автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Витело-философ и естествоиспытатель XIII века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Задворный, Виталий Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Витело-философ и естествоиспытатель XIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Витело-философ и естествоиспытатель XIII века"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕШЯ НАУК ИНС1И1УТ ШОСОШ.

Не правах рукописи УДК 10/09/1

ЗАДОРНЫЙ Виталий Леонидович

ВИТЕПО - ШССОФ И ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ XIII ВЕКА 09.00.08 - йигоссфские вопросы естествознания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философски* наук

Москва 1992

Работа выполнена в Института философии РАН Научный руководитель: кандидат философских наук

научный сотрудник В.Л.Гайденко Официальные оппоненты:доктор философских наук профессор Г.Г.Йааоров; кандидат философских наук старишь научный сотрудник А.А.Столяров * *

Ведущее учреждение: сектор "История науки и логика"

Института истории естествознания а техники им.С.И.Вавилова РАН Заидота состоится 1992 г. в чао на

заседании Специализированного совета Д. 002. 29. 03 Института философии РАН по адресу: II9842, Москва, ул.Волхонка 14. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН.

Автореферат разослан " " 1992 г. .

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат философских наук

Jl.il. Ни ященко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАШШ

Актуальность те.та исследования. В настоящее время уае давно оставлены обвинения западноевропейского Сродновекосья в отагнопдз н бесплодности, в том числе в в сфере науки. Появллооь огромное количество исследований средневековой пауки, опровергавших это представление. Хотя эта эпоха не предлохило новых фундаментальных программно она не ограничивалась пассивным усвоением научных достижений Античности, так как тогда били сформулированы многие понятая я положения, близкие или точна совпадающие о томи,которые впоследствии воали п науку Нового времени* В отечественной литературе большее внимание уделялось традиции, ядром которой било аристотелевское учение о движения; эта проблематика наила затем свое развитие в механике. Но в Средпие века существовала и другая традиция, испытавшая в большей крро влияние неоплатонизма, в основе которой лекало учение о свете. Это второе направление, значительно менее псследованноо в нааей литературе, было но ненеэ важным для дальнейшего развития европейской науки.

Одним из главных представителей этого направления средневековой натурфилософии был польский философ и естествоиспытатель Вито-ло, который прославился своим трактатом "Перапектиаа", представлявшим своеобразную "оумму" средневековой оптики. Обращение к научному наследию Витело тем более поучительно, что позволяет проанализировать некоторые черти средневековой науки. Преаде всего его труда являются свидетельством того, что в Средней века,пря безусловном преобладании теологических интересов,разрабативалпоь я собственно научные области,развивались математика я естествознание.ТволЬ-

гнческое осмысление мироздания не препятствовало этому, хотя накладывало на естественнонаучные штудии свой отпечаток, диктуя определенные установки ученого, задавая контуры, создаваемой им картшш мира. На примере учения о свете особенно отчетливр прослеживается, как умозрительная философская предпосылка "свет -основа мироздания" влияла на развитие конкретных исследования и в области оптики. Но интересы Ьитело не ограничивались оптикой, а хотя преобладающими были, безусловно, естественнонаучные, его вод-ковали так*е и другие, философские проблемы. Поэтому целостное ест следование сохранившегося наследия Витело проливает свет на шут-ронняэ связи средневекового научного знания с философией,

Витело, коиечно, ив является маслителеы первостепенного зна-v ченш:, таким как его современники Фома Лкшнркий влн Бонавеитура, но эта его перифершШость позволяет при изучении pro трудов выя- ' . вить тот комплекс общепринятых воазрей?Й средневековых ыислйтелой, который формировал основу средневековой ученооти. На примере Блте-ло мокно увидеть наиболее хорасте^шв чергц шиоллемуальиых1 ао-каивй XIII века: ото особый штероо к свету, в натурфллософди; 8то разграниче1ше областей теологии с одной стороны и философам в естествознания о другой в эпистемологи», это рецепция аристото-лазыа, как фундаментальной установки философского шаления, а также системы звания, и связанная с этим рацвовалнаадяя философских построений; вто стремление к созданию "суцм", то есть сводов накопленных ананий а определенной.области.

Цель исследования. Основной целью исследования являлось всестороннее раскрытие философского и естественнонаучного творчества Бптело, что дзет возможность представления типичного образа ученого XIII века, в трудах которого нашла отражение основные философские интуиции эпохи. Не менее важной задачей было выявление обусловленности естественнонаучных исследований философскими предпосылками на материале средневековой оптики, то есть показать каким образом средневековые метафизические размышления о свете послужили источником естественнонаучных трактатов по оптико, наиболее фундаментальным из которых бал труд Витело. В задачу работы

входило также показать процесс принятия яристотелизма в НИ веке, приспособление и модификацию учения;Стагирита в духе неоплатонизма в догматов христианства на примере учения Витело о дуве.

Научная новизна. Настоящая диссертация является первым в отечественной науке всесторонним исследованием творческого наследия Витело, к изучению которого за,исключением В.П.Зубова, посвятив-вего статью использованию трактата Мерспектива" Леонардо да Винчи, в нашей стране никто не обращался. За рубежом первой серьезной монографией о Ватело стала работа К.Боймкера, изданная в 1908 г., в которой он затронул, помимо рассмотрения физико-математического содержания "Перспективы", философские воззрения и биографию польского ученого. Следующий этап "Внтелоиианы" был связан с именем А.Биркенмайера, работы которого, написанные в 20 - 30 — годы нашего столетия, заложили надежный фундамент и поставили четкие ориентиры в исследования произведений этого первого польского ученого. Биркепмайер открыл и опубликовал ( по сокраезяшму списку.

полный вариант был опубликован Е.Бурхардтом в 1979 г. ) два маленьких трактата Витело "О первоначальной причшш покаяная в людях" и "О природе демонов". Эстетическим взглядам Витело посвятил главу своего исследования истории средневековой эстетики выдающийся польский философ Владислав Татаркевич. Анализ первой, математической книги "Перспективы" был проведен польскими историками математики Я.Диани и А.Вахулкой, а такгз издателем этой первой книги и переводчиком ее на английский язык - С.Унгуру. Дальнейшее изучение наследия Витело обязано в основном двум учешш: Д.Лнндбергу, рассматривающему "Перспективу" в общем контексте средневековой опт яки, и Е.Бурхардгу, особое внимание уделлщену философскому, медицинскому и биографическому аспектам. Следует отметить также исслодование Ц.Смита, издателя пятой книги "Перспективы" с переводом на английский язык, и сборник статей польских историков науки, -посвященных Витело.

Несмотря на определенный уровень исслодованности творчества Витело, тем на менее па настоящий лень и среди зарубежных работ отсутствует всеобъемлющее исследование наследия польского ученого, которое бы позволило вскрыть зависимость его творчества от сбдаго направления философских поисков современной ему эпохи. Лря такой общей направленности диссертация и определенной описательностн, вследствие почти совершенной неизвестности затронутой проблематики в отечественной науке, диссертанту удалось выявить в некоторые положения, оставшиеся незамеченными ксследовате.ляма трудов Витело, такие как, например, о том, что польский ученый не разделял взгляда об одушевленности небесных тел, вследствие чего он не включил их в свою иерархическую систему живых существ.а также о некото-

рых особенноотях градации способностей души у Витело по сравнению с авторитетными тогда представлениями, в частности, суждением об этом предмете Авиценны. Диссертационное исследование проведено на анализе средневековых латинских источников и диссертант впервые дал перевод на русский язык и комментарий латинских текстов Витело ( фрагмента из трактата "Перспектива" и сочинение "О первоначальной причине покаяния в людях", последнее опубликовано ).

Основные тезисы, защищаемые в диссертации. ■'*. I. В творчестве Витело отразились типичные философские установки эпохи: в натурфилософии - интерес к изучению света, в эпистемологии - автономия естествознания, в метафизике - рецепция аристотелизма ( при общей неоплатоновской направленности У и установка на рационализм.

" 2. Создание трактата "Перспектива" было обусловлено философ" скими метафизическими. размышлениями о свете, как основе мироздания. Но приняв положение о разграничении областей теологии и науки, Витело подошел к изучению этого вопроса с точки зрения математического естествознания. Разделяя идею единства науки, в основе которой для него лежало понятие "свет", Витело £читал возможным разработать цельный подход к разнообразным физическим явлениям, и о изучением геометрической оптики он связывал задачу разработки фундаментальных, основ всей физики.

3. Рецепция аристотелизма особенно отчетливо проявилась в психологии Витело, где !он принял основополагающее положение Аристотеля о единстве души, обладающей тремя основными способностя-

ыа - растительной, ощущающей и разумной. Но в целом аристотелевскую концепции он модифицировал в духе неоплатонизма и христианских воззрений.

4. Крайний рационализм Витело проявился в космологических представле!шях и учении о демонах, где'он питался мистические положения заманить на умозрительные рассудочные размышления.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована-к защита на заседании сектора "Закономерности исторического развития науки".Института философии РАН. Различные аспекты диссертационного исследования излагались соискателем на конференциях мо~ • лодцх ученых 1111ЕТ РАН, а также на заседаниях сектора "Законоаэр-ностй исторического развитая вдуки" Института философии РАН.

Структура и объем писспггцу.;;. РьЗота состоят as введения, вести глав, заключения а оись-шеграфки, акдвчаодзй 125 книг и статей на русском и пята иностранных язшшх, в том числа первоисточники на латшюкси языке. Сбьем диссертация I2Q страниц ма-кшописного токста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОГЦ

Введение. С имзнеы Щтело связана первая страница польской естественнонаучной н философской шсли. Его фиаихо-ыатецатичаоглй трактат "Перспектива" - сушаа средневековых знаний по оптика -сразу получил рбщеевропейскоэ признание и полвека спустя стал ужа класоичаскиы проезвздвнЕац а этой области, Леаов эпоху Воз-

рождения его труд считался основополагающим: материал, изложенный в "Перспективе", использовали в своих сочинениях Николай Орем, Лука Паччолл, Николай Коперник^ а также Леонардо да Вяичи. Даже Кеплер, опубликовавший свою работу по оптике в 1604 г., назвал ее "Дополнения к Витело". *

Во введении также излагаются цели исследования, приводятся причины, обусловившие бнбор тема и рассматривается история изучения творчества Витело.

Первая глава "Жизнь Витело" является вводной для Основной Темы исследования. В ней приводится краткая характеристика эпохи, в которую жил учены!!, а также рассказывается о ого судьбе, являющейся в основных своих чертах типичной для средневекового ученого: начальное обучение ( тривиум и квадрявяум ), университет, принятие духовного сана или монашества, преподавательская и научная деятельность, административная работа,

Витело родился около 1237,г., вероятно в Легпиде, в семье немецкого колониста, переселившегося из Тюрингии, я местной польки. Начальной ступенью обучения.мальчика стала приходская школа св.Петра в Легнице, где преподавание ограничивалось тривиумом.

По-видимому, следующим этапом образования Витело стал квадривиум

ых

во вроцлавской кафедральной Ыкола св. Иоанна Крестителя. В 50~ годах XIII века он отправился в Париж, где поступил на факультет искусств, а после его окончания с дипломом магистра нрнадолго вернулся на родину, был рукоположён во священники и получил приход.. Но вскоре, вероятно осенью 1262 г., Витело отправился в Па-

дуанский университет в качестве наставника молодого вроцяавского князя Владислава, где продолжал свое образование на факультете канонического права, не оставляя самостоятельные занятия философией и естественными науками. Во вреда пасхальных каникул 1268 г. Витало написал свое "Послание к Людвигу в Левенберг", состоящее из двух небольших трактатов "О первоначальной причине покаяния в людях" и и0 природе демонов" - это единственное, что помимо "Перспективы" сохранилось из творческого наследия польского ученого.

В том же 1268 г. Витело получил степень магистра канонического права, а в начале 1269 г. он уже находился при папском дворе, который в то время располагался в Витербо, небольшом городке под Римом. Здесь у него завязались дружеские отношения с папским исповедником Вильемом из Мёрбеке, прославленным переводчиком греческих филоеофов и близким другом Фомы Аквинского. Основной целью приезда в Витербо било получение какого-либо места в папской курии или епископской кафедры. Но из-за кончины Климента 1У в 1268 г. и продолжавшихся до 1271 г. выборов преемника, которым стол находившийся в то время в крестовом походе Теобальд Висконти, будущий Григорий X, Витело вынукден был провести три года в Витербо. По настоянию Вшгьема он занялся написанием трактата "Иерспектиьа", а Вильем для него переводил с греческого фрагменты некоторых физико-математических сочинений. В начале 1272 г. работа над "Перспективой" была завершена.

Дальнейшая жизнь Витело'была связана с дипломатической деятельностью. Он находился на службе чешского короля Лереиысла-Оттакара II, по поручению которого ездил на Второй Лионский собор, а в дальнейшем работал а папской курии. По-аядиыому в 1280

г. Витало яавсег*да;юкинулИтал1ш, а также отказавшись от своего прихода перешел на службу к силезскому королю Генриху 1У Пробуоу* О последних годах жизни польского ученого никаких сведений не сохранялось и время его смерти точно установить не представляется возможным.

Во второй главе. "Учение о свете как *бологичеокая и философская проблема в ПИ веке" анализируются предпосылки возникновения интереса к изучению метафизики света у западноевропейских мыслителей, что в овою очередь стало.следствием появления целого ряда работ по оптике, главное место среди которых занимают сочинения Роджера Бэкона, Витело а Иоанна Яекквма. Теологические и философские размышления о свете и его природе привлекали христианскую мысль начиная о эпохи патристики, но особое внвмавие им уделяли те, кто в философии склонялся к авгуотиновоко-шштонов-скбй традиции, а таких мыслителей в XIII веко было немало, несмотря на то, что в этом столетия, возрастало влияние на латинокую схоластику учения Аристотеля и его арабских последователей. ■ .

Теологическо-философская установка "овет - основа мироздания" сформировалась иод влиянием библейских текстов, во прежде

всего под влиянием Авгуотина, неоднократно обращавшегося к сим»

валике света, и Псевдо-Дионисия Ареопагита, разработавшего учение о иерархической иллюминации. Авгуотин провел параллель между бо-жествеиннм светом, о котором говорится в Священном Писания, и светом материальным, видимым глазами. При этом он осознавал, что ; нельзя смешивать янтеллягибельйооть с обычной материальной видя-

мостью, хотя одно его высказывание, допускающее неметафорическое толкование определения "свет" по отношению ко Христу, послужило отправной точкой для некоторых теологов, принявших свет за сущность Бога, н не видевших различия между светом, походящим от Бога, и светом, воспринимаемым чувствами. Также богатую пищу для размышлений и разработки учения о свете представил средневековым европейским мыслителям трактат еврейского философа XI века Ибн-Гебироля "Источник жизни".

Первым, кто серьезно обратился к изучению света в XIII веке, был оксфордский теолог и ученый схоласт - Роберт Гроссетест. С точки зрения активности, способности распространения, а также потому, что его материальная субстанция имеет наиболее тонкую природу, Роберт Гроссетест признал свет за конститутивную сущность мироздания и универсальную форму всего сущего, то есть свет является первой формой или телесностью. Рассматривая же форму в духе аристотелизма как активный элемент, Роберт Гроссетест понимал с свет как первооснову движения тел. О свете писали также Бонавен-тура, Родаер Бэкон, Гильберт Торнаценский, парижский магистр Адам, Иоанн Пеккам, Бартоломей Болонский. Идеи метафизика света еще раньше, в Ш веке пронишш и в искусство, так они дажи творческий импульс аббату знаменитого аббатства Сен-Дени Сугерию, ставшему одним из инициаторов и вдохновителей готическогй искусства и в первую очередь искуства витражей.

Ухе в следующем веке произошла утрата интереса к метафизике света, что было обусловлено более углубленной рецепцией аристотелизма, наступившего после публикации трудов Альберта Великого и Фомы Аквинского, так как их взгляды занимали все более прочные

позиции в западной науке. Фома интерпретировал шггеллигибе.чышй свет как свет человеческого разума, а природный свет не как субстанцию, а как ахцидентальную форму 1ела, которая может бить отделена от него, а будучи соединеной с ним не создает субстанции. Дальнейшее развитие мистического подхода к свету продолжалось а немецкой неортодоксальной мистике: через Экхарта, Таулера она продолжала существовать в эпоху Возрождения и Новое время.

Но в Ш1 веке философские и теологические размышления о бвете стимулировали развитие естественнонаучного подхода к его изучению и созданию научных трактатов по оптике. В это время наиболее полно оформилась идея единства науки, заключающаяся в убеждении, что все науки составляют одно целое, единую человеческую мудрость, основанную на одном методе Исследования действительности* Этавдея основывалась на двух понятиях - "число" и "свет11. Принятие однородной структуры мира, а света, как материала'и созидающей силы во вселенной, заставило ученых обратиться к изучению света, ведь знание законов его распространения позволило бн лучше понять влияние высшего мира на мир земной, а также принятого в XIII веке положения о том, что механизм любого при--родного действия в принципе один и тот же, это заложило бы фундамент всей физики*

В предисловии к "перспективе" Витело излагает свои философские размышления о свете. Он сравнивает свет с влиянием Бога на существа, образующие иерархическую систему мироздания. Польский ученый различает 1игв»я а1г1иии йхоавп ввпв1Ь11е, то есть свет, исходящий от Бога, и свет, воспринимаемый чувствами. Разделяя мысль о свете как о форме, он в то *е время не принимает

положения о свете как телесности, придающей размеры первой материи, наоборот тела сообщат свету свои размеры. Изучение распространения света по мнению Витело невозможно без привлечения математики, прежде всего геометрии, я разработки соответствующего математического аппарата.

Тогда же, в XIII веке в трудах парижского епископа Гильома из Оверня, а затем Альберта Великого и Фот Аквинсхого, было положено начало автономии натурфилософии от реологии, неразрывное единство которых характеризовало христианскую мысль со II века. В начале столетия такое единство можно былр наблюдать и в учении о свете, в котором метафизика была неразрывно переплетена с научной теорией. Роберт Гроссетест, магистр Адам работали еще в старом русле. Витало же представлял уже другой поколение ученых. Высказавшись за необходимость разделения путей науки и теологии, он один лишь раз в прологе к "Перспективе" упоминает о божественном свате и больше к нему не возвращается, подхода к изучении свбт та только с точки зрения науки.

В третьей главе "Перспектива'' - суша средневековых 8наннй по оптике" подробно освещается гдавное произведение Витало. Первая книга трактата посвящена изложению математического аппарата, необходимого ученому для исследования оптики, так кавг он принимает, что лучи света распространяются по прямым линиям, а сам луч представляет собой пучок параллельных прямых, в центре которого находится мысленная математическая линия. В книге приведено более 100 теорем, не рассмотренных у Евклида. Витело. был одним из немногих средневековых ученых, иэучавших кривые второго поряда.

знал он такие и кривио болое высокого порядка, например, конхоиду Някомэда, дал начертания которой он, по образцу древних, сконструировал простое механическое приспособление.

Во второй книге Битоло занимается вопросами прямолинейного распространения света и ого скоростью. Скорость света настолько велика в сравнении со скоростями, наблюдаемыми в повседневной яизнл, что ни в Античности, нп в Среднио века измерить ее не представлялось возможным. Поэтому большинство ученых, в том число и Аристотель, придерживалось мнения-о мгновенном распространении света, принимая, что скорость его бесконечно велика. Алхазен высказал мысль о конечной скорости света, хотя и очень большой. Витело в этом вопросе не пошел за Алхазоном, но принял сторону Стагприта.

Третья книга посвящена строению глаза и процессу зрения. Два основных древних автора, писавших об оптике,. Евклид й Птолемей, придерживались доминировавшей в Античности "эмиссионной" теории видения, согласно которой глаз излучает зрительные лучи, благодаря.которым человек вадпт предметы. Эпикурейская "интрамис-сиоиная" теория утверждала обратное: лучи, испускаемые телами, входят в глаза. Существовала тагасе "эмиссионяо-интрзкиссионная" теория Платона и 1'алена. ллхазон вгюрвыо решительно выступил против взглядов Евклида я Птолемея. Критика абсурдности мнения' о лучах, исходящих из глаз, посвятил главу своего трактата "Книга знания" Авиценна, сочинения которого такае хорошо быля язве- ■". стни Витело, я поэтому он, не колёбляоь последовал за своими аз- .. торитатами. Несмотря на то, что Алхоаеном Сила открыта спяегй

- LH -

obscura и ему до мельчайших подробностей било известно строение глаза, ни он, ни Витело но открыли механизма образования изображения в глазу. Главным препятствием в этом являлось но то, что сне не знали закона преломления света ( в то время был кз-вастеп лишь закон отраженна ), но общепринятое ционио о той, что б глазу образуется прямое кзобракоиие, а не перевернутое. Алха-звн а Витело'хоропо знали, что в система тала cauera obscura, д которой откосятся л глаз, образуется иерзЕераутое изобрашша, поэтому они считали, следуя а этом античной традиция; что изображение образуется не на сетчатке»' а на самоа хрусталике, который они прашшала за орган, реагирующий на cesí. tea Кешшр правильно огшсал оптический механизм зроншх, указав, что образ получается на сетчатке и в перевернутой виде.

В четЕзртой книго Витело рассмотрел условия четкого вядозши, а такае вопрос вогнпкновзкля оптических хШшзеЛ, которые исгут даэгь место ивд арапом аддэная, so ао?з> яра отсутствие ограгеааа нал рафракцаа световш: лучей. Занимаясь исследование« зрительного восприятия, Ватеяо коснулся д расмотрзиая таких категорий, как "красивое" и "некрасивое", то есть затронул в курсе оптика и область эстетика. Эстетические рассуздецня не случайно попадают tía страницы трактата по оптике, водь Штело, находясь под влиянием неоплатоновской традиция, считает, что свет является основой иостиаеняя красоты. Хотя Внтаяо доэт достаточно субъективное оп-роделэние красоты, как удовольствия души, тем не ыаяоа красоту к беэсбра&аа вещей он пэречзоляе? наряду с текима свойствами т-¡г,з£, как фор,ia а величина, поэтому красота для него - это обг-

ективная характ-эрзстика вегд.

Пятая книга посвйпена плоскому зеркалу, здесь польский учений переходит от рассмотрения прямолинейного распроеграненая света к его отрагенкв - катоптрике. Батело приводит заимствованное у Алхазена описание прибора, с поиоз&э которого .можно доказать равенство угла «адезяя и згла отр^сеизя, а загае показывает, как найта пологеяаа огненного пэобраэдчзя. Деа доказательства сбоях теораа полгсквЗ учетШ пользуется се только додуктианккя метода«« кэтеко'гзка, по ц офзчаотся г: эшгэрв'&ату. Вктоло занимает-сл кокбдкацйшш носкоды:^; соедшоиинх зеркал, я а кон до кааги задается вопросом, мохпо дй о пе.юЕза таг.их коибгтзцай создать зях.йгатзльаоо зеркала а отгзчаот, что с комоэдш одного плоского зеркала айзечь.огонь зкасзксгио, е кзстк-ко зеркал позволяя? это'ссу^сскитц

В азотоЯ ютге проазадзайрагапн шцкзве еарозадниб эеркаиа, а в седеуоЗ - вапукл/о кошечоокго зеркала. ,

Восьмая а девятая юшгя посвящены 'вогнутым таровидиим, ря-дщздричееккм в коничоскшд зеркалам. Ватоло первый заметил явленно сферической аберрация, заклрчавщэйсл в ?ои, что луч от шарообразного вогнутого зеркала'отражается на экране не в одной точно, а в вида некоторого светового пятна. Хотя ш времена Витало пе било известно понятеш фокуса, польскяй учонцЗ теи на мойве понимает его зааченго, так как'он шеют о точке, а которой "можно'зазочь ргоаь". Вполне.вероятно, что Кеплер, когда впервые в "Дошммппяг к Витало" ввод термин "Госия", то есть "очаг", "огонь", сделал это под влшшаёи Витало. Таизе оригинальным до-

отменяем Влтодо является описанная в конце девятой книги конструкция зажигательного зеркала,; представляющая собой комбинацию конических: зеркал.

Досятая книга посвящаиа преломлению лучей при переходе из одной среда в другую. Нововведением Вятеяо было рассмотрение в общем курсе таккв оптики метеорологической. Огшсавая явление радуги, польский ученый верно подчеркнул роль нроломлеиия света в капелькая води, а по только отражения.

Систематическое сзлошше Витело такого огромного материала, намного превосходившего по объему дога трастах Длхазена, яв-ляшэгося основой^ ксточнккогл дач польского ученого, имело в свое вревля очень большую иаучпув цэппость. Компелятивность трактата в Средние века во считалось недостатком, а вопросам авторства а оригинальности в ту эпоху не придавали почти шкакого значогаш. Главвнм было предложить читателю повое, отвочакцзо современного уровня зпашго, от кого бы оно не есходело. "Перспектива" представляла собой в оглвчае от элементарного учобнпка Иоанна Пекка-ма университетокяй йурс фундаментального язлоаешгя оптики, тактм он оставался ка протяЕення нескольких веков. Труд Витело оказал влияние па развитие оптики, не только как трактат, по которому училось несколько поколений учета, в эпоху Возрождения он привлек внимание художников, оказав таким образом апшше на форма-рование новой теории художественной перспективы.

Четвертая глава "Космология Битело" посвящена анализу космологических представлений польского ученого, которые известны лишь в одном аспекте - структуры мироздания. Она, по мысли Витало, представляет собой иерархическую систему живых сущеотя, состоящую аз двух миров - мира духовных субстанций, отделенных от материк, я низшего - мира материальных субстанций. За основополагающий принцип построения иерархии мироздания Витело, оледуя в атом вопросе за-Авиценной, принимает способность познавать, то есть чем болшей познавательной способностью обладает оущество, тем более высокое место оно занимает в мироздании.

На вершине сиотемы, будучи ее первопричиной, находится Бог, являющийся источником визни всех сущеотв, а также подателем знаний и благ, хотя последние передастся вниз по система не непое-редственно Богом, а через бесплотных духов, которые занимают оледующий этаж мироздания. Этим бесплотным духам Витело придает функцию двигателей 'небесных сфер, Шсшего беоплотного духа польский ученый отождествляет о Люцифером, то еоть в соответствии о учением Церкви первым духом, оотворенным Богом, по восставшим против своего Творца. Но чтобы не войти в противоречие о догматикой, польский ученый допускает существование двух истин, веры и естественного разума, воледотвии чего согласно вере падение ангелов обязательно, но Согласно природе и порядку мироздания -невозможно.-Таким образом молодой Витело ( эти взгляда он излагает в своей ранней работе природе демонов" ) разделял тезио парижских аверроиотов о существовании "двух ютив", что неудивительно, так как его пребывание на факультете иокусств в Пара-

se совпало по времени с обучением и преподаванием там знаменитого приверженца аверроизма Сагера Брабаитского. "Теория двух истин? заключавшаяся в том, что могут существовать противоположные и противоречащие друг другу иотины теологические и "научные", в сущности не снимала противоречия между вероучением я темя положениями, которые с ними не согласовывались, но становилась удобным прикрытием, как казалось ее приверженцам, для изложения своих взглядов. Осуждение латинских аверроистов состоялось в 1270 I 1277 гг., то есть во время написания сочинения "О природе демонов" теория "двух истин", хотя против нее выступала ортодоксия, все же официально осуждена не была. При этом глубинные философские ориентиры Сигера и Витало были различны: Сигер был аристотелияом, Витело же аристотелизирующим неоплатоником. Ему были чужда другие основополагающие тезисы аверроистов: положение о единстве человеческого разума ( активного интеллекта ), о сотворения мира Богом опосредованно, через ряд субстанций, а также детерминизм, ставящий поступки людей в зависимости от расположения небесных тел.

От Люцифера, излучаемые Богом влияния/проходят через последующие в иерархии бесплотные духи, на которых оканчивается высший мир, и нижерасположенные этажи мироздания уже связаны с материей. Это демоны, люди и животные. Следствием отрицания паденяя ангелов становится совершенное изменение понятия"демон", которые становятся самым высшим видом животных, более интеллектуальннх . и благородных, чем люди, которые занимают следующую ступен* в иерархии. На низшей ступени мироздания находятся Неразумные животные, растения же, не обладающие жввотной душой, а только ра-

атительной, вследствие чего им недоступно познание, не входят в со'став системы. Также в эту иерархическую систему не входят и небесные тела, так как Витело не включает их в ч:-.сло живых существ.

Для определения местонахождения демонов в иерархии системы мироздания, а также для определения соотношения мезду местами, занимаемыми бесплотными духами, демонами, людьми и животными, и о целью определения различий в их познавательных способностях, Витело обращается к излюбленной неоплатониками математической аргументации, которая своими корнями уходит в пифагореизм. В' Средние века существовали две концепции математики, одна рассматривала ее как вспомогательную дисциплину, как инструмент, служащий для формулирования зависимостей и проведения расчетов, вторая же рассматривала математику в онтологической плоскости, когда число понималось как основа бытия, а следовательно как фактор, существующий в самой природе и склоняющий к ее математическому рассмотрению. Оба эти подхода не исключали друг друга, иногда существуя независимо, иногда же -в некоторых системах, сосуществуя друг с другом, И если в "Перспективе" Витело преобладает первая концепция, то есть по духу он здесь более близок Архимеду, то в оочинеиии "О природе демонов" он ближе Плотину, рассматривая число в плоскости онтологическо!.

Витело на основе рационалистических рассуждсний сконструировал весьма необычную концепцию системы мироздания. Взяв за основу структуру Авиценны, он вмонтировал в нее библейского Люцифера, при этом совершенно изменив его значение, а также ввел в нее неоолатоновоких демонов, которые деградировали у него до уровня

животных. Желая руководствоваться лишь природным разумом я следуя пути науки, а не теология, Витело в космологии не только не приблизился к более адекватном/ описанию действительности, но наоборот, создал совершенно бесперспективную концепцию, ¿олее далекую от реального мира, чем космологические концепции его современников - теологов, например Фомы Аквинского.

Пятая глава "Психология: Витело" поовящена анализу его учения о душе и сравнению его концепции с учениями Аристотеля и Авиценны. Переломный рубеж для всей латинской схоластики» которым бил XIII век, ознаменовавшийся творческой рецепцией наследия Аристотеля» в также арабских философов» стал таким же рубежом я для доктрин, относящихся к психологии. На примере небольшого сочинения Витело "О первоначальной причине покаяния в людях" видно, как новый аристотелевский материал накладывало* на сою предыдущую традицию христианского платонизма Августина, в каким образом происходило согласование этого материала о догматикой. Вце одной, не менее важной комноаен1ой психология Витело стали сочинения Авиценны, вристотелизирующий неоплатонизм которого я склонность к естественным наукам была близки подуху польскому ученому. Так как центральной проблемой дяя ученяя о душе является выяснение отношения души к выполняемым ею футе-цвям, то именно этому водросу было уделено йаябояьиее внимание»

Витело разделял общепринятый христианский взгляд на человека, как состоящего из души п.тела.Под душой он понимает единую нематериальную субстанция, обладающую,согласно аристотелевской

концепции, тремя способностями, в соответствии с тремя выполняемыми ею функциями." Растительная способность осуществляет функции размножения, питания и роста. Вторую ступень в иерархии способностей занимает ощущающая способность, которой уже доступно познание. Она воспринимает акцлдентальные формы вещей, отрешенные от материи. Животные, обладающие этой способностью,.доходят даже до познания, сущности, но сущности, познаваемые через чувства, во-первых, воспринимаются только от материи, и во-вторых, ненадолго удерживаются В: душе.' Ощущающая способность подразделяется на внешнюю а внутреннюю. К первой относятся чувства, познающие нечто внешнее, их пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, В описании внутренних чувств Витело следует в целом за Авиценной, так как у Аристотеля учение о внутренних чувствах не било четко изложено, и выделяет их также пять: общее чувство, воображение, фантазия, способность оценки и память. Высшую ступень в иерархии занимает разумная способность, которая, как пишет Битело, "... присуща душе вследствие ее нетленной и вечной субстанции". Таким фразой в этом принципиальном вопросе польский ученый противопоставляет свои воззрения аристотвлизму: душа не энтелехия, а субстанция, в о.оответотвни с мыслью Августина. Описав основные атрибуты разумной души, такие как нетленность ц вечность, Витело углубляет классификацию, выделяя в ной еще две способности: умозрительную и практическую. Благодаря умозрительной способности душа познает чтойность вещей, о помощью практической - осуществляет действия. Умозрительная способность подразделяется на активную и потенциальную. Активный умозрительный разум восприми«-

ет благо и знания непосредственно от высших сфер: от Бога через посредничество ангелов, представляя собоИ в человеческой душе основу понимания и содержа в себе, основополагающие логические принципы.

Душу, рассматриваемую как потенциальный умозрительный разум, Витело вслед за Аристотелем сравнивает с чистой дощечкой, на которой ничего не написано. Активный разум освещает разум потенциальный, подобно тому как свет актуализирует процесс видения а цвет вещей, и благодаря этому потенциальный разум может познавать. Когда формы познаваемых вещей через чувства доходят до потенциального разума, он извлекает из них формы интеллектуального познания, то есть истинные чтойности вещай. В отличие от Авиценны польский учений считает, что активный умозрительный разум принадлежит индивидуальной человеческой душе, а не является единым для всех людей. Отличается концепция Витело ив вопросе градации способностей ощущзющей души - он не вводит, как Авиценна, в ее состав двигательной способности. ,

. Практическую способность или практический разум Витело подразделяет на активный, господствующий и подчиняющий, и на потенциальный, подчиненный и покорный. Область практического разума -это область нравственного поведения человека.

Изложив концепцию структуры.души, ее способностей и функций, Витело переходит к философскому осмыслению истины вероучения о покаянии. Возвеличивая разум, научную даятельность ("Человек создан рада познания"), и даже строя свою концепций мироздания на различии в уровнях познания,Витело предстает как сторонках

интеллектуалазца, но оЗ утверждает, что действие разума заключается не только в познании «ара, но и в стремлений "в этой аазни обрести шзнь вечную". А променять стремление к высшему на стремление к низшему, а следовательно войта в противоречие с осново-. полагающим пранцапоц мироздания, и означает совершать грех. Такая кс^чепция соответствует мысли Августина, считавшего, что нравственное зло является, нарушением мирового порядка бытия, которое выражается а отклонении воли от бытия более полного к оа-тив менее полному. Когда человек становится на этот путь, он теряет человеческий облик, и поэтому Витало называет грешников. СЕйНьяуц, медвадяш, львами и именами других згивотшх, следуя принятой в средневековой литературе манера аллегорач'оскя пред- -стааяять .различные человеческие порока в образах соответствуй}^; зшютных. Дуоа, по мнешса Вмело, ыогет поддаваться чуЕствшшоотз, злэкуцза ее ко греху, но концентрируясь на своей суарюста, оаа восстает против наго, а чем а заключается аокеяниэ. Таким образец у Взтвло мудрость неразрывно связана с нравственности, что следует о необходимости) аз концетри» иерархического мироздания, иа вэрашнэ которого находится Бог. Стремление к поэнашш более высоких уровней Сытия, к раскрытии а осознанна более полной картшш цирл - это стремление а ту ае сторону, что а стренленае к нравственному идеалу, достазонае которого осуществляется через совзр-шенствованае дувл. •

Шестая гдакз посвяцена рассмотрении элементов ыадашша а шгнхопатологна; которых Еатедо касается в трактате "О природ

демонов", когда он описывает состояние людей, видящих не настоящих демонов, а причудливые образы своего болезненного воображения. Он исходит из того, что пары болезненной материи, идущие от больных органов или частей тела в мозг, насыщают его красками этой материи. Именно это окрашивание мозга болезненной материей является центральным понятием психопатологии Витело. Фантастические образы окрашиваются в красный цвет, когда болезненной материей является красная желчь или кровь, в черный цвет они окрашиваются из-за черной желчи, в белый - из-за белой слизд. При этом разумная способность как бы блокируется, вследствие чего она уже не может осуществлять контроль над ощущающей способностью и истинно судить о воспринимаемом» Фантазия, связывая видимые образы с цветом, исходящим из болезненной материи, начинает интерпретировать их как черных или красных демонов, таким образом принимая свои иллюзии За действительность.

.Витело, по-видимому, впервые в истории медицины приводит описание двух форм эпилепсии:.чистого эпилептического бреда ( delirium epilepfcldua ) И светлого помрачения (. obnubllatio lucidn ). Причем логично связанные, упорядоченные видения он. рассматривает как особый случай возвращения душа к самой себе, когда душа соединяется с двигателями небесных сфер, видит рай, познает вечность и вследствие этого приобретает способность про- . рочествовать о будущем.. Польский ученый знал о галлюцинациях, но интерпретировал их. так, словно они были логячнымн и осмысленными, как способ достижения высшзй реальности. Описания болезненных состояний, связанных с эпилепсией, предсташшли:важный вклад в

ре з вит не психопатологи. Они таюш свидетельствуют о наблюдательности Влтало д о больших, чей предполагалось, иодацдноких позиа-нш XIII века.

В "Заклрчвиид" диссертация подводотоя общий итог проведенного исследования л формулируются основные вывода.

СПИСОК РАБОТ ПО ТЕМЕ ДОСЕРТАЩШ

1. Витело - первый польский фчэна, ыатеиагпк а фалоооф

( ЯН в. ). / Препринт ^ 21 ( 1588 ). - ДОЕТ АН СССР. - Ы. -..1980.

2. Учеаао о дуаа польского фалософз Витало, / Враш, аопша, субстанция: от античной рацшэиадьноата к средневековой. Н. - 1ЭУ1,-

с. 9а - нб.

3.Вдтело. О первоначальной прячзне покяяяея в ладах. Изр, а праы. В.1.Надворного.V Вроет, астина, субстанция: от античной рацнональвоота а среднавакоЕоЗ. 11____19Э1. - С. 116 - 131.