автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Сленг как составляющая языковой личности подростка

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Титоренко, Максим Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сленг как составляющая языковой личности подростка'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Титоренко, Максим Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

1.1. Понятие язьщовой личности

1.2. Когнитивный уровень языковой личности и понятие картины мира.

1.3. Фрейм как составляющая концептуальной картины мира.

Понятие К-фрейма.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СУБКУЛЬТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. СЛЕНГ КАК ОСНОВА ОПИСАНИЯ УРОВНЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

2.1. Субкультура как базовый компонент культуры

2.1.1. Понятие культуры

2.1.2. Понятие субкультуры.

2.2. Молодежная культура как социокультурный феномен XX века

2.2.1. Возрастные границы и особенности молодежного возраста

2.2.2. Современные подходы к исследованию молодежной культуры

2.2.3. Терминологические границы понятия "молодежная субкультура"

2.3. Сленг как компонент коммуникативного поведения в молодежной субкультуре и основа описания уровней языковой личности

2.3.1. Понятие коммуникативного поведения.

2.3.2. Сленг как основа описания уровней языковой личности подростка.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ СЛЕНГА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ХИП-ХОП

3.1. Культура хип-хоп. Историко - культурологическая справка

3.2. Фрейм "наркотические вещества в культуре хип-хоп"

3.3. Фрейм "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп"

3.4. Фрейм "элементы стиля в культуре хип-хоп"

3.5. Фрейм "автомобили в культуре хип-хоп"

3.6. Фрейм "музыка и граффити в культуре хип-хоп"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Титоренко, Максим Юрьевич

Глобализация современного общества и связанное с ним укрепление международных связей и контактов представителей национальных и социальных общностей является одной из ведущих тенденций третьего тысячелетия. Это осевая проблема, выражающая главное направление развития мира. Наметившиеся процессы требуют преодоления непонимания, связанного с принадлежностью к разным культурам, перехода от монокультуральности к мультикультуральности. Подобные условия существования в современном обществе выдвигают в качестве приоритетного учет "человеческого фактора" в различных областях знания, и, в первую очередь, в современной лингвистике. В связи с этим особенно перспективным оказывается разработанная в последнее десятилетие теория языковой личности, а также теория фреймов.

Теория языковой личности и связанная с ней теория вторичной языковой личности, а также понятие картины мира были разработаны В.В. Виноградовым (1930), В.А. Звегинцевым (1982), Ю.Н. Карауловым (1986; 1987; 1989), И.И. Халеевой (1989; 1995), Е.С. Кубряковой (1988; 1996), В.И. Постоваловой (1988), В.А. Серебренниковым (1988), О.Л. Каменской (1992; 1997; 1998) и другими. Возникновение данных теорий было продиктовано отказом изучать язык в себе и для себя, т.е. в системно-структурном плане, и переходом к лингвистике антропологической, предполагающей изучать язык в связи с человеком и его деятельностью.

Объектом исследования является индивид как участник процесса коммуникации, обусловленного конкретной культурно-коммуникативной средой.

Предметом настоящей диссертации является исследование языковой личности подростка как представителя молодежной культуры. В частности, в работе рассматривается одно из ответвлений молодежной культуры - культура хип-хоп, которая является одним из мощных субкультурных образований современности, во многом определяющая дальнейшее развитие как молодежной культуры, так и отдельных сторон культуры в целом.

Актуальность предлагаемой диссертации определяется важностью разработки теории языковой личности как системообразующего фактора в рамках антропного подхода к описанию языка, в частности, необходимостью описания уровней языковой личности на основе конкретного социолекта.

Целью диссертации является описание когнитивного уровня языковой личности подростка посредством применения фреймового подхода к анализу и систематизации употребляемой им сленговой лексики. Вслед за Ю.Н. Карауловым языковая личность рассматривается в работе как личность, реконструированная в своих основных чертах на базе употребляемых ей языковых средств. Структура языковой личности состоит из пяти уровней: вербально-семантического, когнитивного, мотивационно-прагматического, эмоционального и моторико-артикуляционного. Языковой уровень языковой личности представлен тезаурусом личности -определенным способом организации лексического состава языка, отражающим наши представления о структуре мира. Когнитивный уровень языковой личности образуют фреймы - иерархически организованные структуры данных о какой-либо стереотипной ситуации или классе ситуаций определенного предметного поля. В силу определенных сходств в своей организационной структуре, а также в силу своей включенности в структуру языковой личности, представляющей собой целостное неделимое образование, тезаурус и фрейм находятся в отношении взаимодополнительности, и в этом смысле происходит группировка лексического материала, употребляемого той или иной личностью, внутри фреймовых структур.

В соответствии с основной целью проводимого исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные положения теории языковой личности, включить ее в описание и анализ культуры хип-хоп как части молодежной культуры.

2. Описать сленговую лексику, функционирующую в культуре хип-хоп как составляющую тезаурус личности.

3. Исследовать когнитивный уровень языковой личности представителей культуры хип-хоп, используя понятие "фрейм".

4. Проанализировать взаимодействие когнитивных структур языковой личности подростка-представителя культуры хип-хоп с его тезаурусом.

5. Составить фрагмент словаря-тезауруса в качестве возможного образца представления языковой картины мира представителей культуры хип-хоп.

6. Систематизировать понятия "культура", "субкультура", "антикультура", "контркультура", "молодежная культура", "альтернативная культура", рассмотреть их соположение относительно друг друга.

Научная новизна работы состоит в объединении данных теории языковой личности и теории фреймов путем использования фреймового подхода в группировке сленговой лексики, составляющей тезаурус представителей культуры хип-хоп, с последующей реконструкцией когнитивного пространства языковой личности и составлением фрагмента словаря-тезауруса, отражающего ключевые ценности культуры хип-хоп как одного из молодежных субкультурных объединений;

- впервые осуществляется описание и анализ культуры хип-хоп посредством включения в него ключевых положений теории языковой личности;

- впервые проводится описание сленговой лексики, употребляемой среди представителей культуры хип-хоп, как составляющей их тезаурус;

- впервые применяется фреймовый подход к анализу сленговой лексики культуры хип-хоп, конструируются фреймы, отражающие основные сферы интересов и деятельности в данной субкультуре.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке теории языковой личности в рамках антропного подхода к описанию языка; в реконструкции когнитивного уровня языковой личности на основе конкретного социолекта.

Проведенное исследование может способствовать изучению всех уровней языковой личности подростка и их взаимодействия с целью исчерпывающего описания языковой личности.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что и сам языковой материал, и форма его представления могут быть использованы в лекционных курсах по общему языкознанию, социолингвистике, лингвокультурологии. Данные исследования и приложение, составленное автором, могут послужить основой при составлении словаря-тезауруса сленга.

Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в лингводидактических целях при решении задачи формирования вторичной языковой личности.

Материалом исследования послужили электронные словари сленга культуры хип-хоп общим объемом более тысячи лексических единиц, литература, связанная с проблематикой субкультуры хип-хоп, тексты песен в стиле рэп.

В качестве методов исследования в настоящей диссертации выступили фреймовый анализ, контестуальный анализ, а также интегративный анализ культурологических и лингвистических данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом пятисот сленгизмов, которые были включены в построение фреймов, а также тексты рэп - композиций в количестве сорока.

Апробация работы. Тема диссертационного исследования разрабатывалась в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ. Основные направления проведенного исследования нашли отражение в двух публикациях.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию, список цитируемой литературы и приложение.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сленг как составляющая языковой личности подростка"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Культура хип-хоп представляет собой одно из наиболее перспективных направлений молодежной культуры. Возникнув в конце 60-х - начале 70-х годов в кварталах темнокожего гетто Нью-Йорка и воплотив в себе традиции негритянской культуры, хип-хоп с ее составными частями, ценностями и атрибутикой со временем обрела глобальный характер, став неотъемлемой частью жизни молодежи вне зависимости от расовой принадлежности. Популярность данной субкультуры среди широкого круга молодежи вызвано универсальным характером ее составных частей - рэпа, брейкдансинга и граффити, способностью их адаптации к решению большинства коллективно и индивидуально переживаемых проблем, возникающих в подростковом и юношеском возрасте.

Анализ сленговой лексики, употребляемой представителями культуры хип-хоп, позволил выделить наиболее популярные сферы деятельности в рамках данной субкультуры: "наркотические вещества в культуре хип-хоп", "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп", "элементы стиля в культуре хип-хоп", "музыка и граффити в культуре хип-хоп", "автомобили в культуре хип-хоп". В результате последующего анализа с применением фреймового подхода к классификации лексики удалось построить архитектуру каждого из вышеперечисленных фреймов, представив их в виде последовательной иерархии субфреймов, макрофреймов, микрофреймов и терминалов, связанными друг с другом отношениями "признак - значение". Сконструированные на базе анализа сленгизмов фреймы в достаточно эксплицитной форме отражают предпочтения представителей культуры хип-хоп, рисуют их картину мира.

Сленгизмы, связанные с наркотической тематикой, последовательно группируются в субфреймы, микрофреймы и терминалы, в структурной форме отражая преференции представителей культуры хип-хоп в сфере наркотических веществ.

Среди наркотических веществ особое место занимает марихуана как наиболее дешевый и относительно безопасный наркотик. Сленгизмы, употребляемые в хип-хопе для обозначения данного наркотического вещества, либо называют наркотик без детализации его качественных характеристик, либо подчеркивают его специфические характеристики, как-то: место выращивания (что впоследствии скажется на его качестве) и степень воздействия. Кроме марихуаны представители культуры хип-хоп знакомы и с такими наркотическими веществами, как кокаин, героин, а также с наркотиками, полученными синтетическим путем, что нашло отражение в соответствующих сленгизмах. Продажа наркотических веществ включает в себя сленгизмы для обозначения лиц, занимающихся продажей наркотиков, и сам акт продажи наркотиков. Употребление наркотических веществ получает в хип-хопе многостороннее отражение: сленгизмы, составляющие данную группу, группируются в дальнейшем для обозначения последствий наркотического дурмана, единицы измерения наркотика, приспособлений для измерения наркотического вещества, а также лиц, употребляющих наркотические вещества. Последнее, в результате дальнейшего членения соответствующих сленгизмов сегметируется на лиц, страдающих наркотической зависимостью, и лиц, расплачивающихся за наркотик интимными услугами.

Тематика хулиганства/бандитизма является одной из наиболее актуальных в культуре хип-хоп, находя соответствующее выражение в сленговой лексике данной субкультуры и требуя фреймового подхода к ее организации. Вследствие этого, реконструкция фрейма "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп" реализуется последовательно на всех уровнях, тем самым свидетельствуя о повышенном внимании к преступной деятельности в хип-хопе. Широко представлены в данном фрейме единицы оружия, классифицированные на холодное оружие, экзотическое оружие, взрывные устройства, аксессуары к оружию и огнестрельное оружие, группируемое в дальнейшем на пистолеты и автоматы. Особой популярностью в хип-хопе пользуется огнестрельное оружие, о чем можно судить на основании употребления в данной субкультуре соответствующих сленгизмов. Выяснение отношений с нанесением телесных повреждений осуществляется в культуре хип-хоп посредством рукопашного боя и применения огнестрельного оружия, заканчивающегося убийством одной из сторон. Убийства могут быть как случайными, спонтанными, так и запланированными заранее, преднамеренными, а потому имеющими ритуализованный характер.

Классификация сленгизмов, относящихся к тематике правонарушений в культуре хип-хоп, привела к выделению в рамках одноименного субфрейма микрофреймов, объединяющих сленгизмы, называющие субъект деятельности и саму деятельность, иначе, лица, совершающие правонарушения, и виды правонарушений. Субфрейм "поимка и заключение под стражу" группирует соответствующую сленговую лексику в микрофреймы "правоохранительные органы" и "заключение под стражу", свидетельствуя, тем самым, о богатом опыте представителей хип-хопа в части отношений с законом.

Фрейм "элементы стиля в культуре хип-хоп" классифицируется в процессе построения в результате анализа сленгизмов на субфреймы "ювелирные украшения", "элементы верхней одежды", "фирмы изготовители одежды хип-хоп", "умение/неумение стильно одеваться", "приемлемая прическа".

Дальнейший анализ сленгизмов, употребляемых в хип-хопе, позволил продолжить построение актуальных для данной субкультуры фреймов, в частности, фрейма "автомобили в культуре хип-хоп". Наиболее существенными в рассматриваемой субкультуре является сам автомобиль ("автомобили вообще"), его название, марка ("престижные автомобили"), год его изготовления ("подержанные автомобили"). Существенную важность представляют для хип-хопа умение искусно водить автомобиль ("вождение автомобиля"), а также аксессуары ("запасные части к автомобилю"), которые создают дополнительный престиж владельцу автомобиля либо являются объектом для кражи со стороны представителей культуры хип-хоп.

Реконструкция фрейма "музыка и граффити в культуре хип-хоп" на основе анализа употребляемых в данной субкультуре сленгизмов позволила выделить на уровне субфрейма три узла, репрезентирующие три основные составляющие культуры хип-хоп: граффити, рэп-музыку и брейк-дансинг. Дальнейшая детализация лексики привела к разграничению на уровне микрофрейма "граффити" на узлы "художники-граффитисты", "места нанесения рисунков", "нарушения морального кода в среде граффитистов", "деятельность граффитистов"; "рэп музыки" на узлы "аппаратура для исполнения рэп музыки", "технику исполнения рэп музыки". Терминалами микрофрейма "деятельность граффитистов" явились "названия рисунков граффити", "техника нанесения рисунков" и "инструментарий граффитиста"; терминалами микрофрейма "техника исполнения рэп музыки" стали "исполнение речитатива" и "сочинение/исполнение рэп музыки".

Построенные фреймы в структурной форме фиксируют ключевые сферы интересов и деятельности в культуре хип-хоп. Основанием для построения данных фреймов является факт отражения описываемого ими круга интересов и деятельности в сленге хип-хопа, что свидетельствует об их приоритетности в повседневной жизни его представителей.

Следует отметить, что существование фреймов с аналогичными названиями может наблюдаться и в других субкультурах, однако наполнение данных фреймов, их иерархическая структура, равно как и приоритетное их положение в других общностях по отношению к другим тематическим блокам вызывает сомнение, требуя подтверждения на основе лексического или иного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое диссертационное исследование представляет собой один из первых шагов на пути к изучению ЯЛ конкретного социолекта в рамках антропного подхода к языку. Результатами проведенного исследования явились следующие.

Структура ЯЛ складывается из нескольких уровней: вербально -семантического, когнитивного, мотивационно - прагматического, эмоционального и моторико - артикуляционного, определяющим критерием для выделения которых является наличие на каждом из них специфических типовых элементов - а) единиц соответствующего уровня, б) особых стереотипных их объединений, своеобразных комплексов, присущих каждому уровню.

Центральным в структуре ЯЛ является понятие картины мира, которая представляет собой динамичное образование в сознании индивида и является результатом осмысления и переработки окружающего его мира. Картина мира проявляется на когнитивном уровне в виде ККМ и на вербально - семантическом уровне в виде ЯКМ. ЯКМ встроена в концептуальную картину мира, а вербальное выражение в ней получают, в первую очередь, те коллективные и индивидуальные знания, которые особенно важны для представителей той или иной общности.

Рассмотренная в диссертационном исследовании модель ЯЛ является универсальной для всех индивидов. Однако наполнение ее уровней будет разниться от индивида к индивиду, определяясь индивидуальными особенностями, а также культурно -коммуникативной средой, в которой осуществляется жизнедеятельность индивида. Модификация ЯЛ в зависимости от конкретной культурно - коммуникативной среды позволяет говорить о ЯЛ представителей одной лингвокультурной общности в их отличии от ЯЛ представителей другой лингвокультурной общности.

Принадлежность человека к определенной национальной культуре проявляется на всех уровнях ЯЛ: на когнитивном уровне -в специфике концептов и фреймов, на языковом - в специфике ЯКМ, на эмоциональном - в концептуализации эмоциональной сферы, на мотивационном - в национальном менталитете, на моторном уровне - в специфике жестов, мимики, языка тела и др. Культура, таким образом, как бы распределена по уровням ЯЛ.

Учитывая культурную обусловленность уровней ЯЛ, следующим шагом в диссертационном исследовании явилось изучение структурных особенностей культуры. Обращение к авторитетным отечественным и западным источникам показало отсутствие однородности в культуре. Культура выступает как некоторый механизм, функционирование которого осуществляется за счет существования в нем многочисленных субкультур, одни из которых являются конформными основным направлениям культуры (базовые или традиционалистские субкультуры), в то время как другие не следуют превалирующим в обществе культурным нормам и ценностям (периферийные субкультуры), часто обладая инновативным характером, оказывающим воздействие на дальнейший ход развития культуры (инновационные субкультуры).

Одними из наиболее динамично развивающихся субкультурных образований являются молодежные субкультуры. Их возникновение связано с началом индустриальной революции, потребовавшей увеличения переходного периода от детства к взрослости и способствовавшей, таким образом, выделению молодежи в отдельную социально-демографическую группу с нижней возрастной границей от 13-ти - 14-ти лет и верхней возрастной границей от 29ти - 31-го года. В связи с безусловной важностью социологических характеристик в определении понятия "молодежь" данное понятие предстает в нашей работе как сугубо социологическая категория, определяемая на основе свойственных ей специфических признаков, где ключевыми являются возраст и определенный социальный статус, которым обладают молодые люди до принятия ими взрослых ролей в обществе.

Многообразие молодежных субкультур, в которых функционирует ЯЛ подростка, и связанное с этим существование достаточно большого количества понятий для их обозначения потребовало разъяснения данных терминов и их организации в определенной логической последовательности. Так, в рамках молодежной проблематики существуют такие понятия как "альтернативная культура", "антикультура", "контркультура", "молодежная культура", "молодежная субкультура". Было установлено, что некоторые понятия могут рассматриваться как синонимы ("контркультура", "антикультура", "альтернативная культура"), некоторые образуют иерархию ("культура" -"молодежная культура" - "молодежная субкультура"/"юношеская субкультура", "подростковая субкультура", "юношеско-подростковая субкультура"/ - малая группа сверстников ("peer group"), некоторые понятия часто служат для обозначения конкретных молодежных образований, функционировавших в определенный момент истории ("контркультура").

В работе были рассмотрены основные подходы к исследованию молодежи и молодежных объединений: функционалистский подход (Т. Парсонс, С. Айзенштадт), рассматривающий молодежную культуру как единое образование, помогающее молодым людям приобрести те знания и навыки, которые необходимы для выполнения ролей взрослых, и теория субкультур (М. Брейк, А.К. Коэн, У.Б. Миллер, Ст. Холл), в которой молодежная культура рассматривалась как множество молодежных субкультур, образованных на основе принадлежности к определенному классу (часто рабочему классу) и вырабатывающих нормы, стили и ценности, часто противостоящие господствующим.

Обзор материала, посвященного проблемам молодежных субкультур, показал, что специфика молодежной субкультуры во многом определяется присущей ей ЦКМ, отличающейся по своему содержанию и иерархической структуре от ЦКМ других субкультур. ЦКМ получает дальнейшую экспликацию в принятых в субкультуре правилах и нормах поведения, которые составляют стиль субкультуры, определяя ее субкультурное пространство. Непосредственной составляющей стиля молодежной субкультуры является коммуникативное поведение, в вербальных и невербальных формах которого закреплены ценности субкультурного объединения.

Одним из ключевых компонентов коммуникативного поведения в молодежной субкультуре выступает сленг. Сленг понимается в настоящем диссертационном исследовании как язык, противопоставленный литературному языку и подразделяемый на общий сленг, к которому относятся слова и словосочетания, узнаваемые и употребляемые внутри нескольких субкультур, и специальный сленг, который состоит из слов и словосочетаний, функционирующих в рамках отдельных субкультур.

Сленг является основой вербально - семантического уровня ЯЛ подростка как представителя субкультурного объединения, посредством которого в вербальной форме обозначаются субкультурно значимые ценности. Сленг составляет словарь или тезаурус молодежной субкультуры, под которым понимается определенный способ организации лексического состава языка, отображающий представления о структуре мира.

Отражение в сленге субкультурно значимых ценностей свидетельствует о его прочных связях с единицами когнитивного уровня, состоящего из С-моделей, разновидностью которых является фрейм. Фрейм представляет собой рамочные знания, иерархически организованные структуры данных о какой-либо стереотипной ситуации или классе ситуаций определенного предметного поля. Являясь единицей когнитивного уровня ЯЛ, фрейм, в свою очередь, взаимодействует с тезаурусом личности, представленный в нашей работе сленгом. Отношение взаимодополнительности друг друга, возникающее между тезаурусом и фреймом, формирует основу для создания т.н. классификационного фрейма или К-фрейма, где в виде лексических единиц отражены знания об объектах и явлениях, составляющих конкретный фрагмент реальной действительности. Группировка лексического материала осуществляется в К-фрейме иерархически по принципу "признак - значение", где каждый признак получает свой узел, который допускает применимость к нему детализирующих признаков на следующих уровнях иерархии. К-фрейм образует, таким образом, определенную архитектуру в следующей иерархической последовательности: уровень макрофрейма, уровень субфрейма, уровень микрофрейма, уровень терминала.

Применение фреймового подхода в организации сленговой лексики, употребляемой в молодежной субкультуре, создает, таким образом, возможность описания когнитивного уровня ЯЛ подростка посредством анализа употребляемой им сленговой лексики.

В силу неоднородности молодежной культуры, присутствия в ней множества субкультур, отличающихся друг от друга ЦКМ, стилем и образом жизни и, как результат, сленгом, в данном диссертационном исследовании была поставлена ограниченная задача - исследовать когнитивный уровень ЯЛ подростка, являющегося представителем афро-американской культуры хип-хоп-одного из наиболее перспективных молодежных объединений современности, оказывающего значительное влияние на дальнейшее развитие, как молодежной культуры, так и на отдельные стороны культуры в целом. Результатом реконструкции когнитивного пространства представителей данной субкультуры посредством фреймового подхода к организации употребляемого ими сленга явилось выделение приоритетных сфер их деятельности в рамках культуры хип-хоп, с последующим построением архитектуры следующих фреймов: "наркотические вещества в культуре хип-хоп", "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп", "элементы стиля в культуре хип-хоп", "музыка и граффити в культуре хип-хоп", "автомобили в культуре хип-хоп".

Материалом для анализа послужили электронные словари сленга субкультуры хип-хоп объемом более одной тысячи лексических единиц, из которых пятьсот сленгизмов были включены в построение фреймов. Дополнительным материалом послужила литература, посвященная субкультуре хип-хоп, а также тексты рэп-композиций в количестве сорока, исполняемые наиболее популярными афро-американскими рэп-группами.

Сконструированные фреймы в достаточно эксплицитной форме отражают предпочтения представителей культуры хип-хоп, рисуют их картину мира.

Сленгизмы, связанные с наркотической тематикой последовательно группируются в субфреймы, микрофреймы и терминалы, в структурной форме отражая преференции представителей культуры хип-хоп в сфере наркотических веществ.

Среди наркотических веществ особое место занимает марихуана как наиболее дешевый и относительно безопасный наркотик. Сленгизмы, употребляемые в хип-хопе для обозначения данного наркотического вещества, либо называют наркотик без детализации его качественных характеристик, либо подчеркивают его специфические характеристики, как-то: место выращивания (что впоследствии скажется на его качестве) и степень воздействия. Кроме марихуаны представители культуры хип-хоп знакомы и с такими наркотическими веществами, как кокаин, героин, а также с наркотиками, полученными синтетическим путем, что нашло отражение в соответствующих сленгизмах. Продажа наркотических веществ включает в себя сленгизмы для обозначения лиц, занимающихся продажей наркотиков, и сам акт продажи наркотиков. Употребление наркотических веществ получает в хип-хопе многостороннее отражение: сленгизмы, составляющие данную группу, группируются в дальнейшем для обозначения последствий наркотического дурмана, единицы измерения наркотика, приспособлений для измерения наркотического вещества, а также лиц, употребляющих наркотические вещества. Последнее, в результате дальнейшего членения соответствующих сленгизмов сегметируется на лиц, страдающих наркотической зависимостью, и лиц, расплачивающихся за наркотик интимными услугами.

Тематика хулиганства/бандитизма является одной из наиболее актуальных в культуре хип-хоп, находя соответствующее выражение в сленговой лексике данной субкультуры и требуя фреймового подхода к ее организации. Вследствие этого, реконструкция фрейма "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп" реализуется последовательно на всех уровнях, тем самым свидетельствуя о повышенном внимании к преступной деятельности в хип-хопе. Широко представлены в данном фрейме единицы оружия, классифицированные на холодное оружие, экзотическое оружие, взрывные устройства, аксессуары к оружию и огнестрельное оружие, группируемое в дальнейшем на пистолеты и автоматы. Особой популярностью в хип-хопе пользуется огнестрельное оружие, о чем можно судить на основании употребления в данной субкультуре соответствующих сленгизмов. Выяснение отношений с нанесением телесных повреждений осуществляется в культуре хип-хоп посредством рукопашного боя и применения огнестрельного оружия, заканчивающегося убийством одной из сторон. Убийства могут быть как случайными, спонтанными, так и запланированными заранее, преднамеренными, а потому имеющими ритуализованный характер.

Классификация сленгизмов, относящихся к тематике правонарушений в культуре хип-хоп, привела к выделению в рамках одноименного субфрейма микрофреймов, объединяющих сленгизмы, называющие субъект деятельности и саму деятельность, иначе, лица, совершающие правонарушения, и виды правонарушений. Субфрейм "поимка и заключение под стражу" группирует соответствующую сленговую лексику в микрофреймы "правоохранительные органы" и "заключение под стражу", свидетельствуя тем самым о богатом опыте представителей хип-хопа в части отношений с законом.

Фрейм "элементы стиля в культуре хип-хоп" классифицируется в процессе построения в результате анализа сленгизмов на субфреймы "ювелирные украшения", "элементы верхней одежды", "фирмы -изготовители одежды хип-хоп", "умение/неумение стильно одеваться", "приемлемая прическа".

Дальнейший анализ сленгизмов, употребляемых в хип-хопе, позволил продолжить построение актуальных для данной субкультуры фреймов, в частности, фрейма "автомобили в культуре хип-хоп". Наиболее существенными в рассматриваемой субкультуре является сам автомобиль ("автомобили вообще"), его название, марка ("престижные автомобили"), год его изготовления ("подержанные автомобили"). Существенную важность представляют для хип-хопа умение искусно водить автомобиль ("вождение автомобиля"), а также аксессуары ("запасные части к автомобилю"), которые создают дополнительный престиж владельцу автомобиля либо являются объектом для кражи со стороны представителей культуры хип-хоп.

Реконструкция фрейма "музыка и граффити в культуре хип-хоп" на основе анализа употребляемых в данной субкультуре сленгизмов позволила выделить на уровне субфрейма три узла, репрезентирующие три основные составляющие культуры хип-хоп: граффити, рэп-музыку и брейк-дансинг. Дальнейшая детализация лексики привела к разграничению на уровне микрофрейма "граффити" на узлы "художники-граффитисты", "места нанесения рисунков", "нарушения морального кода в среде граффитистов", "деятельность граффитистов"; "рэп музыки" на узлы "аппаратура для исполнения рэп музыки", "технику исполнения рэп музыки". Терминалами микрофрейма "деятельность граффитистов" явились "названия рисунков граффити", "техника нанесения рисунков" и "инструментарий граффитиста"; терминалами микрофрейма "техника исполнения рэп музыки" стали "исполнение речитатива" и "сочинение/исполнение рэп музыки".

Построенные фреймы в структурной форме фиксируют ключевые сферы интересов и деятельности в культуре хип-хоп. Основанием для построения данных фреймов является факт отражения описываемого ими круга интересов и деятельности в сленге хип-хопа, что свидетельствует об их приоритетности в повседневной жизни его представителей.

Следует отметить, что существование фреймов с аналогичными названиями может наблюдаться и в других субкультурах, однако наполнение данных фреймов, их иерархическая структура, равно как и приоритетное их положение в других общностях по отношению к другим тематическим блокам вызывает сомнение, требуя подтверждения на основе лексического или иного анализа.

Представленное диссертационное исследование показало целесообразность и перспективность использования теории ЯЛ и теории фреймов в описании когнитивного уровня подростка как представителя субкультурного объединения.

Следует отметить, что изучение ЯЛ подростка еще только начинается. Для исчерпывающего описания ЯЛ необходимо рассмотрение и анализ всех ее уровней и их взаимодействия. Это может послужить предметом дальнейших исследований.

 

Список научной литературыТиторенко, Максим Юрьевич, диссертация по теме "Теория языка"

1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: Монография. //Нижегор. гос. ун-т им Лобачевского. Н. Новгород, 1996.- 174 с.

2. Арутюнова Н.Д. Введение. // Логический анализ языка. Ментальные действия. -М.: Наука , 1993. 176 с.

3. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-204 с.

4. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. -М.: Индрик, 1999.-422 с.

5. Арутюнова Н.Д. и др. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992.

6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е Изд-е. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 895 с.

7. Бахтин ММ Проблемы речевых жанров. // Эстетика словесного творчества. -М, 1979.

8. Богданов B.B. Молчание как нулевой акт и его роль в вербальной коммуникации. // Языковое обучение и его единицы. / Под ред. Сусова И.П. -Калинин: КГПИЯ, 1986., С. 12 18.

9. Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении. // Языковое общение. Единицы и регулятивы. / Межвузовск. сб-к науч. трудов Калинин : КГУ,1987, С. 18 - 25.

10. Бочарова О., Щукин Я. Минитекст молодежных граффити. // Аспект. М.: "Искусство Кино", 1997. - №1. - С.101 -109.

11. Брысина Е.В. Языковая личность и знаковая семантика. // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тезисы докладов научной конференции. -Волгоград, 1997. С. 24 - 25.

12. Вавилина Н.Д., Виноградов С.Б. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Новый Сиб. Ун-т, 1999. - 209 с.

13. Вайнцвайг М.Н., Полякова М.П. Механизм мышления и моделирование его работы в реальном времени. // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. - С. 224 - 225.

14. Вайнштейн О.В. Одежда как смысл идеологии современной моды. // Иностр. Литература. 1993. - № 7.

15. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

16. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1994. - 776 с.

17. Величковсий Б.М. Психология познания и кибернетика. // Кибернетика живого. -М.: Наука, 1984. С. 7 - 25.

18. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русс. Язык, 1990. - 246 с. Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., Л., 1930.

19. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.- 172 с.

20. Воркачев С.Г. Две ипостаси языковой личности в лингвистике. // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 1997. С. 33 - 34.

21. Ворон О.В. Подъязык общения программистов (лексический, семантический и коммуникативный аспекты). Автореф. Дисс.канд.филол. наук. М., 1999. - 23 с.

22. Галкина C.B. Психолингвистические аспекты преобразования языковой картины мира. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. М., 2000. - С. 55 - 56.

23. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.

24. Гальперин И.Р. О термине "сленг". // Вопросы языкознания. 1956., №6.- С. 107 -115.

25. Глазман Ж.М., Пантелеев А.Ф., Цветкова JI.C. О некоторых средствах речевой коммуникации. В кн.: "Общение: структура и процесс", - М., 1982. - С. 21 - 29. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М., 1997. -272 с.

26. Головина JI.B. Креолизованный текст: закономерности построения. // Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Сб. науч. трудов. М., 1985. - С. 45 - 54. Гончаренко В.В., Шингарева Е.А. Фреймы для распознавания смысла текста. -Кишинев: КРИ, 1984. - 199 с.

27. Гукасова Э.М. Языковое сознание как разновидность освоения мира. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. -М, 2000.-С. 71.

28. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Наука, 1984. - 396 с.

29. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс , 1994. - 314 с.

30. Гуц E.H. Ненормативная лексика в речи современного городского подростка. /

31. Автореф. канд. филол. наук. Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 1995.

32. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

33. Демериев Ю.Д. Взаимоотношение языка и культуры в социолингвистическомосвещении. М.: Прогресс , 1989.

34. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма- Ата: Казахстан, 1971.-304 с.

35. Джо Шийлз. Коммуникативность в общении иностранным языком. -Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995. 350 с.

36. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984.-258 с.

37. Змиевская H.A. Текст и культура. // Сб. науч. трудов / Вып. 459. Проблемы современной семантики. М.: МГЛУ, 2001. - С. 36 - 47.

38. Золотова И.О. Ядро лексикона человека как феномен языкового сознания. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. -М., 2000. С. 94.

39. Иванова Г.Р. Территориальная дифференцация университетского сленга: Дис. .канд. филол. наук. М., 1991. - 206 с.

40. Каменская О.Л. Структура и функция текста как средства коммуникации: Лекции.- Вып. 4. М.: МГЛУ. 1992. - 100 с.

41. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. - 150 с. Каменская О.Л. Три семантики слова. // Язык и модель мира. / Сб. науч. трудов. Вып. 416. / М.: МГЛУ, 1999. - С. 39 - 48.

42. Каменская О.Л. Эмоциональный уровень языковой личности. // Актуальные проблемы теории референции. / Сб. науч. Статей. Вып. 435. М.: Изд-во МГЛУ, 1997. - С. 9-18.

43. Каменская О.Л. Языковая личность и семантика слова.// Социокультурное варьирование в языке. / Сб. науч. трудов, Вып. 452. М.: МГЛУ, 2001. - С. 3 -13.

44. Карасик В.И. Культурные концепты: проблема ценностей. // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. трудов/ ВПГУ, ПМПУ. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3 - 15.

45. Карасик В.И. Ценностная картина мира: межкультурный аспект. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. М., 2000. - С. 106- 107.

46. Карасик В.И. Языковая личность и категория языка. // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания. / Тезисы докладов научной конференции. Волгоград: Изд-во ВПТ, 1997. - С. 32 - 36.

47. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН, Волгоградский пед. ин- т, 1992. - 330 с.

48. Караулов Ю.Н. Из опыта реконструкции языковой личности. // Литература. Язык. Культура. М., 1986.

49. Караулов Ю.Н. , Красилъников Е.В. Русская языковая личность и задачи ее изучения. Предисловие. // Язык и личность: Сб. статей.Отв. ред. Шмелев Д.Н. -М.: Наука, 1989. С. 5 - 7.

50. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981. - 366 с.

51. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. - 355 с. Караулов Ю.Н. О русском языке зарубежья. // Вопросы языкознания. - 1992 - № 6.-С. 5- 12.

52. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987., 263 с. Касьянова К. Если Магомет не идет к горе . // Знание- сила, 1992. - № 1. - С. 15-23.

53. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

54. Киреева Е.С. К вопросу об источниках наполнения трех уровней структурыязыковой ("американской") личности: Сб. науч. статей./ Отв. ред. В.В. Красных,

55. А.И Изотов. М.: Диалог - МГУ, 1999. - Вып. 7. - С. 4 - 12.

56. Клестова Л.М. Невербальный аспект общения: место в коммуникативнойсистеме языка. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII

57. Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. М., 2000. - С. 114 - 116.

58. Каган М.С. Философия культуры. СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 416 с. Каган М.С. Философия культуры: становление и развитие. - СПб, 1995. - 309 с. Козлов A.A. Молодежный экстремизм. - СПб., 1996.

59. Козлов В.К О понятии этнической общности. // Сов. этнография ,1967. №2. Кон КС. К проблеме национального характера. // История и психология. - М., 1981.

60. Кон КС. Свойства молодости и юности. // Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. / Вопросы философии. 1990. - №5. - С. 3 - 21. Конев В.А. Онтология культуры. / Самар. отд-ние Акад. гуманит. наук, Самар. гос. ун-н.- Самара, 1998. - 195 с.

61. Конев В.А.Человек в мире культуры. / Междунар. ин-т "Открытое о-во". Самар. фил.- Самара, 1996. 99 с.

62. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Междун. ун-т бизнеса и управления , 1997. - 302 с.

63. Кононенко Б.К Культурология в терминах и понятиях. / Учебное пособие. -М.: МЮИ МВД России, 1997. 108 с.

64. Краморенко Г.К Англо американизмы в молодежном языке ФРГ. // Актуальные проблемы романистики и германистики. - Смоленск, 1998.- С. 32 -44.

65. Кремер КЮ. Реализация ментальногомодуса в немецком критическом тексте. Дисс . канд. филол. наук, М.: МГЛУ, 1999. - 176 с.

66. Критика буржуазных теорий молодежи./ Общ.ред. и предисловие канд.филос.наук Лисина Б.К. М.: Прогресс, 1982. - 335 с.

67. Крысий Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях. // Язык и личность: Сб. науч. статей. / Отв. ред. Шмелев Д.Н. М.: Наука, 1989. -С. 78 - 86.

68. Крысин Л.П. Социальная маркированность языковых единиц/ Вопросы языкознания. 2000. - № 4. - С. 26-43.

69. Кубрякова Е.С. Лексикон как компонент языковой способности человека. // Английский лексикон в лингвистическом и культурологическом пространстве. / Сб. науч. трудов Вып. 400 - М.: МГЛУ - 1992.

70. Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г., Демьянков В.З. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996. - С. 187 - 189.

71. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.

72. Кузнецов А.Г. Социологизация молодежи. Калинин: Слово, 1994, 132 с. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. / МВД РФ-Саратов, 1995.- 139 с.

73. Культурология в вопросах и ответах./Под ред. Багдасарьян Н.Г.-М.:Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК",1998. 315 с.

74. Культура молодежи: Межвуз. научный сб-к /Под ред. Ярской В.Н. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1989. - 101 с.

75. Культурология: теория и история культуры: Курс лекций. Челябинск, 1996. -Ч 2. - 116 с.

76. Культурология: теория и история культуры. / Челяб. гос. ун-т; Науч. ред.-Мамонов В.Ф.- Челябинск, 1994. 4.1. / Бормотова И.М., Мамонов В.Ф., Никонова О.Ю. и др. 224 с.

77. Культура: теории и проблемы. / Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. .-М.: Наука, 1995.-275 с.

78. Культура, человек и картина мира. / Под ред. Арнольдова А.И. М.:Наука, 1987.-349 с.

79. Ладо Р. Лингвистика поверх границ культур. // Новое в зарубежнойлингвистике. Вып. 25. - М.: Прогресс, 1989. - С. 32 - 62.

80. ЛеГофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. -М.: Прогресс, 1992.

81. Леонтьев A.A. Мир человека и мир языка. М. 1984. - 126 с.

82. Леонтьев A.A. и др. Национально- культурная специфика речевого поведения.1. М.:Наука, 1977.-352 с.

83. Леонтьев A.A. Психологическая структура значения. // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. - С.2 - 20.

84. Леонтьев A.A. Психология общения. / Учебное пособие для студентов-психологов. Тарту, 1974. - 219 с.

85. Леонтьев A.A. Философия сознания в XX в. : проблемы и решения. Иваново: ИГПУ- 1994-С. 161 - 168.

86. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение , 1969. -214 с.

87. Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред. Ярцевой В.М. М., 1990-682 с.

88. Литвин Ф.А. Тезаурус языковой личности как условие и мера степени понимания речевого сообщения. // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 1997. - С. 91 -92.

89. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культур. / Т. 1 / 1992. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. - Тверь, 1998.-200 с.

90. Макаров M.JI. Коммуникативная структура текста. / Конспект лекций. Тверь, 1990.-52 с.

91. Макаров M.JI. Языковое общение в малой группе: опыт интерпретативного анализа дискурса: Автореф. дис. . доктора наук. / Сарат. гос. ун-т. Саратов, 1998.-43 с.

92. Маковский ММ Английские социальные диалекты. М.: Высшая школа, 1982. -135 с.

93. Мальцева Р.И. Словарь молодежного жаргона. Краснодар: КубГУ, 1998. - 180 с.

94. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры. // Препринты докладов Всесоюзной конференции "Культура и ее роль в активизации человеческого фактора". М., 1987. - С. 16 - 23.

95. Миккин Х.Х. Кинетика и язык. В кн.: Ученые записки "ТартусСкого ун-та". У

96. Труды по психологии. -Тарту, 1972. '

97. Миллз Т.М. О социологии малых групп. // Американская социология:

98. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. - С. 82 - 92.

99. Минский, Марвин. Фрейм для представления знаний. М.: Энергия, 1979. - 151с.

100. Молодежная культура и ценности будущего: Сб. науч. статей по проблемам педагогического насилия: Материалы XXII Всерос. науч. практ. конф. - СПб.: Verba Magistri, 2001. - 467 с.

101. Никитина Т.Г. Так говорит молодежь. / Словарь молодежного сленга. / СПб., 1998.

102. Новое в зарубежной лингвистике. // Когнитивные аспекты языка. Вып. XXIII /

103. Под ред. Петрова В.В., Герасимова В.И. М.: Прогресс, 1988.

104. Новоязов П. Свобода слова по- студенчески. // Литературная Россия, 1997.7.

105. Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. -151 с.

106. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.

107. Ондрус П. К вопросу о характеристике и классификации социальных диалектов. // Вопросы языкознания. 1975. - №5. - С. 110 -114.

108. Орел В.Э. Гости Новгородские. Новгородские граффити в Софии киевской. // "Древние государства Восточной Европы": Материалы и исследования. М.: Наука, 1995.-С. 234-239.

109. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

110. Орлова Э.А. Субкультуры: общеметодологические проблемы. // Субкультурные объединения молодежи. / Препринты докладов Всесоюзной конференции "Культура и ее роль в активизации человеческого фактора". М., 1987. - С. 8 -15.

111. Павиленис Р.И. Проблема смысла.- М.: Мысль, 1983. 285 с.

112. Паморозская Н.И. Особенности молодежного словотворчества в немецкомязыке // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С. 39 - 43.

113. Петров Д. В. Молодежные субкультуры. / Дисс. канд. социал. наук Саратов , 1996- 176 с.

114. Петров И.И. Постмодернизм как попытка преодоления модернизма, контркультуры и альтернатизма. Контркультура и социальные трансформации: Сб. тез. Сов. философов. М., 1988.

115. Плотников A.B. Взаимодействие объективных и субъективных факторов формирования молодежной культуры: Дисс. канд. социал. Наук. М., 1992. -145 с.

116. Поченцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2000. - 766 с.

117. Поченцов Г.Г. Коммуникативные психологии 20 в. М., Киев, 1999. - 349 с. Поченцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998. - 349 с. Поченцов Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Изд-во Центр, 1998. - 352 с.

118. Проблемы общения в психологии. М., 1981.

119. Прохвачева О.Г. Образ " приватного " пространства в языковой картине мира (на материале русской и английской фразеологии). // Языковая личность:культурные концепты: Сб. науч. трудов. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград -Архангельск: Перемена, 1996. - С. 41 - 48.

120. Прохоров Ю.Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально- культурном аспекте. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. / Вып. 8. М.: Диалог- МГУ, 1999. - С. 52 - 63.

121. Психологические исследования общения: Монография. / Отв.ред.: Ломов Б.Ф. и др. М.: Наука, 1985. - 344 с.

122. Психология личности и малых групп. II Под ред. Кузьмина Е.С. Л. 1977. Радзиховский JI.A. Проблемы психологического рассмотрения НМО. // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. научных трудов. -М., 1988.

123. Салахутдинова Р.Х. Особенности соц. развития в изменяющихся условиях. Дисс. канд. социол. наук. СПб., 1983. - 134 с.

124. Саляев В. А. О социальных диалектах русского языка. // Русский язык в школе. -М., 1995. №3. - С.78 - 83.

125. Сафаров Ш. Этнокультурные компоненты дискурсивной деятельности. // Язык, дискурс и личность: Межвуз. сб. науч. тр. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1990.-С. 105-111.

126. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., Издат-я группа "Прогресс", "Универс", 1993. - 656 с.

127. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. -М.: Наука, 1988. 242 с.

128. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. Предисловие. М.: Наука, 1988. - С. 3 - 7.

129. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. - 161 с.

130. Синкевич З.В. Молодежная субкультура: за и против. Ленинград, 1990. Современная западная социология: Словарь. -М.: Политиздат, 1990. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. / Пособие для учащихся. - М. 1994. - 272 с.

131. Солнцев В.М. О лингвистических мифах. // Знание языка и языкознание. М.: Наука, 1991.-С. 56-71.

132. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнорович A.M. К построению теории речевой коммуникации. В кн.: "Теоретические и прикладные проблемы речевого общения ". - М., 1979. - С. 103.

133. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Наука, 1972. - 303 с.

134. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальнойкультуры.-С. 98-110.

135. Стернин И.А. Коммуникативное поведение и межнациональная коммуникация. // Этнолингвистические аспекты преподавания ин-х языков. М., 1996. - С.75 -81.

136. Субкультурные объединения молодежи. -М., 1987.

137. Сусов И.П. Личность как субъект языкового общения. // Личностные аспекты язык, общения. Калинин, 1989. - С. 9-16.

138. Табурова С. К. Эмоциональный уровень мужской и женской языковой личности и средства его выражения . ( на материале пленарных работ Бундестага) / Дисс. канд. филол. наук . М., 1999. - 194 с.

139. Так говорит молодежь: Словарь сленга. / Сост. Никитина Т.Г. СПб.: Фолио -Пресс, 1998. - 592 с.

140. Тарасов Е.Ф., Соснова M.JI. О формах существования текста. // Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Сб. науч. трудов М., 1985. - 216 с. Тарасов Е. Ф. Язык и культура : методологические проблемы. // Язык, культура. -М.: Наука,1983.-С. 102-112.

141. Тейлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. -М.: Политиздат, 1989. 573 с. Текст, контекст, подтекст. /Сост. и отв. ред. Ванников Ю.В., Сорокин Ю.А. -М., 1986.- 170 с.

142. Текст: стереотип и творчество. / Межвуз. сб. науч. трудов Пермь, 1998. -264 с.

143. Тер Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. -261 с.

144. Тихонова К. А. Контрастивное исследование баз данных (на материале немецких и русских неологизмов молодежной речи конца XX века): Дисс.канд.филол.наук. -М., 2002. 179 с.

145. Трофимова Е.Б. Стратификация языка: теоретико- экспериментальное исследование. -М., 1996.

146. Уфимцева А.А. Лексическое значение. М.: Наука,1986., 239 с. Федосюк М. Насколько объективна языковая картина мира? // Язык, культура, взаимопонимание. / Материалы международной конференции. - Львов: ЛГУ , 1997 . - С. 38 -43.

147. Философский энциклопедический словарь. М.,1983. - С. 534. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

148. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста. // Язык- система. Язык- текст. Язык- способность. М.: РАН ИРЯ, 1995. - С. 277 -286.

149. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. - 239 с.

150. Химик В.В. Поэтика низкого или просторечие как культурный феномен. -СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2000. 272 с.

151. Хитрик КН. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом ВУЗе /Дисс. док. пед. наук. / М., 2001 -571с.

152. Хомяков В.А. Некоторые типологические особенности нестандартной лексики английского, французского и русского языков. / Вопросы языкознания. М.: Наука, 1992. - № 3. - С. 94-103.

153. Хомяков В.А. О двух способах образования слов сленга в американском варианте английского языка. // Ученые записки ВГПИ , T.XXVIII, Вологда: ВГПИ, 1964.-С. 257-272.

154. Хомяков В.А. О специальном сленге. ( Пособие для студентов старших курсов инфака) Вологда: ВГПИ, 1968. - 22 с.

155. Чепурных В.И. Прагматические и стилистические функции графических средств в художественном тексте. // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Ленинград: ЛГПИ, 1986 - С. 124 - 132.

156. Чупров В.И. Некоторые методологические разработки концепции социального развития молодежи. // Показатели соц. Развития молодежи / Отв. ред. Чупров В.И. М.: НСИ, 1986. - С. 54 - 64.

157. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи: Автореф. дисс. д-расоциол. наук. Екатеринбург, 1997. - 32 с.

158. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. - С. 45.

159. Шейгал Е. И. Антропонимы сленгизмы в языковой картине мира. // Языковаяличность: проблемы знания и смысла. Волгоград, 1994. - С. 118 - 124.

160. Шинкоренко Ю.В. Базарго. Жаргон Уральских подростков. М.: ЮНПРЕСС,1998.-95 с.

161. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 М.: Мысль, 1993. - 667 с.

162. Щепанская Т.Е. Женщина, группа, символ. ( на материале молодежнойсубкультуры ). // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / отв.ред. Бойбурин А. К., Кон И.С. СПб. : Наука, 1991. - С. 17 - 29.

163. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографическогоисследования системы 1986 1989. - СПб, 1993. - 341 с.

164. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. -240с.

165. Язык в контексте культуры (обзор). / Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 6. Языкознание 2 / М., 1995.

166. Язык, дискурс и личность JМежвуз. сб. науч. трудов / Редкол.: Сусов И.П. (и др.) Тверь: тверской гос. ун-т, 1990. - 134 с. 1/

167. Языковые единицы в речевой коммуникации. / Межвузовск. сб. / Ленинград 1991.- 156 с.

168. Языковые единицы как компоненты коммуникативных структур. /Сб. науч. работ/ Рязань 1990. 144 с.

169. Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты.! Сб. науч. работ. / Тверь: ТГУ, 1997. - 83 с.

170. Язык и культура. / Иссл. по германской филологии / Межвузовск. сб. науч. статей. Самара, 1999. - 197 с.

171. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 1999. 195 с.

172. Языковая личность: вербальное поведение. / Сб. науч. трудов. Под ред. Кросовского H.A./ Волгоград: Изд-во "РИС", 1998. 212 с. Языковая личность: жанровая речевая деятельность. /Тез. докл. науч. конфер-ии. - Волгоград 1998.

173. Языковая личность и семантика. /Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1994. - 108 с.

174. Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр./ Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996.

175. Языковое сознание: содержание и функционирование. / Х111 Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. / Редактор Тарасов Е.Ф. М., 2000. - 288 с.

176. Языковое сознание: стереотипы и творчество М. 1988. - 163 с. Языковое сознание: формирование и функционирование./ Сб. статей. - М., 1998.- 255 с.

177. Ярулина-Тодорова Т. Типы мотивации в жаргонной лексике. // Проблеми на социолингвистиката: Езиковата ситуация в микро и макросоциалните общности. Велико Търново, 1993. - С. 57-61. Ярыгина Т. Молодежь в России. - М., 1998.

178. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. - 257 с. Abelson R. The Structure of Belief Systems. // Shank R., Colby K. Computer Models of Thought and Language. - San Francisco, 1973.

179. Arnett J.J. Metalheads: Heavy Metal Music and Adolescent Alienation. N.Y.: Westview Press, 1995.-196 p.

180. Asher R.E. The Encyclopedia of Language and Linguistics. -Vol.1- London : Pergamon Press, 1994. pp. 35-39.

181. Beattie G. England after Dark. L.: Weidenfelg and Nicolson, 1990. Bennet A. Hip Hop am Main, Rappin' on the Tyne: Hip Hop Culture as a Local Construct in Two European Cities. // Popular Music and Youth Culture. - Macmillan press Ltd., 2000. - 224 p.

182. Benson J. The Rise of Consumer Society in Britain, 1980 1980. - L.: Longman, 1994.

183. Blackman S.J. Has Drug Culture Become an Inevitable Part of Youth Culture? A critical Assessment of Drug Education. // Educational Review, 48(2), 1996. pp. 131 -42.

184. Brake M. Comparative Youth Cultures: The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. L.: Routledge and Kegan Paul, 1985.- 228 p.

185. Chapman R.L. (Intr. by St. B. Flexner) New Dictionary of American Slang. New York: The Macmillan Press Ltd., 1987. - P. XVII- XXIX.

186. Clark M. On the Concept of Subculture. // British Journal of Sociology, vol. XXV, no. 4, December, 1974. pp. 428-41.

187. Clarke J., Critcher C. Working Class Culture. L., 1980. - 248 p.

188. Clarke J. The Skinheads and the Study of Youth Culture. Birmingham: The

189. University of Birmingham, 1979. 14 p.

190. Clarke J., Jefferson T. Politics and Popular Culture: Culture and Subculture. -Birmingham: The University of Birmingham, 1974. 10 p.

191. Clarke J., Jefferson T. Working Class Youth Cultures. -Birmingham: The University of Birmingham, 1973. 25 p.

192. Cobley P., Osgerby W. Pekham Clan Ain't Nothing to Fuck with: Urban Rap Style in Britain's Unpublished Paper presented at the Youth 2000 Conference. -Middleborough: University of Tesside, 1995.

193. Cohen A.K. Delinquent Boys the Subculture of the Gang. - L.: Collier - Macmillan, 1955.-232 p.

194. Cohen A.K. The Sociology of the Deviant Act; Anomie Theory and Beyond. // A.S.R., 30, 1965.-pp. 1-14.

195. Cohen St. Folk Devils and Moral Panics. The Creation of the Mods and Rockers. -Oxford; N.Y.: Blackwell, 1987. 235 p.

196. Eckert P. Adolescent Social Structure and the Spread of Linguistic Change. // Language and Society, 1988. 17: pp. 183 - 207.

197. Eble C. Slang and Sociability: In- group Language Among College Students. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1996. 396 p.

198. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Age groups and Social Structure. -N.Y.: Free Press, 1956. 375 p.

199. Epstein J.S., Pratto D.J. Teenagers, Behavioral Problems, and Preferences for Heavy Metal and Rap Music: A Case Study of a Southern Middle School. // Deviant Behavior, 1990. 11: 381 - 94.

200. Flacks R. Youth and Social Change. Chicago: Markham Press, 1971.

201. Fleisher M. S. Beggars and Thieves. Lives of Urban Street Criminals. New York:

202. The University of Wisconsin Press, 1995. 332p.

203. Flexner S.B., Soukhanov A.H. Speaking Freely: A Guided Tour of American English from Plymouth Rock to Silicon Valley. N.Y.: Oxford University Press, 1997. - pp. 453 -59.

204. Friedmann F.G. Youth and Society. L., 1971. - 270 p.

205. Frith S. Sound Effects: Youth, Leisure and Politics of Rock. L.: Constable, 1983. -294 p.

206. Fryer P. The Discovery and Appropriation of African Music and Dance. // Race and Class, 1998.-39(3): 1 -20.

207. Green J. Newspeak. A Dictionary of Jargon. London: Routledge and Kegan Paul, 1984.-263 p.

208. Jones S. Black Culture, White Youth. L.: Macmillan Education, 1988. - 254 p. Hall St. The Hippies: An American Moment. - Birmingham: The University of Birmingham, 1968. - 36 p.

209. Juba to Jive. A Dictionary of African American Slang. /Ed. By Major CI. - New-York: Penguin Books USA. - 548 p.

210. Hebdige D. Subculture : the meaning of style . L: Methuen and Co, 1979. - 195 p. Hughes, G. Words in time: A social history of the English vocabulary. - Reprint.-Oxford; New York; Blackwell, 1988.- 270 p.

211. Matza D., Sykes G. Juvenile Delinquency and Subterranian Values/ A.S.R., 26, 1961. -pp. 712-19.

212. Merchant J.,Macdonald R. Youth and the Rave Culture, Ecstasy and Health// Youth and Policy, 1994. 45: 16 - 38.

213. Mills R. Young outsiders. L.: Routledge and Kegan Paul, 1973. - 208 p.

214. New Dictionary of American Slang. New-York: Harper and Row, Publishers, Inc.485 p.

215. The New Encyclopaedia Britannica in 32 Vol., Vol.10,- Chicago, 1994. pp. 871-872.

216. Pearson J. G. Hooligan: A History of Respectable Fears. L.: Macmillan, 1983. -247 p.

217. Punk Rock? So What? The Cultural Legacy ofRock! Ed. by Sabin R. L.,N.Y.,1999. -246 p.

218. Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in Post War .Britain/ Ed. by Hall St., Jefferson T. - L.: Hutchinson University Press, 1975. - 287 p. Roberts B. Parent and Youth Culture. - Birmingham: The University of Birmingham, 1973.-9 p.

219. Rogers J.W., Mays G.L. Juvenile Delinquency and Juvenile Justice. N.Y.: Wiley, 1987.-614 p.

220. Rose T. A Style Nobody Can Deal With: Politics, Style and the Postindustrial City in Hip Hop. // Microphone Fiends: Youth Music and Youth Culture. L.: Routledge, 1994.

221. Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America. L.: Westeyan University Press, 1994.

222. Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. L.: Faber, 1971. - 303 p.

223. Willis P. Profane Culture. L.: Routledge and Kegan Paul, 1978. - 212 p.

224. Willis P. Subcultural Meaning of the Motorbike, Working Papers in Cultural Studies.-Birmingham: University of Birmingham, 1970.

225. Willis P. Symbolism and Practice: The Social Meaning of Pop Music. Birmingham: The University of Birmingham, 1974. - 40 p.

226. YingerJ.M. Contraculture and Subculture. // A.S.R., 1960. pp. 625-35. Young J. The Drugtakers. - L.: Paladin, 1971.

227. Youth: Transition to Adulthood. Report of the Panel on Youth of the President Science Advisory Committee. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1972.-pp. 112-113.

228. СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ50 лучших гангстерских текстов (в оригинале), http://dcn.newmail.ru/glyr.html

229. Art Crimes. The Writing on the Wall, http://www.graffiti.org

230. Artists, http://www.atl49st.com/artists.html

231. Atoon P. The Rap Dictionary 1992 2000,http://www.rapdict.org

232. The Original HipHop Lyrics Archive, http://www.geocities.com

233. The YZ's Unofficial Rap Dictionary, http://www.geocities.com

234. Writer's Vocabulary 1998 2002, http://www.atl49st.com/glossarv.html