автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Совесть и ее роль в развитии личности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кирилина, Татьяна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Совесть и ее роль в развитии личности'

Текст диссертации на тему "Совесть и ее роль в развитии личности"

/ /

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Московский государственный университет леса

На правах рукописи

Кирилина Татьяна Юрьевна

СОВЕСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Специальность 09.00.11- «Социальная философия»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель-доктор философских наук профессор В.В.Фролов

Москва-1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................ 3

Глава 1. ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО И

ИНДИВИДУАЛЬНОГО В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Специфика комплексного подхода к изучению проблемы развития личности ............................................ 9

1.2 Социально-философский анализ проблемы обоснования морали .............................................................. 39

1.3 Место и функции нравственного сознания в

структуре личности .................................................................. 52

1.4 Эмпирическое исследование динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи ................................ 64

Глава 2. РОЛЬ СОВЕСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Развитие представлений о совести в социальной философии, этике и психологии ...................................... 83

2.2 Совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования ......................................... 110

2.3 Совесть как средство развития личности ................... 123

Заключение .................................................................................. 135

Библиографический список использованной

141

литературы ................................................................................

Приложения ................................................................................ 157

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сложность современной исторической ситуации заключается в том, что человечество встало перед необходимостью разрешения не только экономического, политического, экологического, но и духовного кризиса, который проявляется в забвении многих этических принципов, переоценке традиционных духовных ценностей, утрате идеалов. В индивидуальном сознании духовный кризис выражается в утрате смысла жизни, ориентации прежде всего на материальные, а не на духовные ценности. Поэтому на современном этапе развития общества необходимость в социально-философском анализе совести и ее роли в становлении личности ощущается с особой остротой. Без этого невозможно понять сущность происходящих сегодня перемен и сделать прогнозы о будущем облике российского общества.

Несмотря на обширную литературу, так или иначе обращающуюся к проблеме совести, приходится констатировать отсутствие в последнее десятилетие монографических и диссертационных исследований социально-философского характера по этой теме. Не проводились и широкомасштабные эмпирические исследования духовно-нравственной сферы личности. Это обуславливает теоретическую актуальность социально-философского анализа совести. Своими корнями символ совести уходит в духовный опыт народа, в его религию и культуру. На уровне индивидуального сознания совесть является высшим духовным качеством личности, непосредственно влияющим на ее развитие. В связи с этим обращение к проблеме совести в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (социальной философии, этики, истории, психологии, педагогики), изучение которых является существенным условием развития личности, становится особенно актуальным. Социально-философский анализ совести обусловлен также тем, что научное исследование этого социального явления выступает предпосылкой выработки социальной политики, ориентированной на человека.

Состояние научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты проблемы совести и ее влияния на развитие личности разработаны в трудах И.Канта, И.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.А.Фейербаха. Натуралистические теории совести представлены в трудах Ч.Дарвина, Г. Спенсера, Э.Л.Вестермарка, П.Кропоткина. Проблемы совести и развития личности, с точки зрения психоанализа, рассмотрены К.Г.Юнгом, З.Фрейдом и другими представителями этого направления. Гуманитарно-антропологическое направление представляют О.Шпенглер, Э.Фромм, В.Франки. Глобальные проблемы существования личности были поставлены в экзистенциализме: М.Хайдеггером, Ж.-П.Сартром, А.Камю, К.Ясперсом и другими. Проблемы развития личности и роли в этом процессе совести нашли отражение в работах западных исследователей Л.Кольберга, Т.Лайконы, А.Бандуры, К.Джиллиган, К.Р.Роджерса, А.Маслоу, Р.Бернса и других.

Понимание совести, основанное на "православном мировосприятии, содержится в работах С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, С.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других.

В отечественной философии советского периода активно разрабатывались проблемы совести и развития личности. Исследование социально-философских оснований анализа проблемы совести и ее роли в развитии личности содержится в трудах В.С.Барулина, В.А.Вазюлина, И.А.Гобозова, П.К.Гречко, М.В.Демина, В.А.Демичева, В.Ж.Келле, В.Е.Кемерова, М.Я.Ковальзона, К.Х.Момджяна, Ю.К.Плетникова, А.И.Ракитова, А.К.Уледова,

B.Н.Шевченко и других. Большой вклад в постановку проблемы совести и развития личности внесли труды К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Г.Г.Акмамбетова, Л.М.Архангельского, Л.И.Божович, Б.С.Братуся, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Н.А.Головко, И.С.Кона, Л.В.Коновалова, Н.Н.Крутова, Г.С.Лапиной, А.Н.Леонтьева, Г.Г.Матюшкина, Н.Н.Михеевой,

C.П.Парамоновой, Л.А.Попова, А.Г.Потапкова, А.В.Петровского, К.К.Платонова, А.В.Разина, Н.В.Рыбакова, В.М.Соколова, А.И.Титаренко,

В.А.Якубанца и других. В указанных трудах содержится глубокие социально-философские и этические идеи, выступающие основой для комплексного анализа проблемы совести. В то же время, приходится констатировать отсутствие целостной концепции роли совести в развитии личности.

Целью исследования является попытка осуществления комплексного подхода к анализу нравственного сознания личности и акцентирование внимания на особой роли совести в становлении и развитии личности.

Указанная основная цель исследования реализуется в предлагаемой работе через решение более конкретных задач.

- обосновать необходимость комплексного подхода к исследованию развития нравственного сознания личности, предполагающего взаимодействие социальной философии, этики, психологии и социологии;

- охарактеризовать уровни нравственного сознания личности и показать взаимосвязь между ними;

- показать место и функции нравственного сознания в структуре личности;

- продемонстрировать, применяя эмпирические методы, динамику ценностных ориентаций студенческой молодежи и выявить реальное отношение молодежи к такой категории, как совесть;

- представить совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования, как важное средство развития личности;

Объектом диссертационного исследования является личность, взятая в процессе развития.

Предметом исследования выступает совесть и ее роль в развитии личности. Методологической основой диссертационной работы является комплексный подход к анализу нравственного сознания личности, содержащий принципы и методы социально-философского, общенаучного и частно-научного познания. Теоретическую базу исследования составляет диалектический метод, положенный в основу анализа проблемы совести и определивший конкретные приемы исследования. Автор также применил мировоззренческий подход, отличительными чертами которого являются: междисциплинарность, мировоз-

зренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция знаний, содержащихся в различных науках.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертационном исследовании предпринята попытка осуществления комплексного подхода к анализу индивидуального нравственного сознания и определения роли совести в становлении и развитии личности. Автор исходит из того, что построение теории формирования и развития индивидуального сознания возможно лишь при взаимодействии социальной философии, этики, психологии и социологии морали, при интеграции всех знаний, содержащихся в этих науках.

К наиболее значительным результатам, содержащим новизну, относятся следующие положения:

- раскрыта методология взаимодействия социальной философии, этики, психологии и социологии морали в построении теории формирования и развития нравственного сознания личности и определении роли совести в становлении личности;

- выделены уровни индивидуального нравственного сознания: реальный, нормативный, желаемый, идеальный и выявлена взаимосвязь между ними;

-показано, что противоречия, возникающие между различными уровнями индивидуального нравственного сознания, проявляются в виде чувства стыда, вины и совести;

- выявлено, что в структуре личности нравственное сознание относится к социально-обусловленной подструктуре, определяющей направленность личности и ее смысловую сферу;

- определены функции нравственного сознания в структуре личности как "внешние": гносеологическая, аксиологическая, регулятивная, познавательная, ориентирующая, коммуникативная так и "внутренние": самопознания, самокоррекции, самооценки и саморегулирования;

- раскрыты, на основе эмпирических исследований нравственной сферы личности, основные тенденции ценностных ориентаций молодежи. Установлено, что нравственное сознание студентов обладает определенным нравствен-

ным потенциалом, ибо желаемый и идеальный уровни нравственного сознания студентов оказываются выше реального уровня, который не является достаточно высоким. В иерархии ценностей у студенческой молодежи на первом месте находятся хорошие друзья, но втором - стремление любить и быть любимым, на третьем - материальная обеспеченность, на шестом - чистая совесть;

- показано, что совесть обладает смыслообразуюшей функцией поскольку является средством моральной интуиции и функционирует как на сознательном уровне, так и на уровне подсознания;

-сформулировано определение совести как средства нравственного самопознания, самоконтроля, самосовершенствования личности, как воспитанной способности человека оценивать свои чувства, мысли, поступки в соответствии с общечеловеческими ценностями, сквозь призму понятий добра и зла;

- выявлено, что совесть имеет решающее значение в развитии личности, ибо выступает одним из элементов самосознания личности и, в то же время, олицетворяет ее способность к моральному самоконтролю и самосовершенствованию. Определено, что высшей формой проявления совести является добрая совесть.

Научно-практическая и методическая значимость исследования

заключается в том, что полученные диссертантом результаты могут способствовать углублению представлений о совести и ее роли в развитии личности. Совесть представлена как важнейший смыслообразующий фактор человеческого существования и средство развития личности. Поэтому то выводы и материалы данного исследования могут быть использованы в учебно-методических целях для подготовки спецкурсов («Духовный мир человека», «Актуальные проблемы развития личности») и отдельных лекций в рамках социальной философии («Мораль», «Искусство», «Культура» и других гуманитарных дисциплин, а также в качестве рекомендаций для" воспитания молодежи в различных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на международной научно - практической конференции "Проблемы образова-

ния на рубеже XXI века: международный диалог" (Курск, Курский государственный педагогический университет, апрель, 1996 г.); на всероссийской научно-практической конференции "Человек, наука, мировоззрение." (Московский государственный университет леса, ноябрь, 1997 г.); на научных конференциях в Московском государственном университете леса, (1997,1998, 1999 гг.). Теоретические положения диссертации были использованы при разработке методики и анализе результатов эмпирических исследований динамики ценностных ориентации студентов Московского государственного университета леса и при проведении практических занятий по философии в Московском государственном университете леса.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Первая и вторая главы, в свою очередь, разделены, соответственно, на четыре и три параграфа. Подобная структура диссертации позволяет адекватно изложить принятую ее автором целевую установку и развернуть внутреннюю логику исследования.

ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 СПЕЦИФИКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Внутренний мир личности во многом остается неисследованным для науки вообще и для этики в частности. Особый интерес представляет нравственная жизнь личности, одновременно обнаруживающая в себе равнозначные способности к совершению как добрых, так и злых поступков.

Цель данного параграфа заключается в том, чтобы раскрыть методологию взаимодействия социальной философии, этики, психологии и социологии морали в процессе изучения проблемы развития личности и определении роли совести в этом процессе.

В большинстве этических учений нравственность отождествляется с моралью. В "Философской энциклопедии", в "Философском энциклопедическом словаре" 1997 года, в "Словаре по этике" 1989 года и в ряде других изданий нравственность определяется как понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина "мораль" происходит от слова "нрав") [1.125,С.292-293; 1.140,С.223; 1,139,С.3.09]: В зарубежной психологии морали вопрос о существовании "нравственной позиции человека", нравственного сознания вообще не рассматривается. Западные психологи употребляют такие понятия, как "моральное познание", "моральное развитие" (Томас Лайкона) [2.17], "моральный поступок" [2.5, Р. 1-45], "моральная личность".

Нравственное сознание личности является областью интереса ряда наук, в том числе психологии, философии, этики, социологии морали, педагогики и других. Проблемы соотношения социального и индивидуального в развитии личности, определения роли совести в этом процессе интересовали философов, этиков, психологов, педагогов, религиозных деятелей во все периоды человеческой истории. В данном исследовании к изучению развития личности применя-

ется комплексный подход, требующий, в свою очередь, определенного пояснения и обоснования, поскольку в отечественной науке вопрос о возможности взаимодействия социальной философии, этики, психологии и социологии морали до недавнего времени оставался спорным.

В этой связи отметим особенности комплексного подхода к изучению нравственной сферы личности, предусматривающего взаимодействие социальной философии, этики, психологии и социологии морали. Во-первых, нельзя не учитывать специфику каждой науки. Социальная философия, выступающая наукой о всеобщих законах развития и функционирования общества, раскрывает место и роль совести в системе общественных отношений и в процессе развития личности. Этика является наукой о должном, о добре и зле, об идеалах. Психология - наукой о сущем, о том, что есть во внутреннем мире человека реально, о конкретных путях и механизмах его развития, о его действительных помыслах, мотивах, сомнениях и конфликтах. В центре исследования социологии морали преломление должного в сущем групповом и индивидуальном сознании. Иными словами, и социальная философия, и этика, и психология, и социология морали имеют достаточно самостоятельные предметы исследования: социальная философия рассматривает развитие личности с точки зрения всеобщих законов развития и функционирования общества, этическая наука, в первую очередь, рассматривает сущностные стороны сознания и поведения личности, психология - феноменологические и функциональные аспекты человеческого существования, социология морали - группы, структурированные по типу морального сознания. Следует отметить, что целью изучения социологии морали является морально - нравственная стратификация общества, то есть этически санкционированное поведение социальных групп. Эмпирический уровень анализа позволяет раскрыть основные тенденции развития ценностных ориентаций, обнаружить динамику морального сознания различных социальных групп общества. Во - вторых, каждая наука обладает и собственными методами. Этический подход к изучению личности неправомерно сводить к психологическому подходу, поскольку этические категории нельзя рассматривать

"по аналогии" с психологическими. В социологии морали, в свою очередь, кроме гносеологического и онтологического методов используется и ноологиче-ский метод, утверждающий, что существует не только логика физики, математики, философии, но и логика познания и поведен�