автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хабудаева, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества"

На правах рукописи

ХАБУДАЕВА Валентина Александровна

ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (на материалах Республики Бурятия)

Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

1 2 ДЕК 2013 005543840

Улан-Удэ - 2013

005543840

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научные руководители: доктор философских наук, профессор

Осинский Иван Иосифович доктор социологических наук, доцент Бояк Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты:

Чойропов Цыренжаб Цыдыпович, доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», профессор кафедры «Социология и политология»

Жалсаиова Валентина Гурожаповна, кандидат социологических наук, доцент, ФГБУН БНЦ СО РАН, «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии», старший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Иркутский

государственный университет»

Защита диссертации состоится 23 декабря 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а».

Автореферат разослан 22 ноября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета У5«—^— Рандалова О.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развивающиеся в последние десятилетия процессы глобализации и модернизации делают мир единым культурным, экономическим и информационным пространством. Они влияют на систему ценностей человека, его мировоззрение. Особенно подвержена влияниям традиционная культура, в частности традиционные социокультурные национальные ценности этнических групп. Быстрое развитие науки, техники, растущие масштабы влияния средств массовой информации (телевидения, Интернета и др.) в немалой степени оказывают негативное воздействие на традиционные ценности этносов. Наряду с этим, все больше дает о себе знать стремление этносов, локальных сообществ противодействовать этим тенденциям. Сами этнические общности начинают заявлять о себе и о необходимости сохранения своей национальной самобытности. Требуются кардинальные меры по сбережению социально-значимых традиций, национального языка, обычаев, уважительного отношения к прошлому, родной земле и т.д. Все это не может оставаться незамеченным и научным сообществом. Особое место в этих процессах занимает молодежь. Она выполняет в обществе важную функцию преемственности поколений, в будущем именно эта социально-демографическая группа будет пополнять интеллектуальный и культурный потенциал страны, именно от нее будет зависеть стабильность всех сфер жизнедеятельности общества.

В связи с этим научный и практический интерес приобретает исследование современного состояния содержания традиционных социокультурных национальных ценностей молодежи. Именно от молодого поколения зависит судьба национальных традиций, в каком виде и как они сохранятся для следующих поколений и не исчезнут ли совсем. Данная область является важной, но еще очень малоизученной. В современном обществе часто и много говорят о необходимости формирования ценностного отношения молодежи к различным формам человеческого бытия. Но остается неопределенным то, какие действия и в каких направлениях необходимо предпринимать для того, чтобы национальные ценности не утрачивались, а сохранялись в обществе.

Вследствие этого перед учеными возникает проблема исследования степени сохранения этнических культур и то, какие процессы

и причины могут повлиять на утрату традиций и ценностей. Изучение места традиционных социокультурных национальных ценностей в ценностных ориентациях современной бурятской молодежи приобретает особую значимость и требует многоаспектного подхода.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к традициям возник еще с древних времен, в работах философов Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В средневековье общество находилось под влиянием религиозного сознания. В XVII в. складывается два крупных течения европейской общественной мысли: консерватизм и рационализм. В XIX веке к вопросу о роли традиции в процессе консолидации социальной жизни обращались представители западной философии и социологии (М. Вебер, Э. Дюрк-гейм)1. В это же время существовало две разные точки зрения на понятие «традиция» - Г. Гегеля и К. Маркса. Гегель высказывал точку зрения, что настоящее во многом зависит от прошлого, хотя это совсем не значит, что прошлое следует брать за образец2. К. Маркс считал прошлое ни ценностью, ни антиценностью3.

Проблема традиции изучалась также отечественными философами. Одними из первых были П. Я. Чаадаев, Н. А. Бердяев4. В разное время понятие «традиция» исследовали такие ученые, как А. Б. Гофман, Л. В. Данилова, Б. С. Ерасов, В. М. Капчеля, В. М. Каи-ров, Б. И. Пружинин, А. Г. Спиркин и др.5.

Понятие традиции рассматривается также в трудах бурятских ученых Т. Н. Бояк, Ц. Б. Будаевой, Г. Е. Манзанова, И. И. Осинско-го, Д. Ш. Цырендоржиевой и др.6.

1 Вебер М. Работы по социологии, религии и культуре. - М., 1991. -Вып. 1, 2 ; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда : метод социологии. — М., 1991.

2 Гегель Г. Ф. Философия истории : соч. в 14 т. Т. 18. -М. 1939. - С. 7-8.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение : научное издание. Т. 8. 2-е изд. - М., 1957.-С. 119.

4 Бердяев Н. Н. Судьба России. - М., 1990 ; Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и письма. -М., 1991. — Т. 1.

5 Данилова JI. В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография, 1981 ; Капчеля В. М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. — Кишинев: Штиинца, 1991; Каиров В. М. Традиции и исторический процесс. —М. : Мысль, 1994.

6 Бояк Т. Н., Осинский И. И. Русская сельская молодежь : традиции и ценности. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002 ; Будаева Ц. Б. Экологи-

В рамках данной работы необходимым является рассмотрение понятия «ценности». Проблема ценностей рассматривалась философами античности. Свою интерпретацию проблемы предлагали представители немецкой классической философской мысли Г. Гегель, И. Кант7. Концепции теории ценностей выдвигали исследователи западной философии В. Виндельбанд, Г. Риккерт8. Определение понятия «ценность» впервые было дано в 60-х гг. XIX в. Лотце и Когеном, а в социологии оно получило право теоретической категории благодаря Томасу и Знанецкому в 1918-1920-х гг. Существенную роль в формировании теоретических взглядов на проблему американского ценностного сознания оказали теоретические положения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса9.

Первые попытки построения теории ценностей в отечественной философии предпринимались русским ученым Н. О. Лосским10. Наиболее фундаментальные работы принадлежат О. Г. Дробниц-кому, В. П. Тугаринову11. Социально-философские проблемы ценностей и их динамика рассматривались учеными, среди которых

ческие традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999 ; Манза-нов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориенгациях бурятской молодежи. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1997 ; Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // СОЦИС. - 2001 ; Цырендоржиева Д. Ш., Садыева Н. С-Д. Проблема традиции в отечественной социальной философии // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. — 2009.

7 Гегель Г. Философия истории : соч. в 14 т. Т. 18. - М., 1939; Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного : соч. в 6 т. — М., 1964. - Т.2.

8 Виндельбанд В. Философия культуры. - М. : ИНИОН РАН 1994 ; Риккерт Г. Два пути познания. Новые идеи в философии. — СПб., 1935.

9 Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990 ;Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М., 1995 ; Парсонс Т. The Social system Toronto. - Ontario, 1996.

10 Лосский H. О. История русской философии. - М., 1991.

11 Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. - М. : Наука, 1967 ; Тугаринов В. П. Избранные философские труды. - Л., 1988.

можно выделить М. С. Кагана, Л. Н. Столовича12. Заметный вклад в теорию изучения ценностей, их влияния на развитие социальных групп внесли С. Ф. Анисимов, Л. П. Буева, Г. П. Выжлецов, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган,

A. М. Коршунов, А. Н. Максимов, А. А. Ручка, И. А. Сурина,

B. П. Тугаринов, Н. 3. Чавчавадзе, В. А. Ядов и др.13.

Ученые пытались структурировать ценности по различным критериям. В разное время классифицировали ценности такие ученые, как Н. И. Лапин, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Дж. Паг,

C.И. Попов, Ю. Н. Солонин и др.14.

В рамках исследования важно рассмотреть традиционные ценности. Понятие «традиционные ценности» рассматривалось в трудах С. А. Арутюнова, Г. Е. Манзанова, И. И. Осинского, Т. А. Рассадиной, Т. Л. Трифоновой, и др.15.

12 Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997 ; Столо-вич Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии : Научно-теоретический журнал. — 2004.

13 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 214, 218 с.; Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996 ; Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М. : Политиздат, 1986 ; Максимов А. Н. Философия ценностей. - М. : Высшая школа, 1997; Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев : Наумова думка, 1987 ; Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. — М. : Ин-т молодежи, 1989 ; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме // Избранные философские труды. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1968 ; Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. - Тбилиси : Мец-ниереб, 1984.

14 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. - 1996 ; Леонтьев А. Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996 ; Pugh G. The Biological Origin of Human Values. - New-York : Basic books, 1977 ; Солонин Ю. H., Каган M. С. Культурология. - M. : Высшее образование, 2007.

13 Арутюнов С. А.Обычай, ритуал, традиция. - М. : Наука, 1997 ; Манза-нов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1997 ; Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // СОЦИС. - 2001 ; Рассадина Т. А. Традиционные ценности к вопросу о понятии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и полито-

Национальные традиции и традиционные ценности становятся объектом изучения бурятских ученых. Анализ материальной и духовной культуры, традиций, обрядов бурят можно встретить в работах Ч. Г. Андреева, В. Д. Бабуевой, М. С. Васильевой, Т. М. Михайлова и др.16.

Свадебные обряды бурятского и русского этносов, различные стороны семейной жизни и уклада рассматривались исследователями и на региональном уровне в работах С. П. Балдаева, К. Д. Басаевой, Т. Н. Бояк, Г. Р. Галдановой, С. П. Татаровой и др.17.

В последнее время актуальность приобретает изучение этноэко-логических традиций бурят. В частности, экологические традиции рассматривались в работах Ц.Б. Будаевой, Т.В. Ивановой18. Изучению социокультурных процессов бурятского народа посвящены ра-

логия. - 2004. — № 3 ; Трифонова Т. Л. Традиционные ценности в культуре современной полиэтнической семьи // Вестник Бурят, госун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2008. - Вып. 6.

16 Андреев Ч.Г. Традиционное воспитание молодого поколения в системе образа жизни бурят, хакасов, якутов // Коренные народы Бурятии в начале XXI века : материалы регион, науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2005 ; Бабуе-ва В. Д. Материальная и духовная культура бурят : учеб. пособие. - Улан-Удэ, 2004 ; Васильева М. С. Этническая педагогика бурят. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1988 ; Михайлов Т. М. Об обычаях и традициях бурят в современный период // Этнографический сборник. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. — Вып. 4.

17 Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ : Бурят кн. изд-во, 1959 ; Басаева К. Д. Семейно-брачные отношения у бурят // Этнографический сборник. Вып. 3. АН СССР, Сиб. отд-е БКНИИ. 1962 ; Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь : трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007.

18 Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999 ; Иванова Т.В. Традиционная культура и этническая экология бурят как взаимосвязанные факторы экологического сознания : тезисы и доклады междунар. научн.-теорет. конф. «Банзаровские чтения - 2», по-свящ. 175-летию со дня рождения Доржи Банзарова. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.

боты И. Ц. Доржиевой, В. И. Затеева, Д. Д. Мангатаевой, Ю. Б. Ран-далова, Б. В. Хараева19.

В связи с изучением традиционных социокультурных национальных ценностей важным является исследование проблем их сохранения молодыми людьми. Значительное влияние на развитие социологии молодежи оказали ученые, занимающиеся проблемами данной социальной группы, - Л. С. Арзамасцева, В. Н. Боряз, И. В. Бесгужев-Лада, В. И. Башмаков, Ю. Р. Вишневский, В. В. Гинзбург, И. А. Емельянов, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, Г. Д. Руденко, И. М. Слепенков, В. Я. Суртаев и др.20.

На региональном уровне среди работ ученых, занимающихся вопросами молодежи можно отметить таких исследователей как Т. Н. Бояк, В. В. Затеев, П. А. Чукреев21.

19 Доржиева И.Ц. Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества (на материалах Республики Бурятия): дис.... канд. социол. наук. — Улан-Удэ : Изд-воБурят, гос. ун-та, 2004; Затеев В. И., Хараев Б. В. Динамика изменений и взаимодействия этносоциальных и демографических структур региона (на материалах РБ). — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1992 ; Мангатаева Д. Д. Население Бурятии : тенденции формирования и развития. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995 ; РандаловЮ. Б. Об изменениях в социальной структуре бурятского населения // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. -Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1996.

20 Бестужев-Лада И. В., Башмаков В. И. Социальные проблемы молодежи. — М., 1982 ; Вшиневский Ю. Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь : методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков / под науч. ред. И. М. Ильинского. - М., 1999 ; Емельянов И. Л., Осинский И.И. Изменение социальной структуры Забайкалья в современных условиях. - Чита, 2001 ; Иконникова С. Н. Социология молодежи. - Л., 1985 ; Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001 ; Руденко Г. Д., Савелов А. Н. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социс. - 2002. - №5. — С. 101 ; Слепенков И. М., Староверов В. И. Социальный портрет сельской молодежи // Социальный облик сельской молодежи. - М., 1985.

21 Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь : трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007 ; Затеев В. В., Осинский И. И. Студенты 90-х : Социальные и нравственные основы жизнедеятельности. — Улан-Удэ, 1997 ; Чукреев П. А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи. — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000.

Процессы, происходящие в обществе, ставят перед учеными задачи изучения молодежи, формирования ее ценностных ориентаций. Проблемы национальных ценностей современной бурятской молодежи, как уже отмечалось, не достаточно изучены, необходим их детальный научный анализ. Изучения требует проблема изменений традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.

Объектом исследования являются традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи.

Предметом исследования выступают содержание, основные механизмы, тенденции изменения, сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.

Цель исследования — выявление содержания, механизмов, основных направлений изменения традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- обосновать теоретико-методологические подходы к исследованию традиционных социокультурных национальных ценностей;

- сформулировать понятие молодежи как специфической социально-демографической группы общества;

- раскрыть содержание и динамику традиционных духовных национальных ценностей бурятской молодежи;

- выявить изменения традиционных социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи;

- установить тенденции изменений традиционных социокультурных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества;

- определить проблемы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей среди бурятской молодежи.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в данной работе:

- на основе анализа основных подходов к понятию «традиционные ценности» доказано, что ядром этнической культуры являются традиционные социокультурные национальные ценности, обеспечивающие ее сохранение;

- сформулировано понятие молодежи как специфической социально-демографической группы общества;

- раскрыты содержание и динамика традиционных духовных национальных ценностей. Обнаружено, что такие традиционные духовные национальные ценности, как уважение к старшим, любовь к родной земле, толерантность, занимают значимое место в жизни современной бурятской молодежи. На основе анализа результатов социологического исследования выявлено, что современная бурятская молодежь осознает необходимость владения родным языком. Установлено, что значительная часть бурятской молодежи разделяет такие религиозные взгляды, как буддизм и шаманизм;

- по результатам исследования выявлены изменения традиционных социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи. Определено, что сохранение и соблюдение национальных обычаев и обрядов в среде бурятской молодежи не характеризуется постоянством и целенаправленностью;

- установлено, что национальные праздники являются тем механизмом, который способствует приобщению современной бурятской молодежи к традиционным этническим ценностям, показано, что молодежь высоко оценивает роль национальных праздников в формировании традиционных социокультурных национальных ценностей. По результатам исследования выявлено, что такие традиционные социально-бытовые национальные ценности, как национальная одежда, предметы традиционного быта, утрачивают свое значение в жизни современного общества;

- установлены факторы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей в среде современной бурятской молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества: политические, экономические, социальные, культурные;

- определены механизмы изменений традиционных социокультурных национальных ценностей среди бурятской молодежи.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения, идеи исследования могут быть использованы для написания более крупных, обобщающих работ по данной проблеме. Данное исследование может служить теоретической основой для исследования ценностей народов, этнических групп.

Полученные выводы и эмпирические данные могут быть применены при разработке государственных программ по работе с молодежью, концепций государственной политики в процессе формиро-

вания нормативно-правовой базы для эффективного регулирования этнических отношений. Результаты работы могут быть применены для разработки методов и системы мер по сохранению традиционных ценностей народов России в условиях трансформации российского общества и мира в целом, повышению их значимости в жизни современных людей.

Теоретические и практические положения данной работы могут быть использованы в учебной деятельности преподавателей вузов при изучении курсов социологии, этносоциологии, этнической психологии, а также в качестве национально-регионального компонента в работе научно-методических семинаров преподавателей гуманитарных дисциплин.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют идеи и теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов по проблемам традиций, ценностей, традиционных национальных ценностей молодежи в современном российском обществе. Источниками явились материалы собственного социологического исследования, статистические данные, результаты социологических опросов других авторов.

Методологическую основу исследования составили общие законы развития общества, идеи этнической культуры. В работе использованы научные методы, в числе которых философские (диалектический), общенаучные (системный, структурный анализ, типологи-зация и др.), культурологический подход, социологические (анкетный опрос, интервью). Системный подход позволил раскрыть целостность понятий «традиции», «ценности», «молодежь», «традиционные социокультурные национальные ценности». Диалектический метод дает возможность раскрыть содержание этих понятий, выявить взаимосвязи и выделить главное. Культурологический подход в данном исследовании помогает выявить способы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей в современном обществе.

Эмпирическую базу исследования составили материалы собственного социологического исследования молодежи Республики Бурятия, проведенного в 2012-2013 гг., материалы статистических данных Всероссийской переписи населения, социологических опросов, проведенных другими исследователями. В качестве инструмен-

тария исследования использовалась специально разработанная диссертантом анкета.

Генеральную совокупность составила молодежь, проживающая на территории Республики Бурятия, численность которой по данным 2010 г. составила 275,8 тыс. чел.

В процессе исследования была произведена многоступенчатая квотная выборка. Отобраны город и отдельные села республики с учетом их численности, степени территориальной отдаленности от города, национального состава и основных требований репрезентативности.

В соответствии с выборкой в схему исследования были включены: город Улан-Удэ, села Иволгинского (Хурамша), Кижингинского (Кижинга), Тункинского (Кырен, Аршан), Джидинского (Петропавловка), Тарбагатайского (Тарбагатай) районов. Объем выборочной совокупности составил 702 человека.

Для конкретизации ответов по ряду вопросов было проведено полустандартизированное индивидуальное интервью с представителями молодежи, количество которых составило 20 человек различных профессий.

Основные положения, выносимые на защиту:

— анализ теоретико-методологических концепций традиционных ценностей позволяет сделать вывод, что традиционные социокультурные национальные ценности как ядро этнической культуры призваны сохранить национальную самобытность и национальные идеалы этносов. Под традиционными социокультурными национальными ценностями понимаются нормы и представления, исторически устоявшиеся и значимые для индивидов, групп и общностей, которые передаются, воспроизводятся и сохраняются от поколения к поколению, характеризуют этническую культуру определенного этноса и выражаются в социальных взаимодействиях его субъектов. Они включают в себя традиционные духовные национальные ценности и традиционные социально-бытовые национальные ценности этнических групп;

- социокультурное основание этнонационального самосознания включает в себя комплекс этнонациональных чувств, присущих эт-нонациональной общности. Формируясь под влиянием социальных и культурных факторов, они воздействуют на этнонациональные ценности. Так, традиционные духовные национальные ценности такие, как уважение к старшим, любовь к родной земле, толерант-

ность, занимают одно из значимых мест в жизни бурятской молодежи. Современная языковая ситуация в среде бурятской молодежи характеризуется наличием двуязычия. Русский язык становится языком не только межнационального, но и внутринационального общения. В то время как бурятский язык используется чаще в се-мейно-бытовой сфере. В сельской местности бурятский язык молодежь знает лучше, чем в городе, и использует его как средство общения в процессе учебы, работы, в общественных местах;

- в системе традиционных духовных национальных ценностей религия занимает значимое место. Важной характеристикой религиозной ситуации среди бурятской молодежи являются положительные установки по отношению к религии. Молодежь ценит позитивные функции религии, осознает значимость религиозных учреждений и организаций. Тем не менее не всегда религиозные верования современной молодежи являются глубокими. Чаще они носят поверхностный характер, играя роль этнодифференцирующего маркера;

- степень сохранения и соблюдения национальных обычаев и обрядов в среде современной бурятской молодежи не характеризуется постоянством и регулярностью. В процессе трансформации российского общества ослабевают этнокультурные ориентации современной молодежи. Она чаще увлекается современной западной культурой в силу ее широкой пропаганды благодаря средствам массовой информации и сети Интернет. Теряет свою значимость в жизни бурятской молодежи фольклор, молодые люди плохо знакомы с такими жанрами, как национальные пословицы и поговорки;

- национально-праздничные традиции являются механизмом, способствующим приобщению современной молодежи к традиционной этнической культуре, в то время как в процессе трансформации российского общества снижается значение традиционных социокультурных национальных ценностей. Значимую роль в сохранении традиционных этнических ценностей играют национальные праздники;

- традиционные социально-бытовые национальные ценности такие, как национальная одежда и предметы традиционного быта в настоящее время утрачивают свое значение в жизни современного общества. Национальную одежду используют преимущественно по праздникам или знаменательным событиям в семье, причем в основном взрослое поколение. Молодежь пользуется национальным

костюмом, если необходимо участвовать в выступлениях национальных ансамблей или на праздниках. Предметы традиционного быта если и сохранились, то имеют значение семейной или исторической реликвии;

- сохранение и развитие традиционных социокультурных национальных ценностей среди бурятской молодежи зависит от совокупности факторов, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества (политических, экономических, социальных, культурных);

- механизмами изменения традиционных духовных и социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи являются проводимая государственная национальная политика, деятельность органов государственной федеральной и республиканской власти, образовательных учреждений, досуговых организаций, бурятских землячеств и т.д.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих конференциях: научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов Бурятского госуниверситета (Улан-Удэ, 2011, 2012), 1 Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Социально-экологические проблемы Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2011), научно-практическая конференция студентов и аспирантов Летней школы философа (Улан-Удэ, 2012), II Байкальский молодежный форум «Молодая семья - стратегический ресурс России» (Улан-Удэ, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и модернизация России» (Санкт-Петербург, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы социокультурной практики» (Улан-Удэ, 2013). По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе две в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введешш раскрывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, объект и предмет, определяется научная новизна полученных результатов, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, теоретико-методологическая основа, эмпирическая база, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, указываются формы ее апробации и структура.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества» обосновывается теоретическая база исследования, раскрывается содержание понятий «традиция», «ценности», «традиционные социокультурные национальные ценности», «традиционные духовные национальные ценности», «традиционные социально-бытовые национальные ценности», определяется место молодежи в социальной структуре российского общества. Глава включает в себя три параграфа, описание методов и методики социологического исследования, использованные автором.

Первый параграф «Понятие традиционных социокультурных национальных ценностей в философской и социологической литературе» посвящен анализу понятий «традиция», «ценности», «традиционные ценности», «традиционные социокультурные национальные ценности».

Под традиционными социокультурными национальными ценностями автор понимает нормы и представления, исторически устоявшиеся и значимые для индивидов, групп и общностей, которые передаются, воспроизводятся и сохраняются от поколения к поколению, характеризуют этническую культуру определенного этноса и выражаются в социальных взаимодействиях субъектов этноса. Система традиционных социокультурных национальных ценностей формируется на протяжении всей истории этноса, на нее оказывает влияние множество факторов, такие как географическая среда и природные условия, особенности исторического развития, хозяйственная деятельность, взаимодействие с культурами других народов.

Становление традиционных социокультурных национальных ценностей, их сохранение и развитие происходит в результате дли-

тельного периода. Они не могут постоянно находиться в неизменном виде, поскольку меняются социокультурные, политические, экономические условия и отношение к самим ценностям. В диссертации акцентируется внимание на традиционных духовных национальных и традиционных социально-бытовых национальных ценностях бурятской молодежи, которые являются структурными составляющими традиционных социокультурных ценностей. Под традиционными духовными национальными ценностями понимаются качества и свойства объектов духовной сферы, складывающиеся на протяжении всего процесса исторического формирования этноса, передающиеся от поколения к поколению, имеющие значение для индивидов и этноса в целом. К традиционным социально-бытовым национальным ценностям относятся конкретные проявления этнической культуры, выражающиеся во взаимодействии индивидов в процессе исторического развития этноса.

Традиционные социокультурные национальные ценности определяют наиболее важные и значимые свойства и явления духовной и социальной жизни общности, формируют оптимальные модели общего существования на основе моральных принципов и этических взглядов для эффективного функционирования социума. Находясь в основе культуры этноса, они обеспечивают его своеобразие и специфику, отличают его от других этносов, являются важнейшими механизмами его сохранения и развития. От степени трансформации системы традиционных социокультурных национальных ценностей этноса, их сохранности, отношения самой этнической общности к ним будет зависеть не только этническая самобытность народа, но и его дальнейшее существование и развитие.

Во втором параграфе «Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества» автором обосновывается мысль о том, что молодежь представляет собой специфическую социально-демографическую группу. В социальном и психологическом отношении молодежь находится в переходном состоянии. Переходность становится одним из группообразующих признаков, выделяющим молодежь в особую группу.

Одним из важных признаков, который позволяет отнести молодежь к особой социально-демографической группе общества, является возраст. Диссертант разделяет точку зрения авторов, которые определяют возрастные рамки молодежи от 14 до 30 лет. Молодость характеризуется как период формирования устойчивой сис-

темы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Ценности бурятской молодежи, как и всей молодежи в российском государстве, претерпели существенные изменения. В диссертации рассматривается вопрос о том, как изменились традиционные социокультурные национальные ценности данной социальной группы в условиях трансформации российского общества.

В третьем параграфе «Методика и техника исследования традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества» на основании определений основных понятий предложена программа социологического исследования, разработаны методы и инструментарий. В процессе операционализации основных понятий определены социологические переменные, позволяющие изучить традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в изменяющемся обществе. В параграфе раскрывается применение социологических методов, обеспечивающих получение результатов, отражающих объективное состояние традиционных социокультурных национальных ценностей.

Основной метод сбора эмпирической информации в процессе изучения традиционных социокультурных национальных ценностей молодежи Республики Бурятия в условиях трансформации российского общества - анкетный опрос с помощью многоступенчатой квотной выборки. Проводился опрос бурятской и русской молодежи, проживающей на территории Республики Бурятия. Опрос молодежи русской национальности осуществлялся в целях сравнения полученных результатов.

Анкетный опрос был проведен автором диссертационного исследования в 2012-2013 гг. Объем выборки составил 702 человека. Национальная принадлежность: буряты — 60,7 %, русские — 39,3 %. В исследовании приняло участие в городе: 44,7 % юношей, 55,3 % девушек; в сельской местности: 47,9 % юношей и 52,1 % девушек. Анкета включает в себя 63 вопроса, объединенных в 5 взаимосвязанных блоков. Названия блоков в анкете не приводятся.

Для конкретизации данных по некоторым вопросам было проведено полустандартизированное индивидуальное интервью с представителями молодежи, количество интервьюируемых составило 20 человек различных профессий.

Во второй главе «Характер, содержание и основные тенденции изменения традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества» выявляются содержание, механизмы, основные направления изменений традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.

Первый параграф «Содержание и динамика традиционных духовных национальных ценностей бурятской молодежи» посвящен изучению традиционных духовных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.

Важным компонентом традиционных ценностей, влияющим на формирование духовных ценностей, является этнонациональное самосознание. В его структуру входят такие элементы, как этнона-циональная идентификация, язык, культура этноса, целый комплекс этнонациональных чувств, религия. К содержанию традиционных духовных национальных ценностей бурятского этноса относятся такие чувства, как любовь к родной земле, к своему этносу, уважительное отношение к старшим, толерантность, доброжелательное отношение к представителям других наций, а также такие составляющие культуры этноса, как национальный язык и религия.

При определении своей национальности наиболее важным признаком для бурятской молодежи является язык. Современная бурятская молодежь осознает необходимость владения родным языком. Так, 85,9 % бурятской молодежи считает необходимым знание родного языка, так как он сохраняет самобытность народа и его культуру. В то же время русский язык преобладает в жизни современного молодого поколения как язык межнационального общения. Особенно это ярко выражено среди городских жителей. В сельской местности свободно владеющих бурятским языком больше, чем в городе, - 42 % в селах и 23,1 % в городе. Бурятский язык как язык общения чаще используется в семейно-бытовой сфере, нежели в других.

Из поколения в поколение у бурят передавалась традиция уважительного отношения к старшим. По результатам полученных данных можно отметить, что она не утратила своего значения. Но в то же время теряет свою значимость такая традиция, как знание своей родословной. У бурят раньше считалось обязательным знание

своих предков по прямой отцовской линии. Данные исследований показывают, что самым распространенным ответом среди бурятской молодежи является знание трех поколений, так ответили 16,4 %. Значимой традицией всегда были доброжелательные отношения с представителями других наций. Данная традиция сохраняется и среди современной бурятской молодежи. Молодежь толе-рантна в отношении браков с представителями других национальностей, при общении с представителями другой нации не испытывает существенных затруднений. О важности национальных ценностей для современной молодежи можно судить по чувствам, испытываемым по отношению к своей нации, к культуре своего народа. Большая часть молодежи отметила, что при прослушивании национальных песен, просмотре национальных танцев она ощущает гордость за свой народ, восхищение своей нацией, в то же время высоко оценивает культуру других этносов.

Важной характеристикой религиозной ситуации среди молодого поколения является положительный настрой по отношению к религии. Бурятская молодежь ценит позитивные функции религии, роль религиозных учреждений и организаций. Среди опрошенной молодежи бурятской национальности регулярно молятся и посещают дацан — 41,6 %, иногда соблюдают обряды, богослужения - 45,3 %, считают себя верующими, но не молятся и не ходят в дацаны -7,9 %. Молодежь высоко оценивает значимость религии в сохранении традиционных духовных национальных ценностей, подчеркивает их тесную взаимосвязь, это отметили 75,4 % бурятской молодежи. Религия в жизни современной молодежи больше играет роль этнодифференцирующего маркера.

Второй параграф «Изменения традиционных социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи» посвящен выявлению изменений традиционных социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи.

В диссертации показано, что соблюдение национальных обычаев и обрядов в среде современной бурятской молодежи не характеризуется постоянством и целенаправленностью. Варианты ответа «полностью соблюдаю обычаи» респонденты выбрали следующим образом: «поклонение местным духам (в дороге)» - 39 % бурят, «угощение хозяина огня» — 33,3 %, «брызганье» - 43,7 %, «гостева-ния и гостеприимства» - 27 %, «дарения подарков» - 29,1 %, «бла-гопожеланий и поздравлений» - 37,6 %. В настоящее время полное

следование всем обрядовым традициям, существовавшим в прошлом, утратило свою первоначальную значимость. Выявлено, что наименее устойчивыми являются обряды, связанные с бытом, хозяйственной деятельностью, с рождением детей. Наиболее устойчивыми из всех обрядов являются погребально-поминальные.

Для бурятской молодежи характерен интернациональный тип ориентации. Тенденция выражается в ослабевании этнокультурных ориентации бурятской молодежи. Молодежь в большинстве случаев охотно воспринимает ценности современной западной культуры, благодаря широкому распространению средств массовой информации, особенно сети Интернет. Так, у молодежи бурятской национальности в песенных предпочтениях на первом месте «западные эстрадные песни» - 54,5 %, на втором - «современные бурятские песни» - 46,2 %, на третьем - «современные русские эстрадные песни» - 44,6 %, бурятские народные песни занимают четвертое место - 32,6 %. Далее следуют русские народные песни и народные песни других этносов. На первом месте по предпочтениям у бурятской молодежи выступают современные танцы - 64,8 %. На втором месте находятся бурятские народные танцы, на третьем - бальные танцы.

Теряет свою значимость в жизни бурятской молодежи фольклор, молодежь плохо знакома с такими его элементами, как национальные пословицы и поговорки. Так, тех молодых людей, которые знают их очень хорошо и могут использовать их в общении, только 6,1%.

Национально-праздничные традиции способствуют приобщению современной молодежи к традиционной этнической культуре. То, что праздники - часть национальных традиций, считают 60,3 % молодежи бурятской национальности. Почти каждый третий молодой человек согласен с мнением о том, что национальные праздники помогают молодежи проникнуться культурой своего народа. Так считают 33,3 % бурятской молодежи. Традиционные социально-бытовые национальные ценности такие, как национальная одежда и предметы традиционного быта, в настоящее время утрачивают свое значение в жизни современного общества. Национальная одежда, предметы быта современная бурятская молодежь использует только по праздникам и знаменательным событиям в семье. Утрачиваются традиции и обычаи предыдущих поколений.

В третьем параграфе «Проблемы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей среди бурятской молодежи» рассматриваются факторы и механизмы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи.

Проблемы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей в обществе зависят от различных факторов общественной жизни. Одним из главных можно считать политический фактор. От государственной национальной политики зависит многое в общественной жизни, а особенно в культурном развитии народа. На сохранение и развитие традиционных социокультурных национальных ценностей оказывают влияние также и социальные и экономические факторы. Социальные и экономические проблемы подавляют развитие традиционных ценностей, так как молодые люди в основном сосредоточены на своих финансовых и других проблемах, становятся невосприимчивыми для воздействия внешних факторов. В этом направлении необходимо создание благоприятной социально-экономической ситуации, что будет способствовать развитию традиционной народной культуры и активному участию в ней молодежи.

Значительное влияние оказывают культурные факторы. Сохранение и развитие традиционных социокультурных национальных ценностей во многом зависит от таких механизмов, как деятельность учреждений культуры. В настоящее время именно они являются главными субъектами, которые проводят различные мероприятия, связанные с этническими традициями и ценностями, в первую очередь основываясь на подлинных материалах фольклора. На данном этапе развития российского общества основным институтом, влияющим на приобщение молодежи к традиционной культуре, по мнению самой молодежи, является семья. В век информационных технологий большую роль в молодежной среде играют средства массовой информации. Социокультурная среда оказывает большое влияние на традиции и ценности молодого человека. К социокультурным факторам относятся воспитание, образование, проведение свободного времени и т.д.

Социально-культурная среда, предлагающая больше возможностей для приобщения подрастающего поколения к традициям своего этноса, способствует повышению их роли в системе ценностей современного молодого поколения, а значит, и духовному развитию

молодежи. Требуется работа по изучению национального языка в учебных заведениях, пропаганда этнических традиций в СМИ, проведение народных праздников с привлечением молодежи.

В заключении обобщены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы.

В приложениях приводятся материалы, иллюстрирующие эмпирическую базу работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДИССЕРТАЦИИ, ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА

Статьи в реферируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований:

1. Хабудаева В.А. Религия в системе ценностей современной бурятской молодежи [текст] / В.А. Хабудаева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политилогия, культурология. - 2013. - Вып. 14. -С. 116-120.

2. Хабудаева В.А. Языковые процессы в среде современной бурятской молодежи [текст] / В.А. Хабудаева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политилогия, культурология. - 2013. - Вып. 14. - С. 100103.

Другие статьи в научных журналах и сборниках

1. Хабудаева В. А. Трактовка понятия «традиция» в социально-философском понимании [текст] / В. А. Хабудаева // Современный социум : проблемы и перспективы : сборник статей / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2011. -С. 121-125.

2. Хабудаева В. А. Роль традиций в экологическом воспитании бурятской молодежи [текст] / В. А. Хабудаева // Социально-экологические проблемы Байкальского региона : материалы I Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2011. - С. 124—128.

3. Хабудаева В. А. Особенности этнической толерантности студентов ВУЗов полиэтнического региона (на материалах Бурят-

ского государственного университета) [текст] / В. А. Хабудаева // Молодежь и модернизация России : материалы всероссийской научно-практической конференции (12-13 апреля 2011 г.). - Санкт-Петербург : Изд-во АртЭго, 2011. - С. 390-391.

4. Хабудаева В. А. Роль современной бурятской семьи в сохранении традиционных национальных ценностей [текст] /

B. А. Хабудаева // Материалы 11 Байкальского молодежного форума «Молодая семья - стратегический ресурс России» (г. Улан-Удэ, 1417 июня 2011 г.). - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2011. -

C. 322-326.

5. Хабудаева В. А. К вопросу об этнических ценностях [текст] / В. А. Хабудаева // Молодежь Востока России: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 ноября 2011 г. : в 2 ч. - Хабаровск : Изд-во ДВАТС, 2011.-Ч. 1.-С. 175-178.

6. Хабудаева В. А. Понятие «ценностей» и их классификация в социально-гуманитарных науках [текст] / В. А. Хабудаева // Общество в эпоху перемен : проблемы и перспективы: сборник статей / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012.-С. 149-155.

7. Хабудаева В. А. Влияние буддизма на культуру бурятского этноса [текст] / В. А. Хабудаева // Проблема человека в философских концепциях: сборник научных статей / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. - С. 154-159.

8. Хабудаева В. А. Экологическая культура бурятского этноса [текст] / В. А. Хабудаева, 3. Б. Дармаев // Актуальные проблемы социальной философии : сборник научных статей / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2013. -Вып. 2.-С. 196-199.

9. Хабудаева В. А. Понятие и функции традиционных ценностей [текст] / В. А. Хабудаева // Социкультурное пространство современной России : сборник научных статей / отв. ред. Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та. 2013. - С. 61-65.

10. Хабудаева В. А. Традиционные национальные ценности бурятской молодежи в современных социально-культурных условиях [текст] / В. А. Хабудаева // Актуальные проблемы социокультурной практики : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Улан-Удэ, 17-18 октября 2013 г.). - Улан-Удэ : Изд. полигр. комплекс ВСГАКИ, 2013 -С. 114-121.

Подписано в печать 21.11.13. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100. Заказ 657.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com

Отпечатано в типографии Издательства БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, За

 

Текст диссертации на тему "Традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

0420П54434

ХАБУДАЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (на материалах Республики Бурятия)

Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научные руководители: доктор философских наук, профессор Осинский Иван Иосифович, доктор социологических наук, доцент Бояк Татьяна Николаевна

Улан-Удэ-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....................................................................................16

1.1. Понятие традиционных социокультурных национальных ценностей в философской и социологической литературе......................................................16

1.2. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества.....г......т. .т..:..-.. .т. .7...........т. .т. .............г.... ... ... ..............................38

1.3. Методика и техника исследования традиционных социокультурных национальных ценностей бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества.............................................................................................54

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....................................................................................66

2.1. Содержание и динамика традиционных духовных национальных ценностей бурятской молодежи............................................................................66

2.2. Изменения традиционных социально-бытовых национальных ценностей бурятской молодежи.............................................................................................100

2.3. Проблемы сохранения и развития традиционных социокультурных национальных ценностей среди бурятской молодежи......................................130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................151

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................156

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................176

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развивающиеся в последние десятилетия процессы глобализации и модернизации делают мир все более единым культурным, экономическим и информационным пространством. Они влияют на систему ценностей человека, его мировоззрение. Особенно подвержена влияниям традиционная культура, в частности традиционные социокультурные национальные ценности этнических групп. Динамичное развитие науки, техники, растущие масштабы влияния средств массовой информации (телевидения,

Интернета и др.)_в_немалой степени-оказывают - негативное воздействие-на--

традиционные ценности этносов. Наряду с этим, все больше дает о себе знать стремление этносов, локальных сообществ противодействовать этим тенденциям. Сами этнические общности начинают заявлять о себе и о необходимости сохранения своей национальной самобытности. Требуются кардинальные меры по сбережению социально-значимых традиций, национального языка, обычаев, уважительного отношения к прошлому, родной земле и т.д. Особое место в этих процессах занимает молодежь. Она выполняет в обществе важную функцию преемственности поколений, в будущем именно эта социально-демографическая группа будет пополнять интеллектуальный и культурный потенциал страны, именно от нее будет зависеть стабильность всех сфер жизнедеятельности общества. Все это не может оставаться незамеченным и научным сообществом.

В связи с этим научный и практический интерес приобретает исследование современного состояния содержания традиционных социокультурных национальных ценностей молодежи. Именно от молодого поколения зависит судьба национальных традиций, в каком виде и как они сохранятся для следующих поколений и не исчезнут ли совсем. Данная область является важной, но еще малоизученной. В современном обществе часто и много говорят о необходимости формирования ценностного отношения молодежи к различным формам человеческого бытия. Но остается неопределенным то, какие действия и в

каких направлениях необходимо предпринимать для того, чтобы национальные ценности не утрачивались, а сохранялись в обществе.

Вследствие этого перед учеными возникает проблема исследования степени сохранения этнических культур и то, какие процессы и причины могут повлиять на утрату традиций и ценностей. Изучение места традиционных социокультурных национальных ценностей в ценностных ориентациях современной бурятской молодежи приобретает особую значимость и требует многоаспектного подхода.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционных социокультурных национальных ценностей современной бурятской молодежи предполагает обращение к различным отраслям знаний: философии, социологии, этнологии и др.

Интерес к традициям возник еще с древних времен, в работах философов Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Средневековье общество находилось под влиянием религиозного сознания. В XVII в. складывается два крупных течения европейской общественной мысли. Первое направление получило название консерватизма, так как явило собой своеобразную апологию прошлого, совершая в нем поиск идеалов, образцов и норм. Второе направление назвали рационализмом, который стал символом откровенной неприязни к традиции.

В XIX веке к вопросу о роли традиции в процессе консолидации социальной жизни обращались представители западной философии и социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм)1. В это же время существовало две разные точки зрения на понятие «традиция» Г. Гегеля и К. Маркса. Гегель высказывал точку зрения, что настоящее во многом зависит от прошлого, хотя это совсем не значит, что прошлое следует брать за образец2. К. Маркс считал прошлое ни ценностью, ни антиценностью3.

1 Вебер М. Работы по социологии, религии и культуре. М., 1991. Вып. 1,2. ; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда : метод социологии. М., 1991.

2 Гегель Г.Ф. Философия истории : соч. в 14 т. Т. 18. М. 1939. С. 7 8.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение : научное издание. Т.8. 2-е изд. М., 1957. С. 119.

Проблема традиции изучалась и отечественными философами. Одними из первых были П. Я. Чаадаев, Н. А. Бердяев1. Существенной специфической чертой понимания отечественной философией традиции является ее осмысление в переплетении с осознанием национального. В разное время понятие «традиция» исследовали А. Б. Гофман, Л. В. Данилова, Б. С. Ерасов, В. М. Капчеля, В. М. Каиров, Б. И. Пружинин, А. Г. Спиркин и др.2.

Структурировать понятие «традиция» предложили С. А. Арутюнов, А. Б. Гофман, В. Д. Плахов, И. В. Суханов и др.3. Понятие традиции рассматривается также в трудах бурятских ученых Т. Н. Бояк, 3. А. Будаевой, Ц. Б. Будаевой, Г. Е. Манзанова, И. И. Осинского, Д. Ш. Цырендоржиевой и др.4.

В рамках нашей работы необходимым является рассмотрение понятия «ценности». Проблема ценностей рассматривалась философами античности. Свою интерпретацию данной проблемы предлагали представители немецкой классической философской мысли Г. Гегель, И. Кант5.

Концепции теории ценностей выдвигали крупнейшие исследователи западной философии В. Виндельбанд, Г. Риккерт6. Определение понятия «ценность» впервые было дано в 60-х годах XIX века Г. Лотце и Г. Когеном, а в социологии получило право теоретической категории благодаря У. Томасу и Ф. Знанецкому в 1918 - 1920-х годах. Существенную роль в формировании

1 Бердяев Н. Н. Судьба России. М., 1990 ; Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и письма. Т. 1. М., 1991.

2 Данилова Л. В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография, 1981 ; Капчеля В. М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев : Штиинца, 1991 ; Каиров В. М. Традиции и исторический процесс. М. : Мысль, 1994.

3 Арутюнов С. А.Обычай, ритуал, традиция. М. : Наука, 1997 ; Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического анализа, М., 1982 ; Суханов И. В. Обычаи, ритуал, традиция. М. : Наука, 1997.

4 Бояк Т. Н., Осинский И. И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. унта, 2002 ; Будаева 3. А. «Традиция», «традиционная культура» в контексте социальной философии и культурология // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2011 ; Будаева Ц. Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан - Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999 ; Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан - Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1997 ; Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // СОЦИС. 2001. № 3 ; Цырендоржиева Д. Ш., Садыева Н. С.-Д. Проблема традиции в отечественной социальной философии // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2009.

5 Гегель Г. Философия истории : соч. 14 т. М. Т.18. 1939. ; Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного : соч. в 6 т. М., 1964. Т.2.

6 Виндельбанд В. Философия культуры. М. : ИНИОН РАН, 1994 ; Риккерт Г. Два пути познания. Новые идеи в философии. СПб., 1935.

теоретических взглядов на проблему ценностного сознания оказали теоретические положения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса1.

Первые попытки построения теории ценностей в отечественной философии предпринимались русским ученым Н. О. Лосским2. Наиболее фундаментальные работы принадлежат О. Г. Дробницкому, В. П. Тугаринову3. Социально-философские проблемы ценностей и их динамика рассматривались учеными, среди которых можно выделить М. С. Кагана, Л. Н. Столовича и др.4.

Заметный вклад в теорию изучения ценностей, их влияния на развитие социальных групп внесли С. Ф. Анисимов, Л. П. Буева, Г. П. Выжлецов, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган,

A. М. Коршунов, А. Н. Максимов, А. А. Ручка, И. А. Сурина, В. П. Тугаринов, Н. 3. Чавчавадзе, В. А. Ядов и др.5.

Понимание ценности как чего то важного, желаемого, как положительной значимости (значения) в жизни индивида или социальной группы, общества рассматривалось в трудах А. М. Коршунова, В. Т. Лисовского, Т. И. Пуховой, С. И. Попова, Л. Н. Столовича, В. П. Тугаринова6. Другие авторы считают ценностью весь спектр значений как положительных, так и отрицательных. Это

п

B. А. Василенко, В. В. Гречаный, О. Г. Дробницкий, М. В. Демин и др. .

Многие ученые пытались структурировать ценности по различным критериям, используя при этом разные подходы. Например, в разное время

1 Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990 ; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995 ; Парсонс Т. The Social system Toronto. Ontario, 1996.

2 Лосский H. О. История русской философии. М., 1991.

3 Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. : Наука, 1967 ; Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1988.

4 Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997 ; Стопович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии : Научно-теоретический журнал. 2004.

5 Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. : Мысль, 1988.; Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. : Изд-во С.Петербург, ун-та, 1996 ; Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986 ; Максимов А. Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997 ; Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев : Наумова думка, 1987 ; Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М. : Ин-т молодежи, 1989 ; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме // Избранные философские труды. Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1968 ; Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси : Мецниереб, 1984.

6 Коршунов А. М. Социальное познание, ценность и оценки II Философские науки. 1977 ; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие. СПб., 2000 ; Попов С. И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // СОЦИС. 1979 ; Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1988.

7 Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. : Наука, 1966 ; Сержантов В. Г. В. В. Гречаный. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980.

классифицировали ценности такие ученые, как Н. И. Лапин, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Дж. Паг, С. И. Попов, П. Сорокин, Ю. Н. Солонин1.

В рамках исследования важно рассмотреть традиционные ценности. Работ, посвященных изучению традиционных ценностей, немного. Понятие «традиционные ценности» рассматривалось в трудах С. А. Арутюнова, Г. Е. Манзанова, И. И. Осинского, Т. А. Рассадиной, Т. Л. Трифоновой, и др.2.

Бурятские традиции и традиционные национальные ценности становятся объектом изучения преимущественно бурятских ученых. В основном они носят этнографический и историко-культурный характер. Анализ материальной и духовной культуры, традиций, обрядов бурят можно встретить в исследованиях Ч. Г. Андреева, В. Д. Бабуевой, М. С. Васильевой, Б. Ш. Доржиева,

о

Т. М. Михайлова и др. .

Свадебные обряды бурятского и русского этносов и некоторые стороны семейной жизни и уклада рассматривались исследователями и на региональном уровне в работах С. П. Балдаева, К. Д. Басаевой, Т. Н. Бояк, Г. Р. Галдановой, С. П. Татаровой и др.4.

В последнее время актуальность приобретает изучение этноэкологических традиций бурят. В частности экологические традиции рассматривались в работах Ц. Б. Будаевой, Т. В. Ивановой5.

1 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996 ; Леонтьев А. Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996 ; Pugh G. The Biological Origin of Human Values. New-York : Basic books, 1977 ; Солонин Ю. H., Каган M. C. Культурология. M.: Высшее образование, 2007.

2 Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция. М. : Наука, 1997 ; Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан - Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1997 ; Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // СОЦИС. 2001 ; Рассадина Т. А. Традиционные ценности к вопросу о понятии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2004. № 3 ; Трифонова Т. Л. Традиционные ценности в культуре современной полиэтнической семьи // Вестник Бурят, гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2008. Вып. 6.

3 Андреев Ч. Г. Традиционное воспитание молодого поколения в системе образа жизни бурят, хакасов, якутов // Коренные народы Бурятии в начале XXI века : материалы регион, науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2005; Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят : учеб. пособие. Улан-Удэ, 2004 ; Васильева М. С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1988 ; Михайлов Т. М. Об обычаях и традициях бурят в современный период// Этнографический сборник. Улан - Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. Вып. 4.

4 Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан - Удэ : Бурят кн. изд-во, 1959 .; Басаева К. Д. Семейно-брачные отношения у бурят // Этнографический сборник. Вып. 3. АН СССР, Сиб отд-е БКНИИ, 1962 ; Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь : трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007.

5 Будаева Ц. Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан - Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999 ; Иванова Т. В. Традиционная культура и этническая экология

Изучению социокультурных процессов бурятского народа посвящены работы И. Ц. Доржиевой, В. И. Затеева, Д. Д. Мангатаевой, Ю. Б. Рандалова, Б. В. Хараева и др.1.

В связи с изучением традиционных социокультурных национальных ценностей первостепенным является исследование проблем их сохранения, и прежде всего молодыми людьми, так как именно воспитание и образование молодежи является одной из приоритетных задач государства.

Молодежь - особая социально-демографическая группа населения, которая характеризуется специфическими социально-психологическими признаками, обладает определенным социальным статусом и ролью, ограничена возрастными рамками. Именно в период молодости происходит формирование системы ценностных ориентаций индивидов.

Поэтому данной группе уделяется пристальное внимание со стороны исследователей. Значительное влияние на развитие социологии молодежи оказали ученые, занимающиеся проблемами данной социальной группы, такие как Л. С. Арзамасцева, В. Н. Боряз, И. В. Бестужев-Лада, В. И. Башмаков, Ю. Р. Вишневский, И. А. Емельянов, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова,

В. Т. Лисовский, Г. Д. Руденко, И. М. Слепенков, В. Я. Сурта