автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Топонимические легенды и предания украинцев Карпат

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сокил, Василий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Топонимические легенды и предания украинцев Карпат'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Топонимические легенды и предания украинцев Карпат"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА

На правах рукописи

СОКИЛ

Василий Васильевич

УДК 398.22(477.8) + 398.221+398.223

ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ УКРАИНЦЕВ КАРПАТ

10.01.09 — фольклористика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск — 1990

Работа выполнена во Львовском отделении Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР.

Научный руководитель — доктор филологических наук КИРЧИВ Р. Ф.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук МИШАНИЧ С. В. (Киев), кандидат филологических наук КАСЬКО В. К. (Минск).

Ведущая организация — Киевский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственный университет им. Т. Г. Шевченко. Кафедра истории украинской литературы.

Защита диссертации состоится 14 декабря 1990 года в 14 часов на заседании специализированного совета К.006.07.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (220600, Минск, ГСП, ул. Сурганова, 1, корп. 2).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я. Коласа АН БССР ' " ~ 15).

Автореферат разослан

1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

СОЛОВЕЙ Л. М.

© Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, 1990

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Процессы обновления, протекающие в нагаей стране, захватили все сферы общественной жизни. В современный период, характеризующийся ростом национального самосознания, значительно повысился интерес каждого народа к своему прошлому, а вместе с тем и к йольхлорксиу наследию, йэ практически неограниченного массива фольклорной прозы объемом исследования избраны топонимические легенда и предания украинцев Карпат, Ш изучение продвигает нас по пути углубленного познания достояний национального народного творчества, более полного освещения его жанровых и тематических . особенностей, выявления на только общих, но и частных законо-иеряостей. В дакяый момент актуален вопрос регионального изучения устнопоэтического творчества Карпат, в том числе топонимических легеад и преданий, поскольку еще нет достаточного количества эмпирического и теоретического материала, необходимых сведений о повествовательной традиции населения ареала, локализации тех или иных сюжетов, мотивов, обраэов.

Топонимические легенды и предания привлекают вкимр-гие исследователя тем, что это, во-первых, существенная часть общенациональной нескаэочной прозы, малоизученной до сих пор, во-вторых, - один из важных источников информации об историческом сознании, быте, верованиях и т.п.

Актуальность работы определяется еще и чисто научными задачами сотрудничества фольклористов СССР в Международной комиссии, занимающейся изучением традиционно-бытовой культуры населения Карпаго-Балканского региона (МКККБ). Данная тема входит также в круг проблем Международного общества по исследовании народных рассказов (МШНР), которое поставило своей ближайшей целью каталогизацию сюжетов легенд и преданий. Подобный комплекс работ успешно проводится сейчас по изучению словацкого и чешского фольклора для создания общего западнославянского свода. Очень кстати был бы и восточнославянский. реестр, аналогичный сравнительному указателю скоэоч-ных сюжетов. В перспективе - составление общеевропейского свода. Предлагаемый в диссертации материал может быть полезным для создания национального каталога сюяетов и мотивов несказочной фольклорной прозы, необходимость которого остро

ощущается наукой. Богатая н своеобразная топонимическая прозе Карпатского региона должна занять соответственно® место в меидународной систематике легенд к преданий, над которой уже на протяжении длительного времени работают ученые многих стран мира.

Территория исследования - горная и прммыкаюц&я к ней предгорная часть Украинских Карпат. С этнографической точки зрадая - это Гуцул ыщша, Бойковдина, юго-восточная часть Дем-коешнЫо Данный рзгион отличается своеобразием географического положения й исторической судьбы. Весьма важным исходный фаеторои является относительная стабильность населения н вг-нодеыографаческих процессов, а также определенная целостность традиционной культуры. Этим обусловлено непрерывность мкшоколениой' трансмиссии бытовых и художественных «ародных традиций, их хорошая сохранность в данной местности. . Указанные особенности региона создавт благоприятные предпосылки для изучения легенд к преданий топонимического характера. Содержание, идейно-худояественные особенности исследуешяс произведений невозможно раскрыть вне их связи с конкретными рвениями природной среды и истории края.

Степень изученности п-робкеш. Интерес к топонимическим легендам и преданиям иа территории Украины прослеживается издавна,' в частности, а летописях и других произведениях древнерусской. письменности Х-ХД веков. Первые фиксации материала из Карпатского региона принадлежат членам кружка "Руська тр1йця" (первая половина XIX в.) - К.Шашкевичу, И.Вагиявви-чу, П.Головацкону. Больное внимание уделяли этому Бопросу И.Франко и В.Гнатюк. Топонимическая проза публикуется в сборниках В.Пттюка, К.Зашшнского, периодика 20-30 годов XX века, Значительный материал находится в современных антологиях Г.Игнатовича, А.Иоаниди, И.Сенько, П.Скунца и др.

Однако интересутацие нас народные произведения длительное время на выделялись из массива фольклорной прозы и специально не изучались. Одним из первых понятие топонимической легенду и предания в украинской фольклористике в научный обиход ввел Н.Драгоманов.Этот термин применяя к рассказам о местностях <5.Подвеса. Окончательно он утвердился в 70-80-е годы нашего века.

Украинские фольклористы советского времени, в частности, ' А.ДеК, Р.Кирчкв, П.Линтур, С.Иишанич, И.Сенько, Г.Сухобрус

провели определенную работу по выявления и систематизации исследуемых произведений, рассмотрению отдельных олементов поэтики, межжанровых взаимоотношений в фольклорной прозе.

Одной из попыток обчей характеристика данного устнопоэ-тического массива является статья Я.Кушшгрюка "Топографические названия Карпатского региона в народных легендах и преданиях" (Нар. творч. та етногр,- 1978.- # 5), в которой он прослеживает жанровые особенности легенд и преданий, анализирует идейно-тематический состав топонимических сяжетов, предпринимает попытку их систематизации.

Карпатские топонимические легенды и предания использовала в качестве иллюстративного материала русская советская исследовательница В.К.Соколова. Для сравнительного анализа важное значение имеют работы других фольклористов: В.К.Касъко,■ Р.Ц.Ковалевой, А.И.Лазарева, В.И.Морохина, а также исследования зарубежных ученых.

Цель и задачи исследования. В контексте имеющихся записей и публикаций украинских, русских, белорусских и других славянских топонимических легенд и преданий, еупествующих представлений о видовом своеобразии этого подразделены' фольклорной прозы, теоретических суждений и положений считаем необходимым рассмотреть топонимические народные произведения украинцев Карпат. Основные задачи работы диссертант видит в следующем:

- как можно полнее раскрыть фактический материал темы, показать сожетно-тематический состав легенд и преданий к соответственно систематизировать его;

- на основе анализа идейно-художественного содержания и сравнительного сопоставления топонимических легенд и преданий указать на генетическую связь сюжетов, мотивов, образов исследуемого региона, Украины в целом, других славянских народов, отметить их национальное и региональное выражение;

- определить главные критерии дифференциации этой части фольклорного достояния, рассмотреть его канрово-стилевыа признаки и показать взаимоотношение исследуемого пласта со всей народной прозой.

Методологическая основа и методические принципы исследования. При изучении топонимических легенд и преданий названного региона диссертант опирался на методологический опыт

исследовательской работы отечественных фольклористов, прежде всего И.Вагилевича, Я.Головацкого, М.Драгоиьнова» И.Франко, В.Гнатпка« Ф.Колесси, И.Воэняка«

В части научно-теоретического и методологического подходов автор основывался на общетеоретических положениях и выводах, содержащихся в трудах .советских ученых С.Н.Азбелева, В.П.Аникина, В.Е.Гусева, К.П.Кабавнякова, В.Я.Проппа, В.К.Соколовой, А.С.Федоаика, К.В.Чистова, на практическом опыте изучения народной прозы Ы.Я.Гркнблага, А.И.Дея, Н.А.Кринич-ной, В.П.Кругляшовой, С.В.Иилакича.

В работе применяется сравнительно-исторический и типологический методы исследования фольклорного материала, а также метод непосредственных полевых наблюдений.

Общеметодологическимк ориентирами в разработке настоящей темы служат положения классиков марксизма-ленинизма, в частности, их труда по вопросам литературы и искусства.

Источники работы. Диссертантом применен комплексный подход к изучение проблемы, включающий сбор полевых, архивных и опубликованных материалов,в том числе и теоретических изысканий в исследуемой области, а также данных смежных наук (истории, этнографии, археологии, лингвистики). Основным источником для написания работы послужили полевые записи автора, сделанные в 1982-1990 гг. в горных районах Львовской, Ивано-Фран-ковской» Закарпатской и Черновицкой областей*. Наблюдениями автора охвачено 75 населенных пунктов указанной территории. Широка кспользоваш также материалы Отдела рукописей Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. Вольского АН УССР, Института литературы кы. Т.Г.Шевчекко в Киеве, Львовской научной библиотеки им. Е.Стефакика АН УССР.

Научная ноь. эна диссертации заключается в том, что в ней впервые целостно исследуются топонимические легенды и предания украинцев Карпат. Автор собрал и проанализировал значительный материал, рассматриваемый в контексте национального фонда неоказочной прозы, в сравнении с аналогичными явлениями в устнопоэтическом творчестве других славянских на-

* долевые материалы автора находятся в архиве Львовского отделения Института искусствоведения, фольклора и агиографии им. М.Ф.Рйльского АН УССР (Ф. I.- бпТ 2.- Щ. хр. 3531 -5. I.- Оп. 2.- Щд. хр. 354).

родов. Это дает возможность расширить и конкретизировать нави знания об общих и специфических чертах в фольклорной процессе. Оригинальность работы проявляется в самой методике: эмпирический материал прослеживается по основным, доминирующим мотивам. Новые сведения содержатся в информации о характере бытования топонимических легенд и преданий в исследуемом регионе, их месте и роли в народной традиции, з системе фольклорной прозы, в аналитических изысканиях и наблюдениях, каса дихся определения их жанрово-стилистичесяих особенностей,

Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для решения вопросов внутрижанровой дифференциации несказочной прозы, э подготов-. ке работ по истории духовной культуры украинцев Карпат, написании обобщенной работы по украинским народным легендам, . создании каталога сскетоз и мотивов. Фактологический я теоретический материал можно применить для чтения лекций по спещ-альннм курсам на филологических факультетах университетов и пединститутов, на занятиях по народоведения в общеобразовательных вкялах, при подготовке докладов и лекций для разных категорий людей. Практическим результатом разработки данной темы является также значительное собрание записей текстов топонимической народной прозы, которое шяе? быть использовано при подготовке жанрово-тематических сборников фольклора.

Основные положения,, вынесенные на защиту:

1. Топонимическая народа 1Я проза - значительная часть массива легенд и преданий. Она характеризуется своеобразна сочетанием жизненно-реального и фантастического планов.

2. Топонммиэм исследуемых устнопоэтическях произведений выражается функционально и словесно.

3. По содержательному составу топонимические легенда и предания украинцев Карпат содержат э себе мифолого-фантасти-ческие, исторические и бытовке мотивы. На современном этапе наметилась тенденция вытеснения из сюжетов мифолого-фентасти-чесйих элементов последними.

4. Значительное количество сюжетов и мотивов относится к международным, яо они ггрисбрегап? национальную, региональную окраску.

Апробация работы. Диссертация обсуядена на заседаний отдела этнографии Института искусствоведения, фольклора и ат-

иографии им. Ы.Ф.Рыдьского АН УССР, рассмотрена Ученым советом названного института. Основные ее положения изложены на научных конференциях, в опубликованных тезисах Республиканских совещаний походах ученых (Львов, 1987, 1990), европейского симпозиума "Фольклор и современный мир" (Киев, 1990), в подразделе коллективной монографии "Социалистические преобразования в культуре и быту западных областей Украины (К., 1989) (в соавторстве), трех статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и библиографии.

СОДЕШНИЕ РАБОЙ

Во введении обоснованы актуальность, научная новизна и практическая значимость избранной темы, определены -дали и задачи работы, исходные методологические и методические принципы, освещена степень изученности проблемы,, очерчена территория исследования.

В первой главе - "Специфика отражения действительности в топонимических легендах и преданиях и некоторые аспекты их повтики" - рассматриваются теоретические вопросы, критерии -жанрового разграничения легенд и преданий, отдельные вопросы поэтической системы, классификации топонимической прозы.

Собиратели и исследователи первой половины XIX в. (И.Ва-гилевич, Я.Головацкий, А.БелевсхиЙ и др.) еще не разделяли легенд и преданий. В конце XIX в. (И.Франко, В.Гнатюк) начали их различать, считая, что действительность в легенде переплетается с волшебным миром, с мифотворчеством, но ограничивается церкбвно-религиозшши верованиями; остальная часть несказочной прозы - предания. Этого мнения придерживаются и некоторые совремег ше исследователи (В.Я.Пропп, В.П.Аникин, О.Кжижановский и др.). К.В.Чиотов употребляет термин "легенда" к социально-утопическим рассказам. Французы называет легендами всю народную прозу несказочного характера, немцы -любые недостоверные рассказы. Существует мнение о необходимости выделить в преданиях и легендах промежуточный тип - предания легендарные (Цв.Романская, А.Георгиева, В.Соколова). Некоторые исследователи причисляют век топонимическую прозу а преданиям. Современные украинские фольклористы подразделяют ее на легенда и предания. Вце больше расхождений по вопросу

внутрнженрового деления. Одни считаят их видом, другие - раз-новидностьв, третьи - подразделом исторических преданий, четвертые рассматривают их как топонимический мотив в исторической прозе.

Сейчас большинство исследователей считаю? основным критерием разграничения легенд к преданий наличие иди отсутствие фантастики. Мы иоходим из тоЯ теоретичзской предпосылки, что изображаемое в топонимическом предании не выходит за рамки действительного, реального, возможного, а основу легенды составляет вымысел, фантастика, необыкновенное.

Топонимические легенды и предания в своей генетической основе - яг,лета полкфункциокалъное. В них прослеживаются элементы магической, морализйторской, дидактической, патриотической и др. функциональности. Полевые наблюдения автора,-исследования других фольклористов показывают, что на современном этапа усиливается эстетическая сторона дзиного фольн-яорного массива. Но говорить а топакимкческой прозе преимущественно "как о красивом вымысле" (В.К.Соколова) нет достаточных оснований, потому что поэнаватеяьно-икфориативкиЯ момент эсе яе превалирует.

В исследуемых народных произведениях действует мифологические, фантастические, христианско-рэлитиоэныэ (Перун, Белес, мавки, вурдалаки, Богородица) и реальные (Святослав, Довбуа, парень, крестьянин, девушка, кузнец8 опргаюк, татары, турян) персонажи. Герой изображается, как правило, с одной определяющей стороны (подчеркивается то. ли его сила, то ли. величина и др.)„ Однако он не всегда индивидуализирован.

Некоторые исследователи (В.К.Соколова, В.К.Касько, К.П.Кабашникоз) справедливо считают, что топонимические легенды и предания являются одновременно историческими, но как показывает карпатские материалы, они заключают в себе также мифологические, бытовке, другие еюжетообразующие мотивы. Часть традиционных сяжетов и мотивов принадлежит к международному повествовательному репертуару, однако они наполнены самобытным национальным и региональным содержанием (местные события, географические реалии, предметы бита и т.п.).

Данный пласт фольклорной прозы имеет определенные особенности поэтики сюжета. Незначительная часть топонимических легенд и преданий сопровождается более или менее раз-

вернутой экспозицией, которая подготавливает слушателя к восприятии рассказываемого, указывает на время и обстановку повествования. Большинство их начинается прямо с завязки ("Не раз рассказывали старые люди, что наше село возникло в таких местах, где были сильные трясины"). Действие развертывается быстро, иногда стремительно. Надо заметить, что топонимический сюжет, как и сюжет других легенд и преданий, почти всегда одаоэпизодный (за исключением отдельных преданий о населенных пунктах, которые исполняют роль своеобразных хроник). Топонимнзм исследуемых народных произведений подчеркивает развязка типа: "С того времени село называют Погоней, а речку - Вороной", "А. люди назвали эту речку Славкой" и т.д. Диссертант не разделяет мнения тех фольклористов (Н.А.Криничкая, А.В.Титовец), которые отрицают существование топонимических сваетов, сводя их только к "топонимическому" мотиву.

В топонимических легевдах и преданиях также соответственно оформлен словесный текст, который в значительной мера играет стабилизирующую роль. Одной из закономерностей его состава является использование словесных формул, главным образом инициальных и финальных, выполняющих водную коммуникативную функцию.

В инициальных формулах ученые выделяют несколько типов: ¡хронологические, топографические, формулы существования героев и др. 3 некоторых топонимических легендах и преданиях содержатся обычные для фольклорной прозы повествовательные формулы: "Было два брата", "Жала пребольшая богачка", "Было у матери семь ежовой". Большинство иеслздуешх произведений начинается хронологической формулой: "Давно-давно, когда еще было Киевское I /сударсгво, это свершилось", "Когда нападали ещз татары на нашу землю, много людей иило в нищете". В народных произведениях, сюжеты которых соотносятся с большой временной отдаленностью, хронологическая привязка осуществляется Солее отвлеченно: "давно",."очень давно", "когда-то". В новейших можно найти конкретные датирующие детали, в частности, события, касающиеся борьбы с монголо-татарским нашествием н турецко-османским игом, выступлений против крепостных порядхов, времен первой мировой и Великой Отечественной войн. Здесь не исключено и явление анахронизма: смещение

10

событий и героев.

В исследуемом фольклорном материале широко испояьэуютоя топографические формулы, указывающие на точное место действия. В отличие от скезхи, где нет конкретного места действия, топонимические легенды и предания привязаны к определенному объекту. Локализация в них доведена до последней точки: называется город, село, река, озеро, скала, камень к т.д. (например: "Возле Верхоьины, в Бережнице, есть гора Довбупанка"). Это является одной из наиболее существенных их черт.

Важным вопросом является классификация фольклорной прозы. Этой проблеме было посвящено значительное внимание на Международном совещании по несказочной прозе (Будапешт, 1963), а также УП Международный конгресс антропологоэ и этнографов (Москва, 1964).

Исследователи, занимающиеся изучением топонимических легенд и преданий, предложили разные классификации. В.К.Соколова,, например, в ее основу положила принцип этимологии слова, выделив топонимы, произведенные от физико-географических особенностей местности, от тлен жителей, а также событий, яиц и т.д. Аналогичную систематизацию на русском регионально» материале предложил В.Н.Морохнн, на молдавском - Г.Г.Ботеэату. З.К.Касько сгруппировал белорусские топонимические произведения относительно географии местности, событий, лиц, социального строя и т.п.

В украинской фольклористике попытку классификации топонимических легенд и преданий на карпатском материале сделал Я.Г.Кушнирвк, положив э ее основу объекты местности: I) о прог нсхожденки названий гор, вершин, скал, полонии, лесов, курганов; 2) об истории названий рек и озер; 3) о происхождении названий населенных пунктов; 4) об истории отдельных географических объектов. Основный недостатком этой классификации является отсутствие четкого разграничения тем и сюжетов, соотносящихся с разными топонимами.

Принимая во внимание указанный опыт фольклористов, автор предложил своя систематизацию топонимической прозы, составленную на карпатском материале. Главным ео принципом является классификация сюжетов по характеру прикрепления их к определенному объекту и доминирующим мотивам: I) мифологические (великаны, метаморфозы, боги, демоны, пслудемонические существа);

2) исторические (Святослав, Довбуш, внешние враги, казаки, опришш, защитники родной земли в годы первой мировой к Великой Отечественной войн); 3) природа-географические (рельеф, растительный и кивотный мир); 4) бытовые (предбрачные, семейные, родительские отношения, социально-бытовые конфликты,производственные отношения).

Чрезвычайно важным является вопрос бытования фольклорной прозы. По сравнении с другими видами несказочиой прозы исследуемые произведения сохранились в Карпатском регионе значительно лучше. Относительно хорошо удержался архаичный пласт топонимических легенд к преданий с базовыми мифологическими мотивами. Особенно активно бытуют произведения с историческими мотивами. В современный период в регионе наметилась тенденция вытеснения из топонимических сюжетов ми$олого-4^нтастиче-сжих элементов историческими и бытовыми.

Во второй главе - "Мифологические и фантастические мотивы в топонимических легендах и преданиях" - исследуется связь сюжетов с древним мировоззрением и практической деятельностью человека, рассматривается система персонажей и вопросы трансформации отдельных образоз и мотивов.

Данная тематическая группа относится к наиболее архаичному слои топонимических легенд, возникшая в то далекое прошлое, когда, по словам В.И.Ленина, "истинный человек не выделяет себя из природы. Ока интересна для нас прежде всего младенческим видением о кружащего мира. В основе ряда народных произведений лежат фантастические сюжеты о сверхъестественном происхождении названий местностей, которые отражают древние космогонические, тот-емистическио и анимистические представления людей.

На мифопоэт..ческом восприятии природы Карпат строятся топонимические легенды, связанные с великанами. Главными мотивами сюжетов являются мотив деформации ландшафта под воздействием тяжести исполинов ("Гора Велетовец", "Озеро Синевир"), их . превращения в гору СГруш.к Диаок"), обоснование населенных пунктов ("Село Беяятин", "Село ЛяКицары"); Аналогичные произ-

* Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики* Н Поли. л>бр. соч.- Т. 29.- С. 85.

* Грунь (диал.) - вериина.

ведения бытуют у славянских, балтийских и других народов.

Топонимические легенды, связанные о великанами„ относятся к нижней границе эпического творчества украинцев Карпат. О них говорится как о явлении далекого прошлого. Главным приемом их изображения была гиперболизация. Они представлены, в основном, односторонне: примат физической силы, высокий рост, ыогучее телосложение, необыкновенные по размерам предметы,, которыми пользуются герои и т.д. Однако в произведениях более позднего происхождения гиперболизация идет на спад. Герой изображается уже не вепиканом, а богатырем. Прослеживается и полифункциональность мифического персонажа (прародитель - демиург - культурный герой).

В топонимических легендах украинцев Карпат сохранились советы и мотивы, базирующиеся на вере в магическую чудодейственную силу слова. В фольклоре многих народов распространены повествования об окаменении человека, животного или другого существа в результате заклинания. Заметный в этом плане сюжет о богачке, не давией бедной женщине хлеба, вследствие чего первая окаменела (бытует в бассейне р.Цутиловки). В его основе лежит верование в вербальную магию, силу проклятия, произнесенного . в определенное время, которое И.Оранко назвал "фатальным". Легенда передает и нравственные нормы, известные еще в доклассовом обществе (помощь людям в трудное время). Нарушение их ведет к тяжелейшему наказанию, в данном случае - окаменению.

Типологически сходны легенды об окаменении Дзвинки, возлюбленной известного карпатского опришка Олекса Довбуша, которая предала его в «рудную минуту.

Близкими к рассмотренным вьвве сюжетам являются повествования о превращений людей в волков, но отличающиеся от этих сюжетов тем, что они основываются на мотиве временной метаморфозы, метемпсихоза. Тема водходладства раскрывается в легенде о склоне горы Вовкуны (возле с.Ччрна Тыса на Закарпатье), в которой говорится о том, как брат убил превращенного в волка брата. Метаморфоза произошла вследствие действий злого волшебства колдуньи. Представленная сюжетная версия является пока что единственной, хотя подобных рассказов, ко без топонимической привязки, среди украинцев Карпат, многих народов мира бытует большое количество.

Встречаются также произведения с другими видами перево-

гшощений, с частности, связанные с эпидемиями болезней. В разных местностях и у разных народов болезнь-эпидемия могла появляться то в облике ребенка, то в виде животных. В Карпатах ее представляли в образе кошкк-оборотня, несущей людям смерть ("Грибкы в селе Букивец"). Е сюжет вплетается интересный мотив опахивания селения быками-близнецами против мора (он же является сюжетообразующим в легенде "Бычкив"), генетические корни которого уходят к более архаичному обряду опахивания села во время его обоснования.

К древнему пласту народной прозы принадлежат легенды-персонификации (о реках Стрый и Опир, которые когда-то были братьями). Аналогичные повествования есть у .белорусов (о Немане и Лошэ), у русских (о Волге и Ва|уэе) я др. Реки наделяются человеческими качествами, действиями, чувствами, они способны думать, разговаривать. Эти легенды отражают то реальное мировоззрение, основой которого было одухотворение природы.

В Карпатах сохранились топонимические легенды с отзвуками языческой мифологии, в частности, о боге Перуне ("Перуно-вая чаща", "Бубнище"). От имени общеславянского громовержца , выводят также название острова Перун на левом берегу Днепра, горы Пирин в Болгарии.

С другим языческим божеством Веяесом связывается наименование с. ЛиснаВелесница (Надвирнянский р-н Ивано-Франков-ской обл.) и р. Велесницы. Мифический герой соотносится с водой и символизирует плодородие, богатство вообще, поэтому мы говорим о нем как о "скотьим боге" в комплексном поникании этих слов. Прослеживается также трансформация мифического персонажа в исторического - борца против монголо-татарского нашествия.

Верование в маек - красивых девушек, похожих на русалок,-лежит в основе легенда о горах Мали, Игровище и др. В восточнославянской мифологии русалки - злые духи, связанные с водой. Майки в карпатской легенде больше воплощают в себе черты лесных духов.

К некоторым географическим объектам прикладывается сюжет о полуфантастическом Шелудивом Буняке - воображаемом предводителе монголо-татарской орды. Мотив побега с поля срубанной головы Шелудивого имеется в легенде о происхождении названии с. Погони (Тысменицкий р-н Ивано-Фрвнковской обл.). Буняка

напоминает вожака демонов-аемлянов Вия: у него такие хе длинные ресницы, которые поднимает золотыми вилами. Вместилищем его силы являются глаза (верование в магическую силу взгляда). В настоящее время эти легенды уже не бытуют, их вытеснила новая сюжетная версия, в которой преобладает мотив погони за татарским войском без упоминания имени Шелудивого Вуняхи.

Довольно древние легенды о зепадании земли, часть которых прилаживается к конкретным топонимам (Аннына гора на. Буковине, Свиридовое озеро на Закарпатье), соответственно мотивы - скрытие героини от врагов, наказание крестьянина за грех.

Котив чуда лежит э основе легенды о с.ЧудеЙ (теперь Ые-яиречъз Сторожинецкого р-на Черновицкой обл.). В ней говорится о том, что здесь когда-то был родник, вода которого исцеляла от боли в гяааах (связь с мифом о жизой воде, известным многим индоевропейским народам).

С христианской мифологией соотносится сюжет о наименовании города Богородчаяы Ивано-Франковской обл. (Богородица спасает воеводиных детей, заблудившихся в лесу).

Третья глава - "Исторические, природо-географические (ландшафтные) и бытовые мотивы в топонимических легендах и преданиях" - посвящена рассмотрения основных сюжетов и мотивов названных произведений, в которых отражаются определенные исторические события, семейные и производственные отношения,производится толкование наименований объектов по физико-географическим особенностям местности. Здесь уделяется также внимание отдельным вопросам их поэтического выражения.

Топонимические легенда и предания украинцев Карпат отражают разные хронологические слои исторической памяти. К эпохе Киевской Руси восходит преданна о наименовании горы Киевец около с.Хащеваня Сколевского р-на Львовской обя. (мотив указывают пути заиканиями факелами - "киями").

Княжеские времена запечатлены в топонимической прозе, связанной с князем Святославом, бытующей в Сколевских Еескидах и Стрыйском Подгорье. Зафиксированные народные произведения, можно разделить на следующие группы:

а) непосредственно касающиеся личности Святослава ("Седо Гйрне", "Урочище Святослав");

б) связанные с местами воображаемой гибели родни князя ("Село Семытынив", "Гора Парашке");

в) о дружинниках - основателях карпатских сел ("Сяав-ское", "Село Гребенив").

Эпоха феодальной раздробленности родила большой цикл легенд и преданий о борьбе украинского народа с внешними врагами, в частности, с монголо-татарским нашествием и турецко-османским игом. Главное место в нем закидает тема защиты родной земли. Б топонимических легендах н преданиях региона преобладает стереотипная картина: татары всех жителей били, резали, ешгаяи села. Во многих доминирует мотив пролитой крови (Кри-вавчат Поток на Закарпатье, Кровавый Поток в с.Новый Кропшз-ннк на Львовщина).

Заметное место занимает мотив сожжения татарами карпатских поселений (с.Яогар Сколевского р-на Льговской обл.), укрытия местных кителей от врагов (с.Тшкивцы Городенковского р-не Ивано-йранковской обл.).

Довольно распространены в регионе предания о борьбе горцев против врагов: мотив сопротивления Сопору") местных жителей против монгояо-татар ("Речка Опир"), "просекания" татар в узком прохода ("Урочище Просич"), вынужденного оетанов-ленмя врага ("Тустанская крепость").

Скжетообразующую функцию выполняет также мотив гибели девушки (легенда "Девичий лес"), преследования ее татарами (название гор Царнна, Рог, Сивуля возле с.Осмолоды Ивано-йранковской обл.).

По сегодняшний день а топонимике Карпат сохранились татарские и турецкие могилы, тропинки, поля, камни и др. объекты, с которыми связывается разгром вражеского войска или гибели отдельных воинов. Аналогичные сюжеты имеется у всех славянских народов.

Цикл о борьбе горцев с внешними врагами по объему произведений большой, но он не отмечается разнообразием сюжетов. Это главным образом вариации известных и распространенных в других местностях советов и мотивов. Характерной особенность» данной группы произведений является акцентирование трагедийной ситуации. В них наблюдается тенденция к обобщению событий и фактов. Здесь действуют типичные' герои - мужественные защитники родной земли.и ненавистные враги.

Наименование некоторых географических объектов связш'ает-

ся о периодом казачества (Казацкое поле в с.Погар Сколевского р-на Львовской обл. - мотав пребывания казаков» Казацкая гора около с.Ивашкивцы Турковского р-на Львовской обл. - мотив укрытия преследуемого шляхтой казака).

Большой популярность» среди украинцев Карпат пользуется опришковский топонимический повествовательный цикл. Здесь прослеживаются следующие сюжетообразухицие мотивы: I) пребывание опришков, прежде всего их предводителя 0.Довбуша (гора Довбуванка на ]Ъщуяьщине, Скалы Довбуша в Сколевских Бески-дах) и др.; 2) опришковские следы: а) сделанные надписи на камнях, главным образом пальцем, отпечатки рук, ног и др. (Писаный камень на горе Кедроватой, Писаный колодец возле е.Волосянки, Камень Довбуша в о.Прокурава Косовского р-на Ивано-Франковской обл.) и др.; б) выкапывание колодцев (Довбушев колодец в с.Ясенице Турковского р-на Львовской обл.); в) запря-тывание кладов (Черный колодец возле с.Яисковец Закарпатской обл.); 3) похищение девушки (женщины) Довбушен (вариант Ыару-сяком) - гора Попадья на Г^цульщине; 4) гибели оприяков -с.Черноголова (Закарпатской оба.).

Топонимические легенды и предания, связанные о опришками, имеют определенный круг сюжетов*Значительное количество произведений - следствие варьирования отдельных мотивов, особенно тех, которые опираются на демонстрацию физической силы оприиков, места их пребывания, действий и пр. Данный цикл имеет много точек соприкосновения со збойницким и гайдуцким циклами.

Небольшую часть фольклорной прозы региона составляют топонимические легенды я предания, касающиеся событий первой мировой и Великой Отечественной войн (название Руоький путь около Буковпа Воловецхого р-на Закарпатской оби. воспроизводят от прорубьгаания леса русохими солдатами, Хребет Дзвеннв (около с.Орява. на Львовщине) - от звякания Сдзенькхту") оружия, Глебова скала (возле с.Леикивцы Черновицкой обл.) - от гибели советского солдата).

Отдельную группу топонимической прозы Карпат образуют народные произведения о доминирующими природо-географическими мотивами. Наименование объектов в таком случае выводится от: а) особенностей рельефа (с.Лоляница, с.Кваоовская Поляна соответственно Ивано-франковской и Закарпатской областей, с.Забэ-лотье, с.Камьяная Черновицкой обл.); б) цвета, запаха воды

(с.Дихтинец Черновицкой об*.) я др.

Топонимические легенды и предания нередко связаны с флорой и фауной Карпат (Тисовец, Тисовата, Тисов, Ясень, Турич-хи, Козева, Ластивке и др.). Таких произведений у всех народов очень много.

Особенность этих произведений заключается в их прикладном назначении - объяснить происхождение наименования. Предания данного цикла касаются в основном одной темы - заселения края. Они воспринимаются как простая информация с больней иди меньшей долей художественности.

. Одним из подразделов топонимической народной прозы региона являются яегенды ы предания с ключевыми бытовыми мотивами, на которые исояедоватеаи еще не обратили должного внимания.

Значительная часть указанных произведений посвящена теме яюбви (с горой ^сли (возле Буковец Вояовецкого р-на Закарпатской обл.) соотносится сюжет о гибели влюбленного юновш-скри-пача, с курганом Красунн (Береговский р-н Закарпатской обл.) -состязание ооперников за красавицу йлку) и др.

Основой для создания некоторых топонимических произведений послужили родственные и семейша конфликты. О происхождении названия р.Стрый бытует предание, в центре которого -убийство родственника - стрыя*. Проблема конфликта отцов и детей раскрывается в народном произведении о наименовании города Надвирна (отец-боярин выгоняет со двора сына, который не захотел ему покориться),

Б топонимических легендах и преданиях отражается также хозяйственная деятельность и производственный быт. Со скотоводством связываются сюжеты о городе Дрогобыче (мотив хлестания пастуха кнутом Сбичем"), с.Бояовце (Закарпатской обл.) -выпасания волов, с.Снидавке (Ивано-Франковской обл.) - месте, где завтракали ("снхдали") пастухи и др.

Указанные легенда и предания разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. Произведении, в который раскрывается тема явбви, родственных связей, овеяны романтической возвшен-ностью, взволнованностью, драматизмом. В преданиях, .связанных с производственным бытом, преобладает эпическая тональность. Главное внимание-сосредоточивается на саном ходе событий, гАж-

95 стрый (диал.) - родной брат отца, дядя.

них производственник, хозяйственных деталях.

В заключении обобщаются наблюдения диссертанта в области специфики отражения действительности в топонимических легендах и преданиях, сюжетно-тематические особенности данного массива народной прозы.

Все фольклорные произведения, в том чиоле и топонимические легенды и предания, в той или иной степени связаны с действительностью. В легендах преобладает фантастика, главным образом мифологическая,сказочная, обобщенно-поэтическая.В преданиях превалируют реальные или принимаемые за реальные события. Но какими бы ни были топонимические легенда и предания по материалу, происхождению, все они претендуют на достоверность;

Топонимические легенды и предания полифункционаяьны.В их содержании заложены в разной степени магическая, дидактическая, патриотическая, социальная и др. функции, но доминирует познавательно-информативная. Все названные выше функции сочетаются с эстетическим выражением.

Топонимическая проза имеет специфическую функцию - ономо-тологическую. С ней в значительной степени связаны отдельные сюжетно-композиционные элементы (главным образом топонимическая развязка) и сяовесно-отилистические приемы (инициальные и финальные формулы). 1

Репертуар рассмотренных произведений Карпатского региона многообразен, здесь прослеживаются отзвуки почти всех сфер общественной жизни от древних времен до относительно недавнего прошлого. Определенное место занимают сюжеты с доминирующими мифолого-фантастическими мотивами (о великанах, языческих богах, демонах, майках, метаморфозах).

Особенно широко представлена в исследуемом массиве историческая тематика (княжеская эпоха, период борьбы местных жителей против монголо-татарского нашествия и турецко-османского ига, рассказы об опришках, событиях первой мировой и Еели-кой Отечественной войн).

Указанные группы топонимической прозы составляют целостные циклы, отличающиеся не только темами, сюжетами, персонажами, но и характером их изображения. В произведениях о защите населения родного края от внешних врагов преобладают трагедийные, драматические ситуации. В опрншковсном цикле тесно переплетаются мифологические и исторические представления.

В топонимической прозе, основой которой являются природо-19

географические элементы, наименование объектов толкуется более реально. Они связываются преимущественно с населенными пунктами Карпат. Особенность этих произведений состоит в том, что'исторические, бытовые события здесь создаст только фон.

В народных произведениях с базовыми бытовыми мотивами отражаются предбрачние, семейные, родственные и производственные, отношения. Первые отмечаются драматизмом, трагизмом, последние - уравновеаенностью.

Широта тематики и проблематики, информативность и эстетичность, традиционность поэтической системы, глубокий патриотизм я боткмкзм сделали топонимические легенды и предания прекрасным народнопоэтическим памятником украинцев Карпат и обеспечили им длительную жизнь.

Основные положения диссертации отражены в настоящем автореферате и следующих публикациях:

1. Отражение социально-классовых отношений в легендах и преданиях украинцев Карпат // Молод1 учеш-сустльствознавцг -70-р1ччю Великого Ковтня: Тези теоретично! конференцП 17-18 грудня 1987 p.- JlbBie, 1987,- 0,1 п.л. (на укр. языке).

2. Фольклорные источники повести И.Й.Франко "Захар Беркут" // Украгнська ыова i л1тература в школг.- 1989.- If 9.0,5 п.л. (на укр. языке).

3. Мифологические мотивы в топонимических легендах украинцев Карпат // Народна творЧ1Сть та етнограф^я.- 1989.- К 4.0,5 п.я. (на укр. языке).

4. Устнопоэтическое народное творчество //Сощал^стичш перетворення в культург та побутх эаххдшх областей Укра'ши (1939-1989).-К. :Наук.думка,1989.-0,6 п.л. (в соавт.) (на укр.-языке).

5. Классификация топонимических легенд и преданий Карпат // бвропейський симпозхум "Фольклор i сучасний cbit" : Тези доповхдей. К., 1990,- 0,1. п.л. (на укр. языке).

6. Каменная эпика Карпат // Дзвш.- 1990.- V 6.- 0,3 п.л. (на укр. языке).

7. Святослав в топонимических легендах и преданиях Карпат // Еколог1я'культури: iCTopi«, традицН, сучасмсть: Тези допов1дей та пов1домлень молодгжног конференщ i II-12 трав-ня 1990 р.- Льв1в, 1990.- 0,1 п.л, (на укр. языке).

20' /д. СомU-