автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Гаюрова, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Гаюрова, Юлия Александровна

Введение.С.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы социально-психологических особенностей межэтнического взаимодействия.С.

1.1. Историческая ретроспектива межэтнического взаимодействия русских и татар Самарского Заволжья.С.

1.2. Современные реалии межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары (по данным социологического исследования).С.

1.3. Междисциплинарные исследования проблемы межэтнического взаимодействия в отечественной и зарубежной науке.С.

1.4. Особенности теоретического подхода к исследованию межэтнического взаимодействия в этноконтактной зоне. Гипотезы эмпирического исследования.С.

Глава 2. Социально-психологическое исследование особенностей межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары.С.

2.1. Характеристика объекта и предмета исследования. Методы исследования.С.

2.2. Социально-психологические показатели особенностей межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары: сравнительный анализ.С.

2.3. Этнокультурные детерминанты особенностей социально-перцептивной сферы русских и татар г. Самары: анализ корреляций.С.

2.3.1. Этнокультурные установки и особенности межэтнического восприятия.С.

2.3.2. Культурные ценности и особенности межэтнического восприятия.С.

2.4. Факторный анализ особенностей взаимодействия русских и татар г. Самары.С.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Гаюрова, Юлия Александровна

Актуальность исследования. Проблема взаимодействия этнических групп, проживающих на одной территории, в современном мире становится все более актуальной. Феномен мобилизации этничности является серьезным фактором борьбы за различные виды ресурсов - политических, экономических, социальных, правовых и т. д. Проживание на одной территории представителей этнических групп, имеющих существенные различия в численности, обусловливает, в первую очередь, у численно меньших и не доминирующих в культурно-языковом отношении групп населения зоны контакта активизацию установок на участие в разнонаправленных этнических процессах - этнической ассимиляции, аккультурации, этнической консолидации, межэтнической интеграции и др. Основными детерминантами данных процессов являются как внешние (общность территории, численное соотношение этноконтактных групп, культурно-языковое доминирование и др.), так и внутренние факторы (культурные ценности и установки на сохранение своих культурных и конфессиональных отличий).

Предпринятое исследование направлено на выявление того, каким образом этнические процессы в этноконтактной зоне могут проявиться на уровне социально-психологических показателей взаимодействия и взаимного восприятия этноконтактных групп. Особое звучание приобретает анализ социально-перцептивных и этнокультурных факторов, влияющих на межэтническую интеграцию и уровень этнической толерантности контактирующих групп. Своевременным представляется изучение феномена сохранения культурного своеобразия групп этнических меньшинств, проживающих в этноконтактной зоне с доминирующей в численном и культурно-языковом отношении этнической группой, социально-психологической основы этнической мобилизации, имеющей тенденцию проявляться в разной степени у групп, обладающих сходными этносоциологическими характеристиками.

Исследование особенностей взаимодействия представителей этноконтактных групп актуализировано как современным уровнем развития этнологического знания, так и социально-практической потребностью в обеспечении межконфессионального мира и межэтнического согласия. ОсобзАо значимость изучение социально-психологической основы относительно толерантного взаимодействия русских и татар г. Самары приобретает на фоне высокого потенциала межэтнической конфликтогенности в других регионах страны. В контексте исследования русско-татарского взаимодействия в данном регионе наиболее перспективным представляется изучение феномена сохранения этнокультурного своеобразия этнической группы татар, социально-психологической основы ее этномобилизационного потенциала, в сопоставлении с аналогичными тенденциями у остальных этнических меньшинств г. Самары.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема межэтнического взаимодействия групп, проживающих в течение длительного времени на одной территории или вновь вступающих в контакт друг с другом вследствие миграционных процессов, представлена многочисленными исследованиями в области этнологии, этнической социологии, политологии и демографии, социальной, этнической и кросс-культурной психологии.

Исследование факторов, влияющих на формирование социально-психологических особенностей межэтнического взаимодействия проводилось в отечественной и зарубежной науке с различных сторон: особенности влияния этнического статуса на сферу восприятия в межэтническом взаимодействии рассматривали отечественные исследователи (Л.М.Дробижева, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко и др.) и зарубежные ученые (Л.Десперс, Д.Майерс, Т.Шибутани и др.), фиксируя взаимосвязь таких явлений, как неравный статус и негативность гетеростереотипов, возникновение предрассудков, активизации действия механизмов социально-психологической защиты от этнокультурного влияния контактной группы и перцептивного «отдаления» в межэтническом взаимодействии, усиление внутриэтнической консолидации.

Помимо этнического статуса исследователями в качестве факторов, влияющих на формирование социально-психологических особенностей межэтнического взаимодействия, называются также общие исторические, демографические, этносоциальные, конфессиональные, хозяйственно-культурные, расово-антропологические, языковые факторы (Аклаев А.Р., Арутюнов С.А., Иванов В.Н., Кушнер П.И., Маликова Н.Р., Панеш Э.Х., Савва М.В., и др.), культурно-нормативные факторы, включая групповые ценности и нормы, кросс-культурные и мн. др. параметры существования общности, находящейся в подобного рода контакте (Bochner S., Triandis Н., Benedict R., Hui C.H., Triandis H. и др.).

Проблема социальной перцепции, ее роли в формировании этнического самосознания, стереотипов и установок, составляющих социально-психологическую основу взаимодействия этносов, раскрыта в мировой психологической и социологической науке в трудах отечественных и зарубежных ученых (Агеев B.C., Андреева Г.М., Выготский Л.С., Дробижева Л.М., Лебедева Н.М., Поршнев Б.Ф., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г., Столин В., Хотинец В.Ю., Bochner S., Mead G.H., Triandis Н.С. и др.). За рубежом данная проблематика представлена концепциями «значимого другого» Г.Салливана, «обобщенного другого» Д.Мида, социальной идентичности Г.Тэшфела и Дж.Тернера и многими другими.

Феномен этнической толерантности - интолерантности, как характерных проявлений социально-психологических особенностей взаимодействия этносов в поликультурных регионах, активно изучался в последние десятилетия канадскими исследователями (Вепу J.W., КаИп R., M.Pleasants и др.). В отечественной науке в этом направлении работает ряд ученых (Л.М. Дробижева, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Л.И.Науменко, Г.У.Солдатова и др.), исследующих социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия и этнической толерантности.

Особенности взаимодействия этнических групп, населяющих территорию Самарского Заволжья и соседствующих друг с другом на протяжении длительного времени (начиная с XVI в.), рассматриваются в трудах историков-краеведов, этнографов (Ведерникова Т.Н., Фокин П.П., Ягафова Е.А., Воробьев Н.И., Исхаков Д.М., Кузеев Р.Г., Нестеров В.А., Фирсов H.A. и др.), а также в отдельных исследованиях этносоциологических и этнопсихологических процессов, происходящих в данной этноконтактной зоне (Жидкова С.К., Кандауров СП., Курятников В.Н., Металина Т.А., Романов П.К., Львина Е.Д. и др.).

На наш взгляд, при изучении проблемы межэтнического взаимодействия русских и татар (доминирующего по численности этноса и этнического меньшинства) особое внимание должно уделяться исследованию совокупности социально-экономических, политических, идеологических, этнокультурных и других факторов (от уровня плотности контактов до социо- и этнокультурных детерминант существования этноса), определяющих специфику взаимодействия этноконтактных групп, в том числе.уровень толерантности в межэтническом взаимодействии. Приходится констатировать, что в настоящее время по данной проблеме нет законченного и целостного исследования, посвященного социально-психологическим особенностям взаимодействия татар и русских в регионах и факторам, обуславливающим эту специфику.

Цель исследования - на основе комплексного анализа изучить социально-психологические особенности взаимодействия русских и татар г. Самары и факторы их формирования.

Объект исследования - представители этнических групп русских, татар и чувашей г. Самары.

Предмет исследования - социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары.

Гипотезы;

• Генеральная гипотеза: межэтническое взаимодействие русских и татар г. Самары во многом является следствием социально обусловленных исторических и современных реалий совместной жизнедеятельности в этноконтактной зоне.

• Вспомогательные гипотезы:

1. Длительная история сосуществования этноконтактных групп на территории г. Самары позволила сформироваться в данном субрегионе социально-психологической общности, включающей различные этноконтактные группы и характеризующейся сходством культурных ценностей и установок представителей данных групп;

2. Численность является одним из наиболее значимых факторов, определяющих специфику взаимодействия представителей групп этнических меньшинств с этническим большинством. В социально-психологических показателях это может проявляться в более выраженных установках на общение у представителей грзшп этнических меньшинств с представителями этнического большинства;

3. Специфика русско-татарских отношений выходит за рамки проявления феномена статусных различий: различия в направленности этнокультурных установок и типах культурных ценностей, возможно, являются важнейшими факторами межэтнического восприятия и взаимодействия представителей исследуемых этноконтактных групп;

4. Различия в степени осознания значимости этнической и конфессиональной принадлежности для русских и татар и в степени их ориентированности на поддержание самобытности своей культуры в большой степени влияют на особенности русско-татарского взаимодействия;

5. Ориентированность татар на поддержание этнокультурной самобытности своей этнической культуры может обуславливать социально-психологическое и этнокультурное дистанцирование по отношению к русским, активизацию механизмов внутриэтнической консолидации, этнической и этнокультурной мобилизации у татарской группы населения г. Самары, в отличие от остальных этнических меньшинств г. Самары;

6. Социально-психологическое и этнокультурное дистанцирование татар не сопряжено с усилением этнической интолерантности по отношению к русским и активизацией механизмов социально-перцептивного «отдаления» со стороны русских г. Самары.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью исследования и сформулированными гипотезами исследования решается ряд научно-исследовательских задач:

1. На основе сравнительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы показать возможные теоретико-методологические подходы к изучению межэтнического взаимодействия в этноконтактных зонах;

2. Рассмотреть объект исследования в историко-социологической ретроспективе и в современной социальной динамике;

3. Определить социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары посредством анализа основных показателей, характеризуюш[их социально-перцептивную и этнокультурную сферы взаимодействия исследуемых народов;

4. Для выявления специфики взаимодействия русских и татар, сопоставить данные эмпирического исследования этнопсихологической специфики социально-перцептивной и ценностно-мотивационной сфер респондентов татарской группы с данными по группе чувашских респондентов;

5. Выявить наиболее значимые факторы, влияющие на формирование социально-психологических особенностей русско-татарского взаимодействия в данной этноконтактной зоне.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых - этнологов, историков, этносоциологов, специалистов в области этнической и кросс-культурной психологии, исследовавших проблемы межэтнического взаимодействия, философов, культурологов. Среди них - как фундаментальные исследовательские труды, являющиеся источником концептуальных и методологических позиций, так и прикладные исследования, раскрывающие те или иные аспекты межэтнического взаимодействия. Базовыми для диссертационного исследования стали теоретические позиции ученых, исследовавших проблему взаимодействия этносов с позиций истории и этнографии (CA. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, М.В. Крюков, CA. Токарев, H.H. Чебоксаров и др.), культурологии и философии культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Э.С Маркарян и др.), этнической политологии (Р.Г. Абдулатипов, В.А. Тишков и др.), этнической социологии (Ю.В. Арутюнян, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Л.Г. Ионии, П.И. Кушнер, Н.Р. Маликова, В.В. Пименов, М.В. Савва, A.A. Сусоколов), а также социальной, этнической и кросс-культурной психологии (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Л.С Выготский, И.С Кон, Н.М. Лебедева, Б.Ф. Поршнев, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова и др.). Изучение проблемы межэтнического взаимодействия во многом базируется на трудах зарубежньк зАеных, исследовавших феномен межгруппового взаимодействия в контексте культуры (Y. Amir, M. Argyle, F. Bartli, J.W. Berry, S. Boclmer, G. De Vos, W.B. Gudykunst, С Kluckhohn, H. Tajfel, H . C Triandis, J.C Turner и др.).

Методы исследования. В исследовании, наряду с анализом историко-архивных материалов, использовался набор этнопсихологических методик, позволяющих подробно изучить социально-психологическую специфику межэтнического взаимодействия этноконтактных групп. В процессе эмпирического исследования использовались методы социально-психологического опроса и стандартизованного интервью. В авторский вопросник вошли: методы, направленные на исследование этнической идентичности и социальной перцепции в межэтническом взаимодействии (метод этнических авто- и гетеростереотипов Д.Катца и К.Брели (Katz, Braly, 1933), шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus, 1959), тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» (Kuhn, McPartland, 1954), вопросы из анкет Н.М.Лебедевой, Г.У.Солдатовой и авторские вопросы, нацеленные на выявление этнокультурных установок и установок на межэтническое общение и взаимодействие, а также метод кросс-культурного исследования ценностей С. Шварца (Schwartz, 1992). Социально-психологические показатели, выявляемые с помощью данных методик, сгруппированы в следующие тематические блоки: «Этническое самосознание -этническая идентичность», «Культурные детерминанты» и «Установки на межэтническое взаимодействие». Исследование проводилось в 2000-2001 гг. в г. Самаре.

Источниковая база исследования. Источниковой базой для исторической части исследования послужили следующие материалы: Национальный состав населения РСФСР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Национальный состав населения Куйбышевской области (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Сборник статистических сведений по Самарской губернии (1883 - 1890 гг.) Сборник хозяйственно-статистических сведений по Самарской губернии (1912 г.). Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии (1882 г.), Списки населенных мест Российской империи, издававшиеся в Санкт-Петербурге издательством Центрального Статистического Комитета МВД (1864), Список населенных мест Самарской губернии (1900 г., 1910 г.), периодическое издание Самарской Епархии - Самарские Епархиальные ведомости (за 1867 - 1916 гг.), Статистические таблицы Самарской губернии (1869 - 1871 гг.) и др. В качестве источников при написании исследования привлекались также неопубликованные материалы (фонды и описи) Государственного Архива Самарской области (ГАСО) и Самарского Государственного архива социально-политических исследований (СОГАСПИ) в г. Самара. Данные источники являются основой для исследования этнодемографических процессов на территории Самарской губернии с сер. XIX по н. ХХв. и представляют собой статистические данные по численности населения г. Самары и, в целом, Самарской области по различным категориям, включая этническую принадлежность, что позволяет проследить социально-историческую динамику этнических и этнокультурных процессов на территории Самарского края.

Особую научную значимость данной работе придает использование автором в ходе написания исследования двух видов источников: 1) опубликованных и архивных материалов, содержащих информацию о динамике численности населения г. Самары и Самарской области по этническому признаку и 2) данных проведенного автором в 2000 г. и 2001 г. социально-психологического опроса представителей русского, татарского и чувашского населения г. Самары. Это позволяет увидеть предмет исследования - особенности межэтнического взаимодействия русских и татар в данной зоне контакта - во временной динамике и во взаимосвязи явлений социально-исторического, этнокультурного, конфессионального, политического и социально-психологического характера.

Эмпирическая база исследования: результаты проведенных автором диссертации в 2000 - 2001 гг. опросов среди представителей групп русских, татар и чувашей (N=350), проживающих в г. Самара. Среди опрошенных: русских - 150 чел. (мужчин - 65, женщин -85, в возрасте от 17 до 35 лет - 86 чел., от 35 до 65 и выше - 64 чел.); татар - 150 чел. (мужчин - 69, женщин - 81, в возрасте от 17 до 35 - 80 чел., от 35 до 65 и выше - 70); чувашей - 50 чел. (мужчин: 19, женщин - 31, в возрасте от 17 до 35 - 30 чел., от 35 до 65 и выше - 20 чел.). Выборка представителей трех исследуемых групп уравновешена по возрасту и полу. Опрос одного человека в среднем занимал 50-100 мин.

Основные результаты исследования и положения, выносимые на защиту:

1. Особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары во многом являются следствием социально обусловленных исторических и современных реалий совместной жизнедеятельности в этноконтактной зоне, в том числе,существованием градаций по статусу «этническое меньшинство» - «этническое большинство»;

2. Длительная история совместного существования этноконтактных групп на территории г. Самары позволила сформироваться на субрегиональном уровне социально-психологической общности, включающей различные этноконтактные группы и характеризующейся сходством культурных ценностей и установок представителей данных гр)Ч1п (в т. ч., установок в отношении этнических различий, их минимизации на уровне сознания), что обусловило высокую степень межэтнической интеграции и межэтнической толерантности;

3. Численное соотношение этноконтактных групп является определяющим фактором формирования особенностей взаимодействия представителей этнических меньшинств с представителями этнического большинства. Это выражается в позитивной направленности установок у представителей этнических меньшинств на общение с доминирующим этносом и с представителями других общностей данной этноконтактной зоны;

4. Специфика русско-татарских отношений в г. Самары обусловлена в большой степени различиями в направленности этнокультурных установок и типах культурных ценностей, а также в степени осознания значимости этнической и конфессиональной принадлежности у представителей исследуемых групп;

5. Ориентированность татар на поддержание своей этнической идентичности предопределяет более выраженные, по сравнению с другими этническими меньшинствами г. Самары, установки на этнокультурное дистанцирование от русских и внутриэтническую консолидацию, которые являются механизмом социально-психологической защиты от аккультурационного влияния численно доминирующей этноконтактной группы;

6. Более выраженная активизация социально-психологических механизмов защиты от инокультурного влияния у татар,вследствие численного доминирования русских в г. Самаре не обусловило, по результатам проведенного исследования, негативной реакции со стороны русской группы респондентов, а напротив, вызывает позитивную в целом оценку уровня внутригрупповой сплоченности татар.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В комплексном исследовании специфики взаимодействия групп этнического большинства и этнического меньшинства на примере русско-татарского взаимодействия в г. Самаре впервые привлечены историко-архивные материалы и данные этнопсихологического опроса русского, татарского и чувашского населения г. Самары.

Впервые проведено эмпирическое социально-психологическое исследование особенностей межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары посредством сопоставительного анализа с данными, ползАенными при опросе чувашской группы респондентов. Это позволило выявить специфику русско-татарского взаимодействия и основные факторы, влияющие на эту специфику (различия в этнокультурных ценностях и установках). Комплексное кросс-культурные исследование основных этнопсихологических показателей и эмпирических индикаторов изучаемого процесса, включая сравнительный, корреляционный и факторный виды анализа, существенно дополняет систему научных знаний об указанных этнических группах и создает предпосылки для научного прогнозирования развития межэтнических отнощений и для последующих исследований в данной предметной области.

Практическая значимость результатов исследования. Исследования в данном направлении могут стать основой для практических действий в сфере национальной политики на региональном и субрегиональном уровнях, быть учтены при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических социальных программ оптимизации межэтнического взаимодействия, что может являться основным условием эффективности достижения целей толерантного сосуществование этносов в этноконтактных зонах различных регионов и Российской Федерации, в целом. Результаты исследования могут послужить методологической, методической и информационно-аналитической основой для практической деятельности по решению задач обеспечения межконфессионального мира и межэтнического согласия, а также при разработке учебных программ и лекционных курсов по этнологии, этнической социологии и этнической психологии.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной методики исследования с привлечением апробированных социально-психологических методов исследования, обоснованностью выборки, применением методов математической статистики при обработке и оценке достоверности полученных результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Культурная целостность и толерантность Поволжской этничности в современном пространстве русского языкового союза» (2000 г., г. Самара), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (2000 г., Самара), на IV Конгрессе этнологов и антропологов России (2001 г., Нальчик). Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях сектора этнической экологии и отдела этносоциологии и этнопсихологии Института этнологии и антропологии РАН. Результаты исследований отражены в 5-ти публикациях автора, непосредственно посвященных теме диссертации, общим объемом 2,5 печатных листа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары"

Заключение.

Этнос как явление объективной реальности является объектом изучения различных дисциплин, по-разному раскрывающих проблему этноса и его взаимодействия с другими этносами как элементами внешней среды. Построение общей схемы концепций, в которых так или иначе отражается и находит свою интерпретацию феномен межэтнического взаимодействия, в определенной мере приближает к пониманию, как необходимого в исследовании, факта множественности сознаний, описанного М.М.Бахтиным: «единая истина требует множественности сознаний <.>, она принципиально невместима в пределы одного сознания <. .>, по природе событийна и рождается в точке соприкосновения разных сознаний» (Бахтин, 1972. С. 135). Это положение также соответствует мысли о том, что «многообразию исходных познавательных установок соответствует множество концепций культуры, отличных друг от друга» (Соколов, 1972. С. 33) и представляющих по отношению

К последующим исследованиям совокупный базовый материал для теоретических построений и практического освоения реальности. Этот материал, будучи впоследствии подвергнут сознательной обработке с новых познавательных позиций, формирует новые уровни восприятия событий и явлений, а значит, требует своего детального учета как представляющий ценность для будущего науки.

Важнейшим в исследовании особенностей межэтнического взаимодействия в полиэтнической и поликультурной этноконтактной зоне стал социально-психологический подход, методологической основой которого является теория межгруппового и межэтнического взаимодействия в социальной психологии, сочетающийся в нашем исследовании с концептуальным этнологическим, конфликтологическим и другими подходами.

Особенностью исследуемой этноконтактной зоны является наличие предпосылок для существования социально-психологической общности, образовавшейся на основании объективных факторов (длительного сосуществования этнических групп на одной территории, численного соотношения и т. д.) и субъективных (сходства ценностных ориентации представителей всех исследуемых групп и тенденции минимизации значимости фактора этничности в повседневной жизни).

Специфика взаимодействия этнического большинства с этническими меньшинствами имеет характер взаимодополнительного существования. Важным социально-психологическим основанием этого является несовпадение статусно детерминированных установок на внутриэтническое и межэтническое взаимодействие. Представления о большей сплоченности своего народа у представителей этнических меньшинств сочетаются с восприятием представителей этнического большинства собственного народа как более разобщенного. Особенности перцептивных процессов этнических большинства и меньшинства могут служить условием активизации процессов межэтнической интеграции, в противовес процессам ассимиляции или сепарации и являться существенной основой для взаимодополнительного сосуществования этноконтактных групп, что подтверждено данными сравнительного анализа.

Межэтническое взаимодействие исследуемых групп характеризуется достаточно высоким уровнем интенсивности межэтнических контактов, отсутствием четких границ общения по этническому признаку. Об этом можно судить по совпадению взаимных оценок и самооценок респондентов трех исследуемых групп по обозначенным в ходе опроса параметрам.

Специфика русско-татарских отнощений в г. Самары обусловлена в большой степени имеющимися различиями в степени осознания значимости этнической и конфессиональной принадлежности, в направленности этнокультурных установок и типах культурных ценностей. Особенностями русско-татарского взаимодействия, выявленными при сопоставительном анализе с данными чувашских респондентов, является тенденция внутригрупповой консолидации и этнической мобилизации татар на основе высокой степени значимости этнической принадлежности и значимости этнокультурных оснований идентификации, что находит свое проявление в следующих показателях:

• наличие более высокого уровня значимости этнической и конфессиональной принадлежности у татарских респондентов, чем у русских и чувашей,

• признание татарами важности этнической принадлежности для внутригруппового взаимодействия в большей мере, чем для межэтнического,

• особенности ценностных ориентации, выявляющие склонность к индивидуализму в выборе поведенческой стратегии и стратегии мышления у русских и чувашей и к коллективизму у татар,

• предпочтение татарами взаимодействия с русскими на среднем уровне социально-психологической близости, что также сочетается с негативным отношением к межэтническим бракам и направленностью на сохранение и поддержание своей культуры. Особенности этнокультурной ориентации оказывают существенное влияние на уровень этнокультурной дистанцированности татар в отношении русских и на активизацию механизмов внутриэтнической консолидации этноса и социально-психологической защиты от доминирующего инокультурного влияния. Ориентированность татар на поддержание своей этнической идентичности предопределяет выраженные, по сравнению с чувашами, установки на этнокультурное и социально-психологическое дистанцирование от русских и внутриэтническую консолидацию. В этом проявляется механизм социально-психологической защиты от аккультурационного влияния численно доминирующей этноконтактной группы.

Более выраженная активизация социально-психологических механизмов защиты от инокультурного влияния у татар вследствие численного доминирования русских в г. Самаре не обусловила, по результатам проведенного исследования, негативной реакции со стороны русской гр5Ч1пы респондентов, а напротив, вызывает позитивнзчо в целом оценку уровня внутригрупповой сплоченности татар. Русские респонденты, имеющие установки на сохранение этнокультурной самобытности, ориентированы на толерантное межэтническое взаимодействие. Русским во взаимодействии с татарами свойственно проявлять в значительно меньшей степени тенденцию защиты от воздействия иной культуры и тенденцию консолидации; это может объясняться социально-психологическим проявлением феномена «большой нации», или «статуса большинства».

 

Список научной литературыГаюрова, Юлия Александровна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Иванов А. Фанатизм татар-мусульман, как главное препятствие успешной проповеди христианской среди инородцев // Самар. епарх. ведомости: Часть неофиц. 1906. - № 23 (1 дек.). - С. 985-986.2. ГАСО-Ф.5.ОП.9.Д.107.

2. Каменецкий А. Местные условия деятельности Самарского духовенства в отношении распространения и утверждения уAмстухAис-тьа//CcKЛcxCictwe епйА>сиаАьйые ъе

3. Национальный состав населения Куйбышевской области (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.): Сб. Куйбышев: Госкомстат РСФСР; Куйбышевское обл. управ, статистики, 1990.

4. Национальный состав населения РСФСР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). М.: Республиканский инф.-издат. центр, 1990.

5. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.ХХХУТ. -Самарская губерния. - СПб., 1904.

6. СОГАСПИ-Ф. 1.0п.1.Ед.хр.137.Л.1.

7. СОГАСПИ-Ф. 1.0п.1.Ед.хр. 12 14. Л.38.

8. Самарские Епархиальные ведомости. Часть неофиц. - Самара, 1867. - № 6.

9. Самарские Епархиальные ведомости. Часть офиц. - Самара, 1867. - № 8.

10. Самарские Епархиальные ведомости. Часть офиц. - Самара, 1869. - № 4.

11. Самарские Епархиальные ведомости. Часть неофиц. - Самара, 1875. - № 4.

12. Сборник статистических сведений по Самарской губернии: В 7 т. Т.5. - Самара, 1833- 1890.

13. Сборник хозяйственно-статистических сведений по Самарской губернии. Вьщ.1. -Самара, 1912.

14. Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии. Т.8. - Вып. 1. -Самара: земская тип., 1892.

15. Списки населенных мест Российской империи. Вып. 36. - Самарская губерния. -СПб.: изд-во Центр. Стат. Ком. МВД, 1864.

16. Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года. Самара, 1890.

17. Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1900.

18. Список населенных мест Самарской губернии, составленный в 1910 году. Самара: Губернская типогр., 1910.

19. Статистические таблицы Самарской губернии. Отдел 1.1 (состав народонаселения Самарской Епархии по вероисповеданиям). Самара: Изд-е Сам. Губ. стат. комитета, 1870.

20. Статистические таблицы Самарской губернии. Отдел 1.2 (состав народонаселения Самарской губернии). Самара: Изд-е Сам. Губ. стат. комитета, 1870.

21. Список использованной литературы:1. 150 лет Самарской губернии (цифры и факты): Ст. сб. Самара: Самарский Дом печати, 2000. - 408 с.

22. Абдулатипов Р.Г. Нациоц/иггьные отношения и политика общественного согласия// Этнополотический вестник. М., 1995. - № 2. - С. 15-35.

23. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

24. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.

25. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Учебн. пособие. Ставрополь: СГПИ, 1983. - 222 с.

26. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология// Социол. исслед. -1996.-№12.-С.43-50.

27. Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии// Вопр. психол. 1980. - № 4. - С. 151-160.

28. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-240 с.

29. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. - 143 с.

30. Агеев B.C., Толмачева А.К. Социальная среда. Межгрупповое взаимодействие и социальная идентичность личности. М., 1987.

31. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?// Этногр. Обозрение. 1996. - № 1. - С. 13-23.

32. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

33. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1,2. - М., 1980. - 287 с.

34. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 339 с.

35. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 1997.

36. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 1999.

37. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.

38. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 3 -18.

39. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии// Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. - С. 11-41.

40. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма// Этнограф, обозрение. 1993.-№ 4. - С. 41-56.

41. Арутюнов С. А. Этнические процессы и язык// Расы и народы. Вып. 15. - 1985. - С. 30-56.

42. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

43. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание// Социол. исслед. 1990. - № 7. - С. 42 - 50.

44. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура// Сов. этнография. 1985. - № 2. - С. 36-46.

45. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности// Социальная идентификация личности. М., 1993.

46. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. - 470 с.

47. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 256 с.

48. Биологические аспекты кибернетики. М., 1962. - С. 238 с.

49. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности// Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. - С. 35 - 63.

50. Бодалев А. А. Общение и формирование личности// Социальная психология личности. -М.: Наука, 1979.-С. 25-35.

51. Бодалев А.А., Куницын В.Н. Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности// Человек и общество. Проблемы социализации индивида/Под ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. Вып. 9. - Л., 1971. - С. 151 -160.

52. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. - 187 с.

53. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. - 352 с.

54. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм// Вести. АН СССР. 1970 . - № 8. -С. 48-54.

55. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 282 с.

56. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.

57. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. 334 с.

58. Брушлинский A.B. Субъект деятельности и обратная связь//Системные аспекты психической деятельности/ Под ред. К.В.Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 153-177.

59. Бызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов// Психол. журн. 1998. - № 5. - С.60-71.

60. Ведерникова Т.П. Расселение татар в степном Заволжье (Самарской губернии) в XVIII XIX вв.// Проблемы истории СССР. - Вып. XII. - М., 1981а. -С,87-9А.

61. Ведерникова Т.Н. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. -Самара, 1991.-119 с. Л

62. Ведерникова Т.И. Формирование этнически смешанного населения Степного Заволжья (Самарской губернии) в середине XVII середине XIX вв. - Дисс. . канд. наук. -М., 19816.

63. Ведерникова Т. И. Этнография Самарского края // Самарская область (география и история, экономика и культура): Учеб. пособие. Самара, 1996.-С-547-563.

64. Ведерникова Т.Н., Фокин П.П., Ягафова Е.А. и др. Этнография Самарской Луки. Топонимика Самарской Луки. Самара, 1996.

65. Винер И. Кибернетика и общество. М., 1958.

66. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

67. Воробьев Н.И. Происхождение казанских татар по данным этнографии // Сов. этнография. -1946. № 3. - С. 75-87.

68. Воронцов B.C. Некоторые особенности национального самосознания студентов-удмуртов.// Вестник Удмуртского университета. 1992. № 6. С. 89-90.

69. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

70. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.

71. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. Т.З. - М.: Педагогика, 1983. - 367с.

72. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.

73. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. -Вып. 1.-м., 1990.-С. 57-83.

74. Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.

75. Гузенкова Т.С. Межэтнические контакты и их роль в этническом процессе (По материалам стат.-этногр.обследования в Чуваш. АССР): Автореф. дне. . канд. ист. наук / АН СССР. Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая АН. М., 1984. - 21 с.

76. Гузенкова Т.С. Межэтническое взаимодействие в социальных микросредах// Чуваши: современные этнокультурные процессы. -М.: Наука, 1988. С. 53-71.

77. Гумилев Л.Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли. М.: Ин-т ДИ - ДИК, 1997. -637 с.

78. Гумилев Л.Н. О термине этнос. Этнос как явление // Докл. отделений и комиссий Географического Общества СССР. Л., 1967. - Вып.З. - С.13-17, 90-107.

79. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера //Природа. 1970. - № 1. - С.46-55; № 2. - С.43-50.

80. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 3-е изд. - СПб., 1868.

81. Джарьшгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке// Сов. этнография. -1987. № 4. - С. 9-21.

82. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

83. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения// Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С. 153-162.

84. Дробижева Л.М. Психологические аспекты национальных отношений//Социальное и национальное. М., 1973.

85. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1997. - 382 с.

86. Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР). // Советская этнография. 1981 N3. С. 11 -22.

87. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М., 1982.

88. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: Статьи и доклады 90-х годов. -Наука, 1999.-3 52 с.

89. Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII XIX вв.// Сов. Этнография. - 1980. - №4. с. 25 -39.

90. Исхаков Д.М. Татары (Популярный очерк этнАческой истории и демографии) // Татары. Набереж. Челны, 1993.

91. Исхаков Д.М. Формирование национального самосознания татар: проблема становления (XVIII начало XX в.в.) // Культура, искусство татарского народа: истоки, трагедии, взаимосвязи. - Казань, 1993.—С.1\6- 124.

92. Кожин П.П. Традиция в системе этноса// Этнограф, обозрение. 1997. - № 6.

93. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Сов. этнография. 1974. - № 2. - С. 24-38.

94. Козлов В.И. Проблемы фиксации этнических процессов. М.: Наука, 1973. - 14 с.

95. Комарова О.Д. Современные миграции населения из русских сел Закавказья // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. - С. 105 - 144.

96. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений)// Новый мир. 1966. - № 9. - С. 187 - 206.

97. Корнилова Т.В., Парамей Г.В., Ениколопов С.Н. Апробация методики А.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках// Психол. журн. 1995. - №2, Т.16.-С. 142-151.

98. Коростелев А.Д. Европейские и восточные культурные ориентации: еще одно измерение российской действительности // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. -М., 1997. -С. 114-134 с.

99. Крайнева T.B. Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете (1919 1929)// Краеведческие записки. - Самара, 1995. -Вып.УП.-С. 163-173.

100. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд "Социальный мониторинг", 1995.

101. Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в малой группе// Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1985. - С. 105-114.

102. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза// Расы и народы: Ежегод. 1976. - № 6. - С. 42-64.

103. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.

104. Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981. 238 с.

105. Куницын В.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации// Человек и общество. Проблемы социализации индивида/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. -Вып. 9.-Л., 1971.-С. 184- 193.

106. Кушнер П.И. (Кнышев). Этнические территории и этнические градицы. М., 1951.

107. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1985. 24 с.

108. Лашук Л.П. Введение в историческую социологию: Учебн. пособие. Вып. 1: Историография и методология исторической социологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. -172 с.

109. Лашук Л.П. Введение в историческую социологию: Учебн. пособие. Вып. 2: Конкретные проблемы исторической социологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. - 148 с.

110. Лебедев П.Н. Социализация индивида и воспроизводство общества// Человек и общество. Проблемы социализации индивида/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. -Вып. 9.-Л., 1971.-С. 56- 87.

111. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1995. 299 с.

112. Лебедева Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации этнопереселенческих групп. Дисс. канд. псих. наук. М., 1989. 207 с.

113. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии// Этническая экология: теория и практика. М.: Наука,1991. - С.ЮО - 125.

114. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. 195 с.

115. Лебедева Н.М. Социально-психологическая аккультурация этнических групп. Дисс. докт. псих. наук. М., 1997.

116. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Старый сад, 1998.315с.

117. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века//Психол. журн. 2000. -Т.21.-№3. -С. 73-87.

118. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. - б02с.

119. Левкович В. П. Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен// Психол. журн. 1995. - Т. 16, № 2. - С. 70-81.

120. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 138153.

121. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, 1959.

122. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981. - 584с.

123. Леонтьев В.Г. Учение о природе и формировании мотивации в зарубежной и советской психологии// Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985. - С. 3 - 26.

124. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопр. филос. 1996. - № 4. - С. 15 - 27.

125. Лурье СВ. Историческая этнология. 1-е изд. М., Аспект Пресс, 1997. 448 с. -(Программа "Высшее образование") ; 2-е изд. М., Аспект Пресс, 1998. - 448 с.

126. Львина Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (на материале исследования русских, мордвы, татар и чувашей): Автореф. дисс. . канд психол. наук. Самара, 2000. - 23 с.

127. Маликова Н.Р. Этнические стереотипы в контексте политизированной этничности // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 54-65.

128. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М., ин-т социологии АН СССР, 1990. 119 с.

129. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции// Сов. этнография. 1981. -№ 2. - С. 78-97.

130. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. - 430 с.

131. Методы социальной психологии. Л., 1977. - 175 с.

132. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с.

133. ИЗ. Мухина B.C. Психология межнациональных отношений и воздействие на нее средствами массовой информации// Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. М., 1989. - Ч. 1. - С. 170-189.

134. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психол. журн. 1994. - Т. 15, №3.-С. 42-49.

135. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969. - 246 с.

136. Население России за 100 лет (1897 1997): Ст. сб. - М., 1998. - 222 с.

137. Национальные отношения в Самаре: Отчет социологического исследования / Исполнители: Жидкова С.К., Кандауров СП., Курятников В.Н., Металина Т.А., Романов П.К.-Самара, 1996.-72 с.

138. Нестеров В.А. Нерусские помещики и их крестьяне в Среднем Поволжье (вторая половина XVI XVII в.)// Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья (XVII - нач.ХХ в.). - Саранск, 1979. - СЮ - 28.

139. Никитин В.Б., Спиридонов Л.И., Фомин Э.А. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации// Человек и общество. Проблемы социализации индивида/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. Вып. 9. - Л., 1971. - С 110 -118.

140. Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979.

141. Наин Э.А. Система территориальных общностей и ее роль в формировании и воспроизводстве этнокультурных традиций в условиях урбанизации// Сов. этнография.1987.-№1.-С. 10-24.

142. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб.: Европейский дом, 1996. -303 с.

143. Парамей Г.В. Опросник А.Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений»: принцип построения и применение// Психол. журн. 1998, Т.19. - № 5. - С. 119-130.

144. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / Ред. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

145. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М., 1990.

146. Пиаже А. Избранные психологические труды. М., 1969. -659 с.

147. Пименов В.В. Еще раз об определении понятия «этнос»// Вопросы археологии Урала. -Вып. 13.- Свердловск, 1975.

148. Пименов В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы)// Расы и народы: Ежегодн.-Вьш. 16.- 1986.-С. 12-31.

149. Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса: Автореф. Дне. .д-ра ист. наук. -М., 1978.-31 с.

150. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат// Этнология: Учебн. для вузов/ Э.Г.Александренков, Л.Б.Заседателева, Ю.И.Зверева, и др. -М.: Наука, 1994. С. 5-14.

151. Пископпель A.A. Этничность и «внутренняя природа» человека// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции: Сб. статей. Вып. 5. - М., 1998. - С. 19-36.

152. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история// История и психология. М., 1971. - С.7-35.

153. Порщнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., Наука, 1979. 232 с.

154. Порщнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., Наука, 1964. 11 с.

155. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., Наука, 1973.13 с.

156. Потемкина О.Ф. Методы психодиагностики социально-психологических установок личности// Методы психологической диагностики. Вып. 1. - М., 1993. - С. 79 - 86.

157. Прикладная социальная психология: Учебн. пособие. М.; Воронеж, 1998. - 687 с.

158. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. - 368 с.

159. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

160. Раев А.И. Нравственное убеждение как объект психологического исследования// Психологические проблемы развития нравственных убеждений: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1987.-С. 3-11.

161. Рокитянский В.Р. Мир традиций. I. Традиция: строение и метаморфозы// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции: Сб. статей. Вьш. 5. - М., 1998. - С. 85126.

162. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1, 2. - М.:Педагогика,1989. -328 с.

163. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, 1997. - 171 с.

164. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебн. пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 203 с.

165. Советский простой человек: опыт социологического портрета на рубеже 90-х. М., 1993.

166. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.:Наука, 1972. - 228 с.

167. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988.

168. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл. 1998. 387 с.

169. Социальная психология/ Под ред. Г.П.Предвечного. М., 1975.

170. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. Под ред. Шихирева П.Н. М., РАН, 1993.

171. Справочник административно-территориального деления Самарской области (на 1 февраля 1992 г.). Самара, 1992. - 86 с.

172. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., изд-во МГУ, 1987. С, 242-250.

173. Стефаненко Т.Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях: дис. . канд. псих. наук. М., 1989.

174. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, "Академический проект", 1999. - 320 с.

175. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

176. Сусоколов A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты. // Советская этнография. 1972, N 5. С. 73-78.

177. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы. -Вып. 20.- 1990.-С. 5-40.

178. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

179. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций. М.: Наука, 1985. - 150 с.

180. Терентьева Л.Н. Некоторые стороны этнических процессов в Поволжье, Приуралье и на Европейском Севере СССР//СЭ. 1976. № 6.

181. Тимофеев Т.Т. Проблемы национальных отношений и толерантности в контексте глобализации (социально-экономические и политические аспекты)// Проблемы национальных отношений в условиях глобализации. Политика. Экономика. Этносы. М.: ГУ МДН, 2001.-336 с.

182. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях (по материалам русско-татарских семей г. Казани): Автореф. дис. . канд. ист. наук / РАН, Уф. науч. центр; Отд. народов Урала с музеем арх. и этнографии. Уфа, 1995. - 16 с.

183. Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996. 100.

184. Тишков В.А. О феномене этничности// Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

185. Токарев CA. Проблема типологии этнических общностей// Вопр. философии. 1964.

186. Тумайкин В.П. ИЗ истории заселения мордвой левобережья Средней Волги (XVIII -XIX вв.)//Труды Морд. НИИЯЛИЭ. Вып. 47. - Саранск, 1974.

187. Тэрнэр Дж. С, Оукс П. Дж., Хэслем С.А., Девид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа// Иностранная психология. 1994. - № 2. - С. 8-17.

188. Уемов А. И. Вещи, свойства и отнощения. М., 1963.

189. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.:Наука, 1966. - 450 с.

190. Федорова М.М. Традиционализм как антимодернизм // Полис. 1996. - № 2. - С. 143160.

191. Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания// Сов. этнография. 1991. - № 1.

192. Фирсов H.A. Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве// Ученые записки Казан, ун-та. Вып. 4. - Казань, 1864.

193. Френсис Е.К. Межэтнические отношения. Очерк социологической теории. 1976.

194. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.

195. Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998. - 393 с.

196. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. - 415 с.

197. Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов: Опыт количественной характеристики: Автореф. Дис. . .канд. ист. наук. М., 1970. - 22 с.

198. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых// Сов. этнография. 1967. - № 4.

199. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

200. Чистов К.В. Этническая обпщость, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры// Сов. этнография. 1972. - № 3.

201. Шевцов Ю.В. Россия: путь на Север. Геополитические тенденции, в сфере действия которых находится Россия. Минск: Белый свет. Альманах «Геополитика», 1997; 2001.

202. Шейнбаум Л. С. Этнический компонент самосознания российских подростков// Этнограф, обозрение. 1996. - № 1. - С. 81 -90.

203. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. - 535 с.

204. Широкогоров С. Этнос. Исследование основных принципов этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.

205. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений// Психологический жу рнал.-1992.-Т.13,№1.-С. 15-23.

206. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., Наука, 1985.

207. Шорохова Е.В, Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности// Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. - С. 5 - 25.

208. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - С. 63 - 72.

209. Штейнбух К. Автомат и человек. М., 1967.

210. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М., 1996. - 344 с.

211. Этнология: Учебн. для вузов/ Э.Г.Александренков, Л.Б.Заседателева, Ю.И.Зверева и др. М.: Наука, 1994. - 383 с.

212. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. - 715 с.

213. Яблоков И.Н. О научной интерпретации динамики психологических состояний верующих в молитве и покаянии// Вопросы научного атеизма: Сб. науч. ст. Вып. 11.-1971. - С. 194.

214. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социол. журн. 1994. -№1.-С. 32-52.

215. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Педагогика, 1969. - 317 с.

216. Яркова Е.Н. Межэтнические отношения: типология социокультурных программ// Мир психологии. 2001. - №1. - С. 219-229.

217. Babiker I.E., Сох J.L., Miller P.M.S. The measm-ement of culture distance. // Social Psychiatry.- 1980.-Vol. 15.-P. 101-116.

218. Barth F. The Analysis of Culture in Complex Societies // Ethnos (Stockholm). 1989. Vol. 54. P. 120-142.

219. Berry J.W. Multicultural policy in Canada: A social psychological analysis. Canadian Journal of Behavioural Science. 1984,16, 353-370.

220. Beny J.W. Immigration, acculturation and adaptation// Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5-34.

221. Berry J.W., Kalin R. Reciprocity of inter-ethnic attitudes in a multicultural society. International Journal of Intercultural Relations. 1979. 3. 99-112.

222. Berry J.W., Kalin R. Multicultural and ethnic attitudes in Canada: An overview of the 1991 national survey. Canadian Journal of Behavioural Science. 1995,27 (3), 301-320.

223. Berry J.W., Kalin R., Taylor D. Multiculturalism and ethnic attitudes in Canada. Ottawa: Supply and Servises Canada. 1977.

224. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societes. Paper given at the Inrtnational Conference on Authoritarism and Dogmatism. Potsdam, N. J., Wiley. 1984.

225. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction / Ed. By S. Bochner. Oxford, Pergamon Press, 1982. P. 5-44.

226. Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes. // Sociological and Social Research. 1950. №3 4. P. 286-291.

227. Burton J. Preface to the series. Introduction // Conflict: Human needs theory / Burton J. -Basingstoke; L.: Macmillan, 1990. P. XI-XII, 1 - 4. - (Conflict ser.; Vol. 2).

228. Cochrane R., Sobel M. Life stresses and psychological concequences/ Ed. P. Feldman, J. Oxford// Psychological problems: The social context. Chichester, 1980.

229. Coser L.A. Theorie sozialer Konflikte. Neuwied-am-Rhein Berlin, 1965.

230. Dahrendorf R. Konflikt und Freiheit. Auf dem Weg zur Dienstleistungsgesellschaft. Munchen, 1972.

231. Davies J.Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals//Political Psychology. 1991.Vol. 12. Xa 3.

232. Epstein A.L. Ethnos and Identity. London, 1978.

233. Fincham R. Principles of Organizational Behaviour. 3d edition. 1999. 600 p.

234. Fisher R. Needs theory, social identity and an eclectic model of conflict // Conflict: Human needs theory / Burton J. Basingstoke; L.: Macmillan, 1990. - P. 89 - 112. - (Conflict ser.; Vol. 2).

235. Fumham A., Bochner S. Social difficulty in foreign culture: an empirical analysis of culture shock // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cutural Interaction. Oxford: Pergamon, 1982.

236. Groom A.J. Paradigms in conflict: The strategist, the conflict researcher and the peace researcher // Conflict: Readings in management and resolution / Burton J., Dukes F. Basingstoke; L.: Macmillan, 1990. - P. 71 - 97. - (Conflict ser.; Vol.3).

237. Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983.

238. Hechter M. Internal coloniahsm. The Celtic Fringe in British Development, 1536-1966. London, 1975.

239. Herskovitz M. Man and his Work. New York, 1949.

240. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley (Cal.), 1986.

241. Katz D., Braly K. Racial stereotypes in one hundred college students. // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. №28. P. 280-290.

242. Kuhn M., McPartland T. An Empirical Investigation of Self-attitudes. // American Sociological Review. 1954. №1. P. 68-76.

243. KuperL., Smith M.G. (ed.) Pluralism in Africa. Berkeley, 1969.

244. Nudler O. On conflicts and metaphors: Toward an extended rationality // Conflict: Human needs theory / Burton J. Basingstoke; L.: Macmillan, 1990. - P. 177 - 201. - (Conflict ser.; Vol. 2)

245. Ross J.K. Social Borders: Definitions of Diversity. Current Anthropology, 1975, vol. 16, March.

246. Schwartz S.N. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries / Ed. M.P. Zanna. Advances in experimental social psychology. Orlando, FL: Academic. 1992. V.25. P. 1-65.

247. Simmel G. Sociology. Lpz., 1908.

248. Tajfel H. Differentiation between Social Groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.

249. Triandis H.C. Culture and social behavior. N. Y. etc.: Mcgraw-Hill. 1994.

250. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N. Y., Oxford, 1981.