автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Современный быт Афганского народа и проблемы его развития

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Абдул Халек Рустами
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Современный быт Афганского народа и проблемы его развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный быт Афганского народа и проблемы его развития"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

азербайджанской республики

БАКИНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Э. РАСУЛ-ЗАДЕ

-'---- - '-■■ -■ ■ 111 1 • 1 " : ~ ......~ -■■- ; -

На правах рукописи

АБДУЛ ХАЛЕК РУСТАЛ!И

СОВРЕМЕННЫЙ БЫТ АФГАНСКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Специальность: 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма

АВТО РЕФ ЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Б а к у — 1 9 9 1

Работа выполнена на кафедре политологии и теории социально-политических отношений Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, доктор философских наук, профессор Ширалиев Г. И.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Байрамов К- Б., кандидат философских наук, доцент Гусейнов Г. М.

Ведущая организация: Азербайджанский технический университет, кафедра философии и политологии.

Защита состоится « » л-у 1992 г. в /3 час.

па заседании специализированного совета К 054.03.02 при Бакинском государственном университете нм. М. Э. Расул-заде по адресу: 37С602, Баку, ул. акад. 3. Халилова, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета.

Автореферат разослан " 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совет» кандидат философских на доцент

1.023АЯ ХАРАКГЗРЖТШ РАБОТЫ ... .

Актуальность проблемы., Исследование бита как специфически 'о социального явления, выступающего ванной составной частью зоей совокупности общественна* отношений, представляет большую георатяческую и практическую значимость. Поэтому вполне естес-ГЕзняа потребность вэ все более глубоком.изучении закономэрнос-гвй развития битовой сферн зззнедаятбльаости ледзй. О? улучшения ¡гсловий бита а его рациональной организации в значительной мера зависят производственная деятельность лвдаЗ, рост производительности труда. Кроме того, быт является злзнаано необходимой сферой становления и.развитая личности, оа социализации. .

Разработка теоретических проблем афганского бнта в света . зказанкого приобретает особув актуальность и значимость. Ода ■/'.' обусловлена, преяда есвго, потребностью социояогачоского изучения его сущности и особенностей развития;; поскольку данная проблема не нашла своего доланогО освещения в научной литература.

Во-вторых,. исследуемая, дроблена приобрела, особута актуальность в плана всестороннего анализа .¿тех существенных изменений, • которые цроизшли в быту афганского народа посла Апрельской ра- ' вожщш. Апрельская раводхция 1978 года йткрила доЬуп эру в ис-горачаскоЗ судьба афганского народа, оэнашдоьаш^. глубокими переменами во верх сферах гизяадаятвльяоош общества,., широкими возыозностями длй участия различил: слоёв общества е осуществлении датвратаческих преобразований, создания условии л шроких перспектив для социально-экономического- развития на .путях про-, гресса, дамо1фатии и справедливости'. "Афганский народ выстрадал свое праЕО на достойпув цивилизовашуя стзнь, выстрадал Апрельскую революции,- отгга.тил Генеральный секрэтарь. ЦК ЕШ1А Наджи-булла.- Горько лишь, что слишком велика' мэра его страданай. Но его не перачвтшвает глубинный исторический саысл Апрельской революции... .

Надо ответить, что в тачание долгих лат, последовавших , посла революции, афганский народ был занят в основном выполнани-ам задач, езязанннх с войной. "Огро.мэс ущерб, нанесенный войной, вели говорить лишь о той, что взорвано,-'согквао, /сметено с. лица

Г

I См.: Известия.-1989.-18 апреля.

земля, а то получится суша, правазающая 50 ылрд.афгани. ЙЦ вратилась.в руины сотни бешйков, разрушено более 2 тыс. шк^ болъньц, парализована деятельность многих экономических объектов, разко снизилось сельскохозяйственное производство. Уннч-тоЕэно 14 тыс.кы. телефонных линий и »лектропередачн. Но каки-ш-верхами оценить тети'ж тысячи загубленных жнзнаЁ, страда-ш калак и инвалидов, слезы афганских еенядан, облекшихся в черные одевав'в знак траура, до .свои« отцам и 'адтшщ, сыновьям и бргтьям...*^

Несмотря на трудности войны в страна осуществлялась сущас tesshes преобразования в области национальной экономики к куль тур*. Советский народ и прогрессивная лировая оС^эствечность оказывают афганскому народу Огромную помощь в осуществлении со-цдальпо-экономических преобразований.

'у. В конце декабря IS8S года Ж ЗШ а правительством республики была эздшнута'программа-национального примирелиа-, сотрудничества всех'слоев афганского общества,.независима от кг убеждений и социального положения^ Курс.на примирение позволил сосредоточить основное внимание партии и народа на решении экономических и социальных задач "Цифровав даяние не могут, конечно, передать главного - появившейся у народа вэри в возассность .сменить оругаге-яа орудие груда, заняться восстановлением разрушенных киизакоа и арыков, обработкой земли, которая годадж за-сонвадаоь ае зерном,'а осколкает мая и снарядов, обильно поливались ко водой, а кро£Ъ»п^.' '

Насштря на продолжавшиеся до сих пор, кровопролитие и про-тавоборотво различных политических cam афганский народ строит сьоа казнь б соответствии с идеалами гуманизма и справедливости. Воссаанаажзается разрушенная войной экономика, огшвлается хозяйственная кизнь в городах, и селах Афганистана, поднимается ■.гшзяащщй уровень овдельенх слоаа заселения, улучавши условий

1 Вадм!булла. Человечность вдев .тйширания.//ПробЛ5Ш кара и ■соцгавззиа»-1868.-И»-С.20.

2 Над&'Сулла. 0 задачах ЩЩА го осуществлении политики обшзнЕЩОкаяымго щшдраяяк. Доклад на Чрезвычайном Пленума ЦК ШША от уЭ-31 декабря I98S г.- Каоул, хЭБ?.- С.30 /на язы-

. ка дара/.

3 .Нпдшзудза. Человечность идеи якшкракня. //Просивыи мира и

груда а бита, удовлетворенна магйриаяьшх ж духовных потребуете,?.

Степень изученности проблемы. Бит п битовые отношения яв-1яются одниш аз традиционных rea советской философской и социологической литературы. Недаром этой проблема посвящены мясго-гасленные работы, написанные в разные года, начиная с 20-х rojos нашего столетия. С точка зрения нашего исследования наибо-169 важными являются, по вашему мнению, монография й коллективные труда советских авторов, где теоретические и прах-чческие проблемы быта анализируются более фундаментально'2". В этих работах дается определение быта как специфического социально-исторического явления, анализируются его сущность, содержание и структура, характеризуются его исторически-сложившиеся типы и форш. ..■....-'■

С ссталанивм'приходится констатироватьt что в отличие от советской общественной науки в Афганистане проблема быта не стала объектом специального исследования. В результате многие теоретические вопросы данной проблемы являэтся незивзстяши для' афганского читателя. Поэтому в процесса исследования нам приз-лось опираться в основном на.работы-1 советских ученых, посвятивших много работ истории, кулмуре, традициям, экономическому, социальному, политическому развитию Афганисткна2.

В последние годы з Советском Союзе советскими и аргапскнюх аспирантамл -эащгацзш РЯД кандидатских диссертаций. лосвящвдаы: различным сторонам жизни современного Афганистана .

1 См.: Зуйкова K.M. Быт той социализма.- М.,1977: Шятязев Г.И. Коммунистической строительство в -СЬт,- Баку, 1ь7Э /на asspd. . языке/; Исмаилов А.Й.', 'йсмаилова.з.й. Социалистический сит Cosa такого ьатюда,- М. ,IS86; Харчев А.Г. Бит, семья, досуг.-М.,1959; Кавалеров А.И. Социалистический бит - составная часть советского образа яизни.- Львов, 1978 а т.д.

2 См.: Афганистан сегодня.--Дупамбз,1983; Демократическая Республика АФгаяисяан.-М.,1931; Афганистан: История, экономика, культура.- Й. ,1959; Спольнеков В.Н. 'Афганистан: исламская оппозиция. Истоки и цеди.-М.,1990; Давыдов А.Д. Афганская деревня.-M.,l96S; История Афганистана с древнейших времен до на'жх дней.-к.,1582; Белозерцев Е.П. Народное образование в Республике Мганнстан.-М. ,1383 и др.

S См.: Абдулов А. Борьба народно-демократической патзтпя Афшщс-тана за развитие народного образования и подготовку националъ-шх кадров в ДРА /1973-1984/.*АвторесЬ. каяд. десс.-Ташкент,1988; Гуськов A.C. Характер и особенности кудътурпх преобразований

Помимо перечисленных .работ бах опубликован рад статаЛ,. котоше ш своей тематике так или иначе соприкасаются с темой надего исследования. Среди этих статей ссобую ценность для нашего исследования составляют статьи руководителей ЦДПА и Рас- • публики Афганистан, О'1;гйгаковаяныа в различные годы псслз Апрельской революции в журналах "Проблэш мира я социализма",-

якит", "Партийная гизяьй, гд9 наряду с вопросами политического и экономического характера рассматриваются частично и проблемы социальной политик?.

Даль и задачи исследования... Целы) диссертационной работы является кшгшшсноа исследование современного состояния и особенностей развития быта афганского народа и определение путей его дальнейшего совершенствования.;Исходя из этой цели в работа ' ..предпринята.попытка регжть следующие исследовательские задачи:

- на основе анализа работ советски:: фалософоф и социологов определить место быта я системе обнествеяных отношений;

'■- шашть исторические особенности быта афганского народа, его качествояше и количественные, параметры;

- .рассмотреть ооновнкз изменения в бытовой оЬоре жизнедеятельности афганского* народа тот Апрельской революция, проследить процесс укреилзшгя материальных и духовных основ его быта;

- сформулировать •геореютескш и практические рвкошвда-цич в целяу дальйвйзего развития и совершенотвов&нкя быта еф- \ ганского парода, .

в JPA. Автореф.кавд.даос.М., 1887; Шаниязова С.К. Значение Апрельской т>еволээЕдан 1978 г. в развитии культуры народов М>-галзса'ана, 1978-1Й38 гг. /на примера афганских узбзкорЛАвто-шф.канд.дисс.-' Таикзят, iSBS; Кохксташ А.Р. Борьба за ЪсуцесЕСЛОЕИа ре всж1дашэ~ демократических пресдорзогаяз? в страна Д978-1^86/. Авторе$».каяд.диос.- Ташая!?,"1985; Шшщ А.Дг. Особенности фориитлвашш а развития демократической культуры в Ресцгблике Афганистан. АБТореф.кавд.дисс,- Ташкент, I9SP и т.д.'

Камралъ Вабрак кара и социаяж ши и социальна O.A. Второй зтап революция в Афганистане.- Проблемы мира и" одаалнзаа.- 1280.»- Ю; Момаад ЕЛ«. Афганистан: процесс революционного обновления лрододеаетоа,- -Партийная ачзнь.- 1987.-JvJ; Наджбута. Чзловечкоок. идеи примирения.- Проблемы мира и соцнолиша.- .1988,- Ж и др.

рак.. Народ Афганистана отстоит революцию,- Прибдеш клизма«- 1980.-- 14; йго as:-В борьбе за нациояачь-яьжй прогресс.--КоШувист.- 1385.- йЗ; Кеитмакд

■: .■■ ■■ .;::-, ; Научная ношзяа основных результатов, получаяшх в:хода

исследования, заключается в самой постановке проблемы, ,так как быт афганского народа во всем'своем-'разнообразии и.слрязосш-'-; впервые подвергается социологическому анализу и при этом выявляются основные тенденции его изменения в, современных условиях.

Практическая .значимость исследования заключается в том, зто его результата могут бять использованы в качестве исходного материала для совершенствования бктово.й сферы зкизнедаятвль- . гости афганского народа, для изучения, социальных изменений в ¡трале, разработки лекций по социальному развитию Афганистана, фоведения аналогичного исследования и написания обобщающих ■рудоэ по Афганистану.

Теоретической основой исследования послужила тоория быта бытовых отношений, разработанная в трудах.советских ученых •;'. ак по проблемам (£чта вообщз, так и по истории .и совретеяиш роблемам Афганистана, в частхюетя. В работе широко иопользова-з статистические данные о низни афганского народа, нашздпио грата низ в различных сборниках. ■ . •

Аггообация •работа.. Диссертация обсуздэна и рекомендована защита на кафедре политологии.и теории социально-политчас-. х отноданий Бакинского государственного университета- им.М.З. сулзаде. . ■ ■•"...'- ' -: ' -

Структура диссатэтации. Диссортациовьая работа состоит из здания, трех глав, заключения, спискаиспользованной дитара-

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАЙЙЕ РАБОТЫ ;

Во ввэдэяи. опредолдотся актуальность асслэдуемой проблз-стапенъ ее разработанности, формируются'цель'и задачи ис-довакия, его теоретическая я практическая значимость, и новш-

В парной главе - "Бит как социальное явление" - рассматривая вопросы обчэкетодологлческого характера, определяются кость, содержание и структура битовой-сжары кизньдвятальнос-эйдёства, характеризуются исторически сформировавшиеся типы эрмы быта. '. -"-. ■■' ' '.

Как социальное явление быт првдставляе™ широкую сферу об-

:..mecsEsiüiorp бытия,. слохную по оодэрташю и структуре, рас нооб-разяую по ферши проявлоа»я. Это обусловливает различила метода aro" с^д-здвйия к изучения..

i - 'В реальной действительности всегда существует исторически оербдвланянй бнт. Нв" быта данного общества без конкрткаг фор производства. К току «в бат сам по себе в каадоё общее твеяао-экокоглической форшш шва г свой харлк-гаргш черта, те или ввао конкретные особенности. Поэтому в определении понятия "бит" дольны бать выражены его существенные признаки, общие для есэй Истории цивилизации.. Емэсте с тег,; сложность и много. гранность быта требудт рассмотрения его отдельных сторон в яз-р'агрниной взаи.".!Сиьязгг с другими явлзяеяш! обд-в синенной ::изяя.

В главз указывается, что .несмотря на каогвеязо исследовательски-' ра бот советских авторов' по бы ту /чего, к ссеалешю, яьльйя сказать, про афгавдагс учаанх/, до сих пер у них нот ад него hbsktii б вопросе оцраделения данного понятая.

Исходя нз этого, в главе рассматривается точки зрения ра личшх учашх о áite.a битовые отношениях и продгфЕнимазтся попытка места ясность ь некоторое спорные вопрссь-. Автор отк чаот, что в с&эотвеяно?/ процесса р&пакщая роль принадлежат способу производства материальных благ. Однако материальное производство не является саг-;от-т-з^ьл. Оно осуществляется дэдыйз дг..: удоллотворения разнообразных материальных и'духовнпх, об-шестгсишх и личных потребностей. Если производство материал! них а духогагх бж? происходи т в' процессе иьегогранкой трудовой деятельности, то их потребление в роаа7^э2 степени осущсс вяяатся в столь за слоквоЗ к самостоятельной сфере кхзнвдзя-тельяоета оба?з стаза".-" 3 cwspe бита. Отсюда внтекаэт, что труд ; бэт. та-' га-- йвраздалайЫг-,вз{и?ыос-вя8аны и вз&гаообуслозлзта, kí производство и. потрзбл-няз./■'.;

' Быт находится иод постояшкк воздействием труда и друти: 0бласта£;0б!шст£сннс1;йк.зяи. Поэтому дознание и преобразован быта, ло'.иаэкйэ "автора,, воз^оаан только з диалектической вза-■ ceíish с главными ;сфврамв 'общественно" жизни.

Далее- з диссертации раоскатргзаитея' различные'подхода советских аса." :едоза теле g к определению бита как социального, леяия..Анализируя бнт/как сис-тецу фора еиэяодвятзльности, ка

, : ...... ,

совокупность определенных элементов, соискатель исхода тиз . ' ' того, что всякое определение долаяо преэде всего раскрыта качество определяемого яродоета- или'-. явления, • ояличаедеэ. его' от других прузготов ллз: яалпний, a тагсз за. сущность л фуякцио- : нальпое назначение' в системе, эле,'¿satas которой'они яшкэтся.

Следопательяо, в дефаншш.йыта долюза <&ть;о'траязны'.сув*-яость, содзрзашге, социльнне 5уякдни, сфера действия этого ' сложного явлзкпя. Посладяее еозкоено, - главяам ^йразоц, дутем / раскрытия диалектики быта и других; основных элементов эбцес^. венных отношений. 3 этой взаимосвязи, как было отмечено зшэ, рваавдая роль принадлежит.воздействию способа' производства на процесс становления и ^шдонзрования.-'битовых отношении. ото ::роявляетск е той, какигли средствами ггооизводства'сбладокт лз> дн для удоатетворепия-своих потребностей, что гоказиЕазт завк-.. сикосгь быта от уровня развития производительных сил. ".-'..

Быт представляв? собой; слезное общестпоякое явление, лс-го pos яа монет бктъ пелккад отяесако щ к материальны«, га'.х:пдо-рлок-лескш отношения'«; .ни- а базису, ди к надстройке. Некоторые его сторош- и элементы связаны с удовлвтворегаеи• ттаряальпкгс потребностей -людей, другие-- с удовлетворением духс-зкух. Состав тствагао первые составляет катеряальнуй, а вторые - ду-:с.~:;ул! основы быт?.. Bíт обладает неоднородшм, кошузкеяам харакироа, который отражается в соединении в его 'рр:жег разлзчяых эяоаег;--тое и. стяозений.'-Одкако эта неоднородность шз свидетельствует эб их шшагюском соэдаяекшг .наоборот, здесь с-, папки осаог-а-зивк шатко гоьог'1ТЬ об их ррганическсл .синтезе, порог^ащам )собого рода общественные отяоевйжэг, характзрпзу&цябея сп-::.1;:^-[бски:,;и седэрпаниви, структурой и-'йуккцкяки.

Додытояпгая сказанное , ёв тор - хх^оркуларезал следухц еа олре-¡.елэкае быта. Быт - обусловлекнея'.способом 'щ>йг.3£сдстка гсо-сроязЕодствекяая и внэоб.цвстЕеЕно-пататическая 'сс.дрэ .тйзнедоя-. 'зльлостл двдей, со.со:-:уд.г:ость ферм л способов удегле :.^срол.т;л х материальных и духовшг потреблостзй, а такнз разл.ч;'.:е olías, обряды, зраддаш и порш человзчесяого осде^тая.

Далее автор переходи? к подробному анализу структура биго. рл эта; он-пеходат г.з того, что быт, являясь-.отпог;:'.-сг;.:с-тойтбдьгапл лвд-гнгел, обладает да.:ашческой и. гтатач-зс/.еЗ Ътру:;--

10.

гурами. Кроме ""того,: 'для 'исследования сгруктуры, быта необходимо ■ учесть, что он находится'в органической связи со всей системой , общественных .отношений, 'охватывает различные стороны низ ни ходей, проявляется в различшх формах,' выполняет различные функции;' его составные \ч»п :и находится во взаимосвязи и виаимодой-ствии, 'находясь в состояний постоянного изменения и развития.

" Выделяя конфетные структурные элементы быта, соискатель считает 'необходимый рассмотрение ряда позиций', которые могут быть положены в основу определения его структуры. Она сводязу ся к следующим:- ' -• .■/:.......

- структура быта, должна рассматриваться с точки зрения соотноиеник его материальных и духовных, основ;

- структура быта мон:ет бзуь определена исходя из его ин- -ди® дуального и. общественного 'аспектов;

-- структура быта должна .включать в себя, элемент, определяемые территориально.! расселением населения /городской и сельский-быт/; ... ' ■ -.-• ;■''.,. .-■'■' .......

- -критериями определения сзрукчурн быта являются тавяз ос-новше сферы, человеческого бзткя.'/производственный и' управленческий.бнт/; .." .

". - анализ структуры'оыта'необходимо осуществлять на .основе выделения оояовннх. форк общности 'лкщзй /быт народов и наций а т.д./; V :',-.' '

- в ходе рассмотрения структуры быта необходим учет социально-'классового признака /бит'-рабочих, крестьян, ."интеллигенции" И. др./. '. ' ,' . ; ':. - ,- ■ "'. '

-Вторая глава - "Характерные черты современного бнта афганского народа".-,посвящена выявлению и осмыслению основных ком-..лонантов быта, афганского народа, просленсваншо исторического ' пути и особе Еностай формирования соврешнного, бнта населения Афганистана. В глава отмечается, что афганцы состоят из более, чем:20 крупных инародностей - пуштунов, тадянков, хоза-'.•рзЁцэв, узбеков, туркменов,. белудавй и т.д, вводящихся:на-'раз-Л!-щннх стадиях со1даалъяогэкояо1таског^ ц. общественно-политического ^звития,'что еще больше осложняет проблему изучения данной, тема. По ;'порладнам.статистическим .даннад /1987 г./, численность населения Афганистана' составляет 16145 sac. человек,

II. ; ...

из которнх основная часть .тивзФ в. сельской местности. Свыше 98 проц. населения исповедуют ислам. По гшенив.автора, этнические процессы в стране развиваются на путях сближения народностей и их консолидации в отдельные нации.

Афганистан - одна из немногих' стран мира, в экономике и образе казни которой важное место занимает кочевое и полукочевое скотоводство, Имеющиеся источники свидетельствуют о-ток, что этот виц хозяйственной деятельности для афганцев составляет определяющий тип производства и уклада жизни.

Основные занятия населения - зелшделио и скотоводство. Около 2С% населения сфаны занято сельскохозяйственной деятельность», заметное место в его занятиях прзяадлэкит ремесленному производству, традиционными видали' которого являются.ткачество, ковроделие, гончарное, кузнечяое, ювелирное'дело и др„ ,

Многоукладноеть экономики и другие факторы обусловливают сложность и наоднородность социальной структура афганского о6-щества. Еэ составляют классы,, прослойка и социальяке группы, которые принадлежат различным соцяально-эконолшческшл формаци-яг/.. Во многих районах стоаяы сохраняются родо-племенкне-отношения. Все эти шакторн, в свои очередь, ..яакладнв'ает определенный -отпечаток на быт, нравы, обычаи населаш, которые складывались ж формировались на протяжении многовекового исторического развития каждой народности". / .'. ..;■''..'.'!.;'"/.. -,■ - - ".• В семейном быту у большинства народов современного Aífira-. -яистана »ложно отметить отчетливые перекатки большой патриархальной семья. .'■•■■ .,■■:/•■'.■.'. ■

У ряда народов, сохраняются традиции, связанные.со сравнительно недавним'существованием остатков племенного строя. Норьы обычного права у пуштунов, еще до недавнего 'времени." играли, значите лЬгдгю-роль в регулировании■ сешйннх отяопзяпй и быта. В основа адата-легат три ведущих принципа ; - гостеприимство , кровная месть и "взеондеяие" с просьбой о помощи, - прощении и т.д.

В больших патриархалызпс семьях под родительским кровом кивут яеяатые и нежэнатыв сыновья, главы семьи со своими домочадцами ведут.общее хозяйство. Главой семьи считается отец, а " посла aro смерти главенство переходит к. старшему сыну. Теперь разросшиеся большие сеш-и распадаются на сравнительно мзлккз,-

которые,'в свою очередь, также распадаются'на новые качке сецьи.

Особое .место в дату занимает жекщша, несущая на своих" плечах всю тякесть работ но донашнеыу-. хозяйству'.' В 1965 году, была создана Демократическая организация кэ'ищян Афганистана /ныне ..:/ Совет Евжзн Республика Афганистан/, призвавшая-активизировать ' участие генщин в общественно-политической кнзни страны.

Далоэ в глава обмечается, что наиболее общей чертой, ока-' гаванце2 влияние на психический склад, быт и права большинства населения страны, является его религиозность. Соискатель солидаризуется с мнекаеы тех советских'авторов, которые считают,что ислам практически является образом жизни афганского народа1.Бая ' кизнь мусульман регламентируется догмами ¡дариата - свода мусуль-■ мсяских законов. Б глава рассматриваются ряд религиозных праздников и обрядов, исполнение которых является неотьеилемсй частью бкта каздого/ефтавца.' ...

Уклад кизшг населения, особенно сельского, кроке исламской раяапш, ;корм шариата, регулируется .такзе ыорааси обычного права. 3 эта:,: сккслв- в диссертанта;особое вникание -уделяется анализу ■ * "Пуштунзала" - устному кодексу пуштунов, где содеркатся норш' обычного права/ .

Далее в диссертации рассматривался такие элементы быта афганского, народа, - как. пизщв., ..одевда, питание а др.

Подробное изучение характерных черт а особенностей бита афганского народа в -совреизЕЯнх .условиях позволяет автору, сборку лррсвать обобщенные выводы отбосетэльно определения его характера. Как ум било - подчеркнуто вида,''уровень раз ватий социально-' экояодическоЯ и кулыурно-.бытовой етзяи.-народов .Афганистана веська различен, что накладывает заметный отпечаток на весь'уклад якзяя населения. Поскольку эта страна не прошла капиталистическую стакао развития, 'быт'ааселявдис'ее народов и народностей характеризуется в целом как феодально-патриархальный.Вместе с те;.; в Афганистане начиная со второй половины назего. столетия постепенно сх-:яадываются капиталистические отношения, что е свою очередь оказатет-'существенное -влияние на характер быта яаседе- . нпя, особенно в городах'и • ярованцигйышх. центрах.-3 этой свйзя

| у;.:,: Сяашшков. В.Н. Аугааистая: исламская оляоэедня. Истока у, х,сл:1.т г.';, , 1?5'0.- С'.'оО.

. 13. ; .'

необходимо подчеркнуть следующее: з той часта страны, где господствуют феодально-патриархальные . отяоаеяля, быт населения относится к типу феодально-патриархального быта, а в регионах, где развиваются капиталистические отношения, в уклад газ ни л быт народа все больше проникают черты, бурнуазно-помещичьего быта. '

3 третьей гласа. - "йзкаявяня в ыатэрчатышх. и духовных основах быта афганского народа на современна-этапе" - рассматривается те пзреывнн, которые произошли в социально-эконогягчес-коЭ и духовной газяя афганского народа в период после Апрель-слой револишш 1373 года. - : .

Рзволкевя 1578 года стала началом нового этапа з развита: быта афганского народа. Главной цельв новой власти провозглашалось осуществление кардкяаяьЕЫХ преобразований з соцпадыю-экояошческой и 1-згльтуряой областях. Впервые з стране начал:! прободаться мероприятия, позванные быезсти страну из социально- экояо!£нзско2 отсталости. Несмотря на трудаейззе условия, создав-зася в стране з результате навязанной ¿¡¡¡гавгстгяу братоубийственной еоЗны, правительство стало.', настойчиво проводить курс на деглократическиз преобразования в различных сферах общественной кизни. й*ла втечет' глобальные мероприятия в области экономики, баз развитая яоторсЗ не;лыслнм л прогресс в сфере быта. Я этсцу-прешли Афганистан по уровнв нацнонатьяого дохода яа дугу яасе-ззнля занимая. 108-е место среди 129' развлЕазоакхся -стран, охваченных огатгстикой-ООН.

Основу зконсшки Афганистана составляет сельское хозяйство, удельный вес которого в валовом яавд'он&льяоа -'продукте достигает 60|,.В этой отрасли занято около 2/3 работоспособного населения страш, а еэ црогузция составляет приторно 70* стоимости всего афганского экспорта. К сарвдаяз 70-:: гсдоэ цркцерао 10% всего национального дохода в страле было получено от промышленного производства. -. '.

¿читаная велисз место сельскохозяйственного производства в эхоаоьжно страны, в числе первых задача врограааз яреобра-ео-гаяаЗ в стране намечалась задача проведения заглзльноЗ рефорж. С точки зрения преобразования и развития всего образа зиопп широких народных ;даес афганского селя, по .мнению соаскагв-д, .

во все! этой програше цривлвкавт внимание'-т<Гпункты, согласно которым предусматривалась раздача часта государственных земель безземельным ж малоземельным крестьянам.

Накануне'Апрельской.революции значительная часть - до'30| • лучина ло качеству земель находилась во владении 35-50 гас. крупных феодадов. А более 1,5 миллиона крестьянских семей практически были отлучены от земли, входя в число малоземельных крестьян .и неимущих кочевников. Вса это привело к обнищанию 'широких слоев населения, ; еще больше усугубляя проблемы, стоящие парад экономикой страны.

Одним из первых шагов на пути преобразования экономики страны стало обнародование в иша и ноябре 1978 года дебетов Революционного Совета Афганистана по аграрной реформе. Уяз в следующем году било объявлено, что 296 тыс. бедявйшкх 1фестьян-ских сешй получат земельные наделы.

В результате проведения 'этих я других .мероприятий значительно демократизировалась экономическая структура на сале,хотя Есв еще...сохранялись," а точнее, доминировали традиционные' экоао-" мические взаимоотношения.

Далее в глава рассматриваются вопросы преобразования а развития прошиивякости, .в том числе пищевой и легкой,-что имеет непосредственное значение в дела укрепления материальных основ быта. ....-,

■ Проводимые в Афганистане крупномасштабные социально-экономические преобразования стали мощным фактором создания необходимых предпосылок для развития., материальных и духовных основ быта населения страш. Развитие экономики .в первую очередь привело к существенным сдвигам в области улучшения .благосостояния народа, повышению уровня удовлетворения'его материальных потребностей. - -

Наиболее, отчетливо5, процесс изменения материальных основ быта проявляется в 'увеличении, доходов семей, улучшении зх ш- . лнгдшх условий, соваршенсгвоваиш структуры расходов и потреб-, леям, обеспечения предмэташ. домашнего обихода и т.д.

. Развитие материальных основ .детерминировано, по мнения автора, главным -образом'"происходящими в экономической cgppe сдвигами. Однако взматовагаую роль в этой процессе играет и

W... - 15.. •

Квврпгшствованиа структуры "быта народа, проникновение , в него новых элементов, стимулирующихвозникновение у людей все более высоких потребностей. Естественно, что..возникшие ноЕыа.почреб-ности требуют новых форм, а такга предметов удовлетворения.

3 диссертации процесс изменения .материальных основ афганского быта подробно проиллюстрирован богатый фактическим материалом, взятым из кизнн страны.

Вторая часть главы посвящена анализу изменений духовных основ быта афганского народа в современных условиях.

Апрельская революция IS7E года ставила перед собой конкретные задачи в области культурного строительства, которые были провозглашены по радио Н.М.Тарани 27 апреля 1978 г. В частности, была поставлена задача начального всеобщего обязательного обучения детей, достигших школьного возраста, а таете создание Есех необходимых условий-для эффективной борьбы с неграмотностью. Предполагалось -значительно.расширить сеть учреждений высшего а среднего специального образования, корашшм образом пересмотреть програшн обучения во всех учебных заведениях. .

К этому времашг. уровень. грамотности населения Афганистана достигал едва ли 10%. При .этом основная доля.'грамотных приходилась на представителейпривилегированных классов и слоев. Среда взрослого населения уровень безграмотности достигал 96% у гдуя- :, чин к 98% у йайцяя. Не 'менее сложным было положение и в других г.' сферах культурной казни.: V _ . :. : ••'.. "■ - -,

В глаза отмечается, что .признание права наций и народное-тай Афганистана, яа развитие собственных традиций и .обычаев явилось принципиальным -шагом в области культурного строительства.

Вскоре после победы рэволюции 1978 года;развернулась широкая работа ко реализации планов нобого правительства в области народного-образования. Был издан ряд указов и законов, в которых определялись конкретные пути и средства развития-'просвещения. Бала создана сшцкалъяая комиссия ло ликбезу, результатом целенаправленной работа которой явилось то, что ужа в IS87, году в 1324 ..школах занимались 777,3 тас. учеников, что составляло 1/6 часть детей школьного возраста. До конца 1935 года получали удостоверение об окончанпя курсов ликбеза I35668Ï человек. 3 1933. году Республика Афганистан была удостоена шиятясЗ «едали '

и диплома ЮНЕСКО за успехи в-'ликвидации- неграмотности населешш

Укрепление духовных основ бнта афганского народа требовало скорейшего преодоления отсталости страны в сфере 1ультуры.культурное отставание, по мнению соискателя, дополняло общую картину социально-политической и эконошгев'ско!. отсталости страны.

Учитывая это, демократическое правительство с первых ае дней своего существования начало осуществлять программу по развитию всех сфер культуры. Были создана Академия'наук Афганистана, учрзгщзны-Союз писателей Афганистана, Соаз работников искусства, развивалась сеть публичных, ведомственных и иных библиотек и т.д. В главе -подробно расшатриваются вопросы развития отдельных сфер культуры за годы новой власти. Особо отмечается роль -советско-афганской дружбы и содружества в подъеме культуры а всей духовноЗ жизни современного Афганистана.

Исследуя вопросы развития духовных: основ быта афганского народа, диссертант подробно останавливается па рассмотрении его нравственных устоев. .Как известно, нравственность быта является одной из основных сфер'проявления ыорали в неяроизводст- -веяяой и социально-политической областях жизнедеятельности общества. Поэтому соЕэршенствование бита в значительно?] мере зависит от степени сознательности населения, усвоения им общечеловеческих принципов мораш. Последние в качестве выражения первейших типичных потребностей человека формируют самые благородные качества у людей, способствуют развитию у них'-интеллекта и высокой культуры чувств. .

Определенное место в диссертации.отводится расслютреяию проблем развития эстетических яачал в быоу афганского народа в современных условиях.

В заключении подводятся итоги исследования, излагавтея основные выводы и сбойдаякя автора.

БесплАтяя

АЗЭРБАЛЧАН РЕСПУБЛИКАСЫ ХАЛ Г ТЭЬСИЛИ НАЗИРЛШИ

ГЫРМЫЗЫ ЭМЭК БАЛРАРЫ срденли М. Э. РЭСУЛЗАДЭ адыаа БАКЫ девлэт УНИВЕРСИТЕТ«

Эл]азма Ьугугуида ЭБДУЛ ХАЛЕК РУСТЭМИ

ОФГАН ХАЛГЫНЫН МУАСИР МЭИШЭТИ ВЭ ОНУН ИНКИШАФ ПРОБЛЕМЛЭРИ

Ихтнсас: 09. 00. 02—елми сосиализм ез коммунизм кэзэри]]зсн

фэлсэфэ елмлэрн памнзэдн алимлик дарэчэси алмаг учун тэгдим сдилмиш диссертаыцаныи

АВТОРЕФЕРАТЫ

БАКЫ—1991

Тип. ИБУ. Заказ 440. Тираж 100