автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Советская историческая поэма (70-80-е годы)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Лаптева, Анна Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Советская историческая поэма (70-80-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Советская историческая поэма (70-80-е годы)"

»ЙШСЫЫ ькГТЛ û-Ш^Гй ¡ФАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДАГСТБОШШ! ПОДЛЫ .-.'«ГШ ИИСШЕУТ m. A.M. ГОРНОГО

Па правах ругголнсп

ДЛПХЕА Анна Леонидовна

сов-жш истсшчэсш сюа

i"D~50-a гогнЗ

Ю.Оил2' - лкгзра'?ура »:?.р~г.оз СХ? С соззгтгя'зго глр'.'глДу

à a î э р ? -J е р а т

'•г ^*V!3 СЗ^С^гЛГГТ'Э — ï-Ï ТО г. С':'.

«та-^лзтя. t с г v.ñ'/л

Работа выполнена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор ЛЫСЕНКО С.А.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

АРОЧКО Н.Н.

кандидат филологических наук, доцент ШОВ А.Г.

Ведущая организация - Гродненский государственный универб ситет. • ..

Защита состоится ^ "^¿усо^Аэ: 1991 г. 'В 16" часов на заседании Специализированного совета К 113.16.01 в Минском государственном педагогическом институте имени А.М.Горького (г. Минск, 220809, ул. Советская, .18, ауд. 482).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени А.М.Горького.

' Автореферат разослан " / " 1991 г.

1,

я

Ученый секретарь специализированного совета

к.филол^н., доц. Шавловская М.Ф.

Последние годы отмечены взлетом общественного интереса к близкой и давней история, который приобретает уже не "созерцательный", а деятельный характер: восстановление памятников, движете за возвращение городам их исконных названий.

Обращаясь в своем творчестве к переломным эпохам общественного развития, создавая^многомерные характеры героев прошлого, современные писатели вносят свой вклад в "воспитание историей". Наряду с исторической прозой и драматургией, в 70—80-е годы успешно развивалась и советская историческая поэма. В этот период создано свыше-двухсот произведений этого жанра, среди которых выделяются поэмы о былом С.Наровчатова, Ю.Марцинкявичюса, А.Кулешова, Е.Евтушенко, И.Шкляревского,'Д.Самойлова, М.Карима и некоторых других авторов. Вдесте с тем нельзя не заметить, что литературоведческая наука отстает здесь от живого литературного процесса. Помимо немногочисленных статей преимущественно обзорного характера, а также подразделов в монографиях о советской поэме (Г.Червяченко, М.Числова, Н.Мазепы, С.Коваленко)*, не претендующих на теоретические обобщения в области исследуемой нами проблемы, специальных работ по современной советской исторической поэме опубликовано не было. Она еще не рассматривалась.нашим литературоведением как определенная содержательно-структурная (жанровая) целостность во всем многообразии своих типов и разновидностей, не установлены ее хронологические рамки, не до конца выявлены и изучены "генеалогические корни" (А.Васильковский?, диалектика традиций и новаторства в исторический поэме. Нет обобщающих работ по ее поэтике. "Ждет своего исследователя и проблема-воплощения принципа историзма^-в современном поэтическом эпосе, которая имеет' свою специфику в силу повышенной субъективности отображения, условности и синтетичности поэмных форм.,

*Червяченко Г.А. Поэма^в советской литературе. —Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1978; Числов М.М. Время зрелости — пора поэмы. — М.: Сов.писатель, 1982; Мазепа Н.Р. Развитие современной советской'поэмы, г— Киев: Наук.думка, 1986; Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы.' Возможности жанра.—М.:Наука,1989.

Вместе с тем для изучения этого жанра уже существует достаточно прочная научная база. Прежде всего это не утратившие своего значения суждения о поэме Аристотеля, Гегеля, Лессинга,В.Белинского , А.Веселовского и фундаментальные положения трудов тага советских теоретиков литературы, как М.Бахтин, В.Жирмунский,Л.В моф&ев, А.Соколов, Г. Поспелов, Ы.Гуляев, а также появившиеся уже в 70—80-е годы серьезные исследования по различным аспекта! функционирования поэмного вида в русской и советской многонадиЬ-нальной литературах*.

Накопление литературного и 1фитического материала, наличие значительного числа нерешенных вопросов, ощутимая потребность в обобщанцей работе о современной исторической поэме делают настоящее исследование актуальным и назревшим.

Цели и задачи работы. Ие претендуя на освещение всего комплекса проблем, автор диссертации ставит своей целью дать достаточно полное и целостное, представление о современном состоянии поэтического эпоса на историческую тему и выявить основные тенденции его развития.

Реализация поставленной цели потребовала решения целого рядг сопутствующих задач: определение места исторической поэмы в род< видо-жанровой иерархии, выявление ее жанровой специфики, проблет

* Кроме указанных выше монографий, см.: Неупокоева Н.Г.Револ1 ционно-романтическая поэма первой половины XIX века (Опыт типол< гии-жанра)..— М.:. Наука, ¿971; Кирпель И. Лирический герой современной поэмы. Лит.-крит.очерк. — Киев: Рад.письменник,1977; Лрочка М.М. Беларуская савецкая яаэма. — М1нск: Навука 1 тэх-н!ка, 1979; ВасильковскиЙ А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы /1917—1941/. Опыт типологической характеристик

— Киев: Вшца шк., 1979; Каков А.Г. Современная советская поэма

— Шнек: Изд-во БГУ, 1981; Киканс В.П. Современная советская поэма. — Рига: Зинатне, 1982; Швецова Л.К. Современная советская поэма /1950—1970 гг./. — М.: Просвещение, 1984; Редь-кин В. А. Современная эпическая поэма. — Калинин, Изд-во КГУ, 1988; Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра. — М.: Наука, 1989.

-тематического своеобразия, особенностей реализации принципа торизма в поэме, оптимального соотношения в ней истории и сов-менности, факта и вымысла, многообразия образно-выразительных едств в поэме о былом. •

Историческую поэму мы рассматриваем как жанр поэмного вида, торый, в свою очередь, считаем явлением межродового характера.

Необходимо отметить, что историческая поэма несет в себе и щевидовые черты, присущие современному состоянию поэмного эпо-. Наиболее характерными из них стали открытая концептуапьность эмного содержания, философичность, углубленный психологазм, а кие аналитичность, придающие особую весомость, выверенность сштабным художественным обобщениям.

В то яе время это достаточно "консервативный" жанр, генети-ски связанный с такой древнейшей жанровой формой как эпопея :е случайно Г.Поспелов называет "Илиаду" "национально-историчес-■й поэмой"). Сближает историческую поэму и эпопе'ю и "далевой гляд" (1.1.Бахтин) на события уже завершенного периода. ■

Итак, историческая поэма — это произведение большой стихо-юрной формы, основу жанрового содержания которого составляет мбиоз эпопейно-поэмных черт: от эпопеи здесь — яреимуществен-ю обращение к значительным событиям (или лицам) национальной ¡тории, ориентация на общенародную точку зрения; от собственно >эмы — интерес к многообразному кругу-переживаний, помыслов, -вотв человеческой личности как таковой. Современной историчес->й поэме присуща постепенная ассимиляция эпопейных признаков по-ними, что проявляется в'стремлении к эмоционально-психологичес->му постижению истории, ее очеловечиванию и личностному прочте-1Ю, преимущественном изображении не событий, а сложного внутрен-5го мира героев и активной лиризацки эпических в своей основе >рм. Как все это отражается на структуре поэмного текста — осо-шностях построения конфликта, характеросложенйи, сюжетно-компо-щионной организации и системе изобразительно-выразительных редств, мы стараемся проследить в ходе настоящего исследования.

При спорности и неоднозначности в современной науке о лите-зтуре самого термина "Историческая поэма" многоаспектный и по эзможности целостный анализ, конкретного произведения становится

важным объективным источником для теоретических обобщений.

Материалом исследования являются крупные достижения жанра наших дней, к которым относим исторический триптих Ю.Ыарцинкя-вичюса ("Мшдаугас", "Мажвидас", "Собор"}, драматические поэмы А.Кулешова "Хамутиус" и М.Карима "Салават", поэму С.Наровчатова ''Василий Буслаев", а таете такие значимые произведения большой стихотворной формы на темы минувшего, как "Непрядва" Е,Евтушенк< "Слово о Куликовом поле" И.Шклярёвского, "За други своя" Л.Жигулина, трилогия Л.Лавлинского о Разине ("Солнце красное"), "Coi о Ганнибале", "Последние каникулы", "Струфиан" Д.Самойлова, "Серебряная изнанка" Л.Шуплова. Кроме того, в качестве иллюстрирующих примеров и общего культурологического фона привлекаются произведения советской поэмной классики (от С.Есенина до поздне] Н.Заболоцкого) и десятки поэм 70—80-х годов о былом.

Современная белорусская историческая поэма дредставлена" в p¿ боте наряду с "Хамутиусом" Л.Кулешова произведениями Р.Бородули-на, Н.Арочки, В.Зуёнка, П.Бителя', Л.Вольского, Л.Сыса и других авторов.

Помимо "позитивного опыта" в освоении темы прошлого в диссе] тавди рассмотрены многочисленные случаи неудачной интерпретации исторических сюжетов в поэмах 7U—8U-x годов.

Методологическая основа. Теоретической и методологической основой диссертации послужили высказывания 1фупнейших представителей материалистического и идеалистического направлений в философии по вопросам историзма.

Помимо основных положений отечественного литературоведения по общим проблемам теории и истории литературы, автор диссертащ опирается в своих изысканиях на основательные работы по советскому историческому роману и исторической драматургии Ю.Андрееве И.Горского, В.Оскоцкого, Л.Филатовой, Я.Чмыхова,' В.Лйзенштадта у. др., а также исследования по отдельным вопросам стиховедения и поэтики.

Научная новизна работы состоит прежде Есего в том, что в ней впервые сделана попытка теоретически осмыслить и типологйче'с .ки классифицировать многообразный поэмный материал 70—80х гг. на темы прошого, который анализируется в жанровом аспекте.

Синтетичность исторической поэмы наших дней, влияние на нее смежных жанров прозы и в особенности драматургии, сочетание ре- 6 -

алистического подхода в изображении событий и лиц минувших эпох с активным использованием условно-фантастических приемов, специфика пространственно-временной организации текста, вопросы -художественной преемственности — вот круг проблем, которые, находясь в центре внимания автора настоящей диссертации, позволяют обеспечить научность и новизну исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее резуль- ' таты и выводы могут быть использованы при чтении вузовского курса по истории советской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по поэзии.

Апообавдя научных результатов. Главы диссертации обсувдались на заседаниях кафедры русской советской литературы Белорусского государственного университета им.В.И.Ленина. Доклады и сообщения по теме работы были сделаны на всесоюзных "Фурмановских чтениях" (Иваново, 1986) и конференциях молодых ученых БГУ им.В.И.Ленина (Минск, 1987, 1988, 1989).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, первой главы "Жанровая специфика исторической поэмы (теоретический аспект проблемы)", содержащей три параграфа —"Отличительные особенности исторических поэм наших дней. Историзм как философская основа яанра", "Типы поэм о былом" и "Жанровые модификации исторической поэмы", второй главы "Проблемно-тематическое своеобразие исторических поэм 70—80-х -годов", имеюцей разделы: "Глашатаи свободы", "Ратный подвиг народа", "Талант и время", а такад Заключения.

Основной текст диссертации составляет-167 стр., список использованной литературы — 299 наименований.

Основное содержание работы.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются основные про.блемы исследования, его цели и задачи.

Первая глава посвящена рассмотрению круга проблем, связанных с жанровой спецификой современной исторической поэмы, пренде всего в теоретическом аспекте.

Отметив важность проблемы жанрового разграничения, мы указываем, что для советской исторической поэмы особую остроту при- 7 -

обретает вопрос хронологических границ. Для его рассмотрения уместно обратиться к опыту, накопленному нашим литературоведением при изучении советского исторического романа. Значитедьш вклад в установление его временных границ в -свое время внес Ю.Андреев, выдвинувший- тезис о "наличии дистанции во времени" "изображения уже завершенного периода .с целью извлечь уроки'да современности"*.

■ Эти положения были конкретизированы Л.Чмыховым, по мнению которого, верхней временной границей исторических жанров след признать четкий раздел, произведенный самой историей — Октяб] 1917 года2.

Суждения и выводы Л.Чмыхова о наличии конфетного временнс рубежа, отграничивающего "собственно-исторический" роман от ет ных жанров (прежде всего, "историко-революционного"), представ ляются важными и для определения жанрового содержания советскс исторической поэмы. Опираясь на эту концепцию,' мы не станем рг сматривать как исторические поэмы о революции, гражданской вел и последунцих событиях'в силу их принадлежности периоду, кото] нельзя считать завершенным.

Говоря об особенностях современной поэмы, нельзя не сказао о влиянии на нее прозаических и драматургических жанров. Так', ременная поэма на темы прошлого вслед за исторической прозой с нарушила интерес к концептуальному прочтению истории; ее отли* тельнши чертами стали также усиление исследовательского начал и специфический поэмный психологизм. Последняя особенность св! тельствует не только об общности идейно-художественных поискот исторических поэмы и романа, но и об их изначальных родовых, г довых и жанровых отличиях.

■'Андреев Ю. Русский советский исторический роман. 20—Зи-е годы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С.5.

^Чмыхов Л.М. О жанровой специфике советского историческогс романа // Проблемы историзма советской литературы. Сб.науч.тр. — Курск, 1984. — С.29—30.

Привнесение драматического начала в поэму связано и со стрем-¡нием к объективизации — прямо противоположному другой общеви->вой тенденции — усилению в ней личностного начала.

Большая по сравнению с прозаическими и драматургическими жан-или степень условности в поэме исторической, ее сюжетно-компоэи-[онная и изобразительно-выразительная раскованность не освобождает художника от необходимости передать если не "букву", то са- ' 1й "дух"отображаемой эпохи. Удается это не всем и не всегда.

Поэмы на темы прошлого, где герои не вписаны в эпоху, а автор з стремится к поддержанию достоверности изображаемого, уместно /лет относить к разряду условно-исторических.

Наш рассмотрены также два общезначимых для произведений ис-чедуемого типа вопроса: I) о соотношении истории и совраменно-ри; 2) о принципе историзма применительно к поэме о былом.

Историческое произведение не может бить отграничено хроноло-етескими рамками отображаемой эпохи. Впечатления и нужды соврв-знности определяют отбор исторических сведений, расстановку цейно-художественных акцентов. Вместе с тем закономерно возника-г вопрос о степени проникновения современности в отображаемый, сторический материал и мере допустимости такого проникновения ля различных исторических жанров.

Взаимоотношения истории и современности в поэме 70—80-х го-ов — сложнее, чем в повести или романе. Специфика жанра, отли-ащегося большей степенью субъективности, синтетичности и услов-ости, позволяет художнику осуществлять здесь "связь времен" не олько в завуалированной,-но и в самой непосредственной форме:, ерез перебивку временных планов, авторский комментарий к собы-иям и даже путем отождествления поэта с героем в самые "патвти-еские" моменты. Все эти композиционно-художественные средства, силивая экспрессию, дают автору возможность прямо апеллировать : сердцу и чувствам читателей.

Однако известные поэмные "вольности" в случае обращения к на-сиональной истории, ее подлинным лицам должны корректироваться ■ »собым чувством ответственности и осознанием повышенной весомос-,'и поэтического слова. Не углубляясь в социально-политический шализ отображаемой эпохи, историческая поэма способна дать ее :очннй эмоционально-психологический слепок, выявить нравственную

сущность деяний и поступков неоднозначных, личностей. Бот почему здесь также недопустимы деформации психологического облика истот-рических прототипов, всяческие попытки их "осовременивания".

Проблема оптимального соотношения истории и современности в произведениях на темы прошлого напрямую связана со степенью освоения советской литературой принципа историзма.

Теоретическими аспектами проблемы художественного историзма уже давно занимается С.Кормилов*.

Наш показано, каким образом его формулировки и выводы могут быть спроецированы на конкретные исторические жанры, в том числе и поэму, лучшие образцы которой отмечены сегодня углублением историзма.

В разделе "Типы поэм о былом" говорится о том, что наиболее разработанной и общепринятой в нашем литературоведении и 1фитике является классификация поэм по -их родовым признакам. Свое начало она берет от известной статьи В.Г.Белинского "Разделение поэзии на роды и виды" (1841), а применительно к советской поэме наиболее серьезное теоретическое обоснование и развитие получает в работах А.Василъковского и Г.Червяченко.

Жанровое содержание исторической поэмы, отображающей, как правило, судьбоносные моменты национальной истории, обусловливало преобладание в ней эпического родового начала.

Вместе с тем для художественно-изобразительной системы современной исторической поэмы (как и вида в целом) характерно возросшее взаимопроникновение и'взаимодействие родовых начал, так что относя конкретное произведение к тому или иному типу — эпическая (сшетно-повествовательная), лирическая или драматическая поэма, — мы будем исходить из его родовой доминанты. При этом самим термином "эпическое" следует пользоваться с.известной ос-' торожностъю._

*Кормилов &И. Художественный историзм как теоретическая проблема // Филол. науки. — 1977. — № 4. —С.20—21;

Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма // Проблема историзма в русской советской литературе. 60— 80-е годы: Сб.ст. — М.: Наука, 1986. — С.67—^7.

На качественные сдвиги, происшедшие в природе эпического, своевременно указал и Н.Лрочко: "... Эпическое сегодня уже нельзя расценивать как синоним довествовательности, эквивалент событийности, сюжетности. Эпическое выросло из-под их оболочки и оставило ее за собой как одну из форм. В настоящее время категория эпического довольно успешно может проявить себя также и в лирической, и в драматической формах ~ любая из них может быть выходом к масштабности способа мышления, к философской концептуалъ-ности мироосмысления"*.

На наш взгляд, возможности обновления сюжетно-повест во ватель-ной поэмы намечены и блестяще реализованы в фолькяорно-историчес-ком "Василии Буслаеве" С.Наровчатова.

"Василий Буслаев" — произведение эпическое, что обусловливается не структурными признаками (саморазвитие, сюжета, наличие объективированного характера), а широкоохватностью и глубиной авторского видения, поистине художественно-философским взглядом на отечественную историю.

Избежать сюжетной заданности, былинного "биографизма" (а значит, и иллюстративности) помогла С.Наровчатову его подлинно новаторская идейно-художественная концепция в поэме. Здесь имеет место собственная, принципиально иная градация драматического и своя критическая точка — "эпическая" кульминация, знаменующая "порыв в новое состояние" (Ю.Марцинкявичюс). Благодаря этому "Василий Буслаев" стал не просто поэмной интерпретацией неродного эпоса, а его переосмыслением в свете ключевых проблем современности.

, Лиричэскзя форма в ее,' так сказать, "очищенном" виде, на первый взгляд, мало пригодна для поэмы о минувшем, в которой казалось бы изначально должны присутствовать и особый колорит, и событийный сюжет, и объективированные характеры. В лирической не поэме, где "объектом типизации становится авторское сознание" (Г.Червяченко), эти элементы, как правило, ослаблены, а могут и отсутствовать вовсе. Вот почему подобная поэмная конструкция, лишившаяся своего событийного.каркаса и поддерживаемая лишь энергией авторских мысли и чувства, в случае недостаточной "энерго-

^Арочко Н. Судьбы поэтического эпоса // Художественные иска-1шя современной советской многонациональной литературы: Сб.ст. — Кишинев: П'тиинца, 1976. — С.222.

вооруженности" последних, еыглядит особенно легковесно и уязь мой.

Если же лирический способ изображения подкреплен взвешеннс авторской концепцией, которая, развиваясь, связывает воедино I конструктивные-компоненты произведения, то этот тип поэмы там способен вместить подлинно эпическое содержание. .Ассоциативны!: принцип организации сюжетно-композиционного материала — осноь полагающий для лирической поэмы наших дней — позволяет худож^ сопрягать отдаленные понятия, идеи, эпохи и с_помощью системы волов, "сжимающих" поэмное пространство, выходить на глобальнь философские обобщения.

Среди лирических поэм следует выделить поэму-монолог и поэ цикл.

. К поэме-циклу, на наш взгляд, следует причислять-лишь ярой ведения с выраженным "поэмным"-содержанием, отдельные фрагмент которых связаны развитием сквозной лирической темы или образа (например, "По следам Руставели"'И.Абашидзе).

Что касается поэмы-монолога, то, основанная на со временно й тематике, она, как правило, представляет собой авторскую исповедь или проповедь ("Двадцать пятый час" Е.Исаева, "Чернобьшь-ская_мадонна" И.Драча). Когда же первотолчком для лирического мовыражения становится судьба выдающейся (чаще творческой) лич нооти, ее высокий пример служит путеводной звездой в нравствен философских исканиях поэта ("Мой Бетховен" А.Маркова, "Мой Пуш кин" Н.Доризо, "Печаль паломничества" Р.Бородулина).

Лирическая поэма о былом, стремящаяся путем эмоцнонально-п хологического проникновения к постижению внутреннего мира одно из "титанов духа", нашла достойное художественное воплощение в "Толстом" (1978) Ю.Марцинкявичюса.

Еще в начале 7и-х годов нашей критикой было замечено, что иболее подходящей формой для романтической интерпретации истор ческих тем все чаще оказывается поэма драматическая. К ней обратились такие несхожие по характеру свое: дарования и творческой манере художники, как Ю.Марцинкявлчюс

("Шндаугас", "Мажвидас", "Собор"), М.Карим ("Салават"), А.Кулешов ("Хамутиус"), Н.Арочко ("Крево", "Оудный'день Скорйны"), В.Сорокин ("Дмитрий Донской"),.Д.Парпара ("Противоборство", "Потрясение") и ряд других авторов.

Привнесение драматического элемента в художественную ткань значительного числа поэм о былом объясняется прежде всего особенностями их реально-исторической первоосновы. Острота и напряженность жизненных коллизий, бескомпромиссный характер борьбы старого и нового, передового с косным и отжившим, требуют адекватной художественной формы для своего воплощения. Отсюда — возрастание удельного веса драматической поэмы — сложной "контаминативной формы" (А.Еасильковский), которая, синтезируя черты лиро-эпоса и драмы, предоставляет художнику наибольший простор для объективного разрешения конфликта.

Теоретическому осмыслению функционирования драматической поэмы в дореволюционной и советской литературах посвящены соответствующие разделы в работах Л.Демьяновской, Г.Червяченко, А.Ва-сильковского, Н.Арочки, Л.Мирошниченко и некоторых других авторов.- Виесте с тем отдельные исследователи (В.Киканс, А.Богданов) по сути отрицают наличие подобной жанровой формы, относя произведения этого типа к явлениял не поэзии, а драматургии.

Всесторонне рассматривается в этом разделе представляющая, на наш взгляд, наибольший интерес проблема разграничения дра- " матической поэмы и такой формы стихотворной драмы, как трагедия в стихах, зачастую сближающихся между собою в проблемно-тематическом плане.

По' характеру соотношения родовых элементов в художественной структуре драматических поэм весьма условно их можно разделить на лиро-драшгические и эпико-драматические. .

По сравнению с лиро-драматическими, эпико-драматические поэмы на исторические темы отличаются большей степенью объективизации и более глубокой разработкой характеров, как правило, в них шире и круг отображаемых жизненных явлений.

Эпико-драматические поэмы "Салават" М.Карима, "Хамутиус" Л.Кулешова и "Собор" Ю.Марцинкявичюса подробно анализируются во второй главе диссертации. Здесь же мы останавливаемся на есенинском "Пугачеве" (1921), остающемся непревзойденным об- 13 -

разцом произведения с доминирующим лиро-драматичесюш началом , и прослеживаем его влияние на современную поэму на темы прошлог

Классификация исторических поэм по типам на основании родовой доминанты помогает прояснить многие вопросы нынешнего состс яния жанра и обнаружить основные тенденции его развития. Однакс она не способна в полной мере отобразить жанровую специфику исторической поэмы во всем многообразии ее форм. Для этого нам пс требовались дополнительные способы классификации.

Историческая поэма сегодня — жанр, бесспорно, перспективнь Об этом свидетельствует и бурный рост ее новых жанровых образо! ний. Однако до сих лор остается нерешенной проблема критериев ¡: принципов разграничения внутрижанровых разновидностей поэмы в целом, как нет и общепринятого определения самого понятия жанре вая разновидность.

Учитывая опыт рада исследователей (А.Васильковского, А.Кавс ронкова, Г.Червяченко, И.Кирпеля, В.Киканса, Ю.Коновальчука, Ю.Мясникова и др.) попытаемся обосновать свою рабочую классификацию внутрижанровых разновидностей.исторических поэм 70-х — 80-х годов — по способам воплощения их содержательной специфики и нацеленности на воссоздание тех или иных сторон исторического процесса.

Среди поэм о прошлом наряду с традиционной поэмой-биографие которой в наибольшей степени привержены мастера старшего поколе ния (С.Бобров "Евгений Делакруа, живописец", Л.Братин "Ермак", П.Битель "Сказание про Опанаса Берестейского"), в последние десятилетия плодотворно развивается историко-философская поэма, представленная именами Ю.ГЛарцинкявичюса, А.Кулешова, Р.Бороду-лина, И.Арочки, Л.Белшевица, В.Людена и других авторов. Постиж* ние философии истории и связи времен,- осмысление места и роли Личности в историческом процессе — такова творческая сверхзадача, которую ставят перед собой создатели современной поэмы ш темы прошлого.

С этой разновидностью жанра наша критика обоснованно связывает и известные достижения, и большие надежды.

К постижению прошлого художники адова идут и методом осво-

зиия народно-поэтической, песенкой, былинно-сказовой стихии. Тменно такой подход помог Л.Лавяинскому, не повторяя литературах предшественников, сказать свое сокровенное, свежее и весомое злово о Степане Разине (поэмная трилогия "Солнце красное").

Усилившийся интерес к народной интерпретации событий минувшего в поэзии 70—80-х годов выразился в создании целого ряда фольк-юрно-исторических произведений ("Лвдотья-рязаночка" В.Бокова, 'Старина о Лыбеди и ее братьях" В..Андреева, "Евпатий Коловрат" Сорокина, "Олово о Куликовом поле" И.Шкляревского).

Г.Червяченко отделяет поэмы на фольклорной основе от собствен-ю исторических поэм. Однако лучшим произведениям этой жанровой »азновидности присущ подлинный историзм.

Привлекательность этой жанровой формы для современных худож-шков заключается, на наш взгляд, в возможности одновременно вн->азить и своё, глубоко личное, и общенародное отношение к герою : эпохе.

Сегодня историческая поэма на фольклорной основе _— одна из [аиболее продуктивных разновидностей жанра.

• "Открытость" произведений большой стихотворной формы наших ;ней,'их успешное взаимодействие с родственными жанрами прозы, ублицистики, драматургии, поиск новых художественно-изобразитель-:ых форм и средств (равно как и возрождение полузабытых) привели, .омимо значительного числа героико-исторических произведений, к озданию историко-публицистических ("Ивановские ситцы", "Непряд-а" Е.Евтушенко, "Набатные колокола" В.Фирсова), историко-фантас-ических ("Кубок Большого Орла" П.Антокольского, "Струфиан","Пос-едние каникулы" Д.Самойлова) и истотако-сатирических ("Мощи Алек-авдра Невского" П.Антокольского, "Серебряная изнанка"'А.Щуп-ова) поэм.

Как и в давние годы, лучшие произведения на темы истории (не олько поэзии, но к прозы, живописи, музыки) в обстановке стаг-ации и безвременья продолжали выполнять функцию, так сказать, стетической оппозиции.

Исследуя жанрово-стилевую систему современной советской помп, Ю.Коновальчук приходит к выводу, что при Есем многообразии, огатстве стилевых качеств поэма 70—80-х годов остается весьма

I устойчивой структурно-художественной системой, в рамках которой идет постоянное обновление проблемно-тематическою содержания*. Это общее замечание с полным правом может быть распространено и на жанр исторической поэмы.

Вторая глава освещает проблемно-тематическое своеобразие исторических поэм 70—80х годов.

Между жанровой природой исторической поэмы и ее проблемно-тематическим своеобразием существует самая тесная взаимосвязь. Тематическая общность — преимущественное обращение к ключевым проблемам и событиям уже завершенного периода выступает в исторической поэме в качестве одного из ее жанрообразующих принципов.

Поступательное развитие жанра исторической поэмы в течение двух последний десятилетий в какой-то степени стаю контрастировать с общим положением поэмы как литературного вида. О наметш шихся здесь кризисных явлениях критика заговорила уже в начале 70-3!?. Несмотря на появление отдельных значительных произведений, в последующем эти тенденции лишЬ усилились. Причину такого положения следует искать, на наш взгляд, в самой природе поэмы — вида преимущественно воспевающего®. Другой видовой признак, на который указывал еще В.Г.Белинский — значительность отображаемого^. И наконец, последним условием полноценного существования поэмы является наличие в ней "обратной связи" — созвучности иде! ного содержания, пафоса произведения народному миропониманию и мь роощущеншо,

. ^Коновальчук Ю.В. Канрово-стилевая система советской поэмы 1970—1980-х годов // Системность литературного процесса: Сб.науч.тр. —.Днепропетровск, 1987. — С.85.

2См.материалы дискуссии "Пути и судьбы современной поэмы" // Лит.обозрение. —1973,—№5,7,9,11; -1974.-й 1,2,4,6,10, II.

®См.: Гуляев Н.А. Теория литературы. 2-е изд.—М.: Высш.шк., 1985. —0.125. '

^Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души" // Полн.собр.соч.: В 13 т. —Ы.; Л., 1955, —Т.6. — С.415.' -

Обнаруживать во все более деформирующейся реальности 70—х начала 80-х годов общезначимые тематические пласты, достойные "воспевания", оказывалось все сложнее.

В таких условиях осознанная или неосознанная тяга поэтов к истории — явление как знаменательное, так и закономерное. Однако, если для одних уход в прошлое стал своеобразной тематической "нишей", позволяющей избежать идейно-естетических компромиссов и, так сказать, сохранить лицо, для других историческая проблематика была самоценной и органичной. Обращение художников к национальным истокам помогало выявлять корни многих современных конфликтов — социальных, идеологических, нравственных — и намечать пути духовного обновления личности.

В этом смысле в высшей степени симптоматичен тот повышенный интерес, который обнаружила современная поэма о минувшем к таким мировоззренческим проблемам как личность и история, личность и государство, личность и общество. Подлинно новаторское воплощение они получили в двух столь различных по своим тематике и стилистике произведениях, как "Василий Буслаев" С.Наровчатова и "Мин-даугас" Ю.Марцинкявичгоса. Обе исторические поэмы, которые "вынашивались" в атмосфере "оттепели", наступившей после XX и ХХП съездов партии, стали поворотным пунктом в развитии этого старого жанра. Свобода воли, которой наделяют С.Наровчатов и Ю.Мар-цинкявичюс своих персонажей, ставит их в иные отношения.как к истории, так и к современности. А это позволяет, не модернизируя событий прошлого, предельно их актуализировать. Так, по мнению одного из зарубежных критиков, в "Шндаугасе""поставлен один из роковых вопросов нашей эпохи: оправдывает ли цель средства"*.

Указанная проблема имеет еще один аспект, который нуждается сегодня во взвешенном художественно-философском осмыслении. Это вопрос о месте и роли "маленького человека" в историческом процессе. его судьбе и праве на счастье.

Героями исторических поэм всё чаще становятся не только прославленные деятели минувших эпох {Авиценна, Джордано Бруно,

*Цат.по: Кубилгос В. В широкий мир: Литов.лит. в оценке зарубеж.критики // Дружба .народов. — 1984. —.'6 6. —С.244.

Ермяк, Лев Толстой), но и лвди, чьи имена, казалось, уже навсег да преданы забвению. Таковы русский путешественник Николай Реза нов ("Авось!") и настоятель муромского монастыря Андрей Полисадов (одноименная поэма) у А.Вознесенского.

Возросший демократизм при выборе героя, установка на показ уникальности, неповторимости каждой человеческой личности способны значительно расширить и обогатить проблемно-тематический диапазон современной исторической поэмы.

И в застойные годы советская историческая поэма в своих луч ших образцах успешно противостояла идеям примитивно понятой целесообразности (государственной, политической, социально-клдссс вой). Обращение к фигурам государственных деятелей-миротворцев в ряде поэм 70—80-х годов ("Противоборство" (1981) А.Парпары, "Крево" (1981) Н.Арочки) стало отходом от сложившихся в практике исторических жанров традиций.

В наши дни поэма о былом обнаружила тенденцию к принципиаш но иному прочтению, казалось, досконально изученных и уже неоднократно "опоэтизированных" страниц национальной истории, а тш же ее ключевых фигур.

Автор поэмной трилогии "Солнце красное", 1983 ("Соловецкий апостол", "Море Хвалынское",' "Стенькин колонэл") Л.Лавлинский в очередной раз обратился к образу Степана Разина.

Предтечей Л.Лавлинского в новаторском осмыслении разинской темы был, как известно, В.Щукшин. Пристальный интерес к фигуре Разина в "застойные" годы объясняется, на наш взгляд, с одной стороны, отсутствием в современности созвучной народному идеал; личности подобного масштаба, а с другой, настойчивым стремлением добраться до корней русского национального характера. .

И сегодня, несмотря на расширение'проблемно-тематических г ризонтов, существенным недостатком значительного числа исторических поэм остается предсказуемость художественных решений. Причем, если раньше она во многом обусловливалась доминирующи социально-классовым подходом, то теперь' всё чаще — узконациональным.

Возможный качественный прорыв в освоении исторической те-

'лтики большой стихотворной формой, на наш взгляд, следует ис-;ать на путях, указанных Н.Заболоцким в его последней поэмэ Рубрук в Монголии" (1958).

Новаторство поэмы видится нам в размыкании круга национальных проблем и выходе на вневременные, общезначимые ценности.

В наши дни поэма о минувшем отличается таким проблемно-те-ютическим, канрово-стилевым и художественно-изобразительным бо-'атством, какого она, пожалуй, не знала даже в 20—30-е годы, пе-1И0Д, на который пришелся пик ее популярности. В орбиту пристального внимания современных художников попадают.темы и сюжеты из течественной — реже зарубежной — древней ("Рим" В.Людена, Поединок" Д.Павлычко), средневековой ("Евпатий Коловрат" В.Со-окина, "Открытие Сибири" М.Шиханова, "Сказ о царевой смерти" .Борина), новой и новейшей истории ("В.селе Коломенском" М.Ску-атова, "Наполеон" В.Сидорова, "За други своя" А.Жигулина).

При всей "гаирокоохватности" поэмы о былом 70—80-х годов те-ерь, как и в предшествующие десятилетия, магистральными для нее стаются тема борьбы с социальным угнетением, а также героико-атр'иотическая и культурно-историческая темы.

В разделе "Глашатаи свободы" отмечено, что многовековая орьба народов России за свое социальное и национальное освобож-ение — традиционно центральная тема- советской исторической помы.

Сегодня в центре многих исторических произведений большой тихотворной формы — крупные, социально активные личности, лю-и-маяки, выражающие и до конца отстаиваодие прогрессивные для воего времени идеи и тенденции.

Значимая нравственно-философская проблематика (помимо оче-идных чисто художественных достоинств произведений) обеспечи-а особый интерес читателей и критики к появившимся'в 70-е годы раматическим поэмам М.Карима, А.Кулешова, Ю.Марцинкявичюса. спех этих представителей национальных литератур отчасти можно Зъяслить и их способностью полнее сконцентрироваться, сосродо-очив в образе выдающейся личности весь социально-исторический нравственный опыт своего народа.

"Судьба народная" , увиденная сквозь призму человеческой судьбы ближайшего сподвижника Пугачева Салавата йдаева-— вот тема поэмы-драмы Мустая Карима "Салават" (1971). Заглавный герой предстает в ней -как квинтэссенция лучших чёрт башкирского национального характера, реальное историческое лицо и одновременно человек-мечта.

Башкирского поэта интересуют не перипетии сражений пугачевцев с царскими войсками, а противоборство полярных мировоззрений — борьба идей. Б соответствии со своей художественной концепцией он создает поэму-исследование — исполненный внутреннего драматизма диспут Салавата со своими идейными противниками (Екатериной П, Карателем, Баишем), Временем и самим собой.

К вершинным достижениям современной советской литературы принадлежит, по нашему мнению, драматическая поэма А.Кулешова "Хаму тиус'Ч 1975), где поэт обратился к образу Кастуся Калиновского, вождя восстания 1863—1864 годов на территории Белоруссии и Литвы. '

У ¿.Кулешова главный герой — не только идейно-художественный центр поэмы, но и фокус ее сложной сюжетно-композиционной структуры, в котором перекрещиваются все линии многослойного конфликта. В произведении мы' не встретим упрощенно-оптимистического толкования "проклятых вопросов"бытия, принципиально неразрешимых в рамках конкретной общественно-исторической ситуации.

Литературные реминисценции (из пьес Шекспира, "Фауста" Гёте, лирики Ы.Лермонтова, М.Богдановича) и символика, пронизывавдая всю художественно-изобразительную ткань поэмы, способствуют, выходу в план масштабных обобщений.

Комплекс авторских идей реализуется в "Хамутиусе" и с помощью пространственно-временного континуума.

В разделе "Ратный -подвиг народа" рассмотрены поэмы Е.Евтушенко "Непрядва" (1980) и И.Шклярерского "Слово о Куликовом поле" (1982). :

И.Шкляревский сознательно строит свое повествование строго в рамках воспроизводимой им эпохи. Новаторство поэмы заключено как раз в ее внешней традиционности, в бережном отношении к и с-

•орико-литературным источникам и принципиальном отказе от вся-;ой модернизации в изображении реальных событий и лиц. Талант «переживания, присущий поэтическому дару И.Шкляревского, позво-шл воплотить в поэме не только научно-историческую, но и народ-що"точку зрения на Куликовскую победу и ее героев.

По-иному подошел к теме "Донского побоища" Е.Евтушенко. Для [его обращение к событиям шестисотлетней давности — это, прежде ¡сего, еще одна возможность выявить на широком историческом фоне юлевые точки современности. Открытая публицистичность, ориента-(ия на проблемы века нынешнего определили и сюжетно-композицион-[ую структуру "Непрядвы".

В разделе "Талант и время"подчеркнуто, что сегодня, поэтов [ривлекают образы не баловней судьбы, а подлинных "титанов духа", шнужденннх преодолевать мощное сопротивление как консервативной ¡оциальной среды, так и самого "дряхлого времени".

В своем разборе останавливаемся на поэме-драме "Собор". (1971, [еревод на русский язык 1975), заключительной части триптиха, ку-1а, помимо нее, вошли также драматические поэмы "Миндаугас" и 'Мажвидас".

Триада — художник и время, художник и власть, художник и (бщество, — составляющая проблематику собственно "Собора", по-юряется идеей гражданского долга, стержневой для драматической .'рилогии в целом.

Появление таких крупных полотен, как поэмный триптих Ю.Мар-(инкявичюса, "Солнце красное" Л.Лавлинского, трилогия С.Поликар-юва "Град белокаменный" (1970—1978) ("Подкова под порогом", 'Троица", "1£ад белокаменный") и даже роман в стихах "Маруся Чу->ай" (1979) Л.Костенко свидетельствует о потенциальных возможно-¡тях произведений большой стихотворной формы на историческую те-1у, способных вместить подлинно эпическое содержание. Еще одним доказательством поступательного развития исследуемого жанра яв-[яется активное освоение исторической тематики национальнши ли-'ературами. Помимо уже называвшихся авторов, единство националь-юго ' и интернационального отчетливо проявляется в поэмах на ?емы прошлого М.Карима, И.Драча, Д.Павлычко, М.Каноата, Т.Зуль-

фикарова, М.Геттуева, H., Дамдинова и ряда других художников слова.

Свой долг истории родного края постепенно начинает возвращать и белорусская поэма.

Историческая поэма 70—80-х годов в своих лучших образцах решительно изживает эстетику готовых формул и выводов, базируто-щуюся на вульгарном историзме, то есть взгляде на историю как на политику, опрокинутую в прошлое. Это помогает ей избавиться от схематизма и иллюстративности и, используя совдалъно-психолс гическую детерменированность образов, различные способы их типизации, смело выходить на масштабные художественные обобщения.

В заключении подведены некоторые итоги-исследования, обобщены сделанные в работе наблюдения и выводы. Мы еще раз указываем здесь на то, что подробный аналитический разбор ряда исторических поэм 70—80-х годов позволил выявить многообразие их проблематики, жанровые особенности, хронологические рамки, теоретически осмыслить и типологически классифицировать богатый п< эмный материал, определить место исторической поэмы в современ ной советской литературе и тенденции ее дальнейшего развития.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблема характера в поэме С.Наровчатова "Василий Буслаев" // Bóchík ЩУ.~СерЛУ.—1984__№ 1.-0,4 п.л.

2. Куликовская битва в современной советской поэме // Болгарская русистика. —1986.—№ 2.—0,7 п.л.

3. Идейно-художественное своеобразие поэмы И.Шкляревского - "Слово о Куликовом поле" // Весн1к ЕДУ.—Сер.IУ.—-1988.—№ 1.-0,4 п.л.

4. Аб рол! л{таратурна-г{старычных рэм1н!сцэнцый у пазме А.КУляшова "ХамуЩус",// ВесШк БДУ.—Сер. 17.—1987. -»I— 0.2 п.л. _

Подписано к печати • ,ф0п;лат 60x84.Бумага № I.

Объем I п.л. Заказ № 79/. Тираж IDO экз. Бесплатно.

Отпечатано на ротапринте Белгосуниверситета им.B.II.Ленина,

220050, г.Минск, ул. Бобруйская, 7.