автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Симметрия и самоорганизация: от античной натурфилософии к современной науке

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Ягафарова, Хафиза Нургалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Симметрия и самоорганизация: от античной натурфилософии к современной науке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Симметрия и самоорганизация: от античной натурфилософии к современной науке"

На правах рукописи

ЯГАФАРОВА ХАФИЗА НУРГАЛИЕВНА

СИММЕТРИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ: ОТ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ К СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Специальность 09 00 01 онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Р

003 171Э25 Уфа-2008

003171925

Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Галимов Баязит Сабнрьянович

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Хазиев Валерий Семенович

кандидат философских наук, доцент Обухов Владимир Емельянович

Ведущая организация. Уфимский государственный нефтяной

технический университет

Защита состоится «27» июня 2008 года в 12 00 ч на заседании диссертационного совета Д 212 013 03 в Башкирском государственном университете по адресу 450074, г. Уфа, ул Фрунзе, 32, гл. корпус, ауд 339.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан Л мая 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

Поздяева С М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского анализа взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации, и универсализации их в познании. Важнейшая, и в определенном смысле, уникальная роль принадлежит идее современного естествознания понятия симметрии, нарушенной симметрии и самоорганизации взаимно обуславливают и дополняют друг друга

Симметрия сегодня стала общенаучной и философской категорией, всеобщей и необходимой логической формой мышления Теория всемирного тяготения и атомного ядра, физика элементарных частиц и космология, движение и равновесие, порядок и беспорядок - отображают действительность, природу и явления, исходя из соображений симметрии Эта мысль лежала в основе идеи гармонии сфер у Пифагора, она продолжает существовать в преобразованном виде в философии Нового Времени, в немецком идеализме и современной науке Качественно новая постановка вопроса о соотношении порядка и беспорядка в структурной организации материи, о соразмерности математических форм описания содержанию процессов, о соизмеримости бытия и мышления полагают принцип симметрии в основание своей рефлективной организации

Анализ процессов эволюции позволяет по-новому взглянуть на методологические проблемы, связанные с симметрией физических законов, с описанием развивающихся систем и целостностью мировосприятия. Импульс развитию методологических схем в современной науке сделан со стороны физики нелинейных процессов и процессов самоорганизации, включающих в себя изменение, нарушение и восстановление разных форм симметрии, происходящих за счет сил внутреннего взаимодействия сложных систем В связи с этим теоретическую и методологическую актуальность приобретает философское и научное исследование спонтанно нарушенных симметрий Концепция эволюционизма, создающая возможность рассмотрения систем, как самоорганизующихся, становится основанием для формирования новых научных теорий Поэтому реконструкция онтологического статуса, гносеологической природы и методологического значения понятий симметрии и самоорганизации в систематизации и развитии теоретического знания имеет принципиально важный смысл

Степень разработанности проблемы. Методологическое исследование взаимосвязи понятий симметрии и самоорганизации вызывает трудности, которые обосновываются многоуровневым характером изучаемых понятий и тем, что объектом любого из фундаментальных понятий является мир, включающий в себя онтологические и гносеологические моменты

всеобщего, конкретность которого имеет особенности существенного типа Поэтому осмысление феномена самоорганизации происходит в контексте общего учения о симметрии Онтологический статус принципа симметрии в организации природных систем весьма скрупулезно отображен в трудах Л Пастера, Ф. Клейна, П Кюри, А Эйнштейна, М Планка, А Пуанкаре, И Намбу, В Гейзенберга, В Паули, Р Нокса и А Голда, В И Вернадского, Е С. Федорова, А В. Шубникова, М П Шаскольской, Н М Зоркого и Н Н Афониной и др.

Гносеологические аспекты раскрытия функций симметрии в научном знании связаны с такими именами, как А Ф. Перетурин, В С. Готт, Н Ф Овчинников, А В Шубников, В А. Копцик, Ф М Землянский, В И Жог, Н П Депенчук, Ю А Урманцев, Б С. Галимов, Э М Чудинов

Помимо перечисленных ученых, осуществляющих свои построения в теоретической методологии, существуют и прикладные исследования, которые выявляют место и роль категории симметрии в современном естествознании Это зарубежные ученые, как С Вайнберг, Г Вейль, Е Вигнер, Р Фейнман, Э Шмутцер, М Борн и советские ученые - Л Д Ландау, В П Визгин, Н В Белов, И С Желудев, Д А Киржниц, А С Компанеец, Л Б Окунь и др Отметим исторический аспект проблемы, связанный с работами Б И Спасского, Л С Полака, В П Зубова, А Т Григоряна, И И Шафрановского, Ю А Данилова, А Ф Лосева, чьи концепции примыкают к философскому анализу принципов симметрии

Сегодня явно проступает очевидность узости традиционных познавательных парадигм, отличительными чертами которых являются линейность, обратимость и детерминизм. Объектами исследования все чаще становятся сложные природные комплексы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, в которые включен и сам человек На этом этапе развития науки преобладающей становится идея построения научной картины мира на основе синтеза теоретических знаний и концепции эволюционизма, которые представляют сложные системы мира как самоорганизующиеся, где переход от симметрии к асимметрии рассматривается как важный закон развития природы В данном отношении диссертант использует работы как отечественных философов В Ф Асмуса, Ю Н. Абулкадырова, И А. Акчурина, В.И Аршинова, М Д Ахундова, А С. Богомолова, А А. Вахина, Е И. Громаковой, Б С Галимова, П П Гайденко, И С. Добронравовой, К Г. Дзугаева, Л Л. Егурнова, Е Н Князевой, Б Г Кузнецова, А Ф. Кудряшева, М С. Кунафина, С П Курдюмова, А В Лукьянова, Е.А. Мамчур, Д А Нуриева, Н В Поддубного, Г И Рузавина, Ю.В Сачкова, С П Ситько, В С. Степина, М П Хвана, А Н Чанышева, так и зарубежных ученых Ф Варела, М Гелл-Манна, М Мелвина, Г Хакена, И Пригожина, И Стенгерс, М Хайдеггера, В Эбелинга, М Эйгена и др

На основе современных научных представлений, автор раскрывает симметрию как принцип, по существу совпадающий с принципами относительности и инвариантности. Естественной формой определения онтологических оснований принципов симметрии становится анализ их связи с законами сохранения и процессом самоорганизации Принципиальное значение для методологической ориентации исследования имеет концепция Е Вигнера о симметрийном основании принципа закономерности в отображении мировых процессов, также подход В Гейзенберга, в котором провозглашен примат симметрийности как основы теоретического синтеза знаний

Несмотря на основательную изученность симметрии как закона природы, имеется существенный пробел в понимании симметрии как формы проявления самоорганизации материи и духа, бытия и мышления, который автор пытается восполнить, анализируя историю развития философской и научной мысли Древней Греции, Нового времени и современности

Объект исследования - философская рефлексия и онтологические аспекты взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации

Предмет исследования - симметрия и нарушение симметрии в процессе самоорганизации объектов и их понятийная реконструкция

Целью исследования является симметрия и самоорганизация сложных развивающихся систем мира.

Для реализации этой цели в диссертации необходимо последовательное решение следующих задач:

• исследовать симметрию в её раннем античном понимании как единство числа, порядка и гармонии,

• в контексте развития зрелой античной натурфилософии определить симметрию как соизмеримость, закономерность и целостность,

• на основе уровня исследованности проблемы в период Нового Времени установить взаимосвязь симметрии с инвариантностью и структурой;

• с позиций современных научных и философских достижений раскрыть онтологический и методологический статус понятий симметрии и самоорганизации в формирующейся системе теоретического знания,

• сопоставляя процессы нарушения симметрии, используя диалектико-материалистические методы познания показать симметрию с точки зрения идеи самоорганизации как принципа эволюции мира Методологическая база исследования. Методологической основой

диссертации выступил синергетический подход к исследованию космологического уровня организации материи, а также выработанные в философии и методологии науки модели структуры физического знания.

Автор использует в исследовании принципы единства логического и исторического, концепции системности и эволюции

Научная новизна диссертации заключается в рефлективной реконструкции понятий симметрии и самоорганизации, в исследовании взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации сложных систем природы в соответствии с современным пониманием самоорганизации

Эта новизна конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту

• определены основные этапы развития понятия симметрии, в каждом из них выявлены важнейшие особенности симметрийных представлений (в античной натурфилософии - симметрии как гармонии, в философии Нового Времени - симметрии как инвариантности, в современном естествознании - нарушение симметрии в связи самоорганизацией),

• выявлено, что в античном термине «гармония» существует прообраз понятия «самоорганизации», гносеологические функции которой в развитии научного знания доведены до уровня теорий современности,

• обоснован онтологический статус нарушенной симметрии, показано, что процесс нарушения симметрии является существенным признаком естественного процесса самодвижения и самоорганизации материи,

• обнаружено, что «симметрия» предполагает согласованность и соразмерность процессов бытия и мышления, и в рефлексии над онтологией, обретя способность к самоопределению и саморазвитию, реализует свое содержание и в духовной жизни

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение заключается в том, что полученные результаты исследования позволяют по-новому осмыслить проблемы самоорганизации материальных и духовных систем Идея взаимоотношения симметрии и самоорганизации может выступить методологическим инструментом в разработке теории развития в различных сферах научного знания, в исследовании пограничных проблем естествознания и обществознания

Практическое значение заключается в возможности создания спецкурсов и методологических семинаров по истории и философии науки, по онтологии и теории познания, по философским вопросам современного естествознания, где понятиям симметрии и самоорганизации отводится одно из ключевых мест.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на международных и региональных конференциях, в том числе «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004), «Формирование личности специалиста в современных условиях» (Уфа, 2005), «Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в системе

СПО РБ» (Уфа, 2006). По теме диссертации автором опубликовано 4 работы, в том числе монография «Симметрия и самоорганизация как философские понятия» ( 7,4 п л)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы (221 наименование). Общий объем диссертации -170 страниц

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается современное состояние её научной разработанности, ставятся цель и задачи, определяются объект, предмет и методология исследования, формулируются элементы новизны диссертации, характеризируется теоретико-практическая значимость работы и её апробация

В первой главе «Симметрия и самоорганизация в ранней античной натурфилософии» выявляется роль симметрии в процессе перехода от мифологического восприятия к научному мировоззрению, раскрывается содержание понятий симметрии и самоорганизации в ранней античности.

В первом параграфе «Симметрия как единство числа, порядка и гармонии» рассматриваются специфические представления о симметрии в определении эстетических и нравственных канонов, в постижении истинных форм мышления и самой истины в учении Пифагора.

Древние греки отождествляют понятие «симметрия» прежде всего с такими как «число», «порядок» и «гармония», считают, что они неразрывно связаны: число немыслимо без порядка и гармонии, но и не подобно им, природа их различна. Гармония и порядок Пифагора «очисляют» хаос и являются внутренним принципом числа, что обусловливает отсутствие отождествления числа, порядка и гармонии В параграфе показано, что число, как единство противоположностей предела и беспредельного, по своей сущности симметрично. Пифагор связывает симметрию, как со свойствами отдельных чисел, так и свойствами числовых отношений в виде пространственных структур, использует её как признак устойчивости и равновесия в пояснении природных явлений Автор отмечает, что мир пифагорейцев имеет вид застывшей гармонии, естественной симметрии целого и порядка числовых отношений, для них порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок и асимметрия бесполезны и вредны.

Пифагор не признает в качестве первоосновы ни одно из материальных начал и «число» проявляет у него субстанциальные свойства в качестве первоначала всего сущего: «число есть сущность всех вещей, и организация Вселенной являет собой гармоническую систему чисел и их

отношений».1 Понятие симметрии трактуется у пифагорейцев как признак совершенства и гармонии, как некоторое начало, упорядочивающее мир и всё, находящееся в нем Все прекрасное в природе и в жизни человека связано с существованием объективной красоты, т е симметрии, которую они рассматривают и как духовную жизнь, «созидающую» явления и людей Автор полагает, что у Пифагора обнаруживается предвосхищение идеи самоорганизации, и природа числа и есть, та главная метафора в науке, которая «осуществляет универсальные интерпретации, образуя тем самым единую ткань научного знания И очень символично, что структура числа тождественна структуре самоорганизующихся систем» 2

Постижение симметрии как единства числа, порядка и гармонии (если реконструировать взгляды пифагорейцев) есть «ключ» к пониманию Вселенной и ее структуры Однако, понимание сущности числа возможно лишь посредством формирования определенного «строя» чувствования и мышления, поскольку в природе числа заключено то, что выступает и как познание, и как форма постижения истины В итоге, бытие и мышление актуализируют свое действительное отношение к истине посредством математического раскрытия содержания «числовой гармонии» и «симметричного космоса» Таким образом, интеллектуальный потенциал пифагорейской философии можно оценить как один из первых шагов человеческого познания по пути теоретического освоения окружающего мира, Космоса в целом и объектов его составляющих.

Во втором параграфе «Симметрия и самоорганизация в атомистической доктрине античной натурфилософии» показано, что принцип симметрии играет роль «поляризации» из античной натурфилософии естественнонаучного знания, исследованы характерные признаки понятий симметрии и самоорганизации в учении атомистов

Вселенная у Демокрита независима от человека, материальна и обусловлена «вечно движущейся неделимой полнотой» - атомами, которые в сочетании с пустым пространством образуют все содержание реального мира Атомы Демокрита как дискретные субстанции абсолютно симметричны и пустота является симметричной непрерывностью Пустота Демокрита, по мнению автора, является неупорядоченным началом, выступает условием становления порядка, в ней атомы двигаются, сталкиваются и соединяются сообразно форме и величине, возникают тела, которые и характеризуют состояние Космоса Любое смешение Демокрит трактует, не как попало, а как возникшее благодаря симметрии, которая становится основанием синтеза сложных тел Итак, атомисты утверждают о

'См Аристотель Метафизика Сочинения Т 1 -М Мысль, 1976 -С 47

2 См Поддубный Н В Самоорганизующиеся системы онтологический и методологический аспекты Диссертация доктора философских наук - Ростов-на-Дону, 2000 - С 293

равноправности атомов и пустоты, объективируют их тождественность, находящую основание в принципе материальности. В онтологическом плане это значит, что пустое и полное являются равноправными началами всего сущего Гносеологический аспект исходного принципа выражается в обусловленности структуры сознания, где материальные начала природы обретают статус объективных его элементов - идеальных понятий

Мироздание представляется Демокриту и как всеобщий хаос, где нет ничего, кроме атомов, которые движутся в пустоте и соединяются, благодаря некоторому сродству, в силу присущей им необходимости (самоорганизации) Так рождается, организуемый изнутри, мир вещей и людей Демокрит понимает хаос как состояние материи, качественная определенность которого заключается в неподчинении законам Космоса, а его гносеологическая позиция определяет хаос как неупорядоченное движение Автор полагает, что становление Космоса представляется не только как состояние, когда Вселенная заключает в себе наблюдаемый в нём порядок, но и как формирование способа сосуществования предметов и их отношений в пределах динамически организованного целого

Автор отмечает, что большое значение атомисты придавали понятию формы, под которой мыслилась не только внешняя определенность вещей, но и строение внутреннего порядка, отсюда и симметрия у них выявляла себя как единообразие элементов вещей Идеально-симметричная сфера завершает, по мнению Демокрита, становление Космоса и любого объекта Потому и душа человека, которая выступает у него в качестве всеобщей меры различения, состоит из тел, имеющих шарообразные «идеи»

Научная проницательность Демокрита в оценке потенциального в действительности проявилась в его учении о движении Он рассматривает движение не только в отношении места, но и в отношении состояния, распространив тем самым его значение, до пределов всеобщности, когда движение выступает как изменение вообще Выйдя за рамки тривиального понимания движения, Демокрит выявляет условия, при которых оно возникает, изучает такие формы движения, как соединение и разложение, переходы агрегатных состояний Становление Космоса рассматривается им как переход материи из одного состояния в другое, от беспорядка к порядку, как становление симметрии и меры вследствие самоорганизации

В мире Демокрита царит необходимость, которая упорядочивает объекты и явления, но она не определяет порядок во Вселенной, где из вихрей спонтанно возникают множество миров Действительность неупорядоченного мира реализует свою необходимость в спонтанности, «спонтанно возникают вихрь и движение, разделившие (элементы) и

приведшие Вселенную в этот порядок» 3 «Вихрь» Демокрита «являет собой физическую демонстрацию основания непосредственного бытия, исходную форму действительности материальной организации»4 С точки зрения онтологического аспекта «вихрь» выводит неопределенное состояние материи на уровень её структурной определенности и автор полагает, что материя у атомистов, обладая свойствами вихревого движения -самоорганизации, порождает уплотнения и разряжения веществ, создавая тем самым первичные элементы (простые структуры) мира

В параграфе констатируется, что исследования Демокрита носят как аналитическую, так и синтетическую форму, он строит модель Космоса, используя всё, что имеется в природе, находит место порядку и беспорядку, движению и вихрю, необходимости и спонтанности, т.е единству противоположных сторон объективности Процедурой познания в такой схеме выступает установление тождества в многообразии различий путём выявления инвариантов бытия, что и определяет значимость учения атомистов в исследовании действительности и в познании действительного соотношения субъекта с космическим порядком

Во второй главе «Симметрия и самоорганизация в зрелой античной натурфилософии» исследуются особенности формирования понятий симметрии и самоорганизации в контексте развития зрелой античности

В первом параграфе «Симметрия как соизмеримость, закономерность и иелостность» дана критика пифагорейской мистификации целочисленного миропонимания и показано, что принцип симметрии как специфический принцип, выполняя важнейшую роль в постижении мира, определяет математические законы строения объектов действительности

Пифагорейцы положили в основу всего сущего целые рациональные числа, но отношение двух отрезков нельзя выразить с помощью целых чисел и проблема несоизмеримости диагонали и стороны квадрата выходит за пределы математической значимости, приобретает смысл постижения природы, а проблема соизмеримости становится тем аспектом симметрии, который обнаруживается у истоков научного мышления Математическая схема Пифагора не включает в сферу своих определений множественность качеств реальных вещей, и это приводит обращению мысли Платона к выявлению основания многообразия действительности Проблема несоизмеримости и обнаружение иррациональных чисел трактуется им как нарушение симметрии и разрешается путем придания числам геометрических характеристик, которые и определяются как основание для всех операций. Основанием соизмеримости становится математическая идея законы, управляющие природой, являются источником симметрии и

3См Аристотель Метафизика Сочинения Т I -М Мысль, 1976 -С 75

4См Чанышев А Н Курс лекций по древней философии - М Высшая школа, 1981 - С 190

«число» Платона выходит за пределы пифагорейской значимости как нечто имманентно присущего вещам определения и получает определение трансцендентной вещам особенной характеристики

Допуская самостоятельность существования математических объектов, по «образцам» которых создаются чувственные вещи, Платон пытается осмыслить геометрические законы их построения Согласно Платону все вещи стремятся подражать идеям, и отношение между идеей и вещью -проявление симметрии между мыслью и вещью, объясняется оно законами симметрии, которые более устойчивы и гармоничны, чем изменяющиеся вещи Итак, принцип аналогии в количественной форме реализует содержание понятия симметрии посредством установления процедур отождествления и различения, а качественная сторона принципа симметрии выявляется в иерархической системе платоновского бытия в имманентном значении принципа инвариантности, определяющегося в единстве изменения и сохранения условия удержания смыслового лика вещи

Платон впервые уделяет внимание понятию «закон», рассмотрев его в свете социума и человека Для человека высшей целью является воплощение идеи Блага, «взойти» к которой можно путем постижения высшей реальности — мира эйдосов У Платона имеют место изменчивый мир реалий и вечный мир эйдосов Мир реалий, благодаря стремлению к идеальному образу - закону, «осуществляет целесообразность, Зевсов порядок и мудрую гармонию».5 Поэтому закон Платона, как предмет знания, подвижен и статичен, как атрибут бытия, опосредован понятиями как устойчивость и повторяемость, т е теми свойствами, которые отражают симметрию процессов бытия и мышления Мышление, как истинное в отношении идеального с реальным, организует структуру сознания, является действием, переводящим оригинал в аналог, суммирует его акты на репродукцию целостности истины как идеи Природные отношения и связи, формирующие структуру мира, выступают у Платона как мир отдельных структур, в котором математика представляет собой учение о соизмеримости сторон противоположностей и об их единстве, о соразмерности частей целого и об их тождестве Это придает симметрии, утверждает автор, статус специфического принципа, который определяет строение и структуру любых физических объектов и процессов

Сущность принципа соразмерности определяется и тем, что он показывает симметрию как принципиальную характеристику объекта, выражающую его способность иметь имманентную меру, те измеряться самим собой, когда одна часть объекта после некоторой операции меняется на другую часть, а все части, реализующие целостность, оказываются

5 См Парнюк М А, Лазоренко Б П, Причепий Е Н и др Категории «закон» и «хаос» - Киев, 1987-С 30

согласованными между собой. В этой связи, воззрения Платона выявляют себя как поиск инвариантной сущности бытия, симметрии неизменных форм, которые опредмечены геометрическим образом, так как числовые отношения пифагорейцев заменяются геометрическими закономерностями, положенными в основу самоорганизации космического целого

Во втором параграфе «Симметрия и идея самоорганизаиии космического иелого» отмечается, что учения Платона и Аристотеля, как специфические мировоззрения и логические инструменты познания, имеют осмысленную интерпретацию объективности и предстают перед нами как «смысловой каркас» чувственного мира, в котором воедино слиты бытие и мышление, порядок и беспорядок, действительное и возможное

Необходимым условием живой организации Космоса, по мнению Платона, является единство ума и души, в котором ум являет собой организующее начало, а душа представляет собой среду обитания для ума. Душа, сотворенная Богом, признаётся Платоном как посредствующее необходимое начало между разумом и веществом, идеей и материей. Поскольку идеи и вещи оказываются резко ограниченными друг от друга — первые суть прообразы, а вторые - отображения, то душа, находясь между ними, соединяет их. Имея в себе идеальное самоорганизующееся начало, душа противополагается материальной неупорядоченности вещей, а исходя из имеющихся в ней отношений порядка и меры, она выступает как гармоническое основание мира «Мировая душа» Платона, проявление которой обусловлено законом симметрии (правилом золотой пропорции), определяет в своих отношениях собственную имманентную меру и является эталоном самоопределения В итоге, «мировая душа» выступает и как движущая сила, и как сознание и единство мира, и как совокупность математических отношений, и как начало, посредством которого идеи воплощаются в материи, с её помощью мир становится упорядоченным и живым целым Развивая идею формирования «мировой души» Фихте замечает, что «жизнь-это абсолютный творец формы»,6 возможности человека, его надежды и цели как бы вписаны в структуру мира

Платон придает физическим формам элементов (земле, огню, воздуху и воде) виды многогранников, различия которыми определяются различиями между частицами, из которых они состоят. Причем частицы, как и многогранники, взаимосвязаны, могут разрушаться или переходить друг в друга Математическая интерпретация связей между элементами приводит к тому, что математика выступает у Платона как учение об интерпретации действий мышления, возводящего сознание в мир осмысленных идеальных движущихся форм Математическое знание при этом обращается в

'См Фихте И Г Факты сознания//Сочинения В2-хтг Т 2 -СПб Мифрил, 1993 -С 73

12

совокупность умений, организующих видение мира, так что получить математическое образование означает, овладеть искусством интерпретации отношений между элементами, которые образуют симметричную структуру мира и его потенцию к самоорганизации и порядку

Теория Платона обращена к принципам организации порядка, а «порядок» как система отношений предполагает наличность «идеи», понимаемой им как божественный замысел Лишённая порядка, меры и симметрии, материя представляется ему сущностью, тождественной хаосу Порядок подразумевает наличие меры, мерой же порядка является объективность, ее элементы выступают мерой конкретности, а выявленные связи - мерой теоретичности науки. Принцип объективности у Платона актуализируется в сознании путём организации мышления и выступает в качестве определителя всеобщего в объекте природа вещей объективна и идеальна, а идея как объект видения есть истинное в действительности и единственное в познании Высшая идея (идея Блага) является условием существования других идей и властелином мира, и она порождает истину

Смягчая платоновское противопоставление земного и небесного, эйдосов и материи, души и тела, Аристотель полагает, что всё сущее есть единство бытия и небытия, материи и формы, идеи и потенции Критика платоновского допущения существования реальных математических объектов устраняется им присвоением физических свойств вещам, так как вещи, лишенные свойств, не порождают качеств Поэтому у Аристотеля в каждом элементе, будь то воздух, вода, земля или огонь, имеется сочетание противоположных качеств (теплое - холодное, сухое - влажное)

В качественной физике Аристотеля в отличие от количественной физики Демокрита, чем больше совокупность легких тел, тем более лёгкой она является и тем интенсивнее устремляется к естественному месту, ими являются фокусы мира (низ и верх), а также циклы в небе, по которым тела движутся с помощью перводвигателя (Ума). Изучая взгляды Аристотеля, автор приходит к выводу, что его идеи родственны представлениям о самоорганизации, которые выделяют в пространстве некоторые фокусы и циклы, в современном понимании, фазы и аттракторы Различие легкого и тяжелого у Аристотеля абсолютно и качественно, качества становятся частями вещей и представляют качества сил Как и пространство, у Аристотеля оно целиком заполнено материей, наделено силой, является началом субстанционально-активным Пространство Демокрита заполнено атомами, между ними много пустоты, оно лишь условие движения, начало субстанционально-пассивное Противоположность взглядов Демокрита и Аристотеля прослеживаются и в понимании увеличения в количественном

подходе - это просто прибавление элементов, а в качественном -органический рост, где растет все целое и отдельная его часть7

В завершении главы отмечается, что воззрения мыслителей зрелой античной натурфилософии, базирующиеся на математических структурах и физических свойствах объектов, необходимым образом в явном или неявном виде используют представления о симметрии и самоорганизации в целостной организации научной картины мира

В третьей главе «Симметрия и самоорганизация в современной математике и естествознании» на основе современных достижений науки и философии раскрываются характерные признаки понятий симметрии и самоорганизации и их взаимоотношения, анализируется роль идеи нарушения симметрии в формировании моделей эволюции Вселенной

В первом параграфе «Симметрия, инвариантность и структура» рассматривается эволюция точки зрения объективности, развитая в системах Коперника и Кеплера, которая нашла воплощение в построениях современных ученых, увидевших в математической репрезентации действительности механизм проникновения в ее инвариантные структуры.

Создавая теории об окружающем мире, Коперник объективирует знание о природе не только в смысле его концептуальной организации, продолжив гносеологическую линию Демокрита, но и в плане объективной значимости его математической интерпретации Истина, у Коперника, обретает вид модели, структура которой выступает предметом анализа действительности, истинность элементов устанавливается в эксперименте Подчеркивая соизмеримость формального и содержательного в модели движения небесных тел, Коперник обнаруживает «удивительную симметрию мироздания»,8 и знание математики приобретает у него предметный характер, а математика превращается в символ объективного мышления. Структура Вселенной Кеплера, как и у Коперника, заключена в соразмерности и симметрии, тождественности и единстве ее элементов, подчинена строгой закономерности Отметим, что, начиная с модели планетной системы Кеплера, которая в своем построении опирается на правильные многогранники евклидовой геометрии, наблюдается демонстрация того, как онтологическим определителем математических структур становится структура объективной реальности В отличие от пифагорейцев, Коперник и Кеплер находят причины симметричного Космоса и его гармонической организации не в числовых соотношениях, а в геометрических пропорциях и математических инвариантах

7 См Визгин В П Генезис и структура квалитизма Аристотеля М, 1982 - С 49

* См Коперник Н Об обращениях небесных сфер//Польские мыслители эпохи Возрождения -М, 1960-С 60

Структурное моделирование процессов Вселенной создает всеобщее гносеологическое основание для анализа структур любого масштаба, и Кеплер обращается к изучению кристаллических структур и правильных природных построений. «Причина свойственной снегу шестиугольной формы, по всей видимости, скрывается в действующем начале, и формы пчелиных ячеек, объясняются тем, что деяния живого не лишены инстинктивной целесообразности».9 В связи с этим автор считает, что модель физического объекта выступает в виде абстрактной системы математических элементов, выражающей отношения объективной реальности, а в гносеологическом аспекте сущность математической модели состоит в том, что структура, имеющая материальную организацию, стремится к идеалу в процессе своей самоорганизации

Убежденность Кеплера в гармонии мировых процессов вызывает интерес к изучению конфигураций, связанных с возможными формами организации элементов в целостные системы Рассматривая конечные фигуры, Е Федоров и А. Шубников полагают, что симметричная фигура состоит из одинаково расположенных, имеющих тождественные признаки, частей У Лейбница, элементы симметричной фигуры расположены так, что при преобразовании фигура совмещается сама с собой, обладает упорядоченностью Н Овчинников выявляет, что функции, описывающие фигуры неизменны к линейным преобразованиям, и значение имеют те группы преобразований, где ей элементами выступают преобразования координат и тогда понятие преобразование совпадает с понятием функции Введение цветных фигур расширяет возможности принципа симметрии, как и отказ от сохранения метрики объектов, это позволяет изучать свойства фигур, сохраняющиеся при проективных или топологических преобразованиях, представляя их геометрию как совокупность инвариантов Синтезируя современные взгляды, В Копцик и А Шубников определяют «симметрию как закон строения структурных объектов или группу преобразований, сохраняющих структурную целостность рассматриваемых систем».10 Завершая обзор современных представлений, автор утверждает, что симметрия выступает как средство установления отношений в мире вещей и явлений, связывается с математическими структурами, онтологически соотнесенными со структурой материального мира в статических и динамических аспектах её организации

Законы симметрии и теория относительности явились предпосылкой эрлангенского подхода в естествознании На основании классификации алгебраических уравнений по принципу симметрии, проведенной Э Галуа, Ф. Клейн, объединяет их по принципу инвариантности. Геометрическую

'См Кеплер И О шестиугольных снежинках М ,1982 -С 9

10 См Шубников А.В, Копцик В А. Симметрия в науке и искусстве М ,1972 - С 261

систему он представляет как теорию инвариантов группы преобразований, симметрия при этом выступает как подгруппа группы, для которой выявлена операция композиции или умножения Те инварианты, которые остаются неизменными при преобразованиях, определяют основные, те фундаментальные свойства объекта, поэтому инвариантность становится характеристическим свойством, а теория относительности, как теория инвариантов четырехмерного пространства - времени, представляет собой не более чем иной аспект теории симметрии 11 И понятие симметрии, исторически связанное с числовыми и геометрическими соотношениями, расширяет границы и целесообразно говорить о ней, как об инвариантности уравнений по отношению к определенным преобразованиям.

Автор полагает, что ныне симметрия трактуется в более широком смысле, чем чисто научное понятие, выступая в качестве критерия объективности знания и истины, существенной черты мышления. Требования, предъявляемые симметрией к условиям их реализации, столь общи, что им отвечают все формы движения и отношения материи, вся реальность - материальная и духовная Принцип симметрии становится ключом к пониманию любого аспекта мира, устанавливает эквивалентность процессов в отношении их экспериментального проявления Благодаря этому принцип симметрии служит средством построения фрагментов физической картины реальности, конкретизируя структуру связи между «сущностным» и «явленческим» уровнями реальности.12

Во втором параграфе «Самоорганизация как следствие нарушения симметрии» устанавливается взаимосвязь понятий нарушения симметрии и самоорганизации, выявляется соразмерность и согласованность процессов бытия и мышления, анализируется роль самоорганизации в формировании и развитии современного естествознания, моделей эволюции Вселенной

Переход одних посылок описания природы к другим, от принципа симметрии к уравнениям физики становится основанием для построения и организации современного естествознания Дифференциальные уравнения, выражающие законы движения и сохранения описывают эволюционные процессы мира, их решения соответствуют содержанию явлений природы. Сущность моделирования в виде уравнений состоит в том, что модель, отображая структуру объекта, становится основой для анализа уравнений Развертывание модели предполагает решение уравнений численными, аналитическими и асимптотическими методами, причем выбор метода диктуется самим объектом, а структурные связи модели задают порядок оперирования. Вопрос о рефлективной организации развертывания модели

"См ВейльГ Симметрия М,1968 -С 49

12 См Борн М Физика в жизни моего поколения М, 1963 - С 276

как процесса самоорганизации мышления включает в себя выяснение превращений объекта и организаций модели в организацию решения

Выявление особенностей уравнений важно и для анализа законов эволюции, которые выступают как математические формы, организующие объективный тип единства формы и содержания, и характеризуются наличием в них динамических симметрий Законы в виде математического многообразия определяются топологическими структурами организации и реализуются в решениях, которые в свою очередь выявляют особенности объектов и процессов, проясняют динамическую организацию квантового движения микрочастиц, распространяют понятие симметрии не только на гомогенные и гетерогенные структуры, но и на процессы, нарушающие симметрию Отсюда проистекает и значение симметрии как меры единства целого (явления) и части (закона), многообразия целого (мира) и инвариантного отображения (его структур) Гносеологические функции принципа симметрии становятся основанием эпистемологической схемы, в которой симметрия выступает как некий сверхпринцип, относящийся к законам природы так же, как законы природы - к явлениям 13

Диалектика соотношения бытия и мышления представляет собой не только момент противоречия, но и момент согласования материальных и идеальных структур, так как «субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам».14 Законы духовного мира не противоречат законам природы, организация и самоорганизация бытия и мышления совершаются совместно, предполагают соразмерность мысли и действия, устойчивость которой обусловливается симметрией как видом согласованности частей целого Закон как имманентная мера целостности выявляет инварианты явления, развитие которых в отображении сущностного имеет рефлективный характер, когда как сама рефлективная деятельность сознания интерпретируется автором как рассмотрение продуктов умственной деятельности. Развертывание принципа закономерности как совокупности законов, становится исходным пунктом рефлексии как теоретической самоорганизации мышления, в котором существенное идентифицируется с научным отражением, поскольку «сущность, как таковая, есть рефлексия или отражение» 15

В современной научной картине мира просматривается единство дополняющих и переходящих друг в друга противоположностей, созидающих и одновременно нарушающих симметрию Выпадение любых элементов симметрии не означает исчезновения симметрии вообще, а указывает лишь на необходимость выявления её новых форм, и следует

13 См ВигнерЕ Этюды о симметрии -М,1971 -С 50

14См Маркс К, Энгельс Ф Сочинения 2-еизд Т 20 -С 581

15 См Гегель Наука логики, Т 2 -М, 1971 -С 203

придать особое значение исчезнувшим элементам симметрии объекта, так как для творения нового явления «необходимо, чтобы некоторые элементы симметрии отсутствовали»16 Идея нарушения симметрии получает онтологическую интерпретацию, выступая в качестве принципа, на основе которого строятся диалектически связанные и качественно своеобразные процессы эволюции. В свете этих идей, самоорганизация, замечает автор, выступает как процесс, в котором наблюдается тенденция к выпадению элементов симметрии, как движение от симметрии к асимметрии

Симметрия и асимметрия - аспекты одной проблемы, и то, что асимметрия является понятием противоположным симметрии или ее отрицанием, не говорит о его бессодержательности, так как «отрицание не является простым исключением или отсутствием соответствующего положительного содержания».17 Полного отсутствия симметрии, как и покоя не бывает, и асимметрия, трактуемая как отсутствие порядка, вносит только путаницу, и теория симметрии-асимметрии, подобно теории относительности, создается в системе научного и философского знания

Из определения по линии Пастер-Кюри-Шубников асимметрия, это тот случай диссимметрии, когда расстройство симметрии доведено до конца, и симметрия определяется через диссимметрию и асимметрию. В С Готг отождествляет диссимметрию с нарушением симметрии, Н Ф. Овчинников считает, что диссимметрия - это особый тип симметрии, а Ю А Урманцев рассматривает ее как более широкое понятие, чем асимметрия. Автор полагает, что диссимметрия и нарушенная симметрия синонимичны по содержанию, показывают меру сочетания и степень единства симметрии и асимметрии, и ориентированы на отражение процессов самоорганизации в развивающемся мире, где снижение симметрии является преобладающей

Молекулы живой природы асимметричны, но при этом они стремятся к упорядоченности и равновесию, и асимметрия выступает как равновесие движущейся системы, как «динамический аспект познания сущности явлений, движения и взаимодействия объектов» 18 Симметрия - состояние статического равновесия, при нём «творение новых явлений» невозможно Перефразируя выражение «противоречие - вот, что на самом деле движет миром»/9 можно утверждать асимметрия - вот, что в действительности движет миром Точнее, мир асимметричен, поскольку он движется, и симметричен, поскольку покоится. Связь между движением и асимметрией не непосредственная, она опосредуется понятием равновесия

"См Кюри П О симметрии в физических явлениях // Избранные труды М, 1966 -С 101

17 См Кант И Опыт введения в философию понятия отрицательных величин Соч , т 2, М , 1964,-С 81

"См Акопян И Д Симметрия и асимметрия в познании Изд-во АН АрмССР, 19S0 - С 62

"См Гегель Логика,т 1 М - Л, 1929 - С 206

Для понимания перехода от симметрии к асимметрии, как механизма вселенского развития нужно исходить из некоей асимметричной структуры системы, из «особого состояния физического вакуума».20 Внутренние флуктуации, вихри, диссипативные структуры, солитоны приводят к росту энтропии, спонтанно нарушают симметрию, и тогда вакуумное состояние системы не совпадает с состоянием уровня наблюдения На стадии становления, когда система находится в области асимптотики, возбуждения среды, не превышающие критических значений, не влияют на ход процесса, если же они превышают бифуркационные значения, то система разрушается или попадает в область другой асимптотики и как следствие происходит сброс энергии извне Структуры синхронизируют поведение через тепло, устанавливается единый темп горения, что и приводит к возрастанию упорядоченности внутри системы Система становится самоорганизующейся, так как она без специфического воздействия извне обретает пространственную, временную и функциональную структуру 21

Работы В Гинзбурга, Л Ландау и решение основного уравнения материи В Гейзенберга показывают, что асимметричность строения частиц, фазовые переходы II рода, упорядоченные состояния твердого тела - это результаты спонтанного нарушения или динамической перестройки симметрии Особенностью нарушений симметрии является и то, что они происходят за счет внутренних сил, а по принципу Бора, существующим считается лишь то, что наблюдаемо, поэтому нарушение симметрии интерпретируется в работе как явление, вызывающее процесс самоорганизации материи

Условия, при которых возможны процессы самоорганизации, связаны с нелинейностью динамических уравнений среды, со сверхкритическим отклонением от равновесия, с усложнением гомогенной среды, в которой присутствуют источники и стоки энергии и тд Исследование условий сводится к анализу решений нелинейных уравнений, поведение которых меняется при переходе от одной области фазовой плоскости к другой Присутствие на фазовой плоскости аттракторов показывает, что даже в несложном нелинейном уравнении в скрытом виде выявляется широкий спектр существования фрагментов реальности В силу этого, наш мир представляется как процесс самоорганизации нелинейной среды, а тела -как устойчивые локализованные процессы, взаимосвязь между ними осуществляют интегральные характеристики активной нелинейной среды

Далее автор обращает внимание на то, что «нелинейный мир» предполагает онтологию, ориентированную на понятие возможности, выявляя сходство с онтологией квантовой механики и идеями философов

20См Шевлоков В А Синергетика уровни и способы описания сложных эволюционирующих

систем (философско-методологическийанализ) - Нальчик Книга, 1999 -С 87

21См ХакенГ Информация и самоорганизация -М,Мир 1991 -С 557

Эллады и Древнего Востока о потенциальных, непроявленных формах, содержащихся в единой, первоначально однородной субстанции22 В этой связи, осмысление онтологических, методологических и гносеологических аспектов исследования нелинейных сред и процесса самоорганизации на основе фундаментальных теорий познания и принципа симметрии, становится одной из главных задач современного научного знания

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, указываются возможные перспективы развития темы

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

1 Ягафарова Х.Н О симметрии, самоорганизации и эволюции сложных систем мира // Социально - гуманитарные знания. -2007. №12.-С. 372-383.

2 Ягафарова X Н О симметрии духовной деятельности //Актуальные проблемы социогуманитарного знания Вып XXXV - М Прометей, 2006 - С 46-50 (в соавторстве с Б С Галимовым и А В Лукьяновым).

3 Ягафарова X Н Методологическая основа синергетики // Научно -исследовательская деятельность в системе среднего профессионального образования РБ - Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2006 — С.18-21

4. Ягафарова ХН Симметрия и самоорганизация как философские понятия Монография -Уфа Гилем, 2006 -108с

См Курдюмов С П, Куркина Е С, Потапова А.Б Сложные многомерные структуры горения нелинейной среды И Жури вычислительной математики и математической физики 1986 Т 26, №8 -С 1203

Ягафарова Хафиза Нургалиевна

СИММЕТРИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ: ОТ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ К СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05 01 99 г

Подписано в печать 15 05 2008 г Формат 60x84/16 Уел печ л 1,15 Уч -изд л 1,38 Тираж 100 экз Заказ 373

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ягафарова, Хафиза Нургалиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СИММЕТРИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В РАННЕЙ

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

§ 1. Симметрия как единство числа, порядка и гармонии.

§ 2. Симметрия и самоорганизация в атомистической доктрине античной натурфилософии.

ГЛАВА 2. СИММЕТРИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЗРЕЛОЙ

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

§1. Симметрия как соизмеримость, закономерность и целостность.

§2. Симметрия и идея самоорганизации космического целого.

ГЛАВА 3. СИММЕТРИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

МАТЕМАТИКЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.

§ 1. Симметрия, инвариантность и структура.

§ 2. Самоорганизация как следствие нарушения симметрии.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Ягафарова, Хафиза Нургалиевна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского анализа взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации, и универсализации их в познании. Важнейшая, и в определенном смысле, уникальная роль принадлежит идее современного естествознания: понятия симметрии, нарушенной симметрии и самоорганизации взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

Симметрия сегодня стала общенаучной и философской категорией, всеобщей и необходимой логической формой мышления. Теория всемирного тяготения и атомного ядра, физика элементарных частиц и космология, движение и равновесие, порядок и беспорядок - отображают действительность, природу и явления, исходя из соображений симметрии. Эта мысль лежала в основе идеи гармонии сфер у Пифагора, она продолжает существовать в преобразованном виде в философии Нового Времени, в немецком идеализме и современной науке. Качественно новая постановка вопроса о соотношении порядка и беспорядка в структурной организации-материи, о соразмерности математических форм описания содержанию процессов, о соизмеримости бытия и мышления полагают принцип симметрии в основание своей рефлективной организации.

Анализ процессов эволюции позволяет по-новому взглянуть на методологические проблемы, связанные с симметрией физических законов, с описанием развивающихся систем и целостностью мировосприятия. Импульс развитию методологических схем в современной науке сделан со стороны физики нелинейных процессов и процессов самоорганизации, включающих в себя изменение, нарушение и восстановление разных форм симметрии, происходящих за счёт сил внутреннего взаимодействия сложных систем. В связи с этим теоретическую и методологическую актуальность приобретает философское и научное исследование спонтанно нарушенных симметрий.

Концепция эволюционизма, создающая возможность рассмотрения систем, как самоорганизующихся, становится основанием для формирования новых научных теорий. Поэтому реконструкция онтологического статуса, гносеологической природы и методологического значения понятий симметрии и самоорганизации в систематизации и развитии теоретического знания имеет принципиально важный смысл.

Степень разработанности проблемы. Методологическое исследование взаимосвязи понятий симметрии и самоорганизации вызывает трудности, которые обосновываются многоуровневым характером изучаемых понятий и тем, что объектом любого из фундаментальных понятий является мир, включающий в себя онтологические и гносеологические моменты всеобщего, конкретность которого имеет особенности существенного типа. Поэтому осмысление феномена самоорганизации происходит в контексте общего учения о симметрии. Онтологический статус принципа симметрии в организации природных систем весьма скрупулезно отображён в трудах Л. Пастера, Ф. Клейна, П. Кюри, А. Эйнштейна, М. Планка, А. Пуанкаре, И. Намбу, В Гейзенберга, В. Паули, Р. Нокса и А. Голда, В.И. Вернадского, Е.С. Федорова, А.В. Шубникова, М.П. Шаскольской, Н.М. Зоркого и Н.Н. Афониной и др. 1

1 См.: Клейн Ф. Сравнительное обозрение новейших математических исследований // Об основаниях геометрии. М., 1956; Кюри П. Избранные труды. - М., 1966; Паули В. Физические структуры. М.,1975; Нокс Р., Голд А. Симметрия в твёрдом теле. - М., 1970; Вернадский В.И. Научная жизнь как планетное явление - М.: Наука, 1991; Федоров Е.С. Симметрия и структура кристаллов. - М., 1949; Шубников А.В. Симметрия. - М.-Л., 1949; Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972; Шаскольская М.П. Кристаллография. - М:, 1984; Зоркий Н.М., Афонина Н.Н. Симметрия молекул и кристаллов. - М., 1979; Гейзенберг Ф. Физика и философия. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963; Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1988; Гейзенберг В. Развитие понятий физике XX столетия // Вопросы философии, 1975, №1; Гейзенберг В. Открытие Планка и основные философские проблемы атомной теории // Успехи физических наук., Вып. 2., 1958;. Гейзенберг В. Квантовая теория полей и элементарных частиц // Нелинейная квантовая теория поля. — М., 1959; Вульф Г.В. Избранные работы по кристаллофизике и кристаллографии. — М.-Л.: Гостехтеоретиздат, 1952; Bradley C.Y., Cracknell А.P. The Mathematical Theory of Symmetry in Solids. - Clarendon Press, Oxford, 1972; Nambu Y., Jonn - Lasinio. - Phys. Rev., 1961.

Гносеологические аспекты раскрытия функций симметрии в научном знании связаны с такими именами, как А.Ф. Перетурин, B.C. Готт, Н.Ф. Овчинников, А.В. Шубников, В.А. Копцик, Ф.М. Землянский, В.И. Жог, Н.П. Депенчук, Ю.А. Урманцев, Б.С. Галимов, Э. М. Чудинов и др.1

Помимо перечисленных учёных, осуществляющих свои построения в теоретической методологии, существуют и прикладные исследования, которые выявляют место и роль категории симметрии в современном естествознании. Это зарубежные учёные, как С. Вайнберг, Г. Вейль, Е. Вигнер, Р. Фейнман, Э. Шмутцер, М. Борн 2 и советские учёные - Л.Д. Ландау, В.П. Визгин, Н.В. Белов, И.С. Желудев, Д.А. Киржниц, А.С. о

Компанеец, Л.Б. Окунь и др. Отметим исторический аспект проблемы, связанный с работами Б.И. Спасского, Л.С. Полака, В.П. Зубова, А.Т.

1 См.: Гогг B.C. Симметрия и асимметрия. - М., 1965; Готт B.C., Перетурин А.Ф. Симметрия и асимметрия как категория познания // Симметрия, инвариантность, структура. - М., 1967; Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. - М., 1966; Шубников А.В. Избранные труды по кристаллографии. - М.: Наука, 1975; Шубников А.В. Симметрия и асимметрия конечных фигур. М., 1951; Депенчук Н.П. Симметрия и асимметрия в живой природе. - Киев, 1963; Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. -М., 1974; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов, 1981; Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. - М.: Политиздат, 1974; Шафрановский И.И. Симметрия в природе. - 2-е изд., перераб. - Л.: Недра, 1985; Криндач В.П., Шафрановский И.И. История кристаллографии (с древнейших времен до начала XIX столетия). Л., 1978; Смородинский Я.А. Унитарная симметрия элементарных частиц // Успехи физических наук. 1964, т. 84., вып. 4.; Акопяп И. Д. Симметрия и асимметрия в познание. - Ер. Изд-во АН Арм. ССР, 1980; Дородницин В.А., Еленин Г.Г. Симметрия в решениях уравнений математической физики. - M., 1984. 2

См.: Вайнберг С. Открытие субатомных частиц. - М., 1986; Вейль Г. Симметрия. - М., 1968; Вейль Г. Математическое мышление. - М.: Наука, 1989; Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М., 1971; Фейнман Р. Характер физических законов,- М., 1968; Шмутцер Э. Симметрия и законы сохранения в физике. - М., 1974; Борн M. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

3 См.: Визгин В.П. Развитие принципов инвариантности с законами сохранения в классической физике. - М., 1972; Белов Н.В. Основные этапы в развитии идей в кристаллографии // Методологические проблемы кристаллографии. - М., 1985. Желудев И.С. Симметрия и её приложения. М.: Атомиздат, 1976; Киржниц Д.А., Линде А.Д. Фазовые превращения в микромире и во Вселенной // Современная теория элементарных частиц. - М., 1984; Компанеец А.С. Симметрия в микро- и макромире. - М., 1978; Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. -М., 1984; Сачков Ю.В. Развитие представлений физики об элементарных объектах в свете идей симметрии//Вопросы философии, 1963, №2.

Григоряна, И.И. Шафрановского, Ю.А Данилова, А.Ф. Лосева и др. чьи концепции примыкают к философскому анализу принципов симметрии.

Сегодня явно проступает очевидность узости традиционных познавательных парадигм2, отличительными чертами которых являются линейность, обратимость и детерминизм. Объектами исследования всё чаще становятся сложные природные комплексы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, в которые включен и сам человек. На этом этапе развития науки преобладающей становится идея построения научной картины мира на основе синтеза теоретических знаний и концепции эволюционизма, которые представляют сложные системы мира как самоорганизующиеся, где переход от симметрии к асимметрии рассматривается как важный закон развития природы. В данном отношении диссертант использует работы как отечественных философов: В.Ф. Асмуса, И.А. Акчурина, В.И. Аршинова, М.Д. Ахундова, А.С. Богомолова, Б.С. Галимова, П.П. Гайденко, И.С. Добронравовой, Е.Н. Князевой, Б.Г. Кузнецова, А.Ф. Кудряшева, М.С. Кунафина, С.П. Курдюмова, А.В. Лукьянова, Е.А. Мамчур, Д.А. Нуриева, Г.И. Рузавина, Ю.В. Сачкова, Я. И. Свирского, С.П. Ситько, B.C. Степина, А.Н. Чанышева,

1 См.: Спасский Б.И. Принцип симметрии //История и методология естественных наук. Вып.У. — М., 1968; Полак Л.С. Вариационные принципы механики. - М., I960; Григорян А.Т., Зубов В.П. Очерки развития основных понятий механики. - М., 1962; Григорян А.Т., Фрадлин Б.Н. История механики твёрдого тела. — М., 1982; Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. -М.: Наука, 1983; Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. - М., 1927; Лосев А.Ф. История античной эстетики.-М., 1963; Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки-Л.: Наука, 1947; Асмус В.Ф. История античной философии. Высшая'школа. М., 1965; Маковельский А.О. Досократики. Часть 3. -Казань, 1919; Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946; Рожанский И.Д. Античная наука. - М.: Наука, 1980; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. - СПб., 1982; Трубецкой С.Н. История древней философии. Ч. 2. - М., 1908; Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1972; Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория — М.,1973; Урманцев Ю.А. О философском и естественнонаучном значении. М.,1974; Егоров B.C. Философский реализм. — М., 1994; Парнюк М.А., Лазоренко Б.П., Причепий Е.Н. и др. Категории «закон» и «хаос».— Киев, 1987.

2 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог «Человека с природой». М., 1986. - С. 57.

А.С. Щербакова 1, так и зарубежных учёных: Ф. Варела, М. Гелл-Манна, М. Мелвина, Г. Хакена, И. Пригожина, И. Стенгерс, М. Хайдеггера, В. Эбелинга, М! Эйгена и др. 2 Частично эти вопросы рассматривались в диссертационных исследованиях Ю.Н. Абулкадырова, В.И. Аршинова, А.А. Вахина, Е.И. Громаковой, К.Г. Дзугаева, JLJI. Егурнова, А.В. Коломейцева, Н.В. Поддубного, М.П. Хвана.3

1 См.: Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 2-е, доп. - М.: Высшая школа, 1976; Аршинов В., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты.'// Общественные науки и современность. 1994. № 3; Галимов Б.С. Картина мира и научная теория. // Формирование и функционирование научной картины мира. - Уфа. 1985; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных' программ. — М.: Наука, 1980; Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. -Киев: Лыбидь, 1990; Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. -М., 1994; Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика - теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы,- М.: Знание, 1983; Лукьянов А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания. Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2003; Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя»,- Уфа, 1996; Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития. // Философские науки. — 1989. — № 6; Свирский Я. И. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии). М., 2001; Степин B.C. Теоретическое знание.

- М., 2000; Чанышев A.H. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981; Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: МГУ, 1990; Гомоюнов С.П. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. - 1994. - №2; Гуфан Ю.М. Структурные фазовые переходы. — М., 1982; Чернавский Д.С. Синергетика и информация. - М.: Знание, 1990.

2 См.: Гелл-Манн, Е. Розенбаум. Элементарные частицы // Успехи физических наук. - т. 64., Вып.З., 1958; Melvin. М. Elementary Particles and Symmetry Principles. - Review of Modem Physics, 1960, v.32, N 3; Хакен Г. Синергетика. - M., 1980; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.

- М.: Прогресс, 1986; Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. - М., 1990; Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. М., 1990. № 7; Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. М., 1981.

3 См.: Абдулкадыров Ю. H. Роль принципа симметрии в научном познании: Дис.докт. филос. наук. -М, 1997; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки: Дис.докт. филос. наук.-М, 1999; Вахин А. А. Концепция самоорганизующегося мира (философско-методологический анализ): Дис. канд. филос. наук. - М , 1995; Коломейцев А.В. Гносеологические функции принципов симметрии в развитии научного знания. - Дисс. канд. филос. наук. — М, 1988; Поддубный H. В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты.: Дис.докт. филос. наук.-Ростов-на—Дону , 2000; Хван М.П. Философское значение категории симметрии в научном знании.-Дисс. .док. филос. наук. - Тбилиси, 1986.

На основе современных научных представлений, автор раскрывает симметрию как принцип, по существу совпадающий с принципами относительности и инвариантности. Естественной формой определения онтологических оснований принципов симметрии становится анализ их связи с законами сохранения и процессом самоорганизации. Принципиальное значение для методологической ориентации исследования имеет концепция Е. Вигнера о симметрийном основании принципа закономерности в отображении мировых процессов, также подход В. Гейзенберга, в котором провозглашен примат симметрийности как основы теоретического синтеза знаний.

Несмотря на основательную изученность симметрии как закона природы, имеется существенный пробел в понимании симметрии как формы проявления самоорганизации материи и духа, бытия и мышления, который автор пытается восполнить, анализируя историю развития философской и научной мысли Древней Греции, Нового Времени и современности.

Объект исследования - философская рефлексия и онтологические аспекты взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации:

Предмет исследования - симметрия и нарушение симметрии в процессе самоорганизации объектов и их понятийная реконструкция.

Целью исследования является симметрия и самоорганизация сложных развивающихся систем мира.

Для реализации этой цели в диссертации необходимо последовательное решение следующих задач:

• исследовать симметрию в её раннем античном понимании как единство числа, порядка и гармонии;

• в контексте развития зрелой античной натурфилософии определить симметрию как соизмеримость, закономерность и целостность;

• на основе уровня исследованности проблемы в период Нового Времени установить взаимосвязь симметрии с инвариантностью и структурой;

• с позиций современных научных и философских достижений раскрыть онтологический и методологический статус понятий симметрии и самоорганизации в формирующейся системе теоретического знания;

• сопоставляя процессы нарушения симметрии, используя диалектико-материалистические методы познания, показать симметрию с точки зрения идеи самоорганизации как принципа эволюции мира.

Методологическая база исследования. Методологической основой диссертации выступил синергетический подход к исследованию космологического уровня организации материи, а также выработанные в философии и методологии науки модели структуры физического знания. Автор использует в исследовании принципы единства логического и исторического, концепции системности и эволюции.

Научная новизна диссертации заключается в рефлективной реконструкции понятий симметрии и самоорганизации, в исследовании взаимоотношения понятий симметрии и самоорганизации сложных систем природы в соответствии с современным пониманием самоорганизации.

Эта новизна конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• определены основные этапы развития понятия симметрии, в каждом из них выявлены важнейшие особенности симметрийных представлений (в античной натурфилософии - симметрии как гармонии; в философии Нового Времени - симметрии как инвариантности; в современном естествознании - нарушение симметрии в связи самоорганизацией);

• выявлено, что в античном термине «гармония» существует прообраз понятия «самоорганизации», гносеологические функции которой в развитии научного знания доведены до уровня теорий современности;

• обоснован онтологический статус нарушенной симметрии, показано, что процесс нарушения симметрии является существенным признаком естественного процесса самодвижения и самоорганизации материи;

• обнаружено, что «симметрия» предполагает согласованность и соразмерность процессов бытия и мышления, и в рефлексии над онтологией, обретя способность к самоопределению и саморазвитию, реализует своё содержание и в духовной жизни.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение заключается в том, что полученные результаты исследования' позволяют по-новому осмыслить проблемы самоорганизации материальных и духовных систем. Идея взаимоотношения симметрии и самоорганизации может выступить методологическим инструментом в разработке теории развития в различных сферах научного знания, в исследовании пограничных проблем естествознания и обществознания.

Практическое значение заключается в возможности создания спецкурсов и методологических семинаров по истории и философии науки, по онтологии и теории познания, по философским вопросам современного естествознания, где понятиям симметрии и самоорганизации отводится одно из ключевых мест.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Башкирского • государственного университета, материалы исследования излагались на международных и региональных конференциях, в том числе: «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г.), «Формирование личности специалиста в современных условиях» (Уфа, 2005 г.), «Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в системе среднего профессионального образования Республики Башкортостан» (Уфа, 2006 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

1. Ягафарова Х.Н. О симметрии, самоорганизации и эволюции сложных систем мира // Социально — гуманитарные знания. — М., 2007, № 12.-С. 372 - 383.

2. Ягафарова Х.Н. О симметрии духовной деятельности //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып. XXXV. - М.: Прометей, 2006. - С. 46-50 (в соавторстве с Б.С. Галимовым и А.В. Лукьяновым).

3. Ягафарова Х.Н. Методологическая основа синергетики // Научно -исследовательская деятельность в системе среднего профессионального образования Республики Башкортостан. Сборник статей. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. - С. 18-21.

4. Ягафарова Х.Н. Симметрия и самоорганизация как философские понятия. Монография. - Уфа: Гилем, 2006.-108 с.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы (221 наименование). Общий объем диссертации -170 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Симметрия и самоорганизация: от античной натурфилософии к современной науке"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации исследована «симметрия»- как: форма проявления? самоорганизации, развивающихся, систем, самоорганизации* бытия и мышления, самоорганизации космического целого. В процессе исследования автор стремится' к наиболее полному выражению: содержания, понятия симметрии, к обхвату практически всех аспектов этого понятия (кристаллографического, математического; физического), рассматривая их как в статике, так и в динамике. Для> понимания процесса эволюции и развития-Вселенной, автор- использует механизм' перехода от симметрии* к асимметрии, изучает условия, при которых происходят нарушения симметрии и возникают процессы самоорганизации. Так как симметрия и её приложения (диссимметрия и асимметрия) не существует в отрыве от процессов; самоорганизации сложных»; эволюционирующих систем, то и одним из условий для их существования, является соразмерность, между их " элементами; которая в свою очередь и 'способствует самоорганизации. Поэтому симметрия и самоорганизация: выступают как фундаментальные законы природы, причём не только как законы развития мира, но и как законы саморазвивающегося мышления. Непосредственными результатами проведённого автором исследования являются следующие положения:

1. Постижение симметрии как единства числа, порядка и гармонии (если реконструировать. взгляды пифагорейцев) есть «ключ» к пониманию Вселенной и её структуры. Однако понимание сущности числа возможно посредством . формирования определённого «строя» мышления и чувствования. Бытие и мышление актуализируют свою действительную связь и отношение к истине посредством математического раскрытия содержания числовой гармонии и симметричного космоса.

2. Исходя из анализа философских взглядов пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Гегеля симметрия представлена как соизмеримость и закономерность, как согласованность частей в едином целом и принцип симметрии реализует своё содержание в аналоговом уподоблении всего существующего высшему началу — тождественному себе прообразу, в качестве которого выступает духовная жизнь, обладающая, способностью к самоопределению. В постижении сущности симметрии следует опираться не на мир физических предметов и явлений, а на идею, как «духовную жизнь», которая выступает у Платона не только универсальным принципом космической организации, но и всеобщим принципом конструирования логических и материальных структур.

3. Онтологическим определителем математических структур выступает структура объективной реальности и симметрия Космоса, и его гармоническая целостность коренится в скрытых геометрических пропорциях и инвариантах. Изучение соотношения симметрии с исторически обусловленными элементами научного познания: числом, моделью и теорией приводит автора к тому выводу, что математические структуры гарантируют собственно эффективность научного мышления:

4. Истоки идеи самоорганизации как проявления одной из форм симметрии прослеживаются в античной философии, но методологическая значимость такой связи обусловлена особенностью современного этапа развития науки. Сопоставляя понятие симметрии и идею самоорганизации космического целого, автор рассматривает содержание нарушения симметрии, обосновывает методологический статус идеи нарушения симметрии, определяет физический смысл асимметрии и диссимметрии<и приходит к выводу, что концепция нарушения симметрии является* отражением естественного процесса самодвижения материи. Считавшаяся долгое время неживой, инертной материя мира оказалась способной к спонтанной самоорганизации (как в случае внезапного волеизъявления мыслящего существа). И симметрия при этом, выполняя функцию активно-созидающей силы, потенцирует самоорганизацию, поэтому симметрия и самоорганизация выступают здесь как взаимодополняющие друг друга законы бытия и мышления.

5. Исследования в области теории групп, достижения квантовой теории поля и физика сложных нелинейных неравновесных процессов конкретизируют наши представления об организации единства мира и формирования порядка как феномена самоорганизации материи. В силу этого, наш мир представляется как процесс самоорганизации нелинейной среды, а тела -как устойчивые локализованные процессы, взаимосвязь между ними осуществляют интегральные характеристики активной нелинейной среды.

6. Рассматривая симметрию и самоорганизацию как проявления законов природы, автор предполагает, что гносеологические функции принципа симметрии в развитии научного знания доведены до уровня перспективных научных теорий современности, включающих в сферу своего описания переходные процессы и процессы самоорганизации

Таким образом, проведенное диссертационное исследование может являться методологическим основанием для дальнейших теоретических и практических исследований сложных самоорганизующихся систем различной природы на этапе их формирования, становления и развития.

 

Список научной литературыЯгафарова, Хафиза Нургалиевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдулкадыров Ю. Н. Роль принципа симметрии в научном познании: Дис.докт. филос. наук. М, 1997. -382 с.

2. Академик Мандельштам: К столетию со дня рождения. — М., 1979.- С. 61.

3. Акопян И. Д. Симметрия и асимметрия в познание. — Ер. Изд — во АН Арм. ССР, 1980. 133 с.

4. Алексеев Б.Т. Философское обоснование методологической и . эвристической роли теории групп // Эвристическая и прогностическаяфункции философии в формировании научных*теорий. Л., 1976. С. 61. .

5. Аристотель. Метафизика. Сочинения, Т.1. М., 1975; С. 47-75.

6. Аристотель. Физика. Сочинения, Т.З. М., 1981. С. 46 - 24.

7. Аристотель. Сочинения;в четырёх томах. М.: Мысль, 1976.

8. Аршинов В., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты; // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 59.

9. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической: науки: Дис.докт. филос. наук.-М, 1999. — 328 с.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 2-е, доп. — М.: Высшая школа, 1976. -543 с.

11. Асмус В.Ф. История античной философии. Высшая школа. М., 1965. — С. 106-203.

12. Белавин В.А., Курдюмов С.П. Глобальный демографический кризис: опасности и надежды // Синергетика. Труды семинара. Т 2. М.: Изд-во МГУ, 1999.

13. Белов Н.В. Основные этапы в развитии идей в кристаллографии.// Методологические проблемы кристаллографии. М., 1985.

14. Берке У. Пространство-время^, геометрия, космология. М., 1985. С.32.

15. Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982. - С.244-245.

16. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 104 - 276.17,18,19,20,21,22,23,24,25,2627,28.29,3033,34,35