автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Современное состояние былички в Северном Прикамье. Опыт машинного анализа сюжетного состава локальной традиции

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шумов, Константин Эдуардович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Современное состояние былички в Северном Прикамье. Опыт машинного анализа сюжетного состава локальной традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современное состояние былички в Северном Прикамье. Опыт машинного анализа сюжетного состава локальной традиции"

РГО

о о::

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ШУМОВ Константин Эдуардович

■ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЫЛИЧКИ

В СЕВЕРНОМ ПРИКАМЬЕ. ОПЫТ МАШИННОГО АНАЛИЗА СЮЖЕТНОГО СОСТАВА ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

Специальность - 10.01.09 - фольклористика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Екатеринбург - 1993

Работа выполнена на кафедре фольклора и древней литературы филологического факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького

Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор В.П.Кругляшова

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор Ю.Г.Круглов кандидат филологических наук доцент Т.В.Зуева

Ведущее научное учреждение: Пермский государственный педагогический институт, кафедра русской литературы

Защита состоится "9" апреля 1993 г. на заседании специализированного Совета Д.053.05.II по русской литературе и фольклору при Московском государственном университе.те имени М.В.Ломоносова

Адрес: 119699, г.Москва, В-234, Ленинские горы, МГУ, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ

Автореферат разослан 9 марта 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета

1

Д.П.Явинский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш и объект исследования. Быличка как жанровая разновидность русской народной несказочной прозы попала в сферу внимания фольклористов сравнительно недавно. Поэтому теория жанра, а также основные элементы его1 поэтики разработаны пока недостаточно. Современное же состояние фольклорных традиций свидетельствует о том, что быличка остается одним из немногочисленных продуктивных жанров традиционного крестьянского фольклора. Отсутствие системных записей и достаточных по объему антологических изданий русской былички значительно затрудняет глубокую разработку проблем бытования этого жанра.

Быличка записывается и издается преимущественно по территориальному принципу, но вопрос о локальной специфике бытования жанра практически не ставился. Существующие попытки сопоставления иноэтнических и русских быличек заранее обречены на относительный неуспех в связи с нерешенностью некоторых теоретических вопросов морфологии жанра. Механизмы варьирования и закрепления локальных традиций также не выявлены.

Поэтому обращение к проблеме выявления локальной специфики бытования былички представляется достаточно актуальным.

Цели и задачи исследования. Главной целью работы является выявление специфики бытования жанра былички в рамках одной локальной традиции - традиции Северного Прикамья, которое определяется географическими рамками Чердынского, Красновишерского, Соликамского, Усольского районов Пермской области . Основной цели подчинены и второстепенные, которые ставились в

ходе проведения исследования. Для получения надежных и достоверных результатов были выработаны принципы определения локальной специфики, заключающиеся в необходимости сопоставления разных локальных традиций как схожих, так и различных с традициями исследуемого региона. Другой задачей стала выработка методик проведения сопоставительного анализа. Для этого, в свою очередь, понадобилось решение задачи морфологии жанра. Кроме того, в связи с большими объемами исследуемого и контрольного материала, понадобилась разработка оригинальной методики машинного анализа сюжета былички.

Таким образом, сформулированная достаточно локально, основная задача потребовала при ее решении дополнительных серьезных теоретических разработок.

Методологической основой исследования являются работы русских фольклористов и исследователей народной культуры А.Н.Афанасьева, П.Г. Богатырева, А.Н.Веселовского, Д.К.Зеленина, А.Ф. Лосева, С.В.Максимова, В.Ф.Миллера и работы совремнных исследователей В.Б.Аникина, С.Н.Азбелева, А.Я.Гуревича, В.Е.Гусева, В.П.Круглот'.вой, Е.М.Мелетинского, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, В.К.Соколовой, Н.И.Толстою.

Методики исследования. Основные методы, применяемые в ходе, исследования, были сравнительно-сопоставительный, и историко-сравнительный, что позволило в конечном итоге реализовать комплексный анализ традиции для выявления ее специфических черт. При разработке конкретного метода исследования были учтены: достижения в области морфологического анализа В.Я.Проппа, В.П. Кругляшовой, С.Н.Азбелева, Н.А.Криничной; достижения в области компьютерного анализа И.Г.Левина, Б.П.Кербелите. Из числа зарубежных исследователей фольклора наибольшее влияние на разработку методики оказали работы К.Брето, Н.Заньоли, К.Леви-Строса.

В качестве основной единицы анализа был выбран сюжетный мотив. Этот выбор определялся тем, что именно сюжет является основным носителем смысла былички как фольклорного произведения, а сюжетный мотив обладает теми элементами, которые могут быть стабильными и лабильными, что позволяет без серьезных потерь существенной информации, определяемой основной функцией жанра, проводить сопоставление для выявления как общих, так и специфических признаков былички в разных локальных традициях.

Теоретической основой анализа и сопоставления было положение о том, что для выявления специфическх признаков какой-либо традиции и - шире - любого предмета необходимо сравнение с другой аналогичной традицией предметом . Только сопоставление различных предеметов дает возможность выявлять специфические признаки. Поэтому в качестве контрольного материала были выбраны традиции народной культуры Южного Прикамья, Архангельской области как сходные по путям формирования , Калужской области и Восточной Сибири как отличающиеся по путям формирования .

При определении конкретных методик было учтено, что имеющиеся в нашем распоряжении записи, сделанные в контрольных регионах, велись зачастую случайно, по методикам и вопросникам, отличающимся от наших. Поэтому зачастую отличия в традициях определялись по наличию каких-либо элементов в контрольных ре-

гионах, которые отсутствовали- в исследуемом регионе.

Весь комплекс сопоставительного анализа позволил обратиться к объяснению некоторых выявленных специфических черт через природно-климатические, историко-культурные и социально-экономические условия региона Северное Прикамье.

Материалом для проведения исследования послужили записи текстов былички, сделанные в исследуемом и контрольных регионах. Общее количество записей: по исследуемому региону около 3500, по контрольным - более 5000. Записи в Северном Прикамье, Южном Прикамье и Кировской области вели студенты и сотрудники Пермского университета в 1985-90 гг. Записи контрольных регионов велись сотрудниками и преподавателями Московского университета /Архангельская и Калужская области/ и Львовского университета /Калужская область/. Кроме того, использовались тексты, изданные В.П.Зиновьевым, которые представляют традицию Восточной Сибири. Для уточнения некоторых теоретических положений, привлекались современные записи фольклора туристов.

Научная новизна работы. В научный оборот впервые введены записи' около 5000 текстов.

На основе проведенного анализа выявлены механизмы варьирования сюжета жанра былички.

Расширена и теоретически обоснована морфологическая структура сюжета жанра былички.

Впервые в таком объеме рассмотрена одна локальная традиция бытования жанра русской былички и определены ее специфические признаки в сравнении с другими локальными традициями.

Предложена оригинальная методика машинного анализа сюжетного состава локальной традиции.

Научная и практическая ценность работы определяется несколькими параметрами. Разработанная методика может быть внедрена в фольклорных архивах для систематизации, каталогизации и составления указателей былички.

Разработанная методика может применяться для выявления особенностей сюжетосложения народной несказочной прозы.

Разработанная методика позволяет в перспективе использовать ее для получения принципиально новой информации, "скрытой" в текстах былички.

Проведенная работа позволяет по-новому взглянуть на проблему описания специфических черт одной фольклорной традиции.

Результаты работы могут быть использованы при разработке спецкурсов по поэтике былички, народным верованиям и особенностям сюжетосложения в фольклорных произведениях для студентов филологических и исторических факультетов.

Апробация работы. По результатам исследования Аак конечному, так и промежуточным/ были сделаны доклады и сообщения на 3 всесоюзных, 3 республиканских, 5 региональных научных и на-учно-практическх совещаниях,, конференциях и семинарах.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры фольклора и древней литературы Уральского государственного университета имени А.М.Горького.. Основные положения работы отражены в публикациях,. список которых представлен в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Приложение переплетено отдельно и включает в себя результаты автоматизированного анализа.

Объем диссертации со списком использованной литературы составляет 164 страницы. Объем Приложения составляет 195 страниц.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, формируются цели и задачи исследования, кратко характеризуется аналитический материал.

Глава I. Историография вопроса. Определенная для исследования тема и выработанные подходы поставили вопрос о содержании первой главы в нетрадиционном аспекте. Первая глава разбита на три раздела.

В первом разделе дается краткий обзор публикаций русской народной несказочиой прозы, в частности, былички. Отмечается, что на первом этапе изучения быличка и вся несказочная проза практически не вычленялись из этнографических описаний /публикации М.Чулкова, А.Кайсарова, Н.Снегирева/. Поэтому выявление основного сюжетного состава былички XIX в. затруднено. Обильный материал дают публикации в периодических изданиях: на Русском Севере. Тогда же закладываются основы принятой классификации текстов по персонажам. Первый период публикаторской и исследовательской деятельности свидетельствует о жанровой нерасчленек-ности былички и сказки, об отсутствии четкой внутрижанровой дифференциации.

Отмечается, что основными источниками информации о бытование несказочной прозы в XIX - начале XX века являются публикации И.П.Сахарова, А.Е.Бурцева, С.В.Максимова, А.Н.Афанасьева. Работы последнего и других представителей мифологической школы рассматриваются в контексте: европейской научной мысли /Д.Фрэзер, Э.Тайлор/.

Изучение и публикации текстов былички в советское время проходили под влиянием идеологических догматов, что практически привело к вымыванию этого жанра из сферы интересов исследователей. Из всех жанров народной несказочной прозы наиболее интенсивно издавалось и изучалось предание. В этом большая заслуга •принадлежит В.П.Кругляшовой, В.К.Соколовой, А.И.Лазареву, К.В.Чистову. Следует отметить только, что проведенная классификация жанров несказочной прозы зачастую отражала интересы конкретных исследователей. Так, А.И.Лазарев практически все жанры "растворяет" в жанре предания.

Большое количество работ, посвященных несказке и проблеме ее классификации, в 1960-70 гг. свидетельствует о возобновлении интересов исследователей к этим незаслуженно забытым жанрам. Под разными углами зрения обращаются к названным проблем-мам В.П.Аникин,. С.Н.Азбелев, В.Я.Пропп, Б.Н.Путилов, Е.М.Меле-тинский, Н.А.Криничная. Из работ этнографов, посвященных демонологическим представлениям, следует отметить исследования С.А.Токарева. Наконец, в середине 1970-х гг. появляются два монографических исследования Э.В.Померанцевой и В.П.Зиновьева, посвященные' исключительно жанру былички. Именно они могут служить точкой отсчета в изучении теории жанра. Публикация же текстов былички в записях В.П.Зиновьева стала практически первой монографической публикацией этого жанра.. Последовавшие далее работы многочисленны, но посвящены либо описанию полевого материала, либо каким-либо' частным проблемам изучения былички.

Во втором разделе первой главы рассматривается история изучения региона Северное Прикамье. Отмечается, что этот регион привлек внимание исследователей различных специальностей в конце ХУП1 века,, когда началось его систематическое описание. Наиболее значительными работами являются труды Н.С.Попова, В. Верха, Н.Карнаухова, А„Е.Теплоухова, И.Широкшина. Именно с Северным Прикамьем связана деятельность нескольких хорошо известных фольклористов: В.А.Попова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, П.С.

- е -

Богословского, В.Н.Серебренникова, И.В.Зырянова.

Фольклор Северного Прикамья издавался неоднократно, в сфв1-ру интересов фольклористов попали свадебная обрядовость, лирические песни, частушки, сказки, народная афористика, эпические произведения. Однако количество достоверных записей народной несказочной прозы насчитывает не более 50 текстов.

В третьем разделе дается краткий очерк исторических, экономических и социальных предпосылок формирования этнокультурного комплекса Северного Прикамья. При его рассмотрении мы опирались на работы, посвященные специфике локальных и региональных традиций русского фольклора, А.И.Лазарева, В.П.Аникина, других исследователей. Здесь же обосновывается отказ от применения метода картографирования, как не в полной мере удовлетворяющего целям исследования.

Из предпосылок формирования этнокультурного комплекса Северного Прикамья как наиболее значимые отмечаются следующие: наличие контактов русских, колонизирующих край, с коми-пермяками и манси; существование на территории региона пережитков язычества русских /новгородцев/ и аборигенного населения; наличие большого количества старообрядческих согласий; смещение в связи с открытием новых путей в Сибирь административного центра из Чердыни в более южные территории; наличие небольших заводов; наличие- в наше время поселков, связанных с местами заключения.

Глава 2. Методика и методологические основы анализа. В ней выделено шесть разделов, каждый из которых посвящен одной из существенных для исследования проблем. Значительный объем этой главы определяется необходимостью обосновать выбор методики, основной операционной единицы анализа, показать на конкретных примерах технологию обработки материала на ЭВМ.

Первый раздел посвящен определению специфики исследуемого жанра. В нем отмечается., что быличка по сути является одним из структурообразующих элементов народного сознания. Она не просто отражает действительность для носителя традиции, но и формирует ее. При рассмотрении функциональной сферы былички выясняется, что ей присущи информативно-познавательная, обрядовая, эстетическая функции, что генетически связывает быличку с мифом. Однако на современном этапе бытования жанра нельзя вслед за В.П.Зиновьевым и Н.А.Криничной повторять, что быличка связана

исключительно с отражением совокупности языческих верований. По своему функционированию быличка, как и заговор, связана с народным "двоеверием". Исходя из собственных наблюдений в работе выдвигается рабочее определение жанра, позволяющей' дифференцировать быличку и легенду. Первая связывается с представлениями о "нижнем" мире, вторая - о "верхнем". При этом оговаривается, что определение является рабочим и не претендует на теоретическое обобщение.

В диссертации мы пренебрегли' различиями, которые Э.В.Померанцева считала существенными - для нас быличкой является любой рассказ, записанный и в форме мемората, и в форме фабулата, и в форме слухов и толков. На основе анализа существующих систем классификаций несказки делается вывод о том, что главной единицей анализа может послужить сюжет и его морфологические единицы.

Во втором разделе определяется технология анализа. В первую очередь приблизительно очерчиваются рамки количества записей', необходимых для характеристики локальной традиции. Необходимым представляется количество текстов, исчисляемых тысячами, а не сотнями. Анализ такого массива с использованием традиционных методик сложен даже при использовании метода табулирования, поэтому возникает необходимость обратиться к современным информационным технологиям. Для работы на ЭВМ необходимо определить принципы формализации содержательных элементов, принципы организации информации, основные операционные единицы.

Третий раздел посвящен поиску основной операционной единицы анализа сюжета былички. В качестве ее выбирается "сюжетный мотив". Основанием для выбора является сложившаяся теория сюжета как последовательности или совокупности мотивов, которые могут выполнять сюжетообразуюшую и иные функции. Основным является положение А.Н.Веселовского, чьи воззрения корректировались и развивались Б.Я.Проппом, В.П.Аникиным, Б.Н.Путиловым, рядом зарубежных исследователей-структуралистов.

Из всех уже разработанных методик анализа сюжета для наших целей наиболее подходящими оказались методики В.П.Аникина, С.Н. Азбелева, К.Брето и Н.Заньоли. Они позволяют вычленять мотив как простейший элемент существенного действия, указывают на сложную структуру мотива как элемента сюжета. Именно по пути выделения элементов мотива идет исследователь несказочной прозы Н.А.Кринич-ная, добавляя к уже выделенным субъекту, действию, объекту обстоятельства места и времени действия, способ действия. Более подробная структура выделяется в работе К.Брето и Н.Заньоли ^которые

выделяют дополнительно атрибуты персонажей, причину и цель действия. Это соответствует поставленной в нашей работе задаче, так как ее решение предполагает выделение лабильных и стабильных элементов анализа. Они могут быть определены из основного жанрового содержания былички. Функциональными являются: описание внешнего облика демонического персонажа; особенности его действий; последствия его действий; обереги; обстоятельства времени и места действий. Все эти ^элементы являются и элементами сюжетного мотива.

На основании наблюдений над живым бытование былички в работе выделяются следующие элементы сюжетного мотива: время действия, место действия, качество места действия, субъект действия, качество субъекта действия, облик субъекта действия, качество облика субъекта действия, атрибуты облика субъекта действия, качество атрибутов облика субъекта действия, предмет действия, качество предмета действия, способ применения предмета действия, способ действия, действие, дополнение к действию, объект действия, качество объекта действия, облик объекта действия, качество облика объекта действия, атрибуты облика объекта действия, качество атрибутов облика объекта действия, результат действия.

Сама по себе структура сюжетного мотива самостоятельного значения не имеет и в полном объеме в реальном тексте не реализуется.

В четвертом разделе рассматривается роль сюжетного мотива как единицы хранения информации в памяти носителя традиции и единицы воспроизведения текста фольклорного произведения. Она выявляется из конкретных примеров опроса носителей традиции с использованием разных тактик ведения опроса. Выделяются следующие типы тактик: прямых вопросов, провоцирования естественной ситуации рассказывания, тематический, имитация естественней ситуации рассказывания, отрицание очевидного и традиционного. Наиболее продуктивным для записи былички явялется тип провоцирования естественной ситуации рассказывания. В нем значительную роль выполняют элементы сюжетного мотива сюжетообразующего типа, содержащиеся в контексте опроса.

Выявляется и соответствие структуры сюжета и сюжетного мотива былички естественному членению текста в ходе рассказывания. Единственной выявленной формой членения оказывается членение на единицы текста паузами. Приблизительно в 15 % текстов, записанных на магнитную ленту, это членение совпадает с разделением не сюжетные мотивы. После каждой паузы он воспроизводится в "свер-

нутой" форме. Паузы же выполняют свою роль в припоминании текста.

В конечном итоге делается вывод о том, что "развертывание" текста былички в ходе рассказывания осуществляется периодами, которые совпадают с сюжетными мотивами, а воспроизведение сгожето-образующего мотива происходит по мере совпадания его элементов с элементами, содержащимися в "запросе".

В пятом разделе описываются методика и правила кодирования элементов сюжетного мотива для машинной обработки. Правила были определены опытным путем. Избранная организация информации позволяет выявлять различные закономерности в бытовании былички.

В шестом разделе описываются некоторые возможности разработанной автоматизированной системы "Легенда" /программист A.B. Иванов, обработка велась на ЭВМ СМ-4/. Эти возможности сводятся в основном к следующим: осуществление поиска в архиве по любому введенному элементу текста; выявление закономерностей распределения репертуара и сюжетных мотивов былички по половозрастным, половым и возрастным группам исполнителей, населенным пунктам, районам и любым другим заданным ареалам; выявление закономерностей сочетаемости сюжетных мотивов и элементов сюжетных мотивов; выявление минимального и максимального инвариантов сюжета.

Глава 3. Общая характеристика современного состояния народной несказочной прозы /былички/ в Северном Прикамье.

Эта глава состоит из 7 разделов, характеризующих состояние жанра былички с разных сторон.

В первом разделе дается общий обзор сюжетного состава былички в Северном Прикамье. Говорится о том, что быличка составляет приблизительно 25 % от всего количества фольклорных записей; сделанных в Северном Прикамье за исследуемый период. Из всех тематических групп былички выделяются следующие: рассказы о колдунах /45$/; рассказы о черте, который не связан с конкретным значимым местом действия /12-13$/; рассказы о лешем как духе леса или хозяине диких животных /12-13$/; рассказы о домовом как духе дома или заступнике живущих там людей /10-12$/; рассказы о русалках как духах воды /7-8$/; рассказы о вышедших кладах /7-8$/; рассказы о пастухах /2-3%/; рассказы о гуменнике или овиннике /2-3$/; единичные рассказы о водяном и полуднице.

Во втором разделе характеризуются рассказы о колдунах. Они выделяются в особую группу, поскольку основные действия, которые совершают эти персонажи, не совпадают с действиями персонажей других тематических групп /"портит", "учить колдовству"/.

По способу действия "портить" выделяются два типа колдунов: "профессиональные" /наводящие порчу при помощи магических предметов или действий/ и "скрытые" /наводящие порчу при помощи данных им чертей/. Первый тип в быличке Северного Прикамья уходит в прошлое; наиболее продуктивным для сюжетосложения является второй. Это можно отнести к специфической черте Северного Прикамья по сравнению с Южным.

Действие "оберег" в рассказах о колдунах, где субъектом является человек, характерно как для исследуемой, так и для контрольных традиций. Варьирование в этом сюжетном мотиве осуществляется за счет изменения предмета и способа действия.

Третий по частотности сюжетный мотив "учеба колдунов" показывает значительные отличия в исследуемом регионе. Один из способов учебы /пролезание через пасть медведя и белой лебеди/ генетически связан с инициальным обрядом и в Северном Прикамье является результатом воздействия с тотемными представлениями коми-пермяков.

Еще одной специфической чертой былички Северного.Прикамья является наличие мотива "человек привязывает колдуна". В контрольных он практически не фиксировался, общим является только способ действия - разворачивание иконы ликом к стене или к земле. В калужских записях таким образом предохраняются от "заломов" в поле, которые делают колдуны. Отсутствие этого мотива в Северном Прикамье может быть оьъяснено сравнительно меньшей ролью, которое играет земледелие.

В третьем разделе рассматривается группа мотивов, связанная с действиями, определяемыми по своему характеру как нейтральные магические. Они, как правило, не связываются стабильно с каким-либо конкретным персонажем.

Самым частотным является действие "показываться". Для этой группы является существенным внешний облик персонажа, по которому его можно опознать. Он, несомненно, связан генетически с едиными представлениями о нечистой силе, реализующимися и в народном театре. Основным атрибутом является "невидимость", что ведет к появлению самых различных обликов демонического существа.

Общим для всех традиций в этой группе является то, что действие "показываться" чаще всего связывается с русалкой.

Действие "предсказывать", где субъектом является демон, а объектом - человек, варьирует по способам и предметам действия.

Специфической деталью традиции Северного Прикамья является предмет действия "холодные" или "теплые" пальцы домового, которыми он давит человека, предсказывая в первом случае зло, во втором случае - добро.

Еше одной специфической чертой традиции Северного Прикамья является наличие мотива "человек призывает демона". Предметом или способом действия чаше всего является слово. Остальные мотивы, входящие в эту группу не показывают явной специфики.

В четвертом разделе рассматривается группа вредоносных магических действий. Наиболее частотным является действие "пугать", что генетически, вероятно, связано с мифами, закрепляющими основную структурную схему "запрет - нарушение запрета - наказание за нарушение запрета", лежащую в основе инициального цикла.

Следующим по частоте является действие "заводить". В контрольных традициях оно устойчиво связывается с лешим, в исследуемой в качестве субъекта выступают дьявол и пастух.

Следующее частотное действие - "давить" в значении затруднять дыхание. Оно стабильно связывается с духом дома или постройки. Действие "отдавать" выполняет сюжетообразующую функцию в тематической группе "о проклятых или материнская клятва", оно тоже частотно. Мотив является общерусским, специфической реализацией в Северном Прикамье является следующий вариант: "человек обругал зайца и <*ыл забран лешим в лесную избушку, где нельзя вкушать пищу леших". Не исключено, что он генетически связан с тотемными представлениями коми-пермяков о зайце. Отличительной чертой является и большое количество меморатов, что свидетельствует о сравнительно высокой актуальности в исследуемой традиции. Отмечается, что для рассказов туристов о "черном альпинисте" характерна аналогичная актуализация мотива с действием "отдавать".

В пятом разделе рассматривается группа доброносных магических действий. Самым частотным является действие "оберег", которое входит практически во все тематические группы быличек. Варьирование осуществляется за счет изменения способов и предметов действия. Общим явялется использование в качестве предмета христианских атрибутов. Самой частотной группой является вербальная форма оберега. Следующая по частоте - предметы быта и инструменты. Обшим для них является качество, в котором они упот-теблякггся - в "перевернутом" или "вывернутом" виде, что связано,

скорее всего, с необходимостью "уподобления" миру нечистой силы. Несомненна связь и с традициями похоронного обряда. Другим способом оберега является рассыпание у границ между мирами табака, зерна, которые обладают потенциальными свойствами одурманивать человека, погружать его во временную смерть. Последняя группа предметов оберега, которая выделяется по какому-либо признаку, это инструменты или предметы быта, отличающиеся по форме или качеству /острые и круглые/. Эти характеристики являются общими для всех традиций. Специфика проявляется только в конкретизации предметов /нож, топор, ножницы, игла, блюдце, чашка и т.п./.

Следующим по частотности в этой группе является действие "лечить", которое оппозиционно действию "портить", поэтому чаще всего они выступают в одном сюжете. Сюжетообразующим мотивом в нем является мотив с действием "портить". Предметы и способы действия "лечить" почти полностью совпадают с предметами и способами действия "оберег". Специфическими предметами, характерными для традиции Северного Прикамья, являются "ратная червь" и "ратные камень".

Следующим по частотности в этой группе является действие "забирать", которое сочетается с субъектом "человек" и объектом "вышедший клад". Для исследуемой традиции специфичной чертой является совпадение качества облика вышедшего клада с сами кладом: золотой выходит в облике красного или рыжего животного, серебряный - белого.

В шестом разделе рассматривается зависимость сюжетного состава былички Северного Прикамья от структуры жилища, наиболее типичной для региона. Имя персонажа - духа дома - чаще всего выступает в форме "суседко", при этом разделение на дворового и домового практически отсутствует. Скорее всего, эта особенность связана с типичной структурой жилища, где под одной крышей располагаются зимняя и летняя изба и крытый двор. В таком случае нерасчлененность дворового и домового вполне объяснима, так как жилище воспринимается единым комплексом. Современные типы застройки /с разделением жилого пространства на "комнаты"/ привели к тому, что мотив "печь оберегает человека от нечистой, силы" в качестве сюжетообразующего практически не встречается. В быличках о домовом отражется и тип подпола. В случае, если сохраняется "голбичный шкаф", фиксируются сюжеты, в которых человек может забрать себе шапку домового, повешенную на голбичную дверь. В

- 13 -

населенных пунктах, где встречается тип подпола "западенка", этот сюжет не фиксируется.

В седьмом разделе рассматриваются локальные комплексы представлений, встречающиеся в Северном Прикамье. На основе анализа материалов о пастухе выделяются несколько типов, отличающихся степенью архаичности. В них прослеживается закономерная связь между сюжетами былички о пастухе и лешем, сигнальным инструментарием, особенностями пастьбы и природно-климатическими условиями.

Другим комплексом представлений, отличающим традицию Северного Прикамья, является медвежий комплекс., Б его состав входят сюжеты былички, обереги и элементы охотничьего промысла. Тематический спектр рассказов весьма широк - от этнологических до бытовых. В них явно прослеживается связь с традициями аборигенного угро-финнского населения. Славянские сюжеты о свадьбе, превращенной колдуном в медведей контаминируют с элементами "медвежьего праздника" коми-пермяков и манси. Убитый медведь может оказаться не только оборотнем, но и предком охотника. В бытовых рассказах встречаются отголоски представлений о первобраке женщины и медведя: "медведь похищает женщину и живет с ней", "медведь пытается убить женщину, беременную сыном".

На примере рассказов о вышедшем кладе и местных преданий о Кутимском заводе прослеживается развитие во времени и пространстве рассказов о "золотой лодке" в вариантах чудского клада, клада Ермака, затонувшей баржи с тайно припрятанным золотом. В этой же тематической группе выявляется актуализация мотива в рассказах о "хитрых японцах".

В заключении делаются основные выводы по итогам проведенного исследования.

»анр былички является в традиции Северного Прикамья одним из продуктивных, он бытует во всех профессиональных, социальных, конфессиональных и половозрастных группах информантов. Некоторые сюжеты былички уходят в пассивный фольклорный запас и постепенно исчезают из активного бытования. Локальные традиции внутри реги-онв постепенно нивелируются за счет увеличения числа контактов между носителями традиций. Бытование былички находится в зависимости от природно-климатических, социальных и исторических особенностей региона.

Проведенное исследование показало, что варьирование по ре-

гиональным традициям осуществляется за счет изменений элементов сюжетного мотива былички. Специфика Северного Прикамья выражается в ывборе определенного репертуара, появлении отдельных элементов сбжетных мотивов былички, связанных с влиянием аборигенного населения и спецификой занятости населения. Типологическими чертами былички для всех традиций являются: связь с представлениями о мире нечистой силы как "зеркальном отражении" мира человека; связь сюжетного состава былички в региональной традиции с природно-климатическими, историческими и социальными особенностями региона; специфика региональной традиции изменяется при выборе разных традиций для сопоставления.

В Приложении к диссертационной работе даны 8 словарей значений элементов сюжетного мотива былички с распределением по региональным традициям, 8 словарей сочетаний элементов сюжетного мотива, 4 сопоставительных списка сочетаний элементов по регионам, словарь мотивов в сочетании с возрастом информантов, комментарии.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях автора:

1. Ареальные исследования как основа комплексного изучения явлений народной культуры /в соавторстве с А.В.Ивановым///Эти-ко-эстетические основы русского фольклора: Тезисы докладов и сообщений республиканской научной конференции,- Свердловск.

С. 69-70 /0,15 п.л./.

2. Ареальные исследования явлений народной культуры с применением ЭВМ /в соавторстве с А.В.Ивановым///Человек: Перспективы исследования: Тезисы докладов на межвузовской конференции молодых ученых. - Пермь, 1989. С.20 /0,15 п.л./.

3. Архаичные мотивы в фольклоре Северного Прикамья /на материалах народного театра и несказочной прозы///УШ Октябрьские чтения: Перестройка и актуальные проблемы общественных и психолого-педагогических наук: Тезисы докладов на межвузовской конференции молодых ученых. - Пермь, 1988. С.35-36 /0,15 п.л./.

4. Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье/Сост., вступ. статья и комментарии К.Шумова. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. 412 с. /6,05 п.л./.

5. Из опыта работы студенческой научно-исследовательской лаборатории "Фольклор Прикамья" по записи, обработке и пропаганде народного творчества//Актуальные проблемы привлечения к

научно-техническому творчеству студентов вузов Пермской области: Тезисы докладов и сообщений областного научно-методического семинара,- Пермь, 1990. С.29-31 /0,15 п.л./

6. Изменение жанровых особенностей былички//Изучение народного творчества на современном этапе: Тезисы докладов на областной научно-практической конференции,- Пермь, 1985. С.24-25" /0,15 п.л./.

7. Изменение жанровых особенностей былички в эпоху НТР// Молодежь Прикамья — разработке и внедрению достижений науки и техники в производство: Тезисы докладов на научно-практической конференции молодых ученых г.Перми. - Пермь, 1985. С.61-62 /0,15 п.л./.

8. К вопросу об эстетической функции жанров народной несказочной прозы//Тезисы межвузовской конференции молодых ученых. -Свердловск, 1989. С.21-22 /0,15 п.л./.

9. Межэтнические контакты и конфликты и их отражение в русскоязычном фольклоре Северного Прикамья//Всесоюзное совещание-семинар "Этнолингвистический аспект речевого общения": Тезисы докладов. 4.2. - М.,-Самарканд, 1990. С.97-98 /0,15 п.л./.

10. Методика анализа сюжета фольклорного текста по отношению к рассказам об аномальных явлениях//История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации высшего образования: Тезисы докладов городской научной конференции студентов и молодых ученых. - Пермь, 1990. С.47-48 /0,15 п.л./.

11. Молитвы, заговоры и заклинания на все случаи жизни/ Сост., вступ. статья и комментарии К.Шумова /в соавторстве с Г.Чагиным, Л.Окуловой, М.Ивановой/.- Пермь: Янус, 1992. 95 с. /3,6 п.л./.

12. Особенности представлений о пастушеском промысле в зависимости от природно-климатических условий и местных традиций Северного Прикамья /в соавторстве с О.Е.Белевой///Научно-техни-ческие и социальные проблемы развития Уральского Нечерноземья: Тезисы докладов областной научной конференции молодых ученых и студентов вузов г.Перми.- Пермь, 1989. С.41 /0,15 п.л./.

13. Послесловие//Василий Тихов. Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянинов бывшего Чердинского уезда Пермской губернии: Книга 2. - Пермь: Пермская книга, 1992. С.232-252 /0,4 п.л./.

14. Привлечение студентов к НИРС в рамках фольклорной прак-тики//Проблемы внедрения комплексной системы привлечения студен-

тов вузов к научно-техническому творчеству: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Пермь, 1987. С.28-29 /0,15 п.л./

15. Святочные игры Камско-Вишерского междуречья /в соавторстве с В.А.Альбинским///Русский фольклор. Т.ХХУ1: Проблемы текстологии фольклора. - Л.,.1991. С.171-188 /1,5 п.л./.

16. Современное состояние жанров несказочной прозы в Чер-дынском районе Пермской области//Фольклор Урала: Современный русский фольклор промышленного региона: Сб. научных трудов.-Свердловск, 1989. С.48-59 /1,0 п.л./. .

17. Сюжетный мотив как жанрообразующий элемент традиционной крестьянской былички//Жанрово-стилевые осббенности русского фольклора: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. -Свердловск, 1989. С.12-13 /0,15 п.л./.

18. Устные рассказы туристических групп как явление современного фольклора /в соавторстве с Ю.Корабельниковой///Фольклор Урала: Современный русский фольклор промышленного региона: Сб. научных трудов,- Свердловск, 1989. С.92-104 /1,0 п.л./.

19. Фольклорная практика: Методические указания /в соавторстве с В.А.Альбинским/.- Пермь, 1990. 24 с. /1,2 п.л./.

Подписано в печать 1.03.93 Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93. Тираж 100 экз. Заказ 64. 614600, г.Пермь, ул.Букирева, 15. Типография ПТУ.