автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Творчество Ю. Брезана 60-70-х годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Голионцева, Виктория Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Ю. Брезана 60-70-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Ю. Брезана 60-70-х годов"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТООБОГО KPÁOÍOfO ЗШ©М

госудагспшшй пшишвский ййсшут ашш а.и-шщна

- _________ - ■__.__- ■ - __- ■ - ■ . ._,_- . - - ■ _ i --. -_-m ,■ _-.....-

ГОЖВДЕБА Вакторая ншсолаевиа ТВОРЧЕСТВО Ю.БРЕЗАЙА èO-^O-x ГОДОЙ

Специальность 10.01 »05 - jtatoparypa cTpflît Западной Европы« Аморйкя а Апотрайш

АВТОРЕФЕРАТ

дассартащш на сопскансз ученой стопэни кандидата филологических наук

На tfßasas рукописи Ж 850

Ленинград - 1990

Рабе.'а выполнена на кафедре зарубежной литературы Ленинградского ордена 'Хрудового Красного Знамени государственного педагогического института имени Л.И.Герцена.

Научный руководитель - кандидат филологических наук,

доцент Г.В.Стадников

Официальные оппонент: доктор филологических наук,

на заседании специализированного совета К.ИЗ.05.05 по присуждению ученой степени кандидата наук в Ленинградском государст-езнноы педагогическом институте имени Л.И.Герцена. (Адрес: 199053, г.Ленинград, В.О., 1-я линия, д.52, аудитория 47).

С диссертацией мокко ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.

профессор А.Г.Березина

кандидат филологических наук, доцант Н.А.Хрусталева

Ведущая организация: Кубанский государственный

Защита состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета хсандадат филологических наук

Н.Н.Кякшто

-V3 I

- 3 -

ОБЩАЯ ШШЕГЖТШ РЛБ01Н

Данная ' диссертация носвящопа исследованию литературно-фольклорных связей в произведениях современного немецкоязычного писателя Юрия Брезана (род. a I9IS г.)„ который по культуре и Языку принадлежит к славянскому. национальному меньшинству -сорбам, проживающим на территории ГДР.

Вопроси влияшш фольклора на современный литературный процесс нашли свое отражённаво многих работах советских ученых (Д.Лихачева, М.Бахтгоа, В.Проппа,. В.Гацака, Э.Померанцевой, У.Далгат, МЛ&дрша, С.Кукаса, А.ЭДрщшо и Др.), Возрастающая роль взаимосвязи устного народного творчества к худояествешого развития в соврешнной культура отмечйотсй о исследованиях советского и- зарубежного лятературоведенпя.

осоооз-внимание к проблешы фольклора вызывает у историков и писателей шадописьмешшх литератур. ;Сорбекая литература -самая молодая из славянских литератур - идет по путл освоешш национального фольклора со 2-Й половшш XIX века. Исследование сорбского фольклора в ого вйаимодействии с литературой посвящены труда П. Иод о,' Ю.Мшгаса, Л.Гейне, П.Малшга, У.Шнэйдкар? и др. Они отмочпэт, что обрацетю к фольклорной pcTeîmtô в XIX веке слухам о сорбсккм писателям своеобразием средством национальной самозащиты. Среда: совреиешшх еорбеких писателей (Ю.Мшнк, Я.Ворнар, П.Фгльк'ель. Т.Веньшова, А.Стахова л др.) как самая значительная творческая личность, продолжившая традиции освоения фольклорной поэтики, выделяется ¡0p:i3 Бразан. Благодаря ему фольклор этой ьалой славянской народности впервые стал предметом интернационального Вню.'днйя. Ю.Ерезан, "чоловек, открывший сорбоЕ всему игру" (В. Бред ель), осуществи художественное освоение идейно-эстетических принципов сербского-фольклора' и сделал его частью европейской культуры.

Несмотря на читательсюЩ интерес к его книгам, лишь в ?0-о года произведения Брезана стали предглетом. исследовательского внимания. Облако, услолшенный художественный язык произведений 60-70-х годов - наиболее значительный период.его творческих поисков - не получил достаточногоаналитического освещения >r,i в зарубежно!!, ни отечественной критике. Именно в эти годч в eio ' творчестве происходит своеобразный синтез-литератур« и'фольклора, что позволяет говорить о ф о л ь к л о р к з м е писателя.

Его фол^клоризм (понимаемый как "сознательное обращение писателя к фольклорной эстетике" - Далгат У.Б.) обратил на себя особое внимание немецких литературоведов (С.Бергер, Г.Барм, Д.Дупель, Л.Гейне, Р.Дренков, Г.Кох, Г.Краузе, Г.Плавиус, Е.Венер, Л.Хауке, М.Шнайдкарт и др.). Важную роль фольклора в поэтической системе Брезана отмечает и советская критика (Е.Кшшошч, И.Млечина, А.Русакова, А.Григорьев, А.Гугшш, Ы.Зоркая, А.Дра-нов, Л.Александрова, В.Фортунатова, Б.Стариков и др.).

Изучение творческих поисков Брезана 60-70-х годов требует понимания специфики его фольклорпзка, так как его фольклористические интересы приводят его к своеобразному открытию истории в фольклоре» Поэтому также ставится проблема историзма в творчестве Ю.Брезана. Б произведениях "Черная Мзльница" (1968) и "Крабат, или Преображение ьпфа" (1976), идейное содержание которых объединено одним историко-фольклоршм героем, проявил себя традиционный "сознательный историзм" (Л.Гинзбург) и,, с другой стороны, "историзм чувств и мышления" (Г.Белая) художника конца £&. в. с его футурологической направленностью в трактовке проблем современной личности. Это особый аспект в брезанрвском понимании мира и человека'определит его худсшзствйшгую концепцию героя.

Тяготение Ерезана к фольклорной поэтике и его идейно-художественная установка на комплексное осмысление национальной и всемирной истории' в связи с поисками материалыю-духовшх основ современной цивилизации ставит изучение художественных новаций Брезана в круг актуальных проблем. ■

. Цель данного исследования - вшшление характера взаимодей-ствия.традиций у.н.т, и литературы в разных кадровых' фор.эх. Это позволяет увидеть своеобразие эволюции художественного метода современного писателя, во взглядах которого особое место в 60-70 гг. занимает философия познания истории и народной культуры.

.Задачей работы яь-лется анализ поэтики Ю.Брезана и установление принципов художественного освоения фольклорного и исторического маторишю.

Анализ фольклорных и исторических источников и их функционирования в художественной системе произведений Брезана предпринимается впотге. Также впервые в советской науке исследуется роль фольклора одной из западно-славянских народностей как

важного фактора в-развитии литературы. Б целом кзучоннэ эстетических проявлений фольклора в литературных'произведешь двуязычного писателя представляет науч?гуто ноготаг/ работ],'.

Мзтояологическур основу диссертации составляют труда классиков марксизма-ленинизма, общетеоретические. п сповдалыше работы советских и немецких учопцх по историй ллтвратуры. Диссертация опирается на труда советских, нешцеях к сорбских литературоведов, фольклористов, Историков.

Практическое значение работ состоит, а.том, что швода могут бить использовали при подготовке ебщйх и'специальных курсов по зарубежной литература новейоего времена* Научная разработка теш может послужить базой ¿сия двльнех&еро изучения проблем творчества Ю.Брозаиа.

Апробация работ». Основные положения диссертации били 'шо-яенн в докладах иа межвузовски^ шфрегщщх* По то;,те работа опубликована г статьи « учебпо-гатодаескшэ ¡латериалн для изучения творчества Ю.Брезана в контексте немецкой литературц.

Структур^диссертаций. Работа' состоит из введения, двух глав, зшототения к библиографии, Которая включает 305 названий*

ОСНОВНОЙ СОДЕШАШЕ РЖШ

Во введении обосновивашся щбор- а актуальность проблош, ее научная новизна, определяется'- Цела■«' основные задачи исследовании. в кратком обзоре представлена история сорбской фольклористики и характеристика деятельности сорбских просветителей с тем, чтобн увидеть национальное к с торихо-кул ьтуршга традкцзп!, освоение которых продолжил Ю.Ерезши Здесь ?агсте определяется, место и значение сорбского Зозроядеита (XIX в.) -в жизни сорбско-го края и значение творчества классиков национальной литература Х.Зейлера и Я.Барт-Чишииского, .чья-деятельность .бала направлена на обновление'национального-языка, на Соединение народко-позти-ческого и литературного начал в творчестве. .

История возникновения комплекса народных рассказов о Кра-бате ставит проблему о факте, и вымысле, так как он сформировался, с одной сторона, иа основе сорбских сказок о ¿путах, волзобшт-ках и чернокнижниках, с другой - восходит к ксикрэтным сь<?дпю:-ям о военных и мирных событиях в жизни реального лица,' котота.*! жил и умор в сербском крае. (В хрониках Саксошпт Ш в. есть

с^олсяж о но;-:осг..°аолковш1ве кавалерии славянского пропсхоаде-- Когашгз Шалоощо, которму • за его смелость было пожаловано в 1650 году Августом Сильным небольшое мшике Гросс-Зерхезз. В народе его лазиваи: Краоагом й считали-волшебником). Более 200 лот вокруг отой загадочной фигуры, друге короля и бедняков,складывались различит устные рассказы. Фантазия "народа придала ему ззацяоналыяго черты остального з: героического свойства. Немецкий историк а фольклорист Г.Пилк еззубдиковал б 1096 году пересказ извостдах рассказов о Кребате иод заглавием "Вендский Фауст".Он явзглся основным материалом для посяедуицях литературных обрабо- ' ■ ток (к худоааствониих переработок). Образ Крабата, трудолюбивого и глтливого уадшка волшебника, смелого л находчивого солдата короля, ь^дрого и справедливого хозяина, вызывал интерес как у фольклористов и писателей XIX в.ОД.лсркщ: - 1858; Й.Голч - "1885; ГЛ1г.улъ- 188?; Г.Гылк - 1096;« др.), так и в XX в.(М.Новак-Нехор-иеккй- 1364; п.Подо- 1356; О.Пройслер- 1971; Ю.Брезан-1355-1ЬУо>

Первая гларя "Народное' сказазазе о Крабатс и литературная'. сказка Ю.Брезана "Черная Мельница""' посвящена поискам Брезака собственного Метода в начале творческого пути в связи с его интересом, к специфике народной культуры. Ш начал как поэт; затем, ориентируясь па традзадш "малых.форм", национальную образность, Брсзап начинает исследование истоков нацзкйюльней истории, частью которой являлся, в его понимании, иациоиальщЦ характер. Это т-р^каоа'оя но только в создании-народник характеров, в воспрозззве-дозпн! народной мудрости л средствах ее передачи (сборник рассзса-зез "На г.и:ас растет нгкжгца"- 1351). В пропзведеззпях разшего периода отчетливо прослеживается тенденция к Фольклорной орнаментации л (|актограф1ш6сш культурззо-йтнографичоезюго характера ("Свадебное дутсейзстше -на родшзу"-Х953). Вкрашзезше- фольклорного -материала «.' неторнчеез-ах фактов, в дальнейшем освоении пробле-.м£ "малой родины" придаст творчеству Брезана кахрадкаяьный.колорит и сиЕЦПфззчззьзй документализм. Использование элементов народной культура и сбрацение-к истортесшйз параллелям очевздко и в художественном ьшре его трилогии "йеликс.Хануза" (1358-1964). Бо всех последующих произведениях .интерес Брезана к национальное .вопросу, к -пройдвши сохранения культурного на след та убьшазезцей П" численности .народности, ее; причастности к судьбам современной истории.определит его художественную концепщш современного щра. Составлгнззе и перевод ка нсмощкШ язик сборника "Сорбсксй лирики"

(1354), а также перевод с сербского "Мастера Крабатз" (1955) свидетельствовали о стремлении Брсзала приблизить национальное художественное наследие к новым согщально-культурчым задачам.

Центральное место в первой главе занимает анализ брозлнол-ской сказки "Черная Мэлыпща". Сравнивая фольклорные источники и литературное произведение, фольклорный мотивы и авторские добавления, з проблемно-тематическом содержании- и в статной основа сказки обнаружен-довольно обгиршй- исторический млтерглл. Образная и глнровая специфика "Черной ?.'олт;*па:д", сгиловузо доьзягаи-ту которой определила, в основном, поэтика волшебной сказки, свидетельствуют о поисках новой иносказательной форм/ для выражения жизненной коикротвки, Пзучстп:е фольклорно-поэйпеешк средств и нововведенных мошюв приводит.к обизрутянию сходства к различия между образом сорбского устного - народного творчества (у.к.г.) и новым литературзпш героем..В.результата ¡сак сохранения части перзоздашости фольклорного кото'-цша, так и внесения авторского вымысла з сюязтно-ксмаозгдгкншую структуру воззаисаот тот синтез, который является показателем худогйсгшшосгя новообразованной форш.

Именно в "Черной Шлышцз" писатель разрабатывает свои главную тему 60-70 гг. - тему героического прошлого сорбои -- и начинает фронтальное использование: обширного ь-а^рлала устного народного творчества как письменно'зафикейровашюго, так и устно бытущого. Именно в это« сказке поставлена корально-нравствотаюя проблеял:-гак долаен зить- человек на земле. Б ней продолжена тенденция не только реконструирования исторического прошлого, но и наметилось стремление автора связать- идею поь'лти о ироялсы с идеей прогнозирования будущего. Эта мысль о связи премии лаконично выр&чэна прямым авторски,! слово:.! в пролога :: злилого: человек должен. знать "откуда" х "куда" он идет. ПриМочатсдьно та-»л то, что в "Черной Мзлыущо" Брозан согласует вопрос о происхождении и будугдаостк человека с современными космологическими идеями, поэтому и герой сказки "задан" как времешю бредуцяй па земле стран...пс, который "упал с неба" и когда-то улети г в космос.

Стержень структуры "Черной Мжъницы" составляет антитеза Крабат - Черный Шлышк (фольклорная полярность образов). Развитие действия сказки построено по пришшту растарония и авторского добавления, часто свойственного литературно-,"■-олы'.лорнг.му взаимодействию. Преобразование канонического комплекса народных

рассказов с Краби<*з начинается с'создания ра;,очной конструкции (чего нот в сорбеком глтериало о Крабате); это позволяет автору ввести сбою интерпретацию образа и завершить ее в концовке сво-резюме. £ач;ш развития'сшета о Крабате заимствован Ереваном из фольклора - то, как здуэдй- лучший доли сирота Крабат нанимается па работу к Волшебнику. Брззан вводит постепенно другие фольклорные мотива и элемента, наслаивая один г.:п.гср::ал на другой. Затем столкновение. ыезду- старш и злым Волше&гаком и молодцы, нонскуцеинкм Учеником {1-я часть) перерастает в эпическое повествование об исторических событиях в сербском крае. Во 2-й части автор даст новый план национально-исторических проблем сербов в прошлой (сроднсЕековье, период крестьянских войн), а так&о в новейшее вреш (период фаакзиа в Гермажи). В основе конолтета всего произведения леглт идея борьбы- против угнетения социального, национального в духовного. Б финальной части (3-я часть) эта щель перерастает в .осмаслошаз не только патриотически (сорбских), по к совремешшх фщюсофско-этических проблем. Показывая коллизии Крабата "во всох вреизнах", автор ставит в "Черной 1/ельнкце" вопроси "вечные": о куске хлеба и нравственно:.: подвиге во пул блиишго, о доверии п.вероломстве, о воине и фаустовских устремлениях. Поиски путей решения загадок бития -соцпалишх, национальных и психологических - выдвигаются авто-, ром в "Черной {/¡елышце" как вопрос о человеческих взаимоотношениях, о возможностях в познании и о направленности использования знаний. Проблема власти над тайнами природы к над себе подобная, поставленная в "Черной Шльнице"станет одной из главных в роиане»

11дая "преображения мара", довлёщад в сознании Брезана с первнх худокествоиш: произведений, в "Черной ЬЬльшщз" находит отраженно в'системе традиционных сказочно-волшебных мотивов (г.:э1ив странствий, заточения и освобоздешш) ц новнх ( мотивы познания, прозрения, сопротивления., борьбы, братства к коллективного созидательного труда). Лейтштивная фраза (фнлосаТюш всего произведения) - "кто все знает, тот все иожет" - реалнзу-ет не только йолыслсршй. пршшлл повтора, характерный лея художественного языка Ерззапа, но .и свидетельствует о тяготения' писателя к философскс:.;у развитии идей. Носитель идеи "преобраг.;;-ю«" логашарниЛ Крабат, главный протагонист, задает вопросы о загадках природы, о труде, о счастье, о борьбе за право лазы-

ваться споим именем и возделывать свой клочок земли. Эпизода, наслаивающиеся один за другкм, раскрывают замысел писателя - не только показать разные периоды сербской истории и вылг.ить ео героико-патрпотические моменты, ко и дать оценку соврсмешым .явлениям.

Как в традиционной сказке, смысл "Черной Шлъшщн" кажется в "наивной морали" утверждения справедливости - победы Добра над Злом. Но исторический аспект и обновленный образ Крабата ' выводит ее на новый уровень -художественного обобщения. В коночном итога углублешшй образ Крабатя, мотивируемый историей, становится олицетворением этой so. исторгай

■Моменты расхождения в трактовке образа народной фантазии с предшествующим "Черной Мзльнпцо" пересказом еткетных лжгаЛ рас-стазов. о Краба та связаны не- столько с приданием е.'.у историчности, сколько героичностл. Сказочда-мифологичоская основа для Брезана.лишь форма выражения сущностного ядра чолопачзекой духовности.' Поэтому он свободно оперирует "яйтершша" о проделках п подвигах, примысливая то, чего нет, па г.к>гяо быть.

3 ссрбском сказании Крабат умирает a itpeiuioimoM возрасте, после праведно прожитой лизни (над кршкзП взлетает белый голубь). Брезан дает ему бессмэртиэ. Если в ис. о'-пппсо устного пзрэдгзго творчества Крабат,. постигнув тайну властя йстав "добркя 1Ш1{ом", достигает благополучия, -освобождает своих крзстьйя'о? крепостничества, но применяет волпебнко способности узко-локально (на благо деревня Зерхен» подаренной ему королем), то з "Черной Мельнице", победив в поедюпе'е Черного Шльгагка 'С"сломал хрз-бет и бросил на-свалку") , он приступает к- преобразовании всего сорбского края: осуиаог болото,-паиет,.ccoí, трудится в сообществе "братьев". Литературная интерпретация фольклорного образа сохраняет основные социальные контуры. Так, о Гфабаго говорится, что он справедливый, зааятпше всех-сбездолсяаах,.слшбш's бедных. Используя фольклорные зсррагсторясипа ■ (лябо з!'згс.4ънас í ь, смелость, трудолюбие, доброту» свободолгфк> п Яр»)» Брззай создает собирательный образ сорба. Cirnpnpasranl0.,0T фигуру Крйбата • к конкретным сорбскта втазэд&.етя личностям • pasírKjc xtcíopítreéioa периодов: к сербскому ккязп йопздуху, котор'Ж а IX веко возглавил борьбу сорбоэлротнв répifójnt-3S{: к'плотнику Яцу Дейку» основателю первого сорбского дурйаяай-лрОпагйгшгс^у лдой французской рэвотш» к героя роволшюшго^о простого' Япу Чулй, вез-

- IÜ ~

iv:'.i.í¡!)U.cr.;y i. г.'<м0году мяте» крестьян врогсив-»шмацко-фзодолы«)» ги угнетения. Тс кул образом, обращаясь к чшс&упдьт/ образу Кра~ ¿[¡та, он создаст национальный характер, чероэ который предстают оснеиаш период.! исторического развития сорбекого народа, Бре»-san показывает, что с трудной борьб о за национальное-к социальное освобождение больй7'й роль играни герои из народа. Врезая изображает, как народное сознание ассошщруот Крабата со значи-. ' тельными в истории культуры сорбоз фигурами, например, -Кантора и Повца. Новые склеткыо липни (вдторых нот в письменных записях фольклористов), варьирутеио различию героические "лица41 Крабата, щрясовываат таккз образ народа, надездц к хвчты которого возложены на Крабата. ...

В укрупненном сбрэзо Крабата Брозан пытается совместить характеристики героев леьздккх сказок и славянских. Скачала Кра-сат, как и repoii сотских сказок, иытливыи юноша. Затем ол - и сообразительный подмастерье, и сеятель, и воитель, и дашювзд-шй воевода. Б целом «фояогичность образа сохраняется, и -вместо с тем он становится образен вас обловлящего значения.

Образ "сорбского Фауста" {по Г,Пилку) наделен Брезаном аналитической способностью, жоздои борьбы и созидания, чего нет ш в фольклорном варианте, ни в перологкошш сказания о Крабато К.Ковако-Нохсрнского. Новпз характеристики Крабата и расширение исторического содержания сказания о "добром сорбском волшебнике" изменили первооснову кдеадекса народных рассказов о Крабато. В сказку Брезана введены ?ада;е иошо персонажи (Шркус как с;с,зо-личоская фигура "братства" в борьбе,■ Мать символ Родины и до-кашюго очага); в лей смедсиц кокоторио"волмгбства" и появился совершенно иной фикал, когда' категория "чуда" воилоцаатся в символической картаю созидательного труда -к когда в кззздом пахаре "видится" Крабах. . '

В характерном для ррездаа соединении хюториче'скюс рзциис-цокцкй и фольклорных' шшезяй возипш» своеобразный прием типизации чвлощй, при котором соврсмешшо ¿даологдчоски© вопроси визшчаатся за'-о'бщяй сказочный ряд." Образы Добра- к Зда и "Чернов Гсльинцо" мотивпрукзтея и раззп^аатся за счет новых метафорических сравнений, ко их согГналь'но-сущйосткш! момент сохраняется; автор пооторкиваот в Крабато и- Черном Келышко -их язвечшй антагонизм, Эта сказочная полярность образов оказцзается пригодной для изобракшеш социально-исторической проблемы г- борьбы за

мастье актуальной как для прошлого, так п настоящего. в образе Злого Волшебника Брезаи сосредоточил обобцяяций сггсл, связанный с проблемой власти. 1раднционпая немотивированная социально-психологически в волшебной сказко борьба шгду Добром л Злом Брозаном переосмыслена. Она показана ппоскязатольно-сг?!-волически как борьба за власть над народным оознштсм, псг.тргу в Черной !,йлышке гсрсме черт хигцтка Влка-Оборотпл соз'гсг.ошг характеристики реальных личностей: известного своей жестокость") завоевателя западнослашшскпх зешль Оттона I, повинного в гибели- славянских князей коварного маркграфа Геро и Гитлера с ого геополитикой, с расовонепэвистническлм преследованием инаком^с-лящих и гоютишетом разрушения.

Идейно-эстетическое функционирование образа Злого Волзебип-ка в новой сказке расширено настолько, насколько образ Крабата представляет собой персонификацию противодейстпущей ему силы (которач может победить через активное применение обротешпн еимгой). Позаимствовав из раз!шх сказаний о Крабатз мотив ученичества, Брезан придал не очень приметному образу Волсебниха универсальнее черти, сделав ого символом Зла.

Если з источниках о Крабато лишь говорится, что Краба? научился волшебству у Злого Волшебника на Шлыгаце у Черного ручья, то Брезан орнаментирует сказочный вышеел,'придумывает ноше с:>-четные ходы, усиливает "черноту" и "таинственность". Б авторском варианте всзшпсает социально-психологическая мотивация "утл-оов" яри помощи намеков и метафор, которые легко ассоциируется с недавней реальностью. Подтекст сказки ясен: Черная Шлыпща -ото фашистское государство, Черный Кэльник хранит "тайну власти" тоталитарного государства, он сест вразду ьвяду "братья?.«", кло-вегсот и преследует тех, кто хочет знать. Подмастерья "кэлвг £Ь-лышку Власт;", питая своей кровьп болотпуэ году, а сн щхпзг свои секреты в "Кгаггэ Власти", понятая, что "знание - сила". Брезан пытается раскрыть принцип эксплуатации при помоцп сказочной условности. Ему удается ввести дане ницшеанские идеи срод-стваст сказочной' сгсзолики. Чтобы показать, хящркмэр, <Тплосо$з~ куй основу эксплуатации, Брезан использует перефраз сфорлзкоз. На "волшебной палочке", которуи прятал Черный Шльнпк в сундуке, было начертано понимание человеческой судьбы: "неистребим в человеке зверь", "галосердие умирает в постели, а высокомерие -иа виселице".

Так, слга wn особенностей этого произведения - соединение средств фольклорной образности с реалиями современности. Чтобы изобразить по-сг.азсчноку самое страшное современное Зло - силу знаний, направленных на разрушение, - Врезан создает ыэтафори-чоскую картину атомного взрыва. Вкрапление таких картин синтезирует мироощущение Брззана 60»70-х годов. Подобные аллюзии делают очевидным ношй стилевой щщем Врезана, ОН связал с гротескной изобразительностью, о-поэтикой ужасного и критико-сати--рической направленностью. Это свойство повлияло на расширительный пересказ материалов устного народного творчества, привело к сдвигу композиционной оргшшзации материала. Сохраняя сказочно-фантастическую позтшеу сорбских волшебных сказок, в которых главный герой обычно крестьянский сын, ищущий лучшей доли, Врезан достигает одической широты по времени действия, хотя пока ограничивается нацконашю-локальныш границами. В брезановском произведении мокно отметить но только свойственное сорбской волшебной сказке демократическое происхождение героя; его можно сравнить с легендарными и новелвстцческйш сказками, в которых вымысел и правда, историческое и бытовое облекаются в иронические и сатирические тона.

С обирал национально-образным стилем сообразуется метафоричное ть языка. Автор шроко использует реалии из сорбского фольклора, a raíase некоторые древние сшохи волшебных сказок и песен, в том числе помещик'и славянских. В "Черной Шльнвдо" представлены частя различных фольклорных жанров; .сказок» легенд, старинных преданий, песен, но фольклорный стиль Врезана, помимо языковых функций, имеет еще одно назначение: установку писателя.ка фольклор как на источник худого с твешшй'образности. Своеобразный сказовый тон повествования (ритмика народного рассказа к переплетение достоверного с вымыслом} свидетельствует о близости "Черной {,'плыпщы" к легендарно-историческим сорбскш сказаниям. Однако наблюдается тенденция:, к финалу связь со стилем первоисточник. утрачивается, появляются признаки патетики полемического оссо.

В композиции "Черной Шльницы™ обнаруживают себя два поэтические систем: фольклорная и литературная. Следуя, по преимуществу, структурному принципу классической сказки' - ее эпизодичности, Брезан часто перенасыщает свое литературное преобразование вставками - рассказами-эхщзодами, которые разветвляют сшет

и услошшют композиционное построение. В этой тенденции наслоения з сюжетной линии можно увидеть тяготение к форме современного романа-притчи. Вместе с тем Брезан использует народный яакр рассказа,близкого, с одной стороны, к сказанию (его историчность), с другой - к сказкз (ее поэтичность). И, сохранив принцип фольклорной фантастики, Брезан создает особый ^зггровый теп параболического повествования, органически сочэтащий фольклорную сказочную основу л историческое предание,

фольклорный прототип героя значительно обног-лон: оп предстает здесь образом иной система - литературной. Его содержательный сшсл стал значительно кшрэ. Авторская сказка Врезана - это своеобразный пример литературной сказки, в'которой литературно-фольклорнш связи слуяат выражению его мировоззрения как в отношении нравственно-^югооофсшк, так и культурно-исторических проблем своего народа,

Ртотая гла?д "фольклор и история з романе 'ЧфаСат, или Прз-обр&гениа мира". посвящена глясненнп характера использования пе-торико-фалыслоршх источников и влияния 1С' на пдойно-худог-.ос?-вештузэ основу многопланового пропзводешзь В начало гласа отмечается,-что ко времени'написания ропат '"{рабат" в эстетических взглядах писателя проявляется интерес, из только к национально^ фольклору, но и к мировой истории и культуре. Исходя из восприятия искусства как . опыта поколений» а литораяурн пак "орнггагаль-ной и незаменимой формы знания", Врезан видит роль литература но в поучении, а в активизации нравственных сил личности дая самосоверзенстзованпя. Признавая тот факт8 что человек з своей истории неоднократно п разрушал себя,.п совершенствовал мир п себя, писатель подчеркивает возрастающее значение литературы в "очеловечивании человека*.

В 70-е годы Брезан внратлет свое негативное отнесений к дисгармоничному состоянии лафа и чечовека (ого биологической,, социальной л нравственной природы), Обосновывая, выбор типа героя - возпакаой.творческой личности, отвотвтешгой за судьбу кира, он, однако, подчеркивает, что в современном социально-политически "разделенном" мире человечество объединяет "неделимость законов общественного развития в целостно'.! мирз" (Ю.Брззан). Поэтов а новом произведении поставлен вопрос в общечеловеческом плане - вопрос о той,, что пужйо( ''прообразовать" сначала -мир или человека. Резенно этого вопроса автор вида? з дяалоктл-

юоком сд;щство развития человека и игра.

В романс по сравнению со сказкой Брезан расширяет смысл ос'раза Крабата, выводит его за пределы сорбского тулыурного пространства и придает ему мировую масштабность. Образ Крабата ' слузгд? автору универсальной кудокествениой моделью Человека во-с-сц-з. В фольклорном незатейливом Крабате автор увидел "ядро" и "ызен", которые могут взвесить Малое и Великое в игровой Истории.

"Крабат" живот во всех временах, тысячекратен его облик", --агакот писатель в одном из своих эдетуилзний перед сорбской ью-лоделсьа. Эта установка определит и построение пространственно-временной модели романа, действие которого представляет-собой историю становления ученого XX века, с его-выбором гшзнешгой позиции. Конфяшст произведения разворачивается не столько в реальном, сколько во внутреннем 1лире героя, в подсознании второго, по шели автора, кивет память его "отца-класса-народа". Для создания образа современной личности (человека, по Среза!гу, гуманного, разушого, нравствешюго) использован мотив двойничсс-тва, который определяет структуру главного героя. И отсюда воз-мшапт две сшотные линии. Одна из шос связана с рассказом о лйзнн ученого-генетика Яна Сербина, перегивиого Вторую мировую, войну, получившего Нобелевскую прекш за открытие "форели киз-ни",. с помощью которой мо;нко управлять биологотеской природой человека; другая - с экспериментом, .который Ян Сербии проводит над сами собой, пытаясь превратиться в Крабата, с детства любимого ил героя■сорбских сказок. .

Показывая перипетии кизш: Яна Сербина^ Брезан полемизирует по поводу слощюй-таго парадокса современности - самоотчукдения человеческого интеллекта и безответственности науки. Герой проходит через несколько отапов: от осшслешш судьба человека до разгадки сшсла кизил,. от открытия истории до. пошашния своего долга., одроделяя свое моего' в 'ждана, Ян Сербии приизл к гасли о несовершенстве человека и человечества, о возможном ковде мира, об отз^сительности вреыегш и пространства, о норазушом отношенья современного человека к щщрещо. В ршшой молодости, обду-к:т,йя библейскую притчу о Сднях Творошш, Ян пр;ьчодит к выводу, о необходимости проникновения в "совокупность проблем и ошла прездого",'тогда настоящее по будет казаться "судей бес-сулотнцэй" к "г>щр"не предстанет "хаотическим нагромождением .-.гча^юстой". Он привел к убеждешш, что "моральные качество

человечества" доляны-не только уравновешивать, ¡jo и превосходить технические возможности современной цивилизации.

Миссия спасения лвдей от незнашш била для Яна'главшал моральном долгом. В зрелые годы Сербин отклоняет идем элитарного .положения ученых: отказывается от технократической аласти лад людьми и берет на себя обязанность воспрепятствовать насилию над человеческой природой. Осуществление "разумной власти" при современном состоянии человечества, по Брозану.пока невозможно, поэтому Ян говорит, что его открытие бессмысленно, пока существует-разделение мира и одни подчиняет себе других,

■ Через внутрешпв! монолог героя Бреоан обобщает слоянойппе современные вдейно-полптическиё споры философов» социологов, ученых XX века, выдвигая на первое место вопрос об этическом кодексе ученого. Герой эволюционирует:, от незнания к знания, от восприятия опыта предков к приобщения к всемирной история» от познания мира и себя к проверке знаний практикой и выработке своего кредо на основе деятельной совести. Таков идеал'современной личности, виражешшй в образе Яна Ссрбяна» образа, мот;ге::-ровашюго исторически, фолышорно и автобиографически,

Второй план, по существу, служит параболической иллюстрацией идей протагониста,

В экспозиции романа обнаружшае? себя одна йз глашшх черт гудатествошюго метода писателя; сказочная условность становится средством символического обобщения философских Идей.

Бачпн романафольклорно-исторический, Описание сорбского края времен-Тридцатилетней война (разруха, запустение, голод) соединяется с рассуждением о роядешох здесь Крпбатз. В тоне то грубоватого крестьянского шора, то возвипешю-патетическсй трагедии автор пшшзывает эпизоды национальной истории (с X ве-иа по XX век), и одновременно складывается система •нах^оналыш: фольклорных образов и мотивов (путешествия,-рассказа, случа&шх встреч, испытаний, волшебных превращений и др.). Развивается тема памяти о прошлом и настоящем родины героя. На условно-фольклорном фоне возникает эпическое повествование о многовековой борьбе сорбов за свой суверенитет и национальную культуру-

Брезан воссоздает copdcicy» история, показывая социали:ч": и национальный конфликт Mossy сорбсклм родом Сорбшюз я крепким родом Райсекбергов, возникают контург ншглонзльксго х актера: простодушие и трудолюбие, смекалка п жизнерадостность,

стремление к просупкеюга и упорство б- отстаивании права, назы-г.:..ься "сорбо;.;". ' • . '

Свойствешая Еревану склонность к широким обобщения!.! ведет }: шогослойноотн образной системы. Наряду с образами, известными в национальном фольклоре к истории, автор дает сравнительный план героического прошлого в мировой истории, выстраивая сшю-* мимический ряд героичоских личностей 8 противовес лояшм героям.

Исторический план представлен мотивами Сопроишлешм и На-дзада. Дасатоль надвигает требование борьбы о антигуманным развитием человеческой истории, с ее дойнаш к сощгалыю-нацнональ-шм неравенством. Экскурс о ороалоо является спорой в изложении автором проблем современности: соэдально-политических, экономических, культурологических, геологических, эстетических. 3 истории он вдет героический характер; это и Ссрбкнц, и писарь из Бауцепа, помощник Яна Гуса, писатели-просветители и свяцешшки-учителя. От юмористической-притчи о Сотворении Мира, когда Творец создал "ненасытную ладность и страсть к Познани»" {когда крестьянину Рабату достался "волшебный посох", а рыцарю Райсен-бергу "огнеший коч"), и до полемики ученых о "конце мира" Ере-зан развивает взгляд.на человечески историю.как на чередование угнетения и сспротивлешю, упадка к возроадонйя. Такова и современная исторця с ее войнами и прогрессом, с излишками материальных благ у одних и нехваткой хлеба у других, с атомной угрозой и счастьем земной жкзш.

В картинах каршсагдао-фактасткческого характера он сравнивает совремаиий. Запад й Восток, То иронически, те саркастически он осмеивает претенциозность по ту сторону "стены" и по эту. Врезан пародирует бездуховность "безумного" 'кара» логаше свобода, йдеологичеекпе выкрутасы, -завузлировашоеть материальных интересов я отсутствие .духовник» Он видит- общие изъяны к Запаса й: Востока:, слепота ц ж?с5р:;сатк хищническое потребление природы, а главное - безоглядное пакдоноще 'ложным ценностям.

.Ъмаи стагит'проблему прозрегшя г: гувдлизмз* понимания кс-тпш н.лжи, добра и-зла» сдали 2.' слабости человека, его назначения в природе-н его долга перед.- самим собой, Эти понятия восходят к представлениям с -духовных;;ценностях. в народном создании, и отражода в шровой культур?. Фольклор'зафиксировал народную оценку глупости и мудрости, . знающ п.невежества, правда к кривды, доброта и "остскост:: д 1"с парадоксальном-сочеташ*и. Так как

больше всего Брезана беспокоит бездумность современного челош-ка, то она обыгрывается и иллюстрируется ил в фольклорном стило, часто в фарсово-комэдийном ключе, а также варьируется в разнообразных детективно-пр;шюченческкх ситуациях. В контексте изображения завоеваний и-издержек современной цивилизации, где одни лечат, а другие калечат, где одни саяают сады, а другие ш-руоаит леса, писатель ставит вопрос об ответственности Человека за свои деяния на "прекрасной голубой планете".

Злоключения Яна Сербина, у которого мафия от наука стремится изъять результаты его открытия, показаны параллельио приключения 1фабата и Кулса. Обе фигуры - две стороны одного явления - поиска истшм, которую можно постичь, по замыслу автора, через познание истории (национальной и интернациональной) и сохранение мудрости народа, зыраяенной в фольклоре. Оба образа несут разнообразную семантическую нагрузку, выступают в, разных функциях. Если Крабат олицетворяет' интеллектуальное начало, то Кушк - эмоциональное. Но оба служат раскрытию теш философии познания и поэтому в действии романа участвуют по веем сшетным л:ппмм, в коночном итоге становясь многослойными симеол&ми.

Как в сорбских балладах, песнях, легендах, рассказах, сказаниях, сказках имеются отрицательные и полониелышо герои, тше и Брезан снова наделяет Крабата и его антагониста Райсенберга противоположными чертами. Имя, заимствованное из старшптой со-рбской баллады "Хандриас и Райсенберг", наслаивает вокруг себя ассоциации с мифологическим сказанием о пане Дятрихе, с легендарной сказкой о злодее Липскуллане. Брезан делает "благородного господина".Райсенберга символом Зла, объединяя в нем разные образы негативного плана. Райсеиберг приравнивается к рыцарю Роланду, к маркграфу Геро и др., в.нем проступают черты Волка-об'о-роткя. Он отзывается "таинствешшм" Какпггсм и вездесущи,i Третьим - главным мафиози в исследовательском центре, где из лгдей делают роботов, где изымают из мозга ученых/идеи,.где В пробирке выращивают гсмуш:улуоа. В итоге Райсенберг (похожий обликом на Фридриха 11, Гитлера и других фюреров) превращается- в некую силу, в Некто, навязывающего сьоа власть над Разутом.

Брезан начал роман с истории воссоздания образа Крабата узконационального и заверши тему Крабата постановкой глобальных социалыю-философсгатх, исторически^ й'моральнс-нравотЕеюс-. проблем бытия. Для укрупнения образа Крабата писатель обращается к

библейским и -литературным образам мировой классики, тем самым углублял его идейное содержание и создавая из пего новый литературный В конечном итоге образ Крабата функционирует в романе как условность, как идея познания первооснов человеческого существования, как некая вечная константа в сорбе, который есть часть человечества.

Развитие конфликта по принципу так называемого "вертикального времени" (М.Бахтин) и отрешение решить в одном романе сложнейшие интеллектуально-эмоциональные и политико-идеологические проблемы современного человека определяют его многоступенчатую • архитектонику. Роман включает разные вида современной прозаической литературы: от литературной сказки и притчи, исторической легенды-повести и научно-фантастического рассказа до приключен-ческо-детективного и философского повествования, построенного по принципу эпизодического сцепления картщ1 то.исторически удаленных, то приближенных.к актуальной современности. Связь меэду эпизодами - смысловая, а не хронологическая. В результате использования характерного для фольклора приема повтора, воплощения одной и той же мысли в разных плоскостях возникает своеобразная "вариативность" (Л.Лосев) в развитии теш.

Фольклор служит в.романе в качестве разнообразных способов обобщения: в форме-комментария, оценочного резюмо, иллюстрации. Прибегая к историчеысим и бытовым анекдотам, притчам, станкам, а такса сочиняя новые на основе'фольклорных элементов (пословиц, поговорок, речений, песен, сказок, сказаний), автор и по-своему интерпретирует аллегорический смысл "фольклорного слова". Афористически 1сраткое, оно нередко выступает как лейтмотив сюжета. Так, лейтмотив "живое'умирает, а мертвое воскресает", повторяемая Крабатом народная поговорка, подчеркивает историко-философ-■ скую тему. Примером лейтмотнвности могут служить также слова "Дело, Надежда, Познание", начертанные на'моровом столбе в сор-бской деревне, .слова, по^ольклорному лаконичте, но авторские. В образной-система ром ча ость прямые заимствования из фольклора, есть и подражания манере выражения мысли и способу создания образа. -

В роман вкраплено множество метонимических сравнений для характеристики героев. Один ряд соотносится с историей (малой и Сольшо;'0, другой - с фольклором. Первый ряд персонажей усиливает эпическое начало произведения (Оттон I, фрщцга П, Вильгельм,'

Ян Гус, Цезарь, Ьрут," Колумб, Спартак, Цеппелин, Наполеон п др.); второй - лирическое (Водяной, Лорелся, Фауст, Акилл, Филемон и Бавкида, Сунтари, Дурга и др.). В системе фольклорных и новых мотивов образы Крабата я Гайсенберга, генетичесга восходящие как к истории, тай и фольклору, суть знаки "открытого" и "скрытого" фольклора (в понимании ДЛ.'едгрщпа типов заимствований). Образы Кушка и Сгдялы могут быть определены- как условно-фольклорные. Те и другие функцпошфуют как мкогознач!ше образы-символы по трем главншл аспектам романа - социальному, нравственному и философскому.

Соединяя фактическое и вымышленное методом ассоциаций, Брезан создает персонифицированную систему обсуждаемых идей, когда образ автора является тагске ее частью. В связи с этим художественный- мир романа отратлет своеобразную концепцию- героя. Рисуя образ современника, который несет в себе память культурно-фило-со|)ского характера в качестве новых мотивов, чтобы обозначить не только национальные, но и общечеловеческие этические конфликты соврсмешюсти (например, .мотив совести), Авторская точка зрешш по всему комплексу проблем реализуется через многослойную структуру главного персонажа (Яна4. 3 эпилоге при заверении мотивов "Чуда"-(Творчества) и поиска "Страны Счастья"(Родины), когда утвертаается нравственная победа героя и-восстанавливается свойственная фальоорной эстетике гармония, прием-сказочного "превращения" позволяет автору- прицепить неизданный поэтический ход. Не только герой становится "самзат собой", но только "вдруг" появляется утерянная Крабатом Сгдаш. Авторский-"голос", ранее звучавший в сло-tHux немотивпровангай взагмепороходах - згерол-автора, здесь выстрогает.как слово автора-сказителя. "Почему бы кно но быть-Крабатом, который гяя л утгзр, и .тл, спу Вольфа Райсенберга,-чтебы убить его, па дерево «здит-белый голубь, а Якуб Кушк играет свои песетпс/ "Cipax умер", -.резюмирует авторское "я", отодцествляя себя с идеалом-.героя (Яка), с.;фабатом. В итого, повторяя часть зачина, Брезан орнаментирует ко!Щовз'.у эпилога основной фольклорной. символикой. Белый голубь, древний славянский сйквол праведной мизпп, - имеющийся в сорбско« сказании о Гфабате, знаменует победу Добра. Песня, древнейгач фор?5а искусства и водуций жа1ф з сорбском устном народном творчес-"е, (такко особо частый мотив и в "Чернрй Шльйкцо", и "Краба: ')» здесь призвана передать торжество мечты и найденной- гармонии,

Дорожный, посох, в сказках творящий вашебства, брошен Смялой (сорбской Евой) в маленькую речку Саткулу, что, по зашслу автора, должно означать отказ от искусственных "чудес", которые шгут привести к нокелательным результатам.

Исторически!! аспект также получает символическое обобщение. В контексте авторского понимания философии истории как взаимосвязи частного и общего в последних строчках снова появляется щель о слиянии опыта убыващей по численности народности и мирового сообщества: ведь "море было бы другим, не вбери оно в себя Саткулу".

Анализ поэтики романа показал, что обращение к историко-фольклоркым параллелям для обобщения темы, заданность идеи и их лейтнотивдое развитие, преобладание условно-сттолической образности и иносказательности позволяют рассматривать его в типологическом ряду философской прозы. По своей жанровой природе.он представляет собой философский роман с фолыуюрно-сказочншд типом худокзетвегаюго-обобщешш.

Э .заключении подводятся итоги исследования фольклоризма ц историзма Ю.Брезаиа в его творчестве 60-70 гг.

Изучение исторических и фольклорных источников в произведениях этого периода позволяет сделать вывод об основополагающей взаимосвязи исторического и фольклорного материала в новых жанровых формах - литературной сказке к философском романе. Анализ показал, что эволюция художественного г:отода Ю.Брезаиа свидетельствует о тенденции расширения в изображении актуальных проб-' лем современной цивилизации от узко-национальных до пнтернацио-нальных, от историко-политических до-онтологических, от социально-исторических до нравственно-этических.вопросов.

Исследование художественного своеобразия поэтики произведений 60-70 гг. Ю.Брозана позволяет увидеть разнообразное взаимодействие фольклорного и литературного материала на уровне сшет-но-композициошшх элементов, образов и стилям Авторское переосмысление образно-змощилальной содержательности фольклорных единиц приводит к образованию двух типов фольклоризш - "открытого" и "скрытого"; фольклорно-худокественная к условно-фольклорная образность порождает новую поэтику, когда авторское слово выступает в Форш "фольклорного". Роль фольклорного слова в произведениях Брезана этого периода - смысловая и стилевая.

В брэзановской эволюции от литературной сказки к роману можно заметить тенденцию сближения л расхоздения ферм. Литературный преобразования.фольклорной фабулы сказать, о Крабато п, наоборот, привнесенная в современное исторжо-философскоэ повествование сказочной поэтики предали тей и другой форме новизну. Сохранив в том и другом произведении фигуру героя сорбского фольклора, Брезан создает' два новых образа Крабата. От узко-на-циональпого исторзшо-фольклорного героя до многозначного аллегорического образа-символа мировой истории н сближения его с образом автора - такова эволюция худогоствеШгого освоения образа Крабата.

.В поисках собственного пути актуализации субъективности повествования Брезан огофаотся не только на параболический метод фольклора. - он но ограничивается заимствованием художественных принципов фольклора (параллелизм, гротескность, полярность, странственно-времогашо сдвиги-л до Л я использованием oto разнообразных яанровых форм.■Он обращается к народной точка зрения а оценке toipa ц человека с тем, чтобы выразйть свое пошшашнэ не топического смысла "вечных" к современных проблем. Йооьции Бре-зана отражают не только творческое проникновение в эстетическио во з М0Э21 о с ти фольклора.-В-процессе усвоений фольклорной традиций в 60 - 70 годы писатель увидел-в ней и легендарнуа. историю а непреходящие ценности народной мудрости^

'Основные положения. диссертации отракегш в'аледукщих публикациях:

1. Традиции сорбсг.ого фольклора в творчество Ю.Брозвна,- Рукопись депонирована в КНЙОН ЛИ СССР ОТ 10.ОЙ*158?, И 23350. -25 с.

2. Идейно-эстетические функции фольклора в художественном методе Врезана (по роману "Крабат, или Пресбраяснио мира").- Рукопись депонирована в KH1Í0H ЛИ СССР от 2Й.1Ы:9Gb, 3GIGU. -35 с.

3. Своеобразие реализма Ю.Брозана.- - ;'етодическ;?о ремкерю.* а< ПШЖ1. - Пятигорск. - Т989. - 42 с,

4. Современные писатели ГД?. - !.$?год!гч«гск2а-реког.'е1и1ацги. ¡¡ГГ.;П;Л. - Пятигорск. - 1989. - 47 о.

Подписано к печати 5., 06.90г. формат 6Üx84 I/I6 п.л. 1,0 за!«. 215 тир. ICO экз. Бесплатно (10-3 "Лонуприздата"