автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Чернышова, Ольга Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина'

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Чернышова, Ольга Евгеньевна

Нравственные и социально-политические аспекты творчества Евгения Ивановича Замятина (1884-1937) в условиях современной эпохи остаются актуальными. Его художественно-философские открытия оказались на самом гребне культурной волны двадцатого столетия. Еще предстоит продолжить огромную работу по полноправному включению писателя в контекст мирового искусства в качестве художника, предугадавшего многие тревожные тенденции в развитии человечества. Все художественное наследие писателя и последующее отражение его творчества в зеркале отечественной и мировой литературы, театра и кинематографа опровергают слова А. К. Воронского, ставшего одним из первых критиков писателя: «На примере Замятина прекрасно подтверждается истина, что талант и ум, как бы ни был ими одарен писатель, недостаточны, если потерян контакт с эпохой, если изменило внутреннее чутье, и художник или мыслитель чувствуют себя среди современности либо пассажирами на корабле, либо туристами, враждебно и неприветливо озирающимися вокруг» (1). На деле все художественное творчество писателя доказывает, что именно глубинное, а не поверхностное ощущение эпохи было свойственно писателю. Сам Замятин представлял себе художника матросом на матче. Поэтому его литературные произведения находятся в русле поисков и открытий современной литературы. Актуальность и значительность художественных и нравственных исканий Замятина подтверждают современные исследования художественно-эстетических систем. Например, автор одного из предисловий к роману «Мы» Е. Жиглевич отмечает тематическую перекличку замятинского наследия и современного киноискусства: «Стремление сохранить человека в человеке, борьба против механизации, рационализации, квантитативности, конформизма и регламента явственнее всего отразилась сейчас в исканиях современной кинематографии, искусстве, Замятину чрезвычайно близком» (2). В этом смысле существуют и более значительные оценки того вклада, что внес писатель в историко-литературный процесс: «Таким образом, Замятин является как бы завершающим звеном прошлого столетия (столетия безусловной веры в прогресс, в благорастворение воздухов и в царство Божие без Бога на Земле) и первым в столетии нынешнем» (3), -пишет А. Кашин. Замятин завершил эпоху, прошедшую под знаком Толстого, Достоевского, Чехова и показал новый путь, который вобрал в себя пересмотр формальных традиций и игру с жанром, многослойный психологический подтекст, импрессионистическую смену настроений и иронический поворот сюжета, своеобразную фантастику и фольклорный символ. Многие гуманистические идеи русской литературы, знаковые идеи Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гоголя трансформировались в прозе и драматургии Замятина на новом, сложном и противоречивом, этапе развития России и в новых изысканно-безупречных формах.

Произведения Е. Замятина: талантливого прозаика и драматурга, литературного критика и теоретика литературного искусства, публициста и переводчика, преподавателя и сценариста - вмещают в себя огромную палитру разнообразных жанровых и стилистических оттенков. Это лирическая откровенность в прозе, сновидческая фантастика, сказочная витиеватость, фольклорная мозаика, утонченная ирония, театральная фарсовость, интегральный лаконизм и пародийная сатиричность. Замятинский текст удивительным образом соединяет реминисценции русской классики и мировой философской мысли, западную отточенность сюжетных линий и национально-самобытную стилистику. Он сделал попытку определить художественный метод новой эпохи, дать направление литературному процессу на перспективу. Писатель терминологически определял литературу будущего как неореализм, синтетизм. Сфокусировав черты своего метода в прозаическом наследии, Замятин дал возможность исследователям заглянуть в его творческую лабораторию, оценить художественно-поэтические опыты и эксперименты. В русле нового, трансформированного реализма во многом произошло становление литературы всего XX века. Об этом свидетельствует и творчество учеников и коллег, вышедших из группы «Серапионовы братья», других крупных писателей столетия, современных литераторов (4). И хотя термины, употребленные писателем, приобрели много различных оттенков значения, одна из главных заслуг писателя - попытка теоретически разработать и практически апробировать формулу обновленного, оплодотворенного символизмом реализма, создать художественные доказательства искусства синтеза.

Научный интерес в России и за рубежом к уникальному творчеству Е. Замятина особенно оживился в последние десятилетия. Литературоведческая наука активно стремится заполнить еще одно белое пятно на карте ушедшего XX века. Изучению жизни и творческой судьбы «англичанина из Лебедяни» посвящены монографии А. Гилднер, С. А. Голубкова, Р. Гольдта, Т. Т. Давыдовой, В. Н. Евсеева, Н. Н. Комлик, Т. Лахузен, Е. Максимовой и Э. Энд-рюс, Б. А. Ланина, Л. В. Поляковой, И. М. Поповой, Р. Рассела, Л. Шеффлер, А. Шейна, Н. В. Шенцевой, Л. И. Шишкиной (5). Творчество писателя стало предметом рассмотрения в докторских диссертациях С. А. Голубкова, И. М. Поповой, В. Н. Евсеева, Т. Т Давыдовой, Н. Н. Комлик, М. Ю. Любимовой и других. Кроме того, исследование содержания, проблематики, стиля, поэтики творчества Е. Замятина проведено в кандидатских диссертациях В. А. Бодрова, А. Ю. Галушкина, Н. Ю. Желтовой, О. В. Зюлиной, Н. 3. Кольцовой, И. М. Курносовой, М. А. Резун, Ким се Ила, Ло Ли Вей, Е. А. Лядовой, Т. А. Майоровой, И. А. Рыжкова (5).

Самые разные аспекты замятиноведения обсуждаются на научных конференциях и симпозиумах русских и зарубежных ученых. Сложилось три ведущих центра по изучению творческого наследия писателя: Санкт-Петербург, Тамбов, Лозаннский университет в Швейцарии. В Тамбове в 2000 году был открыт Замятинский научный фонд, включающий около 600 ценных экспонатов. Были изданы коллективные научные сборники докладов, статей, тезисов: «Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания» (Тамбов,

1992); «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 10 кн.» (Тамбов, 1994, 1997, 2000). В Москве вышел сборник «Новое о Замятине» (М., 1997). Регулярно появляются публикации на страницах научных периодических изданий: «Рукописные памятники», «Ежеквартальна русской филологии и культуры» в Санкт-Петербурге, «Вестник Тамбовского университета».

Скрупулезно выстраиваются факты биографии и творческой эволюции писателя, анализируется поэтика произведений, рассматриваются философские и литературные истоки творчества, взаимосвязь с традициями народной культуры. Осуществлены оригинальные интерпретации отдельных произведений. В оценках все реже можно встретить политические и идеологические отметины, все чаще обсуждению подлежат проблемы замятинской творческой индивидуальности. И, несмотря на это наука - замятиноведение - переживает в своем развитии такой период, когда больше вопросов, чем готовых ответов. Многие суждения и предположения требуют дальнейшей разработки и детального подтверждения, целостного осмысления и выстраивания определенной четкой системы.

Еще есть произведения Замятина, особенности проблематики и поэтики которых остаются за кадром. Вне пристального внимания ученых до сих пор находится целый выразительный пласт замятинского наследия: сказки, написанные писателем в 1915-1917-м годах, и цикл «Большим детям сказки» (1917-1920 годы). Существуют разногласия в связи с выделением сказок в циклы, атрибуцией некоторых сказочных произведений, проблема установления точной даты написания сказок. Практически нет подробно аргументированных позиций в опознании их жанровой природы, отсутствуют варианты классификации сказок и система типологических связей, а главное - нет четкого места сказок в структуре художественного мира писателя и их значимости для творческого процесса. Действительное место и значение замятинских литературных сказок еще предстоит изучить.

Открыт вопрос о взаимодействии литературной сказки, являющейся выражением индивидуального стиля, и фольклорного эквивалента - плода коллективного народного творчества - в творчестве Замятина. Необходимо само- 1 стоятельное научное исследование для того, чтобы выявить особенности влияния фольклорной сказки на творчество Замятина. Предпринятая в последнее время в работах Н. Н. Комлик, Н. Ю. Желтовой попытка подробно рассмотреть произведения Замятина в контексте национальных мифологических представлений, в системе народно-поэтической эстетики подобных вопросов не снимает. Правомерно при изучении русского национального контекста творчества Замятина включать в исследование анализ сказок, традиционно принадлежащих к излюбленным фольклорным жанрам, а потому ярко отражающим черты русского менталитета.

Наиболее последовательный анализ замятинских сказок представлен в диссертационной работе М. А. Резун «Малая проза Замятина. Проблема поэтики». Отличительной особенностью малой формы писателя автор считает неомифологизм. Исследуя его, она не могла не обратиться к литературной сказке прозаика. «Сказка, в которой отражаются архетипические черты человеческого мышления, привлекала Замятина как готовая форма выражения универсальной модели мира, где от художника не требуется причинно-следственных и логических мотивировок происходящего» (6). М. А. Резун предлагает классификацию сказок, состоящую из трех групп. Онтологические сказки, характеризующиеся столкновением различных антитетических категорий жизни и сознания, представлены такими произведениями, как «Бог», «Дьячек», «Дрянь-мальчишка», «Ангел Дормидон», «Петр Петрович», «Херувимы», «Электричество», «Халдей». Цикл сказок о Фите определяется как антиутопические сказки. А политические - «Хряпало», «Иваны», «Четверг», «Арапы», «Церковь Божия», «Бяка и Кака», - «явились непосредственным откликом писателя на страшную реальность» (7). Практически единственная в своем роде попытка таким образом разделить сказочный пласт, безусловно, представляет огромный интерес. Кстати, В. Н. Евсеев, исследуя жанровый состав прозы Замятина, считает жанровую типологию Резун «продуктивной» (8).

Однако возникает ряд вопросов, обусловленный некоторой условностью объединения сказок в данные группы. Например, возникает вопрос, почему сказка «Херувимы» не считается политической, ведь ее полный вариант также является отражением «страшной реальности» послеоктябрьских лет? Непонятно, в какой степени соотносятся понятия антиутопии и политической сатиры в цикле сказок о незадачливом губернаторе Фите. А сказки «Хряпало» и «Иваны», имеющие политический оттенок, можно с успехом отнести и к онтологической категории сказок, так как и в них тоже создается емкая модель действительности, имеющая в своей основе - коллизию материального и идеального.

М. А. Резун представляет уникальные интерпретации сказок, с помощью анализа сказочных структур подвергает уточнению и корректировке писательский взгляд на мир и человека. Своеобразие литературных сказок Замятина она видит в «постоянных отступлениях от сказочного жанрового канона (на уровне сюжетной организации, сказочного хронотопа, повествовательной структуры)» (9). По мнению Резун, движение Замятина-художника определяется прямой эволюцией от онтологических сказок к антиутопическим и политическим. Национально-исторические коллизии врываются в онтологический мир сказки, деформируя традиционные сказочные структуры, и превращают утопию сказки в антиутопию. «Однако стремление упорядочить «живую современность» жанровой формой, «несущей» миромоделирующую функцию, позволяет художнику органично соединить в своих сказках натурфилософское, вечное и социально-историческое, национальное» (10), - подобные размышления исследователя еще раз подтверждают размытость границ данной классификации, где сказки объединены по одному, наиболее явному признаку.

Причем, наслоение политических или социально-исторических деталей почти исчезает при более близком рассмотрении сказок, и наружу проступает вневременной, философский, общечеловеческий аспект замятинских сказок, объединяющий их в единое художественное целое. Отсюда и сложности с разделением сказок на циклы, с определением жанровой структуры. Кстати, Т. Т. Давыдова - автор одной из первых монографических работ о писательской судьбе Замятина, называет миниатюрный рассказ-символ «Глаза» сказкой (11). Субъективно вполне можно согласится с таким определением, однако необходимы более точные критерии.

Т. Т. Давыдова в своей первой монографии о писателе высказывает мнение, что сказки - способ преодолеть сюжетную нравоописательную болезнь своих первых рассказов и новостей: «Народная сказка привлекала его событийным полнокровием, богатой фабулой, которой не грозит сюжетная анемия» (12). Но, как и другие исследователи, она не дает полноценного комментария к сказочным миниатюрам. Она видит в этих произведениях оценку исторических событий, отражение философских размышлений о свободе и счастье. Сказки не рассматриваются во взаимосвязи с другими произведениями автора.

Другой исследователь Л. И. Калинина справедливо считает, что в сказочном творчестве Е. И. Замятина «не просто отражаются явления действительности, а они исследуются, чтобы постичь основы бытия человека, взаимоотношения человека и общества» (13). В статье «Литературная сказка в творчестве Е. Замятина» она придерживается хронологической классификации, выделяя сказки 1914-1917 годов и цикл 1917-1920 годов под названием «Большим детям сказки». Причем второй цикл она относит к «сказкам с политическим подтекстом»(14).

Представляется наиболее целесообразным разделение по хронологическому типу. В первом цикле - сказки, написанные до 1917 года: «Бог», «Дья-чек», «Дрянь-мальчишка», «Картинки», «Ангел Дормидон», «Халдей», «Петр

Петрович». Второй цикл образуют сказки про Фиту, «Херувимы», «Иваны», «Электричество», «Хряпало», «Огненное А», «Бяка и Кака», «Церковь Бо-жия», «Арапы», «Четверг». Соответственно, водоразделом этой классификации, причем очень условным, стали революционные события 1917 года, которые для писателя явились переломным моментом в жизни. Повинуясь времени, писатель вводит в текст исторические детали, возникают новые темы и образы, в его интонациях появляются обличительные и тревожные тенденции. Но, несмотря на это, многие проблемы, обозначенные в наиболее ранних миниатюрах «Бог», «Дьячек», «Ангел Дормидон», нашли развитие во втором цикле. И это также подтверждает идейное и художественное родство сказочных текстов, обусловившее сложности с классификацией сказок.

Л. И. Калинина предлагает детальную характеристику образа Фиты и анализ сказочного цикла, связанного именно с этим героем. Все, о чем рассуждает писатель в сказках: вневременные идеи о свободе и человеческой независимости, мечта об общественной гармонии - все это «получает свою яркую форму романа «Мы» (15), - считает современный исследователь. Однако думается, что сказки не должны служить лишь приложением к роману. Они должны иметь свое самостоятельное и полноценное значение в творчестве Замятина.

В связи с вышеизложенным необходимо проанализировать художественный мир сказок Е. Замятина, рассмотреть эти произведения в контексте всего творчества писателя, скорректировать новые аспекты мировоззренческой картины автора, найти место сказкок в эстетической системе писателя. Обращение к анализу конкретных текстов, введение их в общую систему художественных произведений обусловливает актуальность диссертационного исследования.

Материалом диссертации является прозаическое наследие Е. Замятина, главный акцент сделан на произведениях сказочного жанра.

Объектом анализа является идейно-художественная структура произведений писателя.

Предмет изучения в диссертации - поэтика сказочных циклов, а также литературно-художественный контекст замятинского творчества.

Цель диссертационного исследования заключается в детальном рассмотрении текстов сказок, осмыслении особенностей поэтической стилистики сказочной прозы, определении места сказок в общей художественной системе Е. И. Замятина.

С этим связаны и основные задачи диссертационной работы:

• обосновать причины обращения Замятина к особой жанровой форме;

• включить сказки в общий контекст его произведений;

• раскрыть актуальность проблемы жанровой принадлежности сказочных текстов;

• рассмотреть особенности поэтики сказок писателя;

• предложить интерпретацию отдельных произведений;

• проследить отражение теоретических положений писателя в художественной структуре сказок;

• представить эволюцию художественного метода Замятина на примере сказочных произведений.

Целью и задачами обусловлен выбор метода исследования, основой которого стал синтез системного, сравнительно-типологического, структурного, сравнительно-функционального, текстологического, семантического подходов.

Выдвигаемая в диссертации историко-литературная научная гипотеза заключается в следующем: важными особенностями сказочных произведений писателя являются темы-доминаты, аккумулирование нравственно-философских проблем, рефлексивность, лейтмотивность, что делает их частью мегатекста писателя, характеризующегося идейно-художественным единством. Место сказок можно определить в фундаменте всей творческой системы Е. И. Замятина. Они стали способом прогнозирования жизненных ситуаций, закрепления творческой эволюции от изображения быта к фантастике.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования создавалась с учетом различных научных концепций, отраженных в трудах отечественных и зарубежных замятиноведов, представителей разных литературоведческих школ: А. Ю. Галушкина, Л. М. Геллера, А. Гилднер, Т. Т. Давыдовой, В. А. Келдыша, О. Н. Михайлова, Р. Гольдта, И. О. Шайтанова, Л. В. Поляковой, Н. Н. Комлик, Е. Б. Скороспеловой, А. М. Резун, а также в работах критиков-современников писателя, например, А. К. Воронского.

В диссертации использованы теоретические системы, представленные в трудах М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, В. П. Аникина, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, А. Ф. Лосева.

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета по исследованию творческого наследия Е. И. Замятина.

Автор диссертации пытался аргументировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Обращение Е. И. Замятина к жанровой форме сказки в ее специфически замятинском исполнении обусловлено общей социально-политической атмосферой в стране, литературным контекстом эпохи, особенностями творческого почерка, художественными задачами Замятина-неореалиста.

2. Сказки в творческой эволюции писателя имеют фундаментальный прогностический и концентрирующий характер. В них соединены специфические элементы раннего дореволюционного и черты более позднего периодов, сфокусированы проблематика, лейтмотивы, интегральные образы, органично вписанные в единый художественный мегатекст Е. И. Замятина.

3. Жанровая природа сказочных текстов Е. И Замятина обусловлена особенностями художественного метода писателя и уникальностью его творческого почерка. В сказках демонстративно реализуются принципы замятинской поэтики: сплав фантастики и быта, интегральные образы, сжатая стилистика, гротеск.

4. Принцип иронии, лежащий в основе сказочной системы Е. И. Замятина имеет для его эстетики основополагающее значение и обусловлен характером миропредставления писателя. Ирония формально подчеркнута в использовании сказовой манеры повествования, приема многоголосья, системы дуальных оппозиций.

Научная новизна исследования заключается в проведении сквозного, монографического историко-литературного анализа сказочной прозы Е. Замятина, включении этих произведений в общий контекст творчества писателя и литературное, историко-культурное пространство первых десятилетий XX века. В диссертации предложен по возможности полный спектр оценок мастера малой прозы, разработаны некоторые положения его творческой концепции, связанные с художественным методом, теориями «еретичества» и «скифст-ва», особенностями использования иронии в качестве миромоделирующей категории.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование может быть использовано при разработке теоретических вопросов жанро-логии и истории русской литературы XX века, для осмысления отдельных положений общей концепции творчества писателя и его эволюции, в изучении поэтики литературной сказки.

Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов в диссертациях и других научных исследованиях, при разработке Замятинской энциклопедии, в качестве комментариев при подготовке академического собрания сочинений Е. И. Замятина, в курсах лекций по истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филоло

14 гических факультетах, связанных с проблемами изучения творчества писателя, в школьном преподавании литературы.

Апробация исследования осуществлялась на Третьих и Четвертых международных Замятинских чтениях в Тамбове (1997, 2000), на конференциях молодых ученых Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина (1997, 1998, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Литературная сказка: история, поэтика, методика преподавания» в Московском педагогическом государственном университете (1997), на заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина. Результаты исследований использовались в лекционных курсах и на аспирантском семинаре для студентов. Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях.

Структура работы включает введение, два раздела, заключение и список использованной литературы, состоящий из 184 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Замятин Е. И. Современная русская литература. Вступительная статья // Литературная учеба. 1988. № 5. С. 130.

2. Евгений Замятин. Сочинения: В 4 т. Мюнхен, 1988. Т. 3. С. 5.

3. Замятин Е. И. Современная русская литература. Вступительная статья // Литературная учеба. 1988. № 5. С. 133.

4. Замятин Е. И. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худ лит., 1990. Т. 2. С. 297.

5. Там же. С. 383.

6. Там же. С. 391.

7. Замятин Е. И. Я боюсь: Литературная критика, публикации, воспоминания / Вступ. статья В. А. Келдыша. Сост. и коммент. А. Ю. Галушкина, М. Ю. Любимовой. М.: Наследие, 1999. С. 31.

 

Список научной литературыЧернышова, Ольга Евгеньевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Замятин Е. И. Повести. Рассказы / Предисл., сост. О. Н. Михайлова. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1986. 334 с.

2. Замятин Е. И. Сочинения. М.: Книга, 1988.-575с.

3. Замятин Е. И. Сочинения: В 4 т. Мюнхен: By A. NEIMANIS, BUCHVERTRIEB UND VERLAG, 1988.

4. Замятин Е. И. Мы: Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Сост. И. О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. 560 с.

5. Замятин Е. И. Избранное / Сост. и подготовка текста О. Н. Михайлова. М.: Правда, 1989. 463 с.

6. Замятин Е. И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Сост. А. Ю Галушкин, предисл. В. Б. Шкловского, вступ. статья В. А. Келдыша. М.: Сов. писатель, 1989. 767 с.

7. Замятин Е. И. Избранные произведения: В 2 томах / Сост., вступ. статья, примеч. О. Н. Михайлова. М.: Худ. литература, 1990.

8. Замятин Е. И. Мы: Роман, рассказ и сказки / Сост. О. Н. Михайлова. М.: Мол. гвардия, 1990. 365 с.

9. Замятин Е. И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья, комментарии Е. Б. Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990. 544 с.

10. Ю.Замятин Е. И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А. П. Котлован. Ювениль-ное море: Романы. М.: Олимп; ТКО ACT, 1996. 608 с.

11. П.Замятин Е. И. Избранные произведения / Вступ. статья Л. В. Поляковой. М.: МИД «Синергия», 1997. 440 с.

12. Замятин Е. И. Я боюсь: Литературная критика, публицистика, воспоминания / Вступ. статья В. А. Келдыша. Сост. и коммент. А. Ю. Галушкина, М. Ю. Любимовой. М.: Наследие, 1999. 345 с.

13. Замятин Е. И. Письма М. А. Волошину // Подъем. 1988. № 5. С. 121-125.14.3амятин Е. И. Современная русская литература. Вступительная лекция. Психология творчества. О сюжете и фабуле / Публ. А. Н. Стрижева // Лит. учеба. 1988. №5. С. 128-143.

14. Замятин Е. И. Техника художественной прозы / Публ. А. Н. Стрижева // Лит. учеба. 1988. № 6. С. 79-107.

15. Замятин Е. И. Из переписки М. А. Булгакова и Е. И. Замятина, Л. Н. Замятиной // Русская литература. 1989. № 4. С. 178-188.

16. Замятин Е. И. «Мне сейчас хочется тебе сказать.» (Из переписки Б. Пильняка и Е. Замятина с К. Фединым) // Лит. учеба. 1990. № 2.С. 79-95.

17. Замятин Е. И. Письма к А. М. Ремизову / Публикация В. В. Бузника // Русская литература. 1992. № 1. С. 176-180.

18. Замятин Е. И. «. Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь». Письма Е. И. Замятина разным адресатам / Публ. Т. Т. Давыдовой и А. Н. Тюрина. Вступ. статья, пер. с англ. и комментарии Т. Т. Давыдовой // Новый мир. 1996. № 10. С. 136-142.

19. Замятин Е. И. «Утро маленьким» в Передвижном театре // Русская мысль. Париж, 1999. 18 ноября.1.

20. Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. 208 с.

21. Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 679с.

22. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 111. М.: Научное слово, 1910. 138 с.

23. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. 543 с.

24. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 543 с.

25. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975.-502с.

26. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.- 424 с.

27. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Худ. лит., 1989. 542 с.

28. Белый А. Начало века. М.: В /О Союзтеатр СТД СССР, 1990. 496 с.

29. Белый А. Солнце: Избранные стихотворения. / Сост., автор предисл. и примеч. Н. В. Банникова. М.: Дет. литература, 1992. 225 с.

30. П.Бердяев Н. А. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 320 с.

31. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. / Редакционная коллегия М. Дудин и др. Л.: Худ. лит., 1983. Т. 4. 464 с.

32. Блок А. А. О литературе / Вступ. статья Д. Максимова; Сост. и коммент. Т. Бедняковой. М.: Худ. лит., 1989. 479 с.

33. Блок А. А. Искусство и революция / Сост. и примеч. Л. Асанова. М.: Современник, 1979. 384 с.

34. Блок А. А. Сочинения: В 2 т. М.: Худ. лит., 1955. Т. 2. 846 с.

35. Брюсов В. Сила русского глагола. М.: Сов. Россия, 1973. 190 с.

36. Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. Л.: Просвещение, 1970. 240 с.

37. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. 524 с.

38. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976.- 511 с.

39. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука. Ленинградское отд., 1989. -848 с.

40. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. Т. 2. 326 с.

41. Гиппиус 3. Н. Чертова кукла. Проза, стихотворения, статьи. М.: Современник, 1991.- 587 с.

42. Гиппиус 3. Н. Петербургский дневник. М.: Сов. писатель. Олимп., 1991. -125 с.

43. Гиппиус 3. Н. Живые лица. Л.: Искусство. Ленинградское отд., 1991.-198с.

44. Голубков M. M. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М.: Наследие, 1992. 202 с.

45. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М.: Худ. лит., 1953. Т. 24. -575 е.; Т. 27. 589 с.

46. Горький М. «Несвоевременные мысли» и рассуждения о революции и культуре (1917-1918 гг.). М.: МО Союза журналистов СССР, Ассоциация «Ротация» при участии МСП «Интерконтакт», 1990. 192 с.

47. Грезы о земле и небе. Антология русского космизма. СПб.: Худ. лит., 1995. 526 с.

48. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. 343 с.

49. Гудзий М. К. История древней русской литературы. М.: Просвещение., 1966.- 544 с.

50. Долгополов JI. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX начала XX вв. JL: Сов. писатель, 1985. - 351 с.

51. Долинин А. С. Достоевский и другие: статьи и исследования о русской классической литературе / Сост. А. Долинина; вступ. ст. В. Туниманова; примеч. Билинкиса и др. JL: Худ. лит., 1989. 480 с.

52. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Худ. лит., 1958. Т. 9. -635с.

53. Елина Е. Г. Наследие Салтыкова-Щедрина в дооктябрьской критике: проблема актуальности // Салтыков-Щедрин и русская литература. JL: Наука, 1991.

54. История русской литературы второй половины XIX века / Под ред. Н. И. Кравцова. М.: Просвещение, 1966. 696 с.

55. Как мы пишем. Д.: Издание писателей в Ленинграде, 1930. 223 с.

56. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М.: наука, 1975. 280 с.

57. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. 336 с.

58. Кургинян М. С. Человек в литературе XX века. М.: Наука, 1989. 248 с.

59. Латынина Ю. В ожидании Золотого Века. От сказки к антиутопии / Октябрь, 1989. № 6.

60. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении сказки. М.: Томск: Изд-во Томского университета, 1982. 197 с.

61. Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания. М.: Изд-во МГПУ, 1997.- 155 с.

62. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 480 с.

63. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.

64. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. Чтения по истории и теории культуры. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 136 с.

65. Мережковский Д. С. Акрополь: избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991.- 351 с.

66. Миголатьев А. А. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 69 79.

67. Михайловский Б. В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: Изд-во МГУ, 1968.-676 с.

68. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. 200 с.

69. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

70. Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худ. лит., 1976. 367 с.52.0соргин М. А. Воспоминания. Повесть о сестре / Сост., вступ. статья и примечания О. Г. Ласунского. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1992. 416 с.

71. Поиски в инаком. Фантастика и русская литература XX века. Труды международного симпозиума. Лозанна, 5-7 ноября 1992 / Под редакцией Л. Геллера. М.: МИК, 1994. 226 с.

72. Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX века: Хрестоматия: Литературные манифесты и художественная практика / Сост. А. Г. Соколов. М.: Высшая школа, 1988. - 368 с.

73. Полякова Л. В. Споры о методе спор о человеке // Вопросы литературы. 1984. №4.

74. Полякова Л. В. Пути развития теории жанра в работах последних лет // Русская литература. 1985. № 1.

75. Полякова Л. В. Общечеловеческое и классовое в истории советской литературы // История советской литературы: новый взгляд: В 2 ч. М., 1990.

76. Полякова Л. В. Цена битв. Из истории литературной борьбы советской эпохи. Воронеж, 1991.

77. Полякова Л. В. История литературы или литературный процесс? Контур проблемы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1997. Вып. 1.

78. Полякова Л. В. История русской литературы XX века как эпоха: к методологии оценок // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1998. Вып. 4.

79. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: ACADEMIA, 1928. 152 с.

80. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ленинградского университета (ЛГУ), 1986. 364 с.

81. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: 1976.

82. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.-Л.: Изд-во академии наук СССР, 1949. Т. 4. 426 с.

83. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М.: Наука, 1974.

84. Ремизов А. М. Неуемный бубен: роман, повести, рассказы, сказки, воспоминания / Сост., вступ. статья и коммент. В. А. Чалмаева. Кишинев: Лит. артистикэ, 1988. 600 с.

85. Ремизов А. М. Сочинения: В 2 т. Кн. 1. Звенигород окликанный / Сост., предисл. и коммент. А. Н. Ужанкова. М.: ТЕРРА, 1993. 352 с.

86. Ремизов А. М. Избранные произведения / Предисл. М. Козьменко; сост., примеч. М. Козьменко. М.: Панорама, 1995. 432 с.

87. Розанов В. В. Опавшие листья: Лирико-философские записки / Сост., вступ. статья А. В. Гулыги. М.: Современник, 1992. 543 с.

88. Розанов В. В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. 607 с.

89. Русская литература XX века (1890-1910). Часть I (окончание). Том II / Под. ред. С. А. Венгерова. М.: Т-во «М1РЪ»., 1917. С. 9-96.

90. Русская литература рубежа веков: 1890-е начало 1920-х годов: В 2 кн. / Ответ, ред. В. А. Келдыш. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - 960 с.

91. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Правда, 1951. Т. 10. 503с.

92. Серебряный век русской поэзии / Сост. вступ. статья, примеч. Н. В. Банникова. М.: Просвещение, 1993. 432 с.

93. Сказка серебряного века: Сборник /Сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. М.: ТЕРРА, 1994. 640 с.

94. Сказания о чудесах: В 3 т. Т. 1. Русская фантастика XI XYI вв. / Сост., послесл. и коммент. II раздела Ю. М. Медведева. М.: Сов. Россия, 1990. -528 с.

95. Соловьев В. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. 573 с.

96. Соловьев В. Смысл любви: Избран. Произведения /Сост., вступ. статья, коммент. Н. И. Цимбаева. М.: Современник, 1991. 525 с.

97. Сологуб Ф. К. Творимая легенда. Кн. 1. М.: Худ. лит., 1991. 494 с.

98. Сологуб Ф. К. Капли крови: Избранная проза / Сост. А Дорофеев. М.: Центурион, Интерпракс (Серия «Серебряный век»), 1992. 448 с.

99. Сологуб Ф. К. Книга сказок. М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1992. 47 с.

100. Сологуб Ф. К. Голодный блеск: Избранная проза. Киев: Дншро. 511 с.

101. Сологуб Ф. К. (Тетерников Ф. К.) Мелкий бес / Сост., вступ. статья Н. Г. Утехина. М.: Сов. Россия, 1991.-528 с.

102. Спиридонова (Евстигнеева) JI. А. Русская сатирическая литература XX века. М.: Наука, 1977. 303 с.

103. Струве Г. Русская литература в изгнании. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Paris: YMCA-PRESS, 1984. 426 с.

104. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука, 1965. 504 с.

105. Ходасевич В. Ф. Некрополь. М.: Сов. писатель. Олимп, 1991. 192 с.

106. Художественный образ и историческое сознание. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1974. 334 с.

107. Чуковский К. И Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. 622 с.

108. Чуковский К. И. Дневник: 1901-1929 / Подгот. текста и коммент. Е. Чуковской, вступ. статья В. А. Каверина. М.: Сов. писатель, 1991. 541с.

109. Шайтанов И. О. Русский миф и коммунистическая утопия // Вопросы литературы. 1994. № 6.1.I.

110. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 томах. М.:Худ. лит., 1991.

111. Воронский А. К. Евгений Замятин // Воронский А. К. Избранные статьи о литературе / Сост. Г. А. Воронская. М.: Худ. лит., 1982. С. 119-137.

112. Галушкин А. Ю. Вечный отрицатель и бунтарь. Замятин литературный критик // Литературное обозрение. 1998. № 2. С. 98-112.

113. Геллер Л. М. Слово мера мира. Сборник статей о русской литературе XX века. М.: МИК, 1994. 248 с.

114. Гордович К. Д. Художественная оптика рассказов и сказок Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 7. С. 129136.

115. Голубков С. А. Комическое в романе «Мы»Монография. Харьков, 1995.

116. Давыдова Т. Т. Евгений Замятин. М., 1991. 64 с.

117. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Е. Замятина в контексте литературы первой трети XX века. М.: Изд-во МГУП, 2000. 364 с.

118. Ю.Евсеев В. Н. Проза Е. И. Замятина (вехи творчества, поэтика, опыт анализа рассказа «Пещера»). Учебно-методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000.- 177 с.

119. П.Евсеев В. Н. Роман «Мы» Е. И. Замятина (жанровый аспект). Учебно-методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 114 с.

120. Желтова Н. Ю. Женские образы Е. Замятина в контексте национальных традиций и философских тенденций начала XX века // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 3. С. 96-115.

121. Желтова И. Ю. Особенности поэтики рассказа «Сподручница грешных» // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. Вып. 1.С. 65-70.

122. Е. И. Замятин: материалы к библиографии: В 2 ч. // Под ред. проф. Л. В. Поляковой. Сост. Г. Б. Буянова, С. А. Косякова, О. В. Нечаева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.

123. Замятин на фоне эпохи / Публикация А. Н. Стрижева // Литературная учеба. 1994. Кн. 3. С. 101-122. 16.Калинина Л. И. Литературная сказка в творчестве Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т.1. С. 271-278.

124. Комлик Н. Н. Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец: Елецкий государственный педагогический институт, 2000. 265 с.

125. Комлик Н. Н. Мотивы русского эпоса в повестях Е. Замятина «уездного» цикла («Уездное», «Алатырь», «На куличках») // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. Вып. 2.

126. Комлик Н. Н. Дьяволиада Замятина в контексте фольклорных и литературных традиций (на материале повестей «Уездное», «Алатырь», «На куличках» ) Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. Вып. 4. С. 30-37.

127. Комлик Н. Н. Лебедянский комментарий к художественному творчеству Е. И. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 6. С. 108-128.

128. Кредо. Специальный выпуск, посвященный творчеству Е. И. Замятина. 1995. № 10-11.

129. Лахузен Т., Максимова Е. Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем. СПб.: Сударыня, 1994. 120 с.

130. Международные замятинские чтения // Кредо. Тамбов, 1994. № 8.

131. Новое о Замятине М.: МИК, 1997. 328 с.

132. Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций. Тамбов, 2000. 283 с.

133. Полякова Л. В. Евгений Иванович Замятин // Е. И. Замятин. Избранные произведения. М.: Синергия, 1997. С. 5-50.

134. Полякова Л. В. Открытия, сенсации, приговоры в новых работах о Евгении Замятине. Контроверза // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. Вып. 1. С. 48-64.

135. Полякова Л. В. Личность и цивилизация: о романе Е. Замятина «Мы» // Роль художественной литературы в становлении личности школьника / Подобщей ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. С. 1737.

136. Полякова Л. В. Художник, революция: Е. Замятин и А. Воронский // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края / Под ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1993. Вып. 2.С. 107-119.

137. Полякова Л. В. Повесть Е. Замятина «На куличках»: реноме, характеры, поэтика // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1996. Вып. 1.С. 66-74.

138. Полякова Л. В. Рассказ Евгения Замятина «Пещера»: интегральная поэтика и открытость авторских оценок // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1997. Вып. 3. С. 60-65.

139. Полякова Л. В. «11еаПа» или «геаНога»? О творческом методе Евгения Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 3. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. С. 6-27.

140. Попова И. М. Чужое слово в творчестве Е. И. Замятина (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский). Тамбов: ТГТУ, 1997. 152 с.

141. Попова И. М. Творческое наследие Евгения Замятина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1998. Вып. 3-4. С. 107-110.

142. Попова И. М. Гоголевское слово как выражение авторской позиции в повести Е. И. Замятина «Алатырь» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 4. С. 85-92.

143. Резун М. А. Антиутопические сказки Е. И. Замятина // Культура и текст. Литературоведение. Часть II / Под ред. Г. П. Козубовской. СПб Барнаул, 1998. С. 59-69.

144. Ремизов А. М. Стоять неугасимую свечу: Памяти Евгения Ивановича Замятина / Публ. и примеч. А. Н. Стрижева // Наше наследие. 1989. № 1. С. 117-119.

145. Скалон Н. Р. «Сказки» Е. Замятина и проблема личности // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Т. 3. С. 78-86.

146. Скороспелова Е. Б. Замятин и его роман «Мы». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999. 80 с.

147. Солженицын А. И. Из Евгения Замятина. «Литературная коллекция» // Новый мир. 1997. № 10. С. 186-201.

148. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В Ют. / Под ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов, 2000.

149. Творчество Евгения Замятина: Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 года. Тамбов, 1992. 90 с.

150. Шайтанов И. О. «. Но Русь была одна.» / Замятин Е. И. Мы: Романы, повести, рассказы, сказки. М.: Современник, 1989. С. 3-22.

151. Шенцева Н. В. Художественный мир Е. И. Замятина. Учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола. 1996.

152. Бесчетникова С. В. Роман Е. Замятина «Мы» как антиутопия. Проблематика и поэтика: Дис. . канд. филол. наук. Харьков, 1993.

153. Бодров В. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте журналистики русского зарубежья 20-80-х гг. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1999. 26 с.

154. Галушкин А. Ю. Дискуссия о Б. А. Пильняке и Е. И. Замятине в контексте литературной политики конца 1920-начала 1930-х гг. Дис. .канд. филол. наук. М., 1998.

155. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы 1919-1930-х годов. Дис. .докт. филол. наук. М., 2001. 346 с.

156. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы 1919-1930-х годов. Автореф. дис. .докт. филол. наук. М., 2001. -42 с.

157. Евсеев В. Н. Художественная проза Е. И. Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль. Автореф. дис. .докт. филол. наук. М., 2000. 34 с.

158. Зюлина О. В. Повествовательная структура прозы Е. И. Замятина. Дис. .канд. филол. наук. М., 1996.

159. Желтова Н. Ю. Проза Е. И. Замятина: поэтика русского национального характера. Дис. .канд. филол. наук. Тамбов, 1999. 198 с.

160. Ким Се Ил. Комическое в прозе Е. Замятина. Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1995. 16 с.

161. Кольцова Н. 3. «Мы» Евгения Замятина как неомифологический роман. Дис. .канд. филол. наук. М., 1998.

162. Ло Ли Вей. Е. Замятин и Ф. Достоевский: Культурно-исторические истоки романа «Мы». Дис. .канд. филол. наук. М.: 1994. 168 с.

163. Любимова М. Ю. Творческое наследие Е. И. Замятина в исторической культуре XX века. Дис. .докт. культурологии. СПб., 2000.

164. З.Лядова Е. А. Историческая и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е. И. Замятина «Атилла». Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2000.- 185с.

165. H.Майорова Т. А. Концепция человека в творчестве Е. И. Замятина. Дис. . канд. филол. наук. Иваново, 1997. 254 с.

166. Перфильева Н. В. Импликация как основа языковой образной системы орнаментальной прозы Е. И. Замятина. Дис. .канд. филол. наук. М., 1996.

167. Попова И. М. «Чужое слово» в творчестве Е. И. Замятина (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский) Дис. .докт. филол. наук. М., 1997.-425 с.

168. Резун М. А. Малая проза Замятина. Проблема поэтики. Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1993. 261 с.

169. Романов С. С. Антиутопические традиции русской литературы вклад Е. И. Замятина в становление жанра антиутопии. Дис. . канд. филол. наук. Курск, 1998. 168 с.

170. Сваровская А. С. Проблема эпического в малой прозе 1910-х гг. Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1986.1. V.

171. Англо-русский словарь / Под редакцией О. С. Ахмановой и Е. А. М. Уил-сон. М.: Русский язык, 1980. 680 с.

172. Большая советская энциклопедия: В 50 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов. М.: Большая советская энциклопедия, 1958. Т. 46. 671 с.

173. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1980. Т. 4. С. 541.

174. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. коллегия В. А. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия. Изд. дом «Энциклопедическая газета», 1997. -694 с.

175. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.

176. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 1994. 394 с.

177. Михельсон М. И. Русская мысль и речь, свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. М.: Русские словари, 1994.

178. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 574 с.

179. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1987.

180. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. 848 с.

181. Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. Л. М. Вагурина. М.: Линер & Совершенство, 1998. 320 с.

182. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С. С. Аве-ринцев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.