автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Матюшкина, Екатерина Никитична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы"

УДК 821.161.1.09

882 (092) Окуджава

Матюшкина Екатерина Никитична

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ОКУДЖАВЫ

Специальность: 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 6 ОЕВ 2012

Санкт - Петербург 2012 г.

005010093

005010093

Работа выполнена на кафедре русской литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный руководитель: ЧЕРНЯК Мария Александровна

доктор филологических наук, профессор (кафедра русской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена)

Официальные оппоненты: ГОРДОВИЧ Кира Дмитриевна

доктор филологических наук, профессор (кафедра книгоиздания и книжной торговли Северо-западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна)

ЧЕВТАЕВ Аркадий Александрович

кандидат филологических наук, доцент (кафедра отечественной филологии и иностранных языков Государственной полярной академии)

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет

Защита состоится «15» марта 2012 года в 16.00 на заседании совета Д 212.199.07 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 199053, Санкт-Петербург, В. О., 1-ая линия, д. 52, ауд. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5.

Автореферат разослан «<// » 2012 г.

Ученый секретарь совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, ¡У'

кандидат филологических наук, доцент /У' ____. H.H. Кякшто

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исторические романы Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997) -неотъемлемая часть литературного наследия поэта и прозаика, репрезентативное явление литературы позднего советского периода. Проза Б. Окуджавы образует художественное единство, представляющее итог историософских исканий писателя, целостную систему взглядов, в основе которой история как присутствие прошлого в настоящем.

Актуальность темы исследования. В начале XXI века особую актуальность приобрел вопрос о природе исторической реальности и истинности исторического знания в контексте глобальной трансформации теоретико-исторических и философских взглядов на историю и специфику ее познания. В связи с этим обращение к историческому роману представляется важным и значимым в свете гуманитарных исследований последнего времени. Изучение судьбы жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы, с одной стороны, необходимо для уточнения основных тенденций и путей развития истории русской литературы второй половины XX века, а с другой, для понимания современного литературного процесса, поскольку пишущие после Окуджавы оказываются в контексте его жанровых поисков (Ю. Давыдов, Д. Быков, Б. Голлер и др.).

Объектом исследования являются исторические романы Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» (1965-1968), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1969-1970), «Путешествие дилетантов» (1971-1977), «Свидание с Бонапартом» (1979-1983). Кроме того, объектом исследования послужила русская историческая проза 1960-80-х годов: Ю. Давыдов «Глухая пора листопада» (1968), Н. Эйдельман «Лунин» (1970), В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (1971) и др.

Предметом исследования является жанровое своеобразие исторического романа Б. Окуджавы.

Цель диссертационного исследования заключается в определении жанровой специфики произведений Б. Окуджавы, рассмотрении условий и

правил взаимодействия традиционной художественной формы и индивидуального сознания автора, а также выделении закономерностей преобразования самой категории жанра исторического романа в творчестве писателя и поэта.

Поставленная цель определяет и основные задачи исследования:

1. Рассмотреть исторический роман Б. Окуджавы как идейно-эстетический феномен русской литературы второй половины XX века.

2. Выявить историософские взгляды Б. Окуджавы, определившие своеобразие художественного мира писателя.

3. Выделить признаки инварианта исторического романа в произведениях Б. Окуджавы для установления способов преобразования жанра писателем.

4. Доказать, что произведения Б. Окуджавы относятся к авантюрнофилософской разновидности исторического романа.

5. В ходе анализа исторической прозы Б. Окуджавы рассмотреть особенности поэтики быта, выявить типологические черты героя.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в рассмотрении инвариантной структуры исторического романа Б. Окуджавы; в исследовании контекстуальных связей романов писателя с историколитературным процессом 1960-80-х годов; в выявлении лирического начала как доминанты исторического повествования Б. Окуджавы; в рассмотрении концепции личности и истории в прозе автора; в изучении ранее не исследованных вопросов поэтики исторических романов Б. Окуджавы таких, как поэтика быта и нарушение гендерного стереотипа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская история XIX века в прозаическом наследии Б. Окуджавы проецируется на современную автору реальность, обнаруживая созвучие удаленных друг от друга эпох.

2. Функции исторических документов в произведениях Б. Окуджавы многообразны; они формируют фабулу, выступают в качестве одного из языков описания ушедшей реальности, являются знаками эпохи. Рефлексия по поводу

познавательного потенциала документа приводит писателя к открытию нарративного характера исторических исследований.

3. Вступая в творческий диалог с историческими произведениями Н. Эйдельмана, Б. Голлера, Ю. Давыдова, В. Шукшина и других писателей-современников, Б. Окуджава в своих романах демонстрирует бессилие и зависимость «частного» человека перед исторической действительностью и, вместе с тем, право на «глоток свободы».

4. Б. Окуджава осмысливает прошлое в диалоге с предшествующей литературой, которая наряду с документами и мемуарами является культурноисторическим источником его романов. Аллюзии и реминисценции в произведениях автора становятся особым способом интерпретации истории.

5. Театральность в романах Б. Окуджавы обуславливает особый способ репрезентации истории, предполагает определенную форму отношений человека с миром, проявляется в особом поведении персонажей, структурируемом по модели театрального представления.

6. Исторические романы Б. Окуджавы как пример «прозы поэта» хранят в себе эстетическую «память» о стихе. Поэтическая «составляющая» в романах Б. Окуджавы определяется не только внесением в структуру прозы силлабо-тонического метра, создающего в прозаическом целом аналоги стихотворных стоп («случайные» ямбы), но и наличием лирического героя - носителя главных мировоззренческих концепций. Поэтическую прозу Б. Окуджавы отличает тенденция к циклизации, произведения писателя обретают цельность благодаря системе ассоциативных связей.

Методология исследования обусловлена характером поставленных задач и опирается на системный подход к изучению литературы, который реализуется на основе использования совокупностей методов: историколитературного, сравнительно-типологического, историко-генетического, социокультурного, а также целостного анализа художественного произведения. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, В. Жирмунского, Р. Якобсона, Е. Мелетинского и др.

Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли теоретико- и историко-литературные исследования А. Жолковского, Н. Лейдермана, Ю. Орлицкого, О. Фрейденберг, Н. Тамарченко, В. Шмида, К. Кларк, М. Эпштейна и др. Особую значимость в решении задач имели работы исследователей русской исторической прозы М. Александровой, А. Пауткина, С. Петрова, В. Оскоцкого, Н. Щедриной, Т. Дроновой, В. Юдина, Е. Добренко, В. Малкиной и др. Концептуальными являются работы, посвященные исторической прозе Б. Окуджавы: Г. Белой, С. Бойко, Э. Зобниной, Т. Дроновой и др.

Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в рассмотрении инвариантной структуры исторического романа Б. Окуджавы, во-вторых, исследование углубляет и уточняет представления об особенностях жанра и поэтики романов Б. Окуджавы, в-третьих, диссертация дает импульс для изучения как исторической прозы в целом, так и художественного мира Б. Окуджавы. Исследование романов Б. Окуджавы позволяет определить новые подходы к изучению феномена прозы поэта в современном литературоведении.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут найти применение как в изучении творчества Б. Окуджавы, так и исторической прозы второй половины XX века. Основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории русской литературы XX века и проведении спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в семи опубликованных работах, были представлены в виде докладов на научных конференциях различного уровня: Международной научной конференции «Русский язык в контексте национальной культуры» (Саранск, 2010), научно-методической конференции IX Герценовские чтения в г. Волхове «Качество образования как одна из составляющих качества жизни российского социума» (2010), VII Международной научно-практической конференции «Современные вопросы науки - XXI век» (Тамбов, 2011), VII Международной научно-практической конференции «Научный прогресс на рубеже тысячелетий» (Прага, 2011), V научной литературной конференции,

посвященной творчеству и биографии Б. Окуджавы, «Колдовство и мастерство» (Переделкино, 2011).

Структура работы. Диссертационное исследование изложено на 175 страницах и включает введение, две главы, заключение, библиографию. Библиографический список включает 219 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяются предмет и объект исследования, его цель и задачи, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновывается методологическая база исследования, его новизна и актуальность, теоретическая и практическая значимость, предлагается информация об апробации и структуре работы.

Первая глава «инвариантная структура исторического романа Б. Окуджавы» посвящена исследованию понятия «инвариант» в процессе жанрового анализа. Данный подход позволяет выявить существенные жанрообразующие признаки, рассмотреть основные закономерности преобразования традиционной художественной формы в исторической прозе Б. Окуджавы.

В разделе «1.1. Жанровые признаки исторического романа в прозе Б. Окуджавы» произведения писателя рассматриваются в соответствии с интегральными признаками инварианта жанра, которые являются характерными для всех исторических романов, а тип взаимодействия каждого признака (вплоть до элиминирования какого-то одного) будет характеристикой конкретного произведения. Признаки исторического романа выделены с учетом концепции «внутренней меры» жанра - специфического для романа способа сочетать изменчивость с устойчивостью (Тамарченко 1994).

Первым жанровым признаком для исторического романа является использование писателем документа. Б. Окуджава демонстрирует особый подход к историческому источнику, состоящий в том, что документ перерабатывается поэтом. Автор сохраняет за собой право на эмоциональное, поэтическое отражение событий. Исторический документ для Б. Окуджавы

становится отправной точкой для построения сюжета романов. Образы ряда персонажей опираются на «Сборник биографий кавалергардов», многие письма, воспоминания, документы почерпнуты автором из журналов «Русский архив» и «Русская старина». Точно цитируются документальные источники, содержащие характеристики исторических лиц (реальные письма декабристов или письма J1. Толстого). В основу романа может быть положен анекдот, воспроизводящий характерные черты эпохи. Для произведения «Похождения Шипова» использован исторический анекдот - воспоминания прозаика П. Сергеенко, посетившего Ясную Поляну 23-24 июля 1906 года и напечатавшего отчет в «Искрах».

Вторым интегральным жанровым признаком исторического романа является обращение писателя к реальным фактам и событиям прошлого. Выбор периода истории для Б. Окуджавы обусловлен поиском связей с современностью, попытками раскрыть противоречия своей эпохи. Автор всегда показывает историческое событие через восприятие «частного» человека. Б. Окуджава начал с самого трагического момента - с 1826 года. В романе «Бедный Авросимов» писарь был наивным свидетелем допроса разгромленных декабристов, главным образом, Пестеля. Роман «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» посвящен «истинному происшествию» - обыску в Ясной поляне 1862 года. В «Путешествии дилетантов» глазами Мятлева и Лавинии представлена николаевская эпоха 1840-50-х годов как период подавления любой свободы человека. В романе упоминаются события Кавказской войны (в частности, сражение на реке Валерик). Через все произведение лейтмотивом проходят события Декабрьского восстания 1825 года, примечательным является образ старика Распевина. Действие исторического романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» разворачивается с 1812 по 1827 год (дата последнего письма Варвары Волковой). Ретроспективно затрагиваются сражение под Аустерлицем (1805), Итальянский поход А. Суворова (1799), Великая французская революция (1789-1794). События Отечественной войны 1812 года описаны в дневниках и письмах четырех персонажей (Опочинин,

Бнгар, Волкова, Пряхин): пожар Москвы (1812), партизанское движение, ополчение.

Третий интегральный жанровый признак исторического романа - система персонажей (вымышленные и реальные герои). Для исторической прозы Б. Окуджавы определяющим является существование в едином художественном пространстве реальных и вымышленных персонажей.

Четвертым интегральным признаком инварианта исторического романа является заглавие произведения. Заглавие отражает концептуальнотематическую основу романа и формирует у читателя определенный «горизонт ожидания». В художественном сознании Б. Окуджавы идет результативный процесс поэтизации и метафоризации названий прозаических текстов.

Эпитет «бедный» в названии первого исторического романа Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» трактуется не как материальная характеристика героя, она имеет значение особого морального качества, звучит как оценка духовного и нравственного состояния. Автор изображает душевный мир героя, его беспомощность и бессилие перед исторической действительностью.

Самое сложное заглавие имеет роман Б. Окуджавы «Похождения Шипова, илн Старинный водевиль». В первой журнальной публикации 1971 года он назывался: «Мерси, или Похождения Шипова: Старинный водевиль: Истинное происшествие». «Истинное происшествие» в заглавии исторического романа является жанроопределяющим элементом.

В отношении повествовательных практик заглавие романа Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» представляет собой особое явление. Определение героев - «дилетанты» содержит латентную модальность. Писатель уже в заглавии подчеркивает интерес к личности отдельного человека. «Путешествие дилетантов» - путь «частного» человека, путь к свободе, независимости, но при этом - всегда мнимое «бегство» от действительности.

В названии последнего исторического романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» появляется емкое и содержательное выражение. «Свидание с Бонапартом» - метафора, означающая губительность для русской ментальности

«свидания» с европейским пониманием свободы и воли. Все представления героев о свободе и равенстве после «свидания с Бонапартом» не выдерживают испытания действительностью. Это «свидание» всегда заканчивается трагедией.

Специфической для русского исторического романа оказывается только одна категория - имя исторического лица. Б. Окуджава использует сложившуюся ранее традицию в русской литературе, вынося в заглавие имя Бонапарта («Свидание с Бонапартом»), реального персонажа Шипова («Похождения Шипова, или Старинный водевиль»), но при этом в названии появляется вымышленный герой, являющийся частным лицом Авросимов («Бедный Авросимов»),

В разделе «1.2 Типологическая характеристика исторического романа Б. Окуджавы» произведения Б. Окуджавы характеризуются с точки зрения авантюрно-философской разновидности исторического романа (Тамарченко 1994). Именно данная типологическая характеристика отражает специфику прозы писателя. Ориентация Б. Окуджавы на создание исторической прозы с ярко выраженным лирическим и философским началом не препятствует проникновению в нее авантюрности. Авантюрно в романах Б. Окуджавы не только стремление героев к свободе, обретению собственного смысла жизни, но авантюрно их бытие.

Историософские взгляды Б. Окуджавы, его романтическое мировоззрение во всей полноте и оригинальности проявились в отношении к личности человека. В его романах рассматриваются важнейшие вопросы философии -соотношение свободы и личной ответственности. Историческая проза является новым этапом развития темы «глотка свободы» в творчестве Б. Окуджавы. При анализе романов писателя целесообразнее говорить о цене, которую имеет этот короткий миг свободы в судьбе «частного» человека. С точки зрения Б. Окуджавы, в понятии «свобода» таится парадокс: томительное ощущение пустоты, которое появляется у каждого героя, познавшего «глоток свободы».

Идея свободы в романах Б. Окуджавы обуславливает меру ответственности отдельной личности перед историей.

В авантюрно-философской разновидности исторического романа присутствие исторических персонажей не является обязательным. В произведениях Б. Окуджавы им отведена довольно незначительная роль. В романе «Свидание с Бонапартом» вообще не представлены исторические личности, включая и Наполеона. В романе «Путешествие дилетантов» образ Николая I создан только во вставных главах, подчеркнуто выделенных автором из общего повествования. Эти четыре вставные главы способствуют описанию исторического фона, особого колорита эпохи.

Философский план романов Б. Окуджавы формируют импульсы, посылаемые автором литературной памяти читателя, позволяя ему мысленно достраивать художественное целое благодаря картинам эпопеи Л. Толстого «Война и мир». «Частный» человек в произведениях Л. Толстого и Б. Окуджавы включен в историю не только тогда, когда непосредственно участвует в исторических событиях, но всей своей жизнью он бессознательно, но постоянно творит историю. Наиболее очевидно присутствие культурологического подтекста в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Реминисценции - отсылки к исторической памяти читателя через «Войну и мир» - придают особую меру эпичности произведению с ярко выраженным лирическим началом, составляют одно из звеньев содержательной формы романа. Однако Б. Окуджава стремится понять историю не через эпопею Л. Толстого, а в диалоге с ним. Так, ассоциации с «Войной и миром» -лишь одна из граней культуры, с которой Б. Окуджава связан духовно и поэтически.

В разделе «1.3 Романы Б. Окуджавы в историко-литературном контексте 1960-80-х годов» рассматривается социокультурный фон, повлиявший на формирование творческого сознания писателя. Исторический романист в это время обращался к читательской рецепции, несмотря на

открытость и очевидность тематики, он с помощью подтекста воссоздавал неоднозначность современной ему эпохи.

Примерно в одно время были опубликованы два романа не просто о декабристах, а посвященные следственному делу над декабристами: «Лунин» (1970) Н. Эйдельмана и «Глоток свободы. Повесть о Павле Пестеле» (первое название «Бедный Авросимов») (1971) Б. Окуджавы. В ходе творческого диалога, состоявшегося между Б. Окуджавой и Н. Эйдельманом, каждый из авторов продемонстрировал свое понимание специфики освещения образа декабриста. Если Эйдельман воссоздает биографию Лунина, четко следуя документальной основе, то в «Бедном Авросимове» Окуджавы центр авторского внимания смещается от личности Пестеля в сторону жизни «частного» человека - Авросимова, свидетеля описываемых событий. Значимой частью исторического романа Б. Окуджавы «Бедный Авросимов», одним из ключевых образов, организующих пространство всего действия, становится театр. Театральность произведения обуславливает особый способ репрезентации исторической действительности, предполагает определенную форму отношений человека с миром. Мотив «игры» и «маски» в романе Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» прочно связан с происходящим в Следственном комитете. В произведении Б. Окуджавы театральность может трактоваться и как «бытовое поведение» декабриста (Лотман 1994). Сознательная театрализация поведения Пестеля рассчитана на присутствие наблюдателя, то есть «зрителя».

Обращение к нравственности человека при воссоздании исторической эпохи связывает творчество Ю. Давыдова и Б. Окуджавы. Определяющим в концепции личности для Ю. Давыдова («Глухая пора листопада» (1968), «Завещаю вам, братья...» (1975), «Соломенная сторожка» (1972-1982) и др.) представляется критерий нравственности - уважение к личности человека, умение героя подняться над своим временем, осмыслить исторический момент в перспективе будущего. В романе «Путешествие дилетантов» Б. Окуджава определил важнейшие качества, которыми должен обладать каждый человек:

«не судить», «уметь переносить свое несчастье», «не печься о себе». Этими словами писатель установил нравственный закон, регулирующий все человеческие отношения, своеобразный «кодекс чести» - внутреннее достоинство человека.

Общий тон и характер повествования сближает историческую прозу Б. Окуджавы с романом В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» (1971). Сходство обнаруживается в ярком лиризме при размышлении автора о прошлом.

Во второй главе «Поэтика исторического романа Б. Окуджавы» лирическое начало характеризуется как доминанта исторического повествования Б. Окуджавы, в ходе анализа романов писателя рассматриваются особенности поэтики быта, а также исследуются типологические черты героя.

Раздел «2.1 Лирическое начало в исторической прозе Б. Окуджавы» посвящен исследованию взаимодействия поэтического и прозаического начал в художественном мире романов писателя. Обратившись к событиям истории XIX века, Б. Окуджава сохранил за собой право на лирическое самовыражение. Историческая проза писателя составляет единое целое с его поэзией: как в стихах, так и в прозе одинаково воплощены основные темы и мотивы творчества.

Наиболее очевидным является внесение в структуру прозы силлабо-тонического метра, то есть регулярной повторяемости ударных и безударных слогов, создающей в прозаическом целом аналоги стихотворных стоп. В исторических произведениях Б. Окуджавы используются «случайные» ямбы, сопровождающиеся отсутствием стихотворной графики. В романе «Путешествие дилетантов» наряду с метром появляется специфическая звуковая организация, отражающая не только лирическое настроение героя, но и его особое восприятие окружающего. В романе «Свидание с Бонапартом» только «заметки» Опочинина содержат в себе метризованные фрагменты. Сгущение метра в определенном фрагменте текста на фоне неметричности остальной его части оказывается чрезвычайно мощным выразительным средством. В романе «Похождения Шипова» оригинальность авторского

подхода к жанру исторического романа заключается в нарочитом вкраплении в текст элементов водевиля (комическая пьеса с песенками-куплетами).

В произведениях Б. Окуджавы повторяются отдельные слова, реплики, что позволяет говорить о присутствии в исторических романах орнаментальных полей. Примером может служить постоянное повторение фраз в «Путешествии дилетантов»: «Господибожемой» или «Да здравствует свобода!». Обилие самых разных повторов - один из наиболее заметных способов ритмической упорядоченности произведений Б. Окуджавы. Большинство этих повторов носит чисто речевой характер, это риторические повторы «ключевых» слов и фигур, выглядящие вполне уместно в тексте. Не будет преувеличением сказать, что повтор, совмещаясь с метризацией, создает в романах писателя удвоенный эффект стихоподобности.

В повествовательном мире исторической прозы Б. Окуджавы возникают особые точки эстетического напряжения за счет использования внутритекстуальных включений, к которым относятся литературные реминисценции. Писатель обращается к эрудиции читателя, предлагая ему узнать цитируемый текст. В романе «Путешествие дилетантов» не раз повторяются строки из стихотворения Н. Некрасова: «Помнишь ли труб заунывные звуки, // Брызги дождя, полусвет, полутьму...» («Еду ли ночью по улице темной...»). Постоянное обращение Тимоши к Опочинину в «Свидании с Бонапартом» - «Скажи-ка, дядя» явно отсылает читателя к произведению М. Лермонтова «Бородино». В «Путешествии дилетантов» цитируется строка из стихотворения М. Лермонтова «Прощай, немытая Россия»: «Быть может, за хребтом Кавказа». Цитирование стихотворных фрагментов в романах Б. Окуджавы - еще один пример взаимодействия стиха и прозы.

Главной чертой лиризма в прозе можно считать наличие лирического героя, который обладает неповторимыми нравственными качествами. Например, в романе «Свидание с Бонапартом» четыре рассказчика (Опочинин, Бигар, Пряхин, Волкова) — это носители главных мировоззренческих концепций. В этом произведении Б. Окуджавы лирический герой

персонифицирован. Здесь проявление авторского, субъективного, личностного начала достигает предельной концентрации. Романы Б. Окуджавы являются той «призмой», через которую он не только воспринимает современную ему эпоху, но и пытается переосмыслить свой жизненный путь. «Заметки» Опочинина в романе «Свидание с Бонапартом» - исповедь или внутренний монолог героя, в котором появляется одна из ключевых для творчества автора тем - тема музыки. Лирическое восприятие жизни для Б. Окуджавы связано с мелодией десяти музыкальных инструментов. Звук в романе писателя является определенным сигналом, вызывающим в созиании героя разнообразные чувства

- радости, наслаждения, страха, опасности и др.

Повествовательный дискурс в романах Б. Окуджавы субъективирован образом героя-рассказчика, это является также примером лиризации прозы. Сам факт присутствия свидетеля событий вызывает доверительное отношение к правде художественного изображения исторических событий. Примером такой повествовательной формы можно считать «Путешествие дилетантов». Амиран Амилахвари является не только свидетелем событий, собирателем материалов, но он же сообщает читателю невысказанные мысли и чувства героев. В форме «записок» маркируется семантика достоверности, задается установка на субъективность, на выражение личностного отношения к описываемым событиям.

Поэтическую прозу отличает тенденция к циклизации. При анализе романов Б. Окуджавы целесообразнее говорить о «неавторском» цикле (Ляпина 1999), то есть здесь нет собственно текстуально закрепленной композиции, произведения обретают цельность именно благодаря системе ассоциативных связей. К активным циклообразующим факторам романов Б. Окуджавы относятся единство проблематики, общность сюжетных конфликтов и коллизий, образно-стилистическое решение, единый образ автора. Вынесенная в название одного из романов тема «путешествие дилетантов» объединяет все его произведения в единое поэтическое повествование о судьбе человека в потоке истории.

Б. Окуджава при раскрытии сюжета вводит в текст большое количество лирических отступлений. Благодаря отступлениям создается эффект беседы с читателем. Авторские отступления в исторических романах Б. Окуджавы разнообразны по тематике и стилю, в них соединяются глубинные, лирикоэмоциональные откровения писателя.

В разделе «2.2 Тип героя в исторических романах Б. Окуджавы» высказывается предположение, что главные персонажи писателя воплощают типологические черты героев литературы 1960-80-х годов - человек, склонный к рефлексии, потерявший цель в жизни, находящийся в остром конфликте с окружающей действительностью. В отличие от исторической прозы XX века в произведениях Б. Окуджавы героями становятся не известные исторические деятели, а «люди невеликие», именно они являются основным объектом изображения.

Раздел «2.3 Нарушение гендерного стереотипа в исторической прозе Б. Окуджавы» посвящен характеристике исторических романов в рамках гендерного аспекта. В исторической прозе, целеноправлено наряду с мужским видением происходящих событий, Б. Окуджава представляет женский взгляд. Все рассказчики в его романах и мужчины, и женщины имеют различные, но равноправные позиции, все они объединены темой бессилия перед историей и судьбою. Б. Окуджава разрушает гендерные стереотипы: его героини не являются, как это было ранее лишь образцом зависимости и жертвенности. Они всегда вписаны в историческую действительность, никогда не остаются к ней равнодушными, способны вступить в открытый конфликт с обществом, опровергая веками складывающиеся устои.

В разделе «2.4 Поэтика быта в исторических романах Б. Окуджавы» категория быта рассматривается как одно из важнейших требований исторического романа. Б. Окуджаве ближе всего представление Ю. Лотмана о быте как «ритуале ежедневного поведения» (Лотман 1994). Для писателя, видевшего свою задачу в передаче основного содержания эпохи, а не ее исторического реквизита, нагнетание исторических подробностей не могло

быть самоцелью. Детали эпохи заимствуются из документальных источников, но в текст его произведений вводятся таким образом, чтобы исключалось ощущение нарочитости и задашюсти их использования. Бытовые детали в исторических романах Б. Окуджавы служат особой сигнальной системой: дуэль, балы, маскарады, карты, описание еды и др. играют роль авторского комментария, дополняют и конкретизируют историческое содержание описываемой эпохи.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования:

1. Своеобразие прозы Б. Окуджавы - непротиворечивое сочетание хроникальное™ и документальности, присущих историческому повествованию, совмещение событий частной жизни героев и поворотных событий российской истории при условии их равнозначности в контексте потока времени.

2. Для Б. Окуджавы важна не сама историческая эпоха, значительные исторические события, а то как эти факты истории преломляются в сознании «частного» человека (неслучайно автор выбирает форму дневника, включает в текст личную переписку героев).

3. Ключевой идеей для осознания проблематики произведений Б. Окуджавы является бессилие отдельного человека перед историей, невозможность ей противостоять.

4. Лирическая интенция, авторский субъективизм являются доминирующими в романах Б. Окуджавы, отражают феномен его художественного мышления.

5. Историческая проза Б. Окуджавы занимает особое место в творческой биографии писателя и поэта, позволяя делать выводы о тенденциях современной ему литературы, а также о развитии жанра в целом.

Основное содержание работы и результаты исследования, отражены в следующих публикациях (общим объемом 2,3 п.л.):

1. Матюшкина Е.Н. Традиции русского символизма в поэзии Б.

Окуджавы // Вестник Челябинского государственного университета.

- 2010. - № 7. - С. 98-100 (0,3 п.л.)

2. Матюшкина Е.Н. Тип героя в исторических романах Б. Окуджавы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2011 (март). - Т. 12. - Вып. 1. - С. 272-278 (0,6 п.л.)

3. Матюшкина Е.Н. К вопросу о символизме в исторической прозе Б. Окуджавы // Сборник научных работ кафедры русского языка и литературы. Вып. 4 / М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Фил. в г. Волхове. - СПб, 2010. - С. 55-59 (0,3 п.л.)

4. Матюшкина Е.Н. Лирическое начало в исторической прозе Б. Окуджавы // Русский язык в контексте национальной культуры: материалы Международной научной конференции, Саранск, 27-28 мая 2010 г. -Саранск, 2010. - С. 445-448 (0,3 пл.)

5. Матюшкина Е.Н. Инвариантная структура исторического романа Б. Окуджавы // Современные вопросы науки - XXI век: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (29 марта 2011 г.) - Тамбов: ТОИПКРО, 2011 (март). - Вып. 7.-Ч. 1.-С. 91-92 (0,1 п.л.)

6. Матюшкина Е.Н. Поэтика быта исторической прозы Б. Окуджавы // Качество образования как одна из составляющих качества жизни российского социума: IX Герценовские чтения в г. Волхове. - СПб, 2011 (апрель). - С. 198-208 (0,6 п.л.)

7. Матюшкина Е.Н. Свобода и ответственность личности как взаимосвязанные философские категории в исторической прозе Б.Окуджавы // Materily VII mezinärodni vödecko - prakticka konference «Vedecky pokrok na prelomu tysyachalety - 2011». - Dil 16. Filologicke vedy (27 kvötna - 05 öervna 2011 roku): Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2011 (июнь).-C. 101-102(0,1 п.л.)

Подписано в печать 12.01.2012г.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Заказ № 2456.

Отпечатано в ООО «Издательство “ЛЕМА”» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Трансформация жанра исторического романа в творчестве Б. Окуджавы"

61 12-10/1404

Федеральное государственное оюджешое ииразовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена»

МАТЮШКИНА Екатерина Никитична

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ОКУДЖАВЫ

Специальность 10.01.01. - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор М.А. Черняк

Санкт-Петербург - 2012

Содержание

Введение.......................................................................................3

ГЛАВА I. ИНВАРИАНТНАЯ СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА Б. ОКУДЖАВЫ

1.1 Жанровые признаки исторического романа в прозе Б. Окуджавы........26

1.2 Типологическая характеристика исторического романа Б. Окуджавы...46

1.3 Романы Б. Окуджавы в историко-литературном контексте 1960-80-х годов....................................................................................71

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА Б. ОКУДЖАВЫ

2.1 Лирическое начало в исторической прозе Б. Окуджавы...................99

2.2 Тип героя в исторических романах Б. Окуджавы...........................117

2.3 Нарушение тендерного стереотипа в исторической прозе

Б. Окуджавы.........................................................................128

2.4 Поэтика быта в исторических романах Б. Окуджавы.......................140

Заключение..................................................................................152

Библиография..............................................................................159

Введение

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) вошел в литературу в эпоху «оттепели», став одним из ярких представителей «шестидесятников». Творческое наследие «шестидесятников» (А. Вознесенский, В. Аксенов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Б. Окуджава и др.) - особое явление русской литературы второй половины XX века, «переросшее» поколенческие и временные рамки. В основу термина «шестидесятники» положен не только единый историко-литературный контекст, но и общие ценности и единая мировоззренческая концепция: отрицание насилия над человеком, лишения его свободы, ограничения возможностей его самореализации. Это связано со спецификой исторической ситуации, в которой складывался духовный облик поколения 1960-х годов и та картина мира, которая легла в основу их эстетических поисков. Литературовед и публицист Ю. Карякин дал им следующее определение: «Это те люди, которые своими глазами видели 37-й год, которые пережили войну и видели ее достаточно разумными, и почти взрослыми увидели XX съезд» [Карякин, 1991, с. 6]. Б. Окуджава сам причислял себя к «шестидесятникам», в одном из интервью он высказал следующую мысль: «Естественно, "шестидесятники" - к сожалению, может быть - были детьми своего времени. Революционерами они не были. Ниспровергателями они не были. Они просто были порядочными людьми, которые не могли жить в тех условиях. Они не мечтали о том, что можно сокрушить этот режим. Не мечтали. Они просто хотели его немножко очеловечить, чтобы вздохнуть свободно. Больше ничего» [Окуджава, 1997, с. 471. Б. Окуджава жил своим временем, и хотя со сменой эпох изменились культурные приоритеты, созданное им не утратило своей значимости и сегодня.

Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI веков особую актуальность приобрел вопрос о природе исторической реальности и истинности исторического знания в контексте глобальной трансформации теоретико-исторических и философских взглядов на историю и специфику ее познания. В связи с этим обращение к историческому роману представляется

важным и значимым в свете гуманитарных исследований последнего времени. Анализ трансформации исторического романа в творчестве Б. Окуджавы позволяет обратиться к становлению авторской ценностной системы, рассмотреть создаваемый им образ мира в контексте всей предшествующей литературы, выявить принципы уникального диалога писателя с культурой. В качестве исследовательских приоритетов при изучении исторической прозы Б. Окуджавы в работе обозначаются жанровая специфика, нравственная проблематика произведений, а также историко-литературный контекст 1960-80-х годов. Романы писателя представляют собой интересный и актуальный объект исследования и, прежде всего, в таких аспектах, как формирование индивидуально-авторского взгляда, становление историософской концепции, воплощение миропонимания русской интеллигенции постоттепельной поры. Историческая проза Б. Окуджавы занимает особое место в творческой биографии писателя и поэта, позволяя делать выводы о тенденциях современной ему литературы, а также о развитии жанра в целом.

Исторический роман постоянно привлекает внимание исследователей, вызывая дискуссии, касающиеся различных модификаций жанра. Несмотря на большое количество литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это связано с тем, что для большинства ученых в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Точки зрения литературоведов и критиков на исторический роман можно разделить в зависимости от оценки того или иного критерия. Так, одна группа исследователей (Пауткин 1983, Щедрина 1997, Дронова 1999 и др.) считает определяющими чертами исторического романа реальное, с опорой на документы, зафиксированное в истории существование лиц и событий, которые изображены в романе. Другая часть исследователей (Кожинов 1996, Тамарченко 1999 и др.) рассматривают не сам исторический материал, а отношение к нему автора. Следуя данной логике, роман является историческим, если он раскрывает закономерности общественной жизни и создает

неповторимый образ эпохи. Часть ученых (Ленобль 1977, Оскоцкий 1980, Петров 1984 и др.) полагает, что решающей является сознательная установка автора на соблюдение дистанции между современностью и описываемой эпохой. Исторический роман является «полем» не только литературоведения -изучение и восприятие данного жанра не может быть выведено за рамки идеологического дискурса.

Специфика советского исторического романа освещена в работе Е. Добренко «"Занимательная история": исторический роман и социалистический реализм» (2000). Исследователь характеризует данный жанр как роман «государственный», так как его исходная концепция и пафос задавались государством: история должна была строиться на иллюстрации определенных идеологем. Поясняя свое определение исторического романа, Е. Добренко пишет, что история стала «занимательной», наполнившись людьми -характеристиками исторических деятелей, она изображала теперь прошлое в реалистических образах — «формах самой жизни», обрела «социалистическое содержание» и «национальную форму» [Добренко, 2000, с. 875]. Схема советского исторического сознания базировалась на принципе исторического синтезирования: «принцип ценности» (Риккерт) и «принцип целесообразности» (Покровский). Процесс «исторического синтезирования» составлял истинный сюжет исторического романа, заставляя писателя «переписывать» и модернизировать прошлое. Для исторического романа соцреализма важнейшее значение имеет историческая конкретность, идеологическое требование верности общей концепции исторического события, которое становится важным в свете актуальной проблематики современности.

Среди современных исследований исторического романа наибольший интерес представляет работа В. Малкиной «Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра» (2002), в которой предложена теоретическая модель жанра. Среди устойчивых черт и признаков исторического романа автор выделяет: соединение историзма и «готического антропологизма»; временную дистанцию; соединение точек зрения различных

эпох; присутствие исторической справки; авантюрность; идею испытания героя; кризисную эпоху как время действия романа; соединение общественной и частной жизни; связь судьбы и позиции главного героя с меняющейся исторической ситуацией; наличие персонажей, противопоставленных друг другу. Данная точка зрения является наиболее продуктивной, так как введение понятия «инвариант» в процессе жанрового анализа позволяет рассмотреть основные подходы к преобразованию традиционной художественной формы автором.

Время написания исторических романов, период 1960-80-х годов, для Б. Окуджавы связан с переосмыслением своей эпохи. С. Бойко в монографии «"О минуте возвышенной пробы...". Поэзия Булата Окуджавы» (2010) говорит о том, что в поэтическом наследии Б. Окуджавы в эти годы происходит изменение концепции человека, его роли в истории, его нравственного облика и самооценки. Действительно, поэт создает песни, прославляющие человека-творца, свидетельствующие о живой связи настоящего с далеким прошлым: «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем...» (1967), «Песенка о Моцарте» (1969), «Грузинская песня» (1969), «Старый флейтист» (1970) и др. Постигая суть творчества, Б. Окуджава обращается к великим и вечным именам, среди которых особо выделяется А. Пушкин: «Александр Сергеич» (1966), «Счастливчик Пушкин» (1967), «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» (1970), «Сталин Пушкина листал...» (1979) и др. Б. Окуджава создает свой пушкинский миф: его Пушкин - «тихий» гений, поэт «тихого» добра и «тайной свободы». Пушкинское начало всегда присутствует в прозе и поэзии Б. Окуджавы. Отвечая на вопрос о влиянии других писателей на его творчество, Б. Окуджава сказал: «Творчество Пушкина не просто оказало на меня влияние - оно меня создало» [Окуджава, 1987, с. 28]. В стихотворении «Ах, если б знать заранее, заранее, заранее ...» (1989) поэт называет качества, присущие, с его точки зрения, художнику, высшим воплощением которого предстают М. Лермонтов и А. Пушкин. Образы предшественников даны с типичными для Б. Окуджавы коннотациями: «тихой» поэзии, необходимыми

атрибутами которой являются терпение и вера, любовь и волшебство. Для этого периода важны «Батальное полотно» (1973) и «Я пишу исторический роман» (1975), представляющие органичность творчества и независимость человека, поэтизирующие труд исторического романиста:

Исторический роман сочинял я понемногу, пробиваясь, как в туман, от пролога к эпилогу. Были дали голубы, было вымысла в избытке, и из собственной судьбы

я выдергивал по нитке [Окуджава, 2001, с. 354]. Создаются стихотворения, передающие бессилие человека перед лицом обстоятельств, «затерянность» и «беззащитность» - «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант...» (1982), «Дерзость, или Разговор перед боем» (1984) и др. Стихотворения Б. Окуджавы строятся по романсовому сюжету, они окрашены иронией по отношению к себе и своему времени. В его романсах утверждается самоценность личности с ее чувствами. Романтическим ореолом в поэзии Б. Окуджавы окружен образ женщины: «Эта женщина! Увижу и немею» (1959), «Тьмою здесь все занавешено» (1960). Важно назвать стихотворение поэта «Еще один романс» (1979):

Ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой той прекрасной, и наша жизнь, и наши дамы, господа?» [Окуджава, 2001, с. 702]. В середине 1980-х годов происходит всплеск песенного творчества Б. Окуджавы. Возникло приятие мира, «где уместны, конечно, утраты и отчаянье даже» или стихотворения, воплощающие темы милосердия и красоты («Парижская фантазия», 1982). На фоне смены этапов и периодов в поэзии Б. Окуджавы оставались постоянные элементы - такой тип авторской эмоциональности как «пафос благодарного приятия мира» (в период написания исторических романов появляются стихотворения «Арбатский романс» (1975),

«Я вновь повстречался с Надеждой» (1975) и др.). Бессилие человека в его поздних стихотворениях перестает быть безысходным, его ошибки мотивированы, во-первых, собственной слепотой; во-вторых, социально-историческими обстоятельствами.

В середине 1960-х годов, когда происходит крушение иллюзий «шестидесятников» («детей XX съезда»), Б. Окуджава переходит к написанию исторических романов: «Бедный Авросимов» (1965-1968), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1969-1970), «Путешествие дилетантов» (1971-1977), «Свидание с Бонапартом» (1979-1983). В этот период исторический роман развивается особенно активно. Такой расцвет писательского и читательского интереса к этому жанру наблюдался только во второй четверти XIX века, когда он лишь зарождался. Подобное явление вполне объяснимо. В эпоху «застоя», когда на любое проявление свободомыслия был наложен строжайший запрет, историческая проза становилась «трибуной», с которой человеку неравнодушному ко всему, происходившему в стране, удавалось высказать свои мысли. Выбирались такие эпохи и герои, упоминание которых давало писателю возможность аллюзий, исторических параллелей между прошлым и настоящим.

Исторический роман 1960-80-х годов представляет собой сложное, многообразное явление. Состояние жанра отличает появление многих значительных произведений, освоение новых типических областей, жанровых разновидностей, разнообразие повествовательных структур и индивидуальных стилей. В развитии исторического романа этого периода можно наметить несколько тенденций:

1. Исторический роман русского зарубежья: В общее русло развития исторического романа второй половины 1980-х годов вошел исторический роман русского зарубежья, изменивший представление об истории, о мере ее духовности. К разным поколениям («волнам») русской эмиграции принадлежали Б. Зайцев «Золотой узор» (1925), М. Алданов трилогия «Ключ»

(1930), «Бегство» (1932), «Пещера» (1934), В. Максимов «Заглянуть в бездну» (1989) и др.

2. Эпическое изображение истории: Д. Балашов цикл «Государи московские» (1975-2000), С. Бородин трилогия «Звезды над Самаркандом» (1955-1973), Н. Задорнов «Золотая лихорадка» (1969) и др.

3. «Параболическая» тенденция. Эта тенденция предполагает философское абстрагирование от повседневной действительности, выявление в ней онтологической проблематики: романы Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1971-1977) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983), Ю. Давыдов «Глухая пора листопада» (1968), Ю. Трифонов «Нетерпение» (1973), В. Лебедев «Искупление» (1982), В. Бахревский «Тишайший» (1984) и др. В. Оскоцкий справедливо отмечает, что параболическая (философская) тенденция значительно расширяет тематический диапазон исторического романа: «Каждый раз писатель создает такие намеренно обостренные или нарочито парадоксальные сюжетные ситуации, ищет такие образы-символы, в которых был бы предельно обобщен опыт истории, сгущены, сконцентрированы ее нравственные уроки» [Оскоцкий, 1980, с. 33].

4. Лирическое начало в историческом повествовании, то есть постижение истории на глубоко личностном уровне: В. Шукшин «Я пришел дать вам волю» (1971). Лирическое начало является доминирующим и в исторических романах Б. Окуджавы, в диссертационном исследовании ему посвящен отдельный параграф.

5. Документализм в историческом повествовании. К данной тенденции относятся романы писателя-историка Н. Эйдельмана «Грань веков» (1982), «Последний летописец» (1983), «Лунин» (1970), «Большой Жанно» (1982), «Апостол Сергей» (1975). В документальную основу его произведений включаются литературные описания отражений эпохи, наблюдения автора как комментатора. Каждый документальный источник находит свое место в системе аргументации в пользу авторской позиции.

6. Версионный способ подачи материала предложил В. Пикуль. Особое внимание В. Пикуля было сосредоточено на истории послепетровского времени, правления Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны, Екатерины II: «Пером и шпагой» (1974), «Слово и дело» (1974), «Фаворит» (1984). Часто за беллетристическое отношение к истории его сравнивают с А. Дюма. В полемике вокруг романов В. Пикуля участвовали историки, философы и публицисты, оспаривая правдивость исторического материала, к которому обращался писатель, констатируя кризис исторической науки и возросший интерес к истории Отечества. Писатель и историк Я. Гордин назвал произведения Пикуля «деидеологизированными, растянутыми до романных объемов квазиисторическими анекдотами» [Гордин, 2001, с. 40]. Социолог Б. Дубин и философ А. Гулыга доказывают, что романы писателя неотделимы от родной истории, таким образом, имеют воспитывающее значение: «У Пикуля к общей конструкции "романа о почве" и "русском характере" присоединяются элементы героико-авантюрного и даже мелодраматического повествования» [Дубин, 2002, с. 207]. Роман «Нечистая сила» неоднократно подвергался критике историками за значительное расхождение с историческими фактами, например, А. Столыпин написал о романе: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических» [Столыпин, 1980, с. 54]. Стратегии писателя нашли продолжение в современной литературе, его можно считать основоположником русской «фольк-хистори», массовой исторической беллетристики, рассчитанной на массового читателя.

7. Историко-фантастическое направление. В конце 1960-х годов в русскую историческую прозу, по справедливому замечанию А. Ф. Бритиков�