автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Украшения эпохи бронзы Западной Сибири

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Умеренкова, Ольга Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Украшения эпохи бронзы Западной Сибири'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Украшения эпохи бронзы Западной Сибири"

На правах рукописи

Г

005003аии

УМЕРЕНКОВА Ольга Вячеславовна

УКРАШЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (археологический и исторический аспекты)

Специальность 07.00.06 - археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискапие ученой степени кандидата исторических наук

- 8 ДЕК 2011

Кемерово 2011

005003800

Работа выполнепа на кафедре археологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор исторических наук, профессор

Бобров Владимир Васильевич

ОППОНЕНТЫ: доктор исторических наук, профессор

Михайлов Юрий Иннокентьевич

кандидат исторических паук Новикова Ольга Ивановна

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Защита состоится «Р.£ » декабря 2011 г. в /// часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (650043, Кемерово, ул. Красная, 6).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кемеровского государственного университета.

Автореферат разослан « 3 / » 2011:

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук,

доцент ' Л.Н. Ермоленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Появление и распространение в эпоху бронзы украшений, особенно металлических, представляет особый научный интерес, т.к. на данном археолого-историческом этапе происходили крупнейшие социальные и экономические изменения, оказавшие значительное влияние на все сферы человеческого бытия и нашедшие отражение в материальной культуре общества и его духовном мире. Прежде всего, они были связаны с развитием медно-бронзовой металлургии. Освоение этой отрасли производящего хозяйства привело к крупным культурным событиям: активизировались миграционные процессы, отмечалось значительное увеличение роли культурных влияний и заимствований. Культуры эпохи бронзы Западной Сибири характеризуются сотнями предметов, превосходных образцов бронзолитейного декоративного искусства. В сибирской археологии многочисленные и разнообразные украшения практически не избирались специалистами в качестве предмета самостоятельного изучения. В научных работах эти изделия, как правило, рассматривались лишь в совокупности с другими археологическими источниками. Между тем они представляют собой массовую и широко распространенную категорию материальной культуры, существовавшую во всех историко-хронологических периодах истории человечества.

В настоящее время накоплен представительный комплекс бронзовых украшений, который требует комплексного анализа и осмысления в историческом аспекте. Это позволяет выделить проблематику изучения украшений как археологического и исторического источника.

Степень изученности. Опыт исследования данной категории материальной культуры позволил выявить ряд проблем археологической и исторической интерпретации украшений, основанных на информативных возможностях источника (Спицын,1895; Арциховский, 1930; Седова, 1959; 1981; Хлобыстина, 1963; 1985; Сабурова, 1974; Алексеев, 1975; Засецкая, 1975; Ляпунова, 1976; Павлинская, 1978; Чвырь, 1979; Смирнов, 1981; Литвинский, 1982; Голдина, Королева, 1983; Кузьминых, 1983; Молодин, 1984; 1987; Сычева, 1984; Лелеков, 1987; Яценко, 1987; Усманова, 1988; 1989; 1991; 1992; 2005; Евдокимов, Усманова, 1990; Усманова, Ткачев, 1993; Полосьмак, 1994; Павлов, 1995; Чиндина, 1995; Ткачев, Ткачева, 1996; Усманова, Логвин, 1998; Кузьмина, 2000; 2002; Позднякова, 2000; 2001; 2002; Михайлов, 2001; Чугунов, 2003; Савченко, 2005; и др.).

Исследование украшений осуществлялось по двум направлениям. Первое, связанное с характеристикой материальной культуры социальных образований древности, включало в себя следующие положения: 1) украшения как предметы, диагностирующие принадлежность к археологической культуре; 2) украшения, как источник реконструкции одежды, головного убора, обуви и других предметов из органических материалов. Второе направление характеризуется историческим содержанием и использованием украшений как источника для изучения: 1) половозрастной структуры общества; 2) социальной организации;

з

3) мировоззрения древнего человека; 4) специализированного древнего производства.

Изучение специальной литературы показало необходимость создания универсальной терминологической базы для археологического исследования украшений с привлечением определений, принятых в этнографической науке, ювелирном искусстве и музееведении. В настоящее время не существует обобщающих исследований, посвященных украшениям эпохи бронзы Западной Сибири. Изучая проблемы культурных взаимодействий на этой территории, исследователи выявляли ареалы и эволюцию отдельных типов украшений, рассматривая их в качестве диагностирующего материала при уточнении хронологии культур эпохи бронзы. Одной из малоизученных проблем является реконструкция украшений одежды и головных уборов. Это обстоятельство определяет актуальность данного исследования, посвященного типолого-морфологическим особенностям украшений Западной Сибири, их культурной специфике, анализу роли и места украшений в материальной культуре и обрядовой практике. Подобная работа необходима для решения ряда проблем культурно-исторического развития в эпоху бронзы с позиции эволюции прикладного искусства.

Объект исследования: культурно-исторические процессы в эпоху бронзы на территории Западной Сибири.

Предмет исследования; украшения эпохи бронзы Западной Сибири как источник по истории материальной и духовной культуры. Основное внимание уделяется украшениям из металла, появление и распространение которых характеризует данный археологический период.

Целью работы является систематика украшений эпохи бронзы Западной Сибири, их археологическая и историческая интерпретация. Для достижения цели в диссертации решались следующие задачи:

1) определение основных научных подходов к изучению украшений в специальной литературе;

2) классификация украшений эпохи бронзы Западной Сибири на основе выделения морфологических характеристик;

3) выявление закономерностей распространения во времени и пространстве отдельных категорий украшений и их типов;

4) культурно-историческая интерпретация украп1ений на основе комплексного анализа;

5) восстановление смыслового содержания украшений и реконструкция отдельных аспектов мировоззрения древнего населения Западной Сибири.

Хронологические рамки работы включают рубеж III и II тыс. до н.э. -первая треть I тыс. до н.э. Активизация полевых исследований памятников бронзового времени в последние десятилетия позволила на новом уровне решать вопросы периодизации культур и хронологии памятников в целом. Были созданы хронологические схемы культур бронзового века Западной Сибири. В работе рассматриваются материалы периодов ранней, развитой и поздней бронзы. Нижняя хронологическая граница исследования определяется временем появления металлических украшений в данном регионе (рубеж III и II тыс. до н.э. - середина II тыс. до н.э.). В середине и во второй половине II тыс. до н.э. культурная ситуация Западной Сибири

знаменуется глобальными процессами расселения носителей андроновской культурной общности. Верхняя хронологическая граница определяется XII-VII вв. до н.э. - периодом существования археологических культур эпохи поздней бронзы (еловская, корчажкинская, ирменская, пахомовская культуры).

Территориальные рамки исследования включают степные и лесостепные районы Алтая, Томского, Новосибирского Приобья, Барабинской лесостепи и Кузнецкой котловины.

Источниковую базу составили материалы коллекций, хранящиеся в Кузбасской лаборатории археологии и этнографии СО РАН - КемГУ, Кемеровском областном краеведческом музее (КОКМ ОФ-А № 1; 2; 3; 8; 12); Музее археологии, этнографии и экологии Сибири Кемеровского государственного университета (КМАЭЭ-ОФ-А № 52, 54, 68, 78, 80, 140— 144, 147, 149, 160, 161), ГАУК КО «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» (КП ОФ № 4631-4633, 4635), Музее археологии при АГУ, научных отчетов по полевым исследованиям в научно-отраслевом архиве ИА РАН (Ф-1, Р-1, № 22053, 11483, 11483а, 8292, 3451, 3451а, 34516, 9170, 2777, 2777а, 1969, 4020, 4020а, 1970,4947, 16679, 12317, 5803, 5803а, 7397, 7397а, 2944, 2944а, 7309), Лаборатории археологии НИИ Гуманитарных исследований при АГУ, в фондах КМАЭЭ (ОФ-А № 174, 178, 479, 741, 748, 754а, 758,778, 784, 785, 875, 900-902, 925-928, 932-934) и публикации данных полевых исследований в специальной литературе. Всего в работе использованы материалы 57 могильников, 6 поселений, 1 зольника, что составило порядка 4500 украшений1; из них: 184 браслета, 439 колец, 548 бляшек, 87 блях, 26 нашивных пластин, 142 подвески различных типов, 16 трапециевидных привесок с «бородавчатыми» выпуклостями, 140 желобчатых привесок в 1,5 оборота, 502 пронизки, 28 конических колокольчиковидных привесок, 152 экземпляра серег, 66 обоймочек, 157 гвоздевидных привесок/серег, 167 височных кольца/серег кольцевидных, 75 пронизок-накосников и 1747 бусин.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования стали принятые в археологической науке современные положения и подходы к изучению источников, погребального обряда и археологических культур. При решении исследовательских задач использовался опыт обработки материалов погребальных памятников (Каменецкий, Маршак, Шер, 1975), метод формализации данных (Каменецкий, 1985), метод типологии и систематизации археологических объектов и типологической классификации (Клейн, 1991). Для выявления особенностей распространения металлических украшений эпохи бронзы на территории Западной Сибири применялся сравнительно-исторический метод исследования.

При классификации украшений, их сравнении между собой и другими материалами с целью выявления общего и особенного культурных традиций эпохи бронзы применялся сравнительно-типологический метод. Такой подход основан на специфике информационного пространства археологических объектов как множества их описаний. Были определены

1 Автор выражпет благодарность В.В. Боброву, В.И. Молодниу, В.И. Магющенко", А.Б. Шамшину, С.М. Ситникову, A.C. Васютину, B.C. Горяеву, Л.Н. Мыльниковой, А.Е. Гришину за предоставленную возможность ознакомиться с неопубликованными материалами.

признаки для упорядочения и систематизации исследуемых источников. Сведения о памятниках и материале представлялись в виде таблиц-матриц, скомпонованных по признакам, и подвергались дальнейшей статистической обработке с учетом пола, возраста, степени встречаемости украшений. На этом этапе обработки информации использовался метод кластерного анализа, позволяющий разбить множество исследуемых источников в признаковом пространстве на классы близких между собой объектов по наличию и частоте встречаемости украшений, закономерностям расположения in situ, морфологическим характеристикам. Для каждого типа изделий были выделены несколько вариантов, отличающихся друг от друга морфологическими признаками.

При реконструкции внешнего вида, назначения и использования украшений применялся метод этнографических параллелей.

Научная новизна исследования:

1) Диссертационное исследование является первой работой, в которой проведена систематика украшений эпохи бронзы Западной Сибири. Работа осуществлена на основе представительного корпуса источников, включающего неопубликованные материалы музейных коллекций и археологических фондов. .

2) На основе типолого-морфологического анализа украшений впервые были обоснованы и выделены территориальные особенности распространения отдельных категорий украшений в эпоху бронзы.

3) Новыми полученными знаниями являются реконструированные функциональные и смысловые аспекты украшений на основе анализа морфологических особенностей изделий и закономерностях их расположения в погребальных комплексах.

4) Установлены особенности распространения типов головных уборов и украшения одежды в эпоху бронзы по территориальным группам.

5) Предложена схема учета расположения украшений на останках умершего в процессе полевого исследования погребений по обрядам ингумации и кремации. Схема разработана автором на основе системы описания инвентаря, предложенной И. С. Каменецким (1986).

6) Выполнены реконструкции сложносоставных украшений по материалам памятников Кузнецкой котловины.

Практическая значимость. Разработанная классификация металлических украшений может быть использована в музейном деле при составлении каталогов. Предложенная автором схема учета местоположения украшений при полевом исследовании может способствовать объективной реконструкции облика костюма на основе украшений. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов по специальности «Археология», при написании обобщающих работ по древнему искусству и мировоззрению в эпоху бронзы, а также при разработке учебных курсов и пособий по археологии Западной Сибири.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности.

В представленной диссертационной работе объектом изучения являются культурно-исторические процессы в эпоху бронзы. Методологической основой исследования стали принятые в археологической науке современные

б

положения и подходы к изучению источников, погребального обряда и археологических культур. Указанная область исследования соответствует формуле специальности 07.00.06 - археология, а именно: пункту 1. Первобытная археология (каменный век, энеолит и бронзовый век). В исследовании проведена работа по реконструкции типов украшения погребальной одежды в эпоху бронзы и символики ее отдельных элементов. Соискатель использует украшения для реконструкции мировоззренческих представлений, что соответствует пункту 10. Реконструкция социальной, экономической, политической, этнической истории и идеологических систем прошлого по археологическим источникам.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены автором на региональных конференциях (Барнаул, 1994; Кемерово, 1994; 1995; 2005; Красноярск, 1997; 2005; Новосибирск, 1999; 2003; Томск, 2001; 2008), Всероссийской конференции с международным участием (Иркутск, 2007), Международном научном симпозиуме (Омск-Казань, 2010), Международной конференции (Кемерово, 2011). Результаты исследования опубликованы в 16 статьях, в том числе 2 статьях из перечня ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, таблиц и альбома иллюстраций. В главе I рассматриваются основные принципы подхода к изучению украшений в отечественной археологии. В главе II разработана классификация украшений эпохи бронзы по материалам памятников Западной Сибири и произведена археологическая интерпретация источников. В главе III рассматриваются теоретические основы и опыт реконструкции типов головных уборов и одежды на материалах украшений, изложен авторский подход. Глава IV посвящена вопросам реконструкции половозрастной структуры и социальной организации древних на основе анализа украшений. Глава V характеризует место и роль украшений в системе мировоззренческих ценностей в эпоху бронзы. В заключении приведены основные выводы по теме исследования. В приложении представлены источники по теме и иллюстрации, характеризующие основные положения работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрыта актуальность темы, степень ее изученности, сформулированы цель и задачи исследования, предмет и объект, обосновываются хронологические и территориальные рамки, определяется методологическая основа работы, показывается научная новизна и практическая значимость.

Глава I. Основные принципы научного подхода к изучению украшений в отечественной археологии. В главе определены основные научные принципы, сформировавшиеся в процессе изучения этих изделий. В связи с тем, что исследования культурно-исторических процессов в эпоху

бронзы осуществляются, главным образом, на основе археологического материала, соискателем учитывались выводы авторов, привлекавших другие виды источников (письменные, этнографические) в процессе изучения украшений более поздних эпох. Существующие исследования могут быть разделены на группы: работы, посвященные изучению украшений различных эпох Западной Сибири сопредельных территорий, и работы, в которых рассматриваются украшения эпохи бронзы.

Многочисленны публикации, содержащие анализ стилистико-морфологических особенностей украшений, их территориального распространения и роли этих вещей в мировоззрении древнего населения Западной Сибири и сопредельных территорий (Спицын, 1895; Арциховский, 1930; Гуревич, 1950; Дульзон, 1953; Седова, 1959; Сабурова, 1974; Чернецов, 1957; Хлобыстина, Овсянников, 1973; Могильников, 1981; 1987; Чвырь, 1989; Вадецкая, 1986; Кузнецова,1987; Панова, 1988; Воронина, 1990; Чиндина, 1995; Полосьмак, 1994; 2001; Полосьмак, Баркова, 2005; Боброва, 2003; Трифонова, 2004; Семенова, 2007; Дегтярева, Шуваева, 2009; и др.).

Отдельным блоком необходимо выделить работы А. П. Окладникова (1954; 1964), В. Д. Кубарева (1979), В. В. Волкова (1981; 2002), А. А. Ча-рикова (1980), Э. А. Новгородовой (1989), Д. Г. Савинова (1994), М. А. Дэв-лет (2004) и др. по реконструкции украшений костюма и головных уборов на основе изображений на каменных и костяных фигурках окуневского времени, оленных камнях и древнетюркских изваяниях.

При изучении археологических материалов эпохи бронзы Западной Сибири исследователи традиционно основываются на материалах отдельного памятника либо региона в целом. Особый интерес вызывает типолого-морфологическая характеристика украшений эпохи бронзы, содержащаяся в работах, написанных на материале сопредельных территорий (Кривцова-Гракова, 1947; Киселев, 1951; Комарова, 1962; Новгородова, 1970; Хлобыстина, 1963; Аванесова, 1975; 1991).

Археологической интерпретации украшений эпохи бронзы Западной Сибири и сопредельных регионов посвящены работы М. Н. Комаровой (1962), Н. Л. Членовой (1968; 1981), В. И. Матющенко (1974; 2001), Л. П. Зяблина (1977), А. X. Маргулана (1979), Г. А. Максименкова (1980),

B. И. Молодина (1985), В. В. Боброва, Ю. И. Михайлова (1993), А. М. Илюшина, С. А. Ковалевского, М. Г. Сулейменова (1996), А. А. Ткачева, Н. А. Ткачевой (1996), А. В. Матвеева (1998), Т. М. Потемкиной (2001), Т. М. Потемкиной, Э. Р. Усмановой (2001), О. А. Поздняковой (2001), Ю. Ф. Кирю-шина, Д. В. Папина, О. А. Поздняковой, А. Б. Шамшина (2004); А. П. Уман-ского, Ю. Ф. Кирюшина, С. П. Грушина (2007), Е. В. Куприяновой (2007; 2009), Е. В. Флэк (2009; 2010), Э. Р. Усмановой (1988; 1992; 2005; 2010),

C. С. Запрудского (2010) и др. В работах анализируются как украшения из отдельных памятников, так и совокупности памятников определенной территории; публикуются материалы полевых исследований, дается морфологическая характеристика украшений, приводятся аналогии.

В последние десятилетия возрос интерес к костюмным реконструкциям, при создании которых необходимо, на наш взгляд, использовать данные этнографии по истории изучения традиционной одежды народов Сибири,

компонентам костюма, смысловому значению элементов, эволюции и ареалам. Прежде всего, это работы Н. А. Томилова (1978), А. А. Богордаевой (1995; 1999), Г. П. Васильевой (1979), И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева (1986), Г. Н. Грачевой (1976; 1983), М. Рузиевой (1979), Н. И. Клюевой, Е. А. Михайловой (1988), Н. В. Лукиной (1985), С. А. Яценко (1987), Б. В. Мельникова (1997), JI. А. Чиндиной (1995) и др.

Накопленный опыт Свидетельствует о возможности использования украшений в качестве источника по материальной и духовной культуре их создателей. Специалисты рассматривали украшения не только в качестве источника реконструкции одежды, головного убора, обуви, но и как изделия, диагностирующие принадлежность к определенной археологической культуре. Историческая интерпретация украшений заключается в реализации их информативных возможностей для реконструкции социальной, половозрастной структуры и мировоззрения общества. Основными принципами научного подхода к изучению украшений являются: привлечение украшений для датирования памятников и культур, выявления межкультурных связей; изучение украшений отдельных археологических памятников на основе типологии и аналогий; реконструкции украшений костюма и головных уборов, выполненные на основе анализа источников изобразительного искусства; изучение орнамента и семантики отдельных украшений. Увеличение источниковой базы украшений эпохи бронзы в последние десятилетия поставило специалистов перед необходимостью создания обобщающего исследования.

Глава 2. Классификация металлических украшений эпохи бронзы на территории Западной Сибири. Основной задачей настоящей главы является систематизация комплекса металлических украшений эпохи бронзы. Автором создана классификация украшений, выявлены закономерности распространения отдельных типов изделий во времени и пространстве. При этом учтены количественные показатели и распределение украшений по территориям: Томское и Новосибирское Приобье, Барабинская лесостепь, Кузнецкая котловина, степной и лесостепной Алтай. Материал сгруппирован по хронологическим этапам: ранняя бронза; развитая бронза (кротовская и андроновская культуры), эпоха поздней бронзы (еловская, корчажкинская, ирменская, пахомовская культуры). Предметы в классификации распределены по памятникам, с указанием номеров погребений либо жилищ, в которых они были обнаружены.

2.1. Классификация украшений эпохи бронзы Западной Сибири

Основу предложенной классификации составляет сочетание определяющих признаков (набора сходных свойств) металлических украшений. В качестве устойчивых сочетаний признаков выделены те, которые связаны с формой, оформлением и приспособлением для крепления изделий. Были выявлены следующие категории украшений.

Браслеты (185 экз.). Различаются пластинчатые (174 экз.; 94 %) и проволочные (11 экз.; 6 %) браслеты. По способу оформления поверхности выделены типы: I. пластина с гладкой поверхностью, без декорирования (158 экз.) (91 %). По оформлению окончаний выделены 3 подтипа: концы

заужены; спиралевидные; оформлены рельефными шишечками. II. Пластина с желобчатой поверхностью (16 экз.; 9 %), тыльная сторона, как правило, гладкая. По оформлению окончаний выделено два подтипа: слегка округленные концы; с рельефными шишечками.

Кольца (439 экз.). Изделия подразделяются на пластинчатые (212 экз.; 48 %) и проволочные (227 экз.; 52 %). Пластинчатые кольца по способу оформления поверхности разделены на 3 типа: 1.1. Пластина с гладкой поверхностью (172 экз.; 81,2 %). По оформлению окончаний выделены два подтипа: слегка закругленные; закручены в спираль. 1.2. Кольца оформлены двумя щитковыми выступами (5 экз.; 2,3 %). 1.3. Кольца из пластины с желобчатой поверхностью (35 экз.; 16,5 %). Тыльная сторона гладкая. Проволочные кольца разделены на два типа: из проволоки, загнутой в спираль с заходящими либо несомкнутыми концами (171 экз.; 75,4 %); проволока свернута в виде пружины (2,5-3 и более оборота) (56 экз.; 24,6 %). В зависимости от оформления окончаний подразделяются на подтипы: не оформленные; в виде спирали.

Бляшки (548 экз.). Делятся на одноярусные (461 экз.; 84 %) и многоярусные (пистонные) (87 экз.; 16 %). Одноярусные представлены типами: I. Бляшки-пуговицы (273 экз.; 59 %), в зависимости от приспособления для крепления на оборотной стороне выделены 4 подтипа: перекладина в виде перемычки; «заподлицо»; штырек; припаянная с одного конца проволока, загнутой до поверхности бляшки. II. Бляшки-нашивки (188 экз.; 41 %), по способу крепления определены 2 подтипа: диаметрально противоположные отверстия (поверхность пластины гладкая; по краю орнамент); две диаметрально-противоположные скобки для крепления. Различаются орнаментированные и неорнаментированные бляшки.

Бляхи (87 экз.). Изделия, морфологически близки к бляшкам, но более массивные и относительно больших размеров. Различается 3 типа.

I. Дугообразные в профиле с петелькой для крепления на обороте (63 экз.; 73,4 %). По способу крепления выделены 4 подтипа: петелька из припаянной с одного конца проволоки, загнутой до поверхности бляхи; петелька выпуклая - «ушком»; штырек; припаянный стержень с отверстием.

II. Изделие, оформленное по краю шестью бляшками-лепестками, с петелькой на обороте (3 экз.; 2,6 %). III. Бляхи-зеркала (21 экз.; 24 %) -изделия больших размеров (до 15 см) с прямым профилем.

Нашивные пластинки (26 экз.). Типы определены по форме изделий: треугольные (15 экз.; 58 %); прямоугольные (11 экз.; 42 %).

Подвески (142 экз.). В эту группу отнесены изделия с пробивным отверстием для крепления. Типы выделены по форме. I. Листовидные подвески (72 экз.; 51 %). Выполнены из тонкой раскованной пластины, верхние концы округлые либо подпрямоуголыше, а нижние - острые. На верхних концах, как правило, имеются отверстия для крепления изделия на основу. Выделены 2 подтипа: пластина гладкая, без оформления; изделие орнаментировано. И. Ромбовидные подвески из бронзовой пластины, вырезаны в форме ромба с отверстием для крепления на основу (11 экз.; 7,5 %). III. Трапециевидные подвески в виде бронзовых пластинок с отверстием для крепления (11 экз.; 7,5 %). Подвески имеют вертикальною

вытянутую трапециевидную форму и, как правило, рельефный геометрический орнамент, выполненный в пуансонной технике узким чеканом с обратной стороны. IV. Подвески в виде широкого круга (34 экз.; 24 %). V. Лапчатые подвески (14 экз.; 10 %) - трапециевидные изделия с тремя отходящими от основания отростками, по форме напоминающие лапу птицы.

Желобчатые привески в 1,5 оборота (140 экз.). Бронзовое украшение из пластины с желобком по центру. Выделено 2 типа по декорированию золотой фольгой (87 экз.; 62 %) и без оформления (53 экз.; 38 %).

Трапециевидная привеска с «бородавчатыми» выпуклостями (16 экз.) из бронзовой рельефной трапециевидной пластины, покрытой золотым листом. На концах подвески оформлены тремя-пятыо бородавчатыми выпуклостями.

Гвоздевидные привески/серьги (157 экз.) выполнены из бронзового стержня, круглого или четырехгранного в сечении, загнутого в форме овала. Один конец украшения слегка приострен и, как правило, выгнут наружу, другой заканчивается шляпкой. Выделено 5- типов по форме окончания-шляпки: округлая; «пистонная»; бугорок-утолщение; лопаточка; диск из проволоки в несколько витков в виде спирали.

Колокольчиковидные (конические) привески (28 экз.) в виде полого внутри колокольчика, литого, либо свернутого из пластины. Дужка выполнена в форме «знака вопроса».

Серьги (152 экз.). Выделено 3 типа: спиральные серьги (37 экз.; 24 %), определено 2 подтипа по форме спирали; серьга с раструбом (68 экз.; 44 %); кольчатые серьги, свернутые из тонкой бронзовой пластинки, обернутой золотой фольгой, один конец заострен, второй, в виде трубчатого расширения, является своеобразным замком (32 %; 47 экз.).

Височные кольца/серьги кольцевидные (167 экз.). Типы выделены по морфологическим признакам. I. В виде кольца или спирали различного диаметра в 1-1,5-2 оборота (48 экз.; 28,7 %). Изготавливались двумя способами: отливкой в литейной форме либо путем скручивания из тонкой пластины (изделие полое). И. Кольца из проволоки (119 экз.; 71,3 %). Подтипы выделены по оформлению окончаний: с приостренными несомкнутыми концами; тупыми несомкнутыми концами; кольца-спирали в 1,5-2-2,5 оборота; «змейчатые» спиральные височные кольца.

Пронизки (502 экз.) / Обоймочки (66 экз.). Типы выделены по способу оформления поверхности изделий: гладкая; гофрированная.

Пропизки-накоспики (75 экз.). Изделия, морфологически близки пронизкам, но более массивны. Типы выделены по способу оформления поверхности: I. гладкая (69 экз.; 92 %); рельефная (6 экз.; 8 %).

Бусы бронзовые (1747 экз.). Выделено 4 типа по форме зерен: круглые (округлая в сечении проволока); пирамидальные; цилиндрические (узкая пластина); литые биконические.

Проведенный анализ источников позволил выявить наиболее массовые категории украшений, представленные в инвентаре памятников эпохи бронзы: бляхи, браслеты, кольца, серьги и некоторые типы подвесок.

2.2. Археологическая интерпретация украшений эпохи бронзы Западной Сибири. В разделе представлены результаты типолого-морфо-логического анализа, проведенного на основе классификации украшений.

п

Исследование позволило установить специфику распространения украшений в эпоху бронзы, выявить территориальные особенности и определить культурно-диагностирующие изделия.

Эпоха развитой бронзы. Анализ украшений из памятников Кузнецкой котловины свидетельствует о локальной специфике археологических культур. В значительной степени такое своеобразие проявляется в андро-новской и ирменской культурах. Памятники андроновской культуры в данном регионе известны в лесостепных районах, и их отличительной чертой является практически полное отсутствие бронзовых украшений, за исключением единично представленных бляшек-нашивок и бронзовых бус,

Выборка и типолого-морфологический анализ украшений из памятников степного и лесостепного Алтая показали, что эти изделия были широко распространены в степной и лесостепной полосе азиатской части России. Основные типы металлических и биметаллических украшений присущи для андроновских (федоровских) комплексов восточного ареала. Выделены типы украшений, характерные только для этого региона: нашивные пластины, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями (исключение составляет находка из кротовского комплекса Сопка-2), бронзовые желобчатые подвески в 1,5 оборота, гофрированные золотые пронизи.

Большое значение в изучении памятников эпохи бронзы имели археологические работы в Кулундипской степи, которая была зоной контактов населения лесной и лесостепной части Верхнего Приобья с обитателями степных районов Средней Азии и Казахстана. Этим можно объяснить наличие в синкретичных комплексах равниной части Алтая украшений, которые характерны для указанных регионов.

На территории Барабинской лесостепи большинство украшений происходит из кротовского комплекса. По типолого-морфологическим признакам они соотносятся с андроновскими, хотя в инвентаре памятников представлен и набор предметов алакульского и турбино-сейминскош облика. Чрезвычайно информативны аналогичные андроновским украшения из комплекса Сопка-2: листовидные подвески, бляхи, нашивки, металлические и биметаллические серьги/височные кольца. Исключение составляют серьги с раструбом, единичные находки которых сделаны в андроновских погребениях.

Трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями представлены 1 экземпляром, в то же время эти изделия характерны для федоровской культуры и имеют широкий ареал. В. И. Молодиным было высказано предположение о двух этапах кротовской культуры, а предметный комплекс был соотнесен им с начальным этапом продвижения андроновцев на восток (Молодин, 1985). Любопытен тот факт, что присущие кротовскому комплексу богатство и разнообразие типов украшений совершенно не свойственно андроновскому времени.

В инвентаре памятников Томского Приобья содержатся украшения, аналогичные таковым в предметных комплексах кротовского времени Барабинской лесостепи и андроновской культуры степного и лесостепного Алтая: браслеты и кольца со спиральными окончаниями, листовидные подвески, бляхи с сосцевидными выступами и бляшки-нашивки, оформленные по краю точечным орнаментом. Установлены специфичные черты

материальной культуры андроновского населения Томского Приобья: наличие в погребальном инвентаре бляшек-нашивок; почти полное отсутствие украшений из драгоценных металлов. Здесь не зафиксированы желобчатые подвески в 1,5 оборота и трапециевидные подвески с «бородавчатыми» выпуклостями - специфические изделия культур андроновского мира.

Эпоха поздней бронзы. Кузнецкая котловина и Ачинско-Мариинская лесостепь в конце II тыс. до н.э. являлась зоной активного взаимодействия разных историко-культурных миров. Проведенное автором исследование показало наличие типов украшений только в материалах памятников Кузнецкой котловины и Томского Приобья, выделяющихся на фоне инвентаря эпохи поздней бронзы Западной Сибири: пластинчатые браслеты со спиралевидными окончаниями, колокольчиковидные подвески, височные проволочные кольца, серьги со спиралевидными навершиями. Большее количество аналогий материалам могильников эпохи поздней бронзы Кузнецкой котловины обнаруживается в погребальных комплексах еловской культуры. Прежде всего, это идентичные наборы женских головных украшений, состоящих из спаренных взаимопроникающих височных колец, связок пронизок, бронзовых бус, пластинок из ракушки.

В ирменской культуре эпохи поздней бронзы Кузнецкой котловины представлен комплекс андроноидных и карасукских признаков, что является локальной особенностью развития древних обществ на этой территории. Данный факт является следствием культурных контактов с населением средне-енисейского региона. Выделяются ирменские захоронения женщин старше 40 лет с «богатым» инвентарем. Такие погребения редки, причем в них встречены необычные для ирменской и присущие карасукской культуре изделия: шестмлепестковые бляхи, лапчатые подвески и кольца с щитком. Другой характерной особенностью является наличие в погребальном инвентаре украшений, не получивших распространения в западных районах ирменской культуры: массивные бляхи, желобчатые браслеты и кольца с таким же оформлением поверхности.

Отдельным аспектом в изучении украшений является их орнаментация. 139 экз. (84 %) декорированных изделий приходится на эпоху развитой бронзы. Основная часть орнаментированных изделий происходит из памятников Томского Приобья (99 экз.) и Барабинской лесостепи (36 экз.). На территории Алтая таких изделий нам известно 23 экз., единично они представлены в материалах Кузнецкой котловины (8 экз.).

Типолого-морфологический анализ украшений позволил определить специфические предметы ирменской культуры, к которым относятся гвоздевидные подвески, массивные пронизи-накосники и браслеты с оформленными в виде «жемчужника» концами.

Глава 3. Реконструкция украшения одежды и головных уборов в эпоху бронзы по материалам памятников Западной Сибири

3.1. К проблеме реконструкции украшений одежды и головных уборов в эпоху бронзы (теоретический аспект). В разделе рассмотрены основные методические разработки, связанные с процессом реконструкции. К методам

реконструкции внешнего вида одежды по археологическим материалам, специалисты обращались неоднократно (Бадер, 1998; Дворниченко, Плахов, Сергацков, 2002; Ковпаненко, 1986; Краснов, 1980; 1982; Каменецкий, 1986; Кунгурова, 2004; Яценко, 1987). В качестве обязательного условия для более объективной реконструкции одежды исследователи считают необходимыми скрупулезную фиксацию украшений и элементов костюма в полевых условиях, создание многочисленных детальных планов.

В целях повышения информативности украшений как источника реконструкции костюма эпохи бронзы, соискателем была предложена схема учета местоположения украшений относительно останков погребенного в процессе документирования раскопок. При этом автор опиралась Há разработки И. С. Каменецкого (1986).

Основными элементами для реконструкции погребальной одежды являются украшения, приуроченные к разным ее зонам: 1) головной убор; 2) шейные, височно-шейные украшения; 3) оформление пояса; 4) оформление подола; 5) обувные украшения. Интерпретация некоторых элементов сложносоставных украшений осуществлялось путем сопоставления материалов памятников древнего искусства и этнографических данных.

3.2. Украшение головного убора и одежды в эпоху бронзы (опыт реконструкции). В разделе проведен анализ украшений для выявления их функционального назначения, определены основные типы украшения головных уборов и одежды населения бронзового века, приведены уже известные и представлены новые результаты по реконструкции их внешнего вида. В связи с тем, что данные комплекты явля1отся сложносоставными украшениями, нами был произведен анализ способа ношения/крепления их отдельных элементов. Результаты работы и детальная функциональная характеристика представлена в приложении № 3. Предложены варианты реконструкции сложносоставных украшений, выполненные автором по материалам памятников Кузнецкой котловины.

В ходе исследования установлено, что головной убор был одним из самых значительных компонентов костюма. Зона пояса, обшлагов (манжетов), штанов не были столь богато украшены. Видимо, такое повышенное внимание к головному убору и его явная знаковость возникают из понимания головы как средоточия жизненных сил в традиционном мировоззрении народов Сибири.

Украшения головных уборов и костюма эпохи развитой бронзы, При раскопках памятника Рублево VIII (Кулундинская степь) установлено первоначальное расположение головных украшений (Кирюшин, Позднякова, и др., 2006), Аналогичная картина зафиксирована в могильнике Фирсово-XIV, по материалам которого реконструирован способ их ношения (Позднякова, 2000; 2001). Андроновское население использовало украшения, широко распространенные за пределами Западной Сибири: желобчатые подвески - в 1,5 оборота, трапециевидные подвески с «бородавчатыми» выпуклостями, обоймочки, височные кольца, кольцевидные серьги, бляшки, бусины, браслеты и кольца со спиральным окончанием. Все эти изделия широко представлены в андроновских памятниках Казахстана, и в памятниках петровско-алакульского времени на сопредельных территориях. Для

населения степных и лесостепных районов Алтая характерно использование «упрощенных» типов головных украшений, в то время как население сопредельных территорий предпочитало сложиосоставные накосники, богато оформленные нагрудники, лицевые и челгостно-лицевые подвески, компонентами которых были перечисленные выше «популярные» украшения. Выделены типы украшения головных уборов: «косоплетка» с шумящими подвесками на концах; головное/ушное оформление. Для населения степного Алтая в качестве украшения костюма зафиксировано нагрудное ожерелье/нагрудник, основными элементами которого были обоймочки и трубчатые пронизки. Нагрудные украшения населения Томского Приобья выполнены из бляшек-нашивок и являлись характерной чертой материальной культуры этого региона.

Наличие в инвентаре памятников Барабииской лесостепи, Новосибирского и Томского Приобья листовидных подвесок и пронизей свидетельствует о существовании наносных украшений типа «косоплетка». Такие накосные украшения состояли из жгутов-нитей, заканчивающихся шумящими подвесками, которые либо вплетались в волосы, либо прикреплялись к основе (ткань, войлок и др.) бляшками-нашивками и обоймочками/пронизками. В поздней группе кротовского комплекса Сопка-2 были зарегистрированы сложиосоставные накосные украшения, аналогичные комплексам украшений из андроновских памятников Казахстана.

Несмотря на различия в составе наборных украшений, единой для всех культур эпохи развитой бронзы являлась сама идея оформления/убранства волос и головы. Непременным атрибутом женского наряда являлись серьги. Для федоровской традиции типичны серьги с раструбом; они встречаются в погребениях представителей всех возрастных групп андроновского общества и являются одним из характерных атрибутов материальной культуры восточно-андроновского круга.

Украшения головных уборов и костюма эпохи поздней бронзы. Анализ материалов Томского Приобья, комплекса ЕК II, позволил выявить тип накосного украшения, характерного только для этого региона. Накосник выполнен из двойных (пистонных) бляшек, нашитых на кожаную основу таким образом, что украшение прикрывало косу сверху. Накосник крепился при помощи массивной бляхи к налобной повязке (шапочке?). Особенностью оформления головных уборов постандроновского времени Томского Приобья и Кузнецкой котловины было наличие лицевых и челюстно-лицевых сложносоставных украшений из бронзовых трубочек-пронизок, височных колец, бляшек-нашивок, перламутровых пластинок. Соискателем выделены следующие типы украшения головных уборов и одежды: нагрудник, оформление волос/кос накладным сложносоставным украшением, нашитым на основу, лицевое и челюстно-лицевое составное украшение. По материалам памятника Танай-12 автором предложена реконструкция сложносоставных гарнитуров: височные подвески, челюстно-лицевая подвеска и комплект бус с коническими подвесками.

Памятники степного и лесостепного Алтая. Реконструктивный интерес представляют остатки головного убора в могильнике БЕ IX (Абдулганеев, Кирюшин и др., 1996). Основу убора составляла кожа, на которую была

нашита бляшка (в центре), а по обе стороны от нее - пронизки. Находки головных уборов такого рода редки в ирменских погребениях. Наиболее близкой аналогией являются головные обручи (диадемы) из Камышенки (Членова,. 1981). Представительный комплекс бронзовых предметов -украшений головного убора и одежды, происходит из памятников Рублево VIII (Кирюшин, Позднякова, и др., 2006), МГК-1/5 (Кунгуров, Папин, 2001).

Комплекс головных украшений ирменской культуры не отличается разнообразием: оформление головы налобной повязкой, на которую нашивались (крепились) бляшки и пронизки. На концах волосы скреплялись трубочками-накосниками. Отсутствовали «шумящие» украшения кос и т.н. «косоплетки», оформление волос/головного убора было минимальным. Вполне вероятно, что ирменские женщины использовали украшения, выполненные из природных материалов. Ирменский комплекс украшений довольно однообразен на всей территории Западной Сибири.

Глава 4. Украшения как источник изучения половозрастной и социальной структуры общества

Методика реконструкции половозрастной структуры общества всегда была актуальной проблемой для этнографов и историков первобытного общества (Алекшин, 1986; Бутинов, 1982; Добролюбский, 1982; Калиновская, 1982,1992; Козлов, 1969; Кожин, 1987; Массой, 1976, 1990; Поликанова, 1998; Попов, 1982). Исследования в этом направлении проводились археологами на материалах полностью изученных крупных памятников, с привлечением этнографических данных (Бобров, 2000; Бобров, Михайлов, 1997; Бобров, Чикишева, Михайлов, 1993; Гей, 1993; Горяев, 1997; Кирюшин, 1997; Комарова, 1961; Кореняко, 1990; Максименков, 1974, 1978; Матвеев, 1995; Молодил, 1984, 1985, 1987; Смирнов, 1981; Тишкин, Дашковский, 2003; Ткачев, 1999; Ткачев, Ткачева, 1997; Троицкая, 1989; Хлобыстина, 1985; Шамшин, Ченских, 1997; Шпакова, Бородовский, 1998; и др.).

При реконструкции половозрастной структуры автор исходила из тезиса о взаимосвязи украшений с половозрастной принадлежностью погребенных. Выделение возрастных групп для андроновской культуры на основе анализа этих изделий осуществлялось по материалам отдельных памятников (Усманова, 1989; 2005; Усманова, Логвин, 1998; Усманова, Ткачев, 1993; Шамшин, Ченских, 1997; и др.). Соискателем были учтены результаты исследований памятников Сопка-2, Фирсово-Х1У и проведены аналогии с федоровским комплексом могильника Лисаковский, расположенным на сопредельной территории.

Исследовательская процедура включала занесение в таблицы сведений о памятниках и материале в виде таблиц-матриц, скомпонованных по признакам, которые затем подвергались дальнейшей статистической обработке относительно пола, возраста, степени встречаемости. В процессе анализа материалов андроновского и постандроновского времени Еловского комплекса II автором проведена корреляция украшений по 359 погребениям. Произведенный соискателем анализ материалов эпохи поздней бронзы

включал корреляцию украшений из 25 погребальных памятников (716 погребений, из них только 325 ед. имели антропологические определения).

Выделенные автором возрастные группы, практически, совпадали для различных культурных образований эпохи бронзы: младенчество-детство (от 0 до 8(10) лет); подростковость (от 10 до 14 (16) лет; возмужалый период (от 18(20) до 35(40) лет; зрелость (от 45 лет и старше). Набор украшений был, как правило, незначительным, одинаковым для мальчиков и девочек, и различия в нем становились явными только с 5-7 лет. Особенностью материала кротовской культуры Барабинской лесостепи (мог. Сопка-2) и андроновской культуры Томского Приобья (мог. ЕК II) являлось наличие в погребениях младенцев до 0,5 года и детей до 6 лет «богатых» наносных и нагрудных сложносоставных украшений. Наиболее многочисленным и сложным являлся набор украшений женщин в фертильный период. После 30-35 лет количество изделий становилось минимальным, а с 40-45 лет инвентарь содержал лишь серьги и кольца. По мере старения и выхода из детородного возраста женщины обычно переставали носить накосные украшения или их количество сводилось к минимуму.

Украшения - источник социальной реконструкции общества. Согласно одному из теоретических положений палсосоциологической археологии, погребальный инвентарь и отдельные изделия могут символизировать социальный статус погребенного. Автором выделены специфические признаки, указывающие на социальное положение некоторых погребенных. Индикаторами социального статуса могли быть украшения прически, головного убора и одежды, особый орнамент, наличие в погребальном инвентаре предметов «импорта», а также сам обряд погребения. Так, об особом отношении к умершему у андроновских племен может свидетельствовать обряд трупосожжения: кремации на стороне и сожжению в могилах подвергались, в основном, представительницы женского пола разных возрастов. При этом погребенные были облачены в нарядные одежды с многочисленными украшениями (Матвеев, 1998; 2001; Позднякова, 2000).

Глава 5. Украшения эпохи бронзы в системе мировоззренческих представлений в древности

В главе на основании анализа украшений реконструируются некоторые мировоззренческие представления древних людей. Как правило, семантика этих изделий сводилась к одному началу - жизни, и связанному с ней культу плодородия - будь то элемент составного украшения, цвет, либо орнамент. Особое внимание автором уделено воссозданию семантики отдельных украшений и значению головного убора в контексте обряда. Проведенный анализ источников показал, что особый статус головного убора начал складываться с древности, но в полной мере проявился в ритуальной практике андроновской культуры. Социально-знаковая характеристика головного убора тесно связана с его религиозно-магической функцией. Были выявлены украшения головного убора и прически, применение которых наделялось оживляющими, целительными и возрождающими функциями (бляшки-пуговицы, листовидные и лапчатые подвески, «змейчатые» височные кольца, орнаментированные изделия) и могло использоваться в сфере

ритуала, определена цветовая символика, связанная с декорированием погребальной одежды. Особое внимание автором уделено факту использования в изготовлении украшений «желтых» металлов (бронза, золото) и символике красного цвета, широко распространенного в погребальных обрядах первобытных культур.

В заключении сформулированы основные итоги диссертационного исследования. Цель работы достигнута, проведена систематика украшений эпохи бронзы Западной Сибири, представлена их археологическая и историческая интерпретация. В научный оборот введены результаты авторской реконструкции украшений головных уборов и одежды на материалах памятников Кузнецкой котловины, сделано описание комплексов сложносоставных украшений и составляющих их элементов.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ специальной литературы показал недостаточное использование исследователями информационного потенциала украшений как источника для археологической и исторической реконструкции. Предпринятое автором изучение украшений эпохи бронзы позволило выявить их источниковедческую значимость для исследования историко-культурных процессов, происходивших на территории Западной Сибири.

2. Проведена классификация украшений Западной Сибири и выявлены закономерности распространения отдельных изделий во времени и пространстве. При анализе в работе были учтены порядка 4500 находок из 64 памятников. Материал описан в хронологических срезах по территориальным группам, памятникам, комплексам (погребениям и жилищам), с учетом места нахождения.

В результате было установлено, что особенностью материального комплекса культур эпохи ранней бронзы Западной Сибири является отсутствие металлических украшений, за исключением колец, единично представленных на памятниках степного и лесостепного Алтая.

Проведенный типолого-морфологический анализ украшений позволил выявить специфику материальной культуры эпохи бронзы на территории Кузнецкой котловины: практически полное отсутствие в сопроводительном инвентаре предметов бронзолитейного производства, за исключением низок бронзовых бус; степного и лесостепного Алтая: широкое распространение основных типов металлических и биметаллических украшений, характерных для андроновских (федоровских) комплексов восточного ареала; в Бара-бинской лесостепи: происхождение большинства учтенных украшений из кротовского комплекса, по типолого-морфологическим признакам соотносимых с андроновскими (листовидные подвески, бляхи, нашивки, металлические и биметаллические серьги/височные кольца); Томского Приобья: существование аналогий с предметным комплексом кротовского времени Барабинской лесостепи и андроновской культуры степных и лесостепных районов Алтая (браслеты и кольца со спиральными навершиями, листовидные подвески, бляхи с сосцевидными выступами и орнаментированные бляшки-нашивки); наличие большого количества бляшек-нашивок; отсутствие желобчатых подвесок в 1,5 оборота и трапецие-

видных подвесок с «бородавчатыми» выпуклостями, являющихся специфическими изделиями для андроновского мира; единично представлены украшения, выполненные из драгоценных металлов.

Определены основные характерные черты культур эпохи поздней бронзы Кузнецкой котловины: наличие в инвентаре погребений украшений, не получивших распространения в западных районах культурного ареала (массивные бляхи, желобчатые браслеты и кольца с таким же оформлением поверхности) и содержание в предметном комплексе изделий, типичных для карасукской культуры среднеенисейского региона (шестилепестковые бляхи, лапчатые подвески и перстни со щитком); Томского Приобья: аналогии с предметным комплексом памятников Кузнецкой котловины (пластинчатые браслеты со спиралевидными окончаниями, колокольчиковидные подвески, височные проволочные кольца, серьги со спиралевидными навершиями).

Проведенное исследование позволило выявить специфические украшения ирменской культуры: гвоздевидные подвески, накоспики и браслеты с оформленными в виде «жемчужника» концами.

3. Определены основные типы украшения головных уборов и одежды в эпоху бронзы, выявлены территориальные и хронологические особенности их распространения: «косоплетка» с шумящими подвесками на концах (памятники степного и лесостепного Алтая, Томского Приобья, Барабинской лесостепи; эпоха развитой бронзы); сложносоставное накосное украшение (Барабинская лесостепь; развитая бронза); головное/ушное оформление (памятники степного и лесостепного Алтая; развитая бронза); нагрудник (памятники степного и лесостепного Алтая, развитая бронза; Томского Приобья, развитая и поздняя бронза); оформление волос/кос накладным сложносоставным украшением, нашитым на основу (памятники Томского Приобья; эпоха поздней бронзы); лицевое и челюстно-лицевое составное украшение (Томское Приобье, Кузнецкая котловина; эпоха поздней бронзы); налобная повязка, оформленная бронзовыми изделиями и накоспики в виде трубочек представлены в комплексе головных украшений ирменской культуры Западной Сибири.

4. Выявлены возрастные группы населения, существование которых отражено в погребальной обрядности. Существование возрастных рубежей в обществах эпохи развитой бронзы (от младенчества до 12-13 лет, 20-25 лет до 30-35 лет, старше 45) и постандроновского времени и эпохи поздней бронзы (15-20 лет, 20-40 лет, старше 40 лет) подтверждается наличием определенных комплексов украшений. Временной интервал возрастных групп от 15 до 40 лет совпадал с периодом участия женщин в воспроизводстве населения как у представителей андроновской, так и ирменской культур.

5. Определено значение металлических украшений в качестве индикатора социального положения в обществах эпохи бронзы. Выделены специфические символы т.н. «социальной власти»: «богатое» оформление прически/головного убора и одежды, наличие и сочетание некоторых украшений (подвески, амулеты), мужские погребения с женским инвентарем, обряд кремации, содержащий металлические и биметаллические изделия.

6. Предложен вариант реконструкции роли и места украшений в системе универсальных мировоззренческих представлений и ценностей древнего

населения. Установлено особое значение украшения головы/прически, выявлены украшения, которые наделялись оживляющими, целительными и возрождающими функциями и могли использоваться в сфере ритуала.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Основное содержание диссертационной работы отражено в 16 работах общим объемом 6,39 п.л. (авторских 5,8 п.л.).

Публикации в периодических изданиях из Перечня ведуи(их рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:

1. Умеренкова, О. В. Украшения эпохи бронзы Западной Сибири как источник изучения половозрастной структуры общества / О. В. Умеренкова // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2011. -№ 2 (46). - С. 45-51.-0,7 п.л.

2. Умеренкова, О. В. Культурное взаимодействие в эпоху поздней бронзы на территории Кузнецко-Салаирской горной области (на основе анализа украшений) / О. В. Умеренкова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 6 (12). - Ч. I. -С. 197-20.2.-0,6 п.л.

Статьи и тезисы

3. Умеренкова, О. В. К проблеме информационных возможностей древних украшений / В. В. Бобров, О. В. Умеренкова // Студенты и молодые ученые Кемеровского государственного университета: 40-летшо КГПИ-КемГУ. -Кемерово, 1994. - Ч. 1. - С. 78. - 0,1 пл. (лично автором - 0,05 пл.).

4. Умеренкова, О. В. Классификация украшений ирменской культуры / О. В. Умеренкова // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. - С. 55-57. - 0,4 п.л.

5. Умеренкова, О. В. Бусы ирменской культуры / О. В. Умеренкова // Вопросы археологии Сибири и Дальнего Востока. - Кемерово, 1995. - С. 7274. - 0,2 п.л.

6. Умеренкова, О. В. К проблеме культурно-генетических связей в эпоху бронзы на территории юга Западной Сибири (на основе анализа украшений) / О. В. Умеренкова // 275 лет сибирской археологии. - Красноярск, 1997. -С. 46-47. - 0,3 п.л.

7. Умеренкова О.В. Новые источники постандроновского времени из Кузнецкой котловины / В. В. Бобров, О. В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. - С. 263-268. - 0,4 пл. (лично автором - 0,2 п.л.).

8. Умеренкова, О. В. Украшения в социально-пространственной структуре археологических культур (к постановке проблемы) / В. В. Бобров,

О. В. Умеренкова // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении: Западная Сибирь и сопредельные территории: материалы XII Западно-сибирской археолого-этнографической конференции. - Томск: Изд-во ТГУ, 2001. - С. 137-138. - 0,3 п.л. (лично автором - 0,15 п.л.).

9. Умеренкова, О. В. Планиграфические особенности памятника Таиай-12 /

B. В. Бобров, В. С. Горяев, О. В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. - Т. VIII. - С. 229-233. - 0,3 п.л. (лично автором - 0,1 п.л.).

10. Умеренкова, О. В. Набор украшений эпохи поздней бронзы из могильника Танай-12 / В. В. Бобров, О. В. Умеренкова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003. - Ч. 1. - С. 260 - 263. - 0,25 п.л. (лично автором - 0,125 пл.).

11. Умеренкова, О. В. К проблеме реконструкций одежды и головных уборов в эпоху бронзы / О. В. Умеренкова // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. - Красноярск, 2005. - С. 51-61. - 0,3 п.л.

12. Умеренкова, О. В. История изучения украшений в отечественной археологии (основные принципы и подходы) / О. В. Умеренкова // Археология Южной Сибири. - Вып. 23. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. -

C. 145-150.-0,4 п.л.

13. Умеренкова, О. В. Украшения эпохи бронзы по материалам памятников Кузнецкой котловины / О. В. Умеренкова // Северная Евразия в антропогене: человек, палеотехнологии, геоэкология, этнология и антропология. - Иркутск: Оттиск, 2007. - Т. II. - С. 231-242. - 1,07 п.л.

14. Умеренкова, О. В. К проблеме соотношения понятий «вещь-миф» в погребальной обрядности (на примере анализа бляшек-пуговиц ирменской культуры) / О. В. Умеренкова // Время и культура в археолого-этнографи-ческих исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции. -Томск, 2008. - С. 332-333. - 0,27 п.л.

15. Умеренкова, О. В. Проблемы изучения и реконструкции украшений одежды и головных уборов в эпоху бронзы (по материалам памятников Западной Сибири) / О. В. Умеренкова // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. -Ч. 1. - Казань; Омск: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. - С. 417-420. -0,35 п.л.

16. Умеренкова, О. В. Сложносоставное украшение эпохи поздней бронзы (по материалам могильника Танай-12) / О. В. Умеренкова // Музей и наука. К 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - С. 92-96. - 0,45 п.л.

Подписано в печать 16.11.2011 г. Формат 60х84%б. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 414

Кемеровский государственный университет. 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6. Отпечатано в типографии «Издательство «Кузбассвузиздат». 650043, г. Кемерово, ул. Ермака, 7. Тел. 8 (3842) 58-29-34, т/факс 36-83-77. E-mail: 58293469@mail.ru

 

Текст диссертации на тему "Украшения эпохи бронзы Западной Сибири"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» кафедра археологии

04201253336 На правах рукописи

Умеренкова Ольга Вячеславовна

УКРАШЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (археологический и исторический аспекты)

07.00.06 - археология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук Бобров Владимир Васильевич

Кемерово, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................... 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ УКРАШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

АРХЕОЛОГИИ...................................................................................... 18

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ

ЭПОХИ БРОНЗЫ ЗАДНОЙ СИБИРИ........................................... 45

1.2. Классификация украшений эпохи бронзы Западной Сибири...... 48

2.2. Археологическая интерпретация украшений эпохи бронзы

Западной Сибири.................................................................. 83

ГЛАВА 3. РЕКОНСТРУКЦИЯ УКРАШЕНИЙ ОДЕЖДЫ И ГОЛОВНЫХ УБОРОВ В ЭПОХУ БРОНЗЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.................................. 100

3.1. К проблеме реконструкции украшений одежды и головных уборов

в эпоху бронзы (теоретический аспект)....................................... 100

3.2. Украшение головного убора и одежды в эпоху бронзы (опыт

реконструкций).................................................................... 108

ГЛАВА 4. УКРАШЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

ОБЩЕСТВА........................................................................................... 130

ГЛАВА 5. УКРАШЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ В СИСТЕМЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНОСТИ...... 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 169

Список сокращений 175 Список использованных источников и литературы..................... 176

ВВЕДЕНИЕ

Развитие археологии Западной Сибири в последние десятилетия привело к значительному повышению уровня изученности культур эпохи бронзы. Периодизация и хронология археологических культур, этнокультурные процессы, характеристики вновь открытых комплексов и культурных образований нашли свое отражение в исследовательских работах В.В. Боброва, М.П. Грязнова, Ю.Ф. Кирюшина, М.Ф. Косарева, В.И. Матющенко, A.B. Матвеева, Н.П. Матвеевой, В.И. Молодина, В.А. Посредникова, H.J1. Членовой, А.Б. Шамшина, Д.В. Папина, С.П. Грушина и многих других. Появление и распространение украшений в эпоху бронзы представляет особый научный интерес, т.к. на данном археолого-историческом этапе происходили крупнейшие социальные и экономические изменения, оказавшие значительное влияние на все сферы человеческого бытия, и нашедшие свое отражение в материальной культуре общества и его духовном мире. Прежде всего, они были связаны с развитием медно-бронзовой металлургии. Освоение этой отрасли производящего хозяйства привело к крупным культурным событиям: активизировались миграционные процессы, отмечалось значительное увеличение роли культурных влияний и заимствований. Территория Западной Сибири в изучаемую эпоху являлась зоной контактов монголоидного и европеоидного населения, носителей разных культурных и производственных традиций степных и таежных групп. Переходу к выплавке металла из руды и производству из нее изделий способствовал накопленный опыт в изготовлении орудий труда, знания технологических качеств различных видов каменного сырья, которые и подготовили этот переход. Развитие горного дела и освоение металлургии предоставило в распоряжение людей качественно новое сырье для изготовления не только орудий труда и вооружения, но и изделий прикладного искусства, включающих в себя мелкую пластику, предметы оформления интерьера, посуду. Изготовленные из различных материалов, эти изделия отмечались высоким художественным и техническим качеством. Знаменательным событием в истории украшений можно считать начало использования для их производства металла, в частности, бронзы.

Эпоха бронзы Западной Сибири характеризуется наличием изделий, являющихся превосходными образцами бронзолитейного декоративного искусства. В сибирской археологии, не смотря на довольно значительный источниковый корпус, многочисленные и разнообразные украшения практически не избирались специалистами в качестве предмета самостоятельного изучения. В научных работах этим изделиям не уделено должного внимания, они рассматривались косвенно, лишь в совокупности с другими археологическими источниками. В настоящее время накоплен представительный комплекс бронзовых изделий, который требует комплексного анализа и осмысления в историческом аспекте. Это позволяет выделить проблематику изучения украшений как археологического и исторического источника.

Археологами широко используется термин «украшения» при характеристике материальной культуры древнего населения, однако при более детальном рассмотрении мы не нашли им четкого определения. Как правило, они соотносятся с ювелирными изделиями. В Толковом Словаре русского языка С.И. Ожегова (1990, с. 828) значение термина «украшение» представляется как «предмет, украшающий собой кого-нибудь или что-нибудь». Например, украшение человека, одежды, т.е. «украсить, придать красивый вид, сделать нарядным». В.И. Даль слово «украшения» выводит от форм слов «украс», «украса» и определяет производное от глагола «украшать», связывая его со всем, что красит, украшает и что делается с этой целью: отделка, наряд, убор и др. (1995, с. 484).

В основе понимания смысла «украшения» современным человеком лежит сформировавшаяся эстетическая потребность людей и, соответственно, необходимое для удовлетворения этой надобности производство с присущими ему навыками и мастерством. При археологических исследованиях специалистами термин «украшения» трактуется двояко.—Изделия определяются как: 1. сопроводительный инвентарь погребенного; 2. неотъемлемая часть костюма и обуви. Интерпретация украшений как составных элементов облачения погребенного представляется нам более реальной. Большинство изделий неотделимо от

костюма и является его частью. Наряду с этим известны очевидные случаи специального помещения украшений в могилы, когда изделия находились вне связи с системой оформления одежды погребенных. В настоящее время невозможно достоверно определить, что представители того или иного общества в прошлом считали действительно украшениями. Даже на современном этапе развития человечества довольно проблематично такое определение. При изучении древних обществ, помимо вышеперечисленных значений, термин «украшение» используется в специальной литературе для характеристики охранителей и оберегов, т.е. изделий, сопровождающих человека от рождения, на протяжении всей его жизни до самой смерти; знаковых предметов, отражающих пол, возраст и социальный статус людей, символы, воссоздающие эмоциональное состояние древнего человека. Таким образом, понятие «украшение» в археологической науке имеет более глубокий смысл, нежели просто изделие для «придания красивого вида». В настоящей работе под этим термином нами понимаются предметы, которые либо надевали на человеческом тело (с целью «украсить» внешний облик человека), либо использовали в качестве функционально значимых деталей традиционного костюма.

Опыт исследования данной категории материальной культуры позволил выявить ряд проблем археологической и исторической интерпретации украшений, основанных на информативных возможностях источника (Бобров, Умеренкова, 1994, с. 78; 2001, с. 137-138).

Исследовательские работы, включающие в себя стилистико-морфологические особенности украшений, особенности территориального распространения и определения роли этих изделий в мировоззрении по археологическим источникам различных эпох Западной Сибири и сопредельных территорий представлены в работах А.И. Спицына (1895), A.B. Арциховского (1930), Ф.Д. Гуревича (1950), А.П. Дульзон (1953), М.В. Седовой (1959), М.А. Сабуровой (1974), В.Н. Чернецовым (1957), Л.П. Хлобыстиной, JI.B. Овсянниковым (1973), В.И. Могильникова (1981; 1987), Э.Б. Вадецкой (1986), Т.М. Кузнецовой (1987), Т.Д. Пановой (1988), Р.Ф. Ворониной (1990), Л.А. Чиндиной (1995), Н.В. Полосьмак (1994; 2001),

H.B. Полосьмак, Л.Л. Барковой (2005), А.И. Бобровой (2003), C.B. Трифоновой, (2004), В.И. Семеновой (2007), А.Д. Дегтяревой, О.В. Шуваевой (2009) и др.

Отдельным блоком в исследовательской деятельности специалистов необходимо выделить работы по реконструкции украшений костюма и головных уборов на основе сопоставления изображений на каменных и костяных фигурках окуневского времени, оленных камнях и древнетюркских стелах А.П. Окладникова (1964), В.Д. Кубарева (1979), В.В. Волкова (1981; 2002), A.A. Чарикова (1980), Э.А. Новгородовой (1989), Д.Г. Савинова (1994), М.А. Дэвлет (2004) и др.

Археологической интерпретации украшений на основе анализа материала эпохи бронзы Западной Сибири и сопредельных регионов, как отдельных памятников, так и их совокупности по территориальному признаку посвящены исследования C.B. Киселева (1951), М.Н. Комаровой (1962). H.A. Аванесовой (1975, 1991), Э.А. Новгородовой (1970), М.Д. Хлобыстиной (1963), Н.Л. Членовой (1968; 1981), В.И. Матющенко (1974а; 2001), Л.П. Зяблина (1977), А.Х. Маргулана (1979), Г.А. Максименкова (1980), В.И. Молодина (1985), В.В. Бобровым, Ю.И. Михайловым (1993), A.M. Илюшина, С.А. Ковалевского, М.Г. Сулейменова (1996), A.A. Ткачева, H.A. Ткачевой (1996), A.B. Матвеева (1998), Т.М. Потемкиной (2001), Т.М. Потемкиной, Э.Р. Усмановой (2001), O.A. Поздняковой (2001), Ю.Ф. Кирюшина, Д.В. Папина, O.A. Поздняковой, А.Б. Шамшина (2004); А.П. Уманского, Ю.Ф. Кирюшина, С.П. Грушина (2007), Е.В. Куприяновой (2007; 2009), Е.В. Флэк (2009; 2010), Э.Р. Усмановой (1988; 1992а; 19926; 2005; 2010а; 20106), С.С. Запрудского (2010) и др. В работах представлены материалы полевых исследований памятников, морфологическая характеристика изделий, ареальные аналогии и датировка.

В последние десятилетия возрос интерес к костюмным реконструкциям, при создании которых необходимо, на наш взгляд, использовать опыт

У

этнографических исследований, в которых рассматривалась история изучения одежды традиционных народов Сибири; составляющие элементы костюма; эволюция и ареалы; раскрывается смысловое значение

определенных элементов. Прежде всего, это работы H.A. Томилова (1978), A.A. Богордаевой (1995; 1999), Г.П. Васильевой (1979), И.Н. Гемуева, A.M. Сагалаева (1986), Г.Н. Грачевой (1976; 1983), М. Рузиевой (1979), Н.И. Клюевой, Е.А. Михайловой (1988), Н.В. Лукиной (1985), С.А. Яценко (1986; 1987), Б.В. Мельникова (1997), Л.А. Чиндиной (1995) и др.

Исследование украшений осуществлялось по нескольким направлениям. Первое, связанное с характеристикой материальной культуры социальных образований в древности, включало в себя следующие положения:

1. Украшения как изделия, диагностирующие принадлежность к археологической культуре. При схожем духовном и материальном облике в погребальном обряде каждая археологическая культура имела в синкретическом ритуализированном действии присущие только ей знаки-вещи. В данном случае таковыми выступали украшения. Этногенетическое и культурное «родство» возможно в случае структурного совпадения традиционных наборов украшений, их сочетаний, манеры ношения, основных принципов декора.

2. Украшения, как источник реконструкции одежды, головного убора, обуви и других предметов из органических материалов. В специальной литературе, посвященной эпохе бронзы, реконструкция украшений одежды и головных уборов является одной из малоизученных тем. Такое положение объясняется особенностью источников, имеющихся в распоряжении специалистов. В этой связи возникает проблема возможности воссоздания женского костюма населения эпохи бронзы. Восстановление подобного рода объектов должно, скорее всего, приобретать форму моделирования. В данном случае мы можем говорить о двух видах моделей: моделях-реконструкциях и моделях-олицетворениях (Зданович, 2002, с. 15). В первом случае восстанавливаются некоторые обязательные, структурообразующие признаки вещи или явления, то, что можно отнести к их «скелетному» строению и механизму функционирования. По нашему убеждению, постановка задачи подобного моделирования-реконструкции по материалам эпохи бронзы вполне правомерна. Вероятно, что именно реконструкциями в большинстве случаев и следует ограничиться. Воссоздание внешне зримого

индивидуального облика женских погребальных костюмов, в основном, лежат за рамками данного научного метода, по крайней мере, до появления в Западной Сибири серии ярких находок уникальной сохранности, характеризующих эпоху бронзы. В проведенном исследовании украшения рассматриваются как неотделимая часть костюма, в наличии которого реализована программа поведения человека и его понимание мира. В данном случае, реконструкция головного убора имеет наибольшее значение, так как является одним из главных элементов женской одежды. Именно его замена в ритуалах и обрядах общества символизировала смену социального статуса женщины, что подтверждается и этнографическими исследованиями.

Второе направление характеризуется историческим содержанием. Украшения обладают информативными возможностями в области реконструкции социальной организации и половозрастной структуры общества. Сам термин «половозрастная стратификация», используемый в работах ученых, включал в себя половозрастные различия, возрастные классы и группы общества, в структуре которых определяющую роль играли пол и возраст (Бутинов, 1982, с. 63; Смирнов, 1981, с. 68-70; и др.). В качестве структурного критерия в организации групп возраст выступал не просто как биологическая характеристика, но и как социальная, т.е. как относительный признак, согласно которому возрастная группа формировалась как часть коллектива. Отсутствие письменных источников в эпоху бронзы привело специалистов к логическому заключению, согласно которому социальная значимость человека в древности находила свое отражение в материальной культуре. Общественное производство, роль при распределении материальных ценностей и другие сферы жизнедеятельности должны были непременно отразиться в погребальном обряде (Генинг, 19896, с. 218). Подобную дифференциацию объясняют «богатые» погребения, главными признаками которых являются большие размеры погребальных сооружений, наличие изделий из драгоценных металлов, следы богатой тризны, большое количество изделий из металла. Допустимо, что в этой группе материальной культуры существовали «престижные» изделия, в том числе из драгоценных металлов или экзотических материалов, которые

соответствовали определенной социальной категории общества. Наличие и сочетание некоторых украшений в наборе инвентаря погребений (подвески, амулеты), кости тотемного животного, а также орнамент на изделиях могли свидетельствовать об особом положении погребенного, например, его принадлежности к культовой деятельности.

В аспекте изучения социальной организации древних обществ и связанной с ней престижной экономикой, украшения приобретают значение индикатора процесса межобщинного обмена. Типолого-морфологическая и технологическая эволюции украшений, наряду с другими источниками, позволяют решать проблемы происхождения древних обществ и культурных взаимосвязей.

Украшения являются неотъемлемой частью атрибутики погребального обряда, поэтому наличие и сочетание в инвентаре набора определенных изделий может рассматриваться в качестве характеристики мировоззренческих представлений.

В аспекте исторических реконструкций материалы украшений составляют приоритетный источниковый фонд для изучения древнего специализированного производства. Исследования в этом направлении связаны, прежде всего, с изучением металлургических и металлообрабатывающих очагов, техники и способов изготовления предметов из металла. Это особая область исследования, которая в настоящее время не получила должного исследования и является самостоятельной темой.

Таким образом, целесообразно комплексное изучение данной категории материальной культуры в археологическом и историческом аспектах. Информативные возможности украшений в исследовании определяются следующими направлениями:

1. культурно-диагностирующий материал;

2. источник половозрастной структуры общества;

3. источник для социальной реконструкции;

4. источник иррациональных воззрений древнего человека;

5. материал для реконструкции одежды, головного убора, обуви;

6. источник для изучения специализированного древнего производства.

Изучение специальной литературы показало необходимость создания универсальной терминологической для археологического исследования украшений с привлечением определений, принятых в этнографической науке, ювелирном искусстве и музееведении. В настоящее время не существует обобщающих исследований украшений эпохи бронзы Западной Сибири, методики проце�