автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Жук, Александра Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма"

На правах рукописи

0/1

' . 4 г-. Г; ■ •

ЖУК Александра Дмитриевна

СПЕЦИФИКА ЖАНРОВ ОДЫ И ГИМНА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА (Ф. ГЕЛЬДЕРЛИН И П.Б. ШЕЛЛИ)

10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1998

Работа выполнена на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ХРАПОВИЦКАЯ Г.Н.

Официальные оиноненты:

доктор филологических наук, профессор СОЛОВЬЕВА Н.А.

кандидат филологических наук, доцент РАТГАУЗ Г.И.

Ведущая организация - Акадешш печати.

Защита диссертации состоится «¿¿^» .1998 г. в /^Стасов

на заседании диссертационного совета Д 053. 01. 06 в Московском педагогическом государственномунтверситете по адресу: 119435,Москва, Малая Пироговская ул., д.1, ауд.Д/?

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Mill У (Малая Пироговская, д.1).

Автореферат разослан Р..... 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ТРЫКОВ В.П.

Обшая характеристика исследования

Актуальность исследования определяется тем, что жанровая специфика творчества П.Б. Шелли и Ф. Гельдерлина практически не изучена. Сравнительное исследование творчества английского поэта-романтика П.Б. Шелли и немецкого поэта Ф. Гельдерлина позволяет определить жанровые закономерности, характерные для литературы эпохи романтизма в целом.

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей жанров оды и гимна в творчестве Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли по сравнению с предшествующей эпохой.

В процессе работы решались также следующие задачи:

• выявить связи новых разновидностей данных жанров с предшествующими традициями и их отличие от них;

• проследить эволюцию жанров оды и гимна в творчестве Шелли и Гельдерлина;

• определить общие закономерности в развитии данных жанров в поэзии рассматриваемых авторов.

Научная новизна работы заключается в исследовании речевых установок оды и гимна в период романтизма в поэзии Шелли и Гельдерлина, в выявлении новых общих закономерностей в развитии данных жанров в английской и немецкой литературе данного периода.

В основу методологии исследования положены теоретические работы Ю.Н. Тынянова, посвященные проблемам жанра, а также работы, по истории жанра и по проблемам лирических жанров, исследования, позволяющие проникнуть во внутренний мир произведения и определить его структурные основы, опирающиеся на достижения различных литературоведческих направлений, из которых особенно следует отметить работы герменевтического характера (Гадамер, и др.).

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что результаты данной работы могут быть использованы в изучении поэтики романтических жанров, а также при создании лекционных курсов и учебных пособий по литературе данного периода.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее фрагменты неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ и аспирантского объединения, на ежегодных Пуришевских чтениях (1995-1998), на конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова, посвященной изучению литературы XVIII века, на международной конференции в англистов в Тимишоара (Румыния). По теме исследования опубликованы тезисы и статья в сборнике "Ап^вйса", всего 6 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав,

Заключения, Примечаний, Библиографии и Приложения. Текст

диссертации изложен на 253 страницах; список использованной литературы включает 218 наименований.

Основное содержание работы.

Во Введении сформулирован предмет исследования, его цели, обоснованы актуальность и научная новизна исследования, а также дан обзор литературы, посвященной как теоретическим проблемам и истории жанров оды и гимна, так и творчеству Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли. Констатируется, что вопрос о жанровых особенностях од и гимнов Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли не получил всестороннего освещения.

В первой главе,«История развития жанров оды и гимна в период, предшествующий творчеству Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли» говорится о различии речевых установок оды и гимна в период, предшествующий поэзии Гельдерлина и Шелли, и дается краткая история развития рассматриваемых жанров.

Первый параграф «Ода и гимн в эпоху античности» посвящен развитию оды и гимна в античный период, т.к. античная традиция оказала сильное влияние на поэзию как Ф. Гельдерлина, так и П.Б. Шелли.

Ода (мелика) с конца VII в. до н.э. становится одним из основных родов древнегреческой литературы. VII-VI вв. - это расцвет древнегреческой оды (= мелики) и ее разнообразных жанров, в т.ч. гимна и его разновидностей (пэана и дифирамба). Отмечается обязательная связь античных оды и гимна с музыкой. Вершины одическая (~меличсская) поэзия достигла в творчестве Пиндара (522 - 442 гг. до н.э.).

Более значимой для европейской литературы оказалась латинская традиция, которая во многом была подражательна и уступала древнегреческой. Однако здесь для нас важен тот факт, что именно с эпохи Древнего Рима ода начинает осознаваться как некий жанр, имеющий свои каноны и подчиняющийся особым правилам. Прекрасное доказательство этому - оды Горация, по своим метрическим особенностям и содержанию являющиеся прямым подражанием древнегреческим образцам. Именно рационалистическая ода Горация на много веков определила построение оды, ее жанровые особенности. На протяжении всего указанного периода горацианская традиция господствовала в английской и немецкой поэзии и была намного более развитой и влиятельной, чем пиндарическая.

Гимн в римской литературе отступает на второй план. Дошедшие до нас образцы гимнов принадлежат либо мало известным («Фортуна» Асклепиадия), либо вовсе неизвестным авторам («Похвала Луне», VI в.).

В основном же гимн в это время возвращается в область религиозного культа. И даже намного позже, уже во времена христианства, гимн еще долго будет связан с областью религиозного культа.

Второй параграф - «Ода и гимн в немецкой поэзии до Ф. Гельдерлина». Это исследование необходимо, чтобы понять своеобразие од и гимнов Гельдерлина, их сходство с предшествующей литературной традицией и отличие от нее. Вплоть до второй половины XV в. одами назывались произведения самых разных жанров, в т.ч. гимны и духовные песни.: Гимн этого времени был тесно связан с религией, с богослужением, ориентирован не столько на античную, сколько на иудейско-псалмопевческую традицию (образность, построение и т.п.). Из античности берется лишь сам принцип восхваления божества и ориентация гимна на песенно-музыкалыгое исполнение (латинская традиция). Начиная со второй половины XV в. сильное влияние на развитие немецкой оды оказывает традиция горацианской оды. В этот же период одновреметю с латинской традицией зарождается традиция оды и гимна на немецком языке. Параллельное существование этих двух традиций будет характерно для немецкой литературы вплоть до конца XVIII века. С этого же времени начинается и сосуществование светской и религиозной поэзии, на много лет определившее развитие немецкой литературы. В религиозной поэзии, как и в религии, сталкиваются два направления - протестантское и католическое. Ода и гимн в это время мало чем отличаются друг от друга. Основным критерием является наличие или отсутствие христианского элемента в стихотворении: при его наличии произведение как правило называется гимном (Бруно Сайделиус), при его отсутствии - одой. В XVI веке ода существовала также в своей традиционной, идущей от античности форме - в форме хоровой песни и являлась частью драмы. В XVII в. наряду с уже существующими традициями появляются две новых - барочная и классицистическая. В силу определенных причин, связанных с историей развития Германии, барокко в литературе преобладает. В поэтической практике М. Опица складывается классицистический тип оды с ориентацией на Горация или Ронсара, написанной «высоким» стилем (в понимании М. Опица) на одну из указанных поэтом в «Книге о немецкой поэзии», горацианских тем. Как правило, это ода, созданная на немецком языке. Особую группу составляют т.н. «духовные» оды, представляющие собой переложения псалмов и в большей степени соответствующие тому определению, которое Опиц дает гимну (хвалебная песнь Богу). В поэзии П. Флеминга и А. Грифиуса складывается тип барочной оды, главными темами которой являются смерть, быстротечность земной жизни. Для такой оды характерно обращение к религиозным чувствам слушателя. Кроме того, ей присуще повышенное внимание к слову и его

выразительным возможностям. В слове акцентируется его метафорико-символическое или аллегорическое значение. Для подобной оды характерно обилие повторов, в т.ч. анафор, параллелизмов, риторических вопросов и восклицаний. На протяжении всего XVII века гимн связан с богослужебной сферой. Новые тексты гимнов не возникают. Само название «гимн» (нем. Hymne, лат. Hymnus) используется как в католицизме, так и в протестантизме лишь для обозначения уже созданных ранее гимнов, входящих обязательно в состав богослужения.

В XVIII веке наступает расцвет немецкой оды, окончательно складывается одический канон, имеющий три разновидности: светская немецкая ода, духовная немецкая ода и латинская ода. Первая разновидность представлена в поэзии Клопштока, вторая - в творчестве Геллерта, третья - в поэзии Готтшеда. В основе клопштоковской оды лежит ораторская речевая установка на «рациональное» чувство. В качестве примера в работе рассматривается ода „Friedensburg" (1750). В основе од Геллерта лежит вокальная речевая установка на рационализированное религиозное чувство. В основе готгшедовской разновидности оды лежит ораторская речевая установка на разум, что не случайно, ибо Готгшед ориентировался на Горация, Вергилия, М. Опица и Ронсара. В качестве примеров в работе анализируются седьмая ода первой книги и двадцать первая ода второй книги. Гимн в этот период продолжает существовать как жанр религиозной поэзии. Новые тексты гимнов практически не возникают. Развитие гимна идет несколько в другом направлении; возникают новые музыкальные обработки и создаются новые мелодии на уже готовые, хорошо известные тексты (И.С. Бах).

Третий параграф - «Ода и гимн в английской поэзии до П. Б. Шелли». Пробуждение интереса к античному наследию относится в Англии к XVI веку. В 1566 г. появляется первый перевод произведений Горация на английский язык - "Q. Horatic Flacci two books of satires in english verse". С этого момента именно поэзия Горация в течение очень долгого времени оказывала определяющее влияние на английскую поэзию, прежде всего на оду и гимн. В области теории столь же сильным было влияние Аристотеля. Именно под его влиянием создана "An apology for Poetry" Ф. Сидни, в которой изложены и обоснованы основные теоретические положения английского классицизма, которые нашли отражение в сложившихся в английской поэзии классицистических одическом и гимническом канонах. В основе английской оды лежит ораторская речевая установка на разум, в основе гимна - ораторская речевая установка на эмоцию. Речевая установка оды проявляется через логическое построение стихотворения, повторяющее схему рассуждения, через наличие в стихотворении отношений логической обусловленности между словами и частями

предложения, через обилие сравнений и образов-персонификаций определенных идей. Эмоциональное начало гимна выражается через ассоциативно связанные друг с другом образы, обилие метафор и динамический характер образов. В качестве примеров рассматриваются оды и гимны А. Каули, Д. Драйдена, А. Поупа и Д. Мильтона.

Вторая глава «Изменение жанров оды и гимна в поэзии Гельдерлина по сравнению с предшествующей эпохой» посвящена анализу од и гимнов Гельдерлина.

В первом параграфе «Обращение Ф. Гельдерлина к жанру гимна. Гимны 1789 - 1793 годов» рассматриваются побингенские гимны и созданный в это же время в Штутгарте „Hymne an die Unsterblichkeit". Главная причина обращения к гимну - в психологическом складе поэта, для которого поэзия есть своего рода религиозное служение. Гельдерлин создает в стихотворениях 1789-1793 гг. свою собственную религию, отличную от христианства. Поэтому в данных произведениях отсутствуют образы," характерные для иудейско-христианской поэтической традиции, но зато прйсутствуют образы, восходящие к античности, которую Гельдерлин хорошо знал и которая была для него идеалом. Использование античных образов не свидетельствует о том, что Гельдерлин был классицистом, ибо и мировосприятие, и жизнь, и творчество дают возможность считать его самым последовательным романтиком. Сходство с античной поэзией объясняется не подражанием античным авторам, как принято думать, а сходством самого мировосприятия Гельдерлина с античным мировосприятием. Для Гельдерлина античность - это всегда настоящее, и только настоящее. Лучшим доказательством этого является поэзия Гельдерлина, и прежде всего его гимны. В своем творчестве поэт-романтик творит миф, во многом сходный с античным, но это миф, созданный по законам романтизма. Гельдерлин мифологизирует действительность, и каждое произведение оказывается частью этого мифа. Каждый из ранних гимнов посвящен одному из божеств создаваемого поэтом пантеона, на что указывают уже сами названия гимнов: „Hymne an den Genius Griechenlands", „Hymne an die Unsterblichkeit", „Hymne an die Göttin der Harmonie", и др. Исключение составляет лишь „Hymne an die Menschheit", посвященный не божеству, а человечеству. Однако и в нем мифологическое начало сохраняется, ибо человечество рассматривается как некая совокупность и самым важным здесь являются его взаимоотношения с Богами. Сами божества, как взятые из античности, так и созданные самим поэтом, имеют черты, сходные с античными, однако не являются их копией, а переосмысливаются Гельдерлином в связи с его собственным мировоззрением, синтезирующем в себе не только античное и

христианское, но и самые разные философские и религиозные учения, известные поэту, современные в том числе.

В работе показывается эволюция жанра гимна в указанный период. Самое раннее стихотворение этого жанра - „Hymne an den Genius Griechenlands". Следует отметить, что у Гельдерлина гимн перестает быть литературно-музыкальным жанром и превращается в литературный жанр. В этом отличие гимнов Гельдерлина от всей предшествующей гимнической традиции, в том числе и от античной. Из литературно-музыкального жанра гимн превращается в ораторский жанр, в основе которого лежит речевая установка на эмоцию, причем на религиозную эмоцию, ибо гимны Гельдерлина по сути своей религиозны, хотя религия в гельдерлиновском смысле не равна христианству и имеет свои особенности. Гимны Гельдерлина обращены к божествам, т.е. в основе гимна у Гельдерлина лежит ораторская речевая установка на религиозную эмоцию, что, разумеется, отнюдь не означает, что это христианская духовная поэзия. В гимнах Гельдерлина, созданных в 1790 г., происходит отход от собственно гимнического начала, что проявляется в борьбе двух жанровых тенденций: одна связана с созданием синтетического жанра на основе оды и гимна с постепенным усилением одического начала („Hymne an die Unsterblichkeit", „Hymne an die Muse"), для второй характерно возникновение нового жанра на основе оды, гимна и пророчества с господством черт, характерных для последних двух жанров („Hymne an die Göttin der Harmonie", первый вариант „Hymne an die Freiheit"). В „Hymne an die Muse" отмечаются также черты жанра видения. Две названные тенденции сохраняются в 1791-1793 годы. К жанру, представляющему собой синтез гимна и оды, относятся первый вариант „Hymne an die Schönheit" (июнь 1791), „Hymne an die Freundschaft" (1791-92), „Hymne an die Liebe" (1792), „"Hymne an den Genius der Jugend" (1792) и „Dem Genius der Kühnheit. Eine Hymne". К синтетическому жанру, возникшему на основе соединения черт, свойственных оде, гимну и пророчеству, относятся два стихотворения: второй вариант „Hymne an die Schönheit" (конец 1791, опубл.1792) и „Hymne an die Freiheit" (1792). Особняком стоит „Hymne an die Menschheit" (1790). Человечество, каким оно предстает в „Hymne ал die Menschheit", - это, прежде всего, человечество, служащее тем божествам, которые входят в гельдерлиновский пантеон. В данном стихотворении сочетаются черты пророчества с чертами оды, но отсутствуют собственно гимнические. Ничего подобного не было ни в одном предыдущем гимне. В других стихотворениях, в отличие от „Hymne an die Menschheit", гимническое начало сохраняется. Однако и для них характерна тенденция к усилению одического начала (первый и второй варианты „Hymne an die Schönheit", „Dem Genius der Kühnheit. Eine Hymne"). Тенденция к усилению

одического начала в конце концов приводит к появлению од Гельдерлина, которые, однако, отличаются от од его предшественников, ибо, несмотря на усиление рационалистического начала, оно не может полностью вытеснить ни эмоцию, ни пророчество. Больше того, оды оказываются развитием черт, характерных для гимнов.

Второй параграф - «"Эпиграмматические оды" (1798) Гельдерлина». Уже само название „Die epigrammatischen Oden" («Эпиграмматические оды»), весьма интересно. В традиционной классицистическо-просветительской поэтике ода относилась к «высоким» жанрам, а эпиграмма - к «низким» и сочетание в одном стихотворении черт этих двух жанров было невозможно. «Эпиграмматические оды» включают в себя 22 стихотворения. В античности слово «эпиграмма» обозначало «краткая надпись», темы же подобных надписей были самые разнообразные, вплоть до любовных. Именно краткость эпиграммы важна для Гельдерлина: самое длинное стихотворение „Dem Sonnengott" состоит из четырех строф по четыре строки каждая, многие состоят из одной или двух подобных строф Тем не менее это не эпиграмма. Эпиграммы, в том числе и в немецкой литературе, создавались обычно на темы, связанные с повседневной жизнью, человека: в них шла речь о дружбе, любви, велись эстетические споры; часто эпиграммы представляли собой отклик на политические события. Таковы эпиграммы Гете, Шиллера. Темы же «Эпиграмматических од» Гельдерлина чисто «одические»: это судьба, смысл жизни, а значит смысл творчества, и т.п., - т.е., прежде всего, это философские темы. В том, что эта проблематика характерна для оды, легко убедиться, обратившись к одам Клопштока, Готтшеда, Геллерта и других авторов. Гельдерлин в большей степени философ, чем его предшественники. Каждое стихотворение глубоко оригинально, но в то же время всегда связано с другими, как предыдущими, так и последующими. Гельдерлин продолжает творить свой собственный миф, только теперь это происходит на более высоком художественном и философском уровне. Главной причиной того, что эти стихотворения названы «одами» является серьезность и глубина их тем. Одическое начало выражено не на формальном, а на содержательном, тематическом уровне. Формальные признаки жанра оды в большинстве стихотворений отсутствуют. При этом остается довольно ярко выражено гимническое начало, ибо все оды построены так, чтобы воздействовать на чувства слушателя. На это рассчитаны глубокие, неоднозначные образы. Этому способствует обилие восклицаний („An die Parzen", „Abbitte", „Ihre Genesung" и др.), анафор („Diotima", „Stimme des Volks" и др.). На основе анализа текстов делается вывод, что в основе „Эпиграмматических од" лежит ораторская речевая установка на кратко выраженное чувство, возведенное на философско-

мифологический уровень, т.е. эти стихотворения сочетают в себе черты гимна, оды и античной эпиграммы.

Третий параграф «Оды Гельдерлина 1798-1803 годов» посвяшен анализу «больших» од немецкого поэта. Многие оды этого периода являются переработкой созданных ранее «Эпиграмматических од» („Die Heimat", „Lebenslauf", "Ihre Genesung", „Diotima" и др.). Самой ранней по времени создания является ода „Der Mensch", самыми поздними - „Chiron" и „Ganymed". Уже сами названия отражают своеобразие од. Никогда названия од не указывали на философские проблемы, никогда эти проблемы не решались в стихотворениях этого жанра на таком глубоком уровне, никогда уровень осмысления не становился мифологическим. Еще в большей степени, чем в тюбингенских гимнах, поэт творит в них миф. Продолжает совершенствоваться стиль. Слово становится у Гельдерлина более емким. Оно заключает в себе столько смыслов, что практически превращается в некий символ. Здесь нет столь ярких красочных образов, как в тюбингенских гимнах, но они и не нужны, ибо то, для выражения чего раньше требовались многочисленные образы, выражается теперь одним словом. Причем, эта «емкость» слова постоянно возрастает и становится максимальной в одах „Chiron" и „Ganymed", где использованные мифологические образы вбирают в себя множество самых разных смыслов.

В работе показывается эволюция жанра оды в данный период. К 1798 году относятся оды „Der Mensch", „Die Launischen", „Des Morgens" и „Empedokles". Здесь борются две тенденции. Первая связана с появлением стихотворений („Der Mensch", „Die Launischen"), в основе которых лежит речевая установка на мифологизированное слово с элементами эмоционально-логической ораторской речи и в которых на основе синтеза черт мифа, гимна и оды возникает новый жанр, причем, определяющим является мифологическое начало, что сближает творчество Гельдерлина с поэзией XX века. Вторая тенденция проявляется через возникновение жанра, синтезирующего в себе черты оды и гимна, причем, господствует гимническое начало („Des Morgens", „Empedokles"). Последующие два года - время расцвета гельдерлиновской оды. „Abendphantasie" по своей речевой установке сходна с „Des Morgens", хотя следует отметить, что здесь происходит усиление мифологического начала за счет ослабления гимнического и одического, однако это не оказывает определяющего воздействия на жанр стихотворения, который совпадает с жанром „Des Morgens". Здесь в большей степени, чем в „Des Morgens", идет речь о связи с Богами, о соотношении мира Богов и мира смертных, о том, какое место занимает поэт, принадлежащий к обоим мирам. Собственно гимническое начало господствует, несмотря на наличие одических черт, в „Palinodie",

„Wohl geh Ich Täglich...", „Geh Unter, schöne Sonne...". Особенностью данных стихотворений является то, что усиление гимнического начала в них происходит благодаря частому использованию форм личного местоимения 1-ого лица ед.ч. „Ich": Ich, mir, mich. Это подчеркивает личностный характер ассоциаций и выражаемых в этих произведениях авторских чувств. „Mein Eigentum" также сочетает в себе черты оды и гимна, однако здесь в большей степени усилено одическое и мифологическое начала. Последнее особенно интересно, ибо это одна из первых попыток Гельдерлина осмыслить мифологически самого себя, а не только окружающий мир, вписать самого себя в космос. Однако пока это выражено довольно слабо и не оказывает решающего влияния на жанровые особенности данного стихотворения. Наибольший интерес с точки зрения жанра представляют оды „Der Tod furs Vaterland", „Zeitgeist", „Heidelberg" и „Der Prinzessin Auguste von Homburg", сильно отличающиеся от предшествующей традиции и во многом объясняющие жанровую природу поздних од Гельдерлина. Ода „Der Zeitgeist" оказывается своеобразным жанровым развитием стихотворений типа „Des Morgens", т.к. здесь сочетаются мифологическое и гимническое начала, однако господствует уже не гимническое, а мифологическое. Ода „Der Tod fürs Vaterland" является примером мифологизации жанровой разновидности, сочетающей в себе одические и гимнические черты, причем все три начала сочетаются в стихотворении на редкость гармонично, в то время как в одах типа „Heidelberg" и „Der Prinzessin Auguste von Homburg" мифологическое начало ослабляет выраженность одического и гимнического начал. Тенденция к большей мифологизации образа, стремление включить в космос и мифологизировать все самые разные стороны реальной жизни сохраняется и даже усиливается в одах, датированных 1800 годом. Большинство этих од представляют собой новые переделанные и мифологизированные варианты «Эпиграмматических од» (первая редакция „Stimme des Volks", „Diotima", и т.д.). 1800-ый год кладет начало еще одной очень важной особенности творчества Гельдерлина. Появляется масса редакций и переделок одних и тех же стихотворений. Поэт постоянно обращается к одним и тем же образам, ищет их наиболее глубокое и полное выражение, пытается охватить все связи и смыслы, связанные с данным образом, включить каждый образ в созданный им космос, сделать его нераздельной частью этого космоса. Но космос бесконечен, а потому бесконечно количество смыслов, связанных с тем или иным образом, и передать эту глубину и это огромное количество смыслов чрезвычайно сложно. Для этого слова должно обладать чрезвычайной смысловой емкостью. С этим связана еще одна тенденция, также возникающая в поэзии Гельдерлина уже в 1800 г., но еще не ставшая

господствующей, - тенденция выносить в заглавие мифологический образ („Die Dioskuren"). Следующий 1801 год можно назвать «годом редакций». Появляются две редакции стихотворения „Ermunterung", „Der Blinde Sänger", представляющий первый вариант „Chiron", „Der Gefesselte Strom" (первый вариант „Ganymed"). Кроме того, в этот год написаны оды „An Eine Verlobte", „Natur und Kunst oder Saturn und Jupiter", „Unter den Alpen Gesungen" и „Der Frieden". В это время в творчестве Гельдерлина борются две тенденции - тенденция к мифологизации конкретного человека („An Eduard") и тенденция к созданию всеобъемлющего мифологического образа, включающего в себя все смыслы, но не связанного непосредственно с конкретным человеком („Die Dioskuren"). Подобные тенденции характерны и для других стихотворений, имеющих несколько редакций. Иногда мифологические имена оказываются связаны с определенными многозначными понятиями, как, например, в стихотворении „Natur und Kunst oder Saturn und Jupiter"-, на это .указывает уже ¡само название. Однако это все-таки не характерно для, Гельдерлина. Намного более показательной, на мой взгляд, является ода „An Eine Verlobte", где исчезает даже имя адресата, да оно и не важно. Личное имя человека теряет смысл, ибо оно выделяет человека из окружающего мира, подчеркивает его личностное начало, а для Гельдерлина важно растворить это личностное начало в космическом всеединстве, сделать человека частью космоса, дать его в связи с ним, а личное имя этому мешает, ибо акцентирует внимание на самом человеке. 1802-1803 - годы переработки написанных ранее произведений. Появляется новый вариант „Der Blinde Sänger" - „Chiron", новый вариант оды „Der Gefesselte Strom" („Ganymed"), стихотворение „Der Winter" превращается в оду „Vulkan", „Dichtermut" - в „Blödigkeit". Перерабатываются созданные в 1801 г. оды „Tränen" и „An die Hoffnung". Мифологизация достигает своей вершины. Личностное начало совершенно растворяется в мифологическом. Поэт, и человек вообще, настолько становится частью космоса, что вне его вообще немыслим. Слово достигает той самой максимальной смысловой емкости, к которой Гельдерлин так стремился. Мифологизируются не только конкретные люди, события или понятия, но даже человеческие чувства, причем те, которые теснее всего связаны с личностным началом („An die Hoffnung"). Мифологическое начало поглощает все, и главной речевой установкой оды окончательно становится установка на мифологизированное слово. При этом все черты других жанров, в т.ч. и собственно оды, настолько поглощаются этим началом, что вне его уже не имеют никакой самостоятельной роли и перестают определять жанр. Поэзия перестает быть собственно поэзией и становится мифом.

Таким образом, в одическом творчестве Гельдерлина в течение долгого времени борются разные тенденции, однако в конце концов мифологическое начало побеждает и подчиняет себе все остальные. Фактически это логическое завершение того, что было начато еще в •побингенских гимнах. Собственно поэтический жанр перестает быть только таковым, ибо поэзия превращается в миф, а здесь уже собственно жанровые различия и не так уж важны. Во многом это предваряет уже литературу XX века с ее стремлением к мифотворчеству и размытыми жанровыми границами.

Третья глава «Изменение жанров оды и гимна на этапе английского романтизма на примере поэзии П.Б. Шелли» посвящена одам и гимнам П.Б. Шелли и их сравнению с одами и гимнами Гельдерлина.

В первом параграфе «Обращение П.Б. Шелли к жанру гимна. "Нулю to Intellectual Beauty" (1816)» анализируется стихотворение "Hymn to Intellectual Beauty". На основе анализа текста делается вывод, что в данном стихотворении сочетаются черты оды и гимна. Одическое начало проявляется через вопросы, возникающие у лирического героя и поднимающие определенные философские проблемы (жизнь и смерть, судьба, соотношение добра и зла, что есть божество, что такое Intellectual Beauty, возможно ли и как постигнуть волю божества и т.д.). Вместе с тем, ответы на эти вопросы даются при помощи возникающих в стихотворении ярких образов, связанных между собой ассоциативно, что характерно для гимна. Отмечаются такие свойства образов как динамичность, изменчивость и связь с музыкой или мелодией, а также контрастность образов, связанных с идеальным миром, и тех, которые связаны с реальностью. Показывается, что в центральном образе - образе Intellectual Beauty - сочетаются черты христианского божества и божества в понимании Платона. Сходство с Гельдерлином проявляется в понимании детства как цельного нераздельного бытия, связанного с божественным началом, союза с природой. Во многом это сходство обусловлено тем влиянием, какое оказало на творчество обоих поэтов учение Ж.-Ж. Руссо. Так же, как в гимнах Гельдерлина, в данном стихотворении Шелли наблюдаются черты идиллии, однако, в отличие от немецкого поэта, Шелли разрушает идиллический хронотоп. В этом же отличие Шелли от Вордсворта, также вносящего в свою оду "Ode. Intimations of Immorality from recollections of early childhood" (1803-6.1807) черты идиллии. Разрушение идиллического хронотопа происходит вследствие трагического мироощущения Шелли. Отмечается также, что одним из главных принципов творчества поэта является музыкальность, что способствует более яркому выражению гимнического начала и сближает данное

стихотворение Шелли с поэзией Гельдерлина. Возникающая в гимне чисто романтическая оппозиция «жизнь как постоянное движение, постоянное изменение - смерть как нечто устойчивое, неизменное, лишенное возможности двигаться» становится частью творимого поэтом мифа. Подобная оппозиция вообще характерна для мифологии всех стран и всех народов. Подобный архетип можно найти в . любом фольклоре, отражающем мировоззрение народа. У Шелли этот принцип ложится в основу его мифотворчества. Каждое произведение, в том числе и "Hymn to Intellectual Beauty", оказывается частицей творимого поэтом мифа.

Таким образом, уже в этом раннем стихотворении закладываются тенденции, которые будут характерны для всего дальнейшего поэтического творчества Шелли, в том числе и для его од и гимнов, прежде всего следует отмстить слияние речевых установок жанров оды и гимна, что будет свойственно всем последующим одам и гимнам поэта.

Во втором параграфе «Оды Шелли 1819 года» -рассматриваются стихотворения "Ode to the West Wind", "Ode to Heaven" и "Àn Ode, to the Assertors of Liberty", отличающиеся от более поздних ' глубоким философским содержанием. Во всех трех одах еще более ярко и отчетливо проявились тенденции, наблюдаемые уже в "Hymn to Intellectual Beauty". Так, в "Ode to the West Wind",, как и в рассмотренном выше стихотворении, жанры оды и гимна сливаются в нечто целое, только теперь этот синтез более ярко и четко выражен. Все произведение строится по принципу гимна и представляет собой ряд ярких образов, связанных между собой на метафорическом уровне. Вместе с тем отмечается и рационалистическое начало, идущее от оды, которое проявляется через внутреннее логическое построение образов, рационалистичное построение всей оды (5 сонетов, каждый из которых состоит из 4-х терцин и заключительного двустишия). Отмечается, что Шелли пытается создать свой собственный ритуал, современную реализацию античного и христианского образцов. В "Ode to the West Wind" еще более ярко, чем в "Hymn to Intellectual Beauty" подчеркивается динамическое начало образов, возникающих в связи с Западным Ветром, который сам по себе является символом постоянного движения и изменения мира. Данная ода имеет много общего с гимнами Гельдерлина тюбингенского периода, особенно с „Hymne an die Unsterblichkeit". Причем, в данном случае, как и в предыдущем, сходство проявляется в основном на содержательном уровне, что во многом объясняется ориентацией обоих поэтов на образность псалмов. Отмечается также такая особенность од Шелли как драматическое начало, которое наиболее ярко выражено в "Ode to Heaven". При анализе стихотворения отмечается влияние Гете. Указывается на отличие драматического конфликта оды от типов конфликта предшествующей Шелли

драматургической традиции. Динамическое начало выражается здесь не через физические или речевые действия самих Духов, а через образы, возникающие в речи Духов и несущие в себе сему движения. Эти яркие, необычные, динамичные образы приобретают в стихотворении космичность, подчеркивая тем самым философский смысл драматического конфликта. Для Шелли разум -это мышление при помощи образов, т.е. поэтическое. Именно на этом - мыслительном - уровне и воплощается в "Ode to Heaven" драматический конфликт, следовательно, в физических действиях персонажей нет никакой необходимости. Развитие драматического конфликта в "Ode to Heaven" есть, таким образом, эволюция мысли, которая проявляется через монологи трех духов. Происходит развитие представления о том, что такое Небо, - от Божественного к человеческому. Разум слушателя, следуя за разумом поэта, проходит все эти этапы. В развитии же конфликта все стихотворение в целом - лишь экспозиция и завязка. Развязки же, завершения конфликта здесь нет и быть не может, ибо не может быть окончательного, верного на все времена решения тех проблем, которые ставятся в стихотворении. Это во многом объясняется романтическим мировоззрением Шелли. Отмечается сходство данного стихотворения с поздними одами Гельдерлина, где, однако, более важным оказывается божественное начало. Стихотворение "An Ode, to the Assertors of Liberty" примечательно тем, что помимо одических и гимнических черт, здесь присутствуют черты походного марша (ритм, образы, соответствующие аллитерации).

В третьем параграфе «Оды и гимны, написанные Шелли в 1820 году» дается анализ стихотворений "Ode to Liberty", "Hymn of Apollo", "Hymn of Pan" и "Ode to Naples". Особенностью данных произведений является то, что они написаны Шелли под влиянием древнегреческой поэзии, хотя это влияние и не было настолько сильным, как, например, на творчество современника Шелли - Джона Китса, активно использовавшего и преобразовывавшего в своем творчестве формы античной поэзии. Наиболее сильно это влияние отразилось в "Hymn of Apollo" и "Hymn of Pan", содержание которых восходит к древнегреческому мифу о споре Пана и Аполлона, изложенному в одиннадцатой книге метаморфоз. Гимны, написанные Шелли, представляют собой монолог каждого из соревнующихся. Однако поэт существенно переосмысливает легенду и дает свою версию событий, в соответствии с которой соревнование начинает Аполлон и ему не менее талантливо, но по-иному отвечает Пан. Оба стихотворения дают два разных определения поэзии: гармония лиры противостоит сладости свирели; власть света - власти темноты; этос, моральный элемент, противопоставляется пафосу, элементу чувства. Аполлон, бог Солнца, воплощает власть и истину; его сфера - вечность.

Пан, бог природного мира, волшебник, рассказчик историй; его область -жизнь в ее течении. В обоих гимнах природа и миф очеловечиваются, оживляются и управляются любовью и желанием. Природные события не детерминированы; им дается психологическая мотивация. Оба образа Аполлона и Пана вполне соотносимы с образами в стихотворениях Гельдерлина. Больше того, фактически Аполлон и Паи олицетворяют у Шелли те два начала, которые по отношению к Гельдерлину принято называть аполлоническим и дионисийским. Причем, в данном случае Аполлон является центральным образом одного из гимнов и действительно олицетворяет собой Высшую Гармонию. Пан же, воплощающий стихийное, природное начало жизни, оказывается связан с образом Диониса через легенду о Сиринге, где возникает образ умирающего и распинаемого Бога. Как известно, именно сюжет о смерти и возрождении Диониса стал основой посвященных ему мистерией. Однако Пан соотносим и с другими образами у Гельдерлина, например, с образом опьяненного Гомера из "Hymne an den Genius Griechenlands". Отмечаются также такие черты гимнов Шелли, как музыкальность, акцентирование личностного начала. Если "Hymn of Apollo" и "Hymn of Pan" связаны с переосмыслением мифологического сюжета, то в "Ode to Liberty" ' античность представлена "историческими" образами Афин и Рима, которые существенно переосмысливаются поэтом. Оба . образа символичны. С образом Афин, Греции связаны основные образы Свободы и мудрости, одухотворяющие жизнь. Рим же, напротив, - символ тирании, несвободы. С Римом в тексте связываются слова "slowes", "tyrant", "terrible uprightness" и тому подобные. Оппозиция же "Афины - Рим" оказывается частным случаем более общей оппозиции "жизнь-движение - смерть как нечто статичное", характерной для всей поэзии Шелли. "Ode to Naples" П.Б.Шелли также связана с античной традицией, однако здесь эта связь проявляется в основном на уровне формы. Своеобразная конструкция оды восходит к традиции древнегреческих хоров: Epode I. , Epode II. , Strophe .1, Strophe .2, Antistrophe .1, Antistrophe .2, Antistrophe . , Antistrophe . , Epode 1. ., Epode II. . Следует отметить, что Шелли - не единственный поэт, использовавший эту форму при написании оды. Так, известно, например, что "Ode to the Departing Year" Колриджа была первоначально опубликована с заголовками "Strophe", "Antistrophe", "Epode". Использование данной формы Шелли подчеркивает драматическое начало, свойственное "Ode to Naples", как и другим одам и гимнам поэта. Но эта конструкция - единственное, что связывает данную оду с традицией древнегреческой поэзии. Все остальное в этом стихотворении уже от романтизма: и образность, и слияние жанров оды и гимна, и взгляд на мир, и язык. Фактически обе данные оды, как видно из анализа, построены по

принципу гимна, т.е. представляют собой ряд ярких образов-ассоциаций, которые вызывают у поэта реальные события. От гимна идет и динамическое начало образов, характерных для этих двух од Шелли. Вместе с тем, каждый из образов имеет определенное философское значение, важное для концепции всего стихотворения в целом: Свобода несет значения жизни, «божественной власти», «божественной любви» и в конечном счете оказывается главным принципом Универсума; Тирания несет значения смерти, отсутствия движения, темноты, отсутствия Любви и в конечном счете силы, противостоящей космическому порядку и потому обреченной на поражение. Тем самым, каждый из образов оды одновременно обращен и к сердцу, и к разуму слушателя. От оды и обилие сравнений. Таким образом, в творчестве Шелли складывается некий новый жанр, представляющий собой слияние жанров оды и гимна. Причем новый жанр может также иметь в определенных случаях черты, роднящие его с идиллией и буколикой, что, однако, является не обязательным, а скорее вариативным элементом. В основе этого жанра лежит ораторская речевая установка одновременно на разум и эмоцию, чему подчинены все изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворениях этого жанра. Таковы основные особенности од и гимнов Шелли.

В Заключении делаются выводы об изменении жанров оды и гимна в поэзии Шелли и Гельдерлина.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1) Ода и гимн в творчестве П.Б. Шелли. // Тезисы докладов. VII Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры. М., 1995. С. 31.

2) Динамичность образов в одах и гимнах П.Б. Шелли // Тезисы докладов. VIII Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1996. С. 110.

3) Жанр оды в поэзии Гельдерлина. II Тезисы докладов. IX Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1997. С. 81. _

4) Проблема жанра: «Гимн интеллектуальной красоте» П.Б. Шелли // Anglistica. Сборник статей по литературе и культуре Великобритании. М., 1997, вып. 4. С. 92-105.

5) Проблема жанра в тюбингенских гимнах Ф. Гельдерлина // Тезисы докладов. X Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1998, т. 1. С. 10-12.

6) Жанр гимна в английской классицистической и романтической поэзии (на примере творчества А. Каули, Д. Драйдена, Д. Мильтона, А. Поупа и П.Б. Шелли) // Образование, язык, культура

на рубеже Х1Х-ХХ вв. Материалы международной научной конференции. Часть III. Уфа, 1998. С. 51-52.

 

Текст диссертации на тему "Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Жук Александра Дмитриевна

Специфика жанров оды и гимна в эпоху романтизма (Ф. Гельдерлин и П.Б. Шелли)

10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и

Австралии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Г.Н. Храповицкая

Москва г 1998

Содержание

Введение ............................................................................................4

Глава I. История развития жанров оды и гимна в период,

предшествующий творчеству Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли.

§1. Ода и гимн в эпоху античности..........................................13

§2. Ода и гимн в немецкой поэзии до Ф. Гельдерлина...........18

§3. Ода и гимн в английской поэзии до П. Б. Шелли..............45

Глава II. Изменение жанров оды и гимна в поэзии Гельдерлина по сравнению с предшествующей эпохой.

§1. Обращение Ф. Гельдерлина к жанру гимна.

Гимны 1789 - 1793 годов....................................................65

§2. «Эпиграмматические оды» (1798) Гельдерлина................135

§3. Оды Гельдерлина 1798-1803 годов.....................................149

Глава III. Изменение жанров оды и гимна на этапе английского романтизма на примере поэзии П.Б. Шелли.

§1. Обращение П.Б. Шелли к жанру гимна.

"Hymn to Intellectual Beauty" (1816)....................................201

§2. Оды Шелли 1819 года.........................................................213

§3. Оды и гимны, написанные Шелли в 1820 году..................234

Заключение. .......................................................................................252

Примечания. ......................................................................................254

Библиография. ...................................................................................258

Приложение.

274

Введение.

Изучению творчества П.Б.Шелли и Ф. Гельдерлина посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей1. Изучались самые разные аспекты их творчества. Большинство российских исследователей, как тех, кто изучал поэзию Гельдерлина, так и тех, кто исследовал творчество Шелли, рассматривали, в основном, идейно-политический аспект их произведений, однако подобная точка зрения на творчество, тем более на творчество поэтов-романтиков неправомерна, ибо творчество, тем более поэзия, не является иллюстрацией политических идей. Особенно это касается поэтов, подобных Шелли и Гельдерлину с их стремлением к осмыслению сложных философских вопросов, с присущим им вниманием к духовной стороне жизни человека. Как и для большинства поэтов, чья деятельность приходится на эпоху романтизма, для Шелли и Гельдерлина характерно стремление вписать человека в космос, понять связи человека и Универсума, и нельзя до конца осознать особенности их мировоззрения и творчества, если объяснять создание тех или иных произведений (в том числе од и гимнов) исключительно политическими причинами, как это делали, например, И.Г. Неупокоева [88-89], A.A. Елистратова [73-74] и другие в отношении Шелли и Н.Я. Берковский [62], К.С. Протасова [93-94] и др. в отношении Гельдерлина.

Большинство отечественных исследователей Гельдерлина обращалось до сих пор в основном к изучению исключительно тюбингенских гимнов поэта, практически не уделяя внимания его более поздним произведениям. Исключение составляют работы Рыжовой Т.С. ([97], 1985), Краснобаевой ([80], 1985), посвященные натурфилософии немецкого поэта, Г. Ратгауза ([184], 1995), анализирующего переводы Гельдерлина на русский язык, и биографический очерк А. Дейча ([68], 1974). Однако в отечественном

литературоведении нет ни одной работы, посвященной жанровому аспекту поэзии Гельдерлина. Между тем он очень важен для понимания своеобразия произведений немецкого поэта.

Западные исследователи уделяли намного больше внимания жизни и творчеству Гельдерлина2. Больше того, практически каждое возникавшее литературоведческое или философское направление обращалось к поэзии немецкого поэта. На основе его произведений создали свои философские концепции Ф. Ницше, Хайдеггер, Гадамер и многие другие. Огромное количество работ, посвященных Гельдерлину, принадлежит т.н. франкфуртской школе (Spinner [195], Vietor [201-202], Michel [175-177], Adorno [109] и др.). В отличие от отечественного, в западном, прежде всего немецком литературоведении, немало работ, посвященных и одам, и гимнам Гельдерлина. Чаще всего произведения рассматриваются в философском аспекте (Heidegger [149-153], Wiesmann [203], Thürmer [199], Schmidt [190] и др.), хотя много и чисто литературоведческих работ (Vietor [201-202], Beck [115], Zuberbühler [207] и др.). Однако и в этих случаях речь, как правило, идет лишь об отдельных одах или гимнах и не говорится о жанровых изменениях, о том, как эволюционируют данные жанры. Исключение составляют лишь работы Фитора, который анализирует очень большое число стихотворений, однако у него преобладает формальный анализ, который зачастую сводится к перечислению всех черт, свойственных форме того или иного стихотворения. Между тем на наш взгляд именно жанр тех или иных произведений Гельдерлина довольно часто определяется не столько набором чисто формальных признаков, которые, как правило, мало чем отличаются от присущих, скажем, поэзии Клопштока или Готтшеда, сколько содержательной стороной произведений. Именно содержание в данном случае определяет жанровое своеобразие од и гимнов Гельдерлина. Показателем жанровых изменений оказываются не рифма, ритм и т.п., а в значительно большей степени слово

со всеми его содержательными и формальными особенностями, слово как некое формально-смысловое целое, включающее в себя самые разные смыслы, проявляющиеся на самых разных уровнях. И без учета всех этих смыслов говорить о жанре гельдерлиновских стихотворений невозможно. Однако работы, подобные данным, дают много в плане анализа текста и особого, повышенного, внимания к слову, его конкретным значениям и его связям с другими словами, без чего анализ жанра невозможен. Из названных для нас наибольшее значение имели работы Хайдеггера, Гадамера, Шмидта и Цубербюлера, для которых характерно особое внимание к значению слова в конкретном тексте. Кроме того большое значение для нас имели издания писем, дневников и других материалов, связанных с жизнью и творчеством Гельдерлина, а также работы, подобные работам Михеля, Юнга и Бёма, дающие богатый фактический материал. Большое количество работ, начиная с Хеллинграта, посвящено переводам Гельдерлина с древних языков3, они не связаны непосредственно с темой нашей работы, однако именно они помогли прояснить определенные моменты в мировоззрении Гельдерлина, ибо то, как Гельдерлин создавал эти переводы, во многом объясняет и его отношение к античной поэзии и его мировосприятие, что очень важно учитывать при анализе жанра. Помимо работ, посвященных Гельдерлину, для нас большое значение имели работы, посвященные истории немецкой оды (работы по истории немецкого гимна, к сожалению, отсутствуют). Прежде всего работа Фитора, в которой анализируется огромное количество од разных немецких поэтов и которая привлекла наше внимание к определенным текстам, хотя, разумеется, не со всеми выводами Фитора можно согласиться. Кроме того, эта работа имеет те же недостатки, что и работы Фитора, посвященные Гельдерлину.

Большое значение имели для нас также работы по стилистике (E.Riesel) и истории немецкого языка (М.М. Гухман, H.H. Семенюк, Н.С.

Бабенко, А. Бах)4, ибо жанр тесно связан со стилистическими особенностями слова. Не зная стилистику, нельзя определить как меняется жанр, чем ода и гимн в творчестве Гельдерлина отличаются, например, от од и гимнов XVI века, равно как и нельзя определить преемственность между разными жанровыми разновидностями. Этой же цели служит и история языка, позволяющая проследить развитие значений слов, их фонетических особенностей, возможностей их сочетания.

В отечественных работах, посвященных Шелли уделялось больше внимания одам английского поэта, чем его гимнам. Особенно это касается стихотворений "Hymn of Apollo" и "Hymn of Pan". Из од также основное внимание обращалось на "Ode to the West Wind", в то время как другие оды часто либо не анализировались вообще, либо их анализ давался довольно поверхностно. Основное внимание уделялось (помимо политических взглядов) либо переводам стихотворений Шелли на русский язык (Л.И. Никольская), либо анализу определенных тем в творчестве поэта (Н.Я. Дьяконова), либо языку и стилю произведений (Е.И. Клименко). Особенности же жанра не интересовали отечественных исследователей.

В западном же, прежде всего англо-американском, литературоведении долгое время господствовали два подхода: биографический (Medwin [87], [174], Blundend [123] и др.) и подход, связывавший творчество Шелли исключительно с платоническим учением (Baker [112], Notopolous [181], Winstanely [205] и др. )9. И те, и другие много дают для исследователя, однако оба эти подхода страдают односторонностью и не позволяют понять творчество поэта во всей его глубине. Довольно распространены также работы, в которых Шелли связывается исключительно с христианскими идеями (Hughes [161], Woodman [206], Barnard [114] и др.). Однако они имеют тот же недостаток, что и предыдущие. Особый интерес представляют работы, подобные работе Блума, в которых Шелли предстает как мифотворец, что действительно очень важно для понимания творчества

поэта. Из работ, в которых анализируются жанровые особенности стихотворений поэта, для нас наибольший интерес представляют следующие работы: Chernaik "The lyrics of Shelley", Fry P.H. "The poet's calling in the English ode", Sinister G.N. "The English ode from Milton to Keats". В первой из названных работ довольно подробно анализируется содержание и связь произведений с биографией поэта, однако очень мало внимания уделяется форме, в то время как, в отличие от од и гимнов Гельдерлина, в изменении жанров У Шелли большую роль играют именно формальные особенности. Для Шелли характерен интерес к форме стихотворения, он часто экспериментирует с ней, и это очень важно учитывать при анализе жанра, ибо именно формальные изменения во многом определяют те изменения жанровых канонов, которые характерны для творчества английского поэта. В работе Фрая, напротив, основное внимание уделено форме, но при этом недостаточно учитываются изменения, происходящие в области содержания. Кроме того, здесь не учитывается отличие оды от гимна, ибо само определение жанра оды на основе призывания ("calling") не позволяет разграничить эти жанры. Следует также учесть, что призывание в не меньшей мере характерно для произведений других жанров (псалмов, для древнего эпоса и т.п.) и потому не может быть главным жанровым признаком оды. Говоря о жанре или о той или иной его разновидности, на наш взгляд, необходимо учитывать самые разные признаки как формального, так и содержательного характера. Только их соотношение, которое различно в каждом конкретном случае, и может дать представление о жанре произведения. Подобным акцентом на формальную сторону оды в ущерб содержательной отличается и работа Шастера, в которой дается прекрасный анализ стилистических особенностей од Шелли. Работ же, посвященных собственно анализу гимнов Шелли с точки зрения жанра практически нет. В первой из названных работ гимны, правда, анализируются, однако это вряд ли можно

считать анализом с точки зрения жанра, что, впрочем, и не является целью автора. В большинстве же других работ гимны либо лишь упоминаются, но их подробного анализа не дается, либо анализируются лишь те их стороны, которые связаны с платоническим учением, с использованием мифологических образов или другими аспектами, которые в данный момент интересуют того или иного исследователя.

Как и в случае с Гельдерлином, для нас при анализе од и гимнов важны были работы по стилистике и истории английского языка, из которых особенно следует отметить работы Гальперина и И.В. Арнольда.

Большое значение имели для нас также работы по истории музыки, ибо ода и гимн в Германии в течение долгого времени существовали как музыкально-литературные жанры и их тексты писались с расчетом на определенную мелодию. Долгое время это определяло существовавшие в немецкой поэзии одический и гимнический каноны. В Англии ода и гимн также были на ранних этапах связаны с музыкой, хотя и не столь сильно как в Германии. Поэтому для нас особенно были важны работы К.К. Розеншильда и Вл. Протопопова.

Творчество Ф. Гельдерлина и П.Б. Шелли совпадает по времени с эпохой романтизма - временем, когда существенно меняются взгляды на искусство и его роль в жизни человека, когда ломаются устоявшиеся каноны, появляются новые жанры и изменяются уже существующие. Лучше всего это можно проследить на примере таких канонических для эпохи классицизма жанров, как ода и гимн, которые существенно видоизменяются в творчестве Ф. Гельдерлина и П.Б.Шелли. Анализу этих жанров и посвящена данная научная работа.

При исследовании жанров оды и гимна в творчестве П.Б.Шелли я опиралась на жанровую теорию Ю.Н.Тынянова и его работы, в которых эта теория изложена ("Ода как ораторский жанр", "О литературной эволюции", "Литературный факт").

Ю.Н.Тынянов определяет жанр на основе речевой установки. Речевая установка "есть не только доминанта произведения (или жанра), функционально окрашивающая подчиненные факторы, но вместе и функция произведения (или жанра) по отношению к ближайшему вне литературному - речевому ряду" [106, 228].

В основе жанра оды, по мнению Тынянова, лежит ораторская речевая установка. "Элементы поэтического слова оказывались в оде использованными, конструированными под углом ораторского действия.

Здесь это "ораторское действие" и может и должно быть рассматриваемо прежде всего как своеобразный принцип конструкции, доминанта, позволявшая вскрыть в поэтическом слове новые стороны и вместе являвшаяся установкой по отношению к ближайшим внелитературным рядам" [Там же, 230].

Ода, как следует из тыняновской работы "Ода как ораторский жанр", рассчитана на произнесение, и целью ее является убедить слушателя в чем-либо.

Но чем тогда ода отличается от другого "высокого" жанра - гимна, который также рассчитан на произнесение и целью которого также является убедить слушателя? Тыняновская теория не дает ответа на этот вопрос. На мой взгляд, различие в том, что ода в большей степени обращена к разуму слушателя, а гимн - к его сердцу. Однако в разное время в разных литературах в зависимости от тех или иных условий подобные речевые установки этих жанров могут уточняться, изменяться и даже разрушаться, что мы и увидим в дальнейшем.

Помимо работ Тынянова для теоретической стороны исследования важны работы В.М. Жирмунского, посвященные немецкому романтизму и сравнительному методу.

Цели и задачи нашего исследования заключаются в следующем:

• исследовать особенности жанров оды и гимна в поэзии Шелли и Гельдерлина;

• выявить связи новых разновидностей данных жанров с предшествующими традициями и их отличие от них;

• проследить эволюцию жанров оды и гимна в творчестве Шелли и Гельдерлина;

• выявить общие закономерности в развитии данных жанров в поэзии рассматриваемых авторов.

Работа состоит из Ведения, трех глав и Заключения.

Основные принципы и методы исследования изложены в начале настоящего Введения. Избранный хронологический принцип способствует лучшей реализации поставленных задач. Другим важным принципом является сравнительный.

О различии речевых установок оды и гимна в период, предшествующий поэзии Гельдерлина и Шелли, говорится в первой главе диссертации. В данной главе дается краткая история развития жанра: первый параграф посвящен развитию оды и гимна в античный период, второй - эволюции оды в немецкой литературе с эпохи средневековья до Гельдерлина, третий повествует о развитии оды и гимна в период, предшествующий творчеству Шелли. Вторая глава посвящена анализу од и гимнов Гельдерлина, третья - анализу од и гимнов Шелли. Причем в качестве од и гимнов рассматриваются только те стихотворения, которые сами авторы считали таковыми и которые включаются в их академические издания под соответствующей рубрикой.

В Заключении подводятся итоги исследования.

Актуальность диссертации определяется тем, что жанровая специфика творчества П.Б. Шелли и Ф. Гельдерлина практически не изучена. Сравнительное исследование творчества английского поэта-романтика П.Б.

Шелли и немецкого поэта Ф. Гельдерлина позволяет определить жанровые закономерности, характерные для романтизма в целом.

Научная новизна работы заключается в исследовании речевых установок оды и гимна в период романтизма в поэзии Шелли и Гельдерлина, в выявлении новых общих закономерностей в развитии данных жанров в английской и немецкой литературе данного периода.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты данной работы могут быть использованы в научной деятельности, а также при создании курсов и учебных пособий по литературе данного периода.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее фрагменты неоднократно обсуждались на засе