автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Техника в традиционном и индустриальном обществах: социально-философский анализ

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Сандыбаева, Улболсын Майтановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Техника в традиционном и индустриальном обществах: социально-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Техника в традиционном и индустриальном обществах: социально-философский анализ"

РГО од

о г •; / - -

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

САШШБАЕВА Улболснн Майтановна

ТЕХНИКА В ТРАДИЦИОННОМ И ИШСГРИАЛЪНОМ ОБЩЕСТВАХ: СОЦ ШЬНО-ФМОСОЖЖИЯ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петэрбург 1933

Работа выполнена на кафедре социальной философии Санкт--Пйтербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е.А.Шаповалов

Официальные оппоненты; доктор философских наук,

Ведущая организация. - Санкг-Пегербургский государственный горный институт./Технический универ-

на заседании специали . ю присуж-

дении ученой степени кандидата наук при Санкт-Петербургском университете ( 199034, С.-Петербург, Менделеевская линия,5, филосрф-ский факультет ).

. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М.Горького С.-Петербургского университета . •

Е.А.Гусева

кандидат философских наук, Б.И.Иванов

Защита состоится

часов

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

А.В. Аполлонов

■ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБ01Ы

Актуальность теш исследования определяется рядом современных социальных процессов. Среда них, прежде всего, назовем происходящее внедрение новых технологий в традиционные общества Востока, столкновение хозяйственной жизни ближневосточного, индийского д дальневосточного регионов с европейской эконома -ческой культурой и активное ее впитывание. Это наводит на некоторые размышления.

Начнем с того, что цивилизация как динамическая система родилась на Западе. Европзйский"человек экономический" - элемент раннебуриуазного социума, шел, безусловно, колоссальную традицию исторического бытия. Это. бытие и сформировало сознание новоевропейского человека. Продуктом развития западной цивилизации стала научно-техническая культура. Но парадокс заключается в том, что перше технические изобретения, зизвавдао революцию на Западе, были сделаны на Нортоне. Более того, между I веком до н.э. и 17 в.н.э. китайская цивилизация была более высокой, чем западная с точки зрения эффективности приложения знаний. В математику - иеотшаишое орудие наука - большой вклад внесли арабские ученые, но это не вызеэло ускоренного развития восточных цивилизгдаа. Ситуация сложилась таким образом, что сегодня народы с древнейвей а сложнейшей культурой импортируют технологии из стран более молодой а простой культуры. РеФ, безусловно, не вдет о приоритете, первенотве в технических изобретениях и научных открытиях; ш не хотим превращать область познания а ярмарку щеславяй. Напротив, это требует осознания особенностей взаимоотношения феномена техники с более широкими системами культурных значений, а значит, проблема. далеко не в потребительских ценностях технологических артефактов. Это предполагает объяснение феномена техники из более широкого "мегатехничесного" горизонта человеческого бытия. По сути, мы рассматриваем технику в контексте мировоззрения, ценностей, традиций общества в целом. Сила влияния техники не является автономной, а формируется в сочетании культурных ценностей и технологических систем. Здесь и возникает проблема внесения, передачи технологий в традиционные культуры, чьи систем»

значений я культурная практика не всегда сочетаются с практикой и значениями вносшшс технологий. Зто приводит к заиене былых тотемов и символов социальной силы, власти.

Итак, актуальность теш для восточных; обществ усугубляет -ся тем обстоятельством, что технический прогресс как явление универсальное сталкивается с традицконяши ценностями, институтами и приводит к самым разнообразнш последствиям. Наша позиция в этой случае, пожалуй, амбивалентна, поскольку нослэдст -вия оти могут иметь как негативный характер, так л позитивный, последнее особенно связано с решением массовых проблем, игнорирование которых порою оказывается катастрофическим для традиционных обществ. И, наконец, актуальность темы помимо обстоя -тельств, связанных с социокультурнш-! процессами в маре, определяется такке глобальными проблема/а современности, связанными с ускорявдшся развитием техносферы. Поэгоцу осмысление феномена техника б бытии разных культур имеет в настоящее время ваяноо аначенйе.

Степень разработанности тещ.

Теоретический анализ феномена техники за последние десятилетия стал одной аз наиболеэ обоувдаешх в философской литературе тем. В отечественных, исследованиях уделяется внимание самым разнообразнш аспектам развития техшт, техническому творчеству и технологическому кшленшо, ишэнерной деятельности и в^'чно-технлческому знании. Это работы таких авторов, как В.Г.Горохова, Е.А.Гусевой, Б.И.Иванова, И.О.Игнатьевой, К.С.Шгрова, Б.И.Козлова, В.БЛешева, В,А.Шаповалова, Ы.Л.Шубаса, В.Ы.Рози-на, Г.М.Таврдзян, Б.Г.Юданд и маогих других современных отечественных авторов.

Характерная черта зарубежной философии техникаее включенность в весь коаплекс современной проблематики, Модели информационного ( Д.Белл, Г.Стоунер ) , телематического (Да.Мартш), программированного (А,Турен) общества имеют в больней степени, прагматический стол. Но адекватно оценить технику, исходя оль-ко из научно-технических знаний, почти невозможно. Ведь техника, как утвэрдает Ортега-а-Гассет, это и система действий, посредством которых человек стремиться достичь 'осуществления внедри-родной программы, то еоть осуществления самого себя. Особенность

подхода к технике в зарубежной философия сегодня - это, пожалуй, выражение гуманистические я аксиологические отношения.

Длительную философскую традицию имеет культуркритика; нынешний ее образ в Германки определен немецким идеализмом и (философией жизни. Причем, ее широкое воздействие обязано "эссе-истяческому изображению, в котором выразительные единичные наблюдения импрессионистически обрабатываются и смело, но убедительно объясняются".1 К культурно-критической аргументации прибегают правде всего такие авторы как F.a.Jünger, н.j.Meye 5.Anders, К.Jaspera, Е. Fromm, L.Klades, M.Frish и др. Нельзя не упомянуть религиозно-шстическяй план рассуждения о технике. Это прежде всего З.Дессауэр, Д.Брикман. Ярким представителем антропологического подхода является Д.Гелен. Для нас большой интерес представляет хаЗдеггеровсков понимание сущности техники и его мысль о той, что всякая человеческая история сущ-ностно коренится в метафизике.

Пытаясь постичь про?»стога технологии, это важно для нас и в методологическом и в теоретическом плане, ш предложили сценарии осмысления техника как ритуала я магии. Обнаружить сколько-нибудь полновескнх концептуальных работ на эту тему не удалось. В целом, мы опирались на таких авторов, как Д.Фрезер, 3.Фрейд, М.Элиадэ, Л,Баллон, А.Гелен, В.Топоров, В.Розин.

Центральная проблема нашего исследования, а именно техника в парадигме Восток-Запад, не стала еще объектом системати- . ческого теоретического анализа в нашей литературе. Многие конкретные проблеш, относящиеся к теме, была предметом интереса ряда исследователей. Мы опирались прежде всего на Дж.Нидама, М.Вебера, С.Прайса, Л.Мэмфорда, А.Гелена, Ст.Лема, М.Отоя, М.Петрова,.Г.Горохову, И.Вейнберга, В. Малявина и др. В целом же, приходиться признать эту проблему фактически неразработанной.

Вышесказанное позволяет определить главную цель исследования: используя философско-антропологЕческую, культурологическую методологию, выявить основные фактора и условия,опреде^

1 Stook Н. Einführung die Philosophie der Technik. Darmstadt, 1991. S. 31.

. лившие технический прогресс в Европе и "технологический застой" на Востоке. Это предполагает, в свою очередь, философское рассмотрение феномена техники в традиционных и индустриальных обществах. Сама попытка соотнести феномен техники с ценностями, традициями и культурой вообще, имеющими отношение к предельным основаниям человеческого бытия, представляется плодотворной.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи;

- обнаружить происгоки технологии на ранних-стадиях цивилизации, когда "древо техноэволюции" было более или менее одинаковое на всем зешоы ¡паре;

- установить основные предпосылки и причины специфики технологического развития Востока;

- проанализировать причины становления научно-технической культуры - продуктом развития западной цивилизации.

Методологические при там исследования. В решении поставленных задач.автор исходил из культурологической, антропологической и философской. традиция. Концептуальными источниками послужили труды как великих мыслителей прошлого, так и публикации соь-ременных авторов. Введенный М.Вебером принцип религиозно-культурной детерминации социально-экономического развития является одной из ваяннх -методологических моделей для познания специ&ик технологического развития Еостока и Запада и , прежде всего, в плане соотношения ценностей а хозяйственных сфер.

Наиболее важными теоретическими •пояснениями, дретендунци-ш на научную новизну, являются следукщие:

- феномен техники впервые рассмотрен в контексте альтех>-кативных форы ее генезиса и развития с учетом особенностей "восточных." цивилизаций, тогда как традиционно предметом анализа выступала "западная" технологичность}

- предложена оригинальная трактовка первобытных форм человеческой деятельности: магии и ритуала как техники анимизма;

~ проанализировано влияние культурной онтологии философских принципов и ценностей человеческих сообществ на "технологический застой" Востока;

- на основе применения георе.тических разработок Макса Ве-бера к осмыслению проблем современного развития, проведена аналогия мевду конфуцианской и протестанской этиками в их алия-

иии на дух предпринимательства;

предпринята попытка переосмысления веберовского положения •об отсутствии этической мотивация духа предпринимательства на Востоке;

- на основе, исследования' взаимоотношений традиции и модернизации сделан вывод о необходимости более гибкого', пластичного отношения к традиции как фактор/ развития современности;

- выявлен ряд тенденций технического прогресса Запада, детерминируемых не только его историческим бнтием, но и поисками рациональных универсалий;

- продемонстрирована связь некоторых аспектов дизайна с архетипами технической деятельности человека, что открывает новые возможности дая проектирования предметной среды,

Натчно-гшактическая значимость исследования связана с элементами его научной новизны. Материалы и результаты работы могут быть использованы б разработке культурологической проблематики, в подготовке отдельных тем вузовской программы курса философия, а таете спецкурсов по философии техники и социальной философии.

•Апробация. Диссертация обсувдалась и была допущена к защите на заседаний кафедры социальной философии философского факультета СДбГУ, Основные полояеяия работы обсуздались на теоретических семинарах аспирантов философского факультета; представлены на научных конференциях: " Картина мира как феномен культуры" ( Уфа, 1992 г.) , "Преемственность и общественный прогресс"( Архангельск, 1932 г.) ,"Философия техники и инхенерная деятельность" ( Пермь, 1392 г.) , "Интеллект и вшивание. Системный подход" (Самара, 1993 г.) .

Структура работк обусловлена целью и задачами исследования; диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной литературы по теме.

ОСНОВНОЕ СОДЕШШЕ РАБОТЫ .

Во введения обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется состояние исследования проблемы, формулируются задачи и цели работы, раскрывается ее новизна я указываются источники диссертационного исследования.

в

Первая глава. Кнь как "мягкий" путь техники Востока. Опыт анализа технологического развития традиционных обществ.

В первом параграфе "Анимистические сценарии осмысления техники в архаических обществах" осуществляется ретроспективный анализ технологии, делается попытка постижения ее .проистоков. Зто важно как в теоретическом,.так и в методологическом плане,ведь "древо техноэволадия" на ранних стадиях цивилизации было более или менее одинаковое на всем земном шаре. Здесь ш столкнулись с некоторыми трудностями. Оказ&чось, что "теоретической базой" технологии часто служил тф. Сам технологический процесс начинался с магического ритуала, можно далее утверждать, что он превращался в ритуал, в котором прагматический элемент неразрывно переплетался с магическим. Жертвоприношения и ритуалы составляли важную часть технологического процесса так же, как и всей еизш. Без этого не ыогла обойтись ни одна технология древности. Итак, предлагается сценарий осмысления техники как рнтуа -ла и иаитСформулировав подобным образом проблему, мы, к со.ка-лешда, не обнаружили сколь-нибудь концептуальных работ. Попытка постижения проистоков технологии еще более возбудила интерес к главной проблеме: почему технический прогресс перекивает расцвет на Западе и застой на Востоке, ¡¡дя выяснения проблема первоначально было проанализировано технологическое развитие традиционных обществ Востока.

Особое внимание уделено культуре древнего Китая, как одной из самых высоких цивилизаций. Так как наибольший интерес представляет для нас "трудовая этика", с этой точки зрения удобно сопоставить цротестанмЕуи этику с конфуцианской,л наконец, инте -рес обусловлен успехами экономического развития стран объединенных конфуцианской этикой.

Здесь главным образом показывается влияние на особенности .технологического развития Востока следующих факторов - культур- ' ной онтологии и философских принципов, символических техноло -гай и ценностей человеческих сообществ.

Лрезде всего, следует отметать влияние даосизма, особенно его принципа "цвей" - недеяние. Этот принцип, по существу, является причиной отсутствия философской и религиозной санкции эксперименту в Китае. Накопление профессионального кастерсгва

носило замкнутый характер; оно ограничивалось трансформацией наличных технологий. .Б рамках ремесла возникает ситуация деятельности по ритуалу, по причине "всегда тан было". Технологические знания на Востоке часто носили характер сакральной тайны. Восточное сознание ориентировано на естественный ритм. Мировоззрение, в основе которого лежит представление о Едином, неразд-военном на субъект-объект, об изначальном небытии, формирует соответствующий тип мышления и поведение. В процессе анализа сощюэконошческюс структур азиатских обществ мы столкнулись с такими культурными архетипами как общинная форма социальной организации и социальной психологии. Здесь становится очевидной важность идей Л.Мэмфорда о Мегамашне. Невозможно, наконец,проигнорировать и успехи экономического,развития стран с конфуцианской этикой. Нами применяются теоретические разработки Макса Вебера к осмыслению проблем современного технологического развития, проводится аналогия мекду конфуцианской и протестан-ской этиками в их влиянии на дух предпринимательства. Бее это говорит о необходимости гибкого огношегщя к традиции. Новые технологии, принципы хозяйствования, налагали» на традиционные общества Востока, меняются сама, раскрывая одновременно их имманентные хозяйственные потенции.

Итак, по существу, мы охарактеризовали технологическое развитие Востока как "мягкий" путь иц>, путь непротиворечивости, без логика структур, непротивопоставление одного другому, с ориентацией на естественный рига, с идеалом постоянства.

Втотая глава. Ян как "твердый" путь технологического прогресса Запада. Техника в бытии индустриальных обществ.

Если инь мы представила как путь развития Востока, то ян-это путь Запада. Европейское сознание приняло за аксиому борьбу противоположностей. Одно из значений ян - это движение. Европейская модель характеризуется нами тсак предельно динамическая. Противоречие граэдалского и политического, способность мигрировать и. связи в.связь, в поисках приложения талантов, опираясь на "я", личность как что-то внешнее политической функции, игра со всеми ценностями и смыслами культуры - свойственно европейскому социальному ритуалу, не совместимо с пенхоло -гическими установками других культур. Европа сумела переосмыс-

лить "игрушки" чужих ритуалов в практические средства. Нельзя не упомянуть и о наличии богоборческой культура. Полнота "мифа, что не характерно для Востока, требовала смени парадигмы, т.е. замены Логосом. Европейское архе, воля к власти есть тот архетип, который обусловил западную парадигму ( борьба противоположностей) . Прослеживая путь технэ от "греков до Ренессанса" заметим, что Гоббс осмысливает "Книгу природы", исходя не из коры греческого языка, а из категориального потенциала английского языка. В эллинзтве миф еще не мог стать картиной. Только па новоевропейской метафизической уверенности, что познающий субъект способен овладеть истиной бытия, могли возникнуть и стать определяющей силой современности техника и наука. Как утверздает Хайдеггер, метафизика Нового времени тождественна сущности современной техники. Говоря о предпосылках эпохи великих достижений, нельзя проигнорировать социокультурные процессы ХП, Х1Л вв. Речь прежде всего идет о поисках рациональных универсалий в Здоху Высокого средневековья Ансельыом, Абемером а Ф.Лкшнсюш.

Р.' Мартов ставит проблему ценностно-психологической совместимости института науки с традиционными социальными институтами. Он указывает на рационализм и эмпиризм как общие для пуритан, и ученых ценностные основания. 11, безусловно, мы опираемся на идея М.Вебера о влиянии протестанской этики па дух капитализма.

При обсуждении вопроса о сущности современной техники мы обращаемся к самым разнообразны.! концепциям в европейской философской традиции. Сегодня наблэдаегся усиление культурно-критической волны философии техники. В центре ее'аргумеыташш' стоит упрек в том, что техника сделала людей беспочвенными,безродными, что она их обезличила, привела к потере свободы и вызвала хищническое отношение к природе. Необходимо новое понимание сути техяака, считает Хайдеггер, возвращение от изначального смысла - "пойэскса" , искусства раскрытия тайны бытия.

Ввиду того, что человек создал вокруг себя искусственную среду, живет в ней, встала проблема красоты, уютности этого предметного мира. Обращение тленно к эстетической деятельности

выступает как реакция на рационализированный мир "голой рассудочности". Наша задача состояла в том, чтобы в русле подобного * подхода смягчить формулу "человек-машина". В свою очередь, это с необходимостью подводит нас к проблемам дизайна. Главным образом речь идет о дизайне, в аспекте обращенности его к архетипам, первообразам технической деятельности человока. Здесь открываются возможности для новых подходов к проблеме проектирования предметной среди. Иреяде всего мы обращаемся к человеческому телу как архетипу машинного. Идеи эти мы находим у Каппа, Эспинаса, Куаре, Гелена, Флоренского. По существу,речь идет о возвращении к человеку, к его чувствам, культивировании идей красоты, комфорта в техническом творчестве как моментах гуманизации технологии.

"Твердый" путь ян технологического прогресса Запада,проявлявшийся в "героическом" натиске на окружающую материи, не имеет ничего общего с гармонией. В поисках компенсации ш и пришли, в частности, к идеям красоты, уютности, комфортности человеческого бытия в техномирэ.

И, наконец, тот факт, что "только европейский тип развн- ' тия".привел к Беку техники, придающей в настоящее время-всему миру "европейские черты" ( К.Ясперс ) , не означает его превосходства. Претензии культур быть центром мироздания не оправданы. Согласно учениям Востока, центр везде или в Ничто, потому и мокет оказаться в чем угодно, в каждой точке. Принцип двуе-динства, взаимообусловленности, взаимопроникновения двух на -чал применительно к Вое теку-Западу по типу, инь-ян содержит глубокий гуманистический сьшсл.

В заключения подводятся итоги исследования, делается выводы.

По теме исследования опубликованы следующие работы;

1. Традиция и новаторство в шшлешш // Преемственность и общественный прогресс. Тез.конференции. Архангельск, 1392. С.83.

2. Архаическая картина мира в свете эволюции культуры //Картина мира как феномен культуры.Тез.конференции. Уфа,1932.С.111-112.

3."Восточный тин рациональности" как ценностное единство природного и этического//Интеллехт и выживание. Системный подход. Тез. конференции, Самара, ГзЭЗ.

4.Ритуал и магм как моменты единства антропологического и социального бытия "архаического"челозека //Социальное бытие.Человеческое бьтие. Тез.конференции. С.-Петербург,1993. С.Зб-ЗЙ.

к

5. Архаическин корни технической деятельности: ритуал и магия //Философия техники и инженерная деятельность. Тез. конференции. Пермь 1992. С.28-30.