автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Утопия и утопическое сознание

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кондратьев, Владислав Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тула
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Утопия и утопическое сознание'

Текст диссертации на тему "Утопия и утопическое сознание"

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КОНДРАТЬЕВ Владислав Павлович

УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

Специальность 09.00.11. - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор ЩУКИН Юрий Михайлович

Тула 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................С.З

ГЛАВА 1. УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ

СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ...................С.13

§ 1. Механизмы формирования утопического слияния: проблема социокультурной детерминанты .С.14 § 2. Теоретическая модель утопии в контексте

различных мировоззренческих парадигм .......С.30

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗАПАДНОЙ

КУЛЬТУРЫ...................................С. 54

§1. Социальная утопия в системе европейской

культуры Нового времени ....................С.55

§ 2. Утопическое сознание и постклассическая

философия...................................С. 72

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РУССКОЙ

КУЛЬТУРЫ...................................С. 89

§ 1. "Русская идея" как парадигма утопического

сознания ...................................С.90

§ 2. Утопия и современная социальная

реконструкция ..............................С. 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................С. 129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................С. 136

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В XX веке постановка социально-философских проблем, касающихся целей и перспектив развития общества, возможностей и путей достижения гармонии социальных интересов приобретает новые акценты. Если в первой половине нашего столетия проблема идеального социума рассматривалась преимущественно с точки зрения принципов социальной организации как таковых, то сегодня, в условиях растущей глобальной взаимосвязанности цивилизационных процессов она неизбежно должна анализироваться и с точки зрения интересов общечеловеческого целого, гармонизации взаимоотношений между различными национальными и культурными общностями. Утопические доктрины начала XX века, подразумевавшие создание единого мирового порядка на основе единой социальной модели преодолеваются ходом истории как неистинные и иллюзорные. Образ человечества будущего все в большей степени определяется идеей взаимодополняющего сосуществования и диалога культур. Это обусловливает, в частности, признание "законности" всего многообразия национальных представлений о должном, справедливом социальном порядке, о путях его воплощения, то есть того круга проблем, который так или иначе соотносится с социально-философской категорией утопического. Необходимость осмысления утопии в аспекте идей и тенденций культурного полицентризма составляет первый, общечеловеческий аспект актуальности темы исследования.

Во-вторых, проблема утопии и утопического сознания актуальна по отношению к современной российской ситуации. Мож-

но выделить несколько аспектов этого положения. Прежде всего остается неопределенным статус утопии в рамках русской культуры, системы мировоззрения в целом. Неясно, есть ли утопия явление, глубоко чуждое национальной идее и сложившимся в ее рамках принципам построения образа совершенного социального порядка? Или же следует говорить о некой специфически-русской утопии, имманентной национальному мировоззренческому укладу? Другой актуальный аспект проблемы - вопрос о месте и функциях утопии в процессе реконструкции российского общества, о креативном потенциале утопии и утопического сознания в современной социокультурной ситуации.

В-третьих, актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью углубления имеющихся знании о феноменах утопии и утопического сознания. Активно вовлекаемые в различные сферы философской рефлексии (социальная философия, философия истории, философия политики, философия культуры), эти понятия остаются во многом неопределенным и истолковываются крайне противоречиво.

' Степень разработанности проблемы. К настоящему времени понятия утопии и утопического сознания прочно закрепились в сфере социально-философской рефлексии. На протяжении XX века проблема утопического является объектом устойчивого интереса отечественных и зарубежных историков, социологов, философов. Большое значение имеет изменение социально-философского статуса проблематики утопического, связанного с признанием той, в целом, существенной роли, которую играют утопии в истории. Важно, что утопия сегодня рассматривается не только как ложное, иллюзорное, деструктивное начало в практике обществен-

ных преобразований, но и как феномен, обладающий определенными позитивными и конструктивными функциями. Эта точка зрения получила развитие в работах таких западных философов и социологов, как Л.Мэмфорд, Э.Блох, О.Тоффлер, Д.Белл. В советской науке анализ утопии в позитивном аспекте, в роли средства актуального усовершенствования социального порядка был существенно затруднен причинами идеологического порядка: любая постмарксистская утопия рассматривалась априори как негативное явление. За последнее десятилетие ситуация заметным образом изменилась. Подходы к анализу утопии именно в конструктивно-функциональном аспекте прослеживаются в работах Т. А. Алексеевой, Э.Я.Баталова, В.Е.Кемерова, И.И.Кравченко, В.А.Чаликовой. Вопрос также получил освещение в диссертационных исследованиях А.А.Лукина (утопия в теории и практике общественных преобразований) и Т. А. Починовских (диалектика утопического и реалистического в социальном процессе).

Формируется и круг исследований, так или иначе затрагивающих проблему утопического в социокультурном аспекте, что во многом обусловлено растущей значимостью проблематики культуры в философии XX века. В свете концепций локальных цивилизаций, структуралистских и герменевтических исследований открывается новый ракурс осмысления утопии, связанный с установлением корреляции между основоположениями культуры и характером утопических представлений. Это исследовательское направление имеет ряд теоретико-познавательных уровней и аспектов, освоенных в неодинаковой степени. В отечественной и зарубежной философской литературе получили освещение, в частности, такие вопросы, как соотношение утопии и высших

идеалов культуры (П.К.Гречко, А.К.Шевченко, Е.А.Черткова), культурный процесс и трансформация утопических представлений (X.А.Маравалль, Э.Жильсон, Р.Рюйе, Ж.Сервье - на примере западной культуры). Одно из важных направлений - социально-философский и культурно-исторический анализ утопии как элемента социальной мысли различных народов. В этой связи могут быть отмечены исследования Р.А.Гальцевой, Е.В.Завадской, А. И. Клибанова, А. И. Кобзева, С. Л. Тихвинского, A.M. Ушкова, Л.З.Эйдмана и ряда других философов, историков и этнологов.

Отмечая определенные достижения в разработке проблемы, наличие обширного и ценного в социально-философском плане материала, приходится признать, что проблема в целом изучена к настоящему времени весьма фрагментарно, и задача целенаправленного, систематического социокультурного анализа утопии во многом пока не разрешена. Это касается как формулирования главных направлений подобного анализа, так и обоснования его, несомненно, значимого места в рамках социально-философского проблемного комплекса Запад - Россия - Восток.

Итак, требуется проведение специального исследования, объектом которого являются утопия и утопическое сознание, а предметом - социально-философский аспект соотношения и взаимосвязи утопии и утопического сознания и мировоззренческих доминант культуры.

Цель исследования состоит в обосновании социокультурного статуса утопии и утопического сознания в целом, а также в выявлении его специфики в контексте наиболее значимых культурно-исторических типов (Запад, Россия, Восток).

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда

взаимосвязанных задач:

- выявить совокупность факторов, определяющих формирование утопического сознания, место среди них факторов социокультурного порядка;

- раскрыть влияние культурного контекста на формирование теоретической модели утопии в социально-философской мысли Запада, России и Востока;

- проанализировать мировоззренческие и социально-исторические предпосылки классической европейской утопии Нового времени;

- проследить эволюцию западной парадигмы утопического в контексте культурно-мировоззренческих трансформаций в запад-.ном мире XX века;

- рассмотреть место утопии и утопического сознания в контексте русской национальной идеи;

- проанализировать место утопии в современной российской ситуации.

Источники, использованные при написании диссертации можно разделить на три группы.

В первую группу входят собственно утопические проекты, созданные в разные исторические эпохи и в разных культурах. Сюда же следует отнести исследования по истории утопии.

Вторую группу составляют авторские концепции утопии и утопического сознания, раскрывающие философские, психологические, социологические, политические и другие аспекты этого феномена. В опоре на них была предпринята попытка раскрытия наиболее существенных характеристик и механизм^ формирования утопического сознания. Здесь могут быть отмечены концеп-

ции Ж.Сореля (утопия и миф), К.Г.Юнга, X. Орте:а-и-Гассета (утопия и сознание), К.Манхейма (утопия и идеология), М.Бу-бера, (утопия и религиозная эсхатология), Г.Уэллса, Л.Мэм-форда (утопия и социальная реконструкция), Г.Крисманского, Р.Рюйе, Ж.Дюво (утопия и социальная теория), К.Поппера, Ф.Хайека (утопия и тоталитаризм), Е.Шацкого (утопия и традиция), Э.Блоха (проблема метафизического статуса утопии).

В диссертации также использовались труды русских мыслителей, затрагивающие проблему утопии и утопического сознания: С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, П.И.Новгород-цева, Г. В.Флоровского. В советском обществознании разработка данной проблемы вне ее марксистской трактовки кя* уже отмечалось, сдерживалась идеологическим давлением. Вместе с тем, имеется ряд содержательных, отличающихся глубиной анализа работ, предпринятых в русле критики буржуазной утопии и концепций утопического. Среди них - исследования Э.А. Араб-Ог-лы, В.А.Чаликовой, С.С.Сизова, Э.Я.Баталова, В.П.Шестакова, также использовавшиеся в работе над диссертацией.

Третью группу источников составляют работы социально-философского, историко-философского, культурологического плана, послужившие раскрытию метафизических и мировоззренческих предпосылок утопического теоретизирования в контексте различных культурно-исторических целостностей. Это работы М.Вебера, Э.Трёльча, К. Г. Юнга, Й.Хейзинги, К.Ясперса, М. Хай-деггера, X.Г.Гадамера, К.Леви-Стросса, С. Радхакришнана, Дж. Неру, Г.Г.Шпета, Н. О.Лосского и ряда других философов.

Методологические основы и проблемы. Методологическое значение для разработки темы исследования имели труды клас-

сиков мировой философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов. Для определения методологии исследования существенное значение имел сложный - многоуровневый и многозначный - характер феномена утопического. Изучение различных его аспектов требует поэтому привлечения широкого спектра методологических подходов. Здесь могут быть отмечены наиболее важные из использованных методологических решений.

Целостный охват проблемы утопического требует сочетания двух ракурсов его осмысления: во-первых, анализа с внешней позиции, с точки зрения его возможных и действительных социально-практических следствий, во-вторых, анализа изнутри, то есть воссоздания аутентичной картины принципов мысли, ведущей к построению той или иной модели идеального социума.

Как предмет социокультурного анализа утопия потребовала дифференциации ее внутренних свойств. Под этим подразумевается выявление, с одной стороны, ее инвариантных характеристик, определяющих ее как понятийную целостность, узнаваемую в контексте любой культуры, с другой стороны, напротив, установление ее черт, варьирующихся от культуры к культуре.

Кроме того, использовался такой методологический прием, как разграничение гносеологического и онтологического аспектов проблемы. Если в первом случае речь идет о феномене утопии как предмете теоретического осмысления, то во втором -об утопии как элементе идеологической системы общества. Более конкретно это выражается в разведении анализа социокультурной специфики восприятия утопии и социокультурной специфики утопического идеала как такового.

Рассмотрение различных социокультурных парадигм утопи-

ческого сознания в аспекте их содержательной специфики опиралось на методы сравнительного, структурного, структурно-функционального анализа.

Научная новизна работы заключается прежде всего в осознании, постановке и решении актуальной проблема, в осуществлении специального диссертационного исследования, посвященного анализу утопического сознания в социокультурном аспекте. Более конкретно новизна работы заключается в следующем: а) раскрыта роль социокультурных факторов в становлении утопического сознания; б) выявлено существенное разнообразие подходов к проблеме утопического, предпринимаемых в рамках различных национально-культурных и мировоззренческих систем; в) рассмотрены социокультурные и мировоззренческие основания европейской утопии Нового времени; г) прослежена эволюция основных мотивов утопического в контексте западного социокультурного процесса XX века; д) проанализировано место утопического сознания в системе категорий русской национальной идеи; е) рассмотрены некоторые идеологические и социально практические аспекты проблемы утопии и утопического сознания в контексте современной российской ситуации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует ряд факторов, априори формирующих облик конкретной утопии. Среди них могут быть названы факторы бессознательного, социального и культурного порядка. Они так или иначе ограничивают сферу произвольного и субъективного в утопическом сознании и творчестве.

2. Утопическое начало в сознании человека и общества носит универсальные и непреходящий характер. При этом социо-

- и -

культурный статус утопии, интерпретация ее места и роли в общественной жизни у разных народов и в различные исторические эпохи имеют существенные отличия.

3. Важнейший мотив европейской утопии Нового времени -целенаправленное внешнее преобразование человеком социальной действительности и мира в целом на основе идеи рационального порядка. Данный тип утопии не является универсальным. Его формирование происходит в культурно-исторических рамках новоевропейской системы мировоззрения и мироотношения.

4. Трансформация основ мировоззрения, происходящая в рамках европейской философии XX века ведет к становлению новой парадигмы утопического, отражающей специфику постклассического типа мышления. Важнейшие мотивы новой утопии: дера-ционализация и деформализация общественных отношений, оставление и преодоление принципа тотального господства человека над миром, релятивизм идеалов и ценностей.

5. Наиболее важные понятия и категории, лежащие в основе русской национальной идеи, такие как правда, соборность, всеединство, мотивы национального мессианства позволяют интерпретировать их одновременно как "данность", то есть нечто представленное в действительности, и как "задание", то есть нечто, лишь подлежащее воплощению в жизнь. Это позволяет говорить о своеобразном выражении утопического начала в русской идее.

6. Исторический выбор, перед проблемой которого стоит современное российское общество, предполагает не только реализацию той или иной социальной модели, но и выбор мировоззренческий, становление некоторой системы идеалов, ценностей.

Это предопределяет особую историческую ситуацию для утопии, когда последняя может .способствовать преодолению кризиса, целенаправленной реализации определенных социальных ориентиров,. или наоборот, усилению идеологического хаоса, подкреплению стихийных разрушительных социальных процессов.

Научная и практическая значимость работы определяется тем, что в ней раскрыта малоизученная в социально-философском отношении тема. Утопия и утопическое сознание рассмотрены в контексте не просто социальной, но социокультурной динамики. В этом видится не просто расширение проблемы, но постановка ее в виде, "соразмерном" современному историческому моменту. Поэтому идеи и результаты проведенного исследования имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяют по-новому взглянуть на процесс современной реконструкции российского общества, а также проблемы и перспективы коммуникации между различными культурами.

Результаты работы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы у