автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Современная материальная культура Чувашии (1980-е годы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Матвеев, Георгий Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Современная материальная культура Чувашии (1980-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная материальная культура Чувашии (1980-е годы)"

Московский ордена Лепила, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. М. В. Ломоносова

Па правах рукописи

МАТВЕЕВ Георгий Борисович

СОВРЕЛ\ЕН НЛЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШЕЙ

(1980-е годы)

Специальность: 07.00.07 — этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученом степени кандидата исторических наук

МОСКВА — 1902

Работа выполнена в отделе народов Прибалтики, Поволжья п Европейского Севера ордена Дружбы народов Института этнологии н антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

ПаучШлй руководитель — доктор исторических наук, профессор В. В. Пименов

Официальные опнсиситы— доктор исторических наук,

профессор В И. Козлов, кандидат исторических паук С. П. Поляков

Ведущее научное учреждение — Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы н истории им. В. М. Васильева.

Защита состоится ^•'У^'-АД 1992 года в ° часов

па заседании специализированного совета К.053.05.29 по археологии и этнографии в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, Ленинские гори, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, исторический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А. М. Горького (Ленинские горы, 1-й корпус г\ мапптарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова).

Автореферат разослан ,. /&. • <=>-_]9д2 г_

Ученый секретарь специализированного совета доцент

Л. Б. ЗАСЕДАТЕЛЕВЛ

( ОВДАЯ ХАРАКТЕИЕТИКА ДЖСЕРГАШЙ

¿Д

Актуальность темы. 3 современную опоху материальная культура значительно изменилась, что однако не означает разрыва с шрсднкми традициями. Поэтому особенности ее развития в разной :сциалько-:.-кологичесясй среде (сэло, город,, проблема культурной преемственности, ссотно^ения новых унифицированных и специфически- этнических элементов продолжают приковывать к себе внимание исследователей. 3 последние годы особую .'значимость приобрело изучение .¿розня градздиснкссти (степени приверженности а -¡?ничэс:-::ва традициям; как в отдельно взятых сторонах культуры этносов, з тем числе в материальной культуре, так и а различных социальных. группах, этнографических зонах и т.д.

Материальная культура чувахей изучалась как методами .традиционной этнографии, так и путем сбора массовых данных с помощью специальных анкет. исследовательский интерес :с материальном культуре чувашей ссебеннс усилился з г.ссленсе:и-:ь:й период: значительно расширился круг тем, территориальные рамки исследований (ими охвачено ток::'.е чувашское население," прс-.ивагдее з соседних республиках и областях). Еыесте с те:.; не зее компонента материальной культура изучались разномерно, Например, не псслздовано развитие дс:.:озсгс декора индивидуального ••.нлида. Характер и структура питания, его традиционные особенности с середины 1^50-х годов ясчти не рассматривались.. „а • 19сС-х годов материальная ль-тура городского населения не стала объектом внимания исследователей .

Изучение современной материальной культуры, ее этнических аспектов является актуальной проблемой этнографии чуаассксго народа.

Объектом исследования в настоящей работе язлязется компоненты материальной культуры (а именно: жилище, одежда, писа) сельского и городского чувашского населения, прагсивасщего з предела;'. Чувашской Республики. хгаучнь'Я и практический интерес представляет исследование вопросов о том, что з материальной культуре устойчиво бытует, а что вытесняется из лизни, какие элемента теряют свою актуальность, а какие закрепляются в форме рекультура--

лик, как идут указанные процессы в различных социальных слоях, этнографических зонах, субэтнических группах и т.п. Важное значение приобретает и рассмотрение таких аспектов, как место материальной культуры в системе этноса, степень бытования ее основных элементов, взаимодействие с общими социальными явлениями, с темпа!«! урбанизации, отношение чувашей 5: своей традиционной национальной культуре, выявление перспектив функционирования гт-носпецифических элементов.

Исследование материальной культуры народа имеет также существенное прикладное значение. Знание особенностей ее развития, этнических, местных традиций монет содействовать выработке практических рекомендаций и решений.

Основные положения диссертационной работы кзлскекы е коллективной монографии "Чуваши: Современные этнокультурные процес-скГ (.глава "Материальная культура чувашеГТ), £ написании которой принимал участие автор.

Предпринятая в диссертации попытка проследить в обшх чертам изменения материальной культуры ка отдельных этапах за последние 70 лет привела к необходимости коротко осветить ее основные традиционные формы. Е принципе этнокультурные процессы на современном этапе разбивагтел на этом фоне.

Цель исследования - еыявить особенности функционирования материальной культуры Сна примере жилица, одежды и пищи) чувашского этноса в 1980-е' годы.

В работе поставлены следующие задачи:

- проследить .особенности перехода от традиционных форм материальной культуры к современны« формам;

- выявить традиционные, своеобразные в этническом отношени элементы материальной культуры, кх место и роль в современной материальной культуре; '

- установить влияние индустриально-урбанизированных фор« в различных сферах материальной культуры, определить соотношение атих форы с традиционный!;

- выявить тенденции по показателям, выражающим знание традиционных элементов материальной культуры, их бытование, отноше ние к ним;

- показать •необходимость к целесообразность учета этнической к местной специфики в области материальной культуры при при

нятик практических решений.

В отдельных главах, настоящей работа регагстоя некоторые частные задачи.

'Методологическая основа 'исследования. При анализе материала использованы теоретические и методологические принципы комплексного подхода,^принятые в зтносоцлологическкх и этнографических исследованиях1. :

"стсчники.. В основу диссертационной работы полонены материалы статистико-этнсгсафического исследования чувашского ¡! русского населения, проведенного в Чувакии в 1961-1952 годах Институтом этнографии им. Н. л."иклуо:о-"аклая Ал СССР совместно с М1И языка, литераторы, истории и экономики при Совете Министров ЧАС"? по теме "Современные этнические процессы з Чувашской ¿ССР". Использованы так~.е данные переписей населения и другие систематические сведения государственной статистики; материалы из фондов Центрального государственного архиза СИГА) и архива при

Совете ^иедстрсэ Чузол:сксй Республики (МА Ч.'1"1); полевые материалы, собранные автором в 1575-1963 годах; данные периодической печати; этнографические и исторические описания, исследования архитекторов'и искусствоведов.

' Литература. При рзпении поставленных задач в работе использованы имение общетеоретическое значение труды этнографов: Г-.З.лрутынлна, £.В.£рсмлел, З.З.Еломкзист, Г.С.-Маслоэой', З.З.Ли-ыенова, Т.3.Станюкович, С .А.Токарева, л. Н-Теренгьевой, М. л".1;.:еле-зой и др. Дринцпхнальное значение :меат работы, посвященные опыту г.рныенення кс:.снлекснсго подход при исследовании социальных процессов и далекий, статистико-этнографичсские и стносоцнслогичес-г.ие исследования. лзтор рукс20дст£03.1лся так:-.е исследованиями по этническим процесса:.:, по материальной культуре, Е том числе по народам Урало-Ловс.кья-

.-.„-.тором учитывалась степень изученности материальной культуры -¡уваыей, которая, с одной стороны, выступает, как часть солее лргяогс неторкио-стногсадическогс изменил чузалсксго нагс.-.а,

" .¡.«ек^в У_\'.т.ты. Опыт компонентного анализа относа. - ...

э этнические процессы в Чузгиской .-'¡ССР. Методологические указанна и рекомендации по программированию, технике и организации статистика-этнографического исследования. - Чебоксары, 1?с4; Зтноссциология: цели, метода и некоторые результаты исследования. - , 1384.

с другой стороны, - как самостоятельная тема*. Центральное место занимает исследование традиционно-бытовой культуры, шесте с тем в поле зрения этнографов находилась проблема соотношения в материальной культуре ее общегородских и традиционных черт и особенности их эволюции. Все это свидетельствует о том, что сложились необходимые условия для постановки проблем, связанных с выявлением внутренних суцносттк связей, закономерных отношений и тенденций развития ¡гатерчальной культуры на основе комплексного подхода, с использованием статистических методов. •

Научная новизна. В диссертационной работз впервые предпринята попытка рассмотреть параллельно материальную культуру чу-вадсхого городского и сельского населения. Она призвана в определенной степени восполнить пробел в изучении этнических традиций в материальной культуре чувашей-горожан. На основе применения количественных методов стало возможным определить значение и роль традиционных элементов (не конкретных, а ь общем плане) е составе жилища, оде*;ды, пищи, выявить их знание, бытование и отношение к ним в различных социальных группах, типах поселении, этнографических зонах. Использование методики целостного, комплексного рассмотрения, компонентов этноса позволило установить внутренние и внешние связи переменных материальной культуры, отраженных в програг/ме статистИко-отнографичегкого обследования, установить группу детерминирупцих факторов (например, территориальных, социально-декографкческих и других). В итоге исследования сформулированы вывода;, в частности,с тс:.:, что традиционная материальная культура из всех четырех обследованных массивов (чуваши - город, село к русские - город, село) более выражена у чувашского сельского населения; о разной степени вытеснения традиций и освоения новых форм в указанных массивах (в отличие от русских у чувале;", между сельским и городским населением более заметна дифференциация в соотношении нового и традиционного).

Свое подтверждение нашли ряд гипотез. Так, причинная обусловленность приверженности к традиционным формам материальной культуры в сельских условиях ясно прослеживается в связях пока-

I Воробьев Н.И.Дьвова к.Н., Романов Н.Р., Симонова Н.Р. Чуваши. Этнографические исследования. Материальная культура. - Чебоксары, 1956; Денисов Л.В. Национальная одежда низовых чуваш вкных районов Чувашской. АХР //Учен. зап. ЧШИ. - Чебоксары, 19э5. - Вып.П -Иванов Л. А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. - Чебоксары, 1973,-и др.

зателей, фиксирующих, в частности, тип жилхгд и тип одежда, менее - в системе питания з силу ее относительной самостоятельности и устойчивости; в городских условиях детерминирующие связи проявляются в основном в пшце, ибо в других сферах связь с этносом з значительной степени утеряна. Выявлены особенности проявления тенденции рекультурацин (возобновления традиций) в ряде сторон материальной культуры. В научный обиход введен определенный массив фактического материала об особенностях развития ка современном стапе индивидуального яилиша, традиционной национальной одежды, пиши.

Практическая значимость работы состоит в тем, что изложенные з не-.- материалы и нызоды могут быть полезными при дальнейшей разработке проблем современных этнических процессов (струк-гурнс-фуккциональкых аспектов, исторической дикал'ики и др.), з исследовании национальных ;срм современной материальной культу-сы. Результаты работы могут быть использованы при решении практических задач - з сфере бытового обслуживания населения, общественном питании, :::илишнс.ч строительстве, местной промышленности. Материалы исследования могут наг.ти применение в методической са-бсте по вопросам народного быта и творчества.

Апсг.баыия ср.боты. Основные разделы исследования нашли отражение з десяти статья:': и з главе "Материальная культура" монографии "Чуваши: Современные этнокультурные прсцессы". Положения диссертации излагались ка научной конференции по итога!? Чувашской статист:!;:о---тн"грсф;:чсс:ссй экспедиции 1551-1582 годов {Чебоксары, 1962), на научнс-практическ:!* конференциях "Культурно-бытовые процессы з современном селе Чувашской АССР" {Чебоксары, {963), "Еспрссы совершенствования социалистического образа низни я Чувашской ;£СР" (Чебоксары, 1584), та этнографическом ссг-еша-ни!1 "Современные этнические и культурно-бытовые прсцессы у наро-дез Урало-Поволжья и Европейского Сесера СССР" (Устинов, 1565).-^иссертацпснная работа обсуждалась на заседаниях отдела эткогра-1:г.: языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской Республики и кафедры этнографии московского государственного университета ял. ¿1.3.Ломоносова.

Стгун"т'\ха "иссест^ции. Работа состоит из зведения, четырех глаз, заключения, библиографии и приложения.

CGЦЕгаЛйЕ ¿1ИССЕРТАЩИ

Ьо вреденик обоснованы актуальность темы, ее практическая значимость, определены цель и задачи исследования.

Глава 1 - "Программа исследования (историография, объект исследования, гипотезы, методология, методика, обси!; анализ)" -посг-яшекь определению проблемы, методики к техники исследования. В не!' предпринята попытка обосновать проблему исследования с учетом направления изучения материальной культуры чувашского наредь р XX е. (после октября 1917 г.), дать предварительное списание объекта и предмета изучения на основе еыяблзння некото-ры:- этапов развития материальной культуры; описать схему общего анализа статистической информации. Кроме того, дано краткое наложение гипотез исследования, методов сбора и переработки информации.

L последние 7С; лет осуществлялись многочисленные исследования. материальной культуры чувашей. Интенсивные исследования проводились з IS2C-e годы. В частности, б монографии К.В.Никольского в сравнительно-историческом плане рассмотрен почти весь комплекс традиционной материальной культуры"'. Локальные варианты национального костша, формы кучевых поселений, килища у. постройки стали объектом внимания ряда исследователей^. Ка основе метода сопоставления традиционных черт прошлого и современного быта поселения и жилища, одежда и пища изучается в конце 1340-х -IvdQ-s годы". Первый опыт применения выборочного массового обследования относится к 1920-м годам (изучались характер и норла питания горокан). Эта методика в о'олае пиромж масштабах использовалась при исследовании культуры к быта населения 21 деревни

~ Никольский Н.В. КтзаткиР купе гтнограЛии чувак. Материальная культура. - Чебоксары, 1926 П929).

Гаген-Торн Н.К. Этногтафические работы в Чузашской pecn.vfiлике //Краткие сообщения Государственной академии истерии материальной культуры. - Л., IS26; Егерев Б.Б. Самобытное расселение народностей Казанского края //Вестник научного обшествв татаро-ведения. - Казань, IS26. — I? Б к др.

0 Воробьев Н.И. и др. Указ. соч.; Гаген-Торн H.H. Еенская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). - Чебоксары, i960 к др. "

з 1933, 1960, 1970, 1980 годы*. Анкетный опрос наряду с традиционными методами применялся при изучении ямища и одеяды сельских жителей в 1960-70-в годы2.

Как показал историографический обзор литературы, в изучения материальной культуры чувашей достигнуты определенные успехи, хотя не все аспекты исследованы равномерно. Актуальным представляется изучение материальной культуры не только как отдельно ззятого компонента этноса, но и в связи с другими характеристиками этноса. Отсюда вытекает, что объектом.исследования должна стать материальная кул-ьтура и городского, и сельского населетая.

Известно, что изучение материальной культуры б рамках комплексного С компонентного) анализа относа, связано с известными ограничениями. Опыт этнографии свидетельствуем что в качество существенных хар&хзеристик могут быть представлены традацяояше этнографические, псказатс-л:-;, относящиеся к яиглтщпм» одежде и пище. "Вопросник Чудадскай. этнографической экспедиция" (главный инструментарий Чувашского статнстн.ко-этногрзфлчсского обследования (ЧЗЭИ) по блоку мааериадькс-Л культуры вклзчал 14 вспросов-инднкаторов К^ - перемежав:). Вопросы, обращенные к личности, были призваны выявить владение некоторыми эиптчестали элементами, знание национальной одезды к пне;:, соблюдение определенных стереотипных норм поведения, использование трздкцно.'шкх элементов и отношение к юс.;. Практический интерес имели вопросы о наличии соареме?шах предметов обихода, преаазлсанис изделий чуваа-ского стиля, об отногэнкз к выпуску таких изделчй, о владении элемента:.»! прикладного искусства.

По блоку материальной культуры подлезала проверке рлд гипотез. Б числе основных гипотез было выдвинуто предположение, что К„ - перемекныз будут проявлять себя пс-разнсму з сельсксм и городская иасспвссс информации. Исходя из г:п:отезы, что тенденция рзкультураци:: (везебновлзние традиционных скг:-.етсз, образцов) полнее выражена в эстетизировакных сторснох быта (интерьер и архитектура глилнща, одззда), поставлена задача определить хасактср

Кузнецов А.Д., Фокин Я.П. Первая комплексная экспедиция по изучению сельского населения Советской Чу ваши //Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской АССР. - Чебоксары, 1982.

^ Иванов Л.А. Указ. соч.

изменений на перспективу. Кроме того, выдвинута гипотеза (вернее, она уточнялась на чувашском материале, ибо в других регионах данная гипотеза уже проверялась), что повышение социального статуса личности в целом ведет к отказу от традиционных типов к фор/ материальной культуры; вместе с тем наблюдается, особенно среди лиц с высшим образованием, и обратный процесс. Предполагалось также, что знание их созсем не обязательно влечет зы собог. приверженность к традиционным элачентаы. Были сформужиро-ваны и другие гипотезы частного порядка.

Предварительное списание объекта и предмета изучения целесообразнее было осуществить на основе выделения этапов, которые прошла в своем развитии материальная культура чувашей. Б этой исторической динамике кожно проследить шесть основных этапов: 191? - 1920-е, . конец 1920-х - 1930-е, 1940-е, 1950-е - середина 1960-х, середина 1550-х - 1970-е, 1980-е годы. Обоснованием для выделения таких этапов являются, с одной стороны, происходившие б стране политические события, экономические и социальные процессы, с другой стороны, историческая динзикка материальной культуры, которая имеет свои особенности протекания и развития. По каждому из выделешаэс этапов отыечэкы те или иные тенденции в функционировании материальной культуры.

Методика, техника сбора и переработка статистической информации нашли отражение в специальной работе*, что освободило автора от необходимости их подробного изложения. Для изучения изменения качественных характеристик материальной культуры, современных тенденций ее развития использован описательно-реконструк-тивны'З метод. Автор исходит из положения, что при этнографических исследованиях остается много такого, что не может быть изу-

2

чено только количественными методами .

В главе дается общий анализ структуры взаимосвязей К„. - пе- . ременных (по матрице статистических связей). гк этом этапе анализа статистической информации стало возможным проверить ряд гипотез, имеющих общий характер. Выявлено, что группа переменных, представ ля кцих различные стороны материальной культуры, занимает

Современные этническ/о процессы в Чувашской .АССР. Методические указания и рекомендации по программированию, технике и организации статистико-отнографического исследования. - Чебоксары, 1964.

л Шмелева К.Е. Полевая работа к изучение современности //Сов. ■Этнография*"1985. - » 3.-С.В6.

в структуре взаимосвязей различных компонентов чувашского относа определенное, и - в ряде отношений, - заметное место. В целом подтвердилась гипотеза, что в сельском массиве информации К - переменные образует несколько более сплоченный контур связей, чем в городском (по той причине, что материальная культура сельского населения более традзгцнонна, чау городского). Обращает на себя внимание, з частности, признаки, фиксирующие "тип одежды на собственной свадьбе", "ремесленно-художественные навыки", "тип жилица". Они имеют значительное влияние со стороны социально-демографических факторов. Наличие сильных связей с данными факторами объясняется в значительной мере исторически, а именно тем. что в прошлом роль традиционной материальной культуры в функционировании чувашского относа была более значительной, чем теперь. Графический анализ матрицы связей своеобразно иллкстрирует тот факт,- что хранителями этнической специфики а материальной культуре (преимущественно в одежде и пшце), а также декоративном прикладном искусстве, как правило, выступает женщины. Результаты обследования показали, что отношения переменных с социально-демографическими факторами в целом ослаблены (что явилось подтверждением гипотезы). Особенно "разорваны" такие связи в городских условиях, где этническое предпочтение в области материальной культуры заметно сунено. На материалах ЧЗо'Л проверено, что знание и бытование представляют собой два самостоятельных аспекта проявления национального как э сельской, так и з городской среде. Вместе с тем видна тенденция к росту интереса к национальной культуре. В целом, несмотря ка недостатки графического изучения матрицы взаимосвязей, которое дает обобщенные, приблизительные ответы на многие вопросы, они позволяет уловить некоторые с-бтае тенденции в функционировании группы переменных.

3 главе 2 - "Еилище" - рассматриваются- вопросы развития народного тилии;а и его архитектурко-дсксратпЕного оформления, проблемы индивидуального яилнцкого строительства и строительства 7илья за счет государства и колхозов в 1260-х гг. (некоторые социальные и этнические аспекты), связи'признака "тип :г.илида" с социально-демографическими персмекжчи и типами населенны?; пунктов, этнические традиции в интерьере шлица, соотношение традиционных и современных индустриально-городских форм материально-вещной среды.

Этнокультурные корни элементов жилищного комплекса современных чувашей свое отражение находят в лексическом и фольклорном материале. Древним хилицем чувашей, вероятно, была врта, известная под названием аз, зута, дурт (для обозначения жилкца в современном чувашском языке употребляются термины дурт, пурт), Ьилой фонд чувашской деревни до середины XIX в. был представлен преимущественно однокамерными доыаыи хура пурт (одиосрубная изба без сеней с глинобитной печью). К концу XIX - началу XX вв. наиболее распространенными типами жилхща стали кзба + сени + клеть н изба ■+ секи. Строительные приемы чувашей формировались ; целом на тех не традициях деревянного зодчества, которые были характерны для средней полосы России. По икегкы особенностям (материал, техника постройки, внутренняя плазгировка - северо-сред-неруссккй тип, констру::ц:-:я крыши) чувашское килиме было близко к жидкцу народов Урало-ПЪвоязья.

Преобразования в килмце осуществлялись в ыешш^ихсг. условиях советского Бремени. Заыеткые. пореыены в года НЭПа благоприятно . отразились з развитии жилица, однако сталинское администрирование и «ассовые репрессии 1530-х. гг.не могли способствовать углублению процесса обновления килица, которое имело в 1930-е годы преимущественно характер реконструкции, некоторого улучшения внутренней обстановки гздаща.

Б военные годы и в годы восстановления"народного хозяйства существенных изменений в гклкще б сторону его улучзения ке происходило. кассовое обновление и заметное расагрение ixs 'сзп>сео-го.так и. городского зкиливцюго фонда наступило б IS5C~e годы. С зтого времени идет процесс интенсивного сокращения тредицион- . ных архаических элементов гшзица,. сопровоЕдаацееся некоторой стандартизацией типов построек, клесте с тем и усилением индивидуальных черт в построГках, асгянием индивидуального вкуса. Новые злеыекты проявляются в увеличении камерности к размеров домов, дифференциации интерьера по функциональному назкаче-с.ю ен-лища: в четьрехстекхе от чистой пелозины отделялась кухня (1950-е гг.), ъ ¡штистенке или доме с прирубом, кроме того, отделялась спальня (1960-е гг.). Однако традиция ке исчезает и е планировке новых домов. lax, в .планировке передней комнаты наблюдались повторения прзгних черт плакировки односрубной кзбы. На пятшssaie (середина 1960-х - 1970-е гг.) старые типы домов,.

как изба + секи, избач- сени +'клеть, изба + сони + изба становятся менее популярней, мебель кустаргого производства паггегэт-лась фабричкой. _ Вкесте с та: делс-гшэ селе-?иЯ на перспективные и неперспгктизкыэ сиертыг.ало ¡rosee строительство в средних «ел-:::сс касслс-кных пунктах, не язляьдихся цег.тральпытги усадьбами. Индивидуальное строительство подвергалось незаслуженной критике. Бытовало мнение, которое отразилось и з литературе, будто многие сельскпе жктзлл продолт-аст строить дома с примитивной плак::ров-кой, неудобной для проживания: жогочислекные дворовые постройки, неудобная плакзфовка двора и т.п. В 1550-е годы прежнее негативное отношение к индивидуальной усадьбе пересмотрено.

для чувашской дерс-зкк з целом была характерна усто:"г:::?.с:сть традиций индивидуального домостроительства. В 1930-е гг. 60 % строящихся домов - составляли ¡гкднгидуальные. На. педдергльшз традиций оказывали злкянис следугцне факторы: большого контингента народник кастерсз, просторность сс5CTScicxri дома, по-crpcc-:iHoro по лу-тс! каредлзго зодг.-зстза и г-о^л: дссти-хскшзл стрситзлькэГ: техники, r:rpo;:û€ б!дсган::е с'х-^ал трад;гг-:он-ной поуо™: ззхё у. т.д. Материал и спэсс?к построй:-:!:, foprj пере— крытпй, плаг-пгрезка дегма, фермы гте^::, декоративное сфоригек^з :2— дязндуалъиых дсмов в целом ссстзегстзуст принципам народной строительной техники и конструкции (следует отнетэть, это з Чувашии около SO % сельский до!!оз - дзрезянные).

Для народного тзэрчестза :га денно:.! столе его рас-ктгл характерны: возрождение ряда тра^пдгоя'шх nz7.e--.an (ру5::а стзн из брусьев "б лапу", "в KpE:-:rJ, пр;-:да::н9 г,с:гам нэ тггдгц^гсгг-гсго >'Ь-тер::ала созра-.:е;~-:ого колорита (например, обк'здка дсрзд.тг-;ых срубгзмх :¡ ламельных дтаоз i::rçn?î-io?i, зытесысзпге голландки п.-рсз:г; отоплением и т.д.), а з демггх из к;:рпичнкх, йлс^гых, покелъных стен (:мод:фсрпзс2анкых домов) - :;спсльзосалп!е традпц":о:-31сс Ч2рт (утфашенке дома зламектЕ^и народного зодчества, устройство хлебопекарной печи, привычная лл?лпфогпа и т.п.). Г'ггдмглдус-'.ъ!:^ ;;оди-фцц:ф022нкыв дс:«а стдхгчастся по сзкзл раг:.:зр"з (70-БЭ кз. :« и более), а их знутр2:-:::ял гтла::-.гро~::1 полу^йла пелпуп плзг средг-зз фуг— ::ц::с"гль:туз дпффгренц::ац::э. Наметилась к постройке га-. -

лыл и другихпомещений. под од?:оЗ крзеЯ (ддускапгэП - s севзтхзк районах я четырехс::атноЯ - з гпкых). Ohe стрсзтсн, как празето, из нетрадиционных катерг.олез (гсгрпь-гау зслггсЗзгеЕншс.я дерггзн-"

но-щитозых панелей или иных стеновых конструкция} и имеют большие расмеры и число окон, улучшенный архитектурный облик (мансарда, мезонин, балкон, галерея, полихромная раскраска, пропил^-ная резьба, фигурная кладка). Такие дома чаще встречаются а иго-восточных районах республики, где индивидуальны.» способом строятся 60 % домов. Часто многскамерность создается возведением дополнительных помещений: зимней и летней кухни, веранды и т.п.

С повышением комфортабельности происходят изменения и в системе отопления. Значительно уменьшилась доля печей с открытыми фермами очага: на этот процесс оказывают'влияние газификация, тип валика, тип печи, состав семьи, отчасти этнографическая зона. В частности, у низовых чувашей хирти жизнеустойчивым оказался тип печи с вмазанным котлом.

В народном декоре традиции хорошо сохраняется в геометри-зированных узорах наличников, карниза, поля фронтона, мезонина, а в северо-западных районах - также в украшениях ворот (розетки, веревочный орнамент). Народными мастерами создастся много новых вариантов узоров с использованием традиционных мотивов, которые распространяются в той пли иной зоне (выделяется в этом отношения зго-восточпые и северо-западные районы) или группе деревень. 3 целом домовом декоре характерны, с одной стороны, утрата и замена в традиционных композициях одних элементов другими, новыми, с другой стороны, - создание новых композиций с использованием старых элементов. Однако эти прогрессивные тенденции в развитии индивидуального жилища пробиЕаат себе путь в условиях острой нехватки строительньэс материалов. Постановления на раигьсс уровнях об организованной помощи индивидуальным застройщикам не были эффективными. КааетивЕееса в 1980-е гг. стремление благоустроить индивидуальные дама собственными силами так:».е не может развиваться должны» образом из-за дефицита ряда бытовых товаров, цренебрелсительное отнесение к индивидуальному строительству домов, недостаточное выделение земельных участков и строительных материалов стали одними из основных причин его сокращения, которое началось в конце 1^70-х годов. '

По статистическим данным, в 1^-45-195о годы большая часть :?.илья в городах""была возведена индивидуальными застрс^аяками. ' »'.ндавидуалыюе "строительство продолжало расширяться и в условиях роста государственного жилого фон.да. Однако обстоятельства сере-

дккы 1Э&0-Х годов, точнее, ограниченнее выделение застройщикам * строительных материалов и земельных участкоз в условиях острой ■ нехватки гилья, привели в г.Чебоксары к зарззздению самовольной застройки домукек Сзасыпушек") как'массового язлекия. Она сыграла отрицательную роль не только в архитектурном облике г.Чебоксары, ко и в сельском жилжцном строительстве, став одной из причин его сокращений.

В городах, где застройщики являются в основном зыхсдиами из сельской местности, индивидуальные дома строятся по стронтельно-кснструктивным принципам и традициям сельского зодчества, хотя наличествуют к свои, городские особенности, liaxo отличаясь ст домов горожан других национальностей, индивидуальные дома чугн-иеР-горо^ан дифференцируются по времени их возведения, по архитектурному облику, размерам, благоустроенности, виду прюлеы-яе-ыых материалов. 3 индивидуальной жилой застройке горс.-ан процесс внедрения новшеств имеет более интенсивный характер, чем в селе. Однако по своей архитектуре городской индивидуальный дом ступает сельскому, з том числе в пго-западной (лзеной) зоне, где строится немало срубных домов.

Б последнее десятилетие на центральных усадьбах колхозов и совхозов и э поселках городского типа строились индивидуальные типовые дома. К со.т-аленив, кх проекты не учитызали многих достоинств и приемов народного зодчества, особенностей кизни и интересов сельского населения, его этнического своеобразия. В частности, не использовалось творческое наследие национального декора, несовершенна внутренняя планировка (б частности, не предусматривались постановка хлебопекарной печи), почти не представлены малые архитектурные формы (веранда, мезонин и галерея, ворота н др.).

Б структуре ¡талого фонда современной деревни преобладают индивидуальные дсма в их традиционных вариантах, хотя и в разной степени, - в зависимости ст административно-хозяйственного статуса поселения: чем он нызе, тем степень распространения традиционных домов меньше. Состнопекке мезду традиционными типами домов и моднфицированкпги индивидуальными достигает у рабочих и колхозников 2:1, у служащих 42 % против 36 %. Среди работников физического труда прослеживается тенденция: чем вызе квалификация работников, тем иже среди них доля протаващкх в гзшщах

традиционного типа. В домах усадебного тш, строящихся по типовым проектам, пока проживает только I % обследсЕанных (мощности сельских строительных комбинатов не могут удовлетворить потребности заказчиков). 25,8 % сельских жителей райцентров и 5,2 % ~ центральных усадеб живут в домах квартирного типа, основная масса которых недостаточно благоустроена. В городе, где прирост жи-лещпого фонда происходит преимущество: шо за счет жилья, создаваемого совражаам:; издустрпалдкдги методами, взаимосвязь между типами и социально-деуогрзфпческкмп данным:: жильцов кенс-е

выракека, чем в селе. Еилицкые условия,в рядз малых городов (республиканского значегмя) существенно кз отличаются от условий г. Чебоксары, тогда как яйлой фонд в поселках городского типа имеет черты сходства с сельски;;; райцентрами.

Обстановка сельского дома чувашей более трэдициенна, чем у русских. Следует ответить, что функционировал::!? традиционной утвари в домах сельской ыссткоста .не загасит от соц;:алько-демогра-фичеекпх данных'их владельцев, в городских.ста зависимость более выражена. данные показывают более высокую степень бытования декоративны:: предметов 'традиционного' типа в интерьере сельского яилнца, что подтверждает гипотезу об усилении тенденции рекуль-турацци в сферах, связанных с затетпзироваккыми сторона:«! быта.

В глазе 3 - "Одйкдй'" - подвергнуты анализу вопросы трансформации традацкошой одезда, степень и сфера испсльзоза:п:~ национального хостша, епаыхе и аыраше$гие 'Готовности его надевать, игра," его устой;л:гсстл в современных условиях,

В Чугализ с"К20-в года быговала национальная одежда ряда архаических вариантов. В тс время в традиционная ;ссстг:,:е про-исход::.!:: зы.:откые изменения вплоть до вытеекзгая некоторых элементов. Тогда же возникло, а в 1930-е годы усилилось днилепке против традиционных черт в одежде, отражагщих знаковую функцию. Презде всего оно коснулось тех злементоз, которые была связаны с социальны.: и имущественным пол:-.ение^ человека. Например, проводилась камлания претив обычая ношения замулешми женщинами по-лотенчатого головного убора сурпана. В 1930-е годы тенденция к вытеснению традиционных форм одезды городскими Усилилась: мун-ская о'деада все более приобретала городской вид, сохранившийся национального типа женский костгмный комплекс подвергся разносторонней трл}'гформац!И.В 1940-е годы сельские жители вновь были

выкурен;; вернуться к домотканой одезде и лаптям.

Материал!' статистккс-отнографического обследования дают возможность наглядно проследить генеральную тенденцию вытеснения- традиционных форм городской' олеж-ды. 5 условиях Чувашии, как подтвердилось, их массовое вытеснение началось в 1530-е годы и продолжалось примерно до ISTC-x голов.

Вытеснение национальной оде.гды зло, как правило, параллельно с процессом творческой переработки старых форм (речь идет главным образом о нзнской оде-де, ибо муг.схая оде-гда в 1550-е годы в основном вьддла из употребления). Широкое распространение общегородской оден-дд, усилившееся влияние города привели з северных раГонах Чуваыии к постепенному отказу от национального кссттаа, кроме его свадебных комплексов. У низовых чузасей он сохранился не только в качестве праздничного, ко и повседневного костгма. Это мо:?ло объяснить действием ряда факторов: прчзер-.эыд-юстью носителей национальной одехды традк!д:як, связьх> с семэйно-бытовычи обычаями, а также особенностями самой сдегды (яркость, декорати?-ность, расцветка - цвет пестряди у рубадек, наличие оборок i; ка-сивок), ее практичностью (в этом смысле белый цвет рубанки верховых к среднекизог-кх менее практичен).

Трудно согласиться с мнением, что сформировался общенациональны:" комплекс традиционной женской одежда1. В таком случае приходится не брать во внимание имеющиеся различия в расцветке, покрое рубалки к передника и наборе сьздебкых ухрасений. Так, например, низовые чуваш отдают предпочтение пестрым, цветастым тканям, верхсЕые и среднекизовые однотонны/., светлым. У низовых покрой у. ряд деталей костюма сохраняют- характерные черты тгрксксй сдекды (расцветка, оборки, надьчвки, боковые клинья), у верховых сохранились финно-угорские элементы (белый цвет, вышивки, наплечнихи, особенности покроя и способы ношения).

Реальное бытование национального кос-лсма, его кристаллизация как выразителя этнического своеобразия усиливает интерес к нему. В частности, сохраняется Еысскал информированность о нем, которая в отличие от бытозания мало зависит от социально-демографических факторов. Однако знание не всегда означает приверженность к традиционному коста-у, т.е. мезду знанием и бытованием связь слаба. При общей тенденции снижения уровня его бытования замечается и другое: среди лиц с высшим образованием интерес к 1 Современные этнические процессы б СССР. - '¿., .1977. - С.227.

праздничной национальной одежде усиливается, ее носят 15,0 % лиц этой группы опрошенных. Повышение внимания к ней наблюдается среди чувашской молодежи. В последнее десятилетие возрождается шитье бисером и монетами, изготовление украшений для свадебной одатды: головных уборов (хушпу, тухья, сурпан), наплечных, нашейных, нагрудных, поясных нарядов (май £ыххи, ама,херес кантри, -•тевет, capa, туй писиххи). Традиционный наряд нмегт почти все . участники художественной самодеятельности.

В главе рассматривается таксе особенности покроя национального платья разных этнографических групп чувале?' (верховых, средненизовых, низовых) и рекультурации как на индивидуальной, так и на промышленной основе.

В главе 4 - "Пища" - дается характеристика повседневных и обрядовых традиционных кушаний, количественных и качественных изменений в шипе, устанавливается, каковы представления чувашей з традиционной пише, степень владения навыками приготовления национальных блюд, частота их бытования.

В довоенное время,новые тенденции в традиционную структуру питания внедрялись медленно из-за значительной дороговизны покупных продуктов и бедности населения. В послевоенный период появились новыз полевые и садово-огородные культуры, а некоторые из традиционных культур (например, полба) перестали всзделываться. Питание населения, прежде всего городского, стало базироваться на покупных продуктах. Кулинария чувашей испытывала определенное Елиянпе кухни других народов. Состав повседневного и праздничного меню пополнялась новыми блюдами, причем в больней степени у чувашей-горожан, пропивающих в условиях интенсивных межнациональных контактов. Заимствованные блгда интегрируются, подчиняясь в целом традиционной системе питания.

В сельской местности большинство традиционных блюд продолжало сохраняться, в городских условиях набор приготовляемых национальных блюд был не столь широк. Блмда народной кухни составляют основу обрядовой пищи. Ритуальная трапеза, как правило, имеет место на родинах, - свадьбе, поминках, новоселье, проводах в армию, функция санкционирования сснсеных событий в жизни семьи с псмсдью обрядов ослабевает, поэтому традиция приготовления набора определенных блюд к тому или иному случаи и способы их потребления постепенно теряют прежние позиции (традиционный порядок угощения соблюдается'главным образом людьми старших возрастных групп).

Традиционность устойчива в поминальной трапезе, явллпцейся наиболее консервативной. Лучшие национальные блида (разнообразный набор) включайся в состав и домашней, и общественной трапев. 3 качестве обрядового кушанья, как правило, используются традиционные шкрьбе (супы) и кати, имеющие различные названия в соответствии с обрядом, хуплу (род пирогов), домашний сыр чакат, шарттан (род колбасы), домашнее пиво и т.д. Для обрядовой пиши характерна локальность традиции. Например, в юго-восточных районах на семейные торжества каждая семейная пара приносит с собой по целому вареному гусс, резделка которого составляет своеобразный обрзд.

Традиционные кавыки и режим питания в то или иное время года продолжают бытовать.

Статистико-этногрефическое обследование показало, что обобщенный образ национальной народной кухни имее'т прочные позиции в сознании зтнсфоров (40 % нителёй села, например, знают С и более блсд национальной кргни, еще 46 % - 5-10 блгд, среди горожан соответственно 31 % и 44 %). Ответы инфор.:аторов дифференцируются по типа!,! городов, «енее других осведомлены о традиционных кушаньях ¡кители нового промышленного города (Яэвочебоксарсна), лучше йнагт их в малых городах. В з'инин (и владении навыками приготовления) национальных блзд действует известная тенденция: знание языка предполагает хорошее знание блюд чувашской кухни, незнание - слабуг осведомленность о них. Тем не менее интерес к б л сдам национальной кухни среди зтнофсров.,, не владеющих чувашским языком, не исчезает (44,4 % назвавших родным языком русский умеет готовить национальные блкда).

Данные' ЧСЗИ е целок подтвердили гипотезу о том, что в пище в силу ее специфики (она менее подвержена стандартизации) традиционные черты сохранились больше, чем в других компонентах материальной культуры. В частности, более ВО % сельских ¡глтелей и более 70 % гсроглн владеет кавыками приготовления национальных блюд. Если сопоставить ответы чувашских и русских респондентсв-гсро::-.ан, то становится очевидным, что чуЕаши-горояане несколько уступает по ьтой позиции, однако В' сельском массиве наблюдается обратная картина. В то ке время по степени бытования национальных блгд у чувашей и русских села количественные характеристики совладают, тогда как чуваии-горокане потребляют их значительно

pese, чем русскиз-горокане. Распределение ответов на данный вопрос по типам городов показывает значительную дифференциацию по рассматриваемой позиции (с .одной стороны, Чебоксары и /Ьвочебек-сарск, с другой - малые города). Примечательно, что в условиях: городов традиционная пища не является основной и среди знатоков чувашской кухни.

Национальная пища готовилась в столовых и кафе.

Статистические методы позволяют вскрыть ряд отношений и зависимостей. Так, например, еыяснилось, что именно знание Сменив) и бытование народных блюд тяготеют к переменным, зыра-как-щим культурнкйвровень етнофоров, их еткическое самосознание (в частности, у чувашей-горожан). Однако гипотеза о наличии тесной связи с семейным бытом не .подучила достаточного обоснования. Бытование чувашских народных блюд в обиходе слабо детерминировано социально-демографическими переменными i.если не считать признака "пол"5. '

Б главе рассматриваются также вопросы наличия и развития подсобного хозяйства.

Б заключении диссертации подводятся итоги исследования, содержатся общие выводы. Анализ материала показывает, что этнические функции материальной культуры, проявлявшиеся в отдельных ее компонентах - жилище, одежде, пище, - на современном этапе ослабли. Вместе с теу в различных компонентах Материальной культуры зти функции выражены не однозначно, а по-разному.

S развитии килища и одешды действуют две тенденции: с одной стороны - размывание традиций, с другой - их усиление, восстановление. Последняя касается прежде всего остетизированных ферм: архитектура жилища, оснащение интерьера, свадебный наряд ц костюм участников художественной самодеятельности. Достаточно высокие навыки приготовления традиционных'купаний, отсутствие интенсивных связей с демосоциальными переменными свидетельствуют об относительной самостоятельности и устойчивости национального типа питания. Однако застой в гкономике не да«ал дсляши» образом развиваться прогрессивным тенденциям.

В области материальной культуры чуваши и русские Чувашской Республики занимают близкие позиции. Вместе с тем, несмотря на сходные тенденции, у чувашского населения более выражена традиционная материальная культура. С одной стороны, наблюдаются некоторые расхождения в степени приверженности к элементам нацио-

нальнсй культуры, с другой - освоении новых форм.-

Статистический подход к анализу материальной культуры показал, что значительное Елияние на ее составляющие оказывает социально-профессиональный статус, возраст, признак пола. Причинная обусловленность развития материальной культуры ясно прослеживается, в частности, во взаимосвязях таких ее элементов, как тип жилица, тип оде?ды на реальной свадьбе, а так»е показателя "художественно-промысловые навыки".

Традиционный ело/ материальной культуры, особенно жилища (преимущественно в селе), праздничный национальный наряд, а также существенные элементы в системе, питания продолжает занимать важные позиции е ыз'.зни народа и должны привлечь к себе внимание. Ясно, что е обозримой перспективе эти стороны материальной культуры будут не просто доживать свой Еек, а воспроизводиться - отчасти в модифицированных, отчасти в ныне существующих формах, так как значительные группы этнофоров заинтересованы в их производстве. Проделанный анализ позволяет выдвинуть ряд предложений. "Еажно существенно улучшить проектно-архитектурную работу, добиваясь, чтобы архитектурные проекты отвечали вкусам и потребностям местных жителей деревни и города, отражали местные (национальные) строительные традиции. Учитывая существующий спрос на традиционную сде.-ду, желательно шире распространять имеющийся опыт и включить ее в число моделей, изготовляемых потизочтяи матерскими, ателье, малыми предприятиями и кооперативами по заказам населения. Следует предложить иметь в ежедневном мент столовых и кафе блюда чувапсксй национальной кухни. .

Приложения Еклсчаст таблицы, рисунки, фотоснимки, определения основных понятий. .

Пс теме- диссертации опубликованы следующие работы:

1. Глава "Материальная культура" //Чуваш'..: Современные этнокультурные процессы. - К., IS88. - С.92-1.20 (1,5 а.л.).

2. Отражение этнических процессов в материальной культуре чувашского народа (Сдезда, пища) //Актуальные проблемы археологии и этнографии Чувашской АССР. --Чебоксары, IS82. - C.I03-I3B

(2,4 а.л.).

3. Историография изучения материальной культуры чувашского народа (дореволюционный период) //Новые исследования по археологии и этнографии .Чувашии. - Чебоксары, 1983.тС.80-120 (1,3 a.Z.).

4. Историография изучения материальной культуры чувашского народа (Советский период) //Новые материалы по археологии и с-тно-графии чувашского народа* - Чебоксары, 1985»С, 101—(1,0 я.л

5. Место традиционной национальной одежды в современном быту чувашей //Статистико-зтнографические исследования б Чувашской АХР. - Чебоксары, 1984. - С.59-72 (0,5 а.л.}.

6. Жилища и постройки чувашей в конце XIX - начале XX вв. (Северо-западные районы Чувашии) //Бытовая культура чувашей (Материалы к историко-зтнографичаскому атласу).- Чебоксары, 1965.-С.30-66 ( 2',2 а.л.).

7. Крестьянская строительная техника (Северо-западные районы Чувашии) //Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа. - Чебоксары, 1986. - С.31-44 (0,8 а.л.).

8. 0 некоторых вопросах переустройства сельского жилища чувашей //Бопросы совершенствования социалистического образа жизни - Чебоксары, 1986. - С.74-87 (0,8 а.л.).

9. Современная бытовая утварь сельских чувашей. - Чебоксары 1927.. - С.116-122 (0,4 а.л.).

10. Этнические традиции в материальной культуре чувашей-гсро жан (по материалам ЧС5Й) //Вопросы истории и этнографии города. Чебоксары, 1963. - С.62-69 (0,5 а.л.).

11. 0 некоторых особенностях планировки и застрсГки сельски:-поселений в Чузашской .АССР //Историко-этнографнческие исследования в Чувашской ССР..- Чебоксары, 1990. - С.85-96 (совместно с С.С.Назыровш) (0,7 а.л.).