автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Типы ценностных ориентаций в творчестве Достоевского

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Касаткина, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Типы ценностных ориентаций в творчестве Достоевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типы ценностных ориентаций в творчестве Достоевского"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ОРДЕНА ДРУЖЕН НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

КАСАТКИНА Татьяна Александровна

ГШ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО 10.01.08 - Теория литературы

Автореферат

диосвртапяи на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1993

Работа выношена в Отдэле теории лятературы ИистЕтута мировой литературы км. А.М.Горького ,рдн.

Научный руководитель: доктор филологических наук,

главшЗ научнц'З сотрудник Н.К.ГЕЙ.

Офадяадъше оппонентаI доктор ^зоологических наук, про^еосор В.Е.ХМНЗЕВ;

кандидат филологических наук К.А.СТЕШШШ.

Ведущая организация: Дон&цкиЗ государственный университет.

Задута диссертаций состоится (¿¿¿ж^ 19э2г, в_

часов ш заседании сдецлалаззрованного совета Д.002.44.01 по филологическим наукам прз Институте «провой литература им. А.М.Горъкого РАН по адресу: Москва, ул. Воровского, д. 25а.

С вдосерхадиой ыогшо озааяоштьоя в научной библиотеке ШЛИ ш. А.М.Горюого.

Автореферат разослан "А/" ^¿£¿4' 1592-года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

В.И.Сахаров

. оьад ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

■'*"■ --'Д^раСота ¡зписивзечон о и с I в и а ценностных о р и 9 н I а Ц й Й, р8Св.могривяе?,шя как инструмент анализа художественного произведения. Под ценностной о р и в т а ц н в й понниззтсп способ отношения человека к миру, тип его взаимодействия о действительностью. Конкретней тип ценностной ориентации опрвдэляахся системой, иерархией ценностей. Доминирующая в иерархии ценность определяется век основание ценностей, поскольку ЗЯВЧ9НИ9 и "цепа" остальных элементов системы устанавливается при сравнении с ней. Таких основание ценностей в систоле три: "мир", "социум", "п: (личность). Типы ценностных ориентация, составляющих систему, и,»е дующие: эпика, драматизм, трагизм, юыор, героика, инвективе, романтика, сатира, сентиментальность, цшшзы, ирония.

Актуальность исследования. Идея системности постоянно присутствовала за набором эстетических натегорий. Однако в последнее вреия все более ощутимый становится иное, глубинной суцаст-во этих категорий, оказывается, что они хзроктзризую какие-то очень серьезные аспекты взвииомчоиэниИ чзловекэ и мира. !,1олно сказать, что вспоминается эабиг.ое старое. Действительно, Гегель описывал категории героического именно кок тип существовании человека в мире, в 1мшр, говоря и вовсе, казалось бы, о "канвовых определениях", имеет в виду, на самой деле, "господствуюций в этик поэтических формах образ ощущений"*. Но именно в последние насколько десятилетий возникает потребность описать систему эстетических категорий как что-то другое. Создается типология разноввдоотец пафоса Г.И.Поспелова2. Совсем нз-давно(в 1987 году) В.Н.Тюпой предлагается система типов художественности^. Несмотря нз вполне "эстетическое" назвэниз системы, задача, которую ставит В.И.Тшз перед "исторической эстетикой",

1 Шиллер *>. О наивной и сентиментальной поэзии.//Ссор.сочл в 8 т. - М.-Л., 1950. Т.б, - С.Щ,

2 Си.: Поспелов Т.Н. Проблемы исторического развития литературы, - и., 1972.

3 См.: Тюпз В,И. Художественность литеротурного произведения. Вопросы типологии, - Красноярск, 1937.

систовт В ТОМ, ЧХОбЫ "ПОДОНХИ К сисхвианизвции 8С1аЦ1Ч8СК11Х 1(8-$агориЦ кап к проблеме филологии умонастроений"*.Попытка такой систематизация и составляет даль диссертации, однако предлагаемая адееъ сшме^а сиротея скорее на к у д ь -® у р о л о г и ч-в о я о й, чвы на эсгошчвской с .с и п в е. Отсюда - исполнив задачи исследования: I. описание системы ценностных'сраонгаций как основы анализа художественного произведач ния; 2. использование атой "основы" при анализе произведений Ф.М.Достоевского с целью более точной и адаквагной овюрскоиу ззыксду интерпретация.

и а I а р и а л о и исследования служат, главным обрв-зоа, романы й'.и.Досгоавского, однако при описании оисхеиы во Введении использован более разнообразны!; материал) в основном, произзадания русской и советской литературы. Роыазн Ф.М.Достоевского предогавляю» собой слокнуы инигоиарную культурологическую ыодалл ииро, шк его явсавувг из исследовании и. ¡.¡.Бахтине, что связано с особы« полоасаниеи уароя в втих романах. На ввязываясь в неутихавший спор но поводу взаимоотношений автора и героя в художественной мира Дооюавского и в концепции полифонического романа М.М.Бахтина, подчеркнем «олько одно обстоятельство: независим от качества отношений правды гароя к правде автора, правда гароя звучит в роиане Достоевского в полную силу и с полной доказательностью, не подвергаясь никакой редунции со охороим автора. Ииенно это дает воз.шшость увидеть систему, иерархии ценностей гароя ка»< шроориентзцию, т,е» лак точку отсчета для опре-деланна правды и неправды, и не как правду ям неправду, определенную из другой точки отсчета.

Научная ьовиана работы. Хотя некоторые ценностные ориентация ка« типы инроотиошания били разработаны веема основательно такиыи философами, как Серен Киркегор (ирония), участники сборника "Зехи" (героика), П.А.Флоренский (впшш), М.а.Баиин (юмор) и я.п., однако сама предлагаемая система вполне оригиналыш. Что ивсааюя во соотношения с двум» доелвдниаи по врвывни создания системами, ю в ней нет того упора на оценочнсчйость, которая пронизывает концепцию Г.Н.Посиеяова, где по соотношению пафоса лроиэввдвн;|Я и изображенной дейоишельнооуи (по степени объективности пафоса) предлагается судить о качестве произведения, Та-

I Тюпе Б.И. Указ.ооч. - 0.98.

кой подход невозможен в данной исследовании, поскольку предполагает оценку разновидное той пафосе из произвольно фиксированной точчи, наизСчлно находящейся внутри одно!! из разновидное«)!, что сразу кз деуорццрует вою систему. Что касается идей В.й.Типы, то он говорит о "тйнвк зэвэрцзнля худоиостванвой целостности", а л диссертации предлагается система типов культуры.

Теоретическая,и практическая значимость диссертации в том, что предложен особый путь анализа художественного произведения, разработана методика характерологического анализа, шзвывеадвго шовен аа адекватную интерпретацию, Исследование категории ценностной ориентация, построение системы эмоционально-ценностных ориентация, позволяет значительно углубить проникновение в худо-доственньШ пир произведений литературы, искусства.

Апрооация работы. Основное полоненип и выводи диссертации изложены в доклада:-: на следующих конференция*:: "Творчество М.Горь кого в художествепной систоие социалистического реализыа11 (Горький, 1986 г.), ХП, Ш, ХУ и Ш научные чтения "Достоев-^ скип и мировая купиура" (Ленинград, 1987, 1989, 1590 и 1991. гг.), П, Ш, 1У, У и Л научнее чтения "Достоевский и современность" (Старая Русса, 1987, 1988, 1989, 1990 и 1991 гг.), "Литература к национально-исторические форма познания" (ШШ им,.

М.Горького, 1989 г.), а такие з публикациях по тема диссерта^ нии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, подводящего итоги и указывающего перспективы дальнейших исследований но данной проблеме. Библиография насчи-гавает 253 наименования.

СОДЕРЯАШ РАБОТ 5ВЕДЕЕШ, ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ

Ео Введении типы ценностных ориентации рассиатриваются с сочки зрения сиетешости. В основу система полонены три основами ценностей: "аир", ,гооциум", "я". Точкой, из которой рээвора-швавтея система, своеобразной точкой отсчета, является докуль-:урнов состояние человека, состояние его невыделенности из уии-¡арсума, слитости с ник. Этой точке соответствует, например, :уществованцз Адама и Евы до грехопадения,. Один ребенок, перемазывая начало книга Бытия, иэлотал эпизод грехопадения так: 'ПотоУ они съели яблоко и стали голые"к В этом "стали" заложен гчень существенный смысл - ибо границы своего тела, отграничен-

5

кость oí универсума на просто были запечены первыми людьии посла того, как они стели яблоко, но как йа впервые возникли, обозначив отпадение os источника Ььтия « отдельное отныне существование, выделецкость из икра. До отпадания oí универсума, до выделения собственного отграниченного бытия не было проблемы бес-сиэртия - ибо не бнло сиертк, а, следовательно, не существовало к культуры. Потешу что культуру uûHKO определить как попытку вой становись целостность с уииварсуыоы, попытку, направленную на Hoîoa обретение бэссиертия, Огсадз висшиии цойностяни б квкдой ценностной ориентации, теь, что определено кок "основание ценностей", Судуs ценности, иоэволЕлщие a зтой свсгеыв обрести бессмертие.

Первому уровню системы соответствует ценностные ориентации опы;и и драматизм. Основание ценностей здесь - "универсум", "пир". На атом основании ценностей человек существует в своей уз выделеииоетк из ькра, но включенности в него. Человек познает и дазнает ьаяоа уялверсуыа и вступааг и мир как равный воякой ere чести. Кандая часть inipa своеобразна, исключительна и потому не ившнииа. Еаз даС/ай части целого кот возйоености састаяться цвлс стности. Это, кроиа всем дрочахо, определяет и чрезвычайно выо( кую ценность личности в етой эцешокально-цацкостцой ориентации, Moaese быть, сайка удачный нринарои такого "универсума" в ишшьи ре является кэбе в стихотворении С.Есенина "В избе". Здесь шть, кот, тараканы, кудлатые цваки выступают пак необходимые ссотэв-дйющие "уккверсуыа", все они аунни, без любого из них цир неполон.

Дрвматкзн обозначает напряаенность, возникающую в резулыа' те того, что выделенные не мира личности знвют об истине единения, но не существуют в вен.

Следующий уровень аастеиы возникает в результате "наложения" даух оснований цаниостеЯ: "утшрсуиа" и "социума". Вто эмоционально - ценностные ориентации юиора и трагизме. Трагизм утверждает абсолютность кекдеЛ из противостоящих ценностных сио таи, обеих ценностных ориектвциа, двух оснований ценностей. "Га кии сбразои, трагизм утверждает абсолютность, неразрешимость се могс противоречия, поскольку ценностные скстеиы из ыогут сосуне стъовать, а выбор связан с утратой той или другой ценности, киз tíóHü.o ванной для субъекта. Однако для культуры необходимей тр riiava заключается ииенно в способности увидеть абсолютную, неус 4

>ашшув ия so имя чего значимость тобой ценностной системы.

Юмор ~ осмеяние противостоящих цонностоЬ, направленное на IX ентенмз в качестве абсолютных и жизненно вешшх, т.д., в сонечноы итогз, ни cano их противостояние. Свойственная юыору •амбивалентность" там;!.! образон означает одновременно осмеяние (8HHOCT1S как шяцей себя абсолютно:! и "шдование", приятие как иносительной ценности в ряду других цснноста:;. Стремление юиз-)э к гармонизации действительности, его оОрэцзшюсть к пелост-юсти бытия и, в сзяз.1 с этим, его превосходство над другими 1енностныии ориентзцияии при полной призвании их значения и значительности отчетливо выраявно Оилдзро:.),

ТрстиЛ уровень систв;.:и - э^од/.ональма-цанностные орквнта-цш героини и иньсктквы из основании ценностей "социум".

Героика - эиацианэлыю-ценностная ориентация, направленная is изменение чира в соответствии с опредзлринкы пдеалои, кото-зыП непременно осознается изк воэвьтеины!! и обцестззнний по' jsoeay характеру. Противоречия, которые в .скстеав грэргэт прибавляются неразрешимым, героина разрешает при поиаци актив-joro действия, т.е. делэп решительный выбор в пользу одной из 1рогивостоящих систеы ценностей и бнэ сожаления отааргап другую.

Парной героике эиадиональко-деиносиюл ориентацией являет-;я инвектива - отрицание. Оно направлено на уничтожение противо-зтоящей, а следовательно, враждебной систшш ценностей; ширз -за уничтоканиз веяного врага, Б литературоведении инвектива сов-36U недавно была осознана в качестве самостоятельной категории, збычцо она отождествлялась с сатирой, йакду re¡> ииинно серьезно-:тъ и гневность отрицания, отсутствие высмеивания противостояие-?о объекта и далает инвективу особый типом эмоциокэльно-цанност-ioíí ориентации. Достаточна возомнить мкие инвективные по тону трачэввдетя, как, напри;.,"Если дорог юбе tso.í дом..." К.Си— попова, чтобы понять, несколько гкуа-тоивоя в шг ненависть я врагу далеко от сколь угодно адкоЯ сахярьч Кшштагу отличаат от затирм прпвдипиальнзя устремленность к действию.

Тотвомгай уровень системы - рошшгскз я еахаро. ¡Pro па ре.х:о д-?нЯ уровень от ооиовоикя ценностей "сг.цлу;,:" к осяозтыг» цванис-гей "личность". Гоавятикз, осуществляя переход от одного основания ценностей к другому, стре-атся включить б "я" целый <'4ар и пытается каким способен, э цела« дакртлояз, преодолеть сдпосто-poiiuocíb героики, отрицающей один ряд цзкнчето:; ко гаю другого.

Но, отвергая односторонность совдуыа, романтика теряет реальность ценностей. Отсюда сущность романтики - в качестве отношения к идеалу как к принципиально ибдосимиисшу. Ценность, эчачшша ' для роыашшга, на ни вуз: в ревльнсц пире. Поэтому, когда романтик питается реализоваться, он обращается к гразе, фантазии. Боиае того, романтик, очевидно, весьма часто и на стремился к реализация своего идеала в действительности, В отличие от героики, романтика заменяет реальной дедстчш символический. Сатире, в отличие от шара, ко снкшает противоречия, она унижает одну сторону, отстаивая цанностнуд систему другой, но не уьичтоаазт отрицаемую систему ценностей, кап это делает инвектива, а оставляет ее и всегда пошит о ней. Таким обравои, сатира тозе представляет собой действие сшшолическое: внеси реального уничтожения "врага" происходит его сиывоянческоз "уничтожение ска сом"; "Врагом" ке для сатиры потенциально является реальность в цэдоы, но особенно - социальная реальность как нечто несоответствующее, противоположное идеалу.

Пятый уровень - зкоцкокальье-цейноси'ные ориентации сентиментальности % цикйзча. Основание ценностей "я". Сентишнталь-ность как способность "жалеть" весьиа часто совыацаат субъект и объект, но даже если она направлена на окружающий пир, в центре как точка ценностного отсчета всегда остается осознающая и реагирующая личность. При атом "сочувствио" другому в сентиментальности принципиально бездейственно, око выступает своего рода психологический заменителем реальной поиощи, Как компенсатор цинизме сентиментальность - активно бездейственная- по отношению к внешнему миру виационэльяо-ценностная ориентация, оберегающая собственное "я" от воздействий внешнего шра, позволяющая еыу пребывать в самоуспокоенности, самолюбовании. Эисционально-цэн-ностнзя ориентация цинизма предполагает абсолютную ценность собственного !,д"(в широкой смысле - включая в "я" все, что дорого цинику), все остальные ценности оцениваются с точки зрения "я". Поскольку пир нукен цинику как средство для самореализации, он принимает его почти "эпически", в тон, однако, случае, еоли пир удовлетворяет этой его потребности. Тогда еиу все равно, яеков мир: добр, зол, справедлив, низмен, возвышен, сиешон и т.н. Вза-иыная коипаасация цинизыа и сентиментальности очень естественна. Для циника - ьвнтииентальность - наиболее простой и наименее накладны!! способ утвердить собственную человечность. С другой сто-» б

роны, для эыоциокально-цешмстноя ориентации, основанной на сентиментальности, цинизм слунит своего рода предохранительный клапаном, без которого культура просто "захлебнется в слээех".

Завершает систему ирония - не имеющая пары эмоционально-ценностная ориентация. Ирония направлена не на саму действительность, как остальные ценностные ориентации, а на осмысление действительности в системе того или другого нироотношэния. Такиы образом, она универсально противопоставлена любой ценностной ориентации. Полокительнуа роль иронии в культуре хорошо вирззил Уы-берто Нко: "Он... движим был единственной страстью - к истина, и страдал от единственного опасения... - что истина но то, чем она кэкется в данный миг"*. Другая ее функция - разрушать эмоциональ-ло-аднцосткыо ориентации,, оказавшиеся несостоятельными перед лицом реальности. В пределе ирония разрушает любую ценностную ориентацию, выбивая у нее из под ног почву скепсисои и бесконечным релятивизмом по отношзнию к любой конкретной ценноотн. Постепенно она начинает отрицать любое отношзниа к ценностям, сану возможность цзнности и ценностной ориентации в иира. Все становится "все равно". Субъект культура выходит в дурную бесконечность отрицания, где его существование невозмоашо и личность обречена на разлокение.

Описав систему ценностных ориентация в целом, переходим к их анализу в творчестве Ф.М.Дистоевсного. Глава X. ГАРМОНЛЯ И ШИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО

Гармоническое состоянио мира представлено в творчестве Достоевского в "фантастической расскззз" "Сон смешного человека". Это состояние незнания собственной "самости". И это совершенно иное знание. Включенность в целое'универсума дает знание целостное и полное за счет згивого общения с кэядоа частью этого целого. Зто знание, которое достигается на за счет разъятия кизил с целью понять, что есть жизнь, ио за счет полного слияния с тем, что есть кизнь, в единой всапроницавщей любви. Йта любовь объединяет в "Сне,.," всех людей: взрослых и детей, иувчин и аешдии, яивых и уиераих,- любовь без страдания и тоски, без отвращения и ненависти, без ревности и сладострастия. Этой любовью люди соединены с деревьями и тавотными, даае со звездами. Проблема бессмертия и вечной жизни не существует в гармоническом состоянии мира и чела-

Г Эко У. Имя розы. - М., 1989. - С.15.

века, ибо включенность в целое универсума, существование в абсолютном целой вселенной не предполагает смерти как исчезновения, но только как переход в новое качество. Люди в состоянии гармонического единства с универсумом не знают наук, не знают философии, но знают искусство, ибо искусство аналогично целостной, синкретической форие познания, где познание достигается не через расчленяющее мысль слово, а через чувственный, целостно воспринимаемый образ или созвучие. Однако искусство существует у них не как особая форма познания или деятельности (тем более не как "модель реальности"), но как часть гшзненного цикла, включенная в круговорот бытия, как способ общения и единения с целым вселенной каждого человеческого сердца в "согласном и стройном хоре",. . ..

Почеау состояние гарыонш названо в системе точкой "О"? Система описывает типы отношения человека и мира, являющиеся основой типа культу;ы. 3 точка "О" такое отношение отсутствует в силу невыделонности человека из мира. Отсутствует "разность потенциалов", внутри которой и возникает культура как сила противодействия, попытка компенсировать разобщенность, устранить ее. Таким обрезом, культура возникает как попытка воссоздать некоторую общность, т.е. как общение в средства общения. Ее,.с этой точки зрения, ыонио определить как средство объединения, общения, сооСчения в разъединенном мире. Б этом смысле' культура - это вместо Лобви. Язык не нулей в ситуации, когда говорит "душа с дуиою", причем на вэкно, душа это дерева или человека. Не нуаен посредник, ибо нет разьединения. Интересно, что в "Сне..." у людей до грехопадения существует какой-то язык, но он факультативен, необязателен. Мало того, в этой части произведения обращение к языку всегда означает непонимание, а понимание достигается, вне и поыиио языка. Только при выходе из гармонии появляется необходимость в средстве организации общности или в посредника. В качестве первого и ыоает выступать язык, в качестве вторе-го - художественное произведение, образ - то, что "заставляет сердца бития в едином ритме". Например, общность людей, глядящих на Венеру Милосскую. Однако эта общность существует уне только в определенном типе культуры: то, что видят или не видят люди в Веаере, определяется системой, иерархией ценностей данной культуры. Таким образок, определенный тип культуры ограничен и структурирован,целому же не нужна структура. Целое не нуждается л структуре, ибо объешет все. Частность необходимо держится за 8

порядок и структуру, ибо в03ник89т только благодаря порядку и структура. Вот почему в точке "О" нет иерархии ценностей -там "все хороши" и "все хороао".

"Сыэшной чоловек" выступает как искуситель, как "другой", позволивший впервые определить граница целого, показав существующее вне этих границ (свое "я"). Границы отпавшей души обозначаются непроницаемостью - непониманием. Реакцией, ответом на искушение является лом.

Потеряв истинную любовь, проницающую и объединяющую, дающую знание и счастье, люди новой зе^ли обрела самость и культуру, Потеряв целостность, они обрели закон и порядок. Они поставили превыше всего разу;« и перестали доверять чувству. По-видимому, недоверие а чувству вызвано именно тем, что чувство объединяет человеке о миром - и в этом смысла разрушает саыост-кыя границы. Рзэуы аа пребывает всецело в границах личности. Коли чувства обращено на иар кек на свое, то рзгуы - только как на другое. Разум выполняет аналитическую функцию, он всегда стремится выстроить систему, найти закономерность, и уже поэтому не постигает ничего больше частности. "Хаос чувств" уяа в своей неструктурированности обнаруаивает черты целостности и способности позназать целостность. Стремление получить от ука знание законов счастья, желание поставить ум выше чувства и киз-на приводит к дальнейшему обособлению. До сих пор во многих работах о "Сне..." повторяются почти дословно слова людей новой звылк о той, что, отыскав истину разумом, приняв ее сознательно, они будут навеки счастливы. Но в тоы-то и дело, что истину спайного человека нельзя принять сознательно, разумом, аба разу« сыеется над этой истиной или пугается ее. С одной стороны: "Наконец они объявили иве, что я становлюсь ни опасен и что они посадят пеня в сумасшедший до«, если я не замолчу"1. С другой стороны: "Я спешной человек. Они пеня называют теперь суызсшедшиц. Это было бы повышение в чиье, еоли б я все еще на оставался для них такии же спешным, как и прежде"2. Истину можно постигнуть только "живую": увидеть, как это происходит со смешным человеком; почувствовать, как это происходит с другими

1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. -Л., 1983. - 1.25. - С.Н7.

2 Тзы не. - С.К№.

героями Достоевского. Как это ни странно на первый взгляд, герои оказываются ближе всего к истине именно тогда, когда они, казалось бы, дальше всего отошли от ¡нее. Наиболее вероятным аспекте« "поворота" является состояние и/онии, состояние, когда обезуиев-вая саиость начинает разрушать caiíoe себя. Этот поворот ироника в эпику, к состоянию з ¡i i в и я истины, прослежен в работе в процессе анализа образа Лизы ХохлаьовоП. Показано, как в оашх, казалось бы, отчаянных своих высказываниях она неожиданно начинает повторять саиые существенные из поучений старца Зосиш,

Эпика, в отличие от гармонии, которая есть соединение . в любви и невинности, - aso соединение в любви а виновности, Эпика - это не существование в истине, как в гараонии, но лшь знание истины, и на этом напряяааии между истиной и бытиеи и возникает жизнь, как иы ее знаеы - р ее драматизыои, противоречиями» борьбой и грахси, Это единство в грехе.и вина и праведность, достигаемая голый через принятие на себя греха и вины всех, вины за грек кандого, отражены в главе "Тлетворный дух" (роман "Братья Караиазовы"). Это единство в той смердящей плоти, которая воскреснет по слову Христову, и от которой стараются отделиться Иван и Сиердяков. Меняется в эпике, по сравнена» с гарионяей, и соотношение слова и волчашя. Единство и единение теперь происходит в слове. Молчание ке, как правило, означает гордость, оть-ея.-шеше, презрение к тому, кого на удостаивай! разговоров. Слово становится опасный для личности, желающей остаться отдельной, обособленной, слово чревато оговорками и проговораии, особенно слово "надрыва", часто неожиданное для самого говорящего.

Такии образоы, на основании ценностей "универсум", где ус-тойчивны состояние!» икра будет являться состояние апичеокое, высшей 'ценностью является "лир", Целое, вдииство| достижением.единства о шроы, включенностью в целое достигается бессмертие. Мо-ано сказать, что эпика - это знание и признание закона гарыошш . существом, выделенным из мира. 8тии определяется драыатизм эпического мироотнтаения.

Глаза 2. ТРАГИЗМ И ГЕРОИКА В РОМАНАХ ДОСГОЕВСКОГО

Согласно определения, данному во Введении, трагизм заключается в наложении друг на друга двух ценностных ориентаций: эпической а героической. Это случай Родиона Романовича Рэскольнико-ва. Его "искушают", когда он ищет возмоаносхь продолжать свое существование и :;изяь после совершения преступления, и другие 10

ценностные ориентации, представленные теми, кого традиционно называют "двойниками" Раскольникове, но иыенни эти два определяют характер его лыолец и поступков нэ протяжении всего романа. Эпическая ориентация предстает в творчестве Достоевского как вера в Бога, героическая - в данной случае - тек теория Расколышкова. Героическая эиоционэльао-цзнностнвя ориентация - ориентация на саном головной и произвольном основании ценностей - "социум". Объем понятия "социуы" з значительной степени произволен (например, нация, государство, класс, человечества, в этике Швейцера это понятие будет еще расширзно). Высшая ценность определена в основании ценностей: это социум, общество, общественное устройство, это идея о справедливой и гармонической устройстве, а знз-чит, о переустройстве дшрэ. Эю попытка гармонизации мира, который ощщаатся как внутренне противоречивы;!, посредством отторжения одной части антидошш, одного ряда ценностей. С оставшейся Частью пытаются устроиться так, как будто только ша и существует,. а другой совсем не било, Поэтому всегда наличествует род "валеэного занавеса". !Гакиц образом, это попытка устроиться на основании частной идеи, аопыткз создать целое из части. Поскольку.такая попытка,по логике вещэк обречена на провал (ибо часть, все-таки, на целое), и поскольку существует другая часть - отторгнутая, способом существования типа культуры с героической ыироориентацией является борьба. Такой тип культуры возникал всегда, когда человечество пыталось переустроить пир в соответствии со своиш, всегда неполными и частныш,' знаниями о ней, т.е. когда человек заявлял, что оп царь, "венец творения" и т.п. (Характерно, что "венец творения" быстро подменялся "творцом", а от Творца уже совсеи отказывались). Тух не шр лишался целостности и появлялись иерархия и разделение (степень ценности си-зии - по маре ее приближения к человеку или по ее "полезности" для человека; отсюда, наприизр, разделение животных на "полезных" и"врэдных". Все последующие раздела кия уке внутри человечества - только логические следствия этого, первоначального ). Как только появлялась иерархия (следствие попытки определить ценность жизни по Одному признаку), так туг же личность лишалась сколько-нибудь высокой ценности. Если в эпике жизнь каждого необходимо и очень высоко ценится, поскольку целое невозможно без каждой своей частицы (и частицы эти - р а з н ы е), то для героики нот ничего, что опрзделяло бы высокую'ценность человеческой

И

жизни. В "структуре" "детали" взаииоаэиавяваы, т.е. каадая отдельная 5изнь оказывается принципиально неценной, а цьнность отдельного человека определяется посторонними, привходящими вещами, как говорит Раскольников, "сиотря по размерам идеи".

"Чистки" герое« у Достоевского является Кириллов, и он осуществляет "высший пункт" своеволия, .более страшный, чаи убийство, - самоубийство, Эиш актом он "убивает" Бога. Раскольников так и не сполот отвергнуть Бога до конца. Раскольников не хочет ожидать "всеобщего счастья", а хочет иметь возможность исполнить его сейчас и немедленно. Он, как и эмоциональный двойник его -Катарина Ивановна, - хочет справедливости немедленно и во что бы то ни стало. Ее жажда справедливости и вера в нее таковы, что если даже дети плачут от голода, она все равно их Сить принимается. I! Раскольников, не иелая уке надеяться на то, что кто-то все устроит, начинает действовать сам. Это в символическом фор-ив дано в сне Баскольникова перед преступлением. Видя общи!! грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается к отцу, затеи к кудроиу старику, но поняв, что онк ничего не иогут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сан. Но лошадка уаа ызртва, а обидчик дахе не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит aro и вытаскивает из ада к содома, в который он вверг себя ненасытной какдой справедливости. Это момент , в который он тврязт веру в могущество отца и способность его устроить так, чтобы страдания не Сила. Это иоыент, в который он теряет Бога. Эта идентичность отца с Богом заметна во unoriix пестах романа. В письме Пульхерим Александровны, наприиер, вора, благодать напрямую соотносятся с шзнью отца - Бога. Но отец -Бог "умер" в сердце Раскольникова, хотя он постоянно поинйт о . Heu. Он знает, что это единственное препятствие его теории, ибо если есть Бог, то на его вопрос нет ответа, а есть только Сонеч-кино недоумение: кто se меня поставил судить, кому кить, кому уиереть. И он хочет убедить Соню в том в чем убедился сам, наблюдая гибель лошадки:.Бог (отец) бессилен что-либо изменить. Только отсутствие Бога дозволяет человеку карать чукой грех, а не сочувствовать ему. Уке было оказано об особой, объединяющей роли греха в "Братьях Карамазовых". Но и в "Преступлении и наказании" такое "восстания" на народный грех, как в сне Раскольникова, ав только бесполезно, но и опасно, отделяет его от людей и лишает сознания собственного греха, дозволяет ходить "бледным 12

ангелом". Интересно перекликаются иЬана глазного действующего лица убийства лошади и маляра, который примет не себя преступление Расколвникова. Николае "сирадно-грешный", избивающий тварь Бодаю, но и Николка, сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения ко греху - взять грех на себя. Это как бы два лика одного народа, в савой низости своей хранящего правду Боаию.

Для Раскольникова, личности трагической иироориентоцкд, весь мир поделен на две части, на два ряда противостоящих друг другу ценностей, на два пространства: пространство церкви и пространства кабака. Это ясно видно yse в первой сне Раскольникова. Ребенок любит церковь и боится и нзнавидит кабак, но дорога к церкви леки i мимо кабана, и именно перед ты - пыльная и черная дорога -место покаяния. Раскольников должен выбирать, ибо он не знает, что оба зти ряда ценностей включены в целое пира. Он любит храм, но отец, ведущий его в церковь, бессилэн перед бушующей толпой, баосилен остановить убийство лошадки, которую решил прикончить Николка. по той странной причине, что она сердце еиу надрывает. Видя бессилие своего Бога, Раскольников присоединяется к кабаку. Но кабак, нз противопоставленный в структура романа церкви (одно пространство тан переходит в другое, кабак и церковь существуют на одном пространстве одномоментно), отвергав! Раскольникова. В романе его постоянно принимают за пьяного, но постоянно вырааа-ется сомнения, аьян ли он на самой деле,

Раснолшиков ке воспринимает целостности иира, ведь хотя Бояий закон и присутствует в его сознании (он периодически пытается вести себя, как верующий), он не пониыает его по-настоящему. Это проявляется в его реакции на собственные благодеяния, Если не взял на себя всеЦ ответственности, то нечего и благодетельствовать. 'Пусм внзуг, как могут. И в этой сшсле можно истолковать его слова про "на мои" деньги (которые он "нз имел права" отдавать Мармеладозгм и городовому). Деньги получены в заклад за отцовские чесы, Деньги отцовы, то есть Боговы. Если он оставляет вое нз устроение Бога, « нечего и благодетельствовать. Поэтому его страшно удивляет, что Соня не отказывается от Отца небесного, несмотря на то, 420 ей самой пришлось перестраивать порядок на земле. Однако он просто не хочет замечать очевидных вещей.Достоевский намеренно подчеркнул одно обстоятельство: Раскольников оказывает помощь только деньгами отца (Бога), полученными за заклад отцовских часов, или от матери, получзпщай пенсион за отца.

13

За все время романа у наго в руках будут только "отцовы" 'деньги (про которые он сначала спросит "разва они мои?") и "его собственные" - награбленные. Но награбленные окакутся непригодными вп для казни, ни для благодеяний, а про "отцовы" он з конца концов скажет - "настоящие ыои". Только Божьими средствами окажется возможным помочь ближнему, к-эта помовд будет выходить всегда без рассуждений, импульсивно, кеокидзкно для самого помогающего. Только человеком воЕст спастись человек (не теорией!), только любовью одного спасается д р у г о й, один в другом обретает значение и бесконечность бытия, любая хе теория всеобщего спасения обрекает всех на страдания и гибель - таков итог этого романа Достоевского.

Глава 3. ИРОНИЯ, РОМШШСА, ЦИШШ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО

Третья глава посвящена основанию ценностей "я" и, естественным образом, заключает в себе самое большое количество анализируемых характеров. Рассмотрение ыироориентаций на этом основании ценяостей ш начинаем с романтики, которая является переходной ориентацией от основания ценностей "социум" к основанию ценностей "личность". О тех отличиях, которыо, в связи с этим переходом, характеризуют "героя" и "романтика", было сказано во второй главе. Сущность перехода на основание ценностей "я" была описана во Введении как стремление восстановить целостность и полноту бытия в микрокосме, страмение^осозаать "я" на нак частицу целостности, но как саму целостность, стремление не включить "я" в Пир, но включить шр в "Я", "Я" оказывается в состоянии включить в себя все ценности,' казавшиеся столь противоречивыми для героики, найти в себе отклик на любую "правдубытия. Но это приятие любой правды оборачивается релятивностью; таким -образом, отвергая односторонность героики, романтика теряет реальность ценностей. Отсюда и ее отношение к идеалу как к принципиально недостижимому. Ведь когда мы говорим о "ввосуцестви- • мости" как свойстве идеала, ш забываем, что это свойство не любого идеала, а только романтического. Для героя идезл осуществим, время для него представляется в виде светлого луча, направленного вверх (обычно с тем или иным наклоном) и исходящего из точки образования нового "социума" на основании новой идеи. Причем луч превращается, по сути, даке в отрезок, замыкающей точкой которого является "преображение земли и человека физически" (как для Кириллова - он еще скажет, что потом "времени б^лыаэ 14

на будет"), тысячелетнее царство Бояие на'земле, "царство свободы" вместо "Царства необходимости" и т.п. Для романтика se время распалось îb саыоы простом случае - на прошлое и будущее), к сам он оказался на в начале светлого луча, устремленного рверх и вперед (кстати, вера в аэорив лриграсса является одним из самих существенных признаков героической шроориентации), а в пустоте безвременья, способный понять правду и правоту обеих половик, на ые способный принять ни.одной иа ни::, Романтин стремился (иди вынужден) искать опору только внутри своего "я" - при той, что он постоянно захвачен идеей пли "идеалом", в действительную осуществимость которого не варит. Чтобы отдаваться, он долган иногда выходить не твердую почву героики или цинизма. Таким образом, сильно упрощая истинное полодонив эещаЗ, мояно говорить о двух модификациях романтики: когда "правд" и идеалов ино&ество, и, соответственно, о воплощении их не мояат быть и рачи| тогда действительность раздражает как упрощенная, "сапожная", - это случай Зерсилова в роызие "Подросток"} и когда ида-» ал один, правда одна, воплощение яелатально, но недостижимо из-за несоотвотоивия действительности качеству идеала. Сан романтик мояат но осознавать, хотя и оедадез ату невозиовность. Вторая модификация романтики - это эыоционально-ценвастная ориентация Шатова, Первая модификация хзрэнтаризуется jeu, что из всех возможных "правд" единственная, которая не выбирается никогда, sto правда действительной кизни. Одним ий следствий такого "взч выбора" является отношений романгияа к собственному "я". Романтик не так боится за сьоа "я", как "циник", поскольку этик "я" у него "большз", и он почти всагда моаат сказать хотя бы себе; "Но я на таков, как вы меня тух изобразили". Для циника "я" становится .единственной ценностью, ибо является, в некотором смысле, единственной реальностью, определяет восприятие реальности цвни-> ком, и потому принимается во всей своей реальности и ценится э этой реальности - вна зависимости от отношения этой реальности к идеалу. Циник будзт стремиться поставить osoe "я" з цантр мира, но не путам совершенствования его ("я"), а путец "украшения". Так Петр Степанович Верховэнекий найдет себе "каску", "постов" -Сгаврогина.

Последней в ряду эмоционально-ценностных ориентация uu рассмотрим иронию. Для всех типов ценностных ориентация как ваяний, постоянно присутствуют^ признак характерец энтузиазм, поскольку

15

лвб8Я оркептэция предпэлах'ает дисгармоническое состояние человека и мира (уг.а Говорилось , что занимать позицию, ориентироваться уодно, только выделив себя из мира). Энтузиазм - это сила устремленности человека К гарг,эпическому состоянию. И ронян противопоставляется всем прочны эиоциокально-ценяосткш ориентация« по признаку отсутствия в иеК вытузиэзма, столь свойственного другим ориентзциям. Ирония предполагает сомнение и отрицание, подвергает любую ценность сомнению, в пределе отрицает лвбую ценность. Иронию мокно определить как реакцию человека не на мир, а на другую виоциэнальво-цеиносхиую ориентацию. Ирония проявляется многообразно, но есть две суце сменно различных ее кодификации: 1)ког-да ей предстоит какая-либо ценностная система, которую ока разрушает, но при этом остается иная система ценностей, на подверженная разрушению; 2) когда ирония вырвалась в дурную бесконечность, разруиив все возможные системы ценностей вплоть до ценности личности носителя эыоцг.окально-ценностной ориентации, когда отрицается все, всяческая ценность обесценивается, становится игрушка!! в руках ироиикв, игрушкой, которой тот-забавляется до поры с больший или меньишл интересом. Заметим, что отрицается нв факт существования цбикасти, а собственно ценность ценности. Противопоставленная всзц прочий эмоционально-ценностным ориентация«, ирония особенно интересно соотносится с цинизмом. Цинизм, с большой яростьв разрушающий все прочие системы ценностей всех прочих ценностных ориентации, максимально использует иронию иыеш но как реакцию на иную эмоционально-ценностную ориентацию! Однако с тем большей анергией цинизм защищает от иронии свсю последнюю ценность - собственное "я" циника, окутанное сентиментальностью. Защищая своз "я", цивак пользуется самыми "нраИнтч;" (с . точки зрения категории -выоциоиально-цвшшстнои ориентации) средствами: цинической откровенностью - для того, 'чтобы тут ке крикнуть: "А вы еще хуяе!" - да еще и потребовать люо'ги к сзбе, и именно в таком виде (гоголевское "полюби нас черквгькккп"); разрушениям всех и всяческих ценностей,' таким яростны« именно потому, что их наличие принижает, ставит под сомнение ценность его "я". С этой точки зрения так называемый "зоологически;:" цинизм т представляет собой особо!! $орш - активно разрушаются недоступные личности ценности именно для того, чтобы оберечь личность - но случайно такое разрушение считается последствие« культурного шока. Циник боится иронии тогда, когда она направлена на раз-16

рушение его последней ценности. Особенно ярко это видно на примере Ивана Карамазова, романтика типа, олезкого к версиловско-му, то есть существующего в эиплрикя на цинической орбите. Иванов черт - иронии - вызывает у Ивана жгучуй ненависть именно тем, что покупается на ценность к "вознесонность" его личности. Недаром Иван персонифицирует свою иронии, когда она, в силу "проколов" в георьи, обращается на личность.

Типы абсолютных нроников у Достоевского - Сзидригайдов и Ставрогин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводятся итоги и предлагается ряд новых проблем (проблема вреиени в различных ценностных ориентация*, проблеме значения и "наполненности" олов в разных ориентация*), которые оказывается возможный поставить при разработке категории ценностной ориентации и решить, спираясь на предлояэннуа в диссертации систему ценностных ориентация.

Основные полоке.чия диссертации отражены в следующих работах:

1. К вопросу о слове в полифоническом роианб // Творчество 1!.Горького з худспгвсЕволноя сии'ело социалистического реалазиа. Горьковсказ чтения'8р. - Горький, 1986. - 0,3 п.л.

2. Традиции полифонического романа Ф.П.Досмезскогс в советской литературе // Достоевскил и современность. Тезисы выступлений на "Старорусских чтениях". - Новгород, 1980. - 0,5 п.л.

3. Свидригайло'в - проник //.Достоевский и современность. Таэисы выступлении на "С тарорусских чтениях". - Новгород, 198?.

- 0,3 п.л,

4. Комментарии // Ф.ЩДоотоавскиЗ.Бзсы. - II., 1990. -1,0 п.л. (в соавторстве с Есияыц А.Б.)

5. Цинизм и ролэатика как типп эмоционально-ценностных ори-знтаций в романе Ф.!1,Достоевского "Бесы" // Начало. Сборник работ молодых ученых. - 1.1,, 1990, - 0,5 п.л,

6. Ирония, романтика, цимэи в романе ф,и.Достоевского "По)5-росток". ц Достоевская к современность. Юбилейный сборник, пос-вящешшь 170-летии си дая рокдения Ф.М.Достоевского. - Новгород, 1991. - 0,25 п.л.

7. Героическая эмоционально-ценностная ориентация Кириллова // Достоевский и современность. ЮоилелныП сборник, посвящен-ныл .Х7С-латию со дня рокдевия Ф.а.Зосгаввскаге. - Новгород, 1991.

- 0,25 п.л.

8. Трагизм и юмор в "Поднялся целина" (синдром деда Щукара) // Феноыан социалистического реализма (становление метода). -Н., 1931. - 1,0 п.л. (ъ печати).

9. Типологическое различив жанровых структур /романы Достоевского и "Жизнь Клима Самгина" Горького/. //Филологические науки, 1992, »1. - 0,7 п.л.