автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Творчество Ричарда Баха. Специфика формирования литературного сознания США в 1960-1970 годы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Назаров, Антон Евгеньевич
Введение.
Глава 1: Нетрадиционные религиозные движения и их роль в формировании американской культуры и литературы 1970-х годов.
1.1. Восточные религии в столкновении с американской культурой.
1.2. Буддизм как религиозно-философская система.
1.3. Текстуализм христианства в преломлении нео-дзен-буддизма.
1.4. Взаимодействие религии и литературы в общественном сознании.
Глава 2: «Философия свободы» Ричарда Баха в произведениях 1970-х годов.
Глава 3: Трансформация «философии свободы» в позднем творчестве Р. Баха.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Назаров, Антон Евгеньевич
Развитие литературы США в XX веке - процесс сложный и неоднозначный. История американской литературы этого периода насыщена богатым творческим содержанием, своеобразием авторских концепций, острой идейно-эстетической борьбой. Американская словесность являет собой непрекращающийся поиск способов наиболее адекватного реагирования на стремительный бег жизни XX века, богатой социальными переменами.
С особой отчетливостью вся противоречивость и неоднозначность литературной эволюции в США проявились в период после Второй мировой войны. Со сцены сходят писатели-гиганты (Т. Драйзер (1871-1945), Ю. О'Нил (1888-1953), Э. Хэмингуэй (1899-1961), У. Фолкнер (1897-1962), Дж. Стейнбек (1902-1968) и др.), завоевавшие почетное место для литературы Америки среди других литератур стран Запада. Право вести «летопись жизни» переходит к новому поколению авторов. В послевоенные годы совершается смена «литературных эпох», когда закладывается база для будущей художественной практики американских писателей, определяется специфика идейного своеобразия последующих творческих исканий. Обнаруживаются новые грани, новый жизненный материал, обусловивший проблематику современных литературных произведений.
Особенно обширная полемика ведется по поводу массовой беллетристики, занявшей главенствующее положение на книжном рынке США в 1960-х - 1970-х гг. Некоторые исследователи1 отмечают, что, начиная с 1950-х гг., в художественной словесности США наблюдается тенденция к снижению общего литературного уровня. Они четко разделяют весь поток литературы того периода на «литературу массовую» и «литературу высокую». Исходя из такого противопоставления, они делают вывод, что большинство писателей становятся «.авторами мастерских поделок, проецирующих на массового читателя поверья и предрассудки текущего момента в облегченной, наркотической форме «интеллектуальных л сэндвичей.»» [70,16-17] .
Другие3 же, наоборот, настаивают на том, что деление на массовую и элитарную литературу весьма условно. Такие исследователи особо выделяют мысль о том, что «. .вместо этой включенности в «высокую» и «низкую» культуру, невозможную в XX веке, мы получаем
1 Засурский Я.Н. [39], Зверев A.M. [41], Костяков В.А. [52], Мулярчик А.С. [66-68], Черчесов А.Г. [96]. Могасе R. [132], Presscot Р. [134], Spindier М. [144] и др.
2 Здесь и далее: в квадратных скобках дается ссылка в раздел "Список использованной литературы". Первая цифра в скобках обозначает порядковый номер источника в "Списке литературы", через запятую указывается номер страницы цитируемого источника.
3 Апенко Е.М. [76], Головачева И.В. [76], Злобин Г.П. [43], Тимофеев В.Г.[76], Черчесов А.Г. [96] и др. некоторую расплывчатую маргинальность. Мы можем обнаружить большую группу текстов, которую весьма сложно классифицировать» [76, 4].
Действительно, вторая половина XX века (особенно 1960-е-1970-е гг.) предоставила обширнейшие возможности для «экспериментаторства» во всех сферах жизни, в том числе и в литературе. Безусловно, нельзя не считаться с тем фактом, что идеология, воспевающая «Американскую Мечту», породила многочисленные низкопробные опусы о «простых американских парнях», в одиночку расправляющихся с «врагами нации», попутно восстанавливая добро и справедливость и добиваясь, естественно, материального благополучия. Образ супермена-одиночки, противопоставляющего себя всему миру и побеждающего, стал массовым клише, пропагандирующим полную адаптацию в материальном мире. Такой универсальный герой, взращенный современной Западной культурой, способный утвердиться в любых обстоятельствах - неважно, служит ли «победитель» в армии или работает в банке, - пережил десятилетия и вызвал к жизни не поддающееся учету количество романов, фильмов, театральных постановок и т.п.
В то же время, именно массовая беллетристика, будучи продуктом «новой культуры» американского общества, пыталась найти способ преодолеть «материалистический» социум путем «революции сознания». Качество литературы 1960-х-i 970-х гг. определялось атмосферой эпохи. Какими бы надуманными ни были сюжеты, конфликты и драмы этой ветви литературы, беллетристика живо и деятельно реагировала на все общественные процессы периода 1960-х - 1970-х гг.
Основная функция массовой литературы может быть определена как психотерапевтическая (курсив мой - А.Н.), то есть массовая литература имеет задачу вовлечь читателя в тайны, опасности и неприятности, а затем великодушно предложить средства спасения, ни в коем случае не оставляя читателя в неразрешимой ситуации. Иными словами, массовая литература делает мир белее понятным и терпимым, примиряет читателя с реальностью, наполняет ее здравым смыслом. Кроме того, массовая литература, по сути своей, наполнена моралью. Она доносит до читателя простейшие моральные заповеди в удобоваримом варианте, на понятном ему языке. Даже сам термин - «массовая литература» -подразумевает некий сплав качеств, который пользуется спросом у потребителя. Соответственно, чем выше качество, тем выше спрос.
Поэтому и в массовой беллетристике появляются произведения «высокого класса», стандарты которых не уступают стандартам «серьезной литературы». Можно даже отметить, что «иногда произведения массовой культуры даже предвосхищают культуру высокую в выборе тем, постановке важных проблем или апробировании новых средств выражения»
96,9].
Вообще, в пользу массовой беллетристики можно сказать, что она переносит свою деятельность как раз в те области, которые, как правило, оставляет без внимания «серьезная)) проза. Кроме того, с позиций современных знаний можно констатировать, что «. .и поп-чтиво допускает экспериментальные формы. С другой стороны, «серьезная» и даже элитарная словесность заимствует клише массового сознания, зафиксированные в образцах ходовой беллетристики. За минувшие десятилетия произошло, можно сказать, сращение высокой и низкой литературы, ведущее к единообразию художественного мышления» [43,285].
Поэтому еще раз хочется подчеркнуть важную роль массовой беллетристики в общем развитии современной литературы США.
Хочется выделить тот факт, что во второй половине XX века в американской массовой литературе происходят изменения: как реакция на смену морально нравственных ориентиров американского общества, в беллетристике мироощущение героя сдвигается от воинствующего индивидуализма 1950-х-1960-х гг., через коллективизм 1970-х-1980-х гг. к глобальному чувству персональной ответственности за судьбы мира в 1990-х гг. И. безусловно, не последнюю роль в процессе «воспитания нации» сыграл тот тип литературы, который принято называть «moral fiction», или нравственной прозой.
К началу 1970-х гг. «moral fiction» занимает доминирующее положение в литературе Соединенных Штатов (этот факт подтверждают некоторые зарубежные литературоведы [103; 115; 124; 132]). «Moral fiction» стала своего рода способом выражения конфликта между старой моралью и новым мироощущением. Как подчеркивает один из американских критиков, Кларк Блэйз (Clark Blaise), «нравственность в беллетристике может выступать как исследование нездорового порыва к самоотречению и, в конечном счете, суициду. Беллетристика, как и психоанализ, может смягчить этот порыв: или попытается примирить нас с грубой действительностью, или утонченно постарается убедить читателя быть выше ее и присоединиться к тем, кто в стороне» [132,7].
Нужно отметить, что литература «moral fiction» является неотъемлемой частью американской словесности, - ведь ее корни уходят еще к проповедям первых миссионеров, обосновавшихся на американском континенте. Поэтому «moral fiction» имеет несомненную связь с христианской религией, и нравственные проблемы, осмысляемые в рамках этого литературного феномена, решаются в ключе христианских традиций. Произведения, относящиеся к ветви «moral fiction», представляют собой самый широкий спектр идей (сюда можно включить произведения разных жанров - от реалистического романа до фантастики).
Во второй половине XX века «moral fiction» наиболее наглядно проявилась в ее беллетристическом варианте.
По мнению критиков, писатели «moral fiction» «.концентрируют внимание на тех же фундаментальных идеях, включая стремление дать определение человеческой личности, предупредить мир об опасности технического засилья, исследовать возможности проявления героического или вывести современный идеал человека» [124,34].
Одна из основных особенностей американской литературы 1960-х-1970-х гг. - это интенсивный поиск и осознание нравственных идеалов. Сама атмосфера эпохи вызывала вопросы о нравственности, и писатели, которые пытались реагировать на социальные перемены, так или иначе обращались к проблеме вечных ценностей, которые существуют в повседневной жизни. Поэтому поиск духовных начал привел к тому, что к 1970-х гг. в американской беллетристике проявился новый подход к познанию действительности, который некоторые литературоведы (Annie Dillard, Clark Blaise, Robert Morace [I32J, М.Туровская [91]) назвали «неоромантизмом» - по аналогии с неоромантизмом XIX века и собственно «духовным романтизмом» молодежной контр-культуры.
Термин «неоромантизм» в отношении американской литературы, безусловно, не может считаться абсолютно корректным. Понимая спорность данного вопроса, автор диссертации, тем не менее, вводит этот термин в работу, поскольку он замечательно характеризует не столько литературную практику, сколько умонастроение того времени. «Неоромантическое» видение мира в литературе выразилось, главным образом, в поиске духовных начал - в противовес массовой бездуховности. В отличие от неоромантизма XIX века, главный акцент здесь делался на «возврат к морали, но ненастойчивый, лишенный пафоса, где общедоступный сентиментализм предпочтительнее жестокого реализма» [91,100].
Одной из специфических особенностей литературы «американского неоромантизма» 1970-х гг. стало не только обращение к традициям общечеловеческой морали, но - довольно часто - привлечение представлений восточных религий. «Неоромантизм», согласно духу времени, напрямую обращался к внутреннему миру личности, вобрав в себя христианскую мораль и модернизировав ее в соответствии с новыми идеалами общества. Поэтому во многих произведениях массовой беллетристики тех лет можно наблюдать синтез нравственных идеалов христианства и восточных учений. «Неоромантизм» в американской литературе вырос из «духовного романтизма» молодежной контр-культуры 1960-х-1970-х гг., и. в свою очередь, служил интенсивной подпиткой последней.
Причины сложившейся литературной ситуации раскрываются при анализе культурной и социальной жизни Соединенных Штатов того периода: США вступили в 1960-е гг., переживая затяжной идейный и духовный кризис, вызванный, прежде всего, последствиями политики маккартизма. Все художественные и идейные искания определялись борьбой с «угрозой коммунистического нашествия». Эти десятилетия сформировали особый стиль жизни Америки: невиданные темпы НТР, наращивание объемов индустриального производства и потребления энергии, модернизация и новаторство во всех областях жизни, реформа образования, научные открытия и научные публикации. Как следствие - улучшение общего уровня благосостояния и образованности. Как следствие же - все меньше и меньше внимания уделяется отдельному индивидууму. Политика «холодной войны», а затем и «построения государства всеобщего благоденствия» ставила своей целью создание единог о механизма, работающего на процветание государства. Всячески поощрялось распространение духа общественной борьбы - между лагерем капиталистическим и лагерем социалистическим.
Культурная и духовная жизнь во многом являли собой определенное отражение общественной борьбы. Американскому государству требовалось искусство официального оптимизма, которое призывало бы к высоким духовным целям. Задача литераторов виделась в том, чтобы донести до читателей особенности и высокий авторитет своего «Я» в столкновении с обществом, то есть во главу угла ставился субъективизм. Оградить человека от тлетворного влияния чужой культуры, показать исключительно стабильный мир, лишенный социальных проблем - таковой объявлялась функция литературы.
Личность, подчиненная общему стремлению к такой тотальной цели, не имела возможности для самореализации. Наряду с социальным прогрессом все острее становилась проблема духовного регресса. Поэтому вполне закономерно, что в конце 1960-х гг. политика Кеннеди привела к резкой смене настроений по отношению к официально провозглашенному курсу на построение «государства всеобщего благоденствия».
Рационалистическая культура Запада и официальная христианская церковь, которая погрязла в вековых догмах и не успевала реагировать на стремительно меняющийся темп жизни и духовные запросы общества, не обеспечивали чувства сохранения индивидуальности. Духовно-эмоциональные стереотипы вынуждали людей объединяться в церквях, семьях, клубах. Но ни церковь, ни государство не могли удовлетворить стремление личности к самореализации. Назрела настоятельная необходимость в коренных переменах религиозных традиций американцев.
Особенно остро социальные противоречия проявились в среде молодежи. Огромную роль здесь сыграли последствия войны во Вьетнаме: некоторых представителей молодежи угнетало чувство вины оттого, что они находятся за партами, в то время как их сверстники погибают в боях; другие же протестовали против любой войны вообще, выступали за равноправие наций, требовали пересмотра своих гражданских прав.
У молодежи одновременно возникло и чувство вины, и чувство негодования. Негодование происходило оттого, что в их жизнь вторглась атомная бомба - угроза атомного уничтожения, которую принесло в мир поколение их родителей. Некоторые выступали против беспрекословного подчинения императивной этике «трудовой гонки», из которой, как им постоянно твердили, и проистекают все добродетели современного индустриального общества, - но которая, как они сами убеждались, на деле лишь порождала конкурирующий материализм, однообразие, растущее психологическое напряжение и потерю самоцели»
133,1].
Подобные чувства и соображения привели к возникновению молодежных бунтов, что. в конечном итоге, вылилось в так называемую «контр-культуру» - молодежную культуру протеста. Молодежь США стремилась вырваться из рамок поведенческих стереотипов, заменяя социальные и церковные догмы на полное раскрепощение личности.
Появляются различные молодежные течения, проявляющиеся во всех сферах жизни, битники, хиппи, рокеры, панки и т.д. Это были «.не моторизированные банды, как в конце 40-х и в начале 50-х, а «дети цветов)). Эти молодые люди на самом деле были истинными детьми века электроники, судя по их лексике. Они «врубались» и «отлетали», их «шибали» и «уносили» всевозможные психотропные препараты, рок-музыка, одежды хиппи, коммунальный образ жизни и - давайте смотреть правде в глаза - новые религии» [133, 1-2].
Новая молодежная культура не только настойчиво потребовала нового подхода к нравственным идеалам и моральным ценностям современности, но и замены старых ценностных ориентиров на другие, адекватные стихийно складывающейся сфере чувств, эмоций, представлений. Начался процесс «богоискательства».
Следует отметить, что традиционная церковь сделала немало, чтобы активизировать свое влияние и удержать хоть в каких-то рамках весь этот религиозный энтузиазм, охвативший Америку. В самом деле, именно за период 1960-х - начала 1970-х годов (период расцвета молодежной контр-культуры) пересматриваются множество религиозных догм и вековых и даже тысячелетних норм традиционной морали, которые еще в 1950-х - начале 1960-х гг. казались незыблемыми для американского общества. Так, например, церковь перестает признавать абсолютный характер какого бы то ни было морального запрета, отказывается от безусловного признания греховными добрачных и внебрачных половых связей, выступает за легализацию абортов, официально поддерживает «движение гомосексуалистов за равные права» и даже допускает к посвящению в сан гомосексуалистов и лесбиянок (и это в пуританской Америке!). Кроме того, крупные протестантские церкви и церкви иудаистов-реформистов начинают допускать в духовенство женщин (раньше это практиковалось только в ряде сект - пятидесятников, адвентистов седьмого дня). Одновременно с этим начинается движение за ликвидацию в культовых текстах слов мужского рода по отношению к богу. В ряде церквей полностью прекращается сегрегация чернокожих, они даже демонстративно избираются на руководящие посты там, где подавляющее число конфессионеров - белые. Церковь выступает за отмену смертной казни, за равноправие женщин, за максимальное отделение церкви от государства, голосует против войны во Вьетнаме.
Производились также эксперименты в сфере богослужения, - например, в ходе проповеди вместо Библии читался отрывок из Камю, а сама проповедь превращалась в лекцию или дискуссию по житейским вопросам. А что касается танцев в церкви или литургий в стиле «рок» - это уже становилось привычным, равно как и «мистические опыты», ранее характерные только для сект пятидесятников.
Однако, несмотря на все усилия, официальная церковь оказалась неспособной удержать молодежную контр-культуру под своим контролем. Религиозные догматы не привлекали больше новоявленных «духовных романтиков»: «Кто-то спросит - куда еще могли обратиться эти молодые американцы? Почему не в традиционные церкви и синагоги -Протестантские, Католические, Иудейские? Но эти институты отождествлялись со стилем жизни их родителей, и хотя отдельные религиозные лидеры отважно бросали вызов существующему status quo, церковь в целом вынуждена была либо соглашаться с социальной несправедливостью, либо, в лучшем случае, оказывалась бессильной решить эти социальные проблемы. Как сказали бы студенты, официальная церковь не являлась частью решения, она была частью проблемы. В конечном счете, для многих людей - не только в Америке, но в особенности в странах Третьего мира - религии Запада стали отождествляться с бывшей эрой расизма и империализма.» [133, 2].
Молодежное движение 1960-х гг. принесло множество сдвигов в американской культуре, и одним из самых глубоких стал отказ от ортодоксальных верований. Между тем, в условиях американской культуры, когда религия (неважно какая) является одним из ведущих и неотъемлемых элементов «нормальной» жизни, утрата веры в христианские или иудаистские идеалы неизбежно ведет к усиленным поискам религиозной альтернативы.
В поисках адекватного нравственного идеала молодежная контр-культура обращается к духовным традициям Востока. Это показывают многие культурологические и литературоведческие исследования [19; 25; 43; 56; 64; 69; 96; 119; 121; 133; 153]. В рамках молодежной контр-культуры возникаю^ так называемые «нетрадиционные религии».
Под термином «нетрадиционные религии» (нео-религии, неортодоксальные религии) понимают религиозные новации, проявившиеся во второй половине XX в. в развитых капиталистических странах Запада, особенно в Америке (хотя в этот же период волна новых религий захлестнула и Японию), причем эти новации значительно отличались (и по сей день отличаются) от господствующих в этих странах религиозных традиций. В широком смысле, к нетрадиционным религиям можно отнести все религиозные новации, появившиеся после возникновения шести «главных» религий - даосизма, индуизма, буддизма, иудаизма, христианства и ислама.
Отличительной чертой нетрадиционных религий, по утверждениям исследователей [20; 51; 80; 90; 137], являются универсальность и синкретичность: религии адаптируются друг к другу, сочетая мистицизм Востока с рационализмом Запада.
Большинство теологов, опираясь на неоспоримое свидетельство фактов, объясняют возникновение нетрадиционных религий ослаблением влияния основных социальных институтов формирования традиционных религиозных убеждений - семьи, церкви, школы -на общем фоне упадка социальных ценностей господствующей идеологии. Поскольку упомянутые институты уже не в состоянии обеспечить непрерывную «опеку» со своей стороны, личность попадает под психологическое влияние новоявленных религиозных сект4 и течений, что и делает возможным их дальнейшее распространение и вовлечение в них все большего количества народа.
Характерно, что жажда «богоискательства», как правило, не сильно выражена среди обеспеченных слоев населения. В наибольшей степени ей подвержены средние слои (включая учащуюся молодежь и интеллигенцию) и крайне обездоленные слои общества. Первые ждут от нетрадиционных религий прежде всего «духовного возрождения», поскольку материально находятся в относительно благополучном положении. Это те, кто обеспокоен
4 Следует прояснить некоторые термины, встречающиеся в работе:
Кулып (от лат. Cultus - почитание) - один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные «силы» (т.н. таинства). В широком смысле - религиозная группа, имеющая специфическую религиозную практику.
Религия (от лат. Religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхественного; наиболее ранние проявления - магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т.п. Исторические формы развития Р.: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Секта (от лат, Secta - учение, направление, школа) - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.
Сектантство - обособление религиозной группы, оппозиционно настроенной к господствующим церквам. (Советский Энциклопедический Словарь, 1986) утратой твердых социальных ориентиров, разочарован в системе общественных духовных ценностей. Обращаясь к нетрадиционным культам, они надеются восполнить остро ощущаемый ими духовный вакуум путем пробуждения религиозного чувства. Либо при помощи мистифицированной психотерапии пытаются найти утешение, нравственное равновесие и уверенность в себе.
Вторые же ищут в новоявленных религиозных сектах убежище от материальных невзгод и бытовой неустроенности, надеются обрести под защитой новой религии утраченный ими общественно приемлемый статус и личную поддержку в религиозной коммуне. Это те, кого безработица, расовое и социальное угнетение превратили в отбросы общества.
Другая популярная среди исследователей теория - теория о «возвращении к корням», то есть возможная причина популярности нетрадиционных религий заключается в жажде простых, естественных природных отношений, которые сродни животным инстинктам. Магию, мистику, обряды, пришедшие вместе с новыми религиями, исследователи характеризуют одним словом - «шаманизм». По их мнению, именно шаманизм, простота и примитивизм явились одной из глобальных причин притягательности нетрадиционных религий.
Приверженцы новоявленных культов и сект (особенно молодежь), усматривают в нетрадиционных религиях не только возможную альтернативу официальной церкви, но также в коммунальной форме хозяйства и социальных отношений, характерных для первобытнообщинного строя и практикуемых во многих сектах, они видят альтернативу современной экономике.
Многие американцы восприняли распространение нетрадиционных религиозных движений как свидетельство «духовного оздоровления» общества посредством «пробуждения» спиритуальных чувств и потребностей и отказа от научно-материалистического мировоззрения. Обновился интерес американцев к изучению религии - причем всех ее сторон. Оптимисты утверждали, что грядет религиозный популизм, когда любая религия станет доступной и найдет достойное место в обществе, тем самым перестраивая его и укрепляя веру личности в свои силы.
Складывается уникальная ситуация, когда «нетрадиционные религии берут на себя косвенную защиту охваченного кризисом современного. строя (путем отстранения личности от повседневной реальности и умиротворения ее недовольства и протеста), и эта форма защиты оказывается более эффективной. В то же время господствующая религиозная идеология, испытывая всевозрастающие трудности в удержании своих прежних позиций, стремится к активизации своей деятельности, направленной не столько на конфронтацию с нетрадиционными религиозными движениями и организациями (с ними вскоре достигается компромисс и даже взаимная солидарность), сколько на приспособление к новым социальным условиям и «духу времени»» [20,97].
В США распространение нетрадиционных религиозных движений приняло небывалый размах и масштабы. Количество различных направлений, культов и сект росло буквально с каждым днем. К концу 1970-х гг. в США их насчитывалось более 3 тысяч, а число последователей этих нетрадиционных религий достигало нескольких миллионов'.
В силу ряда причин невозможно назвать точное число существовавших организаций (большинство этих объединений официально не признаны, определенная часть избегает широкой гласности, а некоторые религиозные организации глубоко законспирированы; к тому же, многие религиозные объединения просуществовали совсем недолго, что также затрудняет их учет). Однако, несмотря на чрезвычайно обширную совокупность различных направлений современных нетрадиционных религий, все они имеют одну общую черту - это связь с различными религиозно-мистическими представлениями. Следовательно, все нетрадиционные религии выступают альтернативой современному технократизму.
Нельзя не отметить, что, несмотря на большое многообразие отдельных форм, разновидностей и направлений нео-религий, для всех них справедливы следующие критерии, определяющие их место в современном обществе:
Во-первых, конфронтация с официальной христианской традицией как в мировоззренческом, так и в морально-этическом плане.
Во-вторых, за религиозным энтузиазмом стоит стремление к социальной свободе и независимости, принимающее форму философских абстракций в сочетании с религиозным мистицизмом.
В-третьих, специфическое влияние на литературу6.
5 Не только в 1960-х гг., но и на всем протяжении истории существования американской найми постоянно обнаруживаются направления и секты, не вписывающиеся в рамки традиционной церкви: пуритане (Puritans), квакеры (Quakers) , шейкеры (Shakers), мормоны (Mormons), инспиратионисты (Inspirationists), Из менее известных - хутгериты (Hutterites), pan питы (Rappites) и секта амишей (Amish). Это только те названия, которые были известны в первой половине XIX века. Во второй половине XIX века к этому списку добавились новые направления - «спиритуализм» (Spiritualism), «теософия» (Theosophy), «христианская наука» (Christian Science). В 1893 году Свами Вивенкананда (Swami Vivenkananda) основал в Америке «Общество Веданты» (Vedanta Society), - первую из «нехристианских» религиозных организаций, где практиковалась медитация и йога.
6 Вот основные сюжеты., получившие распространение в нетрадиционных религиозных движениях. стран Северной Америки и Западной Европы: мистическая трансформация личности («просветление» и т. п.), «тайное сакральное учение», дуальная система нравственно-спиритуальных ценностей (мистифицированная противоположность добра и зла), «истинный путь» («путь освобождения»), мистифицированное противопоставление сущности сущему (как скрытой подлинной реальности - иллюзорной видимости
Хочется заострить внимание, что совершенно уникальной чертой нетрадиционных религий является многоплановый синтез различных влияний: религиозно-философских учений даосизма, индуизма, буддизма, суфизма, христианства, иудаизма и соответствующих методов психических и физиотерапевтических воздействий на личность верующего (йоги, медитация), а также разнообразных методов гадания, знахарства и колдовства. В этом проявилась универсальность нео-религий: они не только обусловили зарождение духовного романтизма, не только способствовали проникновению духовных традиций Востока в духовные традиции Запада, но и обеспечили более глубокое понимание и взаимное обогащение обеих культурных систем.
Многообразие религиозного опыта принесло с собой новое понимание традиционных христианских концепций, - в ключе восточных учений. Нетрадиционные религии позволили трактовать принципы христианства через призму индуизма и буддизма, что значительно расширило религиозный кругозор американцев и способствовало формированию новых взглядов на христианское учение, - что можно расценивать как знак «объединения культур». Классическим трудом по изучению духовной общности христианства и буддизма общепринято считается двухтомник Macao Абе «Дзен и мысль Запада» (Masao Abe, "Zen and Western Thought") [99-100].
Историю распространения нетрадиционных религий в Америке (кстати, довольно недолгую, - всего около полутора десятков лет) можно разделить на три этапа: сначала -конфронтация с официальной церковью, затем - усиление «умиротворенческих» тенденций и отход от социально-политической борьбы (своеобразное проявление религиозного консерватизма), и наконец, - вливание новых религий в одну общую сеть религиозных институтов США и укоренение их в американской культуре в виде самостоятельных религиозных организаций.
Ко второй половине 1980-х гг. интерес к нетрадиционным религиям значительно спал, и многие американцы вернулись к традиционным религиозным институтам (хотя масштабы этого явления не стоит преувеличивать). Однако многие остались стойкими приверженцами «альтернативного жизненного уклада» и по сей день остаются в рядах нетрадиционных культов. Сами же культы мирно сосуществуют с традиционной христианской церковью, и их деятельность полностью укладывается в рамки «свободы религиозного вероисповедания», провозглашаемой идеологией американского общества. По существующего многообразия вещей и явлений), космическое сознание (психическая энергия космоса), космическая спиритуальная эволюция, спиритуальные (божественные) помощники. Эти сюжеты, в той или иной совокупности, в различной интерпретации и с разнообразными конфессиональными чертами присутствуют во всех многочисленных нетрадиционных религиозных движениях Запада» [20,48-49]. словам Мартина Марти, редактора религиозного журнала "Christian Century", «появление и укоренение «новых религий» явилось частью спокойной революции 60-х гг., и они довольно надежно устроились в качестве субкультуры или совокупности субкультур в середине 70-х гг. Во многих случаях исчез более радикальный контр-культурный контекст, и новые разновидности веры существуют или как изолированные культы, или как респектабельные и внушающие доверие соседи» [19, 95].
Нетрадиционным религиям посвящено огромное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. В США этим вопросом занимались такие известные социологи, как Роберт Вутноу (Robert Wuthnow) [153], Ричард Матисон (Richard Mathison) [128], Питер Роули (Peter Rowley) [140] и др. Из отечественных теологов наиболее компетентным в проблемах нетрадиционной религиозности является Е.Г. Балагушкин, чьи работы [19-20] достаточно четко освещают все аспекты новоявленных религий.
Тем не менее, представляется, что данное явление до сих пор изучено не полностью, особенно в литературоведческом аспекте. Вновь и вновь публикуются работы, гак или иначе осмысляющие феномен нео-религий - причины их возникновения, их развитие, их влияние и их последствия. Ведь, несмотря на то, что с момента зарождения масштабы и влияние нетрадиционных религий существенно изменились, их роль в общественной жизни США нисколько не ослабевает, а их воздействие на литературное сознание не поддается сомнению.
Именно нетрадиционные религиозные движения 1960-х - 1970-х гг. обусловили зарождение и интенсивное развитие мышления «новой волны» («New Age», или «новая парадигма»). Феномен «New Age» заключается в том, что в представлениях современной молодежи стираются грани между мировоззрением Востока и мировоззрением Запада. Энтузиасты «новой парадигмы» утверждают, что в развитии человечества наблюдается тенденция к образованию единой культурной формации, к полному синтезу культуры Востока и культуры Запада. Несомненно, на современном этапе многие признаки слияния двух культур проявляются достаточно явно, но вероятность полного синтеза остается под большим вопросом.
Безусловно, общее умонастроение того времени находило свое отражение и в художественной словесности. Проблемы американской литературы, и, в частности, массовой беллетристики анализировались уже неоднократно и изучены довольно тщательно. Однако большинство исследователей7 концентрируют внимание только на «классовых антагонизмах»,
7 Мулярчик А.С. [66-68], Мендельсон М. [58], Новиченко И.Л. [70], Ващенко А.В. и др. [29], Зверев A.M. [4! ], Костяков В.А. [52] и др. либо на «бессодержательности» произведений, оставляя в стороне такой важный аспект, как осмысление трансформации сознания личности в процессе «богоискания» и переход на новый качественный уровень мышления, свойственный философии «New Age».
Многие авторы «американского неоромантизма» прониклись духом «внутренней свободы» и выступали в поддержку молодежных настроений и «духовного ренессанса». Соответственно, в литературе того периода шел интенсивный поиск адекватных средств художественного освоения нового исторического материала.
В ряду литераторов, тонко передающих настроения момента и глубоко осмысляющих действительность, не последнее место занимает Ричард Бах (Richard David Bach, род. 23 июня 1936 г.). Творчество этого самобытного американского писателя широко известно, его книги знают и высоко ценят читатели. Можно отметить, что произведения Баха - это воплощение некоторых особенностей литературного процесса Соединенных Штатов 1960-х-1970-х гг. Бахом написано 12 художественных произведений, не считая многочисленных статей в различных журналах. Но, прежде всего, Ричард Бах известен как автор знаменитой повести-притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970) и романа «Иллюзии» (1977).
Популярность Баха очевидна. И тем более непонятно, почему критика уделяет ему гак мало внимания. Конечно, его имя занесено в основные литературные энциклопедии [101; 107; 108; 109; 147], но совершенно отсутствуют серьезные исследовательские работы по ею творчеству. Зарубежное литературоведение располагает лишь некоторым количеством небольших критических статей [104; 118; 120; 125; 126; 129; 135; 136]. В отечественном же литературоведении творчество Баха практически не затрагивалось. Несколько работ популяризаторского плана [46; 49; 91] не могут претендовать на полноту освещения его авторского наследия. К тому же, критики концентрируют внимание, в основном, на ранних произведениях Баха (большинство статей посвящено, конечно же, «Чайке»), оставляя в стороне более поздние работы (даже такой показательный роман, как «Иллюзии»). Причем все произведения автора рассматриваются изолированно, вне связи с культурной и литературной ситуацией.
Между тем, при внимательном изучении произведений Баха можно утверждать, что его творчество четко вписывается в литературно-культурный контекст времени: в его книгах содержится романтика «духовного освобождения», присущая молодежной контр-культуре 1960-х-1970-х гг. Хотя сам Бах настаивает, что на него не оказали никакого влияния новые веяния, проявившиеся с зарождением нетрадиционных религиозных движений, в его жизненной философии обнаруживается несомненное сходство с концепциями буддизма (причем наиболее явно их формирование у писателя прослеживается именно тогда, когда происходит интенсивное осмысление нравственных идеалов американской молодежи 1960-х -1970-х гг.).
В различные исторические периоды отношения литературы и искусства, равно как и литературы и религии, разные. Религия всегда играла огромную роль в формировании художественной словесности, - ведь литература, которая уходит от религии, превращается в бытописание, теряет эстетическую функцию. Можно исследовать религию, чтобы понять специфику литературы того или иного периода, но это удел теологов. Задача же современного литературоведа - выяснить, как влияет религия на литературу, то есть выявить связь между особенностями авторской эстетики и спецификой религиозного сознания.
Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в последние годы среди русскоязычных читателей начал проявляться активный интерес к творчеству Ричарда Баха. Поскольку все работы писателя представляют собой единое целое в плане идейных и художественных поисков, возникает настоятельная необходимость в обобщающем исследовании, где устанавливались бы не только основные тенденции творчества писателя, но и выявлялись бы его связи с литературным и культурным контекстом.
Своевременность обращения к данной теме заключается также в том, что феномен нетрадиционных религий, рассматриваемый в работе, позволяет по-новому взглянуть на процесс культурных трансформаций в современном обществе - не только в США, но и в России.
Научная новизна исследования заключается в том, что, по сути, это первая попытка комплексного исследования творчества Ричарда Баха с позиций единства основных тенденций развития американской литературы 1960-х- 1970-х гг. и мировоззрения писателя, в контексте атмосферы нетрадиционной религиозности.
Кроме того, предлагаемое исследование предоставляет дополнительный материал в пользу пересмотра сложившихся в литературоведении взгляды на «массовую» американскую литературу 1960-х - 1970-х годов как поток «вульгарной беллетристики» и отражение «бездуховного сознания».
Произведения Ричарда Баха можно рассмотреть с разных позиций, которые вскроют дополнительные аспекты в творческом наследии этого самобытного писателя. Нами же предпринимается попытка рассмотреть творчество Ричарда Баха во всем многообразии связей с обще культурным контекстом. Поэтому целью настоящей работы является установление основных особенностей идейного и духовного своеобразия жизни США 1960-х - 1970-х гг. и выявление этих особенностей в творчестве Ричарда Баха.
Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач;
- охарактеризовать литературную ситуацию в США того периода; определить место Ричарда Баха в истории литературного развития США. проследить связь произведений Баха с литературой «moral fiction»;
- доказать, что в творчестве Ричарда Баха четко проявляются популярные идеи о духовном освобождении, присущие учению буддизма, содержится напоминание о христианской добродетели и призыв к общечеловеческой морали, а также осуществляется синтез двух религиозно-философских учений - христианства и буддизма; попытаться выявить степень разработанности этих идей;
Решение поставленных в работе задач может способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития американской литературной и философской мысли второй половины XX века.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Ричарда Баха. Специфика формирования литературного сознания США в 1960-1970 годы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История современной литературы США - это прежде всего история жизни американского общества. Будучи составной частью всей американской культуры, литература Соединенных Штатов XX века обнаруживает непосредственную связь с содержанием исторического процесса, показывает всё многообразие проявлений окружающей действительности. Но величайшее назначение художественного творчества заключается не просто в отображении зримых фактов внешнего мира, а в осмыслении глубинных духовных трансформаций, происходящих внутри общества и личности. Лучшие представители американской словесности замечательны как раз тем, что в своём творчестве исследуют человеческую психологию и дают оценку социальным и духовным исканиям.
С особой остротой тема «духовного поиска» и нравственных ценностей, обращения к внутреннему миру личности звучит в творчестве писателей США периода 1960-х - 1970-х годов XX века. Произведения того времени несут отпечаток обширнейшей полемики по вопросам о нравственном идеале современного американского общества, о путях духовного совершенствования.
Анализ историко-культурной ситуации в США подтверждает, насколько актуальна эта проблема: 1960-е годы ознаменовались проявлением мощного идейного и духовного кризиса, который наглядно продемонстрировал недоверие американцев к политике государства и официальной церкви и послужил отправной точкой зарождения новой молодежной контр-культуры.
Молодежная контр-культура затронула все сферы общественной жизни США и стала частью культуры массовой. Особенностями же новой массовой культуры стали возведение личности в ранг культа и новое понимание духовного мира человека. Общая ориентация на «духовное освобождение» привела к возникновению различных религиозных движений, или нео-ре литий, которые представляли собой модернизированные в соответствии с действительностью религиозные учения Востока в синтезе с традиционными концепциями христианства. Такие нео-религии обладали универсальностью, поскольку не отвергали существенных положений христианской церкви, а своё назначение видели в примирении индивида с окружающим миром через обращение к духовному началу личности. Одной из самых популярных нетрадиционных религий в США становится дзен-будцизм, активное распространение которого в Америке началось еще в конце 1950-х гг., чему во многом способствовали битники.
Героика духовного поиска» нашла свое отражение в литературе. Как подтверждают некоторые литературоведческие исследования, рассмотренные в настоящей работе, напряженный поиск новых нравственных идеалов, стремление к адекватному отражению современной действительности привели к тому, что на передний план выходит литература «moral fiction», призванная, так или иначе, примирить человека с реальностью. К началу 1970-х гг. в литературе Соединенных Штатов проявляется новый аспект, новый подход к познанию окружающего мира и человека: писатели стали напрямую обращаться к внутреннему миру личности, ненавязчиво напоминая читателю о нравственных ценностях и общечеловеческой морали. Причем, под влиянием нетрадиционных религий, осмысление нравственного идеала в литературе того периода осуществлялось на стыке восточных учений и христианства. Анализ некоторых произведений американских авторов показывает, что они широко используют концепции буддизма и, в особенности, дзен-буддизма.
Среди первых авторов новой волны «духовного романтизма», можно назвать Ричарда Баха. Книги Баха предназначены любому читателю, независимо от расы, пола и возраста. Все рассуждения автора неизменно привязаны к главному стержню всей художественной литературы - проблеме нравственного выбора. Во всех его книгах герои (и сам автор) постоянно сталкиваются с проблемой выбора, и очень часто оказывается, что эта проблема решается не на уровне логики, а на уровне этики. Бах будит воображение читателя, показывая, что любая задача имеет свое решение.
Его ранние книги, охватывающие период 1963 - 1969 гг., наглядно демонстрируют процесс становления авторской философии, также как и формирования собственного авторского стиля. При анализе этих произведений можно легко определить истоки жизненных принципов писателя: в эпоху «духовного раскрепощения» и всеобщего экспериментаторства Бах пытается вывести для себя идеалы полновесного существования личности. При этом он исходит из своего опыта профессионального пилота, черпая сюжеты для своих книг из своей богатейшей летной практики. В лучших романтических традициях писатель воспевает красоту и очарование свободного полета, а своими Учителями избирает аэроплан и небо. Автор исследует состояние личности, находящейся в мистической связи с Небом, и в своем поиске трансцендентности приближается к буддийскому восприятию мира (что соответствует общему настрою молодежной культуры). В то же время, автору не чужды и коренной американский прагматизм и индивидуализм: в своих исканиях он полагается только на свои силы, и из своих приключений выходит с убеждением, что только упорство и вера в себя помогают в достижении поставленной цели. Можно отметить, что такая постановка и способы разрешения проблем безошибочно указывают на принадлежность Баха к писателям «moral fiction».
В этот же период происходит и становление авторского стиля Баха: введение «потока сознания», многочисленные и подробные описания повседневных реалий, частые экскурсы-отступления от основной линии повествования, использование большого количества авиационных терминов, построение сюжета на автобиографическом материале.
Подлинным триумфом раннего творчества Баха становится повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Книга явилась важной вехой в процессе развития литературы США, о чем свидетельствует несомненный интерес к ней критиков. «Чайка» великолепно выразила умонастроения американского общества 1970-х гг.: основанная на традиционных евангельских мотивах, повесть содержала призыв возвратиться к основам общечеловеческой морали; в то же время, нравственные идеалы в ней были во многом подновлены посредством идей буддизма и дзен-буддизма.
В плане символичности Баха можно сравнить с Антуаном де Сент-Экзюпери - не только потому, что оба они пилоты, но и потому, что и Джонатан, и Маленький Принц переросли рамки художественных произведений - они стали символами эпох, носителями комплекса идей, присущих мировоззрению тех лет. Кроме того, оба писателя внесли большой вклад в развитие жанра «сказок для взрослых»: «Чайку» Ричарда Баха можно смело считать классикой этого жанра, - также как и «Маленького Принца» Сент-Экзюпери.
Новаторство Баха проявилось и в том, что он значительно расширил границы философского истолкования действительности, соединив в «Чайке» идеи романтической фантастики, традиции «moral fiction», базирующихся на концепциях христианства, и актуальнейшие для того времени мысли о «духовном освобождении», в большей степени присущих учению дзен-буддизма. Тем самым Бах определил новую ступень в развитии как «moral fiction», так и беллетристики США в целом.
Закрепление и дальнейшее развитие авторской «философии свободы» наблюдается и в книге «Дар крыльев». Наряду с уже известными принципами Баха, здесь выявляется еще один немаловажный аспект философии писателя - отношение к организованной религии. Бах отвергает любую религию, которая ограничивает свободу личности, приобретая характер догматов, и которая неспособна чутко реагировать на изменения общественного сознания. В качестве альтернативы организованной религии писатель, согласно своим убеждениям, предлагает постижение законов авиации, изучение мистики и красоты неба. Только такая «религия», по мнению автора, учит человека полагаться на самого себя и не зависеть от прихотей гипотетического Бога и общепринятых догм. Такие взгляды автора великолепно соответствуют настроениям «религиозного романтизма», господствующим в американском обществе в тот период.
Следующий роман - «Иллюзии» - занимает особое положение в творчестве Баха: именно в нем писатель наиболее полно излагает свои жизненные принципы, определяющие неповторимое своеобразие его произведений. В романе очень четко определяется позиция Баха по отношению к человеку и окружающей действительности: каждый человек неповторим и божественно прекрасен; в его руках сосредоточена сила, способная изменить весь мир; он, и никто другой, создает свою жизнь и управляет иллюзиями этого мира.
Показывая контраст между свободным сознанием и сознанием закрепощенным, писатель ставит своих читателей перед выбором: либо стать выше мелочной реальности и радоваться красоте свободного полета мысли, либо погрязнуть в привязанностях и оставаться рабом своих иллюзорных страхов. При этом главное философское послание Баха читателям («Мы все свободны делать то, что захотим» [4, 137]) не является нигилистическим, не отрицает нравственные устои и нормы морали - наоборот, оно основывается на любви и взаимном уважении интересов друг друга.
Идейно-художественное своеобразие романа обусловливают три фактора: во-первых, использование традиционного библейского сюжета о пришествии Мессии, что позволяет Баху сделать акцент на общечеловеческой значимости рассматриваемых в «Иллюзиях» проблем; во-вторых, актуализация этой темы за счет идей буддизма, и в особенности, дзен-буддизма; в-третьих, авторская интерпретация учения о духовном спасении, на основе синтеза идейного содержания христианства и дзен-буддизма (осознанное применение автором идей буддизма прослеживается не только в универсальных трактовках основных фило-софско-эстетических концепций писателя, но и в структурном построении романа - в полном соответствии с буддийским принципом «восхождения по десяти ступеням Бодхисаттвы»).
Все повествование проникнуто атмосферой оптимизма и человечности, столь несвойственной мрачновато-тяжеловесным аллегориям современной литературы, - что и делает «Иллюзии» одухотворенным образцом интеллектуальной прозы.
После «Иллюзий» Бах концентрирует внимание на отдельных аспектах своей жизненной философии, углубляя и расширяя их. Так, в следующей книге «Нет такого места -далеко» писатель создает западный вариант коана, дающий великолепное представление о механизме «освобождения» сознания и функционирования техники медитации. Причем, в силу своих приверженностей, Бах снова использует идею полета. Тот факт, что идеи и форма данного произведения замечательно сопоставимы с идеями и формой коана, являющегося неотъемлемой частью медитационной практики дзен-буддизма, говорит о том, что автор хорошо ориентируется в буддийской метафизике. В данном произведении писатель в достаточной мере раскрывает свой талант поэта и тонкого ценителя прекрасного, емко совместив в коротком повествовании глубокий философский подтекст и поэтику повествовательного слова.
Роман «Мост через вечность» рассказывает о довольно непростом периоде в жизни писателя - о его финансовом взлете и банкротстве, о его поиске «родной души», о преодолении житейских трудностей. Книга наглядно показывает, что для Баха его философия - не просто средство создать себе имидж «свободолюбивого романтика», не только основа для творчества, но и источник практической мудрости: в любых, даже банальных ситуациях писатель находит способы разрешения проблем, руководствуясь опытом и знаниями, полученными в результате общения с «высшей силой». В романе также можно проследить, как меняются некоторые взгляды писателя: политические - от пылкого патриотизма к трезвой оценке окружающей действительности, - и личностные - от эгоизма к пониманию и уважению глубинной сущности другого человека. Однако главный стержень эстетики Баха остается неизменным: не полагаться ни на какие «мистические утешения», предлагаемые религиями, а твердо верить в собственные силы и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Именно в этой книге появляется новый персонаж и Учитель Баха - его жена, Лесли Парриш, - которая отныне становится его единомышленником и неизменным спутником всех его приключений.
Роман «Единственная» повествует о совместных приключениях Ричарда Баха и Лесли Парриш в различных мирах - реальных и вымышленных. Основная идея романа - показать глобальную трансцендентность, единоначалие духовной природы любой личности. Идея автора абсолютно идентична буддийскому пониманию природы Высшего Разума. Исследуя возможности личности, писатель также поднимает актуальные вопросы современности - об отношениях между государствами, о войне и мире, о жизни и смерти, и т.п. Одновременно автор показывает широкие возможности своего писательского мастерства, демонстрируя работу в различных жанрах - от научной фантастики до исторического романа.
Книга «Бегство от безопасности» - своеобразное завершение авторского исследования о духовном начале личности. В полном соответствии с буддийской теорией о «возвращении к корням» и законом реинкарнации, Бах делает вывод, что личность не имеет начала и конца, она существует всегда, перерождаясь для нового существования. Из всех книг писателя периода 1980-х - 1990-х годов, данное произведение, пожалуй, наиболее полно демонстрирует буддийский принцип кармы и «колеса сансары». Кроме того, в книге отражена проблема родителей и детей, четко звучит мысль о том, что психическое здоровье человека закладывается именно в детском возрасте, - поэтому воспитание детей является одной из главных задач общества. Что еще раз подтверждает, насколько гуманно творчество Ричарда Баха.
Можно добавить, что, издав столько книг, с абсолютной полнотой раскрывающих как свою жизненную философию, так и свою гражданскую позицию, писатель не перестает публиковаться. В августе 1999 года Ричард Бах выпустил новую книгу с многообещающим названием "Out of My Mind: The Discovery of Saunders-Vixen". Книга не вошла в список работ, анализируемых в настоящем исследовании, поскольку не стала еще достоянием широкого круга читателей. Писатель любезно преподнес в подарок автору данной работы экземпляр своего нового произведения - в целях создания целостного впечатления о своем творчестве.
Книга рассказывает о путешествии, которое автор совершает в своем сознании: посредством медитации он переносится в 1923 год, в «альтернативную» Англию, где посещает авиакомпанию "Saunders-Vixen", производящую самолеты. Причем Бах описывает не реальную авиакомпанию - одного из крупнейших производителей летательных аппаратов начала века, - а компанию, являющуюся «поставщиком» прогрессивных идей для авиации. В этом плане повествование напоминает один из эпизодов «Единственной», где автор находится на экскурсии в «центре производства идей». Такая же ассоциация возникает и оттого, что писатель посвящает книгу Тинк (Tink), которая в «Единственной» представлена в качестве «феи снов», доносящей различные мысли до сознания человека.
Как утверждает Ричард Бах в новой книге, каждый авиатор, когда-либо сделавший важный вклад в историю авиации, так или иначе, является клиентом "Saunders-Vixen", -независимо от эпохи и нахождения в пространстве. Тот факт, что писатель включает себя в число посетителей этой компании, говорит о том, что он считает себя одним из наиболее прогрессивно мыслящих представителей человечества.
Данное произведение не развивает и не углубляет изложенные ранее концепции автора: он так же рассуждает об огромном потенциале человеческой личности, способной преодолевать любые преграды, так же восторгается романтикой полета и преклоняется перед самолетами. В книге так же просматривается связь философии автора с философией буддизма: Бах ценит жизнь животных, имеющих единое духовное начало с человеческой жизнью, решает проблемы при помощи медитации (на этом основана вся канва повествования), говорит о бесконечности пространства-времени и т.п. Возможно, единственный новый и несколько неожиданный аспект для читателей, - то, что в книге нет ни одного упоминания о «родственной душе» - Лесли Парриш, которая неизменно присутствовала во всех последних произведениях Баха. Более того, в книге описывается встреча автора с девушкой-авиаконструктором Лаурой Бристоль (Laura Bristol). Из слов писателя угадывается несомненный интерес к ней, и, хотя по сюжету они вынуждены были расстаться, чувствуется, что данная история несомненно должна иметь продолжение.
Как стало известно из переписки автора этих строк с писателем, Ричард Бах развелся с Лесли Парриш и в апреле 1999 года женился на Сабрине Нельсон-Алексопулос (Sabryna Nelson-Alexopoulos). Вероятно, новая книга Баха имела назначение в какой-то мере подготовить читателей к такому шагу со стороны автора. Объясняя свое решение, Бах утверждает, что полностью усвоил тот урок, который давало общение с Лесли, и что для перехода на новый уровень сознания ему был необходим новый Учитель. Которым и стала его нынешняя жена. Конечно, не все почитатели Ричарда Баха (особенно поклонники «Моста через вечность» и «Единственной») восприняли это событие благосклонно. Однако нельзя не признать, что Бах во всем остается верным себе - в своем стремлении к самосовершенствованию он не признает преград.
Творческий путь Ричарда Баха далек от завершения. Несомненно, из-под пера писателя выйдет еще немало новых произведений, раскрывающих новые аспекты его жизненной философии и привлекающих читателя своей романтикой «свободного поиска». Поэтому настоящее исследование, конечно же, нельзя считать исчерпывающим в плане освещения всего творческого наследия этого самобытного американского автора.
Тем не менее, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество Ричарда Баха явилось актуальным для современников, а его произведения периода 1970-х годов со всей возможной полнотой отразили господствующие умонастроения американского общества того времени. Особая ценность произведений Баха заключается в том, что в них писатель предлагает свое понимание роли личности в окружающем мире, отстаивает идеи о «равенстве наций и религий», показывает себя как тонкого психолога и знатока восточных учений.
Что касается места Ричарда Баха в истории литературного развития США, то особенности его творчества позволяют уверенно отнести писателя к авторам массовой беллетристики, а именно - к литературе «moral fiction». Альтернативная свобода, к которой призывает Бах, не заставляет идти на конфронтацию с основными нравственными принципами американского общества. Жизненная философия литератора замечательно вписывается в рамки «Американской Мечты»: непременная свобода личности, неограниченные возможности индивида, обязательное стремление к самореализации. Бах затрагивает проблемы, которые понятны и близки массовому читателю. Он убедительно показывает возможность нахождения «трансцендентности», позитивных ценностей в обыденной жизни, - то есть, по большому счету, преподносит свое средство примирения с современным миром и утверждения в нем.
Однако, при этом авторские средства художественного исполнения, а также его способ разрешения проблем - через духовное самосовершенствование, - показывают, что писатель относится к очень качественному, высокому уровню беллетристики, который приближается к стандартам «высокой литературы».
В рамках данного исследования невозможно было осветить все стороны творчества Ричарда Баха, поскольку основное внимание уделялось рассмотрению идейных концепций автора. В процессе работы наметилось и несколько проблем, интересных для дальнейшего изучения. Например, интересно было бы более подробно проследить связь произведений Баха с традициями европейской словесности, в частности, с жанром притчи; рассмотреть, как отражаются реалистические и фантастические традиции американских писателей в творчестве Баха; интересен также вопрос о динамике изобразительных средств - ведь все произведения Баха напоминают, скорее, поэмы в прозе. Думается, последующие исследования, для которых настоящая работа может послужить хорошей базой, смогут обнаружить еще множество граней в творчестве этого автора. При всех существующих мнениях о писателе несомненно одно: всему творчеству Ричарда Баха присуща атмосфера огромной духовности и непоколебимого человеколюбия. Всем своим творчеством Бах доказывает искреннюю веру в то, что «в наше время все движется от материального к духовному. пока еще очень медленно, но это движение не остановить» [4,50].
Список научной литературыНазаров, Антон Евгеньевич, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Bach, Richard. Stranger to the Ground/ Introd. by G.R.Wilson/ Reprint - New York, Dell, 1990-XIV, 178 pp.
2. Bach, Richard. Biplane/ A Prelude to Bach by R.Bradbury/ Granada Publishing Ltd. UK. 1981- 153 pp.
3. Bach, Richard. Jonathan Livingston Seagull AVON BOOKS, New York, 1973 - 127 pp.
4. Bach, Richard. ILLUSIONS: The Adventures of a Reluctant Messiah A DELL/ ELEANOR FRIEDE BOOK, New York, 1989 - 192 pp.p
5. Bach, Richard. ILLUSIONS: The Adventures of a Reluctant Messiah US, Delacorte Press, fourth Printing, 1977 - 144 pp.
6. Bach, Richard. There's No Such Place as Far Away US, Delacorte Press, 1979 - 54 pp.
7. Bach, Richard. The Bridge Across Forever: A Lovestory New York: Morrow, cop. 1984 - 315 pp.
8. Bach, Richard. One: A novel New York: Morrow, cop. 1988 - 284 pp.
9. Bach, Richard. Out of My Mind: The Discovery of Saunders-Vixen New York: Morrow, 1999- 101 pp.
10. Ю.Бах, Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон М: СП «ЛЕСИНВЕСТ», ЛТД, 1990- 40 с.
11. И.Бах, Ричард. Мой дар-моя глупость//Путь к себе, 1992, № 3, С.27-33
12. Бах, Ричард. Избранное. Т.1: Чайка Джонатан Ливингстон/ Дар крыльев/ Иллюзии/ Далеких мест не бывает Киев: «Ф1ТА Лтд.», 1993 - 476 с.
13. Бах, Ричард. Избранное. Т.2: Мост через вечность/ Единое Киев: «Ф1ТА Лтд.», 1993 -573 с.
14. Бах, Ричард. Иллюзии: приключения Мессии, который Мессией быть не хотел/ Чайка по имени Джонатан Ливингстон/ Далеких мест не бывает/ Единственная Киев: София, 1994 - 352 с.
15. Бах, Ричард. Ничто не случайно Киев: София, 1994-320 с.
16. Бах, Ричард. Бегство от безопасности Киев: «София», Ltd., 1999 - 256 с.
17. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX в.: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады/ Рос. АН, Институт востоковедения М: Наука, «Восточная лит-ра», 1993-294 с.
18. Анастасьев Н. Посторонние и причастные: американская литературная критика сегодня// Иностранная литература, 1983, № 3, С.169-178
19. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах запада и их влияние на молодежь М: Изд-во Московского университета, 1980- 101 с.
20. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада М: Изд-во МГУ, 1984-286 с.
21. Библия, перепечатка с синодального издания Finland, Lansi-Savo Оу/ St.Michel Print, Mikkeli, 1990
22. Бредбери M. Собака, затянутая песками// Иностранная литература, 1980, № 1, С.219-222
23. Бронич М.К. Отражение духовного кризиса личности в американской литературе 60-х гг.: Автореферат М: 1979 - 24 с.
24. Будда. Истории о перерождениях М: Худож. литература, 1991 - 79 с.
25. Буддизм: история и культура (сб.статей ) М: Наука, 1989 - 223 с.
26. Буддизм: Словарь/ под ред. Л.Л.Абаевой/ М:Республика, 1992 - 285 с.t
27. Будцийский взгляд на мир/ Ред.-сост. Островская Е.П., Рудой В.И./ СПб: Андреев и сыновья, 1994 - 460 с.
28. Ващенко А.В. Проблемы этнических литератур// Литература США в 70-е гг. XX века М: Наука, 1983, С.115-131
29. Ващенко А.В., Ерофеев В.В., Зверев A.M. Лики массовой литературы США АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького - М: Наука, 1991 - 334 с.
30. Введение в христианскую Библию СПб., 1994 - 63 с.
31. Волков А.Р. К теории традиционных сюжетов// Сравнительное изучение славянских литератур М., 1983, С. 303-314
32. Гагарин А.П. Прагматизм США М: Изд-во Московского ун-та, 1963 - 64 с.
33. Гаков В. Фантастический год 1962И Лауреаты "Хьюго" 1962: Р.Хайнлайн, "Чужак в чужой стране" - М: ДО "Глаголь", 1992 - С.3-14
34. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки»: из истории прогрессивной литературы США М: Худ. лит., 1987 - 317 с.
35. Голмен, Дэниел. Многообразие медитативного опыта Киев: София, 1993 - 137 с.
36. Дандарон Б.Д. Буддизм: сборник статей СПб: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй», 1996 -144с.
37. Драйзер, Теодор. Титан М: «Правда», 1981 - 608 с.
38. Зарубежное литературоведение 70-х гг.: Направления, тенденции, проблемы/ Ред. Володина Е.И./- М: Наука, 1984 360 с.
39. Засурский Я.Н. Американская литература XX века М: Изд-во Московского ун-та, 1984-504 с.
40. Зверев A.M. Модернизм в литературе США М: Наука, 1974 - 317 с.
41. Зверев A.M. Логика литературного десятилетия// Литература США в 70-е гг. XX века -М: Наука, 1983, С. 11-80
42. Зилазни, Роджер. Порождения света и тьмы: Романы СПб: «Северо-Запад», 1992 - 639с.
43. Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX в. М: Худ. лит., 1985-335 с.
44. Игнатович А.Н. Десять ступеней Бодхисаттвы// Психологические аспекты буддизма -Наука, Сибирское отделение, 1986, С.69-90
45. Ильина М. Смысловая иррадиация внутритекстовой притчи на текст целого художественного произведения. На материале повести Р. Баха «Иллюзии»// Ученые записки Тартусского университета, вып. 898, 1990, С. 39-43
46. Канторович И.Б. Легенды и действительность одного бестселлера (О притче Р. Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»)// Сб. научных трудов Свердловского педагогического института Свердловск, № 319, 1979, С. 49-57
47. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч Уверенности СПб: «ОРИС»- «ЯНА-Г1РИНТ», 1993-240 с.
48. Кацуки, Сэкида. Практика Дзен/ Железная флейта: 100 коанов Дзена Киев: Преса Украши, REFL-book,1993 - 336 с.
49. Ковалев Ю.В. Волшебные фантазии серьезных людей// Сказки американских писателей -СПб: Лениздат, 1992 С.3-26
50. Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Дух воина: философия и практика Дзен Краснодар: Маерли, 1993-224 с.
51. Корнев В.И. Новые подходы в познании буддизма// Религии мира. История и современность. Ежегодник М: Наука, 1988, С.5-20
52. Костяков В.А. Американский роман середины XX в.: Концепцуальность жанра /Под. ред. М.Н. Бобровой/ Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988 - 245 с.
53. Легенды и притчи из Учения Живой Этики/ Сост. В.А.Кнорре Новосибирск: «Свет». 1997-144 с.
54. Лингарт И. Американский прагматизм М: Иностр. лит-ра, 1954 - 255 с.
55. Малинина Е.Е. Дзенские мотивы в творчестве Дж.Д. Сэлинджера// «Вечные» сюжеты русской литературы Новосибирск, 1996, С. 172-179
56. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты М., 1982, С. 23-56
57. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм М: Изд-во Московского ун-та, 1968 - 500 с.
58. Мендельсон, Морис. Роман США сегодня на заре 80-х годов - М: Советский писатель, 1983-416 с.
59. Мень А. В поисках подлинного Христа. Евангельские мотивы в Западной литературе// Иностранная литература, 1991, №3, С. 237-247
60. Мировое дерево: Сборник статей, №1, 1992 М: Институт высших гуманитарных исследований РГГУ- 190 с.
61. Миры Клиффорда Саймака. Т. 12 Рига: «Полярис», 1994 - 511 с.
62. Миры Клиффорда Саймака. Т.8 Рига; «Полярис», 1994 - 447 с.
63. Михайлова Л.Г. Новые тенденции в современной английской и американской научной фантастике (1960-1980): Автореферат на КФН-М: Изд-во МГУ, 1981 -22 с.
64. Моаканин, Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и Восточный путь к сердцу Томск: Водолей, 1993 - 112 с.
65. Моуди, Раймонд. Жизнь после жизни Москва-Рига: «СТАРТ» - «СИНЕКТИКА», 1991 -160 с.
66. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты М: Худ. лит., 1980 - 279 с.
67. Мулярчик А.С. Современный реалистический роман США: 1945 1980 - М: Высш. шк.,1988 - 174 с.
68. Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века: Монография М: Сов. писатель, 1985 - 360 с.
69. Новикова И.И. Философские тенденции в романе США 70-х: Автореферат (МГУ им. М.В. Ломоносова) М, 1985 - 25 с.
70. Новиченко И.Л. Тяжкое бремя содержания// Проблемы новейшей литературы США /под ред. К.А. Шаховой/ Киев: Вища школа, 1981, С. 5-43
71. Нямцу А.Е. Традиционные сюжеты и образы в литературе XX в. Киев: УМК ВО, 1988 -81 с.
72. Нямцу А.Е. Рекомендации к изучению традиционных сюжетов и образов мировой литературы, Вып.1 Черновцы: УГУ, 1981 - 90 с.
73. Окишева Л.Ф. Фермерская тема в англоязычной канадской литературе. Творчество Ф. Гроува: Автореферат на КФН СПб: ЛГУ, 1990 - 16 с.
74. Паверман В.А. Американская драматургия 60-х годов XX века: динамика художественной формы: Автореферат на доктора Екатеринбург: УрГУ им. A.M. Горького, 1995-43 с.
75. Писатели США. Краткие творческие биографии /Ред. Я. Засурского, Г. Злобипа, Ю. Ковалева/ М: Радуга, 1990 - 624 с.
76. Проблемы теории и истории литературы. Заседание второе: Массовая литература. Материалы Открытого научного семинара / Ред. А.А.Аствацатурова/ СПб: ЦГИ "Convention Press", СПбГУ, 1998 - 28 с.
77. Рабинович B.C. Олдос Хаксли: эволюция творчества: Автореферат на доктора -Екатеринбург: УрГУ им. A.M. Горького, 1999 50 с.
78. Раджниш, Бхагван (Ошо). Нет воды, нет луны: беседы о притчах Дзен М: центр духовной культуры "Единство", 1992 -192 с.
79. Раджниш, Бхагван (Ошо). Будда: пустота сердца М: ЦДК "Единство", 1993 - 160 с.
80. Раджниш, Бхагван (Ошо). Горчичное зерно, Т.1 М: ИПА "ТриЛ", 1993 - 256 с.
81. Раджниш, Бхагван (Ошо). Горчичное зерно, Т.2 М: ИПА "ТриЛ", 1993 - 288 с.
82. Раджниш, Бхагван (Ошо). Дзен: книга пустоты М., 1993 - 192 с.
83. Раджниш, Бхагван (Ошо). Жизнь, Любовь, Смех СПб: Невский курьер.1991 -96 с.
84. Раджниш, Бхагван (Ошо). Ма-цзы: пустое зеркало М. 1994- 223 с.
85. Раджниш, Бхагван (Ошо). Тантра: высшее понимание М, 1993 - 208 с.
86. Религия в политической жизни США (70-е начало 80-х) /под. ред. Замошкина Ю.Л. Фурман Д.Е./- М: Наука, 1985 - 223 с.
87. Старостина Ю. Космос в учении Будды// Наука и религия, 1990, № 6, С. 22-25
88. Структурализм: «за» и «против». Сб. статей /под ред. Басина Е.Я. и Полякова М.Я./ М: Прогресс, 1975-468 с.
89. Сэлинджер, Джером. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы/ Сост. и предисл. А.Мулярчика М: «Правда», 1991 - 608 с.
90. Ткачева А.А. О духовно-эмоциональном своеобразии новых религиозных движений Востока// Религии мира: История и современность. Ежегодник М: Наука, 1988 - С.20-38
91. Туровская М. Три жизни "Чайки по имени Джонатан Ливингстон"// Чайка по имени Джонатан Ливингстон Новосибирск, 1989, С.89-102
92. Учение Будды (Учеб. пособие)-М: «Золотой век», 1992 152 с.
93. Учение Будды/ Сборник М: Изд-во ассоциации духовного единения «Золотой век», 1995 - 325 с.
94. Файдыш Е.А. Сверхсознание М., 1993 - 98 с.
95. Цукасова И.Б. Особенности американского научно-фантастического романа 60-х годов// Проблемы традиций и новаторства в англо-американской литературе XIX XX вв. - М., 1985, С. 102-116
96. Черчесов А.Г. Проблемы массовой культуры. Неоконсервативные тенденции в массовой беллетристике США (70-80-е): Автореферат на КФН (МГУ им. М.В. Ломоносова, филол. фак.) М, 1989-21 с.
97. Штайнер, Рудольф. Христианство как мистический факт и мистерии древности Ереван: НОЙ, 1991 - 153 с.
98. Янгутов Л.Е. Психологические аспекты учения о "спасении" в китайском буддизме// Психологические аспекты буддизма Наука, Сибирское отделение, 1986, С. 11 -23
99. Abe, Masao. Zen and Western Thought. Part One: Buddhism and Interfaith Dialogue -Honolulu: University of Hawaii press, 1995 XV, 245 pp.
100. Abe, Masao. Zen and Western Thought. Part Two: Zen and Comparative Studies -Honolulu: University of Hawaii press, 1997 VII, 263 pp.
101. Authors in the News, Vol.1 -Gale Research Company, Detroit, 1976,pp.29-30
102. Bellamy J.D. Literary Luxuries: American Writing at the End of the Millenium Columbia. Univ. of Missouri press, 1995 - Х1П, 231 pp.
103. Burrows, David J.9 Dabney Lewis M., Holton Milne etc. Private Dealings: Modern American Writers in Search of Integrity Rockville (Md): New perspektives, 1974 - 146 pp.
104. Carey, John. The Good in Every Gull // The Listener, Vol.88, No 2280, Dec.7, 1972. P.797
105. Cassil, R.V. The Norton Anthology of Contemporary Fiction W. W. Norton & Company, Inc, New York, 1988 - 342 pp.
106. Cohen, Daniel. The New Believers. Young Religion in America New York, Evans, cop. 1975- 192 pp.
107. Contemporary Authors, A Bio-bibliographical Guide to Current Authors and Their Works: New Revision Series, Vol.18 Gale Research Company, BOOK TOWER, Detroit, Michigan. 48226, 1986, PP.34-36
108. Contemporary Literary Criticism, Vol.14 Gale Research, 1980, PP.35-36
109. Current Biography: October 1973 The H.W.Wilson Company, N.Y. 10452, PP.9-11
110. Cyclopedia YOGA, Vol. Ill/ edited by Dr. Jayaveda Yogendra/ The Yoga Institute, Santa Cruz (East), Bombay, India, 1995 - 111 pp.
111. Dictionary of Literary Biography Gale Research Inc., Detroit, Washington, D.C. London, 1984
112. Essentials of the Theory of Fiction/ Edited by Michael Hoffman and Patric Murphy/ Duke University Press, Durham & London, 1988 - 503 pp.
113. Fernando, Antony. Buddhism and Christianity: Their Inner Affinity Sri Lanka: Ecumenical Institute for Study and Dialogue, 1983 - V, 133 pp.
114. Fielder, Leslie Aaron. Waiting for the End. The American Literary Scene From Hemingway to Baldwin Harmondsworth (Mx): Penguin books, 1967 - 284 pp.
115. Fokkena, Aleid. Postmodern Characters: A Study of Characterization in British and American Postmodern Fiction Rodopi, Amsterdam-Atlanta, GA, 1991 - 235 pp.
116. Ghost, Damayanti. Indian Thought in T.S.Eliot Calcutta, Sanskrit Pustak Bhandar, 1978 -241 pp.
117. Golman, Daniel. Buddha on Meditation and States of Consciousness. Part 1: The Teaching//Journal of Transpersonal Psychology, 1972, Vol.4, No l,PP.ll-29
118. Greely, Andrew M. Jonathan Livingston Shimoda// The New York Times Book Review, April 10,1977, P.I 1
119. Gupta R.K. The Great Encounter. A Study of Indo-American Literary and Cultural Relations Abhinav publications, India, 1987, 642 pp.
120. Hansen, Arthur. A Gift of Wings// The Saturday Evening Post Bookshelf, Vol.249. No 3, April, 1975, PP.72-73
121. Helweg, Arthur & Usha. Indians in America Doing Well India, Span, 1982 - 158 pp.
122. Jameson, Frederic. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism Duke University Press, Durham, USA, 1991 - 440 pp.
123. Krishnan, T.V. Kunhi. Miller: Karma Yogi or Sexualist?// The Hindustan Times, June 23, 1980, P.7
124. Landow G.P. Elegant Jeremiahs. The Sage from Cariyle to Mailer Cornell University Press, Ithaca and London, 1986 - 304 pp.
125. Lingerman R.R. New Wings, Old Seagull // The New York Times Weekend, April 1, 1977, P.27
126. Lyles, Jean Caffey. The "Jonathan" Bonanza// The Christian Century, Vol. LXXXIX. No.42, Nov.22,1972, P,1186
127. Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences THE VIKING PRESS, New York. 1973 (reprint), 123 pp.
128. Mathison, Richard R. Faiths, Cults and Sects of America. From Atheism to Zen -Indianapolis New York, Bobbs-Merrill, 1960 - 384 pp.
129. McClellan, Joseph. A Wing and a Prayer// Washington Post/Book World, April 24, 1977, P.E5
130. Melton, Gordon J. The Encyclopedia of American Religions, 2-nd edition Detroit. Gale, cop. 1987-899 pp.
131. Mookerjee R.N. Drieser's Use of Hindu Thought in "The Stoic"// American Literature, 43. No 2, May, 1972, PP. 273-276
132. Morace Robert A. New Fiction, Popular Fiction and the Middle/Moral Way// Moral Fiction/ edited by J.D.Bellamy/- N.Y., St.Lawrence Univ., 1980, PP.5-23
133. New Religious Movements in America. Working Papers, The Rockefeller Foundation -N.Y., 1978-VIII,'78 pp.
134. Prescott, Peter S. Never in Doubt: Critical Essays on American Books, 1972-1985 ArUu House, New York, 1985 - 197 pp.
135. Publishers Weekly/ edited by Mildred SolaNeely/ Febr.14, 1977, P.27
136. Putney, Michael. Jonathan Seagull//National Observer, Febr.26, 1972, P.9
137. Rajneesh. The New Evolution of Man -New Delhi, 1978-233 pp.
138. Reconstructing American Literature. Courses, Syllabi, Issues/ ed. by Paul LauterI The Feminist Press, Old Westbury, New York, 1983 - 250 pp.
139. Ross, Nancy Wilson. Three Ways of Asian Wisdom. Hinduism, Buddhism, Zen and Their Significance For the West New York, Simon and Schuster, 1966 - 222 pp.
140. Rowley, Peter. New Gods in America. An Informal Investigation into the New Religions of American Youth Today New York, McKay, cop. 1971 -XV,208 pp.
141. Rubin, Rhea Joyce. Of a Certain Ages: A Guide to Contemporary Fiction Featuring Older Adults Santa Barbara (Calif.): Oxford: ABC-Clio, cop. 1990 - 308 pp.
142. Semrau, Janusz. American Self-conscious Fiction of the 1960s and 1970s Poznan, Wyd-wo nauk. UAM, 1986 - 160 pp.
143. Spanckeren, Kathryn van. Outline of American Literature United States Information Agency, 1994- 125 pp.
144. Spindler, Michael. American Literature and Social Change: William Dean Howells to Arthur Miller Bloomington: Indiana Univ. press, cop. 1983 - 263 pp.
145. Stambaugh, Joan. Impermanence is Buddha-nature. Dogen's Understanding of Temporality ~ Honolulu: Univ. of Hawaii press, cop. 1990 XI, 146 pp.
146. Styron, William. The Quiet Dust and Other Writings New York: Random House, cop. 1982 - 305 pp.
147. Something About The Author (SATA), Vol. 13 Gale Research Company, BOOK TOWER, Detroit, Michigan, 48226,1978, PP.29-33
148. Tabor James D., Gallagher Eugene V. Why Waco? Cults and the Battle for Religious Freedom in America Berkley, University of California press, 1995 - XIV, 252 pp.
149. The University of Mississippi Studies in English. New Series Volume II/ Edited by Benjamin Franklin Fisher IV/ 1981 - 161 pp.
150. The Year's Work in Critical and Cultural Theory, Vol. 2, 1992/ Edited by Stephen Regan/ -Blackwell Publishers, Oxford 374 pp.
151. Tyson, Lois. Psychological Politics of the American Dream. The Commodification of Subjectivity in Twentieth century American Literature - Columbus: Ohio State Univ. press, cop. 1994- 169 pp.
152. Wetering, Janwillem van de. A Glimpse of Nothingness. Experiences in an American 7on Community Boston, Houghton Mifflin, 1975 - 184 pp.
153. Wuthnow, Robert. Experimentation in American religion: The New Mysticisms and Their Implications for the Churches Berkley etc: University of California press, cop. 1978 - X, 221 pp.
154. Young, Elizabeth. Shopping in Space: Essays on America's Blank Generation Fiction -New York, Atlantic monthly press with Serpent's Tail, 1993 288 pp.155. www.richardbach.com156. www. charm.net/brooklyn/Topics/Buddhi sm