автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Типология малых жанров в прозе Джерома К. Джерома (1885-1916)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Садомская, Наталия Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Типология малых жанров в прозе Джерома К. Джерома (1885-1916)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Садомская, Наталия Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО ДЖЕРОМ К.ДШЮМА

И ПРОБЛЕМ ЮМОРА .15

ГЛАВА П ЦИКЛЫ ЭССЕ ДДЕРОМ К.ДЩЕРОМА "ДОСУЖЕ

МЫСЛИ ДОСУЖЕГО ЧЕЛОВЕКА" .57

ГЛАВА Ш ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ НОВЕЛЛИСТИКИ

ДЖЕРОМ К.ДЖЕРОМ .102

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Садомская, Наталия Дмитриевна

Джером К.Дяером (1859-1927) - писатель, известный практически во всем мире. Он был современником Т.Гарди (1840-1928), О.Уайльда (1856-1900), Б.Шоу (1856-1950). Джером К.Джером ярко и самобытно отразил свое время. Искрящийся юмор, кажущаяся простота и безыскусность повествования, неизменная любовь к цросто-му человеку снискали ему не только прижизненную славу, но и признание многих поколений читателей, как у него на родине, так и за ее пределами. "Рубеж веков" в Англии был отмечен напряженными поисками в области философии, эстетики, морали. Разрушались устойчивые до тех пор понятия "благополучия" и "процветания" страны, переосмыслялось само представление о буржуазном прогрессе. Начавшийся процесс перехода к империализму совпал в Англии с утратой первенства в области промышленности, сельского хозяйства среди других европейских стран,"Происходит нечто такое, отчего разрозненные неудачи, срывы, утраты, потрясения в разных сферах общественной и частной жизни выстраиваются в систему. Все явственнее английский либерализм.стал обнаруживать свою несостоятельность. Все; очевиднее становился глубокий кризис буржуазной идеологии и культуры, перерождение буржуазии, еще мнившей себя радетелем народного и общенационального дела, силой всеобщего прогресса" (60, с. 53).

Литературный цроцесс этого периода отразил картину столкновения самых разнообразных направлений и течений. Продолжала победное шествие реалистическая литература, ведущая свои традиции от Ч.Диккенса, У.Теккерея и заявившая себя в художественных открытиях. Т.Гарди, Дж.Мередита, С.Батлера. Писатели реалистического направления приобщались к новым прогрессивным идеям и, вместе с тем, отстаивали принципы верности правдивому отображению

- 4 действительности, созданию типического характера.

Значительную роль в литературной борьбе играла направление '"неоромантизм^ представленное Дж.Конрадом, Р.-Л.Стивенсоном, Р.Киплингом, Неореалисты возродили образ возвышенного, одиноко" м ——■ го героя, действующего в необычных обстоятельствах, они стремились найти путь из отупляющего своим однообразием быта.

Неоромантики" уводили своих: читателей в мир приключений, путешествий, они повествовали об экзотических странах, жизн$ в которых еще не была поражена откровенным делячеством. Иная реакция на идеи викторианского благополучия нашла отражение в творчестве писателей-декадентов, объединившихся вокруг журналов "Желтая книга" и "Савой". У них преобладало "ощущение утраты красоты, гармонии в обществе, единственным мерилом которого стали меркантильность и мещанская утилитарность, ощущение коренного кризиса буржуазного существования, стремление бежать от сложных вопросов жизни" (IS, с. Г),

Творчество Джерома К.Джерома, несомненно, дополняет картину литературного развития данного периода. "За его внешней безмятежностью, скрывалось обостренное ощущение нелепости многих устоявшихся, общепринятых понятий, принципов и норм. Его насмешливый взгляд улавливал не замечаемую другими гротескность повседневного быта и нравов. Его скетчи и сценки складывались в комическую — и проницательную - хронику эпохи, которая не всегда узнавала себя в этом необычном своем отражении, но для потомков сохранилась во многом именно такой, какой запечатлел ее Джером" (147, с. 6).

Джерома часто называют автором одной книги, имея в виду его повесть "Трое в одной лодке, не считая собаки" (1889), Однако при жизни он был известен и как: драматург, чьи пьесы с триумфом шли на европейских и заокеанских, сценах, и как автор юмористических-эссе и рассказов, и, наконец, как писатель-романист, оставивший образцы романа воспитания ("Пол Келвер" - 1902) и социального романа ("Энтони Джон" -1923) . ("Все пути ведут на Голгофу" - 1925)* Джером вошел в историю английской литературы "рубежа веков", как писатель-реалист, возродивший традиции английского юмора, преосмысливший жанр эссе, создавший в своих рассказах образ "маленького человека", сохранившего в борьбе за жизнь чувство собственного достоинства, любовь к: ближнему, самобыт -ность натуры.

Творчество писателя сложна и неодномерно, в нем сосуществуют как: остро критические^, так и примиренческие тенденции, что с самых первых творческих шагов писателя обусловило ту критическую полемику, отзвуки которой слышны еще и сейчас. Основной вопрос состоит в том, каксопределить Джерома - писателем, забавлявшим и развлекавшим "свой класс (по определению М.Горького) [145, с. 310) или художником-реалистом, критикующим и обличающим современное ему общество*

Несомненный демократизм, гражданственность, своеобразная художественная манера - все это делает возможным оценивать творчество Джерома К.Джерома как интересное явление в английской литературе "рубежа веков", расширяющее наше представление о ней, Джером воссоздал жизнь Англии своего времени и представил ее Щ)ежде всего с точки зрения "среднего класса", трудовой части английского общества, Джером значительно расширил границы малых прозаических жанров - новеллы и эссе, или очерка. Он не только создал различные типы новеллы, изображающие парадоксы человеческого существования в буржуазном обществе, но и возродил жанр эссе, где ведущую роль играет своеобразное развитие авторской мысли. С течением времени эссе Джерома перерастали в очерки-памфлеты и очерки-фельетоны, что служит свидетельством движения писателя по пути все более широкого освоения общественно-значимых проблем.

В Советском Союзе творческое наследие писателя пользуется неизменной любовью читателей. Его произведения переиздаются регулярно, большими тиражами. Однако, в советском литературоведении не имеется ни одной монографической работы о Джероме К.Джероме ,- творчество писателя освещается лишь в небольших вступительных статьях: к различным его изданиям.

Цель данной диссертации состоит в стремлении заполнить этот пробел и изучить жанровое своеобразие малой црозы Джерома К.Джерома.

Материалом для данной работы послужили новеллы и очерки Джерома, написанные им в разные периоды творчества Со 1885 по 1916 гг.), что позволяет проследить эволюцию творческого метода писателя.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, достижения советского и зарубежного литературоведения. Творчество Джерома К.Джерома рассматривается в историко-литературном контексте эпохи, с учетом конкретно-исторического и типологического методов исследования.

Научная новизна диссертации оцределяется тем, что это первая в советском литературоведении попытка систематического рассмотрения творческого наследия Джерома К.Джерома в связи с литературным процессом "рубежа веков1*. В диссертации рассматривается новеллистическое творчество Джерома К.Джерома и его эссе с точки зрения их жанровой специфики, что и определило основные задачи диссертации::

1. Изучить идейно-художественное своеобразие малой прозы Джерома в ее движении,

2. Определить жанровую специфику эссе Джерома и его новелл.

-7

3. Дать периодизацию творчества Джерома К.Джерома.

4. Рассмотреть развитие творческого метода писателя.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в курсе лекций по Зарубежной литературе конца НХ-начала XX в., на црактических занятиях, спецкурсах и спецсеминарах при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях; кафедры зарубежной литературы МОШ им. Н.К.Крупской. Результаты исследования нашли отражение в докладе на Всесоюзной научной конференции по проблемам: литературы США в декабре 1982 г."О.Генри и Джером К.Джером. К проблеме типологии малых прозаических жанров".

Как писатель Джером К.Джером еще при жизни испытал нерасположение к себе викторианских, критиков, усмотревших в нем представителя "нового юмора"'. Они осмеяли его произведения и подвергли пристрастной инспекции все характерные особенности джеромов-ского стиля.Писатель был заклеймлен снисходительной кличкой "юморист", позднее переросшей в кличку "отец нового юмора", в которой уже было больше раздражения и меньше снисходительности. Сам: Джером писал по этому поводу: "Думаю, что первые двадцать лет своей карьеры я был самым оскорбляемым литератором Англии" ("202, с. 36). Рецензент "Стандарта", действительно, назвал писателя вульгарным, а в "Монинг пост" в его творчестве усмотрели "печальные плоды чрезмерного просвещения низших сословий" (202, с. 36). Более положительные отзывы встретили произведения Джерома в Америке и в России. В 1899 г. появилась рецензия Пл.Краснова с характеристикой первых произведений Джерома. Общая оценка рецензента отчетливо прозвучала в самом названии статьи "Беззлобный смех". Представление о Джероме как развлекателе утвердилось в русской критике основательно. В 1926 г. с Джеромом познакомился

И.Бунин, который написал об этом знакомстве в небольшом очерке, начинающемся словами: "Кто из русских не знает его имени, не читал его?" (142, с. 381). Бунин пишет, что встреча с английским писателем оставила в нем "впечатление чего-то очень добротного и очень приятного, но уж. никак не юмориста, не писателя со всемирной славой" (142, с. 384). Сочувственные отзывы о Джероме можно встретить в размышлениях; о литературе, принадлежащих перу А.И.Куприна (150, 107),который в статье ""Саша Черный" поставил Джерома в один ряд с такими маститыми писателями, как Дж.Свифт, У.Теккерей, Ч.Диккенс, М.Твен.

Еще раз обратился Куприн к Джерому в статье "Проказливый юмор"1 (150, с. 181). Русский реалист в данной работе анализировал качественное отличие смеха Джерома от юмора Ч.Диккенса и М.Твена. Кудрин считал, что смех. Джерома - "сплошная: клоунада".

Долгое время в советском литературоведении творчество Джерома не привлекало интереса. Однако, в 1957 г. вышло из печати двухтомное издание избранных произведений писателя со вступительной статьей С.Маркиша (152), который цредпринял попытку рассмотреть некоторые особенности творческой манерш Джерома К.Джерома* Главной особенностью творчества английского писателя советский исследователь выделил его гуманистическую веру в добро, любовь к маленькому человеку. С.Маркиш наметил основные темы, поднимаемые Джеромом в повестях, и рассказах» Проблемы жанровой специфики прозы английского писателя, периодизация его творчества в статье не анализировались.

Точка зрения Е.Брандиса (134) . ; :v : во многом близка позиции С.Маркиша. Е.Брандис также высказал убеждение, что джеромовский юмор ущербен по сравнению с юмором Ч.Диккенса, что Джером не создал глубоко развитых художественных образов.

Более объективной в этом отношении, на наш взгляд, цредставляется статья А.Гозенпуда (144).Следует отметить, что статья А.Гозенпуда помещена в сборнике, включившем многие новые для советского читателя произведения Джерома К.Джерома, и, следовательно, более полно цредставившем своеобразие и неординарность художника. Вслед за своими предшественниками автор этой критической статьи говорит о том, что Джером - это прежде всего писатель-юморист: "Он не бичует явления действительности, но смеется над ниш" (144, с. 550). Привлекает внимание в статье А.Гозенпуда его интерес к литературным взглядам писателя и выявление его отношения к проблеме литературного труда и осмыслению места художника в современной жизни. Несомненная заслуга А.Гозенпуда состоит прежде всего в том, что он первым из советских литературоведов анализировал творческое наследие Джерома К.Джерома, подчеркнув различия между собственно художественныши публицистическими произведениями английского писателя. Кроме того он ' рассматривал некоторые особенности структуры художественного образа у Джерома. Основной прием создания художественного образа в джеро-мовской прозе состоит, по мнению А.Гозенпуда, в том, что в его образах"нет индивидуальных свойств, но только главенствующая комическая странность. Все в натуре героя и его поведении строится по принципу "наоборот" (с. 634).

А.Гозенпуд отметил своеобразие сюжетно-композиционного построения произведений Джерома, частое отсутствие в них сюжета в собственном значении понятия: "Серия бытовых анекдотов на одну тему замыкается финальным выводом юмористического или серьезного характера" (с. 636)» С этим связана особая художественная трактовка Джеромом приемов карикатурности и пародийности.

Статьи в изданиях справочно-биографического характера, посвященные Джерому К.Джерому, определяют писателя только как юмориста и вывод этот делается на основании ссылки на ранние произведения, что обедняет представление как о литературно-художественном его новаторстве, так и о личности Джерома К.Джерома (208—

В восьмидесятые годы значительно увеличилось количество переизданий джеромовских произведений, показывающее неизменный интерес читателей к творческому наследию английского писателя. Появился также ряд исследований, говорящих о возобновившемся теоретическом интересе к мастерству Джерома (147, 148, 151,154). Новое издание Джерома К.Джерома в новейших, переводах, снабжено статьей А.М.Зверева (139), в значительной степени дополнившей представления о творческой лаборатории писателя. В яаччестве главной жанровой закономерности джеромовских. рассказов исследователь выделил прием использования анекдота: "Он описывал заурядные житейские происшествия, характерными для юмориста средствами добиваясь нужного эффекта, когда в самой цривычной повседневности обнаруживаются черты никем не замечаемого абсурда или, наоборот, совершеннейший абсурд предстает обыкновенной, нормальной будничностью. Анекдот цривлек: его тем, что схваченная здесь в неожиданном ракурсе картинка действительности содержит в себе зерно новеллы, позволяющий наметить целостный образ той или иной среды, а подчас и определенного мира" (147, с. 9). А.М.Зверев уточнил также понятие джеромовского героя. Его любимый образ - это не просто "маленький человек", но црежде всего мир, увиденный глазами этого человека. Именно данная концепция героя и его соотнесенности с миром определила основное содержание произведений писателя, которое далеко выходило по словам А.М.Зверева, "ёа рамки обычного скетча, обычной юмористической зарисовки* (147, с. 9).

В учебниках; по истории английской литературы имя Джерома

К.Джерома упоминалось крайне редко (II; 30; 32), В статьях энциклопедий он представлен односторонне, только как писатель-юморист (217-220).

В зарубежном литературоведении творчеству Джерома посвящено несколько монографий. Первой вышла из печати книга Олафа Бос-сона (155)• В ней автор исследует особенности языка и стиля писателя на основе его произведений, опубликованных, до 1920 г.

В 1929 г. достоянием публики стала книга А.Мосса (165), повторявшая почти целиком автобиографию Джерома, увидевшую свет несколькими годами раньше. Биография, написанная А.Моссом, в основном носила характер:, лестных, для писателя мемуаров, не преследуя никаких критических, или литературоведческих: целей.

Первым собственно литературоведческим исследованием представляется монография немецкого ученого В.Гуткесса (161). В своей книге он рассматривает творчество Джерома с трех точек зрения: "эстетическую ценность вго творчества, личность писателя и традиции и новаторства в поэтике Джерома. Гуткесс обоснованно соотнес творчество Джерома К.Джерома с литературным наследием и открытиями неоромантиков, в том числе Стивенсона, оговорив сходство и различие, тех. художественных задач, которые решал каждый из писателей. Гуткесс признал "английскость" Джерома, которую решительно отрицали его английские критики, 1*уткесс справедливо считал, что твррческие искания Джерома содействовали такому, оживлению английской юмористики, какого она не знала уже со времен Ч.Диккенса.

В.Гуткесс выделил тематическое сходство произведений Джерома и Ч.Диккенса, Джерома и Р.-Л.Стивенсона. Он предложил свою жанровую классификацию произведений писателя, в основном выделив такие жанры, как путевые зарисовки, устные рассказы. Кроме этого критик: рассматривает романы, драма Джерома и т.д. Однако анализ жанровой системы в монографии немецкого ученого не обусловлен исследованием творческого метода писателя и поэтому приводит к формально-тематическому "крену".

Интерес к Джерому в последнее время обострился в связи с цроблемой "рубежа веков":: в 1982 г. в Ловдоне была опубликована монография Джозефа Конноли" CI56;). Книга представляет собой первую научную биографию Джерома, дополненную анализом основ его мировоззрения и всех цроизведений писателя»

Основное внимание уделяется в монографии воссозданию английской литературной атмосферы рубежа веков, выявлению взаимосвязей творчества Джерома К.Джерома с литературной деятельностью близких ему писателей - А.Конан Дойля, Г.Дх.Уэллса, Дк.Барри, И.3ангвилла, У.Джейкобса, Б.Пэйна, Дж.Мура, Э.Хоупа, ЗР.Киплинга, а также его американских современников Б.Гарт а и М.Твена.

Исследование в значительной мере опирается на архивные неопубликованные материалы - ту часть писем, дневников и черновых набрасков, которые не были уничтожены после смерти писателя

Дж.Коннолли отмечает, что в почти полувековом творчестве писателя относительно легко выделить различные этапы, свидетельствующие об эволюции писателя. Критик считает, что в целом эволюция писателя цредставляется скорее поступательным развитием, чем метаниями души, полными противоречий, характерных для большинства современных.ему писателей. Конкретное, непосредственное знание жизни, умение лаконично, несколькими штрихами воспроизвести характерные цриметы поведения, облика, речевой манеры и представлений различных типажей из нижних: и средних слоев английского общества, составили, по мнению Дд.Коннолли, самую сильную сторону творческой манеры писателя. Дж.Коннолли рассматривает определяющие особенности стилевой манеры Джерома К.Джерома. Так, он отмечает уже в первой книге писателя "На сцене и за кулисами" (1885) как характерную черту "классическую для Джерома смесь пафоса и юмора" (156, с. 26), которая позволила наиболее полно реализовать художественное кредо писателя: "развлекая, заставить задуматься".

Анализируя критические статьи викторианских критиков, Дж. Коннолли цриходит к выводу, что их мнение носило в целом объективный характер, т.к. эта критика "естественным образом" отреагировала на открытое антивикторианство писателя. Под маской квазифилистерства Джером позволил себе насмешки над общепринятыми в то время понятиями нравственности, культуры, благопристойности, которые были нацелены не столько цротив высоких стандартов викторианской культуры, сколько против позы и цретенциоз-ности, выхолащивавших ее. Джером обладал обостренной способностью угадывать неискренность, лицемерие и ханжество, которые чаще всего и выступали главными объектами его смеха. Подчас едва уловимые в жизни несоответствия между видимостью и сущностью, словом и делом, здравым смыслом и привычным поведением, между представлениями о должном и сущем и действительными фактами не только у отдельных индивидов, но и у целых: социальных групп английского общества рубежа веков в произведениях, Джерома цриобре-тали утрированную форму и осязаемость.

Смех, и дидактика, по убеждению Дж.Коннолли, представляют те два полюса, силовые поля которых создают внутреннее напряжение всех произведений Джерома К.Джерома. В книге Дж.Коннол-ли также анализируются: все драматургические цроизведения Джерома К.Джерома*

Анализ истории вопроса показывает, что творчество Джерома К.Джерома заслуживает самого пристального внимания в силу своей специфичности и самобытности. Данная работа направлена на изучение такого важного вопроса, как определение характерных:

-14 черт тех жанровых форм, которые были показательны для малой прозы Джерома К.Джерома, прошедшей несколько этапов в своем художественном развитии. v

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типология малых жанров в прозе Джерома К. Джерома (1885-1916)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Джерома К.Лдерома занимает определенное место в английской литературе "рубежа веков". Первый этап его литературной деятельности (1885-1892) характеризуется преимущественным интересом к юмористическому способу освоения действительности. Вершиной этого периода явилась повесть в новеллах. "Трое в одной лодке, не считая собаки" (1889), где уже в полной мере определились характерные черты джеромовской поэтики. Подготовленный ранее; вышедшим сборником эссе "Досужие мысли Досужего человека" (1886), в повести "Трое в лодке" нашел свое завершение образ типично джеромовского рассказчика, представителя демократических кругов общества, чьи "мысли", т.е. представления, социальная и этическая ориентация явились предметом пристального изучения писателем. Используя традиции английской литературы, Джером создал маску квазифилистера, ниспровергающего устоявшиеся "вечные" ценности викторианства.

Второй период творчества писателя (I892-I9I4) характеризуется значительными изменениями. Это было время его наибольшей творческой активности. Джером много путешествовал, посетил Россию и Америку. Наряду со сборниками эссе он создал еще и новеллы, где отступает на второй план самодовлеющая мысль рассказчика и основное внимание сосредоточивается на столкновении разных точек зрения на жизнь вообще, смысл человеческого существования. Комизм в его произведениях 90-х-900-х гг. отступил на задний план, и свою новую задачу писатель видел в том, чтобы подавать простые. истины с их непритязательной мудростью. В этот период усиливается дидактичность и воспитательное начало в прозе Джерома. Важной особенностью является также и тот интерес, который он проявил к большим повествовательным формам.

Ориентируя своих читателей на каждодневность, подчеркивая и заостряя бытовые детали, рисуя хорошо знакомые каждому переживания, Джером вступил в литературно-художественную полемику с неоромантическим культом экзотичности, возвышенности, "непохожести". Материальные, конкретно-вещественные реалии действительности постоянно окружают героев его эссе, скетчей, новелл. Это противостояние- человека и мира вещей, представленное поначалу в комическом свете, обретало постепенно оттенок трагичности, когда приводило к взаимному разобщению и непониманию между людьми. Писатель однако считал, что выход из конфликта существует, и он состоит в том, чтобы каждый стремился к доброте, лелеял ее в своем сердце. Оставаясь по своим убеждениям реформистом, он, тем не менее, был глубоко убежден в том, что доброта, честность, гуманность изначально в человеке сильнее всего.

Вот почему лучшие герои книг Джерома К.Джерома, хотя и чудаковаты, но всегда добры. Именно доброта сближает их с героями Ч.Диккенса, которого Джером боготворил. Вслед за великим учителем он создал свой образ "маленького человека". Его герои -представители демократических низов английского общества - молодой актер, три друга, один из которых, начинающий журналист, метрдотель Генри. Их облик легко узнаваем, а чувства и мысли близки тем, кому адресовал Джером свои книги.

Продолжателем лучших традиций английской литературы XIX в. выступил Джером в жанре эссе. Вслед за Элией Ч.Лэма и Бозом Ч.Диккенса заговорил "Досужий человек". Особенностью его "мыс— лей"вслух стало единство рассуждения на морально-этическую тему и анекдота, содержащего как. бы с действительности. Анекдоты, вставные новеллы нанизывались рассказчиком на нить его собственной посылки и создавали калейдоскопическую, многогранную картину действительности.

Джером также создал свой тип юмористической новеллы, построенной на множестве комических, ситуаций. Нелепые случайности сыплются как из рога изобилия, обнаруживая неиссякаемую фантазию художника.

Представляет интерес и психологическая новелла-эскиз. Джером, стремившийся сделать литературу истинным учебником жизни, желавший преподать публике моральные уроки, обратился в этих, новеллах, к исследованию тех. или иных, сторон внутренней жизни человека. Он помещает своих героев в условия "психологического эксперимента", для чего использует ситуации с переселением душ, волшебными напитками, говорящими животными.

Джером показал себя талантливым писателем-пародистом, создав произведения, высмеивающие ходульные театральные типы, а также устаревшие приемы журналистской работы.

Характерная черта джеромовского стиля - сочетание свободного повествования, допускающего бесконечные отступления, с короткой энергичной фразой, которая тяготеет к афористичности и позволяет создать сложный ритмический рисунок прозы.

 

Список научной литературыСадомская, Наталия Дмитриевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права,- Соч., т.1, с. 219-368.

2. Маркс К. Английская политика. Соч., т. 15, с. 6-II.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Второй международный обзор. Соч., т.7, с. 308-311.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Из писем об Англии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Об Англии.- М.: Государственное изд-во политической литературы., 1952, с. 433-477.

5. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.- Соч., т.2, с. 231-517.

6. Письмо Энгельса к М.Гаркнесс. Соч., т.7, с. 35-37.

7. Энгельс Ф. Рукописи по истории Англии и Ирландии. Архив Маркса и Энгельса.- Соч., т. 10.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х тт.- М.: Искусство, 1983

9. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-ПСС, т. 12, с. 99-105.

10. Ленин ВЛ. Материализм и эмпириокритицизм.- ПСС, т.18, с. 7-384.

11. Ленин В.И. Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории.- ПСС, т. 2S, с, 256-272.

12. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.:Художественная литература. 827 с.

13. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июля 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.1.. Общие работы по истории Великобритании, английской и западноевропейской литературе

14. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы.-М.: Просвещение, 1975. 528 с.

15. Аникст А. История английской литературы.- М.: Просвещение, 1955.- 483 с.

16. Абазова Л. Роль журналов "Желтая книга" и "Савой" в определении эстетической концепции английского декаданса 90-х гг.- М., 1979.- 22 с.

17. Балашов П. Бернард Шоу и его новелла.- В кн.: Шоу Б. Новеллы.- М.:Худож. лит-ра, 1971, с. 210-223.

18. Бардыкова Н. Юмористические рассказы М.Твена 1830-1885 гг. /К проблеме становления реалистического метода/. Дисс. .канд. гтшюл. наук.- М., 1977.

19. Бурцев А. Тема колониализма и развитие английского рассказа в конце XIX в. Дисс. . канд. филол. наук. - М., 1975.

20. Венгерова 3. Английские писатели XIX в. Собр. соч., т.1,-Спб., 1913.

21. Гражданская 3. Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества.- М.: Просвещение, 1979, изд. 2-е.- 175 с.19. 1УрговаЛ. Из истории жанра эссе в английской литературе.-В сб.: Вопросы зарубежной литературы I1 603. Ташкент, 1979

22. Дьяконова Н. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма.- ЛГУ, 1970.- 231 с.

23. Дьяконова Н., Долинин А. О Редьярде Киплинге.- Л.: Худож. лит-ра, 1980, с. 3-23".

24. Евнина Е. Западно-европейский реализм на рубеже XIX-XX вв.- М.:Наука, 1967. .№- 232 с.

25. Елистратова А. Наследие английского романтизма и современность- М.: АН СССР, I960.- 505 с.

26. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения,- М.: Hay а ка, 1966. 472 с.

27. Зарубежная литература XX в. /1871-1917/. Под ред. B.H. Богословского и 3.Т.Гражданской.- М.:Проевещение,197о.-200 с.

28. Зиннер Э. Творчество Л.Н.Толстого и английская реалистическая литература конца XIX-начала XX столетия.- Иркутск, 196I.- 199 с.

29. Ивашева В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании.- М.: Худсж. лит-ра, 1974,- 460 с.

30. Ивашева В. Курс лекций по истории западно-европейской литературы XIX в. М.:Высшая школа, 1963, кн. 1-3.

31. Ивашева В. Творчество Диккенса,- Изд-во М1У, 1954,- 470 с.

32. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX вв. Под ред. Л .Г.Андреева. Изд. 2-е, 1978.- 322 с.

33. История английской литературы конца XIX- начала XX вв. Под ред. М.Е.Елизаровой; и Н.П.Михальской.- М.:Высшая школа, 1970.- 622 с.

34. История английской литературы.- М.-Л.: АН СССР, 1956, т.З, с. 55-56.

35. Каджарова М. Композиционные особенности английского публицистического эссе начала ХУШ в. Известия АН СССР, сер. Общественные науки, 1982, Я£>, с. 70-76.

36. Канторович И. Рассказы Томаса Гарди.-Уч. зап. Свердловского пед. ин-та, вып 13.- Свердловск, 1966, с. 14-56.

37. Кашкин И. Две новеллы Хемин1уэя.- Интернациональная литература, 1936, Кб.

38. Кеттл А. Введение в историю английского романа.- М.: Прогресс, 1966, 446 с.

39. Ковалев Ю. Заметки об английской новелле.- В кн.: Английская новелла.-Лениздат, 196I, с. 498-525.

40. Кондратьев Ю. Из истории развития реалистического романа в Англии П-ой пол. XIX в. -Дисс. . .докт.гГилол.наук.- М.,1957

41. Конева Н. Основные этапы творчества Р.Киплинга. К проблеме творческой эволюции писателя.- Дисс. . канд.филол.наук.-М., 1978.

42. Кертман Л. География, история и культура Англии.- М.: Высшая школа, 1979.- 389 с.

43. Левидова И. О.Генри и его новелла.- М. :Худож.лит.,1973.-249с.

44. Луйгас А. Влияние натурализма и традиции английского реалистического романа в конце XIX в.- Уч.зап. Тартусского ун-та, 1982, вып. 625, с. 51-66.

45. Мендельсон М. Марк Тввн.- В кн.: Твен М. Собр.соч.: в 12 тт., т.1,- М.:Худож. лит-ра, 1958, с. 5-58.

46. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930 гг М."Высшая школа, 1966.- 271 с.

47. Мирский Д. Киплинг.- В кн.: Киплинг Р. Рассказы.- М.,1936, с. 52- 19.

48. Ноницрая S.B. Традиции американского юмора XIX в. и речевые средства комического у М.Твена.-Дисс. .канд.филол.наук.-М1У, 1962.

49. Оленева В. Современная американская новелла. Киев:Наукова думка, 1973.- 254 с.

50. Проблемы зарубежной литературы XIX- начала XX вв.- Сб. трудов под ред Н.П.Михальской.- МШИ им. В.И Ленина, 1974.- 366 с.

51. Проблемы английской литературы XIX и XX вв. Сб. под ред. В.Ивашевой.- MIY,1974.-246 с.

52. Пучкова Г.А. Английский рассказ 1-ой трети XX в. и традиции

53. А.П.Чехова.- Дисс. . .канд.филол.наук.- М.,1966

54. Самарин P.M. Редьярд Киплинг.- В кн.;Кишшнг Р. Лиспет.-М. Художественная литература, 1963, с.3-22.

55. Сильман Т. Творчество Диккенса.-Л.: Художественная литература, 1970. 375 с.

56. Скороденко В. Предисловие. В кн.: Английская новелла -М.:Худскественная литература, 1981. -с.3-21.

57. Скляр Ф. Методологические вопросы изучения творчества Р. Киплинга.- Сб.научн.трудов. Ташкентского гос. ун-та, 1980, № 642, с. 14 20.

58. Скляр Ф. Киплинг-новеллист. От репортажа к рассказу.- В кн.: Вопросы зарубежной литературы.- Сб.научн.трудов Ташкентского гос.ун-та,1979, № 6оЗ, с.52-63.

59. Соколова И. Современная английская новелла. К проблеме типологии жанра.- Дисс. .канд.филол.наук.- М.,1982

60. Сотникова И. Эволюция жанра очерка в творчестве Ч.Диккенса. Дисс. . .канд.(Гилол.наук.- М.,1978.

61. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии.- М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. jfc 590 с.

62. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы /конец XIX- начало XX вв./.- М.:Наука, 1970.- 431 с.

63. Урнов Д. Дальние страны маленького пилигрима. В кн.: Киплинг Р. От моря до моря.- Мысль, 1983, с. 5-16.gj^ Allen w„ The English novel. N.X., 19 54.

64. Q2, Bates H.E. The modern short Story. L.t 1942.

65. Bea-ch I.W. English Literature of the 19th century and the early 20th century (1798 to the first world war)»-L.,1961.

66. Beachcroft Т.О. The Modern Art-Survey of the Short Story Id English- L., 1368.

67. Daiches D. A critical history of English Literature, v.1-2. A-If I960.

68. Drew E.A. The Modern Novel. London, 1926.

69. Collins A.S. English Literature of the XL century. L.f 1965.

70. Chapman R. The Victorian debate. L., 1953.

71. Chavalley A. Le Roman anglais de notre temps. 1921 (p.129).70. 3?ehr B. Die englische Literatur des 19 und 20. Iahrhunderts, Berlin, 1924, p.372.

72. Kellner L. Die englische Literatur der neusten Zeit von Dickens his Show. Leipzig, Tauchnitz, 1921 (p.103).

73. Gauld G. The English Hovel of To-day. L., 1924.

74. Graham W. English Literary Periodicals. N.Y., 1930.74 ж Lalou R. Panorama de la Literature anglaise contemporaine.

75. Paris, Era, 1927. 75e Manly I.M., Ricket E. Contemporary Literature. London, 1921.

76. Я0. Walker Hugh. The English Essay and Essyyits. London-IM.1. Dent & Sons Ltd, 1915»

77. Williams Harold Modern English Writers. beiDg a Stady of Imaginative Literature 1890-1914. L., 1918.

78. Ш. Работы по теории литературы, эстетике, философии

79. Аверинцев С. Притча. КЛЭ: Советская энциклопедия, т. 6, 1971, с. 28-30.

80. Адмони Б. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной литературой XX в. Л.: Советский писатель, 1975. -175 с.

81. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

82. Бахтин М. Творчество Франсуа. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. - 527 с.

83. Белинский В. О русской повести и повестях Гоголя. Собр.соч.: В 9 т., т. I. - М.: Художественная литература, 1967, с. 138185.

84. Безыменский А. О литературной пародии. Вопросы литетаруты, 1961, № 8, с. 157-167.

85. Богдецкая Л., Челинога А. Пути решения жанровых проблем в современном литературоведении. - Труды Киргизского гос. ун-та, сер. зарубежных литератур, вып. I, 1975, с. Ц5-138.

86. Борев Ю. Комическое или о том, как смех, казнит несовеншен-ство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радостьбытия. М.: Искусство, 1970. - 268 с.j

87. Виноградов И. 0 теории новеллы. В кн.: Виноградов И. Борьба за стиль. - М.: ГИХЛ, 1937. - 520 с.

88. Виноградов В. Вопросы марксистской поэтики. М.: Советский писатель, 1972. ~ Ъ1о с.

89. Вулис А. В лаборатории смеха. — М.:: Художественная литература, 1966. 144 с.

90. Гачев Б. Содержательность художественных, форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968.- 303 с.

91. Гинзбург Л. 0 литературном герое. Л.: Советский писатель, 1978. - 401 с.

92. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л.: Художественная литература. Ленинградское, отд., 1973. - 443 с.

93. Гуковский Г. Реализм Гоголя. М.: Художественная литература, 1959. - 531 с.

94. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. — М.: Советский писатель, 1981. 431 с.

95. Емельянов Л.И. Литературный факт и его контекст. Русская литература, 1982, № 2, с. 197-204.

96. Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1978. - 275 с.

97. Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1980, вып. 5. 286 с.

98. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избр. труды. Л.: Наука, 1977. - 404 с.

99. Зыкова Е. "Опыты" Монтеня и проблема зарождения жанра эссе. Филолог.науки, 1980, № 4, с. 14-23.

100. Казаркин Л. К. проблеме сюжета в лирическом рассказе. В кн.: Проблема метода и жанра, вып. 2. - Томск, 1974.

101. Кожинов В. Проблема автора и путь писателя. — В кн.: Ста

102. Реализм'и его соотношение с другими творческими методами.- М.: АН СССР, 1962. 366 с.

103. Реформатский А. Опыт анализа новеллистической композиции.- М.: Опояз, 1922.

104. Сакун Г. Некоторые жанровые черты повести в новеллах.

105. В кн.: Жанры и стили литературы соц.реализма. М., 1973. -250 с.

106. Смирнов В. Повесть в новеллах, и эволюция очерка. — Волга, 1966, I, с. 164-173.

107. Сретенский Н. Историческое введение в поэтику комического. Ростов^-на-Дону, 1926.

108. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1977. -525 с.

109. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М.: Наука, 1964.

110. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

111. Твен М. Об искусстве, рассказа. Собр.соч.: В 12 т., т. 8. - М.: ГИХЛ, 1961.

112. Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.223 с.

113. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр.соч.: В 4 т., т. 3. - М.: Художественная литература, 1981. - 431 с.

114. Хренков Д. Пародия это серьезно. - Нева, 1982, № 8, с. I60-I6I.

115. Фрейденберг 0. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. -454с.

116. Фридлендер Г. К.Маркс и Ф.Энгельс. и вопросы литературы. - Изд. 2-е. - М.: Художественная литература, 1968. -606 с.тьи о современной литературе. М.: Современник, 1982, с. 212-235.

117. Кондорская В. Жанровые особенности рассказа и новеллы. В кн.: 0 литературном мастерстве. - Ярославль, 1957, с. 168193.

118. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М.: Наука, 1967. - 516 с.

119. Лихачев Д. Поэтика среднерусской литературы. М.: Наука, 1976. - 352 с.

120. Ликок С. Юмор как я его понимаю. В кн.: Ликок С. Юмористические рассказы. — М.-Л.: Художественная литература, 1967. ~ с- 5~ 32109. Луначарский А. Собр.соч.: В 8-ми т., т. 8. - М., 1967.654 с.

121. Манн Ю. 0 гротеска в литературе. — М.: Советский писатель, 1966. 183 с.

122. Маслова Н. Путевой очерк: проблемы жанра. М.: Знание, 1980, № 8. 63 с.

123. Морозов А. Пародия как. литературный жанр. Русская литература, I960, № I, с. 48-78.

124. Новиков В. Жанровая сущность литературной пародии. Изв. АН СССР, сер. литературы и языка, 1978, т. 38, с. 29-30.

125. Петровский М. Морфология новеллы. М., 1927.

126. Приходько Т. Образ рассказчика. КЛЭ: Советская энциклопедия, 1979, т. 9^ с. 576-577.

127. Проблемы взаимодействия прозаических жанров (зарубежная литература). Сб.ст. - Днепропетровск, 1971.

128. Пропп В.Я. Проблема смеха и комизма. Уч.зап. ЛГУ, № 355, сер. филол.наук. - Л., 1971, с. 160-179.

129. Чернышевский Н. Возвышенное и комическое. Полн.собр.соч. -М.: Гослитиздат, 1942, т. 2. - 188 с.

130. Чернец JI. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики).- М.: МГУ, 1982. 192 с.

131. Чудаков А. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.

132. Шкловский В. Избранное в 2 т. М.: Художественная литература, 1983, т. I, 639 с.

133. Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1928.

134. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. М.: Художественная литература, 1977. - 270 с.

135. Шитик А.С. Драматургия Пристли. Дис. .канд.филол.наук. - М., 1973.

136. Щербакова И., Плоткина. Е. Эссе. Некоторые вопросы жанра. -В кн.: Проблемы стиля и жанра в советской литературе. -Свердловск, 1974, № 6, с. 102-123.

137. Эйхенбаум Б. Литература. Л.: Художественная литература, 1923.

138. Эйхенбаум Б. О'Генри и теория новеллы. — Звезда, 1925, № 6, с. 291-309.1У. Литература о Джероме К.Джероме на русском и иностранномязыках

139. Г42. Брандис Е. Предисловие. В кн.: Джером К.Джером. Трое в одной лодке. - Л.: Детгиз, 1958.

140. Бунин И.А. Собр.соч. в 10 т., т. 9. М.: Художественная литература, 1967, с. 381-382.

141. Гозенпуд А. Послесловие. В кн.: Ддером К.Джером. Трое в одной лодке. Рассказы. - Л.: Художественная литература, 1958, с. 546-558.

142. Горький A.M. Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей. (2-е изд. 1978). -Собр.соч.: В 30 т., т. 27. - М.: Гослитиздат, 1958. - 310 с.

143. Джонстон В. Современный юмор Англии. Критический очерк. -Русское обозрение, 1894, № 3, с. 213-241; }Ь 4, с. 660-685.

144. Зверев A.M. Насмешливый Джером. В кн.:. Джером К.Джером. Досужие мысли Досужего человека. - М.: Правда, 1983.

145. Красикова О.В. Вводные элементы предложения как' стилистико-синтаксический прием в произведениях. Джерома К.Джерома.

146. В кн.: Специфика, и эволщия стилей. — Пермь, 1976, с. 136— 144.

147. Краснов Пл. Беззлобный смех. — Книжки недели, 1899, № 10, с. 167-177.

148. Куприн И.А. 0 литературе. Шнек, 1969, с. 107, 181, 299.

149. Маргулис Ж.А. Джером К. Джером и Россия. Черновцы, 1980. Деп. в ИНИ0Н АН СССР, № 632, от 9.12.1980.

150. Маркиш С. Джером Клапка Джером. —В кн.: Джером К.Джером. Избр.произв.:; В 2 т., т. I. М.: Художественная литература, 1957, с. 3-22.

151. Толстой Л.Н. Из дневника 1904. В кн.: Л.Н.Толстой о литературе. - М.: ГИХЛ, 1955, с. 574.

152. Присяжнюк.Н.М. Языковые характеристики прагматики юмористического текста (на материале перевода повести Джерома К.Джерома "Трое в одной лодке, не считая собаки" на украинский язык). В кн.: Теория и практика перевода. — Киев.,1982,вып. 8, с. 43-48.

153. Bosson О. Slang and Cant in Jerome К. Jerome. Cambrdidge, 1911, 71 p.156 . Connolly J. Jerome K. Jerome. A critical Biography. -London: Orbis, 1982, 300 p.

154. Carpenter H. Rollicking chown-river. Times Hit. suppl. L., 1982, Sept.10, N 4145, p.98.

155. Gribble F. Seen in passing. Bonn, 1929, 297 p.

156. Fasbinder K.M. ТЛэег Jeromes All Road Lead to Calvary.

157. Der pflug. Literarische Zweimonatsschrift,1925,N6(p.176-178)

158. Fawrot R.M. Jerome K. Jerome. Twayne, 1974.

159. Gutkess W. Jerome K. Jerome. Seine persolichkeit und literarische Bedeutung, Iena, Fromann, 1330, 11855.

160. Hermann G. Wie ich Jerome K. Jerome kennenlernte. Vossische Zeitung, 30 sept., 1928, К 250, S. 19.163. Eernachan C. Celebrities.

161. Logan R.G. Jerome K.Jerome. Walsall Lib., 1971.

162. Moss A. Jerome E. Jerome His life and works. London, 1929, 255 p.

163. Muhlen H. Frankfurter Zeitung. Jahrg., 1927, H" 437, S. 437; august, 1928, S. 649.

164. Pearson E. Jerome E. Jerome. Outlook. Iune, 29, 1977, CXLVI, p.288-290.168. preiSe« The Times Literary Supplement. 18.4. 1929, p. 320.

165. SchrSen A. ESlnische Zeitung. Janhrg, 1927, N 427, p.18.17Ю. Springer M. Ein Besuch bei Jerome E. Jerome. Stuttgarter Heves Tagblatt Iahrg. 1927, IT 274, p.16.

166. The Atheneum. London, 1907, 1, p.789.

167. The Bookman. London vol.18 (1900), p.126.vol.26 (1904), p.186. vol.37 (1909), p.42-43.

168. The Nation. Н.Г., F 18 (1909), p.508.

169. The Saturday Review of Literature. Jan., 15, 1927, H III, p. 519.

170. The Times. Lit. Suppl. 7.11.1929, p.899.

171. The Walsall Observer and Suth Stafford-Shir Chronicle. Saturday* Febr., 19, 1927, p.5. 177. Vossische Zeitung. Iahrg. 1927, H 137, p.403j7g# Werner 0. Jerome K. Jerome. Stuttgarter Neues Tagblatt, Iahrg. 1927, U 308, p.59.

172. Wippermann F. Biicherwelt. 1921, Iahgr., Н" 39» p.38.1. Художественные тексты

173. Джером К.Джером. Собр.соч. в 2 т.- Спб.: Изд-во Пантелеева, 1901.181 .Джером К.Джером Собр.соч. в 2 т.- Пер.Соколовой Л .И.

174. М.: Изд-во Сытина, 1904. 182.Джером К.Джером Собр. соч. в 12 т. Пер. Мурахиной-Аксеновой.

175. М.:Изд-во Сытина, 1912. 183 .Джером К .Джером. Во что обходится любезность. Пер. Розенфельд.

176. М.: Изд-во Польза, 1912. 184.Джером К.Джером. Женихи и невесты.- Спб.,1901. 185 .Джером К.Джером. Наблюдения лакея. Спб.,1903.

177. Джером К.Джером. О женщинах.- Спб.,1901.

178. Джером К.Джером. Театр.-М.,1901.188 .Джером К .Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Рассказы.-Лениздат, 1978.

179. Джером К.Джером. Трое в одной лодке.- Л .:Лениздат, 1958.

180. Джером К.Джером. Избранные произведения: в 2 т.- М.: Художественная литература, 1957.

181. Джером К.Джером.Досужие мысли Досужего человека. М.: Правда, 1983.

182. Jerome К. Jerome. On the Stage and Off. L., 1885.

183. Jerome K. Jerome. Idle Thoughts of and Idle Fellow.- L., 1886.

184. Jerome K. Jerome. Three Men in a Boat. ArroHsmith, 1889.

185. Jerome K. Jerome. Diary of a pilgrimage and Six Essays. L., 1891.

186. Jerome K. Jerome. Ihon Ingerfild and other stories. -L., 1894.

187. Jerome K. Jerome. Sketches in Lavender, Blue and Green.- L., 1897.

188. Jerome K. Jerome. The Second Idle Thoughts. L., 1898.

189. Jerome K. Jerome . The Observation of Henry. L», 1901.

190. Jerome K. Jerome. Edle Ideas in 1905. L., 1905.

191. Jerome K. Jerome. Malvine of Britany. . L., 1916.

192. Jerome K. Jerome. My Life and Times. L., 1926.203 . Jerome K. Jerome. The Boad to Socialism. Interview with Mr. Jerome К» Jerome. "Labour Leader", 1911» March, 3, p.132. ' "

193. Bret Hart. The Rise of the Short Stoiy. "American lit. essays. N.T., 1960.

194. Гарт Б. Собр.соч. в 5 т. М.:Худож. лит., 1959.

195. Kipling R. Poems. Short Stories.Moscow, Raduga,1983.

196. Киплинг. P. От мпря до моря.- М.: Мысль,1983.

197. Конан-Дойль А. Знак четырех.Рассказы. М.:Художественная литература, 1975.- 301 с.

198. Maugham S.W. Point of View. Five Essays.-N.T., 1959.

199. Стивенсон P.-JI. Собр.соч. в 5 т.,т1.- М.«.Правда, 1957.

200. Stevenson R.-L. Works, v.13, N.Y., 1953. 231 p.

201. Твен M. Собр.соч. в 10 т.- М. :ШХИ, 1961.

202. Уайльд 0. Избранные произв. в 2 т.- М.:Гослитиздат, I960.

203. Чехов А. Полное собр. соч. в 14 т., т. 9.- М.гИГИЗ, 1948.

204. Справочно-би&лиогра(йические издания

205. Большая Советская энциклопедия.- М.:0ГИЗ, 193I, т.21. с. 773-774.

206. Большая Советская энциклопедия.- М.:Советская энциклопедия, 1972, т.8, с.202.

207. Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л .И.Тимофеева-М.:Просвещение, 1974.

208. Annual Bibliography of English Language and Literature-Cambridge, 1928, v.VIII.

209. The Concise Encyclopeadia of Modern World Literature. Ed by G.Grigson. N.X., 1963.

210. Twentieth Century authors. F.Y., 1942, p.724.