автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социокультурные особенности развития современного лаосского общества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Кенконгкхам Субан
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурные особенности развития современного лаосского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурные особенности развития современного лаосского общества"

РГб од

- 3 ЯНВ 200Р

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Кенконгкхам Субан

Социокультурные особенности развития современного лаосского общества

Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Казань - 2000

Работа выполнена на кафедре социологии Казанского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат философских наук,

доцент С.А.Ахметова

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Р.М.Нугаев

кандидат социологических наук, доцент Ф.К.Махнина

Ведущая организация: Казанский государственный

технический университет имени А.Н.Туполева

Защита состоится 30 ноября 2000 года в 14.00 на заседании диссертационного совета К 053.29.16 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Казанском государственном университете по адресу: 420008, г.Казань, ул.Кремлевская, 18, корпус 2, ауд. 1111 (тел.315-446).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского университета.

Автореферат разослан 30 октября 2000 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

С.А.Ахметова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Азиатским называют некоторые ученые XXI век, имея в виду значительные количественные и качественные изменения, происходящие в странах Азии. Азиатский регион приобретает все большую значимость в контексте мирового развития: быстрыми темпами растет численность населения: по прогнозам демографов, до 2025 года ежегодный прирост населения в Азии составит примерно 50 млн. человек, тогда как в мире в целом -40 млн. человек \ ряд азиатских стран значительно прогрессирует в социально-экономическом, политическом, культурном отношениях. Каждая страна, отдельные группы стран вносят свой вклад в развитие азиатского региона.

Специфика социокультурного развития народов Юго-Восточной Азии, в том числе Лаоса, обусловлена взаимодействием традиций, очень живучих в регионе, с инновациями, возникающими благодаря модернизации этих стран. Здесь встречаются Восток и Запад: Восток как хранитель традиционных ценностей, являющихся его сущностью, и Запад как носитель нововведений, направленных на трансформацию традиций, их адаптацию к новым социокультурным реалиям. Здесь можно усмотреть и противостояние, и взаимопроникновение, то есть диалектическое единство. Речь идет не

0 «борьбе нового со старым», а о «встраивании» традиционных восточных институтов в современную социальную реальность. В противном случае существует угроза разрушения веками складывавшегося образа жизни народа.

Тема представляется актуальной и с теоретической, и с практической позиций, поскольку успешная трансформация общества связана с осмыслением происходящих процессов, выявлением закономерностей развития для возможного их учета в практике реформирования общества.

1 Рассчитано по: Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.-1999.- № 38. -С.2-3.

Состояние научной разработанности темы. Проблемы развития народов стран Азии всегда были предметом пристального внимания ученых мира. Однако Лаос в поле их зрения попал лишь на рубеже XIX - XX веков, после включения страны в состав Французского Индокитая. Первые работы, посвященные новой колонии, носили преимущественно этнографический характер. Особенно значительный вклад в изучение Лаоса в это время внес французский ориенталист, знаток Индокитая Опост Пави, двадцать лет жизни посвятивший этой стране.

Для англоязычной историографии Лаоса характерен акцент на застойности экономического развития страны, почти не затронутой модернизирующими тенденциями, на сильнейшей зависимости от иностранной помощи, прежде всего от США, политической и экономической разобщенности различных областей страны в силу географических условий и неразвитости инфраструктуры. Фундаментальными исследованиями экономики колониального и доколониального Лаоса являются работы Дж.М.Хальперна, опубликованные в 60-е годы XX века, в которых автор детально анализирует эволюцию аграрных отношений в стране.

Национальная научная литература на лаосском языке стала развиваться лишь после обретения страной независимости. Причем внимание ученых привлекают как события далекой древности, так и современные процессы, в содержательном плане их интересуют проблемы культуры, экономики, строительства новой жизни. К числу заметных изданий 90-х годов относится «Наследие Лансанга», опубликованное во Вьентьяне в 1996 году (с переводом частично на французский и английский языки). Один из авторов этого сборника Хампхан Ратганавонг в статье «О национальном и мировом наследии Луанг Прабанга» характеризует историческое и культурное значение этого города, описывая высокий уровень культуры и религиозной практики народа, его населяющего. Другой автор Ненг Ксейванг в статье «Хмонги в Лаосе» описывает легендарную тысячелетнюю историю миграции народности мео (хмонг - самоназвание) в далеком прошлом из Китая в Лаос, их жизнь в среде полиэтничного лаосского общества Роли партии в решении социально-экономических и

1 См.: Lanxang Heritage Journal.- Vientiane, 1996 (на лаосском языке).

культурных проблем посвящен сборник «Теория и политика» (Вьентьян, 1997).

Российская историография Лаоса началась сравнительно недавно.

Ограниченное число работ, непосредственно посвященных исследуемой теме, не свидетельствует об отсутствии интереса со стороны социологов, культурологов. Предметом внимания ученых оказываются скорее отдельные аспекты изучаемого явления. Существуют исследования экономистов, посвященные Лаосу, прежде всего, это монография В.В.Симонова «Экономическое развитие Лаоса» (М., 1988), в которой анализируются экономические процессы 50-80-х годов XX века. Взгляд на экономику Лаоса конца XIX и конца XX веков содержится в работах С.И.Иоанесян «Лаос. Социально-экономическое развитие (конец XIX- 60-е годы XX в.)» (М., 1972) и в разделе «ЛНДР. Переход к рыночной экономике (опыт реформ)» в сборнике «Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России» (М., 1997). Опубликованы интересные работы литературоведов, например, книга Ю.М.Осипова «Очерки истории лаосской классической литературы» (Санкт -Петербург, 1991), религиоведов, прежде всего, речь идет о серьезном исследовании А.С.Агаджаняна «Буддийский путь в XX веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады» (М., 1993), в которой буддизм рассматривается как социологический феномен, влияющий на повседневную жизнь народа.

Обширна литература, в которой анализируются проблемы крестьянства Востока, дается типология восточных обществ, рассматривается их специфика по сравнению с Западом И, наоборот, редко встречаются работы, характеризующие проблемы воспитания, нравственных норм, этикета народов Юго-Восточной

1 См.:Вопросы типологии крестьянских обществ Азии,- М., 1980; Гордон А.В. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность,- М., 1989; Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире,- М., 1992; Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки,- М., 1997.

Азии

Актуальными для современных крестьянских обществ, к которым относится и Лаос, являются проблемы, возникающие при их трансформации в направлении к рынку. В этой связи принципиальную значимость приобретает вопрос об адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам. О соответствии индивидов изменяющемуся обществу писал еще М.Вебер, рассуждавший о «духе» капитализма, который должен овладеть массами, чтобы капитализм стал реальностью 2. Эту же проблему поднимает П.Штомпка, комментируя и развивая взгляды Вебера 3. Этот вопрос оказывается злободневным и для Лаоса, и для России. Не случайно об этом пишут новосибирские социологи, анализируя процессы становления субъектов хозяйствования в аграрном секторе 4. В данном исследовании выдвигается гипотеза о доминировании в лаосском обществе традиционного типа личности.

В плане выполнения проекта эмпирического исследования особую значимость представляют публикации, связанные с использованием «качественных методов» в социологии, в частности, работа «Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования» ( М., 1996), а также монография «Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев» (Санкт-Петербург, 1999). Кроме того, использованы идеи казанских ученых, разрабатывающих вопросы теории и методики прикладного исследования: это работы профессоров Э.С.Рахматуллина, М.А.Нугаева, Р.М.Нугаева, Т.Г.Исламшиной, Ф.Г.Зиятдиновой, Н.С.Фатхуллина, В.К.Падерина, А.З.Гильманова, а также работы

B.П.Модестова, В.В.Фурсовой, В.А.Беляева, А.Л.Салагаева,

1 См.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков Южной и Юго-Восточной Азии,- М., 1988; Этикет у народов Юго-Восточной Азии,- Санкт-Петербург, 1999.

2 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.- М., 1990.- С. 81.

3 См.: Штомпка П. Социология социальных изменений.- М., 1996.-

C.109.

4 См.Социальная траектория реформируемой России.- М., 1999.-С.279-319.

АЛ.Кулапина, Л.Г.Егоровой, Ф.Т.Нежметдиновой, Л.Р.Низамовой, И.Г.Ясавеева и других ученых.

Объектом данного исследования является лаосское общество в контексте его движения от традиционного общества к современному.

Предмет исследования - социокультурные процессы в трансформирующемся лаосском обществе. Под социокультурными процессами понимаются: история возникновения, становления и развития полиэтничного лаосского общества, отражение истории в литературном процессе, социально-экономические формы осуществления хозяйственной деятельности, социализирующая функция семьи, влияние буддизма на повседневную жизнь народа.

Цель исследования - определение социокультурных особенностей развития лаосского общества.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

описание в исторической ретроспективе процессов возникновения, становления, развития лаосского общества в единстве этнодемографического, социально-экономического, культурного компонентов;

анализ традиционных институтов лаосского общества (сельская община, буддизм) в условиях их адаптации к современным социальным реалиям;

- разработка проекта эмпирического исследования доминиру -ющего типа личности в лаосском обществе;

- описание обобщенного образа жителя страны лао;

- определение адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам.

Методология исследования. Методологической базой исследования являются: системный подход для изучения такого сложного объекта, как восточное общество, принцип историзма, а также синтез категорий исторического и логического. Традиционные институты восточного общества - сельская община и буддийский монастырь рассмотрены с позиций структурного функционализма. В качестве основополагающих использованы идеи классиков мировой социологии: К.Маркса - о крестьянстве как субъекте исторического развития, о его единстве с землей как природной лабораторией, М.Вебера - о «духе» капитализма как источнике возникновения

рациональной организации производства - для «наложения» их на современное лаосское общество с целью понимания происходящих в нем социокультурных процессов. В проекте эмпирического исследования использован типологический анализ для выявления доминирующего типа личности в лаосском обществе.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Осуществлен синтез исторического, теоретического, эмпирического подходов к изучению лаосского общества, которое рассмотрено как системный объект - в единстве его этнодемографического, социально-экономического и культурного компонентов и их взаимосвязей.

2.Разработан проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе.

3.Создан социально-психологический портрет жителя страны

лао.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в контексте трансформирующегося общества оно выполняет рефлексивную функцию, а также теоретико-методологическую функцию, выступая основой для эмпирического исследования. Материалы, касающиеся этнодемографических процессов в лаосском обществе, могут быть использованы в преподавании курса демографии, материалы, касающиеся разработки проекта эмпирического исследования, могут найти отражение в преподавании прикладной социологии.

Апробация работы. Основные идеи исследования изложены на международной научно-практической конференции

«Организационно-экономические проблемы муниципального управления», прошедшей на базе Набережно-Челнинского филиала КГУ 26 мая 2000 года, а также в двух публикациях.

Структура работы соответствует цели, задачам исследования, логике анализа и синтеза данных. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Народ лао в культурно-исторической ретроспективе» дается описание процессов возникновения,

становления и развития лаосского общества от древности до наших дней в единстве этнодемографического и социально-экономического компонентов. Применение принципа историзма позволяет представить исторически развившийся объект как результат определенного процесса.

В первом параграфе «Краткий экскурс в историю народа лао» прослеживается эволюция народа от племенного состояния до современного общества, обретшего, наконец, независимость и право свободного развития. Длительное время социально-экономическое, культурное развитие народа сдерживалось внутренними распрями, враждой между отдельными государствами. Вся история народа лао -это самоотверженная борьба за выживание, за свою государственность, за независимое развитие, не зависимое как от внутренних оков - в лице королей, господ, так и от внешних завоевателей - французов, японцев, американцев. Это история сложной эволюции народа от язычества к буддизму. Это эволюция менталитета народа, его мировосприятия от поэтического, возвышенного, образного, воплотившегося в мифологии, к реалистическому, к сочинениям документального жанра.

Во втором параграфе «Этнодемографическая структура лаосского общества» анализируются демографический состав населения, процессы становления этнического многообразия населения страны, особенности жизнедеятельности этнических общностей.

Демографической особенностью страны является малочисленность населения, что в свое время У.Петги назвал «действительной бедностью» Тип воспроизводства населения можно охарактеризовать как традиционный, основанный на высокой рождаемости и сравнительно высокой смертности. Лаос относится к молодым странам мира: детей здесь 44 %, стариков всего 4 %, ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 50 лет, женщин - 52 года. Замещение поколений идет в расширенном режиме: прогноз численности населения на 2025 год составляет 8 млн.чел.2.

1 Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.26, ч. I, с.357.

2 См.: Население и общество. Информационный бюллетень. - М., 1999. -№38. - С. 4.

В этническом отношении лаосский народ очень своеобразен: это конгломерат многих этносов, сложившийся исторически, на основе миграции народов. В результате в составе населения выделяются шесть этнолингвистических групп, из них наиболее многочисленной и развитой во всех отношениях является группа лао-таи (две трети населения), образовавшаяся вследствие миграции тайских племен, среди которых были и лао, из южных провинций Китая. Древнейшими на территории страны являются народы мон-кхмерской группы, частично ассимилированные лао-тайскими племенами (23%). Третьей по численности группой является мяо-яо (около 7 % населения), выходцы из Южного Китая. Остальные группы немногочисленны (всего 3,5 %) и представлены тибето-бирманцами, вьет-мыонгами и китайцами (хо)1.

Далее рассматриваются особенности жизнедеятельности различных этнических общностей: образ жизни, основные виды хозяйственной деятельности, специализация труда, особенности общения. Взаимоотношения между общностями имеют тенденцию к политической, экономической, культурной консолидации на основе признания приоритета группы лао-таи.

В третьем параграфе «Социально-экономические процессы в лаосском обществе» анализируются особенности формирования элементов хозяйственной жизни страны, это, прежде всего, ее основа - возникшая в ХШ веке сельская община как следствие наличия обширных земельных площадей и необходимости их коллективного освоения. Особенностью крестьянского хозяйства является единство земледелия и ремесла, то есть оно имеет самообеспечивающийся характер.

Существенной демографической особенностью является редкая заселенность территории страны. Поэтому длительное время оставались необработанными даже пригодные для орошаемого рисосеяния земли. Это негативно отразилось на социально-экономическом развитии страны, вместе с тем было благом, поскольку свободные земли могли занимать нуждавшиеся в ней крестьяне: право владения землей принадлежало тому, кто первым расчистил участок и регулярно его обрабатывал. Постепенно

1 См.: Лаос. Справочник,- М., 1994.- С.25.

свободных земель оставалось все меньше, в условиях развития товарно-денежных отношений пригодные для обработки земельные площади переходили в частные владения.

Развитие страны до сих пор сдерживается дефицитом трудовых ресурсов. По данным Департамента труда Лаоса, трудовые ресурсы страны в 1992 г. составляли 1,9 млн.чел., или 42 % от всего населения. При этом специфику рабочей силы определяют два главных фактора: 1) рост доли женщин на рынке труда и 2) молодая возрастная структура рабочей силы - 1,3 млн. занятых в различных отраслях народного хозяйства составляют люди в возрасте от 15 до 34 лет, то есть 70 % от всех работников

За последнюю четверть века страна пережила курс на построение социализма, минуя капиталистическую стадию развития, затем, с 1986 года, осуществляется политика, связанная с реализацией нового экономического механизма, направленного на переход от плановой экономики к обществу рыночного типа.

При всех политических и экономических трансформациях Лаос продолжает оставаться в числе наименее развитых стран мира.

Вторая глава «Специфика социокультурного развития лаосского общества» посвящена анализу особенностей жизнедеятельности общества сквозь призму диалектики традиций и новаций, прежде всего, на примере буддизма как религиозного института, осуществляющего социокультурные функции.

Анализу подвергается традиционное, земледельческое общество, с общинной организацией социальной жизни. В таких обществах традиция является главным способом передачи социального опыта от поколения к поколеншо, новое входит в социальную, культурную жизнь медленно, на протяжении жизни многих поколений. Это «закрытое» от воздействия других культур общество. Это буддийское общество, где религия определяет все стороны повседневной жизни народа. Сила традиций порой такова, что их взаимодействие с новациями приобретает драматический характер. Это происходит тогда, когда традиции оказываются в оппозиции к новым элементам общества, отдельные группы которого могут противодействовать

1 Cm.: What and How To Do Business in the Lao PDR. - Vientiane, 1998.-P. 19.

внедрению нововведений.

В первом параграфе «Диалектика традиций и новаций в развитии лаосского общества» определяется концептуальный аппарат, содержание понятий «традиция» и «новация», подчеркивается, что основная функция традиций заключается в обеспечении преемственности между поколениями, исторической непрерывности социальных организаций. Длительное сохранение традиций означает их востребованность последующими поколениями. Традиции способствуют стабильности общества, новации означают внедрение новых элементов культуры, способствуют обновлению общества, его развитию. Далее рассматриваются традиционные элементы жизни лаосского общества, делается попытка обнаружить элементы нового, вытесняющие их или сосуществующие с ними.

К устойчивым традиционным элементам восточного общества относится самовоспроизводящаяся в одной и той же форме сельская община. Целью труда в условиях общины выступает обеспечение существования отдельного работника и его семьи, а также всей общины Необходимость в расширении производства отсутствует, осуществляется простое воспроизводство, поскольку крестьянам свойственна ограниченность потребностей. Неизменность общине придает также синтез сельскохозяйственного и ремесленного труда, что является препятствием для проникновения городского производства в аграрную экономику.

Другим традиционным элементом жизнедеятельности народа является хозяйствование на земле. Фабричный, заводской труд не является привлекательным из-за его однообразия и монотонности. Лаосцам не свойственно быть торговцами, бизнесменами. Вероятно, это влияние буддизма, в котором осуждается стремление к земным благам, к богатству.

Еще одним традиционным элементом организации социальной жизни является малая группа: семья, соседская община, квартал в городе. Это первичная группа, в которой человек оказывается уже в силу своего рождения, близости проживания, выполняет функции психологического убежища, социальной защищенности. Малая группа имеет определенную иерархию, где доминируют отношения

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.46, ч.1.- С.462.

«по вертикали», между патронами и клиентами, связанными отношениями взаимного обмена.

В конце XX в. нарастает влияние Запада на азиатские экономики, возникают новшества: рынок, свободная конкуренция, капиталистическое предприятие, основанное на свободном найме и ориентированное на получение прибыли, связь с мировым экономическим хозяйством. Новшеством при переходе к рынку является рациональная организация производства, что предполагает его отделение от домашнего хозяйства В условиях восточного общества, по крайней мере в настоящее время, это ведет к разрушению крестьянского хозяйства, маргинализации значительной части крестьян, преимущественно нисходящей социальной мобильности. Новшеством при переходе к рынку является вторичная группа - капиталистическое предприятие с рациональной организацией труда, к специфике которой человек должен адаптироваться. Новшеством для человека восточного общества является свойственная капитализму цель труда как рациональное накопление. Возникает сложная проблема интеграции новых экономических персонажей в буддийское общество, связанная с производством материальных благ как цели общества.

Во втором параграфе «Социокультурные ценности буддизма в религиозной и мирской практике» излагается роль буддизма как культурного феномена в жизни лаосского народа, его функции в профанной жизни, среди мирян, а также функции сангхи как религиозного института.

Специфично представление буддизма о мире, который рассматривается как иллюзия, мираж, проповедуется отказ от мира, его даров, от обладания, жизнь рассматривается как страдание, причина страданий - желание, прекращение страданий - через уничтожение желаний. Причем страдание означает не столько негативное переживание, сколько утверждение о несовершенстве мира, поскольку людей с самого рождения подстерегает опасность смерти. В этой связи решающую роль играет доктрина перерождений, круговорот рождений и смертей. Это повторение притупляет как трагедию смерти, так и остроту жизненных переживаний, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на представления человека о ценности жизни и ее целях.

Привязанность к жизни рассматривается как зло, отказ от мира, от желаний рассматривается как добро.

Буддизм строится на соотношении двух ключевых понятий: каммы и ниббаны. Камма - это дело, поступок, деяние, несущее моральный смысл. Ниббана (нирвана) - это состояние духа человека, освободившегося от земных желаний и страданий, это внутренняя гармония, ощущение покоя. В результате буддийский человек - не эгоист, не стремится к самоутверждению, а стремится к созерцательности, ему не свойственны жажда накопительства, стремление к личному успеху1.

Буддийский монастырь рассматривается как религиозный институт, анализируются его внутренние и внешние связи, отношения с мирским обществом, которые характеризуются как обмен духовного на материальное, а также его функции в обществе. Подчеркивается роль буддизма в формировании новой экономической и социокультурной ситуации в стране. Новшества, проникающие с Запада: свободная конкуренция, рациональная организация труда, направленная на получение прибыли, выход на мировой рынок - все это приходит в противоречие с традиционными ценностями общества. В этой ситуации буддизм проявляет гибкость и ищет способы интеграции новшеств в традиционное общество, в частности, пропагандируется умеренное накопление, проводится идея праведного богатства, справедливого распределения. Таким образом, происходит сочетание буддийской этики с рыночной экономикой, которое проявляется в прагматическом толковании буддийских проповедей, когда введение экономических новаций (рыночные отношения) обусловливает изменение социокультурных традиций (смягчение религиозных норм, касающихся накопления, богатства).

Таким образом, новшества, характерные для общества рыночного типа, предварительно подвергшись переосмыслению в буддийском духе, постепенно вводятся в традиционный культурный контекст.

Проникновение в страну вместе с иностранными капиталовложениями, товарами, технологиями массовой культуры Запада приводит к разрушению традиций, ослаблению влияния

См.: Агаджанян А.С.Буддийский путь в XX веке. - М., 1993. - С.23.

буддизма, прежде всего на молодежь, буддизм все больше превращается в набор практических советов для повседневной жизни, поэтому его называют народным. Таким образом, на примере буддизма как социокультурного института очевидна диалектика традиций и новаций.

Назначение третьей главы - «Проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе» - служить своеобразным «мостиком» к эмпирическому исследованию для проверки гипотезы о преобладании представителей традиционного типа личности.

В первом параграфе «Проблема адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам» характеризуется проблемная ситуация, связанная с соответствием социокультурному развитию общества качества населения. Этот вопрос поднимался, в частности, М.Вебером, который указывал, что капитализм воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов с определенным видом поведения и представлений, неким мироощущением, - «духом» капитализма. Образу жизни такого человека свойственны аскетизм, характеру - сдержанность и скромность, преданность делу, деятельность носит рациональный характер. Возникает новый тип предпринимателей и новый тип рабочих с особой ментальностью, означающей специфическое сочетание мотивации и ценностей: это мотивы прибыли, целью жизни становится добывание денег, которые из средства превращаются в самоцель. Противоположным типом восприятия и поведения, по Веберу, является «традиционализм», суть которого в следующем: человек «по природе своей» не склонен зарабатывать деньги, он просто хочет жить так, как привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни1.

Акцент на характерологических чертах личности капиталистического типа, сделанный М.Вебером, необходим для последующего сравнения с социально-психологическим портретом жителя Лаоса.

Лаос - типичное традиционно-аграрное общество, находящееся в самом начале процесса трансформации, перехода к рынку.

1 См.: Вебер М. Избранные произведения,- М., 1990.- С. 76 - 81.

Господствующим укладом в жизни лаосского общества до сих пор остается натуральное крестьянское хозяйство, которому свойственны следующие черты:

1) с точки зрения размеров хозяйство оценивается как «мелкое»;

2) технология и орудия труда оцениваются как «простейшие»;

3) с социальной стороны хозяйство характеризуется как «семейный труд»;

4) с позиции цели это труд для собственного потребления, а не наемный, не для прибыли;

5) с точки зрения характера - это труд, эксплуатируемый обладателями политической и экономической власти.

Едва ли в Лаосе реалистично в обозримой перспективе создание классического капитализма и свойственных ему хозяйственных субъектов. Тем не менее выявление степени распространенности представителей инновационного типа личности кажется продуктивной задачей.

Второй параграф «Социально-психологический портрет жителя страны лао» представляет собой априорное описание объекта исследования, здесь дается обобщенный образ жителя восточного общества со свойственными ему социальными, психологическими особенностями восприятия мира и поведения.

По выражению одного из зарубежных исследователей, Лаос - это загадочная страна. Загадочными постороннему взгляду кажутся и люди, ее населяющие. При углубленном анализе образ жителя страны предстает как «знакомый незнакомец»: оказывается, что это -противоречивая личность, сочетающая в себе черты традиционные и современные, своеобразные, оригинальные и общие, роднящие ее с народами других стран, в том числе с Россией.

У жителя Лаоса есть качества, присущие новому типу личности, -аскетизм, скромность, сдержанность, отчасти индивидуализм, вместе с тем отсутствуют типичные для капиталистической системы свойства: уверенность в себе, умение противостоять конкуренции, умение рационально вести дело, ориентация на прибыль, что объясняется востребованностью традиционной системы хозяйствования, а также влиянием буддизма.

Жителю страны присуща установка на праведное богатство, то есть на обладание достатком, богатством при отсутствии

привязанности к ним. Обладание богатством имеет прежде всего социальный смысл, поскольку предполагает наличие широких родственных, соседских, дружеских связей через механизм его перераспределения. Вопрос о прибыли, о рациональном накоплении не стал доминирующим в сознании и поведении лаосского крестьянина, поскольку главное в экономике буддийского общества -не производство материальных благ, а их справедливое распределение.

Фигура крестьянина двойственна в смысле сочетания качеств индивидуализм/коллективизм. Он индивидуалист, поскольку предпочитает вести самообеспечивающееся обособленное хозяйство, зачастую удовлетворяющее лишь минимальные потребности семьи. Коллективизм проявляется в реализации принципа «са-мак-кхи» - это сотрудничество крестьян при посеве и уборке риса.

Многим жителям страны свойственны излишняя медлительность, пассивность, спокойная реакция на неординарные события, что выражается в принципе «бо-пен-ньанг» - «ничего, авось обойдется!».

Таким образом, «ветры перемен» пока слабо затронули крестьянство, житель Лаоса - продукт традиционного общества.

В третьем параграфе «Типологический анализ повседневной жизнедеятельности лаосского общества» обосновывается методика сбора и анализа эмпирической информации, направленная на получение близкой к реальности картины жизни народа. Для определения доминирующего типа личности применяется типологический анализ, суть которого - в обнаружении социально-значимых, качественно отличающихся друг от друга групп эмпирических объектов, характеризующихся типообразующими признаками различной природы 1.

Разработан комплекс «качественных» и «количественных» методов сбора первичных эмпирических данных: «путеводитель» интервью, вопросник для формализованного интервью, предназначенный для получения репрезентативной информации относительно всех жителей страны, предполагается провести включенное наблюдение в одной из деревень Южного Лаоса. Для

1 См.: Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии.- М., 1998,- С. 204 - 205.

проведения опроса разработана выборочная процедура (многоступенчатая районированная выборка) с учетом характера географического расселения этносов.

Значимость эмпирического исследования для страны, обойденной вниманием социологов, этнографов, демографов, очевидна. В условиях очередной трансформации общества, означающей смену экономических, социальных, культурных, моральных норм, знание, адекватно отражающее эмпирическую реальность, позволит субъектам управления принимать компетентные решения.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные положения, связанные с особенностями социокультурного развития современного лаосского общества.

Анализ исторического прошлого, культурных процессов, характерных для Лаоса, свидетельствует о том, что за время существования страны социальные институты неоднократно разрушались и вновь воссоздавались, они и поныне еще не обрели устойчивость. Государственные образования на территории современного Лаоса на протяжении веков не были стабильными, сдерживая социально-экономическое, культурное развитие народа. В результате экономическая отсталость приобрела традиционный характер.

Демографической особенностью страны является малочисленность населения, что также способствует экономической неразвитости.

Лаос - в центре взаимодействия различных культур, что обусловило своеобразие его этнического состава. Это полиэтничная страна с доминирующей этнолингвистической группой лао-таи, составляющей две трети населения страны. Вся история народа лао -это его самоотверженная борьба за выживание, за сохранение своей этнокультурной идентичности. Консолидация народов страны в единую социокультурную общность еще не завершена. Этносы сохраняют свое единство благодаря признанию права на доминирование со стороны преобладающей численно и наиболее развитой во всех отношениях этнической группы.

Традиционным институтом лаосского общества является буддизм, который глубоко укоренился в нем и в значительной мере

определяет образ жизни и менталитет примерно двух третей населения страны.

Специфика современного экономического состояния общества определяется двумя основными тенденциями: сохранением традиционных институтов общества, к которым относятся крестьянская община, патрон-клиентные отношения, и возникновением нововведений, обусловленных развитием института рынка и сопутствующих ему изменений. Вековые традиции общинной жизни на рубеже XX - XXI веков приходят в противоречие с курсом на обновление экономики, связанным с развитием рыночных отношений.

В новых условиях общественной жизни, традиционные качества лаосского народа, связанные с ведением самообеспечивающегося крестьянского хозяйства, прежде всего практические хозяйственные навыки и умения, ведь сельскохозяйственный труд и ремесло составляют единство, должны дополниться совершенно новыми, адекватными рыночному обществу, а именно: предприимчивостью, целеустремленностью, конкурентоспособностью, умением рационально организовать хозяйство для получения прибыли, то есть должен возникнуть «дух» капитализма, по выражению М.Вебера.

Ценности, культивировавшиеся буддизмом: отказ от мира, от обладания, от собственности, проповедь созерцательности оказываются невостребованными, тормозящими развитие общества. В соответствии с модернизацией общества модернизируется и буддизм: пересматриваются установки относительно участия людей в социальной, экономической жизни, поощряется

предпринимательство, если оно носит праведный характер. В процессе трансформации общества происходит преобразование человеческой индивидуальности - от индивида, составлявшего с общиной единое целое, пассивного, безынициативного, довольствовавшегося малым, к личности индивидуалистического типа с противоположными свойствами: самостоятельной, активной, готовой к риску, способной преодолеть традиционную черту, связанную с надеждой на «авось, все обойдется», самодостаточной. Таким образом, модернизация общества сопровождается модернизацией личности, последнее означает устранение

традиционных черт и становление новых, адекватных рационалистическому обществу.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Этнодемографическая характеристика лаосского общества // Тонус. Научно-публицистический альманах. - Казань. - 2000. - № 6. - С.174-179.

2. Специфика личности руководителя и его деятельности в лаосском обществе // Организационно-экономические проблемы муниципального управления. Материалы международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: Камский Издательский Дом, 2000. - С. 80 -83.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Кенконгкхам Субан

Введение.

Глава I. Народ лао в культурно-исторической ретроспективе.

§ 1. Краткий экскурс в историю народа лао.

§ 2. Этнодемографическая структура лаосского общества.

§ 3. Социально-экономические процессы в лаосском обществе.

Глава II. Специфика социокультурного развития лаосского общества.

§ 1. Диалектика традиций и новаций в развитии лаосского общества.

§ 2.Социокультурные ценности буддизма в религиозной и мирской практике.

Глава III. Проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе.

§ 1. Проблема адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам.

§ 2. Социально-психологический портрет жителя страны лао.

§ 3. Типологический анализ повседневной жизнедеятельности лаосского общества.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Кенконгкхам Субан

Актуальность темы. Азиатским называют некоторые ученые XXI век, имея в виду значительные количественные и качественные изменения, происходящие в странах Азии. Азиатский регион приобретает все большую значимость в контексте мирового развития: быстрыми темпами растет численность населения: по прогнозам демографов, до 2025 года ежегодный прирост населения в Азии составит примерно 50 млн. человек, тогда как в мире в целом -40 млн. человек1, ряд азиатских стран значительно прогрессирует в социально-экономическом, политическом, культурном отношениях. Каждая страна, отдельные группы стран вносят свой вклад в развитие азиатского региона.

Специфика социокультурного развития народов Юго-Восточной Азии, в том числе Лаоса, обусловлена взаимодействием традиций, очень живучих в регионе, с инновациями, возникающими благодаря модернизации этих стран. Здесь встречаются Восток и Запад: Восток как хранитель традиционных ценностей, являющихся его сущностью, и Запад как носитель нововведений, направленных на трансформацию традиций, их адаптацию к новым социокультурным реалиям. Здесь можно усмотреть и противостояние, и взаимопроникновение, то есть диалектическое единство. Речь идет не о «борьбе нового со старым», а о «встраивании» традиционных восточных институтов в современную социальную реальность. В противном случае существует угроза разрушения веками складывавшегося образа жизни народа.

Тема представляется актуальной и с теоретической, и с практической позиций, поскольку успешная трансформация общества связана с осмыслением происходящих процессов, выявлением закономерностей развития для возможного их учета в практике реформирования общества.

1 Рассчитано по: Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.-М. - 1999. - № 38. - С. 2-3.

Состояние научной разработанности темы. Проблемы развития народов стран Азии всегда были предметом пристального внимания ученых мира. Однако Лаос в поле их зрения попал лишь на рубеже XIX - XX веков, после включения страны в состав Французского Индокитая. Первые работы, посвященные новой колонии, носили преимущественно этнографический характер. Особенно значительный вклад в изучение Лаоса в это время внес французский ориенталист, знаток Индокитая Огюст Пави, двадцать лет жизни посвятивший этой стране. В последующих работах, изданных в 30-х годах XX века, проводилась идея о цивилизаторской миссии метрополии, без участия которой, считалось, невозможен прогресс страны. Во французской историографии Лаоса содержатся призывы сплотить западные страны (США, Францию, Великобританию) перед лицом «коммунистической опасности» в Азии. Публикуется ряд работ французских ученых, посвященных Юго-Восточной Азии, в том числе Лаосу, где доминировало положение о якобы имманентном свойстве лаосцев, обусловленном принципом «ничего, обойдется» (бо-пен-ньанг), препятствующим самостоятельному развитию.

Для англоязычной историографии Лаоса характерен акцент на застойности экономического развития страны, почти не затронутой модернизирующими тенденциями, на сильнейшей зависимости от иностранной помощи, прежде всего от США, политической и экономической разобщенности различных областей страны в силу географических условий и неразвитости инфраструктуры. Фундаментальными исследованиями экономики колониального и доколониального Лаоса являются работы Дж.М.Хальперна, опубликованные в 60-е годы XX века, в которых автор детально анализирует эволюцию аграрных отношений в стране. В настоящее время на английском языке издается журнал «Лаос», в котором публикуется информация о повседневной жизнедеятельности народа. Так, в статье Leuth Saysana «Succesful Businessman» описана деятельность известного лаосского бизнесмена, создавшего в 1992 году первый в Лаосе коммерческий банк с первоначальным капиталом 5 млн. дол. США \

1 См.: Laos. - Vientiane, 1995. - P. 26 - 27.

Лаосская национальная литература, посвященная истории страны, неоднородна. В ней можно выделить три группы авторов и, соответственно, работ с определенной ориентацией. Одна группа авторов (К.Д.Сасорит, С. На Тямпасак) находится под влиянием западноевропейских идей. Другая отражает националистические настроения, базирующиеся на буддийской теории. К ним относятся работы Б.Суваннавонга, посвященные обоснованию буддийского пути развития, оппозиционного как западному капитализму, так и «коммунистическому социализму». Работы третьей группы авторов (М.С.Вилавонг) содержат лишь списки династий и правителей, а также летописные сообщения. Причем длительное время (40-е - 70-е годы XX века) работы лаосских авторов печатались только на французском языке.

Источники и литература на лаосском языке представлены, прежде всего, официальными документами, такими, как Конституция ЛНДР -(Вьентьян, 1992), а также Законами о правах человека, о труде, о промышленных предприятиях, об иностранных инвестициях, о правовой деятельности. Национальная научная литература на лаосском языке стала развиваться лишь после обретения страной независимости. Причем внимание ученых привлекают как события далекой древности, так и современные процессы, в содержательном плане их интересуют проблемы культуры, экономики, строительства новой жизни. К числу заметных изданий 90-х годов относится «Наследие Лансанга», опубликованное во Вьентьяне в 1996 году (с переводом частично на французский и английский языки). Один из авторов этого сборника Хампхан Раттанавонг в статье «О национальном и мировом наследии Луанг Прабанга» характеризует историческое и культурное значение этого города, описывая высокий уровень культуры и религиозной практики народа, его населяющего. Другой автор Ненг Ксейванг в статье «Хмонги в Лаосе», сам по этнической принадлежности хмонг, по профессиональному статусу сотрудник Министерства информации и культуры, описывает легендарную тысячелетнюю историю миграции народности мео (хмонг - самоназвание) в далеком прошлом из Китая в Лаос, их жизнь в среде полиэтничного лаосского общества \ Другой заметной

1 См.: Lanxang Heritage Journal. - Vientiane, 1996 (на лаосском языке). работой является сборник «Теория и политика» (Вьентьян, 1997), в которой отражена роль партии в решении социально-экономических и культурных проблем.

Современные проблемы жизни народа находят отражение прежде всего в журнальных публикациях. Периодически издаются такие журналы, как «Партийное строительство», «Новая утренняя заря», в которых рассматриваются вопросы, связанные с развитием экономики, внедрением рыночных отношений, развитием отдельных провинций страны, а также вопросы образования, культуры, преодоления отживших традиций и старых верований1. Распространенным жанром в научно-публицистической литературе является интервью, которые охотно дают первые лица республики. Так, в одном из номеров журнала «Партийное строительство» за 1998 год опубликовано интервью с Генеральным Секретарем НРПЛ Кхамтай Сипхандонгом, в котором характеризуется современное положение страны2.

Российская историография Лаоса началась сравнительно недавно. Информация на русском языке о жизни лаосского народа сосредоточена в литературе справочного характера. Прежде всего это периодически переиздающийся справочник под названием «Лаос» (М.Д966, 1980, 1994), содержащий сведения страноведческого плана, в том числе исторический очерк, данные о развитии экономики, культуры. Есть и другие издания подобного рода, например: ЛНДР. Справочник.- М.: Политиздат, 1985, а также: Е.В.Кобелев. Лаосская Народно-Демократическая Республика.- М.: Знание, 1987 и другие.

Для советских исследователей Лаос представлял интерес прежде всего как страна победившей народно-демократической революции, где начиналось строительство социализма, минуя капиталистическое развитие. В те времена было тесное сотрудничество двух стран: Лаоса и СССР, издавались на русском языке книги с описанием борьбы лаосского народа за национальную независимость, начала

1 См., например: Ньонгсы Ликхамсук. Образование как средство ликвидации отживших традиций и старых верований // Новая утренняя заря, 1998. - № 1 - 2. - С. 29 - 33 (на лаосском языке).

2 См.: Партийное строительство. - Вьентьян. - 1996. -№13. - С. 1-14 (на лаосском языке). социалистических преобразований. Это, в частности, работы историка В. А. Кожевникова, назвавшего Лаос в своем диссертационном исследовании малоизвестной страной О Лаосе гу л этого же периода - работы М.И.Исаева , Г.Г.Кадымова , Ю.Я.Михеева 4 и другие. На русском языке издавались также труды видного политического деятеля лаосского освободительного движения Кейсона Фомвихана 5.

Ограниченное число работ, непосредственно посвященных исследуемой теме, не свидетельствует об отсутствии интереса со стороны социологов, культурологов. Предметом внимания ученых оказываются скорее отдельные аспекты изучаемого явления. Существуют исследования экономистов, посвященные Лаосу, прежде всего, это монография В.В.Симонова «Экономическое развитие Лаоса» (М., 1988), в которой анализируются экономические процессы 50-80-х годов XX века. Взгляд на экономику Лаоса конца XIX и конца XX веков содержится в работах С.И.Иоанесян «Лаос. Социально-экономическое развитие (конец XIX- 60-е годы XX в.)» (М., 1972) и в разделе «ЛНДР. Переход к рыночной экономике (опыт реформ)» в сборнике «Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России» (М., 1997). Опубликованы интересные работы литературоведов, например, книга Ю.М.Осипова «Очерки истории лаосской классической литературы» (Санкт -Петербург, 1991), религиоведов, прежде всего, речь идет о серьезном исследовании А.С.Агаджаняна «Буддийский путь в XX веке.

1 См.: Кожевников В.А. Борьба народов Лаоса за национальную независимость (1917-1962 гг). - М., 1969. Автореф.дис. . канд.ист.наук. - С. 3. См. также его работу: Очерки новейшей истории Лаоса. - М., 1979.

2 Исаев М.И. Индокитайская хроника. - М., 1987.

3 Кадымов Г.Г. Обновленный Лаос. - Киев, 1987.

4 Михеев Ю.Я. Лаосской Народно-Демократической Республике - 10 лет.-М., 1985.

5 Фомвихан Кейсон. Избранные статьи и речи (декабрь 1975г.-февраль 1986 г.). - М., 1986.

Религиозные ценности и современная история стран тхеравады» (М., 1993), в которой буддизм рассматривается как социологический феномен, влияющий на повседневную жизнь народа. Среди работ религиоведческого характера отметим исследование русского дореволюционного автора В.А.Кожевникова «Буддизм в сравнении с христианством» (Петроград, 1916), в котором отмечается загадочность этой всемирной религии, Будду автор называет величайшим из пессимистов, обещающим верующему в него покой вечного небытия, в отличие от Христа, который обещает верующему жизнь вечную. Материал о буддизме содержится также в работе Г.А.Шпажникова «Религии стран Юго-Восточной Азии» (М., 1980), где, в частности, подчеркивается, что религиозные традиции постепенно отступают, происходит их трансформация. Есть и публицистические работы: своеобразию жизни в Лаосе посвящена книга журналиста В.Скворцова, отдавшего этой «древней земле королевства десяти тысяч слонов» пятнадцать лет жизни, «Белые слоны удачи» (М., 1983). Видение автора оптимистично, ведь белый слон - символ успеха. Борьба народа за независимость отражена в сборнике очерков, статей, рассказов, воспоминаний журналистов разных стран, работавших в Лаосе, «Путь к победе» (М., 1985), где , в частности, есть интервью лаосского писателя Сувантхонга Бупханувонга русскому писателю Еремею Парнову, в котором сделан акцент на том, что на протяжении многих веков лаосский народ подвергался риску уничтожения как нация 1.

Обширна литература, в которой анализируются проблемы крестьянства Востока, дается типология восточных обществ, рассматривается их специфика по сравнению с Западом 2. И, наоборот, редко встречаются работы, характеризующие проблемы воспитания, нравственных норм, этикета народов Юго-Восточной

1 См.: Путь к победе. - М., 1985. - С. 148.

См.:Вопросы типологии крестьянских обществ Азии.- М., 1980; Гордон A.B. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. - М., 1989; Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. - М., 1992; Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки. - М., 1997.

Азии Актуальными для современных крестьянских обществ, к которым относится и Лаос, являются проблемы, связанные с их трансформацией в направлении к рынку. В этой связи принципиальную значимость приобретает вопрос об адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам. Вопрос

0 соответствии индивидов изменяющемуся обществу занимал еще М.Вебера, рассуждавшего о «духе» капитализма, который должен овладеть массами, чтобы капитализм стал реальностью 2. Эту же проблему поднимает П.Штомпка, комментируя и развивая взгляды Вебера3. Этот вопрос оказывается злободневным и для Лаоса, и для России. Не случайно об этом пишут новосибирские социологи, анализируя процессы становления субъектов хозяйствования в аграрном секторе 4. В данном исследовании выдвигается гипотеза о доминировании в лаосском обществе традиционного типа личности.

В плане выполнения проекта эмпирического исследования особую значимость представляют публикации, связанные с использованием «качественных методов» в социологии, в частности, работа «Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования» ( М., 1996), а также монография «Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев» (Санкт-Петербург, 1999). Кроме того, использованы идеи казанских ученых, разрабатывающих вопросы теории и методики прикладного исследования: это работы профессоров Э.С.Рахматуллина, М.А.Нугаева, Р.М.Нугаева, Т.Г.Исламшиной, Ф.Г.Зиятдиновой, Н.С.Фатхуллина, В.К.Падерина, А.З.Гильманова, а также работы

B.П.Модестова, В.В.Фурсовой, В.А.Беляева, А.Л.Салагаева,

1 См.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1988; Этикет у народов Юго-Восточной Азии. - Санкт-Петербург, 1999.

См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 81. См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

C.109.

4 См.: Социальная траектория реформируемой России. - М., 1999. -С.279 - 319.

А.П.Кулапина, Л.Г.Егоровой, Ф.Т.Нежметдиновой, Л.Р.Низамовой, И.Г.Ясавеева и других ученых.

Объектом данного исследования является лаосское общество в контексте его движения от традиционного общества к современному.

Предмет исследования - социокультурные процессы в трансформирующемся лаосском обществе. Под социокультурными процессами понимаются: история возникновения, становления и развития полиэтничного лаосского общества, отражение истории в литературном процессе, социально-экономические формы осуществления хозяйственной деятельности, социализирующая функция семьи, влияние буддизма на повседневную жизнь народа.

Цель исследования - определение социокультурных особенностей развития лаосского общества.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: описание в исторической ретроспективе процессов возникновения, становления, развития лаосского общества в единстве этнодемографического, социально-экономического, культурного компонентов; анализ традиционных институтов лаосского общества (сельская община, буддизм) в условиях их адаптации к современным социальным реалиям;

- разработка проекта эмпирического исследования доминиру -ющего типа личности в лаосском обществе;

- описание обобщенного образа жителя страны лао;

- определение адекватности доминирующего типа личности социокультурным переменам.

Методология исследования. Методологической базой исследования являются: системный подход для изучения такого сложного объекта, как восточное общество, принцип историзма, а также синтез категорий исторического и логического. Традиционные институты восточного общества - сельская община и буддийский монастырь рассмотрены с позиций структурного функционализма. В качестве основополагающих использованы идеи классиков мировой социологии: К.Маркса - о крестьянстве как субъекте исторического развития, о его единстве с землей как природной лабораторией, М.Вебера - о «духе» капитализма как источнике возникновения рациональной организации производства - для «наложения» их на современное лаосское общество с целью понимания происходящих в нем социокультурных процессов. В проекте эмпирического исследования использован типологический анализ для выявления доминирующего типа личности в лаосском обществе.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1 .Осуществлен синтез исторического, теоретического, эмпирического подходов к изучению лаосского общества, которое рассмотрено как системный объект - в единстве его этнодемографического, социально-экономического и культурного компонентов и их взаимосвязей.

2.Разработан проект эмпирического исследования доминирующего типа личности в лаосском обществе.

3.Создан социально-психологический портрет жителя страны лао.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в контексте трансформирующегося общества оно выполняет рефлексивную функцию, а также теоретико-методологическую функцию, выступая основой для эмпирического исследования. Материалы, касающиеся этнодемографических процессов в лаосском обществе, могут быть использованы в преподавании курса демографии, материалы, касающиеся разработки проекта эмпирического исследования, могут найти отражение в преподавании прикладной социологии.

Апробация работы. Основные идеи исследования изложены на международной научно-практической конференции

Организационно-экономические проблемы муниципального управления», прошедшей на базе Набережно-Челнинского филиала КГУ 26 мая 2000 года, а также в двух публикациях.

Структура работы соответствует цели, задачам исследования, логике анализа и синтеза данных. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные особенности развития современного лаосского общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ исторического прошлого, культурных процессов, характерных для Лаоса, свидетельствует о том, что за время существования страны социальные институты неоднократно разрушались и вновь воссоздавались, они и поныне еще не обрели устойчивость. Государственные образования на территории современного Лаоса на протяжении веков не были стабильными, сдерживая социально-экономическое, культурное развитие народа. Поэтому экономическая отсталость приобрела традиционный характер.

Лаос - в центре взаимодействия различных культур, что обусловило своеобразие его этнического состава, демографического развития, социальной структуры, экономических процессов.

В этническом плане это полиэтничная страна с доминирующей этнолингвистической группой лао-таи, составляющей две трети населения страны. Вся история народа лао - это его самоотверженная борьба за выживание, за сохранение своей этнокультурной идентичности. Консолидация народов страны в единую социокультурную общность еще не завершена. Этносы сохраняют свое единство благодаря признанию права на доминирование со стороны преобладающей численно и наиболее развитой во всех отношениях этнической группы.

Демографической особенностью страны является малочисленность населения и слабая заселенность ее территории, вследствие чего до сих пор значительна доля необрабатываемых земель.

Основой экономики Лаоса остается сельское хозяйство, причем это традиционно отсталый сектор экономики: продуктивность земли очень низкая. Обрабатываемые участки по преимуществу - малых размеров, поэтому примитивны способы ухода за полями. Средства малой механизации из-за дороговизны доступны немногим хозяйствам. Развитие сельского хозяйства ведется в основном экстенсивным путем - вовлечением в хозяйственный оборот новых земель растущим сельским населением, использующим отсталую агротехнику. Прогрессивное преобразование сельского хозяйства страны - исключительно сложная задача. Главные трудности: отсталая научно-техническая база сельского хозяйства, архаичность социальной структуры населения, нехватка квалифицированных кадров для реализации программы развития страны. В результате Лаос остается в числе наименее развитых стран мира: около половины жителей страны имеют доходы ниже официального уровня бедности.

Социокультурной особенностью лаосского общества на протяжении веков был и остается буддизм как традиционный религиозный институт и вместе с тем символ единства лаосского народа. Время показало его совместимость с любой общественно-экономической формацией, то есть у буддизма значительные адаптационные возможности. Буддизм прежде всего - фундамент лаосской культуры. С принятием буддизма тхеравады в качестве государственной религии в середине XIV века связано становление и развитие лаосской литературы и искусства вплоть до XIX века.

Буддизм выполнял и выполняет политическую функцию: он использовался для придания божественного характера личности короля и режиму государственной власти. Провозглашение независимости страны не означает отстранения церкви и монашества от общества, возможностей для приспособления учения Будды к политике правительства ЛНДР достаточно. Буддийская сангха всегда была духовной опорой власти. Вместе с тем она была поистине оплотом культуры, выполняла образовательные, просветительские функции, а также оказывала населению медицинскую помощь.

Буддизм глубоко укоренился в обществе и в значительной мере определяет образ жизни и менталитет примерно двух третей населения страны. Половину из них можно квалифицировать как активных, правоверных буддистов, соблюдающих все предписания Учения, остальные - пассивные буддисты, для которых религия связана прежде всего с сохранением традиционных норм и обычаев. Среди сторонников буддизма большинство составляют этнические лао, живущие в городах и на равнинах с поливным рисоводством. Буддизм - господствующая религия, но не официальная религия страны. Исторически сложилось и стало традицией отождествление буддизма с национальной идеологией и культурой.

Специфика современного экономического состояния общества определяется двумя основными тенденциями: сохранением традиционных институтов общества, к которым относятся крестьянская община, патрон-клиентные отношения, и возникновением нововведений, обусловленных развитием института рынка и сопутствующих ему изменений.

Эволюция общества от патриархальной общины к формированию элементов социализма и капитализма свидетельствует о его движении от традиционного общества к современному. Это - движение от общинной жизни, от самообеспечивающейся сельской общины с семейно-родственно-соседскими связями, дающей удовлетворение лишь минимальных потребностей, к обществу рыночного типа, с рациональной организацией труда, с получением прибыли как цели трудовой деятельности.

Вековые традиции общинной жизни на рубеже XX - XXI веков приходят в противоречие с курсом на обновление экономики, связанным с развитием рыночных отношений. В новых условиях общественной жизни традиционные качества лаосского народа, связанные с ведением самообеспечивающегося крестьянского хозяйства, прежде всего практические хозяйственные навыки и умения, ведь сельскохозяйственный труд и ремесло составляли единство, должны дополниться совершенно новыми, адекватными рыночному обществу, а именно: предприимчивостью, целеустремленностью, конкурентоспособностью, умением рационально организовать хозяйство для получения прибыли, то есть проникнуться «духом» капитализма, по выражению М.Вебера. Индивид должен обрести независимость от общины, самодостаточность. В этих условиях веками культивировавшиеся буддизмом ценности: отказ от мира, от обладания, от собственности, проповедь созерцательности оказываются невостребованными, тормозящими развитие общества. Пересматриваются установки буддизма относительно участия людей в социальной, экономической жизни: поощряется предпринимательство, если оно носит «праведный» характер, разрабатывается стратегия сдерживания частной собственности, вырабатывается механизм справедливого распределения материальных благ. В процессе трансформации общества происходит преобразование человеческой индивидуальности - от индивида, составлявшего с общиной единое целое, пассивного, безынициативного, довольствовавшегося малым, к личности индивидуалистического типа с противоположными свойствами: самостоятельной, активной, готовой к риску, способной преодолеть традиционную черту, связанную с надеждой на «авось, все обойдется».

Вместе с тем, несмотря на глубокую укорененность буддизма в сознании и поведении народа, уважение к монахам со стороны населения, происходит обмирщение различных сфер жизни общества. Буддизм все больше превращается в набор практических советов для повседневной жизни, поэтому его называют народным. Сокращается число правоверных буддистов, растет численность пассивных буддистов. Эта тенденция относится прежде всего к молодежи, для которой слово «ват» (монастырь) связано с понятием чего-то традиционного, то есть старомодного, устаревшего. Для сохранения приверженцев среди молодых поколений буддизм должен трансформироваться в соответствии с трансформацией современной жизни в западном стиле.

Перспективы создания новой системы хозяйствования в стране с преобладанием натурального хозяйства связываются руководством страны прежде всего с экономической помощью Запада. Вместе с тем предпринимаются действия по восстановлению некогда развитых отношений с Россией. Считается, что условия для развития страны и привлечения иностранных инвестиций благоприятные: рыночные преобразования осуществляются при сохранении однопартийной системы, политической стабильности, общественного порядка.

Эволюция общества от традиционного к современному изменяет и мировосприятие народа: от мифологического - к реалистическому, от возвышенного, образного, поэтического восприятия мира - к рациональному.

Таким образом, модернизация общества сопровождается модернизацией личности, последнее означает устранение традиционных черт и становление новых, адекватных рационалистическому обществу.

 

Список научной литературыКенконгкхам Субан, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 44 - 272.

2. Вопросы типологии крестьянских обществ Азии. М.: ИНИОН, 1980.- 136 с.

3. Тендерные тетради. Выпуск первый. Санкт-Петербург, 1997. - 128 с. ГильмановА.З. Перспективы становления местного самоуправления // Социологические исследования. - 1998. -№11.- С.26 - 29.

4. Гордон A.B. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. - 220 с.

5. Грушин Б.А. Историзм // Философский энциклопедический словарь. -М, 1983.-С. 227-228.

6. Дубин Б. Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения.-М.- 1998. № 5. - С.18 - 22.

7. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Издательский центр РГГУ, 1999. 282 с.

8. Иоанесян С.И. Лаос.Социально-экономическое развитие. Конец XIX 60-е годы XX века. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. - 184 с.

9. Исаев М.П. Индокитайская хроника. М.: Политиздат, 1987.- 287с.

10. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: социологический очерк. Казань: Изд-во КГТУ, 1996. - 247 с.

11. Кадымов Г.Г. Обновленный Лаос. Киев: Политиздат Украины, 1987. - 120 с.

12. Кистанов В. На пороге азиатского века // Азия и Африка сегодня.-М. 1997. - № 1. - С. 24-27.

13. Кобелев Е.В. Лаосская Народно-Демократическая Республика.- М.: Знание, 1978.-64 с.

14. Кожевников В.А., Седов Л.А. Лаос. Географгиз, 1962. - 46 с.

15. Кожевников В. А. Борьба народов Лаоса за национальную независимость (1917-1962 гг.). Автореф.дис. . канд.ист.наук. М., 1969.-21 с.

16. Кожевников В.А. Очерки новейшей истории Лаоса. М: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. - 245 с.

17. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством.-Петроград: Типография М.Меркушева, 1916. 633 с.

18. Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен. Тезисы международной научной конференции. Казань, 1998. - 110 с.

19. Кулапин А.П. Социологические теории: традиции и современность (историко-методологический очерк). Казань: Изд-во КФЭИ, 1995.128 с.

20. Лебедев Б.К. Социальный тип личности. Теоретический очерк. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1971. 64 с.

21. Ленин В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса» // ПСС. Т.5. - С. 95 -268.

22. Ленин В.И. О государстве // ПСС. Т. 39. - С. 64 - 72.

23. Листопадов Н. Мечети на фоне пагод // Азия и Африка сегодня.-1996.- №3.-С. 64-68.

24. Лаос. Справочник. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. - 262 с.

25. Лаос. Справочник. М.: Издат.фирма «Восточная литература» РАН, 1994.-276 с.

26. Лаосская Народно-Демократическая Республика. Справочник.- М.: Политиздат, 1985. 110 с.

27. Маркс К. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 12.- С. 709-738.

28. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. II. - С. 3 - 426.

29. Маркс К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 46, ч.1.-С. 51 -511.

30. Масленников В.П. Кооперативы Лаоса и их влияние на производство предметов повседневного спроса // Кооперация наших дней: опыт, проблемы, перспективы. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992. С. 162 - 165.

31. Межэтнические конфликты в странах Зарубежного Востока. М.: Наука, 1991.-276 с.

32. Мелкое производство в странах Востока (социально-экономический и политический аспекты). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. - 200 с.

33. Миллс Ч. Социологическое воображение.- М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. 262 с.

34. Михеев Ю. 20 лет сотрудничества // Новое время.-1980,- № 40.- с. 13.

35. Михеев Ю.Я. Лаос на пути строительства социализма.- М.: Знание, 1978. 40 с.

36. Михеев Ю.Я. Лаосской Народно-Демократической Республике 10 лет. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

37. Морев А. Злаки и бурьян на конфессиональном поле // Азия и Африка сегодня. 1999. - № 3. - С. 67 - 74.

38. Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки.-М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 544 с.

39. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.- М.- 1999. № 38. - 6 с.

40. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН М. - 2000. - № 43. - 6 с.

41. Нежметдинова Ф.Т. Политические традиции социалистического общества. Автореф. дис. канд.филос. наук. Казань. - 1987. - 19 с.

42. Низамова Л.Р. Социальная дифференциация в современной России: от классового состояния к постклассовому // Социальное знание: формации и интерпретации. Казань, 1996. - С. 129 - 140.

43. Нугаев М.А., Нугаев P.A. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. Казань, 1997. - 200 с.

44. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Проблема идентичности в контексте модернизации общественной жизни // Проблемы культурной идентичности. Казань, 1998. - С. 68 - 74.

45. Огурцов А.П. Типология // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 685 - 686.

46. Осипов Ю.М. Очерки истории лаосской классической литературы.-Санкт-Петербург, 1991. 167 с.

47. Падерин В.К., Рахматуллин Э.С. Социальная идентификация в период трансформации (на примере российской интеллигенции 1990-х годов) // Проблемы культурной идентичности. Казань, 1998.-С.141 - 151.

48. Панкратова М. Сельские жители России. Судьбы и семьи в XX веке. М.: Институт социологии РАН, 1995. - 60 с.

49. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

50. Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев.-Санкт-Петербург.: Европейский Дом, 1999. 267 с.

51. Политика обновления // Азия и Африка сегодня. 1997. - № 12. - с. 23 - 24.

52. Путь к победе. Сборник. М.: Политиздат, 1985. - 254 с.

53. Пхаммапаннья Кхамхонг. Права и свободы человека в Лаосе // Права человека в современном мире. Правовой, политологический, социологический и философский аспекты. Всероссийская научная конференция (тезисы докладов). Казань: УНИПРЕСС, 1999. - С. 214220.

54. Рахматуллин Э.С. Познать общество, в котором мы живем // Научный Татарстан. 1996. - № 3. - С. 49 - 54.

55. Сиверцева Т.Ф. Страны Востока: модель рождаемости.- М., 1997. -103 с.

56. Симонов В.В. Экономическое развитие Лаоса (50-80-е годы).- М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 214 с.

57. Скворцов В. Белые слоны удачи. М.: Мысль, 1983. - 220 с.

58. Скворцов В. Башни Татлуанга // Новое время. 1980. - № 48.- С.24 -25.

59. Соловьева А. Лаос. Приоритетные программы // Азия и Африка сегодня. 1998. - № 12. - С.18 - 22.

60. Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1999. - 735 с.

61. Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России. М.: Институт востоковедения РАН, 1997. - 118 с.

62. Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. - 426 с.

63. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.: Стратегия «Издательский Дом», 1998. - 223 с.

64. Традиционный мир Юго-Восточной Азии. Малая группа и социальная динамика. М.: Наука, 1991. - 256 с.

65. Уляхин В.Н. Научно-технический прогресс: азиатский вариант (сдвиги в социальной структуре развивающихся стран Азии). М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992. - 174 с.

66. Урбанизация в странах Азии и Африки // Азия и Африка сегодня.-М.- 1998. №12.-С. 48-51.

67. Фатхуллин Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.173 с.

68. Фомвихан Кейсон. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1986.-352 с.

69. Фурсова В.В. Фермерство в современной России: проблемы и трудности становления // Тонус.- Научно-публицистический альманах. 1998. -№ 4. - С. 145 - 151.

70. Шведовский Ф. По стопам Будды (записки русского буддийского монаха) // Азия и Африка сегодня. М. - 1998. - № 12. - С. 73 - 76.

71. Швырев B.C. Историческое и логическое // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 232 - 232.

72. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980.-245 с.

73. Шринивас М.Н. Запомнившаяся деревня.- М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 360 с.

74. Штомпка П. Социология социальных изменений.- М.: Аспект-пресс, 1996. 415 с.

75. Щедрова А. Луангпрабанг без принцев и нищих // Новое время.-1980.-№45.-С. 24-26.

76. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.- С.5 -343.

77. Энгельс Ф. Послесловие к работе «О социальном вопросе в России» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. - С. 438 - 453.

78. Этикет у народов Юго-Восточной Азии.- Санкт-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение», 1999. 188 с.

79. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. - 190 с.

80. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. - 596 с.

81. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. М.-1991.- № 1. - С.14 - 31.

82. Ясавеев И.Г. «Переход», «модернизация» или «трансформация»: К вопросу о теоретических рамках исследований преобразования российского общества // Тонус. Научно-публицистический альманах.- Казань. - 1997. - С. 215 - 226.

83. Литература на лаосском языке

84. Конституция Лаосской Народно-Демократической Республики.-Вьентьян, 1992.- 32 с.

85. Закон ЛНДР о труде, о страховании фирм, о бухгалтерской деятельности предприятий. Вьентьян, 1991. - 107 с.

86. Закон о промышленных предприятиях. Вьентьян, 1997.- 61 с.

87. Закон о продвижении иностранных инвестиций в Лаосскую Народно-Демократическую Республику. Вьентьян, 1994. - 17 с.

88. Закон о регистрации семьи и брака. Вьентьян, 1992. - 21 с.

89. Интервью с Генеральным Секретарем НРПЛ Кхамтай Сипхандонгом // Партийное строительство. Вьентьян. - 1996.- № 13.-С.1-14.

90. Кхампхай Сапхангныа. Новый план развития экономики и обороны в Лаосе // Новая утренняя заря.- Вьентьян. 1998. - № 1-2. - С. 15-24.

91. Наследие Лансанга.- Вьентьян: Институт культурных исследований, Министерство информации и культуры, 1996. 170 с.

92. Ньонгсы Ликхамсук. Образование как средство ликвидации отживших традиций и старых верований // Новая утренняя заря.-1998.- №1-2. -С. 29-33.

93. Партия зовет к новой жизни // Партийное строительство.-Вьентьян. 1996. - № 13. - С. 40 - 46.

94. Теория и политика. Вьентьян, 1997. - 287 с.136

95. Источники и литература на английском языке

96. Report on Foreign investment in Lao PDR by Country. Vientiane, 1996. - 1 p.

97. Report on Foreign investment in Lao PDR by Sector. Vientiane, 1996. -lp.

98. BCEL and Commercial Development // Laos.- Vientiane.- 1995. № 4.-P.14-16.

99. Economic Development in Champassak // Laos.- Vientiane. 1995. - № 4.-P.18-20.

100. Kingdom of Laos: Khammanh Sipkanhsay. Sapouane Village // Laos.-Vientiane. 1995. - № 4. - P. 28.

101. Kingdom of Laos: The land of the Million Elephants an of the nohite parasol. Limoges, 1995.

102. W on the promotion and management of Foreign investment in the Lao PDR. Vientiane, 1994. - 8 p.1.uth Saysana. Succesful Businessman // Laos. Vientiane. - 1995. - № 4. - P. 26 - 27.

103. Souvansay. Saysomboune: development is under way // Laos.-Vientiane. 1995. - № 4. - P. 22-23.

104. Visit Laos Year 1999. Vientiane, 1999. - 62 p.

105. What and How To Do Business in the Lao PDR. A guide to trade and investment. Vientiane. - 1998. - 45 p.