автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему:
Традиции кремлевского дипломатического протокола (посольского обычая) XV - XVII веков и их современное значение

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Семенов, Игорь Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.15
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Традиции кремлевского дипломатического протокола (посольского обычая) XV - XVII веков и их современное значение'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции кремлевского дипломатического протокола (посольского обычая) XV - XVII веков и их современное значение"

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Министерства иностранных дел Российской Федерации

На правах рукописи

003063505

Семенов Игорь Николаевич

ТРАДИЦИИ

КРЕМЛЕВСКОГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА (ПОСОЛЬСКОГО ОБЫЧАЯ) ХУ-ХУП ВЕКОВ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Специальность: 07 00 15 - История международных отношений и внешней политики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 2007

3 1 МАЙ 2007

003063505

Работа выполнена в Центре имиджа государства Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель

КУЛМАТОВ Кенеш Нурматович

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты

РУДНИЦКИЙ

Артем Юрьевич

доктор исторических наук, профессор

ХУТИН

Анатолий Федорович

доктор исторических наук, профессор

Ведущая организация МГИМО (У) МИД России

Защита состоится «_»_2007г в_часов на

заседании Диссертационного совета К 209 001 01 в Дипломатической академии МИД России по адресу Москва, Б Козловский пер , д 4

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России

Автореферат разослан «_»_2007г

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат политических наук

А Е Тарасов

Актуальность темы исследования. Тема российской идентичности, богатейшая история нашей страны, в т.ч. ее внешней политики, вызывает в последние годы в российской научной среде и во всем нашем обществе повышенный интерес Исследование исторических начал в столь специфической области как протокол является составной частью этой общей тенденции

Во второй половине XV - в первой трети XVI вв , в годы правления великих князей Ивана III Великого и сына его Василия III Ивановича, произошли события, которые вписали Московское государство в список крупнейших и влиятельнейших держав Европы и мира Собирание разрозненных частей русских земель в единое государство, утверждение за Москвой роли преемника Византийской империи в деле защиты православия, женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора, выход, в конечном итоге, Московского государства на международную арену - все эти факторы вынуждали московских великих князей и их придворных в короткое время выработать такую внешнюю политику и, соответственно, такой посольский церемониал, который бы отвечал возросшему значению Руси и новому образу ее государей Именно в этот период, начиная со второй половины XV в, утверждаются особенные формы общения с иностранцами, объединяемые в понятие посольский обычай -прародитель нынешнего дипломатического протокола

Исследование традиций кремлевского посольского церемониала, как неотъемлемой составной части внешней политики Московского государства, является попыткой найти истоки современной протокольной дипломатической практики, проследить генезис посольского обычая на протяжении длительного периода российской истории и определить то общее, что связывает прошлое и настоящее дипломатического протокола

Оригинальной представляется задача выявления принципов и тех церемониально-протокольных элементов XV-XVII вв , которые сохранились в современной дипломатической практике общения с иностранными официальными гостями

Созрела необходимость систематизировать и актуализировать многочисленные разрозненные сведения, касающиеся истории возникновения и становления придворного посольского церемониала как прообраза современного дипломатического протокола

Работа призвана заполнить научный и информационный вакуум, который образовался в последние десятилетия из-за отсутствия исследований по истории средневекового кремлевского дипломатического церемониала - посольского обычая и российского дипломатического протокола в целом Большинство из ныне публикующихся трудов по тематике российского протокола, как правило, посвящены советской и современной протокольной практике (после 1917 г) В свою очередь, содержательные и глубокие исследования по истории внешних сношений допетровской Руси оставляют в стороне подробное изучение именно протокольно-церемониальной составляющей и тем более не рассматривают значение посольских обычаев Кремля XV-XVII вв для современного протокола Между тем без знания традиций и учета их в сегодняшней дипломатической деятельности трудно рассчитывать на создание своей, оригинальной практики, выделяющейся из общей международной протокольной рутины

Объектом исследования в настоящей работе является придворный посольский церемониал (обычай) XV-XVII вв в контексте дипломатии боярской Руси и отражение его традиций в современном российском дипломатическом протоколе

Предмет исследования - государственно-политические и культурно-идеологические аспекты системы обычаев, принципов и норм, составляющих суть посольского (дипломатического) церемониала на разных этапах истории В работе сравнивается практика XV-XVII вв, когда возник и утвердился самобытный классический российский церемониал (посольский обычай), и дипломатический протокол наших дней

Хронологические рамки исследования - XV-XVII вв (от Ивана III до реформ Петра I) и современный период (90-е гг. XX в и начало XXI в ) Столь жесткие рамки определены с целью тщательно и всесторонне изучить прежде всего основы

самобытного посольского обычая, зародившегося и сформировавшегося именно в период существования Московского государства, те до начала XVIII в Делаются также экскурсы в более ранние этапы истории и на основании полученных выводов проводятся сопоставления с дипломатической практикой наших дней

Цель исследования заключается, прежде всего, в определении тех принципов и методов посольского обычая XV-XVII вв., которые остаются актуальными и сегодня или, во всяком случае, могут учитываться в современном дипломатическом протоколе И второе - признание самобытного характера российского посольского обычая, который не был у кого-либо напрямую заимствован, а, наоборот, восприняв многое из общения с многочисленными государствами Европы и Азии, оказал, в свою очередь, влияние на развитие дипломатического церемониала в других странах и не утратил своего значения, как элемента российской культуры, по сей день

Задачами, решаемыми в работе, являются

1 Выяснение предпосылок и истоков возникновения российского посольского обычая XV-XVII вв, как составной части внешней политики Московского государства,

2 Анализ всех составляющих частей посольского церемониала как системы правил, обрядов, традиций и ритуалов, раскрытие их роли как элементов государственной политики, приобретающей державный характер, и ярких проявлений возрождавшейся великой российской культуры,

3 Определение характера российского посольского обычая и современного дипломатического протокола, как модульного, т е состоящего из строго определенных элементов, и, в то же время, не исключающего возможности творческого подхода и поиска оптимальных протокольных решений с целью выполнения поставленных внешнеполитических задач,

4 Установление основных модулей, а также базисных принципов и методов, которые использовались посольским церемониалом в рассматриваемую эпоху, и тех из них, которые идентичны современным или схожи с ними

Выявление универсального значения сформулированных принципов и методов протокольной работы для дипломатического протокола не только России, но и зарубежных стран

Методологическая основа исследования - системный подход, позволяющий рассматривать посольский обычай — дипломатический протокол как целостность его различных сторон и качеств, воспринимать их развитие во взаимодействии и взаимовлиянии, видеть структуру рассматриваемых явлений, находящихся друг с другом в сетевых связях и отношениях. При изучении отдельных аспектов темы использованы также сравнительно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-хронологический и конкретно-исторический методы.

Источниковая база Основой документальной базы, использованной в настоящей диссертации, главным образом стали свидетельства иностранных послов и некоторых московских дипломатов, воссоздавших в своих мемуарах живую картину посольского церемониала, а также сведения посольских книг и документов Посольского приказа, увидевшие свет в XIX-XX вв, отдельные сборники архивных материалов, опубликованные тогда же Использовались некоторые документы из фондов Российского Государственного архива древних актов и Архива внешней политики Российской империи Свидетельства иностранных дипломатов, как правило, неоднократно издавались и переиздавались в России, включались в различные сборники и работы разных авторов. В исследовании проанализированы записки и воспоминания таких средневековых дипломатов, военных и торговцев, как Арсений Елассонский, И Барбаро, Р Берберини, С. Вельский, К де Бруин, Н Варкоч, С Герберштейн, Д Горсей, Де Ла Невилль, А. Дженкинсон, Э Зани, П. Йовий, С. Какаш, К. ван Кленк, А Контарини, И Г Корб, А Лизек, Ж Маржерет, И Масса, А Мейерберг, П Менезий, М Меховский, М Обухович, А. Олеарий, И. Пернштейн, А Поссевино, П Петрей, Я Рейтенфельс, Л. Сапега, Я Стрейс, Т. Смит, Б. Таннер, Д. Тедальди, К Тектандер, Я Ульфельд, Дж Флетчер, М. Шиле, Г. Штаден и др Многие из этих свидетельств, как и ряд

интереснейших исторических документов, изучаемого периода включены в дореволюционные сборники, не утратившие своей ценности и поныне (См. Библиографию)

Публикация документальных источников и уникальных мемуаров продолжалась и после 1917 г., что свидетельствовало о развитии источниковой базы исследований в области истории внешней политики России и дипломатического протокола

Настоящий бум в издательстве репринтных и современных сборников ценных архивных материалов по истории допетровской Руси наблюдается в последние годы

Как справедливо писал советский исследователь посольского обычая Л А. Юзефович, «сочинения западных дипломатов, посещавших Россию в ХУ1-ХУП вв, изобилуют неточностями и преувеличениями» Однако, из-за недостаточности российской документальной базы исследования (именно в том, что касается ее церемониальной составляющей) приходится в значительной степени опираться на свидетельства иностранцев, нередко враждебно настроенных к России, а также подьячего Посольского приказа Г К Котошихина, который, сбежав с московской службы в Швецию, создал в 1666 г первую и единственную книгу о российском посольском обычае времен царствования Алексея Михайловича Отсюда необходимость критического отношения к используемому материалу, сопоставления его с российскими документами, которые дошли до нашей эпохи

Степень научной разработанности темы. Историография проблемы Начало историографии российского посольского церемониала ХУ-ХУИ вв положил выдающийся историк академик В О Ключевский Одна из первых его работ -написанная в 1865 г кандидатская диссертация на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве» содержит главу II «Прием иностранных послов в Москве» и построена на основе малоизвестных тогда в России иностранных источников.1

1 Ключевский В О Сказание иностранцев о Московском государстве — Пг, 1918

В это время историки-западники всячески принижали значимость исторических традиций России Известный востоковед и археолог член-корреспондент Петербургской Академии наук Н И Веселовский прямо утверждал, что русский допетровский посольский обычай «был нами заимствован у татар»1 Такой же позиции придерживался и М А Веневитинов в книге «Русские в Голландии»2 У В О Ключевского же дана красочная, в подлинном смысле самобытная картина посольского церемониала, вызывавшая удивление, а порой и восхищение, но никак не осуждение западных наблюдателей И прав был другой видный дореволюционный исследователь истории становления дипломатической службы и посольского обычая боярского Кремля В И Савва, который, возражая НИ Веселовскому, делал вывод, что «московские государи скорее были насадителями европейского посольского обряда при дворах восточных, чем последователями посольского обряда последних»3

Выделяется также написанная по поручению Министерства иностранных дел России книга известного историка и археографа С А Белокурова «О Посольском приказе», напечатанная в извлечениях в 1902 г. в юбилейном издании «Очерк истории Министерства Иностранных Дел 1809-1902» и вышедшая в 1906 г отдельной книгой4 Она построена на богатых архивных источниках и в приложениях содержит ряд ценных документов, раскрывающих историю посольского обычая России

1 Веселовский H И Татарское влияние на посольский церемониал в московский период русской истории - СПб, 1911 -С 1

2 Веневитинов M А Русские в Голландии - M , 1897 - С 141,155

3 Савва В И Московские цари и византийские василевсы К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей - Харьков Типография и литография M Зильберберг и сыновья, 1901 -С 191

4 Белокуров CAO Посольском приказе - M, 1906, Очерк истории Министерства иностранных дел 1809-1902 - СПб, 1902 - С 1-34

Еще до В.О Ключевского опубликовал свою работу «Дипломатические обычаи древней России»1 И П Сахаров Будучи выдающимся этнографом, палеографом, собирателем и исследователем русского фольклора, он подошел к исследованию посольских обычаев с культурологических позиций, показал, что посольский церемониал вырастал из древних культов и ритуалов

Но большинство авторов развивали идеи государственной исторической школы, основы которой были заложены еще Н М Карамзиным и которая достигла расцвета в трудах крупнейшего русского историка С М Соловьева (учителя В О Ключевского) и философа, юриста и историка Б Н Чичерина Эта школа, как известно, видела главный фактор становления и расширения России в мощи и укреплении ее государства, которое объявлялось уникальным, развивающимся по своим законам, мало совпадающим с тем, что определяло этапы формирования и функционирования западного типа государственности Поддерживаемая либерально-

демократическим движением, она противостояла и самодержавно-монархическому консерватизму с его формулой православие, самодержавие, народность и получавшему все более широкое распространение марксистскому учению о роли государства в общественном прогрессе Выдающиеся историки приходили к однозначному выводу в своих исследованиях когда народ поддерживал российскую государственность, страна делала рывок в развитии и обустройстве Именно на такую эпоху и пришлось формирование основ посольского обычая

К сожалению, в после 1917 г изучение классического допетровского посольского обычая надолго прервалось Была выработана новая протокольная практика, уже не опиравшаяся на исторические традиции и государства, и народа Руководитель внешнеполитического ведомства Л Д Троцкий заявил, что в условиях мировой революции дипломатия, а тем более дипломатические церемонии не нужны рабочие и

1 Сахаров И П Дипломатические обычаи древней России / Сын Отечества - 1852 -№№3-5

крестьяне найдут иные способы международного общения в рамках единой семьи, утверждающейся с победой революции во всем мире В опубликованной в книге посла П.Ф Лядова «История российского протокола» «Краткой инструкции о соблюдении правил принятого в буржуазном обществе этикета», разработанной в 1923 г, говорится о необходимости использования только некоторых норм дипломатического этикета, принятого в буржуазном обществе Но основная идея инструкции - не копировать его, не подчиняться ему, а вырабатывать «собственные» нормы этикета, соответствующие принципам дипломатии рабоче-крестьянского государства 1

Однако практика международных отношений быстро заставила изменить такой подход После окончания гражданской войны Россия встала на путь восстановления дипломатических отношений с другими странами И снова пришлось обращаться к традиционным нормам русского дипломатического церемониала, чтобы рабоче-крестьянская республика не выглядела в глазах иностранных представителей варварским государством

Первая работа, в которой раскрывалась история дипломатического церемониала Руси ХУ-ХУП вв, появилась лишь в начале сороковых годов Это были разделы первого тома «Истории дипломатии» под редакцией В П Потемкина, автором которых был видный историк, член-корреспондент АН СССР, ученик В О Ключевского С В Бахрушин2. Он фактически первым ввел в советскую историографию идеи и факты, которые составляли содержание указанного выше труда В О Ключевского Государственническая линия в оценке сути дипломатического церемониала боярской Руси, таким образом, была принята в официальном издании, предназначенном, как говорилось в предисловии к нему, «служить одним из основных руководств» для практических работников советской

1 Лядов П Ф История российского протокола - М Международные отношения,2004 -С 214

2 История дипломатии Т I - М, 1941 С 196-203,226-250

дипломатии1.

После окончания Великой Отечественной войны возобновилась работа по исследованию истории российской дипломатии В 1946 г академик Д С Лихачев опубликовал свою работу «Русский посольский обычай Х1-ХШ веков»2 Главный вывод, который он сделал, состоит в том, что в древнерусских летописях этот обычай изображается как неотъемлемая составная часть русской национальной культуры, а не только как средство воздания должного российскому государству и его суверену.

Затем, к сожалению, в изучении данной темы снова последовал длительный (более чем 30-летний) перерыв. Лишь в 1977 г вышла небольшая работа Л А Юзефовича «Из истории посольского обычая конца XV - начала XVII веков (Столовый церемониал Московского двора)»3. Продолжая начатое исследование, этот же автор выпустил в 1988 г монографию «Как в посольских обычаях ведется Русский посольский обычай конца XV - начала XVII в ». И поныне эта монография остается наиболее крупным и полным исследованием по теме Л А Юзефович соединил воедино две линии ее изучения государственнический (он преобладает в книге) и культурологический подходы Следует согласиться с основным выводом, сделанным автором «В России, как и в других странах Европы, шла неуклонная формализация посольского обычая, приближавшая его к дипломатическому церемониалу и протоколу нового времени Ритуал превращался в этикет, на смену идеологии приходила эстетика, что становится особенно заметно в годы царствования Алексея Михайловича»4.

В последние десятилетия тему истории российской дипломатической службы и, в определенной степени,

1 История дипломатии Т I - М, 1941 С 14

2 Исторические записки -М Наука, 1946 -Т 18 - С 42-56

3 Исторические записки -М Наука, 1977 -Т 98 -С 114-126

4 Юзефович Л А Как в посольских обычаях ведется Русский посольский обычай конца XV - начала XVII в М.. Международные отношения, 1988. С 205

посольского обычая продолжил ряд современных российских ученых1

Автор настоящей диссертации в ее исторической части опирается на выводы крупнейших исследователей этой темы В О Ключевского, В И Саввы и Л А Юзефовича Что касается практики современного дипломатического протокола, то огромным подспорьем послужили работы руководителей протокольных служб Администрации Президента РФ, МИД России и СССР2, собственный опыт протокольной службы автора диссертации Использованы также классические зарубежные труды по истории и практике дипломатического протокола3.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка сопоставить посольский церемониал XV-XVII вв, который характеризуется как самобытный, классический, во многом отличающийся от аналогов в мировой истории дипломатии, с современными российскими и

1 Рогожин Н М У государевых дел быть указано - М Изд-во РАГС, 2002 , Рогожин Н М Посольский приказ колыбель российской дипломатии -М Международные отношения, 2003, Захарова О Ю Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи 18-начало20 вв -М.2003

2 Молочков Ф Ф Дипломатический протокол и дипломатическая практика -М Международные отношения, 1979, Ковалев А Г Азбука дипломатии - М Международные отношения, 1988, Борунков А Ф Дипломатический протокол в России - М, 1999, Шевченко В Н и др Протокол Российской Федерации - М , 2000, Лядов П Ф История российского протокола - М Международные отношения, 2004, Шевченко В Н Повседневная жизнь Кремля при президентах - М Молодая гвардия, 2004

3 Вуд Дж, Серре Ж Дипломатический церемониал и протокол - М Международные отношения, 2003 - Изд 2-е, Камбон Ж Дипломат -М ОГИЗ, Гос изд политической литературы, 1946, Никольсон Г Дипломатическое искусство -М Изд ИМО, 1962, Никольсон Г Дипломатия - М. ОГИЗ, Гос изд политической литературы, 1941, Сатоу Э Руководство по дипломатической практике - М Изд-во ИМО, 1961, Серре Ж Дипломатический протокол -М, 1963 - Изд 2

международными представлениями о дипломатическом протоколе и его составных частях Автор считает, что принципы, на которых строился посольский обычай в рассматриваемый период, сохранили свою значимость и ныне

По результатам проведенного исследования выявлен и сформулирован ряд общепринятых и непреложных принципов дипломатическо-протокольной работы, основы которых закладывались в ХУ-ХУП вв , являющихся и в настоящее время важными регуляторами в международных контактах России с зарубежными странами

Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы для совершенствования российского государственного протокола, а обобщенный конкретный исторический материал позволит специалистам государственных организаций и коммерческих структур, работающим в этой области, глубже уяснить и изучить историю и традиции российского протокольного дела, понять принципы, на которых строился и строится дипломатический протокол, использовать уроки прошлого для творческого переосмысления Собранные в диссертации материалы и сделанные выводы послужат также основой для дальнейших исследований в области истории и теории дипломатического протокола

Структура диссертации отражает логику исследования, его основные цели и задачи Она состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений, знакомящих читателя с некоторыми малоизвестными аспектами и эпизодами практики дипломатических церемоний в России на разных исторических этапах

Во введении изложены цель и задачи исследования, раскрыта его актуальность, проанализированы источники, историография, методологическая основа

В главе I «Становление самобытного кремлевского посольского церемониала» рассмотрены факторы, определившие характер и основное содержание посольского обычая России в ХУ-ХУП вв Показано, что во многом он вырос

из народной обрядности, древних ритуалов, приспособленных к нуждам российского государства и общества, отличавшихся на всех этапах своей истории традиционностью. Автор выражает согласие с выводом профессора Т В. Зоновой о том, что «отличие российской допетровской дипломатии от западной проявляется не в мнимом несовершенстве отечественной дипломатической службы (в том числе и дипломатического церемониала - И С), а в том, что допетровская дипломатия и. . европейская дипломатическая система являются производными различных моделей государственного устройства»1 Отсюда и характер российского посольского обычая - самобытный и жесткий, призванный твердо защищать интересы государства, оберегать честь его правителей

Изучение истории дипломатии Древней Руси показывает, что формирование зачатков посольского обычая относится к IX-X вв, ко времени зарождения собственно древнерусской дипломатической системы Свое дальнейшее развитие они получили в более поздние Х1-ХИ вв. в удельный период российской истории Как писал еще в 1847 г профессор Московского университета, известный специалист в области древнерусской дипломатии В Пешков, «не с Петра Великого начинается сила русской политики, и не он первый сообщил ей такое направление Сила политики и направление созданы прежним ходом русской истории, свойством русского народа и государства, и всем предшествовавшим развитием русской дипломатии»2

1 Зонова Т В Компаративный анализ становления российской и европейской профессиональной службы // Российская дипломатия история и современность Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа 29 октября 1999 г МГИМО - М • Росспэн, 2001 - С 109

2 Пешков В О древней русской дипломатии Речи и отчет, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета доктором права, ординарным профессором В Пешковым 17 июня 1847 г -М Университетская типография, 1847 -С 1

В тяжелый для Руси период золотоордынской зависимости из практики вместе с самостоятельной внешней политикой вовсе исчезает понятие посольского церемониала в подлинном его смысле Ни о каком равенстве не могло быть и речи, т к золотоордынские послы, направлявшиеся в русские княжества, приезжали к подвластным их ханам вассалам Соответственно, и требовали они к себе такого отношения, которое строилось на унижении, а не на уважении.

Собственно московский посольский обычай в его классическом понимании стал складываться в стройную систему протокольных норм в к. XV - н XVI вв До создания в 1549 г. Посольского приказа приемом послов и переговорами с ними занималась Боярская дума и небольшой штат чиновников при посольском дьяке, а технические вопросы решались Казенным двором (приказом) - своего рода Администрацией при великом князе С усложнением внешнеполитических задач и, как следствие, с созданием Посольского приказа кремлевский посольский церемониал становится все более упорядоченным и совершенным.

Среди историков существуют различные мнения о том, традиции какой страны повлияли больше всего на характер придворного посольского обычая Кремля XV-XVII вв. Нет сомнений, что он формировался не на пустом месте и отнюдь не в отрыве от международного опыта того времени Но совершенно нельзя согласиться с теми авторами, которые считали его европеизированным подобием золотоордынской практики обращения с иностранцами, да еще и с использованием персидских и китайских элементов

Несомненно, немалое влияние на посольский обычай Москвы оказали церемониалы тысячелетней Византийской империи Однако и в этом случае нельзя говорить о каком-то прямом заимствовании византийского опыта. Ведь интенсивные дипломатические контакты Руси с Византией относятся к домонгольскому периоду истории и они вряд ли оставались в памяти поколений, живших уже в конце XV в

В то же время можно с уверенностью говорить, что византийский опыт все же сыграл свою и немалую роль при

формировании основополагающих, фундаментальных принципов классического посольского обычая Кремля того периода Только влияние это оказывалось опосредствованно, через западноевропейские государства. «Византийцы учили дипломатии Венецию, а с венецианцев брали пример итальянские города, Франция и Испания и в конечном итоге вся Европа», - так об этом очень верно писал известный английский дипломат и историк Г Никольсон1.

Да и сама суть внешней политики Византии, стремившейся к гегемонии в своих отношениях с другими государствами, противоречила стремлению русских к выстраиванию такой внешней политики и, соответственно, такого посольского обычая, которые бы обеспечивали равноправное положение Московского государства среди зарубежных держав и ни в чем не умаляли бы чести его государя

Весьма обоснованной кажется точка зрения некоторых историков относительно того, что большое влияние на русский посольский обычай оказывал опыт общения Москвы с Великим княжеством Литовским, протокольные обычаи которого мало чем отличались от общепринятых в Западной Европе.

Проведенный сравнительный анализ норм московского посольского обычая с опытом, привнесенным из других источников, приводит к выводу о том, что самобытность русской церемониальной практики крылась именно в многообразии повлиявших на ее формирование факторов Русь в силу своего географического положения всегда ощущала на себе влияние и Европы, и Азии, одновременно воспринимая тот иностранный опыт, который отвечал запросам русской политической элиты в конкретные исторические периоды В то же время, важное значение играли опыт, накопленный междукняжеской дипломатией удельного периода, культурные традиции Руси, влияние православия

1 Никольсон Г Дипломатическое искусство - М Изд-во Международных отношений, 1962 - С 51

В главе II «Посольский церемониал как фактор государственной политики» на основе разнообразного фактического материала в обобщенном виде раскрыто содержание составных элементов посольского обычая, начиная от встречи иностранных послов при их приезде в Россию и размещения в Москве и кончая «отпускной» аудиенцией у царя (великого князя) и сопровождением послов до границ Московского государства

Церемония встречи посла была для Кремля фактически первой возможностью продемонстрировать ту дипломатическую линию, которую Москва проводила по отношению к тому или иному государству. На встречу посольства из ближайшего к границе города высылался специальный чиновник-«пристав», которому поручалось встретить посла и сопровождать его до Москвы. В течение всего пути пристав заботился о помещениях и питании для посла и сопровождающих его лиц В каждом городе, в котором останавливалось посольство, устраивалась торжественная встреча во главе с воеводами, в дома, где размещался посол и его свита, отправлялась обильная еда При отъезде посольства из города местные воеводы обязаны были предоставить подводы и провиант до следующей остановки Послов освобождали от всяких путевых трат

Въезд в Москву представлял собой красочную церемонию, призванную произвести необходимое впечатление на иностранных дипломатов К послам высылались богато украшенные лошади, иногда выезжал отряд стрельцов Перед торжественным церемониальным въездом послов в Москву государь направлял к ним высокопоставленных придворных, которые должны были приветствовать их от его имени Улицы, по которым посольский кортеж следовал до места, определенного для проживания, были вычищены, по обеим сторонам стояли войска - каждый полк и каждая сотня в одежде особого цвета, а приказные люди в парадных красочных нарядах Количество встречающих и стрельцов, выставленных вдоль всего пути следования послов, доходило до нескольких тысяч

Послов и иных иностранных дипломатов размещали на дворах бояр и других знатных людей Они по-прежнему находились на полном государевом обеспечении В XVII в при царе Алексее Михайловиче был выстроен особый Посольский двор, который вмещал до 200 человек

Центральным моментом пребывания послов в Москве была аудиенция у государя Выезд посла на аудиенцию превратился в отдельный элемент кремлевского церемониала, наполненный торжественностью и срежиссированный кремлевскими боярами и дьяками до такой степени, что он становился удивительно запоминающимся событием, актом государственной значимости, убеждавшим иностранных представителей в том, что Россия богатейшая и влиятельнейшая держава Нарядные улицы, сотни стрельцов, толпы встречающих должны были производить на послов впечатление радушия, могущества, богатства и процветания московского государства

В самом Кремле по мере приближения к палате, где находился царь, послу устраивались торжественные встречи Число встреч соответствовало достоинству посольства

Что касается непосредственно церемонии приема послов государем, можно выделить ряд характерных моментов, сохранявшихся практически неизменными вплоть до петровских времен. Это, прежде всего, обязательное целование руки московского государя, приветственные речи послов, передача верительных грамот, вопрос самого царя о здоровье государя, направившего посла, передача подарков, предоставление при необходимости еще раз слова послу и заключительное приглашение либо на торжественный обед в Кремле, либо «жалование кушанья со своего стола» на подворье, где остановились дипломаты Отсутствие или нарушение любого из этих элементов означало демонстрацию московским двором своего недовольства действиями либо посла, либо пославшего его государя

Что касается собственно переговоров бояр с иноземными послами, то они, как правило, велись в Ответной или Посольской палате Переговоры назывались «ответом», а

выражение «быть в ответе» значило вести переговоры, давать царские ответы на поставленные послами вопросы

Все дипломатические переговоры с послами заканчивались «отпуском», т.е. прощальной аудиенцией у царя В ХУ1-ХУИ вв обычным результатом переговоров были письменные документы - «ответные листы» (с изложением позиции русской стороны по обсуждавшимся вопросам), «посыльные грамоты» (письма государя своему иностранному коллеге) и «договорные» или «перемирные грамоты». Способ вручения этих документов был различным, от чего зависел и порядок прощальной аудиенции

Когда посольство оканчивалось заключением договора или мира, проводилась церемония крестного целования Оно совершалось на тексте договора лично государем, что означало торжественную ратификацию монархом соглашения, заключенного его полномочными представителями После акта крестного целования Кремль отправлял с иностранными послами русских послов для проведения такого же обряда тем государем, с которым был заключен договор

По мере укрепления российской государственности, роста могущества московских царей, накопления богатств в кремлевской казне, внешняя атрибутика посольского обычая стала приобретать, особенно в XVI и XVII вв, все большее значение, становилась одним из важнейших элементов кремлевского церемониала.

Анализ воспоминаний иностранных дипломатов, охватывающих период почти в двести лет, показывает, что церемониал кремлевских царских застолий практически не менялся. Обеды были обильными и, может быть поэтому, длились по пять-шесть часов Столовый церемониал включал такие имевшие важное политическое значение элементы, как заздравные тосты в честь российского и иностранного государя, а также раздачу государем «подач вина и еды» с оказанием особого внимания к иностранному дипломату.

Важным элементом кремлевского посольского обряда являлся обмен «поминками» Этот обычай обмена подарками или, как их метко называли некоторые послы после пребывания

в Москве, «нескудными знаками дружелюбия и щедрости», был символическим выражением стремления к добрососедству, а в случае нужды - и к взаимопомощи

Торжественность посольских церемониалов усиливалась участием в них почетной стражи Красиво одетые стрельцы на улицах и в Кремле, как и вооруженные придворные («рынды»), стоявшие вокруг трона, не были охраной царя в прямом смысле этого слова Речь, конечно же, идет об элементе торжественного церемониального приема, придававшем дополнительную значимость личности царя, подчеркивавшем его власть и могущество

В главе III «Традиции кремлевского посольского обычая ХУ-ХУП вв и современная дипломатическая протокольная практика России» осуществлен сравнительный анализ церемониала, исследованного в предыдущих главах, с практикой протокольной работы в 90-е гг. XX в - начале XXI в. Сделан вывод, что современный дипломатический протокол унаследовал от московского посольского обычая главные его черты - нацеленность на защиту внешнеполитических интересов государства, на отстаивание чести и достоинства российской государственной власти Как 500 лет назад, так и теперь непреложным остается требование неукоснительного соблюдения общепринятых церемониально-протокольных принципов в практике межгосударственного общения Отступление от них или целенаправленное нарушение может нанести ущерб престижу государства и его руководителя, негативно отразиться на взаимных отношениях

В то же время, говоря о схожести принципов и методов, которыми руководствовались российские дипломаты разных эпох, объективным представляется вывод о том, что и боярский посольский обычай, и петровский церемониал, как и современный дипломатический протокол, всегда были и остаются пусть и важными, но все же вспомогательными инструментами, способствующими достижению главной цели -выполнению конкретных внешнеполитических задач Петр I, радикально реформировавший придворный дипломатический церемониал, унифицировав его с нормами, существовавшими

при европейских дворах, изменил лишь внешние формы Базовые же принципы и основные элементы остались нетронутыми.

Изучая примеры из истории посольского обычая XV-XVII вв и дипломатического протокола наших дней, следует отметить, что тогда, как и теперь, протокольная практика, оставаясь в целом строго зарегламентированной, в необходимых случаях становилась подвижной и гибкой, особенно, если тем самым достигался лучший для страны внешнеполитический результат При этом используется такой метод в протокольной работе, который можно определить как «модульный».

При внимательном изучении выяснилось, что и посольский обычай, и дипломатический протокол наших дней состоят из набора определенных обязательных «модулей», которые используются при общении с иностранными представителями Это такие общепринятые, традиционные протокольные элементы, как, например, встреча и проводы гостя, переговоры, вручение верительных грамот, обмен подарками, подписание документов, торжественный обед и ряд других. В каждом конкретном случае, в зависимости от состояния двусторонних отношений, личности гостя, тех внешнеполитических целей, которые Москва ставит перед собой в ходе переговоров, выбираются те или иные модули и их последовательность, определяется отвечающее потребностям государства их содержание. Подчеркнуть значимость встречи или умалить ее, создать атмосферу теплоты и сердечности или превратить церемонию в сугубо официальную и сухую, выделить какую-либо из составляющих визита, например, политическую, или наоборот, торгово-экономическую, либо затушевать ее, сделать акцент на дружеском характере отношений или на нейтральном - все это, как и многое другое, решалось и решается церемониальными, протокольными методами

Несмотря на существенное изменение современной протокольной практики по сравнению с ХУ-ХУИ вв. и с последующими веками, в наше время сохранились многие базисные элементы посольского обычая Уже тогда княжеско-

боярский Кремль выработал и использовал практически весь комплекс протокольных мероприятий («модулей»), которые сегодня мы относим как к приему высших руководителей иностранных государств, так и зарубежных послов

Вычленены и подробно проанализированы в общей сложности двенадцать основных элементов протокольного обеспечения визитов на высшем уровне и приемов иностранных послов, носящих сходный, а иногда и идентичный характер с практикой посольского обычая боярской Москвы.

Особый раздел традиций посольского обычая боярской Руси относится, как показывает анализ исторических документов, к включаемым сегодня в понятие дипломатического протокола нормам международного права Речь идет о привилегиях дипломатических представителей

неприкосновенности посла, распространяемом на него иммунитете от уголовной юрисдикции государства пребывания, неприкосновенности помещения резиденции, освобождении от налогов, сборов и пошлин, беспрепятственном сношении со своей столицей

По результатам проведенного исследования можно сделать однозначный вывод о схожести и, даже более того, идентичности принципов, на которых строилась и строится вся церемониально-протокольная работа Исследование показало также, что на общих базисных принципах вырос не только российский, но и зарубежный дипломатический церемониал История международных отношений и российской внешней политики доказывает важность неукоснительного соблюдения международным сообществом этих веками выработанных человечеством основополагающих принципов для нормального цивилизованного общения

Наистарейшим из них является принцип международной вежливости, который изначально был положен в основу посольского обычая общения боярского Кремля с иноземными державами, в свою очередь также соблюдавшими его Этот принцип и сегодня является определяющим в дипломатическом протоколе нашей страны и подразумевает

уважительное отношение ко всему, что олицетворяет иностранное государство.

Нормы международной вежливости регламентируют любые вопросы межгосударственных отношений и прежде всего это - уважительное отношение к государственной символике (в средние века - титул монарха, его печать, сейчас - флаг, герб, гимн), к официальным представителям государства (в средние века - к послам, посланникам, гонцам, сейчас - к официальным лицам страны, представляющим ее на любом уровне), своевременное реагирование на те или иные события в дружественном государстве (в средние века - кончина монарха или вступление на престол, в современности также и национальный праздник, стихийное бедствие, катастрофа и др ), торжественность церемоний встреч и проводов представителей иностранных государств (в средние века - только посольств и отдельных дипломатов, в настоящее время - официальных делегаций), продуманность (вплоть до деталей) порядка вручения верительных грамот (в средние века «верящих» грамот) и проведения дипломатических переговоров («сидение у бояр в ответной полате» в средние века), закрепление заключенных соглашений («крестное целование докончальной грамоты» или, если это мирное соглашение, «перемирной грамоты», а также присяга на Евангелии, сейчас парафирование и подписание документов), обмен подарками (в средние века -красочная и торжественная передача «поминок», сейчас -упрощенная, но все же сохранившаяся традиция), торжественный обед у главы государства («государев стол» в Кремле или на посольском подворье)

Вторым краеугольным принципом, который зародился в средние века и остался в современной протокольной практике, является территориальный принцип Он означает, что в основе дипломатического церемониала лежат национальные особенности, характерные для данного государства

При наличии общепринятых и непреложных элементов, как, например, вручение послом «верящих» грамот в руки монарха, территориальный принцип в средние века подразумевал использование в каждой стране своих

собственных церемониальных норм, не похожих на зарубежные Во Франции, например, это было приглашение посла на утренний или вечерний королевский туалет, в России - царский стол, «потчивание», в Китае - церемония «кэтоу», предусматривавшая в ходе аудиенции у богдыхана поклоны, «пад на колена, головою до земли, трижды по трижды»

В любом случае в наши дни территориальный принцип в протоколе разных стран предусматривает применение норм, отдающих дань национальным традициям, а не прихотям того или иного чиновника Именно поэтому протокольные службы различных государств терпимо и благосклонно относятся к подобного рода пожеланиям принимающей стороны

Одним из самых используемых в современной протокольной практике является дошедший до нас с древних времен принцип взаимности Конечно, он употребляется в тесной увязке с территориальным принципом Приезжающий гость может требовать на основе взаимности всего, но, только стараясь не нарушать национальных традиций (территориального принципа) Глава иностранного государства или посол вправе рассчитывать на прием такого уровня, какого удостаивались прежде представители принимающей стороны в стране гостя На основе взаимности решается и масса других вопросов предоставление гостю транспорта, соответствующей резиденции, питания, охраны, количества мест за столом переговоров и приглашенных на торжественный обед и т д

Не менее важным в практике межгосударственных отношений остается принцип прецедента Некоторые теоретики дипломатии вообще определял ее как «науку, основанную на прецеденте и опыте» Один раз созданный в межгосударственном общении прецедент становится, как правило, нормой, обязательной для дальнейшего использования в протокольной практике Отступление одной стороны от этого принципа вызывает определенную настороженность партнера и обоснованное требование пояснить причину этого. Каждая из сторон при этом соблюдает свои интересы, опасаясь, как и в старину, «ни в чем государеву честь не умалить»

Еще один из самых древних принципов посольских церемониалов - принцип старшинства (иерархии) или, как его называют сегодня, принцип протокольного старшинства Посольский обычай Московского государства ХУ-ХУ1 вв перенял его из опыта более древних поколений - времен Рюриковичей, удельных княжеств и золотоордынского периода Однако по-настоящему с принципом старшинства боярский Кремль столкнулся только с реальным выходом Московского государства на международную арену. Крайне щепетильное отношение кремлевских вельмож ко всем нюансам посольского церемониала других дворов, вызванное стремлением поднять и укрепить престиж Москвы, естественно касалось и вопросов старшинства Если в средние века принцип старшинства подразумевал иерархическое расположение представителей различных государств (послов) в соответствии со степенью древности титулов их королей и императоров, то в современности с помощью этого принципа регулируется очередность послов в соответствии с датой аккредитации в стране пребывания Чем раньше посол прибыл в страну, тем почетнее место он занимает в иерархии зарубежных послов в данной стране Ныне этот принцип закреплен в ряде международных и российских документов, значительно упростивших решение спорных вопросов

Всесторонне рассмотрена также практика применения принципа (правила) правой руки, имевшего особое значение в древние и средневековые времена и по традиции используемого ныне Отказ хозяина предоставить гостю место за столом по правую руку от себя (на переговорах или за трапезой) означает желание продемонстрировать ему соответствующее отношение и воспринимается как оскорбление История средневековой российской внешней политики полна примеров ожесточенных споров русских придворных с иностранными дипломатами

Как показало изучение московского посольского обычая, в меньшей степени в нем были задействованы еще два принципа, применяемые в современной протокольной практике Речь идет о принципах очередности и единообразия В соответствии с первым чаще всего определяется порядок обмена

визитами глав государств и других официальных представителей различных стран Нарушение этого принципа допускается в редких случаях, вызванных какими-либо серьезными обстоятельствами, например, осложнением международной обстановки в целом или в одном из регионов, а также необходимостью в срочном порядке обсудить проблемы, возникшие в двусторонних отношениях

Порядок визитов посольств разных стран друг к другу в ХУ-ХУП вв определялся, как правило, необходимостью проведения переговоров о мире или перемирии, о военном союзе или взаимопомощи

Если сейчас второй из названных принцип единообразия понимается в том смысле, что одинаковый набор протокольных церемоний должен применяться для руководителей и официальных представителей одного ранга любой страны, то в средние века в Москве существовал несколько иной подход В посольском обычае ХУ-ХУН вв существовала четкая градация государств, из которых приезжали посольства, по степени их значения для внешней политики Москвы Соответственно различался и уровень приема послов из этих стран

В заключении дается краткий обзор выполненных в диссертации задач и сформулированы следующие обобщающие выводы.

1 Традиции и принципы протокольно-дипломатической работы, оставшиеся нам в наследство со времен боярской Руси, не утратили актуальности и в большинстве своем успешно применяются в современной протокольной практике

2 Все преобразования посольского церемониала, начиная с петровских времен, по сути, относились лишь к внешним формам и приемам общения с иностранными дипломатами В то же время основополагающие, базисные принципы дипломатического церемониала, заложенные в ХУ-ХУП вв, остались без изменения Такими же они остаются и для российской протокольной службы наших дней

3 Посольский обычай допетровской Руси и современный дипломатический протокол носят модульный характер

4.Сформулированные принципы и методы дипломатического протокола и международного общения в целом, сформировавшиеся в средние века, универсальны и применяются как в России, так и в зарубежных государствах.

5 Общность, а иногда и полная идентичность выявленных принципов позволяет рассматривать посольский обычай Кремля в качестве прообраза современного дипломатического протокола Российской Федерации Как и многие столетия назад, его задачами являются защита внешнеполитических интересов России, отстаивание чести и достоинства российского государства, уважительное и равноправное отношение к иностранному партнеру

Апробация результатов исследования. Положения диссертации были апробированы в ходе обсуждения в Центре имиджа государства Дипломатической академии МИД России

Основное содержание представленной работы изложено в ряде публикаций автора, в том числе в монографии «У истоков кремлевского протокола» (М Инкомбук, 2005) объемом 12,6 усл. печ л, статьях «Традиции кремлевского посольского обычая XV-XVII веков в современной протокольной практике» // Обозреватель - 2006 -№10 - С 111121, «Из истории российского дипломатического протокола» // Обозреватель - 2006 - № И - С 120-127, а также в коллективной работе «Протокол Российской Федерации» (М, 2000) - руководитель авторского коллектива посол В Н Шевченко

Подписано в печать 27.04.2007г.

Отпечатано в Дипломатической академии МИД России

Тираж 100 экз.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Семенов, Игорь Николаевич

Введение.

Глава I. Становление самобытного кремлевского посольского церемониала.

1.1. Предпосылки возникновения посольского обычая Московского государства.

1.2. Истоки и происхождение кремлевского посольского обычая.

Глава И. Посольский церемониал как фактор государственной политики.

2.1. Государственная забота о послах.

2.2. Торжественность приемов послов в Кремле.

2.3. Великолепие государевых аудиенций и застолий.

2.4. Церемониал обмена «поминками» (подарками).

2.5. Почетная стража как элемент кремлевского посольского церемониала.

Глава III. Традиции кремлевского посольского обычая XV-XVII веков и современная дипломатическая протокольная практика России.

3.1. Традиции модулирования посольского церемониала и современное отношение к ним.

3.2. Устойчивые атрибуты посольского обычая и принципы современного дипломатического протокола.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по истории, Семенов, Игорь Николаевич

Актуальность темы исследования. Тема российской идентичности, богатейшая история нашей страны, в т.ч. ее внешней политики, вызывает в последние годы в российской научной среде и во всем нашем обществе повышенный интерес. Исследование исторических начал в столь специфической области как протокол является составной частью этой общей тенденции.

Во второй половине XV - в первой трети XVI вв., в годы правления великих князей Ивана III Великого и сына его Василия III Ивановича, произошли события, которые вписали Московское государство в список крупнейших и влиятельнейших держав Европы и мира. Рост самосознания русских людей, объединение удельных княжеств вокруг Москвы и, как следствие, падение золотоордынского ига в 1480 г. привели к тому, что после почти 250-летнего перерыва Великую Русь с удивлением и опаской вновь увидела Европа. «Русская земля, некогда известная Западной Европе в дотатарский период, мало-помалу совершенно исчезла для нее и явилась как бы новооткрытой землею наравне с Ост-Индией»1.

Российское государство крепло из столетия в столетие и становилось надежным партнером Европы в решении международных дел, прежде всего в защите от татар и турок, а также в торговле. Одновременно ширились и международные связи Москвы, вырабатывалась четкая внешнеполитическая линия.

Московская держава, восприняв в свое лоно разрозненные части земли Русской, вошла в непосредственное соприкосновение с европейскими государствами, от которых дотоле эти части ее заслоняли, и вышла на широкое поприще. Со всех стран в Кремль стали стекаться иноземные послы, Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1993. - С. 162. князья и даже цари татарские толпились среди слуг у его царственного хозяина; столы и сундуки ломились от драгоценностей»1.

Появление иностранцев в Москве становится все более обычным делом. На них перестают смотреть как на «полухристиан» и потенциальных шпионов. Соответственно и церемониал их приема, переговоров, угощения и проводов становится все более замысловатым и изощренным. Собирание разрозненных частей русских земель в единое государство, утверждение за Москвой роли преемника Византийской империи в деле защиты православия, женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора, выход, в конечном итоге, Московского государства на международную арену - все эти факторы вынуждали московских великих князей и их придворных в короткое время выработать такую внешнюю политику и, соответственно, такой посольский церемониал, который бы отвечал возросшему значению Руси и новому образу ее государей.

Именно в этот период, начиная со второй половины XV в., утверждаются особенные формы общения с иностранцами, объединяемые в понятие посольский обычай - прародитель нынешнего дипломатического протокола.

Исследование традиций кремлевского посольского церемониала является попыткой найти истоки современной протокольной дипломатической практики, проследить генезис посольского обычая на протяжении длительного периода российской истории и определить то общее, что связывает прошлое и настоящее дипломатического протокола.

Оригинальной представляется задача выявления принципов и тех церемониально-протокольных элементов XV-XVII вв., которые сохранились в современной дипломатической практике общения с иностранными официальными гостями. Созрела необходимость систематизировать и актуализировать многочисленные разрозненные сведения, касающиеся

1 Московский Кремль в старину и теперь. / Сост. С.П. Бартенев. Кн. 2. - М: Издание Министерства Императорского Двора, 1916. - С. 74. истории возникновения и становления придворного посольского церемониала, как прообраза современного дипломатического протокола. В представленной работе исследуется целый массив информации, полученный в результате изучения малодоступных источников, включающих в себя многочисленные дореволюционные издания, труды российских ученых, отчеты и мемуары иностранных дипломатов, купцов и военных, побывавших с различными миссиями в Московском государстве в ХУ-ХУИ вв. Для выяснения происхождения некоторых элементов российской дипломатической практики использованы труды, относящиеся к посольскому обычаю еще более древнего периода - Х1-ХШ вв.

Работа призвана заполнить научный и информационный вакуум, который образовался в последние десятилетия из-за отсутствия исследований по истории средневекового кремлевского дипломатического церемониала -посольского обычая и российского дипломатического протокола вообще. Большинство из ныне публикующихся трудов по тематике российского протокола, как правило, посвящены советской и современной протокольной практике (после 1917 г.). Исследования же по истории внешних сношений допетровской Руси, в свою очередь, оставляют в стороне подробное изучение именно протокольно-церемониальной составляющей и тем более не рассматривают значение посольских обычаев Кремля ХУ-ХУН вв. для современного протокола. Между тем, без знания традиций и учета их в сегодняшней дипломатической деятельности трудно рассчитывать на создание своей, оригинальной практики, выделяющейся из общей международной протокольной рутины.

Объектом исследования в настоящей работе является придворный посольский церемониал (обычай) ХУ-ХУИ вв. в контексте дипломатии боярской Руси и отражение его традиций в современном российском дипломатическом протоколе.

Предмет исследования - государственно-политические и культурно-идеологические аспекты системы обычаев, принципов и норм, составляющих суть посольского (дипломатического) церемониала на разных этапах истории. В работе сравниваются практики XV-XVII вв., когда возник и утвердился самобытный классический российский церемониал (посольский обычай), и дипломатический протокол наших дней.

Хронологические рамки исследования - XV-XVII вв. (от Ивана III -создателя Московского государства - до реформ Петра I) и современный период (90-е гг. XX в. и начало XXI в.). Столь жесткие рамки определены с тем, чтобы тщательно и всесторонне изучить, прежде всего, основы самобытного посольского обычая, зародившегося и сформировавшегося именно в период существования Московского государства, т.е. до начала XIV в. Делаются также экскурсы в более ранние этапы истории, и на основании полученных выводов проводятся сопоставления с дипломатической практикой наших дней.

Цель исследования заключается, прежде всего, в определении тех принципов и методов посольского обычая XV-XVII вв., которые остаются актуальными и сегодня или, во всяком случае, могут учитываться в современном дипломатическом протоколе. И второе, - признание самобытного характера российского посольского обычая, который не был у кого-либо напрямую заимствован, а, наоборот, восприняв многое из общения с многочисленными государствами Европы и Азии, оказал, в свою очередь, влияние на развитие дипломатического церемониала в других странах и не утратил своего значения как элемента российской культуры по сей день.

Задачами, решаемыми в работе, являются:

1. Выяснение предпосылок и истоков возникновения российского посольского обычая XV-XVII вв., как составной части внешней политики Московского государства;

2. Анализ всех составляющих частей посольского церемониала как системы правил, обрядов, традиций и ритуалов, раскрытие их роли как элементов государственной политики и ярких проявлений возрождавшейся великой русской культуры;

3. Определение характера средневекового посольского обычая и современного дипломатического протокола как модульного, состоящего из строго определенных составных частей, и в то же время, не исключающего возможности творческой инициативы и поиска протокольных решений с целью выполнения поставленных внешнеполитических задач;

4. Установление основных модулей, а также базисных принципов и методов, которые использовались посольским церемониалом в рассматриваемую эпоху, и тех из них, которые идентичны современным или схожи с ними.

Выявление универсального значения сформулированных принципов и методов протокольной работы для дипломатического протокола не только России, но и зарубежных стран.

Методологическая основа исследования - системный подход, позволяющий рассматривать анализируемый объект как целостность его различных сторон и качеств, воспринимать их развитие во взаимодействии и взаимовлиянии, видеть структуру рассматриваемых явлений, находящихся друг с другом в сетевых связях и отношениях. При изучении отдельных аспектов темы использованы также сравнительно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-хронологический и конкретно-исторический методы.

Источниковая база. Основой документальной базы, использованной в настоящей диссертации, главным образом стали свидетельства иностранных послов и некоторых московских дипломатов, воссоздавших в своих мемуарах живую картину посольского церемониала, а также сведения из посольских книг и документов Посольского приказа, увидевшие свет в середине Х1Х-ХХ вв.1, отдельные сборники архивных материалов, опубликованные Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными (ПДС) в 10 тт. - СПб., 1851-1870; Сборники Императорского Русского исторического общества (Сб. РИО). - Тт. 1-129; Посольские книги (Литвы, Англии и др.); Сборник князя Оболенского. - М., 1838. - №№ 1-6; Книги Разрядного приказа. - Т. 1-4.-СПб., 1850-1855. тогда же Использовались некоторые документы из фондов Российского Государственного архива древних актов и Архива внешней политики Российской империи. Свидетельства иностранных дипломатов, как правило, неоднократно издавались и переиздавались в России, включались в различные сборники и работы разных авторов. Во введении к диссертации нет возможности перечислить все эти публикации (см. Библиографию). Укажем лишь их авторов: Арсений Елассонский, И. Барбаро, Р. Берберини, С. Вельский, К. де Бруин, А. Бурх, Н. Варкоч, С. Герберштейн, Д. Горсей, Де Ла Невилль, А. Дженкинсон, Э. Зани, П. Йовий, С. Какаш, К. ван Кленк, А. Контарини, И.Г. Корб, А. Лизек, Ж. Маржерет, И. Масса, А. Мейерберг, П. Менезий, М. Меховский, М. Обухович, А. Олеарий, И. Пернштейн, А. Поссевино, П. Петрей, Я. Рейтенфельс, Л. Сапега, Я. Стрейс, Т. Смит, Б. Таннер, Д. Тедальди, К. Тектандер, Я. Ульфельд, Дж. Флетчер, М. Шиле, Г. Штаден, и др. Многие из этих свидетельств включены в дореволюционные сборники, не утратившие своей ценности и поныне.2

Ряд интересных документов содержат также другие издания, вышедшие до 1917 г.

При Советской власти и в постсоветское время выпуск документальных источников и уникальных мемуаров продолжался.4 Это свидетельствовало о развитии источниковой базы исследований в области истории внешней политики России и дипломатического протокола.

1 Первые сорок лет отношений между Россией и Англией. Грамоты. - СПб., 1875; Сношения России с Кавказом (Публ. С.А. Белокурова) - М., 1889; Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. / Под ред. Н.И. Веселовского. - СПб., 1890. - Т. 1; 1892. - Т. 2; 1898. - Т. 3.

2 Аделунг Ф. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений. - М„ 1864.-Ч. 1,2; Семенов В. Библиотека иностранных писателей о России. - Тт. 1,2.-СПб., 1836, 1847; Минцлов С. Р. Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к России. -Новгород, 1911; Сказания иностранцев о России в XVI и XVII вв. / Изд. В. Любич-Романович. - СПб., 1843.

3 Московский Кремль в старину и теперь. - СПб., 1916. - Кн. 2; Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв. - М., 1915, 1918. - Т. 1, кн. 1-2.; Середонин С.М. Известия англичан о России XVI века. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М„ 1870.

4 Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. - Л., 1937; Путешествия русских послов в XVI-XVII вв. Статейные списки. - Л., 1954; Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1586-1612 гг.-М.: Наука, 1976; Опись архива Посольского приказа 1626 г. - М„ 1977; Рогожин Н.М. Посольские книги России конца XV - начала XVII вв. - М., 1994.

Как справедливо писал советский исследователь посольского обычая Л.А. Юзефович, «сочинения западных дипломатов, посещавших Россию в ХУ1-ХУП вв., изобилуют неточностями и преувеличениями»1. Однако из-за недостаточности российской документальной базы исследования (именно в том, что касается ее церемониальной составляющей) приходится в значительной степени опираться на свидетельства иностранцев, нередко враждебно настроенных к России, а также подьячего Посольского приказа Г.К. Котошихина, который, сбежав с московской службы в Швецию, создал в 1666 г. первую и единственную книгу о российском посольском обычае времен царствования Алексея Михайловича2. Отсюда необходимость критического отношения к используемому материалу, сопоставления его с российскими документами, которые дошли до нашей эпохи.

Степень научной разработанности темы. Историография проблемы. Начало историографии российского посольского церемониала ХУ-ХУИ вв. положил выдающийся историк академик В.О. Ключевский. Одна из первых его работ - написанная в 1865 г. кандидатская диссертация на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве»3 содержит главу II «Прием иностранных послов в Москве», построенную на основе малоизвестных тогда в России иностранных источников. Несмотря на то, что с момента появления этой работы прошло 140 лет, она и сейчас поражает обилием уникального фактического материала, точностью авторских наблюдений, яркостью изложения и оригинальностью сделанных выводов и оценок.

В это время историки-западники всячески принижали значимость исторических традиций России. Известный востоковед и археолог член-корреспондент Петербургской Академии наук Н.И. Веселовский прямо утверждал, что русский допетровский посольский обычай «был нами

1 Юзефович Л.А. Как в посольских обычаях ведется. Русский посольский обычай конца ХУ-начала XVII в. - М.: Международные отношения, 1988. - С. 203

2 Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. - СПб., 1884.

3 Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - Пг„ 1918. заимствован у татар»1. Такой же позиции придерживался и М.А. Веневитинов в книге «Русские в Голландии» . У В.О. Ключевского же дана красочная, в подлинном смысле самобытная картина посольского церемониала, вызывавшая удивление, а порой и восхищение, но никак не осуждение западных наблюдателей. И прав был другой видный дореволюционный исследователь посольского церемониала В.И. Савва, который, возражая Веселовскому, делал вывод, что «московские государи скорее были насадителями европейского посольского обряда при дворах восточных, чем последователями посольского обряда последних» .

Выделяется также написанная по поручению Министерства иностранных дел России книга известного историка и археографа С.А. Белокурова «О посольском приказе», напечатанная в извлечениях в юбилейном издании «Очерк истории Министерства иностранных дел. 18091902» и вышедшая в 1906 г. отдельной книгой4. Она построена на богатых архивных источниках и в приложениях содержит ряд ценных документов, раскрывающих историю посольского обячая России. Благодаря трудам С.А. Белокурова многие уникальные документы дипломатического ведомства дошли до наших дней.

Еще до В.О. Ключевского опубликовал свою работу «Дипломатические обычаи древней России» И.П. Сахаров5. Будучи выдающимся этнографом, палеографом, собирателем и исследователем русского фольклора, он подошел к исследованию посольских обычаев с культурологических позиций, показал, что посольский церемониал вырастал из древних культов и ритуалов.

1 Веселовский Н.И. Татарское влияние на посольский церемониал в московский период русской истории. -СПб., 1911 - СЛ.

2 Веневитинов М.А. Русские в Голландии. - М., 1897.

3 Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. - Харьков, 1901. - С. 191

4 Белокуров С.А. О Посольском приказе. - М., 1906; Очерк истории Министерства иностранных дел. 1809-1902.-СПб., 1902. - С. 1-34.

5 Сахаров И.П. Дипломатические обычаи древней России. / Сын Отечества. - 1852. - №№ 3-5.

Но большинство авторов развивали идеи государственной исторической школы, основы которой были заложены еще Н.М. Карамзиным и которая достигла расцвета в трудах крупнейшего русского историка С.М. Соловьева (учителя В.О. Ключевского) и философа, юриста и историка Б.Н. Чичерина (его лекции В.О. Ключевский также слушал в Московском университете).

Эта школа, как известно, видела главный фактор становления и расширения России в мощи и укреплении государства, которое объявлялось уникальным, развивающимся по своим законам, мало совпадающим с тем, что определяло этапы формирования и функционирования западного типа государственности. Поддерживаемая либерально-демократическим движением, она противостояла и самодержавно-монархическому консерватизму с его формулой: православие, самодержавие, народность и получавшему все более широкое распространение марксистскому учению о роли государства в общественном прогрессе. Выдающиеся историки приходили к однозначному выводу в своих исследованиях: когда народ поддерживал российскую государственность, страна делала рывок в развитии и обустройстве.

К сожалению, после Октябрьской революции началось разрушение многовекового опыта старого государства. Изучение классического допетровского посольского церемониала практически прекратилось. Была выработана новая протокольная практика, уже не опиравшаяся на исторические традиции и государства, и народа. Руководитель внешнеполитического ведомства Л.Д. Троцкий заявил, что в условиях мировой революции дипломатия, а тем более дипломатические церемонии не нужны: рабочие и крестьяне найдут иные способы международного общения в рамках единой семьи, утверждающейся с победой революции во всем мире. В «Краткой инструкции о соблюдении правил принятого в буржуазном обществе этикета» (1923), опубликованной в книге посла П.Ф. Лядова

История российского протокола»1, говорится о необходимости использования только некоторых норм дипломатического этикета, принятого в буржуазном обществе. Но основная идея инструкции - не копировать его, не подчиняться ему, а вырабатывать собственные нормы этикета, соответствующие принципам дипломатии рабоче-крестьянского государства2.

Но практика международных отношений быстро заставила поменять такой подход. После окончания гражданской войны Россия встала на путь восстановления дипломатических отношений с другими странами. И снова пришлось обращаться к традициям русского дипломатического церемониала, чтобы рабоче-крестьянская республика не выглядела в глазах иностранных представителей варварским государством.

Первая работа, в которой раскрывалась история дипломатического церемониала Руси XV-XVII вв., появилась лишь в начале сороковых годов. Это были разделы первого тома «Истории дипломатии» под редакцией В.П. Потемкина, автором которых был видный историк, член-корреспондент АН СССР, ученик В.О. Ключевского C.B. Бахрушин . Он фактически первым ввел в советскую историографию идеи и факты, которые составляли содержание указанного выше труда В.О. Ключевского. Государственни-ческая линия в оценке сути дипломатического церемониала боярской Руси, таким образом, была принята в официальном издании, предназначенном, как говорилось в предисловии к нему, «служить одним из основных руководств» для практических работников советской дипломатии.4

После окончания Великой Отечественной войны возобновилась работа по исследованию истории российской дипломатии и ее неотъемлемой части -дипломатического протокола. В 1946 г. академик Д.С. Лихачев опубликовал Лядов П.Ф. История российского протокола. - М.: Международные отношения, 2004.

2 Там же. С. 216.

3 История дипломатии. T-. I. - М„ 1941. - С. 196-203,226-250.

4 Там же. С. 14. свою работу «Русский посольский обычай Х1-ХШ вв.»1. Главный вывод, который он сделал, состоит в том, что в древнерусских летописях, а не в свидетельствах иностранцев, этот обычай изображается как неотъемлемая составная часть русской национальной культуры, а не только как средство воздания должного российскому государству и его суверену. Пирования, торжественные встречи послов, их обустройство и обеспечение всем необходимым, внимание к ним со стороны думских бояр и государя, торжественные проводы послов, передача через них подарков и поклонов государю, приславшему их на Русь, - все это практиковалось уже на раннем этапе существования российского государства и даже в догосударственный период.

Но, к сожалению, в изучении данной темы снова последовал длительный (более чем 30-летний) перерыв. Лишь в 1977 г. вышла небольшая работа Л.А. Юзефовича «Из истории посольского обычая конца XV - начала XVII веков (Столовый церемониал Московского двора)»2. Продолжая начатое исследование, этот же автор выпустил в 1988 г. монографию «Как в посольских обычаях ведется. Русский посольский обычай конца XV - начала XVII в.» (М.: Международные отношения, 1988). И поныне эта монография остается наиболее крупным и полным исследованием по теме. Л.А. Юзефович соединил воедино две линии ее изучения: государственнический (он преобладает в книге) и культурологический подходы. Следует согласиться с основным выводом, сделанным автором: «В России, как и в других странах Европы, шла неуклонная формализация посольского обычая, приближавшая его к дипломатическому церемониалу и протоколу нового времени. Ритуал превращался в этикет, на смену идеологии приходила эстетика, что становится особенно заметно в годы царствования Алексея Михайловича»*.

1 Исторические записки. - М.: Наука, 1946,- Т. 18. - С. 42-56.

2 Исторические записки. - М.: Наука, 1977.-Т. 98-С. 114-126.

3 Юзефович. Л.А. Указ. соч. С. 205.

В последние десятилетия тему истории российской дипломатической службы и, в определенной степени, посольского обычая продолжил ряд современных российских ученых.1

Автор настоящей диссертации в ее исторической части опирается фактически на выводы и заключения трех крупнейших исследователей этой темы: В.О. Ключевского, В.И. Саввы и JI.A. Юзефовича. Что касается практики современного дипломатического протокола, то огромным подспорьем послужили работы руководителей протокольных служб Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел России и СССР , собственный богатый опыт протокольной службы автора диссертации. Использованы также классические международные труды по дипломатическому протоколу, изданные в у зарубежных странах .

Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка сопоставить посольский обычай XV-XVII вв., который характеризуется как самобытный, классический, во многом отличающийся от аналогов в мировой истории дипломатии, с современными российскими и международными представлениями о дипломатическом протоколе и его составных частях. Автор считает, что принципы, на которых строился посольский обычай в рассматриваемый период, сохранили свою значимость и ныне.

По результатам проведенного исследования выявлен и сформулирован ряд общепринятых и непреложных принципов дипломатическо

1 Рогожин Н.М. У государевых дел быть указано. - М.: Изд-во РАГС, 2002.; Рогожин Н.М. Посольский приказ: колыбель российской дипломатии. - М: Международные отношения, 2003; Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи. 18 - начало 20 вв. - М., 2003.

2 Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. - М.: Международные отношения, 1979; Ковалев А.Г. Азбука дипломатии. - М.: Международные отношения, 1988; Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. - М„ 1999; Шевченко B.H., Семенов И.Н. Протокол Российской Федерации. - М., 2000; Лядов П.Ф. История российского протокола. - М.: Международные отношения, 2004; Шевченко В.Н. Повседневная жизнь Кремля при президентах. - М.: Молодая гвардия, 2004.

3 Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. - М.: Международные отношения, 2003. -Изд. 2-е.; Камбон Ж. Дипломат. - М.: ОГИЗ; Гос. изд. Политической литературы, 1946; Никольсон Г. Дипломатическое искусство. - М.: Изд. ИМО, 1962; Никольсон Г. Дипломатия. - М.: ОГИЗ, Гос. изд. политической литературы, 1941; Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. - М.: Изд-во ИМО, 1961; Серре Ж. Дипломатический протокол. - М„ 1963.-Изд. 2-е. протокольной работы, основы которых закладывались в ХУ-ХУН вв., являющихся и в настоящее время важными регуляторами в международных контактах России с зарубежными странами.

Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы для совершенствования российского государственного протокола, а обобщенный конкретный исторический материал позволит специалистам государственных организаций и коммерческих структур, работающим в этой области, глубже уяснить и изучить историю и традиции российского протокольного дела, понять принципы, на которых строился и строится дипломатический протокол, использовать уроки прошлого для творческого переосмысления. Собранные в диссертации материалы и сделанные выводы послужат также основой для дальнейших исследований в области истории и теории дипломатического протокола.

Структура диссертации отражает логику исследования, его основные цели и задачи. Она состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений, знакомящих читателя с некоторыми мало известными аспектами и эпизодами практики дипломатических церемоний в России на разных исторических этапах.