автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Клюкина, Анастасия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова"

На правах рукописи

Клюкина Анастасия Владимировна

СТИЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ ПОЭЗИИ В.Г. БЕНЕДИКТОВА

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

7 НОЯ 2013

Москва 2013

005537314

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М.Горького»

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Минералов Юрий Иванович

доктор филологических наук, доцент Васильев Сергей Анатольевич

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, доцент МГОУ Алпатова Татьяна Александровна

кандидат филологических наук, доцент МГПУ Пашков Александр Витальевич

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина»

Защита диссертации состоится «<ч£» ноября 2013 года в 15-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 при ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М.Горького по адресу: 123104, Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. А.М.Горького по адресу: 123104, Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25.

Автореферат разослан «_» октября 2013 года.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, профессор .

М.Ю. Стояновский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873) принадлежит к числу наиболее неординарных и противоречивых поэтов XIX столетия. Выход в свет первой книги Бенедиктова в 1835 году одобрительно встретили В.А. Жуковский и П.А. Вяземский, среди почитателей поэта были И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, A.A. Фет, Я.П. Полонский. Профессор Московского университета С.П. Шевырев в 1835 г. провозгласил Бенедиктова «поэтом внезапным, поэтом неожиданным»1. Стихотворения Бенедиктова охотно печатали Ф.В. Булгарин в «Северной пчеле» и О.И. Сенковский в «Библиотеке для чтения». Активное содействие стихотворцу оказывал В.И. Карлгоф. Однако за литературным дебютом последовали негативные отзывы В.Г. Белинского, прочно закрепившие за Бенедиктовым репутацию «певца кудрей» и обусловившие основную трудность изучения творчества поэта-романтика - восприятие его как «творца стихотворных игрушек»2.

Долгое время главенствующим при изучении стихотворений поэта оставался биографический контекст и критическое отношение к творчеству Бенедиктова, воспринятое от В.Г. Белинского H.A. Полевым, H.A. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. Вместе с тем постепенно категоричность оценок если и не ослабевала, то начинала сочетаться с попытками более объективного рассмотрения произведений В.Г. Бенедиктова в широком контексте русской поэзии. Первым шагом к этому явилась работа Я.П. Полонского, редактировавшего собрание стихотворений Бенедиктова и написавшего его биографию3.

1 Шевырев С.П. Стихотворения Владимира Бенедиктова // Московский наблюдатель. - 1835. - 4. III. - Кн. 1. Август. - С. 439-459.

2 Белинский В.Г. Стихотворения В. Бенедиктова <Рецензия> // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - Т. 1. - М.: АН СССР, 1953. - С. 354-355; он же. Стихотворения В. Бенедиктова <Статья> // Там же. -С. 355-372.

3 Полонский Я.П. Биография В.Г. Бенедиктова, составленная Я.П. Полонским [Текст] // Бенедиктов В.Г. Сочинения / Под рея. Я. Полонского: В 2 т. - СПб. - М.: тип. тов. М О. Вольф, 1902. - Т. I. - С. I - XXVII.

Внимание на личность и творчество В.Г. Бенедиктова было вновь обращено в начале XX века. Затем, с середины 1930-х гг., последовал достаточно продолжительный период исключения Бенедиктова из сферы интересов исследователей. Однако с 1980-х годов до настоящего времени отмечается новый всплеск интереса к изданию и изучению стихотворений поэта (работы A.C. Курилова, В.Ю. Троицкого, В.И. Сахарова, В.В. Кожинова, А.Н. Архангельского, В.А. Кошелева, Г М. Кружкова, Ю.И. Минералова, диссертации Е.Д. Пилипчук и H.H. Кормишиной4).

В этой связи еще более примечательными оказываются обращения к произведениям Бенедиктова зарубежных славистов: Г. Хьетсо, Т.С. Бержиньски, К. Пруса5.

Вместе с тем, несмотря на немалое количество, работы о Бенедиктове отличаются обзорным характером и преобладающим восприятием «неистового романтика» в качестве «модного поэта» и явления массовой литературы XIX столетия. С этим связано то, что проблема поэтического стиля В.Г. Бенедиктова, присущих ему доминант и их эволюции в контексте культурной эпохи, оказывается недостаточно изученной и обусловливает актуальность темы данного исследования.

Понятие стилевая доминанта в данной работе понимается в соответствии с определением Б.М. Эйхенбаума как «основная,

4 Троицкий В.Ю. Романтическая поэзия 30-х годов. «Поэтическая мозаика» В. Бенедиктова // История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20-30-х годов XIX века (1825-1840). -М.: АН СССР, 1979. - С. 173-203; Курилов A.C. Кольцов и Белинский // A.B. Кольцов и русская литература: Сборник статей / Отв. ред. H.B. Осьмаков. - М.: Наука, 1988. - С. 77-93; Архангельский А.Н. Странная гармония (Поэт В.Г. Бенедиктов) // Бенедиктов В.Г. Стихотворения [сост., автор предисл. и примеч. А.Н. Архангельский]. - M.: Детская литература, 1990. - С. 5-20; Кошелев В.А. «Кудри» и «вальсы»: о жизни и творчестве Владимира Бенедиктова // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 23-35; Кружков Г. Владимир Бенедиктов на фоне волн и холмов // Арион. - 1997. - № 3. — С. 55-^9; Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. - М.: Алгоритм, 2001. - 315, [2] е.; Минералов Ю.И. Романтики лермонтовского времени // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. - 2004. - № 2. - С. 3-13; Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики. - М.: Русское слово, 2004. - 317, [2] е.; Пилипчук Е.Д. Поэзия В.Г. Бенедиктова в историко-литературном процессе 30-70-х гг. XIX в. Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2003. - 247 е.; Кормишина H.H. Поэтика В.Г. Бенедиктова. Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Новосибирск, 2009. - 200 с.

Kjetsaa G. A Quantitative Norm for the Use of Epithets in the Age of Puäkin // Russian Romanticism: Studies in the Poetic Codes. / Ed. Nils Ake Nilsson. - Stockholm: NilsAke Nilsson, 1979. - P. 204-215; Berczinski T.S. V.G. Benediktov's literaiy debut: A different drum // Russian Literature Triquarterly. - Ann Arbor, 1990. - № 23. -P. 287-301; Pms K. Liiyka Wladimira Bieniediktowa. - Rzeszów, 1998. - 160 s.

преобладающая тенденция», которая в зависимости от общего характера стиля имеет значение организующего элемента, «господствуя над остальными и подчиняя их себе»6. В то же время нельзя не отметить, что изначально пришедшее из музыкальной эстетики и философии понятие стилевой доминанты отличается значительной историей филологического осмысления и изучения, в частности, и на русской почве7. Так, актуализация размышлений о доминанте авторского стиля была связана с исследованиями формалистов и структуралистов, определявших доминанту как «фокусирующий компонент», «установку» или «функцию», присущую как отдельному произведению, так и стилю писателя. Именно такое широкое толкование стилевой доминанты оказало значительное воздействие на дальнейшее осмысление данного понятия в работах современных литературоведов и лингвистов: А.Н. Соколова, Л.Ф. Киселевой, И.Р. Гальперина, И.Г. Минераловой, П.Е. Суворовой, М.Г. Уртминцевой и

Материалом исследования послужили произведения В.Г. Бенедиктова, в частности, не вошедшие в большинство современных изданий; написанные поэтом мифологические кантаты «Мильда» и «Ундины», а также стихотворения и поэмы других представителей «неистового романтизма»: Н.В. Кукольника, В.Г. Теплякова, А.И. Подолинского, Ф.Н. Менцова, Е.Л. Милькеева. Стилевые особенности стихотворений В.Г. Бенедиктова выявляются в сопоставительном анализе с

6 Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет/ Б.М. Эйхенбаум [Вступ. ст. М.О. Чудаковой, Е.А. Тодцес]. - М.: Сов. писатель, 1987. - С. 62.

7 Эйхенбаум Б.М. О литературе. - 540, 12) е.; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 574 е.; Жирмунский B.M. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 496 е.; Якобсон P.O. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 460, [1] с.

"Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 224 е.; Киселева Л.Ф. О стилевой доминанте // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. - М.: Наука, 1982. - С. 301-319; Суворова П.Е. Стилевая доминанта эпохи как стилеобразующий фактор в поэтических системах // Вестник Омского университета. - Вып. 3. - Омск: Омский государственный университет, 1997. - С. 85-87; Уртминцева М.Г. Стилевая доминанта как синтезирующее начало в публицистике Н.С. Лескова: биографический очерк «Алексей Петрович Ермолов» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2007. - С. 211-215; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - M.: URSS, 2008. - 144 е.; Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: учеб. пособие. - М.: Флинта - Наука, 2011,- 256 е.;

произведениями Г.Р. Державина, С.С. Боброва, К.Н. Батюшкова,

A.C. Пушкина, Д.В. Давыдова, Ф.И. Тютчева, H.A. Некрасова, A.A. Фета и др.

Объектом исследования стали поэтические произведения

B.Г. Бенедиктова.

Предметом исследования являются особенности творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова и стилевые доминанты его поэзии.

Цель данной работы — выявить стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова, проанализировать их генезис и эволюцию в контексте культурного стиля эпохи 1830-1860-х гг.

В диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

- определить те доминанты отечественной культурной традиции, которые стали наиболее значимыми для формирования творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова;

- выявить значение литературных традиций XVIII - начала XIX вв. в формировании стилевых доминант поэзии В.Г. Бенедиктова;

- проанализировать особенности воплощения патриотической, религиозной, любовной, детской тематики в поэзии В.Г. Бенедиктова и выявить связанные с этим воплощением стилевые доминанты. Выбор методов, применяемых в диссертации, определяется целью и

задачами данного исследования. Комплексный подход заключается в обращении к концепции «литературоведческого синтеза» (П.Н. Сакулин), основанной на сочетании сравнительного, сравнительно-исторического, типологического методов. Также в ходе исследования применялись принципы семантико-стилистического и семасиологического анализа.

Методологическую основу исследования составляют работы классиков академической филологической науки (А.Н. Веселовский, В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, А.Ф. Лосев, A.A. Потебня, П.Н. Сакулин, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум и др.) и

современных исследователей (В.Н. Альфонсов, Г.Ю. Завгородняя,

A.A. Илюшин, И.В. Карташова, A.C. Курилов, С.С. Лесневский, Е.Г. Милюгина, Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова, С.Б. Рассадин,

B.И. Сахаров, В.Ю. Троицкий, В.Е. Хализев и др.). Проблема трансформации в стиле В.Г. Бенедиктова различных поэтических традиций рассмотрена в контексте работ A.B. Западова, В.А. Западова, В.В. Кожинова, В.В. Липича,

B.Д. Сквозникова. Взаимодействие различных видов искусства в произведениях Бенедиктова проанализировано в рамках концепций А.И. Белецкого, В.В. Ванслова, С.А. Васильева, Л.Н. Дмитриевской,

C.Н. Колосовой, И.Г. Минераловой и др.

Поэтическая индивидуальность В.Г. Бенедиктова рассматривается в диссертации в контексте теории художественного стиля П.Н. Сакулина. Под литературным стилем им понимается «соорганизованное соединение образующих его элементов» при обязательном сохранении «внутреннего единства». Согласно исследователю, «стиль, в точном значении термина, есть совокупность тех особенностей, какими одна форма отличается от другой формы, ей аналогичной»9. По разработанной П.Н. Сакулиным концепции, «литературная жизнь представляет нам картину сосуществования и, следовательно, взаимодействия стилей»10. Не менее существенным для понимания стиля является осмысление «поэтического содержания» и особенностей «семантики и композиции поэтической речи»11.

Важную роль в изучении конкретного авторского стиля играет литературная преемственность как «первая специфическая черта, характеризующая литературную среду» и выражающаяся, в значительной степени, в формировании и дальнейшей трансформации традиций12.

Проблемы индивидуального стиля были в центре исследовательского внимания Ю.И. Минералова. Наиболее важным в суждениях исследователя

9 Сакулин П.Н. Теория литературных стилей // Сакулин П.Н. Филология и культурология. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 140.

10Там же.-С. 159.

11 Там же.-С. 147.

12 Там же.-С. 127.

оказывается то, что индивидуальный стиль представляет собой «не только и не столько данность (продукт, результат), сколько деятельность, процесс»13. Идущая от философии языка В. фон Гумбольдта мысль об отражении в стиле «взаимодействия частей внутри целого, картины внутреннего развития мысли» трансформируется в утверждение о том, что «личный стиль воплощает особый ход мысли, присущий данному автору, особый ход художественных ассоциаций»14. Основополагающей для нашей работы является также мысль Ю.И. Минералова об индивидуальном слоге как «синтактике образно претворенных художественных идей» и унаследованное от A.A. Потебни понимание внутренней формы как «образа идеи, образа образа» и дифференцирующего признака различных стилей15.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в работе предпринята попытка системного и комплексного исследования творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова и стилевых доминант его поэзии в контексте русской поэзии XVIII - XIX вв. При этом Бенедиктов воспринимается не только как «певец кудрей» и творец «стихотворных игрушек» (В .Г. Белинский), но и как преимущественно поэт-романтик, новатор поэтического языка, отличавшийся оригинальной и парадоксальной для 1830-1840-х гг. образной системой и поэтической семантикой, некоторые особенности которой были переосмыслены и нашли отражение в поэзии последующих поколений. Впервые исследование проведено с привлечением широкого литературно-эстетического контекста, включая выявление взаимосвязи творчества В.Г. Бенедиктова с живописными, музыкальными и скульптурными произведениями русского и мирового искусства. Впервые выявляются особенности образа детства, функционирование христианских и патриотических мотивов в произведениях писателя.

13 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). - M.: Владос, 1999. -С. 21.

14 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред., с предисл. и примеч. Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 2001. - С. 187; Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. -С. 20.

" Минералов Ю.И. Указ. соч. - С. 49,31.

Положения, выносимые на защиту:

1) Ряд доминант поэтического стиля В.Г. Бенедиктова определили традиции отечественной культуры. Среди них: использование элементов фольклорной стилизации, переосмысление в новом, романтическом, контексте жанров песни, думы, слова; особая роль христианской культуры, трансформация которой в авторском стиле обусловливает оригинальность художественного содержания и формы ряда произведений поэта (евангельские мотивы, парафразирование псалмов, поэтическая молитва); стилеобразующий характер патриотической тематики, воплощение которой реализуется через «портретирование» декламационно-ораторского стиля, одической традиции XVIII века;

2) Воплощение любовной тематики в произведениях В.Г. Бенедиктова не сводится к отмечаемой многими критиками и исследователями эротике. Особая роль в этой связи принадлежит поэтическому женскому портрету, одной из стилевых доминант ряда его произведений, несущему на себе печать творческой индивидуальности поэта и определяющего богатые ассоциативно-содержательные планы его стихотворений. Другая важная грань воплощения любовной тематики - ключевой образ сердца, непосредственно восходящий к сентиментально-романтической традиции;

3) Оригинальное художественное воплощение темы детства в лирике В.Г. Бенедиктова является доминантной чертой его авторского стиля и достигается, в частности, в зримом и многоплановом образе ребенка, сочетающем автобиографизм, романтические черты и переосмысление народнопоэтических традиций;

4) Обращение Бенедиктова к ресурсам поэтической семантики (неологизмы, «мнимые неправильности»16 литературного слога) позволяет поэту создать оригинальный эмоционально-ассоциативный план художественно-эстетического целого, соответствующего романтическим установкам на обновление поэтического языка («выдумать неведомый язык»);

5) Синтез литературы с несловесными видами искусства является доминантой поэтического стиля Бенедиктова и находит отражение во внутренней форме его литературных произведений, в их тесной соотнесенности с музыкальной и живописной образностью, в обращении к экфрасису и др. формах.

Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в уточнении научных представлений о роли В.Г. Бенедиктова в истории русской поэзии благодаря изучению его произведений с точки зрения отражения в них культурных традиций и своеобразия творческой индивидуальности писателя.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке курса лекций, ведении семинаров и факультативов, составлении учебно-методических комплексов по истории русской литературы XIX века на гуманитарных (филологических) факультетах высших и средних специальных учебных заведений.

Апробация. Результаты диссертационного исследования апробировались на межвузовских и международных научных и научно-практических конференциях и круглых столах: «Язык как материал словесности» (2006, Литературный институт имени A.M. Горького), «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2006, Москва), «Проблемы изучения русской литературы XVIII века» (2009, Самара, ПГСГА (СГПУ)),

16 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. - С. 33-185.

10

«Учитель русской словесности» (2007-2010, МПГУ), «Мировая словесность для детей и о детях» (2008-2012, МПГУ), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (2007-2012, МПГУ), «Гуманитарные науки и православная культура (Пасхальные чтения)» (2008-2012, МПГУ), «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (2011-2012, МПГУ), «Литература и критика (к 200-летию со дня рождения В.Г. Белинского и к 175-летию со дня рождения Н.А.Добролюбова)» (2011, ИМЛИ им. А.М.Горького РАН), «Филология и школа» (2011-2012, ИМЛИ им. A.M. Горького РАН), «Филологические традиции и современное литературное и лингвистическое образование» (2008-2012, МГПИ), «Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения» (2008-2012, МГПИ), «Мировая словесность для детей и о детях» (2012, МПГУ), «Национальный стиль русской литературной классики» (2013, МГПУ), «"Я царь - я раб - я червь - я бог!" (Г.Р. Державин)» (2013, МГПУ), «Художественная словесность: теория, методология исследования, история» (2013, Литературный институт имени A.M. Горького).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 315 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснован выбор темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, определены его актуальность и научная новизна, обозначены предмет, объект, теоретико-методологическая база и ключевые для работы понятия.

В главе 1 «Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова в контексте национальных культурных традиций» произведения поэта рассмотрены с точки зрения отражения в них творческого диалога с

национальными традициями, в частности, литературными и религиозными, выявляются соответствующие доминанты его поэтического стиля.

В параграфе 1 «Роль отечественной литературной традиции в формировании поэтического стиля В.Г. Бенедиктова» внимание сосредоточено на проблеме литературной преемственности поэзии Бенедиктова. Наиболее системный «диалог» Бенедиктова с поэзией XVIII века и с одической традицией, в частности, был связан с приверженностью «державинской школе». Это прямо заявлено Бенедиктовым в стихотворении «К товарищам детства» («К бывшим соученикам», 1842). Стихотворцев объединяло стремление видеть вещи «со стороны внешней формы, преимущественно в цвете, в краске»17. В диссертации выявлено отчетливое типологическое и образно-тематическое сходство ряда произведений Бенедиктова со стихотворениями С.С. Боброва. Особенности поэтического стиля Бенедиктова раскрыты также в контексте его взаимодействия с пушкинской традицией и «школой гармонической точности», идущей от В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Бенедиктов нередко парафразировал или даже цитировал пушкинские строки, сознательно переосмысливая их («Туча», «Прости!», «Инокине»), а в 1852 г. посвятил стихотворение памяти A.C. Пушкина и В.А. Жуковского.

В параграфе 2 «Патриотическая тематика как стилеобразующая составляющая лирики В.Г. Бенедиктова», в частности, анализируется воплощение поэтом образа поля брани, в котором нашло отражение биографическое сходство лирического героя с автором, наиболее заметное в его ранней лирике (например, «Ночь близ м<естечка> Якац»). Создается торжественный, праздничный образ войны и сражения, изображается то кровавый «пир войны», то «праздник на биваке». Но и в этом выражается двойственная натура поэта и романтический конфликт лирического героя с окружающей действительностью («Праздник на биваке», 1831).

17 Заладов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). - М.: Издательство МГУ, 1979. - С. 234.

12

Впоследствии идея бранного пиршества в произведениях Бенедиктова приобретет больше земных, бытовых деталей, а причина радости станет более зримой благодаря включению в текст элементов синестезии, когда автор старается воздействовать на весь спектр чувств читателя (ср. «Бивак», 1856). Подобная многогранность образа оказывается вполне естественной в контексте «романтической эпохи с характерной для нее идеей синтеза искусств», явно выраженной в стихотворении и на уровне фоносемантики и на уровне содержания18. Так, воплощение образа поля брани у Бенедиктова оказывается близким произведениям Д.В. Давыдова, в частности, его дружескому посланию «Бурцову» (1804). К бенедиктовской трактовке войны достаточно близко подходит «неистовый романтик» А.И. Подолинский.

В параграфе 3 «Христианская культура в образном строе и стиле произведений В.Г. Бенедиктова» анализируется литературное переосмысление поэтом молитвенных и псалмодических текстов, причем наиболее примечательными с этой точки зрения являются произведения, в которых доминантой было не подражание, а парафразирование. Отличающееся данной особенностью «Переложение псалма С XXV» позволяет выявить доминанты стиля стихотворца (насыщенную метафоричность, внимание к внутренней форме слова и художественного целого) и черты личностной и творческой эволюции, духовного роста.

Глава II «Романтические доминанты в стиле поэзии В.Г. Бенедиктова» посвящена выявлению особенностей творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова в контексте кризисной эпохи «брожения» и определению романтических стилевых доминант его лирики.

В параграфе 1 «Лирика В.Г. Бенедиктова в контексте полемики о романтизме и "поэзии мысли" в середине 1830 - начале 1840-х гг.» представлен подход к анализу его произведений, прежде всего, в связи с

18 Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений / Сост. и автор комментариев A.A. Карпов; автор вступит, статьи В. Маркович - М. - Л.: Издательство ЛГУ, 1989. - С. 550.

литературно-критическими взглядами В.Г. Белинского и С.П. Шевырева и их осмыслением современным литературоведением.

В параграфе 2 «Особенности воплощения любовной тематики в лирике В.Г. Бенедиктова: поэтический образ сердца» на весьма показательном материале произведений поэта выявлены характерные черты его индивидуального слога, в частности, оригинальное переосмысление литературных штампов. С опорой на ключевой в любовной лирике поэта образа сердца в его произведениях формируется целостный ассоциативно-содержательный комплекс.

В параграфе 3 «Феномен детства в стихотворениях В.Г. Бенедиктова и А.И. Подолинского: художественный стиль и поэтическое содержание» выявлено своеобразие становления и эволюции важного для представителей романтизма образа ребенка и проведен сопоставительный анализ его воплощения в произведениях двух эстетически близких друг другу стихотворцев - В.Г. Бенедиктова и А.И. Подолинского.

В Главе 3 «Синтез искусств как стилевая доминанта поэзии В.Г. Бенедиктова и "неистовых романтиков"» с точки зрения авторского художественного стиля анализируются многочисленные художественные проявления взаимодействия литературы с несловесными видами искусства.

В параграфе 1 «Поэтический пейзаж В.Г. Бенедиктова: средства образной выразительности» на примере литературных описаний природы исследуются особенности стилевой доминанты поэзии Бенедиктова -словесной живописи. Вслед за Л.Н.Дмитриевской пейзаж понимается не только как средство художественной выразительности, но и как образ, «отражающий индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи»19. Художественное пространство произведений В.Г. Бенедиктова практически всегда предметно, конкретно, наполнено красками, звуками (ср.: «Буря и тишь», «Развалины», «Пожар», «Море»), «Живописность» некоторых

19 Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа : (пейзаж н портрет в творчестве 3.H. Гиппиус): монография. - M.: Литера, 2005. - С. 15.

стихотворений «неистового романтика» была отмечена еще в прижизненной критике. В более поздних стихотворениях в связи с воплощением пейзажа нередко звучат злободневные социально-критические интонации («Над рекой», «Затмение», цикл «Сельские отголоски»). На этом фоне получает развитие знаменитая бенедиктовская метафора: небо как «опрокинутая чаша».

В параграфе 2 «Женский портрет в лирике В.Г. Бенедиктова: особенности воплощения лирического сюжета» выявляются функции женского портрета в стихотворениях поэта. Отличительными стилевыми чертами портретных образов Бенедиктова являются динамичность, экспрессивность, словесная живопись, пластичность и психологизм. Таковы знаменитые бенедиктовские «Кудри», портреты в стихотворениях «Три вида», «Всадница», «Земная ты», «Та ли это?» и др.

В параграфе 3 «Проблема экфрасиса в лирике В.Г. Бенедиктова» явлению экфрасиса дается теоретическое обоснование. Отмечается, что романтическая экфрастичность соотносится с установкой на синтез искусств. Вместе с тем, «проблемы <...> взаимосвязи искусств и экфрасиса пересекаются, не совпадая»20. В этой связи особенно характерны такие стихотворения Бендиктова, как «Бахус», имеющее подзаголовок «Список с картины Рубенса, находящейся в императорском Эрмитаже», и «В музеуме скульптурных произведений». Особый род бенедиктовских стихотворений представляют «подписи к портретам» («К портрету Государя Императора Александра Николаевича, помещенному в "Живописном Сборнике", 1857, №2»). В данном случае смысловой акцент постепенно смещается с изображения как такового на философские размышления о его прообразе.

В параграфе 4 «Музыка и музыкальность в поэзии В.Г. Бенедиктова и "неистовых романтиков"» особое внимание уделено различным формам отражения в литературном стиле музыкального искусства. Музыкальность в

20 Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - С. 7.

лирике В.Г. Бенедиктова прослеживается в выборе языковых средств и мелодике стиха, нередко ориентированных на передачу динамичного образа (танца и песни) и использование возможностей внутренней формы слова, неологизмов (например, «Московские цыганы»).

В Заключении обобщаются результаты исследования,

рассматриваются его перспективы. В формировании поэтического слога

В.Г. Бенедиктова, наряду с определяющей стилевой доминантой традиции

Г.Р.Державина, существенно влияние «школы гармонической точности» -

В.А. Жуковского и A.C. Пушкина. При воплощении Бенедиктовым

патриотической тематики поэт опирался на декламационно-ораторский

стиль, но уже с использованием реалистической детализации, элементов

очерковости и сатирических мотивов. Обращаясь к традициям христианской

культуры на протяжении всей жизни и формируя вокруг этого воплощения

одну из стилевых доминант своей поэзии, Бенедиктов прибегал к различным

жанрово-стилистическим формам. Оригинальное художественное

воплощение получает образ ребенка. Он имеет в лирике поэта как

биографический, так и философский подтекст и в целом определяет одну из

стилевых доминант его поэзии. Исключительно характерным, воплощающим

любовную тематику стал в поэзии Бенедиктова образ сердца, в создании

которого проявилось большинство доминантных черт поэзии Бенедиктова:

языковая экспериментальность, тропеичность, зримость, достигающаяся

посредством взаимодействия литературы с несловесными искусствами. В

пейзажных стихотворениях Бенедиктова проявилась характерная черта

русской литературы первой половины XIX в. - установка на фольклорную

стилизацию. Еще одной стилевой доминантой поэзии Бенедиктова была

музыкальность, заключавшаяся как в интонационной мелодике стиха,

текучести, преобладании слитности над расчлененностью, так и в

музыкальной образности, что, в свою очередь, определяется современной

поэту культурной средой и его стилевым мастерством, особенно явным в

контексте всеохватного романтического синтеза. Семантическое богатство и

16

музыкальность лирики Бенедиктова послужили основанием для того, чтобы некоторые стихотворения поэта стали известными романсами. Поэзия В.Г. Бенедиктова, с ее характерными стилевыми доминантами, после периода забвения оказалась востребованной в XX веке в творчестве Игоря Северянина, Б.Л. Пастернака, частично В.В. Хлебникова и В.В. Маяковского, а также Б.А. Слуцкого и в большей мере B.C. Шефнера.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1) Клюкина A.B. Музыка и музыкальность в лирике

B.Г. Бенедиктова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 118-121.

2) Клюкина A.B. «Поэта сердце в дар примите!..» Образ сердца в лирике В.Г. Бенедиктова // Русская речь. - 2012. - № 4. - С. 3-8.

3) Клюкина A.B. Творчество В.Г. Бенедиктова в литературно-критической концепции В.Г. Белинского // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2013. - № 1. - С. 41-47.

4) Клюкина A.B. Прекрасное в «Психее» Н.В. Кукольника // Русская речь. - 2013. - № 3. - С. 3-6.

Публикации в научных изданиях, в сборниках трудов и материалов научных конференций

5) Клюкина A.B. Образ Рима в русской романтической поэзии // Научные труды молодых ученых-филологов. - М.: Литера, - 2007. - С. 104-107.

6) Клюкина A.B. Образ Рима в русской романтической поэзии // Электронное научное издание «журнал "Знание. Понимание. Умение"». -2007. - №1 URL.: http://www.zpu-iournal.rU/e-2pu/l/Kliukina/ (дата обращения 23.09.2013).

7) Клюкина A.B. Творчество В.Г. Бенедиктова и поэзия «неистового романтизма» // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте». - М.: Фонд Ф.М. Достоевского, 2008. -

C. 530-532.

8) Клюкина A.B. Образ детства в творчестве В.Г. Бенедиктова // Мировая словесность для детей и о детях. - Вып. 13. - М.: Литера, 2008. - С. 57-62.

9) Клюкина A.B. Пейзаж в цикле стихотворений В.Г. Бенедиктова «Сельские отголоски» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2008. - С. 140-144.

10) Клюкина A.B. Филологическое чтение в контексте синтеза искусств (Женский портрет в лирике В.Г. Бенедиктова: черты творческой индивидуальности и «культурного стиля эпохи») // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. 7: В 2 т. - Т. 1. - М.: МГПИ, 2008. - С. 60-64.

11) Клюкина A.B. «Как ты, я жил, любил и пил...» (байронический герой глазами В.Г. Бенедиктова) // Российский и зарубежный читатель: национальное восприятие литературы. - М.: Литературный институт им.

A.M. Горького, 2008. - С. 43-44.

12) Клюкина A.B. «Чаша неба голубая...»: генезис и эволюция образа // Научные труды молодых ученых-филологов. - М.: Литера, 2008. - С. 199203.

13) Клюкина A.B. В.Г. Бенедиктов и Е.Л. Милькеев: творческие параллели // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения. - Вып. 4.: В 2 т. - Т. 1. - М.: МГПИ, 2009. - С. 149-151.

14) Клюкина A.B. «Христианские мысли» в творчестве В.Г. Бенедиктова // VI Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. -М.: Литера, 2009. - С. 43-48.

15) Клюкина A.B. В.Г. Бенедиктов в русской культуре середины XIX -XX вв.: критика, мемуаристика, литературный портрет, художественный образ // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. 8.: В 2 т. - Т. 1. - М.: МГПИ, 2009. - С. 28-33.

16) Клюкина A.B. Поэзия Байрона и Мицкевича в переводах

B.Г. Бенедиктова // Западный пушкинизм и русский байронизм: Проблемы взаимосвязей. - М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 2009. - С. 56-57.

17) Клюкина A.B. Парадигматические и синтагматические отношения слова «сердце» в лирике В.Г. Бенедиктова // Сборник научных и творческих работ студентов Литературного института им. A.M. Горького. — М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 2009. — С. 12—18.

18) Клюкина A.B. Поэзия В.Г. Бенедиктова в круге детско-юношеского чтения (историко-методологический аспект) // Мировая словесность для детей и о детях. - Вып. 14. - М.: Литера, 2009. - С. 248-254.

19) Клюкина A.B. «Я упою тебя чудными звуками...» («Неистовый романтизм и русская романсная культура) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2009. - С. 21-27.

20) Клюкина A.B. Образ XVIII столетия в творчестве В.Г. Бенедиктова // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - СПб. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2009. - С. 335-346.

21) Кпюкина A.B. «Одни ль природе подражанья да списков слабые черты...» (Экфрасис в творчестве В.Г. Бенедиктова) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2009. - С. 19.

22) Кпюкина A.B. Эволюция канонического изображения Благовещения и его литературное переосмысление (В.Л. Боровиковский и В.Г. Бенедиктов) // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. — Вып. 19. — М. — Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2009. - С. 117-122.

23) Кпюкина A.B. Поэзия Байрона и Мицкевича в переводах

B.Г. Бенедиктова // Западный пушкинизм и русский байронизм: Проблемы взаимосвязей. - М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 2009. - С. 73-79.

24) Кпюкина A.B. Мотив духовного пути в лирике А.И. Подолинского //

VII Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. -М.: Литера, 2010. - С. 186-192.

25) Кпюкина A.B. Переложения псалмов в творчестве В.Г. Бенедиктова //

VIII Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. -М.: Литера, 2010.-С. 11.

26) Кпюкина A.B. Н.В. Гоголь и С.П. Шевырев: религиозно-эстетические сближения и противоречия // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения. - Вып. 5. - М.: МГПИ, 2010. -

C. 156-159.

27) Кпюкина A.B. Н.В. Гоголь и С.П. Шевырев: религиозно-эстетические сближения и противоречия // Сборник научных и творческих работ студентов Литературного института им. A.M. Горького. - М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 2009. - С. 18-29.

28) Кпюкина A.B. Бенедиктов и «бенедиктовщина» в литературном сознании XX века // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. 9: В 2 т. — Т. 1. -М.: МГПИ, 2010. - С. 43-49.

29) Кпюкина A.B. Образ детства в творчестве А.И. Подолинского // Мировая словесность для детей и о детях. - Вып. 15. - М.: Литера, 2010. -С. 56-62.

30) Кпюкина A.B. Итальянские мотивы в творчестве Н.В. Гоголя и Н.В. Кукольника // Научные труды молодых ученых-филологов. - М.: Литера, 2010.-С. 35-41.

31) Кпюкина A.B. «Одни ль природе подражанья да списков слабые черты...» (Экфрасис в творчестве В.Г. Бенедиктова) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2010. - С. 67-73.

32) Кпюкина A.B. Категория фантасш в лирике A.A. Блока // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения. - Вып. 6: В 2 т.-Т. 1. М.: МГПИ, 2011.-С. 35-38.

33) Клюкина A.B. Переложения псалмов в творчестве В.Г. Бенедиктова // VIII Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. -М.: Литера, 2011. - С. 66-72.

34) Клюкина A.B. «Державинское» и «карамзинское» в творческой практике «неистовых романтиков» // Михаил Муравьев и его время. -Казань: ТГГПУ, 2010. - С. 154-161.

35) Клюкина A.B. Образ музыки в творчестве В.Г. Бенедиктова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М.: Литера, 2011. - С. 7579.

36) Клюкина A.B. «Лишь храмы гордо возвышались из стен зубчатого Кремля...» (Москва в русской романтической поэзии) // Научные труды молодых ученых-филологов. — М.: Литера, 2011. - С. 109-117.

37) Клюкина A.B. «Родным войду в родной язык...» (творческий диалог Б.Л. Пастернака и В.Г. Бенедиктова) // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. 10: В 2 т.-Т. 1.-М.: МГПИ, 2011.-С. 85-91.

38) Клюкина A.B. «Летавший на бурном коне по пустыне...» (Черты поэзии М.В.Ломоносова индивидуальном стиле В.Г.Бенедиктова) // Михаил Муравьев и его время. - Казань: РИЦ, 2011. - С. 165-173.

39) Клюкина A.B. «Потомками вторится имя Петрово...» (Рецепция поэзии Ломоносова в лирике В.Г. Бенедиктова) // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения. - Вып. 7: В 2 т. - Т. 1. - М.: МГПИ, 2012. - С. 175-178.

40) Клюкина A.B. М.В.Ломоносов и Н.В.Кукольник о национальном стиле в живописи // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. - Вып. И: В 2 т. - Т. 1. -М.: МГПИ, 2012. - С. 37-42.

41) Клюкина A.B. Образ семьи в художественной и эпистолярной прозе Н.В. Кукольника // Мировая словесность для детей и о детях. - М.: Литера, 2012. - С. 41-50.

42) Клюкина A.B. Стихотворения В.Г. Бенедиктова на уроках внеклассного чтения // Научные труды молодых ученых-филологов. - М.: Литера, 2012. - С. 195-202.

43) Клюкина A.B. Мотив служения и долга в творчестве В.Г. Бенедиктова // X Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. -М.: Литера, 2012. - С. 40-48.

44) Клюкина A.B. Пейзаж как способ отражения национального начала в поэтическом стиле В.Г. Бенедиктова // Сила слова: история литературы, стиль, художественная практика. Коллективная монография. / Под ред. Минераловой И.Г., Васильева С.А., Завгородней Г.Ю. - М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2013. - С. 332-344.

Подписано в печать: 17.10.2013 Объем: 1,0 усл.п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 325 Отпечатано в типографии «Реглет» 101000, г. Москва, Пл. Мясницкие Ворота д.1, стр.3 (495) 971-22-77 www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова"

ФГБОУ ВПО

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО»

КЛЮКИНА Анастасия Владимировна СТИЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ ПОЭЗИИ В.Г. БЕНЕДИКТОВА

Специальность 10. 01. 01 - русская литература Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор

Ю.И. Минералов

доктор филологических наук, доцент

С.А. Васильев

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................3

Глава I. Стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова в контексте национальных культурных традиций..................................................11

1.1. Роль отечественной литературной традиции в формировании поэтического стиля В.Г. Бенедиктова................................................11

1.2. Патриотическая тематика как стилеобразующая составляющая лирики В.Г. Бенедиктова.................................................................62

1.3. Христианская культура в образном строе и стиле произведений В.Г. Бенедиктова............................................................................85

Глава II. Романтические доминанты в стиле поэзии В.Г. Бенедиктова...96

2.1 Лирика В.Г. Бенедиктова в контексте полемики о романтизме и «поэзии мысли» в середине 1830 - начале 1840-х гг...............................96

2.2 Особенности воплощения любовной тематики в лирике В.Г. Бенедиктова: поэтический образ сердца.......................................116

2.3 Образ детства в стихотворениях В.Г. Бенедиктова и

A.И. Подолинского: художественный стиль и поэтическое содержание...124 Глава III. Синтез искусств как стилевая доминанта поэзии

B.Г. Бенедиктова и «неистовых романтиков».......................................142

3.1. Поэтический пейзаж В.Г.Бенедиктова: средства образной выразительности..........................................................................142

3.2. Женский портрет в произведениях В.Г. Бенедиктова: особенности воплощения лирического сюжета.....................................................160

3.3. Проблема экфрасиса в лирике В.Г. Бенедиктова.......................166

3.4. Музыка и музыкальность в поэзии В. Г. Бенедиктова и «неистовых романтиков»...............................................................................172

Заключение..........................................................................178

Библиография.......................................................................181

ВВЕДЕНИЕ

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1873) принадлежит к числу наиболее неординарных и противоречивых поэтов XIX столетия. Выход в свет первой книги Бенедиктова в 1835 году одобрительно встретили

B.А. Жуковский и П.А. Вяземский, среди почитателей поэта были И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, A.A. Фет, Я.П. Полонский. Профессор Московского университета С.П. Шевырев уже в 1835 г. провозгласил Бенедиктова «поэтом внезапным, поэтом неожиданным» [Шевырев, 1835.

C. 439-459]. Стихотворения Бенедиктова охотно печатали Ф.В. Булгарин в «Северной пчеле» и О.И. Сенковский в «Библиотеке для чтения». Активное содействие стихотворцу оказывал В.И. Карлгоф. Однако за литературным дебютом последовали негативные отзывы В.Г. Белинского, прочно закрепившие за Бенедиктовым репутацию «певца кудрей» и обусловившие основную трудность изучения творчества поэта-романтика — восприятие его как «творца стихотворных игрушек» [Белинский, 1953.1. С. 354-355].

Долгое время главенствующим при изучении стихотворений Бенедиктова оставался биографический контекст и критическое отношение к его творчеству, воспринятое от В.Г. Белинского H.A. Полевым, H.A. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. Вместе с тем, постепенно категоричность оценок если и не ослабевала, то начинала сочетаться с попытками более объективного рассмотрения произведений поэта в широком контексте русской поэзии. Первым шагом к этому явилась работа Я.П. Полонского, редактировавшего собрание стихотворений Бенедиктова и написавшего его биографию [Полонский, 1902. С. I-XXVII],

Внимание на личность и творчество В.Г. Бенедиктова было вновь обращено в начале XX века. Затем, с середины 1930-х гг., последовал достаточно продолжительный период исключения его из сферы интересов исследователей. Однако с 1980-х годов до настоящего времени отмечается новый всплеск интереса к изданию и изучению стихотворений поэта (работы

A.C. Курилова, B.IO. Троицкого, В.И. Сахарова, B.B. Кожинова, А.Н. Архангельского, В.А. Кошелева, Г М. Кружкова, Ю.И. Минералова, диссертации Е.Д. Пилипчук и H.H. Кормишиной) [Курилов, 1988, С. 77-93; Троицкий, 1979. С. 173-203; Сахаров, 2004; Кожинов, 2001; Архангельский, 1990; Кошелев, 1996. С. 23-35; Кружков, 1997. С. 55-69; Минералов, 2005, С. 3-13; Пилипчук, 2003, Кормишина, 2009].

В этой связи еще более примечательными оказываются обращения к произведениям Бенедиктова зарубежных славистов: Г. Хьетсо, Т.С. Бержиньски, К. Пруса [Kjetsaa, 1979. Р. 204-215; Berczinski, 1990. Р. 287-301].

Вместе с тем, несмотря на немалое количество, работы о Бенедиктове отличаются обзорным характером и преобладающим восприятием «неистового романтика» в качестве «модного поэта» и явления массовой литературы XIX столетия. С этим связано то, что проблема поэтического стиля В.Г. Бенедиктова, присущих ему доминант и их эволюции в контексте культурной эпохи, оказывается недостаточно изученной и обусловливает актуальность темы данного исследования.

Понятие стилевая доминанта в данной работе понимается в соответствии с определением Б.М. Эйхенбаума как «основная, преобладающая тенденция», которая в зависимости от общего характера стиля имеет значение организующего элемента, «господствуя над остальными и подчиняя их себе» [Эйхенбаум, 1987. С. 362]. В то же время нельзя не отметить, что изначально пришедшее из музыкальной эстетики и философии понятие стилевой доминанты отличается значительной историей филологического осмысления и изучения, в частности, и на русской почве [Эйхенбаум, 1987; Тынянов, 1977; Жирмунский, 2001; Якобсон, 1987]. Так, актуализация размышлений о доминанте авторского стиля была связана с исследованиями формалистов и структуралистов, определявших доминанту как «фокусирующий компонент», «установку» или «функцию», присущую как отдельному произведению, так и стилю писателя и при этом

находящуюся в тесной взаимосвязи с культурной эпохой и направлениями литературной эволюции. Именно такое широкое толкование стилевой доминанты оказало значительное воздействие на дальнейшее осмысление данного понятия в работах современных лингвистов и литературоведов:

A.Н. Соколова, Л.Ф. Киселевой, И.Р. Гальперина, И.Г. Минераловой, П.Е.Суворовой, М.Г. Уртминцевой и др. [Соколов, 1968; Киселева, 1982. С. 301-319; Гальперин, 2008; Минералова, 2011; Суворова, 1997. С. 85-87; Уртминцева, 2007. С. 211-215]. Доминанта осмыслена не столько как внешний фактор для произведения, сколько как его имманентная особенность, также присущая индивидуальному писательскому стилю в целом.

Материалом исследования послужили произведения В.Г. Бенедиктова, в частности, не вошедшие в большинство современных изданий; написанные поэтом мифологические кантаты «Мильда» и «Ундины», а также стихотворения и поэмы других представителей «неистового романтизма» — Н.В. Кукольника, В.Г. Теплякова, А.И. Подолинского, Ф.Н. Менцова, Е.Л. Милькеева. Стилевые особенности стихотворений В.Г. Бенедиктова выявляются в сопоставительном анализе с произведениями Г.Р. Державина, С.С. Боброва, К.Н. Батюшкова, A.C. Пушкина, Д.В. Давыдова, Ф.И. Тютчева, H.A. Некрасова, A.A. Фета и др.

Объектом исследования стали поэтические произведения

B.Г. Бенедиктова, написанные в 1830-1870-х гг.

Предметом исследования являются особенности творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова и стилевые доминанты его поэзии.

Цель данной работы — выявить стилевые доминанты поэзии В.Г. Бенедиктова, проанализировать их генезис и эволюцию в контексте культурного стиля эпохи 1830-1860-х гг.

В диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

- определить те доминанты отечественной культурной традиции, которые стали наиболее значимыми для формирования творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова;

- выявить значение литературных традиций XVIII - начала XIX вв. в формировании стилевых доминант поэзии В.Г. Бенедиктова;

- проанализировать особенности воплощения патриотической, религиозной, любовной, детской тематики в поэзии В.Г. Бенедиктова и выявить связанные с этим воплощением стилевые доминанты.

Выбор методов, применяемых в диссертации определяется целью и задачами данного исследования. Комплексный подход заключается в обращении к концепции «литературоведческого синтеза» (П.Н. Сакулин), основанной на сочетании сравнительного, сравнительно-исторического, типологического методов. Также в ходе исследования применялись принципы семантико-стилистического и семасиологического анализа.

Методологическую основу исследования составляют работы классиков академической филологической науки (А.Н. Веселовский, В.В.Виноградов. Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, А.Ф. Лосев, A.A. Потебня, П.Н. Сакулин, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум и др.) и современных исследователей (В.Н. Альфонсов, Г.Ю. Завгородняя, A.A. Илюшин, И.В. Карташова,

A.C. Курилов, С.С. Лесневский, Е.Г. Милюгина, Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова, С.Б. Рассадин, В.И. Сахаров, В.Ю. Троицкий, В.Е. Хализев и др.). Проблема трансформации в стиле В.Г. Бенедиктова различных поэтических традиций рассмотрена в контексте работ A.B. Западова,

B.А. Западова, В.В. Кожинова, В.В. Липича, В.Д. Сквозникова. Взаимодействие различных видов искусства в произведениях Бенедиктова проанализировано в русле концепций А.И. Белецкого, В.В. Ванслова,

C.А. Васильева, Л.Н. Дмитриевской, С.Н. Колосовой, И.Г. Минераловой и др. Поэтическая индивидуальность В.Г. Бенедиктова рассматривается в

диссертации в русле теории художественного стиля П.Н. Сакулина. Под литературным стилем им понимается «соорганизованное соединение

образующих его элементов» при обязательном сохранении «внутреннего единства». Согласно исследователю, «стиль, в точном значении термина, есть совокупность тех особенностей, какими одна форма отличается от другой формы, ей аналогичной» [Сакулин, 1990. С. 140]. По разработанной П.Н. Сакулиным концепции, «литературная жизнь представляет нам картину сосуществования и, следовательно, взаимодействия стилей» [Там же. С. 159]. Исходя из этого, чрезвычайно важным и суммирующим явлением оказывается «культурный стиль социальной среды», формирующий и в то же время отражающий стиль направления, школы, отдельного произведения и индивидуальность писателя [Там же. С. 104]. Не менее существенным для понимания стиля является осмысление его «поэтического содержания» и особенности «семантики и композиции поэтической речи» [Там же. С. 147].

Важную роль в изучении конкретного авторского стиля играет литературная преемственность как «первая специфическая черта, характеризующая литературную среду» и выражающаяся, в значительной степени, в формировании и дальнейшей трансформации традиций [Там же. С. 127].

Проблемы исследования индивидуального стиля были в центре исследовательского внимания Ю.И. Минералова. Наиболее важным в суждениях исследователя оказывается то, что индивидуальный стиль представляет собой «не только и не столько данность (продукт, результат), сколько деятельность, процесс» [Минералов, 1999. С. 21]. Идущая от философии языка В. фон Гумбольдта мысль об отражении в стиле «взаимодействия частей внутри целого, картины внутреннего развития мысли» трансформируется в утверждение о том, что «личный стиль воплощает особый ход мысли, присущий данному автору, особый ход художественных ассоциаций» [Гумбольдт, 2001. С. 187; Минералов, 1999. С. 20]. Основополагающей для нашей работы является также мысль Ю.И. Минералова об индивидуальном слоге как «синтактике образно претворенных художественных идей» и унаследованное от А.А. Потебни

понимание внутренней формы как «образа идеи, образа образа» и дифференцирующего признака различных стилей [Минералов, 1999. С. 49,31].

Научная новизна диссертации определяется тем, что в работе предпринята попытка системного и комплексного исследования творческой индивидуальности В.Г. Бенедиктова и стилевых доминант его поэзии в контексте русской поэзии XVIII - XIX вв. При этом Бенедиктов воспринимается не только как «певец кудрей» и творец «стихотворных игрушек» (В.Г. Белинский), но и как преимущественно поэт-романтик, новатор поэтического языка, отличавшийся оригинальной и парадоксальной для 1830-1840-х гг. образной системой и поэтической семантикой, некоторые особенности которой были переосмыслены и нашли отражение в поэзии последующих поколений. Впервые исследование проведено с привлечением широкого литературно-эстетического контекста, включая выявление взаимосвязи творчества В.Г. Бенедиктова с живописными, музыкальными и скульптурными произведениями русского и мирового искусства. Впервые выявляются особенности образа детства, функционирование православных и патриотических мотивов в произведениях В.Г. Бенедиктова.

Положения, выносимые на защиту:

1) Ряд доминант поэтического стиля В.Г. Бенедиктова определили традиции отечественной культуры. Среди них: использование элементов фольклорной стилизации, переосмысление в новом, романтическом,

г

контексте жанров песни, думы, слова; особая роль православной культуры, трансформация которой в авторском стиле обусловливает оригинальность художественного содержания и формы ряда произведений поэта (евангельские мотивы, парафразирование псалмов, поэтическая молитва и т.д.); стилеобразующий характер патриотической тематики, воплощение которой реализуется через «портретирование» декламационно-ораторского стиля, одической традиции XVIII в.

2) Воплощение любовной тематики в произведениях В.Г. Бенедиктова не сводится к отмечаемой многими критиками и исследователями эротике. Особая роль в этой связи принадлежит поэтическому женскому портрету, одной из стилевых доминант ряда его произведений, несущему на себе печать творческой индивидуальности поэта и определяющего богатые ассоциативно-содержательные планы его стихотворений. Другая важная грань воплощения любовной тематики — ключевой образ сердца, непосредственно восходящий к сентиментально-романтической традиции;

3) Оригинальное художественное воплощение феномена детства в лирике В.Г. Бенедиктова является доминантной чертой его авторского стиля и достигается, в частности, в зримом и многоплановом образе ребенка, сочетающем автобиографизм, романтические черты и переосмысление народнопоэтических традиций;

4) Обращение Бенедиктова к ресурсам поэтической семантики (неологизмы, «мнимые неправильности» литературного слога) позволяет поэту создать оригинальный эмоционально-ассоциативный план художественно-эстетического целого, соответствующего романтическому стремлению обновить поэтический язык («выдумать неведомый язык»);

5) Синтез литературы с несловесными видами искусства является доминантой поэтического стиля Бенедиктова и находит отражение во внутренней форме его литературных произведений, в их тесной соотнесенности с музыкальной и живописной образностью, в обращении к экфрасису и др. формах.

Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в уточнении научных представлений о роли В.Г. Бенедиктова в истории русской поэзии благодаря изучению его произведений с точки зрения отражения в них культурных традиций и своеобразия творческой индивидуальности писателя.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке курса лекций,

ведении семинаров и факультативов, составлении учебно-методических комплексов по истории русской литературы XIX века на гуманитарных (филологических) факультетах высших и средних специальных учебных заведений.

Структура работы обусловлена сформулированными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 315 наименований.

Глава I. СТИЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ ПОЭЗИИ В.Г. БЕНЕДИКТОВА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

1.1. Роль отечественной литературной традиции в формировании поэтического стиля В.Г. Бенедиктова

Проблему традиции и преемственности можно считать одной из важнейших в истории русской литературы. При этом в XIX в. эволюционный характер литературного развития в России проявился особенно отчетливо благодаря сосуществованию и творческому взаимодействию отдельных писательских индивидуальностей, а также объединениям, таким, как направление, течение и школа. Как писал П.Н. Сакулин, «большой художник обычно является наиболее ярким выразителем и главою литературной школы: стиль школы - его стиль» [Сакулин, 1990. С. 159]. Вместе с тем, исследователь справедливо считал «творческую силу индивидуального таланта» явлением более обширным, чем основание для общего стиля; а русскую литературу представлял как сочетание нескольких «литератур», связанных не только с произведениями A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, но и менее известных писателей, также являющихся «агентами общего процесса» и формирующих литературную среду определенной эпохи [Сак�