автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Традиция "Южной школы" в творчестве Рейнолдса Прайса

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сахоненко, Марина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Традиция "Южной школы" в творчестве Рейнолдса Прайса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиция "Южной школы" в творчестве Рейнолдса Прайса"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени Н.К. КРУПСКОЙ

Специализированный Совет Д 113.11.01.

На правах рукописи УДК 620/73/:82-3 Прайс

САХОНЕНКО МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА

ТРАДИЦИЯ ЧИНОЙ ШКОЛЫ" В ТВОРЧЕСТВЕ РЕЙНОЛДСА ПРАЙСА

Специальность 10.01.05 - литература страя Западной Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание ушной степени кандидата филологических наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института имени Н.К. Крупской •

Научны! руководитель: доктор филологических наук, профессор Богословский В.Н. Официальные оппоненты: доктор филологически наук

Ник олююга а.Н, кандидат филологических наук Десяткова Т.Н.

Ведущая организация: Горьковский государственный университет

Защита состоится ' ^ " 19Э0 года часов

на заседания, специализированного Совета Д 113.11.01 по литературоведению в Московском ордена Трудового Красного Знамени областной педагогическом институте имени Н.К. Крупской по адресу: Москва, ул. Ф. Энгельса, 21-а.

С диссертацией можно оэнахоаяться в библиотеке Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской по адресу: Москва, ул. Радио, 10-е.

Автореферат разослав "_" 1930 года.

Ученый секретарь специализированного Совета

кандидат филологических наук .. Еатурова Т.К.

ю

Райнолдс Прайс - автор романов, сборников новелл, стихотворений, поэм, философских и литературно-критических эссе, которые принесли ему извостность и репутацию одного из лучших американских писателей послевоенного поколения. Неизменные свойства творчества Прайса - неустанный поиск человеческих ценностей, погру-денность в отические вопросы, глубокий психологизм отображения взаимоотношений личности и общества, яркая стилевая манера -обусловили популярность произведений автора не только у него на родине, но и во всем мире. Его проза была переведена на пятнадцать языков и издана в Канаде, Англии, Франции, ФРГ и других странах. Советскому читателю имя Рейнолдса Прайса стало известно после перевода на русский язык и опубликования двух зго произведений« повести "Долгая и счастливая жизнь" /1971/ а романа "Зем-ноя оболочка" /1980/.

Актуальность данного исследование определяется сложным сочетанием общенационального и регионального, слиянием различных философских в психологических концепций, характеризующих свое -образиэ творчества Р. Прайса и, как .результат, осложняющих его ан&мз в оценки. Этим подчас объясняется, наличие диаметрально противоположных высказываний в адрес произведений писателя. Многие американские исследователи, рассматривая творчество Прайса в эстетика "юхной школы", признают, что 0110 занимает значительное место в современной литературе США, подчеркивают гуманистическув направленность работ писателя.1

I. Нойшм Р. Тк Ы с/ ХанЛЬш Г^Ь'ск - СлШжЖи , »67.- Р.Л82.-39©, КкьШмв М. ЙЕуцоЫ» Рыс£ //ТкШоетй£8ои/<Е1к Ышкие

ЦШОИ , 1ОД5.

Другие, отмечая южный характер мировоззрения Прайса, говорят об идейно-тематической узости его книг и обвиняют писателя в чрезмерном подражании У. Фолкнеру.1 Д. Холман своеобразие художественной манеры художника видит в сочетания реализма с элементами натурализма? Л. Садлер пытается объяснить произведения писателя при помощи религиозной символики, подчеркивая при это«, что Прайс никогда не теряет органической связи о реальной дей-ствителъностью.

Несмотря на то, что творчество Рейнолдса Прайса являотся дискуссионным центром многих выступлений американских критиков, ему посвящена только одна монография, вышедшая в 1983 году. * < Автор этой работы Констанция Рук, рассматривая многообразную палитру творческой манеры писателя, выделяет в, ней ведущие компоненты: психологизм, социальную критику, мотивы, характерные для юхной традиции и другие. Рук не решается отнести писателя х какому-либо определенному литературному направлению и делает вывод, что творчество Прайса представляет собой обособленную современную художественную систему.

В советском литературоведении критическая литература о Р. Прайсе представлена, главным образом, рецензиями А. Зверева, М. Тугушевой, И. Лсеидовой, Т. Бенедиктовой на книги писателя в журналах "Современная художественная литература за рубежом"» предисловиями М. Тугушевой и Г. Злобина к произведениям, пере-

1. SuIIíwan W. The íhi'tíenemr, Tht SímsmÍak. мак Ы 4hi 11щм1

totiüici fl •Stw-iHU. uvíew. - Ы5. VbL.75.-Ke1.-P. I¿9-137?

a. HolWN D.w. RiyKold» Mu // fifií Sou WiEM V/lHuv *{tu fice* А Ыо -bibVio6ui>hic*L ieunti ыок.- N. Y., 1987.

a- ^AdLtKL. Vhict *«l RtUbiow //TU. SohUemí DimULv.- I9aa, - xxvi w'mitK. - No 2.. - P. 1 -tt.

■<. C. imeW\ Püa.- ЬмЪи, mi.

веденным на русский язык. Л. Татарином, анализируя творчество писателей-южан 60-70-х годов XX века, рассматривает романы Прайса как своеобразную модификация южной традиции в условиях послевоенной Америки. А. Мулярчик относит произведения писателя к жанру "семейного" социально-психологического романа.

Проблема творчества Рейнолдса Прайса как для зарубежных, так и для советских литературоведов, на наш взгляд, остается по-преянему открытой. Произведэния писателя читаются критикой зачастую неполно и без достаточного внимания к их художественной структуре. Кроме того, лишь отдельные авторы соотносят творчество Прайса как явление духовной культуры с общими тенденциями эпохи.

Отмечая синтезирующий характер.художественной манеры Рейнолдса Прайса, мы полагаем, что основой идейно-художественной структуры его прозы является южная традиция, получившая свое высшее развитие в произведениях У. Фолкнера, Т. Вулфа, Р.П. Уоррена. Вопроо о "южной школе" в современном литературоведении решается неоднозначно. Некоторые американские исследователи считают, что "южная литература" полностью исчерпала себя к 80-м года« XX века. Появился даяе термин "пост'гакая литература"» Эту точку зрения разделяют советские американисты: H.A. А"астасьев а Л.Н. Семенова.1" На наш взгляд, юяная литература, развиваясь в общем русле фолкнеровской традиции, обогащается новыми течами, художественными принципами и приемами. Примером тому может явиться творчество, рассматриваемого писателя.

1. Анастасьев H.A. Югный акцент// Проблемы становления амернка-ffiiCHsa .литературы. - М., 1981. - С. 113-154,

2. Семенова Л.Н. Проблема "ияной градации" в американской критика 60-х гг. XX в. : Авгороф. дис.... канд.филол. наук. -I. .1.175. '

Нагчния новизна диссертационной работы заключается в том, что это-первое целостнее исследование в советской американистике, посвященное творчеству Р. Прайса.

Вше сказанным определяется замысел настоящей диссертации, которая ставит перед собой цел{> - определить основные направления развитая »мной традиции в творчестве Р. Прайса, исследовать индивидуальные особенности художественной манеры писателя, объяснить своеобразие решения главного конфликта в его романах, а также проследить эволюцию его творческого мировоззрения. ■ В связи с данной целью в работе ставятся более конкретные эалп-

исследовать основополагающую для философской и художественной системы писателя концепцию человека ; выявить определявшие черты художественного шра как отдельных произведений, так и всего творчества. • .

Объектом исследования избирается художественная проза Рейнолдса Прайса: сборник новелл, ГИмена и лица героев"ц повесть "Долгая и счастливая жизнь" ; романы "Благородный человек", "Земная оболочка", "Источник света", "Кейт Вейден", "Добрые сердца" ; сборники произведений, включающие публицистические статьи и литературно-критические эссе - "Веии как они есть" и "Общая комната". В процессе работы к анализу привлекаются, помимо названных, и другие художественные произведения Прайса.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили общетеоретические работы советских я зарубежных ученых по проблемам.зететики и отдельным вопросам литературоведения.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что результаты проведанного исследования позволяют расширить знания об историко-литературном процессе американской литературы

я цогут быть использованы в лекционном курсе по зарубежной литературе, в спецкурсах и спецсеминарах по литературе США второй половины И века.

Дцробшшя раЯотц. Главы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОПИ им. И. К» Крупской. Некоторые положения диссертации докладывались на Всесоюзной конференции по проблемам литературы США на факультете журналистики МГУ ем. М.В. Ломоносова /1989/.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введента обосновывается актуальность теш, ее научная новизна,-определяются задачи исследования. Рассматриваются осо* бенности южной традиции, ее моста и роли в общенациональном литературном процесса США. Дается обзор критической литературы о творчестве Рейнолдса Прайса.

Первая Глава "Мировоззрение я эстетика Р. Прайса" композиционно состоит из двух параграфов. Постигая природу дарования художника, важно обратиться к истокам его творчества. Так, в первом параграфе "Социально-биографиЧеские корни писателя" рассматриваются с.:ред<.1лешш0 этапы его жизненного пути.

Второй параграф "Философско-эстетическке взгляды Прайса" определяет особенности филосо(ских воззрений писателя и предлагает к рассмотрению эстетические взгляды художника. Наиболее полное отображение особенностей философии шеателя, его эстетических взглядов представляются его литературно-критическими эссе, публицистически® статьями, интервью, которые бшм объединены и опубликовзиы в сборниках "Вощи как они есть" / Ли'мЫ ТЙЕиЗе!" уел , 1972/ и "Обаая комната" / к Соммои 1мм , 1338/. Эт.:

работы посвяшены многим актуальным культурно-социальным проблемам и рахрываюг широкие интересы и твердую гражданскую позицию автора.

Мировоззрение писателя складывается в атмосфере послевоенной Америки. Военные конфликты, индустриальная гигантомания, па, дение духовного потенциала общества и многие другие реалии повседневной жизни обусловили потребность в переосмыслении истории человеческой цивилизации и культуры.

Вопрос о вере человека в широчайшем диапазоне, о смысле его существования остается в центре понимания мировоззрения Р. Прайса, и в этой связи определение истоков философских воззрений писателя дает возможность осознать своеобразие его таланта, особенности его художественного метода.

"Творчество мое представляет попытку понять жизнь человеческого духа",1- говорит Прайс. Писатель убежден в нравственной мно-госоставности человеческой природы. И главное для него заключено не в соотношении злого и доброго, а в том, что подлинно доброе . и благородное в человеке не исключает в нем стремления к злу и низменным помыслам. "Как христианин и довольно опытный наблюда-

о

тель, я верю во всеобщую греховность человека ,- делится Прайс. Считая основой бытия две субстанции - материальную и идеальную - автор сводит бытие к борьбе добра и зла. Единственной силой, противостоящей злу, по мнению Прайса являются общечеловеческие ценности, такие как любовь, надевда, связь кровныхуз. Для писа-

1. Норткросс Г. В гостях у молодого писателя. Интервью с Рейнол-дсом Прайсом// Америка. - 1966. - Вып. 116. - С. 24.

2. Там see.

теля важен общефилософский аспект взаимоотношений личности и общества. Тема ответственности людей перед обществом, перед другими людьми является основной в его творчестве. Прайс считает, что человек - действующий субъект, субъект единственно способный дать истинную оценку своим действиям и нести за них моральную ответственность, то есть отвественность высочайшего уровня-.

На первый план писателем выдвигаются нравственные проблемы. Он полагает; что для решения вопросов реальной жизни надо открыть за внешними, якобы случайными фактами общечеловеческий-смысл, и, найдя философские критерии, которые не могут быть изменены временем, применить их к решению конкретных вопросов.

Гуманизм философских воззрений Прайса явился основой эстетической концепции писателя, которая с наибольшей полнотой выражена в его работах, посвященных рассмотрению вопросов искусства, исследованию особенностей творчества различию: писателей, направлений, эстетических школ. Содержание эстетических работ Прайса очень разнообразно и может служить также источником множества наблюдений над закономерностями его творчества.

Определяя природу и саму сущность искусства, он видит превосходство искусства над наукой в способности пояснить сложность окружающей действительности, внутреннего облика человека и его взаимосвязи с миром. Искусство представляется результатом человеческой деятельности. Поэтому в произведениях ПраЧеа всегда ощущается осознание писателем всей глубины традиций, которые автор закладывает в основу своих произведений. Цодчеркивая многосторонность влияния «яровой культурной традиции на свое творчество в эссе "Вопросы о влшщка". Прайс особое значение придает Шекспиру, Мил-тону, английским классикам XII.века, ■ русской.литературе./Толстой,

- е -

Достоевский, Чехов/. Среди американских писателей он называет учителями Г. Джеймса, М. Твена, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Ю. Уэлти.

Ряд статей Р. Прайса посвящен "южной школе", о которой пл-спт1'.-.я объединяет "чувство места", понятие времени, концепция чело)ека, умение видеть его как члена семьи, рода, обиииы, неразрывно связанного с понятием "дома", "родной ьамлк". Не случайно Прайс подчеркивает, что стал писателем, "благолпря, прежде всего, своим корням". Организуя дйствия в своих книгах в небольших районах Северной Каролины или Еиргиеии, Лр>Яо следует всте-тическому принципу своих предшественников: Томпо Вулф описывал родной Альтамонт в штате Северная Каролина, Фа:кнер состав и.- подробнейшую карт;, йокнапатофы - вымышленного округа, раскинувшегося на севере штата Миссвссиппи. Но такое отношение к художественному вымыслу в произведениях этих авторов не янллетея местнической особенностью, а, напротив, приобретает общечеловеческое значение, стремление на "маленькой почтовой марке земли" смоделировать противоречивые закономерности человеческого макрокосма.

Неотъешгимой частью в творческой эволюции автора, отражавшей его специфику взглядов на мир, человгка, являются ранние произведения Прайса. Во второй главе "Особенности проблематики раннего творчества Рс^яолдса Прайса" анализируются произведения писателя, созданные ъ конце 50-х - середине 60-х годов. Так, в первом параграфе рассматривается сборник новелл "Имена г лица героев" / ТНе Нше« аж1РаСК ©Г , шз/.

Пер'-^з литературные опыты Пра£га относятся к жанру " ЗЬон!

". Оки ценны тем, что позволяют войти в творческую лаборато-

рию писателя и проследить становление автора будущих произведений. Обращение Прайса к малой повествовательной форме в начале своего творческого пути не случайно. Оно отвечало задачам, которые ставил перед собой начинающий писательг на сравнительно ограниченном отрезке вымышленной действительности определить круг своих интересов, проблематику будущих книг, проверить действенность избранного подхода к жизни и характерам, найти собственный стиль.

В творческом почерке, в выборе теш, героев, настроения, Прайс обнаруживает много общего с новеллистикой Ф. 0*Коннор и Ю.1 Узлти. Вместо с тем несомненно типологическое родство произведений "малого" жанра Прайса с рассказами У. Фолкнера. Это ощущается прежде всего в стремлении к психологической точности, запе-чатлению нюансов в духовном, нравственном становлении героев.

Все семь новелл сборника объединены общей темой - поиска человеком смысла своего существования. Действующие лица многих новелл - простые южане, белые,, негры. Их история порой дается фрагментарно, мозаично, но внутреннее единство в контексте сборника ей придает стремление автора разгадать тайны бытия, определить место человека в потрясающем многообразии материально»мира, понять суть человеческих отношений,.

В центре новелл "Цепь любви", "Майкл Эгертон", "Имена и лица героев" оказывается подросток. Возрастное решение образа обусловлено тем, что автор открывает тему примером исследования души подростка, где жизненные ценности, мировоззренческая позиция, суть ее, еще на виду, души, которая не вобрала еще в себя неизбежные жизненные противоречия. Повествование от лица или с точки зрения ребенка, подростка обогащает произведения ярким, образным восприятием действительности и,вместе с тем^еща резче подчеркивз-

ет жестокость, трагизм происходящего. Герои входят не в уиорядоч-ную, а в хаотическую и непонятную действительность,.им приходится разбираться в людях и в общей атмосфере жизни. Трудно наладить связь с людьми, занятыми своим" эгоистическими интересами,открытому сердцем двенадцатилетнему подростку Майклу Эгертигу из одноименной новеллы. Своеобразная замкнутость внутреннего мира его сперстников - Розакок Мастиан /"Цепь любви"/ и Притчера МакКрау /"Имена и лица героев"/ обусловила юс стремление к решению вопросов 'серьезных, даже глобальных. Розакок ездит в госпиталь ухаживать за своим больным дедушкой. Ее любовь к нему, страдания и боль, которыми наполнена больница, ее сопричастность грубым реалиям больничного быта контрастны довольно размеренной жизни,те-к.лцей за окнами больницы, жизни ее семьи, ее близких. Нить 'любви, связывающая два этих полярных мира, вплетаясь в личнос-Ные переживания девушки, фокусирует в ее созна-ши непростые нравственно-философские вопросы.

В рассказе "Дядюшка Грант" сквозь призму детского восприятия дан образ негра Гранта, оказавшего огромное нравственное и эмоционально« воздействие на юного повествователя. Дядюшка Грант -это символ человеческой мудрости и гармою.и с природой, которая достигнута слиянием умственной, нравственной и физической красоты. (Мраз Гранта во многом близок слуге-негру Тобу из рассказа У. Фолкнера "Розы для Эмилии" и негретянке Дилси из романа "Щуы и ярость", близоксвоей созидающей сутью.

В своих новеллах Прайс подводит героев к пониманию того, что именно сфера действий и решений, а не сфера впечатлений и наблюдений играет главную роль в духовном формировании личности.

Эта авторская мысль реализует себя в повести "Долгая и счастливая жизнь" и романе ' Благородный человек" которые анализируются во втором параграфе.

Повесть "Долгая и счастливая жизнь" димь шЛЦуиСь / была опубликована в 1962 году. Книга получила известность, а ее автор - премию Фонда У. Фолкнера. Незатейливый сюжет повести о любви юной девушки Розакок Мастиан к своему сверстнику Уэсли Би-версу явился для писателя средством, используемым для воплощения своей темы, ее драматизации и реализации в художественной практике. При всей камерности истории повествование перерастает в философские раздумья писателя о любви, о познании человеком самого себя а окружающем мире, о семье, как древнейшем институте человеческих отношений

Розакок, со свойственной для нее безусловной ...самоотдачей любит Уэсли. Самая сильная же из всех привязанностей последнего - мотоцикл. Роза - это' лишь привлекательная девушка, с которой можно провести вечер и забыть о ней, не отказываясь ни от одного мимолетного романа..

Героиня мечтает, чтобы Уэсли понял ее и оценил ее любовь. Автор показывает глубокую погруженность героини в разрешение тревожащих ее проблему искренним стремлением к непредвзятой нравственно!» оценке своих поступков и происходящих в жизни Розакок событий. Чувство к Уэсли берет верх над девичьей робостью и унаследованной от предков-фермеров инстинктивной осторожностью. И героиня спешит на свидание к своему возлюбленному, заранее готовая на бой шаг- ради "долгой и счастливой жизни" со своим любимым, Надежды девушки оказываются иллюзорными: внезапно наступившая между ними близость не привязывает Уэсли. Узнав, что она будет матерью.

Розакок принимает решение одной воспитать ребенка. Это независимая, свободная девушка, и силой ее наделяет еще не родившийся ребенок.

Рассматривая образ Розакок, важно отметить, что понятие литературный герой тесно связано не только с манерой отдельного писа--теля, но и с направлением, в рамках которого анализируются его работы. Поэтому принадлежность автора к южной традиции в данном случае имеет существенное значение.

При всей замкнутости Розакок в самой себе, она обнаруживает причастность к целому. В данном произведении целое принимает облик рода /семья Мастианов/ и общины округи /мистер Айзек, его слуга Семми, подруга Розакок Милдред, доктор Следк, семья Гаптонов/. В южной прозе общине придается большое значение.■ Община -"живородящая сила, она сродни природе".1, В общине судьбы людей оказываются тесно переплетенными друг с другом. Как следствие, трудны и от 'того неизбежно драматичны отношения мевду ними. Но сколько бы силен ни был в южном романе конфликт героя с традиционным, утратившим внутреннюю энергию, бытом, корневая связь с ним не обрывается никогда. Роза - часть этого мира, поэтому нравственной основой для н>)е в разрешении любых внутренних я межличностных конфликтов остаются традиционные ценности: любовь, честь /в понятии достоинство/.

Уэсли представляет противоположное начало, как для Розы, тая и для остальных героев повести. Двд него характерно отсутствие какого либо кодекса моральных норм и ценностей, его жизнь лишена определенного содержания. Уэсли гордится тем, что "живет только ■

1. Анастасьев а.Н. Южный акцент// Проблемы становления американской литературы. М.:, Наука,. 198Ь»- С. • 147. • •

•настоящим" и что слишком быстро ездит на своем мотоцикле , чтобы предаваться воспоминаниям и размышлениям. В одном из интервью Р. Прайс подчеркнул, что основная черта характера, созданного им героя, является "гомогенность" или однородность Уэсли Биверса. "Уэсли, - говорит писатель» - подобен буханке хл^а. Сколько бы вы не разрезали хлеб, это будет только хлеб, и ва^не удастся в

середине обнаружить абрикос. Он Уэсли от начала а до конца".1,

«

В отличие от Уэсли, Роза обращена в свой внутренний мир. "Замкнутый мир",по мысли автора, поощряет углубление в себя, а самопознание - это первый шаг а познания других, а открытий окружающего мира. "Все это время я жила надеждой, что придет день,и Уэсли изменится..ь и у нао родятся дети, лицом в него, и они будут носить его фамилию.., а он не изменился," - думает Розакок. После физической близости с Уэсли,. героиня чувстввт, что ждет ребенка, "у которого будут лицо и повадки Уэсли, но не будет его фамилии".3

Писатель развивает тему "имен и лиц", начатую в новеллах сборника "Имена и лица героев". Дня Розакок еще недостаточно, чтобы ребенок был только похож на родителей, он должен«обязательно носить фамилию своего отца. Для девушки важно совпадение обоих понятий "имени" и "лика", их значение переплетается в повести с темой "семья". Семья понимается героиней не только как кровная связь, но также как накопленное поколениями воздействие прошлого . на настоящее - сам. как судьба.

1. Rook СомЦмсе. On Women »nd Mis 0»*Wo*k. 1ц Ldtivitv Шсе /SowVhUK teviw. -1987. — Vol.14,— h 4. ~ P. 723 - 72A.

2. Прайс P. Долгая и счастливая жизнь. M., 1972. С. 54.

3. Таи же, С. 131.

- 14 -

Эта, на первый ьзгляд, неожиданная, но глубоко объективная перемона, произошедшая с Розакок^заотавляет Уэсли по новому, уже с большим вниманием отнестись к девушке. Нравственное совершенствование героини способствует пробуждению'в юноше понятий чести, долг->, чувства любви.и привязанности, стиму; лрует рост'критической самооценки героя.

Важно отметить, что женские образы в прозе Р. Прайса выступают символом природного начала в человеке, так как именно женщины несут в себе любовь и дарят жизнь следующим поколениям, Любовь выступает у писателя как условие постижения человеком подлинной сути своего предназначения в жизни. В повести ист-нная любовь объяс няется как основной принцип обретения человеком своего Я, как сила,противопоставленная прагматическому формализму человеческих отношений.

Роман "Благородный человек" Дбеысиж МАИ , 1966/, также как и повесть, обращен к семье Мастиаков. Главным героем в ноес.д произведении становится Майло, старший брат Розакок.

Д. Бане определил, обе книги как "роман становление героя". Но в отличие ог главной repomm повести,"Майло представляет героическое главное действующее лицо, че^ты которого присущи его двойникам иа жанра ROMANCE " \ . Книга представляет собой ряд приключенческих эпизодов, сосредоточенных,-главным образец,на испытаниях Ыя&пе. Юноша с отрядом охотников отправляется на розыски своего младшего брата Рэто. Мальчик потерялся, jвзыскивая свою болъиую собаку Филиппа, которая, в свою очередь, исчезла, преследуя питона по имени Смерть, сбежавшего с карнавального представ ления,

1. fc/tms t>. The Nauu jukI Face« of ReywUs PrI« / Die Kmluckr \9б&. —jiwe.- i>.&&.

Верный духу испытаний " ROMANCE Ияйло /герой/ противо-.стоит Питону /элодею/, которого он эффектно покоряет, хотя не без помощи своих помощников /вассалов/, В результате своей борьбы Майло обнаруживает "традационно"скрытне сокровища /буквально груду денег/, которые охраняет чудовище. Герой возвращает найденное богатство; законным наследникам. Лоно Прово /героиню/ освобождает от ее жадного дяди и устраняет репутацию ее низкого происхождения, выясняя, что она дочь Томи Ридена.

Р. Прайс выстраивает произведение таким образом, что под пластом реальности в нем открывается второй, символический уровень. За иронией, серией ряда приключений, главное внимание писателя уделено'воспитанию чувотз героя, отражению его эмоционального состояния. Майло Мастиан, как и.герой Фолкнера Айк Мамгаслин в. повести ".Медведь", узнает правду о мире, о человеке, о мужество, , об ответственности. Истинное благородство Майло и зрелость, коте. рые дают ему право называться "человеком" - заключены в его до -бровольиом даре самого себя этому миру, ничего не удерживал от других.

С самого начала в творчестве Рейнолдса Прайса появляется тема "воспитания" о чем свидетельствуют ранние произведения автора. Внимание писателя привлекают люди, чьи поступки определяются истинной человечностью и влечением сердца. Очень -юнко и умело писатель показывает постепенное развитие, духовный рост своих героев. Вера в человека, способного вынести любые трудности и восторжествовать, которая отличает произведения . Фолкнера, присуща и ранним книгам Прайса. Реализация "доброго начале" станет философской ге-мой последующих романов писателя.

Третья глава - "Характер конфликта и его решение в поздних романах писателя" разделяется на три параграфа, в которых рассматривается романы "Земная оболочка", "Источник света", "Кейт Вей-ден" и "Добрые сердца", созданные в середине 70-х-60х годов.

§ 1 "Трагедия южной семьи в романе "Земная оболочка" /Т1£$ик(|й оШх11/. Это произведение появилось в 1976 году и явилось большим достижением писателя в искусстве художественного воплощения жизни, мастерстве воссоздания характеров, в их противоречивых психологических и бытовых чертах. С созданием этого романа, Р. Прайс приобщается к большой традиции в мировой литературе -семейной хронике. Классическая литература США XX века не знает такой мощной традиции семейного повествования, как европейская. Но в 70-е годы к семейной проблематике обращаются многие американские писатели: Л. Войвуди, Дж. К. Оутс,,Дж. Апдайк, Дд. Гарднер. Центральная проблема -соотношение идеала и действительности, мифа и реальности, определила идейные особенности выше названных произведений писателей, где личность предстает один на один в ее противоборстве с окружающей действительностью.

Р. Прайс следует варианту семейной саги, сложившейся на Юге США, в которой точкой отсчета становится не индиввдум, а группа людей - СОМЬИШУ . .

Повествование истории двух семейных кланов Кендаллов- Мей-фнг^са , чья жизнь размеренно течет на глубоком Юге, охватывает большой период времени с 1903 до 1944 годы. Значительная протяженность действия во времени при сохранении единства места -одна из характерных черт, которая роднит роман Прайса с прозой У. Фолкнера, Ю, Увлти.

Композиционно роман состоят из трех частей. Каждая - как бы замкнувшийся круг, в центре которого жизиь сдного персонажа: в первой - Форреста, во второй - Робинсона, в третьей - Хатча. Разработка в каждой части или главе произведения линии определенного героя свойственна многим произведениям, созданным ижсате-лями-южанами. Такое построение, напр:эюр, характерно для романов У. Фолкнера "Шум и ярость" и "Свет в августе", Ш.Э. Грау "стерегущие дом" я "Кондор улетает". Аналогичное построение в романе "Земная оболочка" позволяет ого автору придать определенную ядейно-художественную рамку произведении, развернуть сложные психологические коллизии.

Роман начинается с события, когда весной 1903 года шестнадцатилетняя Ева Кеяяалл убегапт из отчего дома со своям у'^алем-словесникоа - тридцатилетним Форрестом Мейфалдом. Недолгий союз Евы в Форреота /через год она возвратятся в семью отпа/ влечет за собой цепь событий: самоу^йство матер« Евы, рождение сына Робинсона, которому в свою очередь суждено повлиять в* ход ж»и-ии других ладей. История четырех поколений; родителей Евы и Форреста, их саюос, Робинсона,' его сына Хатча и составляет содержание романа.

Писатель повествует о временах суровых я незабываемых - о тяжелых для миллионов американцев ЗО-г годах и о нелегких Ода.ако и вторая мировая война и потрясения экономического кризиса, часто упоминаемые на страницах романа, остаются для герои чем-то внешним, не затрагивающим всерьез течете ях жизней. Внимание автора сосредоточено на сложных психологических лонфгк-тах» неразрешимых жизненных противоречиях в семейно-бытовых рамка. Используя фолкнеровский прием пространственно-врученного

построения, способ взаимных отражений, внутренний монолог как средство самораскрытия персонажей, Прайс наполняет хронологическое время романа объемным содержанием, показывает своих героев в различные периоды их жизни в проникает в глубины их психологии.

Воспроизведение биографии Евы и Форреста прослеживается писателем в несложившейся судьбе их сына Роба. Как а его родители, Робинсон с малолетства испытал чувство покинутости. И когда ецу исполняется семнадцать лет, он отправляется на поиски отца, как когда-то его отец разыскивал старого Мейфилда. а еще через двадцать лет сын Роба, Хатч, также, разлученный со своим отцом, будет болезненно остро ждать встречи с ним. Образ мира без отцов становится у Прайса символом современного бытия личности, оторва,шой от корней.

Мотив поиска отца активно разрабатывается в южной проза, каждый раз наполняясь новый содержанием. А. Тейт связывает его с историческим прошлым Юга /роман "Отцы"/, у Т. Вулфа - это поиск духовного центра, у Р.П. Уоррена - такой формой представлена проблема морального йаследия прошлого а ответственности человека /роман "Вся королевская рать"/.

В романе "Земная оболочка" тема отца связана на только о духовными ценностями, но и ощущение« кровных уз, коренящихся в самой сущности человеческрго существования. Когда человек, влекомый своими желаниями или обстоятельствами, рвет семейные подлинно человеческие связи, наступает запустение и упадок. Читая роман, читатель становится свидетели зтлго процесса. Каждый из героев обретает собственную жизнь, собственную самостоятельность посредством разрыва.с близкими. Старые родовые усадьбы или пустеют и разрушаются /как дом Мейфилдов/, или в них поселяются чужие

/ так, в ветшающей усадьбе Кендаллов находит приют семья негров/. Старая Хэтти Мейфияд похожа на мертвый ствол некогда зеленого дерева, стоявшего под ее окном, в одиночестве доживает свой век в запущенном доме.

Анализируя роман "Земная оболочка", как американские, так и советские критики отмечали тот факт, что Прайс сознательно выключает своих героев из ьсторки, отказнваясь от анализа общественных отношений, взаимосвязей личности и судеб государства. На наш взгляд, безусловно, отказ Прайса от связи человека и истории общества сугает горизонты произведения, но надо учитывать то, какие задачи ставил перед собой писатель. Идея взаимосвязи людей во времени виделась ему не в конкретно-историческом, а в обобщенно-символическом виде. Один из ведуиих мотивов романа: цепкость корней, наследственного начала, сила родовой крови-и яокон-ной почвы, мотив, свойственный многим писателям-южанам, - переходит в основную концепцию произведения, в мысль о всеобщей вза-нмосвяэанности всех последующих поколений, всей жизни, всех индивидуальных судеб. Но. добравшись до причин отчуждения, духовной разобщенности своих героев, в этом произведении писатель не показывает выход из создавшейся ситуации. Жизнь героев Прайса -кусочек истории ,нз: они не научились делать ее сами и не помшш-яют о том, чтобы как-то воздействовать на обстоятельства. Они ждут покоя, а не ищут перемен.

Второй параграф "Поиск нравственного идрала в романе "Источник света\ Это произведение композиционно и содержательно продолжает "Земную оболочку". В новой книге, размыкая семейный круг до поля общечеловеческой близости, Прайс пытается диалектически подойти к релению вопроса взаимоотношений человека и общества.

Такой подход позволяет говорить о философской тенденции романа.

Главным героем произведения, вокруг которого оконцентриро-вакны события,является Хатчинс Мейфилд. Смутно мечтая стать писателем, Хатч отправляется за океан, чтобы получить в Оксфорде ученую степень, которая дала Си ему возможность преподавать в колледже. Едва ли не самая важная, хотя и неявная цель его путешествия - вырваться из вязкой паутины любовных, родственных, дружеских и прочих привязанностей, бремя которых он привык сызмальства ощутить на своих плечах. Покой и ясность одиночества ценны для. него тем более, что он переживает момент решающего жизненного выбора: что ему делать со своей жизнью, к чег.у приложить силы.

Тема ухода от семьи - одна аз излюбленных в творчестве Рейнсядса Прайса. Подобно героям ранних произведений писателя /Майло Мастиану из "Благородного человека"/, а также персонажам предыдущего р: .¡ана - Еве Кендалл, своему отцу Робу, Хатч иогптк-вает настоятельную потребность совершить "побег" из отчего дома, *бо этот "побег" символизирует поиск независимо ;ги, самоутверждения в жизни.

Упоминая о героях предыдущих произведений художника, важно отметить, что жизнь для поколений Квидалов-Мейфллдов - принимая во внимание неизменный '"побег", - это долгое ожидание покоя, именно ожидание - счастья или смерти. Это своеобразная позиция, провоцирующая героев бездумно проводить, терпеть, выносить или уиорсщдать время. Решение в таком ракурсе сюжетной коллизии прэ-дцпуще л романа, повэол.„:о автору выгодно оттенить искания мяту-Чзгося Хатча. Ведь именно ему, Хатчу, предстоит наконец разомкнуть этот круг, бесцельное движение, снова и снова воспроизводя-шее наиболее обиие, типические фазы жизни, движение, создающее

даже впечатление некоторой' генетической эаданностж.

Внутренний мир Хатча является главной ареной психологического а Филосо^кого конфликта романа. Вопроо о жизненном призвания главного героя непосредственно сопряжен о самоопределением в системе человечеоких отношений. В романе адочески! план поиска человеком нравственной основы своего существования сливается о »стетичес'1М2 отношением искусства к жигой жизни. С этой линией повествс чия в романе связаны принципиально важные для Р. Прайса размышления о назначении,о природе художественного творчества. "Смогу ля я творить что-либо достойное на протяжении, скажем, сорока лет? - опрашивает себя Хатч, - А если да, то возможно ли творить это,' оставаясь в одиночеотвв?".1

Эта тема впервые была затронута в одном из ранних романов писателя "Любовь и работа" /1968/, главный герой которого тридцатилетний Томас Эборн - прозаик и преподаватель - стремится к одиночеству, считая его непременным условием "творческой обстановки". Он сознательно изолируется от мира, где нет устойчивых ценностей, где все непросто, изменчиво и, как в кошмаре, может принять любую форму я обрести-любой смысл. Но, оградив себя, отдавшись целиком творчеству, герой утрачивает любовь своих близких, способность чувствовать ; более того он теряет ясность я свежесть видения, столь необходимую дтл художника. Избавив себя от труда понимать люде! и иж:заботы, Эборн становится ншсом/ не нужен, как я его творчество, в котором мир я люди отражаются,как в кривом зеркале. ■

1. *. ТЬ Ьомясе о1 Си№ - N У, 1981 - Р. 47.

В романе "Источник света" расширяется диапазон философского осмысления теин искусства к образа творческой личности. Так же, как i в предыдущем романе "Любовь и работа", Прайс, перенося конфликт во внутренний мир своего героя, подчеркивает его профессиональный статус. Хатч наделен художественным талантом - он поет, а человзку творческого труда легче найти подлинную реальность в самом себе. Осознание действительной ценности человеческая, родственных связей приходит к Хатчу не сразу» Проходит период долгих раздумий, переоценок. Герой сосредоточено впитывает, осознает сущность окружающих его реалий бытия и аналимрует свои к ним сопричастность. Так, подобно Джеку Вердену, Герою Уоррена аз романа "Вся королевская рать", Хатч обретает внутреннюю целостность. Не бегство от действительности, а противостояние ей, умение ощутить себя чаотицей истории, почувствовать ответственность аа свои поступки, воплотить в жизнь все то хорошее, что в тебе ааложено, только в етом случае можно обрести покой и смысл жизни.

Последующий за дилогией »тал в творчестве Рейноддса Прайса представляет собой создание двух больших произведений: "Кейт Вейдеи" /КМ* VxicilU ,1967/ а "Добрые сердца" /6ood HtARls , 1968/, которые рассматриваются в. третьем параграфе.

Повторение сюжетных ходов, фабульных коллизий, приемов ха-рактеризащш в этих работах свидетельствует, что в некоторой степени писатель пребывает в "плену у самого себя". Но вместе с тем, в новых романах Прайс обращается к решению непростой художественно-психологической задачи: создать "внутренний"пейзаж женской души.

Роман ТДрбрые сердца" представляет собой фабульное в характерное . развитие первого, произведения писателя "Долгая и счастлн-

вал жизнь". Кейт Ввйден - вменены которой названа другая книга -новый образ в галерее героев, созданных писателем на протяжения всего своего творчества.

В своих новых романах Р. Прайс продолжает следовать овоещу эстетическому кредо, он оставляет общественный фон ясторяж намеченным лишь пунктиром, считая, что литературе должна обрааатмя не к злободневным проблемам современности, а к вечным непреходя-еим темам любви я смерти, счастья ■ страдания.

Роман "Добрые серила" развивает цепь событий, происшедших о Увели я Розов после их первой встреча с читателями "Долгов я счастливое жизни". Они женаты вот ухе около тридцати лет, у их сына Горация-своя семья. Роза ■ У а ели довольны своей работой. Несмотря на случающиеся разногласия, героям кажется, что жизнь ех размеренна, спокойна и обретенный порядок, сам стиль жизни их устраивает. Но все же мнимое благополучие уходит, я союз нарушается, когда в один из последних декабрьских дней, накануне Рождества, Уэсли неожиданно решает покинуть Розу бее предупреждения ила предварительного объяснения.

Уэсли, как я многие другиё персонажа Прейса?одержим противоречивыми стремлениями. С течением времени мерный, устоявшийся ход привычных событий начинает тяготить героя. С начала неясно, подспудно, затем все более ярко, отчетливо осознается желание перемен. Герой юпет свободы. Но, оказывается, что не меньшая, а даже гораздо >, большая потребность,испытываемая героем, это -нужда человеческой, родственной близости.

С обновленным чувством ответственности, с ясным осознанием необходимости,высокой правоты своего союза, благодаря помощи друзей, родственников, а главно , благодаря обретенной новой.

более выоокой студен» сознания, Увели и Роза находят гармони во взаимной привязанности.

Создав ка протяжения двацати пяти лет своего творчества богатые и сложные характеры, писатель в своем заключительном романе как Си подводит резшв идейным замыслам, воплотившимся в предшествующих произведениях: попытка обретения мнимого покоя м подобия жизненной цельности в индивидуалистической замкнутости есть самообман или грех, в который люди впадают по слабости, ничто не мокет быть таким прочный, как узы родства и любви, которые должны удерживать в целости оболочку земли.

На основании исследования ршанов второго периода творчества Р. Прайса можно сделать следующие выводы. Сознательный отход от изображения исторической перспективы в книгах Прайса по сравнении с романами У, Фолкнера, Р.П. Уоррена может быть отмечен как новая черта квюй прозы. Историческая судьба Ста, "проклятье Гражданской войны", волнуют писателя гораздо меньше, чем Солкие-. ра. Поэтому проблемы традиций, морально-этического наследил прошлого ввучат в произведениях Прайса в более универсальной виде. Если у У. Фолкнера патриархальная семья противопоставлялась буржуазному образу жизни, то в книге его молодого преемника родственные связи как таковые, память о прошлом противопоставляются состоянию одиночества. Но остается гуманистическая позиция, остается представление о человеке как иеотъеилииоЯ части социально-временной общности Такие черты, характерные для "южной ;школы", как кодекс чести, возвшенвв этических ценностей, неприятие корыстного коммерческого мира, целостность сеиьн-ста-ыовятся ведущими ьринципами в художественном осмысление/ па -сателш проблем, современной «Америки, .Поэтому на примере

произведений Рейнолдса Прайса можно говорить не об утрате южной ориентации, а ее развитии Ь новых социально-культурных условиях США.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы

1. К проблеме развития традиции "южной школы" в творчестве современных американских писательниц // Тевиоы научной конференция "Литература и публицистика США". - МГУ, 1968. - С. 92-93.

2. Традиция "южной школы" в романе Р. Прайса "Земная оболочка" // Тезисы научной конференции."Тенденции литературы я журналистика США". - МГУ., 1989. - С.

3. Рейнолдо Прайс "Добрые сердца" // Современная художественная литература эа рубежом. - М., 1990. - Я 4. - С. 73-74

По теме диссертации опубликованы следущие работы:

Подписано в печать 18.10.90 г. Заказ 202 формат 60x84/16- Тираж 100

Ротапринт ЩУУ МНО РСФСР-