автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Боташева, Шерифат Хиссаевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Боташева, Шерифат Хиссаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Оптимизм и пессимизм как предмет и объект социально-философского анализа.

1.1. Методология социального анализа оптимизма и пессимизма.

1.2. Оптимизм в деятельностной структуре личности.

1.3. Социально-регулятивная функция оптимизма в условиях общественной трансформации.

ГЛАВА 2. Историко-философская ретроспекция в концептуальном осмыслении оптимизма и пессимизма.

2.1. Ранние формы оптимизма и пессимизма.

2.2. Проблемы оптимизма и пессимизма от Средневековья до Нового времени.

2.3. Концепции оптимизма и пессимизма в западной философской мысли.

2.4. Становление российской парадигмы оптимизма и пессимизма.

ГЛАВА 3. Социокультурная динамика оптимизма в аксиологической перспективе.

3.1. Оптимизм как смысл жизни и ее ценность.

3.2. Диалектика добра и зла и социально-психологические проблемы оптимизма и пессимизма в техногенном обществе.

3.3. Социальный оптимизм: реалии и проблемы.

3.4. Социальный пессимизм как атрибут деструктивного сознания общества.

3.5. Перспективы позитивной реализации оптимизма в духовно-нравственном обновлении личности.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Боташева, Шерифат Хиссаевна

Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется крупными социальными и духовными изменениями, затронувшими всю систему базовых ценностей. В центре этих изменений стоит человек - и как участник реформационных процессов, и как субъект ценностных композиций современного общества. Радикальным образом видоизменяя социум, он первым воспринимает и реализует эти перемены в своей жизнедеятельности. Происходящие изменения нередко провоцируют социальную деструкцию, выражающуюся в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов, затрагивающих основу мировоззрения.

В процессе перехода российского общества к рыночным отношениям происходит разрушение прежней системы условий и факторов, влияющих на формирование как оптимистического, так и пессимистического настроений россиян. Как оптимизм, так и пессимизм содержат в себе не только позитивные, но и негативные аспекты. Особенно отчетливо это проявляется там, где в процессе формирования общественного мнения не всегда своевременно извлекаются уроки из нашей не столь отдаленной истории и не делаются соответствующие выводы для ближайшей и более отдаленной перспективы с учетом конкретных реалий социально-экономического и внешнеполитического состояния российского общества. Следствием дезориентации социальной деятельности людей являются не только поведенческие конфликты, но и масштабные общественные потрясения. Реальный вред для общества наносит пессимизм, утрата перспективы глубочайшее безверие, скепсис, духовная разочарованность.

Очевидно, что становление новой эпохи требует новой парадигмы человеческого самосознания, со всем комплексом ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, методов мышления, социальной направленности поведения личности. В то же время, традиционные институты, сформировавшие такую направленность, уже не действуют, а новые еще не сформировались. В связи с этим представляется актуальным как изучение процессов социокультурной динамики современного общества, так и их оснований. Решение этих задач во многом представляется возможным в процессе исследования таких понятий как «оптимизм» и «пессимизм», которые находятся в тесном взаимодействии с объективными изменениями в социальном бытии и в значительной мере влияют на духовно-нравственном состоянии личности и общества.

Кроме того, актуальность темы исследования определяется отсутствием достаточно определенного толкования социального оптимизма и пессимизма, их слабой философской основой. Отдельные наиболее существенные аспекты проблемы пока вообще остаются вне поля зрения современных философов. Исходя из этого, автором отдано предпочтение социально-философскому анализу оптимизма и пессимизма. Только в процессе данного анализа представляется возможным системное изучение оптимизма и пессимизма, определение методологических оснований для их последующего осмысления и реализации в практике жизни и деятельности личности и общества.

Проблемы оптимизма и пессимизма комплексны и многогранны. Их полное и всестороннее изучение является предметом исследования ряда гуманитарных наук. Не менее важным представляется и тот факт, что анализ оптимизма и пессимизма обусловлен также потребностью разграничения методологических подходов к исследованию данных феноменов. Социальный оптимизм, также как и его антипод социальный пессимизм, являются сложными социокультурными понятиями, связанными со структурой, с фундаментальными законами функционирования и развития общества. При этом если не опираться на знания, полученные в ходе исследования социального оптимизма, невозможно понять и выработать механизмы современной социальной динамики. Социальная адаптация, вне учета специфики проявлений и влияния на общественное мнение социального оптимизма и пессимизма, является сдерживающим фактором на пути к стабилизации российского общества. Успешная адаптация во многом зависит от сформированности соответствующего внутреннего настроя при реализации как социального оптимизма, так и пессимизма.

Но при всей своей многогранности теоретико-методологический анализ сущности и содержания данных понятий необходим для создания целостной концепции оптимизма и пессимизма. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит социальной философии. Теоретико-методологический анализ сущности и содержания исследуемых понятий позволит создать целостную концепцию оптимизма и пессимизма, внести свою лепту в научное истолкование современных социальных процессов и явлений. Именно философия должна решить вопрос о сущности оптимизма и пессимизма, характеризующихся новыми качественными проявлениями, внутренней подвижностью и изменчивостью; об их социальной обусловленности, направленности, основном смысловом содержании, конкретных формах осуществления.

Результаты философского осмысления сущности, структуры, специфики развития и механизмов формирования социального оптимизма и пессимизма призваны стать мировоззренческими и методологическими основаниями новой философской антропогемы, а также факторами становления социально активной, духовно-нравственной личности и успешного реформирования современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема оптимизма и пессимизма является направлением исследования социальных наук, не получившим законченного выражения. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по теме нашего исследования. Многими учеными определены свои подходы к пониманию «оптимизма» и «пессимизма». В работах целого ряда авторов, принадлежащих к разным теоретическим течениям в философии, социологии, психологии мы находим высказывания, суждения, фрагменты и даже целые концепции, в которых содержится попытка осмыслить процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств. В последние годы в нашей литературе появилось значительное количество работ, авторы которых занимаются изучением тех или иных аспектов оптимизма и пессимизма, рассматривают их под разными углами зрения. Однако, на основании исследования и анализа источников, отражающих тематику проблемы, следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными социальный оптимизм и пессимизм не избирались в качестве самостоятельного объекта философского познания.

Вследствие этого, мы не можем говорить о существовании в какой-либо социально-гуманитарной науке целостной концепции социального оптимизма и пессимизма.

Тем не менее, понятия «оптимизм» и «пессимизм» привлекали внимание ученых во все времена. Так, в философии рационализма оптимистическая сущность человека видится в его мышлении, которое захватывает и подчиняет практически все функции души. Данное направление в философии исследовали Сократ, Аристотель, Эпикур, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Г. Лейбниц и др.

Более конкретно эти проблемы рассматривались в отечественной социальной философии. По различным аспектам оптимизма и пессимизма имеется ряд интересных исследований (работы JI.B. Боброва, Н.Г. Володиной, А.Р. Геворкяна, О.Г. Дробницкого, В.Е. Давидовича, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Б.Г. Кузнецова, В.М. Михеева, М.П. Мчедлова, B.C. Овчинникова, А.А. Павельева, Б.Д. Парыгина, С.И. Попова, Е.М. Решетниковой, В.И. Синютина, Т.Т. Тимофеева, А.С. Ципко, и др.). Их разработки в значительной мере абсолютизируют отдельные компоненты этих феноменов, в качестве которых выступают: настроения, эмоции, чувства, принцип инновационного мировоззрения, оценочный модус социального оптимизма и др.

В социально-историческом и аксиологическом плане весьма интересными с этой точки зрения представляются работы таких известных отечественных исследователей, как Э.М. Андреева, И.С. Кона, Л.И. Гринина, М.Я. Гефтера, А.Я. Гуревича, Г.М. Гака, К. Гемпеля, A.M. Гендина, М.Н. Громова, А.В. Гулыги, В.А. Горшкова, Н.С. Плотникова, Н.Н. Неретиной, В.М. Межуева, Н.П. Медведева, С.С. Батенина, B.C. Барулина, П.Г. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, А.И. Данилова, В.А. Дьякова, Е.М. Жукова, В.Н. Лавриненко, Б.Г. Кузнецова, С.С. Гусева, М.А. Чешкова, И.М. Савельевой, А.В. Полетаева, Б.А. Успенского, Н.Б. Маньковской, Л.Н. Москвичева, Е.Б. Рашковского, К.В. Хвостовой, Г.Л. Тульчинского и др.

В отечественной психологии ученые сводят оптимизм преимущественно к индивидуальным проявлениям психики и довольно фрагментарно анализируют социальную сущность этих феноменов. Психологи в основном фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах, вызывающих те или иные психические состояния, задавая вопрос, например, почему один индивид более оптимистичен, чем другой. В этом отношении известны работы В. Е. Смирнова, А.Г. Ковалева, 3. Фрейда, К. Юнга, Г. Лебона, И.С. Кона, Е.И. Рогова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.Д. Столяренко и др.

В социологии проблемы оптимизма и пессимизма в той или иной степени представлены в работах выдающихся ученых - П. Сорокина, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Ю.Р. Вишневского, В.А. Ядова, И.И. Камынина, В.А. Чуланова, Ю.Г. Волкова, В.И. Курбатова, С.И. Самыгина, С.И. Попова, Т.А. Тимофеева, Г.Х. Шахназарова, а также в работах современных социологов-практиков - Кужельной И.П., Ряжских А.Ю. и др.

Не остались в стороне от исследования этой проблемы и наши педагоги. Но их она интересует прежде всего с точки зрения повышения познавательной активности подрастающего поколения при выработке положительного настроя на учебную деятельность. В этом направлении известны работы А.С.

Макаренко, А.П. Ушинского, П.П. Блонского, М.М. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, Ф.Р. Филиппова, Е.Н. Шиянова и других.

Определенное влияние на исследование данной проблематики оказала философская литература зарубежья. Ее авторы проявляют повышенный интерес к социальному оптимизму и пессимизму, как правило, при изучении электората современного общества. В этой области известны труды таких ученых как Ш. Бюлер, М. Зелигман, А.Швейцер, Э.Шпрангер, К. Маннгейм, Т. Парсонс, Э. Хартшорн, К. Кенстоун, М.Х. Титма, К. Бендарик, Д. Колеман, Д. Янкелович и др.

В основе социально-философского подхода к исследованию феномена социального оптимизма заложено положение, заключающееся в том, что именно такой подход позволяет выделить всеобщие, проявляющиеся в поведении каждого человека тенденции. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что типологии поддаются лишь устойчивые компоненты социального оптимизма: уверенность, вера, убежденность, надежда, ценностные ориентации, общая направленность. Взаимодействие социального оптимизма с социальным бытием приводит к организации основных типов мотивационной направленности индивида - его оптимизма или пессимизма.

Сложность человеческой природы, вся человеческая субъективность, с присущим ей миром мысли, воли и чувств, требуют целостного изучения человека как феномена, инициатора социальных процессов. Поскольку выводы различных наук о движущих силах поведения и деятельности человека зачастую несовместимы и односторонни, возникает вопрос об использовании современной социально-философской методологии для изучения проблем социального оптимизма и пессимизма.

Каждое философское направление пыталось сосредоточиться на поиске специфического человеческого свойства, определяющего его положение в социальном мире и его роль в нем, что привело в тупик - человек и его сознание, движущие силы поведения и само поведение никак не представлялись в единой плоскости и своей гуманистической целостности. Человек безмерно сложен и неисчерпаем, в нем проявляется уникальное сплетение природных и социальных качеств, он творит мир социального.

В одних философских концепциях человеку отводится пассивная роль -он просто руководствуется жестко фиксированным строем ценностей. В других, хотя человек и проявляет активность, но в качестве движущей силы этой активности выступает одно из свойств или качеств человека: или только разум, или только чувственная сфера. То есть в одних теориях в качестве движущих сил поведения человека провозглашаются сознательные элементы, в других - иррациональные. Среди иррациональных состояний человеческой субъективности выделяются самые различные формы: воля, любовь, вера, надежда, покаяние и т.д. В целом ряде философских подходов на первое место ставится в качестве определяющего свойства человека биологические или психофизиологические процессы, состоящие из комбинаций духовных элементов. Столь же разнообразны и подходы к пониманию взаимодействия данной субъективности человека с другими, а также с объективной реальностью. Это могут быть отношения вечной борьбы и сопротивления, выживания и постоянного конфликта. Это могут быть и отношения любви, уважения и сочувствия. Уровни взаимодействия между субъектом и объективной реальностью могут носить асимметричный характер, при котором человеку отводится роль активного творца и конструктора мира. В этом случае в качестве движущей силы рассматриваются: озабоченное отношение к миру, любовь, вера и очень часто свобода личности и т.д.

Нельзя не сказать о большом вкладе всех философов в формирование представления о движущих силах поведения и деятельности человека., в то же время, в силу постоянной борьбы между субъективным и объективным в интерпретации социальной жизни, многие ученые обратились к психологической науке, с целью получения ответов на вопросы, связанные с человеком, его поведением, со скрытыми силами поведения, с деятельностным изменением людьми обстоятельств своей жизни.

В рамках психологии были пересмотрены представления о человеческой личности, ее душе и разуме, которые сложились в рамках различных философских систем. В то же время, психология не могла не использовать тех результатов, которые представлял ей опыт философских размышлений. При этом она тяготела к философии эмпиризма, описывающей данности индивидуального опыта, а рационалистические концепции чаще всего оставались без внимания. Поэтому наиболее популярной философской и психологической теорией на Западе признается психоанализ 3. Фрейда, основывающийся на выделении в качестве основных движущих сил поведения индивида неосознанных побуждений, влечений, инстинктов, то есть бессознательных компонентов психики. Многочисленные психологические теории рассматривали мотивационные процессы индивида как только побудительные, основанные на присущих человеку инстинктах, находящихся в противоречии с социально-историческим и культурным окружением, стремящимся с помощью запретов и правил ограничить человеческие стремления.

Советские философы и психологи, несмотря на чрезвычайное многообразие точек зрения на психическое в личности, объединялись в трактовке общественной детерминации психических процессов. В то же время, в большинстве психологических концепций, психика предстает в виде набора «узлов», «блоков», отдельных сторон и аспектов психического. В связи с таким положением по сути дела ничего нельзя узнать о субъективной жизни человека, о природе его индивидуальности, о сущности его мотивационных процессов как целостного механизма. Чаще всего в качестве движущей силы поведения человека в отечественной социальной философии и психологии рассматривались потребности, хотя мотивационный механизм включает наряду с потребностями и другие компоненты: интересы, установки, ценностные ориентации, практическое мышление. Здесь следует учитывать тот факт, что оптимизм личности не только носит социальный характер, но и выполняет различные функции, к числу которых наряду с побуждением к деятельности можно включить функции формирования и регулирования, а также конструирования и творчества, функции познания и оценки и т.д. Социальный оптимизм как мотивация представляет собой единый механизм, основанный на синтезе, композиции когнитивных, аффектных, волевых психических процессов, способный осуществлять непрерывное взаимодействие с постоянно меняющимся социальным контекстом, детерминирующим поведение человека.

Своеобразное видение проблем мотивации поведения человека предлагают биологические, физиологические и производные от них науки. Происходит постепенная переориентация многих аспектов биологических теорий, обусловленная необходимостью осуществлять исследование внутри системы «человек - природа - общество». К производным наукам относится социобиология, считающая, что путь человека определяется генно-культурной трансмиссией, то есть постоянным переходом от генных факторов к культурным; этология, в рамках которой ученые в качестве основного двигателя поведения человека рассматривают агрессию, направленную на устранение внешнего оппонента и изменение его поведения.

Для многих ученых физиологов и психофизиологов основой психических процессов выступает физиология мозга. Для И.П. Павлова главным в нервной деятельности является понятие рефлекса; для А.А. Ухтомского - доминанты, в качестве которой рассматривается очаг возбуждения в коре головного мозга; для П.К. Анохина - очаг внутреннего торможения. Для физиолога И.И.Мечникова такой основой психической деятельности является ортобиоз, то есть борьба с дисгармонией человеческой природы и т.д.

В рамках этих наук при исследовании движущих, побудительных сил поведения человека не учитывались социальные, культурные факторы, не рассматривались «продукты» социализации, находящиеся в психологических мотивационных процессах и определяющих в большинстве случаев особенности поведения, его содержательный смысл и направленность.

Изучение состояния общества через анализ социокультурных процессов -это путь к познанию закономерностей общественного развития и умению воздействовать на них как в объективной, так и в субъективной реальностях. В связи с этим актуальным представляется изучение процессов изменения субъективного мира под влиянием социокультурных изменений объективной реальности.

Подчеркивая основательность и высокий уровень исследований этих и других авторов, отметим, что большинство из них исследует лишь отдельные аспекты оптимизма и пессимизма, без рассмотрения их как единого многоуровневого феномена, во всем многообразии его сторон и проявлений. Вместе с тем, они представляют собой мировоззренческий и методологический фундамент, опираясь на который можно возводить концепцию целостного понимания проблемы оптимизма и пессимизма как новой философской антропогемы. Эти труды дают возможность осуществить социально-философский анализ как оптимизма, так и пессимизма. В целом можно сказать, что оптимизм и пессимизм введены в сферу исследования социальной философии, философской антропологии и аксиологии, хотя как целостный социальный феномен они до сих пор остаются малоисследованной областью и нуждаются в широком социально-философском анализе.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране сложилось реальное противоречие между потребностью комплексного изучения оптимизма и пессимизма, их формированием и влиянием на социальную жизнь общества и отсутствием целостного научного исследования, представляющего решение данной глобальной социально-философской проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Глубинное осознание и системное постижение этого противоречия явилось ключевым мотивом исследования.

Методологической основой диссертации выступают общефилософские принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии -конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии и социальной психологии.

Теоретической основой исследования выступает диалектический метод, включающий в себя системный, деятельностный и структурно-функциональный подходы к изучению социальной действительности. Помимо этого, автор широко использовал феноменологические и герменевтические теории и концепции.

Объектом диссертационного исследования выступают социальный оптимизм и социальный пессимизм как философские категории, рассматриваемые с позиций философско-антропологического и социально-философского анализа.

Предметом исследования являются феномены оптимизма и пессимизма, процесс их формирования и реализации в сознании субъекта и его целеполагающей жизнедеятельности в нестационарном социуме.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить и обосновать концепцию феноменологического единства социального оптимизма и пессимизма в категориальном поле современной социальной философии.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

- исследовать специфику становления взглядов на понятия «оптимизм» и «пессимизм» в истории социально-философской мысли;

- дать концептуальное определение социального оптимизма и пессимизма и выявить их сущностные черты как предмета философского анализа;

- рассмотреть оптимизм и пессимизм как атрибуты социального бытия личности;

- исследовать феномены оптимизма и пессимизма как подуровни социальной реальности;

- определить место и роль оптимизма и пессимизма в деятельностной структуре личности;

- эксплицировать структурно-функциональный статус социокультурной мобильности в ценностно-мотивационной сфере деятельности личности;

- рассмотреть феномен социального оптимизма как динамическое социопсихическое поле;

- проанализировать причины кардинальной реформации феномена социального оптимизма в массовом сознании современного российского общества;

- определить роль социально- экономических, политико-правовых и социально-психологических факторов в формировании социального оптимизма;

- выявить имманентную взаимосвязь феноменов социального оптимизма и пессимизма в целеполагающей деятельности субъектов на микросоциальном уровне.

Научная новизна диссертации состоит в следующих основных положениях:

- в диссертационном исследовании впервые в философии осуществлен целостный, комплексный междисциплинарный анализ социальной значимости оптимизма и пессимизма;

- определено этимологическое содержание понятий «социальный оптимизм» и «социальный пессимизм» в рамках формирования новой философской антропогемы техногенного общества;

- преодолена традиционная дихотомия понятий «социальный оптимизм» и «социальный пессимизм» и снята категориальная антитеза между ними;

- дано новое концептуальное определение феноменов оптимизма и пессимизма через системную экспликацию деятельностной природы социальных субъектов;

- предложена концепция социального оптимизма как смысложизненной ориентации субъекта в целесообразной и целеполагающей деятельности;

- определено аксиологическое содержание оптимизма и пессимизма в духовно-нравственном обновлении личности и общества;

- показано значение феноменов оптимизма и пессимизма как индикаторов социальной напряженности во всех сферах современного общества;

- представлена взаимосвязь социокультурных параметров оптимизма с ценностными ориентациями индивидов;

- выявлена роль социального пессимизма как атрибута деструктивного сознания общества;

- исследованы перспективы позитивной реализации оптимизма в духовно-нравственной сфере.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема социального оптимизма является центральным направлением в исследовании общей динамики социокультурных изменений, однако она до сих пор не получила своего законченного концептуального выражения. В работах целого ряда авторов, принадлежащих к различным теоретическим течениям в философии, социологии, психологии, можно найти высказывания, суждения, фрагменты и даже целые концепции, в которых содержится попытка осмыслить, проанализировать процессы, протекающие в мире человеческой субъективности. В то же время, мы не можем говорить о существовании в какой-либо области социально-гуманитарного знания целостной концепции социального оптимизма.

2. В ситуации углубления системного кризиса в современном техногенном обществе социальный оптимизм выступает как интегративная программа самоуправления целеполагающей активностью личности со стороны регулирующих ее деятельность социальных институтов и организаций.

3. Как социальный оптимизм, так и социальный пессимизм представляют собой целостное, синкретическое, имманентно взаимосвязанное социопсихическое поле деятельности индивида, включающее в себя внутренне устойчивые ценностно-мировоззренческие идеалы и духовно-нравственные ориентиры, а также константные социальные структуры.

4. С этой точки зрения социальный оптимизм выступает как единая интеллектуальная и эмоционально-чувственная доминанта в целеполагающей деятельности субъектов, и его никоим образом не следует рассматривать как некий психологический подвид экзальтированного поведения индивида или стихийное проявление анархических форм реализации личностной свободы.

5. С другой стороны, социальный пессимизм не следует смешивать с деструктивными формами сознания, социальной аномией, нигилизмом или психическими состояниями меланхолии и фрустрации. В современных кризисных условиях социальный пессимизм выражает себя как новая форма рационалистического прагматизма, позволяющая субъекту обрести устойчивое состояние в своей детально просчитанной и рационально организованной деятельности.

6. Исходя из этого, мы предлагаем новое концептуальное обоснование имманентного единства оптимизма и пессимизма в деятельностной структуре личности и определяем социальный оптимизм и пессимизм как систему отношений к миру в целом, отношений к ожиданию от будущего. Оптимизм -это уверенность людей в прогрессивной перспективе развития общества, уверенность в том, что будут созданы благоприятные условия для реализации их творческих потенций и социально востребованы их профессиональные качества.

7. Пессимизм в социопсихическом плане выражает себя как специфическая форма социальной аномии, являющейся устойчивым компонентом деструктивного сознания общества переходного периода. В противовес данному виду социальной апатии, особенно распространенному среди современной российской молодежи, мы выдвигаем принцип альтруизма как индивидуальное свойство творчески ориентированной личности, ценность которой опредмечивается в социальной практике. Предметом деятельного альтруизма становится социальное здоровье, определяемое как гармонизованное отношение субъектов, имеющее константные условия своего поддержания, способное активизировать всех участников социокультурной динамики.

8. Тем самым, несмотря на то, что наличная социальная реальность и проанализированные статистические данные последних лет приводят нас в целом к пессимистическим выводам относительно будущих позитивных параметров развития российского общества, мы все же склонны считать, что эти позитивные параметры будут в дальнейшем укрепляться в плане совершенствования духовно-нравственных доминант в политической, социально-экономической и профессиональной практике основной части российской молодежи, чья деятельность - как позитивная, так и деструктивная, - будет непосредственно определять будущее социальное здоровье нашего общества.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного социально-философского исследования могут найти свое конкретное применение в разработке целого ряда государственных мероприятий в области совершенствования социально-экономической политики, учитываться при принятии и корректировке новых концепций и программ в области образования и воспитания молодежи, стать теоретической базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов в практике высших и средних учебных заведений самого различного профиля. Исследование представляет также конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований - для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе массового просвещения по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание".

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на Второй международной конференции "Циклы", на ряде республиканских, межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на заседаниях Проблемного Совета СевКавГТУ по философии, педагогике и психологии высшей школы, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке методологического инструментария для прикладных социологических и социально-психологических исследований, а также легли в основу ряда факультативных курсов по социальной философии, культурологии и философской антропологии.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 35 научных работ, в том числе три монографии, учебное пособие по философии, 30 статей. Общий объем публикаций 60,5 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения и примечания. Общий объем работы - 301 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема"

Результаты исследования позволяют также сделать вывод о том, что социальный пессимизм сегодня выражает собой форму рационалистического прагматизма, который позволяет субъекту обрести устойчивое состояние в своей детально просчитанной и рационально организованной деятельности. Социальный оптимизм представляет собой систему социально-психических состояний субъекта, определяющую целенаправленность, ценностную избирательность его жизненных отношений с социальной реальностью и обеспечивающую как преобразовательную деятельность социальных изменений, так и конкретный этап развития общества и цивилизации Социальный оптимизм включает в себя такие структурные элементы как уверенность, веру, надежду, убежденность. Тем самым, он является ведущим мотивом к активным действиям субъектов.

Социальный оптимизм как мотив, в свою очередь включает в себя такие элементы, как интересы, цели, установки, практическое мышление, ценностные ориентации, так как именно с интересов начинает функционировать механизм соотнесения субъектом своих стремлений и желаний с социальной реальностью, а ценностные ориентации становятся замыкающим компонентом социальной мотивации, придающим законченный смысл побудительным, формирующим, регулирующим и организующим процессам мотивационного механизма.

Одной из важнейших особенностей социально-философского и философско-антропологического анализа оптимизма и пессимизма является рассмотрение этого феномена как атрибута социального бытия, демонстрирующего многокачественность, разнообразность, различные комбинации сил, используемых взаимодействующими субъектами. Рассматривая социальный оптимизм, как атрибут социального бытия личности важно отметить, что, выступая в этом качестве:

1) он является инициирующей силой, первопричиной социальных взаимодействий индивида с другими людьми или социальными структурами, носящей потенциальный характер и актуализирующейся в социальном бытии;

2) он обладает социально-психическим характером, так как, являясь психическим процессом, по своей содержательной сущности он социален, так как в мотивационной сфере находятся продукты социализации, социального опыта, а во-вторых, социальный оптимизм является объектом постоянного воздействия со стороны многообразной социокультурной реальности;

3) социальный оптимизм является «трансцендентным началом» бытия, в основе содержательной части, которой лежит система представлений об объективной реальности и о себе, сформированная в процессе взаимодействия мотивации с социальным контекстом социального бытия личности. Именно в этом качестве социальный оптимизм представляет собой связующее начало социальной реальности, ибо связывает социальные и трансцендентные проявления субъекта определенных связей с бытием;

4) социальный оптимизм представляет собой самоорганизующееся поле социально-психических состояний субъекта, в основе которых лежат творческие процессы взаимодействия постоянных и переменных компонентов мотивации, следствием чего является возникновение нового качества, нового состояния самоорганизации социума

Появление совместимости между субъектами-деятелями и социальными структурами зависит от социальных практик, обеспечивающих межсубъектную среду психики и практического мышления, являющегося компонентом социального оптимизма.

Человек является активным началом в социальной реальности, а социальный оптимизм как внутренний механизм индивида - основой его деятельностной структуры, так как направляет активность человека на достижение сознательно поставленной цели; предваряет осуществление деятельности конструированием идеальной схемы, сценария, плана, определяемых, с одной стороны - идеальной целью, а с другой -реальной ситуацией. Внутренняя составляющая деятельности представляет собой мотивацпопный механизм индивида, состоящий из когнитивного, аффективного и волевого компонентов, включающих интересы, установки, ценностные ориентации, а также общую направленность, воображение и представления.

Во взаимодействии общества и человека активную роль играет индивид, активность, динамичность которого определяется подвижностью, изменчивостью его внутреннего состояния которое и называется социокультурной мобильностью. Социальный оптимизм является инициатором социальных изменений, возбудителем перехода потенциального бытия в актуальное. Актуализация представляет собой объективные изменения в социальном положении субъекта, его социальном статусе, позиций и ролей.

При взаимодействии инициатором изменений выступает беспокойство духа личности, ее постоянная неудовлетворенность способом существования. поисковая направленность на совершенствование окружающего мира в своих целях и интересах. При этом социокультурная мобильность определяется внутренним «энергетизмом» личности, ее внутренней потенцией и проявляется в степени подвижности содержательной и смыслообразующей составляющих мотивационной сферы личности, в силе ее побуждений и реакций. Социальный оптимизм личности, представленный как динамическое социально-психическое поле выражается в следующих категориях - целенаправленность на конечный результат, движущая сила поведения человека, его энергетический потенциал, стабильная ось социальной интенциональности, зоны внутреннего напряжения, подвижность в реагировании на меняющиеся ситуации и т.д.

Наиболее важную роль в данном случае играют такие компоненты, как ценностные ориентации, так как они составляют стержень общей направленности личности; практическое мышление, ибо оно представляет собой процесс взаимодействия внутренних и внешних компонентов мотивационноп сферы личности, ее практического мышления. Интересы. с возникновением которых начинает формироваться социальная направленность личности; установки, зачастую связанные с убеждениями, являющимися стабильными компонентами сознания личности.

Развитие личности осуществляется за счет наличия противоречий, рассогласованностей, возникающих в социальной мотивации личности, а также на стыке внутреннего и внешнего мире человека. В мотивационном поле личности при этом возникают особые зоны эмоционального напряжения. Личное противоречие представляет собой процесс, который для общества выражается в изменении соотношения сил в общественной иерархии или экономического статуса больших групп; для личности - в вариантах поведения, способов выражения взглядов, в переоценке ценностей, в изменении интересов и форм их отстаивания. При взаимодействии личности и общества происходит столкновение между изменяющимися внешними условиями и существовавшим ранее, традиционно устоявшимся образом жизни человека; между ценностным опытом общества, человечества и специфическими личностными ценностями; между ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, усвоенными в детстве, а также за большую часть прошедшей жизни и вновь сформированными идеалами и ценностями.

Социальный оптимизм в настоящее время характеризуется определенными особенностями протекания внутренних и внешних процессов, что связано как со своеобразием социального момента, так и уникальностью мотивационной системы личности, проявляющейся в оригинальном синтезе рационального и иррационального, в системе представлений, ценностей, установок, определяющих привычки и традиционность в поведении; в совокупности и иерархии «неудовлетворенности» индивидов социальной действительностью, что во многом определяет подвижность и гибкость мотивационной системы. Особенности, характер и направленность социальной мотивации определяются прежде всего смыслом, вкладываемым индивидом в свое поведение, а он, в свою очередь, связан прежде всего с ценностными ориентациями, с системой представлений, с включенностью индивида в социальную реальность.

Современные социокультурные особенности страны диктуют как минимум два ключевых вывода: прежние структуры и образы мышления стремятся обрести новую жизнь в новых содержаниях и формах; движение к рыночной экономике и демократии дает импульс к радикальному отвер-жению прежней системы. Эти тенденции проявляются в преобладании установки на выжидание, жизнь «по течению», выдвижение на первый план индивидуальных интересов. В то же время свойство социокультурной мобильности не могло не сказаться на мотивации индивидов: среди преобладающих типов направленности мотивации появились деятельные типы личности, но появились также и типы, сообщающие своему поведению крайнюю агрессивность и уклонение от социального окружения. Тщательное наблюдение за российской действительностью демонстрирует нам новые факты, свидетельствующие о том, что ожесточенная борьба за существование существенно увеличивает мобильность индивидов и повышает интерес к изучению особенностей мотивации и поведения людей, основанных на эвдемонистических и натуралистических социальных характеристиках феноменов оптимизма и пессимизма.

Автором выявлена необходимость конкретизации понятия «социальный оптимизм». Под социальным оптимизмом предлагается понимать позитивное восприятие индивидом, какой-либо социальной группой или их частью своих жизненных перспектив, а также перспектив общественного развития, обусловленных видоизменением социальных факторов. Соответственно, социальный пессимизм - это негативное восприятие индивидом, какой-либо социальной группы или ее части перспектив общественного развития, обусловленных новыми социальными факторами.

Процесс формирования социального оптимизма определяется тремя факторами: жизненным опытом, системой потребностей и конкретным состоянием среды, в которой находится субъект. В свою очередь, жизненный опыт субъекта можно определить через такие показатели, как знания, ценностные ориентации, интересы и др. Переплетение субъективного (жизненного опыта, потребностей) и объективного (состояния среды, обстановки, положения субъекта в социально-экономической системе и др.) и определяют уровень социального оптимизма.

На этой основе в исследовании выделяется несколько классификаций форм социального оптимизма молодёжи. Первая группа форм - латентная, скрытая, не замечаемая, косвенная, случайная. Вторая группа - открытая, прямая, контролируемая, планомерно организованная, намеренная, целенаправленная. В современном обществе формирование социального оптимизма протекает в поле функционирования многочисленных сил, действующих двумя разными способами: целенаправленно или непреднамеренно. Факторы, влияющие на процесс формирования социального оптимизма различаются по их принадлежности к социальным общественным подгруппам, функционирующим на разных уровнях.

На основании этого в работе определены следующие типы социального оптимизма:

1. Гармонический тип, отражающий адекватное психологическое отношение индивида к власти, к политико-правовым и социальным институтам, к микросоциуму.

2. Гегемонистский тип характеризуется активной способностью индивида менять свои социальные установки.

3. Нонконформистский тип - не меняющий своих социальных установок ни при каком изменении внешних обстоятельств.

4. Нейтральный тип формируется на основе игнорирования какого бы то ни было влияния общества на процесс становления оптимистической жизненной позиции индивида.

Перспектива является действенным условием и средством воспитания социального оптимизма личности и общества. Поскольку нравственно обоснованный выбор профессии представляет собой единство перспектив личности и потребностей общества и, вследствие этого, является основой формирования общественно значимых перспектив, то существенную роль играет их профессиональное призвание.

Проблемы оптимизма и пессимизма сложны и многогранны. В нашем исследовании мы осуществили лишь свою постановку проблемы, создав концепцию феноменологического единства социального оптимизма и пессимизма в категориальном поле современной социальной философии. Между тем требуют дальнейшего исследования и иные аспекты данном проблемы. Актуальным является педагогический аспект проблемы исследования оптимизма и пессимизма, связанный с обучением, воспитанием и социализацией личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема социального оптимизма и пессимизма является центральным направлением в исследовании социальных изменений, до сих пор не получившим своего законченного выражения. В работах целого ряда авторов, принадлежащих к различным теоретическим течениям в философии, социологии, психологии, можно найти высказывания, суждения, фрагменты и даже целые концепции, в которых содержится попытка осмыслить, проанализировать процессы, протекающие в мире человеческой субъективности. В то же время, мы не можем говорить о существовании в какой-либо общественной науке целостной концепции социального оптимизма и пессимизма.

Несомненным является то, что отсутствие целостной концепции социального оптимизма и пессимизма затрудняет постановку и решение теоретических и практических вопросов, связанных с познанием и управлением процессами, происходящими в социальной и духовной сферах общества и личности.

Актуальность избранной темы особенно возросла в последнее время, когда современное российское общество охвачено социальными и духовными изменениями, затронувшими всю систему базовых ценностей, когда происходящие трансформации провоцируют социальную деструкцию, дезорганизацию духовно-социальной деятельности людей, поведенческие конфликты, масштабные общественные потрясения. В то же время традиционные институты, формировавшие определенную направленность поведения личности и других социальных субъектов, уже не действуют, а новые еще не сформировались.

В связи с этим важным является изучение процессов социокультурной динамики, а также их оснований, под которыми в диссертации понимается работа «мотивационного механизма», формирующего социальный оптимизм субъекта, особенно личности, находящегося в тесном взаимодействии с объективными изменениями в социальном бытии.

В основу анализа феноменов социального оптимизма и пессимизма в диссертации нами положен социально-философский подход, позволяющий осуществить полный, комплексный анализ их сущности и роли в преобразовании социальной реальности, особенностей влияния протекающих процессов социокультурной динамики, на изменение когнитивной, эмоциональной и волевой составляющих мотивационной сферы индивида. Эта идея и реализуется в диссертации в рамках трех глав, каждая из которых раскрывает один из названных аспектов.

Осуществление данной задачи предполагало обращение к общеметодологическим вопросам концепции оптимизма и пессимизма, разработку их социально-философского и социологического аспектов, анализа сущности и социально-психологического механизма их формирования. Была предложена концепция социального оптимизма как смысложизненной ориентации субъекта в целесообразной и целеполагающей деятельности и предпринята попытка выявить социально-регулятивную функцию оптимизма и пессимизма в условиях общественной трансформации, а также указана на связь исследуемых категорий с добром и злом, определено их аксиологическое содержание в духовно-нравственном обновлении личности и общества.

Теоретические положения и гипотезы, выдвинутые в процессе работы над проблемой, мы постарались подкрепить результатами эмпирических исследований оптимизма и пессимизма в современных условиях. Объектом анализа здесь является уже не просто отдельный индивид и его индивидуальные особенности, а равнодействующая личностных возможностей отдельных групп или их частей по оценке социальной ситуации, что позволяет говорить об оптимистическом потенциале группы, слоя, поколения на основе степени влияния того или иного социального фактора в данной совокупности.

 

Список научной литературыБоташева, Шерифат Хиссаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Антология мировой философии. Т. 2. - М., 1970.

2. Аристотель. Никомахова этика. Политика. Соч. В 4-х т., Т. 4. М., 1983.

3. Августин Блаженный. Исповедь. М., 1936.

4. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М., 1994.

5. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992.

6. Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М.,1963.

7. Богданов А.А. Цели и нормы жизни. Из психологии общества. СПБ. 1906.

8. Баграмов Э.А. Без идеалов. М., 1961.

9. Баскин М.П. Кризис буржуазного сознания. М., 1962.

10. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник.1984-1985.

11. Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии. Собр. соч. В 3-х томах. Т. 1. СПб, 1913.

12. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.,1993.

13. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. -М. 1989.

14. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000.

15. Бубер М. Философия человека. М., 1992.

16. Брюнетьер Ф. Источники пессимизма. СПб, 1898.

17. Бэло Г. Этюды позитивной морали. СПб, 1905.

18. Бьярнасон Б. Старые и новые проблемы. М.-Л., I960.

19. Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. -М., 1963.

20. Боташева Ш.Х. Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема. М., 2001.

21. Боташева Ш.Х. К вопросу о сущности социального оптимизма //В книге «Вопросы философии и социологии». Л., 1980.

22. Баллон А. От действия к мысли. М.-Л., 1987.

23. Баллон А. История рабства в античном мире. М., 1936.

24. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1991.

25. Вишев И.В. К.Э. Циолковский и проблема соотношения естественного и искусственного в прогрессе человечества (на примере борьбы со старением и смертью). //Труды ХУ Чтений К.Э. Циолковского. М., 1981.

26. Володина. Н.Г. Исторический оптимизм и его место в структуре общественного сознания. Казань, 1971.

27. Вольтер Ф. Кандид или Оптимизм. М., 1916.

28. Вагнер В. Психологические типы. М., 1929.

29. Васильев С.Ф. Сборник. Из истории научных мировоззрений. М. 1935.

30. Виндельбанд В. Прелюдии. СПБ. 1908.

31. Вундт В. Этика. СПБ, 1 888.

32. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

33. Винер Н. Кибернетика, 1961.

34. Гартман Э. Современная психология. М., 1902.

35. Гартман Э.Ф. Сущность мирового процесса или философия Бессознательного. М., 1873.

36. Гароди Р. Перспективы человека. М., 1957.

37. Гароди Р. Марксистский гуманизм. М., 1959.

38. Гароди Р. Ответ Жан-Полю Сартру. М., 1962.

39. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. -М., 1963.

40. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Соч., т. 1. М., 1930.

41. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1935.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1934.

43. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. М.,1961.

44. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1993.

45. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., I960.

46. Гумницкий Т.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981.

47. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

48. Грузенберг С. Пессимизм как вера и миропонимание. М.,1908.

49. Грот Н.Я. О научном значении пессимизма и оптимизма, как мировоззрений. Одесса, 1884.

50. Гулуа B.JI. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.5 1. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М., 1990.

51. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

52. Гриф. Основные законы развития общества. Итоги науки в теории и практике. М., 1914.

53. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Собр. соч. т.2. СПб., 1898.

54. Деборин A.M. Философия и политика. М., 1961. Денисов Б.А. Критика современных буржуазных теорий о будущем обществе. М., 1961.

55. Диденко Б. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей. М., 1992.

56. Добролюбов Н.А. Физиологически психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни. Избр. фил. произв., т. I. М., 1948.

57. Додонов Б.Н. Эмоция как ценность. М., 1978.

58. Дробницкий О.Г. Оправдание безнравственности. М.,1963.

59. Дюринг Е. Право полов. СПб., 1908.

60. Дюринг Е. Ценность жизни. М., 1894.

61. Джеме У. Стоит ли жить? М., 1901.

62. Джеме У. Вселенная с плюралистической точки зрения. -М., 1911.

63. Джеме У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904.

64. Жаров A.JT. О себетождественности личности и потенциальное бессмертие. //Социальная психология и философия. Вып. 2. Л., 1973.

65. Жизнь земная и последующая. М., 1991.

66. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М., 1981.

67. Загладин В.В. Историческая миссия социалистического общества. М., 1984.

68. Замошкин Ю.А. Психологическое направление в современной буржуазной социологии. М., 1958.

69. Замковой В.И. Критика буржуазных теорий неизбежности новой мировой войны. М., 1965.

70. Заславская ТИ. Трансформационный процесс в России // Социальная траектория реформирования России. Отв. ред. Т.И. Заславская. - Новосибирск: Наука, 1999.

71. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд. -М., 1909.

72. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. М., 1923.

73. Зиммель Г. Дарвинизм и теория познания. СПб., 1899.

74. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,

75. Иванов Д.Г. История этики древнего мира. ЛГУ, 1960.

76. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, 1960.

77. Илиев А. Этика. София, 1947.

78. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

79. Кан С.Б. История социалистических идей. М., 1963.

80. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1908.

81. Кант И. Опыт некоторых исследований об оптимизме. Соч. В 6-ти т. М., 1963-1966.

82. Кант И. Метафизика нравственной философии. М., 1935.

83. Какое будущее ожидает человечество? Сборник. Прага,1964.

84. Каутский К. Этика и исторический материализм. М.,1906.

85. Киселев С. Революционно-оптимистический характер мировоззрения советского народа. //Пропаганда и агитация, № 16, 1948.

86. Кон И.С. Страх перед законами истории. М., 1958.

87. Комаров В.К. О счастье и смысле жизни. Волгоград,1966.

88. Корнева М.Н., Стремякова Н.Р. О смысле жизни и счастье человека. М., 1974.

89. Коган Л.и. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

90. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. -М., 1980.

91. Коган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -ЛГУ, 1963.

92. Киргоф Р. Научное мировоззрение и религиозная вера, -М., 1961.

93. Карпов М.М., Дрюкова A.M. Компоненты смысла жизни. -Ростов-на-Дону, 1978.

94. Карелин М.С. Падение античного миросозерцания. СПб.,1901.

95. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

96. Концепции человека в современной западной философии. -М., 1988.

97. Каро Э.М. Идеи бога и бессмертия души перед судом новейших критиков. Харьков, 1898.

98. Каро Э.М. Пессимизм в XIX веке. М., 1 883.

99. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. -М., 1989.

100. Карл ей ль Т. Этика жизни. СПб., 1916.

101. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.

102. Ковалев А.Г., Мяснищев В.Н. Психологические особенности человека. Л., 1985.

103. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 1990.

104. Калачинский П. Философское пессимистическое миросозерцание Шопенгауэра. Киев, 1887.

105. Кузнецов Б.Г. Философия оптимизма. М., 1972.

106. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М., 1975.

107. Согомонов Ю. Спор с пессимизмом. М., 1971.

108. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1984.1 10. Лафарг П. За и против коммунизма. М., 1991.

109. Лекки В.Э.Г. История нравственности в Европе от Августа до Карла Великого. СПб., 1872.1 12. Летурно Ш. Нравственность. СПб., 1914.

110. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Избр. философ, произв., т. 1. М., 1 960.

111. Лавров П. Философия и социология. Собр. соч. В 2-х т. -М., 1965.

112. Лекторский В. Т. Субъект, объект, познание. М., 1980.

113. Лекторский В.Т. Идеалы и реальный гуманизм. // Вопросы философии. 1994. № 6.

114. Лебедев В.З. Социальный оптимизм и буржуазный пессимизм. Магнитогорск, 1984.

115. Лебедев В.З. Социально-классовая сущность пессимизма. Автореф. канд. диссертации.- Свердловск, 1984.

116. Лейбниц Г.В. Апологетический трактат о Боге. Избр. философские сочинения. М., 1890.

117. Лейбниц Г.В. Начала природы и благодати, основанные на разуме. Избр. филос. соч. М., 1890.

118. Левин М. Оптимизм истории. Советская культура, 29 октября 1963.

119. Лабриола А. Исторический материализм и философия. -СПб., 1900.

120. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.,1964.

121. Луббок. Радости жизни. М., 1887.

122. Ле Бон. Психология социализма. СПб., 1908.

123. Бахтин М.М. Как философ. М., 1992.

124. Макдаугалл С. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.

125. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку.

126. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

127. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

128. Мендель. Меланхолия. СПб., 1902.

129. Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М., Учпедгиз, 1956.

130. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961.

131. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1964.

132. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.

133. Меринг Ф. Ницше и натурализм. Литературно-критические статьи, т. 2. М., 1934.

134. Макиевский. Ценности жизни. М., 1884.

135. Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1969.

136. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

137. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

138. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

139. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

140. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1903.

141. Ницше Ф. Происхождение трагедии. Об антихристе. М.,1900.

142. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1905.

143. Ницше Ф. Помрачение кумиров. М., 1900.

144. Новицкий О. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Киев, 1860.

145. Ойзерман Т. И. Опыт критического осмыслениядиалектического материализма. // Вопросы философии, 2000, №2.

146. Овчинников B.C. Формирование научного мировоззрения трудящихся в условиях развитого социалистического общества. М., 1976.

147. Оптимизм и пессимизм (сост. О. Дробницкий, С. Аверинцев, А.В. Михайлов). Философская энциклопедия, т. 4. - М., 1967.

148. Оптимизм и пессимизм. Философский энциклопедический словарь. М., 1 983.

149. О человеческом в человеке.- М., 1991.

150. Павельев А.А. Социальный оптимизм и экономический пессимизм. М., 1977.

151. Паульсен Ф. Гамлет как трагедия пессимизма. Одесса,1899.

152. Паульсен Ф. Основы этики. М., 1906.

153. Парыгин Б.Д. В.И. Ленин об общественных настроениях. //Вестник ЛГУ, № 17, 1989.

154. Парыгин Б.Д. Общественная психология как наука. ЛГУ.1955.

155. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966.

156. Павлов И.П. Рефлекс цели. Соч. т. 2. М., 1935.

157. Петров К. Из философии жизнерадостности. М., 1899.

158. Печчеи А. Человеческие качества.- М., 1980.

159. Петросян М.И. Гуманизм. М., 1964.

160. Политцер К. Избранные философские и психологические труды. М., 1980.

161. Полыковский Л.А. Повышение эффективности разработки фундаментальных исследований и проблема оптимизма. //Известия АН БССР, серия общ. Наук. Минск, 1984.

162. Полыковский JI.А. Прогресс науки как фактор оптимизма. //Известия АН БССР. Минск, 1984.

163. Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявления в нравственности. -М., 1978.

164. Попов С.И. Социализм и оптимизм. М., 1981.

165. Попов С.И. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

166. Позденкова Г. Социальный гуманизм и социалистический оптимизм педагогической системы А.С. Макаренко. М., 1951.

167. Проблема человека в западной философии. Сборник философских текстов.- М., 1988.

168. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1958.

169. Рассел Б. История Западной философии. М., 1959.

170. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. -ИД, 1957.

171. Радлов Э. Развитие греческой этики до Аристотеля. В кн.;. «Аристотель. Этика». СПб, 1908.175.

172. Рейнер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону, 1925.

173. Решетникова Е.М. О проблеме оптимизма и пессимизма в нравственном сознании молодежи. Всесоюзная научно-теоретическая конференция «Молодежь и социализм». - М., 1967.

174. Решетникова Е.М. Труд и оптимизм. //Труды Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова, т. XI, вып.1, серия «научный коммунизм». Иркутск. 1967.

175. Решетникова Е.М. Пессимизм и религия. Иркутск, 1968.

176. Решетникова Е.М. Оптимизм коммунистического мировоззрения и формирование всесторонне развитых людей.

177. Труды Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова, т. 49, серия «научный коммунизм». М., 1969.

178. Решетникова Е.М. Роль социальной среды в формировании оптимистического мировосприятия студентов. //Материалы Первой областной конференции «Научная и техническая молодежь Восточной Сибири». Иркутск, 1969.

179. Решетникова Е.М. Проблема оптимизма и пессимизма в свете марксистско-ленинского учения об основной черте современной эпохи. //Труды Иркутского политехнического института», вып. 43. Иркутск, 1969.

180. Решетникова Е.М. Философское содержание понятий оптимизм и пессимизм, их познавательно-практическое значение. -Иркутск, 1969.

181. Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб, 1910.

182. Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1968.

183. Рикер П. Человек как предмет философии. //Вопросы философии.- 1989.- 2.

184. Рорти Р. Философия и будущее. ЛВопросы философии. 1994. 6.

185. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.

186. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

187. Рудик П.А. Психология. М., 1964.

188. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах. Избр. соч., т. 1. М., 1961.192. Рис Д. Буддизм. М., 1899.

189. Рожин В.П. Мировоззрение советского человека. Л.,1.60.

190. Селиванов Ф.А. Этика. Томск, 1961.

191. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. /Под ред.

192. Ю.В. Согомонова /Пер.с анг. М.,1992.

193. Соловьев B.C. Философия смерти. М., 1906.

194. Сержантов В.Ф. Человек, егоприрода и смысл бытия.-Л.,1990.

195. Синютин В.И. Диалектика пролетарского оптимизма.- Л.,1986.

196. Современный человек: цели, ценности и идеалы.- М.,1988.

197. Спенсер Г. Прогресс, его законы и причины. М., 1902.

198. Спиноза Б. Этика. М., 1932.

199. Секрета Мирослав. К вопросу о практической психологии оптимизма и пессимизма. Лодзь, 1963.

200. Селли Дж. Пессимизм. СПб, 1893.

201. Согомонов Ю.В. Марксизм об оптимизме и пессимизме. -М., 1966.

202. Согомонов Ю.В. Смысл жизни, идеал, счастье. М.: Марксистская этика, 1976.

203. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.- 1991.

204. Стечкин О.Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.

205. Старченко А.А. Анализ категории «убеждение». //Философские науки, 1979, № 5.

206. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. 1983. 10.

207. Степин B.C. философская антропология и философия науки. -М., 1 992.

208. Сабатье Н. Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма. СПб, 1897.

209. Сабатье Н. Жизнь и смерть. СПБ, 1898.

210. Сартр К.-П. Экзистенциализм это гуманизм. - М., 1953.

211. Сартр Ж.-П. Отцы и дети. //Ровесник, № 9, 1965.

212. Тимофеев Т. Философия исторического оптимизма. М.,

213. Тихомиров А. Психология мышления. М., 1984.

214. Толстой К.К. Корни беспросветного пессимизма. СПб,1909.

215. Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования. Пед. Соч. М.,1953.

216. Толстой Л.Н. Исповедь: В чем моя вера? Что же нам делать? Соч., т. 4. М., 1951.220. .Тойнби А.Дж. постижение истории.- М., 1991.

217. Томсон Дж. Предвидимое будущее. М., 1950.

218. Трактаты о вечном мире. Сборник. М., 1963.

219. Тугаринов В.Г. О ценностях жизни и культуры. ЛГУ,1.60.

220. Тугаринов В.П. О смысле жизни. JI., 1961.

221. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971.

222. Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства. М., 1891.

223. Фейербах Л. Сущность христианства. Избр. филос. произв. т. 1. М., 1953.

224. Фейербах Л. Изложение, развитие и критика философии Лейбница. Собр. произв. В 3 т., М., 1967.

225. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М., 1979.

226. Фролов И.Т.0 жизни, смерти и бессмертии. //Вопросы философии, 1983, № 1.

227. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М., 1989.

228. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

229. Фромм Э. Этика и психоанализ. М., 1993.

230. Философский словарь.-М.2001.

231. Фуллье А. Критика новейших систем морали. СПб, 1889.

232. Франс А. О скептицизме. Книги и люди. Париж, 1923.

233. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М., 1992.

234. Философия, религия, культура. Сборник. М., 1982.

235. Философия человека: диалог с традицией и перспективы.-М., 1988.

236. Философия человека: традиции и современность. М., 1991,- 4.1 1-3.

237. Федосеев Н.Е. Статьи и письма. М., 1988.

238. Фор С. Мировая скорбь. СПб, 1906.

239. Форлендер К. История философии. Соч., В 3-х т. СПб.,1911.

240. Фолсом К. Происхождение жизни. М., 1982.

241. Файхингер X. Ницше как философ. М., 1902.

242. Фино Ж. Философия долговечности. СПб, 1903.

243. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства (Критика пессимизма и оптимизма). М., 1912.

244. Хвостов В.М. Очерк истории этических учений, 1913.

245. Ципко А.С. Оптимизм истории. М., 1975.

246. Ципко А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М., 1983.

247. Чалин М.Д. Философия отчаяния и страха. М., 1962.

248. Челпанов Г. История основных вопросов этики. Киев,253. Человек. М., 1991,-Т.1.2.

249. Человек и его ценности. М., 1988.- 4.1,2.

250. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и эессмертии. М. 1991. - Ч. 1,2.

251. Чиж В.Ф. Биологическое обоснование пессимизма. Казань. 1895.

252. Чижевский A.JL Физические факторы исторического процесса. -Калуга, 1924.

253. Шахназаров Г.Х. Идеология социального оптимизма. М., 1979.

254. Шафф А. Философия человека. Варшава, 1962.

255. Шарбонель В. Идеал и характер. СПб, 1900.

256. Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Д., 1974.

257. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982.

258. Шелер М. Избранные произведения.- М., 1994.

259. Шварцман Е.К. Апология индивидуализма в экзистенциалистской этике. //Вопросы философии, № 10, 1959.

260. Шишкин А.Ф. Из истории этических произведений. М. 1994.

261. Шимкевич В.М. Будущее человечества с точки зрения натуралиста. СПб, 1911.

262. Шишкин A.J1. Из истории этических учений. М., 1959.

263. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. -М., 1919.

264. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923.

265. Шпенглер О. Пессимизм? Петербург, 1922.

266. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964.

267. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

268. Штейнер Р. Антропософия: корни духовного познания и плоды жизни //Человек и социокультурная среда. -М. 1992.- Вып.2.

269. Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской Империи. М.,- 1961.

270. Штирнер М. Единственный и его достояние. СПБ 1906.

271. Щербак Ф.Н. Мораль и общественная практика.- М., 1988.

272. Щербатский Ф.И. Философское учение буддизма. Пг., 1919.

273. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994.

274. Aron R.S.M. Class, Status and Power. New Jersy, 1967.

275. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1974.

276. Bottomore T. Elites and Society. N.Y., 1977.

277. Bryce J. Modern Democracies. New York, 1921.

278. Brim O.G. Sociology and tbe field of education. New York: Free Press,1958.

279. Dahl R.A. Critique of the Ruling Elite Model. N.Y., 1974.285. , Durkheim E. Education and society. New York: Free Press, 1956.

280. Esays on the Sociology of Culture. London, 1956.

281. Foldy R. Ohne Elite Geht Es Nicht. Munchen. 1990.

282. MoscaG. The Ruling Class.-Chicago, 1971.

283. Votaire. Oeuvres completes. Paris, 1880.

284. Hall G.S. Can the Masses Rule the World //Scientific Monthly, 1914.

285. Peccei A. 100 pages pour lavenir. Reflexions du president du Club de Rone.- Paris, 1981.

286. Psychoanalysis in Present-Day Psychiatry. Gaidston. N.-Y., 1969.

287. Jaspers K. Man in the Modern Age. London, 1966.

288. Heidegger M. Identity and Difference. N.-Y., 1969.

289. Sartre J.-P. Being and Nothingness. An Essays on Phenomenological Ontology.-N.-Y., 1966.

290. Sartre J.-P. Critique de la raison dialectique.- Paris, 1949.

291. Fromm E. Man for Himself: An Inquiry into the Psyhology of Ethics. -N.-Y., 1967.

292. Fromm E. On Disobedience and Other Essays.- N.-Y., 1981.1. J /л? 2