автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Соколова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте"



Fa правах рукописи

соколова елена мжсан11р0ша

ч?тт\ т(.штз*& в творчестве щрдугш бршге

10.01.05 - дютвратурн народов Европы, ArspOTf э Австралии

автореферат

дасзерташш на соискание ученоР степени кандидата йнлологичеокгх наук

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Российского государственного педагогического университета имени А «И.Герцена.

Научный руководитель: доктор филологических наук,

. профессор Н-Л .Дьяконова

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Н.В.Ступников

кандидат филологических наук, доцент Зеленко Т.В.

Ведущая организация: Поморски! шздународнвй педагогический

университет имени м .В .Ломоносова

Защита состоится " \£" М^й/*^ 1996 года в ( Ь часов на заседании диссертационного совета К. 113.05.05 по присуждению у ченой степени кандидата филологических наук при российском государственной педагогическал университете имени А .И .Герцена

Адрес: 199053, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1-я линия, д.52, ауд. 21

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ИЛУ имени А.И.Герцена.

Автореферат

разослан ■■/А диЛе^л 1д95 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат фглологических наук,

Доцент Е.Е.Кякшто

Шарлотта Вронте принадлежит к шсателж-реалистам, рисовавшим безотрадные картины зшзни Англии в первой половине XIX века. Как ее современники ТеккереЁ, Диккенс, Г-лизабет Гаскелл, она пишет о бесцрашк и незащищенности человека, о нитете простых тружеников, сочетая социальный крктищзм о поискам! полонительного идеала.

Шсательнвда пропла елозишь дуть развития; как все английские реалисты» она испытала сильное влияние поташ роглан-тазма. Такое влияние вполне закономерно, так как открытия романтиков сохраняли свое значение и продолжали воздействовать на английское искусство в течение всего У17 века. Ведь именно рст,антики, болезненно воспринявшие рпоху ложи общественных устоев и остро ощташве связанные с ней остальные страдания, улавливали и предчувствовали противоречия буржуазной давилиза-щш, в полной кере раскрытые реалиста™.

В диссертации проза ТГарлоттн Гронте рассматривается в контексте двух литературных направлений - рскантизгла и реализма. Настоящее исследование ставит целю изучить творческий путь П'арлотты Гронте в связи с литературным процессом 40-5Г-х годов прошлого века, дать по возшшости полное представление о влияние романтической естеткки на художественную канеру]ш-сателыпщы.

Актуальность работы определяется интересом широкого круга современных оилологов к проблегат традиций ротнтизка в литературной жизни второй половины ИХ века. Учитывая, что творчество и судьба И'арлотты Бронте соотносятся как с ронантическиш, так и с реалистическим? тенденциям! в литературе ее врег.-ени, представилось целесообразным сосредоточиться на особенностях рстанов писательницы, позволяющих говорить об использовании ею достижений не столько реалистического, сколько романтического метода; таким образом вносятся коррективы в принятую среда отечественных литературоведов оценку ее творчества как прегшу-шественно реалистического, и создается более полная картина ее литературно}; деятельности.

Научная новизна, период, рассжатриваешй в диссертации в качестве литературного и обнгестЕенного «она, т/евто охарактеризовать как перелошнй, и в пороз?.дешш т литературном даияеник участие Шарлотты Бронте оказалось весьма значительным. Произведения писательницы интереса прежде всего тш, что в них свое-

образно лрелашяшсь общественные, ¡этические и г статические цроблеи, волновавшие большинство шднеших литературоведов и шсляпгх jro.-i.ei её врдазни. Расширение в диссертации затронутых здесь вопросов позволяет говорить о ее научной новизне.

Практическая значимость тшссетааетгконнга'1 работа заключается в вожожнш внедренш ее результатов в практику преподавания англи£ско1: литературы на йшалогических факультетах высгщх учебных заведений, в старлкх классах средней школы; результата исследования г/огут бмгь использованы в курсе ленда! по английской литературе 717. века, при разработке и чтении спецкурсов по проблеме рскантизма и реализма в английской литературе середины 717 века.

Апробадия работы. основные положения исследования были изложены на Герценовских чтениях РГГО" й.-.а.1* .Герцена /1Б5В,15Р4/, Г^ляевких чтениях, посвященных щюблтт ра/антижа в ТГУ/1 &?;<!/, и в двух публикациях.

Огстктура т>абота. тассертация состоит из введения, трех глав, заключения е библиографии.

{Парлотта Бронте, воспитанная на англй!скоЁ рошаншческоЁ повзии, впитанная закрепившиеся в искусстве образы, пркеьш, символику рсьштизка, в зрелоьз возрасте начинает попал; путей к реалиствчеекоиу воспроизведению действительности, отвечающих» по ее мнению, настоятельным запросам времени. Ее писательское мастерство развивалось в годы оке сточенной социальной борьб! и экономических потрясений, стреьштелыю менявших привычный облик старой Англии. критика бесчеловечного устройства общества, сострадание угнетенные и унижетат характеризует ее творчество.

Тем не шнее, существенные влеиентн романтической поетике, несмотря на свое вспомогательное значение,в структуре ее произведении, продолжают заншать значительное место в их художественном шре.

В центре ее романов, как правило, оказывается нелегкая с&'дьс героини - опалой. кислящей, честно*! девушки, сопротивляющейся беспощадным яизненнш обстоятельства!.?. Ее грэтхшостоЯЕШе выраг-жает дух независимости и протеста против общественного неравенства и угнетенного полевения честных тружеников.

Протест Е поэму ивнне стаж одвш из побудительных котевов в творчестве Еронте. ош ипталюь, о одной стороны, ее еоботвен-ПНШ етзненншЕ трудности /бедностыэ, одиночества»/» a а другой - пошйэнпш несовершенства современного ей обпества. Неотвязные разигшшшт о горькой доле внутренне прекрасных, но бедных лще®, которое, несмотря на тяЕ&цутэ работу, вкнуеденн терпеть цу*ду к. ункязння, проходят через eco ее ршанк.

Изображая различные тппв дэдеё, их агаошегаш и характеры, шеатод!ышх5а болтов кесто ответит нроблшак поезсолш-ш, офере экшЕй ш страстей; йжзненная борьба ее гергашь обычно изображается в тесной связи с ее внутренние штрек, с тарактернкш для еех конфликтам протЕворечпвш: чувств.

Вашаше рокансстки к области бкскей, сознашго, пспхолго-гш человека побуждает ее обраттьея к традсдаяк рскаетпчес-коё и ЕрецрсгантЕческо*1 литература, на которой она бит воспитана, к в прсЕЗведешшс которой Егохщоналыия еСора шела репа-шее значение.

тудснесгЕенная реашшя Бронте на округаэшп isp, на конкретнее соцйаяьнве факты в больпоЕ отепеш порождена нредстав-жэнеже к Едеалак;, сеоршроЕашшл! предшствуатши литературной епохо?: /по существу, более трагической, чт рпоха реаашстЕчесашяЛ В художественное гланере пксатшшцц роль романтического начат была существенно!-!. ро отншеншэ к ее творческое кетацу спра-водавы, гагадуЁ, слова Н.Я."Рерковского о русской роамзко: он "пограничен о рокатжкой. Он захоякт гд^бя®, чек показано научнее деЁСТЕвтеггьностш, а sto уке пркблтае? в рокашЕЗ».^".

Обраиаясь к наедет) рокантазка, осашвая к горерабатнвая его яуцокеогвеншЁ ьщр, рронте создает произведения, црпблза-юхжеся к рскантизк5 по своек хще&о-худсшстЕеннш щищш eje внутренне связаннее о рсягашкческой тра^пшег; говеотвовшше о судьбе героев чаете окрашено глубоки: лшчньк '¿увствш и переход:;? в лфкческуп гетеедь автора. Огракщш, зарактернзуп-ще дувзшое состояние героя, одновременно, по крайней ь-ере, отчасти, раскрывают внутренний щр oatíoíi шоатегьншш, ее í.'KCJJE' v. чувства. Тем не ггенеэ, Рронте не растворяется е ;оа;ак-тиаш, ее авторское сознагоо не отожествляется с дачкостыо, которою она изображает. Романтическая атглоахера, ба£рош2чеокая теш сосугастнует у нее с другие текат. и образам. р?аряду с

необыкновенными герошк, подникамдадася нал повседневностью / прп/ета интеллектуально-пскхологической ссТеры рокантиаиа/, в ее рсж'анах выступает личности общновенные, типические, помненные в конкретные сотщально-тшшчоские обстоятельства.

При всей близости шсатедышда к ро^акта-зь=у» ее творчество в целок носит реалистнческЕв характер и сознательно посвящено реалистическим задачам. По&тту проблема реализма является ведущей в изучении ее творческого наследия. Однако, представление о сушосте и своеобразии ее реадшша, о богатстве ЕдеШо-ЕмоцЕональното содержания ее произведешь, о ее творческой эволгаигш будет неполным, есш не пытаться выяснеть, как оТЕ реалистические задачи осуществляются, по краИнек шре частично, рокантнчесюши средствам!, с опоре® на художественное наследие решнтизгла. В диссертации поэта/у изложена некоторые наблюдения над своеобразным щюявленнегс романтических принципов в реалнсп* ческа' творчестве Гарлотты Бронте.

Во ввеяешж настоящего диссертационного исследования обосновывается актуальность тега, научная новизна работы, определяется степень изученности проблемы и пути решения поставленных исследовательских задач.

Первая глава "Форетроваше Естетических взглядов Шарлотты Бронте" рассматривает нелегки!;, шогда противоречивый цуть развитая писательницы от ее ранних, шошескЕХ произведений до зрелого творчества; при ртом главное вникание уделяется отнссюшш Ерокте к рскаишзиу, неоднозначное, меняющееся в ходе ее творческого развития.

В первом разделе первой главы речь идет о ранних, юношеских произведениях ппсателышцн /конец 20-х -ЗО-е го,ад/, так называемых "ангрсшнскиЁ сагах". Они представляют собой ряд повестей, подражающих, с одной стороны, английской рскантвческоЁ побзеи, в в первую очередь - Баьрону, а с другой стороны - "готическому" предроь'антическшу рот.-ану, книгам Анны Радклиф.

Повести связаны мевд собой центральные образом - герцогом Задорно!, которнг повторяет характерные черты героев восточных повн Байрона. Его ра/антическая ожгура восходит с одно|! стороны к одиозной для англичан того времени личности Наполеона, "корсиканского чудаки©", напаяшашего мятежных байронических героев. С другой стороны, он возник под несог,пенни, влн-

яшек ВайроноЕскЕХ Корсара, Гяура, Japu. ттеЁствне саг развивается на фоне жзотачешшх nefзапе£ или в ьфачных старинных aaî.'îtax и аббатствах. В сагах над реальностью господствует <(ан-тастпческкй, вообраяаишй глф. в целом, рто позволяет говорить о рскантическогл етроЕОЭзрешш шого автора car. Будувдя рсга-ннстка была осте далека от восприятия явлений деЕсизЕтельности как объективных, яищщх по собственник закшак» она создает предтавленпе о етре в соответствии со свош душевнш состоянием и идеалаш; ляшчесш'е горегашания героев отражают не особешзостр реального шра, а особенности воссозданных авторш роглантпческкх представлений.

ГГояЕЕнгшеся как реакшш на безрадостное существование автора, саги повествуют о фантастической, сказочном м.ре, но одновременно проннкают и в область енгншнх переяиваниЁ. Главнш объектом внга/ания /особенно б поздних сагах/ становится человек, его внутренний игр, - у автора появляется интерес к психологические кошТжктаи, она стреьаатся узнать и создать героя со слогшг.', шогогранннк характером. В последних сагах отражаются разшиления взрослеющей Рарлоттн тронте о протг.во-речЕвосп" человечежого характера.

В заключительных сагах намечается переход от ронанткческого к реалпстическску кетоду изображении? в них появляются терок скорее тнпкчнне, чек роглаягическне. Такова Глнзабет хейстингс, образ которой лег в основу характера Д-ейя Flip.

Ш кере творческого становления писательницы растет ее интерес к реадшстическга.-у методу изображения.

К 40-ь; годак у фронте появляется некоторый етзненныЁ и писательский опыт, складшается ьжравоззрение, вырабатывается представление как е о чет; писать. в 1Р4Я голу она пишет свой первнё рог,ган "Учитель" и ставит перед собоЕ реалистические задачи. Анализу гтого рокана посвягаэн второй раздел первой глава. ?та книга стала первым серьезнш литературным опктш писательницы п первой попыткой реалистического изображения и трезвого осмвслення окружающего щра.

фронте попыталась описать ггравпу зтнзнн без прикрас. На аящу рсаганшческш герош ангршанских саг пошли герои реалистические: обыкновенные лщи, ишвчние представители своих сословий. Централ розана стали спены из цроввшдаальной яизни, которые хорошо изучила пвсатаиышщ; она описывает

нравы и обычаи досконально знакошх ей слоев.

Очевидно, "Учитель" стал результате® перегон в Естетичес-кнх взглщах рокаяистки. Как писала Глизабет Гаскелл, "ко времени написания е-того рогала ее Афронте - E.G./ вкусы е спадения восстали цротгт преувеличений и идеализма ее юности, и она обратилась к кракностял действительности, стараясь изобразить характера наиболее близкие тек?, которые она видела в реальной жизни".

Однако, ргсуя современную ей англиискуй действительность, стараясь цридеротваться объективного повествования, Брокте все ве не смогла избежать некоторых романтических черт : среди реалистических персонажей есть образ Гунсдева, напогшнадаж баЬроновскнх героев, в котором переплелись реалистические в ршаняжчвекве тенденции» се не мжет пртшретьоя с сушзощгющш порядком, он бунтует и его бунтарство граничит с ба£роничес-кщс; его речв укестпы в устах байроновских героев, он страстен, тверд ду-хш, способен восстать против ограничивающей рутины общества, - слова;;, et/y при суке лучшее, что-есть в героях "восточных поег".

Реализм Кронте и в дальнейшее обнаруживает некоторое черты своего провохокцения яз глубин рашитизка. Сам рокантячеекик иетод частично сохраняет власть над сознаниек писательницы до конпа ее жизни.

Трети*; раздел горво£ глады яоевяшея изучению гволгаш: взглядов фронте на искусство, янтташ, лроясняяше£ слсетое соотношение рсиатжческЕХ и рвалвсгочзсквх тратшйиЕ е ее зрелой творчестве, Писательница не оставила сколько-нибудь закончен-нвх кртзчесних работ, в которых были би скстеттическк изложены ее взгляда, но о hex i.'criro судить по шсыга-, опубликованные Гаскевл, и по сутвтт, вксказанкж в ее ршавах. ï; своих воззрениях рокавнотка талооригшалька, ее еететика представляет собой обобщение кнелей и идеи, выцшдугнх подтает, писателям, критика®, с которшп она чувствует себя вправе согласиться. Не создавая новых кде£, она тщательно обдукивает наследие великих худотшков, анализирует состояние современно!' ей литературы и господствующие в неЁ трактовки искусства.

ЛекткотЕЕая рстетпчэских взглядов Бронте стала теш правды в искусстве. Правде в ее поншашш соответствует простые

и верные жизни произведения; правда Енрагает искренность яудозшэда б его стремлении постичь некую истину, сущность явлении, скрытых в глубине человеческих страстей. писательница отвергает все нежзненное, вычурное, все, что далеко от правда чувства е характера.

Сетуя на узость собственного кругозора, Бронте говорит, что е£ интуитивно приходится добираться до скрытой сути вещей и явлений. Всестороннее знание яизшз восхищает ее в других, но саг,а она, по мнению ?'.гритчук, руководствуется интуищей к воображение*;» которые, ш ее собственно?^ признанию, всегда "еодят ое перш".

проблема поэтического воображения, бурно обсурдавгаяся е!"е со врекен Кольршра, который прагивопо ставлял творческое воображение рассудку, не г/огла не интересовать Шарлотту Бронте, воспитанную на книгах лейеистов. Т"гюнте не превозносит воображение над разу!-«.', а уравтшает их участие в творческой процессе. Говоря о тстерстве писателя, она заявляет, что оно состоит из двух рлег/ентов - из жизненного опыта и воображения. гудшник, осноЕьшаясь ла тзкетсм опыте, находит в шзни, по ее глш-нию, важные в интересные ('акты, Затем, основываясь на реальных (Твкгах, творит, призивая в пжоитаюз воображение.

Ша критикует тех писателей, в творчестве которых, но ее слоем:, отсутствует воображение; писательница утверждает, что они ничего не создают, а только копируют. Как кольридк учит "е г/алом видеть кир", так Бронте с покощыо воображения стремится схватить суть, езшел яелвшя, понять человеческую дуиу и психологию.

Отрегясь к гаркош;ческо1<у сочетанию в хуяаеестЕеннш произведении выкисла и фактов, Бронте одинаково отказывалась и от увлечения рошнткчеекпк субъективизм®, и от точного копирования денс&ктельностн, к которому призывал ее известны!! критик позитивистского направления Джордж Генри 7ьшс, советовавший ей учиться у тквЁя Остен точному и правдивоь'у отражению кизнв .

Шсательницу привлекало в романах Остен отсутствие приукрашенном®, однако она не иогла стать вталонок совершенства для Бронте; последняя считала, что ее предшественница не хватает углубленного втжагшя к с?ере чувств.

При некоторое Енешюг.' сходстве художественного юра и писательских зацач обеих ршанисток /обе изображают ссврекен-

нуто кизнь английской прониниш, пшпут только о ш, что хорошо знают по собственник наблюдениям и опыту/ их разъединяет отношение к рогантическокк наследию: автор "р?е£н îfip* тяготела к ро-кангпаку» к ртаятчвввт правкам в изобракенш чувств, à автор "Гордости и эредубегдешя*1 гфитпковала их, не допускала проявлении романтического метода в своей творчестве, хотя и была соврекентщей кольридаа и вордсворта. Остен подчеркивала свое нецрштге ршаяшчесного преувеличения, а Бронте, напротив, склонялась к решил:ческоЕ гпперболнзаппк. Так, высоко гшня чувства любшвх героев, писательница их углубляет и усиливает до неистовых; остеновская ирония в изображении меркантильности светского общества у Кронте граничит с гро-тескш, пародией на общество, кнели и чувства которого подчинены лишь гаторгалъ№( сообракенкш. одно существенное различие рсканов Бронте е Остен кроется в оледушак: у Остен всегда разум "охраняет" чувства героя, тогда как у Бронте разук противоборствует чувству. Разум и -чувство на протяжении любо! книп! Бронте противостоят друг другу, линь в сТЕнале онк приходят в равновесие благодаря коьшрошссу или удачному стечению обстоятельств.

йтот>ая глава диссертации посвящена аназшэу романа "Дйейн Fiip". В пег,- писательница шроко использует приеет романтической поотикс для создания фона позествавадая, для изображения чувств героев к построения их образов.

В первом разделе второй главы дается сравнительный анализ героинь Гор* Санд к Гарлотты Бронте. Такое сравнение позволяет прояснить характер наследования английской писательницей традиций р№антиз?да. Прежде всего, это касается раскрытая душевной кизнв героини, ее духовно! красоты, внутренней силы, скрывающихся за невзрачным обликом.

На изучении внутреннего мира героев и сосредоточен основной интерес троите. Главное вншаше она уделяет расширению психологии, шткващш посту шов и порывов героини, жезнй ее души, ï-току она учится у т-орж Санд, в книгах которой культ личного чувства, искренность в изображении душевных волнений создает особую атмосфзру романтического лиризма, который присущ и "лшён Мр".

Tait ке, как в романах Санд, "ттнейн ?£р* ограничивается

раккаки частной низнп, кащрнши событиям!; общественные конфликты шрагтсш через частные, личные, следуя Санд, Бронте отав'.т

в пентр своих романов сем®, частную "кэнь. Как и французская писательница, она концентрирует внкмание на перекиваниях героини, ее сознании, на происшествиях, незаметных посторопнеку взгляду. В еток она находит, вероятно, поддершсу в идее, выс-казанно! "Горя Санд: прекрасное таится всегда во внутреннем даре человека, его сознания ./Одна из писательских задач Бронте напшипает вель горн Санд-романистки: исказь к освещть скрытые богатства, залаженные в душе человека.

В венгре художественного тара обеих писательниц стоит женщина, лишенная человеческих прав, но стремящаяся к самостоятельности и независимости. Она равнодуина к материальным благам, обладает внутренней свободой и отстаивает свое право на нее: она наделена богатым душевным шром и способностью к силь-иш душевна? переживали яг.'?.

Она сказывает сопротивление лвбодеу нравственно/у принуждений и требует уважительного к себе оглашения. Как Жорж Санд, Бронте считает счастье к не зашей,-ость есконннк права,- личности. Герояня-"бунтовшига" противопоставлена скружаюшш лвдям; выстоять и сохранить шщишдуальность ей помогают сила духа, зрелы© ум» серьезность и вдумчивое отнопега-е к жизни, естественность и сила моральных убеждений.

центральные образа решала, с одно! стороны, обладают сопиальноЁ конкретностью т связаны с определенной естественной средой, а с друго! - написаны по у стояще ся per-античе сгсш канонам. Таков рочестер, образу которого уделено особое внимание во втором разделе второй глзеы.

Его духовная япзнь не всегда получает реалистическую tro-тиЕЕровку, интерпретация ее остается в значительной кере романтической. он "изображен человеком с необыкновенно!:, судьбок, страстным, грачта-; он - критически мслшшШ вольнодуьсец, еы-деляющпкея из своей среда. Его стремления ж пог.:ыслы отличаются от обыденных, он недоволен кизныо и недовольство рто усугубля-етсфезнаниек того, как сделать ее адекватной своим духовным потребности?.

О поисках Рочвстера Бронте говорит в духе портике романтизма, саюш общим образом. Слабо котивированны£, но, бесспор-

но» трагический исход духовных и скани £ роднит Рочестера с персонажам романтических авторов; он переживает крушение иллюзии» гибель светлых стремлений. Процесс утраты иллюзий не показан, о нем говорит сак герои, ж его рассказ о своей жизни имеет важное значение для поникания романтической природы его образа: он шсш опально насыщен и представлен в йорь'е лирического конолога, жоциснально насыщенной исповеди, которая: перевалит читателя из объективного рассказа о событиях в непосредственно раскрывающийся шр героя. Исповедь рочестера убеждает не дало к рефлексий и логических доказательств, а свстз шовд-ональнш пафосом к псехологической глубиной.

фонолог Рочестера - "откровение отчаяшеЁся душ" - построен по законам романтической пошн, он повествует о душевных муках героя, о невоздашооти счастья; его речь отливается динаизчностью и стремительностью, напсшшая пошн Байрона и лирические драю? релли.

Рассказ рочестера используется для того, чтобы показать пршесс йорафОЕанйя героя, до етого пред ставленник недостаточно. Брейте показывает, как непоправимо меняется человек под влиянием действительности, под влияние*' скорби об утрате идеалов, иронии по поводу сенижентальных иллюзий, возь^ущения царяижи в гл1ре несправедливостью и ложью.

Связь Бронте с рог.'антизт-, не обрывашаяся вею ее кизнь, обогашала художественный тр писательницы, и делала неповторима® образы ее героев, связанпве с поетекок роканткзка.

Б третьей главе диссертации "Поздние ршанв р'арлотты Бронте*' рассматриваются две послед те завершенные ее книги: "Шерли" к "Городок", написанные соответственно в 1849 и 1853 годах, "рерли" ь-огно назвать исторически,: роканок: в его сшет-ной основе лешт жестокая борьба, синтезируются основные социальные противоречия Англии в начале Л У ьека; он посвящен собн-тнт ¿гуддитского двкяенЕя и агесте с тек, стал 'хупдаестввшш откликоь на чартистские волнения, сотрясанше страну в 30-40-е годы.

"ртерли" охватывает важные социальные и исторические теки того времени; противостояние бедняка и обшества, Езашоотношенкя рабочего и фабриканта, судьбы детей бедняков, положение уен-щинн, унизительную зависгжость труженика от работодателя.

Несмотря на изображение исторического прошлого Англии,

"Шерли" нельзя назвать пелвкси исторический рокапск. В отличие от авторов романов, признанных историческюш, в частности, от Вальтера Скотта, писательница не ставит целью изобразить быт, немалы, чувства лщей протестеi; гпохв, не стрееттся ее воссоздать, показывая, как гшелиж и говорю® представители прешедшей епохв . У нее были иные цели к задачи : она пытается разобраться в причинах дуддижа, стараясь при г.ток цредставвть кизнь и события в "откровенна.* свете реальности".

шесте с тек-, ошсывая период наполоновсквх войн и ше-лоэ ркояошческое положение англеи того врешня, описывая краЁнее угнетение бедного лща» Бронте стрежгся проникнуть в нравы и духовную pi-ïSHb народа, старается следовать исторической правде в изображении крупных полптнческЕх событий начала Ш1 века, тто дает основания говорить об елжентах исгорйзма в крупнее "социально-бытовой'' романе "îrepna".

Создавая произведение на историческую тегу» Бронге, очевидно, стряслась следовать лучпгок образгак исторического романа своего времени - книгам Вальтера Скотта, которым-' она восхиналась; в "рерля" явственно вщнн некоторые черты историка великого шсателя-ршантЕка.

Известно, что скотта интересует проблз/а соотношения исторического конфликта к судьбы индивида. он показывает, как судьба отдельного человека зависит от неких мощных сел, действующих в обрестве:"он не ног не видеть, как всторпческне конфликта подчиняют себе судьбы шогех так называемая средних людей",- писал д.вельский, гто справедливо и для Греете. В Терли" средний человек подчинен воздейотдао исторических ка-таклнзц-ов. (Хшт рситна построен вокруг личных обстоятельств янзни героя, подчиняющихся влиянию истории. подобно СКотту, кронте показывает, как исторические события подчиняют себе героя и изменяют его; но в отливе от Скотта, она кало пишет о самом хоце ртих события.

В рга/ане показаны не столько саки гс?;енты восстания е столкновений,борюетхея сторон, сколько их влияние на судьбы четырех главных героев - фабриканта Роберта Fypa, гшещцв щерли, шшяншщв свяшвннкка Каролшш "ел стоун, гувернера дуй Игра. Каждого из героев в крутых персонален книги шшо назвать носителем собственной яизненноЁ н «шкальной фадосо-рк, отажЕвапге£ся с действительностью, разщшвщаЁоя /Роберт

1Ш/ или крепнущей /П'ерли/ в ходе г.того столкновения.

Изображая ЕсторвчешшЁ конйшкт, Gsott берет лишь отдельные узловые ь'а,генты, в на них сосредоточивает вникание читателя,- показывая их воздействие на судьбы лкдеЛ? и отражение в обгю! еизнк снохи. Бронте следует атаку правилу и ошсывает лшь несколько кру шшх событии, но главное вникание уделяет не социальны' последствиям основных событий, а обусловленной нкв внутренней еизнк героев.

Б далек, repon "ЧПврли" изображены б ex связи со слокной бпохоё наполеноБСких войн и промамеиной революции. Автор стропится показать социально-Еконокическую обусловленность поведения героев , нарисовать их в соотношении с исторвческ1Ш< силам, породивпшьш ít способствовавший их формированию» Тек сешш, индивидуальное к частное становится главной формой внражения исторического развития в ржане. Шсательнивд исполь зует ctfepy частного .для выражения социальных г згенеш'й п данашшт истории.

От романа к -роману растет интерес Бронте к ейере частного, к особенностям сознания и психологии людей, к 50-»г годам, та/.ея уке достаточно обширный писательский опыт, она иного размышляла об истинных и потех постутсах людей, их мотивах; результаты стих размышлений назиш прякое отражение в рсигане» "Городок". Во второе разделе третьей главы сделана попытка проследить, как в snoxy, когда еще только складывался г/етод детального психологического анализа, Бронте старается передать жену душевных состояний героини Лйсе Сйоу, их калайгше оттенки, с шкегшальной психологаческой достоверностью i,:otü-внроБать поведение персоиагей.

Гтот ржан Бронте в чек-то предвосхищает раннее творчество дкордг с ли от í ее f/ыслдаще, глубоко честные, духовно одаренные героини состоят в пржоьт родстве с интеллекту аль-нш-т и волевыми героина/и Г-леот; обе писательницы стремятся к психологической достоверности при изображении переходов от одного душевного состояния к другому. Чередование психических состояний четко проявляется в поведении JfracK; совмещение противоположных п/оиий составляет ванную часть авторской характер?.стеки героинь.

Несмотря на очевидное различие б творческой канере Бронте и глиот, все же корн о говорить о некоторых чертах сходства в художественна* наследии обеих писательниц. Вероят-

но, ето отчасти объясняется те}», что психологизм г ли от основан на самоанализе герсшт, когорт! проявился уяе в творчестве Бронте. Разработаннне ею внутреннее монологи героев, иногоаснектаная характеристика одного действующего лица раз-нши персоналами, переплетенке объективных и субъективных глекентоз в восприятии чувств, подчеркнутое вникание к низ сд//?ат предсвестиек пскхологиай глкот.

изображение человеческой пснхологш, намеченное С'арлотток Рронте в рокане "Торопок", слиот углубляет до полного раскрытая противоречивых тенценщЕ, залаженных в характере. Отсюда происходят интеллектуальность, философичность, тон-чайяий психологизм ее регланов.

Штаясь воссоздать Енутреннш зшзнь личности, раскрыть ее психологию, показать единство маленького ш?ра человека н большого окружавшего г.ира, Еронте вплотную подошла к проблемам углуьленного показа человеческой психологии, полного раскрытия противоречивых тенценниЕ, заложенных в характере, которые были развиты в романах 6070-х годов, тыкается, г то дает право говорить о романе "городок" как о провозвестнике ноеого пскхологвческого роиана, связуюдаг звене ивту шас-снческЕтл ра/анда 40-х годов к психологЕческил реалЕЭг.-да 60-х.

Как показывает все прещпествующее азлшешт, творчество ТГарлоттк ?ронте связано с доотаенвякп рсж^антическоЁ шелп, культурн, РстетЕки, с рекантачеезшки традшшяма литература начала ЛЖ века. Она стремилась гармонически сочетать (¡акта и вши сел в своих произведениях, отчего стало возкеетда переплетение реалистических и роь-антнческих черт в ее роланах: отражение реальной действительности с однок стороны, и яркие романтические образы,. культ страсти как стюшйгое

проявление природы человека, с другой.

В то не врекя Троите подходит к углубленна^ рассмотрению внутренней кизне, характерному для романов последней трети У17 века; тсательнвна исследует личность своих героев в развитая и становлении, уделяя главное внимание пс1'хологЕческо1г"у скааду персонален.

Б диссертации рассматривается, как писательница постепенно отказывается от рог.'ант~ чески х образцов, которые она подражала в юношеских произведениях /"Ангрпансзше саги"/ к переходят на реалистические позиции, используя, однако, при ртогл традиции романтизма в изобратенш страсти, чувства, внутреннего шра своих героев.

Тема бунта, рошнтической í/ечти героинь, поетезация чувства, еггсшоналызость и лиризм» присушке романам писательниц пн, свидетельствую об использовании ею приегсв рокантического метода. Бронте развивает художественные достижения рсканти-ческого искусства, переосмысляя их и подчиняя новым, реалистическим задачам.

Если пред пол оя'ть, что Бронте сукденв бнла бы даинная етзнь, которая протекала бы в условиях Лондона и давала бы писательнице богатый катерная для наблвденик, то ее развитие вероятно бы двигалось в сторону углубления социального и психологического реалижа. Но гто шжно только предполагать. Сочетание в творчестве Бронте различных естетических и стилистических тенденций, романтических в крттясо-реалистнческих, ОЕЕдетельстщует о неправомерности решительного разграничивания литературных направлений, в действительности нередко разЕиваЕшхся в слоенш переплетении и 'взаимодействии.

С&ерсетше/щсйбртапш отражено в следующих публикациях:

1. г-стетические взгляды ?арлотты Бронте //Леи. в Ш'Ш РАН J3.04.95. - К 50291.- 10с.

2. К проблеме свободы в творчестве тсарлоттн Бронте //Целостный анализ художественного текста*- Галррнск, I9P5.- 0,5 п.л.