48.

161. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. СПб., вып.1, 320 стб.

162. Он же. Словарь якутского языка. Л., 1926, вып.8, 2097-2416 стб.

163. Пекарский Э.К., Попов Н.П. Средняя якутская свадьба. Восточные записки. Л., 1927, т.1, с.202-222.

164. Они же. Среди якутов. В кн.: Очерки по изучению Якутского края. Иркутск, 1928, вып.2, с.30-33.

165. Покровский Б.А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. М., 1884, 380 с.

166. Попов А. А. Материалы по шаманству. Культ богини Айысыт у якутов. Культура и письменность Востока. Баку, 1928, кн.З, с.125-133.

167. Он же. Материалы по истории религии якутов б.Вилюй-ского округа. Сборник МАЭ. М.-Л., 1949, т.II, с.255-323.

168. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883, т.4, 1025 с.

169. Потапов Л.П. Материалы по этнографии тувинцев районов Монгуш-Тайги и Кара-Хоя. Труды ТКАЭЭ. М.-Л., I960, т.1, с.171-237.

170. Он же. Очерки народного быта тувинцев. Л., 1969, 400 с.

171. Он же. Умай божество древних тюрков в свете этнографических данных. - Тюркологический сборник. 1972, М., 1973, с.265-287.

172. Потапов Л.П. Исторические связи Алтае-Саянских народов с якутами. СЭ, 1978, № 5, с.85-95.

173. Приклонский В.Л. Материалы по этнографии якутов Якутской области. Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1887, т.38.вып.1-2, с.1-43.

174. Он же. 0 шаманстве якутов. Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1888, т.17, вып.1-2, с.84-118.

175. Он же. Три года в Якутской области. Живая старина. СПб., 1890, вып.З, с.48-84.

176. Припузов Н.П. Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа. Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1884, т.15, вып.З - 4, с.59-66.

177. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М., 1962, 256 с.

178. Попов А. О верованиях якутов в Якутской области. -Известия ВСОИРГО. Иркутск, 1886, т.17, вып.1-3, сЛ19-136.

179. РасЦветаев М.К. Очерки по экономике и общественному быту У якутов. Л., 1932, 159 с.

180. Ромодановская Б.С. Якуты и их страна. М., 1901, 56 с.

181. Руденко С.И. Башкиры (историко-этнографические очерки). М.-Л., 1955, 392 с.

182. Самоквасов Д.Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1876, 282 с.

183. Сатлаев Ф.А. Кумадинцы (историко-этографический очерк XIX первой четверти XX в.). Горно-Алтайск, 1974, 198 с.

184. Саха норуотун айымньыта (творчество якутского народа). Якутск, 1942, 214 с.

185. Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М., 1980, 239 с.

186. Семенов B.C. Русские врачи в Якутии. В кн.: Ведущая сила русского народа в развитии народов Якутии. Якутск, 1955, сЛ82-197.

187. Серебренников И.И. Инородцы Восточной Сибири, их- 205 состав и занятия. Известия ВС0РГ0. 1914, т.43, с.121-168.

188. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне. М., 1979, 168 с.

189. Серошевский В.Л. Якутская свадьба. Живая старина. СПб., 1894, вып.3-4, с.365-374.

190. Он же. Сообщение о брачном союзе якутов. Известия ИРГО. СПб., 1895, т.1, с.19-21.

191. Он же. Якуты (опыт этнографического исследования). СПб., 1896, т.1, с.720.

192. Слепцова М. Женитьба Микайлы. СПб., 1903, 36 с.

193. Смирнова Я.С. Свадебный дарообмен у народов Северного Кавказа и его современная модификация. СЭ. 1980, № I, с. 96104.

194. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969, 315 с.

195. Старынкевич И.Д. Формы заключения брака у турецких племен Сибири и у кочевников Средней Азии. Сборник МАЭ. Л., 1930, т.9, с.215-235.

196. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы. Тюркологический сборник.1971 г. М., 1972, с.213-226.

197. Стралёнберг И.Ф. Северная и восточная части Европы и Азии. Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань. 1893, т.II, вып.З, с.372-379.

198. Оурхаско Ю.Ю. Религиозно-магические элементы карельской свадьбы. В кн.: Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976, с.137-179.

199. Токарев С.А. Общественный строй у якутов ХУП-ХУШ вв. Якутск, 1945, 414 с.

200. Он же. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964,482 с.192* Он же. История русской этнографии. М., 1966, 453 с.

201. Толеубаев А. Пережитки домусульманских верованийв семейном быту казахов конца XIX начала XX в. (по материалам Восточного Казахстана). - Автореф.канд.дисс. М., 1979, 29 с.

202. Толстова Л.С. Каракалпаки Ферганской долины. Нукус, 1959, 180 с.

203. Тощакова Е.М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом. Ученые записки, Горно-Алтайск, 1958, вып.2, с .108150.

204. Она же. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX начало XX в.). Новосибирск, 1978, 160 с.

205. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902, 185 с.

206. Он же. Якуты в их домашней обстановке. Живая старина. СПб., 1908, вып.З, с.332-346; вып.4, с.435-445.

207. Он же. Любовь и брак у якутов. Живая старина. СПб., 1909, вып.2-3, с.17-26.

208. Он же. Наброски о якутах Якутского округа. Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань, I9II, т.38, вып.2-4, с.1-144.

209. Усманова М.С. Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов. Из истории шаманства. Томск, 1976, с.166 -171.

210. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1928, вып.1, 194 с.

211. Хангалов М.Н. Балаганский сборник. Томск, 1903, 289 с.

212. Он же. Собр. соч. в трех томах. Улан-Удэ, 1958, т.1. 551 с.- 207

213. Харузин Н.Н. Юридические обычаи у якутов (по материалам Н.П.Припузова). Э0. М., 1898, вып.2, с.37-64.

214. Харузина В.Н. К вопросу о почитании огня. ЭО. И., 1906, вып.3-4. с.68-205.

215. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 196.9, 439 с.

216. Черников A.M., Сыроватский А.Д. Экспедиция И.И.Ре-довского в Якутию и к Охотскому морю. В кн.: Сборник научных трудов ЯРКМ. Якуток, 1966, вып.4. с. 177.

217. Черский И.Д. Неопубликованные статьи, письма и дневники. Иркутск, 1956. 368 с.

218. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. СЭ. 1972, № 3, 73,

219. Он же. Проблемы картографирования обрядов и обрядового фольклора. Свадебный обряд. В кн.: Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974, с.68-84.

220. Шатинова Н.И. Традиционные обряды алтайцев, связанные с рождением ребенка. В кн.: Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980, вып.1, с.142-160.

221. Она же. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981, 182 с.

222. Шибаева Ю.А. Пережитки эпохи матриархата у хакасов. СЭ. 1948, * I, с .202-204.

223. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, 572 с.

224. Щукин Н.С. Поездка в Якутск. СПб., 1844, 115 с.

225. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, 402 с.

226. Дцахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965, 973 с.

227. Ястремский С.6. Остатки старинных верований. Известия ВСОИРП). Иркутск, 1897, т.28, вып.4, с.19-29.

228. Он хе. Образцы народной литературы якутов. В кн.: Труды комиссии по изучению Якутской АССР. Л., 1929, т.7,226 с.221* Яковлев Б.К. Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея. Описание Минусинского музея. Минусинск, 1900, вып.4, 219 с.