автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рябинина, Екатерина Платоновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре ХХ века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рябинина, Екатерина Платоновна

I. Введение. 4

II. Первая

глава.

Историко-культурные предпосылки формирования архитектурных концепций XX века". 13

1. Становление архитектуры модернизма. 13а) Влияние научных и технических достижений XIX века на развитие современной архитектуры. 13б) Антиэклектическое движение как предтеча появления модернизма. 18в) Модернизм как "революция" в архитектуре. 26

2. Эволюция от модернизма к постмодернизму в контексте социально-культурных изменений. 34

III.Вторая

глава.

Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма: компаративный анализ текстов теоретиков архитектуры XX века". 46

1. Особенности мировоззрения деятелей современной архитектуры. 46

2. Трансформации идейно-эстетических взглядов и творческих установок теоретиков архитектуры: движение от модернизма к постмодернизму. 64

3. Принципы формообразования как реализация идейно-эстетических установок архитекторов: развитие от модернизма к постмодернизму. 93

4. Сравнительный анализ особенностей языка и стиля текстов теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма. 108

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Рябинина, Екатерина Платоновна

Актуальность исследования.

Архитектура составляет важную часть социальной и культурной жизни, играет огромную роль в мироощущении человека, предметно-пространственно организуя его пребывание в обществе. Обладая на каждом этапе исторической конкретностью, будучи связана с системой общественных отношений, архитектура представляет собой форму художественного воспроизведения и осмысления социальной действительности.

Социальный характер и смысл эпохи актуализируется в различных художественных направлениях и стилях. Каждое направление предстает как вполне закономерное порождение каких-то элементов социальной сущности эпохи - сущности, выражающейся в творчестве отдельного художника и в его творении только лишь опосредованно. Наиболее отчетливо социальные мотивы проявляются в том или ином направлении как системе характерных качеств, объединяющей целый ряд художественных индивидуальностей. Именно направление складывается в конечном счете как художественное явление, воплощающее определенную социально-историческую ситуацию.

Особую актуальность приобретает исследование процесса смены направлений, рождение и развитие которых непосредственно определяется социально-историческими сдвигами. Изучение исторического развития художественных направлений позволяет создать целостную мировоззренческую картину их смены и взаимодействия.

Исследование развития архитектурной мысли модернизма и постмодернизма, предпринимаемое в настоящей работе, имеет цель построить такую картину, которая позволит создать объективное понятие об истории и логике смены основных художественных течений XX века.

Историческая динамика художественной жизни общества прослеживается автором на уровне изменений идейно-эстетических взглядов и творческих установок архитекторов, выразившихся в постепенной и последовательной переоценке ценностей и художественных норм, в трансформации культурных стереотипов и парадигм, а также в пересмотре принципов формообразования. Эстетико-художественное сознание архитекторов - теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, определяющее содержание способов их художественной деятельности, предстает как порождение системы соответствующих социально-культурных механизмов XX века.

Сравнительный анализ представлений архитекторов - теоретиков "современной" и "постсовременной" архитектуры позволяет выявить механизм преемственности и определить стержень переходности между модернизмом и постмодернизмом как двумя стадиями единого культурного процесса.

Актуальность исследования связана с отсутствием работ системного обобщающего характера по данной проблематике в российской научной мысли и недостаточно глубокой ее разработкой в зарубежных исследованиях. Проблема соотношения модернизма и постмодернизма в архитектуре, разрабатываемая в данной диссертации, не находила достаточного освещения в социально-философском ракурсе; она, как правило, решалась в рамках искусствоведческих, архитектурно-теоретических исследований.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование опирается на историко-архитектурные и философские работы в основном зарубежных ученых.

Из работ советских ученых следует отметить исследования, посвященные обзору творчества отдельных персоналий - представителей эпохи модернизма. Это монографии Г.К.Мачульского "Мис ван дер Роэ", И. Эрн "Последние работы Ле Корбюзье". Интерес представляет книга, написанная В.С.Горюновым в соавторстве с М.П.Тубли "Архитектура эпохи модерна. Концепции, направления, мастера", анализирующая исторические истоки модернизма. Также следует выделить книгу А.В.Иконникова "Функция, форма, образ в архитектуре", которая содержит анализ используемых современной архитектурой средств выражения и показывает их связь с решением идеологических задач эпохи. В другой своей книге "Архитектура XX века. Реальность и утопии" А.В.Иконников дает обзор архитектурного процесса XX века в его развитии.

Первой попыткой обобщить и осмыслить черты, присущие "новому стилю" архитектуры 20-х гг была книга известного архитектурного критика Г.Р.Хичкока и будущего последователя Миса ван дер Роэ Ф.Джонсона "Международный стиль". Авторы рассмотрели предпосылки возникновения модернизма, а также охарактеризовали основные принципы его функционирования.

Аналитический обзор истории архитектуры модернизма содержит книга Юргена Ёдике "История современной архитектуры". Автор рассматривает творчество архитекторов модернизма в контексте культурно-исторических событий эпохи.

Книга Бролина Брента "Поражение современной архитектуры" представляет собой аналитическое осмысление процесса перехода от модернизма к постмодернизму.

Важным научно-исследовательским изысканием в области истории и теории архитектуры модернизма и постмодернизма явилась монография К.Фремптона "Современная архитектура: критический взгляд на историю развития", в которой автор представил целостную картину архитектурного процесса XX века в его развитии.

Существенными попытками осмыслить явление постмодернизма в архитектуре явились работы Р.Вентури и Р.Стерна. Анализ именно их текстов представлен в данном исследовании. Ч.Дженкс в своей работе "Что такое постмодернизм?" вышел за рамки чисто архитектурного исследования и попытался рассмотреть это явление в социально-культурном контексте эпохи.

Что касается социально-философских работ по искусству XX века, то в первую очередь следует выделить трактат X. Ортеги-и-Гассета "Дегуманизация искусства", содержащий цельное и обобщенное толкование художественных проблем "современного" искусства. Ортега выступает здесь как своеобразный диагност, анализирующий определяющие, основные тенденции искусства художественного авангарда XX века. Другая работа философа "Восстание масс" содержит социально-культурологический анализ прошлого и настоящего современного ему европейского общества, а также размышления над возможными перспективами его дальнейшего развития. философские аспекты культуры модернизма и постмодернизма отражены в трудах зарубежных исследователей: Ж. Деррида, М.Фуко, 1. Делеза, Ю.Кристевой, Р.Барта. Серьезные попытки обобщить теории постмодерна предприняты такими учеными, как Ж.Лиотар, Ю.Хабермас, З.Бауман, Р.Инг-лхарт.

Среди работ отечественных исследователей следует выделить труды И.П.Ильина. Это монография "Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм", в которой автор рассматривает в общих чертах концептуальный материал, послуживший основой постмодернизма, и книга "Постмодернизм от истоков до конца столетия", явившаяся дополнением и продолжением предыдущей, затрагивающая проблему исторических границ постмодерной эпохи, ее исчерпанности, а также открываемых ею новых перспектив.

Работа Ю.А.Кимелева и Н.Л.Поляковой "Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна" представляет собой попытку организовать и проанализировать литературу, посвященную анализу постмодерна в социологии. На основании проведенного исследования авторы приходят к выводам о характере изменений, произошедших в социальной и культурной сферах конца XX столетия.

Анализ и критику отдельных аспектов концепций постмодерна содержат работы таких ученых, как А. В. Гараджа, Д.А.Силичев, Л.К.Зыбалов, В. А. Шапинский и др.

Определенные теоретические разработки проблемы соотношения модернизма и постмодернизма предпринимались как в зарубежной, так и в отечественной философии, но все они, как правило, сводились к обобщению отдельных аспектов человеческой деятельности, в число которых архитектура либо не была включена, либо рассматривалась на неглубоком уровне.

Представленный обзор литературы свидетельствует о недостаточной разработанности рассматриваемой проблемы как в зарубежной, так и в отечественной научной мысли.

Целью диссертации является выявление фундаментальных аспектов модернизма и постмодернизма, представленных в текстах теоретиков архитектуры XX века, а также установление точек связи и разрыва, имевших место при переходе от модернизма к постмодернизму.

В соответствии с целью в работе решаются следующие основные задачи:

- определить историко-культурные предпосылки формирования и развития архитектурных концепций XX века, выявить факторы, оказавшие влияние на становление архитектуры модернизма и постмодернизма, а также моменты, обусловившие переход от одного направления к другому;

- осуществить сравнительный анализ некоторых концепций ведущих теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, выявить социально-философский характер трансформаций их идейно-эстетических взглядов, проследить развитие принципов формообразования, сопровождавшее смену творческих установок архитекторов.

Для реконструкции процесса перехода от модернизма к постмодернизму в работе решается задача формирования общей картины смены направлений, позволяющей фиксировать меняющиеся соотношения сил этого процесса, его условий, средств и результатов.

Основными источниками диссертационного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных философов, а также оригинальные и переводные теоретические работы и публикации, посвященные теории и практике архитектуры, относящиеся к XX веку. Кроме того, при написании работы использованы материалы альбомов по архитектуре XX века.

Развитие архитектурных идей от модернизма к постмодернизму прослеживается на основе анализа текстов Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойд Райта, а также Филипа Джонсона, Роберта Вентури, Чарльза Мура, Майкла Грэйвза, Роберта Стерна, Ханса Холляйн, Чарльза Дженкса.

В данную работу не включены тексты архитекторов Японии, также сыгравших большую роль в становлении постмодернизма, по причине невозможности всестороннего охвата в рамках одной научной работы столь обширного и богатого спецификой проявлений феномена как архитектура постмодернизма. Поэтому в круг рассмотрения вошли только тексты архитекторов, признанных архитектурными критиками "классиками" постмодерна.

Методы исследования определяются целью и задачами диссертации. Метод компаративного анализа текстов теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, примененный в работе, позволяет выявить характер изменений, имевших место в процессе развития их представлений об архитектуре и архитектурном творчестве. Этот метод включает в себя основные приемы диахронического анализа на основе сопоставления характеристик разных синхронных срезов. Тождество и различие во взглядах архитекторов модернизма и постмодернизма позволяют сделать выводы о соотношении их концепций.

В работе применен также культурологический метод анализа текстов. Именно через текст обнаруживает себя инвариантная для каждой культурной эпохи структура миропонимания, которая, трансформируясь творческим сознанием, проявляется в конкретной ситуации принятия определенных эстетических идеалов, приемов и средств художественного выражения. Таким образом, анализ текста подразумевает анализ социально-культурного состояния эпохи, к которой он относится.

В работе применены методы исследования культурных явлений, разработанные зарубежным ученым А.Молем, а также отечественным ученым Л. Г. Иониным.

Согласно теории Моля, объективно анализировать культуру можно путем выборочного изучения ее продуктов, понимаемых как "множество всевозможных культурных сообщений", "начиная от частных разговоров. и кончая неиссякаемым потоком документов, художественных произведений и научных работ". Ученый предлагает "из потока сообщений, вырабатываемых обществом", выделить "некоторый набор элементов, достаточно постоянных, очевидных и однородных, чтобы можно было составить их перечень" и разместить эти элементы в упорядоченной системе. (Моль А. Социодинами-ка культуры. М., 1973 - с. 54) В настоящей диссертации в качестве "продукта культуры", несущего в себе "культурное сообщение", выступают тексты теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, на основании анализа которых автор выстраивает систему идейно-эстетических взглядов и творческих установок архитекторов, выделяет ключевые понятия и фундаментальные аспекты модернизма и постмодернизма.

Л.Г.Ионин считает, что культурный анализ может применяться только для таких сложных процессов, как культурная трансформация, "трансформация глобальных социальных структур". Этот метод, по мнению ученого, позволяет нарисовать картину становления и развертывания культурных форм, метаморфозы которых имеют определенные фазы развития. Ионин подчеркивает продуктивность метода культурного анализа, который "способен органически сочетать социологический анализ с социально-философским". (Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995 - с. 150-151)

Социально-философский смысл исследования проявляется в изучении социально-культурных оснований идейно-эстетических взглядов и творческих установок архитекторов, мировоззренческих основ используемых ими принципов формообразования. Архитектура рассматривается как социальное явление, обладающее собственной художественной формой воспроизведения и осмысления социальной действительности. Художественное сознание архитекторов предстает как отражение их общественного сознания.

Диссертация содержит социально-философский анализ проблемы перехода от модернизма к постмодернизму: в социокультурном контексте эпох рассматривается взаимодействие прошлого и настоящего, старого и нового в архитектурном процессе XX века, выявляются механизмы преемственности эпох.

Научная новизна диссертации состоит в разработке проблемы соотношения модернизма и постмодернизма в архитектуре и ее освещении в социально-философском аспекте: до сих пор в зарубежной и в отечественной научной мысли эта проблема решалась, как правило, в рамках искусствоведческих, архитектурно-теоретических исследований. Автор настоящей диссертации стремился обобщить материал и рассмотреть его в новом ракурсе.

Новизна работы заключается в системном рассмотрении изменений социокультурных и эстетических представлений теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, в выявлении связи между историко-культурной ситуацией, отразившейся в мироощущении архитекторов, и их творческими принципами и установками.

В исследовании предпринята попытка представить общую картину развития историко-архитектурного процесса XX века, которая в равной степени отражала бы его многообразие и его единство. Подчеркивая общность теоретических концепций архитекторов в рамках единого направления, автор большое внимание уделяет также рассмотрению их творческой специфики.

Элементы научной новизны связаны с использованием малоисследованных объектов: писем, эссе, статей, монографий теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, а также записей их лекций, публичных выступлений и частных бесед. Изучение содержательной стороны текстов архитекторов обуславливает применение метода культурологического анализа, который заключает в себе новые возможности изучения явлений модернизма и постмодернизма в событийном аспекте, в совокупности с социокультурными факторами. Культурологический анализ текстов, примененный в настоящей диссертации, позволил автору исследования зафиксировать процесс развертывания культурных форм постмодернизма из зародышевого состояния, когда они зарождались в головах архитекторов "современного" и "постсовременного" направлений, в полноценное социально-культурное образование.

Проанализировав тексты ведущих теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма, автор диссертации выявляет дискурсивные моменты: социокультурные, психологические и семантические, которые связаны не только с ментальными процессами передающего письменное сообщение субъекта, но и с универсальными процессами, происходящими в общественном сознании.

Изучение ключевых идей модернизма и постмодернизма, "извлекаемых" из важнейших высказываний теоретиков архитектуры, позволило выстроить понятийную цепочку фундаментальных аспектов "современного" и "постсовременного" направлений, проследить их трансформацию. Автор выделяет следующие изменения, произошедшие в процессе перехода от модернизма к постмодернизму:

-отказ от утопических социальных установок "современной" архитектуры на перестройку жизни общества своими профессиональными средствами и перенесение акцентов на изобразительно-художественные аспекты архитектурного творчества;

-переход от "универсальной" архитектуры к региональным ее особенностям;

-отход от "простоты" и "четкости" архитектурных выразительных средств в сторону усиления их многозначности и многоплановости; -отказ от правил и ориентация на творческую свободу; -изменение отношения к историческому наследию, выразившееся в переосмыслении требования "революции" в архитектуре и осознании необходимости "эволюции".

Научная новизна проявляется также во включении в исследование параграфа, посвященного сравнительному анализу языка и стиля архитекторов модернизма и постмодернизма, что внесло существенное дополнение в изучение этих культурных феноменов. Рассмотрение синтаксического, лек-сико-грамматического и риторического уровней языка теоретиков "современного" и "постсовременного" направлений позволило автору диссертации выявить универсальные моменты, свойственные стилю всех произведений каждой из эпох, иными словами, обозначить их языковые парадигмы. Например, рассмотрение синтаксического уровня языка текстов теоретиков архитектуры модернизма и постмодернизма позволило автору выявить определенную общность принципов построения предложений, характерную для представителей каждой из эпох. Это выразилось прежде всего в том, что тексты модернистов состоят преимущественно из простых односоставных предложений, выстроенных в строгую логическую цепочку, придающую их повествованию оттенок формульности. В отличие от афористичной, четкой формы выражения "современных" архитекторов, тексты представителей "постсовременного" направления изобилуют вводными оборотами, рассчитанными на усиление выразительности высказываний и придающими им оттенки самых разнообразных смыслов. Кроме того, в отличие от продуманных и логически безупречных текстов модернистов, работы постмодернистов содержат элементы импровизации.

Результаты проведенного сравнительного анализа языковой манеры модернистов и постмодернистов показали, что стиль языка архитекторов отражает их образ мышления, соответствует умонастроениям, социальной манере поведения, а также их творческой позиции.

Практическая значимость работы обусловлена содержащимися в ней методологическими и теоретическими разработками, необходимыми для дальнейшего изучения и анализа проблемы трансформации модернизма в постмодернизм. Положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках преподавания курсов истории и теории мировой культуры, социальной философии, эстетики, искусствоведения. Данная диссертация помогает определить значение архитектуры в организации социокультурного бытия человека, а также осознать связь культурных трансформаций с социальными. Изучение истоков архитектуры постмодернизма помогает пролить свет на явление постмодернизма - понятие, вокруг которого продолжаются научные споры.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры социальной философии Российского университета дружбы народов. Некоторые аргументы, примененные в диссертации, были представлены на конференции "философия достижимых целей" (Санкт-Петербург, 26 апреля 1998 г.), проводимой на базе философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета. Основные идеи диссертации отражены в статье "От модернизма к постмодернизму: социальные аспекты культурных трансформаций", помещенной в сборнике "философия, ценности, культура" (М., РУДН, 1998). Некоторые культурологические аспекты диссертации были апробированы в процессе проведения семинарских занятий по культурологии на сельскохозяйственном факультете РУДН в 1996-1997 учебном году и на юридическом факультете РУДН в 1997-1998 учебном году.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на параграфы, и заключения. Приложение включает цитируемую литературу, а также список источников и научных работ по исследуемой проблематике. Общий объем работы 145 стр.

 

Список научной литературыРябинина, Екатерина Платоновна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987

2. Архитектура и психология. М., 1993

3. Архитектура современного Запада. М., 1932

4. Архитектура 1990-х. Проблемы и концепции. М., 1995

5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994

6. Барт Р. Мифологии. М., 1996

7. Бодрийяр Ж. Система вещей. М. 1995

8. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. М.,1994. N 4,- с. 69-81

9. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. М., 1993. N 3. - с. 46-61Ю.Гараджа A.B. Деконструкция дерридизм - действие // Искусство.-М. 1989.- N 10.- с. 15-39

10. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М., 1984

11. Горюнов В.С.,Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера. С. Пб, 1994

12. Горюнов B.C. Эклектизм и революция в архитектуре: к теории исто-рико-архитектурного процесса XIX- первой трети XX вв. (автореферат). С.-Пб 1995

13. Гропиус В. Границы архитектурыю М., 1971

14. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. М., 1990

15. Делез 1. Различие и повторение. С.- Пб, 1998

16. Деррида 1. Письмо японскому другу // Вопросы философии.- М., 1992.- JV 4. с. 53-57

17. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодерна. М. ,1980

18. Брасов Б. С. Социальная культурология. М., 199620.Ёдике Юрген. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. М., 1972

19. Зыбайлов Л.К., Шапинский В. А. Постмодернизм. М., 1993

20. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М. 1986

21. Иконников A.B. Арзитектура XX в. Реальность и утопии. М., 1996

22. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., 1997

23. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1988

24. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996

25. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998

26. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. М., 1997.- N 4.- с. 6-32

27. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995

28. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. С.-Пб, 1997

29. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996

30. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна. М., 1996

31. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

32. Кулешова Г.И. Образы науки и архитектура научных комплексов // Вопросы философии. М., 1992.- № 4.- с. 22-30

33. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977

34. Ле Корбюзье, Ш.Э.Творческий путь. М., 1970

35. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

36. Лиотар Ж.Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература. М., 1994.- N 1.- с. 56-59ЗЭ.Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ай Маг^Ь пет-93. М., 1994

37. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972

38. Мачульский Г. К. Мис Ван дер Роэ. М. 1969

39. Метаморфозы культурных форм (методологические заметки). С.-Пб., 1994

40. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

41. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991

42. Постмодернизм и культура (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. М., 1993.- N 3. с. 3-16

43. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М. 1960

44. Силичев Д.А. Ж.Деррида: Деконструкция или философия в стиле постмодерн // философские науки. М., 1992.- N 3.- с. 103-118

45. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

46. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993

47. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.,1990

48. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1994

49. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. М., 1992.- N 4.- с. 40-52

50. Эрн И. Последние работы Ле Корбюзье. М., 1975 54.Эстетика. Словарь. М., 1989

51. Allen, Gerald. Charles Moore. New-York, 1981

52. America Builds (Source documents in American architecture and planning). London, 1983

53. Architecture 1970-1980: A decade of change. New-York, 1980

54. Architecture in an age of scepticism: A practicioners' anthology. London, 1984

55. Baker, G.N. Le Corbusier: An analysis of form. New-York, 1984

56. Blake, P. The master builders. New-York, 1969

57. Blaser W. Mies Van der Rohe. London, 1972

58. Blaser W. Mies Van der Rohe. Lehre und Schule Principles and school. Birkhauser, 1977

59. Boyd, Robin. The puzzle of architecture. New-York, 1965

60. Brolin, Brent C. The failure of modern architecture. London, 1976

61. Busionali, Alberto. Gropius. London, 1973

62. Cantacuzino, Sterban. Great modern architecture. London, 1966

63. Charles Moore, /by Gerald Allen/. New-York, 1981

64. Collins, Peter. Changing ideals in modern architecture 1750-1950. London, 1965

65. Cook, John Wesley, Klotz H. Conversations with architects: Philip Johnson, Kevin Rohe,., Charles Moore, Rober Venturi. New-York, 1973

66. Curtis, William. Le Corbusier: Ideas a. forms. Oxford, 1976

67. Drexler, Arthur. Transformations in modern architecture. London, 1980

68. Drew, Philip. Third generation. Tue changing meaning of architecture. New-York, 1972

69. Five architects: Eisenmann, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier. New-York, 1975

70. Forjadores de la architectura moderna. La Habana, 1970

71. Forsee, Aylesa. Men of modern architecture. Philadelphia, 1966

72. Frampton K. Modern architecture: a critical history. London, 1994

73. Franciscono, Marccl. W.Gropius and the creation of the Bauhaus in Weimar: the ideals and artistic theories of its founding years. 1971

74. Gossel, Peter. Architecture in the twentieth century. Köln, 1991

75. Handlin, D. American architecture. London, 1992

76. Hitchcock Henry Russell. Architecture: nineteenth and twentieth centuries. London, 1971

77. Hitchcock H.R., Johnson P. The international style. New-York, 1966

78. Jacobus, John N. Philip Johnson. New-York, 1962

79. Jacobus, John. Twentueth-century architecture. The middle years 1940-1965. New-York, 1966

80. Jencks, Charles. Architecture today. London, 1988

81. Jencks, Charles. What is Post-Modernism? London, 1986

82. Johnson, Philip. Architecture 1949-1965 /Album/. London, 1967

83. Johnson, Philip. Mies Van der Rohe. New-York, 1978

84. Johnson, Philip. Writings New-York 1979

85. Klotz, Heinrich. The history of postmodern architecture. London,1988

86. Le Corbusier /Works/. London, 1972

87. Le Corbusier in perspective. New-York, 1975

88. Leland M. Roth. A concise history of american architecture. New-York, 1980

89. Mies Van der Rohe /Album/. London, 1970

90. Modern architecture /by Vincent Scully/. New-York, 1992

91. Moore Charles, Allen Gerald. Dimensions. Space, shape & scale in architecture. New-York, 1976

92. Pardo, Vittorio Franchetti. Le Corbusier. The life and work. London, 1971

93. Peter, John. Masters of modern architecture. New-York, 1958

94. Pevsner, N. An outline of European architecture. London, 1990

95. Pevzner, N. The sources of modern architecture and design. New-York, 1968

96. Post-Modern visions: Drawings, paintings and model by contemporary architects. New-York, 1985

97. Programs and manifestoes on XX-th century architecture. Cambridge, 1977

98. Scruton, Roger. The classical vernacular: Architectural principles in an age of nihilism. Manchester, 1994

99. Sekler E. Le Corbusier at work. London, 1978

100. Sharp,Dennis. A visual history of twentieth-century architecture. London, 1972

101. Sharp, Dennis. Sources of modern architecture. London, 1981 106.Stern, Robert. Moderner Klassizismus. Stuttgart, 1990

102. Stern, Robert. New directions in American architecture. New-York,1969

103. Stern, Robert. Pride of place: Building the American dream. New-York, 1986

104. Twombly R. Frank Lloyd Wright: His life a. architecture. New-York, 1979HO.Venturi, Robert. Complexity and contradiction in architecture. New-York, 1977

105. Venturi, Robert. The learning from Las Vegas. London, 1976

106. Werner, Frank. Klassizismen und Klassiker: Tendenzen european GeGenwarts-architektur. Stuttgart, 1985

107. Wolfe, Tom. From Bauhaus to our house. New-York, 1981

108. Wright F.L. /Album/. London, 1970

109. Wright F.L. A testament. New-York, 1957

110. Wright F.L. An organic architecture. Cambridge, 1970

111. Wright F.L. In the cause of architecture /Essays 1901-1952/. New-York, 1975

112. Wright F.L. On architecture. Selected writings /1894-1940/. New-York, 1941

113. Writings on Wright. London, 1981

114. Zevi, Bruno. The modern language of architecture. Seattle; London, 1978