автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социокультурная мобильность как философская проблема

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Василенко, Инна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Социокультурная мобильность как философская проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная мобильность как философская проблема"

П ц На правах рукописи

Василенко Инна Викторовна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕ1

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

N

Волгоград, 1996

Работа выполнена на кафедре философии Волгоградского государственного технического университета

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор В.В.Макаров

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Н.Н.Седова кандидат философских наук, доцент Л.В.Щеглова

Ведущая организация;

Ставропольский государственный технический университет

Зашита состоится 27 июня 1996 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета К 064.59.01. по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Волгоградском государственном университете (400062, г. Волгоград, ул. 2-ая Продольная, 30)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан

1996 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

-'У

А. Л. Стризое

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. ¿Социокультурная динамика - неотделимое свойство социального бытия. Конец XX века демонстрирует возрастание темлов и драматизма социальных и духовных процессов во всех обще-ствахуони оказались в одинаковой духовно-нравственной коллгиии, вызванной вовлеченностью в научно-техническую революцию, сопровождающуюся не только положительными эффектами и проявлениями, но и кризисами техногенной.цивилизации.

¿'Составной частью социокультурной динамики является подвижность внутреннего мира участников социального процесса, находящегося в тесном взаимодействии с объективными изменениями в социальном бытии. Новая эпоха требует новой парадигмы человеческого самосознания со всем комплексом ценностных ориентаций, методов мышления, идеологических построений/ Особенно интенсивно смена приоритетов в социокультурной сфере происходит в российском обществе, находящемся в процессе выбора между альтернативами, которые можно обозначить кратко как заимствование, реставрация или развитие на собственной основе.

Социально-философский анализ проблемы социокультурной мобильности должен решить вопросы о сущности субъективной стороны социального бытия как специфической социальной реальности; основном содержании, функциях внутреннего мира участников социального процесса. Общепризнанным в социально-философской литературе является тезис об отсутствии всесторонне разработанной теории социокультурной мобильности, что затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением происходящих социальных изменений. В то же время, постановка проблемы о мере изменчивости духовных ориентиров, о степени "незыблемости" тех или иных нравственных критериев, о пропорции между этики тенденциями является, на наш

взгляд, актуальной для современной социальной философии.

Актуальность разработки философских основ проблемы социокультурной мобильности определяется также потребностями социального прогнозирования, задачами социального воздействия на процессы, происходящие в духовной сфере, в целях предотвращения нежелательных вариантов общественного развития.

Основной целью исследования является определение закономерностей изменчивости, подвижности внутреннего состояния субъектов социальных процессов, т.е. социокультурной мобильности, делая при этом акцент на личность, поскольку именно она является активным элементом любого общественного развития.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

• обосновать содержание термина "социокультурная мобильность" как обозначения субъективной подвижности действующих лиц социокультурной динамики;

• поставить изучение социокультурной мобильности в соотнесение с анализом социального бытия, его специфики и форм проявления;

• проследить взаимосвязь переменной и константной составляющих социального бытия, выступающего по отношению к участникам социального процесса как субъект-объектная реальность; . .

• определить место социокультурной мобильности в объективированном проявлении социальной изменчивости, т.е. социальной мобильности;

• выявить структуру, содержание, особенности функционирования и формы проявления социокультурной мобильности в разных состояниях социума.

Степень разработанности проблемы

Проблема социокультурной мобильности является направлением исследования социальных изменений, не получившим законченного выражения. Приоритеты в поста-

новке проблемы мобильности 1> обеих ее аспектах: объективной, т.о. присущей социальным процессам подвижности, и субъективной, внутренней, психологической мобильности, в литературе XX века принадлежат П.А.Сорокину, В отечественной и зарубежной литературе нашли широкое отражение проблемы социальной мобильности, понимаемой как стратификационное перемещение (З.Гидденс, Н.Смелзер, Д.Бартоломью, П.Блау, С.М.Липсет, Р.Бендикс, Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич, Н.А.Аитов, Б.Ц.Урланис,- В.И.Лукина и т.д.). Лишь в отдельных работах ставятся проблемы изменчивости, динамичности ряда свойств массового сознания, таких, как психический склад," социальные чувства, настроения и т.д. (Г.Г.Дилигенский, Б.А.Грушин, А.К.Уледов).

Западноевропейская социальная мысль также предприняла шаги в исследовании проблемы социальных изменений в связи с социокультурной мобильностью. Лишь отдельные концепции можно отнести к теории субъективной подвижности в социальных изменениях (О.Шпенглер, А.Тойнби, Б.Рассел, М.Шелер, Т.Парсонс, Ж.Маритен и т.д. ) .'

С середины 80-х годов появляются публикации, в которых подвергаются анализу отдельные стороны изменчивости духовно-интеллектуальной сферы (сначала внимание обращается к динамике политических умонастроений, затем в исследовательский оборот включаются экономические позиции социальных субъектов, и, наконец, ценностные ориентации (С.Ф.Анисимов, Б.Н.Бессонов)). В то же время процессы субъективной изменчивости не тлели единой концептуальной основы и не рассматривались в контексте проблем социальных изменений и социальных переходов. Подобная проблематика начинает привлекать ученых лишь в последнее время •(А.И.Пригожин, М.В.Ильин, В.В.Макаров, Н.П.Медведев). При рассмотрении механизма социокультурной мобильности автор обращается преимущественно к разработкам, имеющимся в отечественной литературе (А.А.Баталов, И.В.Ватин, А.П.Донченко, Д.И.Дубровский, Б.П.Черносветов,

Л.В.Скворцов и т.д.). В ходе исследования сущности и

проявлений социокультурной мобильности помогли работы Б.3.Докторова, Н.И.Лапина, О.В.Козловой,

Э.С.Маркаряна, Э.А.Баллера, В.С.Библера, Абраама Моля.

Подчеркивая основательность и высокий уровень всех этих исследований, отметим, что большинство из них исследуют лишь отдельные аспекты субъективной изменчивости личности, без рассмотрения ее как единого, сложного феномена, во всем многообразии его сторон и проявлений.

В целом можно сказать, что социокультурная мобильность как социальный феномен остается малоисследованной областью и нуждается в широком философском анализе .

Методологической основой исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных ученых, отражающие специфику подвижности внутреннего состояния социальных субъектов. В диссертационной работе использованы результаты научных исследований историков, социологов, психологов, культурологов.

Научная новизна работы. Доказано, что:

• существует атрибутивная связь социокультурной мобильности с социальным бытием;

• социокультурная мобильность - это способ существования открытой самооргднизующейся нелинейной системы общества;

» социокультурная мобильность - это способ самоинициирования изменений социального бытия;

• в работе эксплицированы формы проявления социокультурной мобильности с объективированными формами своего проявления: стратификационными перемещениями, с социокультурной динамикой;

рассматриваются вопросы взаимодействия персменной и константной составляющих субъективной стороны социального бытия.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования диссертант пришел к следующим вывода!.!:

• субъективная сторона социального бытия, т.е. социокультурная мобильность, взаимосвязана с объективной, что означает, с одной стороны, инициирование социальных изменений, переход потенциального бытия в актуальное, а с другой стороны - влияние характера и особенностей социокультурной динамики, в частности ее объективной составляющей, на специфику проявления социокультурной мобильности;

внутренняя подвижность субъекта социального процесса является имманентным источником социокультурной динамики;

• социокультурная мобильность является частью более широкого понятия "социальная мобильность", которое обозначает социальные, стратификационные перемещения индивида в социальном пространстве;

• 'социокультурная мобильность является подвижной

структурой социального субъекта, находящейся в постоянном и гибком взаимодействии с ео константой (менталитетом, психическим складом и т.п.);

• социокультурная мобильность может проявляться в различных формах, среди которых следует назвать: негативные и позитивные; активные и пассивные; ориентированные на дальние и ближние цели; на крупномасштабные и затрагивающие отдельные личности и группы людей и т.д.;

• социокультурная мобильность тлеет свою структуру, которая включает в себя в качестве основных компонентов ценностные ориентации, способы практического мышления и идеологические установки .

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты помогут полнее представить закономерности общественного и индивидуального сознания, специфики развития духовной сферы; а также могут быть

использованы при создании методологии комплексных исследований социальных проблем; в специальных исследованиях, посвященных проблемам человеческого сознания и поведения, проблемам активности субъекта.

Материалы, положения и выводы могут быть использованы при чтении как основных, так и специальных курсов по философии, теории культуры и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 научных публикациях. Автором сделаны сообщения на 5 научных конференциях: на научно-практической конференции "Молодежь и рынок" (декабрь 1994 года, Волгоград); на Международной научной конференции "Социальные трансформации и положение женщин в России" (3-4 марта 1995 года, г. Иваново); на научной конференции "Проблемы девальвации духовных ценностей общества и системы образования" (17-19 октября 1995 года, г. Волгоград); на научной конференции "Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности" (22-24 марта 1995 года, г. Новосибирск); на 'научно-методической конференции "Феминология: методология исследования и методика преподавания" (26-27 апреля 1996 года, г. Иваново); на ежегодных научных конференциях ВолгГТУ в 1994 и 1995 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав и заключения.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность проблемы, исследуется степень ее разработанности, поставлены цель и задачи диссертации, определены методологическая база, научная новизна, практическая и теоретическая значимость.

' В первой главе ("Социокультурная мобильность как атрибут социального бытия") социокультурная мобильность характеризуется как философский термин, отражающий подвижность, изменчивость, динамичность внутреннего состояния участников социального процесса.

Первый параграф посвящен уточнению смысловой области социокультурной .мобильности, выявляемой прежде всего в сопоставлении с социокультурной динамикой как более широким понятием. Диссертант исходит из теоретической позиции, что социокультурная динамика, объеди-» няющая социальные явления, принадлежащие как к субъективной, так и объективной реальности, представляет собой комплексное, многогранное социальное изменение, которое выражается в возникновении, трансформации или исчезновении разнообразных форм социального бытия, что приводит,в конечном итоге, к его обогащению.

Следовательно, социокультурная динамика охватывает, с одной стороны, ряд субъективных феноменов (ценностные ориентации, способы практического мышления, идеологические установки, и т.д.), а с другой стороны - социальные институты, стратификационные образования и другие проявления внешнего социального динамизма, образующие ее объективированный компонент. Подвижность внутренних состояний социальных субъектов и есть социокультурная мобильность.

Объективированный ряд социокультурной динамики выражается в появлении или исчезновении системных свойств, в переменах во взаимоотношении подсистем и элементов социальных систем, в их перераспределении и заключающиеся в создании иного качествования социального бытия.

Социокультурная динамика представляет собой следствие внутреннего содержания личности, ее потенции и приводит к появлению новых форм социального бытия.

В диссертационной работе показывается, что генератором социальных изменений, перехода потенциального бытия в актуальное является социокультурная мобильность. Любой социальной субъект (прежде всего личность) является самосознающим себя бытием, инициирующим социальные изменения, которые могут быть осуществлены только через объективированные социальные действия .

Автор приходит к выводу,что социокультурная мобильность проявляется в субъективной стороне активности личности и является неотъемлемым, самым динамичным элементом социального процесса.

В диссертации рассматривается тенденция внутреннего состояния социального субъекта, которую можно обозначить как взаимодействие двух составляющих, "постоянной" и "переменной". Постоянным компонентом исторической индивидуальности,- прежде всего личности, является ее духовный стержень, стабильное "ядро", образованное ценностными ориентациями высокого ранга. Эта стационарная основа формируется в сознании индивида под влиянием нравственных устоев общества, и представляет собой сгусток нравственности и культуры общества, живет по своим законам и испытывает на себе влияние подвижного компонента субъективного мира личности, ибо находясь в изменяющихся, разнообразных условиях объективной реальности, личность реагирует на них, непрерывно меняет ориентиры своего поведения, инициирует социальные изменения или приспосабливается к ним.

Проводя дальнейшее уточнение смысла социокультурной мобильности, диссертант осуществляет сопоставление этого термина с понятиями, характеризующими динамичные и статичные стороны бытия. Константная составляющая внутреннего состояния социального субъекта характеризуется такими явлениями, как менталитет и социальная память и определяет стабильные компоненты.социальной субъективности, в то же время, социокультурная мобильность представляет собой противоположные свойства субъективной реальности: изменчивость, подвижность, гибкость и определяет более периферийные зоны системы ценностно-идеологических представлений.

Как уже говорилось выше, социокультурная мобиль-.ность представляет собой внутреннюю, субъективную сторону социальной жизни, имеющую внешние, объективированные проявления. Эти стороны взаимосвязаны. Изменения в практическом видении мира и своего места в нем, смена социальных притязаний предшествуют поступкам лю-

лей. Внешняя, объективированная, реализованная в действиях подвижность социального субъекта получила обозначение "социальной мобильности", социального процесса и др.

Взаимодействие константной и подвижной составляющих субъективной формы бытия принимает разные формы. В диссертации выделяются три варианта взаимодействия: победа бытующих образцов и стандартов; индивидуально-творческий процесс, заключающийся в оценке объективной ситуации и в создании новых идей,взглядов,ценностей; творческий процесс,' затрагивающий стабильную основу социального субъекта. При этом, если общество "принимает" новшества, то происходят изменения в нормах, стандартах и образцах, и в менталитете. В противном случае возможно появление аномальных форм поведения и поступков личности.

Внутренняя (субъективная) подвижность индивида взаимосвязана с типом общества. Интенсивность социокультурной мобильности определяется внутренней свободой личности и отсутствием стереотипизации мышления.

Внутренняя свобода личности в недемократических, особенно авторитарных государствах ограничена, они характеризуются незыблемой системой ценностей, взглядов, идеологий, создающих внешние барьеры, затрудняющие внутреннюю подвижность личности.

Социокультурная мобильность, ее интенсивность, зависит от периодов развития одного и того же общества. Например, переход общества от авторитарного к демократическому; период кризисного состояния государства сопровождается изменением интенсивности социокультурной мобильности. "Переменная" составляющая внутреннего состояния субъекта социального процесса зависит от степени стабильности общества, определяемого уровнем "возмущения" равновесного состояния социума, что вызывает необходимость осуществлять преобразования в отдельных сферах общества. Каждая подсистема общества производит структурную перестройку, а "переменная" компонента резко повышает амплитуду своих колебаний.

Взаимодействие между объективным миром и индивидом осуществляется через социокультурное пространство, состоящее из диспозиций действующих лиц социокультурных процессов. В качестве таковых могут быть рассмотрены человечество, народ, класс, нация, малые социальные группы (семья, коллектив), личность.

Для понимания характера, особенностей и масштабов социокультурных процессов крайне важным представляется нам роль отдельного индивида, как действующего лица вышеназванных процессов, ибо он является самым активным элементом и возбудителем социальных изменений .

при взаимодействии между объективным миром и индивидом внутренняя сущность индивида, представленная как социокультурная мобильность, позволяет ему ориентироваться в социокультурном пространстве, реагируя более или менее адекватно на события и ситуации, осуществлять необходимые стратегии.

Социокультурные процессы, с одной стороны, являются результатом взаимодействия индивидов и происходят в объективной реальности, а с другой - характерны для субъективного мира индивида, позволяющего познавать социальный мир с последующей возможностью либо сохранить, либо трансформировать социальную реальность, путем сохранения или трансформирования категорий восприятия этого мира.

Второй параграф первой главы носит название "История становления и развития взглядов на мобильность в мировой философской мысли". В нем подвергаются анализу взгляды тех философов и социологов, в творчестве которых так или иначе затрагивается проблема мобильности. В частности, рассматриваются подходы к проблеме субъективной и объективной подвижности, развиваемые в позиций аксиологической динамики (М.Шелер); марксизма (К.Маркс, Г.Парсонс); творческой' эволюции (А.Бергсон, А.Тойнби); персонализма (Ж.Маритен, Э.Мунье); философской антропологии (К.Левит, М.Мид); русской религиозной философии (Н.А.Бердяев); русского неопозитивизма (П.А.Сорокин) и т.д. По мнению диссер-

танта, их характеризует: либо нерасчлененность объективной и субъективной динамики; либо обусловленность субъективной динамики внешними обстоятельствами. В итоге, рассматривается только адаптация личности к изменяющейся социальной реальности, а значит ее пассивг ная роль в окружающей динамической ситуации.

В третьем параграфе речь идет о структуре социокультурной мобильности. Под структурой социокультурной мобильности автор понимает совокупность элементов внутренней жизни социальных субъектов, соединенных в целостную систему, которая обеспечивает ту степень субъективной подвижности, которая нужна для адаптации к окружающей среде или для активного воздействия на нее. Основное внимание в этом разделе сосредоточено на характеристике таких структурных элементов социокультурной мобильности, как ценностные ориентации,способы практического мышления и идеологические установки.

Ценностные ориентации представляют собой единство устойчивости (базовые, общечеловеческие ценности) и изменчивости. При рассмотрении этого вопроса в диссертации уделяется внимание системе ценностных ориентации, включающей в себя общечеловеческие, национально-государственные, классово-корпоративные, групповые и индивидуальные ценности, социокультурная мобильность которых различна и заключается в изменении положения ценностных ориентаций в этой системе, в их переоценке.

Эта подструктура социальной мобильности называется автором ценностной мобильностью и включает в себя подвижную часть ценностных ориентаций, связанную с переоценкой и созданием новых ценностей. • Изменению в большей степени подвержены периферийные ценности (индивидуальные, групповые). Общечеловеческие,

"ядровые" ценности подвержены переоценке в меньшей степени.

Переоценка ценностей происходит как следствие кризиса старых ценностей, утраты ими своих ориентирующих функций, как способ преодоления кризиса и выхода из него. В процессе ценностной мобильности происходит смена приоритетов в общественной иерархии ценностей. О

характере социокультурной мобильности в плане ценностных ориентаций можно судить по тому, какие ценности подвергаются критике и какие приходят им на смену. Известно, что каждая крупная эпоха имеет определенный набор базовых ценностей, содержание которых зависит от формы господствующего мировоззрения. Переход от одного типа состояния общества к другому ознаменовывается переходом от одной системы ценностных ориентаций к другой .

Ценностная мобильность рассматривается как выражение социальной деструкции, затрагивающей все основные сферы жизни социума, и как конструктивный процесс становления новых ценностей.

Переоценка ценностей начинается с критики "старых", традиционных ценностей, которая постепенно нарастает и сменяется ускоренным и обвальным разрушением старого, а новое становится достоянием широких масс, что связывается с периодом становления новых ценностей.

Второй составляющей социокультурной мобильности является подвижность, переменчивость отдельных способов практического мышления, состоящая в осмысленном определении человеком своих отношений к действительности, общественной ситуации и своему "я" в ней.

В то же время рассматриваемая подструктура социокультурной мобильности определяет не только стремление личности реагировать на социальные изменения, но и желание выбирать и формировать действие, воздействовать на действительность. При этом различают активное воздействие и пассивное лавирование или неучастие. Различны и цели воздействия на ситуацию. В одних случаях она может выражаться в стремлении удержать существующее положение, в других - изменить. ■

Мышление включает в себя как универсальные, общечеловеческие черты и свойства, способы мышления (константный слой), >ак и специфические черты и типы -мышления определенных групп людей, людей разных эпох, сформировавшегося человека (переменный слой), которые

не исключают, но дополняют друг друга, взаимодействуют друг с другом.

Константная часть практического мышления определяется социально-политической структурой общества, культурными традициями народа, ходом развития социальной ситуации, бытующей системой воспитания. Переменная часть практического мышления базируется на житейском опыте личности, здравом смысле, устремлениях, характере и направленности полевых импульсов и т.д.

В повседневной .реальности человек способен переходить от одного типа мышления к другому. Общественный прогресс требует исторического развития мышления, т.е. смену его форм. Практическое мышление разнообразно и может носить истинный и ложный характер, работать по различным логическим схемам. Это определяется особенностью взаимодействия постоянной и переменной составляющих практического мышления.

Новые способы практического мышления объективируются в перемене профессии, в изменении места жительства-, в занятии бизнесом, предпринимательством, перемещениях из сферы государственной формы собственности в частную; в сокращениях штатов и высвобождениях работников с предприятий.

Подвижность третьего компонента социокультурной мобильности - идеологических установок проявляется по-разному в различных аспектах идеологии. Более подвижны идеологические установки в политической и экономической сферах. Например, отношение к политическому режиму и лидерам, к принципам политической ориентации, к способам создания и функционирования хозяйственного механизма общества, к специфичности проявления рыночных отношений и т.д. Что же касается . нравственности, правосознания, искусства,то в этих аспектах идеологии подвижность социокультурной мобильности не столь радикальна.

Идеологический слой сознания состоит также как и другие подструктуры социокультурной мобильности из

константного, устойчивого и переменного компонентов, взаимосвязанных друг с другом.

В политической сфере социокультурная мобильность в контексте идеологических установок выступает в форме переосмысления отношений к однопартийной политической системе; классово заостренной идеологии, национально-этическим факторам в современном мире. Все большее признание находят новые формы идеологических установок, связанных с преодолением старых: таких, как многопартийность, гарантия политических свобод, демократия, правовое государство.

Дееспособность любой социальной системы во многом зависит от гармоничного сочетания новых идей и их критического восприятия.

Вторая глава "Динамические качества личности и их воздействие на социальный процесс" посвящена рассмотрению особенностей возникновения и проявления социокультурной мобильности личности и ее воздействия на социальные процессы, а в конечном счете - на социокультурную динамику.

В первом параграфе показывается, что основу социокультурной мобильности составляет творческое начало личности, определяемое беспокойством духа, постоянной неудовлетворенностью способом своего существования и несовершенством социальной реальности.

Автор подчеркивает, что всякий творческий процесс предполагает свободу внутреннего "я" и осуществляется как его волеизъявление, избрание видов деятельности и жизненного пути, модернизации социальных институтов, создании новых социальных форм и т.д.

Процесс социального творчества включает в себя целеполагание и результат, проявляющиеся в способности выразить и .реализовать духовное начало, беспокойство духа. В то же время объективная социальная реальность внрсит существенные коррективы в реализацию целей, ограничивая сотворенное человеком социальное. В связи с этим реализация социокультурной мобильности может привести к иному результату, чем замышлялось,и порождать

социальные структуры, чуждые ему: ¡экономические системы, при которых происходит эксплуатация чеяозека государством или другим человеком; превращение денег и власти в социальный феномен,ограничивающий свободу других людей.

В диссертации обращается внимание на социальную тенденцию зависимости социального нововведения от наличия социальной потребности, определяемой как состоянием общества, так и совокупной социокультурной мобильностью индивидов, воспринимающих и принимающих новшества через индивидуально-коллективную субъективность .

В результате взаимодействия субъективной и объективной составляющих бытия, личность с одной стороны получает материал и информацию для творчества, а с другой - инициирует социальные изменения.

Носителями новаторства являются личности или группы, "выбивающиеся" из данного стандарта, развитие сознания которых далеко определило свое время.

Во втором параграфе главы рассматривается вопрос о внутриличностных и внешних противоречиях, выступающих в качестве стимулов социокультурной мобильности. Включенность личности в объективную реальность представляет собой сложный процесс, состоящий из постоянно возобновляющегося взашлодействия субъективной изменчивости личности и объективной динамики общественных процессов.

Социальные инновации возникают лишь тогда,когда предыдущая стадия социального развития выдвигает проблему, связанную с ее преобразованием, и создает возможности выхода за пределы присущих ей противоречий и их преодоления. При нарушении взаимодействия социокультурной мобильности и социокультурной динамики возникает социальный кризис и появляется перспектива дальнейшего развития; индивидуальное и коллективное сознание больше не остается в подчинении системы и ее идеологии. Импульсом, способствующим дальнейшему развитию общества, является беспокойство духа личности;

реальность осознается и создается человеком в ходе критики и переосмысления ценностей, норм, идей и взглядов.

Автор отмечает, что ' этим импульсом может воспользоваться любая личность и начать процесс переосмысления действительности, через создание новых ценностей и норм и преодолевая сопротивление общественного мнения.

В потенциальном социальном бытии накапливаются альтернативные варианты новых ценностей, идей, взглядов и норм. Этот процесс протекает до момента бифуркации. Под воздействием "внешних" противоречий, основной причиной которых являются разногласия между "внутренним" миром человека и объективной реальностью, противоречия между старыми и новыми ценностями в обществе переходят в систему внутренних противоречий.

В диссертации дается классификация типов личности по степени включенности в социокультурную мобильность .

Противоречия, столкновение социальных новшеств со старыми в субъективной и объективной реальностях, приводит не только к их развитию, но и усложнению и изменению образа жизни человека, его социального поведения, процессов личного выбора и принятия решений.

Третий параграф главы _содержит рассмотрение форм, факторов и характера оптимизации социокультурной мобильности человека.

По мнению диссертанта, при определении факторов оптимизации социокультурной мобильности актуальной становится установка на прямую зависимость конечных результатов общественного развития от личного потенциала человека.

Выполнение поставленной задачи связывается с выявлением различных способов "преломления" внешних условий жизнедеятельности личности в сознании, "внутренне" обусловленном ценностными ориентациями и идеологическими установками, складом практического мышления, нравственным и творческим потенциалом лично-

сти, личностными прогнозами, готовностью реагировать на изменения, воспринимать новшества, активно воздействовать и преобразовывать социальную реальность.

Достижение оптимизации субъективной подвижности личности автор связывает с приобретением объективных и полных знаний о протекании процессов в личностном сознании, объективной реальности и социокультурном пространстве, являющимся связующим звеном между ними, с последующим воздействием на сознание человека, с целью повышения его мобильности и с учетом общественных и личных интересов.

Изменения окружающей реальности, вызванные к жизни творческой активностью личности, могут стать источником напряжения, ибо подвижность сознания личности будет сопровождаться значительными затратами сил и времени, интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов.

В диссертации показывается, что отсутствие или недостаточно эффективное воздействие на социокультурную мобильность с целью ее оптимизации, приводит к появлению различных форм социальной дезорганизации, случаев девиантного поведения, кризисных состояний личности, особенно в зрелом возрасте.

Вопросы оптимизации социокультурной мобильности предполагают рассмотрение способности личности управлять преобразованиями в сфере субъективной реальности, что дает возможность диссертанту сделать вывод о необходимости и вероятности постоянного расширения диапазона саморегуляции, самоорганизации и самосовершенствования человека.

Автор приходит к мнению об особой актуальности проблемы генерирования духовной энергии личности, достаточной для достижения целей самоуправления социокультурной мобильностью, особенно в части производства творческих новообразований, в сфере высших смыслов и ценностей, которые, будучи актуализированы в сознании, способны служить источником доброй воли и последующих социальных изменений.

В диссертации проводится мысль о том, что оптимизация субъективной подвижности личности должна осуществляться с учетом целостного подхода к личности, означающего сочетание понимания ее, с одной стороны как уникальной и неповторимой, самоуправляющего и самоценного начала, а с другой стороны, как гомогенную, унифицированную частицу социального целого, т.е. с учетом константной и мобильной ее составляющих.

Фактором оптимизации социокультурной мобильности является процесс воспитания, ориентированного на формирование свободной личности.

Динамика общественной ■ жизни, связанные с нею новые . цели, масштабы и направленность преобразований требуют достаточно развитой, адекватно мыслящей, активной личности. Становится совершенно очевидным, что от самого человека, его внутренних ресурсов, от его ценностных ориентаций, его новых способов мышления зависит будущее страны. Это повышает ответственность общества за характер социального воздействия на личность, за формирование активной, творческой, нравственной личности в интересах социального прогресса.

В диссертации показывается важность создания эффективной системы воспитания и самовоспитания, в основе которой лежит 'отказ от массированного идеологического воздействия, от установки на стереотипизацию мышления, навязывания интересов, модуса поведения, удобных данной социальной системе; возрастание роли семьи, негосударственных форм обучения, создание ситуации'мировоззренческого выбора.

В заключении кратко излагаются итоги диссертационного исследования, в обобщенном виде формулируются основные положения социально-философской концепции социокультурной мобильности, обозначены перспективы дальнейшего исследования проблем субъективной подвижности личности.

Основные положения диссертации получили отражение в следующих научных публикациях:

1. Динамика гражданского сознания (по материалам социологических исследований).- Волгоград, 1990.- 49 с. (в соавторстве).

2. Социокультурная мобильность женщин: сфера занятости //Материалы международной научной конференции "Социальные трансформации и положение женщин в России".- Иваново, 1995.- С. 92-101.

3. Внутренняя мобильность молодежи и ее особенности на современном этапе развития //Материалы межвузовской научно-практической конференции "Молодежь и рынок".- Москва, 1995.- С. 31-34.

4. Ценностно-трудовая мобильность молодежи на фоне дегуманизации общества //Тезисы докладов VIII научной конференции ВГПУ "Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования":- Волгоград, 1995.- С. 146-148.

5. Динамика ценностных ориентаций молодых предпринимателей //Тезисы межвузовской научно-практической конференции "Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности".- Новосибирск, 1995.- С. 98.

6. Некоторые тенденции мобильности женщин в реформируемом обществе //Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции "Феминология: методология исследовании и методика преподавания".- Иваново, 1996.- С-. 41-43.