автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Целостность человека: от Фрейда к Фромму

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Арапова, Эльмира Асфаровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Целостность человека: от Фрейда к Фромму'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Арапова, Эльмира Асфаровна

Введение.

Глава 1. Становление представлений о внутренней целостности человека в концепциях 3.Фрейда, К.Г.Юнра, А. Адлера.

§ 1. Понятие целостности и его методологическое значение для антропологического познания.

§ 2. 3. Фрейд: идея утраченной целостности.

§ 3. Обретение целостности как жизненная задача человека (аналитическая психология

К. Г. Юнга).

§ 4. Целостность человека: возможна ли она? (индивидуальная психология А.Адлера).

Глава 2. Новые варианты решения проблемы целостности (Э.Эриксон, Э.Фромм, Л.Бинсвангер).

§ 1. Соотношение целостности и идентичности в антропологической концепции Э.Эриксона.

§ 2. Принципиальное значение идеи целостности человека в учении Э.Фромма.

§ 3. Трансцендирование как путь к целостности (Дазайнсанализ Л. Бинсвангер а).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Арапова, Эльмира Асфаровна

Актуальность темы диссертационного исследования. На всем протяжении истории философии в ней устойчиво сохраняется интерес к проблеме человека. Как отмечал еще Эмпедокл, человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека.

Проблема человека чрезвычайно многоаспектна, но одно из важнейших мест здесь занимают вопросы о путях проживания и осмысления человеком своей жизни, о возможности обретения душевной гармонии и целостности внутреннего мира. В начале XXI в. эти вопросы получают особую значимость . Духовную атмосферу нашего времени в значительной степени определяет небывалый прогресс науки и техники. Применение технических достижений, безусловно, открывает широкие возможности для духовного развития личности, однако, очевидно, что само по себе оно не обеспечивает состояние ее внутренней гармонии. На фоне улучшения внешних условий человеческой жизни, осмысление значимости техники в современном мире порой вызывает у личности чувство тотальной зависимости, внутренней несвободы. Кроме того, постоянное и ускоренное введение технических новшеств, резкое возрастание объема циркулирующей в обществе информации приводит к тому, что опыт старшего поколения перестает быть актуальным для поколения подрастающего. Вследствие этого истончаются и рвутся традиционные семейные связи; индивид, предоставленный самому себе, нередко утрачивает чувство идентичности, что ведет к формированию ощущения душевного одиночества.

Все это обусловливает чрезвычайную значимость исследования особого состояния человека - состояния гармонии внутреннего мира, или целостности. В связи с тем, что достижение такого состояния является фундаментальной экзистенциальной потребностью, анализ вопросов о его сущностных характеристиках, о возможностях, условиях и механизмах его обретения становится особенно актуальным. Сам феномен душевной целостности в истории философии, включая многочисленные антропологические учения XX века, трактовался неоднозначно. В данной работе исследуется понимание целостности человека в русле специфической традиции, восходящей к З.Фрейду и опирающейся на тезис об особой значимости бессознательных структур психики. Предметом рассмотрения стало творчество мыслителей, достаточно ярко представляющих эту традицию и, вместе с тем, являющихся создателями крупных антропологических концепций, предложившими своего рода «этапные» интерпретации проблемы целостности.

Работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Фромма достаточно широко анализировались в критической литературе, однако эволюция их взглядов на внутреннюю целостность человека специальному исследованию до сих пор не подвергалась . Поскольку же рассматриваемая традиция оказала огромное влияние на всю культуру XX в., то анализ соответствующих трактовок проблемы может иметь существенное значение как для понимания самого феномена целостности человека, так и для выявления закономерностей и тенденций эволюции философско-антропологических концепций.

Степень разработанности проблемы. С самого своего возникновения психоаналитическая концепция привлекала внимание философов и психологов. В начале XX века в России учение Фрейда обсуждалось такими мыслителями, как М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др, В современной отечественной философии продолжается осмысление учений, рассматриваемых в данной диссертации. Они анализируются в трудах

Н.С.Автономовой, Ф.В.Бассина, П.С.Гуревича,

В.Л.Какабадзе, Т.А.Кузьминой, В.Л.Лейбина,

М.М.Мамардашвили, А.М.Руткевича, И.Ю.Романова,

Э.В.Соколова и др.

Существенное значение для разработки поставленных в диссертации вопросов имеют исследования таких зарубежных авторов, как Ф.Виттель, П.Куттер, Ж.Лакан, А.Лоренцер, П.Рикер, Р. де Соссюр, Г.Уэллс, Р.Фрейгер, Дж.Фейдимен, Л.Шерток и др.

Вместе с тем в настоящее время отсутствуют работы, посвященные специальному анализу развития представлений о целостности и расколотости человека; в отечественной философской литературе не получили пока еще должного освещения осуществляющиеся в русле психоаналитической традиции исследования последних лет.

Цель и задачи исследования. Цель работы - выявить тенденции развития представлений о внутренней целостности человека в контексте психоаналитической традиции. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: определить методологическое значение понятия целостности для познания человека и для интерпретации эволюции антропологических концепций; реконструировать основные способы решения проблемы целостности человека в концепциях З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, определить сходство и различия между ними;

- выявить базовые идеи антропологических концепций Э.Эриксона, Э.Фромма, Л. Бинсвангера, на этой основе раскрыть специфику трактовки ими целостности человека и сопоставить эти трактовки; определить влияние натуралистического биологизаторского) стиля мышления на представления о целостности человека в контексте рассматриваемой традиции;

- показать значение осмысления социокультурных факторов для интерпретации целостности человека и проследить изменения в оценке этих факторов в ходе развития традиции «от Фрейда к Фромму».

Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования целостности человека было положено следующее методологическое соображение: отправным пунктом всех философско-антропологических изысканий является определенное понимание сущности человека. Именно по этой причине при анализе учений конкретных авторов в диссертации акцентировалось внимание на их представлениях о сущности человека. В целом при осуществлении диссертационной работы был использован метод рационально-логической реконструкции, широко применяемый в историко-философских исследованиях, а при анализе взглядов конкретных авторов применялись диалектический и компаративный анализ. В работе использовалась также методология системного подхода (В.Н.Садовский, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, Б.Г.Юдин, А.И.Уемов и др . ) .

Научнаяновизнадиссертационногоисследования заключается в том, что на основании реконструкции антропологических концепций З.Фрейда, К.Г.Юнга,

А.Адлера, Э.Эриксона, Э.Фромма, Л.Бинсвангера получены следующие результаты:

- выявлено, что разработка определенной трактовки целостности человека, основывающаяся на решении вопросов о целях и ценностях его существования, имеет фундаментальное значение для разработки антропологических учений. Поэтому анализ исторических изменений в понимании целостности способствует установлению общих тенденций развития философских концепций человека; на основе реконструкции концепции З.Фрейда показано, что, согласно его взглядам, исходное состояние целостности, обеспечиваемое неограниченным удовлетворением инстинктивных потребностей, навсегда утрачивается в результате формирования Я и Сверх-Я; такая позиция обусловливает пессимистическую оценку человеческой судьбы. Установлено также, что в процессе эволюции рассматриваемой традиции произошел отказ от тезиса З.Фрейда о безвозвратной утрате человеком состояния целостности. Это состояние, напротив, стало рассматриваться как особая ценность, обретение которой связано с самореализацией личности. При этом невозможность проявления собственных способностей, неадекватное удовлетворение сущностных экзистенциальных) потребностей оценивалось как причина внутренней дисгармонии; определено, что в аналитической психологии К.Г.Юнга обретение внутренней целостности предстает как жизненная цель, достигаемая в результате трансформации направленности сознания. Человеку, согласно К.Г.Юнгу, необходимо отказаться от исключительной обращенности вовне и устремиться к коллективному бессознательному; именно в ходе ассимиляции сознанием личности его архетипов (Персоны, Тени, Анимы и Анимуса, Самости) осуществляется индивидуация и формируется целостность; выявлено, что в соответствии с концепцией А.Адлера, целостность обретается при установлении соразмерности в человеке стремления к превосходству и чувства социальности. Для А.Адлера гармоничной личностью оказывается человек, который умеет сдерживать биологическое по своему происхождению стремление к превосходству, отдавая приоритет социальным интересам; показано, что в антропологической концепции Э.Эриксона обретение и упрочение целостности личности в ходе ее жизни осуществляется в процессе формирования идентичности; установлено, что компонентами внутренней целостности человека являются чувства доверия к миру, автономности, инициа т ив ност и, ув е р е нност и в се бе и др. ; - определено, что в трактовке Э.Фромма целостность это состояние, возникающее в ходе преодоления «экзистенциальной дихотомии» и реализации фундаментальных человеческих потребностей и способностей. Этот процесс в существенной степени детерминирован социокультурными факторами, которые либо способствуют формированию целостности, либо препятствуют ему;

- обосновано положение, что согласно Дазайнсанализу Л.Бинсвангера, опиравшегося на концепцию М.Хайдеггера, главным условием обретения целостности является актуализация возможности человека «быть впереди себя», т.е. реализация способности к трансцендированию;

- показано, что в учениях К.Г,Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона, Э.Фромма сохраняются представления о важнейшей роли врожденных структур (это свидетельствует о преемственности идеи «homo natura» в традиции «От Фрейда к Фромму») . Вместе с тем, в этих концепциях значительно возрастает значение, придаваемое воле и сознанию личности, а также осуществляется переоценка значения социокультурных факторов для обретении человеком целостности.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении историко-философской проблематики, для разработки вопросов о тенденциях развития, преемственности и новациях в антропологических концепциях XX в. Кроме того, материалы диссертации могут использоваться в ходе разработки собственно философско-антропологических вопросов о смысле и целях человеческой жизни, об экзистенциальных потребностях и самореализации личности, наконец, о возможностях и путях достижения человеком внутренней гармонии.

10

Предлагаемые в диссертации материалы могут найти применение в процессе преподавания курсов философии, истории философии, философской антропологии, социальной антропологии, при чтении специальных курсов по современной зарубежной философии, философским основаниям психоанализа.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования получили отражение в публикациях автора, а также в выступлении на научно-практической конференции ''Личность на пороге XXI века'А (Москва, 1 999) . Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, включающих семь параграфов. Заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Целостность человека: от Фрейда к Фромму"

Заключение

Проведенное исследование посвящено анализу решения вопроса о внутренней целостности человека в учениях З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона, Э.Фромма и Л.Б инс в ангера . При всем заметном различии взглядов этих мыслителей, можно говорить об общности их позиции по проблеме душевной гармонии, или целостности. Указанные авторы связывали трактовки данного феномена с оценкой «подлинной» жизни человека, т.е. жизнью сообразно его сущности. Когда же по каким-либо причинам такое соответствие невозможно, происходит нарушение в самой основе бытия человека. Другими словами, состояние целостности понималось как состояние соответствия жизни человека (внешнего) его сущности (внутреннему), а расколотость - как состояние несовпадения, выливающееся - в крайних ситуациях - в разного рода психические расстройства. Таким образом, быть целостным - это значит обрести полноту существования, раскрывать свой внутренний потенциал. В зависимости от того, каковы были представления того или иного мыслителя о сущности человека, целостность интерпретировалась либо как недостижимая, либо как приобретаемая.

Анализ концепции З.Фрейда показал, что, согласно его взглядам, человек, не имея возможности в полной мере удовлетворять свои инстинктивные потребности (напомню, З.Фрейд считал их «истинной» основой жизни человека), обречен жить в непреходящем внутри л ично стном конфликте, только отчасти - через сублимацию - облегчая свое нелегкое душевное состояние. Таким образом.

З.Фрейд выдвинул идею об утраченной (в результате формирования Я и Сверх-Я) целостности.

В аналитической психологии К.Г.Юнга, напротив, утверждался тезис о возможности достижения внутренней целостности. Более того, ее обретение возводилось К.Г.Юнгом в ранг жизненной задачи, высшей ценности. Согласно его точке зрения, для решения этой задачи человеку необходимо обратиться вглубь своей психики, а именно, к архетипам коллективного бессознательного. В результате взаимодействия Эго с такими архетипами, как Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость, происходит «единение» личности: сознание укрепляется бессознательным, а бессознательное освещается сознанием. По словам К.Г.Юнга, только в условиях их открытой «борьбы» и «сотрудничества» выковывается нерушимая целостность личности.

В ходе исследования творчества А.Адлера удалось выяснить, что можно говорить о двух вариантах трактовки целостности человека этим исследователем. В ранний период своего творчества главным условием обретения внутренней целостности он считал преодоление чувства неполноценности, которое должно исчезнуть в результате развития воли к власти. С изменениями представлений А.Адлера о структурной организации психики связано формирование нового варианта решения проблемы целостности. Теперь для него целостной личностью оказывается тот человек, который способен гармонично сочетать стремление к превосходству с чувством общности, или социальным интересом.

Реконструкция концепции Э.Эриксона позволила прийти к выводу, что, согласно его точке зрения, человек обретает целостность в ходе поэтапного формирования идентичности. При условии успешного прохождения каждой стадии, происходит изменение самосознания личности, приобретаются основополаг аю ш;ие для душевной гармонии чувства и способности (доверие к миру, автономность, инициативность, уверенность в себе и др.), которые, с точки зрения ди с сертаната, можно рассматривать как компоненты внутренней целостности личности.

В трактовке Э.Фромма развитие внутри л ично стной целостности связано, с одной стороны, с удовлетворением таких экзистенциальных потребностей, как потребность в системе ориентации, потребность в привязанности, потребность в трансценденции, потребность в укорененности и потребность в идентификации, с другой -с возможностью реализации своих врожденных способностей (для Э.Фромма это - способности критически мыслить, продуктивно трудиться, любить и заботиться о других).

Наконец, для Л.Бинсвагера главным условием обретения целостности становится актуализация способности человека к трансцендиро в ани ю .

Полагаю, нельзя не заметить, что в процессе эволюции рассматриваемой в диссертации традиции произошел отказ от фрейдовской идеи о безвозвратной утрате человеком состояния целостности. Это состояние, напротив, стало рассматриваться как особая ценность, обретение которой связано с саморазвитием личности.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что авторы рассмотренных в диссертации антропологических концепций

124 обращались к весьма важным личностным вопросам. Их исследования - это стремление понять самое сокровенное содержание человеческого существа, распознать то, что в жизни человека подлинно значимо, т.е. попытка найти ответ на извечный вопрос: как и зачем жить. Думаю, что если бы этот вопрос в них не затрагивался, интерес к учениям З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона, Э.Фромма, Л.Бинсвангера вряд ли был так велик.

 

Список научной литературыАрапова, Эльмира Асфаровна, диссертация по теме "История философии"

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности.

2. М. : Московский психологический социальный институт, 1999. 224 с.

3. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии// Вопросы литературы. 1970. - № 3.

4. Автономова И. С. К спорам о научности психоанализа// Вопросы философии. 1991. - № 4.

5. Автономова И.С. Психоанализ в двух проекциях// Психоанализ и науки о человек. / Под ред. Н.С. Автономовой, B.C. Степина. М, : Про грес с - ку льтура , 1995. - 416 с.

6. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1 998. 448 с.

7. Адлер А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1 997. - 288 с.

8. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Университетская книга, 1 997. - 388 с.

9. Адлер А. Понять природу человека. СП.: Гуманитар, агенство «Акад. проект», 2000. - 253 .

10. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.

11. Ю.Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект)//

12. Философские науки. М., 1991, - № 7. - С. 161 - 170. 11.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М. : Наука, 2000. - 351 с.

13. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия. М., Лабиринт, 2000. - 638 с.

14. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1-3. Тбилиси, 197 8; Т. 4. Тбилиси, 1985.

15. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск: Урал ЛТД, 1 998. -286 с.

16. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М. : Рефл-бук; К.: Ваклер, 1 999. - 336 с.

17. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.

18. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Флинта, 1999. - 224 с.

19. Бондаренко Л.И., Таглин С.А., Баженов A.B. Психоанализ и культурология. Харьков: ХГУ, 1991. -320 с .

20. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: Флинта, 1997.

21. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марк с изма. М. : Прогресс, 1982.

22. Вер Г. Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск, 1998.

23. Виттельс Ф. Фрейд: его личность, учение и школа. -Л., Эго, 1 99 1. 196 с.

24. ВОЛОШИНОВ В.И. Философия и социология гуманитарных наук. СПб: Аста-пресс ltd, 1 995. - 388 с.2 4.Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера) . М. : Высшая школа, 1963. - 122 с.

25. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. -М.: Наука, 1989. 400 с.

26. Генон Р. Традиции и бессознательное// Вопросы философии, 1991. № 4.

27. Глюксман А. Интервью для журнала «Вопросы философии»// Вопросы философии. 1991. - № 4.

28. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы// Вопросы философии. 1997. - № 7.

29. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки// Вопросы философии. 1991. - № 4.

30. Гуглин А. Зигмунд Фрейд повторение пройденного?// Вопросы литературы. - 1990. - № 8.

31. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М.: ФАИР-Пресс, 2000. - 234 с.

32. Гуревич П.С. Проблемы целостности человека// Личность, Культура, Общество. М., 2001. Вып.7.

33. Гуревич П.С. Философия человека. М. : ИФРАН, 1999. - 221 с.

34. Гуревич П.С. Человек в авантюре саморазвития// Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : «Издательство ACT -ЛТД», 1 998. - 568 с. С. 8-20.

35. Даурли Д. К.Г. Юнг и христианство. СПб.: Гуманит. Агенство «Акад. проект», 1999. - 286 с.

36. Делез Г. Гватари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М.: ИНИОН, 1990. - 180 с.

37. Добреньков В.И. Неофредизм в поисках «истины». Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. М., 1 974.38.