автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Современная материальная культура чувашей (1980-е годы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Матвеев, Георгий Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Современная материальная культура чувашей (1980-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная материальная культура чувашей (1980-е годы)"

Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. М. В. Ломоносова

На правах рукописи

¿МАТВЕЕВ Георгии Борисович

СОВРЕМЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШЕЙ

(1980-е годы)

Специаль ность: 07.00.07 — этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЛШСКВЛ— 1992

Работа выполнена в отделе народов Прибалтики, Поволжья и Европейского Севера ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор В. В. Пименов

Официальные оппоненты

— доктор исторических наук, профессор В. И. Козлов, кандидат исторических паук С. П. Поляков

Ведущее научное учреждение—Марийский научно—исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева.

Защита состоится «_»_ 1992 года в___ часов

на заседании специализированного совета К.053.05.29 по археологии и этнографии в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, исторический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А. М. Горького (Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетом /МГУ им. М. В. Ломоносова).

Автореферат разослан »__".__ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета доцент

Л. 13. ЗАСЕДАТЕЛЕВА

ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы. 3 современную эпоху материальная культура значительно изменилась, что однако не означает разрыва с народньми традициями. Поэтому особенности ее развития в разной социально-экологической среде (село, город/, проблема культурной преемственности, ссотноагния. нозкх унифицированных и специфически этнических злемэнтоз продолжают приковывать к себе внимание исследователей. В последние годы особую значимость приобрело изучение /розня трад;щиснкссти (степени приверженности к этническим традициям) как з отдельно взятых сторонах культуры этносов, з том'числе в материальной культуре, так и в различных социальных группах, этнографических зонах и т.д.

Материальная культура чувашей издалась как методами традиционной этнографии, так и путем сбора массовых данных с помощью специальных анкет. исследовательский интерес к материальной культуре чувашей особенно усилился з посде2ое:;нь:й период: значительно расгирился круг тем, территориальные рамки исследований (ими охвачено тах;:<е чувашское население, прогнивающее з соседних республиках и областях). Вместе с тем не зее компоненты материальной культур-.: изучались разномерно, гллример, не ксслэдсвако раз-зптиа Дс:.г;зсгс д«кора индивидуального .т.илипа. Характер и структура питания, ого традиционнее особенности с серьдины Г^5'0-х го-до с почти но рдсс.\:чтрпз.:.лнсь'. мо • 1£ЬС-х годеэ материальная культура городского населения не стала объектом внимания исследователей .

Изучение современной материальной культуры, ее этнических аспектов является актуальной проблемой этнографии чувашского народа.

■Объектом исследования з настоящей работе являются компоненты материальной культуры (а именно: жилице, одежда, пища) сельского и городского чувапского населения, просеивающего з пределах Чувашской Республики, кучный и практический интерес представляет исследование.зспросоз о том, что в материальной культуре устойчиво бытует, а что вытесняется из жизни, какие элементы теряют свою актуальность. а .какие закрепляются в форме рекультура--

дик, как идут указанные процессы в различных социальных слоях, " этнографических зонах, субзтнических группах и т.п. Важное значение приобретает и рассмотрение таких аспектов, как место материальной культуры в системе этноса, степень бытования ее основных 'элементов, взаимодействие с обшими социальными явлениями,> с темпами урбанизации, отношение чувашей к своей традиционной национальной культуре, выявление перспектив функционирования эт-носпецифических элементов. *

Исследование материальной культуры народа имеет таюге существенное прикладное значение. Знание особенностей ее развития, этнических, местных традиций может содеГсствовать выработке практических рекомендаций и решений.

Основные положения диссертационной работы изложены в коллективной монографик "Чуваши: Современные этнокультурные процес-скг Сглаза "Материальная культура чувашей), в написании котороР. принимал участие автор.

Предпринятая в диссертации попгтка проследить в обших черта:: изменения материальной культурн на отдельных этапах за последние 70 лет привела к необходимости коротко осветить ее основные традиционные формы. Е принципе этнокультурные процессы на современном этапе развиваются на этом фоне.

Цель исследования - выявить особенности функционирования материальной культуры (на примере жилица, одежды и пищи) чувашского этноса е 1980-е годы.

Б работе поставлены следующие задачи:

- проследить особенности перехода от традиционных форм материальной культуры к современным формам;

- выявить традиционные, своеобразные в этническом отношении элементы материальной культуры, их место и роль в современной материальной культуре;

- установить влияние индустриально-урбанизированных форк е различных сферах материальной культуры, определить соотношение атих форм с традиционными;

- выявить тенденции по показателям, выражавцим знание традиционных элементов материальной культуры, их бытование, отношение к ним;

- показать необходимость и целесообразность учета этнической и местной специфики в области материальное культуры при при-

нятии практических решений.

В отдельных главах настоящей работы решаются некоторые частные задачи.

Методологическая основа.исследования. При анализе материала использованы теоретические и методологические принципы комплексного подхода,_принятые в этносоциологических и этнографических исследованиях1.

Источники. В основу диссертационной работы положены материалы статистика-этнографического исследования чувашского и русского населения, проведенного в Чувашии в 1561-1582 годах Институтом этнографии им. Н.Л..Миклухо-;.!аялая АН СССР совместно с НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАСС? по теме "Современные этнические процессы в Чувашской ¿ССР". Использованы также данные переписей населения и другие систематические сведения государственной статистики; материалы из фондов Центрального государственного архива (ЦГА) и архива НЯИЯЛйЭ при Сонете Министров Чувашской Республики (НА ЧЩИ); полевые материалы, собранные автором в 1979-1989 годах; даяные периодической печати; этнографические и исторические описания, исследования архитекторов и искусствоведов.

Литегатуга. При ранении поставленных задач в работе использованы имехякие общетеоретическое значение труды этнографов: Б.З.Аруткняна, Ю.З.Брсмлея, Е.Э.Бломквист, Г.С.Масловой, 3.3.Пи-менова, Т.В.СтанжкоЕич, С.А.Токарева, Л.Н.Терентьезой, М.НЛмеле-вой и др. Принципиальное значение имеот работы, посвященные опыту применения комплексного подхода при исследовании социальных процессов и явлений, етатистико-этнографические и зтносоцислогические исследования. Автор руководствовался также исследованиями по этническим процессии, по материальной культуре, з том числе по народам Урала-Поволжья. ' ■

лзтором учитывалась степень изученности материальной культуры чувашей, которая, с одной стороны, выступает, как часть более юрского лсторико-зтнографического изучения чувашского народа,

- Гименов Б.В. Удмусты. Опыт компонентного анализа этноса. - Л. 1-77; Освременнье этнические процессы в Чувашской АССР. Методологические указания и рекомендации по программированию,, технике и организации статистико-этнографического исследования. - Чебоксары, 1564; Этносоциология: цели, метода и некоторые результаты исследования. - , 1984.

с другой стороны, - как самостоятельная тема*. Центральное место занимает исследование традиционно-бытовой культуры, шесте с тем в поле зрения этнографов находилась проблема соотношения в материальной культуре ее общегородских и традиционных черт к особенности их эволюции. Все это свидетельствует о том, что сложились необходимые условия для постановки проблем, связанных с выявлением внутренних сущностных связей, закономерных отношений и тенденций развития цатерчадькой культуры на основе ксггплексно-го подхода, с использованием статистических методов.

Научная новизна. В диссертационной работа впервые предпринята попытка рассмотреть параллельно материальную культуру чувашского городского и сельского населения. Она призвана в определенной степени восполнить пробел в изучении этнических традиций, в материальной культуре чувашей-горожан. На основе применения количественна: методов стало возможны! определить значение и роль градационных. элементов (не конкретных, а ь общем плане). с составе жилкца, одеззды, пищи, выявить кх знание, бытование и отношение к ним в различных социальных группах, типах поселений, этнографических'зонах. Использование методики целостного, комплексного рассмотрения компонентов этноса позволило, установить внутренние и внешние связи лбремекшх материальной культуру, от— ракенннх в программе статистйко-отнографического обследования, установить группу детерминирунцих факторов (например, территориальных, социально-демографических и других). Б итоге исследования сфорлулироЕаны выводы, Е частности,с тс:.:, что традиционная материальная культура из зсех четырех обследованных массивов (чували - город, село и русские - город, село) более Егражена у чувашского сельского населения; о разной степени вытеснения традиций к освоения новых фор! в указанных массивах (в отличие от русских у чуваке:"; мезду сельским и городским населением более заметна дифференциация в соотношении нового и традиционного).

Свое подтверждение нашли ряд гипотез. Так, причинная обусловленность приверженности к традиционным форкем материальной культуры в сельских условиях ясно прослеживается в связях пска-

I Воробьев Н.Й. .Львова -А.Н., Романов Н.Р., Симонова Н.Р. Чуваши. Этнографические исследования. Материальная культура. - Чебоксары, 1956; Денисов Д.В. шхшональная одежда низовых чуваш южных районов ЧувашскойАХР //Учен. зап. ЧЖИ. - Чебоксары, 1555. - Вып.П; .Иванов ¿.А. Современный быт и культура сельского чувашского население. - Чебоксары, 1973, и др.

зателей, фиксирующих, в частности, тип жилища и тип одежды, менее - в системе питания в силу ее относительной самостоятельности и устойчивости; в городских уелоеиях детерминирующие связи проявляются в осиоеном в пике, ибо в других сферах связь с относом в значительной степени утеряна. Зыявлены особенности проявления тенденции рекультурации (возобновления традиций) в ряде сторон материальной культуры. В научный обиход введен определенный массив фактического материала об особенностях развития ка современном этапе индивидуального :-?.илиша, традиционной национальной оде.т-ды, ПИ1ДИ.

Практическая значимость работы состоит в том, что изложенное в не'Л материалы и выводы могут быть пол.езнн.ш при дальнейшей разработке проблем современных этнических процессов.(струк-тугно—Ьуняциональкых аспектов, исторической динамики и др.), з исследовании национальных рерм современной материальной культу-гы. Результаты работы могут быть использованы-при решении практических задач - в сфере бытового обслуживания населения, сб:дест-зенком питании, -илненсм строительстве, местной промышленности. Материалы исследования могут найти применение в методической га-боте по вопросам народного быта, и творчества.

Алгобаыия саботы. Основные разделы исследования нашли отса-~.<?ние а десяти статьях и з главе "¡Материальная культура" монографии .-"Чуваши: Современные этнокультурные процессы". Положения диссертации излагались ка научной конфере>щик по итогам Чу~й2-ской статистико-этнографичесиой экспедиции 1551-1582 годов (Чебоксары, 1962), на научно-практических конференциях "Культурно-бытовые процессы з современном селе Чувашской АССР" (Чебоксары, 1963), "Вопросы совершенствования социалистического образа :-кизни з Чувашской'¿ССР" (Чебоксары, 1584), на этнографическом ссгеаа-нии "Современные этнические и культурно-бытовые процессы у народов Урало-Поволжьн и Европейского Севера СССР" (Устинов, 1985). Диссертационная.работа сбсуядалась ка заседаниях отдела этнографии .1ИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской Республики "и кафедры этнографии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

СОДЕНКАШБ ДИССЕРТАЦИИ

Бо введении обоснованы актуальность темы, ее практическая значимость,'определены цель и задачи исследования.

Глава I - "Программа исследования (историография, объект исследования, гипотезы, методология, методика, общиР анализ)*" -посряшена определению проблемы, методики и техники исследования. Б не!1 предпринята попытка обосновать проблему исследования с учетом направления изучения материальной культуры чувашского народа в XX е. (после октября 1917 г.), дать предварительное описание объекта и предмета изучения на основе выявления некото-рь.т. этапов развития материальной культуры; описать схему общего анализа статистической информации. Кроме того, дано краткое изложение гипотез исследования, методов сбора и переработки информации.

Б последние 70 лет осуществлялись многочисленные исследования материальной культуры чувашей. Интенсивные исследования проводились в 1920-е года. В частности, в монографии Е.В.Никольского в сравнительно-историческом плане рассмотрен почти весь комплекс традиционной материальной культуры^. Локальные варианты национального костша, формы кучевых поселение, жилища и постройки стали объектом внимания ряда исследователей^. На основе метода сопоставления традиционных черт прошлого и современного быта поселения и жилица, одежда и пища изучаются в конце 1540-х -

о

1950-е годы . Первый опыт применения выборочного массового обследования относится к 1920-м годам (изучались характер и норма питания горожан).. Эта методика в более широких масштабах использовалась при исследования культуры и быта населения 21 деревни

- Никольский К.В. Краткие курс этнографии чуваш'. Материальная культура. - Чебоксары, 192Би929).

Гаген-Торн Н.И. Этнографические работы в Чувашской республике //Краткие сообщения Государственной академик истерии материальной культуры. - £., 192Б; Егерев Е.В. Самобытное расселение народностей Казанского края //Вестник научного обществе татаро-ведения. - Казань, 1928. - * Б и др.

0 Воробьев Я.И. и др. Указ., соч.; Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). - Чебоксаш, ±960 к.др.

в 1933, 1960, 1970, 1980 годы1. Анкетный опрос наряду с традиционными методами применялся при изучении жилища и оделвды сельских яителей в 1960-70-е годьг.

Как показал историографический обзор литературу, в изучении материальной культуры чувашей достигнуты определенные успехи, хотя не все аспекты исследованы равномерно. Актуальна.! представляется изучение материальной культуры не только как отдельно ззятого компонента' этлоса, но и з связи с другими характеристиками этноса. Отсюда вытекает-, что объектом. доследования должна стать материальная культура и городского, и сельского населения.

Известно, что изучение мая-зраалькой культуры е рамхах комплексного (компонентного) анализа этноса связано с известными ограничения: 1Л. Опыт этнограф^:: СЕлдегельетзузт { что з качестЕЭ суз;егт2екгнх характеристик мсгуг бвт^. представлены традициокше э?ногра<§ичЕс:-"ге, показателя, относящееся к тгу.гг^си, оде-эдг и пища. "ВопроснжГЧуаагскэй. этнографической экспздицаг" (глазкнй икструнектарий Чувашского ст'атистшсс-зткогрзфотесхого обследована. (.ЧЗсИ) по б .-оку матгрладьксЗ культура пклзчал 14 Еопросоз-икдагаатсроз К^.- пергыен:гн;:). Вопросы, сбрмпепкне к лкчксстя, были призваны выягить владение некоторый'. этжчзскжли элемента.-где, знание национальной одежды к ищи, соблюдение определенных стереотипных перл поведения, кепельзеванпе традиционных элементов и отнесение к няы. Практический интерес ;гле~- вопросы о наличии соврсмегг-гьк предметоз обихода, припаленных изделий чувашского стиля, об отношения к вкпуску таких изделпЯ, о владении элементами прикладного искусства.

По блоку материальной культуры подлегала проверке ряд, гипо^ теа. В чкелз основных гипотез было вй^гкную првдаолежекяз, что Кп~ переменило буду? проявлять себя по-разкаыу з сельском и городском массивах йнфермецяи. Исходя пз гипотезы, что тенденция рекультуращп: Свозобновление традиционных ешкетов, образцов) полнее выразеиа в зстетизированных сторонах быта (интерьер и архитектура жилища, одезда), поставлена задача определить характер

^ Кузнецов И.Д., Фокин П.П. Первая комплексная экспедиция по изvчeнип сельского населения Советской Чувашии //Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской АССР. - Чебоксары, 1982.

^ Иванов Л.А. Указ. соч.

изменений на перспективу. Кроме того, вздвинута гипотеза (вернее, она уточнялась на чувашском материале, ибо в других регионах данная гипотеза уже проверялась), что повышение социального статуса личности в целом ведет к отказу от традиционных типов и фор; материальной культуры; вместе с тем наблюдается, особенно среди лиц с высшим образованием, и обратный процесс. Предполагалось также, что знание их совсем не обязательно влечет зь собо;: приверженность к традиционным элачентам. Были сформулированы и другие гипотезы частного порядка.

Предварительное списание объекта и предмета изучения целесообразнее было осуществить на основе выделения этапов, которые прошла в своем развитии материальная культура чуваше!'. Ь этой исторической динамике можно проследить шесть основных йтапов: 191? - 1920^-е, . конец 1920-х - 1930-е, 1940-е, 1550-е - середина 1960-х, середина 1950-х - 1970-е, 1980-е голы. Обоснованием для выделения таких этапов является, с одной стороны, происходившие в стране политические события, зхономические и социальные процессы, с другой стороны, историческая динамика ыатериалькой культуры, которая сбои особенности протекания и развития.

По каждому из выделенных зтапов отыечгны те или иные тенденции в функционировании материальной культуры.

.Методика,, техника сбора и переработка статистической информации назяи о траление в специальной работе*, что освободило автора сг необходимости их подробного изложения. Для изучения изменения качественных характеристик материальной культуры, современных тенденций ее развития использован списательно-реконструк-тивнкй метод. Автор исходит из положения, что при этнографических исследованиях остается много такого, что не может быть кэ\'-

?

чено только количественными методами .

В главе дается общий анализ структуры взаимосвязей КЯ1- переменных (по матрице статистических связей). На. этом этапе анализа статистической информации стало возможным проверить ряд гипотез, имеющих общий характер. Выявлено, что группа переменных, представляющих различные стороны материальной культуры, занимает

* Современные этническ.'0 процессы в Чувашской ЛССР. Методические указания и рекомендации по программированию, технике и организации статистико-этнографического исследования. - Чебоксары, 1964.

Шмелева й.й. Полезая^работа и изучение современности //Сов. 49&нографая. — 1985. - F3.-C.B6.

в структуре взаимосвязей различных компонентов чувашского относа определенное, и - в ряде отношений, - заметное место. 3 целом подтвердилась гипотеза, что в сельском массиве информации Л - пепемекные образует несколько болз& сплоченный контур связей, чем з городском (по той причине, что материальная культура сельского населения более традициокна, чем городского). Обращают ка :ебя знимание, в частности, признаки, фиксирующие "тип одежды на ■собственной свадьбе", "ремесленно-художественные наэыки", "тип жилища". Они имеют значительное влияние со стороны социалько-демс графических факторов. Наличие сильных связей с данными факторами объясняется в значительной мере исторически, а именно тем. что в прошлом роль традиционной материальной культуры в функционировании чувашского этноса была более значительной, чем теперь. Графический анализ матрицы связей своеобразно иллюстрирует тот факт, что удзанителями этнической специфики в материальной культуре (преимущественно в одежде и пяце), а также Декоративном прикладном искусстве, как правило, выступают женщины. Результаты обследования показали, что отношения К^- переменных с социально-демографическими факторами в целом ослаблены (что явилось подтвержденном гипотезы). Особенно "разорваны" такие связи в городских условиях, где этническое предпочтение в области материальной культуры .заметно су~ено. гл. материалах ЧЗЗИ проверено, что знание и бь.топчнио представляют ссбсй два самостоятельных аспекта пгеявления национального как в сельской, так и в городской среде. Вместе с тем видна тенденция к росту интереса к.национальной культуре. В целом, несмотря на недостатки графического изучения матрицы взаимосвязей, которое дает обобщенные, приблизительные ответы на многие вопросы, они позволяют уловить некоторые сб:цие тенденции з функционировании группы К..^- переменных.

3 главе 2 - "Жилище" - рассматриваются вопросы развития народного уялища и его архитектурно-декоративного оформления, пгоб-лемы индивидуального жилищного строительства и строительства тллья за счет государства и колхозов в 1980-х гг. (некоторые социальные и этнические аспекты), связи признака "тип гг.илища" с социально-демографическими переменными и типами населенных пунктов, этнические традиции в интерьере «илища, соотношение традиционных и современных индустриально-городских форм материалько-вевшой среды.

Этнокультурные корни элементов килшцного комплекса современных чувашей свое отражение находят в лексическом и фольклорном материале. Древним жплшцем чувашей, вероятно, была юрта, известная под названием аз, зута, £урт (для обозначения жилища в современном чугашсксм языке ¿•потребляется термины £ур.т, пурт). &илой фонд чувгшской дерезни до середины XIX в. был представлен преимущественно одкокамор:-»ыми доками хура пурт (односрубная изба без сеней с глинобитной печьэ). К концу XIX - началу XX зв. наиболее распространенными т:гпани валища стали изба + сени + клеть н изба секи. Строительные приемы чувашей формировались г целом на тех ке традициях деревянного зодчества, которые были характерны для средней полосы Росса. По многим особенностям (материал, техника .постройки, внутренняя плапировзга - сгверо-сред-керусский кот, кокструццня крыли!) чувашское видаке было близко к жилищу народов Ураяо-Дэволяъя.

Преобразования в жилище осущзг?клялись в ыекяищ!зсея условиях советского зремеки. Заметные, перемены в годе ВЭПа благспрштно отразились в развил® аилища, однако сталинское аданкпетр'фоза-ние и массовые репрессии IS30-x.rr.He кзгли способствовать углублении процесса обновления килища, которое ¡алело в 1930-е годы преимущественно характер реконструкции, некоторого улучшения внутренней обстановки яклица.

Б военные годы к а года восстановления"народного хозяйства существенных изменений в гл;лпцс в .сторону его улучшения не происходило. ¡кассовое обновление и заметкой рлссс-грс-гие КЕЕ-'.сзгьсго-го.так п городского килищного фонда наступало в 1550-е года. С этого времени идет процесс интенсивного соггращекия гредицион- . кых архаических элементов етлища,. сопрозоздахщееся некоторой стандартизацией типов построек, вместе с тем и усилением индивидуальных черт в постройках, влиянием индивидуального вкуса. Но- . вые элементы проявляются в увеличении камерности и размеров домов , дифференциации интерьера по функциональному назначению ги-лища: в четырехстеше от чистой половины, отделялась кухня (1350-е гг.), в пятистенке или доме с прирубом, крсыё того, отделялась спальня (1950-е гг.). Од}!ако градация не исчезает к в планировке ковых домов. Так, в плакировке перздкей кемнаты наблюдались повторенияпрзгних черт планировки односрубной избы. На пятеы/эщапе (середина 1960-х — 1570-е гг.). старые типы домов,.

и

как изба + сени- кзба + сени + клеть, кзба + сени + кзба становятся' кеазе хюпуяврваки, кебеяь кустгркого производства ян?гс»чя-лась фабричной. Вместе с таи делс-гаг селений на перспективные н неперспективные свертигдло кезое строительство в средах к мелких населенных.пунктах, не яатж^ихся цептралыг^л» уездьбаст. Индивидуальное строительство подвергалось незаслуженной критике. Бытовало ииекие, которое отразилось и з литературе, будто «нэгие сельские-жители продолжал? строить дека с примитивной пягкиров-кой, неудобной для проннвакия:многочисленные дворовые постройки, неудобная пхьл-фэвка двора и т.п. 3 1580-е годы прггаез негативное отношение к шгднвидуальной усадьбе пересмотрено.

Для чувгпской деревни в целен была характерна устоГпнг.ость традиций индивидуального домостроительства. 3 1530-е гг. 60 % ссроящихся долов составляли ггндевздугльнке. На пгддеркенкз традиций оказывал!! влияние следуйте факторы: заэлво большого кантикг-зкта народи:« кестерсэ, вресйЬкдасгь со5с?'2е:-:нсгЗ дона, со-' строенного по лучам какслзм нареддого годг-эстга к у.огй-.: доем*-кекнга строительно?, техники, гкргсое бхй'оггягге обдчая тездецкон-ной поасе?! и т.д. хатегиал н.способы постройки, фэрш перекрытий, планировка дома, форкы печи, декоративное ефошлекиз индивидуальных домов в целой соответствует принципал народной строительной техники и конструкции (слэдует окотить, что в Чуваши около 80 % сельских домов - деревянное).

¿¡ля народного творчества на дзнноа этапе его раогит;1Я характерны: возроздедае ряда традиционных приемов (рубка стен из брусьев "в лапу", "в крт"}, придатке. дааа нэ срг£Й?$снзого «а- . териала. современного колорита (неприуэр, обкладка дереЕяянкх срубпых и панельных дсаов кирпл«см, вытеснение го:^лд!:и паров^г отоплением и т.д.), а в домах из яйрпичккх, блочных, панегъяшс " стен {модафидЕрсзаннас, деков) - кепельзовакиа-традиционных черт (уяргяенне дегга гламектнми народного зсдчсстга, устройство хлебопекарной печи, привычная злакгрозаа и т.п.). -Издагедуггакет аодк-фздврезгнные йк'га' отгкчетгея по сгош ргагграч (70-50 яз. и и более), а их внутренняя планировка. лолузйла полнуэ пля -среднзэ функциональную диффережркцко.- й-кетилгеь тенденция- к постройке за- -яасх и других помез-зкиЯ. под .одной {д&ускагноЗ - з ееззркьзг

-районах к чоткрохскаткоЯ — з нпных). 0?з строятся, так сразило, -ЕЗ кетрзущясяых ыатвркагез (ккрп&^а, ге2езоЗгтсЕ2ЕК.я- дгрзгзн-.

ко-пргговых панелей или иных стековых конструкция) и имеют больше размеры и число окон, улучшенный архитектурный облик (мансарда, мезонин, балкон, галерея, полихромная раскраска, прспиль-ная резьба, фигурная кладка}. Такие дома чаще встречаются в юго-восточных районах республики, где индивидуальным способом строятся 80 % домов. Часто многокаыерность создается возведением дополнительных помещений: зимней и летней кухни, веранды и т.п.

С повышением комфортабельности происходят изменения и з системе отопления. Значительно уменьшилась доля печей с открытыми формами очага: на этот процесс оказывают влияние газификация, тип -или^а, тип печи, состав семьи, отчасти этнографическая зона. В частности, у низевых .чувашей хирти жизнеустойчивым сказался тип печи с вмазааньы котлом.

В народном декоре традиции хорошо сохраняются 2 геокетри-зированных узорах наличников, карниза, поля фронтона, мезонина, а в северо-западных районах - также б украаениях зорот (розетки, веревочный орнамент). Народными мастерами создастся много новых вариантов узоров с использованием традиционных мотивов, которые распространяется в той пли иной зоне (выделяются в отсм откогиа-шш аго-восточные и северо-западные районы) или группе деревень. Б' целом, домовом декоре характерны, с одной' стороны, утрата и замена в традиционных композициях одних элементов другими, новыми, с другой стороны, - создание новых композиций с нспользоеа-нием старых элементов. Однако эти прогрессивные тенденции б развитии индивидуального жилища пробивают себе путь б условиях острой нехватки строитель^тх материалов. Постановления на разках уровнях об организованной погдоц:: индивидуальным застройщикам не были эффективньки. йамегкигэеся в 19ВС-е гг. стремление благоустроить индивидуальные дома собственными силами так:ке не может развиваться должным образом из-за дефицита ряда бытовых товаров. Пренебрежительное отношение к индивидуальному строительству домов, недостаточное выделение земельных участков и строительных материалов стали одними из основных причин его сокращения, которое началось в конце 1970-х годов.

По статистическим данным, в 1945-1956 годы большая часть :?.илья б городах была возведена индивидуальными застроГ-ашкама. ¿'.ндивидуальное строительство продолжало расширяться и а условиях роста государственного жилого фонда. Однако обстоятельства сере-

дины 1260-х годов, точное, ограниченное выделение застройщикам строительных материалов и земельных участков в условиях острой нехватки жилья, привели в г.Чебоксары к зарождению самовольной 'застройки домушек С засып утек") кай массового язления. Она сыграла отрицательную роль не только в архитектурном облике г.Чебоксары, но и в сельском жилищном строительстве, став одной из причин его сокращений.

Ь городах, где застройщики являются в основной выходцами из сельской местности, индивидуальные дома строятся по строительно-кснструктивкьк принципам и традициям сельского зодчества, хотя наличествуют и свои.- городские особенности. .Мало отличаясь от домов горожан других национальностей, индивидуальные дома чувашей-горожан дифференцируются по времгни их возведения, по архитектурному облику, размерам, благоустроенности, виду применяемых материалов. В индивидуальной жилой застройке горожан процесс внедрения новшеств имеет более интенсивный характер, чем б селе. Однако по свое?, архитектуре городской индивидуальный дом уступает сельскому, в том числе в юго-западной (леской) зоне, где строится немало срубннх домов.

Б последнее десятилетие на центральных усадьбах колхозов у. соехозоб и в поселках городского типа строились индивидуальные ткпоекь дока. К сожалению, их проекты не учитывали многих достоинств и приемов народного зодчества, особенностей жизни и интересов сельского населения, его этнического своеобразия. В частности, не использовалось творческое наследие национального декора, несовершенна внутренняя планировка (в частности, ке предусматривалась постановка хлебопекарной печи), почти не представлены малые архитектурные формы (веранда, мезонин и галерея, ворота я др.).

В структуре жилого фонда современной деревни преобладают индивидуальные_дома з их традиционных вариантах, хотя и в разной степени, - в' зависимости от адшжстративно-хоэяйственкого статуса поселения: чем он выше, тем степень распространен;«? традиционных домов меньше. Соотношение меяду традоционными типами домов к модкфицироЕанш-ми индивидуальны™ достигает у рабочих и колхозников 2:1, у служащих 42 % против 38 %. Среди работников физического труда прослеживается тенденция: чем вше квалификация работников, тем ниже среди них доля проживающих в жилицах

градационного тала. В домах усадебного типа, строящихся по типо-вш проектам, пока проживает только I % обследованных (мощности сельских строительных комбинатов не могут удовлетворить потребности заказчиков).. 25,8 % сельских жителей райцентров и 5,2 % -центральных усадеб живут в домах квартирного типа, основная масса которых недостаточно благоустроена. В городе, -где прирост ш-jEsporo фонда происходит прешуществз:шо. за счет жилья, создаваемого совреавтла»; индустриальными методами, взаимосвязь меаду мпааи тагящ* и соцаально-демаграфаческюю- даанкми гси&цов менее выралсена, чеы э села. Нилкздые условия в рядз малых городов (республиканского значения) существенно кэ отличается от условий г. Чебоксары, тогда как килой- фонд в поселках городского типа имеет черты сходства с сельской райцентрами.

Обстановка сельского дома чувазей более традяциенка, чем "у русских. Следус-v отметить, что функционироЕг-зие традиционной ут-вара в" донах, сельской игсткостг не оаззеи» от социально-демографически ддкиыхих владельцев, в городских эта зависимость более выражгна. fiis;: ддкнне показывай? более высокую степень бытования декор&тигяых предметов традпцлогггсго' типа в интерьере сельского аилкча, что подггврздоят гипотезу об усклекая тенденции рекуль-турацхш в сферах, связанных с остетггзироБаккь:.:'! сторона;«! быта.

В- глаза 3 - "Одгкда'* - подвергнуты анализу допросы транс-форуацйх тргуузу:оннсй одехда, стелена и сфггг иеаольэозангя национального костхма, глаже и готовности его надавать, кера его уатойадзссти в современных условиях.

В Чуваазш в 1220-е годи бытовала национальная одгжда ряда архаических вгридптоа. Б то же время в традиционном' яоетяиэ происходили згшэетаае измснехзи вплоть до выменяв» некоторых элементов. Тогда же возникло, а б 1930-е годы усилилось движение против традиционных черт в одежде, отражающих знаковую функцию. Прежде всего оно коснулось тех элементов, которые были связаны с социальные и. имущественным положением человека. Например, проводилась кампания против обычая ношения замужнзгми женщинами по-лотенчатого головного убора сурпана. В 1930-е годы тенденция к вытеснению традиционных форм одежды городскими усилилась: муж- ' екая одежда все более приобретала городской вид, сохранившиеся национального тша женский коеттаный комплекс подвергся разно-сторожей граньюрмасяи.В 1940-е года сельские жителя вновь были

вынуждены вернуться к домотканой одежде и лаптям.

Материалы статистико-этнографического обследования дают .возможность наглядно проследить генеральнрт тенденцию вытеснения традиционных форм городской одежды. В условиях Чувашии, как подтвердилось, их массовое вытеснение началось в 1530-е годы и продолжалось'примерно до 197С-х годов.-

Вытеснение национальной одежды шло, как правило, параллельно с процессом творческой переработки старых форм (речь идет главным образом о женской одежде, ибо мужская одежда в 1950-е годы в основном выила из употребления). Широкое распространение общегородской одежды, усилившееся влияние города привели в северных районах Чувашии к постепенному отказу от национального костша, кроме его свадебных комплексов. У низовых чувашей он сохранился не только в качестве праздничного, но и повседневного костша. Это можно объяснить действием ряда факторов: приверженностью носителей национальной одежды традициям, связью с семейно-бытовыми обьчаямк, а также особенностями самой одежды (яркость," декоративность, расцветка - цвет пестряди у рубашек, наличие оборок и нашивок), ее практичностью (в атом смысле белый цвет рубашки верховых и среднекизовкх менее практичен).

Трудно согласиться с мнением, что сформировался общенациональны" коетлекс традиционной женской одежды*. В таком случае приходится не брать во вникание имесг^гся различия в расцветке, покрое рубашки и передника и наборе свадебных украшений. Так, например, низовые чуваши отдают предпочтение пестрым, цветастым тканям, Еерхсвые и средненизовые - однотонным, светлым. У низовых покрой к ряд деталей костша сохраняют характерные черты тсркской одежды (расцветка, оборки, нвшиеки, боковые клинья), у верховых сохранились финно-угорские элементы (белый цвет, вшивки, наплечники, особенности покроя и способы ношения).

Реальное бытование национального костша, его кристаллизация как выразителя этнического своеобразия усиливает интерес к нему. В частности, сохраняется высокая информированность о нем, которая е отличие от бытования мало зависима от социально-демографических факторов. Однако знание не всегда означает приверженность к традиционному костюму, т.е. между знанием и бытованием связь слаба. При общей тенденции снижения уровня его бытования замечается и другое: среди лиц с высшим образованием интерес к А Свершенные этнические процессы в СССР. - а., .1977. - С.227.

праздничной национальной одежде усиливается ее носят 15,0 % лиц этой группы опрошенных. Повышение внимания к ней наблюдается среди чувашской молодежи. В последнее десятилетие возрождается шитье бисером и монетами, изготовление украшений для свадебной одежды: головных уборов (хушпу, тухья, сурпан), наплечных, нашейных, нагрудных, поясных нарядов .(май дыххи, ама,херес кантри, тевет, capa, туй писиххи). Традиционный наряд имеют почти все участники художественной самодеятельности.

В главе рассматривается также особенности покроя национального платья разных этнографических групп чуваше? (верховых, средненизовых, низовых) и рекультурации как на индивидуальной, так и на промышленной основе.

В главе 4 - "Яйца" - дается характеристика повседневных и обрядовых традиционных кушаний, количественных и качественных изменений в пище, устанавливается, каковы представления чувашей з традиционной пище, степень владения кавыками приготовления национальных блад, частота их бытоЕання.

В довоенное время новые тенденции з традиционную структуру питания внедрялись медленно из-за значительной дороговизны покупных продуктов и бедности населения. Б послевоенный период появились новыэ полевые и садово-огородные культуры, а некоторые из традиционных культур (капрнмзр, полба) перестали зозделываться. Питание населения, преаде всего городского, стало базироваться на покупных продуктах. Кулинария чувасеЛ испытывала определенное влияние кухни других народов. Состав понседнеаяэго и праздничного меню пополнялась новыми блюдам!:, причем-в больше!" степени у чувашей-горожан, проживащнх в условиях интенсивных межнациональных контактов. Заимствованные б лада интегрируются, подчиняясь в целом традиционной системе питания.

В сельской местности большинство традиционных блюд продолжало сохраняться, в городских условиях набор приготовляемьх национальных блюд был не столь широк. Блюда народной кухни составляют основу обрядовой пищи. Ритуальная трапеза, как правиле, имеет место на родинах, свадьбе, поминках, новоселье, проводах в армию. Функция санкционирования основных событий в жизни семьи с пемошью обрядов ослабевает, поэтому традиция приготовления набора определенных блюд к тему или иному случаю и способы их потребления постепенно теряют прежние позиции (традиционный порядок угощения соблюдается главным образом людьми старших возрастных групп).

Традиционность устойчива в поминальной трапезе, являющейся наиболее консервативной. Лучше национальные блюда (разнообразный набор) включаются в состав и домашней, и общественной трапеа. 3 качестве обрядового кушанья, как правило, используются традиционные пюрьбе (супы) и каши, имеющие различные названия в соответствии с обрядом, хуплу (род пирогов), домашний сыр чакат, -шарттан (род колбасы), домашнее пиво и т.д. Для обрядовой пищи характерна локальность традиции. Например, в юго-вссточных районах на семейные торжества каждая'семейная пара приносит с собой по целому вареному гусю, резделка которого составляет своеобразный обряд.

Традиционные назыки и режим питания в то *иш иное гремя года продолжают бытовать.

Статкстико-гтнографическое обследование показало, что обобщенный образ национальной народной кухни имеет прочные позиции в сознании зтнсфоров (40 % жителей села, например, знают 11 и белее блюд национальной кухни, еще 46 % - 5-10 блюд, среди горожан соответственно 31 % и 44 %}. Ответы информаторов дифференцируется по типам геродоз. Кекее других осведомлены о традиционных кушаньях жители нового промышленного города (Нозочебоксарска), лучше зкагт их в малых городах. Б знании (и владении навыками приготовления) национальных блюд действует известная тенденция: знание языка предполагает хорошее знание блюд чувашской кухни, незнание - слабую осведомленность о них. Тем не'менее интерес к блюдам национальной кухни среди зтноферов.,, не владеющих чувашским языком, не исчезает (44,4 % назвавших родным' языком русский умеют готовить национальные блюда).

Данные 4331' е целом подтвердили гипотезу о том, что в пище 5.силу ее специфики (она менее подвержена стандартизации) традиционные черты сохранились больше, чем в друга: компонентах материальной культуры. Б частности, более 80 % сельских жителей и более 70 % горожан владеют навыками приготовления национальных блюд. Если сопоставить ответы чувашских и русских респондентов-геронак, тс становится очевидным, что чуваши-горожане несколько уступает по этой позиции, однако Е' сельском массиве наблюдается обратная картина. В то же время по степени бытования национальных блюд.у чувашей и русских села количественные характеристики совпадают, тогда кал чуваши-горокане потребляют их значительно

реяв, чем русские-горожане. Распределение ответов на данный вопрос по типам городов показывает значительную дифференциацию по рассматриваемой позиции (с одной стороны, Чебоксары и Новочебок-сарск, с другой - малые города). Примечательно, что в условиях городов традиционная пища не является основной и среди знатоков чувашской кухни.

Национальная пища готовилась в столовых и кафе.

Статистические метода позволяют вскрыть ряд отношений и зависимостей. Так, например, выяснилось, что именно знание (умение) и бытование народных блюд тяготеют к переменным, выралак-щим культурный уровень этнофоров, их отническое самосознание (з частности, у чувашей-горожан). Однако гипотеза о наличии тесной связи с.семейным'Актом не получила достаточного обоснования. Бытование чувашских народных блюд н обиходе слабо детерминировано, социально-демографическими переменнши (если не считать признака "пол").

В главе рассматриваются также вопросы наличия и развития ■ подсобного хозяйства.

Б заключении диссертации подводятся итоги исследования, содержатся общие выводы. Анализ материала показывает, что этнические функции материальной культура, проявлявшиеся з отдельных ее компонентах - жилище, одежде, пище, - на современном этапе ослабли. Шесте с тем в различных компонентах материальной культуры эти функции выражены не однозначно, а по-разному.

В развитии жилища и одежды действуют две тенденции: с одной стороны - размывание традиций, с другой - их усиление, восстановление. Последняя касается прежде всего эстетизированных форм: архитектура жилища, оснащение интерьера, свадебный наряд и костюм участников художественной самодеятельности. Достаточно высокие навыки приготовления традиционных кушаний, отсутствие^интенсивных связей с демосоциальными переменными свидетельствуют об относительной самостоятельности и устойчивости национального типа питания. Однако застой в экономике не давал должным образом развиваться прогрессивным тенденциям. ' ,'Д

В области материальной культуры чуваши ^ русские Чувашской Республики занимают близкие позиции. Вместе с тем, несмотря на сходные тенденции, у чувашского населения более выражена традиционная материальная культура. С одной стороны, наблюдаются некоторые расхождения в степени приверженности к элементам нацио-

нальной культуры, с другой - освоении новых форы.

Статистический подход к анализу материальной культуры показал, чтс значительное Елияние на ее составляющие оказывает социально-профессиональный статус, возраст, признак пола. Причинная обусловленность развития материальной'культуры ясно прослеживается,' в частности, вс взаимосвязях таких ее элементов, как тип жилица, тип одежды на реальной свадьбе, а также показателя "художественно-промысловые навыки".

Традиционный ело" материальной культуры, особенно жилища (преимущественно в селе), праздничный национальный наряд, а также существенные элементы в системе питания продолжают занимать важные позиции в .~кзки народа и должны привлечь к себе внимание. Ясно, что е обозримой перспективе эти стороны материальной культуры будут не просто доживать свой век, а воспроизводиться - отчасти б кодифицированных, отчасти в ныне сущестЕухирпс формах, тан как значительные группы этнеферов заинтересованы в их производстве. Проделанный анализ позволяет выдвинуть ряд-предложений. "Важно существенно улучамть проектно-архктектурную работу, добиваясь, чтобы архитектурные проекты отвечали вкусам и потребностям местных жителей деревни и города, отражали местные (национальные) строительные традиции. Учитывая существующий спрос на традиционную одежду,-желательно шире распространять имеющийся опыт и включить ее е число моделей, изготовляемых попшвочньми матерскими, ателье, малыми предприятиями и кооперативами по заказам населения. Следует предложить иметь в ежедневном меню столовых и кафе блюда чувапской национальной кухни.

Приложения включают таблицы, рисунки, фотоснимки, определения основных понятий.

По теме диссертации опубликованы.следующие работы:

1. Глава ".Материальная культура" //Чуваши..: Совращенные эт-_ некультурные процессы. - М., 1988. - С.92-120 (1,5 а.л.).

2. Отражение этнических процессов в материальной культуре чувашского народа (Одежда,- пища) //Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской /ССР. --Чебоксары, IS82. - C.I03-I3B. ' (2,4 а.л.).

3. Историография изучения материальной культуры чувашского Народа (Дореволюционный период) //Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. - Чебоксары, 1383.-£.80-120 (1,3 а.л.).

4. Историография изучения материальной культуры чувашского народа (Советский период) //Новые материалы по археологии и с-тко-графии чувашского народа. - Чебоксары, 1965. - С.101—123 (1,0 а.л.)

5. Место традиционной национальной одежды-в современном быту чувашей //Статистико-зтнографические исследования в Чувашской Ж£Р. - Чебоксары, 1964. - С..59-72 (0,5 а.л.).

6. Жилища и постройки чувашей в конце XIXначале XX зв. (Северо-западные. районы Чувашии) //Бытовая культура чувашей (Материалы к историко-этнографичеекому атласу). - Чебоксары, 1985.-С.30-66 (2,2 а.л.).

7. Крестьянская строительная'техника.(Северо-западные районы Чувашии) //Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа. - Чебоксары,,1986. - С.31-44 (0,8 а.л.).

8. 0 некоторых Еопросах переустройства сельского :?.илищ,а чувашей //Вопросы совершенствования социалистического образа жизни. - Чебоксары, 1986. - С.74-ЭТ (0,8 а.л.).

9. Современная бытовая утварь сельских чувашей. - Чебоксары, • I9S7. - C.II6-I22 (0,4 а.л.),.

10. Этнические традиции в материальной культуре чувашей-горожан (по материалам ЧСЗЙ) //Вопросы истории и этнографии города. --Чебоксары, 1988. - С.62-69 (0,5 а.л.).

11. 0 некоторых особенностях планировки и застройка сельских поселений в Чувашской АССР //Историко-этнографические исследования в Чувашской'ССР. - Чебоксары, IS90. - C.S5-S6 (сошестно с С.С.Назьфовш) (0,7 а.л. ).

wn/ré- к ил< Зй/сул,- Л06 CsfaiM

V/ и . У/iy.¿ж VU'