автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социальные проблемы развития системы народного образования в Саудовской Аравии, 1926-1995 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ал-Мансур, Мохаммед Сулейман
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социальные проблемы развития системы народного образования в Саудовской Аравии, 1926-1995 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ал-Мансур, Мохаммед Сулейман

Введение.

Глава 1. Основные вехи формирования Королевства Саудовская Аравия. Социально-экономическое и политическое развитие королевства в 60-е - первой половине 90-х годов XX в.

1.1. Геостратегическое положение и политическая роль Саудовской

Аравии на Ближнем Востоке.

1.2. Возрождение эмирата Саудитов в Неджде и первый период деятельности Ибн Сауда по собиранию Аравийских земель.

1.3. Завоевание Хиджаза и движение ихванов.

1.4. Реформы по модернизации и образование Королевства Саудовская Аравия. . .;

1.5. Ислам и проблемы модернизации саудовского общества

1.6. Нефтяные концессии и нефтяная политика Саудовской Аравии

1.7. Политический кризис 50-х - начала 60-х годов и начало реформаторской деятельности короля Фейсапа.

1.8. Пятилетние планы экономического и социального развития Саудовской Аравии и их историческое значение.

1.9. Важнейшие сдвиги в экономической и социальной сфере в 19701995 гг.

Глава 2. История формирования современной системы просвещения в Саудовской Аравии (1918-1970 гг.).

2.1. Исламские истоки системы просвещения Саудовской Аравии

2.2. Просвещение в последний период Османского господства в Аравии (1875-1918 гг.).

2.3. Политика османского правительства в области просвещения и частные школы в Аравии в первой четверти XX в.

2.4. Зарождение современной системы просвещения в Хиджазе. Первый период Директората просвещения.

2.5. Распространение деятельности Директората просвещения на всю страну и развитие начального образования в 1932-1954 гг.

2.6. Первые шаги среднего образования в Саудовской Аравии.

2.7. Образование Министерства просвещения и первый период преобразований в системе просвещения (1954-1970 гг.). Деятельность первого министра просвещения Фахда Ибн Ал-Азиза.

2.8. Основание Главного управления обучения девочек и первый период его деятельности.

2.9. Частное образование в 1926-1970 гг.

Глава 3. Развитие системы просвещения в годы выполнения пятилетних планов экономического и социального развития Саудовской Аравии.

3.1. Место и роль просвещения в пятилетних планах и развитие бюджета просвещения (1970-1995 гг.).

3.2. Сдвиги в организации и структуре руководящих органов системы просвещения в 70-е - первой половине 90-х гг.

3.3. Развитие общего мужского образования в 1970-1995 гг.

3.4. Развитие общего женского образования в 1960-1995 гг.

3.5. Некоторые итоги развития общего образования и проблема введения всеобщего образования в Саудовской Аравии.

3.6. Частное образование.

3.7. Проблемы повышения качества системы образования.

3.8. Техническое образование.

3.9. Подготовка преподавательских кадров. Учебные программы и предметы.

3.10. Система просвещения и социальное развитие Саудовской Аравии

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Ал-Мансур, Мохаммед Сулейман

Предмет исследования и актуальность темы

Система образования, отражая уровень социально-политического, экономического и культурного развития общества, играет первостепенную роль в жизни любого государства.

Историки, экономисты, социологи и педагоги разных стран отмечали глубокую взаимосвязь между социально-политической системой, экономикой и образованием. Последнее рассматривалось как могучий фактор развития культуры и экономического роста. И хотя оно не является отраслью непосредственной хозяйственной деятельности, тем не менее оно неразрывно связано с экономикой, так как, с одной стороны, финансирование образования требует соответствующего уровня общественного развития, с другой стороны, просвещение служит задаче развития страны, так как играет определяющую роль в подготовке кадров для всех сфер общественной жизни, в том числе и важнейшего производственного фактора - квалифицированной рабочей силы, способной выполнять высокопроизводительный и сложный труд.

Вместе с тем, научно-технические достижения современного этапа НТР предъявляют более высокие и все возрастающие требования к качественным характеристикам рабочей силы. Опыт показывает, что повышение духовного и интеллектуального уровня народа и эффективности общественного производства, а также извлечение больших потенциальных возможностей, заложенных в НТР, определяются уровнем общей и профессиональной подготовленности работников, их способностями и готовностью к постоянному обновлению профессиональных знаний.

Особую роль в подготовке кадров играет начальное, среднее и высшее образование. Во-первых, оно дает им знание, умение и опыт, накопленные предыдущими поколениями, способствует всестороннему развитию человека, повышению общего квалификационного уровня рабочей силы. Во-вторых, образование - важный фактор социализации личности в духе господствующей в данном обществе религии, идеологии и традиций. В-третьих, образование современного типа способствует преодолению традиционных взглядов и предрассудков. В-четвертых, образование способствует повышению меры качества и сложности общественного труда, прямо и косвенно оказывает воздействие на динамику его производительности, а также на уровень доходов и потребления социально-профессиональных групп. Более квалифицированный и более сложный труд при прочих равных условиях создает большую массу потребительских стоимостей. В-пятых, образование тот фундамент, на базе которого развивается наука, техника и культура, создаются новые орудия, технология и средства труда1.

Из сказанного следует, что изменения основных качественных характеристик трудовых ресурсов подготавливаются школой, поскольку именно в процессе обучения усваиваются знания, умения и навыки, необходимые для приобретения и повышения квалификации.

Анализ общественного развития стран, достигших экономиче

1 Г.Е. Скоров. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М., 1971; O.K. Дрейер. Культурные преобразования в развивающихся странах. М., 1972. ского и социального прогресса в 60-90-е годы позволяет заключить: решающий фактор успеха - образованная рабочая сила. Особенно показательно в этом отношении развитие Японии и новых индустриальных стран восточной Азии, которые по уровню функциональной грамотности достигли уровня, либо опередили индустриально развитые страны Запада.

Подготовка квалифицированных кадров для народного хозяйства, социальной и культурной сферы требуют усиленного и целенаправленного внимания со стороны правительства, больших материальных и финансовых затрат, проведения целого комплекса научно-технических и организационных мероприятий. Эффективность и особенности подготовки кадров для ускоренного развития экономики и культуры страны обусловлена ее общественным строем, уровнем социально-экономического и культурного развития, степенью грамотности населения.

Выбор диссертационной темы - социальные проблемы развития системы народного образования в Королевстве Саудовская Аравия -связан с тем, что в современных условиях важнейшая общественная функция системы образования может быть адекватно раскрыта через ее взаимодействие с социальной структурой, религией и культурой общества.

Не система просвещения порождает и видоизменяет социальную структуру, а, напротив, социальная структура общества, сложная система общественных отношений и его идеология отражаются, непосредственно или опосредованно, в системе образования. В то же время система просвещения, в свою очередь, не пассивна по отношению к социальной структуре, а способна оказывать на нее активное воздействие. Направление и степень ее воздействия определяются господствующими общественными отношениями, социальной структурой, идеологией, социальной психологией и моралью общества.

Актуальность темы диссертационной работы связана со значением исследования эволюции, происходящей в социальной структуре саудовского общества, ибо она влияет на развитие системы народного образования в королевстве. Развитие же системы просвещения теснейшим образом связано с ускорением социально-экономического развития Саудовской Аравии, повышением материального и культурного уровня ее населения, с подготовкой квалифицированных кадров для нужд народного хозяйства и культуры страны.

Актуальность и большой научный интерес темы диссертации связаны и с уникальностью саудовской модели развития системы образования. За кратчайшие исторические сроки Саудовское королевство добилось впечатлявших успехов во всех сферах социальной жизни и, в первую очередь, в области просвещения. Еще в середине XX в. государство Саудитов считалось одним из самых отсталых и бедных в арабском мире, о чем красноречиво свидетельствовал тот факт, что неграмотность среди взрослого населения в начале 50-х годов достигала 95%.

Ускоренное развитие системы просвещения, начатое со времени образования Министерства просвещения в 1954 г., было в годы пятилеток не только закреплено, но и получило импульс для более быстрого развития. Средства, выделяемые на образование, год от года постоянно росли, что отражало высочайший рейтинг просвещения в шкале приоритетов саудовского правительства. Если доля расходов на просвещение в годы первой пятилетки (1970-1975 гг.) в среднем составляла 9,5% обшей суммы государственных расходов, то в четвертой пятилетке (1985-1990 гг.) этот показатель достиг 14,4%, а в пятой (1990-1995 гг.) - 17,7%, что свидетельствует о феноменально высоких масштабах расходов на просвещение. За четверть века (1970-1995 гг.) ускоренного роста количество школ в Саудовской Аравии выросло более чем в 8,5 раза, учителей в 12,5 раза, а учеников более чем в 7,5 раза1. Эти данные свидетельствуют об исключительно высоких темпах развития просвещения в королевстве по любым, как региональным, так и мировым критериям.

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в российской и зарубежной историографии, основная цель диссертации заключается в том, чтобы проанализировать динамику системы народного образования в Саудовской Аравии на всех ее этапах (в количественном и качественном отношениях), начиная с последней четверти XIX в. и вплоть до настоящего времени, особенно отмечая принципиально новое направление, которое приняло развитие системы образования в королевстве в годы выполнения пятилетних планов (1970-1995 гг.). В ходе работы над исследованием диссертант поставил перед собой следующие основные задачи:

- рассмотреть особенности эволюции социально-экономической, политической и идеологической ситуации в Саудовском королевстве в 20-90-е годы XX в. и попытаться разработать на

1 Н. Абд Ал-Джавад, М. Мутаввали. Ат-Талим Ал-Ахли ва маси-ра Ат-Талим фи Ал-Мамлака Ал-Араби йя Ас-Саудийя. Эр-Рияд, 1995, сс. 63-87; Татаввур Ат-Талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийя Ас-Саудийя. Эр-Рияд, 1996. сс. 32-35, 53. учную периодизацию развития системы образования;

- проанализировать специфические черты процесса ускоренной модернизации саудовского общества в 70-90-е годы, придавая при этом особое внимание вопросам взаимосвязи и взаимозависимости формирования классов и слоев современного общества с процессом развития народного образования;

- показать роль объективных и субъективных (выдающихся государственных деятелей) факторов в развитии просвещения в королевстве;

- исследовать развитие общего мужского начального и среднего образования в 1926-1995 гг.;

- исследовать особенности развития общего женского начального и среднего образования в 1960-1995 гг.;

- показать роль частного и специального профессионально-технического образования;

- оценить эффективность основных направлений политики государства в области образования и его значение для общего направления социально-экономического развития Саудовской Аравии.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ главных направлений и особенностей проблем народного образования и подготовки кадров в Саудовской Аравии во взаимосвязи этих процессов с демографической ситуацией и социальными процессами в королевстве. Вплоть до настоящего времени не опубликовано работ, которые охватывали бы весь круг вышеупомянутых проблем. На русском языке издано лишь несколько статей преимущественно справочного характера, либо краткие очерки, охватывающие лишь небольшие периоды развития просвещения в Саудовской Аравии. Ряд вопросов взаимосвязи и взаимовлияния системы просвещения и социального развития в Саудовской Аравии впервые разработаны, либо поставлены в настоящей работе. В диссертации обобщен большой фактический материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот.

Практическое значение диссертации заключается в том, что результаты исследований и фактический материал, собранный диссертантом, могут быть использованы в научной и популярной литературе, связанной с социальными и экономическими проблемами Саудовской Аравии и других арабских стран, а также при подготовке учебных пособий и специальных курсов в высших гуманитарных учебных заведениях по истории Саудовской Аравии и арабских стран. Кроме того, диссертация может явиться полезным пособием для работников практических организаций, непосредственно осуществляющих внешнеполитические, внешнеэкономические и культурные связи с арабскими странами.

Источники и литература

Диссертация написана на основе широкого круга источников и литературы на арабском, русском и английском языках. Источники данной работы условно можно разделить на несколько групп.

Важнейшим документом, имеющим большое методологическое значение, является программный документ, разработанный Высшим советом по политике просвещения во главе с принцем (ныне король) Фахдом ибн Абд Ал-Азиэом «Политика просвещения в Королевстве Саудовская Аравия» (на араб, яз.), опубликованный в 1970 г. и впоследствии многократно переиздававшийся. В этом документе изложена долгосрочная стратегия и идеология развития просвещения, изложены основополагающие принципы, на которых зиждется система просвещения в королевстве. Одним из важнейших положений этого документа является тезис о том, что изучение и использование достижений естественных и точных наук, техники и технологии, также как применение наиболее передовых современных методов обучения в учебных заведениях не только не противоречит духу ислама, но, напротив, содействует более глубокому его восприятию. Наиболее ценными среди источников являются многочисленные официальные документы и публикации, изданные на протяжении семидесяти дет сначала Директоратом просвещения (1926-1954 гг.). а затем Министерством просвещения (1954-1996 гг.) и Главным управлением обучения девочек (1960-1996 гг.). Это прежде всего многочисленные уставы и регламенты школ различных ступеней и типов на арабском языке (например, «Устав школ 1928 г.», «Основной регламент системы просвещения 1937 г.», «Устав учебных миссий 1936 г.», «Устав частных школ 1938 г.», «Устав государственных школ 1940 г.» и др.).

Другая группа источников, систематически публикуемая теми же ведомствами, представляет собой официальные статистические сборники, либо сборники документов, а также очерки по частным либо общим вопросам истории просвещения в королевстве (например, «Достижения Министерства просвещения в период Пятого пятилетнего плана (1990-1995 гг.)», «Сорок лет деятельности Министерства просвещения. (1954-1994 гг.)», «Развитие просвещения в Королевстве Саудовская Аравия. Национальный отчет». 1996 г., «Очерки по истории просвещения в королевстве (женское образование)», 1981 г. и др.).

Большую группу источников составляют также различные официальные публикации саудовского правительства (Консультативный совет, Министерство планирования, Министерство финансов и национальной экономики и др.). К этой группе источников относятся, например, опубликованные Министерством планирования официальные государственные пятилетние планы экономического и социального развития королевства с 1970 по 1995 гг., статистические ежегодники Министерства финансов и национальной экономики и др. К этой же категории источников, хотя и несколько условно, относятся «Основные положения Хиджазского королевства», основной закон Хиджаза, принятый в 1926 г. Конституция Хиджаза в свое время была опубликована и на русском языке в Москве в сборнике «Конституции буржуазных стран». Том III (1936 г.).

В диссертации использованы также документы ООН и ее специализированных органов (в первую очередь ЮНЕСКО, в работе которой саудовское правительство принимает активное участие), а также различные демографические и статистические ежегодники и ДР-)

Большой фактический материал почерпнут диссертантом из различных справочных изданий на русском и английском языках -«Страны Аравии. Справочник» (1964 г.), «Саудовская Аравия. Справочник». (1980 г.), «Страны Ближнего Востока» (1990 г.), «Современная Саудовская Аравия. Справочник» (1998 г.), английский ежегодник «Миддл Ист энд Норе Африка» (1970-1996 гг.), «Зе Кингдом оф Сауди Арабия» (1990 г., 8-ое издание) и др.

Для данной диссертационной работы важное методологическое значение имеют коллективные труды российских востоковедов по общим проблемам развивавшихся стран1, а также индивидуальные монографии Г.Ф. Кима. Е.М. Примакова, А.И. Левковского, Р.Г. Ланды, Л.И. Рейснера, H.A. Симония. Г.К. Широкова и др.

Большую помощь автору оказали работы O.K. Дрейера и Г.Е. Скорова, посвященные вопросам образования и культурных преобразований в развивающихся странах2.

Среди наиболее важных следует выделить исследования таких российских историков-арабистов как В.Б. Луцкий, Р.Н. Андреасян, И.П. Беляев, В.Л. Бодянский, Д.Р. Вобликов, В.В. Наумкин, А.И. Пер-шиц, Н.И. Прошин и др.

Во второй половине 80-х начале 90-х годов изучение стран Залива, в первую очередь Саудовской Аравии в России было заметно расширено и поднято на новый, более высокий уровень усилиями историков - Л.В. Вальковой, A.M. Васильева, О.Г. Герасимова. Ю.В. Го-шева, С.А. Каминского, Л.И. Медведко. Е.С. Мелкумян, A.M. Родриге-са, И.Л. Сенченко, А.И. Яковлева и экономистов В.И. Исаева, A.A. Кулямзина, В.В. Озолинга, А.О. филоника и др.

Большую часть использованной диссертантом литературы со

1 Зарубежный Восток и современность. ТТ. 1-3. М. 1980-1981 гг.; Развивающиеся страны. Экономический рост и социальный прогресс. М., 1983; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984; Развитие капитализма в арабском мире. М., 1988; Новейшая история арабских стран Азии. М. 1988; Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990 и др.

2 O.K. Дрейер. Культурные преобразования в развивающихся странах. М. 1972; Г.Е. Скоров. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М., 1971. ставляют работы арабских, преимущественно саудовских авторов -ученых, публицистов, преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников высшего ранга в системе среднего и высшего образования Саудовской Аравии.

Среди саудовских авторов особое место по своему значению занимает монография выдающегося ученого и крупного деятеля как в области исламского права, так и просвещения Абд Ад-Азиза ибн Аб-даллаха ибн Хасана Аал Аш-Шейха - выходца из известной семьи духовного лидера и ближайшего сподвижника основателя династии Саудитов шейха и имама Мухаммеда бну Абд Ал-Ваххаба, давшей стране много известных ученых в области исламской теологии. Автор в течение долгих лет занимал высшие посты как в судебной системе, так и в области просвещения, был заместителем первого министра просвещения принца Фахда, затем стал вторым министром просвещения. Поэтому книга этого автора представляет собой не только интересное научное исследование, посвященное истокам и начальному периоду развития современного просвещения, но и является ценнейшим первоисточником по истории саудовского просвещения1.

Среди работ саудовских авторов следует отметить также исследования Абдаллаха Багдади, Абд Ал-Азиза Ас-Санбала, Абд Ар-Рахмана Абдаллаха, Абд Ал-Латыфа Ибн Дахиша, Али Шаллаби, Ахмеда Иси, Хамада Ас-Салума, Сулеймана Ал-Хакила, Мани Ал-Мани, Мухаммеда Ал-Хатыба, Мустафа Мутаввали, Фуада Хамза, Hyp Ад-Дина Абд Ал-Джавада и др.

1 Подробнее об авторе и его книге см. статью в бюллетене Министерства просвещения «Ат-Тавсик ат-Тарбави» (1993/1994), №№ 33-34, с. 81-99.

В диссертации использованы также книги других саудовских ученых и публицистов, которые были переведены на иностранные языки - Ахмеда Ассаха и Фуада Ал-Фарси, опубликованные в Лондоне на английском языке, а Сайфеддина Шахина в Эр-Рияде на русском языке.

Среди работ англоязычных авторов наибольшую ценность представляют книга израильского ученого М. Абира, американских ученых и публицистов А. Бороумэна, Р. Кэррола, Л. Кремина, Дж. Ленцовского, Н. Сафрана, изданные в США, и английских авторов Х.Р.П. Диксона и X. Лэкнера, опубликованные в Лондоне.

В качестве важных источников информации были использованы также материалы, почерпнутые из саудовской прессы («Умм Ал-Кура», «Аш-Шарк Ад-Аусат», «Эр-Рияд»), среди которой наиболее ценная информация содержится в бюллетене Министерства просвещения «Ат-Тавсик Ат-Тарбави» - периодическое издание, выходящее один раз в полгода.

Весьма полезные материалы были получены также из известных периодических изданий на английском языке - «Файненшл Тайме», «Интернэшнл геральд трибюн», «Тайм», «Миддл Ист Джорнл», «Миддл Ист Энюал Рипорт» и др.

Из русских периодических изданий в диссертации использованы материалы, опубликованные в журнале «Советская педагогика» (1982 г.) и газетах «Деловой мир» и «Независимая газета».

Хронологические рамки работы охватывают последнюю четверть XIX в. и весь XX в., но особенно подробно исследовано положение в годы выполнения пятилетних планов развития королевства (1970-1995 гг.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные проблемы развития системы народного образования в Саудовской Аравии, 1926-1995 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ развития саудовской системы просвещения показал, что она прошла три основных этапа.

Первый - 1926-1954 гг., он целиком связан с деятельностью отца-основателя саудовского государства Ибн Сауда. К 1926 г. процесс собирания Аравийских земель, в целом, был завершен и король приступил к решению непростых внутренних задач своего обширного королевства. Двумя фундаментальными принципами, на которых строилась идеологическая и политическая деятельность основателя государства, были религия и модернизация. Религиозная исключительность государства Саудитов в мусульманском мире связана с ниспосланной божьей милостью благодеянием, с тем очевидным фактом, что король является хранителем двух священных городов ислама. И хотя саудовский режим никогда не объявлялся теократическим или халифатским, его политика всегда имела глубокие исламские основы. По своему общественному устройству Саудовская Аравия является исламской монархией и единственной страной в мире, в которой роль конституции играет Коран.

Основатель государства был глубоко благочестивым человеком, убежденным в том, что именно ислам ханбалитской школы в интерпретации вероучителя Мухаммеда Ибн Абд ал-Ваххаба, который не создал нового вероучения, а призывал лишь вернуться к истокам начального ислама, придерживаться строгого единобожия, что должно было вновь прочно связать и объединить всю Аравию. И действительно, поддержка влиятельного слоя улемов Неджда во главе с семьей Аш-Шейх оказалась весьма существенным фактором, содействовавшим политике объединения и централизации, а также легитимизации его режима.

Будучи правителем традиционного типа, Ибн Сауд тем не менее с самого начала осознал важность и необходимость модернизации страны, в первую очередь, армии и государственного аппарата, что являлось одним из основных условий превращения королевства в сильное современное государство.

Главным средством преодоления отсталости и модернизации общества было просвещение, которому Ибн Сауд всегда придавал особое значение и, несмотря на крайне ограниченные материальные ресурсы, никогда не жалел средств на образование.

Важнейшим событием в истории просвещения страны явилось основание в 1344 г.х. (1926 г.) Директората просвещения, деятельность которого положила начало созданию современной, целостной и упорядоченной системы образования. В первые годы функции Директората ограничивались рамками Хиджаза.

Однако после провозглашения декрета о создании королевства Саудовская Аравия (1932 г.) полномочия Директората постепенно стали распространяться на всю страну.

Создание современной системы просвещения требовало преодоления многих трудностей, в том числе и сопротивления консервативных сил в рядах саудовской элиты. В борьбе сторонников реформ с консерваторами рождалась система просвещения королевства, одна из особенностей которой состоит в том, что во всех учебных заведениях придавалось и придается важное значение соблюдению равновесия и гармонии между исламскими и арабскими предметами, с одной стороны, и естественными и рациональными предметами, с другой.

В течение первых десяти лет своей деятельности, к 1936 г. Директорат достиг определенных успехов. Если в 1926 г. в стране функционировали всего четыре начальные школы, сосредоточенные в Хиджазе, то в 1936 г. в различных городах работали 24 школы, в которых обучалось 4288 учеников, которым преподавали 145 учителей. И лишь начиная с рубежа 40-50-х годов, в связи с ростом доходов от экспорта нефти, положение заметно изменилось. В 1940 г. в королевстве уже работали 40 начальных школ, в 1950 г. - 172, а в 1954 г., когда Директорат был преобразован в Министерство просвещения, в стране работали 226 начальных и 13 средних школ.

Достижения королевства в 1926-1954 гг. в области просвещения были немалыми, если принять во внимание крайне низкий, почти нулевой стартовый уровень просвещения в королевстве. Великий основатель государства подготовил лишь почву и осуществил раннюю модернизацию, создав лишь условия для более ускоренной трансформации саудовского общества из традиционного в современное.

Второй этап (1954-1970 гг.) охватывает шестнадцатилетний период со времени преобразования Директората в Министерство просвещения, т.е. с 1954 г. до 1970 г. Именно в это время все возрастающую роль в жизни страны стал играть выдающийся государственный деятель, второй сын основателя государства наследный принц и глава правительства, а затем и король Фейсал ибн Абд ал-Азиз (1964-1975 гг.).

Фейсал был первым правителем королевства современного типа, имел широкий кругозор в политических и экономических вопросах. В это время Фейсал разработал масштабную программу по трансформации традиционного саудовского общества в современное. Фейсал начал с самого простого - формирования государственных структур, необходимых для управления растущей экономикой, а главное - рационального использования возраставших денежных доходов, без которых невозможен был прогресс. В стране, где отсутствовали современная валютная и фискальная системы и не было даже государственного бюджета и элементарного экономического законодательства, благодаря усилиям Фейсала, вместо постоянного дефицита с получением валюты, стали сосредоточиваться громадные финансовые ресурсы. Более того, по такому важному показателю как валютные ресурсы Саудовская Аравия, согласно данным МВФ, в 1975 г. вышла на второе место в мире после ФРГ. Именно в 60-70-е годы были разработаны краткосрочные планы экономических и социальных реформ, претворение в жизнь которых в последующие десятилетия привело к коренным сдвигам, которые фундаментальным образом изменили лицо саудовского общества из бедного в преуспевающее и процветающее, истощенное хозяйство с преобладанием кочевого скотоводства в мощную экономику, использующую новейшие достижения науки и техники в сельском хозяйстве и промышленности. Программа Фейсала особое внимание уделяла развитию системы просвещения.

После образования Министерства просвещения бюджет просвещения стал развиваться исключительно быстрыми темпами, а рост напоминал не столько арифметическую, сколько геометрическую прогрессию: если в 1926 г., то есть в год основания Директората просвещения, расходы на образование составляли 56 650 С.Р., то в год основания Министерства просвещения, в 1954 г., они поднялись до 20 млн. С.Р. Через десять лет, в 1964 г., бюджет просвещения поднялся до 100 млн. С.Р., то есть увеличился в пять раз, а через шесть лет после этого, в первый год выполнения первого пятилетнего плана в 1970/1971 г. он вновь продемонстрировал резкое увеличение в шесть с половиной раз, подпрыгнув до 666 млн. С.Р.

Деятельность Министерства просвещения в описываемое время привело к впечатляющим количественным и качественным изменениям в системе просвещения. Согласно официальным данным, в

1954 г. в королевстве было 338 школ, в которых обучалось 45 431 учащихся, обучением которых занимались 1828 учителей. Всего же в указанном году в королевстве было 356 учебных заведений (включая духовные и педагогические институты, курсы английского языка и машинописи), в которых обучались 46 880 учащихся и обучали 1954 преподавателей. Через шестнадцать лет, в 1970 г., число учащихся во всех видах обучения достигло 377 289 (то есть увеличилось почти в 8 раз), количество школ в стране выросло до 2 988 (то есть почти в 9 раз), а численность учителей поднялась до 21 220 (то есть выросла более чем в 11 раз.

Важнейшим событием не только в истории саудовского просвещения, но политической и социальной истории страны было введение государственного женского образования, так как вплоть до начала 60-х годов женское образование в королевстве носило ограниченный, неорганизованный и частный характер, а главное в стране не было единого организационного центра женского образования. Однако в конце 50-х годов, в связи с общим социально-экономическим и культурным подъемом и успехами в мужском образовании все более настойчивый характер приобрели требования о создании государственной системы образования девочек. Вокруг вопроса о женском образовании развернулась не просто дискуссия, но и борьба, так как против введения женского образования выступили весьма влиятельные и довольно многочисленные консервативные круги. Вопрос приобрел острую социальную значимость. В конце концов борьба передовых и просвещенных людей, их доводы и настойчивость дали свои плоды. В этой победе мыслящих людей исключительно важную роль сыграла позиция Фейсала ибн Абд ал-Азиза и министра просвещения (в то время Фахда ибн Абд ал-Азиза).

В 1960 г. было образовано главное управление обучения девочек, ознаменовав собой важнейшую веху в истории страны и женского образования, открыв путь для ускоренного его развития. Основной причиной отставания на целых 36 лет введения государственного женского образования явились неверные представления о женском образовании среди значительной части религиозных авторитетов и в обществе, преобладавшие вплоть до рубежа 50-60-х годов, хотя согласно исламской доктрине, равные права на образование имеют все без исключения мусульмане, как мужчины, так и женщины. Женское образование, начатое почти что с нуля, развивалось исключительно быстро, опережая по темпам мужское образование.

Уже в первый год своей деятельности Главное управление открыло 15 начальных государственных школ, в которые было принято 5180 учениц и 113 учительниц. Через десять лет, в 1970 г., число женских школ выросло до 357, численность учениц достигло 127 131, а преподавательского корпуса 4303, то есть они продемонстрировали удивительный рост соответственно в 24, 25 и в 38 раз!

Несмотря на впечатляющие успехи мужского и женского образования в первый период существования Министерства просвещения и Главного управления обучения девочек 50-60-е годы явились лишь подготовительной стадией для более ускоренного развития в последующие десятилетия.

Третий период (1970-1995 гг.) связан с деятельностью Фейсала и нынешнего короля Фахда. С началом 70-х годов развитие экономического базиса, основы которого были заложены в 50-60-е гг., значительно ускорилось.

С 1970 г. правительство приступило к осуществлению пятилетних планов экономического и социального развития, разработанных на основе политической и социальной философии короля Фейсаля, которая представляет собой доктрину экономических и социальных реформ, осуществляемых в рамках шариата, в которой особое внимание уделяется просвещению и здравоохранению, а также сочетанию государственного и частного сектора в экономике. Важное место в программе занимает также система защиты и гарантий социальных прав населения. В годы пятилеток (1970-1995 гг.) основной упор был сделан на создание современной производственной и транспортной инфраструктуры, а также диверсификации источников национального дохода и уменьшения зависимости от нефти посредством возрастания других секторов экономики в формировании ВВП. Саудовская Аравия оказалась одной из немногих стран мира, которым удалось на протяжении длительного времени обеспечить высокие и устойчивые ежегодные темпы роста ВВП. В результате, к середине 90-х гг. по объему ВВП Саудовская Аравия превысила уровень таких стран, как Алжир, Ирак, Египет и Сирия вместе взятых. Разумеется, этот рост происходил за счет нефтяного сектора. Поэтому была поставлена задача в максимально возможной степени уменьшения зависимости от нефтяного фактора. Так, если в годы первой пятилетки (1970-1975 гг.) доля нефтяного сектора в формировании ВВП составляла в среднем около 70%, а не-нефтяного сектора - 30%, то в годы четвертой пятилетки (1986-1990 гг.) доля нефти в ВВП упала до 33%, а не-нефтяного сектора поднялась до 67%.

Осуществление пятилетних планов, начатое под руководством короля Фейсала и продолженное его ближайшими соратниками и преемниками королем Халедом (1975-1982 гг.) и нынешним королем Фахдом, привели за четверть века к гигантским, фундаментальным изменениям, созданию современной индустрии, наиболее эффективного в регионе агропромышленного комплекса и высокоразвитого транспортного и социального комплексов.

Центральное место во всех пятилетних планах уделялось развитию социальной инфраструктуры, то есть развитию людских ресурсов, которое рассматривалось как приоритетное направление, а человеческий фактор был объявлен самым ценным достоянием. Если в третьей пятилетке расходы на развитие производственной инфраструктуры достигли пика, то в четвертой (1986-1990 гг.) и пятой (1990-1995 гг.) пятилетках центр тяжести в финансировании развития переведен на развитие людских ресурсов, занявших высшую строку в расходной части бюджета, что было связано с пониманием того очевидного факта, что только образованные и квалифицированные кадры могут обеспечить весьма честолюбивые планы развития страны. Поэтому государство выделяло не просто значительную, но и возрастающую часть бюджета на просвещение. Если в первой пятилетке доля бюджета просвещения в среднем за пятилетие составляла 9,5% общей суммы расходной части бюджета, а во второй пятилетке 11,8%, то в пятой пятилетке этот показатель достиг 17,7% расходной части бюджета, что является уникальным и крайне высоким показателем по любым критериям.

Для того, чтобы представить количественные изменения, которые произошли в системе просвещения за период с 1970 по 1995 гг., приведем соответствующие данные по системе образования. В 1969 г., непосредственно предшествующем первому году первой пятилетки, в стране было 1670 мужских (среди них 1383 начальные) и 365 женских школ (из них 347 начальные). В целом, в 1969/70 учебном году в королевстве работало 2035 школ, в которых учились 455 485 учащихся и работали 20 034 учителей. Через четверть века, в 1994/95 учебном году общее количество школ достигло 17 471 (среди них 7967 женские). В этих школах работала целая армия учителей общей численностью 257 777 человек (среди них 127 816 учительниц женских школ). В это же время общая численность учащихся достигла 3 437 283 (среди которых 1 606 665 девочек).

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что за четверть века (1970-1995 гг.) количество школ в королевстве выросло более чем в 8,5 раза, учителей более чем в 12,5 раза и учеников более чем в 7,5 раза.

Таким образом, ускоренное развитие системы просвещения, начатое со времени образования Министерства просвещения в 1954 г., в годы пятилеток было не только закреплено, но и получило импульс для более быстрого развития.

Среди важнейших достижений системы просвещения в годы пятилеток следует признать следующие: во-первых, образование впервые стало массовым и доступ к нему получили самые широкие массы населения; во-вторых, отмечаются более высокие по сравнению с мужским темпы развития женского образования; в-третьих, повышение качества обучения, дифференциация, специализация и совершенствование методов обучения, что было особенно актуальным в условиях бурного количественного роста, а косвенным подтверждением не только количественного роста, но и повышения качества учебы могут служить более высокие темпы возрастания количества школ и учителей, чем учеников; в-четвертых, массовый характер и демократизация образования поставили на повестку дня вопрос о введении всеобщего начального образования.

Впечатляющие достижения в области просвещения приблизили страну к решению этой приоритетной социальной задачи. И хотя важнейшие документы по вопросам просвещения неоднократно подчеркивали необходимость введения обязательного начального и бесплатного образования, а также огромные усилия органов просвещения, тем не менее к середине 90-х гг. Саудовская Аравия, несмотря на отмеченные большие успехи, тем не менее сумела решить эту одну из ключевых национальных задач.

Вместе с тем, следует указать и на объективные причины: первое, это исключительно низкий стартовый уровень образования в стране (неграмотность среди взрослого населения в начале 50-х годов достигала 95%); второе, это сохранение традиционных укладов в социально-экономической области и традиционного мышления среди некоторой части населения, которое относится весьма сдержанно к образованию вообще и к женскому образованию в особенности. Но саудовское государство н верном пути, и нет сомнения, что и эта проблема будет в ближайшем будущем решена.

Первый период развития системы образования многие исследователи характеризуют как период «прогрессирующей египтиза-ции». И действительно, в первые десятилетия саудовская система образования испытывала сильное влияние египетской школьной системы. Саудовцы обучались по египетским программам и учебникам, отправляли группы учащихся для учебы в Египет и, наконец, может быть, самое главное, приглашали на работу большое количество египетских учителей, которые оказывали большое, а в некоторых случаях определяющее влияние на всю систему просвещения.

Следующий период развития системы просвещения нередко определяют как американский. Он не совпадает с предыдущей периодизацией и начинается в начале 60-х гг., когда в связи с охлаждением отношений с Египтом, с одной стороны, и форсированной индустриализацией и модернизацией, с другой, саудовские органы просвещения усиленно вводили американские программы, копировали американскую систему просвещения и, наконец, приступили к массовой отправке студентов на учебу в Соединенные Штаты. Кроме того, при содействии американцев были открыты ряд специализированных технических учебных заведений.

Наконец, с середины 80-х годов ускорилась саудизация системы просвещения. Усвоив достижения арабов и американцев, саудовцы создали собственную систему. Учащиеся и студенты королевства изучают те же предметы, что и их сверстники в западных странах, но при этом их курсы обучения включают целый ряд исламских и арабских дисциплин. Саудизация проявляется и в том, что все большее количество саудовских директоров школ и учителей стали заменять иностранцев. К концу четвертой пятилетки начальное образование было практически полностью саудизировано, но неполный средний и средний уровни продолжали оставаться в значительной степени зависимыми от иностранцев, а в 1994/95 г. доля саудовских учителей составила 79% в начальной, 73% в неполной средней и 65% в средней школе.

Система просвещения, являясь продуктом исторического социально-экономического и культурного развития, как в зеркале отражает характер и уровень современного состояния общества. Вместе с тем, она является интегральной частью индустриального общества, поскольку она, во-первых, играет определяющую роль в подготовке главного производственного фактора экономики; во-вторых, современное образование является необходимым условием для преодоления традиционных взглядов и предрассудков, осознанного восприятия достижений науки, техники и формирования менталитета личности индустриальной и постиндустриальной эпохи.

Процесс модернизации, индустриализации и урбанизации саудовского общества в 1970-1995 гг. сопровождался прогрессирующим распадом традиционных укладов. Именно в эти годы патриархальное и полуфеодальное в своей основе общество трансформировалось в буржуазное. Иными словами, резко ускорился процесс формирования и консолидации классов и слоев современного общества: бур

- 198 жуазии, средних слоев и рабочего класса, которые играют определяющую роль в общественной жизни страны.

Особенно большое значение имеет формирование и развитие средних слоев, которые играют важную роль во всех развитых странах. К этой категории принадлежат техническая и гуманитарная интеллигенция, работники системы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также административного аппарата (бюрократия, ее среднее и низшее звено). Один лишь государственный сектор, состоящий из административного аппарата, работников систем образования и здравоохранения, с 1970 г. по 1985 г. вырос со 13 до 469 тыс. человек. А через десять лет, в 1995 г. численность этих общественных сил почти удвоилась.

Важнейшим критерием принадлежности индивидуума к современным общественным классам является окончание среднего и высшего учебного заведений.

Таким образом, определяющими факторами ускоренной трансформации саудовского общества в современное государство являются нефтяное богатство и развитие современного образования.

 

Список научной литературыАл-Мансур, Мохаммед Сулейман, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Источники и справочники1. Ал-Куран ал-Карим.

2. Визара ал-маариф. Арбаун аман мин амр ат-талим фи визара ал-маариф. 1373-1413. Симат ва маламих. Эр-Рияд. 1414 х.

3. Визара ал-маариф. Индждазат визара ал-маариф хилала ал-хутта ал-хамсийя ал-хамиса (1410-1415 х.) (1990-1995). Эр-Рияд, 1417 х. (1997).

4. Талимат ал-асасийа лил-Мамлака ал-Хиджазийя. Макка Ал-Мукаррама. 1392 х.

5. Визара ал-маариф. Татаввур талим фи Ал-Мамлака ал-Арабийя ас-Саудийа хилала хутат ат-танмийа (1390-1412). Эр-Рияд. 1412 х.

6. Визра ал-маариф. Татаввур ат-талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийя Ас-Саудийя. Такриф ватани. Эр-Рияд. 1417 х/1996.

7. Визара ал-маариф. Ат-Тавсик ат-тарбави. Визара ал-маариф фи хамса санават. 1372-1376. Эр-Рияд. 1376 х.

8. Визара ат-тахтит. Хутат ал-хамсийа лил-танмийя: ал-авваль ва ас-санийя ва ас-салиса ва ар-рабийя мин амм 1390 иля амм 1410 х. (1970-1990). Эр-Рияд. 1410 х. (1990).

9. Визара ал-маариф. Сийаса ат-талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Ат-таба ал-улья. 1390 х. Ат-таба ас-санийа. 1394 х. Эр-Рияд.

10. Визара ал-маариф. Фусуль фи тарих ат-талим биль-Мамлака (ат-талим ал-ибтидан). Эр-Рияд. 1406 х.

11. Визара ал-маариф. Фусуль фи тарих ат-талим биль-Мамлака: ат-талим ас-санави. Эр-Рияд. 1403 х. (1982).

12. Визара ал-маариф. Фусуль фи тарих ат-талим фи Ал

13. Мамлака (талим ал-фатат). Эр-Рияд. 1981.

14. Визара ал-малийа ва иктисад ал-ватани. Ал-Китаб ал-ихсан ас-санави 1412 х. (1992). Эр-Рияд. 1413 х.

15. Визара ат-тахтит. Мунджазат хутат ат-танмийа. 1390-1416 (1970-1996). Эр-Рияд. 1996.

16. Визара ал-маариф. Маалим ат-татаввур фи низам ат-талим ал-ибтидан фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа хилала ас-саманин сана ал-мадийа. Эр-Рияд. 1400 х.

17. Мудирийа ал-маариф ал-амма. Манхадж ад-дираса фи джа-мин ал-мадарис ат-тахдирийа (12.08.1352 х.). Приложение к кн. Абд Ал-Азиз бну Абдаллах бну Хасан Аал Аш-Шейх. Ламхат ан: Ат-Талим ва бидайатуху фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Эр-Рияд. 1412 х.

18. Мудирийа ал-маариф ал-амма. Ан-Низам ал-асаси лил-маариф садир ам 1356 х. Приложение к кн. Абд Ал-Азиз Аал аш-Шейх.

19. Низам Ал-Баасат ал-мувафак алейхи наиб джалала ал-малик ал-муаззам бирак 748 фи 4/7/1355 х. Приложение к кн. Абд Ал-Азиз Аал Аш-Шейх.

20. Низам ал-мадарис ал-амирийа (10.9.1358 х.). Приложение к кн. Абд Ал-Азиз Аал Аш-Шейх.

21. Мударийа ал-маариф. Низам ал-мадарис ал-ахмийа ас-садир ам 1357 х. Приложение к кн. Абд-Азиз Аал Аш-Шейх.

22. Маджлис Аш-Шури. Низам Ал-Мадарис ас-садир алейхи ка-рар Маджлис Аш-Шури ал-муваккар би-тарих 13 рабжаб сана 1347 х. ракм 146. Приложение к кн. Абд Ал-Азиз Аал Аш-Шейх.

23. Коран. Москва. 1986. Перевод И.Ю.Крачковского. Издание второе.

24. Коран. Москва. 1995. Перевод М.Н.-О.Османова.

25. Конституции буржуазных стран. Том III. Москва, 1936.

26. Министерство информации. Королевство Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1993.

27. Страны Аравии. Справочник. М. 1964.

28. Саудовская Аравия. Справочник. М. 1980.

29. Страны Ближнего Востока. Киев. 1990.

30. Современная Саудовская Аравия. М. 1998.

31. The Ministry of Education. Development of Education in the Kingdom of Saudi Arabia. National Report. Kiyadh., 1996.

32. The Kingdom of Saudi Arabia. L. 1990. Eighth edition.

33. The Middle East and North Africa. L. 1970-1996.

34. United Nations. Demographic Year Book. 1980. New York,1981.

35. United Nations. Statistical Yearbook 1993. New York. 1995. 14th issue.

36. UNESCO. Statistical Year Book 1982 (Arab Member States).

37. World Bank. World Development Report 1980-1983.

38. Year Book of Labour Statistics. 1961-1983.1. Литература

39. Ааль Аш-Шейх, Абд Ал-Азиз бну Абдаллах бну Хасан. Лам-хат ан: Ат-Талим ва бидайатуху фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Эр-Рияд. 1412 х.

40. Ибн Дахиш, Абд Ал-Латыф. Ат-Талим ал-хукумм ал-муназзам фи ахд ал-малик Абд Ал-Азиз. Нататуху ва татаввуруху. Эр-Рияд. 1975.

41. Багдади, Абд Аллах Абд Ал-Маджид. Ал-Интилака ат-талимийа фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Усулуха, джузу-руха, авлавийатуха. Джидда. 1982.

42. Ал-Хакил, Сулейман Абд Ар-Рахман. Низам ва Ас-Сийаса

43. Ат-Талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Ат-Табаа ат-таспа (Девятое издание). Эр-Рияд. 1996.

44. Хамза, Фуад. Ал-Билад Ал-Арабийа. Ас-Саудийа. Эр-Рияд.1968.

45. Ас-Салум, Хамад Ибрахим. Ат-Талим ал-амм фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Эр-Рияд, 1988.

46. Ас-Салум, Хамад Ибрахим. Идара ат-талимийа фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Ал-Китаб ал-авваль. Бейрут. 1985.

47. Ас-Санбал, Абд Ал-Азиз Абдаллах ва ахаруна. Низам ат-талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа ас-Саудийа. Эр-Рияд. 1993.

48. Шалаби, Али Мухаммед. Тарих ат-талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. 4.1. Кувейт. 1407 х.

49. Салих, Абдаллах Абд Ар-Рахман. Тарих ат-талим фи Макка Ал-Мукаррама. Джидда. 1982.

50. Абд Ал-Джавад, Hyp Ад-Дин Мухаммад и Муталли, Мустафа Мухаммад. Ат-Талим ал-ахли ва масира ат-талим фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Эр-Рияд, 1996.

51. Иси, Ахмад Абд Ар-Рахман. Сийаса ат-талим фи Ал-Мамлака Ар-Саудийа. Эр-Рияд. 1979.

52. Иси, Ахмад Абд Ар-Рахман. Муджиза фавка ар-римал. Бейрут. 1392 х.

53. Ал-Мани, Мани бну Абд ар-Рахман. Ат-Талим ал-ахли фи Ал-Мамлака Ал-Арабийа Ас-Саудийа. Эр-Рияд. 1993.

54. Андреасян Р.Н. Нефть и арабские страны в 1973-1983 гг. М., 1990.

55. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.,1990.

56. Валькова Л.В. Саудовская Аравия. Нефть. Ислам. Политика. М., 1987.

57. Васильев A.M. История Саудовской Аравии. М., 1982.

58. Дрейер O.K. Культурные преобразования в развивающихся странах. М., 1972.

59. Иванов H.A. Османское завоевание арабских стран. 15161574. М., 1984.

60. Исаев В.А. Арабские страны в международном разделении труда. Итоги. Проблемы. Перспективы. М., 1996.

61. История и идеология стран Востока. М., 1978.

62. Кулямзин A.A. Страны Персидского залива: иммиграция и классовая структура (50-80-е годы). М., 1990.

63. Лукин В.П. «Центр силы». Концепции и реальность. М.,1983.

64. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965.

65. Новейшая история арабских стран Азии. М., 1988.

66. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX первой трети XX в. М., 1961.

67. Прошин Н.И. Саудовская Аравия. М., 1964.

68. Развитие капитализма в арабском мире. М., 1988.

69. Родригес A.M. Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий. М., 1989.

70. Скоров Г.Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М., 1971.

71. Стоклицкий С.А., Фридман Л.А., Андрукович П.Ф. Экономические структуры арабских стран. М., 1985.

72. Шахин С.Х. Объединение Саудовской Аравии. Исторический очерк. Эр-Рияд. 1993.

73. Шевалье Жан-Мари. Нефтяной кризис. М., 1975.

74. Abir М. Saudi Arabia in the Oil Era. Boulder, Colorado. 1988.

75. Assah A. Miracle of the Desert Kingdom. Londo, 1969.

76. Cremin L. A & Borrowman. Public School in Our Democracy. New York. 1956.

77. Dickson H.R.P. Kuwait and Her Neighbours. L. 1968.

78. Al-Farsy F. Modernity and Tradition. The Sandi Equation. L.190.

79. Lackner H. A House Built on Sand. L. 1978.

80. Lenczowski G. The Middle East in World Affairs. Ithaca and London. 1980.

81. National and International Politics in the Middle East (Ed. by Ingram). L.f 1986.

82. Reley Carrol L. Historical and Cultural Dictionary of Saudi Arabia. N.-Y. 1972.

83. Safran N. Saudi Arabia: The Ceaseless Quest for Security. Cambridge (Mass.). 1985.1. Пресса82. Деловой мир.83. Независимая газета.

84. Советская педагогика. 1982.85. Умм Ал-Кура.86. Ат-Тавсик ат-тарбави.87. Аш-Шарк Ал-Аусат.88. Эр-Рияд.89. Financial Times.

85. International Herald Tribune.

86. Middle East Annual Report.92. The Middle East Yournal.93. The Times.