автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Стилевые особенности современных башкирских исторических романов

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Хуснуллина, Роза Диясовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Стилевые особенности современных башкирских исторических романов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стилевые особенности современных башкирских исторических романов"

На правах рукописи Ои-э4 ' _

2 7 АВГ 2009

ХУСНУЛЛИНА РОЗА ДИЯСОВНА

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ

Специальность 10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа-2009

003475525

Работа выполнена в отделе литературы Института истории, языка и литературы УНЦ РАН

Научный руководитель доктор филологических наук,

академик АН РБ,

профессор Хусаинов Гайса Батыргареевич

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

член-корр АН РБ,

профессор Бикбаев Равиль Тухватович

' кандидат филологических на\ 'к,

доцент Каскийова Гульнур Нуримановна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы»

Защита состоится «/•?» сентября 2009 года часов на

заседании диссертационного совета Д-212 013 06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу 450074, г Уфа, ул Заки Валиди, 32

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан «/$» августа 2009 года

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук,

А А Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования В башкирском литературоведении над проблемой стиля работали А И Харисов, К И. Ахмедьянов, Г Б Хусаинов, Р Н Баимов, А X Вахитов, М X Идельбаев, Г С Кунафин, В И Ахмадиев, 3 Я Шарипова, М X. Надергулов, Г Н Гареева и другие Проблеме стиля в русском литературоведении было посвящено немало историко-литературных и теоретических работ А В Чичерина, Г Н Поспелова, М Б Храпченко и многих других Тем не менее и сегодня можно говорить об актуальности проблемы стиля и анализа стиля художественных произведений на основе изучения башкирских исторических романов 80-х годов XX века - начала 2000 годов

Степень разработанности проблемы. В литературоведении наблюдаются различные подходы к решению проблемы стиля Это объясняется как многозначностью терминов «стиль» и «индивидуальный стиль», так и многообразием теоретико-методологических установок исследователей Еще в 20-х годах XX века В М Жирмунский отметил, что «в живом единстве художественного произведения все приемы находятся во взаимодействии, подчинены единому художественному заданию Это единство приемов поэтического произведения мы обозначаем термином «стиль»' В башкирском литературоведении к этому определению стиля был близок А И Харисов2, дело которого продолжил К А Ахмедьянов'' Современный исследователь А Я Эсалнек отмечает, что «изучение стиля художественного произведения подразумевает исследование не только речи, или языка (как это чаше всего и получается) В действительности постижение стиля (насколько возможно) предполагает установление взаимодействия, соотнесенности, взаимообусловленности между собой различных компонентов формы, ибо именно единство, взаимосвязь и гармония этих компонентов создает у читателей впечатление целостности и совершенства художественного произведения»4 А Я Эсалнек относит к

' Жирмунский В М Теория питературы Поэтика Стилистика Избр груды / (>тв ред ЮД Левин и Д С Лихачев - Л Наука, Ленинградское отд, 1977 -407 с

2 Харисов А И Теория читературы Учебник для средней шкопы 2-е изд, испр Уфа

Башгосиздат, 1947 - С 132-133 (Харисов ЭИ Э?эбиэт теориям Урта мэктэп есен дэреслек Тезэтелгэн икенсе бармаИы 0фе Башгосиздат, 1947 -132-133-се бит) 1 Литературоведческий словарь / Сост К А Ахмедьянов Уфа Башкирское книжное издательство, 1965 - С 169-170 (Эзэбиэт гилеме 1пу?леге /ТезеусеЬе К Э Эхмэтйэнов 8фв Башкортостан китап нэшриэте, 1965 - 169-170-се биттэр)

Эсалнек А Я Основы литературоведения Анализ художественно! о произведения Учебное пособие -2-е изд -М Фчинта Наука, 2003 - С 108

факторам литературного стиля такие понятия, как тематика, проблематика, эмоциональная тональность, родовая принадлежность, жанровая специфика, своеобразие метода и другие5 Однако существует довольно-таки устоявшийся подход литературоведов (А Н Соколов, П В Палиевский, А Б Есин, Г Б Хусаинов, Р Ф Хасанов6) к определению стилевых доминант и исследованию стиля произведений В их трудах даются теоретический материал и примерная схема анализа стилевых особенностей литературных произведений, что и будет составлять теоретико-методологическую основу нашей диссертации

Цель и задачи исследования заключается в определении закономерностей и приемов стилевой организации исторических романов, характеристике и выявлении особенностей индивидуального стиля писателей Рассматриваются также приемы, способы обрисовки характеров и событий В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи

исследование стиля конкретных современных башкирских исторических романов в рамках целостного подхода к анализу содержания и поэтики произведения,

- выявление стилевых особенностей исторических романов по следующей схеме 1 описание первого идейно-эстетического впечатления от стиля, попытка его формулировки на понятийном уровне, 2 определение особенностей данного стиля, его доминанты, 3 сопоставление стиля данного произведения со стилями других произведений для выявления индивидуального своеобразия, 4 определение содержательности стиля, соответствия стилевых и содержательных доминант, 5 наблюдение над строением всех элементов художественной формы, их подчинение закону стиля, стилевой доминанте и эстетической целостности

5 Там же -С 108-120

6 Соколов А Н Теория стиля, М , 1968 - С 42 , Палиевский П В Постановка проблемы стиля // Теория литературы Основные проблемы в историческом освещении Стиль Произведение Литературное развитие / Редколлегия Г Л Абрамович, Н К Гей, В В Ермилов и др -Москва, 1965 - 365 с, Есин А Б Принципы и приемы анализа литературного произведения Учеб пособие - 6-с изд - М Флиша Наука, 2004 - с 147 с, Хусаинов Г Б Поэтика башкирской литературы Первый раздел Теоретическая поэтика - Уфа Гилем, 2006 - С 167168 (Хесэйенов Г Б Башкорт азэбиэтенен поэтикаЬ|ы Беренсе кирэк Теоретик поэтика -бфе Гилем, 2006 - 167-168-се 6 , Хасанов РФ Башкирский исторический роман 80-90-х годов XX века (Вопросы жанра и стиля) Уфа Гилем, 2004 - 340 с

Объект и предмет исследования

Объектом данного диссертационного исследования являются башкирские исторические романы конца XX - начала XXI вв, а предметом - их стилевые особенности

Материал исследования. Для стилевого анализа были отобраны следующие произведения 1) из исторических романов на документальной основе - роман ГХусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (1996) и роман Р Баимова «Кречет мятежный» (1997), 2) из исторических романов, основанных на художественном вымысле авторов - роман Н Мусина «Там лежат останки батыров» (2001) и роман А Хакимова «Кожаная шкатулка» (1982)

Методологические и теоретические основы исследования

Для изучения стилевых особенностей романов был применен теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ исторических произведений Теоретической основой «следования являются труды русских и башкирских литературоведов поданной проблематике Научная новизна заключается в том, что

исторические романы подразделяются на две группы 1) произведения, написанные на документальной основе, 2) произведения, написанные на основе какого-либо исторического события с преобладанием вымысла автора,

обоснована методика исследования стилевых особенностей литературных произведений,

на основе предложенной методики, выявлены стилевые доминанты исследуемых романов и сделан подробный стилистический анализ рассматриваемых произведений Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении рассматриваются проблемы определения стилевых особенностей современных башкирских исторических романов Идеи и выводы, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для дальнейших исследований по данной проблеме Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-преподавательской деятельности при разработке лекционных курсов по башкирской литературе, при подготовке курсовых и дипломных работ студентов

На защиту выносятся следующие положения: Стиль произведения складывается из особенностей формы (поэтического языка, сюжета, композиции, ритма и тд) и содержания (тематики, проблематики, обрисовки действующих лиц, жанровой

специфики, своеобразия метода и т д) Указанные компоненты являются обязательными для анализа стиля исследуемого произведения

Современные башкирские романы, основанные на документальных источниках, имеют твердую фактологическую выверенность, их стиль отличается сложностью формы и содержания

Исторические романы, основаннные больше на вымысле и фантазии автора, отличаются народнопоэтическим, романтическим стилем

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе I Межрегиональная научная конференция, посвященная 10-летней годовщине отделения восточной филологии Челябинского государственного университета «Язык и литература как способы проявления национального менталитета» (Челябинск, 2003) Всероссийская научная конференция «Профессор Дж Г Киекбаев и проблемы современной тюркологии» (Уфа, 2006), Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН «Гуманитарные науки в Башкортостане история и современность» (Уфа, 2007) Международная научно-практическая конференция «Язык и литература в условиях многоязычия» (Нефтекамск, 2008) Всероссийская тюркологическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Н К Дмитриева «Урал-Алтай через века в будущее» (Уфа, 2008) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа» (Сибай, 2009)

Основное содержание работы получило освещение в 23 статьях, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК — 1 статья (см в списке)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка Общий объем работы - 163 страницы Список использованной литературы включает 116 наименований

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются цели и задачи, анализируются теоретические и практические основы диссертационного исследования Определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, апробация и структура

В первой главе диссертации «Стилевые особенности исторических романов на документальной основе» после небольшого введения, кратко

характеризующего историю развития жанра романа, на основе анализа теоретических работ башкирских и русских исследователей, рассматривается понятие «стиль» и его эволюция Кроме того, в первой главе рассматриваются стилевые особенности романов Г Хусаинова («Кровавый пятьдесят пятый»), Р Баимова («Кречет мятежный») Выявляются их стилевые доминанты Исследуются форма и содержание произведений как компонентов стиля

В первом параграфе «Понятие «литературный стиль» и его эволюция» проводится краткий экскурс в историю данного термина Рассматривается общая теория стиля с момента ее зарождения, когда в отечественной и зарубежной литературе еще не было единого мнения по вопросам сущности, содержания стиля, хронологических границ различных стилевых направлений Прослеживаются теоретические основы русской литературоведческой мысли ХУШ-Х1Х веков Отмечается, что среди литературоведов н" было единого мнения- по вопросу анализа стиля произведений А В Чичерин, О В Лармин, Л И Новиченко, М Б. Храпченко, Я Э Эльсберг, В А Ковалев отмечали, что стиль относится и к форме (поэтический язык, сюжет, архитектоника, ритм и т д), и к содержанию (особенности раскрытия темы, идеи, обрисовки действующих лиц, интонационные начала художественных произведений произведений) Г О Винокур, В Е Хализев и другие утверждали, что в литературных произведениях составляющей стиля является форма произведений В 70-е годы XX века над проблемой стиля работали Д Лихачев, Ар Григорян, В Турбин, В Жирмунский, М Б Храпченко и другие литературоведы, каждый из которых предаагал свою точку зрения по отношению к понятию «стиль» Но несмотря на многообразие формулировок исследователи едины в том, что каждый талантливый писатель отыскивает оригинальные пути и средства, позволяющие сделать их интересными, «заразительными», близкими читательской аудитории Это и значит, что писатель вырабатывает, создает свой стиль По мнению современных ученых, изучение стиля художественного произведения подразумевает исследование не только речи, или языка (как это чаще всего и получается) В действительности постижение стиля, как это утверждает А Я Эсалнек, предполагает установления взаимодействия, соотнесенности, взаимообусловленности между собой различных компонентов формы, ибо именно единство, взаимосвязь и гармония этих компонентов создает у читателей впечатление целостности и совершенства художественного произведения Основное внимание П В Палиевский, А Б Есин обращают на литературоведческий стиль Под стилем в литературоведении они понимают эстетическое единство всех элементов художественной формы,

обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность В эгом значении стиль представляет собой эстетическую, а, следовательно, оценочную категорию В башкирском литературоведении проблема стиля освещается в трудах А И Харисова, К А Ахмедьянова, Г Б Хусаинова, Р Н Баимова, М X Надыргулова, 3 Я Шариповой, Г Н Гареевой и др

Во втором параграфе, «Структурная поэтика романа Гайсы Хусаннова «Кровавый пятьдесят пятый», анализируются все компоненты, составляющие стиль Это и тематика, и проблематика произведения, и личность самого автора, и сюжетно-композиционное построение романа, и его языковые особенности Тематика и проблематика романа, как организующее звено стиля, составляют главную задачу в организации стиля документального исторического романа Основная тема романа - изображение восстания 1755 года и судьбы его идейного предводителя Батыршг, освещается история написания знаменитого Письма Царице Елизавете Петровне Отмечается также роль личности автора в организации стиля романа Раскрывается позиция автора в создании стиля произведения, поскольку в романе отражаются мировоззрение, ум, талант, знания, опыт, мысли и переживания летописца, обобщающего эпоху через исключительную судьбу человека Отсюда пафосность, а иногда повышенная эмоциональность Сочетание романтической обобщенности с деловым, информационым, документальным стилем составляет закон ее структуры В анализируемом произведении Г Хусаинов выступает в двух ипостасях как ученый и как писатель Эти индивидуальные особенности автора дают ему возможность создать свой, не похожий ни на какой другой стиль Как ученый Г Хусаинов основательно изучил историю создания Письма Батырши Елизавете, поскольку это письмо является главным документом, показывающим развитие общественно-художественной мысли того периода «По содержанию оно было историко-политическим, социально-экономическим, этико-философским трактатом о Башкирии того периода», - писал сам Г Хусаинов Он изучил содержание, язык, стиль и, написав роман, довел до народа содержание этого важнейшего документа Кроме этого, чтобы передать обстановку исследуемого периода, автор изучил и провел текстологические исследования архивных документов, письменных сведений о восстании 1755 года Так, научность, документальность становятся главной особенностью, стилевой доминантой романа «Кровавый пятьдесят пятый» Поскольку роман не научный труд, а художественное произведение, необходимо, чтобы он был на нужной художественной высоте Читатель должен получить истинное эстетическое удовольствие от чтения Стиль автора становится подвижным благодаря

интересному сюжету, различным композиционным приемам, гибкому языку, что делает роман легко читаемым Поскольку главный герой - мулла, в произведении часто употребляется религиозная лексика Писатель хорошо знает особенности речи различных слоев населения, что мастерски демонстрирует при изображении того или иного героя, поэтому язык действующих лиц ярок и типичен Необходимо также отметить функциональную роль самого автора произведения, зачастую выступающего в образе лирического героя и напрямую, зачастую очень эмоционально выражающего свое собственное отношение к происходящему При чтении романа читатель все время чувствует присутствие автора Как ученый, он высоко оценивает значимость письменного памятника, оставленного в виде письма Батырши Императрице Елизавете Петровне, и повествует об этом в своем романе

Таким образом, нужно отметить значительную роль автора в создании неповтор 1мого стиля данного историко-документально-о романа Все события, отображенные в романе, поданы очень убедительно, поскольку обоснованы архивными документами Уникальность художественного стиля романа в том, что автор предстает перед читателем и как писатель, и как ученый Г Хусаинов смог выработать свой язык и стиль, создать характерные только ему приемы Об этом свидетельствует введение к роману, «БисмиллаЬы», где повествуется о проделанной ученым работе В структуру романа включены различные документы, которые имеют большую убедительную силу В начале произведения в художественное полотно романа вплетен таварих (тэуарих) исторический документ, в которой башкирские аксакалы записывали все события, которые происходили на башкирских землях Таварих обогащает стиль романа, добавляет в него элементы эпохи и обеспечивает доказательность описываемых фактов Использованы также и шикайаты (шикэйэт) - жалобы, написанные от имени народа Автор включает эти документы в произведение, не меняя их язык и стиль, - все это делается, чтобы сохранить в романе дух того времени и придать большую убедительность роману Все герои произведения, включая эпизодических, являются реальными, нет ни одного персонажа, который был выдуман самим автором Биографические данные главного героя даются без преувеличений и фантазий Использование документальных источников позволили автору выстроить каркас романа, а талант писателя - достичь необходимой художественной высоты

Сюжетно-композиционное построение романа является одним из компонентов стиля произведения Необходимо отметить использование автором фольклорных мотивов в стиле романа Часто встречаются фольклорные образы, которые даются для сопоставления с действующими

героями В образе батыров - защитников бедного, обездоленного башкирского народа - выступают Амин и Сураш Примечательно то, что при описании детства Амина автор использует стиль волшебных и богатырских сказок и сказаний Огромную роль в раскрытии идейно-тематического содержания романа имеют эпиграфы, являющиеся ключом для раскрытия особенностей сюжета События в романе охватывают большой период времени, начиная с начала XVIII века и кончая 1762 годом География произведения обширна автор описывает территорию племен гайнэ, бурзян, казахские степи, города Москва, Оренбург, Петербург Поэтому неудивительно, что сюжетных линий романа несколько и события происходят то в одном, то в другом месте Этого требуют тема и идея романа, формы и масштабы его изображения В романе прослеживаются четыре основные сюжетные линии, к которым примыкают более мелкие Первая - изображение спокойной, размеренной жизни счастливого Батырши - семьянин', муллы, учителя, уважаемого, знатного человека-гражданина Путем ретроспекции автор описывает детство, юношество, молодость Бахадиршаха Использовав композиционный прием предварения, автор очень подробно повествует о двух событиях, которые потрясли молодого Батыршу Первое - насильная христианизация чувашей, второе - сожжение на костре башкира Туйгильде за то, что он (будучи насильно крещенным) отрекся от христианской веры Эти события являются как бы предупреждением , что и самого Бахадиршаха ожидает подобная судьба Эти события и являются завязкой романа

Во втором разделе писатель показывает совершенно других героев и другую местность - земли бурзян Соответственно, тут и начинается вторая сюжетная линия Здесь может возникнуть вопрос о расхождении композиции и сюжета произведения Однако и Батырша, и бурзянцы объединены одной целью, обе сюжетные линии развиваются параллельно и даже пересекаются (встреча Батырши и бурзянца Баймурата - этот документальный факт Г Хусаинов взял из Письма Батырши Елизавете Петровне) Таким образом, общая композиция романа не нарушается Вторая сюжетная линия, повествующая о событиях в Бурзяне, плавно переходит в другую плоскость спасаясь от расправы властей, бурзянцы вынуждены бежать в казахские степи, и тут начинается описание трагедии жизни башкир на чужбине Автор мастерски изображает быт казахского и башкирского народа, их жизненный уклад, обычаи, строго документально повествует о жестокостях губернатора Оренбургского края И И Неплюева по отношению к башкирам и казахам Если роман начинается изображением жизни Батырши, то последний, четвертый раздел описывает дальнейшую судьбу главного героя, тем самым автор создает обрамленную композицию

В этом разделе параллельно даны три сюжетные линии Первая - скитания Батырши, начиная с того момента, как он вынужден был бежать от преследователей, оставив в лесу жену Зульбухар и своих детей, до самой его смерти Вторая - несчастная судьба семьи идейного вдохновителя восстания 1755 года Третья - последние дни жен, детей, отцов и матерей повстанцев Таким образом, сюжетно-композиционные особенности романа организуют единый, целостный стиль романа, его доминантой явчяется сюжетность

Следует особо отметить язык романа, как одного из компонентов стиля Автор наделил каждого персонажа речью, наиболее подходящей его натуре В общий поток романа естественно вплетается стиль народных песен и кубаиров Несмотря на то что произведение глубоко документально, стиль романа живо повествовательна, а поэтика отличается художественной цельностью

Третий параграф - «Традиции и новаторство в романе Роберта Баимова «Кречет мятежный» - посвяг ?н выявлению стилевых особенностей романа Р Баимова на основе определения темы и идеи произведения Тема романа - исследование целей и причин подъема национального движения начала XX века и в период гражданской войны, описание борьбы А -3 Вал иди и его соратников за государственность Башкортостана в составе России в период с 1917 по 1922 год Идея - цена пути к самостоятельности Башкортостана Идейно-тематическая основа произведения оказывает большое влияние на стиль романа В центре событий стоит организатор и руководитель этих процессов - А -3 Валиди -выдающийся общественен и научный деятель, известный тюрколог Сплетение в один узел сложных исторических, политических событий делает стиль произведения сложным, многослойным На него влияют и личные качества, жизненный, духовный и художественный опыт писателя Образ самого автора накладывает большой отпечаток на создание стиля роман Поскольку в романе жизнь героев изображается без нарушения известных нам физических, психологических, причинно-следственных и иных закономерностей, и по причине того, что роман основан на документальных источниках, в произведении выделяется такая доминанта, как историческая правда Свидетельством этого выступают изображение в романе только реальных героев, использование документов (воззваний, циркулярных писем, приказов, указов, обращений, решений, телеграмм, жалоб и др ) без каких-либо изменений, приведение конкретных фактов из биографий соратников 3 Валиди, использование этнографических и других материалов Роман примечателен тем, что автор использует результаты новейших исследований Таким образом, автор выступает писателем-

новатором, который, основываясь на новых документальных источниках, раскрывает образ вождя башкирского народа - Ахметзаки Валидова

В романе автор, используя приемы внутренней композиции, сумел мастерски организовать сюжет, логически обоснованно выстроить последовательность событий В произведении имеются также элементы «свободной композиции», сюжетных узлов На основе приема ретроспекции автор описывает все факты и события, которые происходили в жизни главного героя и страны, в судьбах исторических личностей, которые были связаны с главным героем Примечательно и то, что в романе Р Баимова, как и в произведении Г Хусаинова, встречается фольклорный образ -журавль - символ войны Он является также образом-предупреждением Кроме того, в стиль романа вплетаются и народные легенды, которые обогащают стиль романа Поскольку движущая сила сюжета - конфликт, в романе часто возникают конфликтные ситуации Автор показывает, как главный герой решает проблемы молодой Башкирской республики, поэтому все события в романе развиваются очень бурно и стремительно Жизнь главного героя в период с 1917 по 1920 год очень сложна А - 3 Валиди оказывается то в Москве, то в родной деревне, то среди солдат в Оренбурге Причем Р Баимов раскрывает характер главного героя в различных ситуациях и в решающие моменты, и в моменты досуга, и в ситуациях отношений с любимой девушкой Любовь Нафисы и 3 Валиди описывается еще в начале романа, а кульминационным моментом их отношений становится свадьба молодых, в рамках которой детально описаны свадебные обычаи башкирского народа В роман вплетается детективный стиль, что делает роман интересным и легко читаемым

Автор очень глубоко и подробно изображает внутренний мир героев, их мысли, переживания, желания, эмоциональные состояния Наиболее ярко психологизм проявляется при изображении внутренних переживаний и состояний главного героя, при описании его чувств в отношении своих родителей, невесты Но особое место занимает в его мыслях судьба Башкортостана Не менее глубоко раскрывается внутренний мир и других героев, таких, как Амир Карамыш, Муса Муртазин, Харис Юмагулов и других Кроме того, автор мастерски, нужными литературными средствами изображает внутренний мир народа Таким образом, психологизм — характерная черта стиля романа, в соответствии с идейно-тематической основой произведения все мысли и переживания героев связаны с судьбой Башкортостана

Стиль романа определяется сложной композиционной структурой Вначале определяется внешняя (разделы, главы и тд), затем внутренняя (взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и

художественно-речевых средств, система соединения знаков, элементов произведения) композиция произведения Большое внимание уделяется эпиграфам, которые играют большую роль в раскрытии главной мысли художника Удачно подобраны названия разделов, которые несут основную смысловую нагрузку Для внутренней композиции романа характерно монтажное начало и сводная композиция, т к в романе используются такие приемы, как вставные рассказы, лирические отступления, хронологические перестановки Здесь же наблюдается вплетение в повествовательную ткань роман элементов публицистического стиля Автор ввел в полотно романа статью о подавлении восстания туркестанских «инородцев», что особенно сильно воздействует на читателя Часто применяется автором такой прием, как противопоставление перед началом какой-либо страшной битвы автор, как бы в противовес войне, дает описание пейзажа Этот прием особо подчеркивает трагизм происходящего Пейзаж применяется и как сопоставление к настроению героев огда психологическое состояние героя спокойно и природа описывается солнечно, а подавленное настроение героев сопровождается хмурой погодой

Здесь же используется такой прием композиции, как повторение и в начале произведения изображается сражение храбрых воинов Бушман-Кипчака, и в современном герою мире, в 1918 году, наблюдается такая же битва башкирских воинов Несмотря на прошествии нескольких веков, храбрость и удаль башкирских джигитов не ослабла Так автор находит приемы, которые связывают начало и середину романа Таким же является прием «кольцевой композиции», устанавливающий композиционную перекличку между началом и концом произведения

Чтобы показать читателю все башкирские полки, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, автор использует «ящичную композицию» Писатель останавливается на исторических личностях, легендах данного рода, описывает военную форму солдат того периода, их погоны, тем самым предлагается читателю большой познавательный, исторический материал

В романе используется и такой прием, как предварение, что позволяет заранее подготовить читателя к предстоящим событиям Обилие героев (около 450) и обширность географии (Башкортостан, Туркестан, Москва, Петербург и тд) может раздробить композицию произведения, поэтому автор скрепляет ее посредством сквозного героя - 3 Валиди Обогащает произведение и использование символических образов Таковыми являются кречет, лошадь, которые несут большую смысловую нагрузку

В романе употреблено множество изобразительно-выразительных средств (метафора, архаизмы, ритм, неологизмы, высокая, сниженная

лексика), тропы и синтаксические фигуры (повторения, антитезы, риторические вопросы, сравнения) Причем автор выбирает такие сравнения, которые бы раскрыли характер, внутренний мир героев В стиль романа вплетены стихотворные произведения таких известных писателей, как М Гафури, Ш Бабич, башкирские народные песни, употребление которых обогащает стиль романа Писатель владеет речевыми особенностями различных слоев населения солдат, ученых, представителей власти, деревенских жителей, писателей, поэтому умело строит диалоги и речь героев Так, использованные диалектизмы и варваризмы раскрывают особенность речи простого народа При изображении психологически тяжелых ситуаций, автор применяет короткие, простые предложения Необходимо отметить символичность речи, широкое использование аллегорий

И, тем не менее, через весь роман проходит единая речевая манера, характерная для всех героев произведения (речь ученых, руководителей государств, политиков и тд) и совпадающая с речевой манерой повествователя Это объясняется и тем, что автор и главный герой романа -ученые, для их речи характерна сложность, научность

В начале второй главы диссертации «Творческие стилевые приемы исторических романов, основанных на обобщении» дается небольшое введение, характеризующее особенность исторических романов, которые не всегда мотивируются использованием документальных фактов К таким произведениям можно отнести романы Б Рафикова «Кунгак» и «В ожидании конца света», Г Хисамова «Тафтиляу», А Хакимова «Звон домбры», «Мелодия степи», «Кожаная шкатулка», Н Мусина «Там лежат останки батыров» Отмечается, что в сравнении с историческими романами, рассмотренными в первой главе, эти произведения отличаются наличием вымысла писателя Как отметил Р Ф Хасанов, для них характерна фольклорная, народнопоэтическая основа и объясняется этот факт тем, что события, изображенные в романе, относятся к более древней эпохе и документы о них не сохранились Тем не менее, эти романы относятся к историческим, поскольку они отвечают основным требованиям этого жанра все события и герои реальны, автор не является свидетелем этих событий

В первом параграфе - «Творческая фантазия и реальность в романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыров» - стиль романа исследуется в единстве с содержанием, особое внимание при этом уделяется его сюжетно-композиционным и языковым особенностям

Все события в романе в целом развиваются стремительно В рамках данного произведения показана вся жизнь Алдарбая с юности и до самой его смерти Основу сюжета составляет изображение подвигов батыра, память о

котором осталась в истории не только Башкортостана, но и России Такие исторические факты, как борьба главного героя с черкесским батыром, предводительство Алдара в восстании 1704-1711 годов, визит Алдара от имени Русского государства в Казахстан, чтобы убедить казахов присоединиться к России, описываются на высочайшем художественном уровне Рядом с основной сюжетной линией романа тянутся несколько других, изображающих личную жизнь главного героя, жизнь его друзей, соратников и неприятелей Каждая из них раскрывает образ главного героя с новой стороны, развивает и оживляет сюжет Таким образом, стремительное, напряженное повествование свидетельствует о том, что стилю романа свойственна такая доминанта, как сюжетность Однако в стиле произведения преобладают и статические моменты, подробная детализация внешнего мира, делаются акценты на внешние формы бытия Автор часто изображает природу, посредством чего характеризует душевные состояния героев, их тоску, печаль В сюжет часто вплетаются философские размышления автора о жизни, войне, счастье Писатель часто останавливается на описании портретов, причем портреты героев полностью раскрывают их характер Все положительные герои описываются светлыми красками, их портретная характеристика вызывает симпатию читателя, а портреты отрицательных героев - отвращение Причем через портретную характеристику автор показывает эволюцию жизни героя Опыт и страдания героев отражаются на их внешности Так создается своеобразный описательный стиль романного сюжета На стиль произведения влияет еще одна доминанта - психологизм Это лрко прослеживается в описании внутренних переживаний влюбленных - Алдара и Гильмиязы Так раскрывается их богатый духовный мир Автор умело раскрывает чувства героев при их встрече после 14 лет разлуки Примером психологизма являются внутренние мысли отца большого семейства Исякая, крупного феодала, который думает, как бы перезимовать с большим количеством скота Из этого эпизода читатель получает хорошее представление о жизни, быте башкирских феодалов Психологизм, как доминанта романа, является показателем его глубокого содержания

Примечателен образ Гильмиязы, который писатель так удачно ввел в основное содержание романа Хотя в его основу положен реальный прототип (Гильмияза родилась в деревне Тагир нынешнего Баймакского района, ее именем называются легенда и народная песня), но документальные источники, доказывающие связь Алдар батыра с девушкой-сесеном, отсутствуют, это плод воображения, фантазия автора Такие документальные факты, как Азовский поход Алдар батыра, присоединение Казахстана к Русскому государству, зверства отрядов «Вольница» в башкирских деревнях, арест Алдара и Дюмей-батыра не подтверждаются

документами (как это свойственно произведениям «Кровавый пятьдесят пятый» Г Хусаинова и «Кречет мятежный» Р Баимова) В романе «Там лежат останки батыров» не используются указы, приказы, рескрипты и другие документы Н Мусин написал данное произведение, опираясь на

«Повествовании об Алдар батыре» («Алдар батыр киссаЬы») Г Хусаинова Писатель не основывается на документальных источниках, архивных документах Однако это не умаляет значимости романа в башкирской литературе По этому поводу Р Ф Хасанов отмечает, что историческая достоверность повествования достигается не путем точного описания фактов, а при помощи вымысла, который усиливает звучание конкретного факта, его внутреннюю психологическую сущность Действительно, произведение Н Мусина написано живым народным языком, стиль романа прост Роман легко читается и рассчитан на широкий круг читателей Таким образом, можно сказать, что сама личность писателя, его жизненый опыт накладывают большой отпечаток на стиль произведения

Основу композиции романа составляют такие приемы, как предварение, нарушение хронологической последовательности событий, ретроспекция, противопоставление, описание пейзажа, повтор, а также внешняя композиция произведения Роман поделен на 5 частей, каждая из которых делится на разделы и подразделы (в зависимости от приема ретроспективного письма)

Самым частым приемом романа является ретроспекция При помощи приема предварения оформляются эпизоды сна, которые вплетаются в основную ткань произведения Они предварительно оповещают читателя и героев об опасностях, которые их ожидают Это особый прием композиции, который имеет свои традиции еще в средневековой восточной литературе Особое место в композиции произведения отводится противопоставлению Автор часто описывает героев, противоположных по характеру Алдару противопоставляются Тарпан, Торсонбай, Тевкилев, Киньясолтану -Гульюзем, Тарпану - Конбикэ Автор мастерски изображает связь поколений, тем самым показывая, что для башкирского народа важным является пример старшего поколения Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод, что все приемы, использованные в романе, свидетельствуют о сложности романной композиции Однако, несмотря на то, что роман характеризуется сложной структурой, в сравнении с романами, основанными на документах, композиция романа «Там лежат останки батыров» довольно проста Это объясняется тем фактом, что исследуемый роман относится к историческим произведениям, основанным на вымысле и фантазии автора

Речевая манера героев и повествователя соответствуют изображаемому периоду Возможно, из-за изображения в романе простого народа автор часто обращается к живому разговорному языку Поскольку события происходят и в казахских степях, автор вводит в стиль романа казахскую речь, подробно описывает быт, жизнь казахского народа Этот факт свидетельствует о том, что автор тщательно изучил жизнь и быт казахов Мастерство автора подтверждается и тем, что он умело отбирает из состава языка те лексические средства, которые помогают читателю представить воочию те события, которые происходят в романе Особое место в романе принадлежит изобразительно-выразительным средствам, которые так умело применяет автор Сравнения (в том числе образные), весьма часто употребляемые в романе, углубляют смысл предложений и всего романа в целом Метафоры, метонимия, олицетворения обогащают стиль произведения, добавляют в него философский смысл Как и во многих других произведениях, писатель вплетает в стиль романа жанры башкирского народного фольклора (пословицы, поговорки, песни, частушки), что не только раскрывает и углубляет мысли героев и содержание романа, но и имеет большое воспитательное значение Все свои мысли автор подкрепляет материалами народного творчества поговорками, пословицами, песнями Главная тема произведения - изображение борьбы башкирского народа за свободу своей Родины Поэтому в речи повествователя сохраняются возвышенные, патриотические, риторические интонации Автор выбрал из богатого фольклора башкирского народа такие песни, как «Урал», «Гильмияза», в которых восхваляется изумительная природа, красота родного края и готовность башкир пойти ради него на подвиги Часто используются в романе эвфемизмы, показывающие богатство речи народа, и архаизмы - показатели историчности романа Таким образом, исходя из анализа речевых особенностей романа, можно утверждать, что его стилю характерна риторичность

Во втором параграфе «Стилевые доминанты в романе Ахияра Хакима «Кожаная шкатулка» выявляются преобладающие стилевые доминанты романа, основанного на вымысле и фантазии автора Роман традиционно начинается с экспозиции Во «Введении» автор описывает напряженную ситуацию, которая сложилась еще до правления Хана Тохтамыша и Идукая Выделяется такая особенность сюжета, как параллелизм, т к в романе от начала и до конца параллельно тянутся три основные сюжетные линии, то пересекаясь, то расходясь Первая сюжетная линия описывает противников рода Голубого Волка (Сайфельмулюка, Даурана, Идукая) Вторая - изображает жизнь и быт рода Третья сюжетная

линия, называемая в литературоведении «внутренним сюжетом», использована для углубления содержания произведения Она заключается в параллельном описании жизни зверей Такими животными являются куланы, трагедия которых созвучна трагедии людей племени Голубого Волка Также описывается в романе смерть священной птицы рода Голубого Волка -дербника, который погибает в неравной битве со змеей Этот эпизод также является предупреждением для Серебряной Капли, что роду Голубого Волка (дербнику) грозит опасность со стороны Сайфельмулюка (змеи) Действительно, вскоре на землях рода появляется человек Идукая -Сайфельмулюк, направленный туда, чтоб распространить мусульманство среди башкир, и с помощью веры подчинить себе бесстрашный, храбрый народ рода Голубого Волка Оживляет сюжет и добавляет в него элементы фантастики тот «внутренний сюжет», который описывает лошадь Юлыш-батыра (покойного предводителя рода Голубого Волка) После смерти хозяина лошадь, по обычаям рода, должна быть погребена вместе с Юлышем Однако конь, будто бы почуяв опасность, надвигающуюся на род Голубого Волка, убегает с места погребения Вдальнейшем, в ходе развития сюжета, лошадь часто появляется, чтоб спасать людей рода Голубого Волка Образ коня напоминает читателю образ Юлыша, который раньше времени ушел из жизни, не доделав свое дело до конца Основные события же начинаются с изображения Идукая Автор дает портретную характеристику героя, через которую читатель имеет возможность представить историческую личность Весьма символично изображение автором борьбы дзух беркутов, одного, который впоследствии победил другого и остался господствовать на бескрайних небесах, Идукай назвал «своим» Символичен этот образ тем, что является предупреждением о непобедимости и непокорности Идукая Однако башкирский род Голубого Волка отказывается участвовать в сражениях Идукая, изъявив желание жить спокойной, мирной жизнью Это простое человеческое желание башкир не нравится Идукаю, который рассчитывал на помощь бесстрашных воинов башкирского рода На этом основывается конфликт романа и завязка сюжета Отдельные сюжетные линии составляют жизни двух героев Сайфельмулюка и Кувандыка Жизнь обоих схожа оба учатся у одного и того же Мастера, оба талантливы и умны, жизненный путь обоих связывается с родом Голубого Волка Однако цели, которые привели их в род Голубого Волка, различны Сайфельмулюка приводят сюда алчность, жадность, стремление разбогатеть и добиться власти Кувандык же возвращается на свою родину, чтобы обучать свой народ красоте, «сеять»

прекрасное Удачно описан образ Сайфельмулюка Автор показывает, какими средствами (обманом и злодеяниями) он пытается достичь своей цели Этот образ схож с образом Дервиша из трагедии М Карима «В ночь лунного затмения» Коварство, злой умысел, хитрость и необычайно глубокий и проницательный ум, которого нет у многих жителей рода Голубого Волка Однако там же, в неволе, томится еще один человек, обладатель необычайного таланта и ума — Кувандык Его, доброго человека, засудили на всю жизнь свои же сородичи за помощь в бегстве казаха Семсера и Степана из рабства Кувандык мог бы и не вызволять этих людей из неволи, однако отец Семсера Дулат-мерген спас жизнь Кувандыку, когда он был уже на грани смерти Душевный, добрый человек и не мог бы поступить по-другому Таким же незаурядным умом наделена от природы Серебряная Капля Это не реальная, историческая личность, а типичный, обобщенный образ башкирской девушки Она красива, умна, искусна, красноречива, умеет исцелять от болезней, ловко скачет на лошади, наравне с парнями сражается на поле битвы В ней воплощен образ амазонок и тех бесстрашных башкирских девушек из родов язычников, легенды о которых дошли до наших дней Взгляды Сайфельмулюка и Кувандыка, чьи жизненные пути схожи, пересекаются и в выборе любимой девушки Оба молодых человека выбирают именно Серебряную Каплю, однако она выбирает одухотворенного, романтичного Кувандыка Автор описывает обычаи рода отец девушки не согласен с выбором дочери Чтобы наладить дружеские отношения между родами, Аккужа решает отдать свою дочь Серебряную Каплю парню из другого рода - Мурату Так, в стиль романа вплетаются описания свадебных обычаев После описания свадьбы наступает момент кульминации, момент наиболее сильного и яркого раскрытия образов, максимального эмоционального напряжения Последний раздел, называемый «Последняя (ее) страница (событие)» («Ьуцгы сэхифэ»), является развязкой романа Здесь описывается смерть Сайфельмулюка, Кувандыка, большинства людей племени Голубого Волка и Серебряной Капли Однако несколько семей рода (как и несколько сильных куланов из параллельного сюжета романа) смогли вырваться из стального окружения воинов Даурана, не без помощи когда-то сбежавшего коня Юлыш батыра Символичны последние слова Серебряной Капли она просит сородичей покинуть эту местность, окруженную горами, и соединиться с сильной родовой державой - Бурзянами Советует найти там Хабрау сэсэна, когда-то гостившего у рода Голубого Волка и призывавшего народ подняться на борьбу за свободу События в романе развиваются стремительно, для

сюжета характерен явно выраженный динамизм Несмотря на то, что события основаны на локальных конфликтах, ясно прослеживается общечеловеческий характер событий, что автор и постарался воплотить в своем романе Писатель глубоко и основательно изображает внутреннее состояние героев Это отражается в описании переживаний таких героев, как Идукай, Юлыш, Сырым, Сайфельмулюк, Кувандык, Серебряная Капля Это дает основание утверждать, что произведению свойственна и такая доминанта, как психологизм Отобранные автором изобразительно-выразительные средства играют большую роль в раскрытии основной темы, идеи и характера героев Они отражают дыхание времени, изображенного в романе, соответствуют общему стилю романа, напоминающему стиль сказок и легенд Основываясь на примерах, взятых из произведения, можно утверждать, что сравнения, отобранные автором, обогащают и оживляют стиль романа Особое место среди стилевых особенностей произведения занимают иносказание, намек, аллегоричность Эти особенности языка произведения показывают многослойную образность, глубину стиля повествователя Роман также насыщен фразеологизмами и эпитетами А свойственные произведению описания поля боя сопровождаются близкими по содержанию стихами, песнями, рифмованными прибаутками, бантами, пословицами Душевные состояния героев (горе, печаль, грусть) также подкрепляются текстами песен Как и во всех исторических произведениях, большое место в лексиконе персонажей и самого повествователя отводится архаизмам и историзмам Таким образом, можно утверждать, что одной из речевых особенностей романа является риторичность Каждому герою в произведении свойственна своя манера речи, что говорит о наличии такой доминанты, как разноречие Поскольку роман написан в рамках жанра романа, то и композиция «Кожаной шкатулки» сложная По утверждению Г Хусаинова, в каждом произведении бывают внешние композиционные знаки, которые раскрывают его сущность Таковыми являются и названия произведения Удачно подобранное название анализируемого романа «Кожаная шкатулка» («Ьауыр Кумта») является показателем того, что в произведении будут описываться события глубокой старины, эпоха язычества Идейно-тематическое содержание, философию и смысл содержания раскрывают и сами названия глав (роман состоит из введения, двух глав, поделенных на подразделы и заключения) А деление романа на главы и разделы способствует глубокому и более легкому восприятию объемного произведения Произведение написано на высоком художественном уровне, содержание близко к произведениям народного

творчества Композиция романа своеобразна, от начала до конца произведения тянутся две сюжетные линии, взаимодополняющие друг друга Композиция романа «Кожаная шкатулка» обогащается за счет таких внутренних композиционных приемов, как предварение, хронологическая перестановка событий, ретроспекция, противопоставление, повторы Пейзаж в содержании романа также имеет большое значение и служит раскрытию идейно-тематического содержания произведения Так, перед трагическим случаем описывается то, как небо затягивается темными тучами, а перед радостным событием - изображается ясный, солнечный день Важное место в структуре романа занимает вещий сон Серебряной Капли При изображении Сайфельмулюка и Кувандыка автор применил интересный композиционный прием - параллельное изображение жизни этих героев Так сравниваются их образы, и делается вывод, что их жизненный путь действительно схож, но в жизни каждого из героев наступает переломный момент, когда их пути расходятся Сайфельмулюк выбирает путь жестокости, а Кувандык (само его имя говорит об этом «Кувандык» -обрадовались) выбирает путь добра и служения своему народу Он решает доставлять радость своим сородичам, обучая их всему, что знает сам

В конце романа умирают оба героя, однако дело Сайфельмулюка не находит своего продолжения, а Кувандык научил своему ремеслу и песням юного помощника Янбая, который развивает светлые идеи Кувандыка Таким образом, в романе отражена история народа, однако текст не подтверждается конкретными документальными источниками, а основное место отводится вымыслу, фантазии автора, вкраплению элементов фольклора

В Заключении подводятся итоги, обобщаются основные результаты и формулируются выводы, вытекающие из диссертационного исследования, а также намечаются дальнейшие перспективы работы по данной проблеме

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях по теме иследование

В журнале, включенном ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов

1 Стилевое своеобразие исторических романов второй половины XX века (нарусск яз)//Вестник БашГУ -2009 №2 - С 494-497

В других изданиях

2 Стилевые особенности исторических романов, основанных на документальных источниках (на баш яз) // Изучение и преподавание

башкирского языка и литературы в средней и высшей школе Материалы республиканской научно-практической конференции - Уфа, 2002 - С 246 -249

3 Стилевые особенности романа Г Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (на баш яз) // Язык и литература как способы проявления национального менталитета Материалы I Межрегиональной научной конференции, посвященной 10 - летней годовщине отделения восточной филологии Челябинского государственного университета - Челябинск, 2003 - С 26-29

4 Изучение стиля художественных произведений как художественно-эстетической категории (на баш яз ) // Материалы региональной научной конференции студентов и аспирантов, Уфа, БГПУ, 2003 - С 80-82

5 Тема и идея историко-документального романа Р Баимова «Кречет мятежный» как основных компонентов стиля (на баш яз) // Актуальные проблемы изучения и преподавания башкирского языка и литературы Сб материалов региональной научно-практ, (ческой конференции -Стерлитамак, 2005 - С 240-242

6 Лексические изобразительные средства романа Н Мусина «Там лежат останки батыров» (на баш яз) // Башкирская филология достижения, актуальные проблемы Материалы региональной научной конференции студентов и аспирантов - Уфа, 2005 - С 51-53

7 Композиционное построение романа Г Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (на баш яз) // Профессор Дж Г Киекбаев и проблемы современной тюркологии Материалы Всероссийской научной конференции - Уфа, -2006 -С 520-523

8 Стилевые доминанты в романе Р Баимова «Кречет мятежный» (на баш яз) // Проблемы сохранения башкирского фольклора Труды республиканской научно-практической конференции - Стэрлетамак, 2006 -С 183-186

9 Изучение стилевых особенностей романов, основанных на документальных источниках (на баш яз) //Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в системе среднего профессионального образования опыт, проблемы, перспективы - Уфа, 2006 - С 199-200

10 Композиционное построение романа Н Мусина «Там лежат останки батыров» (на баш яз) И Башкирская филология Достижения, актуальные проблемы Материалы республиканской научно-практической конференции В 2-х ч 4 1 -Уфа Изд-во БГПУ, 2007. - С 199-200

11 Стилевые доминанты в области художественной речи в романе Р Баимова «Кречет мятежный» (на баш яз) // Филологическое образование

проблемы и перспективы Материалы республиканской научно-практической конференции Сибай РИО СИ БГУ, 2007 - С 177- 179

12 Композиционное построение романа А Хакима «Кожаная шкатулка», как компонента стиля (на баш яз ) // Гуманитарные науки в Башкортостане история и современность Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН - Уфа Гилем, 2007 -С 250-252

13 Стилевые доминанты в области художественной речи в романе А Хакимова «Кожаная шкатулка» (на баш яз ) // Башкирское филологическое образование история, современность, перспективы Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России и 10-летию факультета башкирской филологии, г Стерлитамак Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2007 -С 140-141

14 Стилевые доминанты в области художестенной речи в романе H Мусина «Там лежат останки батыров» (на баш яз ) // Язык и литература в условиях многоязычия Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства и Году русского языка - Нефтекамск РИО Баш ГУ, 2007 -С 191-194

15 Стилевое своеобразие романа Гайсы Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (на русск яз ) // Язык и литература в условиях многоязычия Материалы международной научно-практической конференции Часть II Художественное произведение в контексте современного литературного процесса - Нефтекамск РИО БашГУ, 2008 - С 125-130

16 Изучение стилевых особенностей историко-документального романа Г Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» (на баш яз ) // Учитель Башкортостана -2008 №4 - С 12-14

17 Стилевые доминанты в области изображенного мира в романе Ахияра Хакимова «Кожаная шкатулка» (на баш яз ) // Урал-Алтай через века в будущее Материалы Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения H К Дмитриева - Уфа, 2008 - С 311-313

18 Изучение стилевых особенностей исторического романа А Хакимова «Кожаная шкатулка» (на баш яз ) // Изучение и преподавание родных языков в Республике Башкортостан Материалы региональной научно-практической конференции - Бирск РИО БашГУ, 2008 С 185-188

19 Эволюция понятия «стиль» (на баш яз ) // Теория и практика башкирского языка и литературы в свете современных достижений

филологических наук Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Стерлитамак Стерлитамак гос пед академия, 2008 - С 210-213

20 Стилевые доминанты в области изображенного мира романа Ахияра Хакимова «Кожаная шкатулка» (на баш яз)//Ж Ядкяр -2008 №1(41) - С 77-82

21 Использование приемов противопоставления и параллелизма в романах H Мусина «Там лежат останки батыров», А Хакимова «Кожаная шкатулка» (на баш яз ) // «Проблемы лингвистики в поликульурной среде история и современность», посвященная 15-летию кафедры башкирского языка и 75-летию со дня рождения д ф н, профессора Р X Халиковой Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Уфа БГПУ им M Акмуллы, 2009 - С 79-81

22 Образ птиц в современных башкирских романах (на баш яз) // «Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа» Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Сибай РИО СИ БГУ,2009 -С 93-95

23 Традиции и новаторство в романе Роберта Баимова «Кречет мятежный» (на русск яз ) // Язык и литература в условиях многоязычия Материалы III Международной научно-практической конференции - Нефтекамск РИО БашГУ, 2009 - С 97-101

Хуснуллина Роза Диясовна

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05 01 99 г

Подписано в печать 13 08 2009 г Формат 60x84/16 Уел печ л 1,61 Уч-изд л 1,68 Тираж 100 экз Заказ 511

Р едакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Заки Валиди, 32

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, уп Заки Валиди, 32

 

Текст диссертации на тему "Стилевые особенности современных башкирских исторических романов"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04200910276

Хуснуллина Роза Диясовна

Стилевые особенности современных башкирских исторических романов

специальность 10. 01. 02. - литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ Г. Б. Хусаинов

Уфа - 2009

МЭРАРИФ ФЕДЕРАЛЬ АГЕНТЛЫРЫ ЮРАРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬ БЕЛЕМ БИРЕУ ДЭУЛЭТ МЭРАРИФ УЧРЕЖДЕНИЕЬЫ БАШ-КОРТ ДЭУЛЭТ УНИВЕРСИТЕТЫ

"Кулъязма хотсурында

Хеснуллина Роза Дияс "кы^ы

Хэ^ерге башкорт тарихи романдарыныи стиль у?енсэлектэре

10. 01. 02. специальносы - Расэй ФедерацияИы халыктары эзэбиэте (башкорт э?эбиэте)

филология фэндэре кандидаты рилми дэрэжэИенэ ДИССЕРТАЦИЯ

Рилми етэксе: филология фэндэре докторы, профессор, БФА академигы Р. Б. Хесэйенов

©фе - 2009

Л.

Инеш

ЙокматкеИе

4

Беренсе булек

Документаль нигелле тарихи романдарзын стиль у?енсэлектэре.....16

1.1. "Э^эби стиль" тешенсэИе Иэм унын эволюцияЬы.................17

1.2. F. Хесэйеновтын «"Канлы илле биш» романыныц структур поэтика11ы...................................................................................23

1.3. Роберт Байымовтын "Сыбар шонкар" романында традиция Иэм новаторлык.................................................................................62

Икенсе булек

Дейемлэштереугз королран тарихи романдар?ын ижади стиль алымдары..................................................................................99

2.1. Нейман Мусиндыи "Шунда ята батыр Ьейэге" романында ижади хыял Иэм ысынбарлык.....................................................100

2.2. Эхиэр Хэкимден "Ьауыр кумта" романынын стиль доминанттары.................................................................123

Ьырымта....................................................................................150

Библиография...........................................................................156

>

Инеш

Стиль проблема^ бик борондан алып тел, э?эбиэт рилеме Иэм C8HF9T эИелдэренен иггибар у ?э ген да булган. hap елкэлэ стиль теорияЬы ниндэй?ер кимэлдэ тикшерелэ килгэн. Шура карамартан, стиль, элбиттэ, тарихи тешенсэ, hap заман у? стилен тыу?ыра. Унын кайИы бер ятстары ейрэнелеу?е кетэ. Эзэбиэт рилемендэ «стиль» тешенсэИенэ бик куп терле билдэлэмэлэр бирелгэн haw, шулай ук, э?эби эрэр стилен анализлау проблемаЬына карата ла терле караштар йэшэл кила. Бер теркем ралимдар стилде тикшереу^е унын телен анализлаура FbiHa кайтарып калдыралар, а икенсе теркемдэгелэр уны эрэрзен бета компоненттарында ла - тема, идеяЬында, сюжет-композицион, тел узенсэлегендэ ла курэлэр. Был унай?ан Энур Вахитовтык фекерен килтереу урынлы булыр: "Эрэр?эге синтаксик формаларзыц, алымдар?ын байлыры, билдале бер канунлыры, системаИы, эрэр?эге динамиканы биреу Иалате, Ьейлэмдэр?ен марана ярынан да, формаль-логик, стилистик яктан эшкартелган булыуы, вакира FbiHa тугел, а фекер haM тойро харэкатендэ композицион алымдарзын, сюжеттары бегелеш haM [1ынылыштар?ын теремеклеген, энергияЬын, тилкенен биреуга ни дэрэжэлэ тап килеуен, йэрни, эрэр?э hy3?en урынын, гармонияЬын, hy? менан образдын байланешен, нисбатен тикшерган мэкэлэне осратканыбы? кж эле"1. Был кузлектэн караранда, эрэр стилен тикшереу унын бета компоненттарын анализлау?ы ку? унында тота. Йэрни, эрэр?ен темаИы, идеяЬы, сюжет-композицион королошо, художестволы тел у?енсэлектэре - ошо бер?эм система эрэр стилен барлыкка килтерэ. Шунын есен э?эби эрэр стилен тикшергэндэ ошо компоненттарзыц 1пэр береИен анализлау максатка ярашлы.

1 Вахитов 9.Х. Башкорт прозаЬынын жанр-стиль канундары. - 8фв: Китап, 2007. - 418-се бит.

Башкорт эзэбиэт рилемендэ стиль проблемаЬына 9. И. Харисов, К. И. Эхмэтйэнов, Е. Б. Хесэйенов, Р. Н. Байымов, 9. X. Вахиюв, М. X. Изелбаев, Р. С. "Кунафин, В. И. 9хмэ?иев, М. X. Нэ?ерголов, 3. Я. Шарипова, Г. Н. Гарэева, Р. Илишева, 3. А. Элибаев Иэм башка э?эбиэт белгестэренец хе?мэттэре барышланган. Проблеманын актуаллеге рус тикшеренеуселэренэн Г. Н. Поспелов, А. П. Эльяшевич, Н. К. Гей, Я. Е. Эльсберг, Я И. Тимофеев, А. Н. Соколов, Д. С. Лихачев, А И. Метченко, Г. А Белая, Л. И. Залесская, Г. И. Ломицзе, С. Асадуплаев, А Н. Иезуитов Иэм башка э?эбиэтселэр?еи. тарихи-а?аби Иэм теоретик хе?мэттарендэ каралган1.

Башкорт э?эбиэте бер туктауИы? удештэ. Бегенге кендэ XX быуаттыи 1980 - 2000 йылры яцы а?аби ка?аныштары ниге?енда э<?эр?эрзен стилен анализлау был проблемаИынык актуаллеген билдэлэй. Эрэр стилен ейранеу укыусыныц эстетик диапазонын кинэйта, теге йэки был я?ыусыныц эдарен эстетик яктан кабул итерга а?ерлэй.

Проблеманык вйрэнелеу кимале. Диссертацияла кутэрелгэн стиль проблемаИы бегенге кенгэ тиклем а?эбиэт рилемендэ ?ур урынды алып тора. Башкорт э?эбиэтендэ стиль проблемами тэугелар?эн булып 9. И. Харисов кутэргэн.2Ул стиль тешенсэЬенэ э?аби адар?ен формаИын да, йекматкеЬен да индерган, шулай ук ул я?ыусы шахесенен, тэжрибэЬенец арар стилен ойоштороузагы ?ур роле хакында я?ып уткан. 0. И. Харисовтыц фекерен К. 9. 9хмэтйэнов дауам иткэн. Ул стилде "художество методы", "а?аби алым" кеуек тешенсалар менэн бэйлэгэн3. Артабан 1982 йылда ©фола донъя курган "Башкорт э?эбиэтендэ метод Ьам стиль мэсьэлэлэре" китабында Г Б. Хесэйенов, М. X. Изелбаев, Г С. Кунафин, В. И. 9хмэ?иев, И. Булэков, С. Р. Сафуанов терле жанр?ары э?эби адэрээр?ен стиль

1 Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Литературоведческая монография. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - С.8.

2 Харисов Э. И. ЭзэбиэттеорияЬы: Урта мэктэп есен дэреслек. Тедэтелгэн икенсе басрмаЬы. ©фв: Башгосиздат, 1947. - 132-се бит.

3 Эхмэтйэнов К. Э?эбиэт теорияИы. - 3-се барма. - ©фе: Китап, 2004. - 36-сы бит.

у?енсэлектэрен тикшереп курИэтэлэр^Был хе?мэт, Иис шикИе?, э?эби стиль проблемаИын хэл итеу есен ?ур эЬэмиэткэ эйэ. Башкорт э?эбиэт рилемендэ тары ла Р. Хесэйеновтын "Башкорт совет поэзияЬынын удеу юлдары" (Эфе, 1966),2 "Заман. Э?эбиэт. Э?ип" (вфе, 1978),3 "Быуатгар тауышы" (Эфе, 1984), 4 "Литература и наука" (Уфа, 1998) 5 хе?мэттэрендэ сарылдырыла. Ралим э?эби стилистиканы "образлылык тэбирэтен кинерэк тикшереугэ ынтылышы менэн бергэ форманын йекмэткелегенэ, форма менэн йекмэткене тыры? берлектэ ейрэнеугэ нык иртибар бирэ", тип билдэлэй. 6 Роберт Байымов "Поискам нет конца" (Уфа, 1980),7"Истоки и устья" (Уфа, 1993),8 "Судьба жанра" (Уфа, 1984)9 хе?мэттэрендэ башкорт э?эби эрэр?эренец, шул ирэптэн, тарихи-революцион романдар?ын стиль мэсьэлэлэренэ карыла. Энур Вахитовтын "Эпик кинлектэрзэ" (0фе, 1968),10 "Таланттыц асылы" (©фе, 1972),11 "Офоктар кинэйгэндэ" (Эфе, 1979),12 "Жанр и стиль в башкирской прозе" (Уфа, 1982)13 хе?мэттэрендэ, шулай ук, э?эби стиль мэсьэлэлэре яктыртыла. 2007 йылда башкорт телендэ кабатлап барылран "Башкорт прозаИынын жанр-стиль канундары" китабында Энур Вахитов э?эби стиль проблемаларына ентекле туктала, тэуге башкорт романынан алып 60-сы йылдар дауамында ижад ителгэн романдарзыц стиль у?енсэлектэрен тикшереу миралын бирэ.14 Был хе?мэт тэ элеге диссертацияра ниге? булып тора. Стиль проблемалары

1 Башкорт э?эбиэтендэ метод Ьэм стиль мэсьэлэлэре. - ©фе, 1982. - 127 б.

2 Хесэйенов Р.Б. Башкорт совет поэзияЬынын уреш юлдары. - вфе: Китап, 1966. - 233 б.

3 Хесэйенов Р.Б. Заман.Э?эбиэт. Э?ип. Башкорт э?эбиэте тарихы, теория11Ы Ьэм тэнкит мэсьэлэлэре. - 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. - 432 б.

'' Хесэйенов Р.Б. Быуаттар тауышы. Башкорт э?эбиэте тарихы, теорияИы Иэм тарихи поэтика буйынса очерктар. - ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 304 б.

5 Хесэйенов Р.Б. Литература и наука. - Уфа, 1998. - 406 с.

6 Хесэйенов Р.Б. Заман. Эдэбиэт. Э?ип. Башкорт э?эбиэте тарихы, теорияИы Иэм тэнкит мэсьэлэлэре. ©фе, Башкортостан китап нэшриэте. - 1978. - 127-се бит.

7 Баимов Р.Н. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. - 205 с.

8 Баимов Р.Н. Истоки и устья. - Уфа: Китап, 1993. - 347 с.

9 Баимов Р.Н. Судьба жанра. Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.

10 Вахитов Э.Х. Эпик кинпектэрзэ. - ©фе, 1968. - 3-39-сы б.б.

11 Вахитов Э.Х. Таланттын асылы. - ©фе, 1972. - 214-260-сы б.б.

12 Вахитов Э.Х. Офоктар кинэйгэндэ. - ©фе, 1979. - 77-111-се б.б.

13 Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа, 1982. - 349 с.

14 Вахитов Э.Х. Башкорт прозаЬынын жанр-стиль канундары. - ©фе: Китап, 2007. - 464 бит.

"Башкорт совет э?эбиэте тарихе. Очерктэр" (0фе, 1967), "История башкирской советской литературы" (М., 1977), "Башкорт э?эбиэте тарихы" алты томлыгында юлайкан рына кагылып утелэ. 1997 йылда Р. X. Илишеваныц "60-80-се йылдар башкорт повестарынын жанр Иэм стиль уденсэлектэре" темаИына якланран диссертацияЬында ла стиль проблемалары яктыртыла. 3. Я. Шэрипова "Э?эбиэт рилеме Иэм заман" (2001) хе?мэтендэ тарихи романдар?ыц буленешен курИэт^э1, Г. Н. Гэрэева "Хэ?ерге башкорт проза1пында орталык мэсьэлэлэре" хе?мэтендэ,2 "Заман ке?геЬе: герой?ыц рухи торошо" (2003) китабында э?эби эрэр?эр?э психологизм куренешен тикшерэ.3Был тешенсэлэр, стилдец компоненты буларак, элеге диссертация темаЬына карылышлы проблемаларзы кутэрэ. Р. Ф. Хэсэновтыц "Башкирский исторический роман 80-90-х годов" (2004) хе?мэтендэ тарихи романдарра дейем анализ яЬапа4. "К. Д. Мортазин "Башкорт тарихи прозаИы Иэм Рэли ИбраИимовтьщ "Кинйэ" романы" (2005) диссертацияЬында тарихи романдар?ын жанр уэенсэлектэрен тикшерэ Иэм "Кинйэ" романына анализ эшлэй5. 3. Р. Мырзаролова "Истоки и развитие башкирского исторического романа" (2006) темаИына я?ылран диссертацияЬында тарихи романдар?ы классификациялай Иэм уларра дейем анализ яИай6. Ку?этеу?эргэ Караганда, башкорт э?эбиэт рилемендэ тарихи романдар буйынса диссертациялар Иэм монографик хе?мэттэр сагыштырмаса куп булЬа ла, уларзыц Иэр береИендз был жанрра ингэн эрэрзэр терле юрыктан тикшерелэ, эштэр?ен Иэр береИенен максаттары терле, улар

1 Шэрипова З.Я. Эзэбиэт рилеме Ьэм заман. - 9фе: Китап, 2001. - 277-се бит.

2 Гэрэева Г.Н. Хэ?ерге башкорт прозаЬында одталык мэсьэлэлэре.- Эфэ: БДУ, 1996. - 128 бит.

3 Гэрэева Г.Н. Заман ке?геЬе: герой?ынрухи донъяЬы. - Эфе: Башкорт дэулэт университеты, 2003. - 3-се бит.

4 Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов XX века (Вопросы жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004. - 340 с.

5 Муртазин Н. Д. Башкирская историческая проза и роман "Кинзя" Гали Ибрагимова: Автореф. дис.. .канд. филол. наук: - Уфа, 2005. - 25с.

6 Мурзагулова 3. Г. Истоки и развитие башкирского исторического романа: Автореф. дис...канд. филол. наук: - Уфа, 2005. - 25с.

бер-бере!пенэ окшамаран Ьэм э?эбиэт рилемен уртереугэ у? елештэрен индергэн.

М. X. Нэзерроловтын "XVI - XX быуат башы башкорт тарихи я?маларынын стиль у?енсэлектэре"1 хе?мэтен бегенге кендэ стиль у?енсэлектэрен тикшереу?ен ин сарыу елгеИе тип билдэлэп булыр. Ралим стилистик теориянын торошон кузэтэ, проблеманы куя, башкорт э?эби э<?эр?эренен стилистик узенсэлектэрен тикшереу?е боронро шэжэрэ, тэуарихтар стиленэн башлау максатка ярашлы икэнен билдэлэй Иэм тарихи я?малар?ын стилен анализлап курИэтэ. Был эштэ ул Г. Н. Поспеловтын фекерзэренэ таяна.

Р. Б. Хесэйеновтыц "Башкорт э?эбиэтенец поэтикаЬы" (2006) хе?мэте хэ?ерге э?эбиэт рилемендэ стиль проблемаИын ентекле итеп анализлау есен ныклы теоретик мэрлумэтгэр бирэ Иэм э?эбиэтселэр есен бик кэрэкле хе?мэт булып тора.2 Ралим э?эби э<?эр?эр?ец стилистик узенсэлектэрен тикшереу максатында стиль доминанттарын билдэлэу юлдарын курЬэтэ Иэм эдэби эдэр?эр?ец уларзы билдэлэу буйынса уйланыу?ар?ы э?эбиэтселэргэ калдырыуы тураИында белдерэ.3 Академик Р. Б. Хесэйеновтын стилистик теорияИы рус филологы Л Б. Есиндыкы менэн тап килэ. Рус ралимы иИэ у? тикшеренеу?эрендэ А Н. Соколов, П. В. Палиевский?ыц фекерзэренэ кушыла. Улар «стиль» тешенсэЬен ее тергэ булеп карай?ар:

1) Телден функциональ тере буларак стиль (фэнни, публицистик,

эш кары??ары И. б.);

2) Лингвистик стиль - тел сфераЬын характерлай;

3) Э?эбиэт рилеме стиле - сэнрэт эрэр?эрен тикшерэ.

Был ралимдар э?эбиэт рилеме стиленэ теп иртибарзарын йунэлтэлэр: "Под стилем в литературоведении понимается

1 Нэ?ерролов М.Х. XVI - XX быуат башы башкорт тарихи я?маларыньщ стиль у?енсэлектэре. - вфэ: Рилем, 2004. - 13-се бит.

2 Хесэйенов Р.Б. Башкорт э?эбиэтенен поэтика1"1Ы. Беренсе кидэк. Теоретик поэтика. - бфе: Рилем, 2006.-403 бит.

3 Шунда ук, - 165-169-сы биттар.

эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность. В этом значении стиль представляет собой эстетическую, а, следовательно, оценочную категорию. Когда мы говорим, что произведение обладает стилем, мы подразумеваем, что в нем художественная форма достигла известного эстетического совершенства" 1 . Куренеп тороуынса, рус Иэм башкорт эзэбиэт рилемендэ стиль проблемаИы бер терле хэл ителэ. А. Н. Соколов, П. В. Палиевский, А. Б. Есин; башкорт эзэбиэте белгесе Р. Б. Хесэйенов был дейем эстетик тешенсэлэрзе эзэбиэткэ карата конкретлаштыра тешеп, эзэби стилгэ сифат характеристикам булырзай едтенлекле стиль доминанттарын билдэлэй, улар - тасуири стиль, сюжетлы стиль, психологик стиль.

"Тасуири стиль. Быга тэбирэтте, вакигалар барыр урын-шарттарзы, хэл-вакираларзын уЗ?эРен> геройзарзы, терле нэмэлэрзе ентекле тасуирлап биргэн эдэр стилен эйтэлэр. Бындай эдэрзэрзэ хэл-вакигалар бик талгын ара, ентекле тасуирлау стиль узенсэлегенэ эйлэнэ", - ти Р. Б. Хесэйенов.2 Сюжетлы стилгэ "хэл-вакиралар ете? хикэйэлэнгэн, сюжет тейендэре йыш алышынган, йэнэш йэ едтэлмэ сюжеттар за килеп ингэн, кыркыу ситуациялар осраран бэлэкэй йэки зур кулэмле эпик эдэрзэр стиле карай. Эпик сюжетлылык эдэрзэрзеи стилен билдэлэр едтен, йэрни доминант сифатка эйэ булырра тейеш".3 Артабанры стиль доминанты - психологик стиль. "Эдэрзэрзэге персонаждарзыц йэки ширырзарзары лирик геройзыц эске донъяЬын тэрэнерэк Ьурэтлэугэ нык иртибар ителгэне Иэм ысын мэрэнэЬендэ психологизм менэн Ьурарылрандары".4 Был доминанттар эдэр стиленэ

1 Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.- С. 177.

2 Хесэйенов Р.Б. Башкорт э9эбиэтенен поэтикаЬы. Беренсе кирэк. Теоретик поэтика. - 0фе: Рилем, 2006. - 166-сы б.

3 Шунда ук, - 167-се б.

4 Шунда ук.

хас булран, унын теп узенсэлеген тэшкил иткэн Ьы?аты булып тора. Художестволы шартлылык тибынан теоретиктар ике капма-каршы стиль доминанттарын курИэтэлэр: тормошка окшаш реалистик стиль Иэм фантастик стиль. "Реалистик стиль шул художестволы шартлылыктык реаль тормошто тормоштарыса дерер, образдарза кешелэрсэ йэнле Иэм тэбири итеп Ьурэтлэргэ яр?ам иткэне. Фантастик стиль инде булыры-бул марты, ихтималдын, логик фекерлэузен хаклырынан фантазиянын хэттин ашып киткэне. Был - фантастик эрэр?эр стиле, унын у? поэтикаЬы".1 Э^эби Иу?, э?эби телмэр буйынса теоретиктар парлы ее стиль курЬэткесен исемлэй?эр: ширыр Иэм проза; номинатив 1пэм риторик; монологизм Иэм терлесэ йэнле Иейлзшеу стилдэре. Шигыр Иэм прозанын ниндэй формала я?ылыуы ацлашылып тора. "Номинатив стиль у?е Ьу??ец тура мэрэнэИен, эске егэрен телмэр?э Иэм э?эби текста эмоциональ тойро тыу?ырыр дэрэжэлэ орта кулланыура ниге?лэнгэн. Ябай 1пу??эр унда йыш кына э?эби деталь кеуек уйнай башлай йэ узенсэ бер стилистик куренешкэ эуерелэ".2 Номинатив стилгэ капма-каршы риторик стиль куйыла. Риторик стиль и11Э кусмэ мэрэнэИе, тасуир хэсиэте менэн айырыла. Бында инде 1пуз?ен тасуири сараларына, терле поэтик фигурара мерэжэрэт ителэ, тип рарлай?ар Р. Б. Хесэйенов Иэм А. Б. Есин.3

0?эби Ьу? Кэм эзэби телмэр буйынса тары ла монологизм Иэм терлесэ йэнле Иейлэшеу тигэн парлы стиль доминанттарын айыралар. "Монологизм - авторитарная точка зрения на мир, единая речевая манера для всех героев произведения, совпадающая с речевой манерой повествователя",4 - ти А. Б. Есин. "Монологизм - лирик жанр?ын теп принцибы. - ти Г. Б. Хесэйенов. - Монолог лирик герой

1 Хесэйенов Р.Б. Башкорт э?эбиэтенен поэтика1"1Ы. Беренсе кидэк. Теоретик поэтика. - Эфе: Рилем, 2006. - 167-се б.

2 Шунда ук, 168-се б.

3 Шунда ук, 169-сы б., Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.- С. 125.

4 Там же.

исеменэн башкарыла. Ул у? исеменэн дейем уртак уй-тойроларзы, ширыр?ын идеяИын, пафосын поэтик формаларза еткерэ".1 Терлесэ Иейлэшеу стиле - э<?эр?эр?э терле сифатлы телмэр манералары урын ала. Рус э?эбиэт рилемендэ "разноречие - освоение разнокачественности речевых манер, в нем речевой мир становится объектом художественного изображения", - тиелэ.2

"Эдэр композицияИы ла стиль тедешер фунуцияра эйэ", - ти академик Р. Б. Хесэйенов.3 9дэр?ен теренэ, жанрына карал, ябай 1пэм катмарлы стилгэ буленеуе Ьы?ык едтенэ алына. А Б. Есин: "Функция простой композиции - объединение частей произведения в единое целое, это объединение осуществляется самым простым и естественным путем. В области сюжетосложения это будет прямая хронологическая последовательность событий, в области повествования - единый повествовательный тип на протяжении всего произведения, в области предметных деталей - простой их перечень без выделения особо важных, опорных, символических деталей",4 - ти. Р. Б. Хесэйенов та ошора окшаш фекер эйтэ: "Лирик эдэр?эр?э, поэмалар?а, балладаларза, хикэйэлэр?э, композиция, рэ?эттэ, ябай Иэм ыксым булып, лирик йэ эпик сюжеттын