автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Субэтнический конфликт в Таджикистане

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Маликов, Кобилшо Куканович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Субэтнический конфликт в Таджикистане'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Маликов, Кобилшо Куканович

ВВЕДЕНИЕ С.

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ СУБЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

1.1. Сущность и типологияциальных конфликтов

1.2. Особенностибэтнического конфликта как разновидности этнополитического конфликта

П ГЛАВА. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУБЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ТАДЖИКИСТАНЕ

2.1. Влияние специфики развития таджикского этноса на состояние субэтнического конфликта5б

2 2. Особенности развития политической системы Таджикистана и трансформациябэтнических отношений вветский период65 2.3. Роль политической элиты Таджикистана в возникновении, функционировании и разрешениибэтнического конфликта

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Маликов, Кобилшо Куканович

Субэтнический конфликт в Таджикистане - один из наиболее острых и одновременно нетипичных очагов в череде этнических столкновений на постсоветском пространстве характеризуется, прежде всего, радикальными трагическими событиями, унесшими сотни тысяч жизней, сопрягая и деформируя сферы общественной жизни, - превратился в одну из серьезнейших угроз для самой целостности Таджикистана. Данная сложная ситуация обусловлена широким спектром внутренних и внешних конфликтогенных факторов и причин и, практически, не имеет мировых аналогов.

Реальные социально-политические процессы, свершившиеся в мире в начале 90-х годов (распад Советского Союза и социалистической системы), «разморозили» объективно существовавшие в Таджикистане противоречия, назревшие в результате длительного пренебрежения спецификой таджикского народа, игнорирования обостряющихся проблем и нарастания деформаций в развитии субэтнических отношений в советский период.

Итогом таких ошибок стали разрушения природной и социальной среды обитания таджикских субэтносов, взаимные обиды и претензии, в дальнейшем переросшие в открытый вооруженный конфликт. И хотя субэтнический конфликт обернулся для таджиков массовым кровопролитием, тем не менее, не исчерпаны внутренние субэтнические, психологические и другие резервы для предупреждения и разрешения противоречий и предупреждения назревающих конфликтов.

В этих условиях изучение самого феномена субэтнического (внутриэтнического) вооруженного конфликта как системной характеристики отношений между таджикскими субэтносами, угрожающего целостности Таджикистана, определение понятия субэтнического конфликта, поиск истоков и причин возникновения, позволяющие в будущем определить критические точки внутриэтнической напряженности, и пути их раннего предупреждения, приобретают актуальный характер.

Степень научной разработанности проблемы.

В западной научной литературе представлено большое разнообразие школ и направлений, разрабатывающих теорию политического анализа социальных конфликтов. Истоки современных концепций политического конфликта восходят к трудам Т.Гоббса, Дж.Вико, Н.Макиавелли, А.Токвиля. Крупнейшими специалистами и признанными авторитетами в данной сфере считаются К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель, Э.Дюркгейм, Л.Козер, К.Боулдинг, Р.Дарендорф, С.Липсет и др.

Последние годы характеризуются всплеском интереса российской философско-политологической науки к разработке теоретических, методологических и прикладных аспектов политического анализа социальных конфликтов. Это, прежде всего, работы Е.И.Васильевой, А. В. Дмитриева, Ю.Г.Запрудского, АГ.Здравомыслова, Д.П.Зеркина, А.В .Дмитриева, В.Н.Кудрявцева, С.В.Кудрявцева, Е.И.Степанова, Т.С.Сулимовой, В.Н.Шаленко.

Рассматривая проблематику этнополитических конфликтов, мы опирались также на труды зарубежных специалистов: Э.Блека, М.Гекгора, А.Лейпхарта, К.Митила, Дж. Ротшильд а, К.Фостера и др. А также на отечественные исследования по проблемам межнациональных отношений на постсоветском пространстве, среди которых следует отметить работы Р.Г.Абдулатипова, Г.С.Котанджяна, В.Н.Лысенко, В.А.Михайлова и др., и по проблемам этнополитических процессов, конфликтов и этнической напряженности - Г.В.Атаманчука, А.А.Жирикова, М.В.Иордана, А.А.Мацнева, Э.А Паина, Г.У.Солдатовой, В.А.Тишкова и др.

В исследовании вопросов сущности этнических общностей, их динамики развития и трансформации мы исходили из фундаментальных положений В.В.Бартольда, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, М.Н.Губогло,

Б.Г.Гафурова, Б.А.Литвинского, Р.Масова, АМухтарова, Н. Не гм ахова, Н.Н.Чебоксарова и др.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Субэтнический конфликт в Таджикистане"

Основные выводы диссертационного исследования связанны с теоретико-методологическим и практическим достижением цели настоящей работы.

В ходе исследования получены следующие теоретико-методологические и прикладные результаты:

1. Раскрыты теоретико-методологические основы изучения природы субэтнического конфликта, позволяющие комплексно проанализировать истоки совокупность причин и динамику субэтнического конфликта в современном Таджикистане.

2. Представлена типология социальных конфликтов, расширяющая концептуальную базу исследования многообразных очагов этнической напряженности.

3. Показано влияние специфики развития таджикского этноса на состояние субэтнического конфликта, указывающей на важную роль таджикской элиты в процессе нарастания и преодоления конфликта.

4. Раскрыты особенности функционирования в последние десятилетия политической системы Таджикистана, обеспечивающие разработку процедур и институтов поиска компромиссов в современном политическом процессе.

5. Обобщены итоги настоящего исследования, подтверждающие выводы диссертационной работы и предусматривающие предложенную автором стратегию решения изучаемой проблемы и практические меры разрешения субэтнического конфликта в современном Таджикистане.

Теоретико-методологические выводы и прикладные результаты исследования определяют перспективу их использования как в разработке методического обеспечения процесса внутриэтнической консолидации в современном Таджикистане, так и для научного обогащения политической науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными целью и задачами исследования нами был осуществлен комплексный анализ субэтнического конфликта в Таджикистане.

В первой главе диссертации рассмотрены научные подходы к анализу социального конфликта, раскрыто понятие «субэтнический конфликт», его сущность и место в типологии социального конфликта, а также сформулированы теоретико-методологические принципы научного анализа феномена «субэтнический конфликт».

Опираясь на современные методы исследования, автор проанализировал имеющиеся в науке как западные, так и отечественные позиции:

- в определении понятия «конфликт»;

- в рассмотрении функций конфликтов в обществе и их положительные аспекты;

- в выявлении причин возникновения, движущих сил и факторов, определяющих специфику конфликтов.

В рамках анализа природы изучаемой проблемы в круг научных интересов диссертанта вошло исследование этапов и фаз конфликта, рассмотрение основных компонентов структуры, его современных границ и отличий от других «околоконфликтных» явлений. Важнейшим моментом в работе явилось выявление тех системных признаков, которые характерны всем конфликтам, и на их основе представлен анализ имеющихся типологий социальных конфликтов и определение места, роли и специфики субэтнического конфликта.

Многомерность динамики протекания современного социального конфликта и неоднородность его структуры обусловили применение автором комплексного методологического подхода к его исследованию, включающего исторический, социологический, психологический, политологический и иные компоненты. При этом доминирование феномена властных притязаний в субэтническом конфликте в современном Таджикистане выдвинуло на первый план политологический подход.

В работе рассматриваются различные подходы к выделению типологии социального конфликта и, в частности, политического конфликта. Так автором отмечается, что концептуальные положения о природе политических конфликтов, разработанные К. Марксом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, JI. Козером, К. Боулдингом, Р. Дарендорфом, Р. Далем, Дж. Сартори, М. Дюверже, С. Липсетом и многими другими, носят в достаточной степени универсальный характер и являются общепризнанной методологической основой большинства исследований этой проблемы.

В диссертации приводится анализ многообразных определений понятия «этнополитический конфликт», затрагивающих его различные сущностные характеристики. Автор предлагает свое определение феномена «этнополитический конфликт» - столкновение интересов и взглядов разного уровня этнических общностей, структурированных в различные политические организации и союзы в борьбе за власть и жизненно важные ресурсы.

Опираясь на научные труды специалистов, занимающихся вопросами теории этносов, диссертант приходит к выводу, что типология этнополитического конфликта предполагает размежевание между конфликтующими сторонами по линии этнического разграничения. При этом граница конфликта вполне может рассечь этнос, что и наблюдается в современном Таджикистане.

В анализ конфликта в Таджикистане автор вводит понятие «субэтнический конфликт» и обосновывает его методологическое значение.

Таким образом, субэтнический конфликт понимается - как столкновение интересов и взглядов субэтносов, структурированных региональной элитой в различные объединения, политические организации и союзы в борьбе за власть и жизненно важные ресурсы.

Во второй главе на базе сформулированных теоретических положений проанализировано влияние специфики таджикского этноса на состояние субэтнического конфликта, рассмотрены особенности политической системы Таджикистана и трансформации субэтнических отношений в советский период.

Изучая причины таджикского вооруженного конфликта, диссертант выявляет истоки его из процесса формирования таджикского народа и появления внутри него субэтнических групп, а также трансформации субэтнических традиций в политической системе за период с 1920 по 1990-е годы.

Таджикский этнос рассматривается в исследовании как определенная исторически сложившаяся общность со своими нормами поведения в соответствии с общей ментальностью, образом жизни и мироощущением, включающая множество субэтнических различий внутри таджикского народа.

В рамках изучения трансформации субэтнических отношений в политической системе Таджикистана особый акцент ставится на имеющиеся наработки в трудах политологов-востоковедов, раскрывающие значимость в структуре политической системы такого феномена, как традиционность, ее преломление в различные исторические периоды в странах Центральной Азии.

Несмотря на долгое существование республик Центральной Азии в составе СССР, они отличались от других его регионов. Эти отличия выражались в различных сферах общественной жизни - этнической, конфессиональной, социальной, экономической, демографической и политической. Совместное проживание внесло определенное своеобразие в политическую систему Центрально-азиатских республик, в частности, в социально-политические процессы республики Таджикистан. В результате взаимодействия восточных традиций государственности и советской системы политических отношений сложились особые традиции политической культуры, иерархии власти, оформилась своеобразная роль государственной машины, социальный статус представителей регионов в аппарате (как государственном, так и партийном).

Основная сложность при изучении политической системы Центральной Азии, по мнению исследователя, - это проблема ее функционирования и развития, формальное и функциональное значение тех или иных институтов в структуре государства и общества, степень влияния модернизации на традиционные институты восточного типа, родоплеменные, клановые, общинные и классовые отношения. Отличительный признак таджикского клана - единство места рождения его членов.

В Таджикистане, в отличие от других республик изучаемого нами региона, политическая инфраструктура функционировала совершенно по-иному. Здесь ключевую роль в политической жизни играли не родоплеменные отношения, а регионализм (местничество), основанный на таджикских субэтнотерриториальных группах.

При этом клановые отношения в Таджикистане выражают интересы различных субэтнотерриториальных групп как на государственном, так и на партийном уровнях.

В современном Таджикистане образовались четыре основные субэтнотерриториальные группы - Ленинабадская, Кулябская, Бадахшанская, Гармская. Следует заметить, что внутри больших субэтносов присутствуют противоречия разного ранга (см. рис.1 на стр.83). Анализируемая в диссертации система партийно-государственного управления не позволила заложить основу единения нации, в Таджикистане, в отличие от других республик Центральной Азии, начиная с 1940-х годов, местничество было возведено в ранг государственной политики, деформируя национальное самосознание и создавая почву для регионализма. Таджики ввергнуты во внутренние споры о цивилизованном приоритете между отдельными регионами и субэтническими группами.

Анализ социально-политических процессов, происходящих в Таджикистане за время его нахождения в составе Советского Союза, показывает, что в результате взаимодействия восточных традиций государственности и советской системы политических отношений произошла трансформация традиций в политической системе. В результате чего образовался поверхностный синтез, по сути симбиоз политических институтов современного западного и традиционного восточного обществ. Основным компонентом функционирования складывающейся новой политической системы является особая восточная политическая инфраструктура, а ее составным элементом -группы интересов четырех таджикских субэтносов, структурированных в различные политические организации и союзы, борющихся за центральную власть республике. Сложились особые традиции политической культуры, иерархии власти, которые оформились в своеобразной роли государственной машины, определяющей социальный статус представителей различных регионов как в государственном, так и партийном аппарате.

Таким образом, в Таджикистане к концу 80-х годов сложился определенный социально-политический, исторический опыт, сопровождающийся борьбой таджикских субэтнотерриториальных групп за раздел центральной республиканской власти. Обладание властью на республиканском уровне означает способность и возможность осуществлять свои цели и задачи, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение представителей других субэтнических групп.

Нахождение у власти с одобрения Центра в течение долгого времени одной Ленинабадской субэтнотерриториальной группы и выдвижение ими местничества на государственный уровень породило не только неравенство во всех сферах общественной жизни регионов, но и усугубило региональные противоречия, вызвавшие политический кризис. В результате установилось практика в политической жизни республики прокланового управления, существующая до сих пор.

Представленный в диссертации материал указывает, что ранее утраченные культурные центры (города Самарканд, Бухара), скрытые разногласия и противоречия регионального характера, накопившиеся в советский период, обострились и в своей совокупности определили конкретную политическую 1физисную ситуацию в республике, в последствие переросшую в открытый вооруженный конфликт.

Таким образом, выявлены следующие основные причины субэтнического конфликта:

1) выдвижение регионализма на партийно-государственный уровень;

2) клановость и местничество в вопросах подбора, расстановки кадров и распределения власти;

3) неравномерность социально-экономического развития регионов;

4) существование, а затем крах административно-командной системы, господствующей в СССР, которая обеспечивала представителям одного региона полный контроль над всеми сторонами жизни в Таджикской ССР;

5) использование региональными элитами исторического наследия субэтнических различий в борьбе за власть между субэтнотерриториальными политическими группами;

6) отсутствие политических лидеров, общественных объединений общенационального республиканского уровня;

7) отсутствие единой демократической оппозиции;

8) неопытность и низкий уровень политической культуры диалога и компромисса субэтнотерриториальных элит;

9) отсутствие у власти единой, привлекательной для общества общенациональной идеологии;

10) активизация исламских сил в политической жизни республики и их стремление создать государство с исламской идеологией;

11) разделение силовых структур республики (МВД, КГБ) по ориентации на интересы своих регионов;

12) противоборство между традиционными, исламскими и западными ценностями, наметившееся в ходе образования политических партий и движений и отраженное в дальнейшем в особенностях национально-государственного строительства.

Сегодня стабильность в таджикском обществе во многом зависит от сотрудничества региональной элиты, являющейся политически господствующей силой, выразителем и защитником интересов и обладающей неоспоримым авторитетом в своих субэтнотерриториальных группах.

Обосновывая практические меры разрешения субэтнического конфликта, по мнению автора, важно, чтобы процесс национального примирения в Таджикистане приобрел новый аспект - учет интересов субэтнотерриториальных (общественно-политических сил регионов). В исследовании дается анализ факторов, обеспечивающих процессы внутриэтнической консолидации:

- представительство в центральных властных структурах всех субэтнотерриториальных групп таджиков;

- создание «большой коалиции» ведущих политических лидеров субэтнотерриториальных групп, партий и движений;

- формирование политической элиты, отражающей общенациональные, а не субэтнотерриториальные интересы;

- согласие региональных политических элит и религиозных лидеров, в достижении национального примирения и стабилизации общественно-политической обстановки в республике.

 

Список научной литературыМаликов, Кобилшо Куканович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абазов Р. Ф. Исламское возрождение в центральноазиатских новых государствах // Полис. 1995. - №3.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа национального «Я». М., 1995.

3. Абдулатипов Р.Г. Политическое согласие ключ к согласию межнациональному // Россия и современный мир. - 1994. - >fel,

4. Авксетьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнополитических конфликтов: Автореф. дис. .докг. фил ос. наук. -Ставрополь, 1996.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этноконфликтология как наука и новый учебный предмет // Вестник CI НУ. 1995. №3.

6. Акешин Ю.А., Баграмов Э.А., Голотвин Ж.Г. Развитие национальных отношений в СССР. М.; Политиздат, 1986.

7. Алоев Л.Б. Опыт типологии средневековых обществ Азии.

8. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Ежегодник. М., 1994.

9. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. -№4.

10. Ю.Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. -М., 1992.

11. Андреев А.А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. №6.

12. Андреев М. Об этнографии таджиков. Ташкент, 1925.

13. Анохин М.Г. Динамика политической системы в условиях переходного периода. -М., 1996.

14. Антология мировой политической мысли. Т.1-5. М.,1997.

15. Анцупов А.Д., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999.

16. Арутюнов С. Малочисленные народы России; оптимизация межнациональных отношений // Этнополис. 1992. - №1.

17. Арутюнов С. Этногенез, его формы и закономерности // Этнополис. -1993.

18. Аршба О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М., 1996.

19. Афанасьев М. Изменения в механизме функционирования правящих элит. //Полис.-1994 -№6.

20. Африка: кланы, классы, общество. Социальные мутации на исходе XX в. -М.: Наука, 1994.

21. Ахиезер А. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. -1994. №4.

22. Ашин Г.К. Элитология. Смена и рекрутирование политических элит. М., 1998.

23. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФРАН, 1993.

24. Варне Б. Природа власти // Политология вчера и сегодня. М., 1990.

25. БартольдВ.В. Соч.Т.1-9.-М., 1977.

26. Баталов Э.Я. Советская политическая культура // Общественные науки и современность. 1995. - №3.

27. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. -М., 1990.

28. Бе лик А.А. Этнопсихология любви и ненависти // Вестник РАН. 1993. -Т.63. -№4.

29. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М1990.

30. Бертельс Е.Э. Персидский-дари-таджикский м., 1950.

31. Бестужева С И. Национализм. Панарабизм и Панисламизм // Западная Азия: Этнополитология ситуаций. М., 1993.

32. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.т 1988.

33. Бромлей Ю.В. Современные щ)облемы этнографии. -М.: Наука, 1987.

34. Бром л ей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

35. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР -1970. №8.

36. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

37. Брук С.И., Чебоксаров Н.И. Метаэтнические общности // Расы и народы. -М„ 1976.- №6.

38. Буренко В.И. В поисках политики: власть, управление, регулирование. -М., 2000.3 9. Буренко В. И. Политическая власть как объект социального регулирования М., 2000.

39. Бушков В.И. Население северного Таджикистана: формирование и расселение. -М., 1995.

40. Буппсов В.И., Микульский В.Д. История гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996.

41. Васильев JI. С. История религий Востока: Высшая школа, 1993.43 .Васильева Е.И. Конфликты в современной России / Под ред. Е.И.Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

42. Васильева Е.И. Концептуальный анализ социального конфликта в современной в американской социологии(1950-1990гг.). Автореф. дис.канд. социол. наук-М., 1996.

43. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

44. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

45. Взаимодействие политических и этнических конфликтов // Материалы международного симпозиума 1994г. -М., 1994.

46. Ворбьев В. Звезный миг Сангака // Сб. статей «Таджикистан в огне» -Душанбе, 1993.

47. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997.

48. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. - Ж2.

49. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль.1994.-№5.

50. Гафуров Б.Г. Таджики. В 2-кн. Душанбе, 1989.

51. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. -М., 1995.

52. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

53. Генис В.Л. Разгром Бухарского эмирата в 1920 году // Вопросы истории. -1993.-№7.

54. Глезерман Г.Е. Классы и нации. М.: Политиздат, 1977.

55. Гражданские движения в Таджикистане. М.: ЦИМО, 1990.

56. Грозин А. В. Внутритаджикский конфликт: основная точка // Независимая газета / Содружество. -1997. 1 декабря.

57. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России: Проект // Этнополис. 1998.-Хо1.

58. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993.

59. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопросс, 1992.

60. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

61. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. -1992. -№1.

62. Гумилев Л.Н. География этноса в историческом периоде. Л.: Наука, 1990.

63. Гушер А. Война и мир // Азия и Африка сегодня. -1999. -№3.

64. Данакин Н С. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород,1995.

65. Дарендорф Р. Элементы социального конфликта // Социс. -1994. №5. 6 8. Джил ас М. Лицо тоталитаризма. - М., 1992.

66. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Часть 1. -М, 1993.

67. Дюркгейм Э.О. О разделение общественного труда. М., 1996.

68. Ентелис Г.С. Социальное самочувствие молодежи./В кн.: Молодежь 97: надежды и прогнозирование, - М, 1997.

69. Ерасов Б, С. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. 1995. - №2.

70. Еремеев Д.Е. Причины осложнения этнической ситуации в Африке и Азии // Расы и народы. Ежегодник. Вып. 15.- М.: Наука, 1985.

71. Здравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России // Этнополис.-1995. №4.80.3иммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.81 .Зимон Г. Заметки о политической культуре в России // Вопросы философии. 1998. - №7.

72. Зотов В. Предыстория распада. Межнациональные конфликты глазами этносоциолога // Родина. -1984 №5.

73. Зубов А. Б. Плюрализм тоталитарности. Этнические меньшинства и господствующая народность в советском государстве в 1918-1933 гг. // Полис.-1993 -№6.

74. Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиций: Автореф. дисдокт. фил ос. наук. -М., 1997.

75. Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификацни. -М.: Нойс Лебен, 1994.

76. Идеографический словарь русского языка. М.: Прометей, 1990.

77. Ильинский И.М. О «культуре» войны и культуре мира. М., 1999.

78. Инглхарт Р. Постмодернизм: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. -1997. №4.

79. Иордан М.В. Наука национального примирения // Общественные науки и современность. 1992. - №4.

80. Иорданский В.И. Этнос и нация // Мировая экономика и международные отношения. -1992. №3.

81. Нрхин Ю.В. Политология. М.; РУДН, 1996.

82. Ирхин Ю.В., Сизовский Д.Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М1995.

83. Караев Б, С. Традиционное и современное в политической жизни центральноазиатского общества. // Опыт политологического анализа. -М.: РАГС, 1996.

84. Каримов Б.Б. Зов времен. М., 1997.

85. Кобшцанов Ю. Этнические аспекты гражданской войны // Азия и Африка сегодня. 1994. - №3.

86. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. Назаровой О. Под ред. Ионина Л. Г. М,: Идея Пресс, 2000.

87. Козлов В.И. Проблема этнического и ее место в теории этноса // Советская этнография. -1972. ~№3.

88. Комаровский B.C. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ // Политическая теория: тенденции и проблемы. -Вып.2. М., 1994.

89. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977.

90. Кордонской С.Г. Нации как государственный институт // Философские науки. 1990. - №8.

91. Королева-Коноплянская Г.И., Мацнев А.А., Тавадов Г.Т. Россия в поисках формулы национального возрождения // Социально-политический журнал. 1994. - №1 - 2.

92. Косолапое Н. Постсоветские конфликты в России // Этнополис. 1995-. №2.

93. Котанджян Г.С. Этнополитические национальной безопасности. М., 1996.

94. Коул С. Теория конфликта, 1985.

95. Красин А.И. К проблеме религиозной потребности человека // Философия, религия, искусство: проблема абсолюта и идеала. М., 1998.

96. Красин Ю.А., Галкин А.В. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. -М., 1998.

97. Краснов Б.И. Конфликты в обществе // Социально-политический журнал. 1992. - Кеб - 7.

98. Крисберг JI. Микросозидание, микросохранение и разрешения конфликта // Социс. 1990. - № 5

99. Кузьмин А.И. Постсоветская Центральная Азия: Потери и обретения. -М„ 1998.

100. Куконов П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.9.Ч. 1. М., 1995.

101. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951.

102. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель/УВопросы философии. 1964. - №11.

103. Кучуков М.М. Этнос и развитие социальности // Волгоградский философский альманах. Вып. 2. Волгоград, 1995.

104. Латифи О. Таджики: от гражданской войны к гражданскому соглашению. Третий год межтаджикских переговоров / Независимый общественно-политический журнал «Центральная Азия». 1996. - №5.

105. Лавриненко В Н. Основы социологических знаний. М.,1995.

106. Лапшин НИ. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. - №3.

107. Лебедева М.М. Политическое регулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект - Пресс, 1997.

108. Левшенкова Н.Ю. Социалистические традиции трудового коллектива и их роль в коммунистическом воспитании молодежи. — М., 1986.

109. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / Пер. с англ. Б.И. Макаренко. Под ред. Салмина А. М., Каменской Г. В. М.: Аспект Пресс, 1997.

110. Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля (2 конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля, 7августа 1920г.). Полн. Собр. Соч. - Изд. 5-е, - Т. 41. -1985.

111. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е. - Т.24. - 1985.

112. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е.-Т.25.- 1985.

113. Лившиц В.А. Согдийские слова в таджикском языке. Ирфон, 1957.

114. Липсет С.М. Консенсус и конфликт: очерки по политической социологии. М., 1987.

115. Литвинский Б.А., Мухтаров А. История таджикского народа. -Душанбе, 1992.

116. Луговая А. Политический конфликт в Таджикистане был неизбежен / Известия. 1992. - 8 сентября.

117. Луков В.А. Социальное проектирование и прогнозирование. М., 1998.

118. Малашенко А. Религиозное эхо этнических конфликтов // Свободная мысль, — 1994. — №10.

119. Маркс К. Ост-Индийская кампания, ее история и результаты ее деятельности // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.9. - 1986.

120. Маркс К. К критике политической экономики. М., 1986.

121. Манхейм К. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени. М., 1994.

122. Марта нова В. Типология субэтнических групп.-М., 1982.

123. Мартыненко К .М. Этнос в системе политических отношений. -Краснодар, 1992.

124. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе, 1995.

125. Масов Р. Таджики: история с грифом «совершено секретно».-Душанбе, 1995.

126. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. - №4.

127. Межнациональные отношения в России и СНГ. // Семинар Московского центра Карнеги. Вып.1. Доклады 1993-1994гг. - М.: ИЦ АИРО-ХХ, 1994.

128. Мельник В.А. Политология. Минск, 1997.

129. Меркулов В В. Политические позиции современной российской молодежи // Современная Россия на зеркале философии и политологии. -М., 1998.

130. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

131. Мошняга В.П. Международные принципы и государственно-региональные особенности социальной работы. М., 2000.

132. Муладжанов П. Элиты у власти: таджикский опыт // Независимая газета.-25октября. 2000.

133. Мухабатов X. Таджикистану грозит социально-политическая катастрофа // Независимая газета. -1996. 28 августа.

134. Назаров М. М. Политическая культура Российского общества 1991 -1995 гг.: опыт социологического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

135. Нарзикулов Р. Двуликий Янус в сердце Азии: некоторые итоги 70-летнего развития Средне-Азиатских республик в составе СССР // Восток. -1991. №5.

136. Нарзулаев X. Страсти по Таджикистану // Независимая газета. 1993. -10 марта.

137. Настасюк К.Н. Геополитические факторы возникновения и развития этнических конфликтов: Автореф. дис.полит. наук. СПб., 1994.

138. Национальные отношения: Словарь / Под ред. Калашникова В.А. -ВАЛДОС, 1997.

139. Нация и национализм: Проблемно-тематический сб. / РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отд. Политологии и правоведение. Ин-т сравнит, политологии; Отв. ред. вып. Миллер А. И. и др. М., 1999.

140. Негматов О. И. Партийное строительство в Таджикистане. Душанбе, 1998.

141. Негматов Н.Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. Гиссар, 1992.

142. Ни ките н ко Е., Пиков Н., Шиловский С. Дуга нестабильности // Независимая газета. 1996. - 4 декабря.

143. Никовская Л.И. Конфликты в современной России / Под ред. Степанова Е.И. -М.: Этиториал УРСС, 1999.

144. Ниязи А. Этнические и региональные конфликты в Евразии.Зкн.1.Центральная Азия и Кавказ / Общ. ред. Малашенко А, Коппитерс Б., Тренин Д. М.: Весь мир, 1997.

145. НовиковаТ.В. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.1. М., 1991.

146. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. - №5.

147. Ольшанский Д.В. Национальное примирение: методологические и теоретические аспекты мирового опыта. М.: Центр политических и международных исследований, 1994.

148. Осипова O A. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.

149. Основы конфликтологии // Под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юрист, 1997.

150. Основы политологии / Под ред. Макарова С В. Кемерово, 1993.

151. Паин ЭЛ. Этнополитические конфликты и их причины // Россия и современный мир. -1994. №1.

152. Панков А. Население Таджикистана. Ташкент, 1925.

153. Панфилова В. Мир в Таджикистане не может быть достигнут усилиями лишь одной из сторон конфликта // Независимая газета.-28декабря.2000.

154. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Седова Л.А., Ковалева А.Д. Под ред. Ковалевой М.С. М.: Аспект Пресс, 1998.

155. Петров Н.В. Что такое полиэтнизм: теоретико-этнические притязания в бывшем СССР // Полис. 1993. - №6.

156. Пирогов А., Рыжов О.А. Актуальные проблемы политологии. М.: МПУ, 2000.

157. Поздняков Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Прогресс-Культура, 1994.

158. Политический словарь / Под ред. Иванова И. А. Минск: Омега, 1994.

159. Политологический словарь / Под ред. Халипова В.Ф. М.: Высшая школа, 1995.

160. Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993.

161. Политология / Под ред. Аксенова А.И. СПб.: Радуга, 1998.

162. Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. - №3.

163. Поляков СП. Традиционализм в современном средне-азиатском обществе. М.; Знание, 1989.

164. Поршнев Б.Ф. Противостояние как компонент этнического самосознания, М.; Наука, 1973.

165. Райт К. Социальный конфликт. М., 1990.

166. Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистан: на пороге XX века // Независимая газета,-8 декабря. 2000.

167. Ротарь И. Взорвется ли Центральная Азия // Независимая газета.-29-ноября. 2000.

168. Ротарь И. Таджикская и чеченская смута // Независимая газета. 15 мая. 1997.

169. Рукавишников В О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1998. - №1.

170. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс- 1998. -№5.

171. Рыжов О.А. Политические конфликты современности: теория и практика. Дис. . доктора фил ос. наук. М.,2000.

172. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000.

173. Сайд Хосейн Наср. Обычаи и традиции. Душанбе, 1987.

174. Самарин В.И Социальная напряженность как индикатор конфликтогеной ситуации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.9 М., 1995.

175. Сахоби 3. Кто помогает исламским экстремистам // Независимая газета.-25 октября. 2000.

176. Семенов B.C., Иордан М.В., Набоков В.Г., Сагмонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР: опыт социально-философского анализа. М., 1991.

177. Скакунов Э. Этнонациональные конфликты и политическая стабильность России it Этнополис. 1992. - №2.

178. Смирнов В В. Политический конфликт // Кентавр. 1992. - №11/12.

179. Смирнов О.И. Очерки из истории Согда. М., 1970.

180. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

181. СорокинП.А. Человек, цивилизация, общество.-М., 1992.

182. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000.

183. Соснин В.А. Переговоры по урегулированию этнополитического конфликта: психологический аспект // Психологический журнал. 1993, -Т.14.-№6.

184. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методология, теория, технологические проблемы. М., 1996.

185. Тавадов Г.Т. Политология. М., 1997.

186. Тимофеева Л.И. Политическая конфликтология. М.: РАГС, 1996.

187. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. -1993. №4.

188. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей: К методологическим проблемам этнографии // Вопросы философии. 1964. -№11.

189. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России: от Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. 1990. -№1.

190. Умнов А. Возможности России не беспредельны // Независимая газета. 22 июля. 1997.

191. Ушков А. И. Восток: Политические идеи и политическая практика: Традиции и современность // Социально-политический журнал. 1993. -№11/12.

192. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1990.

193. Фролов С. С. Формирование отношений власти в управлении организаций // Социологические исследования. 1991. - №10.

194. Шаленко В.Н. Модели конфликтных процессов и современные подходы к их разрешению // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.7. М., 1994.

195. Шаленко В Н. Социальные конфликты // Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.1: Методологические, общетеоретические, технологические подходы. М., 1991.

196. Шварценберг Р. Политическая социология. Часть 3. М., 1992.

197. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. -Кн. 1-2. М.,1999.

198. Шилз Э. Власть и ценности // Сравнительное изучение цивилизаций. -М., 1999.

199. Шишов А. Таджики. Этнографическое и антропологическое исследование. Ташкент, 1910.

200. Штомка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

201. Этнос и политика: Хрестоматия / Сост. А.А Празаускас. М.:УРАО,2000.

202. Этнополитический словарь. Этнос. Нация. Общество / Под ред. Козлова В.И. М.: ВИТТАН, 1996.

203. Шукуров Р. Из воспоминаний двух бухарцев//Социум. 1992. -№11.

204. Эйзенштадг М. Революция и преобразования обществ // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999,

205. Харабуа Р.С. Геополитические интересы России в Грузино-Абхазском конфликте // Политолог: взгляд на современность. М., 1996.

206. Хасанов Р. Динамика этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве: Автореф. дис. . канд. полит, наук, Казань, 1994,

207. Хасанов Р.К. Новые политические реалии Таджикистана // Независимая газета. 29 января. 1997.

208. Хорин И.С. Противоречия национального самосознания, их регулирование и разрешение. М.: ИМ, 1998.

209. Худоназаров Д. Некоторые историко-философские параллели истоков конфликта в Таджикистане // Рукопись. 1998,

210. Чебоксаров Н.Н.Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. 1967. - №4.

211. Ядов В.А. Социальные конфликты // Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.1. Методологические, общетеоретические, технологические подходы. М., 1991.

212. Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования // Советская этнография. -1982. №2.

213. Afif A. Tabbarah. The Spirit of Islam. Doctrine and Teaching. Beirut, 1978.

214. Boulding K.E, Conflict and Defense. N. Y., 1988.

215. Boris Z. Rummer. Soviet Central Asia: A Tragic Experiment. -Boston,1989.

216. Gellner E. Nations and nationalist. Oxford, 1988.

217. Gutmann E. Religion and National Integration. 1970.

218. Coser L. Master of Sociological Thought. N.Y., 1971.

219. Coser L. The function of social conflict. Sociological theory. - London, 1957.

220. Darendorf R. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959.

221. DarendorfR. The modern social conflict. - L., 1988.

222. Deutshc M. The resolution of conflict: Conflictive and destructive process. -New Hawen: Yale University Press, 1979.

223. Fink C. Some conceptions difficulties in Theory of social conflict // Journal if conflict resolution, 1968.

224. Krisberg L. Sociologic of Social Conflict, New Jersey: Prentice - Hall, 1973.

225. Krisberg L. Social conflicts. England Cliffs, - N.J.: Prenfict - Haal, 1982.

226. Lewis W.A. Politics in West Africa. London, Allen and Unwin, 1965.

227. Mitchell C. The Structure of International conflict. Z., 1982.

228. Ross M. The culture of conflict. New H., and London: Yale University Press, 1993.

229. Rudolf L.J., Rudolf S.H. The modernity and tradition: Political Development in India. Chicago, London, 1967.

230. Sammuel P. Hangtinton. Political Order in Changing Society. New Hawen and London, 1968.

231. Shils E. Tradition. London, Boston, 1981.