автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социальная философия М. И. Туган-Барановского

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Кувакин, Илья Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социальная философия М. И. Туган-Барановского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная философия М. И. Туган-Барановского"

ОРДЕНА ДРУЖШ НАРОД® УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖШ НАРОД® ИМЕНИ ПАТРЙСА ЛУНУМШ

На правах рукописи

КУЕАКИН Илья Валерьевич

СОЦИАЛЬНАЯ ШЛОСОЙШ М.И.ТУГАН-ЕАРАНСВСКОГО

(ОЭ.Ю.ОЗ - история^фллософии)

Автор е^ф ера г диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1991

" "Работа выполнена на кафедре философии в социологии

Университета дружбы народов имени Патриса Луадуыбы.

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент Гречко П.К. .

Официальные оппонента:

' \ в доктор философских наук, профессор Богданов Б.В. .

кащшдат экономических наук Королькова Е.И. *

Ведущая организация - кафедра социальной философии

Защита состоится " у г" ^И^Л^л. 1991 г. ш заседании специализированного совета К 053.22,24 по защитам . диссертаций на соискание ученой степени кандидата.философских наук в Университете друг,<5и народов имени Л.Лу-мумбы по адресу: 117198, ГСП, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, вуд. 257.* ~

С диссертацией молено ознакомиться в научной библио-

теке Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

о

Автореферат разослан

Учешй 'секретарь специализированного совета кандидат философских наук,' доцент

Е.И.Рачзш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАКЛИ

Актуальность исследования определяется самобытным творчеством М.И.Туган-Еарановского и его почта полним незнанием сегодня, ила даже знанием, но односторонним и предвзятим. До последнего времени Михаил Иванович туган-Барановский /1865 -1919/ - экономист с мировым именем, социальный философ и крупнейший теоретик кооперация - рассматривался по преимуществу в качестве "легального марксизма",' то есть как ученый, в работах которого по экономике, в известной степени основанных на экономическом учении К.Маркса, доказывалась:необходимость капиталистического развития в России и критиковалась социально-экономические взгляды и методы народников. При этом своеобразие его собственных социально-фзлософских взглядов оставалось Совершенно незамэчаннш.

Б отличии от актуальности результатов работы исследователя материальной конкретности актуальность достижений отвлеченного мыслителя, каким бил Туган-Барацовский, определяется преадз всего глубиной я оригинальностью его теорий, тогда как ах прикладннэ аспекты являются вторичными. Вместе с тем Туган-БараноЕский не был настолько самобытным ученым, чтобы стать основателем сколи или направления. Но не бшг он и чьим-либо апологетом. Здесь уместно сослаться на сказанное

0 нем Д.Н.Овсянзко-Куликовским: "Оригинальность Туган-Бара-повского сказалась именно в отсутствии новшеств, странностей ■и уклонов мысли, - в стойком самообладании мшления, - в гармоническом синтезе требований научности с идеалистическими запросами духа"1.

Туган-Бзрановский создал своя собственную версию материалистического понимания истории, достаточно стройную и далекую от ортодоксии, а такие вариант теории социализма,' который мог б и быть назван гуманистически социализмом. Разумеется, Тугая-Бзрановсклй был человеком своего времени и не

1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Незабвенной памяти ГД.И.Туган-Барановского//Тутан-Еарановский М.И. Нравственное миросозерцание Достоевского. Одесса. 1920. С, 2.

избегал влияния модных тогда течений. При всем мм его трудно отнести к какой-либо школе. Он был отщшт всем течениям и теориям. Подобно П.Струве М.И.Туган-Барановский мог сказать о себе, что он не боится быть диким и брать то, что нужно и у Канта, и у Маркса, и у Шопенгауэра, и у социалистов-утопистов. Но он не просто повторял ила распространял идеи уае из- . вестянх мыслителей, он создавал с ах лошадо новое.

Как "русский мыслитель М.И.Зуган-Барановокяй актуален для понимания отечественной общественноЛ мысли начала XX века, интересен он и для исследования истории кдей марксизма я социализма.

Степень разработанности проблемы. Т^ган-Баранозскому не повезло со своими исследователями. Написанное сразу поело смерти ученого А.Н.Анщфровим стало, к ссетлепию, пророческим: "Правда, ш чрезвычайно легко и легкомысленно создае:.! "героев" и поклоняемся им,, как героям, как язычники свош кумирам, л в то ке время не умеем ценить истинных духовных позлей. В частности, наука л ее представители никогда в нашем обществе не пользовались ей признанием, ни почетом. Тем хуже. Все это - несомненные признаки нашей культурной отсталости"1.

Немногочисленную литературу, посвященную социальным воззрениям Туган-Бараяовското можно разделить ш 'три группы.

К первой ыозно отнести публикации звавках его людей, вшеджие сразу после его. смерти. Это небольшие княгка С.Ава-лиашз, А.Н.Анцкферова и ученика Тутан-Баравовского известного эконошзста Н.Д.Кондратьева, а также ухе цитированное предисловие Д.Н. Овсягшко-Кулаковского. , .

Ко второй группе следует отнести работы, гаписашшз с ортодоксально марксистских позиций. Их тон, позиции и оценки были заданы отношением к Туган-Еарановскому В.И.Ленина, называвшим его Н8 иначе как "буржуазный экономист", "кадетский профессор", "прислужник буржуазна", "либеральный и прогрессивный "карксоед", "либеральный профессор". Вместе с тем необходимо добавить, что Ленин высоко оценивал экономические

1 Анцыферов А.Н. М.М.Туга н-Барановский. Харьков. 1919. С. I.

работа Туган-Барановоюто, правда, в тоа их -оста, которая ав содержала критика Маркса. Кроне самого Яенина х этой группе евтсроз относятся Ы.Оленоз, Енпуставгай еще до рэволидоз шагу "Так назшяекнй кризис 1ларкслгкэп, а такко советские авто-рз Ы.Б.Ейльгян, Б.А.Чагая, А.З.Востракова, А.Я.Турдазоз. Причел последние писала непосредственно.но о Туган-Бзрэновсксм, а о "легальном царкснеиз", который в своз очередь рассматривался по сси по себе, а как временила союзнак карксастов в . борьба с ЕЕрсдшкагла п как оппонент Ленина. Отдельные прадо-таватела "легального карксаз'-э" практически не ваделетась а нэ обособлялась. Тсзстологячоскай ашшз и самостоятельность сугдепзЗ в такого рода исследованиях со временем eco более зеиешгшсв традицией ссылок на руководящие цлтаты из класса-коз з дярелтавпш: нартайпЕс дм^кентоз. 1С старил эпитетам . прибавлялись позиз. Утверждалось, что "Струве п Тугсн-Еара-iioscsEit а другие "гфагака" es дали ш одной повой глвла по орзшзагэ с избяядгп; склаи Ьйрксом о аргунепта-

кя вуяетарша: бурнуазннх экошаястов" , а. «да хугив-Еараново-кай - "угодлнвпЗ слуга бурлуазаа"". Б вину Тугану а другам "легальпш г.лрксяотам" шешвшсь псклзчательно кратлпа иэр::-сазыа. .Как яравзло, уровень подобных работ бил пазок а далек от норм научного асследовашя. Нельзя но согласиться с В.И. Корольковой, что "за сс-мьдсслт лет, проведших со для ого гибели, у usa не паслось па одного исследователя, r.oToptói бк занялся всерьез азучзппеа его богатого паслодля"3.

Лазь в поело дне о врзмя, начапая с IS39 года появились работа, авторп которцх строят свое поникание его творчества па основе ©ясельного лзученая текстов. К этом авторам отно—

1 Гаврялэз А.Д. Борьба В.И.Леялна ггротлзз ревазаа зкопог.шчес-кого ученая Уаркса-Энгельса "лэгальгаш шркслстама". Двто-

да лешкжях идей в борьбе против "легального маркспзка" па Украппо_в концеXIX века. Авторе'}, дасс. ... канд. эконом. К.,"""1955 . 0. 15.

ли^олькова,Е. Дула, преисполненная верц//3нанаэ - сала,

№ 2. 1991. С. 68.

сятся Л.А.Булочникова, Г.Н.Сорвана, Т.П.Субботина,' Д.И.Выдран, Е.И.Королькова, С.Н.Татарникова, Л.С.Гребнев. Правда, все это лишь небольшие статьи, только начинающие традицию серьезного исследования наследия Тутан-Еарановского. Соответственно своей задаче они ограничиваются кизнеописанием и изложением мировоззрения Туган-Барановского в самом общем виде. ......

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в наиболее полном анализе социальпо-фило-софского наследия Ы.И.Туган-Еарановского.

Поставленная в диссертации цель потребовала роиеш:к следующих задач: ^проанализировать кахерваякстачаскос сошавняе истории Тухаа-Баравовмаш; г/ассяедовать его отнэаяш к социальной теории Ыаркса; 3/роконструлровать обозгосаппо "^угап-Барановским идеи социализма; 4/показаю» отношение ученого к Канту; 5/выясиать связь Тутан-Баранозского с социалистической традицией; 6/показагь своеобразие его соцаалцстичосках взглядов.

Теоретико-методологической основой диссертации является принципы системного подшзда, примененные в изучении тзорчест-ва Туган-Барановского и конкретизированные следующим образом: 1/внчленекие основных идей его соцяалько-йидософских построений; г/раакрытие их оодерзаная; З/иоиск связей и отношений ыегду н;::,и;, црсдставляюгда социальную философии Туган-Еара-новского как нечто цельное, единое.

Научная новизна диссертационной работа состоит в следующем:

I» В советской литературе Т^ган-Барановский рассматривался по преимуществу как представитель "легального марксизма". Б настоящей работе впервые показано, что социально-философские взгляды ученого носят оригинальный, индивидуально-творческий характер, выводящий их за рамки той иди иной школы или направления. '

2. В проведенном исследовании социальная теория Тугак-Бараяовского представлена не отдельными фрагментам или аспектами, а годностью, в единстве всех своих частей.

3. В данной работе раскрываются содержание и характер обоснования Туган-Бараяовскгш лдеи и идеала социализма.

4 ,

4. В диссертации внявдвшз тэ личностннэ ориентация Туган-Еарановского, готорко легла а основу выработанной пи теораи ссавшшзда, в значительной саднена основанной на глубокое нравственном убеждения, что чоловэческая личность является осповоподягавэдвЗ ценноогьэ.

00.40.шэ положения диссертации. внкоснмкз ка защиту, сводятся к схвдувцему:

1. Содаально-фялооофскпе взгляды Тутан-Еэраковского цред-■ ставляи? собоЯ два относительно самостоятельных тамплекса

идей - ¡¿¿тераалнстическов понимание истерла и содпалястячес-.куи теорнз. Мезду нал! существует тесная, органическая .связь.

2. Отношение Тугая-Барановского к г.аркснзг^у не бшю од-возначнш, только пологнителыаг.« ила только отрицательном, Ояо состояло в принятиа пи основных положений социальной теория Маркса с одяоЕреионкоЗ критикой и:-: трактовки и обоснования. НдучннЗ социализм !.'лркса рассматривался Туган-Бараковскам как определении!! этап социалистического движения, в значительной сгепепа'исчерпаЕай своя возмозтстя.

3. .'.¡атериаллстичсское шнвиаше истории по З^ган-Еарано-векому отлично от теорла обцестр Шркса л от ео односторонне эксногдчесзшх интерпретаций, Активная человеческая соля вводится ш как оло:/ент, равшй по значении а определении около-ляческому фактору. Классовая борьба ншгв.рпретаруетс;т учепЕм па как глазная дазусзя сила исторпчоского развития, и го его лиги, как одна из няг,' далеко не всегда внходоцзя на серсий план. Туган-БарзЕОвскаЗ" -отрицает возможность существования эволсцаошшх законов общества и докаоываег нричянно-Фузпсццо-налышй характер исторических законов.'.

4. Сознательная человеческая воля, творядая наторил наряду с эконогачесжаа условаяка, делает возможным создапяа разумного д гармонического социалистического общества. Буду-чз по своей природе нланоксрнгм, оно долгшо иметь тщательно ародукзшшЗ план построения. От ссшгок па естествешпй ход истории и объективнее условия, от иэрксова соцааляг?,» необходимо, считаот Тутзн-Бараиовскнй, обратиться к опыту великих утопистов-социалистов Х1Х-го века, создателей ндеялов-ироск-тов, ко па повсгл уровне - требующего синтеза научности /объективности/ а утопичности /идеальности/.

3-746 5

5. Социализм, утверждает Т^ган-Барановский, возможен только как социализм этический. Он опровергает марксовы доказательства экономической гибели капитализма. Оставаясь вер-нш социалистической традиции, ссктаясь на природу человека, Туган-Барановский считает, что таковая прежде и глуб;ке всего состоит в этической максиме признания равноценности любой человеческой личности. Капитализм нарушает этот принцип, эту норму а потому достоен гибели. Нарушение доказывается учета!

с помощью созданной им, но достаточно уязвимой, социальной теории распределения, согласно которой капиталист нарушает этику, используя рабочего в своих лучных корыстных целях.

6. Тщательно рассмотрев к классифицировав социалистические теории, Туган-Барановский придел к выводу об их ограниченности. Новая теория соиааяязна воэиовт толь к о та синтез многих экономических, таютгеескЗх и культурных принципов, казднй из которых по отдельности бил заявлен в том -шш анм социалистическом учзшв. При атом во вновь создаваемой социалистической теория человеческая личность объявляется главной цева^згью нового общества, краеугольным каиаш кошшо-со~ циалпстического ученая.

Теоретическая я практическая значимость исследования заключается в более глубокой и полной гошшнйй творческого наследия Туган-Еарановского, в существенном уточнения его ис-тораческоЗ оценка, а значат касты и рода в мотораа общественной мысли и историй социализма.

Полученные выводы могут быть использована в дшьнейэкл при изучении и осмаслениа развития социальной философии в России в начале ХХ-го века.

Выводы диссертации могут быть использованы такха при подготовке учебных, учебко-кетодических и справочных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования.Автор регулярно выступал на заседаниях кафедры философии УДй им. П. Луадумбы с сообщениям по теме диссертации.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка латерачфы. 6

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введения обоснована актуальность избранной темн исследования, описано состояние изученности данной темы, сформулированы основная цель и задачи исследования, описаны теоретико-методологические основы работы, показана научная новизна проведенного исследования, его научная и практическая значимость, сфорлулированы основные положения диссертации, выносимые на завдту, описаны апробация, которую прошло исследование, и структура работы.

В первой главе "История и общество в творчестве М.И.Ту-ган-Барановского" рассматриваются его отношение к К.Марксу, поникание им источников возникновения исторического материализма, двяху-да сил нсторлчесхсого развития и материальной оо-нсбы общества, взгляды на роль классовой борьбы в казна общества и на характер 'исторических законов. Первой главе предпослано небольшое вступление, где говорится в самом общем виде о характере и целях исследования Туган-Барановским проблем истории и общества. Ученый ставил своей задаче}': создание не принципиально новой теории исторического процесса, полностью отличной от марксоЕой, а творческую, согласутстузся с фактами истории и соврекепзой гдзна разработку уже сфор^лароваптгс '.'лрксом проблем.

3 первом параграфа "Отношение к К.Пзрлоу. Предпосылка материалистического понимания истории" исследуется крнтичес-•кое отношение Туган-Бараконского к учению и личности Маркса. Показаны различнее ответы, в том числе и самого Тугана, на вопрос, был ли он марксистом или нет. Критически рассмотрен анализ ученым предпосылок возникновения марксизма. Основные выводы параграфа сводятся к следующему:

1. '.¡.И.хугзп-Еарановский никогда не приникал марксизма полностью, но не бт он и антимзрксистом. Са;л себя считал не учеником .Маркса, а самостоятельны:.! исследователем. Высоко оценивая теорию марксизма, он тем не менее был убежден в необходимости ее критики, но критики не любой, а с позиций открыты:-: .'.Марксом принципов.

2. Туган-Барановскяй критически откосился к личности и творчеству :,йркса, не признавая его авторитарности и су-.сого

рационализма его теории. .

3. Ученый сближает Шопенгауэра и Маркса. Основанием для этого послужила антигегелевская направленность их работ. В учении Шопенгауэра о примате воли над разумом он усмотрел психологачесную предпосылку материалистического понимания истории. В то же время Тутан-Барановский не цринял во внимание, что сам ;,!аркс критически отнесся к объяснению явлений объест- • венной жизнь. волей, полошт в качестве методологического основа ная CEoeis теории основополагающую идею об объективном характере деятельности людей. '

Второй параграф "Потребности как двикущая сила социально-исторического развития" посвящен анализу Туган-Барановскиы основных человеческих потребностей и их роли в развитии общества. Ученый различает пять видов потребностей: 1/физиоло-гические потребности в непосредственном поддержании кизни и чувственном наолазденпи; 2/полову» потребность; З/стшатичес-кде инстинкты к потребности; 4/эгоальтруистическпе потребности; 5/потребкости, не основанные на практическом интересе.

Рассматривая первый вид потребностей, он приходит к выводу о слоеной и неоднозначной связи физических и всех остальных потребностей человека. Последние не только определяются первыми, но и активно влияют на их характер в $орку. В основе, физических потребностей ле;кат как биологическая црирода человека, так и социальные мотивы: религиозные, политические, культурные.

Исследуя роль полового влечения в общественной яшзни. Тугая критикует взгляды 5.Энгельса, утверядаваего равную значимость для истории потребности'! в поддержании кшзщ и §орц семьи. Опираясь на открытия антропологии'и этнографии своего времени, он показывает, что разл1;чныо формы.семьи не определяют '1ормц общественной ~изни, но определяются ими.

Симпатическими потребностями являются родительская любовь и влечение одни: людей к. другим. Они не играют, по мысля туган-Еарановского, больпоД исторической роли; их влияние ограничивается небмь-сапа грушам» ладей. 3 частности, в основе классовой солидарности так;:е лечит чувство симпатии.

ггс>альтру::с7кческида потребности.:;! он называет потреб--кость человека в одобрен::'.! ею поведения обществом. Стрег.иге--8 -

няе к славе, власти, богатству обусловлено высоким социальным статусом ах носителей.

Последит» Туган-БараноЕскнй рассматривает потребности, пе основанные ка практическом интересе к еизня. Таим .образом оп обозначает потребности в различных видах деятельности, которые содерл-ат штявы, побуздаюцзе к наи, в самях себе. Тйко-В1?.!п' являются потребности в игре, искусстве, незнания.

3 третьем параграфе "Хозяйство я общественная мэнь" исследуется понимание Туган-Бзрэновскпм хозяйства гак ооюки ян-знедеятельноста людей. УченкЗ подвергает критике каркссз термин "производительные сиди" за его цринщшяальцуп пояятяЛцуэ неясность, я вводит понятие хозяйства, предлагая следуздзе его критерии:

I. "Хозяйственная деятельность всегда есть средство к че-му-лэбо, но не цель в себе"1. Тем самим он отделяет от пае игру, познание, релйкю, являнсзеся целями в себе.

?,, "Хозяйство всегда награпгэно на Екезнзэ природу, ка иатзрпалышз услоЕПя назего существования"'*. Здесь ученый отличает хозяйство от деятельности, объектом которой является человек.

Туган-БарзповскаЗ не сторон? иерархии с2ер деятельности, где хозяйство являлось бы основой, но рассматривает его гак атрибут человеческой деятельности вообще. С последней хозяйство езязано как непосредственно, предметно /кок средство а предает труда/, так д косвенно, через ойдеппе лпдой друг с другом, определяя его характер и форму. •

Наряду с устойчивая зависимость» газнп ладей от форм хозяйствования существует тенденция к снияеялю зтой зависимости по мере развития цивилизации и роста сознания. Сознание не только определяется материальным бытием, по все больше и больше определяет его. Однако, абсолзтнзп свобода, считает Туган-Барановский, недосгахкка. Человечеству во все времена придется считаться с хозяйственным бытием.

1 Тугаи-Барзновский 1.1.И. Теоретические оспозы марксизма. 3-е изд., СПб., 1903. С. 77.

2 Там яе. С. 78.

ЧйтверткА ттяпагоа^) "Классы и классовая борьба" посвящен исследованию ученым разделения общества на классы и роли классовой борьбы в истории. Он дает достаточно широкое оцре-деление классов. Различие классов, по его мнению, не ограничивается формой присвоения материальных благ, на ее основе "возможны многообразные различия в правах, во взглядах и во всш строе лшэна данных классов"1.

Классовая борьба, понимаемая ученым как борьба за лучшее положение в системе производственных отнопений, позволяющее получать большую долю богатства, составляет всего лишь одно из многих проявлений политической жизни. Он упрекает Маркса и Энгельса в отожествлении общественной жизни с производством материальных благ, а власти - с материальным богатством, что позволило им незаконно распространить "хозяйственность" навею общественную пшзнь, а классовую борьбу на всю область по-литшш, Тогда как на самом деле существует множество политических явлашй, не относящихся к классовой борьбе /религиозные и политические войны, например/.

Особенно очевидна для Туган-Барановского относительность принципа классовсти в общественной хшзни при сопоставлении его с наукой и моралью. Признание классовой природы науки означает ее субъективпзацию, а истина в таком случае перестает быть руководящей цель» науки. Критику морали в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" он-считает неубедительной, а утверждение Энгельса о классовости морали противоречивым. Мораль вполне автономна и самодостаточна и не нуждается ни в каком дополнении. Попытка кв поставить принцип классовом на место нравственности выводит его за рамки научности.

Тугап-Еарановскай убежден, что пока капитализм не исчезнет, классовая борьба будет продолжаться. Но уке сейчас она долгам изменить свои формы и потесниться, уступив место двя-кениям, не основанным на классовом интересе, Цредде всего кооперативному движению. Оно не является классовым, им движут совсем иные пдеалн. Если социал-демократия и профсоюзы ограничивают своп интересы исключительно защитой и расшире-

1 Там ке. С. 91. 10

наем прав рабочих, то будущие антикапиталистичеекие движения должны, подобно кооперативному, основываться на общечеловеческих ценностях.

В пятом параграфа "Характер исторических законов" рассматривается поиск и обоснование Туган-Барановским специфики законов общества. Он устанавливает три типа научных законов: 1/категорические; 2/условтш: а/эволэдиотше; б/причинно- функциональные. Категорические законы, под которыми ученый понимает полное знание всех действудалх сил я тол в их взаимоотношениях, недостштда, а эзохкящолэте недостаточны. Они подходят для кзучвнпя родствелнкх оргоявзшв, оугюствуйазвг в одинаковое• условиях, Осч^оств^пчт Л>рт.ч>, напротив, тдпог-тлб-рагши и рязвчвзэтеп в соБор":г»г.о ралти г- тт> о т<-тг.зя условия:-". Только здкочм ррпчгиял стать эаконаш общества. Суть «г зажет г а к'' т тих прнчяшшх отпоиенаЗ гегду ;: -> с' таких саковов является отхрузш че поз » г

леввЗ л отпокзнпЗ, а поптор.члфхся проп , "агдн" раз вовне отшчрнпя мсгду пои-"л пвлаячягхя.

Открытое тагах законов было, по тугок-Езрановскому, целью и задаче"! псследовзнлй самого Маркса. Пятерцретпияя 7у-гапо'д лонактпя Марксом истораческях законов отлпвдеточ от принято?! в советской литературе, где идеалом закона лрпзп-ваюя закон сугпествовагшя п см^чч обч^точно-зкокоютоскпх формаций. Характер современно" псторпчоской пауки кья шу?а о чеповторк?40?1 " яядзвклуяльяом позволяет утяергдпть, что интерпретация Тугзн-КэрпмоЕсг.г.м пряроди обдествештах законов я методологии история Маркса оказалась вполне успешно"! и- перспективной.

Вторая глава "Теория социализма М.К.Тугаа-Барановского" посвящена рассмотрению социалистических взглядов ученого, обоснованию км идеала социализма и анализу его собственного оригинального варианта теоряа построения социалистического общества.

Первый параграф "Социализм: обоснованно идеи" исследует процесс доказательства Туган-Барановским идеальной природы социализма л необходимости появления социалистического идеала. При этом последний усматривается им в с^ормуларованяом

II

Емиацуалоы Каятом принципе рашоцеаноста любой человеческой отшосза.

В совршашзри социализме, качало которого ученый ведет от работ Сен-Спшна, Оурьо а Оуэна, он различает два агата: утопический социализм я марксизм виссте с социал-демократическим двагвваеи. Перхай состоял а создания п сопатках реализации умозрительных и отвлеченна?, проектов, основанных на отрицании сучоспзущего строя по щявотваншм соображениям. Силу этого типа социализм, как считает Туган-Барановский, предопределила сгила природа социализма, нутздащегося в идеале в создавщэ-го его. СорцуэшроБанае а распространение социалистических идол в гассах подготовило идейную почву для перестройки ладь-ш своей жизни по новому плацу, и долено быть призвано великой заслугой социалистов-утопистов. Слабость 20 их идей заклиналась в их "яридушниоетп" и фантастичности. Напротив, Маркс штодтал зада чу сблизеняя соцаалвзад с интересам шроках касс, построив творив, в которой социалистический идеал принял фор:,57 борьбы за усиление положения рабочего класса. Однако, замечает Тутан-Еарановскай, недостаток нарксово2 социалистической теории заключается в тош, что з ней отсутствует конкротшй проект построения соагалнстгчоского' обцестаа. По 8То2 причине разработанная Узрксзм теория- борьбн с капг.та-яизшм остается полно с тыл в вредолах кзпзталпзиа, Туган-Еа-равовшнй ставит перед собой задачу цреодоаета 1фа5носта двух др«авду!52х этапов в развития идея соцгалпзг.д я построить социалистический идеал, укорешшаЗ в человзческоИ природа и в лагораальнш: усяовлях .лжша людей.

3 свое ьреля Шрко привез дез дохззатгльства необходимости экономического крушения капиталистического строя. Оа обосновывал его гибель, во-первиг, нгхБаткоа разка при ка-' пктализ'ле и, во-вторых, соетоякшгл повшолием органического строения капитала, ведущего и постоянному снаасяга'шхадз прибыли. С тамоазю схем вослроизводствд Тутан опровергает теоретические построения Маркса. Заонокаческао' аргумента отрицания капаташзиа оказывается наобходшло дополнить арруканта-ш морального порядка. Аморальность каппталпзз-а -доказывается км с хю.мощыо марксовоД теории эксплуатации. Велики!! достижением соцеадизиа Ааркса признавалось строгое экокоьачесЕзе 12

обоснование эксплуатации при капитализме я создание количественных методов для ее измерения. Наш автор в свою очередь показывает, что соцпалистичность теории эксплуатации состоит не в доказательстве того, что человек используется в чузднх ему целях, а в том, что он вообще не мокет бить использован как средство для каких-либо внешних ему долей. Капитализм нарушает моральный закон самоценности человеческой личности п потому достоен гибели.

Туган-Взрановский детально йсечедует осковопалагаяетн для социализма вршщяя равенства а -гояхола? к »юоду, что социалист должен говорить не о равенстве сгособдостсЗ, 'Тпзнчес-:"пс и у?лстз?шнк, а о рапоиотве кяк этической ценности человеческой личности. Пооко.7"]^-:^ г.'т^^о.т^е ~и;09 о?т'сног-?5г;с! ссглоценности человека дед Хан-"', сг.пр<--.,снч,"Л еолпегпрм. грл-т-'--от ученгл, необходимо должен обрптйтг-зя к творчеству го ф5лосо$3.

Этическое обосяввзляо социализма поегозило перед Тугли« Бараножшм проблему соотнсоспзя гадавядуадьного и ойдоотвов-ного при социализме. Ои исследует историю зпзчеквя слота "оо~-цпвл2зипл приходит к виводу, что и:.; обозначалось, кат; общество с нядлппяостат сярукзтртг, оргаппзупгрш пязнь посредством всеобщих, одлпакорля для всех регламентации, так я общество, гдо общественное подчинено стремлена» к свободному раз-питии лшеюстя. Индивидуальность понимается утечкл не как атом среди других атомов /социализм Чергпяевского/, а кок нечто единственное в своем роде, неповторимее и потому самоценное /индивидуализм Герцена/.

. Поскольку Туган-БарановскпЗ бит "легальнкм марксистом" и этическим социалистом, далее в параграфе рассматривается отношение этих направлений к Канту. Выражение "кантианство "легального марксизма", надо сказать, искусственно а формально. Обращение к Канту Струве, Бердяева, Булгакова определялось собственника-интересами и вкусами ка:здого из них и не требовалось для критика народничества на основе экономической теории Маркса. Этическое обоснование социализма Тугая-Барановс-кш бкло далеко не первил'^и далеко не едшмтвешшм. 3 Германии это направление имело значительное влияние к, не ограничиваясь социализмом, вводило моральное обоснование в -;нлосо-

фаз,' гвоссолоиш.

В закявчешш рассматривается теория распределения Туган-Барекохвкого в кратка ее со стороны Е.Струве, Суть втой тео-раэ в доказательство ученш тлсаензя, что калатшшст присваивает себе нэ цекноста /стоамооти/, в саш товара /продук- • тц/. Струве выступил против натуралазгдаз в фетишеввдш в тэ-оретачешзх построениях Зукщ-БйраноЕсхого, а таете против ех неудовлатворетелыпк штодогогдчеоках ©снований. "

Второй параграф "Социгшсгнчасквй идеал" поовязея проекту гараонкческого разу&ного обцоства, разработанного Туган-Ба-рзеовсйш.

Тщательно рассмотрев различные социалистические теордп, ученый Ерапел к выводу об относительности в недостаточности кгкдей из Едх. Результатом его собственных доследований явился просят социаяастячесЕОго общества, построенного па разных . основаниях. Сбцсотва/ где сосуществует, нэ подчиняя и еэ упраздняя друг друга, централизованная государственность, ¡луш-щшаяьное самоуправление, самоуправление с непосрбдственшгЗ . контроль нроазЕОДителоГ!. Значительны:' влиянием прп социализме будет пользоваться кооперативная организация хозяйства, которая объявляется Тутан-Барановсшы абсолютным социализмом. Здесь рассматривается отпеченное ш различав кезду капяталис-тачеишглд и кооператявпшз предприятиям. Если экономическая &1^екгавйос1ь первых зависят от первоначального капитала в преследует цель его увеличения, то производительная деятельность и раевределегшо доходов во вторнх зависит от собственного труда членов кооператива п восбза от непосредственно приносимой шла пользы,

Туган-Барановский продумывает оконогдческий механизм социалистического общества, соединяя влвсте достижения трудовой теории стоимости к теории предельной полезности австрийской школы, '

Но социалязг,{, утвер:гд?,ог он, отшадь не является"обцест- . воа, где господствуют хозяйственные"интересы. Она уступят место отрешению к прекрасному, к познанию внесшего мара и самого человека. Социализм явится ковш Ренессансом, возрождением гуманистических ценностей в идеалов зля всего человечества. 14

Интересно отношение ученого к религия. Он не отрицает религии я но ставят на ее место социализм. Последний ограничен а не шкот притязать на решило вечинх проблем смерти, лзобвя, счастья. Пока люди будут страдать, конечно,-в личном, а не социальном смысле, религия не исчезнет.

Социализм Туган-Барановского нельзя назвать религиозным социализмом. Но он не догматичен я открыт всегл учениям и формам сознания, утверждающим свободу и самоценность личности. Так, с цельи обоснованпя этического идеала соцпатазма сн обращается к той части христианства, которая провозглашала права отдельной личности и невозможность жертвовать однпм человеком'ради других.

Последним в параграфе рассматривается анализ Тугаи-Еэ-•рановскам творчества Ф.М.Достоевского. Оно представляется ему как последовательное реиенае трех проблем - Бога, человечества, млрового зла, - объединениях одни?.! руководящим вопросом бесконечной ценности человеческой личности.

В заключении отмечается роль '.'.И.Туган-Барановского в 'интеллектуальной истории России, а тате актуальность его наследия для'современности, особенно в связи с защитой а разработкой пм вдеЯ верховного значения лпчяоета п нравствен-ностп в янзнп дкщей.

По тетле диссертация опубликованы следующие работа:

I. М.И.Ч^ган-Еарановскпй п "Вехв" // Отечественная философия. Современные проблемы и исследования. М.» 1991.. -Депонирован в ИНЙСЕГ АН СССР- 44775 от 13.06.91. - 1,5 п.л.

Т«штяческЕй план 1991 г., & 354

Подписано к печати 13.II .91. Формат бОхЭОДб. Ротапраятная печать. Усл.печл. 1,0. Уч.-изд.д. 0,99. Усл.кр.-отт. 1,125.

Тираж 100 экз. Заказ 745. Бесплатно. Издательство Университета дружба народов _ 117923. УСП-Т. Морквз. уд.Ов^одшшдзд.З_