автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
"Теология надежды" Юргена Мольтмана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Панкова, Галина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему '"Теология надежды" Юргена Мольтмана'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Теология надежды" Юргена Мольтмана"

г: . "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА "ЛЕНИНА; ~ : ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗН/ШЁНЙ" И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (Д 053.05.84) по философским наукам

На правах рукописи ПАНКОВА Галина Геннадьевна

УДК I ми

«ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ» ЮРГЕНА МОЛЬТМАНА

о9.00.06 — теория и иоюрия религии, свободомыслия и атеизма.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1001

Работа выполнена на кафедре теории и истории религии и свободомыслия философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель —

доктор философских наук, профессор Угринович Д. М.

Официальные оппонен ты:

доктор философских наук, профессор Радугин А. А.; кандидат философских наук, доцент Данильченко Р. И.

Ведущая организация —

Ивановский государственный университет имени первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов.

Защита состоится « ».........1991 г.

в ..... часов на заседании специализированного совета

(Д 053.05.84) по философским наукам в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория 1157.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки им. М. Горького Московского государственного университета. •

Автореферат разослан « »......1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета

НИКОНОВ к. и.

РЕШАЛ ж>шт:стш РАДТШ

Актуальность исследования. Анализ современного мира, происхо-дяскх в нём фундаментальных изменений, требует глубокого осмысления перспектив общественного развития, его движущих сил, новою подхода к решению назревшх проблем. Дегократизацая общественно-политической жизни советского обгяства, расширение гласности, лереосмяо-ленпе накаго исторического прошлого произвели взркв в общественном сознании, породили различные, часто взпиг.оисыгочавиие точки зро-ния по актуальнейшим проблемам современности.

• Но плюрализм мнений не означает плмраляэм истин. Необходимость сотрудничества в деле сохранения мара или строительстве "общеевропейского дома" о-людьми различных полисзчесюис и религиозник убеящений не означает "конвергенцию идей", тал как кзжду двуш взашоиоклпчаюшига сужениями лежит на истина, а проблею. Истина иожет бчть лишь результатом объективного и- с5зоприотрастиого анализа проблем.

Одной из таких проблем яшмется роль религии и церкви в жизни общества. Происходяиие в гягре процессы не когут не отражаться в религиозном сознании: центральными проблэш.'Я! теологии становятся проблета человека и его социальной активности, его места в I,таре, проблеет свободи, революции, выбора путей общественного развития и средств обновления жизни. Поворот церкви к земным проблемы, антропологизация и политизация теологии, попытки богослоЕов обосновать ведущую роль церкви в жизни общества и непреходяиую ценность религии оказывают самое непосредственное аташше не только на повседневную .тазнъ лицей, но и на их будущее. Определить характер и практические последствия этого влияния, вдавить совдаяьчнй смысл новых теологических концепций - актуальнейшая задача ■

- религиоведения. При этом мн ставим под сомнение не иск-

ренность того или иного теолога, а истинность его концепции. Как писал К.Марко, "этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров ме.чду прочим тем, что oirá обманывает не только покупателя, но часто и продавца".^

Текой данного исследования является концепция профессора систематической теологии из ЙРГ ¡фгена Мольтдана, известная под названием "теология надезды". В основу своей теологической концепции Мольтыан положил принцип христианской надевды, которая, в отличие от традиционной христианской надежды ориентирована не на ' индивидуальное спасение, а на коллективное достижение божьего царства путём борьбы за улучшение земного царства, путём устранения голода, нищеты, насилия, эксплуатации, бесправия и отчувдения, Он стремится соединить религиозную надзвду па бога с безрелигиознн-ш надеждами на улучшение земной гкизни, придан тем самим христианской надевде активный характер, а социальной активности Л'-лцей религиозный смысл.

Устойчивый интерес к работам f/юльтмана в Германии и за ее пределами, его успешные выступления на Ькуменкческих встречах и секнырах свидетельствуют о том, что Мольтшн ставит проблемы далеко не абстрактные и предлагает пути их решения, которые воспринимаются верующий как вполне приемлемые, Задачей теологии он провозгласил революционное изменение мира, но какой смысл вкладывает он б понятие революции, какими средствами предлагает достичь всеобщего счастья, каков характер воздействия "теологии надежды" на социапышй прогресс - эти вопросы требуют специального анализа. Критический анализ теологической концепции Ю.Мольтмана представляет собой актуальную задачу не только в теоретическом, но и в практическом плане. Необходимость совместной борьбы верумнмх и неверу-

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.¿¿4. - С.405.

- 2 -

юних в деле ойиовленк'7 жизни требует определённой программа действий и выбора срсдств, от которых загасит успех дела.

Методологическая основа и источники исследования. Методологической основой, на которой осуществляется исследование "теологии

насады", является работы в области теоретического религиоведения советских и зарубежных авторов. "Теология наделщы" рассматривается в её развитии, выявляются её внутренние противоречия, её связь с традиционной теологией и современными- философскими системами. Плодотворными оказались приёмы феноменологического1 и герменевтического исследования, а также структурно-функциональный анализ объекта.

Гольтуп помощь в работе над диссертацией окаяачи труды советских религиоведов Рорункова ?).Ф., Новикова М.Н., Угпинотта Я.М., Яблокова И.Н., раскрывающие сущность, структуру и социальные функции религии, её роль в жизни отчества. В процессе исследования автор использовал работы советских философов, характеризующих современное состояние философской и теологической мысли в Я'Г. Это работа Богомолова A.C., Гараджи В.И., Давыдова Ю.Н., Нарского И.С., Ойзермана 1'.И., Скийитского М.М., Кармского A.M., Кравченко И.И., а также работы, в которых дан критический анализ христианской эсхатологии /Гопченко ПЛ./, религиозной антропологии /Никонов К.И./, христианской футурологии /Попов A.C., Радугин A.A./. В работе попользовали книги и статьи немецких философов и богословов, матари-

;ч -

риалы йкуменических семинаров.

Объектом научного исследования в данной диссертации являются рьзоты Молыгкана, опубликованные с 1964 по I9R4 год: это "Теология надежды" /1964 г./, "Человек. Христианская антропология в конфликтах современности" /1971 г./, "Распятый Ног" /1972 г./, "Иисус и церковь" /19% г./. "эксперимент надежда" /W74 г./,' "Кто есть человек?" /1./75 г./, "Политическая теология :- политическая этика" /1984 г./, а гаасе статьи Молы-иана, опубликованные в теологических журналах и сборниках.

Степень научной разработанности гтобле.'аи Ь современной немецкой философской н христианской литературе "теологии надежды" уделяется достаточно большое внимание. Уже в I9G7 году в Мюнхене вдшла книга под .названием "Дискуссия о "Геологин надежды" Кртена ЬМьтмана", в которой опубликованы статьи авторитетны;; философов и богословов. Г-foeöb содержатся интересные оценки и выводи относительно концепции Цольтшна, но они даны с мцеилпсттёсккх позиций к сами нуждаются в критическом отношении.

Ь советской философском и религиоведческой литературе интерес к "теологии иадеада" м.Ыольтшна начал проявляться с середины 70-х годов, итделькне её положения рассмотрены в работах Гараджи В.И., Кравченко И.И., Ьеьшяного С.Н., ¡'нюшна к.К., опу&шкован-

них в виде статей и ороишр. Начиная с 80-х годов интерес к "тео-«

логин надевды" нарастает и критический анализ его адей можно встретить в монографиях Добренькова В.И., Гонченко II.Л., Крянева ¡¡>.В., Нкконова К.И., Полова A.C., ^адугши A.A. !jо здесь идеи Мэльтш-на рассмотрены лишь в отдельных аспектах;, в связи с предметом исследования каадого автора. ссеотороннему анализу в советской литературе "теология надежды" ».»ЛЛольтмана подвергнута не <Ша.

Ятю недостаточно внимай iw ь натек ,<{%пссо4окоК и религиоведческой литературе- уделяотся сашву понятию "ьадезда", котя тема

надежды всё чада зцучит не только в публикациях западных философов и геологов, но I! н речах политиков, в средствах массовой информации .

Цели и зздя'М исслсдоюздяя. Дшкш работа предстапляетг собой попытку целостного осмысления теологической концепции "О.Мольтмана на основе критического анализа его работ, выяснения особенностей "теологии наде.чщи", её места в протестантской теологии и об социального смысла. Для достижения этой цели нео<5*одииго решить следующие задачи:

- рассмотреть сопиальь -рконимичеокую оитуаште ка Западе," роль матерлаяьянх факторов, оказияапгйх влияние на христианскую теологию и на духовную атмосферу общества в целом;

- исследовать современную христианскую теология в ФГ, дать характеристику её основным направлениям и проблемам;

- показать кдейнне истоки теологической концепции юр гена Мольтмана, ев связь о традиционным христианством и современными философскими системами;

- раскрыть содержание и супяость "теологии нодеэды", показать её внутренние противоречия;

. - с материалистических позиций определять содержание понятия "надежда", выявить соотношение понятой "религиозная нрдеада" и "безрелигиозная надевда";

- дать оценку социальной роли "теологии надежды" через её отношение 1« современным демократическим движениям и к обиествешому прогрессу.

Научная новизна диссертационного исследования заключается я том, что в нём впервые:

- предпринята попытка наиболее полного и всесторогазго изложения и анализа теологической концепции Ю.Мзльтмзна;

- с материалистических позиций рассматривается соотношение понятий "религиозная надезда" и "безрелиткозкая надезда";

- предпринята попытка показать социальное значение трёх принципов христианской этики - веры, надеади, любви;

- на примере "теологии надежды" показана тенденция к сближению и. взаичоюслолнешш современной буржуазно*. иилософии и христианской теологии;

- ыехашан Еозитнованич новых геологических концепций а смена теццеш51й в современной христианской теологии объясняется на основе теории "длинных волн" в экономика-Н.Д.Кондратьева и "психологии переживания" В.Ф.Басалюка.

Положения, внносигае на защиту.

1. Предпринятый в диссертации критический анализ современной христианской теологии в ©Г в целок и критический анализ "теологии надеади" Ю.Мольтмана е частности позволяет сделать выэод о том, что теология находится в глубоком кризисе, что выражается в десупранатурализации основной идеи религии - идеи бога как трансцендентной сущности, сто ведёт к постепенной утрате специфического признака религии - веры в сверхъестественное и постепенном растворении её в других формах общественного сознания.

2. Преодолеть кризис религии христианские богословы лытаотся путём превращении теологи/1 в идеолога» прогрессивных демократических движений через соединение современных соцнально-политичес- ' ких теорий с идеяш первоначального христианства.

■ 3. "Иршат надеэды" е современной теслом,; обусловлен тем, что степень осуществления земшх надежд человека при расширении ракок его свободы увеличилась, а степень вероятности выхквашя человечества прц обострении глобальных проблем современности, вызванных стихийность» общественною развитие, укеньпшлаеь.

- ь -

4, Исследование яце&шх истоков "теолопш нзде.»ди" '0.Кольт-г.аиа позволяет сделать вывод о том, что ЬЬльтман свою концепцию разрабатывая на оепове "философии иадевди" Ь.Еноха, "критической теории" представителей франкфуртской школы и храсхианокок эсхатологии.

5. "Теология нядеады" Ю.Мольтшна представляет собой разновидность религиозной утопки и несмотря па па.мчсел её создателе не может стать средством радикального обновления игра.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Критический анализ "теологии надежд л" Ю.Ь;ольт г.аиа, как надеется автор диссертации, расширят наши представления об особенностях современного религиозного мировоззрения, о роли рзлвтт и церкри в современном кзтре. Материалы диссертации могут быть лоиользовагш -в преподавании курса религиоведения, з спецкурсах и спецсеминарах» в лекционной и пропагандистской работе. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях но Философской и релихяозедческой проблеютике.

Апробация работы. Основные глеи диссертации обсулщалчсь на ежегодных научных конференциях преподавателей Ивановского тзко-тялмого института им. М.В.<фуизе /1Ш1 - 1РРВ г.г./, на Всесоюзной шоле молодых ученых н специалистов "Проблемы атеистического воспитания молод ёж" /Звенигород, 1у.'<3/, по теме диссертации опубликованы две статьи, материалы диссертации используются автором в учебной работе при подготовке спецкурсов. Диссертация обсу?иалаоь на ка<$едгз теории и истории религии и свободомыслия философского факультета Мясковского государственного университета ии. мЛ.Лсмоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена целями и задачам г исследования: диссертация состоит из введения, дя.ух глав /каадая иг» них вклвдает но -три параграфа/, заклтчлм к списка ллтехятурн.

OCiK)BHOiS ООАчЯвгАЦЩ JlitCCriPTAifM

Во введении обосновывается актуальность теш диссертации,

анализируется степень её разработанности, определяются методологические принципы исследования, ею цели и задачи, щделянтся моменты, характехшзукэдш научную новизну диссертации. её теоретическую и практическую значишсть.

■ ЛЛЩИУ! .главе _ "КРИЗИС ООИШЕШШ ХРИСТИАНСКОМ ТЮЖГСШ И ШПЫТКИ ЕЮ ПРШДОЛИНШ" ставятся две задачи: показать общее состояние современной христианской теологии в 4РГ в качестве того адейюго ¡{она, па котором появилась "теология надеадц", и выявить едейиие истоки "теологии надежды", находяьщеся не только в недрах христианского богословия, ко и в современной философии и социально-политических теориях.

В первом параграфе "Социальный истоки кризиса и ею сущность" автор исходит из того положения, что религия в современную эпоху находится в глусюком кризисе. Под кризисом религии понимается такое ее состояние, когда религиозная картина мира, культовая практика, деятельность церквей приходит в глубокое противоречие с сознанием и потребностями современных веруюиих. Теологи, признавая кризис религии и анализируя его причины, мнут способы преодоления возникших противоречий. 'Чорма, в которой выступает христианство, когда оно стремится «хридать себе научный вид, есть теология,-писал ■лЬнгельс,- Сущность теологии, особенно в наше время, есть примирение и затушёвывание абсолютных противоположностей.

В работе отмечено, что в рамках современной христианской теологии существуют два противоположных направления - традиционализм и модернизм, представители которых дают различные трактовки как ■ богословских, так и социальных проолем, н предлагают различные способы преодоления кризиса религии, при этом смена направлении в

I. lúipKo Энгельс Ф. Соч. - 'i'.i.

- г -

-с. т.

теологии гооисходит "волне;,-и": от традиционализма к модерчияму и обратно.

Механизм смени тенденций в теологии нельзя попять только из само;! теологии, здесь пухло обратиться к анализу пройсходяпих в оОществе процессов, прежде всего материальных. Конечно, по словам Энгельса, экономка в са-ерз идеологии "ничего не создает заново, но сна определяет над изменения к дальнейшего развитая имеющегося налицо мыслительного материала... В диссертации предпринята попытка сопоставить прокс-чодяглв в теологии ироцеоои с циклами в развитии экономики, открытия! советски.« экономистом Н.Л.Кондратьевым^ Не рискуя впасть с екоког'ический детерминизм и учитывая влияние других факторов, можно всё-таки отметить, что "длинные волны" в экономике вызывают соответствую?';» колебания в теологии: подъём волны в экономике сопровождается либерализацией, рационализацией и козерпкзаюпй теологии, а в периоды экономического кризиса и депрессии теология возвращается к традиционализму, ортодоксии , иррацисн алкзму.

Далее в диссертации прослеживается связь мевду изменениями в экономике, затрапгаамаиш материальные интересы ладей, и изменениями в сознании, дрегаде всего в настроении касс, в сфере общественной психологии. В период кризиса кир становится для человека источником отрицательных гмоций, зешая жизнь обесценивается, а объектен положительных эмоций становится сфера трансцендентного как прямая противоположность греховному миру и достижение которой становится единственной целью человеческого существования.

По мере выхода общества из кризиса, по мере того, как л об-

1. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные шюьта. - М., 19®.- '.'.430, '¿. См: Кондратьев И. Большие циклы коньиктури //Вопросы коньпкту-ри. - 1W5. - Я.

цестве открываются скрытые ранее возможности развития и реализации жизненных потребностей человека, влияние религиозного йвктора ослабевает, идея трансцендентного теряет свою актуальность и религия оказывается в очередном кризисе. Ьто вннуадает теологов к переосмыслению теологии путём устранения дуализма между богом и пиром: сакрализация земного и десупранатурализация потустороннего становятся результатом деятельности богословов, которую в терминах Василюка Сг.Е. моио назвать "смыслостроительством".^

В работе подчёркивается, что такие колебания в теологии ценз бекнн: пока не преодолена стихийность общественного развития, религиозное сознание будет утопать "в богатстве религиозных противоположностей и религиозного многообразия".^ '

Во втором параграфе "О двух тенденциях в современной христи-

к

анской теологии «РГ дан анализ современного состояния.христианской теологии в Германии, характеристика двух её направлений, сто ара-диционализгл /"вертикальное'' направление/ и модернизм /"горизонтальное" направление/. В основе "вертикального" направления в.немецком протестантизме лежит тезис о глубоком противоречии мекду оогом и трои. Традштаоналиэы уходит корнями в учение Лютера о лачной вере как единственном средстве спасения человека, так как только личная вера является связующим звеном меаду богом и человеком. Признание полной зависимости 1реховпого по сшей природе человека от бога, отрицание возможности изменить 1лир к лучшему сила- ■ ми самого человека превращают социальное учение традиционалистов в доктрину социального пессимизма.

Сторонииков"горизонтального" направления /¡юцрршютов/ оОъеци-вг.ет: 1/ отрешение преодолеть дуализм между богом и человеком, что приводит к кантеизащш и антропологизацни: идеи бога, ¿/ при-

I. и-..: шсшпск ^.й. лсихологак переживания,- Ы. ,19Нч. - С.¿4. :•. ¡•арке К., Мц-ельс ф. Соч.- Т.1.-

- 1С: -

знание ценности и значимости посюсторонней лизни людей, ?/ яопнт-;>л связать веру и политику и обосновать вачутув роль хгясп&иотва в современном мире, 4/ супранатурализация об-честэенянх отношений и революционного движения, 5/ умеренная или радикальная критика капитализма и отрицательное отпошениз к странам, носившим название социалистических, 6/ критика марксиэта как "утопии".

Наиболее острые дискуссии мезду теологами разворачиваются вокруг центральной идеи религии - идеи бога. Традиционалисты считают бога находящейся за пределами пира трансцендентной суга'остья. Такур трактовку бога теологл-'.'одернистн считают неприемлемой для" человека XX века. Вольф Крётке, например, утверядает, что "Fora не следует поникать как какуп-нибудь стабильную или динамическую величину, а /следует понижать/ как событие, кяк ппоисгсествие"-и "сегодня говорят преимущественно не с том, что For существует з трех липах, а о тем, что Бог существует в трёх способах бытия".* Карл Ранер вводит в свои теологию понятие "абсолютное 1.;у,туиее", которое есть только другое название о'ога. Ьог протестантского теолога В.Панненберга - вто всё огсределягщш действительность и мир является местом пребывания бога. Доротея Зёлле истолковывает бога как ещё не достигнутое человечеством идеальное состояние, сна утвервдает, что понятие бога можно выразить моральной категорией "совесть".

Пытаясь сохранить влияние религии и п-тхест в обществе, теологи ориентируется либо на "трансцендентное", либо на "имманентное, либо маневрируют между ними, питаясь отыскать "золотую середину1! К этим последним можно отнести протестантского теолога Ю.иольтшна, предложившего своё "революционное понимание Яр га"

i- Цt u Ike IV ' /#t BlicJrfn**htx a/(f- grtehieJiiticli* Gdt -

- !3?Y. - S

как "Ьога надезди". Яра атом !:.ольт;.:аи не соблралел, по его словам,- внступать в роли мирного посредника иеэду коы^диктуи-имми сторонами, а хотел показать "сюк собственник путь".

В третьем параграфе "Идейные истоки "теологии надежды" Ы.Кольтмана" показано, что Мольтман разрабаташл сбою теологическую концепцию исходя из сформулированной им задачи: "Лля теологии речь вдет не о том, чтобы иначе интерпретировать мир, историю и человеческое бытие, а чтобы изменять их в ожидании божественной« изменения".* Не вступая в противоречие с традиционным христианством, Ьодажш сделал акцент на одной из составных частей христианской яеологаи - эсхатологии,- разраЮтав её на основе Философски-,: идей Ь.оадха к /силке ей социальное звучание крч вошад методов "критическое теор»;и" идеологов (¡ранк<?уртскои каким, Ке разрушая основ христианскою вероучения, "теология кадевды" стала теологическим осьоешеы такой разновидности западной философии, которая выступает о г имени марксизма. Работа Ь.олътмана в этом направлении оила облегчена самими "неомарксистами", которые, выхолащивая материалистическое содержанке и революционную сушость маркслэка, последовательно шли навстречу религии.

|(ет>внм нагом по направлении к религии стыла попытка "неомарксистов" улучшить и расширить кархеизм посредством его сс-«

единения с христианством и призывы "читать '«Или» глазаки Коммунистического г.дииФеста" /'„.гмх/. КркткчеокиИ дух. первоначального христианства яндяетон для июхи тем ядром религии, кототое надо сохранить и которое о\дто оы трансформирует религиозную асхатслегию в револмшкяшум утоши>. х! создании этоК утопии,ю-

]. ИоИьыпи 1 Т1зсо1од1е ¿ег НоНпип$.-НИпсЬеп. 74.

- -

торая носит "тотальный характер" и лоазшу не кокет бить зо^ака дане в самом идеальном обществе, увидел tarannm главную заслугу лоха.

i:лох считал oodíí материалистом, ко катерки кздеялл суоь-ектквкам доктором и раззитие япиродн понимал как "сйшссу^ств-ление" этого субъективного о актора, иечостувного познанич, скрытого. ¿.ель этого развития - дсстаженио "родины ичеитичиости", где прекрашется всякое диикенье и развитие к исчезает материя. Принципом развития п одновременно' его конечной цзл1» становится у Ь.Ькоха принцип недоды: "í&p дыыется к конечной цели, к диа-лекгачсска-матераалйстьчески цокии^еьоп иаде>де".А Пржвдш надежды, онто.чоглзировшжн'л й шстапидарованиш. taoxou, оказался по своему содержали» глубоко реллгиозшл, а нсяз0е«шк конец r.s¡~ •ра, "родина идентичности", аналогична лрлстишюкой пi:ee лспчьзго царства.

шсоко осеила "<fiucoco&&; ьсщог'ди" ;•». ¡лоха, ¿шь'мгт вой ке счёл её недостаточно обнадвквзйоод, так как неверие в конкретного мессию ниеуоа лряста веяё? лодеп к тотальному пессштзгзг и ожгщанио мировой катастрофы. Именно Христос, по мнении Ыольт-кана, является гарантом будущего, а исторический путь Христа показывает способы достижения ьтого будущего.

.далее в диссертации отмечается, что представления Мольтмана о будущем и путях его достижения обнаруживает больше сходство с "критической теорией" фшюсойгов ураН-ктуртской школы, для Ь'арку-зе, например, будущее является абсолютным отршвнием суивотвум-ией данности, &то -будущее наступит в результате аиокалилтачесхо-го прорыва обгпеетва в но рое измерение, в царство абсолютной свободы. Само "тотальное отрицание" будто би порождает Зудунее иа себя самого, из своей отрина-шеи энергии.

T.Bloch В. Das Prinzip fjoíhm tfg - ßefiin № ~aJ7.-s.i3

- i;- - '

Молътыан тоже питается преодолеть настоящее посредством отрицания, посредством критики. Он считает, что критика сама но себе способна превратить существующее в прошедкее и пветт-восхитить будущее. Ворьба с "настог-дим", с пороками современного общества, провозглагаённая Мольтшном и "неомарксистами" революция фактически сводится лии-ь к критике, которая хотя и необходима, но недостаточна для преобразования о1аесиа. Стратегия такой борьбы, будь то "революция инстинктов" /Маркузе/, "стратегия кассового просвещения" /(О.Хабермас/ или "миссионерское благовестив" /Ю.Мольтмак/ па практике означает не более, чем приспособление к критикуемому обществу, революцию в сознании.

В своё время К.Маркс и ^.Ьнгельс превратили социализм из утопии в науку. Современные "неомарксисте" проделали обратный путь, вернувшись к утопизму и подготовив почву для слияния утопии с эсхатологией. Негативное отношение к настоящему и.отсутствие конкретных представлений о способах достижения будущего приводит их г. пессимизму и признанию того, что изменение гаячи к лучшему возможно липгь при допущении трансцендентной справедливости /Лоркха&ор/. Уюльткан довёл до логического конца то, чего не могли сделать ¿..Блох и философы Франкфуртской школы, претендующие на звание марксистов.

Во, второй главе "КРИИШОлИп АНАЛИЗ ТШЛОШКСКОЙ КОНЩЛ-ЦШ М.МОДЬТМАНА" исследуются проблем!, поставленные Мэльтмаком в качестве актуальнейших богословских проблем, и предлагаемые им пути их решения. "Есть только одна действительная проблема христианской теологии, ... которую она ставит перед человеком и человеческой мыслью: проблема будущего",* -.пишет Ю.Мольтман.

I. МоИм&нн 1 '1Ъео1од1е Жег НоИпнпд,- ¿.12.

- -

А зго, по мнении мольтмана, означает, что эсхатология поляна' • бил не концом теологии, а её началом, и что теология должна стать практической и шзытачесхой теологией, то есть теологическим обоснованием социальной активности христиан и инициатором общественных движений. Чтобы верифицировать всхатолоиш в качестве учения, преобразующего мир, Мэльтыан предлагает проектировать кос антрополога» надежды, так и онтологии возможностей.

В первом параграфе "христианская эсхатология и её трактовка в "теологии надежды" отмечается, что усилия многих современных теологов направлены на то, чтобы преодолеть расхождения между первоначальным христианством и многовековой христианской традицией с одной стороны, и внутри первоначального христианства между иудеохристианствсм, :ш,еи котог<ого отражены в Апокалипсисе, и собственно христианством, кале оно представлено в других книгах Нового Завета, - с другой стононн.

Традиционную лриотшшскую эсхатологии иольтмш одьлаяяет эгоистичной, Tai: как она является есхатолсгией ожидания, а не действия, и ориентирует человека на личное спасение и загробное . воздаяние. Шлътман видит задачу теологии но только б личном, но и в социальном и историческом освобовдегаш. Центральны» понятием его' теологии становится понятие "надежда", которое в целом соответствует новозаветному его толкованию и эохатологично по своего сшолу: это надежда на спаоетп. лриотианслая теология считает надезду отличительным знаком христианина, та:: как не-христиане. отличаится будто бы отсутствием надежцн.

в диссертации" подчёркивается, что начелда, вопреки утверждениям богословов, является важнейшей характеристикой психической жизни человека,независимо от его отношения к религии. В русском языке слово "надежда" означает "ожидание чего-нибудь радостного,

- Jö -

благоприятного"1, ото "состояние надеющегося"'. В психологии для характеристики эмоционально!: кизпи человека используется понятия "чувство'' к "настроение"." Чувства носят предметный характер и отличаются сравнительной устойчивость ч, а настроение не предметно, это не переживание, приуроченное к какому-нибудь частном;/' событию, а разлитое общее состояние.

Кадегда не яшлетоя "обикм состоянием", так как она предметна, направлена в будущее, её мокко отнести к сфере положительных эмоций. Для обозначения "обиего состояния", положительного .:о своему содержании, соответствует слово "оптимизм", в диссертации дано следующее определение надеин: надедда - ото осо'ое опционально е состояние личности или общества, содержанием которого является ожидание благоприятного для данной личности или общества события, наступление которого носит вероятностный характер. .

далее в диссертации выявляется сходство и различие религиозной и безрелигиозной надедцы. Сходство заключается в том, что и религиозная, и безрелигаозная надевды являются положительныш шошами и направлены в сторону будуаях событий, наступление которых носит вероять^стный характер. Разница в объектах надекди к месте её реализации: объектом религиозной надежды является ^ог, Сезрелиглозксй - сам человек, другие льди, общество в целом, благоприятное стечение обстоятельств, счастливый случай и т.п. Местом реализации безрелигионок нацекды является только земная жизнь, религиозной - лиоо только потусторонняя жизнь, либо сначала земная /ца|*к;тю божье на земле/, потом потусторонняя. Религиозная

I. Ожегов О.Й. Словарь русского языка.- ¡«., 1угЛ>.- С.343.

г, даль ri.il. Толковы;: словарь живого великорусского языка, - Т.<!.-ы., с.'Лг.

3. См.: У г} .шоют Д.Г.. 1.'сихология релипш.- ОМ-. 5.

- 1С -

нацевда основана на вере в реальное существование Оога и оожьего царства, йезрелигаозная - на знании количественной глеры возможности появления желаемого события. Безрелигноэная па^еича стиыул»-рует человека к активным формам жизнедеятельности, к усгранеглю препятствий, которые мешаит наступлении желаемого событии, религиозная начевда пассивна по отношении к реальному мару, активность ьеруэдзто реализуется в опере иллюзорио-ирактячегких действий.

В диссертации отмечено, что христианские принципы верп, надежды и любви ос5еепечивали относительный психологический коьфрг в мире безверия, ненависти и отчаяния: вера кошшаировала бессилие обездоленных слоев общества, любовь, объектом которой становится не только бог, но и человек, определённым образом способствовала интеграции общества, надежда блокировала социальную активность лкней, перенося осуществление желаний згг прецелн мира.

Особенность трактовки .Чольтюшюм христианской надсзди состоит в том, что он расиирил объём этого понятия, включив туда не только надежду па достижение божьего царства, но и надежды на улучшение' зекноп кизни, так как царство онье, по его мнении, присутствует, в истории "в скрытом виде", сто приводит его к »¡¡нотификации истории, а в итоге - к ее упразднению: "В этой 1лжественной истории... упраздняется всякая человеческая история: она интегрируется в будущую Гожьв истории".-'" "Новизна" исторической концепции Мольтиана закляяаетсл в тон, что он, исгчльзуя результаты научного анализа исторического процесса, питается поставить их на теологический Фундамент, соединить историк) с эсхатологией, игнроко используя понятия "свобода", "прогресс", "развитие", "революция" и т.ц. Но та-тая постановка делает непрочной всю котетрукшш и грозит её разрушением.

I. М ш<1пп J. Ехрег/ше^ НоНпинд, - Минске».

- IV -

Во втором параграфе "Антропология надевды" о сущности и существовании человека"подчёркивается, что объективная тенденция возрастания роли субъективного фактора в истории отражается в общественном сознании всё большей актуализацией проблем человека. Рост самосознания человека, расширение рамок его свободы, его возможностей творить обстоятельства, остро ставит перед ним во-ггпос ort условиях его существования, таких условиях, ггпи которых он наиболее полно смог бы реализовать свою сугиостъ.

Рассматривая вопрос о супнсстк человека, ¡.¡ольт.ман подвергает критике все известные антропологические концепции, в том число религиозную антропологии, на том основании, что все они являются антропоцентристскими, обожествляющими человека. В своих рассуждениях о человеке он намечает два подхода к проникновении в его "тайну": I/ рассматривать человека как современника со всеми его "болезнями" и '¿/ рассматривать его в свете того, кого Оиблеиская традиция называет "Сыном Человеческим", то есть Иисуса Христа.

Как существо историческое, человек, по мнению Мольтмана,'. вызван ^огом из-хаоса, из ничего: би 'легское определение человека как творения бога ничего не говорит о сущности человека, а только о его солидарности с другими творениями. Вто определение человека ничего не говорит и о сущности jora, тек как творения бога являются выражением его воли, а не отражением его сущности.

Как существо эсхатологическое, человек познаёт свою истину через отношение к Иисусу .Христу, и особенным определением человека будет его "надезда на будущее йояье 1арство". 'Ум не в состоянии определить "суиносгь человека", которая лехиг в основе всех его феноменов, так как она становится всё сложнее,-признаётся МольтманЧеловеку ешё только предстоит стать чело-

веком, "человеческая природа" или то, что делает человека человеком, стоит не в начале истории... а стоит käk цель и конец его истории..."1

В "теологии кацездн" Мольтмана человек в качестве предмета антропологии устраняется, антропология растворяется в хтадсто-логаи и иисусолоти. Но и сам р&схитай Христос, по мнение ГЬльт-мана, есть лить "видимый о'¡газ ещё невидимого лудуиего Ко га и человека", сущность его покрыта, тайной, и это невидимое будущее; "не имеет другого состояния на зенче слез я крови, как крест на Голгофе"."'

Марксистское учение о человеке i-.Ьльтман считает "утопией .тотального человека", не способствующей ни познанию человека, ни преодолению его отчузденкя. ¡¡роолему отчуядошот У Маркса Ксльтмлн трактует упрощенно, а проблему его преодоления сводит к простсГ'ту уничтожении частной собственности, lio так как частная собственность в социалистических странах уничтожена, рассуждает Молътман, а отчуждение не исчезло,- значит, марксизм является утопией.

В диссертации воспроизводятся основные положения трксовой концепции человека и его понимание отчуждения и отмечается, что критика Ьольтманом учения 1,.аркса основана на искажении его взглядов и с использованием методов, типичных для буржуазной идеологии: целостное учение ¡.'ркса сводится к одной из его составных частей, а затем подвергается критике как одностороннее' ученее, характерно и то, что оиибки в практике социалистического строительства, которые были следствием отступления от теории марксизма, Гюльтмаи использует для дискредитации самой теории

1. ИоНшпп J Politische Theologie -politische Шик-München. Mir.-S./CZ

2 Jb. -S.J2R

марксизма.

Поставленную Марксом проблему отчуждения Ыолътман пытается решить с теологических позиций. Отчуждение у него имеет две разновидности : I/ отчуждение от бса неверящих в него или неправильно понимавших его ладей, '¿/ отчуждение от бесчеловечного мира, которое является основой его преобразования на гуманных основаниях. Отчуждённые от бога люди разочарованы и жизни, так как потеряли её смысл, они не хотят брать на себя ответствен- . ность за мир, а имеют "желание быть вешъв среди других ветей". Примером отчуждения от бесчеловечного мира Мольтман называет Христа, ой вменяет христианам в обязанность отчуждение от мира и принятие крёстной нош, которая означает у Мольтмана акт бунта против любого конкретно-исторического зла.

"Право на сопротивление" Мсльтман считает одним из важнейших прав человека, но борьба христиан за улучшение жизни и аа реализации прав человека невозкокна, по мнению Мольтмана, без права на примирение", raie как служение примирению является специфически христианской задачей. Достижение человеком подлинной человечности, обретение км человеческого достоинства оказывается возможным лишь при усвоении принципов христианской этики, но это старый постулат традиционной церкви и Мольтман здесь не оригинален.

Попытка Мольттна преодолеть противоречие между научным и христианским пониманием человека путём соединения принципов историзма и гсхатслогизма в его познании приводит к растворению историзма в эсхатологизме и конструирование) нового противоречия -между историческим существованием человека и находящейся за пределами истории его сущностью. *;му не удалось создать' гуманистической концепции человека, так как критерии его гуманности лежат за пределами земюго мира, вне человека.

- ¿0 -

Б третьем параграфе "Онтология возможностей" как учение о христианской практике и её социальный скксл" рассматриваются представления мольтмана о способах преобразования икра, Принцип "созидательной эсхатологии" означает у Мольтмана "нап.зяться и действовать" для ггреодолешм "пяти дьявольских кяугоз смерти". В асонокической области зто дьявольский круг бедности, в политической - дьявольский круг власти и насилия. Льягольские круги бедности и насилия порождают дьявольские кругл расового и культурного отчуждения, промышленного отчуждения от природы. Но прк внимательном рассмоарениа, утверждает Молыкак, во всех ртах дьявольских кругах присутствует дьвольокий круг бесскмсленлоста и одиночества.

Критикуя традиционную церковь за пассивность ¡г бездеятельность , Мольтман ищет возможности выхода из ятих т^явольских кругов, так как без "искусства возможностей искусство надежда остаётся опиумом народа". Но реализация возможностей <1ээ наден-дн на бога, по его мненич, не только не способствует гуманизации-жизни, по и вечёт к смерти. Оценивая капиталистические и согща-листические страны с позиций -ристианства, Мольтмг.н отвергает сложившиеся в них общественные структуры как несоответствующие подлинной гуманности и идегшаы христианства. В своём общественном идеале он питается соедашть основы социализма с достоинствами американской демократии и придти к зтому идеалу через своеобразно понятую революцию, которая, по его словам, является "божественным наказом изменения мира", 1,'ольтман выводит формулу христианской практики: слово, община и цело.

"Слово" Ш1И "миссионерская проповедь" означает у КолмУаня пропаганду христианского учения и разъяснение того, что такое "настоящая вера". Революционное понимание бога как "fora на:;с.ч-

дн" поткет, по утверждению Мольтмана, осознать своё достоинство и почувствовать сеф: искупленным через жертву Иисуса Христа: люди должны знать, что гарантом их спасения является не нашя, не вождь, не народ,- не партия, не тролетариат, а Кисус из Назарета. Иннш словами, для спасения необходимо, чтобы все социально-политические и навдонадьно-освободительнке движения объединились в христианстве.

Вторая задача христианской практики - создание подлинло христианских обьдин, "настоящей церкви", которая стада бн веду-ией силон сов;еменности. Такая церковь, по мнению Мольтмана, долина формироваться на основе свободного выбора, так как принцип свободной церковности он считает религиозной основой демократии. Выступая с прогрессивной в целом идеей объединения всех европейских народов на основе принципов мирного существования, вззимного уважения и братской любви, он считает, что уде сейчас' для гтого есть необходимые предпосылки. Это, превде всего, христианство, которое содержит в себе "неисчерпаемый динамический потенциал": признавая взаимосвязь мелеу изменениями в обпестве и изменениями э "религии, Мольтман меняет ппичину л следствие местами и.на втой основе делает вывод, что причиной изменений в Европе были изменения в христианстве. И если сейчас нпеодолеть внутриевангелические конфликты и придти к пониманию, что "крест один есть наша теология", то это повлечёт за собой объединение европейских народов.

Дру^ю предпосылку Мольтман видит в том, что в Европе наряду с христианством существуют ислам и иудаизм, которые также являются "эсхатологическими религиями": нужно распространять на-девду на будущий человеческий мир, на божье царство среди христиан, иудеев л мусульман.

Идея Мольтмана о создании единой Европы, единой церкви, единою народа и будущей истории "в единственном числе" хотя и привлекательна, но не выполнима в сипу своей противоречивости. Выступая за объединение с "другими" к за уничтожение преград меяду лвдьми, он не проясняет вопрос о том, .останется ли место в единой Квропе для последователей не-ьохатологаческих реяипи! и атеистов. Призывая объединиться под знаком надездп на будущее бо;,:ье царство, он подчёркивает, что ладекда есть редкость и приоута она прежде всего бедннм, больным,и бесправным, так кате богатые и благополучные не иуждаится в изменении ¡казна.

Это ставит под сомнение целесообразность осуществления третьей задачи христианской практики - "мессианского действия", включающего в себя борьбу за экономическую справедливость, сво- • боду и права человека, за человеческую солидарность и экологический иир с природой. Ксли надевда на будущее cora, приоуcv-i ооез-доленным и страдаютем, то преодоление страданш,, следуя логике, упраздняет надекду и не способствует подлинной человечности. Провозглашённая Мольтманоы задг.ча изменения мара на практике означает приспособление к нему через преодоление пассивности и разочарования самих по себе. Человек, последующий Хоисту, уже сейчас живёт по-новому. 1яг, по шенио КЬльтмапа, "определяет нас к тому, чтобы мы творчески любили папах врагов, понимая их страдания, критически переосмысливая нашу собственную позицию"1", а "христианская этика делает повседневную жизнь праздником Гожьего Ьдрства".^

Теологическая концепция Ю.Ыольтмана свидетельствует об очередной попытке теологов использовать религии в прогрессип-

1. Molt >тпи J. Politische Theologie - pchtisehe Ethik - $ /М

2. Ib. - S. ISf.

ных целях, их. ни о прогрессивности религии как такоюй. Сведение Мэльтманом социальных и политических юпросов к нравственным, а нразствениюс - к религиозным не способствует их практическому рзасздш. Религия в лучием случае "позволяет в какой-то степени смягчить муки неблагоприятного воздействия материальной жизни",* но из устранить источники этого воздействия.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, обоб-цаются теоретические выводы и намечается направления дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации нации отражение в следующих публикациях:

1. Идейные -истоки "теологии надежды" Ю.Мольтмана // Духовные ценности как предмет философского анализа,- М.: Изд-во МГУ, 1985.-С, 124-129.

2. Новые тенденции в идеологии и деятельности церквей

// Материалы к спецкурсам по национальным и религиоведческим проблемам,- Иваново: ИУУ, 1991.- С.З-ах

I. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии.-Ы.: Изд-во Ы1У, 1988. - С.Ш.

- >Я -