автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Трансцендентное и его поэтическая интерпретация

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бернадская, Юлия Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Трансцендентное и его поэтическая интерпретация'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бернадская, Юлия Сергеевна

Введение.

Глава I. Смысловые аспекты трансцендентного.

§1 .Религиозно-онтологический смысл трансцендентного.

§2. Аксиологический смысл трансцендентного.

§3. Роль текста в осмыслении трансцендентного.

Глава II. Поэтическая интерпретация трансцендентного.

§1. Символы трансцендентного.

§2. Специфика поэтического выражения философских смыслов.

§3. Эмоционально-чувственное выражение трансцендентного:

Бог, душа, вечность, бессмертие, вера, Россия.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Бернадская, Юлия Сергеевна

Актуальность темы. Поэзия изначально направлена на осмысление вечных, предельных вопросов человеческого бытия и связана с самосознанием и самовыражением личности. Поэтическое творчество всегда предполагает формирование субъективных моделей действительности на основе системы ценностных координат, что и осуществляется в поэзии с помощью символов и метафор.

Поэзия, как и философия, вопросительна, и предельное вопрошание становится поиском истинного смысла человеческого существования. Поэзия не призвана давать бесспорные ответы, но в ее содержании живет истина, подсознательно принимаемая человеком, так как эта истина постигается не через абстрактно-логические построения, а через чувства, эмоции, переживания. Поэзия действует не прямолинейно-дидактически, а опосредованно. Поэтическое слово обладает стихийной, подсознательной, не артикулированной установкой на подлинность. Философия несет в себе мудрость, но при этом часто говорит с человеком сложным, рациональным, в высшей степени логичным языком; философское изложение требует не только интеллектуальной активности воспринимающего, но и его включенности в теоретическую проблему. Поэзия же может восприниматься с ходу, без подготовки, так как рассчитана в первую очередь на эмоциональный отклик, для ее восприятия требуется активность душевная и духовная. Ритмически организованные, рифмованные строки, метафоричность и символичность, опора на культурную традицию облегчают восприятие основной идеи. Поэтому образное поэтическое изложение оказывается ближе обыденному сознанию, чем теоретические философские построения.

Предметом внимания поэзии становится в первую очередь духовное пространство, при этом акцентируются не ограниченность и индивидуальная ущербность личности, а ее безграничность и способность к трансцендированию.

Несмотря на смену исторических ситуаций и трансформацию ценностных предпочтений, поэзия всегда обращена к духовности, вечным ценностям. Особенно важной эта функция поэзии оказывается в переходное время, когда прежние ценности уже утрачены, а новые еще не сформированы. Путь духовного освоения бытия интерпретируется в поэзии как восхождение по пути обретения высших ценностей.

Смысл обращения поэзии к трансцендентному - в попытке выявления неизменных, вечных основ и пределов бытия, а следовательно, в выходе за грань конкретно-исторических обстоятельств в сферу абсолютного и вечного. Трансцендентное в поэтическом восприятии наделяется свойствами достоверности, надежности, изначальности, являясь гарантией неслучайности и небессмысленности сиюминутного существования. Столкновение трансцендентного и имманентного открывает возможности для качественных изменений действительности и человека в ней.

Степень разработанности проблемы. Многообразие интерпретаций трансцендентного в истории философской мысли обусловлено отсутствием единого подхода к трансцендентному и исследованием его каждым философом на основе одного из аспектов трансцендентного. Анализ категории трансцендентного и его значения в жизни человека представлен во многих работах, в частности, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю и др.; религиозных философов: П.Тиллиха, М.Шелера, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка. Эта проблема нашла отражение и в творчестве современных отечественных философов: П.П.Гайденко, С.Ф.Денисова, Л.М.Дмитриевой, Ю.А.Кимелева, В.И.Красикова и других. По мнению вышеназванных философов, высшие ценности напрямую связаны со смыслом человеческой жизни и определяют ее.

Для нашего исследования важными являются идеи религиозной христианской философии, в которой трансцендентное отождествляется с личным Богом и развивается идея не только Бого-человека, но и Человеко-бога. Серьезное внимание исследованию данной проблемы уделяли следующие религиозные мыслители: К.Ранер, П.Тиллих, М.Шелер, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, CJI.Франк и др. Интуиции русских религиозных мыслителей о Боге, бессмертии, дуализме души и тела, о выборе человека и его ответственности во многом отражают традиционное русское восприятие мира, которое находит отражение в том числе и в русской поэзии.

Внимание к тексту Священного Писания, молитвенным текстам и аспектам их интерпретации отражено в произведениях средневековых мыслителей: Климента Александрийского, Ори гена, Филона Александрийского. Средневековая философия разрабатывает символический и аллегорический способы толкования Библии, Ориген создает развернутое учение об истолковании (экзегезе), интерпретируя каждое слово Писания в трех планах. Разрабатываются идеи о бинарной структуре молитвы, о различении молитвы как канона и как дара. В качестве метода истолкования священных текстов Библии теологами начинает разрабатываться герменевтика.

Онтологический подход» к слову представлен в философских концепциях Г.-Г.Гадамера, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера; в «философии имени», представленной работами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка. Вопрос об отношении к имени Божьему раскрывается в концепции имяславия. Русская религиозная философия наделяет слово магическим смыслом и рассматривает его в неразрывной связи с божественной сущностью. Постструктурализм и постмодернизм углубляют философское осмысление текста и языка, исходя из законов риторики и метафоры и реконструируя смысл текста на основе объединения различных методик интерпретации.

Символы трансцендентного рассматриваются в работах П.Рикера, Э.Фромма, М.Элиаде, К.Г.Юнга; С.З.Агронович, М.К.Мамардашвили,

А.М.Пятигорского, И.В.Саморуковой, Б.А.Старостина. Проблемам интерпретации символов в тексте посвящены работы современных отечественных ученых: Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Г.Майорова, С.С.Хоружего. В данных работах символ рассматривается как конгломерат равноценных значений; смысл символа не может быть раскрыт до конца, так как осуществляет себя не как данность, а как динамическая тенденция. Все вместе делает образ, построенный на символе, неисчерпаемым. В работах П.Рикера, Э.Фромма, К.Г.Юнга отмечается универсальность языка символов, сохраняющих мудрость веков.

Анализ художественного сознания, художественного образа как разновидности гносеологического образа, исследование отражения в поэтических текстах картины мира и трансцендентного как его части стал возможен благодаря работам М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Э.В.Ильенкова,

A.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, В.П.Сомова, Н.Н.Трубникова и др. Исследование специфики выражения трансцендентного в пространственно-временной организации художественного произведения основывается на мысли М.М.Бахтина о хронотопе, в котором раскрывается и сам человек, так как его образ и тип в культуре в целом хронотопичен.

Исследование литературы и творчески-преображающего воздействия поэтического языка на сознание людей представлено в трудах отечественных ученых - С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Е.М.Мелетинского,

B.Н.Топорова. Однако в научных исследованиях отсутствует анализ современных русских поэтических текстов с позиции форм выражения трансцендентного и его смысловых аспектов в поэзии.

Основная проблема исследования обусловлена тем, что в настоящее время преобладает рациональный подход к трансцендентному при недооценке эмоционально-образной интерпретации трансцендентного, наиболее ярко выраженной в поэзии. Данная проблема может быть сформулирована в вопросе: каким образом логически неопределимое в философских понятиях трансцендентное получает эмоционально-чувственное выражение посредством художественного образа в современной русской поэзии?

Цель исследования: выявление специфики выражения и осмысления трансцендентного в текстах современной русской поэзии.

Задачи исследования:

1. Выделить сущностные религиозно-онтологические характеристики трансцендентного, нашедшие выражение в текстах русской поэзии.

2. Выявить аксиологический смысл трансцендентного в культуре и искусстве.

3. Исследовать роль текста и его интерпретации в осмыслении трансцендентного.

4. Проанализировать роль символа, метафоры и особенности пространственно-временной организации произведения в поэтическом выражении смысла трансцендентного.

5. Выявить специфику самоопределения лирического «Я» в его отношении к трансцендентным смыслам и ценностям и основные слово-образы, представляющие трансцендентное.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой анализа природы трансцендентного стали работы Платона, И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Г.Юнга, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра,

A.Камю, К.Ясперса, Г.Марселя, П.Тиллиха, А.Г.Маслоу; Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.П.Гайденко, Н.С.Гордиенко, Л.В.Денисовой, В.И.Красикова, М.Г.Писманика, А.В.Смирнова, Д.М.Федяева, В.В.Яковенко. Аксиологическое значение трансцендентного исследовалось с привлечением произведений Д.Беркли, Д.Локка, Б.Паскаля, Б.Спинозы, Э.Шефтсбери, Ф.В.Й.Шеллинга, И.Г.Фихте, М.Шелера, Х.Ортеги-и-Гассета, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, М.К.Мамардашвили, М.С.Кагана, Ю.А.Кимелева,

B.И.Красикова, В.В.Чешева.

В качестве методологической основы для анализа трансцендентного использовались: сравнительно-исторический и диалектический методы.

В основу диссертационного исследования положен ряд идей: идея о метафизической и понимающе-рефлексивной модификациях реальности, высказанная В.В.Чешевым, В.И.Красиковым, С.Ф.Денисовым; идея трансцендентной реальности как совокупности высших духовных ценностей, носящих абсолютный характер - это прежде всего взгляды религиозных философов - Г.Марселя, М.Шелера, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева; идеи экзистенциалистов о связи трансцендентного с человеческой свободой, моральностью и ответственностью; идеи русских религиозных философов о Бого-человеке и Человеко-боге, о дуализме души и тела человека; размышления о символе как наиболее адекватной форме выражения трансцендентного - П.Тиллиха, М.Элиаде, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, А.М.Пятигорского, С.С.Аверинцева.

Анализ поэтической интерпретации трансцендентного стал возможен благодаря работам А.А.Асояна, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.В.Емельянова,

A.Э.Еремеева, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили,

B.Н.Топорова, Н.Н.Трубникова. В данных произведениях разрабатываются философский, филологический, культурологический подходы к интерпретации художественного текста.

Обращение именно к вербальной форме выражения смысла трансцендентного обусловлено убеждением автора в том, что словесная модель действительности является наиболее адекватной для выражения философских смыслов, так как и сама философия существует в слове и через слово. Поэзия -самый субъективный род художественной литературы, поэтому наиболее ярко и образно фиксирует эмоционально-чувственное восприятие трансцендентного. Для анализа были использованы стихотворения русских поэтов второй половины XX века - Б.Ахмадулиной, И.Бродского, Е.Винокурова, А.Вознесенского, В.Высоцкого, Г.Горбовского, Ю.Друниной, Е.Евтушенко,

Ю.Кузнецова, А.Кушнера, Ю.Левитанского, Л.Мартынова, Б.Окуджавы, Н.Рубцова, Б.Слуцкого. Подбор анализируемых авторов обусловлен тем, что, во-первых, произведения этих поэтов уже стали классическими; а во-вторых, в анализируемых стихотворениях наиболее ярко выражено поэтическое осмысление действительности, в том числе идеи трансцендентного. Кроме того, были использованы стихотворения сибирских поэтов: В.Балачана, М.Безденежных, В.Ерофеевой, О.Клишина, П.Козлова, В.Макарова, А.Соляник, Т.Четвериковой и др., - в чьих произведениях также нашли отражение основные смысловые аспекты трансцендентного.

Основные результаты исследования и его научная новизна могут быть сформулированы в следующих положениях:

1. Выделены сущностные религиозно-онтологические характеристики трансцендентного, необходимые для его анализа в текстах русской поэзии. Такими характеристиками признаются нахождение трансцендентного за пределами, превосхождение этих пределов и свойство доминантности. Сделан вывод о невозможности описать трансцендентное в четких и однозначных рационально-логических построениях, что приводит к необходимости анализа его эмоционально-чувственного выражения в поэзии.

2. Выявлен аксиологический смысл трансцендентного, в результате чего утверждается, что в культуре и искусстве, в том числе в поэзии, отражается ценностная иерархия бытия, аксиологическое значение трансцендентного является основным и обусловливает выбор его поэтического выражения.

3. Исследована роль текста в осмыслении трансцендентного и сделан вывод о том, что текст может пониматься и как путь, и как преграда в постижении трансцендентного. Установлено, что религиозно-философские школы видят возможность познания трансцендентного в первую очередь через интерпретацию Священного Писания и молитву. Делается вывод, что текст может выступать и как результат построения словесной модели трансцендентного (создание словесной категориальной схемы в философии или цельного образа в художественной литературе), и как отправная точка в постижении смысла трансцендентного (проблема понимания и интерпретации текста).

4. Проанализирована роль символа и метафоры в выражении трансцендентного. Сделан вывод о том, что символы являются наиболее адекватной формой выражения смысла трансцендентного, позволяя сформулировать фундаментальные истины и эмоционально - чувственно выразить общие характеристики трансцендентного. Поэтические метафоры сближают абстрактное и конкретное, создают образ сущности явления и освобождают поэзию от необходимости аргументации форм представления трансцендентного. Пространство и время поэзии, связанные с трансцендентным, содержат концептуальные моменты мировосприятия поэта, утрачивают свойства объективности и являются негомогенными.

5. Выявлена специфика самоопределения лирического «Я» в его отношении к трансцендентным смыслам и ценностям. Обращение лирического героя к трансцендентному осуществляется через предельное вопрошание, при котором открывается объективно-субъективная поэтическая истина. Смысл трансцендентного проявляется в поэзии через следующие образы: Бог, душа, вера и неверие, вечность, Россия.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, материалы исследования содержат теоретические представления об онтологическом, аксиологическом, эстетическом аспектах осмысления трансцендентного и его глубинном смысле, что позволяет дополнить понимание ряда значимых проблем в рамках онтологии, аксиологии и эстетики; во-вторых, результаты и выводы исследования позволяют указать на функции и значение трансцендентного в поэтической реальности; в-третьих, основные положения могут быть использованы при разработке и чтении курсов по философии, культурологии, эстетике, теории и истории искусства, литературе.

Апробация работы. Идеи, изложенные в диссертации, были доведены до сведения научной общественности в ряде тезисов, статей и выступлений на научных конференциях. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на международных научных конференциях: «К культуре мира -через диалог религий, диалог цивилизаций» (Омск, ОмГТУ, 2000г.), «Культура и цивилизация» (Ектеринбург, УрГУ, 2001г.), «Человек - культура - общество» (Москва, МГУ, 2002г.). Диссертационное исследование прошло обсуждение на межвузовском аспирантском семинаре.

Отдельные результаты исследования использовались при разработке программ и планов семинарских занятий учебных курсов «Искусство и литература» и «Культурология», прочитанных в Омском государственном техническом университете.

Структура и объем работы. Содержание диссертация изложено на 146 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Список литературы включает наименования 275 научных и художественных источников на русском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансцендентное и его поэтическая интерпретация"

Основные выводы второй главы:

1. В поэзии осуществляется самосознание, самовыражение и самоосуществление лирического Я в его отношении к абсолютным смыслам. Лирический герой открыт миру и обращен к предельным смыслам бытия, что артикулируется в вопрошании. Обращение к трансцендентному выражается в предельном вопрошании, чаще всего связанном с темами веры и смерти (небытия).

2. Символ является наиболее адекватной формой выражения смысла трансцендентного. Язык символов позволяет сформулировать фундаментальные истины и отразить общие свойства трансцендентного. Символический образ трансцендентного становится смысловым центром произведения и наиболее часто выражается в тексте через свет или белый цвет.

3. Поэтические метафоры сближают абстрактное и конкретное, создают образ сущности явления и освобождают поэзию от необходимости аргументации форм представления трансцендентного. Содержание метафоры, выражающей смысл трансцендентного, обусловлено концептуальной системой автора, его представлениями о мире и системой оценок и отражает фундаментальные культурные ценности, в том числе ценности национально-религиозные.

4. Пространство и время поэзии, связанные с трансцендентным, оказываются экзистенциально нагруженными, утрачивают свойства объективности, являются негомогенными и приобретают характеристики сакрального. Время включает в себя реальное время и вечность, вечность статична, что приближает ее к абсолюту. Отношения человек-трансцендентное мыслятся не пространственными, а временными.

5. В русской поэзии отразился процесс трансформации высокой любви к Богу в высокую любовь к родине. При этом образ России наделяется отдельными характеристиками трансцендентного.

6. Основными свойствами души, зафиксированными в поэтических текстах, являются ее бессмертие, самоочевидная необходимость и прямая связь с духовностью.

Заключение

Итак, в ходе нашего исследования мы выделили сущностные религиозно-онтологические характеристики трансцендентного, необходимые для его анализа в текстах русской поэзии. Такими характеристиками мы считаем нахождение трансцендентного за пределами, превосхождение этих пределов и свойство доминантности. Так как описать трансцендентное в четких и однозначных рационально-логических построениях видится невозможным, то мы приходим к необходимости анализа его эмоционально-чувственного выражения в поэзии.

Аксиологический смысл трансцендентного наиболее ярко проявляется Ь культуре и искусстве, в том числе в поэзии. В поэзии отражается ценностная иерархия бытия, аксиологическое значение трансцендентного является основным и обусловливает выбор его поэтического выражения.

Текст может выступать и как результат построения вербальной модели трансцендентного (создание словесной категориальной схемы в философии или цельного образа в художественной литературе), и как отправная точка в постижении смысла трансцендентного (проблема понимания и интерпретации текста). В осмыслении трансцендентного текст может пониматься и как путь, и как преграда в постижении трансцендентного. Религиозно-философские школы видят возможность познания трансцендентного в первую очередь через интерпретацию Священного Писания и молитву.

Наиболее адекватной формой выражения смысла трансцендентного являются символы, которые позволяют сформулировать фундаментальные истины и эмоционально - чувственно выразить общие характеристики трансцендентного. Поэтические метафоры сближают абстрактное и конкретное, создают образ сущности явления и освобождают поэзию от необходимости аргументации форм представления трансцендентного.

Обращение лирического героя к трансцендентному осуществляется через предельное вопрошание, при котором открывается объективно-субъективная поэтическая истина. Смысл трансцендентного проявляется в поэзии через следующие образы: Бог, душа, вера и неверие, вечность, Россия.

Религиозные реминисценции могут иметь в большей степени нравственный или общекультурный символический смысл, дополнять и углублять авторскую мысль, делая частные темы общезначимыми. Канонический подтекст может играть важную тематическую и смыслообразующую роль в тексте.

Пространственно-временная организация поэтических произведений содержит концептуальные моменты мировосприятия поэта. Пространство и время взаимно выявляют друг друга, получают субъективные, ценностные характеристики, отличаются негомогенностью фрагментов и содержат тенденцию к бесконечному расширению. Отдельные фрагменты пространства сакрализуются и становятся местом нисхождения истины из области трансцендентного в мир имманентный. Время превалирует над пространством, отношения человек-трансцендентное видятся нам не пространственными, а временными. Имманентное время движется внутри вечности, поэтому любая точка на временном отрезке принадлежит еще и вечности, то есть является двусоставной, двуосновной. Категория вечности реализуется в тексте через прямые и опосредованные исторические, библейские, мифологические реминисценции.

В целом, наиболее важными для анализа форм выражения трансцендентного в поэзии нами признаются символы трансцендентного, метафоры, слово-образы трансцендентного и хронотоп произведения.

 

Список научной литературыБернадская, Юлия Сергеевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. - М.: Мысль, 1979. -235с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: CODA, 1997. - 342с.

3. Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. - С.607.

4. Акелькина Е.А. В поисках цельности духа, Бога и вечности: Пути развития русской философской прозы конца XIX века. Омск: ОмГУ, 1998. - 228с.

5. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. - 400с.

6. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. - 196с.

7. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. - Философия древности и средневековья. - М.: Мысль, 1969. - 924 с.

8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Мысль, 1998. - 240с.

9. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. М.: Республика, 1990. - 172с. Ю.Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. - Омск:

10. Издательство ОмГПУ, 1995. 150с.

11. Ахмадулина Б. Сад: Новые стихи. -М.: Советский писатель, 1987. 160с.

12. Ахмадулина Б. Стихи: Избранное. М.: Советский писатель, 1988. - 480с.

13. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. М.: Наука, 1982. - 222с.

14. Бабье лето: Лирика омских поэтесс. Омск: Омское кн. изд-во, 1999. - 64с.

15. Балачан В. Стихи//Иртыш. 1997. - №3. - С. 181-193.

16. Бальбуров Э.А. Русский космизм: философия, поэзия, миф // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Филол. 1995. - №4. - С.10 - 17.

17. Барт К. Основы догматики. СПб: Алетейя, 1997. - 272с.

18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -615с.

19. Бахтин М. М.Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - С.274-281.

20. Бахтин М.М. Литературно критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. -543с.

21. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: Статьи. М.: Лабиринт, 2000. - 638с.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445с.

23. Безденежных М. Выбор доминант: Стихи. Омск: Литограф, 2000. - 96с.

24. Безденежных М. Листаю осень: Стихи. Омск: Русь, 1996. - 64с.2 5. Без денежных М. Цель игры: Стихи. Омск: ООО «Литограф», 2001. - 48с.

25. Беленький М.С. Спиноза о религии, боге и Библии. М.: Наука, 1977. - 130с.

26. Белый А. О религиозных переживаниях // Литературное обозрение. 1995. -№4/5. - С.4 - 9.

27. Бердяев Н. Философия свободы. М.: Республика, 1990. - 215с.

28. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999. -311с.

29. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 тт. М.: Искусство, 1994. - Т.1 - С.37-241.

30. Беркли Дж. Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований // Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 704с.

31. Вернадская Ю.С. Бог и Россия в современной поэзии // Культура и цивилизация: Материалы всероссийской научной конференции. Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 2001. С.77-79

32. Вернадская Ю.С. Понятие трансцендентного на примере современной русской поэзии // Омский научный вестник. 2001. - Вып. №14, март. - С. 57-60.

33. Вернадская Ю.С. Религиозные мотивы в стихах омских поэтов // К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы Международной научной конференции: В 2-х тт. - Т.1. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -С.30-32.

34. Бескова И.А. Язык символов как эпистемологический феномен // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. - 272с.

35. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440с.

36. Бойко С. «Дневной выбор всевышних щедрот.»: Филологическое самосознание современной поэзии // Вопросы литературы. 2000. - №1. - С. 44-73.

37. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Греко-лат. кабинет Ю.А.Шичалина, 1993. - 189с.

38. Бонецкая Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке // Вопросы философии. -1998. -№7. -С.148-169.

39. Бродский И.А. Осенний крик ястреба: Стихи. Л.: ИМА-пресс, 1990. - 128с.

40. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

41. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. - 416с.

42. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. - 415с.

43. Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия И.Канта. Екатеринбург: УГУ, 1999.-219с.

44. Бытие человека в культуре. Киев: Наука думка, 1992. - 174с.

45. Бычко А.К. У истоков христианского иррационализма. Киев: Политиздат Украины, 1984. - 140с.

46. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. - 593с.

47. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко,- М.: Прогресс, 1990,- 808с.

48. Винокуров Е. Бытие. М.: Советский писатель, 1982. - 160с.

49. Вознесенский А.А. Безотчетное. -М.: Советский писатель, 1981. 256с.

50. Вознесенский А.А. Соблазн: Стихи. М.: Советский писатель, 1979. - 208с.

51. Высоцкий В. Нерв: Стихи. М.: «Современник», 1981. - 237с.

52. Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. Вып.1. - М.: Прогресс, 1993.-С.7-33.

53. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. -367с.

54. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. -497с.

55. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Наука, 1979. - 236с.

56. Гайдученок И.А. Слово о личности: философское эссе. Минск: Навука i тэхшка, 1990. - 158с.

57. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство, 1972,- 356с.

58. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М.: АН СССР, Институт философии, «Мысль», - Т.1. - 452с.

59. Голенков С.И. Культура. Смысл. Сознание. Самара: Изд-во СамГУ, 1996. -119с.

60. Горбовский Г. Стихи: Избранное. Л.: Художественная литература, 1981. -328с.

61. Горбовский Г. Стихотворения. Л.: «Лениздат», 1975. - 240с.

62. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия,- М.: Знание, 1981,- 63с.

63. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: «Соратник», 1995. - 3iOс.

64. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. - 367с.

65. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Э.Гуссерль. Собр. Соч. -М.: Гнозис, 1994. 162с.

66. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Сочинения. В 2 тт. Т.1. -М.: Мысль, 1989.-560с.

67. Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. -Томск: Изд-во ТГУ, 1993,- 183с.

68. Денисова JI.B. Догматические особенности метафизических систем. Омск: Юрид. институт МВД России, 1999.- 243с.

69. Деревянченко Ю.И. Онтологический статус трансцендентного. Автореферат дисс. на соиск. ученой степ, к.ф.н. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.- 18с.

70. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: «Андреев и сыновья», 1992,-418с.

71. Джуссани JI. Христианство как вызов. М.: Прогресс, 1993. -256с.

72. Дмитриева JI.M. Религия в технизированном обществе. Омск: ОмГТУ, 1996.-192с.

73. Дмитриева JI.M., Вернадская Ю.С. Понятие трансцендентного в истории философской мысли. // Омский научный вестник. 2001. - Вып. №17, декабрь.- С. 43-46.

74. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. - 383с.

75. Друнина Ю. Метель: Стихи и поэмы,- М.: Сов.писатель, 1983. 160с.

76. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1996. - №2. - С.З - 40.

77. Евагрий Понтийский: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. - 364с.

78. Евтушенко Е. Нет лет: Любовная лирика. СПб.: Художественная литература, 1993. -304с.

79. Евтушенко Е.А. Присяга простору. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978. - 384с.

80. Евтушенко Е.А. Граждане, послушайте меня.: Стихотворения и поэмы. -М.: Худож. лит., 1989. -495с.

81. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 284с.

82. Еремеев А.Э. Генезис и поэтика русской философской прозы эпохи романтизма // Вестник Ом.отделения Академии гуманит. наук. 2000. - №4. -С.31-33.

83. Ерофеева В. Стихи//Иртыш. 1995. - №1. - С.43-51.86.3иммель Г. Избранное. В 2 т. Т.1: Философия культуры. - М.: Юрист,1996,- 671с.87.3ись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. -257с.

84. Ильенков Э.В. Действительность // Философская энциклопедия. Т.1. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С.442-444.

85. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

86. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Республика, 1996. - 324с.

87. Императивы человечности. Киев: Лыбидь, 1990. - 191с.

88. Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. - 317с.

89. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис»,1997.-205с.

90. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. -544с.

91. Калиниченко В.В. Язык и трансценденция // Логос: Филос.-лит. журнал. -1994. -№6.-С,3-43.

92. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990,- 415с.

93. Кант И. Конец всего сущего // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980,- С.278-291.

94. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964,-Т.5.- 564с.

95. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1964,-Т.З.- С.70-756.

96. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М.: Наука,1980,- С. 78-278.

97. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век. Антология. М.: «Юрист», 1995. -С.163-212.

98. Категории философии и категории культуры. Киев: Наукова думка, 1983.-344с.

99. Килис Ю.А. Абсолютное и человеческое. Омск: ОГИС, 1999. - 132с.

100. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М.: Наука, 1985. - 144с.

101. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. - 285с.

102. Климент Александрийский. Педагог. М.: МГУ, Учебно-информ. центр ап.Павла, 1996.-390с.

103. Клишин О. Выход: Стихи. Омск: Омское кн. изд-во, 2000. - 28с.

104. Клишин О. Стихи // Иртыш. 1997. - №3. - С. 194-200.

105. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 285с.

106. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М.: МГУ, 1985. - 144с.

107. Козлов П. Наравне с потревоженным веком: Книга стихов. Омск: Омское кн. изд-во, 2000. - 88с.

108. Козлов П. Стихи // Иртыш. 1995. - №2. - С.81-87.

109. Конев В.А. Онтология культуры. Избранные работы. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1998. - 195с.

110. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. - 103с.

111. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Менцниереба, 1987. - 67с.

112. Красиков В.И. Библия как реальность . Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 248с.

113. Красиков В.И. Явь беспокойства. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998,-164с.

114. Круглов А.В. Понятие трансцендентального у Канта в критический период // Вопросы философии. 2000. - №4. - С. 158-174.

115. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980,- 309с.

116. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: мысль, 1991.- 245с.

117. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981.- 330с.

118. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности: Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим Инквизитором. Свердловск: УГУ, 1992. - 147с.

119. Кузнецов Ю. Стихи. М.: Сов.Россия, 1978. 224с.

120. Кузнецов Ю.П. Во мне и рядом даль. - М.: Современник, 1974. - 112с.

121. Кузнецов Ю.П. Край света за первым углом. Стихи и поэмы. - М.: Современник, 1976. - 142с.

122. Кузнецов Ю.П. Русский узел. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1983. -223с.

123. Кузьмина Т.А. Проблема трансценденции в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1972. - №6. - С.75-86.

124. Кураев А., диакон. Традиция, догмат, обряд. М. - Клин: Изд-во Братства святителя Тихона, 1995. - 413с.

125. Курач С. Остров: Стихи. Омск: Омское кн. изд-во, 1999. - 48с.

126. Кушнер А. Голос: стихотворения. Л.: Советский писатель, 1978. - 128с.

127. Кушнер А. Письмо: Стихи. JL: Советский писатель, 1974. - 96с.

128. Кушнер А. Таврический сад: Стихи. Л.: Советский писатель, 1984. -104с.

129. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383с.

130. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984. - 286с.

131. Лебанидзе В.Ш. Огонь и космос в философии Гераклита //Вопросы философии. 1981,- № 6. -С. 146-147.

132. Левитанский Ю.Д. Избранное: Стихи. М.: Худож. лит., 1982. - 559с.

133. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287с.

134. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1981. -215с.

135. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. - М.: Наука, 1979.-352с.

136. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб: Рус.-Балт. инф. центр БЛИЦ, 1999. - 191с.

137. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. - 156с.

138. Локк Д. Опыт о человеческом разумении //Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 1,-458с.

139. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. - М.: Мысль, 1993. - С.802-880.

140. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-478с.

141. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. - 320с.

142. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 270с.

143. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994,- 432с.

144. Лосский Н.О. Чувственная, мистическая и интеллектуальная интуиция. -М.: ТЕРРА; Республика, 1999. 400с.

145. Лотман Ю.М. Двойственная природа текста // Текст и культура: Общие и частные проблемы. М.: Наука, 1985. - 240с.

146. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып.11. Тарту, ТГУ, 1987. - С. 10-21.

147. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431с.

148. Макаров В. Маховые перья: Книга лирики. Омск: Книжное издательство, 1988. -286с.

149. Макаров В. Стихи // Иртыш. 1994. - №1. - С.17-28.

150. Макаров В. Стихи // Иртыш. 1998. - №1. - С.40-51.

151. Мальгавко С. Стихи // Иртыш. 1995. - №2. - С.47-53.

152. Мальгавко С. Стихи // Иртыш. 1998. - №1. - С. 128-134.

153. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Издат. группа «Прогресс», «Культура», 1993. -351с.

154. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. 384с.

155. Мамардашвили М.К., Пятигоркий A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 224с.

156. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Изд. агентство «Сагуна», 1994. -160с.

157. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М.: Мысль, 1988. 344с.

158. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М.: Изд-во Гуманитарной литературы, 1995. - 215с.

159. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 177с.

160. Мартынов JI.H. Гиперболы: Стихи. М.: Современник, 1978. - 206с.

161. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.

162. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997,- 430с.

163. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407с.

164. Мень А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство, 1992. - 495с.

165. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. - 63с.

166. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: «ФАИР», 1998. - 495с.

167. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Наука, 1993.-350с.

168. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. М.: Советская энциклопедия. - Т1. - 1987, 671с.; Т.2 - 1988, 719с.

169. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: ИГУ, 1987. - 200с.

170. Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема трансцендентальной философии // Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. -С.329-377.

171. Мудрагей Н.С. Проблема рационального и иррационального: античность, средневековье //Вопросы философии. 1982,- № 9. - С. 110-111.

172. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. -М.: «Мартис», 1997. 160с.

173. Непомнящий В. О горизонтах познания и глубинах сочувствия. Поэзия, философия, религия // Новый мир. 2000. - №10. - С. 175 - 194.

174. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М.: Гнозис, 1994. - 208с.

175. Ницше Ф. ЕССЕ HOMO // Сочинения в 2т. М.: Мысль, 1990,- Т.2.- С. 631-692.

176. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2т. М.: Мысль, 1990,- Т.2,- С.238-406.

177. Новиков В. Стихи //Иртыш. 1998. - №1. - С.52-56.

178. Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. - №6. - С. 13-25.

179. Окуджава Б.Ш. Посвящается вам: Стихи. М.: Сов. писатель, 1988. -144с.

180. Ониас Р. На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 615с.

181. Ориген. О молитве. Увещание к мученичеству. Самара: РА, 1993: репринт. - СПб, 1897. - 240с.

182. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Радуга, 1991. - 639с.

183. Основы онтологии / Под ред. Ф.Ф.Вяккерева и др. СПб.: Изд-во С.Петербург. Ун-та, 1997. -278с.

184. Палама Григорий. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы: В Зч. -М.: Паломник, 1993. 4.1. - 225с.; 4.2. - 254с.; Ч.З. - 259с.

185. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М.: Наука, 1997. - 287с.

186. Паскаль Б. Мысли. М.: «REFL-book». - 520с.

187. Пивоваров Д.В. Вера и знания в религии и науке. Екатеринбург: УрГУ, 1994,- 160с.

188. Пивоваров Д.В. Иррациональное и рациональное в проблеме смысла жизни // Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989 - С. 134-160.

189. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976,- 152с.

190. Платон. Софист // Соч.: В Зх т. Т.2. - М.: ИПЛ, 1970. - 500с.

191. Платон. Сочинения в 4-х тт. М.: Мысль, 1990-1994. - T.l. - 860с.; Т.2. -528с.; Т.З.- 654с.; Т.4. - 830с.

192. Подорога В.А. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. - 426с.

193. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996,- 576с.

194. Порус В.Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная культура? //Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб: Изд-во РХГИ, 1999. - С.93-113.

195. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622с.

196. Проблемы интерпретационной лингвистики: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. - 178с.

197. Рабинович B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.: Книга, 1991. -496с.

198. Религия в истории и культуре / М.Г.Писманик и др. М.: ЮНИТИ, 2000. -591с.

199. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерк о герменевтике. М.: Academia Центр, Медиум, 1995. - 412с.

200. Рубцов А.В. Художественное произведение как модель «завершенного познания» // Вопросы философии. 1979. - №10. - С.110-121.

201. Рубцов Н. Избранное. М.: Худож. лит., 1982. - 319с.

202. Рубцов Н.М. Подорожники: Стихотворения. М.: Мол. гвардия, 1985. -318с.

203. Рубцов Н.М. Россия, Русь! Храни себя: Стихи. М.: Воениздат, 1992. -383с.

204. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. - №3. - С. 89100.

205. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: Критика и анализ. Ереван: АН Арм.ССр,1980. - 226с.

206. Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера: критический анализ. Ереван: АН Арм.ССр,1989. - 237с.

207. Сватко Ю.И. Имя как текст и текст как имя: Лингвистические и лингвофилософские основания анализа. Автореф. дисс. на соиск. степ, доктора филол. наук. - Краснодар, 1994. - 42с.

208. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 656с.

209. Слуцкий Б. Стихи разных лет. М.: Советский писатель, 1984. - 144с.

210. Смирнов А.В. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. -М.: Наука, 1990. С.206-222.

211. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Наука, 1984. -250с.

212. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. Соч. В 2-х тт. -Т.2.-М.: Правда, 1989. С.5-174.

213. Соловьева О. Стихи // Иртыш. 1998. - №1. - С.135-139.

214. Соляник А. Стихи // Иртыш. 1995. - №2. - С.88-92.

215. Соляник А. Тоска по огню: Стихи. Омск, Омское кн. изд-во, 1998. - 64с.

216. Сомов В.П. Имена символы в русской поэзии трех веков // Наука в России. - 2000. - №3. - С.55 -61.

217. Спиноза Б. Приложение, содержащее метафизические мысли //Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1957. - С.295.

218. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. - 990с.

219. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 398с.

220. Тейяр де Шарден. Божественная среда. М.: Renaissance, 1992. - 311с.

221. Текст //Литературный энциклопедический словарь / Под ред.

222. B.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.1. C.436.

223. Текст как отображение картины мира: Сб. научных трудов. Вып.341. -М.:МИИЯ, 1989,- 136с.

224. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: «Юрист», 1995. - 479.

225. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб: Алетейя, 1998. - 493с.

226. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1973. - С.227-285.

227. Топоров Н.В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс, Культура, 1994. - 621с.

228. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994,- 431с.

229. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. - 257с.

230. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Полит, лит., 1983. 286с.

231. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. М.: Наука, 1986. - 200с.

232. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.2. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 7-405.

233. Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. - 336с.

234. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. В2 тт. - Т.2. - М.: Правда, 1990. -448с.

235. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992,- 511с.

236. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. М.: Изд-во «Правда», 1990.-С.183-560

237. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367с.

238. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. -С.94-143.

239. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 415с.

240. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995,- 239с.

241. Хайдеггер М. Бытие и время. -М.: Ad Marginem, 1997. 451с.

242. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. - 301с.

243. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.- 192с.

244. Хоружий С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. -№11. -С.75-88.

245. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманит. лит-ры,1998.-380с.

246. Чернышкова З.Е. Идея Бога в русской религиозной философии начала XX века // Отношение человека к иррациональному: Сб. статей. Свердловск: УГУ, 1989. - С.117-129.

247. Четверикова Т. Стихи // Иртыш. 1994. - №1. - С.66-73.

248. Четверикова Т.Г. Поздние грозы: Новые стихи. Омск: Изд-во «ЛЕО»,1999.-48с.

249. Четверикова Т.Г. Романс для осенней гитары: Стихи. Омск: Омское кн. изд-вл, 1997. - 32с.

250. Четверикова Т.Г. Сентябрь: Стихи. Омск: Омское кн. изд-во, 1999. -160с.

251. Чешев В.В. Проблема реальности в классической и современной физике.- Томск: Изд-во ТАСУ, 1984. 234с.

252. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. -Томск: Изд-во ТАСУ, 1999. -203с.

253. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. М.: Прогресс, 1999. - 678с.

254. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М.: «Прогресс»-«Гнозис», 1992,- 304с.

255. Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Сочинения. В 2т. Т.1. - М.: Республика, 1993. - 350с.

256. Шефтсбери Э. Эстетические опыты. М.: ИПЛ, 1975. - 670с.

257. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М.: Прогресс, 1987. -311с.

258. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. - 374с.

259. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. - 143с.

260. Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. М.: Республика, 1998. -429с.

261. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева и др. М.: Локид; Миф, 2000. - 576с.

262. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-331с.

263. ЮнгК.Г. Ответ Иову. -М.: Канон, 1995. -352с.

264. Юнг К.Г. Архетип и символ. М: Республика, 1991. - 235с.

265. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979,- 182с.

266. Яковенко Б.В. Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще // Антология феноменологической философии в России. М.: Р.Ф.О., «Логос», 1997. - С.395-399.

267. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 345с.

268. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге. -Екатеринбург, УГУ, 1992. 480с.

269. Dhavamony М. Phenomenology of religion. Rome, 1973. - 335р.

270. Eliade M. Images and Symbols. London, 1961. - 238p.

271. Eliade M. Methodological remarks on the study of religious symbolism. -London, 1971.-312p.

272. Black M. Models and metaphors: studies in language. N.Y.: Connell univ. press, 1962. - 267p.