автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Украинская портретная живопись конца XVIII-второй трети XIX века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рубан, Валентина Васильевна
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Украинская портретная живопись конца XVIII-второй трети XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Украинская портретная живопись конца XVIII-второй трети XIX века"

л

ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ СССР

На правах рукописи УДК 73/76-75-757.1/477)

РУБАН Валентина Васильевна

УКРАИНСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XVIII - ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

(Проблемы развития)

17.00.04 - изобразительное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Москва -1990

Работа выполнена в Институте искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рыльского АН УССР

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор искусствоведения,профессор А.Г.ВЕРЕЩАГИНА, доктор исторических наук И.И.СВИРИДА, доктор искусствоведения Г.С.ОСТРОВСКИЙ

ВЕДУЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

Киевский государственный, художественный институт

Защита состоится ' часов

на заседании Специализированного Совета ДО.190.201 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствовп дения при ордена Ленина Академии художеств СССР по адресу: 119034„ Москва.Кропоткинская ул. ,21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ордена Ленина Академии художеств СССЕ /Москьа,Кропоткинская ул.,21/

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат искусствоведения

/г Т.Н.ГОРИНА

" '."г1?-

- ' : 7

. ~~Иокф. ХУШ века - поворотный этап в политической историч, общественно-экономическом развитии и духовной -лизни Укракта. Законодательными акциями царского правительства, закреплякадая социальные я административно-территориальные преобразования, усугублялась национальная зависимость, а сословная структура обп;®ства всецело подчинялась общероссийской крепостнической системе» Вместе с тем, выход на общероссийский рынок способствовал ускорению процессов разложения феодального строя и формированию капиталистических отношений.. Создается та ситуация, *игда "на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства, приходит всесторонняя зависимость наций друг от друга. Зго в равной мере относится как к материальному, так и духовно;,^ производству» Плоды духоеной деятельности отдся>-ных наций становятся общим достоянием":

Эпоха, связанная с формированием капиталистической формации и открывающая новые пути утверждения человеческой личности, стала переломной и в развитии украинской художественной культуры. В конце ХУШ-второй трети XIX века украинское изобразительное искусство в сжатые срок;! проходит путь развития, аналогичный пути, который в западноевропейских странах начался с эпохи Возрождения, а в России - в петровское время.

Как ведущий жанр украинского искусства, пользовавшийся широким спросом в различных слоях общества, портрет наиболее выразительно г,рело:ллял особенности художественного процесса. Поэтому изучение, украинского портрета данного времени не только связано с иммаь>нг»-ныуи закономерностями развития жанра, а сопряжено с ведущими тенденциями украинской художественной культуры целой исторической эпохи, к сожалению, еще мало изученной.

В свзте насущных задач советского искусстзоведения по изучению национальных художественных культур народ--в нашей стран« актуальном является исследование украинской портретной живописи конца хуш-второй трети XIX века, ярко отражающей- многогранности яьлешй украинской художественной ку/ьтурьи Это исследование занолгает существенны® пробел в истории украинского искусства, развивавшегося в тесном взаимодействии с отечественным и европейским искусством.

Хронологические границы исследуемого периода - конец ХУШ -вторая треть XIX века - обусловлены характером и логикой развития

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч.-2-е изд.- Т..4.- С..419.

украинского изобразительного искусства периода перехода сг феодализма к капитализму, когда происходят процессы активного распада системы средневековой культуры и формирования культуры нового типа, представляющей Солее высокую ступень общественно-экономических отношении.. Эти процессы, начавшиеся в конце ХУШ века.дали окончательные результаты во второй трети XIX века, когда со. всей выразительностью определились черты новой национальной художественной школы..

Учитывая характер историко-художественной ситуации и динамик;, украинского искусства, на него нельзя экстраполировать периодизацию,применительную к русскому искусству, ограничиваясь первой половиной XIX века.. В украинском искусстве границы этого периода будут болзе расплывчаты. Особенно, трудноуловимыми оказываются пределы конца ХУШ века, поскольку истоки некоторых явлений иногда уходят в глубь десятилетий. Это объясняется тем, что на рубеже ХУШ-Х1Х веков украинское искусство, осуществляет переход от эстетических принципов средневековья к новому времени и в нем еще тесно сосуществуют старые многовековые традиции и новые явления, а некоторые тенденции позднего феодализма в различных формах проявляются до 70-х годов XIX века.. С этой уточки зрения принятая в диссертации периодизация больше синхронизируется с периодизацией развитии художественной культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы периода перехода от средневековья к новому времени, предложенной В »Злыдневым.*'

Основная цель работы — изучение процессов развитда украинской портретной живописи конца ХУШ - второй трети XIX века, путей становления в ней новой концепции личности и раскрытие значения.исследуемого периода в общей эволюции жанра..

Достижение этой цели обусловлено руление, ряда задач, позволяющих представить украинский портрет данного времен» как явление, возникшее на основе сложных процессов в искусстве, в общественно-экономической и культурно-историческом развитии.. Круг этих задач сводится к определению места и роли различных сословий общества в формировании новых эстетических Езглндов.Сюда входят вопросы о профессиональном и социальном статусе художника /имеющие непосред-2олыднев В.И. Историко-культурный процесс в Центральной и Юго-июточной Европе и формирование концепций национальной художественной культуры//Концепции национальной художественной куль-туры.-М..: Наука, 1985.^ С.7-22.

ственное отношение к развитию художественно-стилевнх особенностей в портретной яивогшси и к формированию реализм? в нек/. о месте и роли инонациональных школ и художников в украинской художественной культуре конца ХУШ-второК трети XIX века, о характере межнациональных связей, оиред^.тотцихся как эпизодическими контактами,гак и консолидирующими процессами, вызванными культурно-просветительским и революционно-демократическим движением.

Исследование проводилось на основе изучения литературных и архивных источников /бо^ькая часть последних использована впервые/, а также оригиналов произведений украинской портретной живописи, хранящихся в музеях Украины и других соазкых республик, произведен»:, находящихся в частных коллекциях, либо дошедклх до ясшнх дней в гравированных воспроизведениях, копиях или репродукциях. Ряд сведений о несохранившихся произведениях почерпнут из хроники художественной жизни, из каталогов выстайок, опубликованных документов и воспоминаний..

Пзучнэя новлапа.Исследование украинской портретной живописи конца ХУШ-второ!: трети XIX века в искусствоведческом, историко-гоциальном и культурологическом аспектах проведено впервые.

В научный обиход введено /и опубликовано/ около четырехсот /387/ произведений, среди которих не только работа малоизвестных мастеров, но и портреты киста В.Тропининз, художников круга Д.Левицкого :: и.Боровиковского, К.Головачевгкого, Е.Крендовского, П.ОрлоЕ-э, ^.Еайцева, Г.Лапченко, Л.Гороновпча, А.Станкевича,М.Ьркн-ского, А.РокачеЕСКого, [¿.Раевской-Ивановой, На.Каневского, й.Пнч-кана,М.Яблс!!ского,Г.Гольг!е1'на,Б.Гадзевича,Ш.Эньйоля,К.Довиньи и др.

Кроме этого в науку вводятся новые имена /более 20/ худокы- . ко^; Ивана Васьцовз,Игнатия Гакецкого,Иосифа Бсчковского»Федора и Степана Землюковых,Иосифа Белецкого.Семена Глыбовского,Климента Родзёвича .Кашмира Мацько, Игумена. Арсения .И.Мпклосица,А .Мрлгодо-вича.Антона лнджейовского,В,Бутовячэ.Филиппа Павловского,моногрэм-кистов "П.Н.Л", Федора НеЕгафа,Ярема Отрышко.Петра Свинцо-

ва,Павла Иеруша; крепостных мастеров:И.Слюсаренко,Григория Озерова, П.Зоэуленко,Никиты Погорелого,"Яремко из Олефировки"; первых на Украине женщкн-художнтуАгафил Евминовсксй .Анастасии Полуботок, Татьяны Воеводской,В.Т.Лавровой и др.

Найдены и опубликованы подписные произведения художников,имена которых были ранее известны только по упоминаниям в литература. Сред и них портреты работы Конона Вгокевача-Стаховского.Бонавен-

гуры Клембовского,Ивана Заседателя,Петра Левицкого, С гефа;,а Рымаренко .Андрея Зеленского,Павла Зайцева,Наума Воробинского.Проспе-ра Гчрского ,С.Дидцолы ,К .Брокнера ,Яна Машковского,Ромуальда Хойнац-кого,Ивана Ярмуховича.Михаила Ефимченко,Г.Крыло£а,Корчевского и др

Еведение в научный:обиход значительного количесива произведений ,новых архивных данных позволяет по-новому осветить сложные пути развития украинского портретного жанра во всей гамме ситуационных состояний и художественных особенностей,определить место и роль портрета в художественной жизни указанного времени.

На основе теоретического осмысления как вводимого,так и известного ранее материала впервые в советском искусствоведении дается целостная картина украинского живописного портрета конца ХУШ-вторей трети XIX века. В ней портрет этого периода предстает не как узкое локальное явление, а в контексте его взаимодействий с отечественной'и западноевропейской культурой»

Изучение портретной живописи конца ХУШ-второй тети XIX века показыЕаетгчто она фокусирует важные явления украинской художественной культуры этого периода,заключающиеся в следующем:

- е развитии портрета как жанра, наиболее тесно связанного со. сферой потребления, выразительно отражаются процессы дальнейшей социально-классовой дифференциации»проявляющиеся как в эстетических запросах заказчиков, так- ч в профессиональных особенностях художников, удовлетворяющих эти запроса;

- как ведущий жанр художественной деятельности портрет предопределяет пути и предпосылки формирования концепции национальной художественной культуры.Главным завоеганием его на этом пути является утверждение демократических, взглядов .на человеческую личность;

- введение в научный обиход широкого круга произведений местных, мастеров,тесно связанных с национальными традициями-,позволяет яснее определить особенности развития портретного жанра и процессы его демократиэации.Учитывая характер и направленность их творчества /во многом близкого к просветительскому реализму в украинской литературе/, отличающегося непредвзятостью отношения к модели и спонтрнным проявлением элементов реализма в ее воплощении.автор определяет это творчество я явление им образуемое понятием "стихийный реализм" /которое не претендует на обозначение нового стилевого направления/;

- исследование портрета вскрывает условия ускоренного развития украинского искусства,определившие как явления автохтонные,осно-вывагщиеся на традициях национальной культуры,так и конвергент-

ниегобусловлвнные освоением-достижений инонациональных школ,а Токио привнесенные деятельностью иностранных мастеров.Оно /исследование/ значительно расширяет представление о роли межнациональных связей н развитии жанра;

- выяснение условий ускоренного развития позволяет преодолеть существующую однозначность в истолковании стилевой и типологической эволюции украинского портрета,точнее определить значение в ной классицизм,сентиментализма и романтизма»обнаружить истоки реалист»-ческих тенденций, их развитие и утверждение,проследить развитие национального саоеобрэзия в портрете.

Практическое значение и апсобация работа. В диссертация обобщаются результаты работы по изучению украинской портретной живописи -гонца ХУШ-второй трети XIX века являющейся составной частью исследований автора,посвященных украинскому портрету последних двух столетий.Эти исследования выполнены по научным планам Листинга искусствоведения.фольклора и этнографии им.М.Ф.Рильского АН УССР.

Основные положения и выводы дисссртеццли поили отргиение в и> [(ографкях - "Украинская портретная живопись первой полонит/ XIX века" и "Украинская портретная живопись второй половит» Х1Х-пачл-ля XX веко",п та газ ряде научных статей, опубликованных в согзн'ос п республиканских журналах и сборниках. 3а публикации,посвякзиЕне проблемам украинского портрета, соискатели прЕсувдеш) Республиканская промкч ик.А.И.Еслецкого в облаете лиюратурво-зруяогвстееяиоЗ критики /!9£7/.

Лкссартпцня обсуждалась и была одобрена на эассдшмз отдели изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнография ик.М.й.Рнлт.ского АН УССР. По тега диссертации бнлк сделшш доклады ко заседаниях Ученого Совета Института /1961/,на Гюро отделения яэыка,лигератури в ккусстаовсденгтя АН УССР /1962/, на Республиканской иэучкоЗ конференции ».посвящо ивой 1500-легию Киева /Киев,1982/,на КедкународноЗ конференция "Искусство XIX века" Л?ярп явя ,1968/.

Практическая ценность работ« вытекает из ее научной новизны, положений и выводовг который в совокупности существенно изменяют устоявшиеся представления о роли и значении украинской портретной живописи конца ХУО-стороЯ трети XIX века в общеисторичеокой пано-рвме портрятного жанрэ.

Материалы публикаций по теме диссертации нашли отражение в курсях лекций по истории украинского искусства в художественных

вузах и училищах республики, при составлении музейных экспозиций, в изданиях по истории и теории искусства,. Справочный материал, представленный в диссертации и публикациях, может быть использован /и используется/ в .научной работе, при подготовке справочных изданий- ••■'.! .

Структура диссертации продиктована логикой развития украинского искусства конца ХУШ-второй трети XIX века, а также проблематикой и задачами исследования. Работа состоят из введения, четырех . глав, заключения и приложений. Основной текст /342 е./ представлен в первом томе.. Второй том содержат примечания, список принятых сокращений и приложения.включащие список литературы на русском, украинском и иностранных языках /899 названий/, а также перечень использованных архивных материалов /205 документов/.Третий том составляют.иллюстрации - 126 фотографий на 63 таблицах.

Содержание работа ■ Во Введении обоснована научная новизна и актуальность темы, изложены задачи и определены хронологические границы исследования, дай обзор литературы..

• В первой главе "Исгорико-художествеёгнне условия развития украинской портретной живописи донна ХУШ-втооой трети XIX века" анализируются структурные особенности художественной культуры, обусловленные процессам социально-классовой дифференциации, которые повлекли за собой окончательное размежевание ыех;;у культурой господствующих классов * народных масс..

Эти процессы, ускоренные в конце ХУШ века социально-административным« преобразованиями, отразились и на развитии украинского-искусства,его национальных особенностей,Не случайно, на рубеже ХУШ и XIX веков наблюдается резкая смена килевых направлений. Эпоха барокко,со всеми свойственными ей чертами национального своеобразия, сменяется эпохой романтизма без каких-либо -заметных стадиальных переходов.. В портрете это обнаруживается очень четко.

Оставив орнаментально-декоративную пышность, столь буйно внедрившуюся в украинском барокко, отказавшись от велеречивости символических элементов, портретное искусство как бы обнажало проблему индивидуализации психологических характеристик.. Это и составляет главную преемственную черту украинского портрета начала XIX века .которая роднит его с традицией предыдущего периода, согласукъ-щеЯся с романтизмом и органично вливаюпрйся в русло реалястичес-

ких поисков.Отвлеченные идеалы классицизма,нашедший заметное отражение в архитектуре,, на портретную живопись существенно не по влияли. Зато воздействия сентиментализма оказались ^весьма устойчивыми - они обнаруживаются в портрете вплоть до конца второй трети XIX века.. Но саное сильное влияние на живопис уй портрет, на форкироеанге его особенностей оказал романтизм..

Ясно лрослежяваекй: стилевой синкретизм /классицизм, сентиментализм и рй-ч5нтизм существуют одновременно и во взаимодействии/ является характерным признаком ситуации ускоренного развития, возникшей в украинском искусстве конца ХУШ-второй трети XIX века под влиянием общественно-исторических условий.

Своеобразие украинской культуры заключалось а в том,что профессиональная деятельность в любой области практически до конца ДУШ века тесно соприкасалась, со стихией народного творчества, и наоборот - те достижения учености* которые приобретались путем узкой профессионализация, еще не были в такой степеп» обособлены. Чтобы те)--.а или иными путями на просачиваться "сверху" "вниз".. Б формировании эстстаческь вкусов сохраняется яекоо коллеитглнос начало-,, определявшееся обычаями и нравами феодальной общнш .городской цеховой братия, еще не потерявших свой вес. в общественной жизни.. Отзвуки отого среднейекового порядка продолжает лить п бытовом укладе, который при всех. имущественных различиях в вязни сословий сохраняет п много общего.

В условиях отсутствия государственной самостоятельности во смогли образоваться светсксе институты, всецело охватывающие рчзвитьэ культурна-прослотительской и творческой деятельности. Эта деятельность,эачаснуэ пссчряе\яя подаерккой братств или запорожского войска, осуществлялась церковьи. Однако главенствующее положение церкви в духовной жизни феодального общества являлось существенным тормозом в секулярязацки искусства.Диктат церкви в области художественного творчества,ограничивая развитие в■искусстве светского содержания, сдержал и формирование соответствующего типа творческой личности. В этом заключается одна из глав-них причин противоречивое^ украинской художественной культуры позднего феодализма.

Сложившаяся в ней художественно-стилевая система украинского искусства к концу ХУШ века исчерпывала внутренние резервы дальнейшего саморазвития. С одной стороны, канонические схемы удачно сочетались с орнаменгально^-декоративнымя элементами народного

- а -

прикладного искусства и "оживлялась" приемами объемно-пластической моделировки форм, с другой - эта система, ограниченная каноническими требованиями, сдерживала развитие реалистических тенденций. В еа пределах освоение объемно-пространс твенных 'и пластических приемов не стало последовательно-реалистическим методом, позволяющим широко раскрывать многообразие материального мира. '

Основные противоречия искусства этого времени заключаются в скованности каноническими нормами, в неразвитости системы светских жанров, в ограниченности методов профессиональной подготовки художников»

Жанром, имевшим наибольшее отношение х светским кругам, был гортре.т.. Однако и он несет на себе выразительную печать средневекового мировоззрения. Репрезентативные портретные изображения, правом на которые обладали представители высших слоев, служили выражению идеи незыблемости установленной свыше иерархии феодального общества и установленного в нем миропорядка.

Но портрет слуяял не только удовлетворению честолюбия феодальной апатк. Его функции'часто сочетались с культовыми ритуалам». Он находился и в дома знатного заказчика, и а построенной им церкви, рядом с иконами и росписями. Поэтому в портретах обнаруживается ориентация на кспоа, распространящайся и на изображения, пз имеодио культового предназначения. Ведь и выполнялись они нередко оды пи п тека же кастерами-иконопксцдаи. Стилистически портрет оказывается Слизок а к ювукенталышм росписям, и я агснопвси,. Еосприиьгаив он а к орнаментальной избыточности коратиЕнопрахладного; искусства, Б портрете аккумулируются ваа-инз проблемы украинской художзсгвенпсЯ культуры козднэго феодализма. Создав своеобразное стилевое единство,, получившее название украинского барогаоэхудожественнаяякультура б это врем приходит к той стадия развитии,когда переход к поводу качеству,к освобождению 02 средневековых вереяитхоа и к утверждению светского падала был неминуем»

С возникновением дворяне..ого сослав.'-л,образовавшегося аз казацкой старшины, резхо усилились позиции светской культуры и,вместе о тем, обособились два основных направления в ее развитии.

Одно-из них, связанное с индивидуализированной профессиональной деятельностью, открывало путь более динамичного развития а самообновления.. Другое - связанное с народной средой, оставалось на пути культивирования, сохранения и наследования традиционных форм коллективного творчества, несущих в себе 01шт доклассового

- о

синкретизма,. Обновление народной культура осуществлялось доста точно медленно, поэтому она оставались главной хранительницей веками формировавшихся духовных традиций порода, его идеалов я представлений •

Расхождения между этими направлениями, четко определившиеся в конце ХУШ века,, углублялись а дальше, вместе с углублепиг-ч классовых противоречий, но том не менее, связь между культурой верхов и низов не прерпваиась, хотя и выражалась, не столь явно . как в предыдущую эпоху.

Расслоенге художественной, культуры на основе сословно-классо-вого фчктора било исходном моментом в дальнейшей ее дифференциации по другим пррзкетром, определявшимся духовными и соцмльно-экономичоскк:.:и обстоятельствами помощичье-крсоостнкчсского ст^м. Дворянское сословие, став ижчшм потребителем достатепак худо-жествечного прогресса, формирует и соответствугдо: тип творческой ллччостя. В литературном творчестве такой тип формировался вс£М комплексом получаемого гуманитарного образования и воспитания.. В области изобразительного искусства новые запроси способен был удовлетворить художник академической Еыучки, преде тгьдлвит! ке только бгцтее высолю профессиональную категории, чем прежний средневековым цеховой мастер или монастырский иконописец, но и новкй» тип светского интеллигента

Однако отсутствие на Украине учебного заведения-, способного обеспечить профессиональную подготовку академического уровня,сказывалось на процессах формирования художника нового типа ц вс^Г. ситуации в художественной жизни в цзлом. В- сложившихся условиях художественная деятельность становилась уделом полупрофессиональных хукожнкков, цехових мастеров, "богомазов" самоучек, обучавшихся копированием образцов академического искусства- Спи.определили- а одну из характерных /для российской провинции/ сторон художественного процесса,в котором переплелись Са>;не разнообразные

явления- •

В творчестве этих мастеров ярко преломилась противоречивость формирования худеллика нового типа при сохранении цеховой деятельности, которая для XIX века была уже явнчм анахронизмом. Наиболее ярко а та противоречивость сфокусировалась на фигуре крепостного художника. Перипетии личных и творческих судеб крепостных мастера /речь о которых идет во второй главе/ покаэивают, что их участие в художественной жизни проявляется на самих разных

,уровнях, а потому они наиболее полно концентрируют псе особенности этой жизни, обусловленные общественно-экономическими обстоятельствами. Поэтов крепостной художник это не'только профессиональная, но и социальная категория.

Местные художники всех категорий удовлетворяли духовные лещ_о-сы в соответствии со своими возможностями. Однако возрастающий уровень спроса диктоеал и определенный профессиональный уровень художников. Возникла ситуация, в какой-точлере аналогичная той, которая сложилась в сфере материального потребления, когда снижение спроса на изделия местных мастеров повлекло приток на рынок изделий русских и иностранных мастеров и специалистов. Среди таких специалистов было немало западноевропейских художников.. Их деятельность на Укрлхае представляла один из путей освоения досги жений инонациональных школ..

Наиболее значительными и разносторошшми были контакта с русской художественной культурой.. Главным средоточием тих контактов являлас Петербургская Академия художеств, Здесь осуществлялась подготовка худошшсов, представляющих новый тип творческой личности. Многие из воспитанников Петербургской Академии художеств впоследствии работали на Украине,', тем самым способствуя оживленью художественной жизни..

Но роль Петербурга в украинской Культуре этим не исчерпывалась. Б многонациональной петербургской' среде сосредоточивается значительная часть украинской творческой интеллигенции, которая, ЕСту ¡гая в тесные контакты с русской интеллигенцией, приникала живое участие в создании духовных ценностей, ставших достоянием общероссийской культуры. Здесь создается своего, рода землячество украинцев, составивших своеобразный центр национальной культуры. Такая ситуация обусловливалась тем, чтр Петербург вследствие цен-трализаторской политики занимал ведущие позиции во всех сферах жизни, в то время как на Украине, лишившейся автономии,происходил значительный отток культурных сил, а ее бывшие культурные центры, не обладал достаточно сильным потенциалом, чтобы выйти на передовые позиции времени, теряли свое прежнее значение в развитии национальной культуры.

Далее идет речь о сложных процессах в художественной культуре, о формировании украинской национальной интеллигенции в разных регионах Украины, подчиненных юрисдикции разных стран. Так.на Приднепровье и Слобожанщине, территория которых пршшдле-

- и -

жала' к России, эти процессы были самыми активными, Едесь формировалось ядро украинской национальной интеллигенции, опипаь:;сйся на устои народной культуры и претворявшей ее в своем творчестве, используя опыт отечественной и мировой культуры.Этоку способствовал;» просветительская и научная деятельность Харьковского и Киевского университетов, Нежинского лицея, а также образовавшаяся вокруг них среда. Определенное значение в этих процессах -ла меценатская деятельность крупных помещиков.

Иначе складывалась ситуация в регионах Правобережья, территория которого находилась под протекторатом России, но где господ-ств.умщсо положение занимала польская шляхта, удерживавшая за собой все преимущества в культурно-просвстнтельсгсом движение. Это существенно затрудняло здесь процессы формирования украинской интеллигенции. Еще сложнее обстояли дела на территория Галиции,вхс-давгаей в состав Австро-Венгрии, правительством которой чроводи-лась дискриминационная национальная политика.

Анализ художественного процесса копна ХЯи-вюроЛ трети Х!К гека покагывоет, что в это время украинское искусство пре/отявлл-ет открытую систему, функционирующую и развивающуюся как ла основе внутренних импульсов, так и при активном взаимодействии с инонациональным/ Инонациональные влияния, осуществлязягмся самыми разными путями, способствовала обновлению собственных национальных традиций, направляя их разлитие в русло невего времени. Поэтому ккрокп;1. охват фактов и явлена; художественной жизни, прс-яявеленил и имен, дэхе в тех .случаях, когда ош не пяевг прочных почвенних основ в украинской культуре,не только не противоречит исторической логике, но и позволяет выяснить дкалектическуа многосложность .процессов формирования национальной '¿колы в украинском искусстве нового г.ромени.

По характеру исторических обстоятельств, гто типологии явлений эти процессы йаходят аналогии в искусстве друх'их народов национальных окраяп России, народов Центральной и Юго-Восточнсй Европы.

Как свидетельствует проведенный анализ, портретный жанр сосредоточил в себе узловое проблемы украинского искусства переходной эпохи и образовал пробное звено в цепи непрерывного развития лучших традиции прошлого, обогащенных художественными и идейно-эс-тстическими поисками нового времени.

В связи этим возникает необходимость вычленить те наиболее ^неспособные генетические черты в украинском портрете эпохи

феодализма, которые, согласна имманентным внутрижанровым закономерностям, обладали устойчивыми тенденциями к дальнейшему развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выдвигаемое самой природой жанра требование портретного сходства.

Украинский мастера эпохи позднего феодализма схимились л максимальней физиономической точности в воспроизведении портретных особенностей модели- "Украинскому портрету ХУП-ХУШ веков,- писал

Н;1'олтовс1шкг свойственно не столько насчроение, сколько непосредственное острое видение, гармоничное объединение декоративности с реалистической выразительностью". Лицо портретируемого, переданное со скрупулезной тщательностью, ярко выделяется в композиции, где ьсе "доличное" било писано . преимущественно в декоративно-плоскостной манере. Поэтому старинные портреты поражают некой бескомпромиссной трезвостью и непредвзятостью восприятия модели.

Эта черта, и составляет главную предпосылку дальнейшей эволюции портретного жанра по. пути усиления индивидуализации характеристик. Такой путь открыьало появление и распространение приближаться к камерному типу портретных композиций, часто используемых на Украина в создании фамильных галерей. Однако проблему камерных 90рм портрета, наметившуюся в украинском искусстве со средины ХУШ века, можно было решить при наличии последовательной концепции личности,, свободной от сословных феодальных предрассудков.

Основы этой концепции накладывались философией ■ литературным 7ворчеством Г.Сковороды» И.Оранко, называя его "предтечей новой эпохи", отмечал, чтеь'ц творчестве Сковороды отразились "идеи равенства лтэдей, простоты и натуральности их взаимных отношений,ко- . торые во Франции проповедовал Pycco"i Кроме творчества Г.Сковороды, творчества его современников и последователе;;, другим аажкьм источником воздействия просветительской кисли на формирование демократической концепции личности и проявление ее в портретных произведениях, явилась русская культура. Русское просветительство, озаренное идеями Великой французской революции,связанное с движением декабристов,становилось основным ориеитиром общественно-политической г,пели и творческой деятельности.

^олтовський ü.M.. Украпгський живспис ХУП-ХУШ ст.- Ки1в:Наукова думка,197B.r- C.I44.

Франко 1. План виклад1в i с тор Ii л1тератури русько!//Рэдянське л!тературознаьство.- 1958,- К 3.- С.123.

В художественном творчестве выход на об®ероссй!ск::ы уровень сопровождался сложными и противоречивыми процессами. В это:.; отношении примсчзтелыш жизненная и творческая судьба Д.Левицкого и В.Боровиковского. В российском столице они сбрели необходим?» духовную среду и условия работы,способствовавшие расцвету их таланта, совершенствованию мастерства. Стилистика произведет:;, обоях художников, осноеывзсжаяся на приемах объег.'то-простроногвен'по.': моделировка форм, топких колористических нюансах - все ото результата не только одаренностч, но и высокого профессионализма.

В главе расскптрхвастш значение творчества Д.Хеиякого к

B.Боровиковокого для развития украинского искусства, от:.-.счаител некоторые черты их «рсиэве/ешй, генетически связан¡:ис с укрли-ской портретной традицией. Говоря об отношении Д.Левицкого и Ь.Ео-ровикоЕслго к украинской художественной культуре, автор останавливается и на том, что их творчество /как ¡: творчество рядя других худо7Ни"ОЕ,шходцоЕ из Украины, обосновавшихся в Петербурге/ может бкгь и 'примером версятчостпых моментов ее [<а.-л=лг:щ при соответствующих условиях..

Ко в этих отношениях проявляется, и более лейся сторона, заключающаяся в деятельности учеников Левицкого /Л.Калинояского,

C.Маяцкого/, в выполнении обоими художниками зыгазов для гиеийй на Украине знати.. Их произведения /как и произведения других столичных мастеров/, попадая в крупные поместья, служили абразщ.'.-п для подражаний.. С нпг/и распространялись новые эс?„тичесхяе-вкусы, внедрялись новые прием! работы,утверждались новые типологические Фор Ни

Самой популярной и наиболее доступной формой для провинциальных мастероЕ /и наиболее приемлемой для проЕРггцкальних заказчиков/ становится форма погрудного или поясного пор! ре тг, позволяйся сочетать навыки,идущие от местной портретной традиции,с достия'.ния-ми профессиональных художников академической Еыучки. Такие изображения' оказывались и наиболее распространенными в закреплении стереотипа личности, Еыдвигавозтося дворянской культурой. /Хак художественное явление, они достаточно ярко выражают тот тип Провинциальной культуры, которая, ориентируясь на столичные образцы.

не теряет и локального своеобразия/.

По сравнению с традиционным репрезентативным украинским погретом. это ¿аа более демократичная форма Ьредставления модели.. Широкое распространение она получает в конце ХУШ-начале XIX века.

и -

когда новообразованное'украинское дворянство утверждаетел в своем социальном статусе. С этой формой можно связать и развитие камерного портрета, служившего фамильным целям и отражающего возрастающий интерес.к личностным качествам модели.

Таким образом создается и получает, широкое распространение .Човый стереотип портрета, соответствующий новым представлениям о человеческой личности, новым функциям и среде бытования. Исто™ этого стереотипа, созданного путем отбора наиболее приемлемых Форм и средств выражения, можно связать непосредственно с творчеством Д.Левицкого, и В.Боровиковского и других художников русской иколы /К.Головачевского.И.Бугаевского-Благодарного.Ф.Янен-ко/„ выходцев из Украины.

' Вместе с тем, этот стереотип представляет благодатную почву для продолжения местной портретной традиции г<даательного и енру-пулезно-точного воспроизведения черт внешности модели--Это свойство воспринимается тем более четко, что из портретной композиции исчезав'.' дополнительный антураж, как и декоративные элементы, которые уходят в прослое вместе с изменившимися требованиями моды и пришедшими с ней вкусами. Примерам подобных.изображений являются портреты из семейных галерей СулиМ| Полетис, Полуботкоз,проанализированные в диссертации.

Подводя итоги анализа ситуации, сложившейся в украинском искусстве под влиянием''профессионального, социалыю-экономичег ?ого и территориально-политического факторов, автор дифференцированно оценивает художественные явления, возникающие при их .взаимодействии. Такой подход позволяет значительно расширить круг художников, в силу тех или иных обстоятельств вовлеченных в процессы, лроисходиыьие в украинском искусстве, помогает понять специфику художественной ситуации, выразительно проявившуюся в развигии

портретного жанра.

В заключение говорится, что и местные художественные силы, и те,которые окапываются за пределами Украины, представляют различные стороны сложного процесса интенсивного освоения и развития новых художественных идей и направлений, традиций национальной культуры, о точнее, тех ее элементов, которые содержат ростки реалистического отношения к действительности..

Во второй главе "Трялтии украинского портрета в Зормирокл-к'.ш реалистических основ художественного творчества" рассматриваются рудиментарные формы художественной деятельности,вскрыва-

ются социальные и духовные причины их существования, анализируются художественно-эстетические особенности творчества местных мастеров., Под этим названием объединяются украинские художники разных категорий - от цеховых мастеров /цехи на Украине существовали вплоть до- последней трети XIX в./ до самоучек.. В их обширной деятельности содержался огромный потенциал .способетвоваь-ший формированию реализма и укреплению связей с традициями народной культуры..

Б главе идет речь об условиях и формах организации художественной деятел1-ности этих мастеров, об юс профессиональной подготовке, о том,что в процессе социально-классового расслоения нуль-туры они сказываются на периферии худокестг.енпого развития. Характер и формы их деятельности представляют промежуточные явлс !шя художественной культур'.:,тесно связанны. с затяжными процессами изживания средневековых традиций, предрассудков и преломляющие противоречия крепостнического строи.

Цехи живописцев и иконописные мастерские, кап и прежде,сос'мв -ляли главный резерв местных мастеров,. 1Соторые среди прочих художественных работ брались и за портретные изображения,пользующиеся повышенным спросом.. В течение почти всего XIX века продолжала работать иконописная пкола Киево-Печерской лезры, влияние которой распространялось далеко за пределами Украины и особенно на славянские страны,стремившиеся к возрождению национальной культу^ ры. Большой популярностью пользовался и киевский цех »ивопигцг», куда стпекились 'Записаться" не только художники-самоучки л 'иконописцы, чо даже художники с академической подготовкой. Работали здесь и иностранные мастера.

В исследуемый период прослеживаются качественные изменения в деятельности цеховых живописцев, которые ..опираясь на устоявшуюся традицию, волей-неволей оказываются перед необходимостью осваивать достижения творчества на путях его академической профес-..-■., онализации. ' ,

Своеобразную форму деятельности, примыкавшую к давней тради-ции,предстаЕляла деятельность странствушкх"художншеов,аналогичная деятельности странствующих дьяков-учителей.бурсаков или студентов Ккегскск академии, которые в эпоху позднего феодализма были глэв/ади распространителями "учености". /Ярким свидетельством прочности такой традиция является образ жизни и деятельности странствующего философа Г.Сковороды/.. Вместе с тем, фигура стран-

ствующего художника является уже :и следствием тех процессов,которое формировали *гип художника^ как корпоративно независимой индивидуальности» - у. ■ '•'

В портретное.жанре конца ХУШ-второй трети XIX века оставили свой след и гаогочасленные любители, и так называемые доморощенные живописцы, настигавшие профессиональные секреты копированием ибразцов. .' •

Но са!.гые острые противоречия развития художественной культу ры преломлялись в жизненной и творческой судьбе крепостных художников- Из их среды вышло немало одаренных мастеров, получивших впоследствии известность.. Крепостными были К.Усенко.И.Шаповален-ко ,К.Луценко .Маляре нко,И .Зайцев,[[.Зайцев ,И. Заседатель и М. Диков,, а таете Никита Погорелый.Григорий Озеров,Иван Слюсаренко, П.Ёозуленко,Степан и Федор Землгоковы- Но еще болыие их осталось в безызвестности. Приведенные факты и сведения красноречиво подтверждают губительное влияние крепостнического строя на -развитие художественной культуры.

В главе отмечается, что творчество цеховых живописцев,иконописцев, крепостных художников и целого ряда самоучек составляло, обширную часть художественного процесса,определяя его своеобразие.. Располагаясь кевду фольклорной традицией и творчеством профессионалов академической выучки, обладая своими художественно-* 'остетическими свойствами, юлея свой круг заказчиков, оно играло важную роль в развитии искусства.. Благодаря их деятельности сохранялись связи профессионального искусства с народной культурой, и таким образом создавались условия для дальнейшего формщ<ованил национальных черт украинского искусства на новом профессиональном, уровне. Усилиьш провинциальных художников создается обширный пласт куле-туры, в котором,по выражению В.Прокофьева, "происходит культурное брожение,включающее своеобразное перемешивание традиций,исторически столь далеко разошедшихся,что встреча

5

кх казалась вовсе невозможной".

Новр» веяния в оценке человеческой личности, вызванные романтизмом,усиление бытовой функции портрета и ориентация на академи-чесиие образцы вызвали соответствующее стилевые трансформации ^Прокофьев В Л, 0 трех уровнях художественной культуры Нового и Косевшего ¿пемеьм /* проблеме примитива б изобразительных искус-отъах//Лримлтив и его место в художественной культуре Нового и Исвейигто времени,- М.: Наука,1983.- С.17.

я видоизменения.традиционных видов портрета. Особенности процессов , связанных с этими ввдояэмеяенияыя,анализируются на примерах гетманских изображаниР. сохраняющих много общего с прои? в~ дениями парсунного типа. Но показательно то, что образы портретов,наследущих старинные образцы, трактуются болео демократично,согласно установивтецуся стереотипу погрудного полупмрадного или камерного портрета.

Иикзрес романтизм к прошлому, стремление найти в исторических преданиях и легендарных образах мотивы.созвучные умонастроениям Еременг оставили свой след и в творчестве народных маетс-ров.. Издовпа популярный в народе собирательный образ Казака-Мамая или Казака-баидуриста, отражающий польножбивлй дух украинского народа.в ореоле романтизма предс!аег в новей эмоциональной окраске.. Под влиянием романтизма более углубленный« становятся популярные в народной живописи образ« &чародных нетителей гайдамаков.

Анализ портретоа исторических гш показывает, что эти, тссчс связанные с традицией, произведения претерпевают заветную эволюцию. В них теряется декоративнее гшпнссгг., снижается репрззекто-тилчпя импозантность, монументальность, с усиливается дннчмикя композиционных построен^,внутренняя напряженность формы, что привносят ПОГ.ЫО кмкеи в трактовку образа. /Эта портреты в я& ком-то смысле предроскадали обращение украинского дснуссгвз к ноцкоччльной истории чс.^ой тематике/.

Распространение малоформатных портретов а миниатюр отразилось на разлитии $орм вотявного портрета; выразительную эмоциональную окраску получеюг надгробккг портреты.

Наиболее консервативными в своем развитии Сили портреты деятеле?. церкви.Однако ноьые веяния, отмеченные стремлением к постижению индивидуального характера модели, влияют и на характеристику обраэа в портретах духовных иерархов.

На конкретных примерах в работе показано, что на особенности местного портрета в значительной мере повлияли вкусы л представления заказчиков.

По характеру бытования, профессиональным качествам я по требованиям, предъявляемым о{ероС спроса, портрет, входя в быт разных сословий, еще во многих отношениях сохраняет функции престижности. виражая их стремление к самоутверждению.. Поэтов в