автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Мусаев, Хусейн Муцалханович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мусаев, Хусейн Муцалханович

Введение

Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И ТВОРЧЕСКОЕ

СШООПРЕдаИНЕ ПИСАТЕЛЯ

1. Магомет Мамакаев и чеченская поэзия

20 - 30-х годов.

2. Идейные воззрения героя поэзии М.Мамакаева послевоенных десятилетий.

Глава П. ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.МАМАКАЕВА И

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЫ

1. Черты новых людей в жанре художественной публицистики.

2. Традиции и новаторство в развитии рассказа.

3. Герой и время в большой форме эпического жанра.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Мусаев, Хусейн Муцалханович

В условиях все более усиливающейся идеологической борьбы на мировой арене утверждение в сознании советских людей высоких идеалов, идей гуманизма, готовности к защите социалистических завоеваний остается главным направлением работы всех звеньев нашего идеологического фронта и приобретает особое значение. В решении этой сложной задачи партии, всей нашей идеологической и политико-воспитательной работы существенная роль принадлежит и представителям творческих организаций. Поэтому в материалах ХХ1У, ХХУ и ХОТ съездов КПСС, а также в друтих партийных документах, особенно Июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС вопросам литературы и искусства уделено серьезное внимание. В них четко определено дальнейшее возрастание роли художественной культуры в коммунистическом воспитании и в связи с этим указано на необходимость всесторонне анализировать явления и закономерности современного художественного процесса, "добиваться органического соединения патриотического и интерна-ционационалистского воспитания." смело ставить и решать другие актуальные проблемы, связанные с уяснением роли советской многонациональной литературы и искусства в борьбе за нового человека, с научной разработкой истории и теории их творческого метода - социалистического реализма.

В плане решения этих назревших задач современной литературной наукой достигнуты значительные успехи. Появились фундаментальные исследования А.С.Бушмина, П.С.Выходцева, Н.И.Конрада,

I. Черненко К.7. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Избранные речи и статьи. -2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984, с.597.

Д.С.Лихачева, Г.И.Ломидзе, А.И.Метченко, А.Й.Овчаренко, С.М.Петрова, Г.Н.Поспелова, Б.Л.Сучкова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Хралченко и других, которые внесли большой вклад в изучение идейно-эстетической природы социалистического реализма, в научную разработку его важнейших и основополагающих принципов, в определение места и роли творческой индивидуальности в историко-литературном процессе

I. См.: Петров С.М. Возникновение и формирование социалистического реализма. - М.: Высшая школа, 1970; Гей Н.К. Пафос социалистического реализма. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1973; Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур.

- М.: Современник, 1974; Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. - 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1975; Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. - 3-е изд. - М.: Современник, 1975; Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. - Л.: Наука, 1975; Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы. /Формирование и сущность/. - 2-е изд. - М.: Худож. лит-ра, 1975; Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. - М.: Худож. лит-ра, 1975; Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. - М.: Современник, 1977; Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма.

- 4-е изд. - М.: Советский писатель, 1977; Хралченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -4-е изд. - М.: Советский писатель, 1977 и другие. Актуальные проблемы социалистического реализма. - М.: Советский писатель, 1969; Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т. - М.: Наука, 1971; Актуальные проблемы теории литературы и искусства. - М.: Мысль, 1972; Современные проблемы социалистического реализма: Эстетическая сущность метода. - М.: Мысль, 1976; Актуальные проблемы советской литературы. - М.: Изд-во МГУ, 1977; Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. - М.: Худож. лит., 1977; Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. -М.: Наука, 1978 и другие.

В определенной степени освещены проблемы литературного процесса и творческой индивидуальности и в исследованиях, посвященных литературам младописьменных народов, в том' числе и народов Северного Кавказа: балкарской, дагестанской, кабардинской, осетинской и другим Однако в этой сфере еще много нерешенных вопросов.

Известно, что "все советские литературы являются литературами одной исторической судьбы, участвуют в общем процессе развития единой Советской страны и при всем их разнообразий связаны близостью художественного опыта, находящего свое выра 2 жение прежде всего в методе социалистического реализма. . Поскольку социалистический реализм - явление интернациональное, то, естественно, художественная мысль каждого народа

1. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1974; Гетегежев В.А. Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1972; Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. - Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1977; Джусойты Н.Г. История осетинской литературы. - Тбилиси: Мецниереба, 1980; Мамиев Г.А. Осетинская советская литература: Путь развития и основные проблемы. - Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филол. наук. - Тбилиси, 1979; Алиев Х.М. Поэзия Рашида Рашидова и некоторые проблемы социалистического реализма литературы Дагестана: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. - Баку, 1981; Кувоева Г.Ш. Социалистический реализм и творческая индивидуальность писателя в адыгейской прозе: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук; другие.

2. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах./ Гл. ред.: Г.И.Ломидзе и др. T.I. - М.: Наука, 1970, с.5. вносит в это направление свои оригинальные, обусловленные ее историей, традициями черты" Следовательно, обращение к художественному опыту различных народов, в том числе и тех, чье искусство обрело профессиональный характер лишь после Великого Октября, открывает новые возможности для более полного осмысления проблем социалистического реализма. Оно позволяет уяснить взаимоотношения национальных путей идейно-эстетических исканий с общими принципами развития художественной культуры народов, уточнить общую картину эволюции многонациональной советской литературы. о

Литература вайнахов является одной из малоизученных литератур народов СССР. В освещении ее истории много еще неохваченных сторон: эволюция отдельных жанров, роль творческой индивидуальности в литературном процессе, проблема становления и развития социалистического реализма и другие. По существу еще нет ни одного монографического исследования, посвященного творчеству хотя бы тех писателей, которые проложили магистральный путь развития профессиональной литературы младописьменного народа. Без научного анализа творческой эволюции наиболее крупных писателей трудно понять национальное своеобразие и особенности динамики художественной системы, уяснить ее эстетическую сущность, ибо каждый талантливый художник, как известно, вносит большой вклад в формирование принципов искусства 3.

1. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. - 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1975, с.7.

2. Вайнахи - общее самоназвание чеченцев и ингушей, возникшее на основе общности культуры, языка, эстетических представлений, исторических судеб.

3. См.: Храпченко М.Б. О прогрессе в литературе и искусстве. -Собр.соч. в 4-х томах, т.З.- М.: Худож.лит., 1981,с.306-312.

Все это и определило наш научный интерес к указанной проблеме. Выбор непосредственного объекта исследования - эволюция творчества М.А.Мамакаева - объясняется тем, что Магомет Мама-каев принадлежит к категории тех национальных писателей, в чьих творческих исканиях более отчетливо просматриваются основные вехи и тенденции литературного процесса, этапы его эстетического обновления. Неразрывная связь его имени с динамикой художественной мысли Чечни на протяжении почти полустолетия позволяет говорить и о некоторых особенностях генезиса социалистического реализма в чеченской советской литературе. "Трудно представить себе чеченскую советскую литературу без имени Магомета Мамакаева, - справедливо отмечает Ю.Айдаев. - Оно, это имя, в ней также естественно, как сама чеченская художественная литература, ибо Магомет Мамакаев стоял у колыбели и являлся одним из тех, кто положил первый кирпич в фундамент, на котором выросло прекрасное по форме и богатое по содержанию здание литературы, ставшей составной частью многонациональной советской литературы. Если чеченская советская литература сегодня известна далеко за пределами ее родины, то значительная заслуга в этом М.Мамакаева" ^. Анализ эволюции его творчества в связи с проблемами формирования социалистического реализма в нашей литературе имеет не только историко-литературное, но и теоретическое значение.

Творческое наследие писателя обширно и разнообразно. Он является автором многих книг стихов и поэм, очерков и рассказов, повестей и двух романов. Его перу принадлежат литературно

I. Айдаев Ю. От эпической песни до эпопеи. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975, с.30-49. критические статьи, а также исследования, посвященные проблемам истории и развития культуры родного края. Для разносторонней творческой деятельности М.Мамакаева характерно обращение к проблемам времени, к злободневной тематике, стремление к глубокому осмыслению явлений народной жизни, воспевание и утверждение чувств патриотизма и интернационализма. Поэтому интерес критики и литературоведения, широкое признание читателей всегда были неизменными спутниками его творческого;^ дарования. Однако подлинное начало изучения его литературной деятельности по существу можеть быть отнесено ко второй половине 50-х годов, когда вышли из печати "Волны Аргуна" о

В статье К.Квасницкой , явившейся одним из первых серьезных откликов на стихи М.Мамакаева, вошедшие в этот сборник, дана краткая характеристика идейно-тематического содержания произведений писателя, отмечена философская глубина и интернациональный характер его лирики. о

Появление книги М.Мамакаева "Утро над Аргуном" знаменует собой значительное оживление внимания к его поэзии. Автор статьи "Певец Аргуна" характеризуя этот сборник стихов и поэм, пишет о яркости образа освобожденного от социальных пут человека, неукротимого в своем стремлении к большой, полнокровной жизни, говорит о том, что во многих стихотворениях рассматриваемого им сборника ("Поэту", "Смерть", "Родным горам"

1. Волны Аргуна. Стихи чечено-ингушских поэтов. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1957.

2. Квасницкая К. Вместе с народом. - Дружба народов, 1958, В 7, с. 251 - 252

3. Мамакаев М. Утро над Аргуном. - М.: Советский писатель,1958.

4. Апресян Г. Певец Аргуна. - Дружба народов, 1959, $ 6, с. 247. и других) утверждается большая идея единства личного и общественного, национального и интернационального. Правда, Г.Апресян не останавливается на вопросах традиций и новаторства или своеобразия творчества поэта, хотя в конце статьи и подчеркивает, что ".исторические судьбы вайнахов, их национальная жизнь, их сегодняшние достижения - все определяет национальное своеобразие поэзии М.Мамакаева и находит свое выражение в характерной переплавке народно-поэтических традиций, мотивов и интонаций в картинах природы Чечено-Ингушетии, в образе Аргуна, воспетого чеченцами так же, как Волга - русскими, Днепр - украинцами , Арагва - грузинами, Севан - армянами" *. р

Статьи Б.Виноградова , В.Хавчина , написанные в связи с изданием нового сборника поэта "Разговор с матерью" отражают некоторые особенности поэзии М.Мамакаева. Критики пишут о стремлении поэта шире охватить советскую действительность, проникнуть в духовный мир своего современника, строителя нового общества. Они находятся под глубоким впечатлением от "жизненной философии и оригинальной мысли", наполняющих поэтические миниатюры М.Мамакаева, от эстетической наполненности его лирики. При анализе поэмы "Разговор с матерью" замечают возросшее творческое мастерство писателя.

В начале 60-х годов в связи с выходом в свет новых книг стихов и поэм М.Мамакаева "Дуб над Ассой", "Я вернусь", "Избранное", сборников очерков и рассказов "Дороги Родины" и "Лед

1. Апресян Г. Певец Аргуна. - Дружба народов, 1959, №6, с. 248.

2. Виноградов Б. Разговор с матерью. - Грозненский рабочий, I960, 12 июня.

3. Хавчин В. В единстве с народом. - Дон, I960, Л 9, с.18С>-182.

4. Мамакаев М. Разговор с матерью. Стихи, поэмы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1959. тронулся", двухтомного собрания сочинений, повести "Гибель Вендетты" (в соавторстве с Х.Ошаевым и В.Щепотевым) и романа "Мюрид революции" наблюдается значительное усиление внимания к его творческой биографии. Появляется ряд серьезных критических статей и летературоведческих работ. Здесь в первую очередь слет 2 дует назвать исследования Н.Музаева х и М.Чентиевой .

В своих литературоведческих работах Н.Музаев подчеркивает, что М.Мамакаев среди писателей Северного Кавказа занимает одно из ведущих мест, делает попытку раскрыть некоторые черты национального своеобразия писателя, показать глубину его поэтических мыслей и философских обобщений.

Осмысливая творческий путь писателя 20 - 50-х годов, М.Чентиева дает более развернутый анализ отдельных произведений поэзии и прозы М.Мамакаева, стремится создать у читателя целостное представление о его идейно-художественных поисках в утсазанный период, отмечает, что "М.Мамакаев широк в своем диапазоне, его творческая палитра многокрасочна: от лирических стихотворений до романтически взволнованных поэм, от философсо ких миниатюр до рассказов, очерков и романа" . Однако автор очерка творчества писателя почему-то ограничивается анализом лишь нескольких поэтических произведений и обзором жанра рассказа. При этом идейно-эстетический замысел поэмы "Кровавые го

1. Музаев Н. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. - Известия ЧИНИИШЛ, т.4, вып.З. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, с.32-55.

2. Чентиева М. Творчество М.А.Мамакаева. - Известия ЧИНИИИШ1, т.4, вып.З. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964, с.3-31.

3. Там же, с.31. ры" и некоторых стихотворений, привлеченных для анализа ("Время", "Смерть", "Я вернусь" и др.) раскрывается исследователем лишь частично.

Во второй половине 60-х и в начале 70-х годов, когда вышли из печати последние книги М.Мамакаева "И камни говорят", "Солдаты Октября", "Земля Мартана", "Тепло земли", "Зелимхан" и др., изучение его творчества получает новый размах

Авторы исследований Х.Туркаев, Н.Музаев, Ю.Аидаев и другие ищут истоки его поэтического мира, стремятся раскрыть факторы, оказавшие воздействие на мировоззрение художника, показать роль русской литературы и родного фольклора в процессе формирования его идейно-эстетических воззрений.

Написано немало и других статей, рецензий, посвященных отдельным сборникам или произведениям писателя. Однако эти разрозненные статьи и рецензии не создают целостной картины о творчестве писателя, хотя в некоторых из них содержатся верные суждения об идейной направленности его произведений, интересные наблюдения над природой отдельных художественных приемов. Авторы этих работ обходят молчанием такие важные аспекты, как

I. См.: Булацев. И камни говорят. - Октябрь, 1968, В 2; Дыха-ев В. Поэтический образ Родины. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968; Калита Л. Гудит земля стихом. - Грозненский рабочий, 1968, I августа; Айдаев Ю. Жизнь в поэзии. -Известия ЧИНИИИШЕ, литература, т.6, вып.З. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972, с.218-226; Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия (20 - 40-е годы). - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1971; его же. 0 путях развития чеченской литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1973. особенности идейно-эстетических исканий М.Мамакаева, своеобразие эволюции его творческого метода, роль писателя в становлении жанров и другие. Диссертант впервые ставит задачу - осмыслить творческий путь М.Мамакаева в целом, проанализировать на фоне развития литературных жанров произведения поэзии и прозы писателя, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и на этом материале выявить существенные тенденции и закономерности движения литературы по пути овладевания методом социалистического реализма.

Изучая жизненный и творческий путь М.А.Мамакаева и рассматривая литературный процесс Чечни, диссертант опирался на исследования литературоведов республики Ю.Айдаева, И.Дахкиль-гова, Н.Музаева, Х.Туркаева, М.Чентиевой и других.

При оценке мировоззрения писателя и его творческого метода были использованы труды известных ученых по истории и теории советской многонациональной литературы А.С.Бушмина, П.С.Вы-ходцева, Н.К.Гея, К.Л.Зелинского, В.И.Иванова, Г.И.Ломидзе, Д.И.Маркова, А.И.Метченко, А.И.Овчаренко, С.М.Петрова, Б.Л.Суч-кова, М.Б.Храпченко и других.

Методологической основой данной диссертации послужили произведения классиков марксизма-ленинизма и важнейшие постановления ЦК КПСС и Советского правительства о литературе и искусстве.

Очерченный круг задач и целей, проблемно-хронологический принцип исследования поэтического и прозаического творчества М.Мамакаева обусловили характер содержания и построения настоящей диссертации.

Первая глава состоит из двух разделов. В первом разделе на фоне становления чеченской советской литературы 20 - 30-х годов прослеживаются пути идейно-эстетического освоения писателем национальной действительности, выявляется своеобразие формирования его художественной концепции под влиянием характерных черт литературного процесса. Второй раздел посвящен уяснению идейных воззрений героя поэзии М.Мамакаева послевоенных десятилетий, где раскрывается духовное богатство советского человека, определению индивидуального вклада писателя в текущий литературный процесс.

В трех разделах второй главы рассмотрен основной вклад писателя в развитие художественной прозы. В процессе анализа жанров очерка, рассказа и романа выявлены особенности творческого дарования М.Мамакаева как прозаика, освещен новаторский характер его произведений, в которых наиболее отчетливо просматриваются пути освоения и утверждения им принципов социалистического реализма.

В заключении даются основные выводы по теме и проблематике исследования, кратко оценивается вклад М.Мамакаева в формирование социалистического реализма в чеченской советской литературе 20 - 60-х годов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая эволюцию творчества М.Мамакаева в процессе становления и развития чеченской советской литературы, мы стремились выявить те основополагающие факторы, которые оказали благотворное воздействие на формирование мировоззрения художника, показать, из каких источников он черпал темы, образы, идеи своих произведений, какие пути идейно-эстетических поисков им пройдены, как писатель осваивал и утверждал в своих творческих исканиях принципы нового художественного метода.

Формирование эстетических представлений чеченских советских писателей, в том числе и М.Мамакаева, органически связано с Октябрьской революцией и последующими социалистическими преобразованиями. Поэтому не случайно в центре их творческих поисков оказывается образ нового человека, героя революционера. Опираясь на традиции устного народного творчества, сочетая с ними лучшие достижения старой и новой культур народов, и прежде всего русской культуры, они постоянно утверждали положительные черты в воззрениях советских людей. Анализ литературного процесса Чечни 20 - 30-х годов и, в частности, поэтических произведений М.Мамакаева, сыгравшего заметную роль в этом процессе, свидетельствует о том, что в молодой чеченской литературе проявились характерные и для других литератур народов СССР тенденции и закономерности: освоение политической темы, поиски нового героя, стремление изобразить существенные черты социалистической действительности, борьба с пережитками прошлого, ориентация на единый творческий метод - социалистический реализм. Но вместе с тем она имела и свои неповторимые черты, связанные с особенностями исторического развития народа, уровнем его культуры, традициями, дореволюционным художественным опытом.

В послевоенные десятилетия в литературе намечается процесс качественного обновления. Расширяются тематические границы изображаемых явлений. Внимание писателей концентрируется преимущественно на проблемах современности. Главной тенденцией в развитии литературы второго и третьего послевоенных десятилетий выступает дальнейшее углубление реалистических принципов. Осмысляя и творчески перенимая опыт советской многонациональной литературы, писатели стремятся отразить процесс слияния личных устремлений и общественных интересов, тяготеют к раскрытию общечеловеческих, интернациональных задач. Важное место в их творчестве занимают произведения, посвященные Ленину, революции, партии, Родине, морально-этическим проблемам.

Основные вехи и тенденции литературного процесса Чечни этого периода наиболее отчетливо просматриваются в разносторонней творческой и общественной деятельности М.Мамакаева, который всем своим талантом последовательно и целеустремленно утверждает правду социалистического искусства, принципы гуманизма, коммунистической партийности и народности.

Как поэт и прозаик он достигает наибольшего творческого взлета именно в эти годы. С большим мастерством он создает более десяти поэтических сборников, пронизанных теплым лиризмом, книги очерков и рассказов, пишет повести и романы. Постоянно расширяя диапазон своих идейно-эстетических исканий, активно осваивая принципы социалистического реализма, он стремится глубоко осмыслить мировоззренческие проблемы, связанные с формированием нового человека, прочертить контуры ведущих тенденций времени и отразить их, обогатив форму и содержание национальной литературы, внести существенный вклад в ее поступательное движение.

В центре творчества М.Мамакаева теперь, в зрелый период, стоит образ человека, освободившегося от религиозных и житейских предрассудков, воплощающего в себе черты строителя коммунистического общества. Этот образ просматривается не в отдельном произведении писателя, а в целом тематическом комплексе. С наибольшей же полнотой он выступает лишь во всем творчестве писателя и представляет собой емкий, обобщенный "аккумулятор" идей и переживаний художника слова.

В раздумьях о времени, о будущем, в сквозных и устойчивых образах мы ощущаем поэтический мир М.Мамакаева. Интерес к ис- v торизму в осмыслении процессов народной жизни и к психологии человека определяет особый склад его творчества. Его поэзия является прежде всего поэзией глубокой мысли, тяготеющей к философским обобщениям, близкой к эстетическому сознанию народа. Прослеживая судьбы народа и Родины и нравственный облик советского человека, М.Мамакаев следует логике жизненной правды.

Мысль о народе как творце духовных ценностей и решающей силе истории, о красоте человеческого подвига во имя его светлого будущего - таков лейтмотив творческого наследия М.Мамакаева.

Его стилю свойственны прежде всего предметность и лиризм, разговорные интонации, певучесть народной речи.

Новаторство Мамакаева особенно ярко проявилось в его патриотической лирике и в прозе.

Любовь к Родине выглядит как живое, непосредственное чувство. Между героем лирики и Родиной существует нерасторжимая связь, родство, одухотворенное оптимистической верой в ее грядущее. Эта лирическая связь позволяет ему вести с Родиной душевный разговор, трезво осмыслить прошлое, видеть настоящее и заглянуть в будущее. Образ Родины лирически окрашен и обладает зримыми чертами: "бурные реки", "высокие горы", "белые волны", "золотые поля", "волнистые леса", "седые вершины", "кровавые горы", "раненые скалы" и т.д. Пейзаж одухотворен чувством неразрывной связи человека с родной землей, которая служит основой его жизнестойкости. Словом, все его наиболее значительные патриотические стихи представляют собою раздумья о Родине.

Для рассказов и очерков М.Мамакаева характерен интерес к наиболее важным проблемам современности. Б них ощущается тесная связь с общественной мыслью и задачами времени, умение писателя видеть не только сегодняшние достижения, но и перспективу дальнейшего развития общественных отношений. В этих жанрах, как и в поэзии, он стремится охватить не только Чечню и Ингушетию, но и трудовую жизнь Сибири, Средней Азии, Казахстана. Различные формы рассказа и художественной публицистики, используемые М.Мамакаевым, не только расширяли круг явлений и характеров, ставших объектами внимания автора, но и обогащали его художественную палитру новыми приемами и способами изображения действительности.

Вершиной прозаических произведений М.Мамакаева явились романы "Мюрид революции" и "Зелимхан", в которых автор правдиво исторически достоверно представил эпоху, сформировавшую героев гражданской войны и их предшественников.

Глубина историзма, социальной детерминированности исторической личности отличает в этих романах мамакаевскую манеру создания характера. Он исследует здесь и непосредственные, и отдаленные факторы, оказавшие воздействие на психологию героя, на его поступки, явления рассматривает исторически, в связи с конкретным содержанием самого явления и в связи с другими явлениями. Это основное требование ленинского принципа историзма лежит в основе его подхода к документу в работе над историческим или историко-революционным романом. Б них ощущается чувство связи истории с современностью, умение видеть жизнь и ее противоречия в развитии, в движении от прошлого к настоящему и будущему.

Появление этих крупножанровых форм свидетельствовало о творческих достижениях писателя, о качественно новом эстетическом уровне его прозы.

Большой и сложный путь прошел М.Мамакаев в своей жизни и в своих идейно-эстетических исканиях. Из беспризорника, с семилетнего возраста лишенного тепла материнских рук и отцовской заботы, он вырос в большого самобытного художника слова, патриота и интернационалиста. На протяжении всего творческого пути он постепенно утверждался на прочных позициях нового художественного метода, воплощая в своих произведениях эстетический идеал социализма. В этом процессе росло и его художественное мастерство. От небольших стихотворений, посвященных историческим личностям или современной тематике, до крупноплановых произведений - таков путь М.Мамакаева на литературном поприще.

Его литературное наследие имеет большое значение для творческого роста современных писателей. Чеченские писатели, появившиеся на арене идейно-художественных исканий в послевоенные годы, учась у М.Мамакаева точности литературного слова, глубокой философской мысли, умению создавать яркие образы героев произведений, стремятся оживить облик древнего края вайнахов и новой Чечено-Ингушетии, эстетически осмыслить и отобразить внешний и внутренний мир советского человека.

Занимая различные должности в партийных и советских органах, М.Мамакаев принимал активное участие в общественно-политической и культурной жизни республики, в борьбе за идейно-нравственное воспитание нового человека. За большие заслуги в развитии советской литературы и общественную деятельность в 1970 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Прошло более десяти лет со дня смерти Магомета Амаевича Мамакаева, но его дело, его лучшие произведения, утверждая правду социалистического искусства, продолжают служить народу в его борьбе за построение коммунистического общества.

 

Список научной литературыМусаев, Хусейн Муцалханович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Работы классикой марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. Сборник. 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983. T.I. - 605 с.1. Т.2. 701 с.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-420.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. -М.: Мысль, 1971. 534 с.

5. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с.336-337.

6. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т.24, с.ИЗ-150.

7. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т.121, с.99-105.

8. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. 6-е изд., М.: Худож. лит., 1979. - 827 с.

9. В.И.Ленин о культурной революции. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1971. - 256 с.

10. В.И.Ленин о культуре. М.: Политиздат, 1980. - 336 с.

11. Ленин В.И. Проект программы РКП(б). Полн." собр. соч., т.38, с.81-124.

12. Ленин В.И. А.М.Горькому. Полн. собр. соч., т.48, с.30-33.

13. Ленин В.И. О характере наших газет. Полн. собр. соч., т.37, с.89-91.

14. Ленин В.И. Уроки революции. Поли. собр. соч., т.34, с.53-69.

15. П. Официально-документальные материалы

16. Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за I9I7-I947 годы. 2 вып. - М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. -304 с.

17. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. 8-е изд., т. 2.-М.: Политиздат, 1970, с.204-371.

18. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. 8-е изд., т.5г М.: Политиздат, 1971. - 479 с.

19. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -254 с.

20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 129 с.

21. О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М.: Политиздат, 1979. - 15 с.

22. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. Правда, 1972, 25 января.

23. О партийной и советской печати: Сборник документов. -М.: Правда, 1954. 692 с.

24. О 60-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М.: Политиздат, 1977. - 32 с.

25. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 31 с.

26. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

27. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

28. Ш. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

29. Вместе с партией, вместе с народом: Материалы пленума Союза писателей СССР. Литературная газета, 1974, II сентября.

30. Второй Всесоюзный съезд писателей СССР: Стенографический отчет. М., 1956. - 607 с.

31. Третий съезд писателей СССР: Стенографический отчет. -М.: Советский писатель, 1959. 272 с.

32. У1 съезд писателей СССР: Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1978. - 467 с.- 166 -17. Книги (научные)

33. Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия (20 -40-е гг.). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975. - 138 с.

34. Айдаев Ю. От эпической песни до эпопеи. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975. - 93 с. .

35. Актуальные проблемы социалистического реализма: Сб.ст./ Ред.кол.: Н.К.Гей и др. М.: Советский писатель, 1969. - 552 с.

36. Актуальные проблемы теории литературы и искусства: Об.ст./Ред.кол.: проф. Б.Б.Новиков и др. М.: Мысль, 1972. -301 с.

37. Актуальные проблемы советской литературы: Сб.ст./ Ред. кол.: проф. А.И.Метченко и др. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 243 с.

38. Актуальные проблемы социалистического реализма: Сб.ст./ Ред.кол.: проф. А.И.Метченко и др. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 292 с.

39. Андреев Ю. Революция и литература. 2-е изд., доп., М.: Худож. лит., 1975. - 446 с.

40. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. М.: Наука, 1977. - 359 с.

41. Барабаш Ю. 0 народности. М.: Советский писатель, 1970. - 368 с.

42. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Советская Россия, 1978. - 383 с.

43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. 424 с.

44. Беляев А. реологическая борьба и литература: Критический анализ американской советологии. 2-е изд., доп. - М.:

45. Советский писатель, 1977. 392 с.

46. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292 с.

47. Б!ушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. -Л.: Худож. лит., 1978. 223 с.

48. Е1ушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.

49. Вайман С.Т. Марксистская эстетика и проблемы реализма.- М.: Советский писатель, 1967. 317 с.

50. Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи: I9I7-I977 гг. М.: Наука, 1979. - 375 с.

51. Виноградов Б.С. Писатель и жизнь. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1962. - 94 с.

52. Волков И.Ф. Творческий метод и художественные системы.- М.: Искусство, 1978. 264 с.

53. Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. М.: Искусство, 1974. - 166 с.

54. Вопросы теории советского искусства: Проблемы социалистического реализма./Ьтв, ред. Н.А.Ястребова. -М.: Наука, 1980.- 336 с.

55. Выходцев П. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. - 334 с.

56. Гей Н.К. Пафос социалистического реализма. 2-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1973. - 144 с.

57. Горький М. О социалистическом реализме. Собр. соч. в 30-ти томах, т.27. - М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953, с.5-13.

58. Горький М. О литературе. Собр. соч. в 30-ти томах, т.25. - М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953, с.248-262.

59. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. -319 с.

60. Гусейнов Ч.Г. Форш общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

61. Дахкилъгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975. -187 с.

62. Егоров А.Г. О реакционной сущности современной буржуазной эстетики. М.: Госполитиздат, 1961. - 307 с.

63. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1977. - 461 с.

64. Живое единство (0 взаимовлиянии литературы народов СССР): Сб.ст. М.: Советский писатель, 1974. - 392 с.

65. Зелинский К.Л. Литература народов СССР. М.: Гослитиздат, 1957. - 406 с.

66. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. М.: Худож. лит-ра, 1967. - 383 с.

67. Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы: Формирование и сущность. М.: Худож. лит-ра, 1975. - 470 с.

68. Идейное единство и художественное многообразие советской прозы: Сб.ст./ Ред.кол.: проф. Л.Г.Якименко и др. М.: Мысль, 1974. - 334 с.

69. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л.: Наука. Лен.отд-е, 1975. - 172 с.

70. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы./ Под.ред. А.С.Бушмина. Л.: Наука, Лен.отд-е, 1974. - 275 с.

71. Кедрина 3. Главное человек: Некоторые черты современного реализма. - М.: Советский писатель, 1972. - 408 с.

72. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М.-Л.: Искусство, 1963. - 282 с.

73. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М.: Мысль, 1977. - 264 с.

74. Литература исторического оптимизма. М.: Прогресс, 1977. - 390 с.

75. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М.: Советский писатель, I960. - 379 с.

76. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Советский писатель, 1967. - 372 с.

77. Ломидзе Г.И. Лениннизм и судьбы национальных литератур. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1974. - 326 с.

78. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М.: Советский писатель, 1978. - 272 с.

79. Луначарский А.В. Статьи о литературе. М.: Худож. лит-ра, 1957. - 736 с.

80. Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. 2-е изд. доп. - М.: Худож. лит-ра, 1978. - 413 с.

81. Методология современной литературной критики. М.: Мысль, 1976. - 352 с.

82. Методология современного литературоведения: Проблемы историзма./ Ред.кол.: Ю.Б.Борев и др. М.: Наука, 1978. -368 б.

83. Метченко А.И. Маяковский: Очерк творчества. М.: Худ. лит., 1964. - 503 с.

84. Метченко А.И. Завещано Горьким: Роль А.М.Горького в развитии социалистического реализма. М.: Худ. лит., 1969. -119 с.

85. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1975. -487 с.

86. Музаев Н.Д. "Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1963. - 79 с.

87. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказав процессе становления жанров. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1974. - 236 с.

88. Национальное и интернациональное в советской литераг-туре./ Ред.кол.: Г.И.Ломидзе и др. М.: Наука, 1971. - 518 с.

89. Николаев П.А. Реализм как творческий метод. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 280 с.

90. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. 2-е изд., доп. - М.: Советский писатель, 1974. - 520 с.

91. Нохчийн советски литературан истории очеркам. Грозный: Нохч-г1алг1айн кн. изд-во, 1961. - 240 а.

92. Овчаренко А. И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. 3-е изд., доп. - М.: Современник, 1975. - 623 с.

93. Овчаренко А.И. Социалистический реализм: Проблемы. Анализ произведений. Споры. М.: Советский писатель, 1977. - 160 с.

94. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока: (Традиции и современность).1. М.: Наука, 1972. 266 с.

95. Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1963. - 240 с.

96. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. М.: Просвещение, 1978. - 287 с.

97. Пархоменко М.Н. Рождение нового эпоса. М.: Современник, 1979. - 352 с.

98. Петров С.М. Реализм. М.: Просвещение, 1964. - 492 с.

99. Петров С.М. Возникновение и формирование социалистического реализма. 2-е изд., доп. - М.: Высшая школа, 1976. - 416 с.

100. Петров С.М. Критический реализм. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1980. - 359 с.

101. Поспелов Г.И. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

102. Поэтический строй русской лирики. 1.: Наука. Ленингр. отд-е, 1973. - 351 с.

103. Проблемы реализма: Материалы дискуссии о реализме в мировой литературе в 1957 г./ Общая ред. Н.И.Анисимова и др. -М.: Гослитиздат, 1959. 635 с.

104. Проблемы художественной правды. М.: Мысль, 1971. -328 с.

105. Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х томах./ Ред.кол.: Н.К.Гей и др. М.: Наука, 1971. T.I. - 420 е.; Т.2. - 349 с.

106. Проблемы развития литератур народов СССР./ Ред. ко л.: Г.И.Ломидзе и др. М.: Наука, 1964. - 424 с.

107. Реализм и его отношения с другими методами: Сб.ст./ Ред.кол.: Р.М.Самарин и др. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 366 с.

108. Современные проблемы социалистического реализма: Эстетическая сущность метода. М.: Мысль, 1976. - 320 с.

109. Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М.: Наука, 1980. - 383 с.

110. Социалистический реализм на современном этапе его развития: Сб.ст./ Ред.кол.: В.Р.Щербина и др. М.: Наука, 1977. -445 с.

111. Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения./ Сост. Е.Сидорова и Л.Якименко. М.: Худож. лит-ра, 1977.- 396 с.

112. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. 4-е изд.- М.: Советский писатель, 1977. 504 с.

113. ИЗ. Тимофеев В. Пути художественного исследования личности: Из опыта советской литературы. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1975. - 191 с.

114. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

115. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Кн. изд-во "Эльбрус", 1974.- 235 с.

116. Толстой А.Н. О литературе. Советвкий писатель, 1956. - 294 с.

117. Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия (20-40-е годы). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1971. - 180 с.

118. Туркаев Х.В. 0 путях развития чеченской литературы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1973. 163 с.

119. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское кн.изд-во, 1978. - 348 с.

120. Фадеев А. За тридцать лет: Избранные статьи, речи иписьма о литературе и искусстве. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1959. - 996 с.

121. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. - М.: Советский писатель, 1977. - 446 с.

122. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. - М.: Советский писатель, 1982. -416 с.

123. Храпченко М.Б. Собрание сочинений. Б 4-х томах. М.: Худож. лит-ра, 1980-1982. Т.З, 1981. - 432 с. Т.4, 1982.480 с.

124. Чиботару С.С. Формирование социалистического реализма в молдавской литературе: I9I7-I94I. М.: Наука, 1974. -303 с.

125. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Ленингр. отд-е, 1974. - 182 с.

126. Щербина В.Р. Пути искусства. М.: Худож. лит-ра, 1970. - 414 с.

127. Щербина В.Р. Писатель в современной литературе: Литература. реология. Культура. -М.: Советский писатель, 1973. -576 с.

128. Якименко Л. На дорогах века./ Актуальные вопросы советской литературы. М.: Худож. лит-ра, 1973. - 368 с.1. У. Статьи

129. Айдаев Ю. Жизнь в поэзии. Известия ЧИНИИИЯЛ: Вопросы чечено-ингушской литературы, т.6, вып.З. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972, с.218-226.

130. Аникин В.П. Творческая природа традиций и вопрос освоеобразии художественного метода в фольклоре. Б кн.: Проблемы фольклора. - М.: Наука, 1975, с.30-40.

131. А-щресян Г. Певец Аргуна. Дружба народов, 1959, № 6, с.247-248.

132. Бабушкин Н.Ф. Современное народно-поэтическое творчество и проблемы реализма. В кн.: Вопросы творческого методаи мастерства в литературе и фольклоре. Томск: Изд-во Томского университета, 1962, с.68-74.

133. Бекизова 1.А. По законам взаимодействия и художественной самобытности. В кн.: Советский роман. - М.: Наука, 1978, с.610-642.

134. Бикмухаметов Р.Г. От изучения особенностей к исследованию закономерностей. Вопросы литературы, 1965, № 8, с.49-61.

135. Булацев X. И камни говорят. Октябрь, 1968, }£ 2, с.219-220.

136. Виноградов Б.С. Разговор с матерью. Грозненский рабочий, I960, 12 июня.

137. Выходцев П.С. Народность как идейно-эстетическая категория. В кн.: Курс лекций по теории социалистического реализма. - М.: Высшая школа, 1973, с.76-101.

138. Гей Н.К. Художественная форма и национальные традиции. В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х томах, т.1. - М.: Наука, 1971, с.5-46.

139. Калита 1. Гудит земля стихом. Грозненский рабочий, 1968, I августа.

140. Квасницкая К. Вместе с народом. Дружба народов, 1958, JG 7, с.251-252.

141. Кешоков А. Цвет зрелости. Вопросы литературы, 1956, № 12, с.8-17.

142. Ломидзе Г.И. Истины ясные и спорные. В сб.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, с.212-235.

143. Музаев Н.Д. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. В сб.: Известия ЧИНЙИИШГ, т.4, вып.З. Вопросы че-чено-ингушкой литературы. - Грозный: Чечено-Ингушкое кн. изд-во, 1964, с.32-55.

144. Овчаренко А.И. Основные типы социалистического реализма. Москва, 1973, $ 9, с.199-212.

145. Овчаренко А.И. Советская художественная проза семидесятых годов. Масква, 1975, с.292-212.

146. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений. Вопросы литературы, 1982, № 3, с.139-155.

147. Султанов К.К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования. В кн.: Взаимодействия литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1981, с.239-266.

148. Туркаев Х.В. Современная чеченская поэма. Известия ЧЙНИИИЯЛ: Вопросы чечено-ингушской литературы, т.6, вып.З. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972, с.82-88.

149. Хавчин В. В единстве с народом. Дон, I960, № 9, с.180-182.

150. Чентиева М.Д. Творчество М.А.Мамакаева. Известия ЧИНЙЙЙШ1, т.4, вып.З: Вопросы чечено-ингушской литературы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964, с.3-31.

151. Шолохов М. Смысл борьбы: Беседа с М.А.Шолоховым. -Комсомольская правда, 1970, 24 июня.

152. Эдилов X. Яздархочун ирс. Ленинан некъ, 1964, 15 ноябрь.- 176 -71. Исторические материалы

153. Джамбулатова З.К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 годы). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1974. - 233 с.

154. Мальсагова Т.Т. Восстание горцев в Чечне в 1877 году. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968. - 44 с.

155. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. В 2-х томах, Т.П. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. - 360 с.

156. Попов А.Г. Социалистические преобразования сельского хозяйства в Чечено-Ингушетии (20-30-е гг.). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1976. - 239 с.

157. УЛ. Художественные произведения

158. Айдамиров А. Лаьмнашкахь серло: Повесть, дийцарш. -Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1963. 268 а.

159. Айдамиров А. Маршинан ц1арах: Роман. Грозный: Нохч-ИалгШн кн. изд-во, 1968. - 304 а.

160. Айсханов Ш. Хаьржинарш: Стихаш, дийцарш, очеркаш. -Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1964. 116 а.

161. Арсанов С-Б. Маца девза доттаг1алла: Роман. Грозный: Нохч-Г1аг1айн кн. изд-во, 1963. - 536 а.

162. Арсанов С.-Б. Серебристая улыбка: Очерки и рассказы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1965. 64 с.

163. Ахматова Р. Нийсархошка: Стихаш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1963. - 148 с.

164. Ахматова Р.С. У!ду к тебе: Стихи. М.: Молодая гвардия, I960. - 78 с.

165. Ахматова Р.С. Трудная любовь: Стихи. М.: Советский писатель, 1963. - 78 с.

166. Ахматова Р.С. Откровение: Стихи. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964. - 130 с.

167. Ахматова Р. Дикалла: Стихаш, поэмаш. Грозный: Нохч-Иалг1айн кн. изд-во, 1975. - 106 а.

168. Ахматова Р. Цхьаьнакхетар: Стихаш, поэмаш. Грозный: Нохч-Иалг1айн кн. изд-во, 1978. - 279 а.

169. Бадуев С. Хаьржинарш: Романан дакъий, повестапппий, дийцаршший, пьесий. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, I960. - 267 а.

170. Бадуев С.-С.С. 1*улйина сочиненеш. 2 томехь. Грозный: Нохч-Иалг1айн кн. изд-во, 1977. I т. - 426 а.; 2 т. - 430 а.

171. Базоркин И.М. Призыв; Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1965. - 368 с.

172. Базоркин И.М. Дороги любви: Повести. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1966. - 99 с.

173. Базоркин И.М. Из тьмы веков: Роман. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968. - 707 с.

174. Боков А. Две ночи: Повести. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1965. - 187 с.

175. Боков А. Бача и его жены: Повесть и рассказы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1967. - 119 с.

176. Боков А. Сыновья Беки: Роман. М.: Советский писатель, 1977. - 576 с.

177. Боков А. Багровые зори: Роман. Грозный: Чечено-йн-гушское кн. изд-во, 1978. - 270 с.

178. Бедзижев А. Огонь в очаге: Повести и рассказы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968. 239 с.

179. Ведзижев А. Ночная гостья: Рассказы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. - 268 с.

180. Ведзижев А. Поджог: Повести, рассказы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1976. - 198 с.

181. Волны Аргуна: Стихи чеченских и ингушских поэтов. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1957. 184 с.

182. Гайсултанов У. Кавказан лаьмнашкахь: Повесташший, дийцарпппий. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, I960. - 141 а.

183. Гайсултанов У. Лаьмнашна майранаш беза. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1979. - 508 а.

184. Гатуев Дзахо. Зелимхан: Из истории национально-освободительного движения на Северном Кавказе. Ростов-Дон - Краснодар: "Севк1авкнига", 1926. - 195 с.

185. Гойгов А. Утро свободы: Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1973. - 135 с.

186. Дудаев Абади. Шаьстенан болар: Стихаш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1966. - 72 а.

187. Исаева М.С. Ирсан орам: Роман. Кн. 1-2. Грозный: Нохч-Пеалг1 айн кн. изд-во, 1964. - 1970. I кн. - 1964. - 219 а.; 2 кн. - 1970. - 170 а.

188. Мальсагов 3. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1966. - 83 с.

189. Мальсагов 3. Хержараш. Грозный: Нохч-Г1еалг1айн кн. изд-во, 1970. - 129 а.

190. Мамакаев А. Сочиненеш: Стихаш, поэмаш, повесть, дийцар. Грозный: Нохч-Палг1айн кн. изд-во, 1964. - 272 а.

191. Мамакаев М. Коминтерн: Очерк. Соьлжа-Пала: "Серло", 1930. - 28 а.

192. Мамакаев М. Ша меттах баьлла: Дийцарш. Грозный:

193. Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1958. 91 а.

194. Мамакаев М. Сан некъан кехат:(Стихийн, поэмийн сборник). Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1958. - 168 а.

195. Мамакаев М. Гулйина сочиненаш, 1т.: Стихаш, поэмаш.- Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1964. 287 а.

196. Мамакаев М. Гулйина сочиненеш, 2т: Дийцарш, повесташ.- Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1965. 231 а.

197. Мамакаев М. Т1улгаша а дуьйцу: Стихаш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1966. - 116 а.

198. Мамакаев М, Хаьржинарш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1970. - 316 а.

199. Мамакаев М. Лаьттан йовхо: (Керла мог1анаш). Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1971. - 324 а.

200. Мамакаев М. Утро над Аргуном? Стихи, поэмы. М.: Советский писатель, 1958. - 94 с.

201. Мамакаев М. Разговор с матерью: Стихи, поэмы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1959. - 208 с.

202. Мамакаев М. Дуб над Ассой: Стихи. М.: Советская Россия, 1961. - 128 с.

203. Мамакаев М. И камни говорят: Стихи. М.: Худож. лит-ра, 1968. - 184 с.

204. Мамакаев М.А. Солдаты Октября: Рассказы и очерки. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1969. 172 с.

205. Мамакаев М.А. Стихи и поэма. М.: Советский писатель, 1971. - 176 с.

206. Мамакаев М. Человеком по земле: Стихи. М.: Современник, 1976. - 80 с.

207. Мамакаев М. Революции мурд: Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1967. - 315 а.

208. Мамакаев М.А. Гибель вендетты (в соавторстве с Х.Оша-евым и В.Щепотевым): Повесть. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1963. - 141 с.

209. Мамакаев М. Мюрид революции: Роман. М.: Детская литература, 1968. - 208 с.

210. Мамакаев М. Зеламха: Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1968. - 295 а.

211. Мамакаев М. Зелимхан: Роман. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1971. - 275 с.

212. Музаев Н. Замза: Повесть. Алма-Ата: Казгослитиздат, 1957. - 136 а.

213. Музаев Н. Селима дуьйцу: Поэма. Алма-Ата: Казгослитиздат, 1957. - 184 а.

214. Музаев Н. Довха дегнаш: Поэмийн сборник. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1961. - 128 а.

215. Музаев Н. Кьонахийн болар: Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, I960. - 411 а.

216. Музаев Н. Органан тог1ехь: Роман. Грозный: Нохч-Иалг1айн кн. изд-во, 1966. - 307 а.

217. Музаев Н. Татолан шабарш: Стихаш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1968. - 69 а.

218. Мусаев М. Садаьршаш: Повесть, дийцарш. Грозный: Нохч-ГТалг1айн кн. изд-во, I960. - 163 а.

219. Мусаев М. Дашо Маха: Повесть, дийцарш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1963. - 224 а.

220. Мусаев М. Анзор: Повесть. Грозный: Нохч-ГТалг1айн кн. изд-во, 1966. - 284 а.

221. Муталибов 3. Ыаьхочун весет: Сийлахь-боккхачу Дай-мехкан тамах лаьцна. Повесть, дийцар, очерк. Грозный: Нохч

222. Г1алг1айн кн. изд-во, I960. 123 а.

223. Муталибов 3. Раненая анкета: Повесть и рассказы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968. 299 с.

224. Муталибов 3. Бессмертный всадник: Стихи и поэмы. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1968. 119 с.

225. Муталиев Х:Б. Стихотворения. М.: Советский писатель, 1958. - 103 с.

226. Муталиев Х.-Б. В долине Ассы: Сборник стихов. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1961. - 152 с.

227. Нажаев А. Хаьршинарш: Стихавший, поэмий. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1967. - 91 а.

228. Ошаев X. Весна: Очерки, рассказы, пьесы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1969. - 250 с.

229. Ошаев X. Пламенные годы: Роман. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1977. - 573 с.

230. Павленко П.А. Шамиль: Роман. Махачкала: Даггосиздат, 1942. - 205 с.

231. Рассказы писателей Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1965. - 228 с.

232. Саидов Б. Деган аз: Стихаш. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1963. - 87 а.

233. Саидов Б. Хаьржинарш: Стихаш, поэмаш. Грозный : Нохч-1Талг1айн кн. изд-во, 1974. - 163 а.

234. Сальмурзаев М. Кхетаме Хамид. Соьлжа-Иала: Нохч-облзорб "Серло", 1930. - 24 а.

235. Сулаев М. Тавсолта ломара д1авоьду: 'Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1966. - 242 а.

236. Сулаев М. Дагчуьра суйнаш: Стихаш. Грозный: Нохч-Палг1айн кн. изд-во, 1968. - 87 а.

237. Хамидов А.-Х. Абубешар: Дийцарппний, пьесалппий. Грозный: Нохч-Г1алг1айн кн. изд-во, 1958. - 68 а.

238. Хамидов А.-Х. Лийрбоцурш: Дийцарш, пьесаш. Грозный: Нохч-1Талг1айн кн. изд-во, 1980. - 416 а.

239. Чахкиев С. Волчьи ночи: Роман. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1973. - 239 с.

240. Эдилов X. Дуьненан юкъ: Стихаш, поэмаш. Грозный: Нохч- Иалг1айн кн. изд-во, 1967. - 55 а.

241. Яндиев Дж. Эхо в горах: Сборник стихов. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964. - 128 с.

242. Яндиев Дж. Утренние мысли: Стихи. М.: Детская лит-ра, 1967. - 95 с.

243. Яндиев Дж. Лавина: Стихи, разных лет. М.: Советская Россия, 1967. - 220 с.