автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Коркмазова, Земфира Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Коркмазова, Земфира Альбертовна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования семьи и семейных отношений.

1.1. Семья: структура и основные функции.

1.2. Формирование семьи и функционирование семейных отношений на Северном Кавказе.

Глава П. Семья и проблемы этносоциальной динамики на Северном

Кавказе.

2.1. Семья и этносоциальные отношения на Северном Кавказе в период тоталитаризма.

2.2. Семья и этносоциальные преобразования в регионе в условиях демократизации общества.

Глава Ш. Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном

Кавказе на современном этапе.

3.1. Семья и проблемы этносоциального развития на Северном Кавказе.,.

3.2. Этнокультурная преемственность в северокавказской семье и ее значение в этносоциальной стабильности в регионе.

3.3. Роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабильности на Северном Кавказе в современных условиях.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Коркмазова, Земфира Альбертовна

Актуальность темы исследования. Среди общественных явлений семья занимает одно из важных мест и находится в центре внимания многих исследователей различных научных направлений. Будучи важнейшей социально-психологической группой, она выступает основной социальной ячейкой общества, заменить которую не может ни один социальный институт. В ней происходит социализация человека как индивида и его приобщение к этнокультурным ценностям всех поколений людей. Здесь формируются ценностно-мировоззренческие установки и социально-правовые ориентации личности, проявляются ее сущностные силы и способности. В семье складываются отношения особого характера -отношения интимности, равенства, толерантности и взаимопонимания.

Как сложное социальное образование и своеобразное сосредоточение всей совокупности общественных отношений, семья отражает в себе противоречия и конфликты, происходящие в развитии общества. Подчеркивая эту особенность семьи как феномена, Ф. Энгельс отмечал, что семья дает нам в миниатюре картину тех противоположностей и противоречий, в которых движется общество.

Сформировавшись на заре человеческой культуры, семья оказалась наиболее устойчивым социальным институтом, ставшим свидетелем разрушения одних и возникновения других цивилизаций, победы одних и поражения других систем общественных отношений. Она сохранилась как важнейший социальный институт, выполняющий свои основные функции -физическое и духовное воспроизводство общества. Из поколения в поколение через семью транслируются этнокультурные ценности народов, играющие огромную роль в этносоциальной стабилизации их взаимоотношений.

В условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе, когда становление рыночной экономики сопровождается ухудшением материального положения граждан, резким обострением этнополитической ситуации и усилением миграционного процесса, значение семьи как фактора этносоциальной стабилизации возрастает. Все это обуславливает актуальность избранной автором темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема семьи и семейных отношений всегда была в центре внимания отечественной и зарубежной философско-педагогической, социально-психологической и социологической науки. Теоретико-методологическая основа данной проблемы освещалась в трудах известных ученых и основоположников социологии и социальной психологии современности. Среди них, в первую очередь, следует назвать Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Зиммеля, П. Сорокина, М. Дюверже, Г. Алмонда, У. Митчела, К. Керкпатрика, М. Нимкоффа, В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса, Н. Смелзера, Р. Миллса, Д. Гелбрейта, С. Фишера, Д. Лукача, Р. Арона, С. Липсета и др.

В дореволюционной русской философской и социологической мысли к этой проблеме обращались такие ученые и философы, как B.C. Соловьев, К.Д. Кавелин, Л.И. Шестов, Н.Я. Грот, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, И.М. Сеченов, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, М.М. Троицкий и др. Среди современных отечественных философов и социологов, непосредственно или опосредовано рассматривающих проблему семьи и семейных отношений, выделяются А.А. Антонов, А.Г.Вишневский, В.М.Медков, И.Ф. Дементьева,

A.Г. Волков, С.И. Голод, А.Г. Здравомыслов, М.С. Мацковский, О.Д. Захарова, А.Г. Харчев, А.К. Уледов, Т.А. Гурко, З.А. Янкова и др.

Значительный вклад в исследование семьи и семейно-брачных отношений народов Северного Кавказа, их общественного и семейного уклада жизни, материальной и духовной культуры внесли Б.Х. Бгажноков,

B.К. Гарданов, А. Гагстгаузен, М.О. Косвен, Н.Ф. Дубровин, К.С. Дзагкоев,

C.Ш. Гаджиев, А.А. Магомедов, А.Х. Магометов, В.В. Миллер, Ф.И. Леонтович, М.М. Ковалевский, А.Ю. Коркмазов, Ш.К. Ногмов, М.А. Мисиков, К.И. Гостиев, В.П. Невская, И.М. Шаманов, Ф.Ф. Торнау, Хан-Гирей, Т.Б. Савина, Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова и др.

Вместе с тем, в научных исследованиях, построенных на комплексной, междисциплинарной, философской, социально-психологической и социологической основе, изучение семьи как фактора этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе редко встречается. В связи с этим автор делает попытку восполнить пробел в научных исследованиях и дать теоретико-методологическое обоснование специфике процессов и явлений в северокавказской семье. Этим и определяется значимость и востребованность данной диссертационной работы по рассматриваемой проблеме.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования: принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности. При написании диссертации автор руководствовался также методами современной социологии и социальной психологии. На основе синтеза методов сравнительного исследования, структурно-функционального подхода, восхождения от абстрактного к конкретному и социального прогнозирования диссертантом предпринята попытка целостного рассмотрения обозначенной темы исследования.

Для получения эмпирического материала при раскрытии проблемы автор пользовался методами наблюдения, интервью, беседы, опроса (устного и письменного), изучения и анализа архивных, статистических отчетных документов и материалов.

Объектом исследования выступает семья как социальный институт, выполняющий свои основные функции, и как социально-психологическая ячейка общества, оказывающая благотворное влияние на этносоциальную стабилизацию в жизнедеятельности народов.

Предметом исследования является северокавказская семья, которая в настоящее время играет все большую роль в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества.

Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении общего и особенного в развитии семьи и семейных отношений на Северном Кавказе, в раскрытии природы (сущности и ценностного гуманистического потенциала) северокавказской семьи, ее значения как фактора этносоциальной стабилизации в этом сложном полиэтничном регионе.

На основе поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи исследования:

- показать место семьи как уникальной социо- и этнокультурной ценности, детерминирующей состояние и поведение социальной группы и человека в обществе;

- выявить общее и особенное в формировании и развитии семьи как социального института на Северном Кавказе; установить характерные особенности этнокультурной и нравственно-правовой социализации личности в северокавказской семье;

- обозначить место северокавказской семьи в системе общественных отношений, ее значение в этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе; проиллюстрировать преемственность и гуманистическую направленность этнокультурных ценностей в северокавказской семье и их роль в этносоциальной стабилизации в регионе;

- раскрыть механизм формирования феномена маргинализма в семье и семейно-брачных отношениях и определить его место в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе;

- осветить особенности проявления билингвизма в жизнедеятельности северокавказцев и показать роль русского языка в формировании их духовности; исследовать состояние и тенденции развития института межнациональной семьи на Северном Кавказе и показать его значение в этносоциальной стабилизации в регионе.

Научная новизна исследования. Цель и задачи, сформулированные в диссертационном исследовании, определяют научную новизну работы, ее содержание и специфику, возможности реализации основных положений. В ней на комплексном, междисциплинарном уровне раскрываются роль и значение семьи как уникальной социо- и этнокультурной ценности общества, непосредственно детерминирующей сознание и поведение людей на микро- и макросоциальном уровне. В диссертации дается научное обоснование феномена маргинальной личности, ее «самости» и «самочувствования» в северокавказской социокультурной среде. В работе показывается огромное значение духовно-нравственного потенциала этнокультурных ценностей северокавказской семьи в воспитании молодежи, в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Семья представляет собой сложный социальный институт, характеризующийся полифункциональностью и определенной структурой, разнообразием типов и форм, выступающим важнейшей социокультурной ценностью. Она прошла вместе с обществом длительный путь становления и развития, испытала на себе все социальные катаклизмы и сохранила свое «лицо», проявляясь по разному в различных культурах.

2. Функции семьи по сути своей носят универсальный характер. Однако они проявляют себя специфически в зависимости от этносоциальных, региональных условий жизнедеятельности людей, от их этнокультурных традиций и конфессиональной принадлежности.

3. Семья у народов Северного Кавказа, как и у большинства этносов, в своем развитии претерпела значительную типологическую и структурную трансформацию. Она из большой патриархальной семьи на современном этапе превратилась в простую супружескую, то есть нуклеарную семью. У народов полиэтничного региона ныне господствующим принципом формирования семьи становится принцип экзогамии. Вместе с тем, среди части населения культивируются еще отношения эндогамии, все более отвергаемые в современных условиях. Здесь внутрисемейные отношения можно характеризовать как авторитарно-демократические.

4. Происходящие сегодня в стране демократические преобразования не могут автоматически решить все накопившиеся проблемы в семейных отношениях на Северном Кавказе. Их решение возможно лишь на основе научно продуманной семейной политики на государственном уровне. Это поможет устранить последствия сложившейся этносоциальной унификации в семье и семейных отношениях при тоталитаризме и обеспечить естественное осуществление фундаментальных семейных функций -рождения и воспитания детей и молодежи на этнокультурных ценностях своих народов.

5. В условиях, когда малодетная семья становится реальностью на современном этапе, все другие же социальные институты пытаются «перехватить» семейные функции, северокавказской семье нужна не благотворительная помощь, а радикальное изменение ее места и роли в этносоциальных отношениях. Возможно, это потребует новой системы поощрения семейного образа жизни и семейственности, исключающей какое-либо принуждение в перспективе.

6. Языковая проблема на Северном Кавказе не должна решаться односторонне. Важно, чтобы в национальных районах русскоязычное население овладевало бы языком той этнической группы, среди которой проживает. Это только укрепит взаимоотношения народов на принципах толерантности, консенсуса и сотрудничества, поможет им преодолеть имеющиеся недоверие и отчужденность, будет способствовать росту межнациональных семей, определяющих этносоциальную стабильность в условиях полиэтничного общества в регионе.

7. Семья как социальный институт, оказавшись ныне в сложных этносоциальных условиях на Северном Кавказе, переживает трудные времена. Возникшие в этой связи проблемы в семейных отношениях во многом зависят от решения социально-экономических и этнокультурных задач, от этносоциальной стабильности в регионе. Сложные этнополитические противоречия и территориальные конфликты, массовая миграция населения и другие подобные явления только обостряют сложившуюся этносоциальную ситуацию.

8. Большое значение имеет этнокультурная преемственность в северокавказской семье. Духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в ее содержательной основе, концентрируют в себе нормы межличностных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом, на котором решаются важнейшие проблемы этносоциальной стабильности в регионе.

9. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан, их этнокультурные ценности. Через институт семьи транслируются непреходящие гуманистические ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические знания могут быть использованы при разработке концепции государственной и региональной семейной политики в стране, в процессе формирования социально-правовой базы для эффективного регулирования семейных и этносоциальных отношений на Северном Кавказе. Выводы, содержащиеся в работе, могут способствовать выбору адекватных форм и методов в достижении этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества в регионе.

Результаты исследования могут быть также использованы при подготовке теоретико-методологических и методических разработок, при чтении спецкурсов для студентов вузов и учащихся средних учебных заведений по рассматриваемой проблематике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на международной и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Они нашли свое отражение и в средствах массовой информации. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии СевКавГТУ. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ, общим объемом 3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и примечания. В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 140 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе"

ВЫВОДЫ

1. Семья как социальный институт, оказавшись ныне в сложных этносоциальных условиях на Северном Кавказе, переживает трудные времена. Возникшие в этой связи проблемы в семейных отношениях во многом зависят от решения социально-экономических и этнокультурных задач, от этносоциальной стабильности в регионе. Сложные этнополитические противоречия и территориальные конфликты, массовая

132 миграция населения и другие подобные явления только обостряют сложившуюся этносоциальную ситуацию.

2. Большое значение имеет этнокультурная преемственность в северокавказской семье. Духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в ее содержательной основе, концентрируют в себе нормы межличностных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом, на котором решаются важнейшие проблемы этносоциальной стабильности в регионе.

3. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан, их этнокультурные ценности. Через институт семьи транслируются эти непреходящие гуманистические ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное в диссертации, следует подчеркнуть, что семья как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей -многоплановая проблема. Она основана на браке или кровном родстве, складывалась на базе совместной разносторонней деятельности, взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. В ней непосредственно реализуются как потребности общества, так и потребности личности. Семья оказывает большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, на этносоциальную стабильность в условиях полиэтничного общества.

При освещении темы диссертационного исследования применялся междисциплинарный подход, что потребовало при ее исследовании использования методов не только социальной философии, но этносоциологии, социальной психологии и культурологии. Поэтому изложение обозначенной проблемы в работе с социально-философских позиций (как одну из форм социальной общности людей) не замыкалось на абстрактном анализе как микросистемы социальных связей и отношений, элемента социальной структуры общества.

В диссертации освещалась природа (сущность, структура и основные функции) семьи как феномена. В ней раскрывались общее и особенное в формировании и функционировании северокавказской семьи, специфика ее развития в условиях этносоциальной унификации в период тоталитаризма и при демократизации общественных отношений в нашей стране. При этом основное место здесь отводилось показу значения северокавказской семьи в этносоциальной стабилизации в регионе на современном этапе, особенно роли ее непреходящих гуманистических этнокультурных ценностей в этом отношении.

Социально-философский анализ рассматриваемой проблемы в работе, основывающийся на социологических эмпирических данных, способствовал научному осмыслению и нормативно-ценностной интерпретации сущностных черт и качественных характеристик северокавказской семьи, проявляющихся в ней этносоциальных отношений в контексте их исторического развития. Выявление же этнокультурных ценностей в северокавказской семье помогло автору диссертационного исследования определить их место и роль в этносоциальной стабилизации в регионе.

В диссертации акцентируется внимание на нерешенность многих проблем в семье как социальном институте, особенно в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе. Сегодня в период активной трансформации российского общества на основе рыночной экономики и демократизации социально-политических отношений их стало больше. Таковыми являются: проблема формирования семьи, физического и духовного воспроизводства населения; проблема неустойчивости семейно-брачных отношений (и как следствие проблема разводов); проблема воспитания молодежи, роста количества неполноценных семей; проблема иждивенчества, насилия в семье и социального сиротства; проблема детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т. д.

Причинами, обусловившими значительное количество семейных трагедий и проблем в настоящее время, оказались еще противоречия и конфликты на этносоциальной основе, вызванные военными действиями на Северном Кавказе (к примеру, война в Чечне, осетино-ингушский, чечено-дагестанский военные конфликты в недавнем прошлом, борьба с политическим и религиозным экстремизмом и терроризмом). Здесь особую остроту приобретают проблема многодетности и связанный с нею вопрос об использовании избыточных трудовых ресурсов в регионе.

Наряду с этим в диссертации раскрываются трагические последствия сталинской национальной политики, приведшие к трагедии многих северокавказских семей и т.д.

Для решения обозначенных в работе проблем в семье и этносоциальных отношениях на Северном Кавказе, с точки зрения автора, необходимо:

1) расширить экономическое, политическое и этносоциальное сотрудничество граждан на принципах толерантности и взаимного доверия, равенства;

2) всесторонне анализировать тенденции развития северокавказской семьи как института и ее роль в этносоциальной стабилизации в регионе;

3) при оценке достигнутого и упущенного в семейных отношениях в регионе исходить из сложившейся этносоциальной ситуации. Обеспечивая равные права каждой семьи, надо учитывать, прежде всего, интересы личности независимо от ее национальной принадлежности. Надо помнить, что интересы личности превыше этносоциальных интересов;

4) разработать научно обоснованную программу семейной политики на государственном и региональном уровне. Такая программа гарантировала бы охрану прав и свобод каждой семьи независимо от ее национальной принадлежности;

5) постоянно уделять внимание формированию культуры межнационального общения между гражданами на уровне семейных отношений. Это будет способствовать этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе;

6) при разрешении конфликтов в этносоциальных процессах больше опираться на старейшин в северокавказской семье, на систему народной дипломатии, на накопленный в прошлом опыт совместной жизни национально-смешанных семей;

7) бережно относиться к этнокультурному наследию в северокавказской семье. Оно имеет огромное значение в достижении этносоциальной стабильности в регионе. Больше использовать этнокультурные ценности народов в межнациональных отношениях;

8) развивать национально-русское двуязычие в республиках Северного Кавказа. Это обусловлено объективной необходимостью, вызванной полиэтничностью социальной среды, потребностями профессиональной деятельности, обучения молодежи и т.д.

Важность и необходимость билингвизма в этносоциальной стабилизации в данном полиэтничном регионе бесспорны. Но его принудительное насаждение здесь недопустимо, тем более навязывать всем.

 

Список научной литературыКоркмазова, Земфира Альбертовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность//Научная мысль Кавказа,- Ростов н/Дон, 1995. № 1.

2. Авдеев А.А. Планирование семьи: теория и практика// Жизнедеятельность: тенденции и проблемы,- М.: Наука, 1990.

3. Авдеев А.А. Семья в докапиталистических формациях//Детность семьи,- М., 1986 .

4. Абазины. Историко-этнографический очерк.- Черкесск, 1989.

5. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе,- Ставрополь, 1973.

6. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения,- Ставрополь, 1993.

7. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов: Диссертация . д.ф.н.- Ставрополь, 1996. С. 50-51.

8. Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в ХУП XIX вв,-Нальчик, 1988.

9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ -XIX вв.- Нальчик, 1974.

10. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам.- Ставрополь, 1992.

11. Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века,- Нальчик, 1968.

12. Акиева Х.М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов.-Автореф. диссертации . к.ф.н.- М., 1996.

13. Алимова Б.М. Браки и свадебные обычаи в прошлом и настоящем в Дагестане,- Махачкала, 1989.

14. Алиев У. Карачай. Историко-этнографический и культурно-экономический очерк,- Ростов н/Дон, 1927.

15. Алиев У. Кара-Халк (Черный народ): очерк исторического развития горцев Северного Кавказа.- Ростов н/Дон, 1927.

16. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов,- Грозный, 1990.

17. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М.: NOTA BENE, 1998.

18. Антонов А.И. Действительно ли небо упало на Землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США)//Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология,- М., 1996. № 3.

19. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи,- М.: Изд-во МГУ, 1996.

20. Андреева Г.М. Социальная психология,- М., 1980.

21. Арутюнов С.А. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа)//ЭО. 1977. № 2.

22. Арутюнян Ю.В., Дробыжева J1.M., Сусуколов А.А. Этносоциология.-М.: Аспект Пресс, 1998.

23. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1990.

24. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев.-М., 1995.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1978.

26. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1983.

27. Берже А. Чечня и чеченцы,- Тифлис, 1859.

28. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью,- М.: Мысль, 1988.

29. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века.- М.: Наука, 1988.

30. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики//Семья и семейная политика (Демография и социология).- М.: Финансы и статистика, 1991.

31. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик,- М.: Политиздат, 1973.

32. Волков А.Г. Семья объект демографии,- М., 1986.

33. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса,- М.: Республика, 1994.

34. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX в.-М.: Наука, 1985.

35. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX -начало XX в.- М.: Наука, 1979.

36. Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья,- Махачкала, 1978.

37. Гамзатов Р.Г. Чаша жизни,- М.: Книжная палата, 1992.

38. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти,- М.: Наследие, 1996.

39. Ганцкая О.А. Семья: общие понятия, принципы типологизации// Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.-М.: Наука, 1987.

40. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (ХУШ первая половина XIX в.).- М., 1967.

41. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты,- М.: Наука, 1984.

42. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ,- СПб.: Петрополис, 1998.

43. Голод С.И. Будущая семья: какова она?- М.: Знание, 1990.

44. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы,- М.: Экопрос, 1993.

45. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи//СОЦИС, 1995. № ю.

46. Дзагкоев К.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи,- Владикавказ, 1998.

47. Дзагкоев К.С. Социально-экономические и культурно-исторические закономерности становления и развития брачно-семейных отношений в Северной Осетии.-Дисс. д.с.н.-М., 1994.

48. Дзагкоев К.С., Бесаева Т.З. Социальные аспекты формирования репродуктивных установок населения Северной Осетии//Проблемы перестройки: социальный аспект,- М.: Изд-во МГУ, 1989.

49. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений:этнографический анализ,- Владикавказ: Проект пресс, 1998.

50. Дзуцев Х.В, Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи: этносоциологический аспект.- Владикавказ, 1993.

51. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерки Кавказа и народов его населяющих,- СПб., 1871. Т. 1-2.

52. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги).- Краснодар, 1927.

53. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи,- М., 1991.

54. Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая,- Тифлис, 1900.

55. Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат, 1990.

56. Камежев Т. Свадебные обряды карачаевцев//ЭО. 1992. Вып. 4.

57. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк (Отв. ред. Лавров Л.И.).-Черкесск, 1978.

58. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.- СПб., 1895.

59. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе,- М., 1890. Т. 1-2.

60. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении.- М., 1886.

61. Кон И.С. Социализация//Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989.

62. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988.

63. Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа,- М.: Изд-во МАСУ, 2002.

64. Коркмазова З.А. Семья и проблемы этнической динамики на Северном Кавказе//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы,- Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. Вып. XIV.

65. Коркмазова З.А. Этнокультурная преемственность в семье// Указ. соч.

66. Коркмазова З.А. Циклический характер этнополитических процессов на Северном Кавказе: от конфликта к гармонии//ЦИКЛЫ. Материалы Третьей международной конференции. Часть вторая.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.

67. Коркмазова З.А. Сущность и структура этнополитических процессов//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы,- Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. Вып. XV.

68. Косвен М.О. Аталычество//СЭ. 1935. № 11.

69. Косвен М.О. Семейная община и патронимия.- М.: Наука, 1963.

70. Капистянская К.Р., Осетрова Н.В. Мотивы создания семьи и отказа вступления в брак//Семья в представлениях современного человека,- М.: ИС АН СССР, 1990.

71. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций СССР. Проблемы теории и методологии,- М.: Политиздат, 1981.

72. Кцоева Т.У. Кавказский суперэтнос//Эхо Кавказа,- 1994. № 2.

73. Клапрот Ю. Путешествие по Кваказу и Грузии. Известия СОНИИ, Т. ХП//Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.).- Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1974.

74. Козлов В.И. Национальности СССР.- М., 1982.

75. Кузнецов И.М. Об объединенных этнокультурных психологических представлениях//Советская этнография,- М., 1983. № 2.

76. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотноешний в разнонациональных семьях//Психологический журнал, 1990,- М. Т. 11. № 2.

77. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или «автономизации»// Поли. собр. соч. Т. 45.

78. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу//Полн. собр. соч. Т. 24.

79. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение: Сборник,- М., 1956.

80. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики//Полн. собр. соч. Т. 43.

81. Ленин В.И. О национальном и национально-колониальном вопросе: Сборник.-М., 1956.

82. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев,- Одесса, 1883. Вып. П.

83. Лавров Л.И. Этнография Кавказа.- Л., 1982.

84. Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуществление//В кн.: Страницы истории совесткого общества: факты, проблемы, люди.- М.: Политиздат, 1989.

85. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе,- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

86. Магомедов А.А. Северокавказская семья: общее и особенное в ее формирование/Этнические проблемы современности,- Ставрополь, 1999. № 5.

87. Магомедов А.А. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводства населения на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности.-Ставрополь, 1999. № 4.

88. Магомедов А.А. Семья как социокультурная ценность//Актуальные философские и методологические проблемы современного научногопознания.- Ставрополь, 2000.

89. Майборода Э.Т. Адыгский суперэтнос. К постановке проблемы/УНекоторые проблемы этнических процессов,- Ставрополь, 1997.

90. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.).-Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1974.

91. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики,- М.: Наука, 1989.

92. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе.- М., 1989.

93. Мацковский М.С., Олсон Д. Семья в России и США: сравнительный обзор//Семья на пороге третьего тысячелетия,- М., 1995.

94. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1991.

95. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I Ш,- М., 1881-1887.

96. Миллер В.Ф. Из области обычного права карачаевцев//Этнографи-ческое обозрение,- М., 1902.

97. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев.-Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1992.

98. Мисиков М.А. Материалы по антропологии осетин,- Одесса, 1916.

99. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания//Материалы Первой республиканской научно-практической конференции. 4-5 ноября 1993 г./Глав. ред. Шоров И.А.Майкоп, 1994.

100. Некрасова О. Семейный портрет в новом интерьере//Москва,- 1994. №7. .

101. О культе личности и его последствиях. Доклад первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С.//Известия ЦК КПСС,- М., 1989. № 3.

102. О положении детей в Российской Федерации.- М., 1998.

103. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 года (Доклад ЦСУ РФ).- М., 1998.

104. Осетия и осетины/Сост. Челехсати К.- Владикавказ, 1994.

105. Осетины во второй половине ХУШ века по наблюдениям путешественника Штедера,- Орджоникидзе, 1940.

106. Памятники обычного права Дагестана ХУШ -XIX вв.- М.: Наука, 1965.

107. Перестройка семье, семья - перестройке/Сост. Елисеева И.И.-Мысль, 1990.

108. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): Обзор и оценка (фрагменты статьи)//Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.-М., 1996. № з.

109. Смелзер Н. Дж. Сексуальные роли и неравенства//СОЦИС. 1992. № 8.

110. Смелзер Н. Дж. Социология,- М.: Культурная инициатива, 1994.

111. Смирнова Я.С. Народы Северного Кавказа//В кн.: Семейный быт народов СССР (Отв. ред. Т.А. Жданко).- М.: Наука, 1990.

112. Содатова Г.У. Психология межэтнической напряженности,- М.: Мысль, 1998.

113. Социология. Основы теории социологии/Рук. автор, коллек. Осипов Г.В.-М.: Мысль, 1995.

114. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т,-М., 1981. Т. 3.

115. Сусуколов А.А. Межэтнические браки//Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусуколов А.А. Этносоциология,- М.: Аспект Пресс, 1998.

116. Сталин И.В. Год великого перелома. К ХШ годовщине Октября//Соч. Т. 12.-М., 1952.

117. Токарев С.А. Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор)//Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы,- М., 1987.

118. Тишков В.А. О феномене этничности//ЭО. 1997. № 3.

119. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда?//Северо-Кавказский регион. Информационно-аналитический вестник Представительства

120. Президента Российской Федерации,- Ставрополь, 1998. № 2.

121. Франкл В. Человек в поисках смысла,- М.: Прогресс, 1990.

122. Фромм Э. Психоанализ и этика,- М.: Республика, 1993.

123. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет.- Тбилиси, 1991.

124. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).- Майкоп, 1997.

125. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР,- М.: Мысль, 1979.

126. Харчев А.Г. Социология воспитания.- М.: Политиздат, 1990.

127. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М.: Статистика, 1978.

128. Хан-Гирей. Записки о Черкесии,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1979.

129. Хан-Гирей. Черкесские предания,- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1989.

130. Чеснов Я.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации//Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке.- М., 1996.

131. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа,- Тифлис, 1913.

132. Чурсин Г.Ф. Осетины (этнографический очерк). Труды Закавказской научной ассоциации,- Тифлис, 1925.

133. Шаманов И.М. Свадебные обряды карачаевцев//Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое,- Черкесск, 1988.

134. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи.- М.: Политиздат, 1987.

135. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура,-Махачкала: Юпитер, 1997.

136. Янкова З.А. Городская семья,- М.: Наука, 1979.

137. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества.- Диссертация в форме научного доклада. д.с.н,- М., 1995.

138. Янкова З.А. Структура городской семьи в социалистическом обществе (по материалам эмпирического исследования)//СОЦИС,- 1974. № 1.