автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Символика календарных и семейных обрядов и праздников украинцев

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Пригорницкий, Владимир Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Символика календарных и семейных обрядов и праздников украинцев'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Символика календарных и семейных обрядов и праздников украинцев"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР 1НСТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА

На правах рукописи УДК № 390 /014:477/

ПРИГОРНИЦКИЙ Владимир Васильевич

СИМВОЛИКА КАЛЕНДАРНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ УКРАИНЦЕВ

/проблемы функционирования / 07.00.07 - этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Минск - 1990

Работа выполнена в Институте искусствоведения, фольклоре и этнографии им. М.Ф. Рыльского Академии наук Украинской ССЕ

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ - доктор исторических наук

А.П. ПОНОМАРЕВ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: НАУЛКО В.И., доктор исторических наук, профессор

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИН

в 14.00 часов на заседании, спелиал , того Совета К 006.07.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Адрес: 220600, г. Минск, ГСП, ул. Сурганова, 1, корп.2.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научно библиотеке имени Якуба Коласа АН БССР (г.Минск, ул. Сурганова, 15).

кандидат исторических наук В.Ф. ГОРЛЕНКО

БРАИМ И.Н., кандидат, исторических наук, доцент

Зашита состоится 9'_иг.

1991 года

Автореферат разослан

т

г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат филологических наук

Л.М.СОЛОВЕЙ

Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, 1990

ОБЩАЯ ХЛРШЕШЗ'ШКА РАБОТЫ

Дутуал^росуь Изучение символика как одного из важней-

шее компонентов традиционных и современных обрядов и праздников, в том числе революционных традиций представляется актуальной задачей современной этнографической яауки. Знание, учет обрядово-празд-ничной символики позволяют всесторонне осмыслить нравственно-этические сферы духовной культуры.

Будучи элементом одного из устойчивых социальных явлений -традиций, обрядовая символика отражает, прежде всего, художественно-эстетический и мировоззренческий уровень этнического самосознания. В свете ленинского учения о необходимости использования . положительного опыта предыдущих поколений как условия успешного решения современных задач лучшие гуманистичесхие, в том числе революционные традиции прошлого, взятые из них "образцы борьбы должны слугить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов"1. Анализ обрядовой символики вален для познания механизма передачи ценностей духовной культуры.

Вполне естественно, что обращение к ценному опыту прошлого и его творческое использование для радикальных социально-экономических преобразований составляет одну из важнейших практических задач на современном этапе лизни общества. К ним в сфере духовной гизнд относится, прежде всего, обогащение и развитие национального самосознания, аккумулированных в нём лучших нравственных традиций своего и других народов, унаследованных от многовековых межэтнических связей. Использование худоявственно-эстетнческого потенциала обрядовой сферы позволяет максимально реализовать воа без исключения ее общественно воспитательные функция. На видное место здесь работа выносит мировоззренческую функцию. £едь научно мзровоззрапчес-кое, атеистическое воспитание включает в себя "повышенно трудовой^ и общественной активности людей, их образование, широкое распространение новых советских праздников и обычаев .

Исследование прогрессивных форы обрядово-худояеетвенвого творчества, обобщение в нем шлохнтелввого опыта, реконструкция неоправданно забытых элементов позволят глубже познать механизм возникновения, формирования и развития духовной культуры, содействуют обогащению ее содержания и художественно-эстетических форм.

Цель ВВС!ОГК. Целью предлагаемой работы является исследование

1. Ленин В.И. К оценке русской революции // Полн.собр.соч. - Т.17. • - С.50.

2. КПСС. Съезды. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1987. - С.165.

- 2 - . следующих вопросов: а/ какая социальная основа возникновения об— радовоС символики; б/ пути развития объекта; в/ место традиционных символов в формировании современной гражданской обрядности; г/ показать ведущую роль символики в системе обрядности, повышении идейно-эстетического уровня обрядовой сферы жизнедеятельности общества.

Реализации поставленной цели служат следующие задачи: а/ воссоздать незаслуженно забытые символы в традиционной обрядности; б/ обобщить положительный опыт бытования новой советской обрядовой символики; ъ/ показать этническое своеобразие феномена в его историческом развитии; г/ обосновать объективную закономерность развития и трансформации обрядовых символов в аспекта их палисемаатиза-ции; д/ выработать пути практической реализации результатов проведенного исследования.

Нручная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в украинской этнографии предпринята попытка дать типологию исследованных обрядовых символов /в работе их свыше 150/, прослежены общие закономерности их развития на основе пслисемантизации и полифункциональности. Также впервые разработав тезис о приоритетности, интегрирующем значении художественно-эстетической функции над другими социальными функциями обрядов и праздников, что эти особенности являются условием ритуальной значимости последних.

Практическая значимость работы. Исследование имеет как научно-теоретическое. так и практическое значение. Оно расширяет возможности выбора отдельных неразработанных тем, дискуссионных- проблем № углубленного их научного анализа. Таблицы и схемы динамики ясодедоввввых обрядовых символов могут олухи» в качестве методического пособия. Фактический материал поможет обрядэсоздателям и обрядоиспсшзитедям со знанием псшисемавтики символов более содержательно к ярко оформлять и проводить празднества с точки зрения воспитательного и эстетического аффекта. Это особенно касается символов недостаточно изученных. В двннок аспекте определенную практическую значимость представляет осуществленная диссертантом реконструкция целого ряда традиционно-символических действий, например, "завивание березки", ухравеняе едки в лесу, "завязывание колосьев" /"ручеек"/ символизация и объективизация земли, оолвца, зоорнитоморфическкх существ, акварной, флорной и других стихий, органически входящих в обрядово-праздначную канву и развлекательную сферу самодеятельного художественного творчества, которое ныне имеет тенденцию к модифицированному возрождению.

Осмысление процесса развития обрядовой символики позволяет не только отобрать лучше ее элементы, но и отчленить от нее негативные, архаические, не отвечающие нормам и принципам нравственности советского человека. В их числе - оглашение размера подарка, "выкуп" невесты так называемым "пропоем", многократные тосты. Как показывает опыт, изживание "пятен быта" происходит с помощью популяризации и активного утверждения прогрессивных традиций, привлекательных форм современных празднеств, например, украшением цветами, вручением караваев, сувениров. По нашему убекденив, вместо , архаических денежных "выкупов" невесты следует больше практиковать рекомендуемое в диссертации испытание новобрачных выполнением не- ■ которых работ по домашнему хозяйству. Вместо "изгнания злых духов" -импровизировать архаические формы для осуждения различных антиподов общественной морали современника.

Использование рекомендованных автором древних символов, равно как я отрицательное отношение к отдельным из них, содействует обогащению вдейно-художественного содержания современной гражданской обрядности, способствует соблюдению здоровых норм и принципов советского образа жизни. Высказанные соображения исключают чистое теоретизирование. Они являются результатом практического апробирования разработанных исследователем положений, сценариев рада реконструированных и заново предложенных сценариев празднества, а именно, в коллективе Коростенсйого отделения Юго-Западной железной дороги прг праздновании 50-летия Великого Октября, при встрече Нового года и чеотвовании разных категорий населения в связи с важными событиями их трудовой и личной жизни, например, на Прикарпатье /Косов, Верховина/.

Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельоа, В.И.Левина, принципы исторического материализма рассмотрения явлений в процессе их всестороннего развития, единства противоположностей, взаимодействия. Марксистско-ленинская эстетика позволяет понимать обрядовую символику как художественное отражение и обобщение определённых общественных связей. При исследовании проблемы использовано йзвеотнов ленинское положение о диалектической преемственности культурного наследия прошлого, могущего служить интереоам современников. Использован также- цршуш бинарных и пояиоппозиций, предполагающий всесторонняя анализ: изнутри/с тбчки зрения иманвнтного развития/ и извне /под влиянием внешних социальных условий/.

- А -

Для разработки данной проблемы важное методологическое значение имеют и теоретические положения, сформулированные.в материалах высших партийных органов периода перестройки, посвященные усовершенствованию идеологической работы. Особенно мелено внимавие ускоренному развитии всех сфер общественной аизни страны, тем мотивам и интересам, которые движут народникимассами. Ведь этнография, как и другие общественные науки, должна способствовать освещению "жизненных проблем и противоречий общественных тенденций и перспектив"®, исследованию социалистической, интерэтнической по содержанию, многообразной по национально-локальной форме ï^льтуры советских людей, утверждению в общем развитии прогрессивных, самобытных традиций национальных меньшнств. Опираясь на данные методологического положения, теоретико-концептуальный аппарат исследования оказался сфокусированным на трех основных объектах феномена: структурально-содержательном состоянии символики с имманентными ей закономерностями, насыщенности символов множеством семантнкснцухов-ных ценностей, а такие на синкретизированном бытовании символики в >процессб ее исторического развития. Поскольку полисемантизация обрядовых символов является результатов более поздних, сравнительно высших стадий общественного развития, постольку символ как ХУ- , дояественно-эстетический знак, которому "присуще частичное подобие с обозначаемым объектом"4, рассматривается генерализующим-, фактором в самодеятельном художественном творчестве. Это означает, что его генерализующей, интегрирующей функции подчинены другие адекватные социальные факторы.''

При исследовании процесса возникновения и развития обрядовой символики использовался комплексный подход, включающий, в частности, индуктивный и дедуктивный методы, принцип сравнительно-исторического анализа. Обрядовая символика изучалась не только с помощью приемов, используемых в этнографической науке /скажем, путем непосредственного, полевого наблюдения, описания, интервьюирования/, но и на стыках смежных наук. Частично применялась методика статистического анализа.

3. КПСС, Пленумы. Материалы Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 27-28 января 1987 г. - М.: Политиздат, 1987. - С.8. • ..',

4. Москалець В.П. Радянська обрядовicrb як соц1ально-психолог1чне явице // Становлення i функцП радянських обряд!в i свят. - К.; Наукова думка, 1983. - С.61.

- 5 - .

Состояние изученности проблемы. Генезис и динамика обрядовой символики до сих пор изучен фрагментарно. 3 этнографической науке дореволюционного периода прп освещении данной проблемы недоставало научного осмысления, нередко допускались методологические неверные толкования, что особенно было присуще таким шкодам, как мифологическая, видными предетавителяш которой были в отечественной науке А.Н.Афанаоьев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, эволюционистская .Н.Ф.Сумцов/, так называемая школа заимствования /А.Н.Весе-ловсиий, Е.В.Аничков/. Несмотря на методологическую шаткость работ многих исследователей, в том числе А.Н.Афанасьева®, А.А.Потеб-.ни®, Н.И.Костомарова7, они содержат большой фактический материал . для понимания истоков обрядовой символики. Определенный интерес представляет толкование названными исследователями генезиса феномена, его трансформации. Так, мифологи приписывали обрядовой символике лшпь астральное происхождение. Эволюционисты связывали ее развитие только о постоянной изменчивостью самого по себе предмета. Апологеты "теории'заимствования" в этом развитии исключали славянские этнические первородные начала.

Кроме представителей революционно-демократического направления /Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, H.A.Добролюбов,"Т.Г.Шевченко, И .Я .Франко/ большинство отечественных этнографов рассматривали фе-сомен в отрыве от комплекса социальных условий. Апологеты феодально-монархической идеологии И.Е'.Сахаров, А.И.Терещенко, И.М.Снегирев и другие вдеализировали.действительность, безоговорочно восхищались всей'символикой' или де, касаясь ее негативных тенденций, находили в этом результат "врожденных пороков" крестьянина, склонного якобы к безудержному пьянству. Дореволюционные исследователи более-менее добросовестно лишь фиксировали факты, почти не предпринимая попыток для их теоретического обобщения."

. Соботвепно научное исследование обрядовой символики восточных славян, в .том числе украинцев, началось после Великой Октябрьской социалистической революции. Всем этапам возникновения, становления

5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Ч.Ш.

■ М» t 1869. - С .775. /

6. Потебня A.A. Эстетика и поэзия. - М.: Искусство, 1976. - С.614.

7. Костомаров M.I. Л1тературно-критичнх статт1 // Тв. i 2-х т. - T.I. - К.: Дн1про, 1967. - 6.650.

-6 r

и развития обрядности, в том числе ее символики в среде древних славян посвящена, например, работа "История древнейшего общества''^, в которой находим указание на то, что праславяне представляли себя в кровородственных связях с окружающей средой.

Данный феномен затрагивался в работах советских этнографов и фольклористов H.H.Никольского, Д.К.Зеленина, М.О.Косвена, С.А.Токарева, Б.К.Чичерова, В.Я.Проппа, которые связывали его развитие с условиями только материальной жизни. Обрядовая символика в этой взаимозависимости показана или преимущественно как средство улучшения материального благосостояния или как одно из условий к этому. : ...

Принципиально новые концептуально-теоретические положения, что касается развития обрядовой символике нашли законченное выражение в трудах советских ученых последующих десятилетий, прежде всего, академика Ю.В.Броилея, разработавшего марксистскую теорию этноса, а также К.В.Чистова, С .А .Арутюнова. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, в частности в плане значения обрядности как одного из факторов эффективного воспитания людей, содержатся в работах В.К.Еондарчика, С.Э.Маркаряна, М.К.Бахтина, Н.Ы.Крюковского и др.

Из ряда теоретических положений и выводов, сформулированных названными исследователями относительно изучаемой проблемы, наиболее продуктивно использована идея Ю.В.Бромлея о необходимости перенесения акцента на "личностный уровень", о приоритете интернационального, глобального над национальным, локальным, всеобщего над частным, эмоционально-эстетического, высоконравственного над иными категориями восприятия внешнего мира и отношений к нему. Указанные концепции позволили разработать механизм взаимодействия элементов профессионального и самодеятельного в обрядности, ее обогащения, по вашему мнению, более яркими символами, повышения в ней роли индивидуальной психики, исполнительского мастерства. Труды Ю.В.Бромлея, С.А.Токарева, К.В.Чистова, В.К.Еондарчика, А.В.Курочкина составили в целом научно-теоретическую базу исследования. В этом отношении наибольшую ценность представляют публикации "Новая обрядность-важный компонент советского образа жизни"®, " Загальнона-

8. Першиц А.И. и др. История первобытного общества. - М.: Высшая шк$ла, 1973. - 256 с.

9. Бромпей Ю.В. Новая обрядность - важный элемент советского образа жизни. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. -М.: Наука, 1981. - С.5-29.

родне свято: походження 1 особливост! розвитку в сощал1стичному оусп1льств1"'10, "Ноноргчя! свята украГшНв"11, "Проблемы символа в реалистическом искусстве"'''2, "Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья"^, а также упоминаемая выше работа В.П.Москальца "Радянська обрадовать як соц *ально-психсло-г1чне явшце". Во всех названных работах изложены основополагающие идеи о перспективах развития современной обрядовой символики, некоторые принципы их классификации.

Источниковедческую базу диссертационной работы составляют полевые материалы, собранные автором о 1965 по 1990 год в Житомирской, Полтавской, Дуганской, Хмельницкой, Ивано-Фраяковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украинской ССР, а также архивные источники, в том числе рукописные материалы, хранящиеся в о.тделе фондов ШЬЭ им. М.Ф.Рыльского АН УССР, в фондах редакций газет указанных областей. •

Существенным дополнением к полевым и архивным источникам служила этнографическая, историческая и фолыслористичеекая литература дореволюционного и советского периодов, а также ряд. работ зарубежных исследователеа: Ж.Пиаже, Л.Нидердв, В.Ганзв, О.Кольберга, К.Мошинского, С.Лавгер и др.

На защиту выносятся следующие основные положения: I. Обрядовая символика возникла как одна из первоначальных форм самодеятельного художественного творчества людей, синкретизи-рованного с шетико-религиозным мировоззрением; 2/ ее развитие представляет собой процесс постепенного обогащения прогрессивно-демократическими ценностями духовной культуры; 3/ интегрирующей ос-

10. Попов Б.В. Загальновародве свято: походження I особливост! розвитку в соцгал!отечному сустльств! // Свята 1 обряди трудящих Киева. - К.: Наукова думка, 1982. - С.16-32. ■

11. К^очн1н^(КВ. Новор1чн1 свята укра!нц1в. - К.: Наукова думка,

12. Лосев А Л. Проблемы символа в реалистическом искусстве. - М.: Политиздат, 1977. - 363 о.

13. Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья / / Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.а.Рыльского АН УССР /Львовекоа отделение. - Минск: Наука и техника, 1987. - 378 с.

новой обрядовой символики выступает ее художественно-эстетическая часть, оказывающая существенное воздействие на все его социальные функции; 4/ советская гражданская обрядовая символика включает в . себя как современные, так и дооктябрьские прогрессивно-традиционнее элементы; 5/ классификация на основе принципа ее внутренней структуры в настоящее время представляет синтез обрядовых функций и семантических значений как итог многовекового развития. Каждый символ, модифицированный или имитированный выступает в различных компонентах обряда, их разновадностях. Например, огонь - компонентом оформительства непосредственно в чаше или заменителе его /цветах, иллюминациях/, в песнях, декламациях. Колько, круг - символ единения, света, знаменует свадебную дарственную и оформительскую атрибутику, бытуют в "кругах почета" уважаемых людей во время праздничных шествий, размещениях людей на семейных обрядах и т.д.

Достоверность исследования достигается благодаря применению . марксистско-ленинской теории и методологии, ключевых положений программных документов КПСС о развитии обрядовой символики советского общества, комплексного использования данных различных областей научного знания, обширного документального и фактического материала, позволивших сравнительно всесторонне охарактеризовать процесс возникновения обрядовой символики, проследить основные пути ■ ее перспективного развития. Сформированные выводы непосредственно вытекают из проведенного исследования, осуществленного в соответствии с известными в этнографической науке принципами организации исследования и обработки первичной информации.

Апробация работы. Диссертация обсуадалась на заседании отдела этнографии, с участием специалистов отдела советских праздников и обрядов ИК&Э им. М.Ф.Рыльского АН УССР, рекомендовавших ее к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Основное содержание диссертации изложено в шести журнальных и двадцати газетных публикациях. Основные положения работы использованы в книге "Народи! свята", подготовленной на базе изучения бытовой культуры украинских горцев карпатского ареала. Они также апробированы на региональной конференции по проблемам развития музеев народной архитектуры и быта Украинской ССР /1987 г./ и на межрайонном совещании работников культуры Ивано-Франковской области /г.Косов, 1982 г./, посвященном внедрению новой гражданской обрядности. Материалы исследования частично использованы при составлении сценариев празднеств, проводившихся в названных областях Советской Украины,

а также лекций, прочитанных автором перед различными аудиториями культпросветработников.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, источников и приложения /таблицы, схемы, анкеты/.

ОСНОВНОЕ СОДЕШШЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении определяется предмет исследования, характеризуется материал и методика, обосновывается актуальность избранной для исследования теш, ее научная и практическая ценность. Излагаются методологические подходы к разработке исследовательских задач. Исходя из дефиниции, что символ уже в своей внешней форме воплощает содержание выражаемого им представления и выступает специфическим опосредствованным знаком, указывающим на его частичное подобие с выражаемой идеей, сделан вывод о полифункциональном назначении обрядового символа как эмоционально-эстетического средства общения между лвдыт. Эта особенность представляет собой интегрирующую обрядово-социальную функцию восприятия действительности и отношений к ней.

Первая гла^а - "Происхождение и развитие обрядовой символики" посвящена проблеме зарождения основных символов обрядности, сформировавшихся в соответствии с понятиями периобытного человека о таком внешнем мире, который якобы существует из двух начал - добра и зла и с которыми он, человек, будто бы находится в кровородствен-ных связях. В глава представлена разработанная автором типалогиза-ция символов, в основу которой положен принцип их взаимосвязи и взаимодействия содержания и функциональных назначений. Выделена доминирующая функция обрядовой символики - художественно-эстетическая. Показана ее интегрирующая роль, в обрядах.

Анализ источников приводит к убеждению о синкретизированном существовании в определенной степени художественно-реалистическом и миетико-религиозном отображении внешнего мира в сознании древнего человека и адекватных отношениях.к этому миру. В этом взаимоотношении и взаимозависимости "чувственные образы приобретают новые качества и являются важнейшим отражением человеческого сознания" . Поскольку художественво-символическое отражение в сознании древнего человека предшествовало возникновению обрядности, постольку истоки происхождения символики в известной мере.рассматриваются в связи со стихийными факторами. Этот первоначальный, зависимый ох

14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - К.: Наука, 1968. - 198 с.

-10 - . стихий этап ее возникновения и развития представляется самым продолжительным. По мнению автора, традиционно-народная обрядовая символика сформировалась в эпоху социальной дифференциации, рождения феодально-крепостнического общества. Ее дальнейшее развитие характерно постепенной секуляризацией, высвобождением от религиозных наслоений. В общем развитии культуры быта представляется синтезом многоцветных оттенков с нарастающим, как показывает собранный материал, насыщением исследуемой сферы духовной культуры прогрессивными идеями.

Обрядовые, символы во все большем масштабе воплощали в себе такие первоэлементы духовных ценностей, как осознание причастности к роду, племени, отцовскому краю, .уважение к родителям, старшим, бережное отношение к окружающей среде. Вместе с историческим развитием общества, что отражено в работе, умножилась гуманитаризация обрядовых символов, их полисемантичность в адекватном направлении.

Диссертант анализирует семантику известных символов древних славян, в частности, связанных с коллективно-групповой деятельностью, воплощающих в себе элементы анимистического, тотемического и магического трактования стихий. Отмечается, что при подобном синкретизме с первобытными религиями древняя символика праславян в своей основе оставалась реалистической, поскольку она возвеличивала естественные предметы и явлея'ия, те процессы, которые непосредственно влияли на жизнь человека. К ним в первую очередь отнесены, естественно, солнце, влага, земля, растительность. В объявлении происхождения обрядности, "элементов ее символики, по вашему мнению, более аргументированной остается концепция имитационно-подражательная, выдвинутая В.И.Брудиым. Она нашла свое отражение в монографии данного автора "Обряды вчера и сегодня*®. Согласно этой концепции символизация предметов и действий вызывалась опре-' деленными переживаниями человека, например, радостью или отчаянием, которые в конкретных ситуациях постоянно сопровождали людей первобытного общества. Нередко лишенные возможности достичь поставленных целей, они не могли задуматься над причинами своих неудач и, естественно, искали средства воздействия на стихии окружающей природы. Так формировались и укреплялись реалистические начала в сознании и творчестве древнего человека, приобретавшие элементы гуманизма, воплощенные в бинарной оппозиции добра и ала.

■ Со стремлением наших далеких предков улучшить условия своей

15. Брудный В.К. Обряды вчера и сегодня. - М.: Наука, 1968. - 198 с.

жизни развивалась поэтизация быта самого человека, популяризация его лучших качеств. Здесь просматривается также постепенная секуляризация обрядовой символики, ее высвобождение от особенно уродливых форм религиозности, что и отражено диссертантом.

Осмысливая особенности, развития обрядовой символики, автор соотносит их ко.все более укрепляющейся связи христианского православия с идеологией господствующих классов, элиты общества, полных социально антагонистическими противоречиями, где, как известно, религия использовывалась в качестве идеологического средства сдерживания социальной активности масс. Обобщенный в представленной работе материм, рсобенно по семейной обрядности свидетельствует, как симеолы явлений окружающей среды были заменены на абстрактные изображения в вгде икон, распятий, крестов, а также молитв. Вместо ранее одухотворенных естественных стихий церковники насаждали мнимую сверхъестественную антропоморфическую силу, именуемую богом, приписав ей способность созидать, тем самым ограничивая человека в его созидательной деятельности. Анализ обрядотворчества служителей культа показывает в целом реакционное превращение ими обрядовых символов в результате распространения концепций терпимости, оправдания страдания во имя измышленного вознаграждения■за это "райской" жизнью после смерти. ■

Систематизация и осмысление собранных в настоящей работе данных позволили проследить определенную общность симеолики восточных, западных и южных славян как по идейному содержанию, так и по художественной форме бытования. Она объясняется общностью происхождения всех славянских народов, сходными социально-экономическими, природно-географическими условиями жизни, тесными'этнокультурными взаимосвязями, близостью лексики, мировоззренческих взглядов.

И на -заре овоаго существования наши далекие предки высоко ценили, возвеличивали все то, что благоприятствует жизнедеятельности - солнце, влагу, растительность. В период засилия' богословия, при освобождении от него, а заодно и от социального гнета, в наше время славянским этносам удалось сохранить и в итоге приумножить сущность гуманистических идей, традиций, разумеется, частично изменив их номинации, модифицировав формы. В этом аспекте характерными видятся празднества'с обильным использованием растительной символики, особенно по случаю весеннего расцвета природы и летнего плодородия. У восточных славян празднества азвеотвы под названием "русской березки", "купала". 7 всех восточнославянских этносов древние празднества русалии частично трансформировались в нашу эпоху в

"маевки", знаменующие до Великого Октября форму классовой борьбы. Теперь в нашей стране возрождаемая во многих районах "маевка" превращается в день выездного на природу массового веселья. У украинцев сохранилось социальное ритуальное участие в судьбе обездоленных женщин. Формой такого участия является праздник "вождения куста", которому уделено должное внимание.

Во второй главе - "Символика и атрибутика современной гражданской обрядности" дается периодизация бытования феномена в советское время. Рассматриваются также способы максимально рационального использования традиционных символов, особенности их трасформа-ции и развития. В данной главе значительное место занимает тради-ционализация символики советской обрядности.

Диссертант в целом остановился на периодизации, предложенной авторами словаря-справочника "Советские традиции, праздники и обряды", выпущенного Политиздатом Украины в 1988 г. Принимая изложенные там этапы - 20-х, 30-50-х, 60 - середины 80-х годов и нынешней перестройки как взлеты и падения о сохранением различных достоинств и недостатков, автор, вместе с тем, неоднозначно оценивает данные отрезки времени. Даже.в период репрессий в отдельные виды обрядности, особенно трудовую внесен немалый положительный опыт. Он показывает пример должного общественного признания самоотверженного труда. Одновременно период репрессий и последующий - застоя отличается чрезмерной парадностью, декларированием часто сомнительных достижений и достоинств.

Исследователем положительно оценивается изживание из гражданской обрядности мистико-религиозных наслоений, чем отличается весь послеоктябрьский период. Отмечено, что в этом процессе исключение составляют годы Великой Отечественной войны и в определенной степени последнее время перестройки всех сфер общественной жизни. Данное явление объясняется поисками новых путей укрепления нравственности, определенной ограниченностью мировоззренческой культуры, крайним увлечением нонвергенционными настроениями определенной части общества.

Рассматривая трансформацию исследуемых символов, автор сосредоточивает внимание на их концептуальном значении и полифункциональности. В этом аспекте указано на ограниченность "трудовой концепции", до настоящего времени распространенной в советской этнографическом науке. Согласно ей первоосновой обрядовой символи-хи является только производственно-трудовая деятельность людей.

Не отрицая взаимовлияния обеих указанных сфер жизнедеятельности, диссертант обосновывает положение о первостепенном назначении обрядовой символики быть средством выражения высоконравственных ценностей к удовлетворения художественно-эстетических запросов людей, воспитания их этнико-зтического самосознания. Как указано в исследовании, современная обрядность украинцев, ее символика воплощает лучшие традиции своего и других этносов. Высшее социалистическое сознание в ней представлено советским патриотизмом, солидарностью с другими народами, оказавшимися в беде, коллективизмом, профессиональной гордостью и другими ценными нравственными качествами.

Активное утверждение качественно новой символики связано, что обосновывается исследованием, с развитием самодеятельного творчества народа. Этому процессу содействуют прогрессивные преобразования, характерные особенно нашему перестроечному времени. Перестройке всех сфер общественной жизни содействуют повышение роли в идеологической работе партийных организаций, во всех сферах деятельности Советов народных депутатов/других органов самоуправления.

В 20-е годы соответствующую работу осуществляли работники народного образования.-Именно учителям принадлежит инициатива распространения новых советских ритуалов с присущими игл символами социалистической действительности: "вынос на_ликейку красного знамени, почетная вахта, почетный караул и т.д."'£®.

При оценке второго этапа в развитии обрядовой символики советского периода отмечается положительное значение благоприятных условий для ее совершенствования и повсеместного распространения, импульс чему дал ХХУП съезд партии, XIX Всесоюзная конференция КПСС, съезды Народных депутатов, последние сессии Верховного Совета ССР.

Исходя из новых, повышенных требований к изучению современного развития предмета нашего внимания, значительное место в работе отводится освещению ценностей, которые рождаются социалистической действительностью, в том числе перестройкой, и способствуют приобщению людей к исторической памяти, социальному опыту многих предыдущих поколений. Вместе с тем, нами отмечается повсеместное услож-

16. Худаш Л.С. Дитяч! та гэнацьк! свята. - К.: Наукова думка, 1982. - С.62.

невие знаково-символической системы, выражаясь словами Ю,В.Бром-лея, "все более вторгается в глубинные сферы этнической психологии"^. Подобная тенденция обнаруживается при более пристальном внимании к каждому участнику определенного празднества.

В главе подробнее анализируется проблема динамизма, собственно, полисемантизация того или иного символа, подчеркивается необходимость при ее оценке соблюдать комплекс концептуальных требований: принцип историзма, локальные традиции, идейно-эстетическая значимость объекта исследования. Наш высказывается мнение, что масштаб духовных ценностей, воплощенных в определенном символе, подвижен. Обоснование динамизма, полисемантизации 'феномена свидетельствует о неубедительности абсолютизации "трудовой концепции". Полисемантическая трактовка способствует более полному использованию символики о целью обогащения духовной жизни современника и освещению проблем становления и развития культур предыдущих поколений, различных народов. -

Автор рассматривает отдельные сходйтва и основное различие между обрядностью, ее символикой и тематическими мероприятиями /слетами, подведением итогов соревнований, "огоньками" и т.д./. Отличительной чертой первых является устойчивость, повторяемость' большинства компонентов в каждом отдельном случае. Тематическим . же мероприятием более характерна однократность проводимых действий, кх превалирующая офвдаальность. Принципиальное отличие обоих феноменов видится в .составе участников и способе проведения торжественных событий. Обряды пополняют наследники этнографического творчества. Тематические мероприятия же — преимущественно учасники художественной самодеятельности или профессионального искусства. Указано, что доминирование официальной части, профессионализма на мероприятиях значительно лишает их эмоционального воздействия. В то же время обрядность может заимствовать преимущества от преобладания профессионального искусства над самодеятельным. ? ' ■

Касаясь источников зарождения и становления новых символов и их утверждения в современности, автор отмечает разновидность данного явления в гражданской обрядности: здесь имеется национальная основа и присутствует результат "интегрирования элементов нульту-

17. Брошей Б.В^ Современные проблемы этнографии. - М.: Наука,

то

ры различных народов Советского Союза" . Причем, национальные, традиционные элементы становятся интерэтническими лишь по мере их приближения к глобальному уровню, при всеобщем признании. Оперируя понятиями "традиционное" и "новое", .автор дает им развернутую дефиницию. В частности под "новым" понимаются те символы, явления, которые непременно содействуют утвервдению всего прогрессивного, удовлетворяют непрерывно растущие духовные запросы современников, приобретая при этом определенную устойчивость.

При анализе соотношения традиционного и инновационного, старого и нового подчеркивается обуслодвенность рождения последнего социальными требованиями и этническими традициями. В то же время многие традиционные,символы в изменившихся исторических условиях значительно лишаются первоначального содержания, обогащаются принципиально новым семантическим значением. Например, красное знамя -символ борьбы до Великого Октября,- сейчас знаменует только любовь к.Родине, социалистический интернационализм, возвеличивание самоотверженного творческого труда.

В работе .высказано соображение о таких актуальных дискуссионных проблемах, как роль в обрядах официально-рекемендованного и импровизационного, стереотипного и инновационного. Данные компоненты. заслуживают поддержки при условии их положительного воздействия на гармоничное воспитание участников торжеств.

' Поскольку современная обрядовая символика многоплановая, полифункциональна,'динамична, постольку'в полной мере осмыслить ее представляется возможным при соответствующей.систематизации и ти-пологизации. Такая работа выполнена диссертантом с учетом внутреннего функционального назначения символов - быть средством прежде всего идеально-мотивационным, коммуникационным, информационным, комперсаторным и т.п. Но для углубленного анализа явления всего этого явно недостаточно. Более првемлемой представляется типология, основанная на учете особенностей динамики символа о дальшей его полисемантизацией, конкретизацией. Принципы классификации по происхождению, по профессионально-топонимическому распространению, изложенные еще А.А.ПотебнеЙ, Н.К.Костомаровым, социально-функциональному применению, л.наше время выдвинутые И.И.Фурсиным, польским философом С.Лангер, думается, менее приближены к сущности ■

18. Брошей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - С.361.

самой обрядности. Они крайне фрагмгнтарно учитывают динамику феномена. Именно последнее, трансформация символов при социальных преобразованиях составляют самый большой объем нашего исследования.

Значительное место здесь уделяется осмыслению механизма, о помощью которого предлагается постепенно вытеснять архаические, отрицательные явления быта-. К последним, бытующим в обрядовой, символике, автор относит, главным образом пьянство, коммерческий ажиотаж, подражательство псевдомодернизму• Ускорить процесс вытеснения подобных "пятен быта" рекомендуется с помощью ряда изложен-' них ярких художественно-эстетических средств, реставрированных компонентов традиционной и современной обрядности. Предположим, настойчивые призывы "горько" вмеото употребления спиртного предложено вытеснять использованием безалкогольных акварных символов /напитков из лесных ягод -"шерчак"/, актами чествования мол'оде-женов, испытанием их умения в самодеятельном творчестве, в ведении домашнего хозяйства и т.п. В календарно-трудовых празднествах предполагается реставрировать, модифицировав, "завивание березки", "завязывание колосьев", шире внедрять'другие игры, связанные с заботой о природе, уважением к труду.. Найдены символические дей- • ствяя и атрибутика для более торжественного чествования личности, например, шествия в "почетных кругах", пребывание в "почетных рядах" и т.п. '

Заключение . работы содержит общетеоретические выводы и некоторые практические рекомендации.

Исследование позволило'рассмотреть обрядовую символику как средство собственно любого празднества.

Обрядовая символика развивалась вместе с прогрессом во всех сферах общественной жизни: но этапе возникновения обрядности ее символы отражали определенные художественно-реалистические и мис-тико-религиозные представления первобытного человека и его примитивные знания о природе. По мере накопления званий укреплялись реалистические представления. Вместе с тем самодеятельное творчество в быту, обрядовая символика вое больше воплощали гуманистические начала. С усилением социальной дифференциации и уцрочешш : христианства углублялся антагонизм между ранее синкретизированными началами символики. Тенденция денЭого процесса представляет секу-'-дяризадею, высвобождение художественно-эстетических средств от шсткко-ралнгиозных наслоений. Одновременно, что освещено в работе.

полисемантизация феномена.приобретала большую социальную нагрузку, гуманитаризацию.

Советский период развития объекта нсояеддвяния в целом послужил широкому использованию'прогрессивных традиций культурного наследства. В обрядовой стволике данного периода доминирующим мировоззрении стало материалистическое. Оно явилось отражением духовных запросов и потребностей социалистического соцкогенеза. Обосновано, что язык-символа и язык-политического лозунга взаимодействуют не а прямолинейных формах, а в виде синтеза логико-дискурсивных-и художественно-ассоциативных структур, благодарящему значительно повышается, идейный и эмоционально эстетический уровень празднеств. Данная закономерность прослеживается при проецировании обрядовой сияволика на ковкретный личностный уровень.

Осмысление особенностей -развития феномена, его функций, роли в обрядовой сфере жизнедеятельности людей позволило интенсивнее практически воздействовать на повышение идейно-художественного уровня в системе гармонического воспитания людей. Путями такого воздействия может быть предлагаемый отбор и возрождение здоровых традиций в обрядности прошлого, укреплениа в новыХ| традиционали-зироваяяых символах худолественно-эстетического начала, вплетении системы символики в канву обряда, а сам обряд - в канву процесса духовного обновления общества.

' Список основных публикаций по теме диссертации:

1. Щедрий веч1р,' добрий веч!р // Хл1бороб УкраЬ'ни. - 1973. -№ 12. - С.43-46.

2. Вшанування хл{бороба // Соц{алЮтична культура. - 1980. -й 9. - С.28.

3. Капала "Гуцульщана" // Народна творч1сть та етнограф{я.

- 1981. - № 9. - С.100.

4. Попереду Урожай // Хл1бороб Украшав. - 1981. - К 10. -

С.15.

5. Грають вео1лля в Косов1 // йдина { ов1т. - 1983. - № 9.

- С.20-22.

6. Шд в1дкритим небом // Народна творчЮть та етнограф!я. -1984. - & 2. - С.91-92.

7. Народн! свята. - Ужгород : Карпаты, 1989. - С.1-147.

8. К.Вагомонюк. Скарби краси духовно!. Рец. на книгу В.Пригор-ницького "Народн{ свята" // "Св1танок". Газета Верховинського району 1вано-Франк1всьхо1 обл. - 15.11.1989 р.

У

/

/