автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Шумеро-вавилонские школы III-II тысячелетия до н. э.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Перлов, Борис Ильич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Шумеро-вавилонские школы III-II тысячелетия до н. э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шумеро-вавилонские школы III-II тысячелетия до н. э."

На правах рукописи

ПЕРЛОВ Борис Ильич

ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКИЕ ШКОЛЫ Ш-Н ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

Специальность: 07.00.03 — Всеобщая история (древний мир)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва —

1995

На правах рукописи

ПЕРЛОВ БОРИС ИЛЬИЧ ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКИЕ ШКОЛЫ III-II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.

Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история (древний нир)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва-1995

Работа выполнена в Отделе древнего Востока Института востоковедения Российской Академии Наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор М.А.Дандамаев

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Б.Я.Ставиский

кандидат исторических наук И.С.Клочков

Ведущая организация:

Кафедра истории древнего мира МГУ им.М.В.Ломоносова

Защита состоится " V" ¿г^г?^? 1995 Г. В Т^ас •на заседании диссертационного совета Д.003.01.01 по историческим наукам при ИВ РАН.

Адрес: 103753,Москва,ул.Рождественка,д.12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН

Автореферат разослан -т^г? 1995 Г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

доктор исторических наук А.Г.Володин

Институт востоковедения РАН,1995 г.

I.общая характеристика работы.

Настоящая работа посвящена исследованию возникновения и развития системы образования,функционирования писцовых школ Шумера и Вавилонии в III-II тысячелетии до н.э.

Данный вопрос представляет огромный интерес не только сам по себе,но и имеет большое общетеоретическое значение,потому что с проблемами профессионального обучения писцов связаны вопросы становления нового типа культуры,нового типа мышления,так называемого "теоретического",резко отличного по своему характеру от "симипрактического" типа мышления,присущего архаическим дописьменным обществам.

В социальном плане данная проблема теснейшим образом связана с возникновением и сложением нового общественного слоя"управленцев".бюрократов (мы не вкладываем в этот термин оценочных характеристик),который с этого момента стал играть существенную роль в жизни древневосточных обществ.

Это явление,зародившееся в начале III тысячелетия до н.э.на древнем Востоке,в значительной мере продолжалось и в последующие исторические эпохи,существенно определяя механизм функционирования власти в государствах эллинистического Востока и классической античности.

Таким образом,исследование поставленных в работе проблем имеет значение для осмысления необыкновенно важного социального феномена.выходившего за пределы,как собственно Месопо-тами,так и всей древневосточной истории.

В основе данной работы лежит метод системного анализа совокупности письменных и археологических источников Шумера и Вавилонии »проливающих свет на возникновение и эволюцию сис-

темы образования в древней Месопотамии III-II тысячелетия до н.э.Этот метод позволяет сделать объективные выводы о характере,целях и задачах обучения профессиональных писцов,составлявших одну из важнейших социальных групп,которая во многом определяла облик древнемесопотамской цивилизации,об их месте в социальной жизни,о заслугах школы в формировании перви"чых научных представлений и в сохранении и развитии письменной традиции. Эти источники,прежде всего школьные тексты,зачастую содержат ценнейшую информацию о духовной культуры и бытовой истории народов древней Месопотамии, отсутствующую в официальных административных или хозяйственных документах.

В многочисленных храмовых и дворцовых архивах,в развалинах частных школ были обнаружены десятки тысяч школьных текстов: учебных пособий,табличек с учебными упражнениями по различным отраслям доступных тогда знаний (математике,языку, юриспруденции, литературные произведения: эпосы,плачи,гимны, произведения "литературы премудрости".включавшей в себя поучения,басни,пословицы,поговорки ,так называемые "тексты э-дубы" ,ярко описывающие повседневную жизнь школы .

Актуальность темы. Сведения о шумерской школе и ее преемнице вавилонской школе II-I тысячелетия до н.э.содержатся в десятках работ зарубежных и отечественных ассириологов и филологов,историков науки,но тем не менее в отечественной и зарубежной историографии нет ни одного обобщающего монографического исследования, специально посвященного возникновению и функционированию системы образования в древней Месопотамии .Следует отметить,что большая часть этих работ связаны с изданием школьных текстов и разбором их филологических особенностей или же посвящена отдельным особенностям процесса обучения в писцовых школах.Целый ряд проблем подготовки профессиональных писцов,администраторов,управляющих крупных храмов,дворцов,секретарей судей,преподавателей писцовых школ и,особенно вопросы,связанные с ролью писцовых школ в общественной жизни.оставались,как правило, вне поля зрения большинства ассириологов.

Актуальность диссертационной работы.В настоящей работе делается попытка свести воедино,зачастую отрывочные сведения о

процессе профессиональной подготовки писцов и возникновении и функционировании развитой системы образования в Шумере и Вавилонии,охватывающем первые полтора тысячелетия месопо-тамской истории.Автор считает необходимым развить методологию использования школьных текстов,как своеобразного и специфического источника для изучения духовной,социальной и экономической жизни,что может быть полезно не только ассириологам, но историкам культуры для обогащения представлений о недостаточно изученной бытовой истории древней Месопотамии.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1.В работе впервые в отечественной историографии дан очерк возникновения и функционирования писцовых школ на протяжении более чем полутора тысяч лет.

2.Впервые сделана попытка анализа роли школы в сохранении устной и письменной традиции,создании шумерской и аккадской литературы,разработке основ научных представлений об окружающем мире.

3.Впервые в отечественной и зарубежной историографии дан очерк о роли школы в социальной жизни.

4.В приложении впервые на русском языке приведены наиболее характерные школьные литературные сочинения.

Цель работы - показать возникновение и основные этапы развития шумеро-вавилонской школы,смену задач,которые ставились перед ней в различные исторические эпохи,методы и программы обучения учеников,место школы и ее выпускников в социальной и культурной жизни Месопотамии в III-II тысячелетии до н.э. и,таким образом,введение в изучение духовной и социальной жизни Шумера и Вавилонии нового важного информативного источника .

Основные защищаемые положения:

1.Шумеро-вавилонская школа являлась специфическим учебным заведением по подготовке профессиональных писцовых кадров,в в структуре,программе обучения ,отборе учеников которой объективно отражались мировоззренческие,социальные и экономические условия времени.Таким образом школьные тексты могут служить полноценным источником для изучения духовной и социальной жизни Шумера и Вавилонии III-II тысячелетия до н.э.

2.До середины III тысячелетия до н.э.школа ставила перед

собой чисто практические цели,связанные с подготовкой персонала для административно-экономической деятельности храмового хозяйства.Постепенный отрыв школы от практической деятельности ,как составной части храмового хозяйства.появление в программе обучения дисциплин (язык,литература, юриспруденция и т.д.), уже не связанных с непосредственной хозяйственной или административной работой,привели к отделению школы от храма и возникновению школ (э-дуба )при храмах,дворцах и частных школ.

3.Школа,с момента своего возникновения,занималась каталогизацией и систематизацией предметов и явлений окружающего мира ,таким образом,была центром формирования "преднаучных" знаний .Она была местом,где сохранялись,письменно фиксировались фольклорные "знания" и фольклорные художественные про-изведения(от плачей и молитв до эпических песен) и где создавались новые образцы шумеро-аккадской литературы.

Специальной задачей писцовых школ,начиная со второй половины III тысячелетия до н.э.,была подготовка высоко квалифицированных педагогов для своих нужд.

4.Выпускники шумеро-вавилонской э-дубы занимали высокие позиции в обществе,оказывали реальное влияние на политику ,экономику,религию,культуру.

5.Шумеро-вавилонская школа во все периоды своего существования оставалась "светской",хотя и выполняла заказы храма.

6.Программы обучения старовавилонских школ были в значительной степени унифицированы и ориентированы на выпуск высококвалифицированных писцов широкого профиля.

Практическое значение.Результаты работы могут быть использованы в преподавании на исторических факультетах при составлении курсов по истории и культуре Шумера и Вавилонии,а также при подготовке учебных пособий по культуре и истории древнего Востока.

Апробация работы.Работа была апробирована на четырех научных сессиях,посвященных итогам работы ГМИИ им.А.С.Пушкина ("Новые данные о возникновении шумерской логографической

письменности","Шумерская школьная табличка из коллекции ГМИИ

/

им .A.C.Пушкина","Термин e-DUB-ba в шумерских и аккадских экономических текстах" , "Шумеро-вавилонская школа III-II тысячелетия в социальной жизни").

II.Содержание диссертации .

Структура исследования обусловлена ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения,трех глав и заключения.В приложения к диссертации включены научный аппарат: перевод трех литературных школьных текстов.список сокращений,библиография .

Во введении обосновываются актуальность,цель и задачи исследования , научная новизна темы,а также методология работы, дан краткий обзор основных источников,сформулирована цель исследования и основные защищаемые положения.

В первой главе " Историография вопроса и источники" дается обзор литературы ,письменных и археологических источников по теме диссертации.

Различные аспекты деятельности шумерских и вавилонских писцовых школ рассматривались в работах зарубежных и отечественных ассириологов.

Еще в первой четверти нашего века выдающийся немецкий шу-меролог А.Даймель опубликовал в трех томах документы,найденные в храмовом архиве древнего Шуруппака,датируемые 2615-2500 гг.до н.э.В 1924 году во втором томе им были изданы школьные тексты.

Первым из исследователей,кто перевел термин э-дуба "Дом табличек" как писцовая школа,был немецкий ассириолог Б.Мейс-снер.В своей фундаментальной двух томной работе "Вавилоняне и ассирийцы" .изданной в 1920,1925 гг.,он показал важнейшую роль письменной традиции в месопотамской цивилизации и то особое место,которое занимал в ней школа.

Следует отметить,что археологами пока найдено очень мало помещений, которые достаточно уверено можно было бы идентифицировать как школьные.Археологическая экспедиция А.Парро обнаружила наиболее вероятный пример школьных помещений в Мари во дворце Зимрилима (XVIII в.до н.э.).

Древнейшие свидетельства существования системы обучения в Шумере относящиеся к начальному этапу Протописьменного пери-ода(около 3000г.до н.э.),были найдены в городище Варка(древ-ний Урук).Документы этого архива были опубликованы в 1936 году выдающимся немецким шумерологом А.Фалькенштейнои в его

фундаментальном исследовании "Архаические тексты из Урука".

Ассириологи давно предполагали,что в древности писцы должны были как-то систематизировать многочисленные литературные произведения,большая часть которых входила в учебную программу писцовых школ.Впервые такая систематизация стала очевидна после выхода в свет в 1942 году исследования С.Краме-ра"Древнейший литературный каталог:шумерский перечень литературных произведений,составленный около 2000 г до н.э" .

Вавилонской школе посвящены небольшие,но достаточно важные для исследуемой темы,статьи А.Фалькенштейна:"Сын Дома Табличек" и "Вавилонская школа".Рассматривая программу обучения в школе,Фалькенштейн делает заключение,что э-дуба не ограничивалась обучением будущего писца знаниям,необходимым ему для профессиональной деятельности в качестве администратора,секретаря или учетчика,т.е.школа не была узко профессиональной, но она давала ученику всю совокупность богатой духовной традиции.

В 1949 году выдающийся американский шумеролог С.Крамер, прекрасный знаток шумерских литературных текстов,опубликовал почти полный текст и перевод одного из наиболее интересных "текстов э-дубы",дав ему условное название "Школьные дни".

Значительный вклад в разработку проблемы "литературы мудрости" ,входившей в программу обучения писцовых школ был сделан в 1953 году А.Ван Дейком в его работе "Шумеро-аккад-ская мудрость".Исследователь предложил новую, более точную классификацию обширного круга известных в то время шумерских литературных источников.

Одной из наиболее полных и ценных работ по теме настоящей диссертации является изданная в 1956 работа С.Гэдда,"Учителя и ученики в древнейших школах".Исследуя повседневную жизнь школы,ее персонал,учеников,учебную программу.школьные тексты, Гэдд иллюстрирует свои выводы большим числом отрывков из почти всех более или менее значительных "текстов э-ду-бы",среди которых отдельные фрагменты были автором опубликованы впервые.Все эти достоинства и по сей день делают исследование Гэдда ценнейшим источником по деятельности древнеме-сопотамских школ.

Программа обучения шумерскому языку и связанные с ней литературные произведения,привлекали внимание многих исследователей. Значительная часть литературных текстов,изучаемых в старовавилонской э-дубе,как правило были включены в канонические списки или так называемые "каталоги". Обзор пяти шумерских литературных "каталогов" »известных к 1961 году,дан в статье С.Крамера "Новый литературный каталог из Ура" .

Значительный вклад в изучение "текстов э-дубы внес американский ассириолог А.Сёберг.В 1972 году он издал фрагмент старовавилонского школьного текста "Похвала писцовому искусству", а в 1974 году вышла его большая статья "Старовавилонская школа",которая до сих пор является наиболее полным и ценным исследованием о программе обучения в старовавилонских школах.

Большой интерес представляет вышедшая в 1980 и 1990 гг.на русском языке книга А.Л.Оппенхейма "Древняя Месопотамия",в которой автор исследовал различные аспекты истории древней Месопотамии. Значительное место в работе,посвящено анализу письменных источников и деятельности писцовых школ.

Различные аспекты деятельности писцовых школ нашли отражение в работах отечественных исследователей.Научным представлениям на древнем Востоке (Шумер,Вавилония,Передняя Азия) посвящена написанная И.М.Дьяконовым глава вышедшего в 1982 г. сборника "Очерки истории естественно-научных знаний в древности", в одном из разделов которой специально рассмотрены проблемы шумеро-вавилонской школы и педагогики.

Практически единственная в отечественной историографии по проблемам клинописной писцовой культуры древней Месопотамии является вышедшая в 1983 году монография М.А.Дандамаева "Вавилонские писцы".

Во второй главе диссертации "История шумеро-вавилонской школы" приводятся сведения о предпосылках возникновения к началу III тысячелетия до н.э.шумерской идеографической письменности,рассматриваются основные этапы эволюции письменной системы.Дается анализ возникновения и становления системы писцового обучения,прослеживается ее эволюция:деятельность древнейших "школ",входивших в структуру храмовых архивов и складов,расцвет шумероязычных школ (э-дуба) в кон-

це Ill-начале II тысячелетия до н.э.,их гибель в конце старовавилонского периода,функционирование с середины II тысячелетия до н.э.системы индивидуальной подготовки учеников отдельными писцами-грамотеями.Исследуется роль писцовых школ в зарождении,становлении и сохранении письменной традиции .Рассматривается вопрос о роли и месте школы и ее выпускников в социальной жизни.

Первый раздел посвящен проблемам возникновения и эволюции системы обучения.

Как убедительно показала американская исследовательница Д.Шмандт-Бессера,на Среднем Востоке в IX-II тысячелетиях до н.э.существовала своеобразная система хранения и передачи информации при помощи глиняных объемных символов (tokens), символизировавших числа и различные предметы(в основном товары). В конце IV тысячелетия до н.э.эта система подверглась значительным изменениям,которые,по всей видимости,были связаны с попыткой приспособиться к новым административным и хозяйственным нуждам.

Значительное укрупнение храмовых хозяйств в конце IV -начале III тысячелетия до н.э.вызвало потребность в хорошо налаженной системе учета и,очевидно,стимулировало поиски принципиально новой формы фиксации информации.Скорее всего,архаические таблички (Урук IV,приблизительно 3000 г.до н.э.) можно рассматривать как последний этап эволюции системы символов, приведший к возникновению шумерской идеографической письменности.Характерной особенностью этой письменности была ее практическая идентичность на всей территории Нижнего Двуречья.

Возникновение письменности вызвало потребность ее изучения, освоения для практических нужд,поэтому вместе с ее древнейшими образцами были найдены и свидетельства существования системы обучения,относящиеся к начальному этапу Протопись-менного периода (приблизительно 3000 г.до н.).В недрах храмового хозяйства уже зародились древнейшие очаги просвещения, шло целенаправленное обучение грамоте храмового персонала , связанное с хозяйственной деятельностью. Храмовые склады дали жизнь двум учреждениям существенно важным для истории древней Месопотамии:архивам и школам.

Отсутствие упоминания писцов в списках профессий позволяет сделать вывод,что в этот период писцовая профессия еще не выделилась в качестве самостоятельной в числе других профессий храмового персонала.В храмах проводилось простейшее обучение грамоте,неразрывно связанное с трудовым процессом.

Относящийся ко второму этапу Раннединастического перио-да(2615-2500 гг.до н.э.) храмовый архив Шуруппака (современное городище Фара)»свидетельствует о широком распространении письменности и достаточно хорошо организованной системе обучения писцов.Качественно изменились требования к объему знаний писцов. Не исключено,что обучение осуществлялось уже по определенной программе,охватывающей различные дисциплины,в том числе уже не связанные с производственной деятельностью.

В этот период уже существовала специализация писцов,которых готовили не только для учета хозяйственной деятельности, но и для нужд культа,юриспруденции.Вероятнее всего ,писцы представляли уже самостоятельную профессиональную группу и не принимали участие в сфере производства.

Таким образом,примитивное обучение персонала храмового хозяйства письму,неразрывно связанное с трудовой деятельностью,дало жизнь учебному заведению,основной целью которого была подготовка писцов-профессионалов, знания и квалификация которых были намного шире,чем того требовали хозяйственные нужды храма.Такие образовательные учреждения уже имевшие программу обучения,большей частью светского содержания ,вероятно, функционировали в Шумере с второй половины III тысячелетия до н.э.;в источниках за ними закрепилось название э-дуба -"Дом табличек". Постепенно древние"школы",в силу своей специфической функции: подготовки профессиональных писцов,стали обособляться от административно-хозяйственного аппарата храма или дворца.Однако вряд ли можно говорить о их полном отделении.Под отделением,вероятно, следует понимать лишь частичную экономическую самостоятельность "школ",так как большую часть расходов,связанных с обучением стали оплачивать родители учеников.Однако,"школы"начала третьего тысячелетия вплоть до периода III династии Ура ( 2112-2003 гг.до н.э.)еще невозможно выделить как центр социальной и духовной жизни общества из всего комплекса обширного храмового хозяйства .

Обилие писцовой продукции в период III династии Ура указывает на расцвет шумероязычной э-дубы.

Э-дуба -образовательное учреждение с обширной учебной программой,штатом преподавателей различных дисциплин существовала только в период начиная от III династии Ура и до конца старовавилонского периода.Именно к школе этого периода в какой-то степени допустим^термины "академия","университет".

В период расцвета шумероязычной э-дубы, по мере развития и расширения программы обучения,школа все больше сосредотачивала внимание на проблемах,частично лежавших вне сферы преподавания: ее учителя вели"исследования",в самых различных областях доступных для того времени знаний.В основе таких "исследований"лежала систематизация и классификация явлений окружающего мира.

В период правления I династии Иссина (2017-1794 гг.до н.э.) произошло дальнейшее совершенствование системы школьного образования .Разговорным языком полностью стал аккадский,сферой применения шумерского языка были храм,делопроизводство и школа.

Сокрушительный разгром сыном Хаммурапи Самсуилуной (1749-1712 гг.до н э.) в 1739 г.Ура,Урука,Ларсы нанесли тяжелый удар по сложившейся веками системе писцового образования. Э-дубы в этих городах были уничтожены. В конце правления Самсуилуны(1722 г.до н.э.) кратковременное нашествие войск Илимана -царя I династии Приморья,которому удалось захватить Ниппур,считавшейся еще с шумерского периода общегосударственным центром создания и сохранения писцовой традиции,привело к гибели ниппурской э-дубы и традиций преподавания.Попытка создать новый центр писцового обучения в Вавилоне, вероятно, оказалась мало результативной.Воссоздать систему обучения писцов,основанную на функционировании шумероязычной э-дубы уже было невозможно.

В последующий период преподавание велась в маленьких храмовых писцовых школах или индивидуально учеными писцами. Обучение грамоте сосредоточилось в руках отдельных писцовых семей по наследству.

Во втором разделе исследуется роль писцовых школ в зарож-

дении и сохранении устной и письменной традиции.

Зарождение и становление письменной традиции происходило в древнейших храмовых "школах".Именно там во второй четверти XII тысячелетия до н.э.письменность сделала свой первый шаг в сторону литературы."Школы" этого периода придавали большое значение заучиванию и копированию обширных лексических перечней и "словарей",которые были не только учебными пособиями, но и прекрасным справочным материалом для профессиональной работы храмового писца.

Многочисленные учебные тексты,найденные в храмовом архиве Шуруппака (2615-2500 гг.до н.э.) позволяют сделать вывод,что наряду с лексическими перечнями уже появляются записи фольклорного характера,основанные на народной мудрости: пословицы, поговорки , басни , поучения . Это была первая попытка зафиксировать устную традицию.

Продолжением писцовой традиции Шуруппака,но имеющей свои принципиально отличные черты,следует считать тексты из Абу-Салабиха, датируемые XXVI веком до н.э.Наряду с лексическими текстами,прочное место занимают "школьные" записи литературного характера, ценнейшей из которых является табличка, содержащая ученическую копию "Поучений Шуруппака своему сыну Зиусудре".

Письменная фиксация слова,особенно на раннем этапе зарождения клинописной системы,еще не могла и,вероятно,не ставила задачу передать все богатство и многообразие устной литературной словесности :ее цель была во многом мнемоническая , связанная с запоминанием опорных моментов повествования ,рассчитанного на его публичное исполнение,возможно,с музыкальным сопровождением.Скорее всего,табличка была лишь своеобразным конспектом произведения,помогавшим читающему в нужной последовательности рассказывать его содержание.

Связующим звеном между устной и письменной традицией стала шумерская,а затем и вавилонская школа; ее преподаватели .ученики, выпускники были посредниками между "автором и слушателями произведения.

Э-дуба на протяжении веков своего существования никогда не теряла связи с питавшей ее устной традицией и давала своим выпускникам знания в различных жанрах устного литератур-

ного творчества.В шумерский период,особенно в конце III тысячелетия до н.э.,и в старовавилонское время в приобщении учеников э-дубы к богатой устной традиции особое место занимала "литература премудрости" (wisdom literature).составлявшая значительную часть программы обучения писцовых школ.

В стенах школ были созданы оригинальные дидактические сочинения, среди которых особое место занимают так называе-мые"тексты э-дубы".основной темой которых было восхваление преимуществ обучения в школе и писцовой профессии. Изучение и заучивание наизусть обширного фольклорного материала составляло одну из основных целей школы, образно сформулированной в одной шумерской загадке:11... изгонять невежественность и неграмотность в человеке мудром и ученом".

Аккадская писцовая традиция была естественным продолжением и развитием шумерской, но аккадские писцы существенно дополнили ее,что в первую очередь следует связать с шуме-ро-аккадским двуязычием в писцовой практике.

Гибель живого шумерского языка,несомненно,вызвала значительные сложности в устной передаче богатой шумерской литературной традиции, и, естественно, вызвало стремление письменно зафиксировать ее. Боязнь утратить устные варианты литературных произведений побуждала ученых э-дубы записывать и редактировать их.Сохранению устного творчества способствовала не только письменная фиксация произведения, но и то,что оно использовалось для целей обучения в школе.

Стремление к письменной фиксации существовавших в устной традиции произведений подкреплялось и необходимостью углубленного изучения шумерского языка в писцовых школах.Без глубокого и всестороннего овладения шумерским языком будущий писец не мог не только освоить основы клинописи,но перед ним был бы закрыт доступ к предшествующей письменной традиции, без чего занятие профессиональной писцовой деятельностью было немыслимо.

Фиксация,редактирование и переписывание шумерских литературных произведений или создание на их основе аккадских версий было одним из стимулов возникновения литературы на аккадском языке.

Несомненно велика была роль шумеро-вавилонской школы и в

распространении писцовой традиции за пределами Месопотамии . Некоторые народы.жившие к западу от Месопотамии заимствовали клинопись и на ее основе создали свою письменность .

В третьем разделе исследуется проблема роли и места школы и ее выпускников в функционировании общественных институтов .

При рассмотрении этой проблемы необходимо учитывать,насколько широко была распространена грамотность среди различных слоев населения.Письменность в Месопотамии была достаточно распространена,но о всеобщем образовании населения не может быть и речи.

Школа обладала монополией на подготовку образованных людей. Начиная с периода III династии Ура,шумерская школа оказывала активное влияние на формирование идеологии.Влияние школы на социальную жизнь осуществлялась в основном(через ее выпускников. Писцы были одним из важнейших связывающих звеньев между реальной властью правителя,храмом и повседневной жизнью общины,их профессия охватывала различные виды деятельности. И храм и дворец во многом зависели от услуг профессиональных писцов:здесь "был своеобразный синтез политической власти и интеллекта специалиста".

Анализ структуры школы показывает,что ее организация напоминала ремесленное производство.

Престиж школы в конце III- начале II тысячелетия до н.э был очень высок.Писцовое искусство оформилось как ремесло,а писцы в полной мере стали понимать социальную значимость своей профессии.Профессия писца не давала каких-то социальных преимуществ,но обеспечивала продвижение по службе,материальный достаток и уважение сограждан.

Гордясь своей профессией,писцы старались сделать ее наследственной . В период III династии Ура состав учащихся писцовых школ носил ярко выраженный элитарный характер:выпускники школ были сыновьями правителей городов,чиновников высших рангов,жрецов,военачальников или самих писцов.В старовавилонский период социальный состав учеников стал более широким;не было жестких требований,связанных с их социальным происхождением .

Связь школы с дворцом прослеживается в так называемых "царских гимнах",засвидетельствованных с периода III династии Ура,которые составлялись в школе по заказу дворца.Прославляя царя,его образованность и мудрость,полученные им в результате овладения различными науками,школа таким образом возвеличивала свою роль места средоточия мудрости и учености.

В старовавилонский период существовали школы трех типов :частные,дворцовые и храмовые,Зависимость каждой из них от дворца и храма была различной,но при этом,школы всегда оставались светскими учебными заведениями.Многочисленные источники позволяют сделать вывод,что писцы практически никогда не были жрецами и составляли светскую группу населения.

Термин "писец" »начиная с периода III династии Ура употреблялся для обозначения любого образованного человека.

В касситский период (1742-1155 ? гг.до н.э.),когда после гибели классической старовавилонской э-дубы,преобладающим стало индивидуальное обучение писцов-грамотеев,социальное положение писцов было не так значительно.Нет и документальных свидетельств о деятельности писцовых школ.

Третья глава посвящена обучению в писцовой школе.На основании археологических свидетельств описываются возможные школьные помещения.Дается анализ состава школьного персонала и организации учебного процесса.Рассматривается положение учителей и учеников.Исследуются методика и программа обучения и некоторые "экзаменационные требования.

В первой разделе дается обзор археологических находок возможных школьных помещений и рассматривается организация обучения .

Древнейшие "школы",входившие в структуру храмового хозяйства, вряд ли располагали специальными помещениями для обучения.Навыки письма служащие храма получали в ходе работы.

Следует отметить,что археологами пока найдено очень мало помещений, которые достаточно уверено можно было бы идентифицировать как школьные здания.Наиболее вероятный пример школьных помещений засвидетельствован в Мари во дворце Зим-рилима

Школьные тексты содержат отрывочные сведения,которые позволяют лишь частично восстановить планировку здания частной

школы.Судя по всему,занятия проводились в одной.иногда двух небольших комнатах.

В источниках нет сведений.по которым можно было бы судить о количестве учеников одновременно учившихся в школе.Х.Вет-зольдт на основании текста из Лагаша.в котором упомянуты двенадцать учеников,завершивших начальное образование,предполагает, что всего в э-дубе обучались одновременно около 40 человек . М .А. Дандамаев со ссылкой на И.М.Дьяконова упоминает,что в школе Ура,вероятно,обучались 20-30 учеников,последняя цифра наиболее соответствует количеству учеников частной школы: сравнительно небольшие размеры частных домов вряд ли позволяли обучать большее количество учеников.

Иерархическое деление преподавательского и ученического состава э-дубы в какой-то степени копировало структуру патриархальной семьи.Это сходство отчетливо прослеживается в наименованиях двух категорий участников учебного процес-са:учителей и учеников.Главу школы уммиа часто называли "Отец школы" , учеников - "сыновья школы " а старших школьников -"большой брат". Обычная форма обращения учителя к ученику была "маленький" ,так обращался в семье отец к сыну. Учителя и ученики называли друг друга "коллегами".

Школьные тексты не донесли до нас сведений,связанных с моментом поступления в школу,не известны принципы отбора и отчисления.В источниках нет сведений о возрасте, с которого поступали учиться,весьма расплывчаты свидетельства о возрасте, в котором школьник заканчивал учебу.Скорее всего,возраст начала учебы определяли сами родители.Если взять за аналог древнеегипетскую школу,то максимальный возраст выпускников был около 25 лет.

До недавнего времени не было сведений о количестве "уроков" в течение дня,наличии выходных дней или каникул.Публикация М.Сивилом школьного текста старовавилонского периода из Мари показала,что занятия проводились 24 дня в месяц.

В школе была принята урочная система занятий.Разделения на классы в соответствии с уровнем подготовки учеников в шуме-роязычной э-дубе не существовало.Ученики различного возраста и различного срока обучения занимались вместе.

Сведения,почерпнутые из школьных текстов позволяют иметь представление о дисциплинарных требованиях, практиковавшихся в школе.Одним из основных стержней обучения были регулярные жестокие физические наказания учеников.Авторитет учителей был непререкаем и он поддерживался не только педагогическими средствами,но и физической силой.

Во втором разделе рассматривается персонал писцовых школ.

У нас нет сведений о персонале писцовых "школ" III тысячелетия. Наши сведения о учителях и учениках основываются на свидетельствах,почерпнутых из "текстов э-дубы" начала II тысячелетия до н.э.

Главой школы был уммиа наиболее опытный и авторитетный писец,как правило,преподававший письмо. Уммиа,которые часто содержали частные школы,обладали большой властью не только над учениками,но,вероятно, и над учителями.

В вавилонской э-дубе с полной программой обучения,обычно преподавали 4-5 учителей,некоторые из которых могли совмещать различные должностные обязанности.

Основным средством существования учителей писцовых школ конца III тысячелетия до н.э.и до конца старовавилонского периода была оплата и дары,получаемые за обучение детей и доходы от литературной деятельности ( сочинение царских гимнов,записи молитв,плачей) по заказам дворца или храма.

Третий раздел посвящен ученикам.

Учениками древнейших "школ" первой половины III тысячелетия до н.э.были были служащие храмовых складов и архивов,которые обучались грамоте в процессе работы.В конце III тысячелетия в специализированные писцовые школы поступали дети знатных или богатых родителей.

К ученикам писцовых школ предъявлялись определенные физические требования, связанные с их будущей профессией.

Многочисленные свидетельства,приведенные в различных"текс-тах э-дубы", содержащие отрывочные сведения О повседневной школьной жизни,позволяют сделать вывод,что понятие дружбы, товарищества были чужды ученикам писцовых школ.

В "текстах э-дубы" упоминается характерный персонаж шуме-роязычной'школы "большой брат"."Больших братьев" выбирали учителя из наиболее способных старших учеников,имевших

склонность к педагогической деятельности.Точную характеристику места,которое занимал "большой брат"в школьной иерархии дает К.Гэдд ¡"Большой брат фактически был старшим учеником, но слишком молодым,чтобы назвать его младшим учителем и,в тоже время,достаточно взрослым,чтобы считать его просто учеником"."Большой брат" был постоянным наставником младших учеников не только в школе,но, вероятно, и за ее пределами,в необходимых случаях разрешая споры.

В четвертом разделе исследуется методика преподавания.

Краеугольным камнем преподавания в шумерской и вавилонской школах было изнурительное зазубривание,при этом ученик не только зазубривал предлагаемый ему учебный материал,насчитывающий сотни и сотни лексических перечней,таблиц,литературных текстов,но должен был многократно переписать их.

Основным методическим принципом обучения на протяжении существования писцовых школ был "от простого -к сложному".

В пятом разделе рассматривается учебная программа.

Наши знания о программе обучения писцов в храмах первой половины третьего тысячелетия до н.э. крайне невелики.Невозможно даже сказать существовала ли такая программа.Скорее всего,обучение носило не систематический характер и в каждом храме основные дисциплины - письмо и учет,преподавались в последовательности ,свойственной местной традиции.

Школьные литературные тексты,таблички с учебными упражнениями .датированные началом II тысячелетия до н.э.дают обширный материал,позволяющий реконструировать учебную программу.

Учебные программы были, в основной части,однотипны в большинстве шумерских и вавилонских писцовых центрах.

Основным изучаемым предметом был шумерский язык,знания которого было необходимо писцу в его профессиональной деятельности, кроме него ученики должны были хорошо писать и на своем родном аккадском языке.Кроме того(они изучали математику, литературу .юриспруденцию, бухгалтерское дело,дисциплины, связанные с культом,жаргоны различных профессий.музыку.

В шестом разделе анализируются основные "экзаменационные требования" к ученикам писцовых школ.

Вопрос о существовании в шумеро-вавилонской школе каких-либо видов проверки знаний учеников,которые условно мож-

но было бы назвать "экзаменационными" остается до сих пор спорным.Тем не менее,существует ряд школьных текстов,условно названных их издателями "экзаменационными",в которых засвидетельствованы какие-то проверки знаний учеников..

Следует отметить,что ни в одном из"экзаменационных" текстов или других школьных литературных произведений ни разу не сообщается как часто проводились проверки знания.

"Экзаменационные тексты" не только позволяют определить круг дисциплин,знание которых ученик должен был подтвердить, но и дают возможность,в какой-то мере,представить последовательность их изучения.

Таким образом,несмотря на атмосферу жестокости и взаимной неприязни между учениками,учителями и учениками .царившей в э-дубе,ее структура,уровень подготовки преподавательских кадров,методика преподавания и обширная,универсальная программа обучения высококвалифицированных писцов, были настолько хорошо организованы,что позволяли не только в полном объеме обеспечивать потребности общества в грамотных специалистах различного профиля,но и давали возможность ее преподавателям развивать научные представления,сохранять старую письменную традицию,создавать новые литературные произведения .

В заключение подводятся итоги исследования.

1.Создание школьного обучения означало формирование нового типа мышления, переход от предметного архаично-ситуативного мышления к мышлению понятийному.категорийному "теоретическому" -По-видимому,на первом этапе подключение к овладению абстрактным "теоретическим"знаниям строилось по традиционной архаической схеме,согласно которой обучаемый овладевал новыми навыками фиксации информации(учета и отчета)традиционным путем подключения к данному виду деятельности. 2.Обучение грамоте сотрудников храмового хозяйства (учетчиков,администраторов) в первой половине III тысячелетия до н.э. проводилось при складах и архивах.Учениками были взрослые храмовые работники.

3.Специальных программ обучения и профессиональных учителей в древнейших школах не было. На ранних этапах функционирова-

ния системы обучения (первая половина III тысячелетия до н.э.) процессом обучения писцовых кадров руководил сангу-на-иболее подготовленный работник храмового хозяйства,вероятно совмещавший административные и преподавательские функции с жреческими.

4.В последней четверти III тысячелетия до н.э.в силу экономических причин происходит постепенное отделение школы от храма.Школа превращается в специализированное учебное заведение по подготовке профессиональных писцов с обширной учебной программой и постоянным преподавательским персоналом. Обучение детей оплачивалось их родителями.Преподавание в этот период велось в храмовых,дворцовых и частных школах э-дуба ("Дом табличек").

5.В период расцвета (конец III-начало II тысячелетия до н.э.) шумероязычной э-дубы, по мере развития и расширения программы обучения,она все больше сосредоточивала внимание на проблемах,частично лежавших вне сферы преподавания:ее учителя вели"исследования",в самых различных областях доступных для того времени знаний.В основе таких "исследова-ний"лежала систематизация и классификация явлений окружающего мира.

6.Писцовые школы играли решающую роль в становлении и сохранении письменной традиции.Они были связующим звеном между устной и письменной традицией.

7.Письменность в Месопотамии получила достаточно широкое распространение,но о всеобщем образовании населения не может быть и речи.

8.В период III династии Ура учениками писцовых школ были детьми знатных или богатых родителей.Выпускники писцовых школ занимали ключевые позиции в административном и хозяйственном аппарате.Социальный престиж школы и писцовой профессии был очень высок,но писцовая профессия не давала ни-^каких социальных преимуществ.

9.Писцы были одним из важнейших связывающих звеньев между реальной властью правителя,храмом и повседневной жизнью общины. Деятельность школы приравнивалась к ремесленному производству .

10.Велика была роль шумеро-вавилонской школы и в распростра-

нении писцовой традиции за пределами Месопотамии . Некоторые народы,жившие к западу от Месопотамии заимствовали клинопись и на ее основе создали свою письменность.

11.Школа обладала монополией на подготовку образованных людей. Она всегда оставалась светским учебным заведением.Писцы практически никогда не были жрецами и составляли светскую группу населения.

12.Иерархическое деление преподавательского и ученического состава э-дубы в какой-то степени копировало структуру патриархальной семьи.

13.В школе была принята урочная система занятий.Разделения на классы в соответствии с уровнем подготовки учеников в шу-мероязычной э-дубе не существовало.Ученики различного возраста и различного срока обучения занимались вместе.

14.Главой э-дубы был уммиа наиболее опытный и авторитетный писец,как правило,преподававший письмо.Уммиа обладали большой властью не только над учениками,но,вероятно, и над учителями .

15.Краеугольным камнем обучения в шумерской и вавилонской школах было изнурительное зазубривание.

16.Основным методическим принципом обучения на протяжении существования писцовых школ был "от простого -к сложному".

17.Учебные программы старовавилонских школ были, в основном, однотипны в большинстве шумерских и вавилонских писцовых центрах.

18.В э-дубах существовали какие-то проверки знаний учеников, которые условно называются "экзаменационными".

19.Сокрушительный разгром сыном Хаммурапи Самсуилуной (1749-1712 гг.до н э.) в 1739 г. Ура,Урука,Ларсы нанесли тяжелый удар по сложившейся веками системе писцового образования. Э-дубы в этих городах были уничтожены.После гибели э-дубы Ниппура-центра создания и сохранения писцовой традиции, была необратимо разрушена многовековая система преподавания.

В последующий период преподавание велесь в маленьких храмовых писцовых школах или индивидуально учеными писцами.

Перечень работ,в которых опубликованы основные научные результаты,включаемые в диссертацию.

1.Zive hlasy Tartarie .В c6."Zahady staleti".Praha.1980.

-0,6 п.л. (на чешском языке)

/ .. / /

2.Tatarlaka usenete.// Forras,13.Kecskemet.Budapest,1981.

-0,5 п.л.(на венгерском языке)

3.Новые данные о возникновении шумерской логографической письменности.Тезисы докладов.Научная сессия,посвященная итогам работы ГМИИ им.А.С.Пушкина за 1979 г.М.1980. -0,15 п.л.

4.Шумерская школьная табличка из коллекции ГМИИ им.А.С.Пушкина. Тезисы докладов.Научная сессия,посвященная итогам

работы ГМИИ им.А.С.Пушкина за 1986 г.М.1987. - 0,4 п.л. t

5.Термин e-DUB-ba в шумерских и аккадских экономических текстах.Тезисы докладов.Научная сессия,посвященная итогам работы ГМИИ им.А.С.Пушкина за 1987 г.М.1988.-0,4 п.л.

6.Шумеро-вавилонская школа III-II до н.э.в социальной жизни.Тезисы докладов.Научная сессия,посвященная итогам работы ГМИИ ИМ.А.С.Пушкина за 1988 Г.М.1989.- 0,3 П.Л.

Заказ 165_Тираж 80

Типография МНПО «НИОПИК», 3-й Неглинный пер., д. 5