автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Системно-структурные предпосылки формирования внемажорноминорных ладовых механизмов. К проблеме звуковысотной организации в музыке XX века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Златоверховников, Борис Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Системно-структурные предпосылки формирования внемажорноминорных ладовых механизмов. К проблеме звуковысотной организации в музыке XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Системно-структурные предпосылки формирования внемажорноминорных ладовых механизмов. К проблеме звуковысотной организации в музыке XX века"

ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

На правах рукописи

ЗЛАТОВЕРХОВНИКОВ Борис Николаевич

УДК 78.071.1

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕМАЖ0РН0МИН0РНЫХ ЛАДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ.

К ПРОБЛЕМЕ ЗВУК0ВЫС0ТН0Й ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ XX ВЕКА

17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС-1990

Работа выполнена в Белорусской государственной ордена Дружбы народов консерватории имени А.В.Луначарского (кафедра теории музыки).

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент ЗгЙ.ГЛЯДЕШКИНА.

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, црофессор Л.А.Карклинып;

кандидат искусствоведения, доцент Е.Д.Ершова.

Ведущая организация - Молдавская государственная консерватория им. Г.ОДузичеоку.

Защита состоится МО&Ж/Л^ 1990 г.

в часов на заседании специализированного совета

К.092Л2.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по искусствоведению в Литовской консерватории (232600, Литовская республика, Вильнюс, ГСП, проспект Гедимино, 42).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватория.

Реферат разослан

Ученый се1фетарь специализированного^ с ■кандидат искусствоведения, и.о.йрофессора

■■'•' ОНОМ ХАРЖТЕРЛСГЖА РАБОТУ ' "

Сравнительный научно-теоретический анализ двух переломных. эпох в истории европейского музыкального искусства - рубежи ХЛ-Х/П и Х1Х-ХХ веков - дает богатый материал как для исторических аналогий, так и для уяснения принципиального различия (по конечным содержательным результатам) между этими двумя периодами. В первом I.-. них музыкальное искусство окончательно и бесповоротно порывает с прежней синкретическо" формой своего существования и обретает полную структурно-организаци-'оннуга са?<остоятельность. Историческое своеобразие периода перехода к новому искусству Х( века - в возрождении, в условиях полной автономности и безусловной структурно-организационной самостоятельности музыки как вида искусства, свойств и качеств (структурных механизмов) музыкально-высотных систем, отмеченных пережитка«® первичного синкретизма. ' -

Результаты музыкально-исторической эволюции, развертывавшиеся во временнбй смене исторических эпох и стилей, в искусстве XX века "свертываются в вертикаль", Отсюда стилистическая "всеядность" XX века, "совмещение -несовместимого" в эстетике и псгхологии музыкального творчества и восприятия, сосуществование диаметрально контрастных представлений о музыкальной красоте, созвучность художественных представлений далеких эпох эстетическим вкусам л склонностям современного композитора и слушателя. По возрождение это происходит на качественно ином уровне развития, конкретные творческие итоги которого вытекают из исторического Периода, непосредственно предшествующею г;узыкальио?.«у пеку:ству XX века. Новая звукоматериализашя старых принципов - это прежде всего показательные для XX отолг.тия

внемажорноминорше звуковысотше систеш.

'Цель настоящего исследования - выявление системно-структурных предпосылок £.рмирования внемакорноминорных ладовых механизмов музыки XX века.

Предмет исследования - музыкальный лад в динамике его ис-торико-эволщионного становления, воспринятого через призму диалектического закона отрицания отрицания. Зто одновременно и общий смысловой контекст, и конкретный ::сследовательский ключ к решению вопросов природа и генезиса специфических для музыкального искусства XX века внемажорноминорных звуковысот-ных формаций. Исследование охватывает болшую "временною дистанцию" исторической эволюции европейской музыкально-высотной систеш - от эпохи григорианской монодия до XX века включительно.'.

•Методологической основой работы является метод сравнительно-исторического изучения музыкальных реалий разных эпох. Глубокое диалектическое познание существа эволюции музыкал:.ю-высотной систеш диктует необходимость сочетания в единой.методологии научного исследования особенностей системно-струк- • турного, историко-генетйческого и историко-эстетлческого подходов, рассмотрения музыкальных явлений в историческом становлении и стилистическом своеобразии, В етом отношении автор данной работы ориентируется на научные идеи, отраженные з трудах выдающихся советских музыковедов: Б.В.Асафьева, Ю.Н.Тшина, Л.А.Мазеля, Ю.Н.Холопова, Т.С.Бёршадсг^й.-Е.А.Назайкинского > и других.

Актуальность теш исследования обусловлена пристальным интересом современного музыкознания не только к конкретным структурно-ладовим явлениям музыкального искусства XX века,

но и к раскрытию гаогообразных историко-гене^ических связей эт;их последних > что в свою очередь доказывает "почвенность" новых ладовых реалий, логическую закономерность их становления и функционирования в музыке последнего столетия.

Научная новизна исследования заключается в выявления диалектики простого и'сложного в историческом развитии ладового- мышления, которая раскрывается через призму эпохальных преобразований форм музыкально-системной целостности. Сравнительно-исторический метод изучения всех основных э: эх европейской музыкальной истории последнего тысячелетия позволил автору выявить на разных витках этой огромной историко-эволгацион- ■ ной"спирали инвариантные (в пределах конкретной эпохи) системно-структурные форш взаимодействия двух основных сущностных сил музыкп - мелодического и гармонического начал - в единстве всех их структурно-организационных ипостасей (фактура, лад, метроритм, синтаксис, музыкальная форма в целом).

Многомерность проявления мелодического и гармонического начал и на этой почве богатство форм их взаимопроникновения предполагают - в качестве некоей точки отсчета, "надсистемно-• го" эталона и структурного инварианта своеобразный дуализм этих начал, их равноправие, несводимость одного к другому. В этом свете оба предстают как качественно уникальные, автономные по своим субстанциональным свойствам и формам выраженля музыкально-структурные феномены. С позиций последних познается диалектна мелодико-гармонических взаимодействий, раскрывается: -на мелсистемном (при сравнительном сопоставлении разных эшю) и внутрисистемном .(в £ашсах конкретной эпохи) уровне - лстохя-

ч

ческал изменчивость представлений о мелодическом и гармоническом как структурно-организационных и музшсально-оодерх этель/

них сущностях. Логика становления и развития европейского ладового мышления реконструируется через воссоздание музыкально-исторического бытия системы мелодическое-гармоническое" во взаимодействии ее историко-геиетического и исторнко-зволщион-ного аспектов, в контексте их пряшх и обратных причинно-следственных связей.

1

На загшту выносятся следующие положения:

1. Системно-структурные феномены ладовой интеграции (переход к мажорно-минорной организации на рубеже ХЛ-ХЛ1 веков) и ладового расцепления (переход к новой музыке XX столетия) -основные содержательные индикаторы двух переломных периодов в истории европейского музыкального искусства. Интеграция прежде разноуровневых структурно-организационных "установок",на ладовом уровне и формирование на этой основе тонально-функционального механизма ладоГармоккческой систем, расщепление слохав-шихся музыкально-логическ;1Х единств на составные компоненты

и возведешь их в ранг систем!.

2. Вокальный и инструментальный способы интонирования как стимулы эволюции звуковысотной системы, организационные факторы, воздействовавшие не только на форму интонационного процесса (фактуру), но и на его содержание (лад). Через призму этих факторов анализ исторических итогов "сотрудничества" мелодического и гармоническ го начал музыкально-высотной систем.

3. Внемажорноминорные звуковысотные.формации XX столетия и принцип структурно-функциональных к "фузий, порожденный радикальной перестройкой взаимоотношений микро- # макроплана, ладового а неладовых уровней организации. Своеобразие этого' явления в современной музыке в сравнении с его историческими прототипами. Обусловленность феномена стру^турно-функциональ-

7 .

них диффузий особым историческим статусом музыкального XX века, рождающимся на стыке двух его, словно бы взаимоисключающи одна другую, ипостасей: завоеванная на долгом пути эволюции структурно-организационная самостоятельность и ладоструктур-нал нестабильность, многоликость как историческая проекция на современность далеких - во временной ретроспективе - музыкальных эпох.

Практическая ценность. Основные положения исследования введены в курс лекций по теории и истории гармонии, который читается автором на отделении музыковедения Белорусской государственной консерватории. Материалы я выводы диссертации мо- -гут'быть использованы в дальнейших исследованиях системно-структурной организации музыки.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедрах тео-' рии музыки Белорусской и Литовской консерваторий. Автор дважды выступал с сообщениями по основной проблематике работы на всесоюзной (1983 г.) и республиканской (198& г.) научно-теоретических конференциях, состоявшихся в городе Минске.

СТРУКТУРА \\ ОСНОВНОЕ ©ДЕРЖАНИЕ .ИССЛЕДОВАН-'Л

Работа состоит из вводной главы, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (музыкальные примеры с комментариями). . ..

Зо вводной главе раскрывается историческое своеобразие музыкального искусства XX века з его соотнесенности с другими эпохами. Подобный сравнительно-лсторический контекст елздае? необходимые пооылки длл постановки теш исследования. « обоснования ее актуальности. После необходимого обзора литературы

раскрывается методология исследования и содержательная структура работы.

Гл^ва первая "лар^теристика ладовых стр'уктур через пригну конкретно-исторических форм музыкально-системной целостности"..

Первый раздел, озаглавленный "Взаимодействие мелодического и гармонического начал в музыкально-высотных системах западноевропейского Средневековья*« Зозрокдения", раскрывает озобенности монодаческоа и полимелодической звуковысотных фор-маний, "Синкретическая неразложимость" системно-структурного елшства "вокальное-мелодическое"«- исходный, пункт становления музыкально-высотной системы как таковой и одновременно истерически-конкретная форма ее сущесхвования на протяжении долгого временного периода (средневековая монодия). "Мелодическое" здесь как принцип к ладовой, и фактурной организации — их однозначное совпадение и взаимообусловленность.. "Зскальное" с его физиологической и психологической установкой на горизонтам но направленное интонирование как другая ипостась мелодического: обнаруживает себя не только в качестве фактурного, но и ладового фактора организации, во многом предопределяющего наиболее показательные структурные механизмы феномена "музыкальный лад", программирует в этом последнем характерные особенности челове-' ческого мышления и юсприятия.- в соответствии со специфическими возможностями "голосового" интонирования. Стабилизирующееся многоголосие рождает и упрочпза~т гармонический элемент, изначально выступавший в своей поллмелодпческрй ипостаси как фактурный принцип вертикальной координации голосов. Лротпзоре-чие между "одноголосным", мелодическим ладом и- многоголосной фактурой детерминирует соответствуйте восприятие гармоничос-

ких феноменов консонантности и диссснантност11, мажорпостл и минорности (в их исторически первичной, "компромиссной" -полимелодической - форме) как нечто "внешнего" по отношению к музыкального ладу.

Ровдение пепвичных форм хроматики стимулируется не виут-ренниг.51 механизмами мелодического лада, а средства?.;!! других структурно-организационных систем - фактуры, мотивно-интона-пионного с;штаксиса. Так, источник хроматики, порождаемой ма-жоро-гминорной вариантностью трезвучий, - в вертяка ьном измерении музыкальной ткани с отзеденнымл ему в системе модального полпмелодического гяогоголосия чисто фактурными функциями, а хроматики, обусловленной мелодической йводнотоновостью,.- в клаузальном феномене "тяготения" несовершенного консонанса в совершенный. Логика развертывания вертикальных звукокомшгек-сов - спонтанна, ладово неоткристатлизовака в закончешше формы и всецело подчинена дыханию мелодических фраз, сгнтаксиче-скому членению музыкальной '.жани. Именно на синтаксьческом уровне складывается первичная структурно-смысловая дифференциация мажорных и минорных трезвучлй (ХУ-Х/1 вв.).

Гармоничесчое'начало в контексте, эпохи "вокального" глузы-кального созначая предстает в двух своих взаимосвязанных ипостасях: как другая сторона фактурно-мелодйческого, о'.'личавда-вдаяся от него лишь количественно (консонанс, диссонгнс, манерность, минорность в качестве полимелбдических сущностей); как качественная &льтернат:гза мелодическому, обусловленная структурной разноуровневостьв этих начал в рамках организаг, ш модального многоголосия (аатоно/ность проявлений гарм >ничес :о-го начала, неслодемость их к концепции одноголосного, гелод;-ъеского интснн)ювашш). Оргашгмское взакмопронгкнозен .е эта

двух, казалось бы, отрицавши одна другую тенденций, становится причиной особой комплементарной двунаправленности музыкального сознания как своеобразной ¿юрмы сосуществования и в известном смысле "примирения" определенно выявившихся противоречий меаду логическим и чувственным аспектом слухового восприятия. Противоречия эти (в синхроническом и диахроническом аспекте) обнаруживайся между полимелодаческой тканью как комплексшм образованием и одноголосием и двухголойием в качестве ее внутренних ингредиентов. Структурные субсистемы "мажорный и минорный вертикально-фактурные звукокомплрксы" и "консонанс-диссонанс" функционирует в известном сшсле изолированно, друг от друга: первая - на уровне, целостного многоголосия, вторая - на уровне сложносоставных двухголосна как его (многоголосия) структурных комдон'ентов. Феномен вводного тона, столь показательный для ладофункционалыюго- механизма будущей тонально-гармонической системы, здесь порождается сопряжением консонирувдих интервалов ¡1а уровне комплементарных-двухголосных звуковых комбина • дай, а следовательно, не имеет прямого, непосредственного ло-гико-смыслового'контакта, с двумя другими 'отмеченным! выде ■ структурныш субсистемамй. Подобная дорма освоения этих структурно-организационных феноменов - необходимая эволюционная ступень к их интегрированию в едшшй ладовый механизм.

Обусловленности функций модально-мелодического лада первичной музыкально-синтаксической структурой напева, "представительство" каждой из них от лийа конкретного пространственно-временного этапа этой -структуры (реперкуоса - развертывание напева, финаяис - его "замыкание) порождает и соответствуют^!) форму связи ладозначимых тонов - связь на расстоянии, во вре-пеннбм рассредоточении. В работе прослеклваютоя глубинные ге-

нетические связи каденпионных трезвучий I, 17, / ступеней модального многоголосия с ладовыми о пора?.и мелодических модусов, их пространственно-временное сближение, превращение в смежные "звуковые тела" (связь на расстоянии становится связью непосредственной, "сиюминутной"), утрата каллой из них структурно-синтаксической закрепленности за определенным участком интонационного развертывания, сведение прежде разноэтапных ладовых элементов в единый каденпионный ко>шлекс. Сближение контрастно-синтаксических элементов - лишь одна из предпосылок рождения принципиально новой fop?,« их взаимодействия в качестве ладовых антиподов; в которой как бы соединились (в динамически усиленном, интенсифицированном варианте) и структурно-организационное "противостояние" финаляса и реперкуссы, и сложный, неоднозначный .характер взаимоотношений двух "чужих" - принадлежащих разным ладовым "плоскостям9 - реперкусс. Подобный ладовый Зстатус-кзо" - результат комплексного действия достаточно хорошо изученных акустических и интонаггаонно-мелодических факторов, но путь достижения его - через "сложение сил" (всех прежде "разрозненных" организационных субсистём) в единонаправленном процессе формирования нового, гармонического .«ада. '!так, с одной стороны, структурные субсистемы, порожденные самим феноменом

I

многоголосного интонирования (и, как было сказано вше, до по- . ры до времени Функнионпругпие в относительной "изоляции" друг от друга), с другой - исконно мелодический, "одноголосный" лад, таете демонстрируют?? свою "независимость" по отношению к этим последним. Показательные составные коттонентн ладогармо-ничоского механпз'-а "узталыю-выоотко": сксте"Ы грядущей эпохи пока е-"? пребывают в о?ое-' "предгармоническом бытии", рас-» ср^дото^нные по рзгш** структурным уровням ''ода.чт.ной опгаштза-

пии и, следовательно, обнаруживахпиеся в своем мелодическом качестве - как далекие прообразы отдельных сторон нарождающегося нового ладового феномена. Налаживание "прямых контактов" между мелодической вводнотоновостыэ, "мажорностью-минорностью", "консонантностью-диссонантностью" в свете формлруотейся избирательности отношения к трезвучиям разных ступеней - сложный, многомерный процесс.

Новые ладовые реалии в конечном счете складываются как результат коренного преобразования музыкально-жанровой сферы искусства и соответственно принципов связи вокального и инструментального, мелодического и гармонического начал. Интеграционные тенденции историко-эволюпионного процесса здесь предстают на уровне целостной картины эпохи как картины музыкальяо-сопио-логической (взаимообщение и взаимовлияние профессионалкой, бытовой и народной cffep музыкального искусства). Лишь комп-

w •

лексное действие внутренних и "внешних факторов. дополшшний, комплементарный характер взаимозависимости этих эволюционных сил приводит к становлению гармонического мажорно-минорного лада. Теоретические положения и вывода этого раздела главы.основываются на музыкальных анализах григорианских хоралов, произведений П. де ла Круа. Г. де Маню, Г.Дюфаи, Е.Депре, О.Лассо, . Дк.Палеетрины, К.Джезуальдо, Дж.Габриели, Л.Маренпио, Ч. де Pope.

Второй раздел первой главы - "Тонально-гармоническая ор-»

ганизация мажора и минора: системно-структурные факторы ее развития и преобразований" - посвяпен проблемам становление и исторической эволюции гармонической тональности. Рассредотс-■оенность отдельных организациошшх норм по разшм структургам уровня'/ модальной полимелодической системы уступает место

сфокусированности их в едином ладовом механизме в качестве его неотъе:ляе!Мх' составных компонентов. Интеграция мелодических -в широком смысле, с позиций целостной системы модального мышления - феноменов рождает новое, гармоническое структурно-организационное единство "устойчивость - неустойчивость", через пряз?*у которого- п воспринимаются эти интегрированные в ладовув лелостпость компоненты -- уже не в. мелодическом, а гармоническом качестве. Изменение системного статуса гармония по необходимости вносит соответствущие смысловые коррективы в "мелодическое", однако не упраздняя, а своеобразно прелоадяя - ассимилируя, "снимал" - его старые ипостаси. Отсвда многоликость проявлений мелодического-начала в его исторяко-генетическом и исторлко-эволшиошюм ракурсах - феномена бесконечно вариантного, многоаспектного в формах своего конкретного бытия и структурной фуНКЦИЯХ.

Фсрюгрованле нового ладоструктурного механизма - результат исторического перер ждения синкретической замкнутости системы "вокальное'« мелодическое*. Обретение каядой из сторон своего структурно-смыслового антипода, формирование па этой основе, принципиально иных структурно-организационных единств явилось отражением достигнутого равноправия двух способов гтп-топирования (вокального и инструментального) и двух форм интонирования (мелодической и гармонической).,Взаимодействие системно-структурных единств: "вокальное - инструментальное", "мелодическое - гармоническое", "ладовое - фактурное", богатство перекрестных связей между ншя - вот та "среда" и "источник", которые рождают многообразные эволюционные стимулы и тенденции в их параллельном и разнонаправленном действии.

Гается анализ "полифунк'шональной" природа основного ла-

дового инварианта классической тональности т $ 2) Т : i. Как "идея" пропессуально-дина»«ического развертывания музыкальной формы; 2. как "свернутая программа", "код" наиболее показательных ладогармонических процессов в музыке XIX века, отправная модель кля разнообразных ладотональных модификаций и своеобразный источник конкретных 'проявлений этих последних. В связи со вторым пунктом раскрываются ис-очники историко-эволтионных преобразований основного ладового инварианта мажорно-минорной тональности - системно-структурные процессы ладовой дифференциации и интеграции, отражатие взаимообусловленность на исто-ргасо-эволпшонном пути микро- и макрошана тонально-гармонической организации. Ладовая интеграция как итоговый результат эволюции звуковысотной системы определенной музыкально-исторической эпохи и исходные позиции другой системы. приходящей ей на смену, порождает ладовую интеграцию и ладовую дифференциацию иного порядка в качестве конкретных способов реализации внутренних возможностей музыкальной системы при уже сложившемся-ее эпохальном "статусе-кво" .Интегрируггшй и дифференцирующий ладовые факторы в этом, втором, своем понимании в конечном счете обусловливаются исходным ладовым синтезом, т.е. восходят к процессам ладовой интеграции на уровне основного структурного ме-г ханизма классической тональности как к своей.воображаемой •"точке отсчета".

Внутренняя контрастность основного ладового инварианта ("запрограммированность" в нем характерной направленности эволюции неустойчивой сферы лада я отсюда различных форм качественной определенности этой последней) как бы служит прообразом структуры макроплана мажорно-минорной организации в пору е; зрелости. Единство разнонаправленных тенденций вьутри сснозной

ладовой ячейки находит свое выражение и на уровне целостной тднально-гармонической системы. В свою очередь, процессы интеграции -услсхшяют и обо гадают внутритоналышй уровень за \ счет контрастных возможностей ¡.иифоплана тонально-гар?лснической организации. Основные структурно-организационные кинтрасты крупного плана (однотональноа - разнотональноз изложение, тональная замкнутость - модуляция, двуладовость "мажор - шшор") на протяжении всего пути развь.'ия системы оказывают интенсивное воздействие на внутритональный уровень организации музыкального целого.

Органическое взаимопроникновение внутрисистемных процео-сов ладовой дифференциации и интеграции, их динамическое равновесие и характер взаимодополняющего единства приводит на зрелом этапе эволщии мажорно-минорной тональности к такому положению, когда интегрирующие процессы, не противопоставляясь дифференцирующим, обнаруживают себя в качестве другой стороны ладострук-турноЕ сущности этих последних, по-своему отражая и развивая их тенденции. На более позднем этапе эволщии тонально-гармонической системы одно из ее русел (западноевропейские романтики, . Скрябин) связано с гиперболизацией роли интегрирующего фактора, его односторонней ориентированности на ладовуЬ хроматику, что приводит к потере прежнего равновесия двух разнонаправленны::, ''созидательных" сил внутри системы, снижения роли дифференцирующего фактора и, в конечном счете, к перероздешш всей системы на основе ее тотальной хроматизации.'

Итак, основной ладофункциональный механизм мажоряо-ми: ор-иоЗ '.-ональности слоаял ;я как результат интеграции на ладов см

уровне прежде разноуровневых структурных феноменов. Эволюционная "програ?а<а", закодированная в новом ладовом механизме, развертывается под корректир,/ щим воздействием дифференцирующих и интегрпругщих эволютшонных стт/улов, рокдаткх "поле взаимодействий".. Последнее воспринимается через призму интегральной результативности музыкальной Форш как пространственно-вре»енной "среды" и систе>то-структурной целостности высшего порядка, в которой многообразно обнаруживают себя "вокальное - ииструмен-тельное", "ладовое - фактурное", "мелодическое - гармоническое" р параллельно!.* и разнонаправленном действии двух"своих сторон: псторико-генетической и историко-эволюционной. 3 данном разделе диссертации привлекаются музыкальные факты из произведений Листа, Вагнера, Гркга, Бородина, Мусоргского, Брукнера, Регера.

Вторая глава "Диалектика простого и сложного в псторико-

ч,

вволйциоином процессе".

Первый раздел, озаглавленный "Тонально не ориентированная ладсвая форма в музыке XIX века", цосвяяен явлению, известьо.чу в музыковедческой литературе как внетональность (Твлин), относительная ладотональная неопределенность (Еерков), снятая тональность (Шенберг). Сущность феномена внетональностя - в процессах ладового распепления. Отдельные стороны и свойства ма-горно-минорного лада обнаруживают принципиальную возможность "отчуждения", абстрагирования от последнего. Составные кото-' ненты единого тонально-функционального механизма эмансипируются от изначально заданного ладоструктурного комплекса, высвобождаются из-под безусловной зависимости от него, наделяются относительной автономностью. Однако феномен ладового распепления -- явление неоднозначное, обнаруудвагцее себя в разных структурно-организационных Формах к масытабно-временншс рам-

ках, на разных системно-структурных уровнях:'I. в котгексте ма-ж9рно-»/пшорноЯ музыкально-высотной организапял как одна из Форм .ее исторяко-эволгяионных преобразований я конкретный "способ бытия" внетональности (уровень внутрисистемных про-пессов); ¿.как исходные, изначальные посылки музыкального сознания и мышления XX века со все-ти вытекалпимя из этого последствиями для звуковысотных основ искусства XX столетия в пелом.

В первом своем сисимно-структурном измерении Феномен лаг

дового расщепления отражает основные - круяно-маспгабные -этапы эволюции музыкально-высотной организации XIX века, протекавшие соответственно под эгидой ди$«?ерен!отрулплх и интегря-рувдих внутрисистемные факторов. Другими словами, внетональ-ность по-разному "вписывается" в целостную тонально-гармоническую систему на каждом из двух отмеченных выше историк о-эволю-пионкых этапов: I. как еще одна форма проявления дифференшгру-кгтих созидательных ст иг гулов мажорно-минорной тональности (многообразие в единсле); 2. как эволюционная однонаправленность в рамках процесса односторонней ладовой интеграции (тотальная хроматизапия системы). Поздяеромантические тенденции развития подтнают - и это как окончательный итог эволюции - феномен ладового расщепления на н8вый системный уровень, возлодя его в более высокие'организационный ранг исходных, отпрачных ладовых постулатов - отсюда принципиальная множественность звуковысотных систем и логик мыпиения в музыкальном искусстве XX столетия.

/же в пору стабильности своих Фундаментальных основ т-

л

жорнс-тинсрная организация XIX чека обнаруживает возможности моделировать пэко^орые показательные особенности звукорнсот -ных систем гря.1у*1его столетия. Характерные примета XX чека

здесь заявляют о себе новыми принципами детергтанкрованности ладовой лсггаси ее материально-зв.тсовыми носителями (эмансипированный диссонанс), особий унифицированностью взаимоотношений макро- и пикроплана звуковысотной организации и рождением на етой почве новой структурно-организационной целостности1, обусловившей, в конечно;! счете, необходимость внесения существенных "корректив" в само содержательное наполнение тертяна "музыкальный лад" (малотерповые и болшетерцовые звуковысотные снстеги).

Сведение вертикали и горизонтали, макро- и микрогутна к единит.» основам (все измерения сводятся словно бы к одному) -это возрождение в тонаяьно-гармоняческих условиях существенного качества монодической системы - его одномерности. Не в результате - рождение принципиально иных ?орм звукоматерпаляза-гаш отмеченного выше качества. И если старая >юкодия - порождение вокального начала, то описываете звуковысотные конструкции - порождение инструментального.(здесь выступащего я к~к ладовый фактор: приншп те?л!ераш!и переходит в новый, ладовый "ранг"). В разведенности вокального и инструментального начат

•по разным интонационным полюсам, в противополагании одного

о ■

другому как системно-структурных антиномий - источник стать контрастных, не сопрягаемых историко-эволяцлоншх результатов как на уровне разных музыкальных эпох (вокальная монодия -гармоническая внетональность), так и в рамках .одно;! эпохи (мажорно-минорная тональность - вието:.злйюсть)

* Ка" структурный тякроуровень вторгается оргаЖгаатгонга-п'! "а--:-тор, издачально призванный упорядочивать ладовое макрэггро-странство тонально-7ункгп!ональной с::с"е"и (пр::н'т::п те'тетзз-ш::т). Те" са-и:,.- преобразуй гея вся с::с?зма п?о-з?тз2нстзс-:»::о-вре-'сктпгх 'относежтЗ.

На почве новой горизонтально-ладовой основы и порождаемых ею мелодических звукорядов обнаруживается возможность: I, разъять прежнее нерасторжимое единство интервально-конструк-тивной и традиционно-ладовой сторон (освобождение мелодических и гармонических последований от организационного принципа "опорность - неопорность"/; 2. абстрагировать вышеназванный ладовый принцип, с одной стороны, и ладовое наклонение (мажорное и минорное), с другой, от ладогармоничеокой функциональности.

_ Описываемые эволюционные "события" в музыкальном искусстве XIX века -моделирование будущего системно-структурного расщепления классических конструктивно-логических единств: вокальное-инструментальное, тонально-функциональная 17-тйтоновость - темперированная 12-тптонЪвость, конс^ланс-диссонанс, диатоника-хроматика, вертикаль-горизонталь, ладовач устойчивость-неустойчивость, лад-звукоряд, ладофункпиональ-кость - фонизм. Все это разные стороны одного и того же исто-рико-эволюционного явления, показательное следствие которого -обретение музыкальным сознанием эпохи двусторонности представлений о хроматическом звукоряде как интопа ионном феномене: восприятие его через призму тонально-функпиональных эталонов и в максимальном отвлечении .от них.

Отметим две историко-эволгоционные ипостаси феномена ладового расцепления - в их соотнесенности -с музыкально-творческой ' практикой X); века: 1. системно-структурная м о д е л'ь с присущими ей - как и вс. кой модели - "лаконизмом", "простотой", абстрагированностыо от возможной множественности структурно-организапионкых решений (пора зрелости мажорно-минорной тональности); 2. многообразные ф о р м ы конкретно-звуковой мате-

риализации заложенных в этой модели конструктивно-логических принципов - формы, обретаемые "непростыми", "трудными" путями эволюции, которые, в свою очередь, вносят необходимые "поправки" в смысле неоднозначности и многовариантности толкования этих "смоделированных" принципов (внемажорноминорные системы XX века). В первом случае показательные результаты процесса ладового расщепления обнаружи ;ают себя как явления вторичные, вариантные, надстроечные, во втором - как первичные, константные, фундаментальные.

Во втором разделе второй главы - "Генезис и структурные принципы внемажорйоминорных формаций XX столетия" - речь идет об эмансипации инструментального фактора и его "преобразовательской" роли в становлении новых ладовых систем. Оттолкнувшись от вокального (как исходного стимула в становлении ладовой организации), музыкально-историческая эволюция приводит к возрождению его первичных структур, материализующихся однако в другом "звуковом веществе", обусловливаемом инструментальным способом интонирования. В целом "инструментальные результаты" развития музыкальной системы совсем неоднозначно обнаруживаю! себя в современной музыке. С одной стороны, они своеобразно преломляют характерные черты-вокального, монодизеского этапа музыкально-исторического процесса, с другой * "замкнуты в себе", "самодовлещи", sue.

Один из показательных результатов эмансипации инструментального начала - упразднение "объективных" критериев дифференциации ладового микро- и макроплана и замена их "субъекгизными" (в каждом конкретном случае устанавливаются необходимые nui данной ситуации "демаркационные линии"). Характерный атрибут подобного пространственно-временного и звуковысотного контину-

ума - феномен структурно-функциональных диффузий (консонанс -диссонанс, диатоника - хроматика, вертикаль - горизонталь). Под диффузией понимается явление, теряющее своп несомненную структурно-качественную определенность", конкретность (с позиций апперцепцлонно сложившихся представлений), для выявления сущностных свойств которого необходимы "двойные мерки", "двойная призма" ведения. Ясторпко-эволтионные процессы ладовой интеграции, вызывая процессы ладового расщепления, приводят к результатам нового "суммирования". Так, диффузная двуликость раскрепощенного диссонанса выражается, во-первых, в его организационной самостоятельности, "инициативности", противопоставленности консонансу и абстрагированности от него, во-вторых, в обнаруженных диссонансом "внутри себя" глубинности, многомерности звукодинамических возможностей, в орбиту которых вовлекается и консонанс на правах подчиненного, зависимого компонента*. Раскрепощенная хроматика включает в свой состав звукоряд классической диатоники как количественный компонент, ладовые же механизмы заимствует у старой, доклассической диатоники. Через одну смысловую призму новое "суммирование" свойств диатоники и хроматики сводит эти контрастнее системные сущности к структурной одномерности ("растворение" диатоники в хроматике, их слияние в один организационный уровень). Через другую - несомненна двуликость, двусоставность этого явления: материально-звуковая и интонационно-смысловая основа - от хрома-

* Не упразднение акустико-фонических различий между консонансом и диссонансом, а еовершенно иное восприятие первого в свете нового качества, обретенного вторым - консонанс как одно из "делений" в богато дифференцированной шкале диссо-нантности.

тики, ладоорганпзапионная - от диатоники.

Обретение диссонансами" свойств "гармонического напряжения" - показательный итог исторической эволюции мажорно-минорной организации, результат функционирования системы "консонанс-диссонанс" на ладовом уровне. Свойства,.'изначально формирующиеся как продукт ладовых взаимодействий, закрепляясь в апперцепционной музыкально-слуховой памяти и в дальнейшем эмансипируясь от лада, структурируются (в Хх веке) на новом, автономном уровне организации. В системной организации новой музыки "спорность - неопорность" и "консонанс - диссонанс" (в своей новой интерпретации как "шкала диссонантности") "Функционируют в разных структурно-организационных плоскостях. "Опорность - неопор ность" утрачивает одно из показательных качеств ладогармониче-ского механизма мажорно-минорной тональности - стимулирование и реализация ладовых напряжений и разрядок, подъемов и спадов. Часть этих утраченных функций передается "шкале диссонантности". Другая часть восполняется за счет обретенного в эволюционном процессе "нового опыта" - широкая амплитуда (от нулевой до "стопроцентной") выраженности'звуковысотной опоры, предполагающая и модифицированный вариант этой ладовой дихотомии - "опорность - беэопорность". Прежнее ладоструктурное единство раскалывается на два относительно автономных механизма, каждый из которых может обнаруживать себя независимо от другого или же вступать с ним в "содружество".' . -

В других музыкально-контекстовых ситуациях наблюдается явление прямо противоположное - не рассредоточение ладозш-обязанностей по разным структурным уровням,'а, наоборот, логи-хо-оисловой "симбиоз" нескольких, прежде автономных организа-ционннх уровней (ладового и композиционно-тематического), по-

роадапцяй такое структурно-звуковое единство, когда первый уровень (ладовый) не зычленяется из обшей синкретической целостности. Ладовый алгоритм "незримо" присутстаует в самом процессуальном становлении исходного тематического ядра. Композиционно-тематический уровень "реанимирует" представления о ладе -в условиях "исчезновения" его традиционных структур. Интонационно-тематическая процессуальность музыкальной формы силой "внуаения", основанного на уге обретенном историко-эвалюцион-ном опыте, заложенном в долговременную апперцепционную память музыкальпо-обцестзенного сознания, когаенсирует утраченные по-вчми ладозымн формациями прежде бесспорные, "само собой разумеющиеся" структурно-функциональные свойства (межуровневая сис-темно-структуряая диффузия).

' Идентификация разных организационных уровней муз^кально-вцсотной системы - выражение синкретической нерасчлененности, "одномерности", свойственней моподическому мышлению, но теперь уже кристаллизующейся как продукт "инструментального" музыкального сознания, в отличие от догармонических эпох. Раскрепощение инструментального начала символизирует одновременно и "взгляд в прошлое" - в эпохи, отмеченные ;труктурно-организа-ционным синкретизмом, и бесспорную конструктивную самостоятельность музыки как искусства.

Своеобразной ' компенсацией■ структурной одномерности новых ладовых формаций (как следствие организационной эмансипации ин-струментачьного фактора) нередко становится многомерность музыкальной фактуры, генерируемая тем же фактором. Фактурная многоплановость рождает новую структурную "объемность" лада. Это одна из форм восполнения утраченной новыми звуковысотными формациями структурно-ладовой многоуровневости. В условиях ладовой.

"многоукладное™" ЮГ века высокая интенсивность интеграпионных процессов в рамках звуковысотной организации -необходимая альтернатива известным структурноткомпозишгонным преимуществам классико-романтической мажорно-минорной системы и гарант новых конструктивных и содержательных возможностей, открывающихся перед музыкальным искусством.

Музыкально-психологически" феномен внемажорноминорных формаций - историко-эволюционный итог органического взаимопроникновения апперпеппионно-слуховых "знаний" и новой, перцептивной музыкально-интонационной практики, историческая проекция первого на второе, в результате чего новое, с одной стороны, весьма своеобразно "укладывается" в рамки уже освоенных слуховым сознанием ладовых закономерностей, с другой - расширяет возможности их музыкально-системной реализации. Отсюда и другие (в сравнении с эпохой мажоро-минора) формы связи логического и чувственного моментов в представлениях о ладовой устойчивости и неустойчивости, ощутимая корректировка чувственного логически!!. Последнее -•• прямое порождение исторически развивапцегося процесса диалектического взаимодействия объективной (организация звукового материала) и субъективной (особенности осмысленного музыкально-слухового восприятия) сторон феномена музыкального • лада.

■Наблюдения и теоретические вывода автора, изложенные в первом и втором разделах Второй .главы, основываются на анализах музыкальных произведений\Ршлского-Корсакова, Чайковского, Скрябина, Дебюсси, Шенберга, Веберна, Берга, Вартока, Стравиясгого, -Мессиана, Денисова, Щедрина. •

В заключении диссертации подводятся итоги сиотемно-струк-турного исследования музыкально-высотной организации в аспекте

ее историко-эволюционных преобразований. Внемажорношнорные звуковысотные формации XX столетия с их радикальной перестройкой взаимоотношений микро- и макроплана, ладового и неладовых уровней организации. - показательный итог долгого пути музыкально-исторического процесса; Его основные вехи - формирование определенных ладоструктурныл единств и их последующее расщепление, обретение самостоятельности "бывшими" составными частями. Эпохальные процессы ладовой интеграции и ладового расщепления обнаруживают себя в многообразных формах звукоматериализашш мелодического и гармонического начал, конкретно-исторических прин-

ципах их внутрисистемных взаимодействий. Эти взаимодействия исследуются через призму вокального и инструментального способов интонирования как факторов эволюции звуковысотной системы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Г. К.вопросу об эволюции представлений о ладовом феномене устойчивости и неустойчивости // Вопросы музыкознания. - Минск: Вышэйшая школа, 1981. - С. II7-I22. • - ,

2."О диалектике лада и звукоряда // Вопросы методологии теоретического музыкознания / Труды Гос. з.-пед. института "гопТнесиных,- Вып. 66. -М., 1983. - С. II9-I35.

3. Музыкально-высотная организация: диалектика простого и сложного в историко-эволюционном процессе. - Деп. в НТО Информ-культура, IS90. - Л 2324. - 130 с.