автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Социокультурный облик западносибирской деревни в 1921-1927 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Воложанина, Елена Ефимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социокультурный облик западносибирской деревни в 1921-1927 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурный облик западносибирской деревни в 1921-1927 гг."

На правах рукописи

РГ6 од

1 8 ПИВ 1999

ВОЛОЖАНИНА Елена Ефимовна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЗАПАДНОСИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В 1921-1927 гг.

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Омск-1998

Работа выполнена на кафедре политической истории Омского государственного педагогического университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

; академик Академии гуманитарных наук, доктор исторических наук, профессор Е.И. Тимонин

доктор исторических наук, профессор М.Е.Бударин; кандидат исторических наук, доцент В.Г.Рыженко

Омский государственный аграрный университет

Защита диссертации состоится 15 января 1999 г. в /.(?.... часов на заседании диссертационного совета К. 113. 40. 01. по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Омском государственном педагогическом университете (644099, г. Омск, ул.. Партизанская, 4, ауд. ......)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (Омск, 99, Наб. Тухачевского, 14)

Автореферат разослан .. .............. 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат ист. наук, доцент В.Н.Либуркш1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В рамках реализации комплексной программы "Сибирь в контексте российской и мщу опой истории" состояние крсстьяновсдческих проблем приобретает особую актуальность и остроту и органически связано с духовным возрождением России.

Своеобразие крестьянского мира как специфического феномена среда культурно-исторических исследований XX века имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Опыт мног их поколений сформировал в крестьянском менталитете определенные поведенческие традиции. Это привязанность к природному базису, натурально-потребительский характер семейного производства, неизбежность кооперации.

В современных условиях контуры будущей хозяйственной, социальной и культурной организации аграрного сектора России как необходимого условия обеспечения продовольственной безопасности страны еще не определились. Разброс точек зрения во многом обусловлен тем, что само сельское население еще не начало активно выражать свое отношение к происходящему как массовая социально-политическая сила.

Поете аграрной революции 1917-1921 гг. в России сложилась уникальная ситуация: огромная доля крестьянства в социальной структуре и в то же время его обособленность. История предоставила возможность наблюдать крестьянство в некоей "традиционности", но в 1920-е гг. в крестьянском социуме была нарушена традиционная культурная статификация, возросла культурная мобильность, появилась альтернатива: "шшовация - традиция" в виде диалога культуры прошлого, настоящего и будущего'.

Западносибирская деревня в 1921-1927 гт. стала не только обь-ектом, но и субъектом социокультурной модернизации. Отсталость деревни воспринималась уже не сама по себе, не в частных проявлениях экономики, образования, культуры. Экономические успехи НЭПа только обострили конфликт двух почв, старой и новой ценностной парадигмы, старой и новой культуры. Такой подход требовал переоценки ценностей, пересмотра воззрений и норм, переделки всей жизни.

Изучение социокультурного облика западносибирской деревни в 1920-е гг. позволяет выявить локальную специфику экономических, общественно-полштгческих и культурных процессов в регионе, понять причины современного кризисного состояния сферы сельской культуры. Между тем, до сих пор нет еще достаточных научных зна-

1 Библер B.C. Культура. Диалог культур! Опыт определения / / Вопросы философии. 1989. № 6. С. 38; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 402.

1шй на региональном уровне о направлениях социально-культурной жизни западносибирской деревни, глубинных ментальных противоречиях 1920-х гг. Все это вместе взятое - показатель актуальности и научной значимости темы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Западная Сибирь - крутшейипш регион страны, в котором по административному делению до мая 1925 г. входили: Алтайская, Новониколаевская, Омская и Томская губернии, а с 1925 до 1930 г. -14 округов. Это была наиболее освоенная в промышленном и сельскохозяйственном отношении часть Сибири, на которой располагалось 18,5 тыс. населенных пунктов с 5.603 тыс. человек населения, из которых 4.973 тыс., или 88, 8 % проживали в сельской местности2. Она представляла собой особый исторически сложивнпшся конгломерат народов, неоднородное общество с абсолютным преобладанием русского населения и значительным удельным весом нерусского населения - предст авителей экстерриториальных и автохтонных национальностей". Чрезвычайно пестрой была и конфессиональная карта решена.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают 1921-1927-е гг. То был особый этап в развитии советского общества, связанный с введением НЭПа. В этот период социокультурная среда западносибирской деревни была представлена традаци-опными для нее ремеслами, промыслами, фольклором, определявшими ее прошлое, и концентрацией и распространением современности -школ, изб-читален, библиотек. Складывалась сфера культурного обслуживания крестьян, которая характеризовалась как однообразная, не учитывающая интересы различных крестьянских групп. Завершающим временем исследования является 1927 г., после которого начинается новый этап, связанный с переходом к политике чрезвычайных мер и свертыванию рыночных механизмов НЭПа.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. В течение длительного времени в советской историографии западносибирская деревня изучалась главным образом как явление политическое и аграрное. Значительно реже она рассматривалась как культурный феномен. Считалось, что такой подход отвлекает исследователей от классового анализа, переводя их внимание на разработку абстрактных проблем.

Между тем, интерес к изучению российского крестьянства, крестьянского вопроса и его социокультурного облика про ян и лея в 1920-е - начале 1930-х гг. В это время появляется масса оригинальных работ, посвященных жизни на селе и путям ее улучшения. Авторами

2 Административно-территориальное деление Сибири: Справочник. Новосибирск, 1966. С. 117.

3 Демографическая перепись 1926 г. в Сибирском крае // Состояние просвещения Б Сибирском крае. ЦСУ. Сибирский краевой статистический отдел. Новосибирск, 1928. С. 16.

статей, сборников, книг были, как правило, не профессиональные историки, а статистики, экономисты, публицисты, краеведы, партийные, советские и хозяйственные работники1. К ним прежде всего относились классики российского iq) есть я i юн еде! m я: А.И.Хрягцева, В.С.Немчинов, представители "организационно-производственной школы" - A.B.Чаянов, Н.П.Макаров, А.Н.Челитщев, Н.Д.Кондратьев. Сиециалисты-крсстьяноведа создали целостную концепцию динамики социального развития деревни, своего рода "мониторинг деревни", в интересах орглшгшimi семе! ню-трудового [фестьянского хозяйства и удовлетворения материальных и духовных потребностей "крестьянского двора"5.

Начиная со второй половины 1920-х гг., наряду с конкретными фактами из жизни доколхозной деревни, в ряде работ все чаще замечается стремление проникнуть в смысл происходивших социально-культурных явлешш, дать им историческую оценку6.

Особое значение в познании локального объекта приобретай' опыт партийных, советских работников и сибирских краеведов 1920-х гг.: В.Каврайского, И.Нусинова, Д.Чудинова, А.Голышева, А.Локтина, В.Болдырева, П.Гуриновича, М.В.Бородкиной, ГТ.В. Лебедева, Е.Н.Орловой7. Собранный ими фактический материал послужил основой для написания брошюр и статей, тесно связанных с практикой социалистического строительства. В них освещались насущные проблемы политических, социально -экономических и культурных процессов, протекавших в западносибирской деревне в 1920-е гг., борьба за "новую деревню" и давались рекомендации по форми-

4 Крестьянин в XX веке / Бродский Н.Л., Дзюбипский С.Н., Мирскин Л.С. н др. М. , 1925.

5 Хряздепа Д.И. К вопросу организации Отдела динамики земледельческого хозяйства при Центральном статистическом управлении. М., 1919. С. 7-17; Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство. М., 1989 ; Макаров Н.П. Крестьянское хозяйство России н его интересы. М., 1917; Челинцев А.Н. Русское сельское хозяйство перед революцией. М., 1928.

6 Советская деревня (1917-1925 гг.). Л., 1925; Деревня после октября. Л., 1925; Очерки деревни СССР. 1917-1927 гг. М., 1928; Бурок Я. Деревня на переломе (год работы в деревне). M.-JI., 1926; Шуваев И.М. Старая и новая деревня. М., 1929; Голубых М. Очерки глухой деренин. М.-Л., 1926; Росницкии Н. Полгода в деревне. Основные итоги обследования 28 волостей Пензенской губернии. Пенза, 1925; Лар-кин К). Советская деревня. М., 1925; Лацис М.И. 10 лет борьбы за новую деревню. М., 1927; Рафаил М. Борьба за нового человека. М., 1928. Яковлев Я.А. Деревня как она есть. М.-Л., 1925.; Вэсканов Р. Наши задачи в деревне. Барнаул. Б. г.; Большаков A.M. Деревня. 1917-1927. М., 1927.; Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни. М,-JI., 1925.

7 Каврайский В., Нусинов И. Классовое расслоение сибирской деревни. Опыт анализа социально-экономических отношений п современной советской деревне. Новосибирск, 1927; Чудннов Д. Из недавнего прошлого // Просвещение Сибири. 1927. № 10; Голышев А. Под знаком культуры // Просвещение Сибири. 1927. №9-10; Локтин А. Народное просвещение в Алтайской губерний// Алтайская деревня. 1924. № 2; Болдырев В.Г., Гуринович П.А. Районированная Сибирь. Краткий культурно-экономический очерк. Новосибирск, 1926; Бородкина М.В. Деревня Иткара Томского края. Хозяйственно-бытовые очерки. Томск, 1927; ГЛНО. Ф. 217. On. 1. ДД. 1, 3, 12,23,25,58,59,69.81, 177, 183, 241.

ровашю образа "нового мира" и "нового человека".

Активные социально-экономические, культурные изыскания проводило Общество изучения Сибири (ОИС). Научной деятельностью ОИС руководил совет в составе: Н.К.Ауэрбаха, А.А.Ансона, М.А.Усова, Г.И.Черемных, Е.Н.Орловой, П.К.Казаринова, В.Д.Вешана, М.М.Басова8. Первой попыткой ОИС было издание в конце 1920-х - начале 1930-х гг. "Сибирской Советской Энциклопедии" (ССЭ). В публикациях ССЭ отводится место и сюжетам, рассматриваемым в диссертационном исследовании. В частности, прослеживается развертывание и становление сети изб-читален в Сибири, дана им характеристика, как основному виду политико-просветительного учреждения, не имевшему никаких предшественников в дореволюционный период9. Вопросам культуры и общественной жизни отводится 21% всего материала.

Таким образом, 1920-е - начало 1930-х гг. были временем разработки вопросов не только теории, но и практики культурной динамики сибирской деревни. Литература, издававшаяся в эти года, отражала черты своего времени. Для нее были характерны многова-риативность идей, борьба мнешш, дискуссионный подход к проблеме взаимосвязи традиционной и новаторской культуры. На содержание этих работ влиял общий духовный поиск и одновременно зарождение идеологического диктата партии и государсгва.

Второй период - середина 1930-х-середина 1950-х гг. не был временем активного изучения данной проблемы ни в плане историческом, ни в социологическом10. В эти годы историки были поставлены в жесткие рамки партийного контроля. Социально-культурные преобразования рассматривались исключительно через призму классовой борьбы в концептуальном варианте учебника "История ВКП (б). Краткий курс"". Фонды архивов оставались недоступны для исследователей, историки были лишены источников ой базы. Состояние общесоюзной историографии советской культурной динамики в эти годы Л.Зак характеризует как "этап, главным образом, накопления материала"12. Это было характерно и для ученых Западаой Сибири. Историки, краеведы продолжали разыскивать новые факты, изучать

8 Черепных Г. Научно-исследовательская работа в Сибири // Жизнь Сибири. 1924. № 10; Ансон А. Кинга в деревне //Книжная полка. 1925. № 2; ВсгманВ. Новые книги и журналы // Книжная полка. 1925. № 2.

9 Избы-читальни Ц Сибирская Советская Энциклопедия. Новосибирск, 1931. Т. 2.С. 204-209.

10 Соскина А.Н. Культура советской деревня в период строительства социализма (историография проблемы) // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Новосибирск, 1981. С. 126.

11 История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1945.

12 Зак Л.И. История культурного строительства СССР в советской историографии (1956-1963 гг.) // Вопросы истории. 1964. N2 2. С. 45.

документы "в варианте катакомбного существования".

Важнейшим этапом в социокультурных исследованиях Западной Сибири стала вторая половина 1950-1980-х гг. Подъему советской исторической науки способствовали решения XX «»езда КПСС. Историко-культурные разработки признаются в профессиональных кругах как специальный предмет исследования". Это были книги и статьи собственно по истории культурного строительства, где вопросы истории культуры дч^евенского социума отдельно не рассматривались.

Постановка проблемы культурных преобразований нашла широкое освещение в работах М.П.Кима, А.И.Арнольдова, Н.С.Зло-бина, В.Т.Ермакова, Г.Г.Карпова, И.С.Смирновой, В.В.Горбунова, В.А.Куманева'4. Данные исследования носят петорхпео-партнйный характер, особо подчеркивается в них организационная и руководящая роль КПСС в культурных преобразованиях советского общества. Эта работы выполняли ознакомительную функцию при изучении социокультурных процессов деревни.

В советской историографии второй половины 1950-1980-х гг. значительно расширилось исследовательское поле в изучешш креегь-яноведешш Западной Сибири. В нем выделяются два тематических направления. Первое - аграрная история Сибири. Эти работа затрагивают вопросы экономического, политическог о, бытового положе-1п1я крестьян, помогают понять конкретную обстановку в западносибирской доколхошои деревне, в которой протекали социокультурные процессы. В работах крупнейших сибирских историков-аграрников и историков-социологов Н.Я.Гущина, Ю.В.Куперта, В.М.Сут^юва, И.А.Молетотова, А.Н.Соскиной предметом научного анализа становятся как аграрная политика партия большевиков, так и деятельность сельских партийных ячеек по решению проблем социально-экономического и культурного характера11.

" Орлова Э..А. Основание культурологии // Наука о культуре: Итохи и перспективы. М., 1996. С. 3.

14 Ким М.П. 40 лет советской культуре. М., 1957; Арнольдов А.И. Социализм и культурная революция (некоторые философские проблемы культурной революции). М., 1957.; Злобин Н.С. О сущности и принципах периодизации культурной революции II Культурная революция в СССР. М., 1967; Ермаков B.T. К вопросу об освещении истории советской культуры в исторической литературе // Культурная революция и духовное развитие советского общества. Свердловск, 1977. С. 51-61; Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР. М., 1957; Смирнова И.С. Ленин и советская культура. М., 1960; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. М., 1972; Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967.

" Гущин Н.Й. Основные этапы, закономерности и особенности преобразования социальной структуры сибирской деревни (1917- конец 70-х гг.). Новосибирск, 1982; Куиерт Ю.В. Руководство Коммунистической партии общественно-политической жизнью западносибирской деревни в условиях социалистической реконструкции (1926-1937 гг.). Томск, 1982; Суверов В.М. Деятельность партийных организаций Сибири по укреплению союза рабочего класса с крестьянством (окт. 1917-1925 гг.). Томск, 1985; Молетотов И.А. Сибкрайком. Партийное строительство

Другое направление - исследования, посвященные тем или иным аспектам культурного строительства в западносибирской деревне, характеризуются рядом монографий и статейных публикаций. Проблемы культурных процессов в деревне разрабатывали: Р.Г.Баннова, О.Б.Войцеховская, Ю.Ф.Соколов, Н.П.Стародубцева, Т.Н.Осташко и другие'«. Их работы отличаются глубиной и масштабностью, дают некоторую характеристику основных процессов, форм и методов внешкольного просвещения крестьян, анализируют в основном положительный опыт РКП(б) и Советского государства, стремятся показать неразрывность политики и культуры. Авторы постоянно подчеркивали успехи в области культурного строительства, которые стали возможны благодаря Октябрьской революции, заслугам пролетарского государства, ленинской идее о необходимости пронизать всю культурную работу политикой Коммунистической партии. При этом не учитывалась, как правило, степень усвоения тех или иных культурных ценностей крестьянами.

Наиболее весомый вклад в разработку изучаемой проблемы с общеисторических позиций в восстановительный период вносят монографии томского историка Л.И.Боженко17. Он обстоятельно анализирует социальное расслоение крестьян, хозяйственную самостоятельность и социальные отношения, правильно отмечает генетическую связь полярных социальных групп деревни 1920-х гг. и дореволюционного времени, раскрывает общую картину культурно-просветительной деятельности, приводит данные, характеризующие крестьянские массы Сибири как активную силу культурного строительства. В созидательном поле ценностей и человекотворческого потенциала Л.И.Боженко рассматривает сибирского крестьянина в единстве природного, социального и духовного. Ключевым моментом в его исследованиях является категория "особенного".

Особый интерес для автора диссертации представляют монографии В.Л.Соскина, в которых культура освещается комплексно18. В

в Сибири. 1924-1930. Новосибирск, 1978; Сосжина А.Н. История социальных обследований сибирской деревни в 20-е годы. Новосибирск, 1976.

16 Баннова Р.Г. Изба-читальня - центр нолитико-просветигелышй и опорный пункт культшефской работы в деревне (1922-1925 гг.) И Из истории Западной Сибири. Вып. I. Новосибирск, 1961. С. 46-62; Войцеховская О.Б. Культурно-просветительная работа в Сибири (1-ое десятилетие Советской власти) // Историография культуры и интеллигенции. Новосибирск, 1978. С. 80-134; Осташко Т.Н. Сельская интеллигенция Сибири. Конец 1919-1927 гг. Новосибирск, 1988.

17 Боженко Л.И. Коммунистическое просвещение трудящихся Сибири. Из опыта культурно-просветительной работы в Сибири (1921-1925 гг.). Томск, 1963; Он же. Культурио-просветигельнаяработа и Сибири (1921-1925 гг.). Томск, 1967; Он же. Сибирская деревня в восстановнтельный период ( 1921-1925 ). Томск, 1978; Он же. Социально-экономические вопросы и их регулирование в сибирской деревне (конец 1919-1927 гг.): Автореф. дис... докт. ист. наук. Томск, 1971.

18 Соскии В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (1921-1923 гг.). Новосибирск, 1971.

исследованиях содержится богатый фактических! материал, принципиальная постановка многих важных вопросов. Ценность этих монографий в том, что в них анализируется интересутоипш нас период. Кроме того, В.Л.Соскин уделяет значительное внимание процессу приобщения крестьян к инновационной культуре, специфике культурной жизни сибирской деревни. Автор отмечет, что "не всегда соблюдался принцип добровольности", доминирующее значение принадлежало "принципу принуждения"19. Историк пытается разобраться в самой суш крестьянской психологии. С одной стороны, сибирская деревня буквально всколыхнулась, потянулась к свету, с другой -нужно было вызвать волну сочувствия у самого крестьянства, доказывать ему необходимость сохранения изб-читален и других очагов культуры, переводя эти учреждешш на обеспечение самого населения20.

Комплексное изучение темы осуществил Ю.М.Фролов в кандидатской диссертации "Культурное развитие сибирского крестьянства (1920-1928 гг.)". На большом конкретно историческом материале показан "универсальный характер культурного развития сибирской деревни"21. В то же время работа ярко отражает' зависимость исторической науки в тот период от идеологических установок. В работе не рассматривается влияние традиционной культуры на новаторский порыв 1920-х гг.

В процессе разработки темы диссертации автор обращался к общим исследованиям - коллективным трудам по истории и крестьянству Сибири "эпохи социализма"22. Предметом их изучения стали вопросы аграрной и культурной политики партии в отношении западносибирской деревни, характеристика и практические результаты перехода социальных групп крестьянства на сторону социализма, обществешго-полипгаеская активность крестьян через их участие в инновационных социально-культурных процессах 1920-х гг. Однако исследование этих проблем носило тенденциозный характер. Инакомыслие не допускалось, не было возможности создать объективную картин)' происходящего в западносибирской деревне в 1920-е гг. В исследованиях практически до 1985 гг. отсутствовал криппгеский анализ культурной политики Советского государства, в них имеются

" Он же. Основные итоги и задачи изучения культурного строительства Сибири (1917-1937 гг.) // Историческая наука п Сибири за" 50 лет. Новосибирск, 1971. С. 124-136.

20 Он же. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (1921-1923 гг.). Новосибирск, 1971. С. 84.

21 Фролов Ю.М. Культурное развитие сибирского крестьянства (1920-1928 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук. Новосибирск, 1975.

22 История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 т. Л., 1968. Т. 4; Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.). Новосибирск, 1983.

существенные недост атки.

Начало 1990-х гг. отмечено активными эпистемологическими поисками в отечественной историографии. Для них характерен отказ от стереотипов, науковедческий подход к углублению историографической проблематики. Такие исследования стали возможны в связи с демократизацией российского общества и созданием условий для плюрализма и инакомыслия не только в политике, но и в науке, в том числе исторической. Наибольшее влияние, на наш взгляд, приобрели две позиции, которым в той или иной мере отдали дань российские и западные авторы23. Первая позиция характеризуется как непродуктивная и безосновательная. Ее особенность: огульно-отрицательное отношение к нашему недавнему прошлому. Все советское без разбора и безоговорочно определяется как "совковое", т.е. нечто неполноценное, ущербное, человечески и исторически несостоятельное2'. Другая позиция - конкретно-историческая, объемная. Она учитывает все сложности и противоречия 1920-х гг. Некоторые исследователи полагают, что после гражданской войны имел место диалоговый подход, в котором традиционная и новаторская культура рассматриваются как встреча культур прошлого, настоящего н будущего25.

Новый взгляд на социокультурные процессы развития российского общества был предложен А.СЛхиезером в книге "Россия: критика исторического опыта". Специфику российского общества автор видит в его культуре, в особенностях связи между обществом и культурой в их историческом развитии. По А.С.Ахиезеру крестьяне как наиболее массовый социальный строй России обладали догосударст-венной нравственной идеологией. Особенность схемы A.C. Ахиезера заключается в том, что судьбу страны в 1920-е гг. решали не партии-

23 Ахнезер A.C. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997; Такер Р. Политическая культура и лидерство в России. От Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 2-5; Редфильд Р. Малое сообщество. Крестьянское общество и культура // Отечественная история. 1993. № 2. С. 3.; Ильиных В.А., Ноздрин Г.А. Очерки истории сибирской деревни. Новосибирск. 1995; Кузнецов И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-ые годы: Автореф. днес. ... докт. ист. наук. Новосибирск. 1992.

24 Толстых В. Была ли советская культура. Яд идеологии в крови культуры II Родина. 1993. Да 10. С. 26.

25 Бабашкин В.В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической // Общественные науки и современность. 1995. № 3; Он же. Крестьянская революция в России и концепция аграрного развитая II Общественные науки и современность. 1998. № 2; Библер B.C. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42; Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996; Никольский С.А. Власть и земля. М., 1990; Вербицкая О.М. Крестьянская семья 1920-1950-е годы И Население России в 1920-50-е годы: численность, потери, миграции: Сб. науч. трудов. М., 1994. С. 115-132; Она же . Российское крестьянство от Сталина к Хрущеву. М., 1992; Борисов ГО.С. Производственные кадры деревни 1917-1941. Цивилизованные хозяйственники или "винтики государственной машины"? М., 1991.

пая интеллигенция и не рабочие, а многочисленное крестьянство26.

В 1990-е гг. серьезной корректировке подверглись взгляды си-бирасих историков27. В их исследованиях, главным образом диссертационного характера, посвященных западносибирской деревне 1920-х гг., дана критическая оценка отходу от демократических принципов, пагубному воздействию командно-адагашстративных. методов управления и насилия над социально-культурной жизпыо сибирского крестьянства.

Заметное место в региональной историографии 1990-х гг. заняли работы В .А. Ильиных. Г.А.Ноздрина, И.С.Кузнецова, В.М.Само-судова. Монография В.А.Ильиных, Г.А.Ноздрина 'Очерки истории сибирской деревни" выполнена по российско-британскому проекту истории социологического обследования сибирских сел. Руководителями проекта выступили Т.Шашш и В.П.Данилов. В монографии рассматриваются зри типичных для региона села (с. Плотниково Новосибирского района Новосибирской области, с. Шабаново Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, пос. Александрова Завьяловского района Алтайского края)28. "Очерки", помимо краеведческого значения, представляют и теоретический интерес, поскольку три описываемых села в силу их типичности повторили в своем развитии историю сибирских деревеш. в целом.

Новосибирский историк И.С.Кузнецоп, исследуя основные изменения в мировоззренческих основах крестьянской психологии, раскрывает соотношение традиций и преобразований через стабильность и динамшеу. По И.С.Кузнсцову "эволюция социальных взглядов крестьянства после революции определялась взаимодействием их традиционных представлений и приспособительной реакции к новым общественным реалиям"29.

Важный материал о сущности репрессивной политики, деятельности партии по отношению к крестьянству содержится в рабо-

26 Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. С. 10.

27 Гайдамакин A.B. Формирование аграрной интеллигенции в Западной Сибири. 1927-1937 гг. (Политический аспект): Автореф. дисс. ... докт. ист. наук Омск, 1998; Киселев A.B. Краеведческое движение в России (1917-1930 гг. На материалах изучения сед): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1996; Мелешко H.A. Материальное положение сибирского крестьянства в 1921-1927 гг.: Автореф. дис. ... канд. нет. наук. Новосибирск. 1989; Рябцева H.A. Женщины Западной Сибири 1920-1930-х гг.: демографические и социальные проблемы: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Новосибирск, 1996; Сеногноева O.A. Деятельность молодежных организаций Западной Сибири по созданию новой системы образования в 20-е годы. Омск, 1998.

23 Ильиных Б.А., Ноздрпн г.А. Очерки истории сибирской деревни. Новосибирск, 1995.

29 Кузнецов И.С. Религия и общественное cosnaime сибирского крестьянства в 1920-ые гг. // Социально-культурное развитие Сибири. Новосибирск, 1991. С. 24; Он же. Воздействие чруда и быта на общественное сознание сибирского крестьянства в 20-е годы // Социальная сфера Сибири: тенденции и проблемы развития. Новосибирск, 1992. С. 25-35.

тах В. М. С амо судов а10. Широкий диапазон его научных интересов по аграрному и социальному развитию Сибири в 1920-1930-е гг., богатейшая фактологическая база делают его труды ценным историографическим источником при исследовании всего многообразия аграрного, социальною и культурного развития Сибири.

Проблемы исторической социологии крестьянского общества в культур о логическом аспекте получили отражение в зарубежной историографии. Западные историки (Ш.Фитцпатрик, Р.Такер, М.Лсвин, Дж.Скотг, Т.Шашш, Р.Редфильд) рассматривают российское крестьянство 1920-х гг. во взаимодействии трех основных элементов общества: экономики, социальной организации, культуры31. Культурные процессы, протекавшие в деревенском социуме анализируются ими не сами по себе, а в сравнении с традиционной культурой.

Положительное влияние на шучение сибирских деревень в 1920-е гг. оказали научные конференции: "Совремешпле концепции аграрного развития", проведенные в ходе семинара в 1991-1995 гг., а также по инициативе академика Отделения истории РАН И.Д.Ковальченко была проведена международная конференция "Менталитет и аграрное развитие России XIX -XX век" (1994).

В западносибирском регионе следует отметить Всесоюзную научную конференцию "Россия нэповская: политика, экономика, культура" (Новосибирск, 1991); Всероссийскую научно-практическую конференцию "Духовное возрождение России" (Омск, 1993); Всероссийские научные конференции "Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития" (Омск, 1996; 1998). В ходе их работы обсуждались практически все аспекты социокультурной специфики российского крестьянства; общетеоретические вопросы комплексного подхода в изучении крестьянства Сибири. Обычно авторы, излагая свои суждения и выводы, останавливаются на том, чгго в ходе революции и гражданской воины родился тип непокорного, колючего, строптивого по отношению к власти крестьянина.

30 Самосудов В..М. Исторические этюды о репрессиях в Омском Прииртышье. Омск, 1998; Самосудов В..М., Рачек Л.В. Судьбы людские: Историко-документальный очерк. Омск, 1998; Он же. Современная отечественная историография коллективизации (1980-е - середина 90-х годов), Омск, 1998.

31 Russia in the Era of NEP. Explorations in Soviet Society and Culture / Ed. by S. Fitzpatrick. Indiana. Univ. Press. 1991; Tucker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia From Lenin to Gorbachev. N.Y. 1987; Lewin M. Russian Peasants and the Soviet Power. L., 1975; Он же. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи. Россия деревенская в первой трети XX в. // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1997. С. 84 -127; Scott J.C. Moral Economy of the Peasant. Rebellion and Subsistence in Southeast. Asia. New Haven, 1976; Slianin T. The Awkward Class Political Sociology of Peasantry in a Peveloping Society Russia. 1910-1925. Oxford, 1972; Он же. Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. М., 1992; Редфильд Р. Малое сообщество. Крестьянское общество и культура // Отечественная история. 1993. № 2. С. 3.

Поведенческий стереотип российского, в том числе западносибирского крестьянства, при всей своей отсталости и политической наивности не был "серой массой", пассивным объектом постревошо-ционной пропаганды.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что локальные социалы го-экономические, общественно-политические и культурные особенности западносибирской деревни исследованы еще недостаточно. Вышедшая литература отражаег лишь отдельные стороны социокультурного облика крестьянского общества. Сегодня необходим объективный анализ многих важных аспектов темы, которые не получили должного освещения и требуют дальнейшего исследования. До сих пор не исследованы во всей полноте такие актуальные проблемы, как менталитет, социальная психология, мировоззренческие и поведенческие аспекты, социальная история западносибирских крестьян в условиях новой экономической по-ЛШТГО1.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность темы и степень ее изученности предопределили пега» диссертации - раскрыть социально-культурною динамику западносибирской деревни в 1921-1927-х гг. в единстве ее материальных, социальных и политических условий.

Для достижения цели определены СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

♦ исследовать западносибирское крестьянство как субъект социокультурных процессов;

♦ показать эволюцию политических настроений и социального поведения крестьян Западной Сибири в исследуемый период;

♦ осмыслить и отразить процесс взаимосвязи традиций и новаций в западносибирской деревне через типическое и специфическое: повседневное бытие, ценностные ориентации, поведенческую культуру;

♦ выявить роль и место традиционно-бытовой культуры в жизни сибирской деревни в период НЭПа;

♦ определил, значен! гс государственного фактора воздействия инновационной культуры как важнейшей формы по вовлечению крестьян в избы-читальни;

♦ рассмотреть основные этапы развития и совершенствования форм, мегодов, направлений организационной и культурно-досуговой рабо ты изб-читален среди крестьян.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ рассматривается западносибирская деревня как социально -территориальная общность, специфическое социальное образовать, обладающее значительной автономней и представляющая модель взаимоотношений между государством и крестьянским обществом.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является комплекс поли-

тических, социально-экономических, культурно-бытовых особешю-стеи и условий жизни деревни как социально-культурной категории.

ИСТОЧНИКОВУЮ БАЗУ диссертации составили многочисленные сборники документов, архивные материалы, периодическая печать и другие источники, объединенные автором в шесть основных групп.

Основу первой группы представляют документы высших партийных органов: резолюции и решения сьездов, конференций, пленумов, вошедших в издания: "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК"», "КПСС о культуре, просвещении, науке"33, "Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг."34.

Огромный интерес представляют документы и материалы партийных органов, резолюции сьездов: "Об отношении к среднему крестьянству" (1919), "О замене разверстки натуральным налогом" (1921), обращение ВЦИК "Ко всему крестьянству" (1921), циркуляр ЦК РКП (б) "О восстановлении изб-читален" (1922), "О постановке антирелигиозной пропаганды и агитации" (1923)35.

Анализ партийных документов показал, как партия и органы Советской власти учитывали историческую реальность, меняли формы и методы работы с крестьянством. Подтверждением являлись материалы X съезда РКП (б), положившие начало новой экономической политике, а также документы XI, XII, XIII, XIV, XV съездов партии. В этих документах нет упоминания о Западной Сибири, но они важны, поскольку раскрывают стратегию и тактику Советского государства и правящей партии в области культуры.

Из большого числа документов Советского правительства, его наркоматов следует выделить Конституцию (Основной закон) РСФСР, принятую V Всероссийским съездом Советов В июля 1918 г.36, декреты СНК РСФСР "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", "О Главном политико-просветительном комитете республики", "По

32 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1984.

33 КПСС о культуре, просвещении, науке. М., 1963.

34 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. М.-Л., 1947.

35 Об отношении к среднему крестьянству: Восьмой съезд РКП (б) // КПСС в резолюциях ... Т. 2. С. 109-111; О замене разверстки натуральным налогом: Десятый съезд РКП (б) //Там же. С. 370-371; Ко всему крестьянству. Обращение ВЦИК//Известия. 1921; О постановке антирелигиозной пропаганды: Циркуляр ЦК РКП (б) II КПСС о культурно-просветительной работе: Сб. док. М-, 1963; О восстановлении изб-читален; Циркуляр ЦК РКП (б) от 24 мая 1922 г. // КПСС о культурно-просветительной работе. М., 1968. С. 26.

36 Конституция (Основной закон) РСФСР // Декреты Советской власти. М., 1959. Т. II. С. 550-566.

борьбе с бандитизмом", "Об административной высылке"37. Эти документы позволили получить информацию об организационно-политической и идейно-воспитательной работе центральных руководящих органов партии и Советского государства буквально по всем вопросам социалистического преобразования деревень.

Вторую группу источников по культурно-просветительной работе в западносибирской деревне составили документы, которые содержатся в специальных сборниках, материалах, отчетах красных, окружных съездах, партийных конференциях Сибири. В них наибольшее значение имеют: резолюции по докладу секретаря Сиббюро ЦК РКП(б) И.И.Ходоровского "О задачах политнко-просветитель-ной работы в деревне" (1922), постановление ЦК РКП (б) "О ликвидации неграмотности" (1924), материалы Первого (1925) и Второго (1927) краевых съездов Советов Сибири38. Изучение региональных документальных источников позволяет составить представление о работоспособности местных партийных и государственных органов: Сибревкома, Сибкрайкома, Сиббюро ЦК РКП (б), СибОНО, Сибпо-литпросвета и степени их влияния на политические, социально-экономические и культурные процессы в западносибирской деревне.

Для осмысления проблемы диалога "традиционная и инновационная культура", "крестьянство и культура", "крестьянство и власть" важную рот, сьирали документы третьей группы источников - речи и произведения В.ИЛшина, Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, И.В.Сталина, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской. Эти документальные материалы нашли отражение в полном собрании сочинений В.И.Ленина*>, в многотомном издании сочинений И.В.Сталина40, Н.К.Крупской41, в изданных сборниках работ Н.И.Бухарина42,

37 О свободе совести, церковных и религиозных обществах: Декрет СНК РСФСР. 20 января 1918 г. // Декреты Советской власти. М., 1957. T.I; Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР. 26 января 1918 г. // СУ. 1918. № 318; О ликвидации безграмотное™ среди населения РСФСР: Декрет СНК РСФСР. 26 декабря 1919 //Декреты Советской власти. Т.7; О Главном политико-просветительном комитете республики: Декрет СНК РСФСР. 12 ноября 1920 г. П Известия. 1920. 23 ноября; По борьбе с бандитизмом: Постановление Президиума ВЦИК //Декреты Советской власти. М„ 1989. Т. Ш. С. 137-138; Об административной высылке // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922. №52. С. 813-814.

зя О задачах, политико-просветительной работы в деревне: Резолюция по докладу секретаря Сиббюро ЦК РКП (б) И.II. Ходоровского // Культурное строительство в Сибири 1917-1941 гг. Новосибирск, 1979. С. 68-70; О ликвидации неграмотности. 14 февраля 1924 г. // Указ. соч. С. 75-76; Первый краевой съезд Советской Сибири. Стеногр. отчет / Состав, и науч. ред. И.А. Молетотов. Новосибирск,1993; Второй краевой сгезд Советов Сибири. 1-6 апреля 1927 г. Новосибирск, 1991.

19 Ленин В.И. Письма из далека // Поли. собр. соч. Т. 31. С. 22; Он же. A.B. Луначарскому //Там же. Т. 52. С. 22; Он же. Очередные задачи Советской власти // Там же. Т. 36. С. 167-208.

40 Сталин И.В. Об очередных задачах партии в деревне (22 окг. 1924) П Соч. М-, 1952. Т. 6. С. 303-312; Он же. Октябрь, Ленин и перспективы нашего развития // Соч. М., 1952. Т.7. С. 252-256.

41 Крупская Н.К. Задачи внешкольного образования в России // Пед. соч. М.,

А.В.Луначарского", отдельных работах Л.Д.Троцкого44. В работах, программных статьях, выступлениях теоретиков и практиков "культурной революции сверху" ставился и актуализировался взгляд на теорию и практику культурной политики. В них решались эти ключевые вопросы. Первый - вопрос о том, какую культуру будет строить победившая революция, и второй - как предстоит руководить этим сложным процессом. Позиция в вопросах культуры и просвещения, в методах перевоспитания крестьян и формировать "нового совершенного человека" проводилась под контролем коммунистов, и "только коммунистами".

Четвертую группу источников составили архивные мат ериалы, извлеченные из 16 фондов 6 государственных сибирских архивов: Центров документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО), Омской области (ЦДНИ 00), Комитета государственной архивной службы администрации Новосибирской области (КГАСАНО). Не менее ценный материал по теме исследования выявлен в государственных архивах Западной Сибири: Новосибирской (ГАНО), Омской (ГАОО), Томской (TATO) областей. В силу того, что большую часть изучаемого периода Новосибирск (Новониколаевск) являлся административным центром Сибири, документы, содержащиеся в его архивах (ГАНО, ГАНО-П), характеризуются наибольшим объемом и информационной полнотой. В основном они сообщают сведения по всему региону. Используемые документы из других архивов Сибири чаще всего конкретизируют и детализируют общую картину.

В диссертации используется уникальный материал нового направления исторической социологии крестьянских обществ - "устная история" сибирской деревни, которая составляет пятую группу источников. На основе материалов советско-британского социологического проекта "Изучение социальной структуры советского и постсоветского сета", который проводился в 1990-1993 гг. более чем в 20-и сетах России, была написана книга "Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах"45. Эти устные мемуары позволяют бросить многогранный, "панорамный" взгляд на многие аспекты жизни крестьян, услышать голоса людей, находящихся в самом

1959. Т. 7. С. 27-57; Она же. Лицом к деревне II Указ. соч. М„ 1959. Т. 7. С. 247-250; Она же. Избы-читальни и красные уголки//Указ. соч. М., i960. Т. 8.С. 647-650.

42 Бухарин Н.И. Революция и культура. Статьи и выступления 1923-1936 гг. М., 1993.

43 Луначарский A.B. Мир обновляется. М., 1989.

44 Троцким Л.Д. Вопросы культурной работы. М., 1924; Он же. О Сибири. М-, 1927; Он же. Культура старого мира. М,- Л.,1926; Он же. Культура переходного периода. М.-Л. 1927.

45 Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Сост. Е.М. Ковалев. М., 1996.

низу социальной пирамиды.

Шестым комплексом источников диссертационного исследования являются материалы периодической печати партийных и советских органов. При изучении проблемы анализу были полверпiyii»i центральные, краевые, областные, городские, районные газеты (19211927 гг.): "Правда", "Известия", "Беднота", "Советская Сибирь", "Рабочий путь", "Путь крестьянина", "Молодая деревня", "Алтайский пахарь", "Новая деревня"; журналы (1921-1927 гг.): "Коммунистическая революция", "Революция и культура", "Коммунистическое просвещение", "Просвещение Сибири", "Книжная попка", "Сибирская деревня", "Сибирский рабселькор". В них публиковались статистические отчеты, доклады, разного рода предложения, информация о работе изб-читален, агрономическая пропаганда.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концептуально и методологически диссертация опирается на фундаментальные и новашгошгые достижения отечественной и западной историографии. В исследованшг соблюдаются принципы историзма, взаимосвязи общего, особенного и частного, объективности, комплексного использования стационарных методов и регулятивов научного знания.

Общекулыурньш фон диссертации базируется на следующих основных подходах:

♦ выделение я анализ ключевых (доминантных) понятий: "культура" - как способ человеческой деятельности и "крестьянство" - как носитель универсальной социальности;

♦ акцептирование на социальной антропологии, предполагающей выдвижение на первый план человека как субъекта социокультурных универсален;

♦ наличие социокультурного компонента, рассматривающего зависимость и преобразование ценностно-мировоззренческих установок крестьянского общества от изменения сотщальной среда.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии Западной Сибири исследуется комплекс проблем социокультурного облика западносибирской деревни в 1921-1927-х гг. с учетом социальной психологии, крестьяноведения, культуролопш, истории ментальности. При этом рассматривается механизм давления на традиционный культурный императив; прослеживается эволюция политических настроений и социального поведешш крестьян. Автором диссертации систематизированы данные о формах подчинения крестьянства государству, выделяются активные и пассивные формы сопротивления политическому и идеологическому диктату.

В исследовании проанализирована роль традиционно-

бытовой культуры и государственный фактор воздействия элементов инновационной культуры на примере изб-читален; рассмотрены основные этапы развития форм, методов организационной, культурно-досуговой, образовательной работы среди крестьян через избы-читальни.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы заключается в том, что она является определенным вкладом в разработку концепции "Кресгьяноведения" как аграрно-гуманитарной дисциплины для сельских школ и студентов аграрных вузов.

В реформировании аграрного сектора России и поиска новых контуров в динамике западносибирской деревни исторический опыт 1920-х гг. в той или иной мере может быть востребован в деятельности местного самоуправления, в разработке региональной программы помощи деревне - "Глубинка".

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использовагшых источников и литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, указаны территориально-хронологические рамки, выявлена степень ее изученности, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, охарактеризованы исгочниковая база, методологическая основа и методы, научная новизна и практическая значимость темы.

Первая глава "ЗАПАДНОСИБИРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН КАК СУБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В 19211927 гг." состоит из двух параграфов. Здесь прослеживается эволюция политических настроешш и социального поведения крестьян в 1920-е гг.; рассматривается роль и место традиционно-бытовой культуры в жизни западносибирской деревни.

Переход к НЭПу отчетливо показал, что в сознании крестьян произошла своего рода социокультурная микрореволгоцця. Социально-экономические преобразования вели западносибирских крестьян к коренной ломке их привычной жизни, заставляли самих решать сложные вопросы практической политики. Крестьяне, поддержавшие Советскую власть, обещавшую мир, закрепившую за ними сельскохозяйственные уг одья, вскоре разочаровались в ней. Крестьянское недовольство было вызвано налоговой политикой. С декабря 1921 г. выполнение продналога в Западной Сибири проходило в исключительных условиях. Местные орг аны власти применяли строгие карательные меры по отношению к крестьянам, саботировавшим выполнение планов по сбору налогов: угрозы, аресты, лишение земельных наделов, уплата всех налогов в двойном размере, высылка с места жительства на пять лег, лишение избирательных прав. Все это подрывало

отношение между Советской властью и крестьянством. Данные текущей переписки секретаря Сиббюро ЦК РКП (б) И. Ходоровского с В. М. Молотовым, И.В. Сталиным, Ф,Э. Дзержинским характеризовали положите дел на местах "перманентной гражданской войной".

В главе раскрываются формы открытого противостояния и обыденные формы крестьянского сопротивления. Активным и массовым крестьянским сопротивлением являлись действия политического бандитизма, по существу антпсоветско-ангикоммунистпческого дви-женш, территориально размытого по всей Западной Сибири. В основном же крестьянское сопротивление власти было пассивным и выражалось в стремлении уклониться от существующих налогов и порядков, жалобах, письмах, обращениях. Правительственные декреты, указы повсеместно не действовали из-за того, что крестьянство стихийно, упорно их не выполняло. Противостояние официальной государственной идеологии и новациоппой культуре проявилось в фольклоре. В западносибирской деревне в 1920-е гг. роль политического анекдота выполняла частушка.

Реально возштапая к ко!щу 1924 г. угроза перехода крестьян к активным формам сопротивления и проявление недовольства заставили Советское государство и руководство партии провозгласить курс "Липом к деревне". Для отстаивания "классовых интересов" государство предложило крестьянам летальные формы в виде созыва беспартийных конференций и перевыборов в Советы. Выражая субь-ективное отношение к вопросам внутренней политики, крестьянство критически оцешшало позшцпо большевиков. Лозунги: "Советы без коммунистов", "Долой партию из деревш1", "Народовластие", "Трудовластие" нашли практическое применение в Новониколаевской губернии, где оргапизовывашюь "Свободные советы" без коммунистов. Поштгческпе настроения западносибирских крестьян были достаточно разнообразные, вследствие неоднородного состава этой социальной группы.

Важно отметить, что в своей основной массе крестьяне не были настроены против Советской власти. Придержать хлеб их вынуждали экономические условия. С конца 1921 г. государство выдвинуло требование соблюдения всех декретов, но имели место беззаконность, антинародные методы руководства, попрание человеческого достоинства. В крестьянском обществе победила психология - "выжить", что определило курс настроений, взглядов, представлений крестьян.

В диссертации раскрывается "особенность" деревенской жизни, крестьянского быта, почвенной культуры, на социальный облик которой продолжали воздействовать стабильные императивы, определившие "особенность" крестьянского образа жизни. В средствах массовой информации 1920-х гг. западносибирская деревня рассматри-

валась как "оплот невежества, темноты". Популярной была линия "быстрым самотеком в социализм".

Автор, анализируя социальные организации деревни, выделяет следующие деревенские институты: общину - "мир" и семью -"крестьянский двор". Три главных принципа характеризовали традиционную жизнь в 1920-е гг.: сельскохозшствешшй труд, семья - как производственный коллектив и самодостаточность, самообеспеченность этого коллектива. В центре традиционной крестьянской жизни остро стояла проблема обеспечения средств к существованию. Страх перед голодом объяснял особенности технической, социальной, моральной организации крестьянской семьи. Крестьянское хозяйство в Западной Сибири производило практически все для собственных нужд, что давало ему относительную независимость от других производителей, от рынка, делало устойчивым в случае кризисов. Крестьянская семья инициировала передачу традиций, накопленного опыта через обычаи, обряды, устные предания, которые представляли во многом эстетику и философию быта.

Традиционный образ жизни западносибирских крестьян определил его ментальные особенности: мысли, поведение, общение в труде, общественно-политической деятельности, в сфере быта и досуга. Материально-бытовая культура сочетала в себе общеснбирские традиции в питании, планировке селений, во внутреннем убранстве домок, одежде.

Одним из интересных явлений крестьянского быта являлись семейные взаимоотношения. Все вопросы воспитания дегей находили рациональное решение, соответствующее содержанию крестьянского труда. Крестьяне отмечали традиционные для них праздники: Рождество, Крещение, Пасху, Троицу. Большое значение для эмоциональной разгрузки, общения, сохранения родственных связей имели престольные праздники. В Омской губернии престольные праздники служили в д. Фомшшха - 1 октября, в д. Называиха - 22 октября, в д. Лебедки - на Троицын деш..

Традиционные крестьянские ценности в 1920-е гг. априорно квалифицировались как предрассудки, хз'же того - их просто не замечали, не хотели учитывать. Материалы диссертации свидетельствуют, что в основе традиционной ментальности лежали языческо-православные традиции. Крестьяне отбирали от большой традшщи универсальной культуры только то, что соответствовало их практике и ценностям.

Проблеме "ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАКТОРА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАПАДНОСИБИРСКУЮ ДЕРЕВНЮ (НА ПРИМЕРЕ ИЗБ-ЧИТАЛЕН)" посвящена вторая глава диссертации. В главе отмечается, что основным

культурно-образовательным, политическим и досуговым центром и западносибирской дфевне в рассматриваемый период была изба-читальня как один из элементов сельской культурной среды, массовое учреждение и средство культуры. Общее политическое, идеологическое и организационное руководство над избами-чнтальпямн осуществляли Сиббхоро ЦК РКП(б), СнбОНО, Сибполитпросвсг.

Положение читален в первые годы НЭПа определялось главным фактором - финансово-экономическим кризисом. Постановлением СНК РСФСР от 15 сентября 1921 г. все культурные учреждения снимались с государственного бюджета и переводились па местный. По данным СибОНО сеть изб-читален сократилась с 1228 до 554. Из этого количества на государственном бюджете было оставлено 72 учреждения, остальные - на местном. Деревенские цсшры культуры существовали целиком за счет самообложения населения на договорных началах.

К 1924-1925 гг. все внимание партийных и государственных органов было направлено на установление единой твердой сети изб-читален, подведение материальной базы и концентрацией всей работы вокруг нее. Это был новый этап в развитии учреждений, ко торый развернулся при проведении партийного курса, зафиксированного XIII съездом РКП (б) "Липом к дq)eвнe". Анализ документов свидетельствует, что все культурные силы деревни объединились вокруг читальни: кооперация, сельсовет, агропункты, ячейки РКСМ и РКП (б). В результате к 1925 г. была создана сеть культурно-просветительных учреждении по принципу: "Числом поболее, ценою подешевле". Все расходы па содержание изб-читален покрывались из следующих источников: ассигнования из государственного бюджета составляли 1.3%, го окружного - 22.2%, районного - 50.4%, внебюджетного -25.9%.

Роль и действенность изб-читален определяли избачи. В работе дана характеристика трем социальным категориям избачей: демобилизованным красноармейцам, крестьянам, сельской интеллигенции. Квалификация избачей в Западной Сибири была крайне низкой. Омский губполшпросвст считал пригодными к работе 6% избачей, требующих усиленной подготовки - 64%, непригодными к работе - 30%. Кадры для из б-читален в Сибири готовили курсы, губернские совпартшколы, отделения политпросветработы при Томском и Омском агропедтехникумах.

В главе раскрываются формы, метода! и направления образовательной икультурно-досуговой работы изб-читален по вовлечению крестьян в социально-культурные процессы в координатах необходимого, намеченного и полученного. Постановлетше ЦК РКП(б), принятое 24 мая 1922 г., определило основные направления культур-

но-досуговой и общественно-политической работы изб-читален. Анализ источников позволил рассмотрен, такие направления, как ликвидация неграмотности, проведение общественно-политических кампаний, организация кружковой работы, участие крестьян в местной печати, пропаганда кооперации, антирелигиозная пропаганда, борьба за "новый быт", справочная работа. Четко выраженную политическую направленность работа изб-читален приобретала там, где активно действовали ячейки РКП (б) и РКСМ.

Социокультурные процессы, протекавшие в западносибирской деревне в системе изб-читален, формировали новую советскую мен-тальность. От успехов в социокультурной сфдэе зависело закрепление тех сдвигов, которые происходили в политике и экономике. В начале 1930-х гг. изба-читальня перестала соответствовать условиям жизни, культурным требованиям колхозной деревни. Вопрос о ликвидации изб-читален требует дополнительного осмысления в связи с новыми подходами в изучении историко-социологических процессов в западносибирской деревне в 1921-1927 гг.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ диссертации подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы основные выводы и высказаны рекомендации, учет которых может бъпъ использован в условиях возрождения отечественного сельского хозяйства. Выявлено, что :

1. Политические настроения и социальное поведение крестьян в 1921-1927 гг. находились в прямой зависимости от социально-экономических процессов. В этот период крестьянство испытало на себе политическое и психологическое давление со стороны государственных и партийных институтов через репрессивные и нерепрессивные формы подчинения.

2. В центре традициошюй крестьянской жизни остро стояла проблема обеспечения средств к существованию. Связь с землей, производство на ней определяли основные особенности крестьянской экономики.

3. В исследуемый период большое значение приобретала община - "мир" и "крестьянский двор" - семья и связанные с ними традиционные ценности, регуляторы социального поведения и хозяйственные принципы народной "помочи" и крестьянской "супряги".

4. Традиционная сибирская культура выступала как форма передачи социального опыта крестьян, способ социализации личности. Важным элементом в миросозерцании крестьян был традиционализм.

5. Развивая сферу образования, просвещения и культуры, государство закладывало основы общегосударственной системы хозяйственного, внешкольного и культурного обслуживания крестьян.

Формирование нового социокультурного облика западносибирской деревни находилось в русле общего процесса советизации и регулировалось пролетарским государством.

6. Одной из сторон вовлечения и приобщения западносибирских крестьян к новационной культуре была образовательная и куль-турно-досуговая деятельность изб-чигален. Культурная работа читален велась в самых разнообразных формах, дополняла хозяйственную деятельность, способствовала формированию слоя "старательных культурных крестьян". Досуговые мероприятия чит ален повышали ее авторитет.

7. Проявлением общественной инициативы западносибирских крестьян являлось приобщегаю к чтению периодической печати, селькоровское движение, активное участие в образовательной и культур -но-досуговой работе лига лет!.

8. В Западной Сибири через избы-читалыш проводилось повсеместное компрометирование религиозных учреждений и служителей культа. Атеистическая пропаганда среди крестьян велась в ходе антирождественских, антипасхальных кампаний, антирелигиозных диспутов, вечеров "нового быта".

9. Анализ историографии социокультурного облика западносибирской деревни позволяет диссертанту сделать вывод о наличии недостаточно изученных проблем, "белых пятен", которые требуют дальнейших исследовашш. К числу нерешенных проблем необходимо отнести становление советской социалистической идеологии и се влияние на нравственное и психологическое состояшк крестьянских масс. Практически не исследуются роль Красной Армии как культурной силы по преобразованию советской деревни, значение кию, радио в эстетическом мировосприятии крестьян.

НАУЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях и сообщегагях на Всероссийской научной конферетпши "Современные социально-экономические проблемы развития России" (Омск, 1994), а также на третьей межвузовской региональной научно-методической конференции "Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе Отечественной истории" (Омск, 1997), региональной научной конференции "Революции 1917 г в России: история, современность. Поиски путей примирения и согласия" (Омск, 1997), областной научно-практической конференции "Использование регионального компонента базисного учебного плана в образовательных учреждениях Омской области. Опыт и проблемы" (Омск, 1997), Всероссийской научной конференции "Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития" (Омск, 1998).

По материалам днссертащш опубликованы следующие статьи:

Воложашша Е.Е. Омский крестьянин как субъект культурных процессов в 1920 годы //Современные социально-экономические проблемы развития России: Материалы Всероссийской научно-практической конференщш. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1994. С.20-21.

Воложашша Е.Е. Развитие cera изб-читален в омской деревне в 1920-е годы // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: Тезисы и сообщения Третьей региональной научно-мегодической конференции. Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. С. 206-208.

Воложашша Е.Е. К вопросу о политических настроениях крестьян после аграрной революции 1917-1918 гг. (по материалам сибирских архивов) // Революции 1917 года в России: история, современность, поиски примирения и согласия: Материалы региональной научной конференщш. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. С. 89-92.

Воложашша Е.Е. Региональный опыт изучения производительных сил Сибири в 20-е годы // Использование регионального компонента базисного учебного плана в образовательных учреждениях Омской области. Опыт и проблемы: Материалы областной научно-практической конференции. Часть I. Омск: ОмИПКРО, 1998. С. 56-60.

Воложашша Е.Е. Перспективы возрождения крсстьяноведения в современной России (к историографии и проблематике вопроса) II Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференщш. Омск: Изд-во ОмГАУ, 1998. С. 62-64.

Воложанина Е.Е Традиции в жизни западносибирской деревни: культурная самобытность крестьян в 1920-е годы (сдана в печать 0,19 пл.).

 

Текст диссертации на тему "Социокультурный облик западносибирской деревни в 1921-1927 гг."

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Воложанина Елена Ефимовна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЗАПАДНОСИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В 1921-1927 гг.

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель-академик Академии гуманитарных наук, доктор исторических наук профессор Е.И. Тимонин

Омск - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

ГЛАВА 1. ЗАПАДНОСИБИРСКИЙ КРЕСТЬЯНИН КАК СУБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ.........................................45

1. Политические настроения и социальное поведение западносибирских крестьян в 1920-е гг............................................................45

2. Роль традиционно-бытовой культуры в жизни западносибирской деревни в 1921-1927 гг.......................................................................83

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАПАДНОСИБИРСКУЮ ДЕРЕВНЮ В 1920-е гг. (на примере изб-читален).....................................107

1. Организация и развитие сети изб-читален в сибирской

деревне..............................................................................................107

2. Формы, методы и направления образовательной и культурно-до-суговой работы изб-читален по вовлечению крестьян в социально-культурные процессы....................................................................... 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................184

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...191

ПРИЛОЖЕНИЯ

1-8

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В рамках реализации комплексной программы "Сибирь в контексте российской и мировой истории" состояние крестьяноведческих проблем приобретает особую актуальность и остроту и органически связано с духовным возрождением России.

Вектор развития страны определяют три главных действующих лица: власть, общество, человек. Своеобразие крестьянского мира как специфического феномена внутри культурно-исторических исследований XX века имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В расширяющемся поле социокультурного пространства крестьянство, на первый взгляд, скорее принадлежит прошлому, чем настоящему. В русской терминологии "крестьянин" значит бесконечно больше, чем в любом европейском языке. Опыт многих поколений сформировал в крестьянском менталитете определенные поведенческие стереотипы. Это привязанность к природному базису, натурально-потребительский характер семейного производства, неизбежность кооперации, сотрудничество семей.

Социальные, экономические, культурные, нравственные установки российского крестьянства оказали огромное влияние на городское население. Крестьянство передало часть своего наследия городу, совхозно-колхозному крестьянству и собственным преемникам - современным фермерам. По мнению О. Шпенглера, крестьянин - "вечный человек, независимый от любой культуры, которая концентрируется в городе, он предшествует ей, и он переживет ее"1.

Безответственные эксперименты, разрушив крестьянские традиции, трудовые навыки, духовные ценности, привели к глубокому кризису. В со-

1 Цит. по: Scott J.C. Hegemoni and the Peasantry-Sout heast Asia in a Changing World. - Tokyo, 1980. - P.62.

временных условиях контуры будущей хозяйственной, социальной и культурной организации аграрного сектора России как необходимого условия обеспечения безопасности страны еще не определились. Ожесточенные мнения и позиции происходят на фоне аграрно-социальных противоречий между сельским хозяйством и промышленностью, сельскими производителями и государством, частью совхозно-колхозного крестьянства и фермерами. Разброс точек зрения во многом обусловлен тем, что само сельское население еще не начало активно выражать свое отношение к происходящему как массовая социально-политическая сила.

После аграрной революции 1917-1921 гг. в России сложилась уникальная ситуация: огромная доля крестьянства в социальной структуре и в то же время его обособленность. История предоставила возможность наблюдать крестьянство в некой "традиционности"1. В 1920-е гг. в крестьянском социуме была нарушена традиционная культурная статификация, возросла культурная мобильность, появилась альтернатива: "инновация-традиция" в виде диалога культуры: прошлого, настоящего и будущего2.

Западносибирская деревня в 1920-е гг. стала не только объектом, но и субъектом "социокультурной модернизации". Отсталость деревни воспринималась уже не сама по себе, не в частных проявлениях экономики, образования, культуры. Объектом критики становилось все устройство крестьянского общества. Экономические успехи НЭПа только обострили конфликт двух почв, старой и новой ценностной парадигмы, старой и новой культуры. Такой подход требовал переоценки ценностей, пересмотра воззрений и норм, переделки всей жизни.

1 Левин M.JI. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи. Россия деревенская в первой трети XX в. // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. -М„ 1997. - С.87

2 Библер B.C. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. -1989 - № 6. - С.38; Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С.402.

Изучение социокультурного облика западносибирской деревни в 1920-е гг. позволяет выделить локальную специфику экономических, общественно-политических и культурных процессов, протекавших в регионе, понять причины современного кризисного состояния сферы сельской культуры. Между тем, до сих пор нет еще достаточных научных знаний на региональном уровне о направлениях социально-культурной жизни западносибирской деревни, глубинных ментальных противоречиях 1920-х гг. Все это вместе взятое - показатель актуальности и научной значимости темы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Западная Сибирь - крупнейший регион страны, в который по административному делению до мая 1925 года входили: Алтайская, Новониколаевская, Омская и Томская губернии, а с 1925 до 1930 г. - 14 округов. Это была наиболее освоенная в промышленном и сельскохозяйственном отношении часть Сибири, на которой располагалось 18,5 тыс. населенных пунктов с 5,607 тыс. человек населения, из которых 4.973 тыс., или 88,8%, проживали в сельской местности1 .

Западная Сибирь представляла собой особый исторически сложившийся конгломерат народов, неоднородное, сегментарное общество с абсолютным преобладанием русского населения и значительным удельным весом нерусского населения - представителей экстерриториальных и автохтонных национальностей2.

Чрезвычайно пестрой была и конфессиональная карта региона3. Из сферы исторического исследования исключены национальные деревни, т.к. социокультурные процессы имели там свою значительную специфику4.

1 Административно-территориальное деление Сибири: Справочник. - Новосибирск, 1966.-С.117.

2 См. Приложение 1.

3 См. Приложение 2.

4 Рафиков Р.Г. Культурное развитие экстерриториальных народов Западной Сибири в

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают 1921-1927-е гг. То был особый этап в развитии советского общества, связанный с введением НЭПа. Новая экономическая политика была далеко не идеальной. Демократизм НЭПа был ограниченным и условным в сфере культуры, с тенденцией к подчинению ее классовым интересам новой власти"1. В этот период политика Советского государства в области культуры ограничивалась работой на уровне "первого этажа", т.е. расширение элементарных форм, таких, как ликвидация неграмотности. С одной стороны, к концу 1927г. миллионы крестьян приобщились к грамоте в сжатые сроки при относительно небольших материальных издержках государства. Но с другой стороны, в стране быстрыми темпами прогрессировала малограмотность.

Социокультурная среда западносибирской деревни была представлена традиционными для нее ремеслами, промыслами, фольклором, определявшими ее прошлое, и концентрацией и распространением современности -школ, изб-читален, библиотек. Складывалась сфера культурного обслуживания крестьян, которая характеризуется автором исследования как однообразная, не учитывающая интересы различных крестьянских групп. Завершающим временем исследования является 1927 г., после которого начинается новый этап, связанный с переходом к политике чрезвычайных мер и свертывания рыночных механизмов НЭПа.

конце 1920-х - начале 1930-х гг.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1994; Савранина Т.В. Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины (конец XIX - XX вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1997: Степанова Е.Б. Культурно-образовательные центры национальных меньшинств в Западной Сибири (20-е гг.) // Из истории революции в России (первая четверть XX в.): Материалы Всерос. Симпоз. Вып. II. / Отв. ред. Л.И.Боженко. - Томск, 1996.

1 Соскин В.Л. НЭП и культура // Россия нэповская: политика, экономика, культура. -Новосибирск, 1991. - С. 193-195.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. Проблемы, связанные с социокультурным обликом западносибирской деревни в 1921-1927 гг., представляют часть общей истории советской доколхозной деревни, что отразилось на характере изучения состояния научных исследований данной проблематики.

В советской историографии западносибирская деревня изучалась главным образом как явление политическое и аграрное1. Значительно реже она рассматривалась как культурный феномен2. Считалось, что такой подход отвлекает исследователей от классового анализа, переводя их внимание на разработку абстрактных проблем.

Между тем, интерес к изучению российского крестьянства, крестьянского вопроса и его социокультурного облика проявился в 1920-е - начале 1930-х гг. В это время появляется масса оригинальных работ, посвященных жизни на селе и путям ее улучшения. Авторами статей, сборников, книг были, как правило, не профессиональные историки, а статистики, экономисты, публицисты, краеведы, партийные, советские и хозяйственные работники3. К ним прежде всего относились классики российского крестьянове-дения: А.И. Хрящева, B.C. Немчинов, представители "организационно-производственной школы" - A.B. Чаянов, Н.П. Макаров, А.Н. Челинцев, Н.Д. Кондратьев. Специалисты-крестьяноведы создали целостную концепцию динамики социального развития деревни, своего рода "мониторинг

1 Боженко Л.И. Соотношение классовых групп и классовая борьба в сибирской деревне (конец 1919-1927 гг.). - Томск, 1969. - 210 е.; Гущин Н.Я., Журов Ю.В., Боженко Л.И. Союз рабочего класса и крестьянства Сибири в период построения социализма. - Новосибирск, 1978. - 430 с.

2 Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики (1921-1925). - Новосибирск, 1971. - 350 е.; Фролов Ю.М. Культурное развитие сибирского крестьянства (1920-1928 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1975.

3 Крестьянин в XX веке / Бродский Н.Л., Дзюбинский С.Н., Мирский Л.С. и др. - М., 1925.

деревни", в интересах организации семейно-трудового крестьянского хозяйства и удовлетворения материальных и духовных потребностей "крестьянского двора"1.

Начиная со второй половины 1920-х гг., наряду с конкретными фактами из жизни доколхозной деревни, в ряде работ все чаще замечается стремление проникнуть в смысл происходящих социально-культурных явлений, дать им историческую оценку2. В сугубо локальных публикациях отразился творческий потенциал таких исследователей, как Я.А. Яковлев, A.M. Большаков, М.Я. Феноменов, Р. Восканов, В. Каврайский, И. Нусинов. Большим успехом в 1920-е гг. пользовалась книга Я.А. Яковлева "Деревня как она есть"3. Этот яркий публицистический очерк был написан на основе обследования Никольской волости Курской губернии. Аналогичной по характеру явилась брошюра Р. Восканова, изданная в Сибири4. В работах A.M. Большакова - прекрасного знатока деревни, ученого-исследователя, крестьянина отражена реализация курса Советского государства "Лицом к деревне5". В публикациях М.Я. Феноменова исследуется быт деревни Гла-

1 Хрящева А.И. К вопросу организации Отдела динамики земледельческого хозяйства при Центральном статистическом управлении. - М., 1919. - С.7-17; Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство. - М., 1989. - 491 е.; Макаров Н.П. Крестьянское хозяйство России и его интересы. - М., 1917; Челинцев А.Н. Русское сельское хозяйство перед революцией. - М., 1928.

2 Советская деревня (1917-1925 гг.). - Л., 1925; Деревня после Октября. - Л., 1925; Очерки деревни СССР. 1917-1927 гг. - М., 1928; Буров Я. Деревня на переломе (год работы в деревне). - М. - Л., 1926; Шуваев И.М. Старая и новая деревня. - М., 1929; Голубых М. Очерки глухой деревни. - М. - Л., 1926; Росницкий Н. Полгода в деревне. Основные итоги обследования 28 волостей Пензенской губернии. - Пенза, 1925; Ларкин Ю. Советская деревня. - М., 1925; Лацис М.И. 10 лет борьбы за новую деревню. - М., 1927; Рафаил М. Борьба за нового человека. - М., 1928.

3 Яковлев Я.А. Деревня как она есть. - М. - Л., 1925.

4 Восканов Р. Наши задачи в деревне. - Барнаул. Б.г.

5 Большаков A.M. Деревня. 1917-1927. - М., 1927.

дыши Валдайского уезда Новгородской губернии, рассматриваются отношения крестьян друг к другу, семейная жизнь, элементы традиционной и инновационной культуры1.

Особое значение в познании локального объекта приобретает опыт партийных, советских работников и сибирских краеведов 1920-х гг.: В. Каврайского, И. Нусинова2, Д. Чудинова3, А. Голышева4, А. Локтина5, В. Болдырева, П. Гуриновича6, М.В. Бородкиной7, П.В. Лебедева, E.H. Орловой8. Собранный ими фактический материал послужил основой для написания брошюр и статей, тесно связанных с практикой социалистического строительства. В них освещались насущные проблемы политических, социально-экономических и культурных процессов, протекавших в западносибирской деревне в 1920-е гг., борьба за "новую деревню" и давались рекомендации по формированию образа "нового мира" и "нового человека". Работники Сибкрайкома В. Каврайский и И. Нусинов в своих исследованиях пытались проследить эволюцию крестьянских хозяйств, используя комбинационный метод. Это позволило им более полно учесть специфиче-

1 Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни. - М. -Л., 1925.

2 Каврайский В., Нусинов И. Классовое расслоение сибирской деревни. Опыт анализа социально-экономических отношений в современной советской деревне. - Новосибирск, 1927.- 98 с.

3 Чудинов Д. Из недавнего прошлого // Просвещение Сибири. - 1927. - № 10.

4 Голышев А. Под знаком культуры // Там же.

5 Локтин А. Народное просвещение в Алтайской губернии //Алтайская деревня. - 1924. -№ 2.

6 Болдырев В.Г., Гуринович П.А. Районированная Сибирь. Краткий культурно-экономический очерк. - Новосибирск, 1926.

7 Бородкина М.В. Деревня Иткара Томского края. Хозяйственно-бытовые очерки. -Томск, 1927. - 23 с.

8 ГАНО. Ф. 217. Оп. 1. ДД. 1, 3, 12, 23, 25, 58, 59, 69, 81, 177, 183, 241.

ские особенности Сибири, привлечь разнообразный статистический материал1.

В исследованиях краеведов Сибири применялся синтез работ социолога, экономиста, антрополога, этнографа-лингвиста2. Слабая развитость культурно-информационного пространства, региональных центров, огромные размеры Сибири, ее многонациональность, отсутствие необходимой инфраструктуры создали среду, на фоне которой и развернулось региональное изучение производительных сил Сибири. Ученые, историки-марксисты, краеведы, преодолев монизм, выделили исследовательское поле, включив в теоретическую конструкцию триаду: естественно-географические условия, экономику, быт.

Активные социально-экономические, культурные изыскания проводило Общество изучения Сибири (ОИС). Научной деятельностью ОИС руководил совет в составе: Н.К. Ауэрбаха, A.A. Ансона, М.А. Усова, Г.И. Че-ремных, E.H. Орловой, П.К. Казаринова, В.Д. Вегмана, М.М. Басова3. Первой попыткой было издание в конце 1920-х - начале 1930-х гг. "Сибирской Советской Энциклопедии" (ССЭ).

Высокую оценку энциклопедии в сибирской историографии дал крупнейший современный исследователь В.Л. Соскин, назвав ССЭ "фундаментальным справочным изданием, которое и по. сей день служит настольной книгой для каждого изучающего Сибирь"4. В публикациях ССЭ отводится

1 Каврайский В., Нусинов И. Указ. соч. - 98 с.

2 Лицо деревни. - Новосибирск, 1926; Материалы обследования сибирской деревни (Меншинский район Барабинского округа). - Новосибирск, 1927.

3 Черемных Г. Научно-исследовательская работа в Сибири // Жизнь Сибири. - 1924. - № 10; Ансон А. Книга в деревне // Книжная полка. - 1925. - № 2; Вегман В. Новые книги и журналы // Там же.

4 Соскин В.Л. Культурное строительство в Сибири в 20-30-ые гг. // Историография советской Сибири. - Новосибирск, 1968. - С. 149.

место и сюжетам, рассматриваемым в диссертационном исследовании. В частности, прослеживается развертывание и становление сети изб-читален в Сибири, дана характеристика им как основному виду политико-просветительного учреждения, не имеющему себе никаких предшественников в дореволюционный период1. Вопросам культуры и общественной жизни отводится 21% всего материала. Выход ССЭ, по свидетельству ее редакции, проходил в обстановке кампаний по разоблачению "классового врага и его агентуры" в рядах партии и в лице "так называемых специалистов", которые в той или иной степени оказались