автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Букин, Александр Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии'

Текст диссертации на тему "Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии"

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева

Букин Александр Олегович

Творчество H.K. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 24.00.01. -" Теория культуры "

г. Саранск - 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введшие.......................................................................................с. 3-11

I. Творчество НК Рериха и проблема диалога культур.......... с. 12 - 63

1.1. Формирование мировоззрения Н К Рериха...................с. 12-31

1.2. Иещийско - росхжйский культурный диалог в творчестве НК Рериха

............................................................................... с. 32-63

II. Культурологическая концепция НК Рериха................... с. 64 - 110

И. 1. НК Рерих о кулыуре и цивилизации......................... с. 64 - 76

II.2. Философские и этико-эстетические взгляды НК Рериха, с. 77- 110

Заключение,................................................................................ с. 111 - 120

Шблиографический список........................................................с. 121 - 139

ВВЕДЕНИЕ

" Во имя красоты знания, во имя культуры стерлась стена между Западом и Востоком

НК Рерих

Актуальность темы исследования.

ы Сохранит ли человечество человечность? " - лейтмотив творчества Николая Константиновича Рериха / Рёрих / / 1874 - 1947 г.г. /. В современных условиях он не только не снят с повестки дня, но в последние годы все более и более приобретает глобальную актуальность. Негативные тенденции, которые художник отмечал в нравственно-культурной области человеческой общности, политического, экономического, экологического состояния окружающего мира, в настоящее время еще более обострились, приобретая общемировой характер. Современная цивилизация стоит на грани глубочайшего кризиса, и на весах истории - само выживание человечества как биологического вида Обострение национальных конфликтов в ряде регионов планеты, непреэфащающиеся локальные войны, хроническое экономическое отставание большинства стран мира от развитых государств, нерешённые социальные проблемы гогантского чисш людей, продолжающееся варварское загрязнение биосферы Земли, а также криминализация общества, терроризм и политический экстремизм - все это ставит перед человечеством проблему гуманизации современной цивилизации, поднятую Рерихом ещё в 30-е годы, и сегодня можно с уверенностью сказать, что пришло время, когда Гуманизм как мировоззрение должен стать основополагающим в человеческом обществе, так как в основе его лежат прежде всего интересы Человека. Рерих в своё время писал, что для достижения широкого общечеловеческого консенсуса в процессе международного сотруоничества необходим поиск общих высших ценностей, пользующихся широким при-

знанием. По езго мнению, такими ценностями должны стать Культура, Красота и Знание, основанные на глубоких нравственных устоях. Шо все религии и культуры связывают эта понятия с человеком и хотят их проявления в любой, пусть даже фрагментарной и не столь конкретной форме. Призывы художника к познанию и воплощению в жизнь Красоты, а через нее Культуры и Знания должны быть приемжмы для всех, вне зависимости от национальной пржщцпежносш и государственного устройства

И именно в этом пшне становится очень своевременным лозунг Рериха " Мир через культуру Эти слова, прозвучавшие в свое время с вершин Гималаев, были ориентированы, главным образом, на будущее, на современный мир, когда проблема создания единого общечеловеческого дома, основанного на принципах уважения личности вне зависимости от национальной или государственной принадлежности, стала актуальной, как никогда Девиз " Мир через культуру " должен означать сегодня утверждение идеалов через уважение к культуре, через развитие культуры на всех уровнях нашей жизни - от межгосударственных до каждодневных и бытовых, ибо, по мнению Рджха, культура является той высшей, общечеловеческой, унивцэсальной ценностью, которая способна объединить разобщенное человечество. И основными принципами на этом сложном и нелегком пути должны стать терпимость, чуткость, взаимопонимание, так как без них невозможен никакой диалог между странами и отдельными людьми, а значит, и мирное созидание, и сотрудничество. Отсюда актуальность и своевременность изучения этого процесса

Творческое наследие и общественная деятельность Рериха являются яркими иллюстрациями осуществленного русским художником диалога на примере культур России и Индии. " Слово "единство " зовет еще раз, и стираются условные наросты Запада и Востока " / цит.по: 221,54 / - вот осново-

пошгающий принцип Рериха, который во имя Красоты, Знания и Культуры, разрушал границы непонимания, разделяющие страны и народы Цели и задачи диссертации.

В настоящей работе поставлена цель: исследовать творчество Рериха в культурном взаимодействии России и Индии.

Достижение этой цели потребовало решения ряда исстздовательских задач, вызванных необходимостью понимания социокультурных процессов, протекающих в современном обществе, а также потребностями культурологии в теоретическом и практическом осмыслении концепций художника:

- рассмотрение процесса формирования мировоззрения Рериха;

- изучение российско-индийского культурного диалога в его творчестве;

- анализ оценки художником понятий " культура " и " цивилизация " ;

- выделение философских и этако-эсгетических проблем в культурологической концепции Рериха

Для решения поставленных задач был проведен глубокий анализ зарубежной и отечественной литературы, касакжцийся основных проблем творчества Рериха, а также вопросов, связанных с культурой и цивилизацией в контексте их диалога Нэ прежде всего, был привлечен широкий круг произведений самого Рериха, материалы его личной переписки, воспоминания его современников, тесно сотрудничавших или общавшихся с художником и его семьей. Были использованы литературные работы его жены Е.И Рерих, а также его сыновей С.Н и Ю.Н Рерихов. Кроме литературных источников были привлечены репродукции картин Рериха Однако следует заметить, что в произведениях других исследователей художественного наследия Рериха интергретация его живописных произведений имеет чжце всего чисто искусствове/дческий характер, нежели культурологическую и фи-лософско-этическую направленность. Зачастую работа с литературными

произведениями Рериха была связана с определенными трудностями. Во-первых, несмотря на то, что за последнее десятилетие вышло множество пфеизданий книг художника, всё же большая их часть остается недоступной, так как является библиографической редкостью или вообще не ггереве-

ч

дена на русский язык, во-вторых, насыщенность литературных произведений Рериха глубоким философсжо-эшчежим смыслом затрудняет их прочтение и расшифровку.

Степень разработанности проблемы.

Касаясь монографических исследований о Рерихе, необходимо отметить, что они появились ещё при жизни художника, в первые два десятилетия нашего столетия. С 30-х годов в России публикации о нём прекращаются и продолжаются лишь за рубежом, особенно в Индии, Латвии и США, где существовали крупные рериховские культурные центры

В 50-е годы в нашей стране постепенно возобновляются исследования, связанные с Рерихом, начинается публикация его отдельных произведений. Но пик интереса к творческому наследию художника и его семьи приходится на конец 80-х - начало 90-х годов и связан с глубокими социально-экономическими преобразованиями не только в самой Росши, но и с изменениями в глобальном масштабе. Внутри страны развернулась дискуссия о путях развития России, вызвавшая обращение к её культурному наследию, В мировом масштабе начался активный поиск единой универсальной концепции общечеловеческой цивилизации. Всё это вновь заострило внимание на богатейшем гоисте культуры, связанным с Рерихом, и новыми его интерпретациями в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

В процессе работы постоянно ощущался недостаток современных исследований, связанных с проблемами философско-этического мировоззрения мыслителя, его творческого наследия в диалоге Запада и Востока, влияния его на современное общество. Как правило, использованная литература со-

держит либо не полный анализ этих проблем, либо морально устарели и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Поэтому она рассматривается нами в соответствии с современным видением щукой / в частности культурологии / этого феномена

Проблема диалога и синтеза культур занимает в научной литературе одно из приоритетнейших мест. Её в разное время освещали: ММ Бахтин, НА Бердяев, B.C. Виблер, С.Г. Галаганова, Г.С. Горчаков, Е.И Гостева, НС. Гумилев, НЯ Данилевский, RA Зарин, НВ. Карлов, ИД. Ковальченко, НП Кольцов, МГ. Козлова, НС. Кулешов, Ю.В. Линник, АД Литман, ЕЯ. Люстерник, ЛН Митрохин, НИ Петякшева, Л.В Поляков, АА Радугин, В.М Сидоров, МН Стасов, МТ. Стеданянц, АА Ткачева, AM Ушков,

B.Л. Гамбургский, Ю.А Шичалик, В.К Шжин, АИ Юнельи др.

Помимо отечественных исследований существуют работы ведущих зарубежных ученых, поднимающих важные проблемы поиска общих точек соприкосновения восточных и западных культур, расширения международного сотрудничества и разработки единых универсальных ценностей: А Анд-риаускас, Д. Антисери, К Бартольф, В. Бхатия, М Вебер, И Ганди, К Гарднер, И Гауфик, Д. Дала, Ф. Краус, Л. Люкс, А Макинтайр, Д. Маркович, X Патнем, С. Радхакришнан, Дж. Реале, Ф. Роберте, Б. Роужнд, П Сорокин, С. Стоянович, А Страус, Ф. Фехер, А Хеплер, С. Чаттерджи, О. Штенглгр, К Ясперс и др.

Проблемы культуры и цивилизации в творческом наследии Рериха нашли свое отражение в произведениях: НП Баныкина, МИ Богуславского, Л.С. Журавлевой, АН Зелинского, Л.В. КЬроткиной, Е.И Шлаковой,

C.И Пэтабенко, Б.А Смирнова, Ю.Н Стефанова, З.Г. Фосдик, Л.Р. Црсю-левичидр.

При изучении вопроса формирования мировоззрения Рериха были использованы исследования: АД. Алехина, ПФ. Беликова, Ю.К Ефремова,

В.С. Кеменова, В.П Князевой, А В. Корниловой, АА Росшелавова, В.А Филиппом, АЭ. Экк и др.

Философские и эшко-эстетические воззрения художника в той или иной мере разрабатывали Г.С. Горчаков, ИА Гугт, АИ Клизовский, Ю.В. Лин-ник, Е.И Полякова, Т. Р. Руджге, В.М Сидоров, Ф.Я. Оьркинаидр.

В настоящее время вокруг творческого наследия Рериха и его влияния на современный мир развернулась активная полемика, особенно оживленно она проходит в Росши. Появилось множество публикаций, не только продолжающих углубленное исследование его творчества, но и поднимающих и освещающих малоисследованные факты из жизни художника К ним относятся работы НП Баньжина, АИ Клизовского, Ю.В. Линник и др. Однако отметим, что в некоторых работах приводится множество непроверенных сведший, которые требуют ^жгического осмысления.

Учение Рерихов в целом и, Николая Константиновича в частности, получило две противоположные оценки. Первая из них содержит положительную характеристику феномена Рфихов: АД. Алехин, ПФ. Беликов, Г.С. Горчаков и др.

Вторая - связана не только скептическим отношением к творчеству Рерихов, но зачастую занимает откровенно враждебную позицию, обвиняя их в секганстве, оккультизме и мистицизме. К таким выводам приходят Е Ефремова, А Кураев, О. Шшжин. Учитывая это, автор диссертации пытался объективно оценил» творчество Рфиха и его семьи, не вгщдая в крайности.

Как и всякое исследование в проблемном поле культурологии, изучение данной темы неизбежно вело к выявлению межпредметных связей и соединению в единый комплекс текстов из различных областей гуманитарного знания, с различной лексикон и тфминологиеи: теория культуры, философия, этика, эстетика, искусствоведение, история, лшфатуроведение, право и т.д., а также естественных наук / география, медицина и др. /. Кроме этого,

в качестве источников активно привлекались прозаические и поэтические художественные произведения разных авторов. Это также потребовало их новой иотерщэетации в соответствии с задачами данного диссертационного исследования.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Методологическая база диссертации строится на следующих основаниях, обусловленных спецификой изучаемого объекта, целями и задачами его анализа; компаративистский метод; герменевтический метод, семиотический метод; системный подход; металингвистический анализ.

Особое значение приобретают.

- герменевтический метод, который использовался с целью выявить смысл и назначение письменных источников, исходя из их объективных / значение слов и их исторически обусловленные вариации / и субъективных / намерения авторов / оснований;

- компаративистский метод, который применялся с целью выявления типов мышления, менталитета, культур и философий, с активным привлечением аналогий и параллелей, диалога и полилога;

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены четыре основных этапа становления Рериха как мыслителя: первый этап / 80 - 90 - е г.г. XIX века / - период осмысления окружающего мира, формирование мировоззрения, манеры и стиля художника; второй этап / 1900 - 1916 / - период выработки своего мнения по фундамеятальньм вопросам человеческого бытия и окружающего мира; третий этап / 1917 - 1918 / - переломный, характеризуется переосмьюлеЕшем пройденного пути, намечая новые жизненные цепи; четвертый этап / 20 - 40 - е г.г. XX вежа / - период зрелости мировоззрения создаются основные литературные и живописные произведения;

- обозначены две группы факторов, оказавших значительное влияние на формирование мировоззрения Рериха - русская и индийская;

- проанализирована проблема диалога и синтеза культур Запада и Востока в научной мысли, выявлены ее основные направления и точки зрения в её решении: невозможность какого-либо синтеза и диалога из-за разности идей и ценностей Запада и Востока; реальность и возможность комл^униттивно-диалогического единства современного мира; примирение Запада и Востока; необходимость трансформации сознания человека и создания у него черт универсальной личности, способной создать единую цивилизацию;

- показаны роль и место культурного диалога России и Индии в творчестве Рериха: диалог Росши и Индии является центральной темой в его культурном наследии; неоспоримо влияние на него обеих духовных традиций; он творчески перерабатывает культурные достижения России и Индии, придавая им универсальный и синтетичный характер;

- определено понимание Рерихом понятий " культура " и " цивилизация ":

- культура: почитание света; любовь к человеку, красота во всем великолепии; сердце народа; истинное и просветленное познание; духовные ценности человечества; вечна и неуничтожимо

- цивилизация: внешние формы человеческого бытия; материальная и гражданская основа общества; непостоянна и неустойчива;

- раскрыты философские и этико-эстетические взгляды Рериха: они сформировались на основе лучших достижений западной и восточной мысли; их характерными особенностями являются антидогматизм, гуманизм, синтетичность, символизм и пантеизм; в них про-

слеживается швечвая борьба добра и зла, света и тьмы, хаоса и порядка

I. Творчество Н.К. Рериха и проблема диалога культур.

1.1. Формирование мировоззрения Н.К. Рериха.

В конце XIX начале XX века Россия переживала невероятно интенсивный интеллектуальнъш подъем во многих областях культурной и общественной жизни; он дал новые имена и направления в литературе, философии, изобразительном искусстве, музыке, религии и политике. Это был воистину русский культурный ренессанс или " серебряный век " - понятие не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее закономерную ассоциацию с

__¿4 /л и

другим периодом русской культуры - золотым веком русской поэзии XIX века Оказался " серебряный век " недолгам - длиной лишь четверть столетия - с 90 - х годов XIX века до 1917 год а " Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал о русском культурном ренессансе Н Бердяев в своей работе " Самопознание - многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. НЬ тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это быш эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии, и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. ГЬявилисъ новые души, были открыты новью источники творческой жизни..." / цит.по: 8,3 /.

Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и долго, как в это время: В Соловьев и А Белый - в Египет, К Бальмонт - в Мексику, Нэвую Зеландию, на Самоа, И Бунин - в Индию, Н Гумилёв - в Абиссинию. Мотивы древних цивилизаций Запада и Востока входят в произведения

поэтов и писателей. Одновременно начинается процесс возвраще�