автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Демидов, Михаил Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

у / о

Демидов Михаил Иванович

Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века

Специальность 09. 00. 03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских

наук

Санкт- Петербург

2011 1 2 МАЙ 2011

4845060

Работа выполнена на кафедре истории философии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент

Рукавишников Алексей Борисович

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Грякалов Алексей Алексеевич (РГПУ им.А.И. Герцена) кандидат философских наук, доцент Авксентьевский Игорь Игоревич (РГГМУ)

Ведущая организация: Русская христианская гуманитарная академия

Защита состоится « 31 .» 1 года в часов на заседании

Совета Д 212.232.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт- Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5, философский факультет,

аУД- /£ 9-

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан « » 2011_г.

Ученый секретарь Совета,

кандидат философских наук, доцеит . Л.Б.Рукавишников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Исследование консерватизма в 20 веке сопряжено с достаточно сложной задачей нахождения точек соприкосновения этого многозначного понятия с разными формами общественного знания, прежде всего, с современной философией и политической идеологией. Сами по себе идейные истоки консерватизма в том виде, в каком они были представлены на рубеже 19-20 веков в Западной Европе, порождая всестороннее философское переосмысление ценностей европейской культуры и инспирируя проект реставрации так называемого «золотого века», требуют особого научного подхода. Среди многочисленных концепций, учений и идеологий, а также пропаганды разного рода стратегий поиска целостности с оглядкой на традиции прошлого, консерватизм приобретает свое философское выражение в это время в форме «консервативной революции». Объектом рассмотрения глашатаев новой идеологии становятся не столько некие философско-политические абстракции, сколько более очевидные темы социокультурного измерения бытия - возникновения исторических моделей, генезиса и сущности морали, понимания экзистенциального времени. Упорядочивание, экономия, расчлененность, универсальность, прогресс будут противопоставляться у философов-консерваторов жизни, тайне, удивлению, многообразию. Влияние на этот процесс философии Ф.Ницше является общепризнанным фактом, обусловливающим определенную оптику рассмотрения западноевропейской философии конца 19 -первой трети 20 века. "Несвоевременный" мыслитель становится в тот период времени актуальным и остается таковым до сих пор. Влияние идей Ницше па становление философского консерватизма представляется по значимости таким же, как и влияние его философии на современность.

Степень разработанности проблемы. В историко-философской традиции философия Ницше в контексте влияния ее на современных мыслителей выражена, на мой взгляд, по меньшей мере, в трех различных смыслах. Самым распространенным из них является вариант, где Ницше выступает, ках своего рода праворадикальный философ, занимающийся критикой немецкой морали, политики, культуры. Этому

посвящены работы Коплстона, Левита, Фулье, Шелера1. Примерно такой же образ Ницше сложился в советской и в новейшей российской философии, где Ницгас выступает реакционным идеологом социального переустройства немецкого общества, отстаивающим ценности пруссачества, диагностирующим кризисное состояние европейского общества и ищущим выход из него с помощью мифотворчества (идеи переоценки ценностей, Сверхчеловека, воли к власти). Этому посвящена, например, статьи2 ДЛухача, Б.Бернардияера, Б.Быховского ставшие по сути программными для понимания Ницше и ницшеанства в советской философии. В этом отношении оценка идей Ницше советскими историками философии 1950-х-1960-х годов (С.Одуев, А.Богомолов, Т.Ойзерман, Ю.Мсльвиль) сохраняет преемственность с идеями 1930-х годов. В 1970-80-х годах появляются новые моменты в осмыслении Ницше в СССР. Анализируются ницшевсхое понимание античности, его учение о воле, его консервативно-романтические идеи3, однако даже и в 1990-2000-х годах появляются работы, носящие схожий с советской критикой пафос восприятия Ницше как правого радикала4.

На втором месте по "условной популярности" следует либеральная трактовка идей Ницше, характерная для современной англоязычной философии, распадающаяся на условно "демократическое"5 (Хейтаб, Хант, Шоу, Ансель-Персон, Соломон) и

1 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.,2004; Левит К От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX век. СПб, 2002; Фулье А. Ницше и имморализм, М., 2006; Шелер М. Ресентимент в структуре моралей, СПб, 1999

2 Лукач Г. Ницше как предшественник фашистской эстетики // Литературный критик. 1934. № 12; Бернадянер Б.М. Философия IImune и фашизм. Л.; М.: Соцэкгиз. 1934.; Быховский Б. Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. -V 8-9. С. Н 2.

3 А. Н. Мочкин Вокруг идейной эволюция Нише // Вопросы философии. 1978. № П. С.136-141; Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1981. C.103-U7; Философская эволюция Ницше // История зарубежной философии и современность. М., 1980. С.37-44; А.В.Михайлов. Ницше, 11 Философский словарь, М., 1983; А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. Буржуазная философия середины Х1Х-началаХХ века, М.,1988.

4 Бугера В. Социальная сущность и роль философии Нищпе, 2004

5 Hatab Lawrence Nietzsche's On The Genealogy Of Morality, Cambridge, 2002; Lester H.Hunt Nietzsche and the origin of virtue Routledge, 1991; Tamsin Shaw Nietzsche's political skepticism Princeton Umversity Press, 2007; Reith Ansell-Pearson Nietzsche and Modem German Thought Routledge, 1991; Robert C. Solomon Living with Nietzsche Oxford University Press, 2003

"левоцентристское"6 (Неймас, Голомб, Ассуон, Шифт) направления. Здесь Ницше выставляется предтечей прагматизма Джемса и Рорти, структурализма и постструктурализма, анархизма, теорий "новых левых", пацифизма и так далее.

Существует и третий, не менее существенный пласт интерпретаций Ницше. Мыслители, относимые в рамках данной диссертации к этой традиции, акцентируют внимание на работах об истории, воли к власти и «вечном возвращении». Подобные трактовки характерны для Хайдеггера7, Юнгера8, Ясперса9, а также многочисленных теоретиков консервативного движения в Европе в первой трети 20 века. Их рассуждения зачастую отождествляются с ницшевскими идеями, что делает их вторичным интеллектуальным продуктом, которыми они не являются, поскольку их философские концепции не предполагают эпигонское заимствование тем из работ Ницше. На Западе подобные темы поднимались в работах социальных философов и были связаны с рецепцией взглядов Ницше в политической философии - наиболее очевидной области знания, где реализовались концепты учения Ницше. В России сейчас в свет выходят публикации отечественных философов, в которых Ницше начинает восприниматься именно как идейный вдохновитель философского консерватизма начала 20 века (А. Перцев10, А.Мочкин").

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является выявление наиболее явных и законченных рецепций философского наследия Ницше на консерватизм конца 19 и начале 20 века в английской и немецкой традиции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

6 Alexander Nehamas The Eternal Recurrence /У The Philosophical Review, Vol. S9, No. 3 (Jul., 1980); Nictzsche, godfather of fascism? : on the uses and abuses of a philosophy / edited by Jacob Gotomb and Robert S. Wistrich. Princeton University Press, 2002; Paul-Laurent Assoun. Freud and Nictzsche The Athlone Press 2000; Shift Alan Nietzsche's French Legacy, Routledge, 2006

7 Хайдеггер M. Ницше (б 2 т.), СПб, 2006-2007

8 Юнгер Г. Ницше, М., 2001

' Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2003

10 Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. Из-во Владимир Даль, 2009

11 Мочдсин А. Парадоксы неоконсерватизма, М.1999

• определить границы применения «консерватизма», «философского консерватизма» и выявить содержание «консервативной революции» в Гермапии па рубеже 19-20 веков;

• реконструировать идеи творчества Ницше, получившие развитие в философском консерватизме 20 века;

• систематизировать основные направления восприятия этих идей Ницше в аигло- и немецкоязычной традиции (Шпенглер, Клагес, Хайдеттер, Юнгер, Манн, Леви, Бертрам)

• продемонстрировать влияние консервативной революции на западноевропейскую философию и общественную мысль в 20 веке.

Объект исследования - консервативная философия первой половины 20 века в англосаксонских странах (Германия, Австрия, Великобритания).

Предмет исследования -идеи философии Ф.Ницше, относимые к философскому консерватизму в Западной Европе рубежа 19-20 веков.

Методология и источниковедческая база исследования. В качестве источниковедческой базы настоящей работы были использованы опубликованные на русском языке переводы основных произведений Нтцпе, а также его так называемого "Наследия", а также широкий пласт исследований на английском и немецком языке, связанный с разработкой консерватизма как идеологии и философии в конце 19-первой половине 20 века. Выбор цитируемых в диссертации работ философа отражает необходимый минимум первоисточников, требуемый для решения поставленных задач.

В ходе работы с источниками применялись принципы системного анализа и сравнительный подход, а для анализа ключевых программных произведений использовался метод философской герменевтики.

Научная новизна.

В процессе исследования получены следующие теоретические результаты, которые в целом определяют новизну данной работы и выносятся на защиту: - «консерватизм», «философский консерватизм» и «консервативная революция» определены в историческом контексте рубежа 19-20 веков как радикально-революционная совокупность идеологий и учений, описывающих состояние

европейского общества в ситуации культурного кризиса и направленных на построение «лучшей жизни», на выработку новых исторических целей и на формирование новой философии через мифотворчество «золотого века»;

- идеи «консервативной» философии Ницше - историзм, «вечное возвращение», «рессентимент», отраженные в его творчестве, где он говорит об образовании и государственности в Пруссии, истории и культуре Европы, явились теоретическим фундаментом для формирования течений «консервативной революции» (неоконсерватизма);

- основные философские направления интерпретации идей Ницше в немецкой и английской традиции были связаны с восприятием идей метафизического понимания времени (Клагес, Хайдегтер), истории (Шпенглер, Георге) и морали (Клагес, Юнгер, Леви);

- влияние философского консерватизма на западноевропейскую философию первой трети 20 века представлено как конгениальное единство стратегий интерпретации идей Ницше в стремлении к поиску целостности как той ценности европейской культуры, которая была разрушена в период социальных, философских и научных революций.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В диссертации рассмотрены недостаточно исследованные в отечественном ницшеведении консервативные идеи Ницше и различных западноевропейских мыслителей первой половины 20 века, для которых эти идеи стали теоретическим фундаментом. Возможность определения ключевых положений нового подхода к осмыслению философских идей Ницше, ведущего к лучшему пониманию историко-философской значимости философов, идеологов и публицистов Германии и Англии на рубеже 19-20 веков, определяет социокультурный вектор понимания современной зарубежной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по истории философии в 20 веке.

Апробация результатов исследования. Использованные в диссертации выводы были отражены в выступлениях на конференциях, круглых столах, семинарах, посвященных проблемам наследия Ницше («Философия и жизнь», «Рациональность и вера», «Проблемы философской компаративистики» и «Ницше-

семинар» в рамках Дней Петербургской философии в 2005-2009 годах), а также в ряде научных статей.

Структура диссертации. Работа состоит го введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна работы и методология исследования, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Философия Ницше в историко-философском контексте философского консерватизма» раскрывает основные методологические положения заявляемого в диссертации исследования философии Ницше как философского консерватизма. Глава состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Историко-философское измерение консервативной философии и место Ницше в ней» посвящен историософской проблеме проведения современных исследований идей Ницше в 20 веке. Отмечается, что для их корректного и адекватного понимания потребуется использовать особый вид интерпретации, который близок по своему смыслу с «интеллектуальной историей» как жапром истории философии согласно идее Р.Рорти. На основе этого подхода заявляется, что в немецкой традиции, являющейся основной для формирования европейской рецепции идей Ницше в 20 веке, наблюдалось тяготение к политизации его философии с правых позиций, тогда как малоизученным остается другой пласт интеллектуальной культуры - так называемое движение «консервативной революции». В диссертационной работе используется термин «консервативная революция» в кавычках как уникальная дефиниция, хотя возможно и допустимо написание этого термина и без кавычек как обычное понятие. Кроме того, ставится знак равенства между «консервативной революцией», европейским неоконсерватизмом рубежа 19-20 веков и философией консерватизма с методологической точки зрения. Для этого в диссертации проводится анализ понятий «консерватизм» (его генезис и типология), «философский консерватизм» и «консервативная революция». Указывается, что концептуальным ядром нового идеологического течения являлись идеи переоценки всех ценностей, нигилизма,

цикличности времени, совершенствовании через развитие волевого начала, понятые именно в новом методе изучения текстов Ницше, основанном на выделении доминантных работ в философском творчестве немецкого мыслителя с обязательной работой над черновиками рукописей.

Во втором параграфе «Влияние идей Ницше на «консервативную революцию» рассматриваются несколько подходов к определению идей, относимых к новой идеологии, получившей множество названий, в том числе, «новый национализм», «революция справа», «прусский социализм», но вошедшей в историю как «консервативная революция» на основе нескольких исследований крупнейших западных и отечественных историографов (А.Моллера, К.фоп Клемперера, А.Госслера, С.Бройера, К.Зонтхаймсрз, Р.фон Бусше, К.Леяка, А.Мочкина, К.Свасьяна, С.Алленова и др.). В работе определяется крут копсервативных идей, общих для этих исследователей, к которым находятся соответствующие корреляты в философском словаре Ницше - историзм, «вечное возвращение», «рессентимент».

Во второй главе «Эволюция копсервативных идей философии Ницше» проводится детальный анализ взглядов Ницше на состояние права, культуры и образования в Германии в 19 веке, новоевропейских понятий морали и метафизики в произведениях «Рождение трагедии из духа музыки», «Греческое государство», «О пользе и вреде истории для жизни», «О будущности нащих образовательных учреждений», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Сумерки

идолов», «К генеалогии морали», «Воля к власти», а также черновиках и письмах

/

философа, относящихся к периодам написания данных работ.

В первом параграфе «Взгляды Ницше на образование и право» исследуются три основных темы философского консерватизма, возникающих в произведениях немецкого философа. Первая из них касается взглядов Ницше на современную ему политическую ситуацию и предъявленная в оценках политического устройства Пруссии. Вторая тема раскрывает его несогласие с тем, что мораль может служить основой для построения общества, поэтому и начинает уже в ранних произведениях исследовать сущность политики («Греческое государство», «Рождение трагедии»). Третья тема политического консерватизма Ницше связана с исследованием природы политической идентичности немцев и европейцев.

В диссертации показана ницшевская идея о взаимосвязи политического

состояния европейского общества с его моральным развитием, которая представляет собой негативный результат развития христианства в его протестантской версии. В существующем виде этические запросы европейцев не могут определять общественные отношения и политику, поскольку европейская идентичность, сформировавшаяся в условиях греческой цивилизации, теперь пе обеспечивает целостность социума. Показано, что для этого Ницше предлагал план «культурного обновления» для немцев, начав свой проект с обновления образовательной парадигмы, которая должна заменить «первую натуру» человека (комплекс идей в историческом измерении - моральных, культурных, воспитательных и т.п.) на «вторую натуру», которая будет основана на удачных практиках Древней Греции (трагедия, эстетизм жизни, интуитивное познание, свобода мышления и так далее). С этой позиции критика культуры приобретала новое измерение - призыв философа стать собой должен быть понят не как требование возврата к природе или нахождения своей субъективности, а скорее как обращение к культуре и ее обогащению. То, что отличает человека от животного, по млению Ницше, состояло в том, что люди могут увидеть самих себя на пути к чему-то более высшему, чем они сами. Ницше рассматривал природное как необходимость спасения и самосовершенствования индивида, ум которого находится в услужении его воли; но, тем не менее, сам человек проводит большую часть своего времени, пытаясь избежать понимания своего несчастного затруднительного положения, сосредотачиваясь на политике, на пауке, зарабатывании денег или социализации. Только некоторые смогут преодолеть это - философы, художники и святые, которые создают новые образы жизни. Ницше устанавливает несколько критериев оценки культуры - сначала возникновение потребности в философии, потом потребность в искусстве и, наконец, отношение к древнегреческому и древнеримскому наследию. В соответствии с этими критериями, оп считал, что современная немецкая культура деградирует, акцентируясь на технике, эмпирической науке и коммерциализации образования.

Обозначено, что Ницше выступал против главных утилитарных принципов, в частности, против поступков на благо государства или общества, и, таким образом, против любых социальных идеалов в роли философии. Помимо установления в качестве цели культуры производства гениев, Ницше настаивал на необходимости враждебного отношения к тем влияниям, привычкам, законам и учреждениям,

которые препятствуют этой цели. Он считает, что псевдокультура его времени не только не воспитывает человека, но и препятствует образованию. То, что Ницше считал враждебным по отношению к культуре, связано с меркантильными интересами определенных людей в управлении государством, с использованием институтов моды и ритуалов для маскировки нигилистических установок цивилизации в рамках движения к тотальному контролю жизни наукой. Изучая связь между богатством и распространенным пониманием культуры, Ницше доходил до того, что позже будет названо "инструментальной рациональностью" или "экономическим рационализмом". Ницше также критиковал узкую специализацию в образовании как отклонение от пути истинной культуры.

За пределами полемики критического анализа науки и образования у Ницше возникает еще и недовольство мыслителя поведением ученых, которые игнорируют эстетические переживания человека, предлагают узкий взгляд на вещи и подвержены меркантилышм интересам общества, в котором они работают. Образу ученого Ницше противопоставляет образ метафизического «гения», который происходит из народа. Соответственно в современной немецкой традищш существующие образовательные учреждения заняты подготовкой людей к экономике, а не к культуре, поэтому существует необходимость создания таких университетов, которые будут сосредоточены исключительно на подготовке культурных «гениев».

Далее в диссертации показано, что для Ницше государственное влияние на образование воспринимается, как нечто негативное по причине того, что правительство убирает из всей культуры те составляющие, которые противоречат ее устоям, соответственно, создавая идеальный вариант образования, которое превращается в пропаганду государственной власти. Ницше предостерегает, что подобная тенденция в образовании приведет к его деградации до самой примитивной формы культуры варварства. Пути выхода из такого кризиса находятся в образе греческого государства.

В соответствии с той важностью, которую Ницше уделяет воспитателям прошлого и филологической традиции, немецкий философ рассматривает воспитание на родном языке как путь к настоящей культуре и эстетике. Он видит такую дисциплину и привычку как средство внушения чувства великого по отношению к классическим авторам и культурному наследию Древней Греции. Для Ницше нормой

будущего образования становится опыт переживания полноты жизни с задачей укрепления основ культуры, возобновления интереса к природе человека, включая все иррациональное в нем.

Во втором параграфе «Взгляды Ницше на метафизику и мораль» рассматривается критический метод Ницше по изучению морали (проект генеалогии)

и ее преобразования (в будущем проекте «воли к власти»), а также интерпретация

\

метафизики в контексте идеи о вечном возвращении. В работе показано развитие предшествующих идей Ницше о реставрации культурных оснований греческого дионисийства в новоевропейской действительности, связано с появлением новых образовательных и политических стратегий в рамках развития научного и, в частности, философского изучения современности. Роль «гения» заменяется «свободным умом» - позитивистом, свободным от патетических идеалов религии, искусства и морали, который сможет деконструировать существующее человеческое знание до знаний условий культуры, вместо того, чтобы принимать мифические цели метафизики и рациональности за истину, тогда как они являются иллюзиями. Человек, по Ницше, имеет определенные психологические характеристики, главной из которой является возможность «овладевания собой», которая позже будет заявлена в работах как один то аспектов «воли к власти». С этой точки зрения Ницше предлагает экспериментальный анализ природы человека - в «Человеческом, слишком человеческом» он направлен на выявление «чувственности», в «Веселой науке» - на влияние инстинктивных оснований психологических потребностей жизни людей, в «Генеалогии морали» и «Антихристе» - на аналитику смены двух моральных установок общества («рабской» и «аристократической»). Итоги этого анализа сводятся в афоризмах «Воли к власти», в которых описывает свою концепцию попимапия прогресса, теории познания и философской антропологии.

В третьей главе «Консервативные идеи Ницше в немецкой и английской традиции» производится ретроспективный анализ публицистической и историко-философской традиции интерпретации ницшевских идей в Великобритании и Германии в период последнего десятилетия 19 века - первой трети 20 века в либерально-демократической и правой среде с акцентированием на работы так называемых «маргинальных» философов («круга Георге», Л.Штайна, Г.Зиммеля, Э.Бертрама) и теоретиков «консервативной революции» (Т.Маняа, Л.Клагеса,

Э.Юнгера, О.Шпенглера) и ее аналогов в Великобритании (Б.Шоу, О.Леви, Т.Харди).

В первом параграфе «Открытие Ницше в Западной Европе» дается краткий анализ этапов развития интереса к философскому наследию Ницше в период с момента публикации последних прижизненных произведений философа до Первой мировой войны в Европе и в период существования Веймарской республики. В работе показано то, как консервативно настроенная интеллектуальная элита Германии и Австрии воспринимала идеи Ницше до начала войны и после ее окончания (до прихода национал-социалистов в Гермапии к власти). Указывается, что довоенная интерпретация выставляла консервативные идеи о кризисе и реставрации культуры, цикличности истории и «воли к власти» как идеологическое обоснование кризиса власти и социальных отношений, разрешить который можно было только путем развязывания вооруженного конфликта в Европе за сферу политического и социокультурного влияния. Разворот в сторону реакционно-консервативного (вместо милитаристского) понимания Ницше произошел в последние годы Первой мировой войны, и окончательно подобная интерпретация сформировалась во время существования Веймарской республики. В этот период эти идеи о неприятии буржуазной пошлой культуры, о появлении сверхчеловека в лице духовной элты и творческих людей начинают восприниматься как основания для построения новой эстетики на интуиции и пророчестве и немецкой духовности. Образ Ницше позволял найти рассказать об этом без пафоса социальных и прогрессистских фраз и прокламаций. Ярким примером такого понимания является философия С.Георге. Последний заимствует идею аристократизма в философии у немецкого мыслителя, но дополняет ее идеей культурной общности, а не абстрактными социальными обязательными регулятивами. Подобный эстетический проект преобразования общества и нации воспринимается именно как политический проект в самом широком смысле. Тем не менее, как и большинство программ ницшеанства, существовавших в этот период времени, идеи Георге были лишены сколько-нибудь определенной формы, то есть, они не могли бы быть выстроены в доктрину. Их идеологи были далеки от становившихся популярными идей о равноправии в обществе, и собирались создать новую немецкую мифологию, поставив на первый план интуитивное знание, внутренний опыт переживания и жизненные чувства вместо научных истип. Им импонировала неакадемическая концепция истории,

предложенная Ницше, основным субъектом которой был Сверхчеловек. Они разделяли идею Ницше, высказанную им в «Несвоевременных размышлениях» («О пользе и вреде истории для жизни»), что изучать надо только великие события и великих деятелей, причем именно поэты из-за особого внутреннего склада души могут отличить величие от всего остального, схватить и передать это чувство и представить в своих произведениях.

Также одной из ключевых консервативных идей Ницше стала «воля к власти», развиваемая в метафизическом противопоставлении «духа» и «души» у Л.Клагеса. Ницше по Клагесу - это провозвестник космической души, которая связана с дионисийской дикой энергией. Индивидуализм философии Ницше отвергается, а в греческой трагедии ищется понимание того, как она трансформирует личную жизнь каждого человека в жизнь универсума. Именно в этом космологическом «дионисийстве» Клагес видит вообще идею движения, преодоления ограниченности личности в экстазе, который описан в «Рождении трагедии». Там, по его мнению, проявляется истинная жизнь, которой противостоит то, что называют духом, нечто аналогичное понятию сократизма у Ницше. Однако сильно акцентируя внимание на проблеме дионисийского начала души, Клагес радикально отклоняет идею о воле к власти. По сути, Клагес говорит, что воля к власти - это желание убить саму жизнь. Консерватизм, таким образом, сталкивается с тем, что фигура Ницше находится в точке перехода - с одной стороны, понятое в интуитивистском ключе философское наследие говорит о перспективах нового мира, который является реставрацией бывших естественных устоев жизни людей, с другой стороны, сам философ не реализует ни в каком виде (в том числе, и в своих произведениях) сколько-нибудь четкую программу, как этого можно достичь, а только лишь намечает основные векторы движения (с точки зрения иррационалистов-толкователей). Трагедия Ницше, по мысли Клагеса, состоит в том, что он «зажат» бурным энергичным дионсийским началом и стремящимся все преодолеть Сверхчеловеком. Из-за своих сложных отношений с сократизмом, который он критикует, но от которого не может так до конца избавиться, Ницше так и не преодолевает внутреннюю напряженность между оргиастическо-интуитивными языческими и сдержанно-рационалистическими христианскими чертами характера.

Достижение Клагеса в истолковании Ницше состоит в указании на наличие его

двойного влияния на авангардную общественную мысль в Германии. Речь идет о двух темах ниищеапства - «мужского» императива динамического самосозидания и «женского» погружения в трансиндивидуалыгое дионийское начало. Вокруг этих двух аспектов (по отдельности или в попытках объединения и уничтожения какого-либо из них) и разворачивается основная рецепция идей немецкого мыслителя, которая превращается в эклектичную философскую мысль Веймарской Германии. Клагес показывает сложность классификации подобных ницшеанских тем - этого всеобъемлющего иррационализма, витализма, космического дионисийства, антииндивидуализма и так далее, что, по мнению ряда критиков, описывает типичную реакционную философскую мысль, отрицающую прогресс в истории. Тем не менее, подобное самопреодолеиие Ницше и его идея о воли к власти формируют идейную почву для немецкого авангарда, протестующего против либерализма и буржуазной современности, рационализма и индустриализма в культуре. При этом интерпретационных ходов попимания философии Ницше в Германии уже в 1920-е годы можно насчитать больше десятка.

Второй параграф «Консерватизм истории» посвящен исследованию главной консервативно-ориентированной интерпретации идей Ницше в творчестве теоретика «консервативной революции» О.Шпенглера. Для исследования используется программная работа «Закат Европы». Шпенглеровская интерпретация Ницше начинается с восприятия идеи «судьбы» (amor fati), взятой из греческой трагедии, которая дополняется дихотомией этики «хищников» и «травоядных». Из понимания культуры как некоего прафеномена и судьбы как "органической логики бытия" Шпенглер делает вывод, что каждая культура неизбежно должна иметь собственную идею судьбы, собственную душу (фаустовскую и аполлоновскую). Поскольку души культур разведены друг от друга, то человек одной культуры никогда не сможет понять, что говорит другая культура и другая судьба. В образе человека фаустовского душевного склада, завершающего последний отрезок своего пути в цикле идущей к гибели западной культуры, дается проекция реального человека — типичного представителя того социального слоя современного общества, того класса, глазами которого Шпенглер как философ и идеолог смотрит на мир, на задачи и функции собственной философии. Ключевая фаустовская характеристика души от всех других - воля, схожая по смыслу с «волей к власти» Ницше. Жизнь культурного организма,

по Шпенглеру, состоит в постоянной борьбе духа или души против внешнего материального мира, то есть «тела». Дуализм души и тела культуры ведет к признанию двух различных способов позпания - рассудочного и интуитивного. Любая культура, по Шпенглеру, проникнута этим дуализмом, неразрешимыми противоречиями. Душа есть жизнь, а жизнь - вечный поток, становление; она органически связана со временем и с понятием судьбы. Судьба тождественна с переживаемым каждым человеком чувством времени, которое означает неизбежность всего совершающегося, предопределенность и необратимость жизненного процесса. Тело культуры - совокупность символов - познается нами посредством категорий пространства и причинности, потому что "символы" - застывшее мертвое бытие. Но так как "символы" являются продуктами творческой деятельности души, то время порождает пространство, судьба - причинную необходимость, дух - мир, история -природу (которая есть функция определенной культуры, то есть ее души), жизнь -смерть. В силу наличия таких оппозиций существуют две формы космической необходимости: органическая и механическая, которые связаны с пониманием понятий «культура» и «цивилизация» в повороте от религии и метафизики к положительной науке. В характеристике симптомов и причин "болезни" западной культуры, поставившей ее на грань гибели, и Ницше, и Шпенглер, говорят об одном и том же. Если для Ницше консервативное понимание истории имело культурно-политический оттенок (больше всего это заметно в «Человеческом, слишком человеческом») и это историческое сознание было призвано подготовить интеллектуальную почву для «свободного ума», который строит свою жизнь на постоянном поиске «пред-условий культуры» и занимает позицию релятивиста-консерватора, то для Шпенглера, несмотря на идейную близость с Ницше, на первое место выходят абсолютистко-консервативные идеи. Отсюда в морфологии истории Шпенглера появляются симптомы смерти в их нарастающей прогрессии: угасание чувства свободы творчества, ощущение отчужденности и тяжести образов, потребность в рационалистическом исследовании существующего, рефлексия вместо непосредственного переживания - первые признаки уставшей души; потеря способности воспринимать жизнь как не осознаваемую, не допускающую выбора очевидность, как угодную богу неотвратимую судьбу, стремление истолковать бытие разумно, целесообразно - следующая ступень в развитии ее недуга; поиски

"естественной" религии, восстание против культа и догматов, противопоставление "естественного" права историческому, создание "стилей" в искусстве вместо свободы творчества, стремление заменить государство "общественным устройством".

В третьем параграфе «Консерватизм морали» рассматривается Веймарский период изучения ницшевских идей в Германии и Австрии. Для этого используется сравнительный анализ работ Э.Бертрама и Т.Манна о Ницше. Опубликованные в 1918 году «Размышления аполитичного» Маша и «Ницше: попытка создания мифологии» Бертрама изображают Ницше как диагноста и терапевта умирающей европейской культуры, хотя их авторы используют разные методы интерпретации (Бертрам демонстрирует неоромантический и антирационалисгический подходы, а Манн -антидемократический и антиполитический). Основная идея мыслителей - показать Ницше как интеллектуального выразителя германизма 19 века, сохранившего преемственность с традиционными немецкими идеями. Образ философии Ницше, выстроенный у Манна и Бертрама, заметно отличается от распространенного довоенного образа идеологов «консервативной революции». В диссертации показывается и дуализм, и амбивалентность образа Ницше, найдешпле Манном, и исключительно положительная оценка образа, продемонстрированная Бертрамом, приведшая к тому, что в национал-социализме фигура Ницше станет синонимом «сверхнемецкости».

В диссертации отмечается, что этот мифологизированный образ философии Ницше просуществовал с самого возникновения Веймарской республики и до конца существования нацизма в Германии. В то время как идеи Ницше широко распространились в националистических кругах, политика правых перестала ассоциироваться с традиционными ценностями церкви, монархии и аристократии. Теперь эти политики стали оппозиционно настроенными к действительности и для укрепления своей идеологии воспользовались селективной подборкой ницшеанских идей. Войпа ускорила это движение и сгладила прежнюю конфронтацию между радикальными ницшеанцами и правым политическим истеблишментом. Теперь оба лагеря стали идейными противниками Веймара и революционерами-консерваторами. Философия Ницше теперь обеспечивала идеологов необходимой концептуальной базой для формирования новой национал-социалистической этики, пришедшей на смену довоенному патриотизму, критики либерализма Веймарской республики и

массовой культуры, возникновению новой породы Сверхлюдей. Таким образом, «философия жизни» в лице Ницше приобретала политическое измерение -ультраправые постоянно использовали ницшеанскую идею пострационалистического, постхристианского общества, находящегося «по ту сторону добра и зла», общества, построенного на идеях витализма, где подавлялась бы любая декадентская идея.

Далее в диссертации показано, как серьезно преобразилось и учение о «философии будущего» у Ницше - идеи, о которых учил пророк Заратустра, понимались после заключения Версальского мирного договора не как статичные догмы, а как динамичные основания культуры. Проигравшие войну немецкие солдаты, вернувшиеся с войны, под влиянием идей Ницше в популяризированной форме полагали, что войпа освятила их на борьбу с самими собой и «опасную жизнь», при этом испытывали чувство потеряшюсти и тоски, поскольку для них не было места в Веймарской республике. Как результат этого формировался новый тип человека, свободный от морали и буржуазных ценностей и лицемерия, но руководствующийся в поведении своими инстинктами. Поэтому у поздних идеологов ницшеанства в 1930-е годы война перестает восприниматься как нечто противоречащее жизни и нарушающее права людей (как у либерально настроенных рационалистов). У такой жизни, считали ницшеанцы-нацисты, нет цели, а есть только одна вечная борьба, а сам человек стоит перед лицом возникающего во всех сферах общества нигилизма и героически воспринимает эту ситуацию, преодолевая его через реализацию «воли к власти». Таким образом решался вопрос формирования постлиберальных и постбуржуазных ценностей - человек должен был стать «хищным животным», перестать быть одиночкой и индивидуалистом, то есть, стать как все вокруг него брутально-естественным. Именно такого человека описывает в своих произведениях идеолог «консервативной революции» Эрнст Юнгер. Это был Заратустра, вернувшийся с поля боя, чья уникальность была насильственно преобразована в типичность, во взаимозаменяемую деталь большого механизма. Все индивидуальное в этом человеке исчезает, поскольку Юнгер помещает его в общество тотальной мобилизации, где весь динамизм и творческая энергия подавлены дисциплиной и подчинением «промышленной» машине нацизма. Подобная риторика господствовала повсеместно во всей Веймарской республике, несмотря на критику со стороны скептически настроенных интеллектуалов, которые

говорили о невозможности объединения этих двух стратегий - должны быть или диописийские люди вне технократического общества, или же технократические люди без дионисийства. Тем не менее, политизированная «философия жизни» Ницше становилась инструментом для устранения (в том числе, и физического) недовольных подобным идейным курсом Германии и опасающихся вырождения нации.

В четвертом параграфе «Ницше в Англии» исследуется распространение идей философии Ницше па великобританском интеллектуальном ландшафте на рубеже 1920 веков. Указывается, что британцы в конце 19 века воспринимали ницшеанскую философию (в частности, учение о сверхчеловеке) через дарвиновскую теорию естественного отбора и вульгарную интерпретацию, предпринятую М.Нордау. Одними из наиболее авторитетных исследований этого периода являются «Ницше в Англии 1890-1914 годов» Дж.Тэтчера и П. Бриджуотера «Ницше у англо-саксов: исследование влияние Ницше на английскую и американскую литературу». В параграфе производится сравнительный анализ философских идей Ницше с воззрениями Дж.Дэвидсона, Х.Эллиса, А.Р. Орейджа, Б. Шоу, Т.Харди и У. Иейтса. В диссертации указывается, что ницшеанство на Британских островах имело не меньшее влияйте, чем в континентальной Европе, а идеи Ницше становились образцовыми в творчестве английских интеллектуалов в литературе и социальных науках перед Первой мировой войной, то есть, в период 1890-1914 годов, несмотря на позднее появление переводов работ. Отмечается, что из основных консервативных идей философии Ницше в Великобритании наибольшей популярностью пользовалось учение о сверхчеловеке, которое инспирировало появление теософских кружков, схожих по основаниям с «консервативной революцией» в Германии. В параграфе также анализируется влияние переводчика и популяризатора ницшеанства О.Леви на интеллектуальный климат Великобритании, который помимо подготовки первого 13-томного академического собрания сочинений, занимался активной публицистической работой о Ницше. Он ставил перед собой задачу исследования ницшеанства (в частности, идеи вырождения европейской культуры, генеалогию морали, учение о сверхчеловеке, волю к власти и вечное возвращение). По его млению, немецкий философ был выразителем программы «переоценки всех ценностей», в ходе которой «мораль рабов», пронизывающая западную цивилизацию, будет заменена на «мораль господ», построенную на языческих, аристократических и героических ценностях. В

отличие от популярных в Великобритании расовых теориях Леви защищал аристократическую мораль и евгеническое воспитание, однако связывал его с обязательным наличием религиозной или философской веры, предлагая в качестве универсального источника философские идеи Ницше.

Далее в диссертации показано взаимопроникновение идей Ницше на творчество Б.Шоу и Т.Харди - для первого мыслителя оно было основанием для построения концепции, которая представляет собой практическое воплощение «генеалогии морали», а для второго британского писателя оно является диалогической основой для критики идей Ницше о «смерти Бога», творческой диалектики аполлонического и дионисического начал и эстетизма жизни. Харди воспринял консервативные идеи философии Ницше в контексте кризиса современной цивилизации и предстоящей войны, в которой он видел воплощение «воли к власти». Тем не менее, он не поддерживал милитаристкие настроения англичан, например, видя ход англо-бурской войны как воплощения «натуралистической этики» и антигуманизма. Харди расходился с Ницше в понимании этики существования - то, что для Ницше являлось «моралью рабов», для Харди представлялось единственно возможным способом спасения человека.

Специфика двойной интерпретации работ немецкого философа, связанная с необходимостью перевода их на английский язык, рождала при общности главных выделяемых всеми исследователями идей Ницше полемическое отношение к его роли в развитии интеллектуальной среды того времени - от идейного вдохновителя теософов и правых публицистов до одного из несостоявшихся претворителей в жизнь идей дарвинизма и позитивизма в антропологии.

В заключении формулируются основные выводы выполненного диссертационного исследования.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ дня публикации основных результатов диссертационного исследования:

1. Демидов М. Современные подходы к историко-философскому наследию Ницше в англоязычной традиции в 20 веке // "Этносоциум", №4, 2010. С.108-116. 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях:

1. Демидов М. Образование как освобождение себя (Краткий взгляд на

образовательную парадигму Ницше) // "В мире научных открытий" №1 Часть 1 2010, стр. 79-86.0.7 пл.

2. Демидов М. Тезисы доклада "Ницше рациональный: черновики" VIII Международной научной конференции "Рациональность и вера", СПб, 2009. стр. 161163 0,2 п.л.

3. Демидов М. Тезисы выступления "Ницше комичный "по ту сторону добра и зла" // "Философия и жизнь" (ДПФ-2009), СПб, 2009, стр.14. 0,1 п.л.

4. Демидов М. «От «человеческого» к «постчеловеческому»: от Делеза к Фукуяме» // Компаративное видение истории философии. Сборник докладов на межвузовской конференции «Проблемы философской компаративистики». - СПб. , 2008., 0,6 п.л.

5. Демидов М. ««Черновой» Ницше: альтернативный вариант прочтения» // Компаративное видение современной философии: Материалы межвузовской конференции. СПб, 2009., 1,0 п.л.

Подписано в печать 24.02.11 Формат 60x84'/¡6 Цифровая Печ. л. 1.5 Уч.-изд.л. 1.5 Тираж 100 Заказ 04/02 печать

Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 8)

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Демидов, Михаил Иванович

Введение.

Глава 1 Генезис философского консерватизма в 19-первой половине

20 века.

1.1 Историко-философское измерение консервативной философии и место Ницше в ней.

1.2. Влияние идей Ницше на «консервативную революцию».

Глава 2 Творчество Ницше как идейное основание консервативной западноевропейской философии рубежа 19-20 веков.

2.1.Взгляды Ницше на образование и право.

2.2. Взгляды Ницше на метафизику и мораль.

Глава 3 Консервативные идеи Ницше в немецкой и английской традиции.

3.1 Открытие Ницше в Западной Европе.

3.2 Консерватизм истории.

3.3 Консерватизм морали.

3.4. Ницше в Англии.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Демидов, Михаил Иванович

Актуальность темы исследования. Исследование консерватизма в 20 веке сопряжено с достаточно сложной задачей нахождения точек соприкосновения этого многозначного понятия с разными формами общественного знания, прежде всего, с современной философией и политической идеологией. Сами по себе идейные истоки консерватизма в том виде, в каком они были представлены на рубеже 19-20 веков в Западной Европе, порождая всестороннее философское переосмысление ценностей европейской культуры и инспирируя проект реставрации так называемого «золотого века», требуют особого научного подхода. Среди многочисленных концепций, учений и идеологий, а также пропаганды разного рода стратегий поиска целостности с оглядкой на традиции прошлого, консерватизм приобретает свое философское выражение в это время в форме «консервативной революции». Объектом рассмотрения глашатаев новой идеологии становятся не столько некие философско-политические абстракции, сколько более очевидные темы социокультурного измерения бытия - возникновения исторических моделей, генезиса и сущности морали, понимания экзистенциального времени. Упорядочивание, экономия, расчлененность, универсальность, прогресс будут противопоставляться у философов-консерваторов жизни, тайне, удивлению, многообразию. Влияние на этот процесс философии Ф.Ницше является общепризнанным фактом, обусловливающим определенную оптику рассмотрения западноевропейской философии конца 19 - первой трети 20 века. "Несвоевременный" мыслитель становится в тот период времени актуальным и остается таковым до сих пор. Влияние идей Ницше на становление философского консерватизма представляется по значимости таким же, как и влияние его философии на современность.

Степень разработанности проблемы. В историко-философской традиции философия Ницше в контексте влияния ее на современных мыслителей выражена, на мой взгляд, по меньшей мере, в трех различных смыслах. Самым распространенным из них является вариант, где Ницше выступает, как своего рода праворадикальный философ, занимающийся критикой немецкой морали, политики, культуры. Этому посвящены работы Коплстона, Левита, Фулье, Шелера1 . Примерно такой же образ Ницше сложился в советской и в новейшей российской философии, где Ницше выступает реакционным идеологом социального переустройства немецкого общества, отстаивающим ценности пруссачества, диагностирующим кризисное состояние европейского общества и ищущим выход из него с помощью мифотворчества (идеи переоценки ценностей, Сверхчеловека, воли л к власти). Этому посвящена, например, статьи Д.Лукача, Б.Бернардинера, Б.Быховского ставшие по сути программными для понимания Ницше и ницшеанства в советской философии. В этом отношении оценка идей Ницше советскими историками философии 1950-x-l 960-х годов (С.Одуев, А.Богомолов, Т.Ойзерман, Ю.Мельвиль) сохраняет преемственность с идеями 1930-х годов. В 1970-80-х годах появляются новые моменты в осмыслении Ницше в СССР. Анализируются ницшевское понимание античности, его учение о воле, его консервативно-романтические идеи3, однако даже и в 1990-2000-х годах появляются работы, носящие схожий с советской критикой пафос восприятия Ницше как правого радикала4.

1 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.,2004; Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX век. СПб, 2002; Фулье А. Ницше и имморализм, М., 2006; Шелер М. Ресентимент в структуре моралей, СПб, 1999

2 Лукач Г. Ницше как предшественник фашистской эстетики //Литературный критик. 1934. № 12; Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. Л.; М.: Соцэкгиз. 1934.; Быховский Б. Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. №8-9. С. 112.

3 А. H. Мочкин Вокруг идейной эволюции Ницше // Вопросы философии. 1978. № 11. С. 136-141; Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1981. С.103-117; Философская эволюция Ницше // История зарубежной философии и современность. М., 1980. С.37-44; А.В.Михайлов. Ницше, // Философский словарь, М., 1983; А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. Буржуазная философия середины Х1Х-начала XX века, М.,1988.

4 Бугера В. Социальная сущность и роль философии Ницше, 2004

На втором месте по "условной популярности" следует либеральная трактовка идей Ницше, характерная для современной англоязычной философии, распадающаяся на условно "демократическое"5 (Хейтаб, Хант, Шоу, Ансель-Персон, Соломон) и "левоцентристское"6 (Неймас, Голомб, Ассуон, Шифт) направления. Здесь Ницше выставляется предтечей прагматизма Джемса и Рорти, структурализма и постструктурализма, анархизма, теорий "новых левых", пацифизма и так далее.

Существует и третий, не менее существенный пласт интерпретаций Ницше. Мыслители, относимые в рамках данной диссертации к этой традиции, акцентируют внимание на работах об истории, воли к власти и «вечном возвращении». Подобные трактовки характерны для Хайдеггера7, о л

Юнгера , Ясперса , а также многочисленных теоретиков консервативного движения в Европе в первой трети 20 века. Их рассуждения зачастую отождествляются с ницшевскими идеями, что делает их вторичным интеллектуальным продуктом, которыми они не являются, поскольку их философские концепции не предполагают эпигонское заимствование тем из работ Ницше. На Западе подобные темы поднимались в работах социальных философов и были связаны с рецепцией взглядов Ницше в политической философии — наиболее очевидной области знания, где реализовались концепты учения Ницше. В России сейчас в свет выходят публикации отечественных философов, в которых Ницше начинает восприниматься

5 Hatab Lawrence Nietzsche's On The Genealogy Of Morality, Cambridge, 2002; Lester H.Hunt Nietzsche and the origin of virtue Routledge, 1991; Tamsin Shaw Nietzsche's political skepticism Princeton University Press, 2007; Keith Ansell-Pearson Nietzsche and Modern German Thought Routledge, 1991; Robert C. Solomon Living with Nietzsche Oxford University Press, 2003

6 Alexander Nehamas The Eternal Recurrence // The Philosophical Review, Vol. 89, No. 3 (Jul., 1980); Nietzsche, godfather of fascism? : on the uses and abuses of a philosophy / edited by Jacob Golomb and Robert S. Wistrich. Princeton University Press, 2002; Paul-Laurent Assoun. Freud and Nietzsche The Athlone Press 2000; Shift Alan Nietzsche's French Legacy, Routledge, 2006

7 Хайдеггер M. Ницше (в 2 т.), СПб, 2006-2007

8 Юнгер Г. Ницше, М., 2001

9 Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2003 именно как идейный вдохновитель философского консерватизма начала 20 века (А. Перцев10, А.Мочкин11).

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является выявление наиболее явных и законченных рецепций философского наследия Ницше на консерватизм конца 19 и начале 20 века в английской и немецкой традиции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

• определить границы применения «консерватизма», «философского консерватизма» и выявить содержание «консервативной революции» в Германии на рубеже 19-20 веков;

• реконструировать идеи творчества Ницше, получившие развитие в философском консерватизме 20 века;

• систематизировать основные направления восприятия этих идей Ницше в англо- и немецкоязычной традиции (Шпенглер, Клагес, Хайдеггер, Юнгер, Манн, Леви, Бертрам)

• продемонстрировать влияние консервативной революции на западноевропейскую философию и общественную мысль в 20 веке.

Объект исследования - консервативная философия первой половины 20 века в англосаксонских странах (Германия, Австрия, Великобритания).

Предмет исследования — идеи Ф.Ницше, повлиявшие на становление философского консерватизма в Западной Европе рубежа 19-20 веков.

Методология и источниковедческая база исследования. В качестве источниковедческой базы настоящей работы были использованы опубликованные на русском языке переводы основных произведений Ницше, а также его так называемого "Наследия", а также широкий пласт исследований на английском и немецком языке, связанный с разработкой консерватизма как идеологии и философии в конце 19-первой половине 20

10 Перцев A.B. Фридрих Ницше у себя дома. Из-во Владимир Даль, 2009

11 Мочкин Л. Парадоксы неоконсерватизма, М.1999 века. Выбор цитируемых в диссертации работ философа отражает необходимый минимум первоисточников, требуемый для решения поставленных задач.

В ходе работы с источниками применялись принципы системного анализа и сравнительный подход, а для анализа ключевых программных произведений использовался метод философской герменевтики. Научная новизна.

В процессе исследования получены следующие теоретические результаты, которые в целом определяют новизну данной работы и выносятся на защиту: консерватизм», «философский консерватизм» и «консервативная революция» определены в историческом контексте рубежа 19-20 веков как радикально-революционная совокупность идеологий и учений, I описывающих состояние европейского общества в ситуации культурного кризиса и направленных на построение «лучшей жизни», на выработку новых исторических целей и на формирование новой философии через мифотворчество «золотого века»;

- идеи «консервативной» философии Ницше - историзм, «вечное возвращение», «рессентимент», отраженные в его творчестве, где он говорит об образовании и государственности в Пруссии, истории и культуре Европы, явились теоретическим фундаментом для формирования течений «консервативной революции» (неоконсерватизма);

- основные философские направления интерпретации идей Ницше в немецкой и английской традиции были связаны с восприятием идей метафизического понимания времени (Клагес, Хайдеггер), истории (Шпенглер, Георге) и морали (Клагес, Юнгер, Леви);

- влияние философского консерватизма на западноевропейскую философию первой трети 20 века представлено как конгениальное единство стратегий интерпретации идей Ницше в стремлении к поиску целостности как той ценности европейской культуры, которая была разрушена в период социальных, философских и научных революций.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В диссертации рассмотрены недостаточно исследованные в отечественном ницшеведении консервативные идеи Ницше и различных западноевропейских мыслителей первой половины 20 века, для которых эти идеи стали теоретическим фундаментом. Возможность определения ключевых положений нового подхода к осмыслению философских идей Ницше, ведущего к лучшему пониманию историко-философской значимости философов, идеологов и публицистов Германии и Англии на рубеже 19-20 веков, определяет социокультурный вектор понимания современной зарубежной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по истории философии в 20 веке.

Апробация результатов исследования. Использованные в диссертации выводы были отражены в выступлениях на конференциях, круглых столах, семинарах, посвященных проблемам наследия Ницше («Философия и жизнь», «Рациональность и вера», «Проблемы философской компаративистики» и «Ницше-семинар» в рамках Дней Петербургской философии в 2005-2009 годах), а также в ряде научных статей.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования:

Демидов М. Современные подходы к историко-философскому наследию Ницше в англоязычной традиции в 20 веке // «Этносоциум», №4, 2010. С. 108116. 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях: г

Демидов М. Образование как освобождение себя (Краткий взгляд на образовательную парадигму Ницше) // "В мире научных открытий" №1 Часть 1 2010, стр. 79-86. 0.7 п.л.

Демидов М. Тезисы доклада "Ницше рациональный: черновики" в рамках Первой независимой студенческой секции ДПФ-2009 в рамках VIII Международной научной конференции "Рациональность и вера", СПб, 2009. стр. 161-163 0,2 п.л.

Демидов М. Тезисы выступления "Ницше комичный "по ту сторону добра и зла" // "Философия и жизнь" (ДПФ-2009), СПб, 2009, 0,1 п.л.

Демидов М. «От «человеческого» к «постчеловеческому»: от Делеза к Фукуяме» // Компаративное видение истории философии. Сборник докладов на межвузовской конференции «Проблемы философской компаративистики». - СПб., 2008., 0,6 п.л.

Демидов М. ««Черновой» Ницше: альтернативный вариант прочтения» // Компаративное видение современной философии: Материалы межвузовской конференции. СПб, 2009., 1,0 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века"

Заключение

Современное состояние культуры и общества в мире и России в первое десятилетие 21 века, как и век назад вызывает к жизни целый спектр различных течений и направлений в мысли. В эпоху девальвации и переосмысления базовых ценностей снова становится актуальным подход или стиль мышления, базирующийся на инвариантных понятиях прошлого, консерватизм. В силу своей неоднозначности и неоднородности консервативные направления мысли малореализуемы в качестве практической программы действий, как в общественной жизни, так и в философии, но в теоретическом отношении это представляет собой основу для продуктивного историософского исследования идеологий и идей современности. В данной диссертации производится выявление наиболее явных и законченных рецепций философского наследия Ницше на консерватизм конца 19 и начале 20 века в английской и немецкой традиции. В процессе исследования получен ряд теоретических результатов, определяющих значимость исследования для истории философии.

Анализ основных произведений Ницше, в которых философ, так или иначе, выражает идеи, относимые к философскому консерватизму, а также дополнительной литературы (черновики, записи, письма) показывает, что в методологическом отношении предпринятый подход, выраженный в попытке создания «интеллектуальной истории», выражающей контекст эпохи второй половины 19 века и ее развития вплоть до Первой мировой войны, имеет право на существование и является корректным для истории философии. Основой для подобных изысканий может служить обширная источниковедческая база исследований о философии Ницше и консервативных идей в нем, накопленная в западной традиции преимущественно на немецком и английском языках. Будучи написанной только на языке оригинала и лишь в некоторых случаях фрагментарно переведенной на русский язык, данная литература остается сравнительно закрытым источником до сих пор, что представляет собой проблему для будущего рассмотрения отечественными исследователями творчества Ницше.

Сложность и неоднозначность феномена «консерватизма» в философском контексте предполагает обращение к большому количеству теоретических работ, написанных не только историками философии, историками и политическими публицистами, но и к большому незатронутому академической средой в контексте философии пласту работ деятелей культуры. Сформировавшаяся на рубеже 19-20 веков неоконсервативная мысль носила выраженный эстетический и политизированный характер. С помощью выражаемой через искусство чувственности эстетствующие философы и политики выражали идею той самой «воли к власти», трактуемой ими в сугубо виталистком ключе. Неоконсерватизм таким образом вставал в оппозицию классическому рациональному консерватизму тождества бытия и действительности в стиле немецкой классической философии и послереволюционной реакции. Тем не менее, сама идеология имела определенные различия в плане «технической» реализации того, что именно «консервируется» или охраняется от изменений - ход истории, ценности, национальные черты, социальные отношения и так далее.

В настоящем диссертационном исследовании показана возможность выделения из философии Ницше ее структурных элементов, выражающих ее генетическую связь с консерватизмом, без политической ангажированности выставления ницшеанства в свете каких-либо идеологий. Рецепция идей Ницше авторами «консервативной революции» воспринимается как одна из наиболее продуктивных альтернатив их прочтения в масштабе историографии западноевропейской мысли безотносительно к политическому потенциалу подобных интерпретаций. Для этого в качестве источников привлекаются как работы Ницше, в том числе, не входящие в основной блок его работ, в том числе, черновики к будущим произведениям, письма, разрозненные статьи, в которых можно увидеть достаточно четко декларируемые идеи проекта культурного обновления Европы и Германии по сугубо консервативному сценарию - через изменение образовательной и правовой парадигмы, позже - через интеллектуальное воспитание философов, деятелей культуры и в целом образованных людей, готовых к созданию собственных ценностей и реализации «воли к власти».

В работе показано отражение основных идей консервативной философии Ницше - историзма, «вечного возвращения», «рессентимента» - в его произведениях, а также произведен детальный анализ их развития и преобразования в феномен «консервативной революции» (неоконсерватизма), указаны основные этапы выстраивания новых мифов из ницшевских идей в интеллектуальной среде Германии и Англии в периоды после смерти Ницше и до Первой мировой войны, а также в эпоху Веймарской республики до прихода национал-социалистов к власти в Германии.

 

Список научной литературыДемидов, Михаил Иванович, диссертация по теме "История философии"

1. A Companion to Nietzsche. Edited by Keith Ansell Pearson. Blackwell Publishing, 2006

2. Cambridge Companion to Nietzsche. Cambridge University Press, 2006

3. Aschheim Steven E. The Nietzsche Legacy in Germany 18901990 Berkeley: University of California Press, 1990

4. Aydin Ciano Nietzsche on Reality as Will to Power: Toward an "Organization-Struggle" Model // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 33, 2007

5. E. Bertram, Nietzsche. Versuch einer Mythologie. Bonn, 1985

6. James Birx Nietzsche, Darwin & Evolution Canisius College Visiting Scholar, Harvard University, 2001-2002

7. Bishop Paul, Stephenson R.H. Nietzsche and Weimar Aesthetics // German Life and Letters, Blackwell, October 2009

8. Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. -Darmstadt, 1993

9. Thomas H. Brobjer Nietzsche's Affirmative Morality: An Ethics of Virtue // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 26, 2003

10. Patrick Bridgwater, Nietzsche in Anglosaxony: A Study of Nietzsche's Impact on English and American Literature (Leicester 1972

11. Bussche R. von dem. Konservatismus in der Weimarer Republik: die Politisierung des Unpolitischen. Heidelberg, 1998

12. Christoph Cox The "Subject" of Nietzsche's Perspectivism //Journal Of The History Of Philosophy 35:2 April 1997

13. G. Watts Cunningham Nietzsche on the Philosopher The Philosophical Review, Vol. 54, No. 2 (Mar., 1945), pp. 155-172

14. Daigle Christine Nietzsche: Virtue Ethics . . . Virtue Politics? // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 32, 2006

15. Richard Deming Strategies Of Overcoming: Nietzsche And The Will To Metaphor // Philosophy and Literature, 2004, 28: 60-73

16. Stefan George, Der Stern des Bundes , vol. 2 of Werke (Munich: Deutscher Taschenbuch, 1983)

17. Giles Fräser Redeeming Nietzsche: on the piety of unbelief, Routledge, 2002

18. Golomb Jacob Can One Really Become a "Free Spirit Par Excellence" or an Übermensch? // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 32, 2006

19. Paul E. Glenn The Politics of Truth: Power in Nietzsche's Epistemology // Political Research Quarterly, Vol. 57, No. 4 (Dec., 2004), pp. 575-583

20. Robert Gooding-Williams Nietzsche's Pursuit of Modernism // New German Critique, No. 41, Special Issue on the Critiques of the Enlightenment (Spring Summer, 1987), 95-108.

21. Gossler A. Publizistik und konservative Revolution: das «Deutsche Volkstum» als Organ des Rechtsintellektualismus 1918 1933. - Münster ; Hamburg ; London, 2001

22. Grillaert Nel Determining One's Fate: A Delineation of Nietzshe's Conception of Free Will // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 31, 2006

23. Edwin Dodge Hardin Nietzsche's Service to Christianity // The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 4 (Oct., 1914), pp. 545-552

24. Bertram M. Laing The Metaphysics of Nietzsche's Immoralism // The Philosophical Review, Vol. 24, No. 4 (Jul., 1915), pp. 386-418

25. Hatab Lawrence Nietzsche's On The Genealogy Of Morality, Cambridge, 2002

26. Steven V. Hicks, Alan Rosenberg Nietzsche and Untimeliness: The "Philosopher of the Future" as the Figure of Disruptive Wisdom// Journal Of Nietzsche Studies, Issue 25, 2003

27. Reinert, Hugo; Reinert, Erik S. (2006). "Creative Destruction in Economics: Nietzsche, Sombart, Schumpeter"

28. Lester H.Hunt Nietzsche and the origin of virtue Routledge, 1991

29. Huntington S.P. Conservatism as Ideology // American Political Science Review. Vol. 51, No. 2, 1957

30. Kaufmann W. Nietzsche Philosopher, Psychologist, Antichrist, NY. 1974

31. John Kekes Conservatism //Encyclopedia of Philisophy, vol.2, McMillan, 2006. Pp.466-467

32. Paul E. Kirkland Nietzsche's Honest Masks: From Truth to Nobility "Beyond Good and Evil" // The Review of Politics, Vol. 66, No. 4 (Autumn, 2004), pp. 575-604

33. Ludwig Klages, Handschrift und Charakter (Leipzig: J. A. Barth, 1921)

34. Lenk K. Deutscher Konservatismus. Frankfurt am Main, 1989

35. Mullin Amy Nietzsche's Free Spirit // Journal of the History of Philosophy 38:3 July 2000

36. Alexander Nehamas How One Becomes What One Is // The existentialists: critical essays on Kierkegaard, Nietzsche, Haidegger, and Sartre / edited by Charles Guignon. Rowman & Littlefield Publishers, Inc., London, 2004

37. Alexander Nehamas The Eternal Recurrence // The Philosophical Review, Vol. 89, No. 3 (Jul., 1980), pp. 331-356

38. Nietzsche Friedrich The Birth Of Tragegy & The Genealogy Of Morals / translated by Francis Golffing. — New York: Anchor Books, 1990. —300 pp.

39. Nietzsche, godfather of fascism? : on the uses and abuses of a philosophy / edited by Jacob Golomb and Robert S. Wistrich. Princeton University Press, 2002

40. Nietzsche's Moral and Political Philosophy // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2007

41. Robert Nola Nietzsche's Theory of Truth and Belief // Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 47, No. 4 (Jun., 1987), pp. 525-562

42. Andrea Rehberg The Overcoming of Physiology // Journal of Nietzsche Studies, Issue 23, 2002

43. Tamsin Shaw Nietzsche's political skepticism Princeton University Press, 2007

44. Lee Spinks Friedrich Nietzsche, Routledge, 2003

45. William MacKintire Salter. Nietzsche on the Problem of Reality Mind, New Series, Vol. 24, No. 96 (Oct., 1915)

46. Keith Ansell-Pearson Nietzsche and Modern German Thought Routledge, 1991

47. Ludwig Klages, Handschrift und Charakter. Leipzig: J. A. Barth, 1921.

48. Klemperer K. von. Konservative Bewegungen zwischen Kaiserreich und Nationalsozialismus. München, 1962

49. Leiter Brian Routledge Guidebook to Nietzsche on Morality

50. Carl Levine Social Criticism in Shaw and Nietzsche // The Shaw Review, Vol. 10, No. 1 (January, 1967)

51. Oscar Levy The Complete Works Of Friedrich Nietzsche, NY, 1909(1964)

52. Möhler A.Die Konservative Revolution in Deutschland 1918— 1932. 1989

53. Pannwitz, "Was ich Nietzsche und George danke," Castrum Peregrini 38, nos. 189/190 (1989)

54. Paul-Laurent Assoun. Freud and Nietzsche The Athlone Press 2000

55. Paulsen Friedrich, Väter und Söhne. Eine sozialpädagogische Studie aus der deutschen Gegenwart. (DRs Bd. 131, 33. Jg., IT. 8 v. Mai 1907, S. 225-238)

56. Dan Stone An 'Entirely Tactless Nietzschean Jew': Oscar Levy's Critique of Western Civilization // Journal of Contemporary History, Vol. 36, No. 2 (Apr., 2001)

57. Peter Fitzsimons Nietzsche, Ethics and Education An Account of Difference, Sense Publishers, 2007

58. Robert Gooding-Williams New German Critique, No. 41, Special Issue on the Critiques of the Enlightenment (Spring -Summer, 1987), 95-108.

59. Robert C. Solomon Living with Nietzsche What the Great Immoralist Has to Teach Us. Oxford University Press, 2003

60. Stefan Lorenz Sorgner Metaphysics without truth : on the importance of consistency within Nietzsche's philosophy, Marquette University Press, 2007

61. The Philosophy of Nietzsche (edited with an Introduction, by Geoffrey Clive). Meridian classics, 1984

62. John Richardson Nietzsche Contra Darwin // Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 65, No. 3 (Nov., 2002), pp. 537-575

63. Aaron Ridley Nietzsche on Art, Routledge, 2007

64. Sadler Ted Nietzsche: truth and redemption // Critique of Postmodern Nietzsche, 1995

65. Shift Alan Language, Metaphor, Rhetoric: Nietzsche's Deconstruction of Epistemology // Journal of the History of Philosophy 23:3 July 1985

66. Shift Alan Nietzsche's French Legacy, Routledge, 2006 Walter H. Sokel On the Dionysian in Nietzsche // New Literaiy History, 2005, 36: 501-520

67. Donald D. Stone Arnold, Nietzsche, and the "Revaluation of

68. Values" // Nineteenth-Century Literature, Vol. 43, No. 3 (Dec., 1988), pp. 289-318

69. Swassjan K. Die deutsche konservative Revolution, 1994 Ferdinand Tönnies, Der Nietzsche-Kultus: Eine Kritik, Leipzig: Reisland; 1906

70. John F. Whitmire, jr. The Many and the One: The Ontological Multiplicity and Functional Unity of the Person in the Later

71. Nietzsche // The Pluralist, Volume 4, Number 1 Spring 2009 : pp. 1-17

72. John T. Wilcox Truth and Value in Nietzsche: Study of his Metaethics and Epistemology. University of Michigan Press, 1974.

73. Will Dudley Hegel, Nietzsche, and Philosophy: Thinking Freedom, Cambridge, 2003

74. Patrick Wotling, Le vocabulaire de Nietzsche, Ellipses, 2001

75. Алленов С.Г. "Консервативная революция" в Германии1920-х начала 1930-х годов (Проблемы интерпретации) //

76. Полис (Политические исследования). 2003. № 4

77. Аркан А. Очерки социальной философии романтизма. СПб,2003

78. Батай Ж. О Ницше. М., Культурная революция, 2009 Бернадинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. Д.; М.: Соцэкгиз. 1934

79. Боборыкин П. Перевал: Роман // Вестник Европы. 1894 (NN1-6)

80. Бур до Ж. Властители дум: пророки силы, добра и красоты. Ренан. Штирнер. Ницше. Толстой. Рескин. М.: -Изд-во ЖИ, 2007

81. Быховский Б. Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. №8-9. С.112.

82. Вербицкая А. Ключи счастья: Роман-дайджест. Т. 1. ~ СПб., Северо-Запад, 1993

83. Гомес Т. Фридрих Ницше. М.: ACT Москва, Транзиткнига 2006

84. Гранье Ж. «Ницше» / пер. с фр. Чернышева В. А. М. Астрель, 2005.- 158 с.

85. Данто А. Ницше как философ. М.:Идея-пресс, 2000.

86. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2006

87. Делез Жиль "Ницше" / Перевод с французского С.Л.Фокина. — СПб: AXIOMA, 2010.

88. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше. М., 1991

89. Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. №4.

90. Дугин А.Г. Консервативная революция, М., 1994

91. Жаворонков А. История архива Ницше: конфликты и интерпретации, (http://www.nietzsche.ru/biograf/litera/history-arxiv/H08.02.20m

92. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века, М., 1988

93. Иоханнес де Граф. Этика имморализма— СПб, 2003.// "Звезда", №3 (с. 121-148)//о

94. Ионас Ганс "Принцип ответственности" — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.

95. Камнев В.М. Хранители и пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010.-470 с.

96. Клюсс Э. Ницше в России: эволюция морального сознания, СПб, 1999

97. Коплстон Ф. "История философии. XX век" / перевод с английского П. А. Сафронова.— М.: ЗАО "Центрполиграф", 2002. — 269 с.

98. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше.— М.: Республика, 2004. — 542 с.

99. Кралечкин Д. Фашизм, который прошел. По ту сторону академического иммунитета (http://liberty.ru/Themes/Fashizm-kotoryj-proshel.-Po-tu-storonu-akademicheskogo-immuniteta) (08.02.2011)

100. Краткий очерк истории философии, М., Мысль, 1969

101. Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX века. СПб: Владимир Даль, 2002.

102. Лейбель Е. Ницше: образы и мифотворчество. СПб, 2008

103. Лопатин A.M. Больная искренность. Заметки по поводу статьи В.Преображенского "Фридрих Ницше" // Вопросы философии и психологии. 1893. № 16. С. 109-114

104. Мальчевский Н. От логомахии к пневматологии ( о творчестве Л.Клагеса в свете русской философии) (http://www.hrono.ru/statii/2005/malchevlogo.html4) (08.02.2011)

105. Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994

106. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб, 2005.

107. Михайловский Н.К. Дарвинизм и ницшеанство // Русское богатство. 1898. № 2. С. 132-162

108. Михайловский Н.К. Еще о Ф.Ницше // Русское богатство. 1894. № 11.0тд.2. С.111-131

109. Михайловский Н.К. И еще о Ф.Ницше // Русское богатство. 1894. № 12. Отд.2. С.84-110

110. Михайловский H.K. О Максе Штирнере и Фридрихе Ницше //Русское богатство. 1894. № 8. Отд.2. С.151-172

111. Михайловский Н.К. О Ницше // Литературные воспоминания и современная смута. СПб., 1905. Т.2. Гл.1316

112. Мочкин А. Парадоксы неоконсерватизма, М. 1999.

113. Мочкин А.Н. Рождение "зверя из бездны" неоконсерватизма. М., 2002

114. Нилогов А. Кто сейчас делает философию в России? Т. 1. М., Поколение, 2007

115. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. : Культурная революция, 2005

116. Ницше Ф. Письма. — М. : Культурная революция, 2007

117. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т.7. Черновики и наброски, 1869—1873 гг. —М.: Культурная революция, 2007.

118. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т.8. Черновики и наброски, 1873—1885 гг. — М.: Культурная революция, 2008

119. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005

120. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т. 13. Черновики и наброски, 1887—1889 гг. — М.: Культурная революция, 2006.

121. Ницше и современная западная мысль: Сб. статей/под ред. В. Каплуна, СПб, 2003.130. . Ницше Ф. Антихрист. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. /пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.

122. Ницше Ф. Веселая наука. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.

123. Ницше Ф. Греческое государство. — Поппури, 2000.

124. Ницше Ф. К генеалогии морали. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.

125. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1./ пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.

126. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.

127. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.

128. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993

129. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.

130. Ницше Ф. Философская проза. О будущности наших образовательных учреждений. Минск, Попурри, 2000

131. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.

132. Нордау М. Вырождение. Современные французы. М., Республика, 1995

133. Одуев С. Ф. "Тропами Заратустры" — М.: Мысль, 1976. — 432 с.

134. Панкова Е. "Новое средневековье" в эстетике немецкого романтизма Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2005, №2, с. 82-83

135. Перцев A.B. Что действительно говорил Ницше?// Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. С. 291-304

136. Перцев A.B. Фридрих Ницше у себя дома. Из-во Владимир Даль, 2009

137. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993

138. Поэтика Ницше. Межвузовский сборник научных статей. СПб, 2010

139. Преображенский В.П. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии. 1892. № 15. С.115-160

140. Пушкин В. Г. Сущность метафизики. От Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб, 2003

141. Радеев А. Е. "Эстетика жизни" в философии Ницше. СПб, 2002

142. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890—1933 / пер. с англ. М.,2008.

143. Румянцева Т. Фридрих Ницше. Мн., Книжный дом, 2008

144. Руткевич А. М. Консерваторы XX века. М. : Изд-во РУДН, 2006

145. Свасьян К. Становление европейской науки. М.: Evidentis, 2002

146. Синеокая Ю. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение (http://www.nietzsche.ru/around/al7 1 .html) (08.02.2011)

147. Слотердайк П. "Критика цинического разума" / перевод с немецкого А. В. Перцева. — Екатеринбург: Изд-во

148. Уральского Государственного Университета, 2001. — 584 с.

149. Современная буржуазная философия, М. , Изд-во МГУ, 1972

150. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Мир искусства. 1899. №9

151. Соловьев B.C. Словесность или истина? // Полн.собр.соч. СПб., 1914. Т. 10. С.29-35

152. Рыков А. В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. СПб, 2007

153. Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. СПб. : изд-во СПбГУ, 2006

154. Умланд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2.

155. Файгингер Ганс "Нитцше как философ" / перевод с немецкого А. А. Малинин. — М.: Типо-литография А. В. Васильева и К, 1902. — 86 с.

156. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983

157. Фрейд 3. Избранное в 2 томах / под ред. Е. Жиглевич.— London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1969.

158. Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек — М.: ACT, 2004. — с.

159. Фулье А. Ницше и имморализм. М. : КомКнига, 2006

160. Хайдеггер Мартин. Ницше/ перевод с немецкого А. П. Шурбелева.— Том 1.— СПб: Владимир Даль, 2006. — 604 с.

161. Хайдеггер Мартин «Ницше» / перевод с немецкого А. П. Шурбелева. — Том 2. — СПб: Владимир Даль, 2007. — 458 с.

162. Р. Дж. Холлингдейл. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души, М.:Центрполиграф, 2002

163. Чиж В.Ф. Ницше как моралист. М., 2011.

164. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / под редакцией Т. И. Ойзермана. — М.: Прогресс, 1964. — 360 с.

165. Шел ер М. Ресентимент в структуре моралей, Перевод с немецкого А.Н.Малинкина, СПб, 1999

166. Шеллинг Ф. В. Философия искусства М.: Мысль, 1999

167. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993

168. Юнгер Фридрих Георг "Ницше" / пер. с немецкого А. В. Михайлова. — М.: Праксис, 2001. — 256 с.

169. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2003.