автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Театральные взгляды Василия Васильевича Розанова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Руднев, Павел Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театральные взгляды Василия Васильевича Розанова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Руднев, Павел Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ПОНИМАНИИ ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА.

Малый театр и Московский университет.

Религия ощущений.

Статья «Актер»: поиск прототипа.

О режиссерах и Федоре Шаляпине.

ГЛАВА 2. АЙСЕДОРА ДУНКАН, ДЖОВАННИ ДИ-ГРАССО, СИАМСКИЙ БАЛЕТ И «РЕЛИГИЯ СОЛНЦА».

Вера, проросшая в жизнь.

Еще одна российская страсть Айседоры.

ГЛАВА 3. АНТИЧНЫЙ ЦИКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ТЕАТРА.

Ипполит».

Эдип в Колоне».

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ПЬЕСА.

Завет Иезекиипя. Семейный вопрос в драматургии.-.

Вокруг Льва Толстого.

Мученики любви.

Кумиры на вынос. Цензура и драматургия символизма.

Трагедии Веры Комиссаржевской. 159 о.Гермоген в роли театрального критика.

Преодоление символизма.

ГЛАВА 5. РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА.

Затмение Христа народом.

Прекрасная, но бессильная живопись.

Русский Алкивиад.

Комедия русской истории.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Руднев, Павел Андреевич

Историки театра, равно как историки философии, розанововеды до сих пор пренебрегали темой, которая будет развернута в этой работе. В 1990 году на волне интереса к затерянной культуре рубежа веков, когда толстые периодические издания существовали в основном благодаря перепечатываемым книгам и дневникам, журнал «Театр» предпринял публикацию нескольких статей Василия Розанова о театральном искусстве: «Актер», «Гоголь и его значение для театра» и «Театр и юность» - тогда широкая театральная общественность смогла узнать о том, что тема, которая стоит в заглавии этой работы, существует. Круг интересов Василия Розанова, конечно же, можно назвать ограниченным, прежде всего, теми специфическими «предметами», которые обозревал гений Розанова: религия и пол, Египет и Ветхий Завет, быт и семья, революция и нигилизм, «апокалиптика» русской истории и культуры. Но, вместе с тем, неограниченными оказываются пути постижения этих «предметов»: в Розанове жило неусыпное любопытство ко многому, алчность до многообразия представлений о мире, до пестроты мироздания. Его метод постижения вещи - это не прямой взгляд внутрь феномена, а наблюдение с множества позиций, причем большей частью случайных. Такой несистематический подход к постижению мира, с одной стороны, делает Розанова оригинальнейшим мыслителем, а, с другой, позволяет нам изучать Розанова с узкой точки зрения, говорить о целой системе взглядов Розанова на театральное искусство, которого он коснулся вскользь и опять-таки - случайно. Театр был одной из позиций, одним из ракурсов, с которых Розанов смотрел на интересующие его фрагменты бытия. И поэтому невольно наша работа станет также и очерком философии Василия Розанова - но через призму театра. Сборник статей «Среди художников», полностью посвященный театральным, художественным и музыкальным явлениям эпохи, Розанов первоначально хотел назвать характерным именем, доказывающим «случайность» обращения Розанова к миру прекрасного: «В связи с искусством». Именно поэтому представляется любопытным обнаружить эти самые связи целеполагающих взглядов Розанова и театральной реальности его времени.

До сих пор удалось найти лишь две небольшие статьи, непосредственно обращающихся к теме отношения Розанова к театральному искусству. В 1923 году Эрих Голлербах публикует статью «Розанов о театре» в журнале Передвижного театра Павла Гайде-бурова /133/. Статья Голлербаха (биографа, преданного товарища последних лет жизни Василия Розанова) - одна из множества заметок, которые Голлербах после смерти Розанова посвяицал отдельным сторонам этой многогранной личности. И в этой маленькой работе он был склонен скорее собрать воедино обрывки воспоминаний, мыслей Розанова о театре, дать указания на самые значительные статьи на тему, нежели привести разрозненные факты в систему.

Во второй статье - «Розанов и русский театр» - автор, Дмитрий Галковский, пишет о театральности в поведении и процессе мысли Василия Розанова, избегая разговора о театрально-исторической конкретике, легшей в основу статей и высказываний Розанова о сценическом искусстве. В целом текст, опубликованный в журнале «Континент» /127/, - это осколок «Бесконечного тупика», столь же вязкий и монотонный, как и самый роман писателя, объявляющего себя «вторым Розановым».

Несмотря на обилие серьезных розанововедческих исследований, автор в данной работе ориентировался скорее на первоисточники, статьи и книги В.В.Розанова - и, прежде всего, потому что театральное мировоззрение Розанова, как и его литературные взгляды, до сих пор не получили должного внимания в ученых кругах. И, тем не менее, большое влияние на автора работы оказали труд

A.Синявского «Опавшие листья В.В.Розанова», книга С.Носова «Розанов. Эстетика свободы», научные изыскания розановеда

B.Сукача, работы В.Фатеева, статьи А.Пятигорского, В.Бибихина, Е.Курганова, И.Кондакова - работы, выводящие изучение творчества Розанова на современный уровень развития науки и снимающие множество противоречий, за круг которых не могли выбраться многие предыдущие исследователи. Библиография Розанова весьма объемна (самих сочинений Розанова, исключая письма, набирается, по заключению розанововедов, около пятидесяти томов), так что чувствуется необходимость «повернуть» научно развитые розанововедческие изыскания в сторону театра. Одной из целей данной работы стали собственно библиографические искания, собирание текстов о театре из колоссального наследия Василия Розанова, а также составление театроведческого комментария к театральным явлениям эпохи Розанова, затерявшимся в истории русского театра. Автор работы предполагает в ближайшее время подготовить к печати сборник театральных статей и фрагментов Василия Розанова с обширным научным комментарием.

Василий Васильевич Розанов - уникальная фигура мировой культуры. Выдающийся писатель и стилист, тем не менее, не написавший ни одного беллетристического произведения; создавший новый «одиннадцатый или двенадцатый» вид литературы: «Уединенное», «Смертное», «Опавшие листья», «Мимолетное», «Сахарна», «Последние листья». Публицист и мыслитель, чье сознание проникало в «запретные» области человеческой мысли. Философ, осмысливший и давший обоснование вопросам, которыми до Розанова интересовались мало, но которые после Розанова не могли не пополнить корпус «русских идей». Редчайший даже в масштабах мировой культуры защитник «религии Вифлеема», религии семьи, материнства; напрямую связывавший понятия Бога и Пола. Подвижник, в одиночку ратовавший за отказ христианского общества от античных ценностей и замену их семитической моралью. Воспитанник 1880-х годов, младший современник Толстого, Достоевского и Леонтьева, «затерявшийся» в эпохе модерна, но, тем не менее, нашедший возможность сказать свое громкое, влиятельное, сильное слово среди декадентского многоголосия начала века. Мученик мысли, всю жизнь разрывавшийся между христианством, иудаизмом и язычеством. Наконец, просто занятная противоречивая личность, «ногой погрязшая в собственной душе», с прихотливым характером и трагичнейшей судьбой. Высказывания Василия Розанова об узкоспециальной теме театра не могут не заинтересовать театроведческую науку - тем более сегодня, когда на повестке дня - высвобождение театра из уз традиции как способ преодолеть кризис сценического искусства, вопросы взаимопроникновения театра и других гносеологических дисциплин.

Литераторы и искусствоведы не раз высказывали мысль о возможности и необходимости составления и собирания разрозненных высказываний-афоризмов Василия Розанова по тематическим рубрикам. Имели место и конкретные опыты опубликования подобных «цитатников». В этой связи представляется, что исследование театральных взглядов Розанова - одна из законных составляющих розанововедения. Здесь необходимо заметить, что строй мысли Розанова известен своей хаотичностью и дробностью, поэтому драгоценные мысли о театре приходится порой находить в самых невероятных и далеких от театра и вообще искусства текстах.

Исследование театральных воззрений Василия Розанова может вызвать научный интерес также и в свете повышенного внимания к культуре эпохи модерна и, в частности, к символистским концепциям театра, к которым в последние годы были привлечены пристальные взгляды исследователей. Розанов как мыслитель и эстетик, разумеется, далек от символистов и декадентов, а в ряде своих проявлений выступает как активный враг модернизма. Но, все же, отходя от обстоятельств литературной борьбы, заметим, что Розанов - одна из самых влиятельных фигур русской культуры начала века. Его литературное новаторство заметно буквально с первых шагов: к примеру, книга «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского», опубликованная еще в девяностых, - общепризнанна как первый опыт прорыва в область нового религиозно-философского и символистского понимания Достоевского, характерного для более поздних трудов о Достоевском (Мережковский, Бердяев, С.Булгаков, Шестов и др.). В этой же книге и в ряде других статей Розанов впервые выводит Гоголя из «гоголевского направления русской литературы», отказывает классику в легенде о реалистичности его повествования - отсюда берет свое начало символистский период гоголеведения (Мережковский, Белый и др.). Розанов внес свой вклад и в другой, совершенно нетронутый пласт общественной мысли - семейный вопрос в России и религиозное значение пола, - а это темы, которые будут активно обсуждаться вплоть до начала тридцатых годов на всех уровнях культуры: от Чехова, Горького, Гиппиус и Маяковского до Арцыбашева, Найденова, Вербицкой и Третьякова. Мистицизм Розанова вдохновил Мережковского; розановские идеи легли в основу Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества и журнала «Новый путь». Доверимся академичному, спокойному стилю философа Сергея Трубецкого: «Он сказал «новое слово» в нашей литературе: он ввел символизм в публицистику1. В публицистике он сделал то же, что символисты в поэзии, заменяя мысль и рассуждения гаммами чувств, которые выражаются в странных; новоизобретенных звуках, в бессвязных, иногда совершенно немыслимых сочетаниях слов и образов»/90,1, 297/. Андрей Белый, чей оригиналь

1 Здесь и далее в цитатах выделение полужирным шрифтом означает авторский курсив, а выделение подчеркиванием - курсив мой. В цитатах Розанова сохранена пунктуация и орфография автора. ный писательский стиль, по мнению многих ученых, произрос из «Опавших листьев», писал о «религиозно-эстетской критике» /90, 2, 76/ у Розанова. Перед нами писатель нового типа, нового века - и все это несмотря на то, что Розанов вступил в этот новый век сорока пяти лет и никогда не находился в авангарде литературного движения. Оставаясь убежденным консерватором и традиционалистом, Розанов не смог скрыть от публики своей «модернистской» и даже «декадентской» души, которая подсказывала ему «новые формы» существования в литературе. По отношению к своим «духовным отцам» - Достоевскому, Страхову и Леонтьеву -Розанов выступает маньеристом, чья позитивная эстетика уже тронута модернистским «тлением».

Приступая к непосредственному анализу театральных воззрений Василия Васильевича Розанова, следует раз и навсегда отказаться от мысли, что Розанов - профессиональный критик. В письме к Александру Измайлову, известному театральному критику-газетчику, Розанов и сам отказывается от критического призвания: «Сам я поэтому есть вовсе не критик. Соглашаюсь - «умный» и «интересный» писатель, но - не критик. И всегда, когда я сажусь за «критику», то просто не знаю, что делать: сознаю, что нужно «разбирать», и чувствую, что могу только «проповедовать». Это и мучительно и отвратительно.» /201,122/.

Розанов, разумеется, преувеличивает здесь свои «проповеднические» качества; нужно опасаться величать его публичным пророком, - по крайней мере, проповедь его находила немногих покорных слушателей. Под страстью к «поучительной» критике Розанов, скорее всего, подразумевает свойственное ему упорство в продвижении своих тем - в стихах Лермонтова ему чудится улыбка египетского сфинкса, а в шепоте Карениной и Долли слышатся знойные вздохи древних таинств.

Осип Мандельштам некогда тоже засомневался: «Да какой же Розанов литературный критик? Он все только щиплет, он случайный читатель, заблудившаяся овца - ни то ни се.» /40, 374/. Органически чуждый всяческой систематичности, Розанов посещал театр и выставки, читал книги от случая к случаю - или по заданию редакций, или в пылу литературной борьбы, или по настойчивому совету друзей; но никогда из-за того, чтобы наблюдать художественный процесс, следить за каждым проявлением интересующего его актера, писателя, художника.

Есть масса свидетельств: многие книги, о которых Розанов пишет, не дочитаны им до конца. Он готов «увязнуть» в единственной строке, изумиться порядку слов в одном предложении, надолго вспомнить по поводу и без повода Египет или «Песнь песней», нежели пройти с автором всю историю до конца. Розанов - не критик в том идеальном смысле, указанным им самим по отношению к Белинскому: «Критик - существо редкое до исключительности, даже странное: любить чужой ум больше своего, чужую фантазию больше своей, чужую жизнь больше собственной.» /272/. Розанов не был способен отказаться от сокровенного содержания собственной души; «разбрасыватель» «опавших листьев» - самого эгоцентрично-интимного произведения в мировой литературе, - не мог любить театр, публичное и шумное заведение, так, как некоторые -«всеми фибрами своей души».

В одном из писем издатель «Нового времени» Алексей Суворин упрекает своего корреспондента Розанова в том, что тот совсем не читает современной литературы, не интересуется и не заходит в книжные лавки. Это высказывание можно было бы пропустить, если бы не повод для упрека: Розанов не купил очередной сборник товарищества «Знание», где опубликован. «Вишневый сад». Для газетчика, считающегося литературным обозревателем, автора нескольких статей о Чехове, - факт невиданный, но для Розанова показательный. В феврале 1914-го Розанов записывает: «Никогда не бываем в театре (кроме «даровых билетов», и вообще никаких удовольствий)» /68, 212/. Тут можно было бы сослаться на бедственное положении Розановых после изгнания Василия Васильевича из Религиозно-философского общества, газеты «Русское слово» и вообще мира большой литературы, но ситуация до 1914 года была не лучшей - в огромной семье работал он один. Розанов, таким образом, писал бы о театре больше, если бы он больше видел спектаклей.

Суворин крайне редко заказывал ему статьи на текущие события или волнующие общество темы - находящийся на особенном положении в газете Розанов (для его адского почерка в «Новом времени» держали специального метранпажа) часто сам определял, о чем писать. Если Василию Васильевичу вздумалось писать о театральном спектакле, его статья никогда не помещалась как рецензия - первой, - а всегда чуть погодя после премьеры, после «официальных» рецензий, как спонтанно возникшее мнение отдельного человека, имеющего право не описывать декорации и разбирать исполненные роли.

Но и, тем не менее, у Розанова, этого сулердилетанта - «египтолога без солидной подготовки, нумизмата, покупавшего фальшивые монетыуу /Юрий Иваск - 90,2, 401/ - и театрального мыслителя без страсти к театру, были дивные прозрения, блистательные сопоставления и догадки. Розанов - мастер угадывать, не зная, не умея, не читая, не видя. Оставим Розанову право ходить в театр обыкновенным зрителем.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Театральные взгляды Василия Васильевича Розанова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде всего, следует отметить всю сложность написания заключения к данной работе. Строгие научные выводы возможны лишь в том случае, когда наличествует театральное мировоззрение, система эстетических предпочтений. Об отсутствии таковых свидетельствует уже само название работы - анализу подвергаются театральные взгляды Василия Розанова, которые могли быть, но которых могло и не быть. Обращение к театру для Розанова подчинено нетеатральным интересам. Розанов отказывает себе в удовольствии следить за развитием какого-либо сценического или драматического таланта, его не увлекает театральный процесс в целом. О Вере Комиссаржевской он пишет по рассказам друзей, ни разу не видя ее на сцене; так же поступает он и с некоторыми спектаклями, передавая не собственное впечатление от зрелища, а обсуждая или даже компилируя «общественное мнение» о нем. В разговоре о театре у Розанова вообще много «общих мест».

И все же можно говорить о некоторых театральных ориентирах, за рамки которых Василий Розанов не выходит. Театральное искусство для писателя, чьи эстетические вкусы были большей частью сформированы культурой XIX века, - это, прежде всего, и исключительно, искусство актера. Здесь консервативность театральных воззрений Розанова только идет «на пользу» актерскому театру: актер - это настоящий герой театрального представления, театр - героическое искусство, тесно связанное с идеей нравственного воспитания искусством. Именно с падением актерского искусства, с «дистрофией» гена актерства Василий Розанов связывает кризис современного театра: режиссура, по мнению Розанова, призвана прикрыть бедность мастерства у современных актеров. Отметим также и такую закономерность: текст Розанова об актерах всегда насыщен конкретными описаниями театрального зрелища (Ди-Грассо, Дункан, Шаляпин), а тексты, посвященные большей частью драматургической «составляющей» спектакля (античный цикл Александринского театра, постановки современных пьес), уводят Розанова в общую культурологию, где увиденное зрелище зачастую описывается весьма формально. Театроведческий талант Розанова пробуждается, когда он видит на сцене актерскую личность, и засыпает, когда актеры оказываются бледными тенями литературных образов.

Есть и другая важная причина, по которой Розанов предпочитает актерское искусство драматургии или режиссерскому мастерству: феномен «актерства» он противопоставляет феномену «писательства». Питая недоверие вообще к книге, к растиражированному слову, Розанов осторожно относится и к самому писательскому искусству, порожденному «изобретением Гуттенберга». Сочиняя истории, писатель фантазирует и тем извращает натуру, заключая живые эмоции в насильственные литературные формы. Творчество Гоголя для Розанова - самый яркий пример насилия писателя над действительностью. Розанов утверждает, что лучший вид литературы - это письма и дневники, в которых пишущий якобы не задумывается над процессом «сочинения слов», где эмоции непосредственно обращаются в слова и предложения, которые бессознательно «подворачиваются» под руку.

Актер - живой человек на сцене, творящий искусство здесь и сейчас, обращенный к живому зрителю, которого не только видит, но и чувствует. Актер творит свое искусство из самого себя; им, если угодно, движет бессознательное - поэтому для Розанова таким привлекательным оказывается желание Айседоры Дункан полностью подчинить свой танец звукам музыки, звукам природы, быть марионеткой в руках безличной гармонии. Играющий актер, по Розанову, подчиняется стихии, вихрю эмоций - именно благодаря этой «несвободе» разума актер имеет такое исключительное воздействие на зрителя, гипнотическое, религиозное, экстатическое в своей сути. Находясь на сцене, актер вступает в общение с природой (особенно это видно на примере сиамских танцовщиков, Дункан, Ди-Грассо, Шаляпина). Розанов ценит в актере способность естественно вписываться в пространство и время, его способность к реальному существованию в пространстве и времени. Актер -есть, но сущностей и его Образ. Театр - это собственно и есть сама жизнь в естественных формах жизни, которая Розанова и завораживает, и пугает - в том случае, когда писатель «вспоминает», что образ актера - вторая реальность (статья «Актер»),

Когда Розанов не видит подлинного актера на сцене, его внимание занимает слово. Но при этом если актеру Розанов, безусловно, доверяет, преклоняется перед ним, то к слову относится двойственно. Литературный талант, изящество мысли, совершенство формы почти всегда подвергает сомнению (в случае с пьесами символистов - «Бранд» Г.Ибсена и «Ганнеле» Г.Гауптмана -осмеивает; в случае с классической сатирической русской драматургией - винит в «преступлениях» против действительности). И, вместе с тем, в современной пьесе ценит «нравственный посыл», публицистический задор. В большинстве своем отказывая современным драмам о семейном вопросе в эстетических достоинствах, Василий Розанов высоко ставит способность театра быть «кафедрой», распространять и культивировать новые нравственные идеи с еще большей силой убеждения, нежели это делают газеты и книги. Для Розанова театр становится местом массовой агитации, средством возбуждения самосознания зрителя - только так бытовая драматургия становится «героической», которая по душе Розанову. Гипнотическое воздействие актерской техники здесь играет крупную позитивную роль.

Композиционно исследование построено таким образом, что перед читателем разворачивается эволюция Розанова как театрального мыслителя. Такая структура повторяет, с одной стороны, и человеческую, личную эволюции - от студенческих впечатлений от театра (Малый театр в Москве) к концу жизни, когда апокалипсические предчувствия Розанова пронизаны глубокими театральными мотивами. И, с другой стороны, явственна эволюция собственно театральных взглядов Василия Розанова: от очарования искусством актеров Малого театра, других актеров к разочарованию современным состоянием актерского мастерства. Ничто не мешает Розанову в спектаклях МХТ, которые он видит в достаточном количестве, оценить высокий уровень актерского мастерства - и он этого не делает, возможно, потому, что не видит на сцене актера-героя (а это именно та характеристика, которую Розанов применяет к Ермоловой, Шаляпину, Ди-Грассо и Комиссаржевской). Режиссерское влияние мешает Розанову разглядеть актера в спектаклях МХТ - в новой профессии постановщика он видит побочное, суррогатное явление.

И еще об одном эволюционировании Василия Розанова как театрального мыслителя следует вести речь: о дуалистическом восприятии театрального элемента в культуре и реальной жизни. Попадая в плен театральной эстетики, Розанов формулирует свои взгляды на современные явления искусства сцены в восторженно-мифотворческом ключе. Для Розанова театр с его героическим, нравственным и эмоциональным посылом есть спасение от кризиса культуры, которая, по Розанову, страдает от интеллектуального перенасыщения. Приветствуя театр как жанр инстинктивного, стихийного творчества, Розанов недолюбливает, а позже презирает театральный мотив в человеческой жизни, когда реальность подменяется неконтролируемой игрой эмоциями. Весь модернистский круг кажется Розанову собранием заигравшихся в собственную жизнь актеров-писателей. Грандиозным театральным спектаклем, находящим свой финал в революционную эпоху, кажется Розанову и ход русской истории в XIX и начале XX века. Общее театральное мышление Розанова сводится к тому, как прекрасен актерский театр, инстинктивный, стихийный и чувственный, театр-импровизация, если угодно, и как отвратителен театр, где процессом руководят «мыслители», будь это режиссерский театр или театр человеческой жизни. В целом театральные предпочтения Розанова заключены в философскую антиномию: «религия ощущений» - «религия сознания», которой писатель строго придерживался в своей системе мировоззрения.

На всем протяжении жизни и творчества Василий Розанов подвергает острой критике позитивистскую, сатирическую линию российской культуры. Доверие к «природному», «бессознательному» актеру и, следовательно, недоверие к слову, к «писательству» - это части антипозитивистского мировоззрения Розанова. Интересный взгляд на вещи обнаруживает филолог Игорь Кондаков в своей недавней статье ««Последний писатель» В.Розанов между консерваторами и радикалами» /147/. Розанов, по мнению Кондакова, спорит с позитивистами и. активно пользуется их методами эстетического анализа, их ценностями, их идеями. Часто Розанова можно уличить в том, что искусство он рассматривает с точки зрения пользы - мол, сатирическая литература не научила русского человека ни молиться как следует, ни работать как следует, а только дозволила смеяться над собой. Моральная и агитационная функция искусства в случае с современными пьесами Розановым ценится несоизмеримо выше эстетической функции, о которой он здесь предпочитает говорить весьма скупо. «Подвиг» пастора Бранда для Розанова ниже «подвига» фельдшера, сунувшего «желтый рубль» под подушку его матери-роженицы. Фантазийные страдания малышки Ганнеле никуда не годятся в сравнении со страданиями современного человека и т.д., и т.п. Розановские взгляды на театр действительно часто выдержаны в весьма и весьма обывательском ключе - неслучайно Кугелю казалось, что розановский испуг перед Актером сродни испугу набожной старушки, крестящейся где и когда ни попадя.

Читателю данной работы, наверное, могло показаться странным, что театральные взгляды Василия Розанова так безнадежно антицерковны. Это показалось странным и автору исследования по завершению работы над ним. Конечно, невозможно Василия Розанова однозначно причислить к ортодоксам, но при этом в его творческом арсенале легко обнаружить как антихристианские сочинения, так и работы, где Розанов последовательно проводит апологию доминирующей религии Европы. Большинство исследователей, изучавших феномен Розанова-религиоведа и моралиста, сходились во мнении, что антихристианство Розанова - скорее бунт против «исторического» христианства (т.е. такого, как оно исторически сложилось под влиянием различных политических причин), но не антирелигиозная, безбожная агрессия. Розанов выступает против Христа, находясь в лоне православной церкви или, по крайней мере, «около церковных стен» - это, так сказать, внутренняя критика христианства как политической идеологии. Розанов не разрушает, но скорее «ремонтирует» здание Церкви.

По Розанову, эстетика православия заключается в том, что невозможна иная красота, кроме красоты Иисуса Христа. В вопросе о церковной цензуре Василий Розанов разрушает позитивное представление о религии при помощи анализа христианской догматики. Это интересное явление: Розанов, которого Мережковский назовет «великим религиозным мыслителем нашего времени», в своих эстетических и - в частности - театральных взглядах, выступает как последовательный антихристианин. Вопреки другим философам той эпохи, Булгакову, Бердяеву, Шестову, которые видели в произведении искусства религиозно-нравственный объем, а в противном случае обнаруживали несостоятельность этого явления, Розанов находит мало поводов, чтобы связать европейское искусство, поклоняющееся природе, с христианством. Культура Европы -нецерковна! Трудно сказать определенно, каков Розанов - христианин или антихристианин, но важно отметить, что в области эстетики он - убежденный язычник.

Известна странная фраза Василия Розанова из «Опавших листьев»: «Стиль есть то, куда поцеловал Бог вещь». Розанов в своих эстетических воззрениях остается человеком XIX века, привыкшим видеть в искусстве, прежде всего, нравственное чувство и быть равнодушным к форме, к красоте как таковой. При этом невозможно не заметить, как Розанов в буквальном смысле слова покорен стилем, опытом театральных стилизаций. Невосприимчивый к новым формам в искусстве, символизму как художественному единству, Розанов оказывается горячим поклонником некоторых новаций. Розанов с легкостью формулирует основные постулаты современного танца, основываясь только на зрительских впечатлениях от Айседоры Дункан, и приветствует сценографическую модель Льва Бакста в Апександринском театре - это стилизации под античность, которые нельзя назвать «лобовыми», упрощенными. Свет розановской мысли позволяет обнаружить совершенно новый подход к уже, казалось бы, многажды изученным явлениям культуры - в частности, к русской классике: «Вишневому саду» Антона Чехова, «Живому трупу» Льва Толстого, «Горе от ума» Александра Грибоедова.

Даже современники Розанова утверждали, что уникальный стиль интимных дневников Василия Розанова («Уединенное», «Опавшие листья») имел колоссальное влияние на раскрепощение литературных форм; в частности, исследователи указывали на книги Андрея Белого и других авторов эпохи модерн как на пример та

264 кого влияния. Может показаться, что литературная ценность «Опавших листьев» - как раз в беллетристике без стиля, без формы, без сюжета и в конечном итоге без логики. Так, всего лишь ворох бумажек, разбросанных по столу ленивым писателем, влюбленным в свою шокирующую откровенность. За последние несколько лет читатели смогли получить книги Розанова, написанные в той же манере «Уединенного» или «Опавших листьев», но либо не подготовленные к печати, либо не предназначенные к ней - это «Мимолетное», «Сахарна», «Последние листья» и в особенности «Апокалипсис нашего времени. Полный текст». Читая эти произведения, восстановленные из архивного сора, понимаешь, что это такое - розановская редактура! Перед нами - мир писательского хаоса, заметки, сделанные на скорую руку, в сущности, гора мусора, из которого - при тщательной обработке - могли бы получиться третий, четвертый, пятый короба «Опавших листьев». Розанов -изумительный стилист; он останется в истории мировой литературы как писатель без сюжетов, без героев, без композиции. Василий Розанов связывает два века страстью к стилю; красота и нравственность - категории, которые в XX веке были окончательно разлучены, - соединились в одной фигуре, быть может, в последний раз.

 

Список научной литературыРуднев, Павел Андреевич, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Адамович Г.В. Василий Розанов П Адамович Г.В. О книгах и авторах. Заметки из литературного дневника. Париж, 1967, с. 21-24.

2. Алконост, кн. I. СПб., 1911.

3. Амфитеатров А. Косоротов А.И. //Амфитеатров А. Собрание сочинений. Том 21: Склоненные ивы. СПб., 1911-1916, с.228-244.

4. Амфитеатров А.В. Маски Мельпомены. М., 1910.

5. Анненский И.Ф. Трагедия Ипполита и Федры // Анненский И.Ф. Книги отражений. М., Наука, 1979, с. 382-397.

6. Белый А. Воспоминании о Блоке. Собрание сочинений. Т.4. М., Республика, 1995.

7. Белый А. Начало века. М., Союзтеатр, 1990.

8. Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994.

9. Бердяев Н. А. Самопознание. М., Книга, 1991.

10. БибихинВ.В. Язык философии. М., Прогресс, 1993.

11. Брюсов В. Я. Дневники. 1891-1910. М., Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1927.

12. Былины. JL, Советский писатель, 1986.

13. Владимирова Е. Мими. СПб, Театр и искусство, 1901.

14. ГауптманГ. Ганнеле. Перевод А.Г. С пред. А.С.Суворина. СПб., 1895.

15. Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В.Гоголь. СПб., Logos, 1994.

16. Гиппиус З.Н. Петербургский дневник. М., Советский писатель — Олимп, 1991.

17. Гиппиус З.Н. Стихи. Воспоминания. Документальная гроза. М., Наше наследие, 1991.

18. Глаголин Б.С. За кулисами моего театра. СПб, 1911.

19. Глаголин и его роли. СПб, 1912, б/п.

20. ГнедичПЛ. Книга жизни. Л., Прибой, 1929.

21. Голлербах Э.Ф. Розанов В.В. Жизнь и творчество. 3-е изд. Париж, YMCA-Press, 1976.

22. Горький А.М. Письма к В.В.Розанову и его пометы на книгах Розанова // Контекст. 1978, с.297-342.

23. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, т.70. М., 1963.

24. Григорьев А. А. Театральная критика. Л., Искусство, 1985.

25. Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России (1914-1917). М.: ГИГИС Дар-Экспо, 2000.

26. Долгов Н.Н. Двадцатилетие театра им. А.С.Суворина. Пг, 1915.

27. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. Воспоминания. М., Издательство политической литературы, 1992.

28. Дурылин С.Н. Мария Николаевна Ермолова. М., АН СССР, 1953.

29. Ерофеев Вен. Великий Розанов глазами эксцентрика // Latema Magica. М., Прометей-МГПИ им. Ленина, 1990, с.102-120.

30. Жак К. Нефертити и Эхнатон: солнечная чета. М., Молодая гвардия, 1999.

31. Жданов Л.Г. Под колесом. СПб., Театр и искусство, 1901.

32. Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., АН СССР, 1960.

33. Иванов Вяч. Древний ужас (По поводу картины Л.Бакста «Terror Antiquus») // Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб, Алетейя, 1994, с.321-338.

34. Из архива АГ. Достоевской. Письма Д.С. Мережковского и С.Н. Булгакова. Переписка с В.В. Розановым // Минувшее. Париж, Atheneum, 1990, №9.

35. Исаченко В.Г. Особняк Суворина. СПб, Белое и черное, 1996.

36. Кириллов А.А. Живопись и сцена: Первые опыты стилизации в Александринском театре начала XX века//Взаимосвязи. Театр в контексте культуры. Л., ВНИИ, 1991, с.71-98.

37. Корчагина-Александровская Е.П. Страницы жизни. М., 1955.

38. Косоротов А.И. Весенний поток. СПб., 1905.

39. Лотман Ю.М. Идейная структура ноэмы Пушкина «Анджело» // Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., Искусство-СПб, 1995, с.237-252.

40. Мандельштам О. Э. Об искусстве. М., Искусство, 1995.

41. Меньшиков М.О. Дневник 1918 г. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах ХУШ-ХХ вв. М., 1993, вып. IV.

42. Мережковский Д.С. Тайна трех. Египет Вавилон. М., Эксмо-пресс, 2001.

43. Мережковский Д.С. Эстетика и критика. Т. 1. М-Харьков, Искусство-Фолио, 1994.

44. Молоствов Н.Г. Айседора Дункан (Беседа с А.Л.Волынским). СПб, 1908.

45. Немирович-Данченко В.И. Избранные письма: в 2 т. М., Искусство, 1979.

46. Нестеров М.В. Письма. Л., Искусство, 1988.

47. Никольский Н.М. Меблированная пыль. СПб., 1904.

48. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. М, Русский путь, 1998.

49. Носов С.Н. Розанов В.В. Эстетика свободы. СПб, Logos, 1993.

50. О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 199 L

51. Пави П. Словарь театра. М., Прогресс, 1991.

52. Пажитнов JI.H. Ленский А.П. М., Искусство, 1988.

53. Перцов П.П. Литературные афоризмы /У Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVII1-XX вв. М., 1991.

54. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л., Искусство, 1990.

55. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX веков. М., 1970.

56. Протопопов В.В. Черные вороны. Изд. 4-ое. Б.м., 1908.

57. Пружан И.Н. Бакст. Л., 1975.

58. Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. 1897-1908. М., APT, 1997.

59. Ремизов A.M. Встречи. Петербургский буерак Париж, 1981.

60. Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. Нью-Йорк, 1978.

61. Рогачевский В. Леонид Шервуд. М., Советский художник, 1955.

62. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. Выпуски №1-10. Текст «Апокалипсиса.», публикуемый впервые. Собрание сочинений: т. 12. М., Республика, 2000.

63. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. Собрание сочинений: Т. 6. Ml, Республика, 1994.

64. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. Русская церковь и другие статьи. Собрание сочинений: Т. 3. М., Республика, 1994.

65. Розанов В.В. Во дворе язычников. Собрание сочинений: Т. 10. М, Республика, 1999.

66. Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об А.С.Суворине. М., 1992.

67. Розанов В.В. Иная земля, иное небо. Полное собрание путевых очерков. 1899-1913 it. М., Танаис, 1994.

68. Розанов В.В. Когда начальство ушло. 1905-1906 гг. Мимолетное. 1914 год. Собрание сочинений; T.8. М., Республика, 1997.

69. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. Собрание сочинений: Т. 7. М., Республика, 19%.

70. Розанов В.В. Литературные изгнанники. London, Overseas Publications, 1992.

71. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год. Черный огонь. 1917 год. Апокалипсис нашего времени. Собрание сочинений: Т. 2. М., Республика, 1994.

72. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., Современник, 1989.

73. Розанов В.В. Новая религиозно-философская концепция (ред. Н.Бердяев. Смысл творчества) И Бердяев НА: Pro et contra. СПб, Издательство Русского Христианского гуманитарного университета, 1993, с.261-269.

74. Розанов В.В. О писательстве и писателях. Собрание сочинений: Т. 4. М., Республика, 1995.

75. Розанов В.В. О понимании. М., Танаис, 1996.

76. Розанов В.В. О Пушкине. Эссе и фрагменты. М., Издательство гуманитарной литературы, 1999.

77. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., Московский рабочий, 1990.

78. Розанов В.В. Около церковных стен. Собрание сочинений: Т. 5. М., Республика, 1995.

79. Розанов В.В. Последние листья. 1916 год. Последние листья. 1917 год. Война 1914 года и русское возрождение. Собрание сочинений: т. 11. М, Республика, 2000.

80. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

81. Розанов В.В. Сахарна. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. Собрание сочинений: Т. 9. М., Республика, 1998.

82. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: в 2-х т. СПб, 1903.

83. Розанов В.В. Сочинения: в 2-х т. Т.1. «Религия и культура». Т. 2 - «Уединенное». М., Правда, 1990.

84. Розанов В.В. Сочинения. М., Советская Россия, 1990.

85. Розанов В.В. Среди художников. М., НИИ Изобразительных искусств, 1991.

86. Розанов В.В. Среди художников. Итальянские впечатления. Собрание сочинений: Т. 1. М., Республика, 1994.

87. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., Педагогика, 1990.

88. Розанов В.В. Уединенное. М., Республика, 1990.

89. Розанов В.В. Черный огонь. Нью-Йорк, YMCA-Press, 1995.

90. Розанов В.В.: Pro et Contra В 2-х т. СПб, Издательство Русского Христианского гуманитарного университета, 1995.

91. Розанова Т.В. «Будьте светлы духом» (Воспоминания о В.В.Розанове). М., Blue apple, 1999.

92. Рудницкий К.JI. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. М., Наука, 1989.

93. Русская эпиграмма. ХУШ-ХГХ вв. Л., Советский писатель, 1958.

94. Рыбакова Ю.П. В.Ф.Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. СПб., РИИИ, 1994.

95. Садовской Б. Записки (1881-1916) // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVEtt-XX вв. М., 1991.

96. Свенцицкий В.П. Религиозный смысл «Бранда». СПб., 1907.

97. Синявский А.Д. «Опавшие листья» В.В.Розанова. Очерки русской культуры. Париж, Синтаксис, 1982.

98. Смелянский А.М. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. М., Искусство, 1981.

99. Соловьев B.C. Особое чествование Пушкина // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., Искусство, 1991, с.300-310.

100. Спасовский М.М. Розанов в последние годы своей жизни. 2-е доп. изд. Нью-Йорк, 1968.

101. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 тт. М., Искусство, 1954-1961.

102. Старк Э. «Дон-Кихот» Масенэ // Шаляпин Ф.И. Сборник: в 2 тт. М., 1957-1958, г.2, с. 113119.

103. Суворин А.С. Дневник. М., Новости, 1992.104. Тайна Израиля. СПб, 1993.

104. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., Искусство, 1989.

105. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., Республика, 1993.

106. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20-ти тт. Т. 19. М, Художественная литература, 1965.

107. Фатеев В.А. В.В.Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л., Художественная литература, 1991.

108. Фрейдкина Л. Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко. М., ВТО, 1962.

109. Ходасевич В.Ф. Рец. на кн.: Гиппиус З.Н. Живые лица Прага, 1925 // Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М., 1991, с.524-529.

110. Чехов М.А. Литературное наследие: в 2 т. М., Искусство, 1995.

111. Чуковский К.И. Дневник. 1901-1929. М., Советский писатель, 1991.

112. Шервуд Л. Путь скульптора. Л.-М., 1937.

113. Щербаков В.И. Где искать Атлантиду? М., Знание, 1990.

114. Энгелыптейн Л. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX-XX веков. М„ Teppa, 1996.

115. ЯнковскийМ. Шаляпин // Театральный альманах. Кя.З (5). М., 1946, с.170-183.

116. ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ:117. б/п. Саратовское воззвание // Русский артист. 1907. №5118. б/п. «Черные вороны» в Театре Н. Д.Красова // Русский артист. 1907. №4. 28 октября

117. Баранчук. Обо всем // Новое слово. 1895. №2, с.204-218.

118. Бороздин И. Стороженко Н.И и театр // Театр, 1946. №7-8, с.62-64

119. Бугаев Б. На перевале. Рец. на кн.: Волынский А.Л. Достоевский. СПб, 1906. Розанов В.В. "Около церковных стен". Т.1. СПб, 1906 //Весы. 1906. №1,с.68-71.

120. В начале и в конце жизни. Переписка Г.В.Рочко с В.В.Розановым и А.Г.Твардовским // Новый мир. 1996. №3, с.190-216.

121. Вайль П. Перевод с итальянского // Иностранная литература. 1996. №3.

122. Варнеке Б. К предстоящей постановке античных трагедий на сцене Александринского театра// Театр и искусство. 1902. №24, с.456-457.

123. Вейконе М. Театр Комиссаржевской Н Театр и искусство. 1908. №44, с.764.

124. Вышеславцев Б.П. Комментированный конспект книга В.Розанова "Великий инквизитор" // Вопросы философии. 1996. №6, с. 136-140.

125. Галковский Д. Розанов и русский театр // Континент. 1993. №76.

126. Галковский Д. Феномен Розанова//Социум. 1991. №2, с.94-102.

127. Гиппиус З.Н. Слово о театре // Новый путь. 1903. №8, с.229-235. Подп.: Ант. Крайний.

128. Глаголин Б.С. Во имя Савиной Н Театр и искусство. 1915. №38, с.718-719.

129. Глебов Д. Новая цензура // Русский артист. 1907. №6

130. Голлербах Э.Ф. Розанов как историк искусства и коллекционер // Среди коллекционеров. 1922. №2, с.36-39.

131. Голлербах Э.Ф. Розанов о театре // Записки Передвижного театра П.П.Гайдебурова. 1923. №50. 13 февраля, с.4-5.

132. Дарский Д.С. Розанов-человек // Вестник Русского Христианского Движения. Париж-Нью-Йорк-Москва. №122. Ш-1977, с. 139-158.

133. Дымов О., Бентовин Б. На могилу АЖКосоротову // Театр и искусство. 1912. №17

134. Евреинов Н. К постановке «Саломеи» // Театр и искусство. 1908. №43, с.749-753.

135. Ерофеев Викт. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы. 1987. №8138. подборка высказываний о «Гамлете» в Суворинском театре. // Журнал театра Литературно-Художественного общества. 1907. №5.

136. Залесов М. О «Черных воронах» // Театр и искусство. 1907. №47.

137. Зудерман Г. Среди цветов (Das Blumenboot) // Библиотека театра и искусства. 1906. Кн.УШ

138. Иванов Евг. «Эдил в Колоне» в Александринском театре Н Новый путь. 1904. №2, с.253-259.

139. Иваск Ю. Розанов // Волга. 1991. №5, с.119-142.

140. Измайлов А.А. (Смоленский). Джованни ди Грассо // Ежегодник императорских театров. 1909. выпЛ, с.90-100.

141. Камнев Б. Новая цензура и ее последствия // Русский артист. 1907. №10.

142. Коган Г. Виденное и слышанное // Советская музыка. 1980. №8, с.99-101

143. Коллаж критических отзывов на спектакль «Ревизор» в Суворинском театре. // Журнал театра Литературно-Художественного общества. 1908/9. №9-10, с.9-14.

144. Кондаков И.В. «Последний писатель» В.Розанов между консерваторами и радикалами // Энтелехия. Кострома. 2000. №1, с. 17-28.

145. Кугель А.Р. Заметки// Театр и искусство. 1915. №31, с.714-718. Подп.: Homo novus.

146. Кугель А.Р. «Ипполит» // Театр и искусство. 1902. №43, с.784-785. Подп.: Homo novus.

147. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1904. №3, с.64-67.

148. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1909. №37, с.629-632.

149. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1909. №40.

150. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1915. №31, с.714-718.

151. Курганов Е. Розанов и Флоренский//Звезда, 1997.№3. с.211-220.

152. Лосев А.Ф. Влад. Соловьев и его ближайшее литературное окружение // Литературная учеба. 1987. №4.

153. Маркадэ В. Преломление идей от Соловьева к Розанову через Дягилева // Возрождение. Париж. 1970. №219, с.76-85.

154. Минский Вл. Малый театр. «Меблированная пыль» // Театр и искусство. 1904. №39, с.700.

155. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство. 1895. №5, с.78-102.

156. Никулин Л. Последняя роль Шаляпина // Огонек. 1945. №39, с. 13-14

157. Hyp. «Весенний поток». Драм. Эпод АЖосоротова //Театр и искусство. 1905. №1, с.16-18

158. О «безвидной дружбе» (письма В.Розанова к № Горькому) // Вопросы литературы. 1989. №10.

159. Окулов Н.Н. Петербургский театр // Театр и искусство. 1907. №42. Подп.: Тамарин Н.

160. Острой О.С. Первый библиограф Розанова // Советская библиография. 1989. №5, с.82-91.

161. Палиевский П.В. Неизвестный рисунок М.Добужинского // Энтелехия. Кострома. 2000. №1, с. 110.

162. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский // Литературная учеба. 1989. №1.

163. Переписка В.В.Розанова и М.О.Гершензона. 1909-1918//Новый мир. 1991. №3, с.215-242

164. Перцов П.П. Воспоминания о В.В.Розанове // Новый мир. 1998. №10, с.146-160.

165. Плещеев А. А. «Весенний поток» // Петербургский дневник театрала. 1905. №1, с.5-6. Подп.: А.П.

166. Пятигорский А.М. Розанов и Достоевский // Новый круг. Киев. 1992. №2, с. 81-87.170. "Распоясанные" письма В.В.Розанова// Литературное обозрение. 1991. №11, с.67-71.

167. Ричард М. Айседора Дункан и танец будущего // Русский артист. 1907. №11, с. 164-165.

168. Розанов В.В. 1 марта 1881 18 мая 1896 // Русское обозрение. 1897. №5.

169. Розанов В.В. Вечное "Преображение" // Советский музей. 1989. №5, с.42-47.

170. Розанов В.В. Где же "покой" Толстому? // Вопросы литературы. 1988. №4, СЛ94-195.

171. Розанов В.В. Загадки русской провокации // Новое слово. 1910. №3.

172. Розанов В В. Закон и брак//Новый путь. 1903. №1, с.176-189.

173. Розанов В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли // Вопросы философии и психологии. 1890. №3. Специальный отдел, с. 1-36.

174. Розанов В.В. Запущенный сад // Книжный угол. 1918. №3.

175. Розанов В.В. Идиллия на вулкане // Вестник Русского Христианского Движения. Париж-Ныо-Йорк-Москва. 1995. №172, с. 165-168.

176. Розанов В.В. Из записной книжки русского писателя // Литературное приложение к Торгово-промышленной газете. 1899. 24- октября, 28 ноября, 19 декабря, №32, 37, 40; 1900. 9 января, 6 февраля, 5 марта, 23 апреля, №2,6,10,17.

177. Розанов В.В. Из переписки С.А.Рачинского // Русский вестник. 1902. №10, с.603-629; №11, с.143-157.

178. Розанов В.В. Из писем другое и недругов // Новый путь. 1903. №2, с. 142-152.

179. Розанов В.В. Интересные размышления Скабичевского // Мир искусства. 1901. №6, с.319-323.

180. Розанов В.В. К пятому изданию «Вех» // Московский еженедельник. 1910. №10. 6 марта, с.33-46

181. Розанов В.В. Колебания мира//Книжный угол. 1918. №4.

182. Розанов В.В. Кто друг семьи?//Летописец. 1904. №11.

183. Розанов В.В. Кулачество в литературе // Беседа. 1906. №2.

184. Розанов В.В. Люди без лица в себе // Богословский вестник. 1913. №11, с.686-691.

185. Розанов В.В. «Меблированная пыль» на сцене Малого театра // Весы. 1904. №12, с.57-58.

186. Розанов В.В. Мимоходом. Из случайных впечатлений// Новый путь. 1903. №1, с. 133-137.

187. Розанов В.В. На фундаменте прошлого. Рец. на кн.: «Власть Всероссийского Императора. Очерки действующего русского права» П.Е.Казанского. Одесса, 1913 // Богословский вестник. 1914. №1, с. 174-181.

188. Розанов В.В. На чтениях гг. Бердяева и Тернавцева // Вестник Русского Христианского Движения. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1977. №122.

189. Розанов В.В. Нечто из тумана "образов" и "подобий". Судебное недоразумение в Берлине // Весы. 1909. №3, с.56-62.

190. Розанов В.В. О вере русских // Русская литература. 1991. №1, с. 104-123.

191. Розанов В.В. О звуках без отношения к смыслу И Новый путь. 1903. №7, с.165-172.

192. Розанов В.В. Открытое письмо к г. Алексею Веселовскому // Русское обозрение. 1895. №12, с.905-913.

193. Розанов В.В. Открытое письмо к Д.В.Философову // Мир искусства. 1899. №18-19, с.57-61.

194. Розанов В.В. Письма 1917-1919 годов // Литературная учеба. 1990. кн. 1, с.70-88.

195. Розанов В.В. Письма к Э.Ф.Голлербаху // Звезда. 1993. №8.

196. Розанов В.В. Письма кБ.А.Грифцову // Наше наследие. 1989. №6, с.57-61.

197. Розанов В.В. Письма к А.А.Измайлову // Новый журнал. Нью-Йорк. 1979. кн.136, с.121-126.

198. Розанов В.В. Письма кН.М.Михайловскому и ПБ.Струве // Вопросы философии. 1992. №9.

199. Розанов В.В. Письма к С.А.Рачинскому // Новый журнал. Нью-Йорк. 1979. кн.134, с.149-172.

200. Розанов В.В. Письма к ПБ.Струве // Вестник Русского Христианского Движения. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1974. №112/113, с. 142-146.

201. Розанов В.В. Серьезный критик // Новый путь. 1903. №4, с. 109-116.

202. Розанов В.В. Солнце // Книжный угол. 1918. №4.

203. Розанов В.В. Таинственные соотношения// Книжный угол. 1918. №4.

204. Розанов В.В. Успехи нашей скульптуры // Мир искусства. 1901. №2-3, c.l 11-113.

205. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии. 1892. №14-15.

206. Розанов В.В. Чувство оолнца и растений у древних евреев // Мир искусства. 1903. №5-9, С.253-258

207. Розанов В.В. К.И.Чуковский о русской жизни и литературе // Журнал театра Литературно-художественного общества. 1908-1909. №9, с.9-12.

208. Розанов В.В. Шестидесятые годы и "утилитарная критика" (Маленькое возражение Н.А.Энгельгардгу на его проект "переоценки ценностей" литературных) // Новый путь. 1903. №2, с.136-141.

209. Розановский номер. // Начала. 1992. №3.

210. Свенцицкий В.П. В защиту «максимализма» Бранда // Живая жизнь. 1907. №2, с. 11-19.

211. Семенов Л. Театр// Новый путь. 1904. №2, с.237-247.

212. Старк Э. (Зигфрид). Камень стал хлебом // Театр и искусство. 1914. №10, с.227-229.

213. Сукач В Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова «как она есть» // Москва. 1991. №10-11; 1992, 7-8.

214. Успенский В.В. «Эдип в Колоне» как мистерия // Новый путь. 1904. №2, с.247-253. Подо.: Б.Баргенев.

215. Философов Д.В. Софокл и Еврипид на Александрийской сцене // Мир искусства. 1902. №3, с.45-57.

216. Философов Д.В. Театральные заметки. Первое представление «Ипполита» // Мир искусства. 1902. №9-10, с. 5-13.

217. Яблоновский С. «Бранд» в исполнении Художественного театра // Театр и искусство. 1907. №1, с. 13-16.

218. T.S. По поводу постановки «Эдипа в Колоне» // Театр и искусство. 1904. №3, с.64.223. "f А.И. Косоротов // Театр и искусство. 1912. №16.

219. А.Б. «Ганнеле» Г.Гауптмана // Новое время. 1895. 13 апреля. №6867.

220. Актеон. «Черные вороны» (Случайное представление в 2 явл.) // Биржевые ведомости. 1907.12 октября, №10146

221. Ашешов Н.П. В низах хамства (О В.В.Розанове и его последней книге "Среди художников")//Московская газета. 1913. 22 ноября, №284. Подо.: Ал.Ожигов.

222. Беляев Ю. «Ипполит» // Новое время. 1902. 16 октября, №9561

223. Беляев Ю. Шаляпин Дон-Кихот // Новое время. 1914. 30 марта, № 13667.

224. Д. «Ганнеле». Фантастические сцены // Сын отечества. 1895.13 апреля. №99.

225. Ермолова М.Н. Письма: "Я смертельно устала и от сцены и от жизни" / Публ. М.Малкиной //Экран и сцена. 1997. N№16-17, с.16-17.

226. Иванов М.М Совсем не «особое мнение» // Новое время. 1913. 21 января. №13241.

227. Измайлов А.А «Весенний поток» // Биржевые ведомости. 1904. 29 декабря. №673. Подп.: Смоленский.

228. Измайлов А А Гастроли сицилианской труппы де-Грассо И Биржевые ведомости. 1908. 2021 октября. №10767-10769. Подо.: Смоленский.

229. Измайлов АА Инцидент с «Саломеей». Генеральная репетиция в театре Комиссаржевской //Русское слово. 1908. 30 октября. №252.

230. Измайлов А. А Косоротов //Биржевые ведомости. 1912. 14 апреля. №12887.

231. Измайлов А. А Панаевский театр. «Ганнеле» // Биржевые ведомости. 1901. 11 сентября. №247. Подо.: Смоленский.

232. Измайлов А А «Под колесом», драма Л.Г.Жданова // Биржевые ведомости. 1901. 19 сентября. №255. Подп.: Смоленский.

233. Измайлов АА Театр Литературно-художественного общества. «Хризантемы» («Мими»), комедия Е.Владимировой //Биржевые ведомости. 1901. 3 октября. №269. Подп.: Смоленский.

234. Кара-Мурза С.Г. Памяти создателя интервью // Театральная газета. 1916. №16. Подп.: Кармин С.

235. Левин Д. Наброски // Речь. 1908. 20 ноября.

236. Магула Г. Рец. на ген.: Розанов В.В. «Среди художников» // Новое время. 1914. 6 февраля. №13616.

237. Мережковский Д.С. КакВ.Розанов пил кровь //Речь. 1913. 20 ноября. №318.

238. Н. «Ганнеле». //Россия. 1901. 11 сентября. №854.

239. Назаревский Б.В. «Черные вороны», пьеса В.В.Протопопова // Московские ведомости. 1907. 11 декабря. №283. Подл.: Бэн.

240. Огнев Н.В. В религиозно-философском обществе // Речь. 1908. №64. 15 марта. Подл.: И.О.

241. Перцов П.П. Розанов В.В. «Среди художников» // Новое время. 1913. 13 ноября. Подл.: П.П-въ

242. Петров Г.С., свящ. Красивое опьянение // Русское слово. 1904. 17 декабря. №350. Подл.: В.Артабан.

243. Пятигорский А.М. Племянник своего дяди. Философские заметки о книге Андрея Синявского «Опавшие листья В.В.Розанова» // Независимая газета. 1995. 27 апреля

244. Репнин Н. (Гуревич Л.Я.?) Театральные впечатления. «Вейганд», драма Иоганна Шлафа, на Александринской сцене. Утренние спектакли. «Гамлет» в Малом театре // Слово. 1907. 9 октября, №273.

245. Розанов В. Блондины и брюнеты. // Русское слово. 1910. 18 февраля. №39. Подл.: В.Варварин.

246. Розанов В.В. А.Л.Боровиковский о браке и разводе // Новое время. 1902. 24 октября. 1,4, 10 и 28 ноября.

247. Розанов В.В. В нашей смуте // Новое время. 1908. 22 августа. №11654.

248. Розанов В.В. В театральном мире (К гастролям Московского Художественного театра в Петербурге) I! Русское слово. 1910. 8 и 14 мая. №104 и 109. Подп.: В.Варварин

249. Розанов В.В. Вековая бездейственность русской профессуры // Новое время. 1911. 27 августа. №12736.

250. Розанов В.В. Вопросы русского труда (опыт ответа преосвященному Никону) // Новое время. 1909. 26 марта №11867.

251. Розанов В.В. "Дон Кихот" в Народном доме // Новое время. 1914. 4 марта. №13641.

252. Розанов В.В. Еще погребенный "социологами" (Из мартиролога русской литературы) // Новое время. 1914. 2,16, 21, 25 марта, 4 апреля. №13635, 13653, 13658,13664, 13672'.

253. Розанов В.В. Закржевский о К.Леонтьеве//Новое время. 1912. 11 августа. №13080.

254. Розанов В.В. Идейные споры Л.Н.Толстого и Н.Н. Страхова // Новое время. 1913. 28 ноября. №13548.

255. Розанов В.В. К возобновлению религиозно-философских собраний // Новое время. 1908. 10 ноября. №11734.

256. Розанов В.В. К выходу сочинений Аполлона Григорьева // Колокол. 1916. 26 февраля. №2935.

257. Розанов В.В. К помощи материнству (Концерт для увеличения средств "Капли молока") // Новое время. 1914. 13 марта.

258. Розанов В.В. Кому "горе от ума" в действительной жизни // Русское слово. 1896. 19 февраля. №48. Подп.: В.Варварин.

259. Розанов В.В. Критик русского decadance'a // Русское слою. 1909.29 сентября. №222. Подп.: В.Варварин.

260. Розанов В.В. Латинская и германская культуры (К заседанию в Сорбонне, посвященному латинской культуре) //Новое время. 1915. 4 февраля. №13973.

261. Розанов В.В. Рец. на кн.: Лукомской Г.К. "Старинные театры". Том 1. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания // Новое время. 1914.22 мая. №13718.

262. Розанов В.В. На печальном остатке жизни //Новое время. 1914.15 апреля.

263. Розанов В.В. Наше словесное величие и деловая малость // Мир. 1918. №52.

264. Розанов В.В. Новая книга о Гоголе // Новое время. 1909. 24 апреля. №>1.1894.

265. Розанов В.В. Новая книга о расколе// Новое время. 1908.3 ноября. №11727.

266. Розанов В.В. О законе Гейнце // Новое время. 1900. 5 мая. №8687.

267. Розанов В.В. О народной душе // Новое время. 1908. 28 апреля. №11535.

268. Розанов В.В. Около народной души // Новое время. 1908. 20 апреля. №11531.

269. Розанов В.В. Оггенок разницы (К спору о Египте) // Новое время. 1916. 6 ноября. №14610.

270. Розанов ВВ. Памяти Н.И.Стороженко // Новое время. 1906.18 января. №10721.

271. Розанов В.В. Письма АПЧехова// Колокол. 1916. 19 мая. №3001.

272. Розанов В.В. Письмо в редакцию // Новое время. 1913. 24 октября. №13513.

273. Розанов В.В. Под знаменем науки. Рец. на кн.: Юбилейный сборник в честь Николая Ильича Стороженко. М., 1902 // Новое время. 1902. 6 ноября. №9582, иллюстрированное приложение.

274. Розанов В.В. Представители «нового религиозного сознания» // Русское слово. 1908. 13 сентября. №212. Подп.: В.Варварин.272

275. Розанов В.В. Религия и зрелища (По поводу снятия со сцены "Саломеи" Уайльда) // Русское слово. 12 ноября. №263. Подпись: В.Варварин.

276. Розанов В.В. Труды Ломоносова //Новое время, 1915,4 апреля. Подп. В.Р-нов.

277. Розанов В.В. Туркестанские произрастания// Новое время. 1915. 10 ноября. №14250

278. РозановВ.В. Ученицы Дункан// Новое время. 1914. 17 мая. №13713.

279. Розанов В.В. Чаадаев и кн.Одоевский// Новое время. 1913.10 апреля. №13319.

280. Розанов В.В. Эмбрионы // Гражданин. 1900. 24 февраля. №14. Подп.: Орион

281. Синявский А. Д. Точка отсчета. Опыт самоанализа // Независимая газета, вып. «Хранить вечно». №1.6 февраля 1998, с.З.

282. Старый скептик. «Черные вороны», или Печальная барышня в веселом обществе // Биржевые ведомости. 1907. 13 октября. №10148.

283. Суворин АХ. Маленькие письма. CCXXXIV7/ Новое время. 1895. 18 апреля. №6872

284. Философов Дм.В. «Эдип в Колоне» // Петербургская газета. 1904. 10 января. №9. Подп.: Чацкий.

285. Шевелев А. Последнее слово кощунства//Русское слово. 1895. 16 апреля, №101.

286. Юрьев М. Памяти настоящего таланта //Рампа и жизнь. 1912. №17.300. "f А.И.Косоротов // Русские ведомости. 1912. 15 апреля. №88.301. t В.В.Протопопов // Театральная газета. 1916, №15.

287. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И РУКОПИСИ:

288. Бакст Л.С. Письма к В.В.Розанову Н ОР РГБ., ф.249, к. 3871, ед.хр.14, лл.121-128.

289. Глаголин Б.С. Письмо к В.В.Розанову // ОР РГБ, ф.249, к.3877, ед.хр.19, лл.79-81.

290. Зембрих М. Письмо к В.В.Розанову // ОР РГБ, ф.249, к.4216, ед.хр.4, лл.21-27.

291. Косоротов АИ. Письма к В.В.Розанову// ОРРГБ. Ф.249. к.3825, едхр. 2, лл.4-13, 17-25.

292. Миронова В. Письмо к В.В.Розанову // ОРРГБ, ф.249, к.4216, ед.хр.9, лл.80-82.

293. Муравьева И.Н. Мережковский и театр на рубеже XIX и XX веков. К истории раннего символизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., РАТИ, 1998.

294. Мусина-Озаровская Д.М. Письмо к В .В .Розанову // ОР РГБ, ф.249, к4216, едхр. 10, лл.83,84,87.

295. Остен-Дризен Н.В. Письма к В.В.Розанову//РГАЛИ, ф.419, оп.1, ед.хр441, л. 1-9.

296. Розанов В.В. Письма к А.А.Измайлову // РГАЛИ, ф.419, on. 1, ед.хр.724.

297. Розанова-Верещагина Н.В. Семейные воспоминания // РГАЛИ, ф.419, оп.2, сд.хр.7.

298. Россов Н. Письмо к В.В.Розанову // ОР РГБ, ф.249, к.3 876, ед.хр.47, лл. 150-150а.

299. Свенцицкий В. Письмо к В.В.Розанову // ОР РГБ, ф.249, к.3876, ед.хр. 64, л. 186-187.

300. Станиславский КС. Письмо кВ.В.Розанову// ОРРГБ, ф.249, к.3876, ед.хр.50, лл. 158-159.