автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Социальное функционирование русской оперной классики в 1930-80-е годы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сальникова, Вера Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Социальное функционирование русской оперной классики в 1930-80-е годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное функционирование русской оперной классики в 1930-80-е годы"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н. А. РИМСКОГО -КОРСАКОВА

На правах рукописи

САЛЬНИКОВА ВЕРА ПЕТРОВНА

СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОЙ ОПЕРНОЙ КЛАССИКИ В 1930-80-е ГОДЫ /на материале деятельности театров поволжского региона/

Специальность I7.00.0E - музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 1992

Работа выполнена на кафедре истории музыки Казанской госу дарственной консерватории.

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент

ШТОР Г.М.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

ДОЛШЖЯ Е.В.

кандидат искусствоведения ГАЛУПИО И.Д.

Ведущая организация - Санкт-Петербургский ордена Дружбы народе

государственный институт культуры имени Н.К.Крупской

^Защита состоится " " 1992 г. в

УЬ часов на заседании специализированного совета К.092.09.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова /190000, Санкт-Петербург, Театральная пл.,3, конференц-зал/.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Санкт-Петербургской консерватории.

Автореферат разослан " /У " -Ий^-ШЯ. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения ЗАЙЦЕВА Т.А»

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования обусловлена задачами, стоящи перед театрами оперы у балета в период обновления, духового возрождения общества, формирования нового панисторичэского уманитарного мышления, разработки современных программ разви-ия культуры.

Вопрос об отношении к классическому наследию, его роли в роцессе социального функционирования искусства в целом являет-я одним из центральных в истории культуры.' Калдая эпоха выдви-ает свой, присущий именно ей круг проблем, находит способы ре-лизации её идейно-образного и духовно-нравственного потенциа-а,

В современных социально-культурных условиях отношение к лассикз приобретает особую острог/ к значимость. Генеральная ссаиблея ООН провозгласила период 1988-1997 годов Всемирным есятилетием развития культуры, определив в качестве стратеги-вской задачи восстановление первостепенного значения общечело-еческих и культурных ценностей. Среди приоритетных и постойных направлений деятельности в документах Десятилетия названа разработка комплекса мер по сохранению культурного наследия, тверждениго и обогащении культурной самобытности какого наро-,а. Для успешного решения задач, определенных международным со->бществом на текущее десятилетие, необходимо знание закономер-юстей и механизма функционирования культуры и отдельных её ¡локов в определенном социально-историческом контексте.

Одним из важнейших компонентов мировой художественной ульт.уры является русская оперная классика. Велика ев роль в духовной жизни России, в истории русской музыки и театра. Рус-¡кая оперная классика - "золотой фонд" репертуара отечественных 1узыкальных театров, однако современная оперно-театральная си-'уация такова, что фонд этот задействован очень слабо и творче-;кое наследие русских композиторов-классиков занимает в общем 5алансе потребления культурных ценностей сравнительно небольшое десто.

Причиры этого явления многообразны и имеют, прежде всего, социально обусловленный характер. За десятилетия существования в условиях тоталитарной государственной системы, в атмосфере политической демагогии, приоритета партийно-классовых денносте5 над общечеловеческими в духовно-нравственной и культурной т.изш общества произошли серьёзные деформации. Вульгарный социологиз! и административно-командные; метода руководства, абсолютизация принципов доступности, народности, партийности оказывали деструктивное воздействие на процесс социального функционирования искусства. Происходило постепенное обескровливание, огрубление и примитивизация содержания художественного наследия прошлого, нарушались взаимодополняющие отношения между академическими жанрами и бытовыми; серьёзным, концептуальным искусством и до-суговым, классическим и, современным.

В последние годы на фоне широкого распространения поп-музыки, спортивно-зрелищных мероприятий, аудиовизуальных жанров, ориентированных на удовлетворение гедонистических потребностей удельный вес классической музыки вообще и оперной, в частности неуклонно сокращается. Влияние массовой культура сказывается и только на отвлечении значительной части потенциальной аудитори от музыкального театра, но и на внутритеатральном процессе бытования классического оперного наследия: постановочно-исполнительская стилистика тяготеет к зрелищности, "эстрадности", в репертуаре лидируют детские спектакли, оперетты и музыкальные комедии.

Деятельность оперных театров поволжского региона /казанского, нижегородского, самарского и саратовского/ дает богатый материал для анализа позитивного опыта и негативных тенденций функционирования русского классического репертуара, особенностей взаимодействия социума и искусства в разные периоды истори советского общества.

Цель работы состоит в выявлении закономерностей социально исторического функционирования опер русских композиторов-классиков на примере деятельности поволжских театров в 1930-80-е годы.

Предмет ксследования - социальное фуикционированио русской теркой классики в конкретно-региональных и исторических усло-

!ИЯХ.

Объектам; исследования являются; репертуар /содержание, труктура, прокат, динамика обновления, репертуарная политика/, пектакль /социально-художественная актуальность, постановочное ешение, исполнительский уровень, соотношение спектакля и гсар-итуры, значение и удельный вес в репертуаре театра/, зритель-лушатель /статистика заполняемое™ зрительного зала, материалы рительских конференций, обсуждений, анкетирования, газетных ыступлений как показатель отношения к оперно-театральному ис-усству/, критика /социальные функции, жанры, персоналии/.

Основные задачи исследования: / определение особенностей процесса функционирования русской перной классики в 30-80-е годы, а также специфики отдельных тапов внутри данного периода;

/ изучение факторов взаимообусловленности бытования русского лассического оперного репертуара и социального заказа; / выявление соотношения между идейно-художественным уровнем усской классической оперы и её реальным сценическим воплощени-м;

/ определение роли критики в процессе социального функциониро-ания русской классической оперы, её влияния на деятельность еатра и формирование общественного мнения; / прогнозирование путей оптимизации деятельности музыкального еатра и критики по пропаганде отечественной оперной классики.

Научная новизна работы заключается в изучении социального ункционирования русской оперной классики как целостного про-эсса, в конкретно-исторических условиях, в контексте художестенной культуры одного из крупнейших регионов страны.

Одним из основных источников для написания диссертации полужили архивные материалы /более трехсот единиц хранения из ятнадцати фоццов/, большинство архивных документов вводятся в аучное обращение впервые.

Для изучения документов оперной критики впервые использо-ана методика и инструментарий контент-анализа.

Методологической базой исследования служат труды русских и советских философов» культурологов, эстетиков, в которых: рассматриваются вопросы отношения к культурному наследию прошлого, работы музыковедов о русской классической спере, литература по социологии музыкального театра, оперной режиссуре, музыкальном; краеведению.

Основными методами исследования являются теоретический анализ источников, контент-анализ различного рода текстов, анкетирование студентов Самарского института искусств и культуры эмпирические наблюдения за театральным процессом.

Практическая ценность работы: материал диссертации может быть использован для разработки комплексной программы социально-культурного развития региона, сравнительного анализа функционирования оперного искусства с другими регионами страны и исследования данной проблемы в более широком масштабе, а также для чтения курса лекций истории русской и советской музыки, му зыкального краеведения, экологии культуры, для разработки новы методик преподавания в художественно-творческих учебных заведе ниях.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кгфдре истори музыки Казанской государственной консерватории и кафедре истории русской и советской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации были изложены в докладах I республиканских и областных конференциях в Самаре-Куйбышеве /1987-1991/, выступлениях на семинарах секции оперных нритикоз при СТД СССР. По результатам исследования опубликованы тезисы восьми докладов и депонированы две статьи, общим объемом болв< двух печатных листов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Объем работы - 8 п.л.. Список ис пользованной литературы насчитывает 250 названий. Диссертация имеет приложение "Сводный оперный.репертуар поволжских театро за период с 1931 по 1989 г.г.".

Первая глава - "ГЕОРЕЖО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУКЩЙОНИРОВАВМ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА".

В диссертации рассматривается социальное функционирование терного искусства как слокный системно-целостный процесс. Его шовными компонентами являются: оперная драматургия, оперный твктакль как феномен интерпретации, оперная публика и критика, шные микроструктуры субстанциальны для процесса функционеро-шия оперного искусства в социуме и в своей совокупности обра-глт структуру высшего порядка - макроструктуру.

На уровне макроструктуры осуществляется процесс социально> регулирования взаимоотношений личности и искусства. Регули-тацими механизмами являются государственная культурная полити-I, законодательно-правовые акты, постановления, распоряжения, ¡ть театральных учреждений, средства массовой информации. Со-[ально-регулятивная функция детерминирована историческими, логическими, экономическими, национальными факторами и от их зотношэния, от того, какие из этих факторов приобретают преи-щественное значение, зависит характер взаимодействия между :оками макроструктуры. Координирующим центром и критерием оце-:и этого взаимодействия служит личность, её духовный мир, ин-ресы, потребности, система нравственно-эстетических приори-тов.

Важное методологическое значение для исследования социо-льтурных процессов имеют историко-философские труда Н.Бердя-а, в частности, его размышления о футуристичности коммунис-ческой идеологии /"исключительный культ будущего и отворачи-ние от прошлого, которые подчиняют жизнь разрывающему, смер-носному началу, истребляющему связи, нарушающему цельность йствительности в едином времени. Бердяев Н. Смысл истории. -, 1990, С.59/, идей М.Бахтина о хронотопе и функционировании куСства в контексте большого и малого_времени, работа А.Моля социодинашке культуры. 161

- 8 -

Для понимания особенностей функционирования искусства в социуме необходимо проанализировать, насколько полно в данной социально-исторической ситуации могут проявиться сущностные качества того или иного жанра, происходит ли "стыковка" социальных ожиданий и внутренних потенций феномена искусства. В диссертации предпринята попытка обозначить некоторые, наиболее типичные противоречия между сущностными качествами оперного жачра и возможностью их реализации в советский период отечественной истории /1930-80-е года/.

Первое противоречие заключается в том, что опера - продукт гуманитарной культуры - функционирует в контексте современной "мозаичной культуры" /А,.Моль/. Второе противоречие касается сакрализации оперного искусства. Изначально присущий опере возвышенно-одухотворенный характер был поставлен на службу партийно-бюрократической системе. Зрительный зал должен был заменить церковь, оперный спектакль - литургию. Величественный, ритуальный стиль, оперных постановок отвечал объективной потребности диктаторской власти окружать себя монументальными зрелищными представлениями. 30-50-е годы - апогей прооперной государственной политики, выразившийся в открытии новых стационарных театров, широкой пропаганде классического наследия, интенсивности оперного творчества советских композиторов. Однако, в условиях тоталитарного режима опера испытала на себе "приземляющее" давление партийно-классовых догматов, вульгарно-социологических идей, в том числе и-в отношении к классике: "идеологическому переводу с заменой не только языка, но и смысла" /Оруэлл Дж. 1984: Роман. //Новый мир. - 1989. - №4. - С.127/ были подвергнуты тексты либретто, процесс идеологизации затронул также сферу интерпретации, репертуарную политику.

Третье противоречие: возведение "экономического материализма" /Н.Бердяев/ в верховный принцип жизни способствовало созданию неблагоприятной социальной среды для полноценного функционирования оперного искусства, обладающего мощным эмоционально-образным потенциалом, способностью "стереотипизировать состояния души" /А.Моль/.

Теория коммунистического воспитания, сфокусированная в по-

[ятии Homo soi'e¿(C0$, выдвигала в качестве базовой категорию Heno

от muni us - Человек общественный. Важнейшая ипостась сущности

¡еловека - Homo sensor/us - Человек чувствующий, была фак-

-ически исключена из области психолого-педагогических проблем

• i-. :а,к в теоретическом, так и практическом плане. В иерархии соци-

льных ценностей эмоциональный мяр личности, эмоциональная ку-

ьтура, в формировании которых решающее значение имеют искус-

тво, религия, гуманитарные науки, занимали едва ли не послед-

ее место. Опера как "энциклопедия эмоциональных состояний",

поле высокого эмоционального напряжения" выполняла важную ду-

овно-компенсаторяую функцию, реализуя в атмосфере политизиро-

анного, идеологизированного общества способность отражать

процессуальность жизни посредством чувственного восприятия ве-

зй объективного мира" /Лосев А. Основной вопрос философии му-

ыки .//Советская музыка. - 1990. - Ш. - С.73/.

Последнее, четвертое, противоречие относится к социально-у функционированию оперы как феномена национальной культуры, пера рассматривается нами в двух ракурсах: как продукт нацио-альной культуры и как субъект процесса социальной коммуникации а национальном и межнациональном уровне. Курс на "слияние на-ай", "стирание граней", ускоренное развитие культуры "отстали" республик /в действительности же основанных на иных тради-лях. и законах/ включал в себя обширную программу мероприятий з внедрению европейского оперного искусства: открытие театров, эздание первых национальных опер и балетов, подготовку творче-1их кадров. И. если раньше официальная оценка этого процесса ала всецело положительной /взаимообогащение культур, приобще-íe народных масс к ценностям мировой культуры и искусства/, ) в настоящее время историческая дистанция позволяет обнару-1ть в нем наряду с позитивными моментами и симптомы насильст-гнной русификации, разрушения культурного кода нации, "манку-жзма".

Таким образом, четыре вышеозначенные позиции в отношении к iepe как явлению гуманитарной культуры, национальному феноме-г, сфере эмоционально-чувственного и возвыпенно-филосоФского

рассматриваются наш в качестве сущностно значимых и, следовательно, исходных для понимания механизма функционирования оперного искусства в социуме.

Вторая глава - "СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОЙ ОПЕРНОЙ КЛАССИКИ НА СЦЕНАХ ТЕАТРОВ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА /1930-80-е годы/".

Глава начинается с обоснования оперно-театральной культуры поволжского региона как целостного явления, а затем поэтапнс анализируется процесс социального функционирования русского оперного репертуара в театрах поволжского региона. 30-е - начало 40-х годов: открытие стационарных театров в Поволжье /Самара , 1931, Саратов, 1933, Горький, 1935, Казань, 1939/. В основу репертуара был положен полижанровый принцип: опера, балет, оперетта и музыкальная комедия, концерт /академический или театрализованный/. Опера выступала как фундаментальное, интегрирующее звено структуры театрального репертуара. Собственно оперная часть афипм региональных театров имела следующие пропорциональные отделы: 40% - зарубежная классика, 4095 -русская и 20$ - советская опера.'

Сводная афиша поволжских театров включала 21 название опе| русских композиторов: в ней представлены основные жанры /исторический, лирический, комический, сказочный, бытовой/, типы драматургии, композиционного построения /номерные, со сквозным развитием действия, смешанного типа/, стилевые разновидности /речитативные, с опорой на кантилену/.

Репертуарная политика была направлена, с одной стороны, н< формирование устойчивого блока спектаклей, пользующихся популя рностью у публики /"Евгений Онегин", "Русалка", "Пиковая дама" "Демон", "Дубровский", "Князь Игорь", "Царская невеста" шли во всех театрах региона, по нескольку раз ставились и возобновлялись/, с другой, - на постановку редко исполняемых и незаслуженно забытых произведений /"Женитьба" в самарском театре, "Вражья сила" в саратовском, "Чародейка" в горьковском/.

На уровне спектакля, интерпретации остро стояли проблемы режиссуры, актерского мастерства. Постановщики и исполнители

били наделены на преодоление оперной вампуки, штампов, создание современного, интересного прежде всего для рабоче-крестьянского зрителя спектакля. Однако тенденциозная идеологизация содержания оперной классики, привнесение классово-политических аллюзий с помощью сатирических, гротесковых приемов, "олитературивания" оперной драматургии, отторжения либретто от музыки приводили к новым штампам, обострении противоречия между общечеловеческим содержанием русской оперной классики и узко-классовым подходом • к его сценической интерпретации.

1941-45 года. С началом войны в Поволжье были эвакуированы крупнейшие музыкальные и драматические театры, оркестры, а также известные деятели науки и культуры. Так, Больной театр Союза СССР, симфонический оркестр Всесоюзного радио находились в Куйбышеве, Белорусский оперный театр - в Горьком'', большая группа артистов МХАТа работала в Саратове.

Большой приток творческой интеллигенции способствовал повышению уровня и интенсивности культурной жизни городов поволжского региона, возникновению плодотворных форм сотрудничества местных и эвакуированных театральных деятелей. Появились новые форта бытования оперного искусства /передвижной оперный театр при куйбышевской филармонии/, активизировалась концертная деятельность.

Русская оперная классика приобретает в этот период максимально высокий социальный статус: по количеству названий /21/ она в два раза превышает зарубежную часть региональной афиши и более, чем вдвое - современный репертуар; посещаемость была очень высокой и приближалась к аншлаговой. Вектор рзпертуарной политики направлен на постановку исторических опер, произведений с ярко выракенной национально-патриотической тематикой. Наряду с традиционно представленными-в афише спектаклями /"Иван Сусанин", "Князь Игорь"/ театры обращались к малоизвестным опарам, чтобы сам фактор новизны ещё более усиливал общественный интерес к постановке /"Орлеанская дева", Саратов, "Нижегородцы" Э.Направника, Горький/.

В интерпретации партитуры, авторского замысла постановщики отходят от экстремизма 30-х годов в сторону более глубоко-

го, точдого следования "духу и букве" оригинала. Однако, в некоторых случаях, как это было с "Нижегородцами", критерием выбора был не художественный уровень произведения, а идейно-тематические аллюзии с современными событиями. Вторая половина 40-х - 50-е годы. В первый послевоенный период русская оперная классика была представлена в репертуаре поволжских театров с поистине энциклопедической полнотой и многообразием: обе оперы Глинки, восемь опер Чайковского, семь Римского-Корсакова, "Борис Годунов" и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, произведения Даргомыжского, Бородина, Рубинштейна. Лидировали оперы лирико-драматического и лирико-бытового плана. Больное внимание уделялось также постановке сказочных опер, поискам нетрадиционных зрелищных эффектов, красочной сценографии /светящиеся краски, палехская лаковая живопись и^др./. Продолжался процесс пополнения репертуара редко исполняемыми произведениями /"Пан-воевода", Горький, "Купец Калачников" А.Рубинштейна, Куйбышев/.

В 50-е годы происходит смена режиссерских поколений, на сценических площадках поволжских театоов состоялись дебюты молодых режиссеров Г.Миллера, М.Минского, Ю.Петрова, А..Шароева, С.Штейна. Активная наработка новых приемов сценической выразительности способствовала формированию режиссерского типа оперного спектакля.

60-70-в годы. Данный период ознаменовался открытием в Чебоксарах и Йошкар-Оле музыкально-драматических театров, в репертуар которых входили и оперные произведения. Социально-художественный фон бытования оперно-театрального искусства обогащается качественно новыми явлениями: грамзапись, центральное и местное телевещание, фильмы-оперы /"Евгений Онегин", 1959, "йола-нта", 196И, "Царская невеста", 1964,' "Князь Игорь", 1970/.

Содержание региональной афиш, статистика проката и посещаемости демонстрируют снижение интереса к опернчм спектаклям •/блок русской классики сокращается до 19-и названий/. Театры сосредоточили свое внимание на. довольно ограниченном пространстве излюбленных произведений, в результате чего репертуарная линия как бы вращалась по кругу.

Усиливается влияние на постановочную стилистику оперных спектаклей процессов, происходивших в драматическом театре и кинематографе. Среди компонентов спектакля на первый план выходит реяиссура; формируется поколение режиссеров-новаторов, появляется спектакль нового типа - режиссерский оперный спектакль. Сферой активного поиска становятся сценография /возрастает роль обобщенно-символических приемов, условности, лаконизма средств сценического оформления/, мизансценировка, пантомима, в то же время интонирование музыкально-поэтического текста, актерский инструментарий оставались в рамках традиционного.

80-е годы. Кризис и возрождение - две ипостаси оперно-театраяь-ного процесса данного десятилетия.

Сводная оперная афгеяа включала более 60-и названий, из них половина - зарубежная классика и только 17 - русская. Сократив блок русской оперной классики, театры значительно расширили балетную часть репертуара,.а количество детских спектаклей и оперетт составило более половины общего объема проката спектаклей в год. Преобладающим становится досуговое отношение к музыкальному театру, что оказывает деформирующее воздействие на репертуарную политику, интерпретацию оперной классики. Зарождается тип зрелищного оперного спектакля, в котором много родственного эстраде и постановочные эффекты не только доминируют над действием, но и подчиняют его своим законам.

Возровденче с низ тенденции в оперно-театральной сфере получают своеобразное и не столь очевидное выражение, как в других областях культурной жизни /восстановление архитектурных памятников, народных промнслов, переосмысление и переоценка исторических событий и т.д./. Возвращается отношение к опере как духовно-возвышенному жанру. Характерной особенностью бытования русской оперной классики в 80-е годы стало исполнение спектаклей /"Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Чародейка"/ на открытых . сценических площадках, в интерьере старинных архитектурных сооружений.

Качественно новым явлением в истории музыкально-театральной культуры Поволжья в 80-е годы стали фестивали оперного и

балетного искусства /Шаляпинский' в Казани, Собиновский в Саратове, "Болдинская осень" в Нижнем Новгороде и другие/. Фестивальное движение можно рассматривать как деятельность, направленную на преодоление кризисных тенденций - инертного отношения публики к театру, низкого качества текущих спектаклей, незаинтересованности городской администрации проблемами театральной жизни.

Третья глава - "ОПЕРНАЯ КРИТИКА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА НА СЦЕНАХ ТЕАТРОВ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА".

Оперная критика рассматривается как важнейший компонент процесса социального функционирования оперного искусства. Впервые в качестве научно-методической базы исследования использована методика контент-анализа. Эмпирическим объектом анализа выступает совокупность текстов /250 наименований/ из центральных и местных газет и журналов, а также отчеты, справки, отзывы из фондов СТД и театральных архивов, в которых затрагиваются вопросы бытования русской оперной классики на сценах театров Поволжья. Критерием отбора документов для включения в схему контент-анализа послужили: профессиональная компетентность авторов, содержательная направленность публикаций, наличие разнообразных аспектов бытования русской оперной классики, преобладание оценочно-аналитического подхода над информативным.

В результате поэтапного изучения процесса функционирования оперной критики в контексте общественной и культурной жизни оперных центров поволжского региона делаются следующие выводы:

- газетно-журнальная публицистика 1930-80-х годов отражает динамику общественного интереса к оперному искусству, эволюцию принципов репертуарной политики, многообразие постановочных решений; документальный фонд региональной оперной критики представляет ценность также и с точки зрения разработки общих проблем методики и методологии музыкально-театральной критики;

- вопросы репрезентативности и сценической интерпретации рус- 1 ской оперной классики занимали центральное место в работах критиков о музыкальном театре;

- жанровый аспект таблицы контент-анализа демонстрирует наличке взаимодополняющих тенденций: содержательной и структурной стабильности и мобильности, смешению жанровых признаков; основным жанром является рецензия на спектакль; композиционная гибкость, вариативность аспектов критического анализа делали рецензия концентр1фовашйш выражением узлозня проблем социального функционирования оперного искусства;

- оперная критика как специфическая область художественной деятельности способствует гармонизации отношения различных слоев общества к оперному искусству; совраиенная концепция спорной критики базируется на приоритете духовно-нравственная: и эстетических ценностей и потому одной из вазшейлгах задач является забота о сохранении, обогащений классического наследия прошлого, о преемственности развития традиций.

В заключении подводятся итоги и форцул*фуются общие выводы. Отмечается, что социальное функционирование русской оперной классики в контексте культуры поволжского региона представляет собой слоений, противоречивый процесс. С одной стороны, период 1930-80-х годов ознаменован крупными достижениями в постановочно-исполнительской плане /знсоютй художественный уровень отдельных спектаклей, оригинальность и новизна- воплощения автороио-го замысла, возрождение или первое исполнение оперных произведений/, совершенствованием репертуарной политики, ростом профессионализма региональных оперных критиков, С другой, - наблюдается снижение общей театральной культуре, ослабление связей между театром и зрителем, театром и критикой.

Исследование различных аспектов деятельности оперных театров Поволжья показывает, что характер и способы функционирования оперного искусства определяются широким диапазоном социаль-. ных ориентиров. Содержание государственной культурной политики /соцзаказ/ оказывает непосредственное влияние на формирование репертуара, концепцию и выразительные средства спектакля, час-

тоту проката и тем самым способствует закреплению в общественном сознании определенных щей, ценностей, социально-художественных приоритетов. Рассмотрев процесс взаимодействия соцзака-за, зрителя-слушателя и деятельности поволжских театров в исторических границах 1930-80-х годов, в отношении к оперному наследию русских композиторов-классиков, сделан акцент на следующих ключевых проблемах:

I/ проблема ценностей и социокультурных приоритетов: репрезентативность русской оперной классики в репертуаре региональных театров была различной и, в целом, имела тенденцию к снижению; репертуар и сценическая интерпретация классики испытали на себе давление партийно-классовых догм, фальсифицированной концепции истории, воинствующего атеизма; актуализация общечеловеческих, . надклассовых ценностей создает предпосылки для многосторонней реализации духовно-нравственного потенциала русской классической оперы, утверждения художественно-образных принципов как приоритетных в трактовке содержания оперной партитуры и направленности репертуарной политики;

2/ проблема традиций: многокомпонентный, синтетический по своей природе оперный жанр изначально предрасположен к устойчивому сохранению, наследованию традиций; пафос революционного нигилизма, стремление отмежеваться от классово чуждого в искусстве на протяжении многих лет ориентировали деятелей театра на искоренение "устаревших традиций", а фактически насаждали новые стереотипы, основанные на партийно-классовых идеях, унификации постановочных решений и репертуара; осмысление истории социального функционирования оперной классики как эволюционного процесса с присущими ему закономерностями и логикой наследования, темпо-ритмом стабилизирующих и новаторских тенденций развития необходимо для глубокого анализа и оценки современной театральной практики и её перспектив;

3/ проблема культурной провинции: в условиях административно-бюрократической системы сформировалось специфическое негативно-уничижительное отношение к провинции как некой сырьевой базе, интеллектуальной и культурной периферии; на нынешем этапе общественного развития, когда политика, основанная на унитар-

но-центристском мышлении, уступает место демократическим подхода:.:, необходим качественно инрй взгляд на проблему провинции; ' концепция культурной провинции должна опираться не на вертикально-иерархические связи, но на принципы локально-исторической автономии равноценных по своему социальному статусу регионов; одерно-теа-тральное искусство является од:шм из важнейших факторов в формировании уникального культурного ландшафта Поволжья; 4/,. проблема экологии оперко-театрального искусства: глубокий кризис охватил в 80~е годы основные системы жизнеобеспечения оперного искусства - экономическую, организационную, художественно-творческую; в значительной мере деформированы традиционные каналы коммуникации менаду театром и государственно-управленческими структура!®, театром и зрителем, театром и критикой, а новые ещё только начинают складываться; без осмысления этих явлений в контексте' глобальных культурно-экологических проблем невозможно совершенствование механизма социального функционирования оперно-театрального искусства; 5/ оргадизациошю-экономические проблемы: в период перехода к новым экономическим отношениям возникает реальная опасность коммерциализации культуры; в поисках путей гармонизации отношений искусства и коммерции качественно новое значение приобретает сфера деятельности театральной администрации, культура и динамизм специалистов-менеджеров; большой позитивный опыт в этом плане приобрел за последние годы казанский театр оперы и балета; дисбаланс реальных потребностей города в оперном искусстве и предложения требует пересмотра ныне действующей системы стационарных театров; организационно-экономические преобразования должны быть направлены на повышение социокультурного статуса оперного искусства.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Проблема реализма в свете музыкальных жанров. Статья в сб.: Методологические проблемы культуры и эстетическое воспитание студентов. - Куйбышев. 1985. Рукопись депонирована в МО Ин-формкулътура №0 от 28.10.85. - С. 109-104. - 0,5 п.л.

2. Оперно-театральное искусство как средство формирования нрав-

ственно-эстегической культуры специалиста //Актуальные проб-, лемы идейно-нравственного воспитания в свете решений ХХУП съезда.КПСС: тезисы областной научно-практической конференции. - Куйбышев.' 1987. - С.74-76.

3. Современные проблеш социального функционирования и пропаганды русской оперной классики //Актуальные вопросы музыкальной пропаганды в свете решений ХХУП съезда КПСС: тезисы межвузовской областной научно-теоретической конференции. -Куйбышев. - 1987. - С.29-31.

4. Музыкальная жизнь Самары-Куйбышева в тридцатые годы //Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в куйбышевской области: тезисы областной межвузовской научно-теоретической конференции. - Куйбышев, 1988. С.7-10.

5. Рекреативные тенденции в театральной практике 80-х годов /на примере деятельности куйбышевских театров/ //Актуальные проблемы современной музыкальной культуры: тезисы областной межвузовской научно-теоретической конференции. - Куйбышев. 1989. - С.28-30.

6. Современные аспекты бытования русской оперной классики. Статья в cö.i Проблеш обществознания: человек, сознание, экономика. - Куйбышев. 1989. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР «238600 от 28.06.89. - С.138-150. - 0,5 п.л.

7. Русская оперная классика в контексте современных проблем межнационального общения //Духовная сфера жизнедеятельности наций и культура межнационального общения. - Куйбышев.

. 1989. - С.37-39.

8. Русская оперная классика как феномен национальной культуры //Русская нация в союзе народов СССР: материалы научно-практической конференции. - Куйбышев. 1990. - C.II2-II4.

9. Роль критики в структуре социального функционирования оперного искусства //Культура. Творчество. Человек. 4.III.: те-

• эисы Всероссийской республиканской конференции. - Самара. 1991. - C.I09-III.

10.Развитие познавательных способностей студента средствами оперно-теагрального искусства //Проблемы диалогового обучения в вузе культуры: тезисы ХУШ научно-теоретической конференции. - Самара. 1991. - С.42-43.