автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петишева, Виктория Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Бирск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов'

Текст диссертации на тему "Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов"

БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

ПЕТИШЕВА ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА СУДЬБА НАРОДНАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЛЕОНОВА

20-Х ГОДОВ

10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Петишев А.А.

Бирск 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................3

Глава первая. Путь Л. Леонова к осмыслению

народного бытия...........................................................15

Глава вторая. Народ и герой в прозе Л. Леонова

20-х годов ("Барсуки", "Необыкновенные

рассказы о мужиках")...................................................75

Глава третья. Художественные принципы

изображения народной жизни....!!............................137

Заключение.............................................................................................200

Библиография........................................................................................209

Введение

Л. Леонов - талантливый художник и мыслитель, занявший особое место в числе русских писателей XX столетия. В его романах и повестях, рассказах и сказках, драмах и киносценариях, в публицистических и критических статьях широко и правдиво отражены различные стороны материальной и духовной культуры русского народа, его быт, нравы и традиции, жизненные достижения и неудачи. На страницах книг писатель не только поставил, но и высокохудожественно решил множество актуальных проблем современной ему эпохи, нарисовал картины исторического прошлого своего народа.

В творческой эволюции Л. Леонова исключительно важными стали двадцатые годы: в этот период начинающий автор сложился как известный мастер, сформировались его мировоззренческие позиции и эстетическая программа. Во втором десятилетии прозаик создал большое количество оригинальных произведений: увидели свет его сказки, рассказы и повести о современности, социально-философские романы "Барсуки" и "Вор", ряд публицистических статей. Магистральной темой этих лет выступила тема народного бытия. Решая ее, автор внес новизну в способы и приемы отражения жизни различных слоев общества, глубокого познания человеческого характера и исторической эпохи.

В русской литературе второго десятилетия тема народной жизни интересовала многих художников. Наряду с Л. Леоновым ее успешно освещали М. Горький и М. Шолохов, А. Платонов и М. Булгаков,

П. Романов и многие другие писатели. Важно, что леоновское художественное решение магистральной проблемы искусства имело существенные отличительные особенности, определившие лицо прозаика и его место в литературном движении пореволюционных лет. Опыты Л. Леонова в первый период творчества показывают, что писатель стремился освещать тему народного бытия с позиций объективного повествователя, сточки зрения общечеловеческих ценностей. Такой подход к изображению действительности наложил своеобразный отпечаток на идейный пафос, художественную форму и структуру произведений, их стилевую характерность и язык, выбор автором поэтических приемов и средств переосмысления человека и мира.

Диссертация посвящена исследованию творчества Л. Леонова двадцатых годов. В работе на широком историко-литературном фоне рассматриваются ранние произведения писателя, роман "Барсуки" и "Необыкновенные рассказы о мужиках", определяется их место в творческом наследии художника и литературном процессе в целом, характеризуется поэтическое своеобразие прозаических текстов, специфика раскрытия автором конфликтов и характеров, его новаторские подходы при осмыслении народной темы в сложные и противоречивые годы российской истории.

С учетом достижений литературной критики о Л. Леонове и ее выводов об особенностях леоновского художественного познания человека и мира в диссертации поставлена задача всестороннего изучения начального творческого этапа прозаика, целостного рассмотрения его первого романа и цикла "Необыкновенные рассказы о мужиках". Главные цели диссертации - проследить, как на практике утверждались основные эстетические принципы писателя, в чем их стилистическая особенность и новизна; как литератору при отражении актуальной темы искусства удалось всесторонне и поэтически выразительно пока-

зать обобщенный образ народа, изобразить жизненные обстоятельства и героя.

Важнейшее направление исследования, акцентирующего внимание на указанных выше проблемах, но не ставящего задачу их исчерпывающего решения, - изучение образной системы произведений Л. Леонова в соотнесении с достижениями литературы второго десятилетия, традициями устного народного творчества и русской классики. Не менее значимая задача - выявление особенностей художественного раскрытия исторической эпохи и многоликой разноголосой народной массы - ее рядовых и незаурядных личностей, представителей разных общественных групп и слоев - от лавочников и хозяев мастерских, крестьян и ремесленников, сельских вожаков и руководителей восставших крестьян до малоприметных персонажей - нищих и бродяг, слепцов и калек, приниженных жизненными условиями и обстоятельствами.

В работе обращен взгляд на функции и значение новаторских приемов литературной интерпретации художником окружающего мира: изображение с различных точек зрения узловых столкновений и главных героев; показ внутренней жизни персонажей, их душевных волнений, нюансов психики; широкое использование в прозе символов и символических картин. Кроме этого, предметом анализа стали авторские приемы опосредованного отображения объективной реальности; определена роль художественной антитезы в архитектонике произведений; выявлена специфика леоновского "плотного языка", способного повысить "грузоподъемность строки"1 и фразы, усилить выразительность характера или конфликта.

Научная новизна диссертации состоит том, что она представляет собой первое исследование, изучающее народную тему на примере

1 Леонов Л. Талант и труд. Собр. соч.: В 10-ти т. - Т. 10. - М., 1981. - С. 370. В дальнейшем ссылка на это собрание сочинений дается в тексте. Первая цифра указывает том, вторая - страницу.

начальных произведений Л. Леонова, романа "Барсуки" и цикла рассказов о мужиках. В работе рассмотрены идейно-художественные и жан-рово-стилевые особенности прозы первого пореволюционного десятилетия, в том числе произведения, ранее не привлекавшиеся критикой к всестороннему анализу, - "Деревянная королева", "Бродяга", "Возвращение Копылева". Внимание диссертантки в первую очередь обращено на неосвещенные леоноведами идейно-тематические и поэтические аспекты прозаических текстов, на выявление их историко-художественной и всечеловеческой значимости.

Произведения Л. Леонова рассмотрены с точки зрения целостного подхода, который позволяет воспринимать элементы содержания и формы в их строгой соотнесенности и неразрывном единстве. Индивидуальность и самобытность писателя изучены с учетом непрерывности и обновляемости литературного движения в целом, прямой зависимости творца от исторических и социально-экономических условий, его мировоззренческих позиций и жизненного опыта. Это позволило наполнить новым содержанием систему эстетических координат прозаика, с иных позиций охарактеризовать его способы и приемы художественного переосмысления объективной действительности.

Методологической базой диссертации является сравнительно-исторический метод исследования. В основу комплексного подхода к художественному материалу и к решению главной научной задачи, обозначенной в заглавии диссертации, положены элементы жанрово-тематического, историко-типологического и сравнительно-типологического методов анализа. В работе использованы труды литературных критиков, философов и мыслителей XIX столетия -Н. Бердяева, Ф. Буслаева, Л.Толстого и др., а также научные наблюдения и выводы Н. Грозновой, В. Ковалева, О. Михайлова, В. Хрулева

и др. и специальные изыскания исследователей русской литературы -М. Бахтина, А. Лосева, Ю. Лотмана, Н. Лосского и др.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью использования ее положений в курсах и спецкурсах по истории русской литературы XX века. Результаты научных наблюдений могут быть применены при изучении творчества отдельных писателей второго десятилетия, для выявления их места и роли в историко-литературном процессе и раскрытия особенностей художественного мышления.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры филологии и методики преподавания языка и литературы Бирского государственного педагогического института.

Результаты исследования были отражены в докладах на научно-практических конференциях международного уровня ("Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста", г. Соликамск, Соликамский педагогический институт, 1997г.; "Образование, язык, культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.", г. Уфа, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 1998 г.; "Язык. Культура. Образование", г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 1999 г.); на всероссийской конференции ("Давлетшинские чтения. Инновационные процессы в изучении и преподавании литературы", г. Бирск, Бирский государственный педагогический институт, 1997г.), а также на республиканских (г. Стерлитамак, Стерлитамакский государственный педагогический институт, 1994г., 1998г.; г. Уфа, Башкирский государственный университет, 1996г., 1997г., 1998г.), региональных, внутри вузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях.

В монографии1, учебном пособии2, статьях3 , в методической рекомендации4 , рецензии5 и тезисах докладов6 , опубликованных автором, апробированы основные положения диссертации, пути и способы изучения народной темы у Л. Леонова в литературном контексте эпохи второго десятилетия.

1 Писатель и его герои. Леонид Леонов в 20-е годы. - Бирск, 1998.

2 Писатели-пейзажисты в школе. Пособия для учителя. -Бирск, 1997. (В соавторстве с А. Петишевым и Н. Назаровой).

3 Особенности психологического анализа в рассказах Л. Леонова "Бродяга" и "Месть" //Научные доклады студентов. - Бирск, 1994; Леонов Л.М. //Перечитывая классиков. Очерки творчества русских писателей. - Бирск, 1994. (В соавторстве с А. Петишевым); Особенности психологического анализа в "Необыкновенных рассказах о мужиках" Л. Леонова // Леонид Леонов. Грани творчества. - Бирск, 1995; Бунтарские мотивы в романе Л. Леонова "Барсуки" //Материалы научно-теоретической конференции. - Бирск, 1996; Крестьянская тема в творчестве П. Романова // Языки и литература народов Башкортостана в Евразииском диалоге культур. - Уфа, 1997. (В соавторстве с А. Петишевым); Маленький человек в романе Л. Леонова "Барсуки" // Языки и литература народов Башкортостана в Евразийском диалоге культур. -Уфа, 1997" Вопросы литературного мастерства П. Романова// Давлетшинские чтения. Инновационные процессы в изучении и преподавании литературы. -Бирск, 1997; Крестьянская тема в творчестве JI. Леонова 20-х годов //Стили и жанры русской литературы XX века. - Бирск, 1997; Своеобразие художественного конфликта в произведениях Л. Леонова 20-х годов //Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста. Материалы международной конференции. -Соликамск, 1997; Идейно-художественные функции пейзажа в творчестве Л. Леонова 20-х гг. // Актуальные проблемы современной филологии. -Уфа, 1997.

4 Вопрось^х^дожественного пейзажа в процессе преподавания литературы.

5 Воспевшие Салавата. Образ батыра в русской литературе // Литературное обозрение. - М., 1995.- №12.

6 Мастерство Л. Леонова-пейзажиста в "Необыкновенных рассказах о мужиках" // Актуальные вопросы современной филологии (к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина). Научно-практическая конференция. - Уфа, 1995; Прометеевская тема на уроках литературы в 9 классе 7/ Культура и языки народов Башкортостана. (Формирование культуроведческой компетенции).- Янаул, 1996 (Б соавторстве с Н. Назаровой); Об особенностях изучения литературного пейзажа // Пути совершенствования педагогического процесса в начальной школе. - Благовещенск, 1998; Уроки литературы и вопросы экологической культуры учащихся // Экологическое образование. Проблемы и решения. Сборник материалов научно-практической конференции (24-25 сентября 1998г.) - Бирск, 1998; Вопросы изучения пейзажной лирики А. Пушкина// Образование, язык, культура на рубеже XX-XXI вв. Материалы международной конференции (22-25 сентября 1998г\) Часть 3,- Уфа, 1998; "Язык. Культура. Образование", г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский госуниверситет технологии и дизайна, 1999 г.

Леоноведение представлено большим количеством научных и научно-методических исследований, в которых дана глубокая характеристика художественной системы писателя и его эстетической программы, изучены принципы, способы и приемы поэтического отражения действительности, определено место художника в историко-литературном процессе. Отметим, что Л. Леонов в критике и литературоведении не всегда воспринимался однозначно.

Интересные наблюдения над первыми художественными опытами Л. Леонова сделали А. Воронский1 , Ю. Тынянов2 , В. Переверзев3 , В. Львов-Рогачевский4. Названные и другие критики рассмотрели идейно-тематическое своеобразие начальных произведений писателя - сказок, рассказов и повестей, их поэтические достоинства и недостатки. Большое внимание в работах уделено проблемам формирования языка и стиля молодого автора, особенностям его поэтического мышления, а также вопросам литературной зависимости Л. Леонова от Ф. Достоевского.

В ряде наблюдений, посвященных начальному творчеству, обнаруживаются тенденциозные, ярко выраженные негативные характеристики прозы Л. Леонова, недооценка его ученических опытов и настойчивых попыток найти свое поэтическое лицо. Критики Н. Смирнов5 , К. Локс6 , А. Лежнев7 и др. нередко сгущали краски, говоря о теневых сторонах литературных поисков прозаика, порой отрицали художественную значимость ранних произведений, "творческую самостоя-

Воронский А. Леонид Леонов // Красная новь. - 1924.-Кн.З. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. - 1924,- Кн.1. Переверзев В. Новинки беллетристики // Печать и революция. - 1924,- Кн. 5. Львов -Рогачевский В. Революция и русская литература // Современник.

- 1923. -Кн. 2.

Смирнов Н. Литература и жизнь. Леонид Леонов. - Известия. - 1924,- 17авг. Локс К. Леонид Леонов. Петушихинский пролом // Печать и революция.

- 1924,-Кн.2.

Лежнев А. Л. Леонов. Рассказы (1926) // Правда. - 1926. - 12 сент.

тельность Леонова"1 , относили его к "попутчикам" социального прогресса, певцам "унтиловского мещанства"2.

Роман "Барсуки", в отличие от ранней прозы, большая часть критиков, в том числе и М. Горький3 , встретила доброжелательно, увидев в лице Л. Леонова оригинального писателя, нашедшего свою поэтическую нишу. Отрицательные отзывы об идейно-тематическом содержании книги в основном были связаны с оценочной позицией автора, с его стремлением занять место объективного повествователя. К концу второго десятилетия - в пору появления "Необыкновенных рассказов о мужиках"-"нейтрализм" попутчика Л. Леонова стал осуждаться более решительно4 - бездоказательно отвергались художественная ценность произведений (о поэтических достоинствах рассказов говорилось мало)5 и "сермяжные герои"6 цикла.

В начале тридцатых годов были предприняты первые попытки всестороннего изучения творчества Л. Леонова, целостного анализа его прозы прошедшего десятилетия. В исследованиях Е. Никитиной "Леонид Леонов. Тематический и стилистический анализ"7 и В. Кирпо-тина "Романы Леонида Леонова"8 охарактеризованы не только идейно-тематическая сущность произведений, но и их поэтическое своеобразие, новаторские приемы при изображении конфликтов и характеров, языковая оригинальность и художественные просчеты молодого писателя. К сожалению, в этот период классовые подходы исследователей

1 Ермилов В. Буржуазная и попутническая литература // Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. - М., 1929,- С.70.

Зонин А. Критика //Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. - М., 1929. -С.131.

т Горький М. Письмо от 8 сент. 1925г. Собр.соч.: В 30-ти т. - Т. 29,- М., 1955.

2 С. 442.

Нусинов И. "Новый мир" и "Звезда". Обзор журналов" // Читатель и писа-

тель. -1928.-№ 46.

Тальников Д. Литературные заметки // Красная новь. - 1929 - Кн.1.

Горбов Д. Поиски Галатеи. - М., 1929.

Никитина Е. Леонид Леонов. Тематический и стилистический анализ // В мастерской современной художественной прозы. - М 1931. - Т. 1.

Кирпотин В. Романы Леонида Леонова. - М.- Л., 1932.

при анализе произведений искусства становились определяющими в критике и литературоведении. Это неизбежно порождало субъективные толкования достижений русских писателей и всего литературного движения.

В числе исследователей, которые сыграли важную роль в развитии науки о Л. Леонове, стоит имя В.А. Ковалева. В его книгах "Романы Леонида Леонова"1 , "Творчество Леонида Леонова. К характеристике творческой индиви�